На ночь глядя разыгралась драма.
После многократных просьб не стрелять в комнате из пистолета с присоской и их игнора, присоска была изъята.
И полетели ножи (с)
Ребенок, обладая изрядным негативизмом и пафосом, выдал тираду о том, что он больше никогда не будет послушным, теперь он станет плохим и всем будет делать плохо. Впадая, естессно, в категории "навсегда!", "никогда!" и иже с ними. Еще в такие моменты он любит кричать, что все, больше никаких пап и мам, вы больше не будете у меня в доме итд. Слушать это столь же забавно, сколь и тревожно.
Дима завел педагогическую беседу, подводя к тому, что необходимо договариваться с людьми. Реакция ребенка весьма предсказуема: уходит в оборону, отвергая все предложения и отрицая все сказанное. В общем договариваться он не захотел. После разрыдался, бросился на диван, пискнув напоследок, что у нас больше не будет маленького человечка, его то бишь...
Понимаю, что дите в полном раздрае..конечно не прав, и игнорирование просьб действительно напрягает и очень..Но вспомнилась фраза "Человек более всего нуждается в любви и принятии, когда менее всего этого заслуживает"..да и гештальт явно не был завершен)) Подключаюсь к воспитательному процессу, усаживаю на колени. Сидит насупленный. Вспоминаю Гиппенрейтер и для облегчения раскрытия актуализирую ему состояние:
- Ты обиделся
- Да!
- Ты злишься
- Да!
- А что тебя обидело?
- Потому что вы все меня дразните!
- Кто именно тебя дразнит?
- Папа дразнит меня гобимом!
Понимаю, что у него поднялся пласт обиды, не относящийся к конкретной ситуации, однако имеющий место быть. Иди знай, как он там внутри себя все связывает, но факт, что выдает наружу, значит надо разбирать.
- а ты просил папу не называть тебя так?
- нет!
- а ты попробуй
После некоторых зажиманий гневно выдает: папа, не называй меня гобимом! и добавляет: а если еще раз назовешь - я вызову милицию и посажу тебя в тюрьму! (увлекается сейчас мультфильмами про нарушителей и служителей закона, смотрю свои границы пытается выставлять, как бы еще научить не нарушать чужие...).. Дима извиняется, снова актуализирую состояние, полегчало ли, после утвердительного ответа продолжаем разговор, подводя его к тому, что собственно произошло..
- ты обиделся еще на что-то?
- да!
- а на что еще ты обиделся?
- папа у меня все забирает!
Тут мы бродим по тупику, ибо ребенок склонен обобщать, кричит, что папа у него все забирает, но не говорит, что конкретно, придумывая вместо этого обобщения вроде "нужные мне вещи", "все" итд. Поэтому подвожу его напрямик к присоске. Спрашиваю, помнит ли он, как все произошло? Не помнит ...Проговариваю ситуацию, затем пускаюсь в длинное повествование о том, что в комнате стоят компьютеры, зеркало, если разобьется - полетят осколки, попадут в нас и приедут врачи делать нам операцию. Не уверена насчет этого приема, т.к. все, что касается врачей и лечения - ребенка страшит. Но он быстренько заявляет, что не хочет, чтобы врачи приезжали и делали нам операцию. ВОТ, вот поэтому папа и забрал у тебя присоску, чтобы врачи не приезжали! А далее предлагаю ему альтернативу, найти место, где стрелять можно. На ум сразу приходит санузел, там кроме унитаза сейчас ничего нет, стреляй не хочу. Идем туда, уже все довольны и счастливы, несколько раз стреляет и изъявляет желание идти играть с машинками. К слову стрелял, громко улюлюкая, Дима попросил чуток понизить громкость, отреагировал сразу. Есть контакт. Ну и напоследок объяснила ему, что то, что мы только что сделали - называется договариваться. Понравилось тебе договариваться? - да! - ну вот видишь, это совсем не страшно, а наоборот интересно, никому не обидно и никто не ругается..
На том и разошлись..
И таких ситуаций регулярно и много. Сегодня еще гладенько, как по учебнику..а иногда так уходит в оборону, что не знаешь, на какой козе подъехать..а учить взаимодействовать надо..подхватывать его в таких ситуациях, давая опору и проясняя, что к чему..потому как смотрю на его выбрыки сейчас и думаю о том, что впереди подростковый возраст и мне страшновато становится, что он будет выдавать тогда, если останется таким же..волчонком..
А еще задаюсь вопросом: это мы где-то провтыкали? или ребенок такой? ну действительно, он какой-то занадто пафосный, негативист и бесконтрольно эмоционирующий...
Думаю продолжение следует..