-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Marko201468

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.05.2015
Записей: 627
Комментариев: 0
Написано: 768


ШИЗОФРЕНИК -))

Четверг, 04 Февраля 2016 г. 10:39 + в цитатник

 

https://www.facebook.com/fazil.tonay?fref=nf
"В Кубышеве Постышев развернул широкую кампанию по поиску врагов народа в Куйбышевской области, необыкновенно жестокой даже по меркам 1937 года. Порой эта работа принимала поистине параноидальные формы. В частности, он внимательно, через лупу, изучал иллюстрации в печатных изданиях, обложки тетрадей для школьников, этикетки различных товаров и так далее. Во всех этих изображениях Постышев регулярно находил контуры фашистской свастики или человеческого черепа, силуэты Бухарина, Каменева или Зиновьева, простреленную голову Кирова или другие проявления контрреволюционной деятельности.
В середине 1937 года в магазинах Чапаевска и Сызрани вдруг не стало спичек, но проверка показала, что ящики с этим товаром штабелями лежат на складах. Торговые руководители объяснили, что продукция не отгружается в магазины по приказу Постышева, который при изучении спичечной этикетки нашел в линиях на ней отчетливый профиль Троцкого.
За то время, что Постышев руководил Куйбышевским обкомом (с июня 1937 по январь 1938 года), к уголовной ответственности привлекли 34540 человек. И около пяти тысяч расстреляли.."
Фото Фазиля Тоная.
Нравится


Всемирный день борьбы против рака 4 февраля

Четверг, 04 Февраля 2016 г. 09:57 + в цитатник

http://www.un.org/ru/events/cancerday/?utm_content...om&utm_campaign=buffer

Всемирный день борьбы против рака
4 февраля

«Нам надлежит делать больше, чтобы покончить с многочисленными трагедиями, которые приносит с собой заболевание раком. Приблизительно в одной трети случаев рак можно предотвратить, в других случаях эта болезнь излечима, если диагноз поставлен своевременно, а лечение начато на ранней стадии. Но даже в запущенных случаях больным раком пациентам следует обеспечивать паллиативный уход».
Из послания Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна

Постер Дня в 2016 году

Тема 2016 года: «Мы можем. Я могу»

 

Ежегодно 4 февраля во Всемирный день борьбы с раком Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и Международное агентство по изучению рака оказывают поддержку Международному союзу против рака в распространении информации о мерах по облегчению бремени этого заболевания.

Рак — это общее обозначение более чем 100 болезней, которые могут поражать любую часть организма. Одним из характерных признаков рака является быстрое образование аномальных клеток, прорастающих за пределы своих обычных границ.

До 40% случаев заболевания раком можно предотвратить, избегая контакта с такими известными канцерогенами, как табачный дым. При многих видах рака существует высокий шанс излечения в случае их раннего выявления и надлежащего лечения.

В 2016-2018 годах Всемирный день борьбы против рака проходит под лозунгом «Мы можем. Я могу». В этот день предлагается предпринять коллективные или индивидуальные меры по облегчению бремени рака.

 

Основные факты:

  • Рак является одной из основных причин смерти в мире — в 2012 году произошло 8,2 миллиона случаев смерти от рака.
  • Ежегодно большинство случаев смерти от рака происходит от рака легких, желудка, печени, толстого кишечника и молочной железы.
  • Наиболее часто встречаемые типы рака среди мужчин и женщин отличаются друг от друга.
  • Около 30% случаев смерти от рака вызваны пятью основными факторами риска, которые связаны с поведением и питанием, такими как высокий индекс массы тела, недостаточное употребление в пищу фруктов и овощей, отсутствие физической активности, употребление табака и употребление алкоголя.
  • Употребление табака является самым значительным фактором риска развития рака, который приводит к 22% глобальных случаев смерти от рака и к 71% глобальных случаев смерти от рака легких.
  • Инфекции, вызывающие рак, такие как HBV/HCV и HPV, приводят к 20% случаев смерти от рака в странах с низким и средним уровнем дохода.
  • В 2008 году около 70% всех случаев смерти от рака произошло в странах с низким и средним уровнем дохода.
  • По прогнозам, смертность от рака будет продолжать расти и в 2030 году произойдет 13,1 миллиона случаев смерти от рака.

 


Неудобная правда: участвовали ли советские граждане в Холокосте

Четверг, 04 Февраля 2016 г. 09:20 + в цитатник

Кто и как помогал нацистам в массовом уничтожении людей в восточной Европе, в том числе на территориях бывшего СССР?
Поговорили об этом с историком Ильей Альтманом, основателем научно-просветительского центра «Холокост»:

 
Рассказывает историк Илья Альтман
TVRAIN.RU
 
 
 

«Ян Карский — праведник мира»: человек, который не молчал Антон Долин — о документальной картине Славомира Грюнберга, герой которой первым сообщил мир

Четверг, 04 Февраля 2016 г. 09:08 + в цитатник

daily.afisha.ru/cinema/442-yan-karskij-pravednik-mira-chelovek-kotoryj-ne-molchal/

«Ян Карский — праведник мира»: человек, который не молчал
Антон Долин — о документальной картине Славомира Грюнберга, герой которой первым сообщил миру о холокосте.

Если имя Ян Карский говорит вам о чем-то, вы и сами пойдете на новый фильм. Хотя бы для того, чтобы услышать его голос (поверх которого в русском варианте звучит голос Сергея Юрского — удивительно уместный выбор) и увидеть лицо. Это лицо особенное, хотя вроде бы сходу не подберешь подходящих эпитетов: такие лица иногда встречаешь на старых голландских портретах. Судьба Карского тоже была необычной, она и создала ту ауру, которую сегодня чувствуешь даже через фильтр экрана, сидя в зрительном зале. Именно этот человек — польский офицер, по чистой случайности не оказавшийся среди расстрелянных под Катынью, — так же, почти случайно стал свидетелем массовых убийств евреев в варшавском гетто и одном из лагерей уничтожения, о чем успел сообщить правительству Великобритании и США уже в 1942-м.

 
 

Людмила Улицкая в Нью-Йорке

Понедельник, 01 Февраля 2016 г. 00:23 + в цитатник

Круглый стол с участием Людмилы Улицкой и других российских писателей и журналистов в Бруклинской библиотеке назывался Closing of the Russian Mind?, по-русски «Закрытие российского сознания?» с вопросительным знаком. По словам Улицкой, тему дискуссии придумали в ПЕН-клубе: «Сакральные 86 процентов. Удивительно, что власть поддерживают 86 процентов россиян».

 
Российская писательница приехала в США по приглашению ПЕН-клуба
GOLOS-AMERIKI.RU|АВТОР: СЕРГЕЙ ГУСЕВ
 
 
 

Без заголовка

Воскресенье, 31 Января 2016 г. 06:52 + в цитатник

"Конвенция по правам человека – под угрозой". Историческое выступление генсека СЕ В

Пятница, 29 Января 2016 г. 06:26 + в цитатник

Прекрасная новость!

Вторник, 26 Января 2016 г. 06:04 + в цитатник

Прекрасная новость! Канадские нейробиологи оказались настоящими энтузиастами идеалов науки - они решили выкладывать все исследования в открытый доступ и не защищать патенты. Впервые в мире, бескорыстно и благородно.

 
Таким способом ученые рассчитывают ускорить практическое использование фундаментальных исследований

Без заголовка

Понедельник, 25 Января 2016 г. 12:19 + в цитатник

Нотариус на страже интересов граждан: о новых функциях нотариата рассказали на телеканале «Россия 1».
В программе «Утро России» вышел сюжет о проблемах, возникающих при наследовании имущества, между родственниками. По мнению экспертов, многие споры были бы сняты, если наследодатели вовремя позаботились о написании завещаний. Тем более что сейчас законодателем созданы эффективные правовые механизмы защиты волеизъявления завещателя. Нотариальному документу придана повышенная доказательственная сила, а значит завещание невозможно подвергнуть сомнению без веских оснований. К тому же, нотариусы могут прибегать к видеозаписи процедуры составления завещания, чтобы в будущем при возникновении споров были объективные доказательства того, что воля наследодателя отражена верно, и он понимал суть своих действий.
http://www.mgnp.info/…/notarius-na-strazhe-interesov-grazh…/

 

 

 

Верховный суд определил, когда ребенка можно разлучать с матерью

Понедельник, 25 Января 2016 г. 12:11 + в цитатник

http://www.mk.ru/social/2016/01/22/verkhovnyy-sud-...ozhno-razluchat-s-materyu.html

Оставлять детей после развода с отцом служители Фемиды вправе только при наличии исключительных обстоятельств


Открытое письмо Владимира Войновича президенту России

Воскресенье, 24 Января 2016 г. 19:05 + в цитатник

https://openrussia.org/post/view/2976/

Господин Президент!

Если молодая украинская героиня Надежда Савченко умрет в российской тюрьме от голода, это, может быть, никак не оскорбит чувства вашего электората. Но вам следует подумать о том, какое впечатление это произведет на мировое общественное мнение. Вполне возможно и легко предсказуемо, что оно отреагирует на это даже острее, чем на присоединение Крыма и войну в Донбассе. Люди так устроены, что иногда смерть одного человека потрясает их больше, чем гибель сотен на поле боя. Отношение к вам за пределами нашей страны и сейчас незавидное, но после смерти Савченко вам лучше будет не появляться в столицах западных государств. Толпы людей будут встречать вас оскорбительными выкриками и швырянием в вас чем-нибудь дурно пахнущим. А имя Савченко станет нарицательным. О ней будут слагать легенды, писать книги, снимать фильмы и называть ее именем улицы и площади.
Пожалуйста, не позорьте лишний раз себя и Россию и не допустите гибели этой отважной женщины. 


Еврейский вопрос в Швейцарии и прямая демократия

Пятница, 22 Января 2016 г. 23:34 + в цитатник

http://www.swissinfo.ch/rus/%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%...%B0%D1%82%D0%B8%D1%8F/41909350

 

 

Автор: Оливье Пошар (Olivier Pauchard), swissinfo.ch.


  • поделиться: 
 Доступно на 9 других языках
Еврейское физкультурное общество, Берн, 1935 г. (zvg)

Еврейское физкультурное общество, Берн, 1935 г.

(zvg)

В январе 1886 года лица иудейского вероисповедания получили в Швейцарии право без ограничений выбирать себе место жительства в любом регионе страны. История борьбы еврейского населения за свои права является интересным историческим примером, показывающим как преимущества, так и недостатки системы всеобщего избирательного права и прямой демократии.

Долгое время «еврейский вопрос» в Швейцарии не приобретал какого-либо значения, с учетом того, что еврейство в этой стране всегда составляло исчезающе малую прослойку. В эпоху создания современного швейцарского национального государства в 19-м веке тема не то что бы обострилась, но приобрела адекватную рациональную форму, а потому стала более заметной, чем раньше. Свое начало «еврейский вопрос» в Швейцарии берет в 1798 году, после вторжения французов, когда в Конфедерации было принято решение рассматривать евреев в качестве иностранцев.

Решен же этот вопрос был более или менее в 1866 году, когда, как рассказала Иоханна Гурфинкель (Johanne Gurfinkiel), генеральный секретарь швейцарского Межрегионального координационного Бюро по вопросам борьбы с антисемитизмом и диффамацией (Coordination Intercommunautaire Contre l’Antisémitisme et la Diffamation – CICAD), «евреи получили в Швейцарии право на поселение в любом выбранном ими месте, на законных основаниях и без всяких ограничений».

В период «Реставрации» (с 1815 по 1830 гг.), когда кантонам была возвращена их государственная самостоятельность, центральные власти Швейцарии не обращали на «еврейский вопрос» практически никакого внимания, отдав его на откуп кантону Аргау, на территории которого проживало большинство швейцарских евреев. Евреи из Аргау поддерживали тесные связи с эльзасским еврейством, невольно сравнивая условия жизни для евреев в Швейцарии и Франции. Со времен революции французские евреи обладали абсолютным равноправием, став серьезными экономическими конкурентами для остальных граждан страны.

Неравенство в подходе

Прислушавшись к претензиям нееврейского населения, в 1808 г. Наполеон издал так называемый «Decret infame», вводящий определенные ограничения для евреев из Эльзаса, но не затрагивающий, одновременно, их прав и свобод как граждан Франции. Данный документ стал образцом для изданного 5 мая 1809 г. в кантоне Аргау «Закона о евреях», который рассматривал евреев как специальную «корпорацию» и ставил ее под защиту кантональных властей. В кантоне Аргау на евреев возлагались все гражданские обязанности, чего нельзя было сказать о гражданских правах.

На основании этого закона кантональные власти активно вмешивались в дела школьного образования, в порядок отправления еврейского религиозного культа (раввины потеряли функции нотариата). С 1820 г. раввин был обязан знакомить прихожан с официальными распоряжениями властей. С 1822 г. на него в


70-я годовщина ЭКОСОС, 22 января 2016 года

Пятница, 22 Января 2016 г. 22:56 + в цитатник

https://www.un.org/ecosoc/ru/events/2016/commemora...versary-ecosoc-22-january-2016

70-я годовщина ЭКОСОС, 22 января 2016 года

 

Специальное мероприятие

На мероприятии, посвященном 70-й годовщине ЭКОСОС, соберутся ключевые фигуры и другие заинтересованные стороны, участвующие — или участвовавшие в прошлом — в работе ЭКОСОС, чтобы отметить усилия ЭКОСОС в поддержку трех составляющих устойчивого развития — социальной, экономической и экологической. Опираясь на опыт и основные достижения в деятельности ЭКОСОС, участники рассмотрят, каким образом Совет может наиболее эффективно выполнять свой мандат и функции в поддержку осуществления, контроля и обзора Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.

На мероприятие приглашены нынешние и предыдущие члены Президиума и эксперты в области устойчивого развития. Они примут участие в работе дискуссионных форумов и в диалогах с государствами-членами, гражданским обществом и другими заинтересованными сторонами. 

Мероприятие состоится 22 января 2016 года с 10.00 до 13.00 в зале заседаний ЭКОСОС. Следить за мероприятием можно по хэштегу #ECOSOC70 или в Facebook.


Методы работы не подлежат раскрытиюПочему ФСБ отказывается выдавать уже рассекреченные документы

Среда, 20 Января 2016 г. 00:51 + в цитатник
13:12, 14 И



Комиссия по защите гостайны не считает нужным отменять свое заключение о продлении срока засекречивания большинства архивных документов ВЧК-НКВД-КГБ до 2044 года, так как «сведения о деятельности органов госбезопасности с 1917 по 1991 год сохраняют актуальность и их распространение может нанести ущерб национальной безопасности Российской Федерации».

Фото Ивана Павлова.

 

Иван Павлов

8 ч · 

Получили ответ на петицию о доступе к архивам ВЧК-НКВД-КГБ, которую подписали 60 тысяч человек.

Комиссия по защите гостайны не считает нужным отменять свое заключение о продлении срока засекречивания большинства архивных документов до 2044 года.

У комиссии два аргумента:
1) Сведения о деятельности органов госбезопасности с 1917 по 1991 года сохраняют актуальность и их распространение может нанести ущерб национальной безопасности.

Это прекрасный тезис, я считаю. В учебники истории войдет.

2) Материалов, касающихся массовых репрессий, решении о продлении срока засекречивания не касается, они должны быть доступны согласно ельцинскому указу о рассекречивании законодательных и иных актов, служивших основанием для массовых репрессий и посягательств на права человека.

Ерунда. Возьмем пример Сергей Прудовский, который добивался рассекречивании письма наркома Ежова, положившего начало «делу харбинцев» (расстреляны около 20 тысяч человек). Письмо отказались рассекретить именно со ссылкой на заключение комиссии по защите гостайны (тут подробнее https://meduza.io/…/14/metody-raboty-ne-podlezhat-raskrytiyu

 

)

А предложение комиссии обжаловать в установленном порядке «попытки использовать заключение для сокрытия информации, относящейся к репрессивной политике советского государства» - это уже совсем бессовестный сарказм, вы не находите?

Ответ полностью тут: http://cs627721.vk.me/v627721924/35d40/vMai84xFs1Y.jpg

 

Начало формы

Нравитс

Конец формы

 


НУЖНА ВАША ПОМОЩЬ!

Вторник, 19 Января 2016 г. 17:01 + в цитатник

й

 
 
 
 
Фото Сергея Мельника.
Фото Сергея Мельника.
Фото Сергея Мельника.
Фото Сергея Мельника.
Фото Сергея Мельника.
Сергей Мельник добавил 7 new photos.

 Друзья! Я ищу детские дома, интернаты, дома престарелых, многодетные и малоимущие семьи, пункты временного размещения беженцев с Украины, которые находятся в 

 

Людмила Улицкая о Рамзане Кадырове и диалоге власти с народом

Понедельник, 18 Января 2016 г. 10:43 + в цитатник

Центр новостей ООН - Пан Ги Мун представил Генеральной Ассамблее ООН «План действий по...

Пятница, 15 Января 2016 г. 23:58 + в цитатник

Сегодня Генеральный секретарь Пан Ги Мун представил делегатам Генеральной Ассамблеи ООН «План действий по предупреждению воинствующего экстремизма». В нем - более 70 рекомендаций, которые касаются укрепления мер безопасности и устранения причин, порождающих экстремизм.

«Воинствующий экстремизм - прямое посягательство на Устав ООН и серьезная угроза международному миру и безопасности. Мы все потрясены чудовищными преступлениями против человечности, которые совершают ДАИШ (ИГИ…

Продолжить чтение
 
Сегодня Генеральный секретарь Пан Ги Мун представил делегатам Генеральной Ассамблеи ООН «План действий по предупреждению…
UN.ORG

ИСТОРИЧЕСКИЙ АРХИВ

Пятница, 15 Января 2016 г. 23:36 + в цитатник
ИСТОРИЧЕСКИЙ АРХИВ

РГИА и исследователи. Архивные документы

В то время, как Российский государственный исторический архив всячески усложняет доступ к оцифрованным копиям документов, исследователи готовы делиться своим богатством.

Кирилл Белоусов предлагает ознакомиться с одним из документов РГИА:

"К 125-летию со дня рождения Осипа Мандельштама (род. 15 января 1891 г.) публикую копии документов, выявленных случайно в #‎РГИАпри работе с фондом Царскосельского дворцового управления

РГИА. Ф. 487. Оп. 7. Д. 5801. Л. 304-307"

 
 
Фото Кирилла Белоусова.
Фото Кирилла Белоусова.
Фото Кирилла Белоусова.
Фото Кирилла Белоусова.
Фото Кирилла Белоусова.
Кирилл Белоусов добавил 5 new photos.
6 ч
 

К 125-летию со дня рождения Осипа Мандельштама (род. 15 января 1891 г.) публикую копии документов, выявленных случайно в #‎РГИА при работе с фондом Царскосельского дворцового управления

 

РГИА и исследователи. Архивные документы

В то время, как Российский государственный исторический архив всячески усложняет доступ к оцифрованным копиям документов, исследователи готовы делиться своим богатством.

Кирилл Белоусов предлагает ознакомиться с одним из документов РГИА:

"К 125-летию со дня рождения Осипа Мандельштама (род. 15 января 1891 г.) публикую копии документов, выявленных случайно в #‎РГИАпри работе с фондом Царскосельского дворцового управления

РГИА. Ф. 487. Оп. 7. Д. 5801. Л. 304-307"

 
 
Фото Кирилла Белоусова.
Фото Кирилла Белоусова.
Фото Кирилла Белоусова.
Фото Кирилла Белоусова.
Фото Кирилла Белоусова.
Кирилл Белоусов добавил 5 new photos.
6 ч
 

К 125-летию со дня рождения Осипа Мандельштама (род. 15 января 1891 г.) публикую копии документов, выявленных случайно в #‎РГИА при работе с фондом Царскосельского дворцового управления

 

Доклад о положении детей в учреждениях системы соц.защиты населения и здравоохранения РФ. С ТЕХ ПОР МАЛО ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ...

Пятница, 15 Января 2016 г. 23:19 + в цитатник
Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и направляется в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Доклад составлен на основе изучения и анализа информации о состоянии и реализации прав и законных интересов детей-инвалидов и их семей в России, обобщения итогов рассмотрения поступивших к Уполномоченному коллективных и индивидуальных обращений граждан, сведений, полученных в результате посещения Уполномоченным и сотрудниками его рабочего аппарата детских домов-интернатов и других учреждений органов социальной защиты населения, образования и здравоохранения.
При подготовке специального доклада использованы материалы, предоставленные уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, членами Консультативного совета по правам ребенка и Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, данные государственной статистики, аналитические исследования, проведенные органами государственной власти и местного самоуправления, неправительственными правозащитными, научными и другими организациями, а также сообщения средств массовой информации.
Дети - будущее любой страны. Отношение к детям наряду с отношением к старшему поколению наиболее точно определяет состояние и уровень развития общества. Как признано мировым сообществом и провозглашено Конвенцией ООН о правах ребенка, для защиты прав детей необходимы специальные механизмы.
Сегодня стало очевидным, что состояние семьи и детства отражают глубокий кризис организации общества, перекосы в области социальной политики государства. По ряду ключевых показателей положение детей постоянно ухудшается.
Особую озабоченность вызывают массовые нарушения конституционных прав детей-инвалидов. Следует подчеркнуть, что деятельность в этой сфере должностных лиц государственных органов не в полной мере соответствует провозглашаемой политике и Конвенции ООН о правах ребенка.
Эта проблема неоднократно поднималась в официальных российских и международных документах.
Указывалось на нарушение конституционного права на образование и социальную интеграцию детей-инвалидов; на отсутствие действенной государственной системы поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, что остается серьезной проблемой и является одной из главных причин социального сиротства детей-инвалидов. Многие дети-инвалиды помещаются в детские интернатные учреждения, где нередко подвергаются жестокому обращению, унижающему человеческое достоинство.
Содержание
Основные проблемы детства и соблюдение прав детей-инвалидов в России
Международные правовые акты и российское законодательство, регламентирующие права детей-инвалидов
Основные нарушения прав и законных интересов детей-инвалидов
Рекомендации и предложения по соблюдению и реализации прав и законных интересов детей-инвалидов
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Основные нарушения прав детей-инвалидов, выявленные при рассмотрении жалоб и обращений, поступивших к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Основные документы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по проблемам защиты прав детей-инвалидов
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Альтернативный доклад - 2005 Коалиции неправительственных организаций в Комитет ООН по правам ребёнка (извлечения)
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Заключительные замечания Комитета ООН по правам ребенка (извлечения)
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Проект Концепции совершенствования системы медико-социальной экспертизы и комплексной реабилитации детей-инвалидов
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Положение детей с расстройствами аутистического спектра в Российской Федерации
Основные проблемы детства и соблюдение прав детей-инвалидов в России
В Российской Федерации на фоне устойчивого снижения численности населения и в связи с продолжающимся кризисом семьи, судя по ряду основополагающих показателей, положение детей находится в совершенно неудовлетворительном состоянии.
За последние восемь лет численность детей в возрасте до 18 лет уменьшилась в России с 35,8 миллиона до 29,1 миллиона, при этом количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за это же время выросло на 18 процентов и составило 734,1 тысячи. Число детей, постоянно живущих в интернатных учреждениях, составляет 477,8 тысячи, половина из них - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Ситуация усугубляется нестабильностью семейных взаимоотношений, связанных с рождением ребенка-инвалида. Рождение больного ребенка повергает всех членов семьи в шок. При этом в 50 процентах случаев отцы оставляют такую семью, и лишь 4 процента из них помогают воспитывать ребенка. 32 процента отцов никогда не встречаются со своими детьми. Мать одна вынуждена нести все бремя забот о ребенке-инвалиде, нередко находясь в состоянии тяжелой депрессии. В то же время уровень реальной помощи государства семье с ребенком-инвалидом за последние годы резко снизился. Так, размер ежемесячного пособия на ребенка с 1996 года вырос всего в 1,32 раза, доля прожиточного минимума детей увеличилась в 5-7 раз. Доля прожиточного минимума ребенка, покрываемая ежемесячным пособием, сократилась в 4 раза и составляет не более 3 процентов.
При этом, по данным официальной статистики, расходы на больного ребенка в 3 раза выше, чем на здорового. Душевой доход ниже прожиточного минимума имеют 72 процента семей с детьми-инвалидами, тогда как затраты на самую скромную еду составляют до 80 процентов семейного бюджета.
Отмечается распространение насилия в отношении детей и подростков, а также фактический рост числа безнадзорных и беспризорных детей, происходит омоложение преступности. Реальную угрозу для будущего России представляет рост незаконного оборота наркотиков и, как следствие, распространение наркомании среди несовершеннолетних. Увеличивается количество ВИЧ-инфицированных. Тревогу вызывает состояние здоровья подрастающего поколения, что связано с ухудшением медицинского обслуживания, в том числе фактическим развалом профилактической медицины, а также с социальными факторами, обусловленными крайне низким уровнем жизни значительной части населения, в первую очередь семей с детьми.
Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей-инвалидов, которые без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, приобщиться к современным достижениям цивилизации, найти себя в предстоящей взрослой жизни.
По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, на 1 января 2005 года численность детей-инвалидов, находящихся на учете в органах социальной защиты населения, составила 593,3 тысячи.
Основными заболеваниями у детей, которые приводят к инвалидности, являются психические расстройства и расстройства поведения, болезни нервной системы, врожденные аномалии, болезни глаза и другие. Вызывает тревогу рост у детей заболеваний крови, нервной и эндокринной системы, увеличение заболеваемости инфекционными болезнями. В структуре причин детской инвалидности преобладают нарушения функций психики и центральной нервной системы, умственная отсталость, нервно-психические и нервно-мышечные нарушения, нарушения скелета. Существенную роль играют нарушения слуха, зрения, а также функциональные нарушения при хронических соматических болезнях.
В 2003 году было зарегистрировано 37 118 больных детей с диагнозом, установленным впервые в жизни, в 2004 году таких детей зарегистрировано 36 471. Общее число больных детей снизилось, однако с учетом уменьшения численности населения этот показатель фактически не изменился (25,6 и 25,3 больных детей - с впервые установленным диагнозом на 100 тысяч населения - соответственно в 2003-м и 2004 году).
Данные Минздравсоцразвития России о числе детей-инвалидов не отражают истинную картину детской инвалидности, поскольку далеко не все российские дети своевременно проходят полное медицинское обследование, что затрудняет выявление заболеваний, своевременное установление детям инвалидности, их лечение и адаптацию. Кроме того, отсутствует единая система учета детей-инвалидов, что было отмечено в письме Генерального прокурора Российской Федерации от 1 февраля 2002 года Президенту Российской Федерации В.В. Путину "Об исполнении законодательства о социальной защите детей-инвалидов". До настоящего времени Правительством Российской Федерации такая единая система не создана.
Международные правовые акты и российское законодательство, регламентирующие права детей-инвалидов
Конституция Российской Федерации (ч. 4 ст. 15) признает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права. Права детей-инвалидов закреплены в Декларации прав ребенка (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года); Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 года; ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1962 года); Декларации о правах умственно-отсталых лиц (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1971 года); Декларации о правах инвалидов (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года); Конвенции о правах ребенка (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года; ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года); Всемирной декларации об обеспечении выживания, зашиты и развития детей (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 30 сентября 1990 года); Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года, резолюция 48/96).
Начиная с 90-х годов прошлого века в России было принято более 300 нормативных правовых актов, направленных на защиту интересов детей-инвалидов. После принятия Конституции Российской Федерации эти права были закреплены в Семейном кодексе Российской Федерации, Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, а также в Законе Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании", в Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", в Федеральном законе от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", в Федеральном законе от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и других. Особое значение имеет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющий государственную политику, в том числе и в области социальной защиты детей-инвалидов.
Вместе с тем ряд основополагающих требований международных актов в отношении детей-инвалидов пока еще не нашли своего отражения в российском законодательстве. По-прежнему отсутствует нормативно-правовое регулирование интегрированного (инклюзивного) образования и ранней коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, патронатного семейного воспитания, независимого контроля за соблюдением прав детей. Кроме того, и законодательная база, определяющая деятельность органов местного самоуправления, не соответствует задачам защиты прав детей.
В то же время совершенствование законов само по себе не решает проблему, поскольку сегодня остро стоит вопрос о неудовлетворительном исполнении действующего законодательства органами государственной власти Российской Федерации, и это является основной причиной массовых нарушений прав детей-инвалидов. Помимо этого, в законах часто отсутствуют механизмы их реализации.
Ситуация усугубилась с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" . Дети-инвалиды различных регионов России с 1 января 2005 года ? с того дня, когда закон вступил в силу ? были поставлены в неравные условия, что противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации. Нормы же вновь принятых в связи с этим изменений в законах "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "Об образовании" и других создали дополнительные препятствия для детей-инвалидов и молодых инвалидов к их социальной интеграции. Федеральным законом № 122 были сведены "на нет" начавшие было отлаживаться эффективные механизмы обеспечения помощи детям-инвалидам в негосударственном секторе.
В связи с принятием закона граждане в своих обращениях к Уполномоченному неоднократно выражали обеспокоенность значительным ухудшением положения детей-инвалидов и их семей. Не случайно вступление закона в силу вызвало в начале 2005 года проведение в ряде городов России демонстраций родителей детей-инвалидов. В связи с этим уместно вспомнить, что еще в ноябре 2004 года Уполномоченным было внесено в Правительство Российской Федерации предложение о переносе срока вступления в силу Федерального закона № 122. В предложении наряду с сомнениями, высказанными по поводу "действенных механизмов реализации" закона, предлагалось сосредоточить основные усилия на качестве его предварительной подготовки, что могло бы существенно снизить социальные издержки.
В настоящее время существует настоятельная необходимость изменить и дополнить нормы федерального законодательства, регламентирующего права детей-инвалидов, выработать механизмы неукоснительного исполнения уже принятых законов и в целом скорректировать государственную политику в отношении детства.
Основные нарушения прав и законных интересов детей-инвалидов
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" закрепил право детей-инвалидов на социальную защиту ? систему "гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности...". Основной целью этих мер является создание детям-инвалидам "равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества". К основным гарантированным российским законодательством правам детей-инвалидов наряду с общими для всех детей правами, такими как право на жизнь, на воспитание в семейном окружении, на получение бесплатной медицинской помощи, на образование, право не подвергаться жестокому или унижающему обращению, относятся также права на реабилитацию, санаторно-курортное лечение, на обеспечение специальными средствами передвижения, на безбарьерный доступ к жилым зданиям, учреждениям образования и здравоохранения, спортивным сооружениям, местам отдыха и учреждениям культуры. Дети-инвалиды имеют и многие другие права, гарантированные Конвенцией о правах ребенка, Конституцией и законодательными актами Российской Федерации.
Проблема соблюдения прав детей-инвалидов в Российской Федерации поднималась в Заключительных замечаниях Комитета ООН по правам ребенка, данных Российской Федерации по результатам рассмотрения Первого (1993 год), Второго (1999 год) и Третьего (2005 год) периодических докладов Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах ребенка; в ежегодных государственных докладах "О положении детей в Российской Федерации"; в докладе Генеральной прокуратуры Президенту Российской Федерации "Об исполнении законодательства о социальной защите детей-инвалидов" (февраль 2002 года); в обращениях Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, а также в представлении заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации (январь 2006 года).
В целом основные проблемы нарушений прав детей в России, которые поднимались на протяжении последних лет, не решаются до настоящего времени. Среди основных причин этого:
традиционный приоритет государственной поддержки направления в интернаты детей с нарушениями развития по сравнению с мерами по поддержке семьи (прежде всего, родной, затем - приемной и опекунской);
неисполнение норм действующего законодательства, связанного с реабилитацией и образованием детей-инвалидов;
непроработанность механизмов реализации законов, регламентирующих эту сферу;
лишение в результате принятия Федерального закона № 122 большинства семей возможности обращаться в негосударственные организации, которые дополняют (а иногда заменяют) государственную инфраструктуру помощи детям.
К сожалению, приходится констатировать, что, несмотря на, казалось бы, значительную законодательную базу, список нарушений прав детей-инвалидов достаточно велик.
О нарушении права детей-инвалидов жить и воспитываться в семье свидетельствуют следующие данные государственной статистики: 29 тысяч детей-инвалидов постоянно живут в домах-интернатах органов социальной защиты; 67 тысяч - в специальных (коррекционных) школах-интернатах органов образования; 5 тысяч - в домах ребенка. Таким образом, 17 процентов (101 тысяча) детей-инвалидов лишены семейной среды. При этом доля детей-инвалидов с отклонениями в умственном и психическом развитии детей, постоянно живущих в интернатных учреждениях, достигает 30 процентов и имеет тенденцию к увеличению.
Основная причина этого - неприемлемые социально-экономические условия, в которые поставлены многие семьи с детьми-инвалидами.
Государственная политика в отношении детей с выраженными аномалиями развития до сих пор была построена на приоритете "изъятия" их из общества, содержания в закрытых стационарных учреждениях. Государство упорно продолжает выделять гораздо больше средств на интернаты, чем на поддержку семьи или на альтернативное семейное устройство детей. На поддержание интернатной системы расходуются значительные государственные средства: средняя стоимость содержания ребенка в интернате составляет 14 тыс. рублей в месяц, тогда как пособие на ребенка, живущего в семье, в 5-7 раз меньше. Кроме того, поступающая к Уполномоченному информация свидетельствует о том, что детей-инвалидов с расстройствами психики и нервной системы, а также с множественными врожденными нарушениями (таких детей 95 тысяч) не принимают в детские сады, в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, отказывают в предоставлении услуг в центрах и отделениях социального обслуживания. Несмотря на развитие таких центров и отделений (по данным Минздравсоцразвития России, в 2004 году их было 605, а в 1994-м всего 71), призванных оказывать услуги по реабилитации и адаптации детей-инвалидов, число их заведомо недостаточно, а регулирующие их работу нормативные документы ориентированы на помощь детям с минимальными нарушениями, дети же с более тяжелыми формами инвалидности туда не попадают.
Родителям чаще всего совершенно невозможно получить для своих детей, имеющих серьезные психоневрологические нарушения, коррекционно-педагогические услуги. Им очень трудно противостоять настойчивым рекомендациям психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) и сотрудников органов социальной защиты передать больного ребенка на попечение государства.
Право каждого ребенка жить и воспитываться в семье закреплено в статье 54 Семейного кодекса Российской Федерации и распространяется на детей-инвалидов, лишенных попечения родителей. Для реализации этого права необходимо предпринимать меры к развитию различных форм альтернативного семейного устройства детей-инвалидов, в настоящее время воспитывающихся в интернатных учреждениях.
Основной причиной массового нарушения права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья жить и воспитываться в семье является тот факт, что за время, прошедшее после принятия ООН Конвенции о правах ребенка и Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, органы государственной власти России так и не приняли надлежащих законодательных и организационных мер по созданию условий для обучения и реабилитации детей-инвалидов по месту жительства и коррекционно-педагогической помощи в раннем возрасте. И это несмотря на то, что все упомянутые выше Заключительные замечания Комитета ООН по правам ребенка содержали в качестве основной рекомендации предложение об ограничении практики помещения детей в интернатные учреждения.
В связи с этим заслуживает изучения и распространения положительный опыт регионов, направивших свои усилия и финансовые средства на развитие институтов профилактики сиротства, а также усыновления, опекунства, приемных и патронатных семей. Этот опыт необходимо применить для наиболее незащищенной группы - для детей-инвалидов, что потребует создания по месту их жительства условий для коррекционно-педагогической реабилитации.
Право на образование принадлежит всем детям, включая детей-инвалидов независимо от причин инвалидности. Конвенция ООН о правах ребенка, ряд других международно-правовых актов, Конституция и законодательство Российской Федерации закрепляют право ребенка-инвалида на получение образования и реабилитацию в условиях максимально возможной социальной интеграции.
Однако на практике детей-инвалидов школьного возраста, которые не могут реализовать конституционное право на образование, сегодня около 200 тысяч. Эта цифра получена путем сопоставления данных Минобрнауки России о числе обучающихся детей-инвалидов и данных Минздравсоцразвития России о количестве детей-инвалидов в различных возрастных группах.
Особенно велик процент детей, не получающих образования, среди детей-инвалидов с отклонением в психическом и умственном развитии. В письме Минобразования России от 22 января 2004 года сообщалось, что дети-инвалиды, страдающие умственной отсталостью (коды F71, F72, F73 по МКБ-10), получают образование лишь в редких случаях, а законодательство в этой сфере исполняется неудовлетворительно . Так, в Тюменской области из 2082 детей-инвалидов этой категории обучаются только 50, в Краснодарском крае из 1194 таких детей школьного возраста обучаются 70, в Ставропольском крае ? всего 36. В Саратовской области в нарушение законодательства были объявлены "необучаемыми" 1685 детей-инвалидов. Дети с расстройствами аутистического спектра (коды F84.0, F84.1, F84.5 по МКБ-10), которых в России, по оценкам специалистов, не менее 150 тысяч, или не получают образования вообще, или поставлены в неадекватные условия получения образования.
Причины указанных нарушений прав детей-инвалидов имеют комплексный характер. В нарушение законодательства органы управления образованием не обеспечили в достаточной степени разработку примерных учебных планов и образовательных программ для детей-инвалидов с выраженными отклонениями в умственном развитии; не созданы также условия для обучения и воспитания детей-инвалидов в образовательных учреждениях. Исполнение законодательства об образовании детей-инвалидов не обеспечивается в целом: в нарушение статьи 4 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительством России не организовано исполнение Закона Российской Федерации "Об образовании" и Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части получения образования детьми-инвалидами.
В большинстве субъектов Федерации в нарушение пунктов 1, 6.1 и 7 статьи 29 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статьи 18 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" власти не обеспечивают в достаточной степени финансирование и организацию образования детей-инвалидов, в результате чего в субъектах Федерации значительная часть таких детей оказываются вне образовательного процесса. В течение ряда лет блокируются все усилия по внесению изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании", направленных на создание нормативной базы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим следует отметить, что на необходимость внесения таких изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" указывалось еще в Государственном докладе "О положении детей в Российской Федерации" (2000 год).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года № 861 был утвержден "Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях", а также размер компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели. В результате внесения в законодательство изменений, в связи с принятием Федерального закона № 122, из Закона Российской Федерации "Об образовании" оказались исключенными положения о компенсации затрат родителей на обучение детей в негосударственных образовательных учреждениях.
Кроме того, с 1 января 2005 года законодатель отказался от федерального регулирования вопросов воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и внес соответствующие изменения в статью 18 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", передав полномочия по определению порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, а также размеров компенсации затрат родителей на эти цели на уровень субъектов Российской Федерации, предусмотрев выплату указанных компенсаций за счет региональных бюджетов. Таким образом, размеры исчисления компенсаций на эти цели будут существенно различаться, что в принципе не позволяет обеспечить равный объем образовательных услуг в разных регионах России. Одна из форм образования, перечисленных в законе, направленно и дискриминационно лишена федерального финансирования.
Министерством образования и науки Российской Федерации были разработаны и изложены в письмах (2004 год) предложения по вопросам, требующим решения Правительства Российской Федерации. В документе был намечен комплекс мер по обеспечению права на образование детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии, включая меры по развитию ранней психолого-педагогической помощи, дошкольного и основного общего образования этих детей, включая их интегрированное образование. Однако органы исполнительной власти медлят с реализацией полезной инициативы. Ряд подзаконных актов противоречат законодательству. Так, приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 августа 2005 года № 535 "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" была прямо установлена классификация по дискриминационным признакам таким, как "неспособность к обучению", "неспособность к общению", "противопоказанность трудовой деятельности".
В нарушение действующего законодательства психолого-медико-педагогические комиссии продолжают выносить заключения о "необучаемости" некоторых категорий детей-инвалидов и направляют их в интернатные учреждения системы социальной защиты, которые не имеют ни лицензий на право ведения образовательной деятельности, ни соответствующих специалистов и педагогов в штате.
Не могут в полной мере реализовать свое право на образование дети с нарушениями слуха и зрения, поскольку в России недостаточно учебников и литературы, напечатанной по специальным методикам, слуховых аппаратов и других технических средств, помогающих детям с сенсорными нарушениями получать полноценное образование и учиться жить свободно и независимо.
Особое место среди многих проблем детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата занимают трудности доступа к учреждениям образования и здравоохранения, жилым зданиям и транспорту, спортивным и культурным учреждениям, что делает их жизнь фактически изолированной от общества.
Значительная часть трудностей обучения и воспитания детей-инвалидов в системе образования связана с острым дефицитом квалифицированных кадров - коррекционных педагогов (педагогов-дефектологов), психологов, воспитателей и социальных педагогов, недостаточным уровнем их подготовки. Очень многие выпускники факультетов коррекционной педагогики и специальной психологии (дефектологических) не идут работать в специальные (коррекционные) образовательные учреждения из-за неадекватной зарплаты и низкого престижа труда учителя-дефектолога. Еще в недавнем прошлом эти специалисты считались элитой педагогического сообщества. Особенности обучения детей-инвалидов как в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, так и в системе общего образования требуют внесения существенных изменений в учебные планы не только факультетов коррекционной педагогики и специальной психологии (дефектологических), но и ряда других (прежде всего, факультетов дошкольного воспитания и учителей начальных классов).
Если вопросы реализации права каждого ребенка на образование поднимаются как государственными, так и общественными организациями, то вопросы общего развития детей-инвалидов, в том числе культурного и спортивного, приходится решать семье и отдельным энтузиастам. Опыт работы некоторых образовательных, муниципальных и общественных организаций показывает, что дети-инвалиды способны заниматься в драматических и танцевальных кружках и спортивных секциях, участвовать в конкурсах и олимпиадах, реализовывать себя в живописи и музыке. При этом дети, имеющие возможности развития за пределами семьи и образовательных учреждений, испытывают меньшее чувство неполноценности, психологического дискомфорта, впоследствии легче интегрируются в общество. Таким образом, существует необходимость ориентировать государственную систему дополнительного образования на работу с детьми-инвалидами.
Современные методы диагностики позволяют выявить большинство отклонений в развитии ребенка (хотя бы на уровне группы риска) уже в возрасте до трех лет. Применяемые во всем мире программы коррекционно-педагогической помощи детям раннего возраста позволяют существенно улучшить развитие ребенка и тем самым оказать решающее влияние на всю его дальнейшую жизнь. Более половины детей, прошедших через систему качественной дошкольной коррекционно-педагогической помощи, могут обучаться в образовательных учреждениях общего назначения, а не в специальных (коррекционных) школах или классах, затраты на обучение в которых значительно выше. Поэтому одним из основных направлений реформирования системы специального образования Коллегия Минобразования России своим решением от 9 февраля 1999 года определила "создание на основе учреждений детского здравоохранения и психолого-медико-педагогических комиссий (консультаций) единой государственной системы раннего выявления отклонений в развитии, раннего вмешательства и консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии; развитие системы коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях".
Несмотря на это, единая система раннего выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционно-педагогической помощи до настоящего времени не создана, и только немногие дети с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, получают коррекционно-педагогическую помощь в раннем возрасте, хотя в ряде регионов (например, в Псковской, Свердловской, Самарской областях, Москве, Санкт-Петербурге) положительный опыт такой работы существует.
Важнейшей задачей является организация обучения детей-инвалидов в системе общего образования, так называемого интегрированного образования, что признано мировым сообществом основной формой социальной интеграции детей-инвалидов.
Базовым принципом интегрированного образования, определенным ЮНЕСКО, является прием в обычные школы "всех детей, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие способности" и "создание соответствующих условий их обучения на основе педагогических методов, ориентированных, в первую очередь, на потребности детей".
Вопрос о создании интегрированного образования неоднократно поднимался в официальных документах, в частности в Постановлении Государственной Думы от 20 мая 1999 года № 3993-II ГД, в указанном выше решении Коллегии Минобразования России и распоряжении Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756-р "Об утверждении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года". Вместе с тем федеральные органы государственной власти до сих пор не обеспечили создания законодательной, нормативной и методической базы интегрированного образования и не организовали подготовку кадров в этой области.
Право на реабилитацию должно обеспечивать полноценную жизнь ребенка-инвалида, его социальную интеграцию, полное или частичное восстановление способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности и направлено на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности.
Основные направления реабилитации детей-инвалидов в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" включают в себя:
восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;
профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;
социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;
физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
Этим же законом предусмотрена индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) - документ, содержащий комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий. Форма ИПР, выдаваемая федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭ), утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 ноября 2004 года № 287.
На основании индивидуальной программы реабилитации ребенку-инвалиду могут быть предоставлены технические средства реабилитации и оказаны услуги по медицинской, социальной, профессиональной, психолого-педагогической реабилитации.
В нарушение закона органами медико-социальной экспертизы в массовом порядке не составляются индивидуальные программы реабилитации инвалида. В некоторых бюро МСЭ при установлении ребенку инвалидности или переосвидетельствовании родителям до сих пор предлагают подписать отказ от составления ИПР. На основании этого "отказа" должностные лица не выполняют одну из основных своих обязанностей. Эта противозаконная ситуация отмечалась и в докладе Генерального прокурора Российской Федерации "Об исполнении законодательства о социальной защите детей-инвалидов" (2002 год), и подтверждается результатами проверок, проведенных прокуратурой Москвы и аппаратом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в течение 2005 года.
В тех случаях, когда ИПР все же составлена согласно закону, ее практическая реализация, как правило, невозможна, поскольку определенные ИПР мероприятия и услуги могут быть представлены только в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации федеральным перечнем. В порядке реализации статьи 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" такой "Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно"первоначально был утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2004 года № 1343-р. Однако перечень был предельно неконкретен и тем самым не мог выполнять основную функцию - обеспечивать бесплатное предоставление мероприятий и услуг, гарантируемых законодательством и формой индивидуальной программы реабилитации.
В перечне, в частности, полностью отсутствовали мероприятия по социальной реабилитации, включающей социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию, которая закреплена в статье 9 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и определяется как основное направление реабилитации инвалидов. И несмотря на то, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р утвержден новый расширенный перечень, радикально ситуацию это не изменило.
Таким образом, нормативным актом Правительства России снижен минимально гарантированный объем социальной защиты по сравнению с тем объемом, который установлен законом и соответствующими международными актами. Это прямо противоречит воле законодателя и лишает детей-инвалидов, жизненно необходимого направления реабилитации, к тому же дает должностным лицам дополнительные причины мотивации для отказа родителям в предоставлении услуг по социальной реабилитации.
Если родители все же смогли получить услугу, хотя бы в негосударственном секторе, предусмотренная законодательством компенсация семье средств на реабилитационные услуги органами социальной защиты не производится. Добиться ее получения можно только по решению суда. Такие, впрочем, довольно редкие, случаи все же имеются.
Важнейшей составляющей процесса реабилитации является профессиональная подготовка с обеспечением возможности дальнейшего трудоустройства. Необходимо решить проблему оценки доступности рабочих мест инвалидам с детства с учетом объективно имеющихся у них трудовых ограничений. Так называемые "трудовые рекомендации", которые получают инвалиды в результате освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы, нередко не только не способствуют их рациональному трудоустройству, но и часто препятствуют ему. Установление инвалидам с детства по результатам МСЭ ограничения способности к трудовой деятельности III степени создает непреодолимые препятствия к их трудоустройству и приводит к тому, что теряют работу уже трудоустроенные инвалиды.
Все это указывает на необходимость совершенствования системы медико-социальной экспертизы и комплексной реабилитации инвалидов в целом. В процессе подготовки настоящего доклада принимала участие группа ученых Центра социального проектирования РАЕН во главе с академиком РАЕН, профессором С.Н. Кавокиным. Ими разработана Концепция совершенствования системы медико-социальной экспертизы и реабилитации детей-инвалидов, которую после апробации в ряде регионов страны и усовершенствования можно было бы предложить к практической реализации.
Одной из наиболее тяжелых категорий, имеющих серьезные ограничения жизнедеятельности, являются слепоглухие дети. В настоящее время, по данным Всероссийского общества слепых, слепоглухих инвалидов в Российской Федерации насчитывается не менее 12 тысяч, из них примерно половина - дети.
В отношении этой категории инвалидов необходимо определить отдельный статус, поскольку согласно утвержденной классификации и критериям, используемым при осуществлении медико-социальной экспертизы, отсутствует соответствующая градация (МСЭ их определяет либо как глухих, либо как слепых).
Особо остро стоит вопрос о нарушениях прав детей-инвалидов - воспитанников интернатных учреждений.
В 2005 году в 152 стационарных учреждениях социального обслуживания воспитывалось 28,7 тысячи детей. В этих учреждениях должны содержаться дети с умственными и физическими недостатками, не способные себя обслужить, нуждающиеся в постоянном уходе и находящиеся на полном государственном обеспечении. Однако в этих учреждениях проживает значительное число детей, которые не имеют грубых психических расстройств, связанных с утратой способности к самообслуживанию. В ряде случаев этих детей используют в домах-интернатах для обслуживания других детей, на хозяйственных работах и в подсобных хозяйствах. Со всей определенностью это было установлено в ходе проверок, проведенных аппаратом Уполномоченного совместно со специалистами, учеными, руководителями правозащитных объединений в течение 2005 года в домах-интернатах Московской, Смоленской, Тверской, Владимирской областей. Так, прокурором Тверской области по результатам проверки установлены факты использования труда без оплаты ? семь девушек в возрасте от 15 до 17 лет выполняли в подсобных хозяйствах весь комплекс работ по уходу за животными. Директору Кашаровского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями прокуратурой Тверской области внесено соответствующее представление.
В некоторых домах-интернатах упомянутых областей грубо нарушаются права детей на неприкосновенность личности, защиту от физического и психологического насилия, жестокого обращения, от эксплуатации и применения методов, унижающих человеческое достоинство.Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации проинформировал об этих фактах глав администраций и прокуроров субъектов Федерации и ожидает конкретных действий по решению проблем.
Особую тревогу вызывает положение детей, находящихся на "постоянном постельном режиме", а также детей, содержащихся в отделениях для "необучаемых". Они вообще лишены какого бы то ни было воспитания из-за отсутствия соответствующих ставок воспитателей. По данным Росстата, в 2004 году в детских домах-интернатах на "постоянном постельном режиме" находилось 17,2 процента (4 917) детей, а к категории "необучаемых" относилось 37 процентов (10 461) детей. Так, в Кольчугинском доме-интернате для умственно-отсталых детей (Владимирская область) в таком положении находятся 65 детей, в Красно-Дубравском доме-интернате Московской области ? 60 детей, в Ново-Никольском детском доме-интернате Смоленской области - 28 детей.
Помимо прочего, как следует из ответа прокурора Тверской области, полученного на запрос Уполномоченного, до настоящего времени Кашаровский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями не укомплектован кадрами: вакантными остаются должности логопеда, восьми воспитателей и 22 палатных санитарок.
К тому же в детских домах-интернатах нарушается право детей, нуждающихся по состоянию здоровья в медицинском уходе, на получение соответствующей медико-социальной помощи и медицинского ухода, которые должны оказываться специалистами, что предусмотрено частями 1 и 2 статьи 20 Основ законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан". В связи с тем что ставки палатных медсестер не установлены, уход за детьми осуществляют санитарки-мойщицы или младшие медсестры, которые не являются специалистами, что противоречит постановлению Минтруда России от 27 августа 1997 года № 43 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации".
Как следует из поступающих к Уполномоченному обращений, а также по данным, полученным в результате проверок, проведенных аппаратом, имеют место многочисленные факты, когда к детям "в дисциплинарных целях" применялись сильнодействующие психотропные препараты. В ходе проверок только в Тверской области было выявлено 11 случаев, когда подросткам старше 15 лет назначалось психотропное лечение без письменного согласия, что нарушает требования статьи 11 Закона Российской Федерации от 1 мая 1992 года № 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
Широко распространена практика неправомерного помещения детей в детские дома-интернаты фактически на пожизненное проживание, поскольку по достижении совершеннолетия их переводят в аналогичные интернаты для взрослых. Одна из причин этого явления ? использование устаревшей инструкции "О медицинских показаниях и противопоказаниях к приему в дома-интернаты", утвержденной в 1978 году и до сих пор еще не пересмотренной Минздравсоцразвитием России. Вместе с этим администрации спецучреждений не выполняют требования статьи 43 Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", согласно которым они обязаны не реже одного раза в год проводить освидетельствование больных с участием врача-психиатра с целью решения вопроса об их дальнейшем нахождении в учреждении. Формулировки диагнозов, указанные в заключениях психолого-медико-педогагических комиссий, во многих случаях не согласуются между собой и не соответствуют Международной статистической классификации болезней, травм и причин смерти (МКБ). К тому же врачи учреждений по-прежнему не всегда используют МКБ для установления и формулировки медицинских диагнозов, а также международную классификацию функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ) для описания социально-реабилитационных потребностей ребенка.
Значительная часть детей, проживающих в детских домах-интернатах, по достижении 14-летнего возраста ограничиваются в дееспособности в судебном порядке с нарушением действующего законодательства. Так, в нарушение части 1 статьи 284 ГПК РФ судебные заседания по поводу ограничения дееспособности проводятся в отсутствие детей, несмотря на то, что состояние здоровья и возраст многих из них позволяет им присутствовать в суде. Нарушается также часть 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". В противоречии с ней судебные решения об ограничении дееспособности выносятся на основании лишь того, что несовершеннолетние страдают психическими заболеваниями и уже находятся в учреждениях социального обслуживания. Так, в ответ на обращение Уполномоченного прокурор Тверской области сообщил: "Прокуратурой области в президиум Тверского областного суда в связи с нарушениями норм материального и процессуального права внесены представления в порядке надзора на судебные решения, состоявшиеся по 33 гражданским делам (31 дело - об ограничении дееспособности и 2 - по делам о признании недееспособным) на предмет отмены и направления дела в тот же суд на новое рассмотрение".
В домах-интернатах нарушается право детей на частную жизнь. Так, нередко дети и подростки не имеют личных вещей, в том числе одежды, отдельных тумбочек (шкафчиков) для их хранения. Пространство их жизнедеятельности крайне ограничено, помещения переполнены, дети не имеют возможности уединиться.
Дети, проживающие в детских домах-интернатах, полностью зависят от сотрудников учреждения и не защищены от произвола персонала. Так, в ходе проверок, проведенных в течение 2005 года, Уполномоченным выявлены нарушения прав детей, предусмотренных Конвенцией о правах ребенка и российским законодательством, в Московской, Смоленской, Тверской, Владимирской областях. О фактах нарушений было сообщено главам администраций и прокурорам этих субъектов Российской Федерации. В ходе проверок дети жаловались на применение по отношению к ним психологического и физического насилия со стороны некоторых воспитателей и санитарок. Их зачастую били, заставляли старших подростков раздеваться в присутствии других лиц, стоять на коленях. Так, в Ново-Никольском детском доме-интернате Смоленской области воспитанников в целях наказания за "проступки" помещали к тяжело больным детям.
Работа по установлению правового статуса детей и оформлению необходимых документов в некоторых детских специализированных учреждениях организована крайне неудовлетворительно, что приводит к нарушению жилищных и имущественных прав воспитанников. Одной из причин полной незащищенности детей в детских домах-интернатах является их закрытость, отсутствие внешнего контроля за соблюдением прав воспитанников. О необходимости создания системы общественной инспекции в данной сфере неоднократно заявляли общественные правозащитные организации, эти предложения были поддержаны Комитетом ООН по правам ребенка и нашли свое отражение в его рекомендациях Правительству России 1999-го и 2005 года.
Очевидно, что подход к организации условий жизни детей в интернатах, а также к подбору кадров, в том числе профильных специалистов, должен быть изменен. Жизнь в интернатах должна бытьорганизована по принципу семейных групп с небольшим количеством детей. Необходимо, чтобы такие учреждения имели статус образовательных учреждений. Здания и помещения интернатных учреждений, комнаты, где живут дети-инвалиды, должны не только отвечать всем существующим санитарным нормам, но и соответствовать современным эстетическим представлениям.
В системе социальной помощи в настоящее время возрастает роль организаций негосударственного сектора: общественных объединений, ассоциаций, благотворительных фондов, организаций родителей детей-инвалидов. Дополняя работу государственных структур образования и социальной защиты населения, гражданское общество изыскивает новые пути организации социального пространства помощи детям. Благодаря конструктивной и твердой позиции гражданского общества решаются многочисленные проблемы соблюдения прав детей-инвалидов, оказывается реальная помощь семьям таких детей.
Однако государство недостаточно активно стимулирует развитие благотворительности и меценатства в интересах детей-инвалидов.
Рекомендации и предложения по соблюдению и реализации прав и законных интересов детей-инвалидов
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, поддерживая предложения государственных органов и общественных объединений, ученых и специалистов по совершенствованию механизмов защиты прав и свобод детей-инвалидов, считает необходимым сделать следующие выводы и рекомендации, а также внести предложения по восстановлению и реализации их прав и законных интересов.
По мнению Уполномоченного, основными причинами нарушения прав детей-инвалидов и их фактической дискриминации являются:
ненадлежащее исполнение действующего российского законодательства государственными органами и должностными лицами;
несовершенство законодательной и нормативной базы, регулирующей защиту прав детей (и детей-инвалидов в частности) в России;
неудовлетворительная финансовая поддержка как семей, в которых есть дети-инвалиды, так и организаций и учреждений, осуществляющих их обслуживание и поддержку;
недостаточное понимание обществом и государством существа проблемы детской инвалидности и важности помощи этой категории российских граждан.
Для устранения указанных причин представляется необходимым усиление прокурорского и общественного контроля за соблюдением прав детей-инвалидов; качественное улучшение судебной защиты их прав; изменение финансовой политики государства в направлении обеспечения возможно более полной реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов; модернизация системы образования с целью обеспечения обучения и воспитания детей-инвалидов в общеобразовательных и специальных учреждениях по месту жительства в условиях проживания в семье.
В связи с этим Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации предлагает:
Законодательные меры:
1. Принять Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (в части обеспечения права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья", устанавливающий:
o право детей данной категории на получение коррекционной помощи в раннем детском возрасте;
o механизм создания специальных условий для обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях различных типов и видов, в том числе в общеобразовательных;
o новый перечень специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в том числе для обучающихся, воспитанников с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями эмоциональной сферы и поведения, со слепоглухотой, с другими сложными недостатками;
o обязанность бюджетов субъектов Российской Федерации финансировать дополнительные затраты, обусловленные особенностями обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе затраты на создание специальных условий для их обучения и воспитания в общих и специальных образовательных учреждениях, а также содержать обучающихся, воспитанников данной категории в образовательных учреждениях.
2. Внести в Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", в Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в Закон Российской Федерации "Об образовании" изменения и дополнения, предусматривающие:
o осуществление социального обслуживания обучающихся детей-инвалидов, нуждающихся в данных услугах, в образовательных учреждениях;
o финансирование из федерального бюджета расходов на воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях в части реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, включенных в "Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду".
3. Принять федеральный закон, устанавливающий федеральный минимальный гарантированный уровень социальной защиты детей-инвалидов.
4. Внести в Семейный кодекс Российской Федерации изменения и дополнения, создающие правовые основы для устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в патронатные (профессиональные) семьи, а также правовые основы для организации социального сопровождения (патроната) кровных и замещающих семей, в которых воспитываются дети-инвалиды.
5. Рассмотреть возможность внесения дополнений и изменений в Федеральный закон от 22 августа 2004 года №122-ФЗ в части, регламентирующей права детей-инвалидов.
6. Принять разработанный общественными организациями федеральный закон "Об общественном наблюдении за обеспечением прав и законных интересов воспитанников детских интернатных учреждений".
7. Усилить административную ответственность за нарушение норм Градостроительного кодекса Российской Федерации в части обеспечения безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов, в том числе для детей-инвалидов.
8. Внести в федеральное законодательство изменения и дополнения, предусматривающие увеличение компенсации по уходу за ребенком.
Правительству Российской Федерации:
1. В типовые положения "О дошкольном образовательном учреждении", "Об общеобразовательном учреждении" и "Об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи", внести изменения и дополнения, предусматривающие предоставление бесплатной коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в раннем возрасте, включая консультирование их семей, и создание условий для интегрированного образования.
2. При разработке Федеральной целевой программы "Дети России" на 2007-2010 годы в подпрограмме "Дети-инвалиды" основным приоритетом определить поддержку мероприятий по созданию условий для получения образования ребенком-инвалидом по месту жительства в условиях воспитания в кровной либо замещающей семье.
3. Включить в "Федеральный гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р:
o мероприятия по социальной реабилитации, включающие "социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию";
o мероприятия и услуги в части, касающейся образования детей-инвалидов раннего, дошкольного и школьного возраста;
o стандартизированные параметры для различных видов реабилитации детей-инвалидов - в соответствии с формой индивидуальной программы реабилитации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 ноября 2004 года № 287.
4. Разработать национальную программу по сохранению семейной среды для детей-инвалидов и по развитию альтернативных семейных форм устройства детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью постепенного сокращения количества детей-инвалидов, находящихся в интернатных учреждениях.
5. Утвердить Типовое положение "О психолого-медико-педагогической комиссии" с целью обеспечения прав детей-инвалидов на лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию, вытекающих из пункта 10 статьи 50 Закона Российской Федерации "Об образовании".
6. Расширить количество программ федеральных каналов телевидения, сопровождаемых сурдопереводом.
7. Поручить соответствующим министерствам и ведомствам разработать комплексные меры, обеспечивающие соблюдение прав детей-инвалидов на культурное, творческое и физическое развитие, а также определить механизм и сроки их реализации.
8. Разработать федеральную систему учета детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, содержащую характеристики каждого ребенка-инвалида и данные о его потребностях в различных видах реабилитации.
9. Провести реформирование детских интернатных специализированных учреждений по принципу небольших "семейных групп". Создать специальные коррекционные образовательные учреждения на базе детских домов-интернатов системы социальной защиты.
Министерству образования и науки Российской Федерации:
1. Создать нормативную и методическую базу интегрированного образования и ранней коррекционно-педагогической помощи детям-инвалидам младшего возраста.
2. Создать условия для индивидуализации коррекционно-обучающих программ для детей с отклонениями в умственном и психическом развитии.
3. Усовершенствовать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (в том числе, с детьми-инвалидами) в системах общего и специального образования.
Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации:
1. В целях пресечения практики неправомерного помещения детей в детские дома-интернаты признать утратившей силу инструкцию от 27 декабря 1978 года № 145 "О медицинских показаниях и противопоказаниях к приему в дома-интернаты".
2. Признать утратившим силу четвертый абзац части "е" пункта 6 Приказа от 22 августа 2005 года № 535 "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" в виду неприемлемости содержащейся в нем формулировки "неспособность к обучению".
Министерству юстиции Российской Федерации:
1. Провести правовую экспертизу нормативных правовых актов в области образования и социальной защиты детей-инвалидов, утвержденных до 1990 года и действующих в настоящее время.
Генеральному прокурору Российской Федерации:
1. Усилить прокурорский надзор за соблюдением законодательства в отношении детей-инвалидов, их прав и законных интересов.
2. Обеспечить принятие прокурорами действенных мер прокурорского реагирования в отношении лиц, не исполняющих предписаний об устранении в указанный срок выявленных прокурорами нарушений прав детей-инвалидов.
3. Подготовить методические рекомендации по организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства о защите прав и законных интересов детей-инвалидов.
Пленуму Верховного Суда Российской Федерации:
1. Обобщить практику рассмотрения судами дел в отношении детей-инвалидов с целью информирования судей и принятия судами обоснованных решений.
2. Дать официальное толкование части 1 статьи 45 ГПК РФ в части полномочий прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод несовершеннолетних граждан в случае их нарушения законными представителями несовершеннолетних.
Естественно, что за рамками этого специального доклада остались еще многие вопросы соблюдения прав и законных интересов детей-инвалидов в России. Однако хочется надеяться, что настоящий доклад, его выводы и предложения станут:
основой для совместной деятельности государства и общества по совершенствованию законодательства и обеспечению конституционного права детей-инвалидов на достойную жизнь, а также права на свободное развитие;
действенным инструментом мониторинга и контроля за соблюдением прав детей-инвалидов в Российской Федерации;
средством привлечения внимания всего общества к необходимости соблюдения принципа равных прав и возможностей для детей с нарушением здоровья.
Уполномоченный по правам человека 
в Российской Федерации
В.П. ЛУКИН
 
10 мая 2006 г.
Приложение 1
ОСНОВНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ЖАЛОБ И ОБРАЩЕНИЙ, ПОСТУПИВШИХ К УПОЛНОМОЧЕННОМУ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Несовершенство критериев и процедуры установления инвалидности и обеспечения лечения детей-инвалидов.
Сын гражданки Ф. из Башкортостана (жалоба № Ф-410 от 18.01.05) получил ожоги 25% (по утверждению Ф. эти данные занижены, и реально это 45%) поверхности тела (предплечья и кисти, грудь, живот, бедра, голени, промежность), в результате чего возникло постожоговое срастание пальцев (синдактилия) и контрактуры ряда суставов. В установлении инвалидности сыну матери ребенка было отказано, хотя обоснованность отказа требует проверки. Оперативное лечение проведено за счет государственных средств, но консервативное лечение, которое в таких случаях длится годами и стоит очень дорого, без льгот, предоставляемых в связи с инвалидностью, семья обеспечить не может.
10-летняя дочь гражданки З. из Ставропольского края (жалоба № З-435 от 19.10.05) страдает бронхиальной астмой, в инвалидности ей отказано. Мать не жалуется на это обстоятельство, но обеспечить полноценное лечение дочери не в состоянии, что с большой вероятностью может привести к инвалидности через несколько лет. Аналогичные проблемы в связи с таким же заболеванием своего ребенка описывает гражданка П. из Приморского края (жалоба № П-837 от 18.07.05) - астма в настоящее время без дыхательной недостаточности, но денег на лечение у семьи нет; если дыхательная недостаточность сформируется (что в описанных гражданкой П. условиях фактически неизбежно), то тогда будет установлена инвалидность и государство возьмет на себя заботу о лечении. Приведенные примеры показывают, что профилактическая направленность отечественного здравоохранения реализуется не последовательно и не в достаточной степени.
Владимиру Г. из Смоленской области (жалоба № Г-252 от 04.03.05) отказано в установлении статуса инвалида с детства. Его заболевание (болезнь Пертеса) носит хронический (или пожизненный) характер, и достигнутые в результате лечения положительные изменения не снимают необходимости в продолжении фактически такого лечения, однако его финансирование перекладывается на семью.
Сыну гражданки Ч. из Мордовии (жалоба № Ч-245 от 08.06.05), потерявшему глаз вследствие онкозаболевания, отказано и в установлении инвалидности и в протезировании.
Сыну гражданки Е. из Мурманской области (жалоба № Е-369 от 17.11.05), страдающему ДЦП и аллергическими расстройствами, также сняли инвалидность, что повлекло за собой снятие соответствующих льгот и ухудшение возможностей лечения и ухода за ребенком.
О таких же проблемах сообщают:
1.
o гражданка К. из Чувашии (жалоба № К-3877 от 10.11.05) - в 16 лет дочери сняли инвалидност

A 40-WATT LASER SHOTGUN. REALLY.

Пятница, 15 Января 2016 г. 22:50 + в цитатник


Поиск сообщений в Marko201468
Страницы: 31 ... 27 26 [25] 24 23 ..
.. 1 Календарь