-Цитатник

Jeffrey Hein - (0)

Jeffrey Hein ...

Женщины-классики: 17 художниц, которых вы не знали - (0)

Женщины-классики: 17 художниц, которых вы не знали Художницы разных эпох, остававшиеся в тени бол...

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ТРАТЫ ЭНЕРГИИ и НАКОПЛЕНИЕ ЭНЕРГИИ - (0)

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ТРАТЫ ЭНЕРГИИ и НАКОПЛЕНИЕ ЭНЕРГИИ ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ТРАТЫ ЭНЕРГИИ НА УРОВНЕ Ф...

Чулки в живописи. Часть 10 - (0)

Чулки в живописи. Часть 10   Чулки в живописи. Час...

Чулки в живописи. Часть 8 - (0)

Чулки в живописи. Часть 8 Чулки в живописи. Часть 8 автор поста KYKOLNIK Некоторые картины...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в MatyldaBelaya

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 52) Старое_фото Царство_Кулинарии Рецепты_домохозяек Клуб_мастериц Вопросы_Батюшке про_искусство Ответ_на_вопрос Барахолка_лирушника ИСКУССТВОбезГРАНИЦ Live_Memory Необычные_памятники Читальный_зал Дом_Кукол Восток-Запад-Север-Юг Аудиокниги Моя_кулинарная_книга _В_И_Н_Т_А_Ж_ Ветеринарный_кабинет КУЛИНАРНАЯ_ПАЛИТРА Это_волшебное_ПЛАТЬЕ Сообщество_Творческих_Людей Радуга_женственности Вяжем_спицами_и_крючком ХоЧуНиМаГУ Искусство_звука _СТРАНА_ЧУДЕС_ История_и_культура Усы_лапы_и_хвост ОСЕНЬ_и_ЗИМА Интерьер Кошколюбам Комиссар_Рекс Книжный_БУМ _Италия_ культ_кино A_Propos Al_America Andrey_Tarkovskiy Art_Deco_style Camelot_Club Decor_Rospis Geo_club inspired_by_beauty Прогулки_по_планете Котомания Make_up Pour_l_amour_de_l_art master-klass Рецепты_приготовления Неизвестная_Планета Клуб_Красоты_и_Здоровья Я_-_МАСТЕРИЦА
Читатель сообществ (Всего в списке: 14) Дамские_хитрости AbhaziaTrip АРТ_АРТель Мода_и_стиль_с_Сусловым О_Самом_Интересном Обитель_Тьмы Delirium_skill eau_de_source Fashion_TIME_JM Холистика Кино-Видео-На-Лиру OSINKA_CLUB Wandelhalle This_is_Erotic

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.03.2010
Записей: 23048
Комментариев: 2176
Написано: 29864

Мария Воробьёва-Стебельская-парижская русская художница

Понедельник, 28 Августа 2017 г. 11:13 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Мария Воробьёва-Стебельская-парижская русская художница

Маревна (настоящее имя Мария Брониславовна Воробьёва-Стебельская, 14 февраля 1892, Мариинский Посад— 4 мая 1984, Лондон) — русская художница и мемуаристка русско-польского происхождения, принадлежала к Парижской школе.

Портрет Маревны работы Модильяни. 1919

Слева – Мария Воробьёва-Стебельская (Маревна). Автопортрет, 1929 г. Справа – Маревна. Портрет Пабло Пикассо, 1956
Слева – Мария Воробьёва-Стебельская (Маревна). Автопортрет, 1929 г. Справа – Маревна. Портрет Пабло Пикассо, 1956

Мария Воробьева-Стебельская (Маревна) вращалась в кругу самых талантливых художников и писателей своего времени. Максим Горький придумал ей псевдоним, Илья Эренбург и Максимилиан Волошин посвящали ей стихи, Амедео Модильяни, Пабло Пикассо и Диего Ривера писали ее портреты. Она стала одной из самых ярких фигур Парижской школы живописи и монпарнасской богемы, однако на родине ее имя было забыто.

Маревна. Слева – Сенегальский солдат, 1932. Справа – Мария с птицей

Маревна. Слева – Сенегальский солдат, 1932. Справа – Мария с птицей


Когда я думаю о своём детстве, я будто снова вдыхаю ароматы дикой степи, сырой древесины на берегах Волги и Казанки[4], запахи бескрайнего леса, опавших листьев, осени. Я родилась в деревне близ Чебоксар <...>

"Деревня" близ Чебоксар — это город Мариинский Посад, ныне районный центр Чувашии. Отец был переведён на Кавказ и она оказалась в Тифлисе, где начала учиться живописи, в 1910 году приехала в Москву, поступила в Строгановское училище, училась вместе с Осипом Цадкиным.

Marevna Vorborieff and Marika Rivera

В 1912 году переехала в Париж, поселилась в Улье. Сблизилась с кубистами, подружилась с Пикассо и другими обитателями артистического Монпарнаса, наиболее близко — с Эмилем Леже и Хаимом Сутиным.  Занималась прикладным искусством, работала для различных домов моды. Прозвище, ставшее псевдонимом художницы, ей дал Максим Горький, с которым она познакомилась на Капри.

 Горький сказал ей: «Ни у кого никогда не будет такого имени, гордись и оправдай его. Но не стоит ехать в Париж, там ты угоришь».

Слева – Маревна. Автопортрет с натюрмортом, 1917. Справа – А. Модильяни. Портрет Маревны, 1919

Слева – Маревна. Автопортрет с натюрмортом, 1917. Справа – А. Модильяни. Портрет Маревны, 1919


Париж в начале XX в. был настоящим центром нового искусства. Город был заполнен молодыми и, как правило, неимущими поэтами, писателями и художниками со всего мира. В этой гигантской тусовке, называвшей себя богемой, прошли боевое крещение лучшие мастера прошлого столетия. Девочка из провинции, сначала почти не говорившая по-французски, жила и работала бок о бок с Матиссом, Пикассо, Шагалом, Модильяни и Сутиным. И, разумеется, попала под влияние сразу всех художников парижской школы.

Первые французские работы Маревны – своеобразная смесь входившего в моду кубизма с уже устаревающим пуантилизмом. Яркие картинки, составленные из точек, напоминали ей средневековые христианские мозаики, среди которых прошло ее детство на Кавказе. 

Но становление Маревны как художницы также  произошло именно в Париже, начиная с 1912 г. Она находилась под сильным влиянием Парижской художественной школы. Ее работы представляют собой синтез пуантилизма, кубизма и примитивизма.

Маревна. Слева – Портрет Диего Риверы, 1960. Справа – Портрет Марка Шагала, 1956

Маревна. Слева – Портрет Диего Риверы, 1960. Справа – Портрет Марка Шагала, 1956


Маревна была одним из самых ярких персонажей парижской богемы. «Мы были молоды, глубоко преданы искусству, верили в наш дар и наши силы, у нас была энергия, чтобы выживать, работать и, конечно, любить», – вспоминала художница. 

Веселая жизнь продолжалась три года, до тех пор, пока на ее жизненном пути не возник  сердцеед Диего Ривера. Риверу  Маревна впервые увидела в кафе на Монпарнасе. Его слава как художника была еще далеко впереди, а пока он был известен своим темпераментом и любовью к женскому полу. " В 1917 году Ривера неожиданно увлекся Маревной. Характеры у них были сходные - вспыльчивые, ребячливые, чувствительные. Два года спустя у Маревны родилась дочь Марика…" Маревна жила с Диего шесть лет  Уезжая в родную Мексику, Ривера оставил Маревне на память дочку Марику, которая впоследствии стала известной балериной .

Энергичная, общительная красавица Маревна стала одной из самых ярких фигур парижской богемы. Ее переменчивый нрав, странные манеры и экзотические костюмы привлекали внимание даже самых эксцентричных жителей Монпарнаса. О ней говорили, ее обсуждали, ей посвящали стихи. Вот только художественные достижения Маревны мало интересовали ее великих коллег. А она, даже поглощенная многочисленными романами, продолжала потихоньку учиться, упорно искала свой собственный стиль. 

Маревна. Триптих *Посвящение монпарнасским друзьям*, 1962. Часть вторая. Слева направо – М. Волошин, Х. Сутин, М. Горький, Маревна, И. Эренбург и О. Цадкин

Об экстравагантным нарядах Маревны и ее многочисленных романах говорил весь Париж. Творчеству уделяли куда меньше внимания, хотя художница все свое время посвящала изучению живописи. Днем она посещала Русскую академию М. Васильевой, а также академии Зулоаги и Коларосси, а вечера проводила в окружении своих друзей-художников. 

Маревна. Триптих *Посвящение монпарнасским друзьям*, 1962. Часть третья. Слева направо: Н. Гончарова, М. Ларионов, Ж. Кокто, С. Дягилев, И. Стравинский, П. Пикассо

Маревна. Триптих *Посвящение монпарнасским друзьям*, 1962. Часть третья. Слева направо: Н. Гончарова, М. Ларионов, Ж. Кокто, С. Дягилев, И. Стравинский, П. Пикассо
 

Увлечение современными направлениями живописи и общение с гениальными художниками сыграло с ней злую шутку: ее картины называли интересными и оригинальными, но безнадежно вторичными. Критики писали, что «в середине ХХ ст. Маревна оказалась практически единственной художницей, в чьем творчестве надежно законсервировались новаторские идеи полувековой давности». Ее творчество снисходительно называли «дамским рукоделием» и отмечали отсутствие в нем эволюции – работы 1920-х и 1960-х гг. принципиально друг от друга не отличаются.

Маревна и опекавший ее М. Волошин | Фото: liveinternet.ru

Маревна и опекавший ее М. Волошин 

Тем не менее творческое наследие Маревны ценно уже хотя бы потому, что она создала серию портретов своих знаменитых современников – Риверы, Пикассо, Модильяни и других, а также написала три книги воспоминаний: «Жизнь в двух мирах», «Жизнь с художниками «Ля Рюш» («Улья») и «Воспоминания кочевницы», в которых содержатся интересные наблюдения над жизнью богемного Парижа начала ХХ в. 

Маревна. Слева – Портрет Амедео Модильяни, 1955. Справа – Портрет Осипа Цадкина

Маревна. Слева – Портрет Амедео Модильяни, 1955. Справа – Портрет Осипа Цадкина

Художница Маревна | Фото: liveinternet.ru

Художница Маревна 

В 1952 г. состоялась персональная выставка картин Маревны в Лондоне, в 1942 и 1953 гг. – в Париже, компания ВВС сняла о ней документальный фильм «Маревна и Марика». А в России долгое время художница была неизвестна, но в 2004 г. в Третьяковской галерее провели выставку ее работ, были изданы ее мемуары, и о ней заговорили. 

Маревна. Слева – Портрет Анри Матисса, 1956. Справа – Портрет Ильи Эренбурга, 1956

Маревна. Слева – Портрет Анри Матисса, 1956. Справа – Портрет Ильи Эренбурга, 1956

Поначалу Маревна "угорать" не собиралась. Не многие интересовались творческими успехами художницы, зато ее знали как неутомимую тусовщицу, героиню бесконечных романов и любовных интрижек. Уже на склоне лет Маревна напишет книгу с многообещающим названием: "Моя жизнь с художниками улья", в которых поведает массу интимных подробностей из жизни отцов-основателей европейского авангарда.

Homage to Friends from Montparnasse, 1962__Маревна

"Одно наше появление на улице привлекало всеобщее внимание, – вспоминала художница. – Впереди – уверенной походкой, размахивая тростью с ацтекскими фигурками, огромный, бородатый Ривера. Дальше я – в розовой широкополой шляпе, отцовской накидке, велосипедных бриджах и черных туфельках. Потом Модильяни – он шел, декламируя строчки из "Ада" Данте. За ним Сутин, раскрасневшийся и сияющий после плотного обеда с возлияниями. Далее – Эренбург с лошадиным лицом, похожий на льва Волошин, Пикассо и Макс Жакоб, один в огромном "пальто кубиста", на голове жокейская кепка, другой – в приталенном пальто, черном цилиндре, белых перчатках и гетрах..."

The atelier of Diego Rivera in Rue du Dеpart (Diego Rivera, Ehrenbourg and Juan Gris), Paris in 1916__Маревна

С пятидесятых годов Маревна начала воздвигать себе прижизненный памятник. Как раз к этому времени все описанные ею в мемуарах люди искусства стали почти классиками, поэтому упустить возможность и не определить раз и навсегда свое место в истории искусства вообще и в "парижской школе" в частности было нельзя. Она написала три книги воспоминаний - "Жизнь в двух мирах", "Жизнь с художниками "Ля Рюш" ("Улья") и "Воспоминания кочевницы", в которых рассказала о своей жизни "среди великих". Организовала несколько персональных выставок, активно участвовала в групповых.

Маревна. Модильяни, Кислинг и Сутин, 1914

Маревна. Модильяни, Кислинг и Сутин, 1914

Но для большей наглядности она создала целый ряд громадных полотен-посвящений своим монпарнасским друзьям, одиночных и групповых портретов, в котором и себе отвела скромную роль. "Одна из Них". В этом сказались ее несомненная житейская прозорливость и способности к пиару. 

Первая персональная экспозиция Маревны открылась в галерее верного поклонника ее таланта Гюстава Кана «Quotidien» в 1929 году. В 1936-м собиратель работ Модильяни Леопольд Зборовски организовал для Маревны другую выставку. В 1942-м ее работы показывались в оккупированном Париже. Экспозиция «Неоимпрессионизм» в Музее Соломона Гуггенхайма (1968), или «Женщины-художницы Парижской школы» в Женеве (1975), или «Безумные годы Монпарнаса» в Париже (1979)....Вещи Маревны занимали там весьма почтенное место, и в результате и Музей Гуггенхайма, и МОМА, и Пти-Пале обладают неплохими собраниями произведений Маревны разных лет. Мемориальные выставки «Маревна и монпарнасцы» в парижском музее Бурделя в 1985 году и «Маревна и Монпарнас» в галерее «Wildenstein» в Лондоне (1992) окончательно закрепили за ней репутацию одного из значительнейших художников знаменитой Парижской школы. 

Коллекция работ имеется в музейных и частных собраниях Парижа, Лондона, Женевы и т. д. Написала книгу воспоминаний «Моя жизнь с художниками Улья», после публикации которой огромная часть её творческого наследия была выкуплена музеем современного искусства в Женеве «Пти-Пале». В 2004 году в Государственной Третьяковской галерее состоялась персональная выставка работ художниц
Не всем художникам Монпарнаса довелось узнать, что такое успех прижизненных выставок. 

О Маревне и её дочери Марике снят документальный фильм Яны Боковой (1978). Выставка Маревна и Монпарнас к столетию художницы (1992) состоялась в Лондоне.

Она сумела правильно сориентироваться в многочисленных направлениях современного искусства и даже сохранить творческую индивидуальность, но так никогда и не стала знаменитой художницей. Ее картины оригинальны, забавны, умилительно-примитивны, но – увы! – безнадежно вторичны. С годами ее стиль не претерпел серьезных изменений, и в середине XX столетия Маревна оказалась практически единственной художницей, в чьем творчестве надежно законсервировались новаторские идеи полувековой давности. Она и жила прошлым – воспоминаниями, мемуарами, образами великих художников и писателей, с которыми она была дружна в молодости. Снова и снова она обращается к той счастливой эпохе и своему блистательному окружению.

Скончалась Маревна 04.05.1984 года в Лондоне

На Лондонской аукционе «Кристи» натюрморт русской эмигрантки, подписывавшей свои картины псевдонимом Маревна, был продан за 27 тысяч фунтов стерлингов. Наверняка при данном известии сотрудники Чувашского художественного музея завистливо облизали губы. Они давно мечтают обзавестись хотя бы одним полотном этой уроженки Мариинского Посада, ставшей знаменитостью Парижа начала прошлого века. Да только не карману такое удовольствие галерее.

Воробьёва-Стебельская М. Б. Моя жизнь с художниками «Улья». — М.: Искусство — XXI век, 2004.

Gamet J.H. Marevna: il dono della scelta. Lugano: N. Mazzuconi, 1981

http://blog.i.ua/community/1952/1265542/

https://utro.ru/articles/2004/10/18/362803.shtml

 http://www.kulturologia.ru/blogs/260516/29705/

много ее картин-http://www.anyateixeira.co.uk/page21/page21.html

Серия сообщений "Художники":
Часть 1 - Архивы Да Винчи. Теневая сторона выдающегося человека
Часть 2 - Смерть на Монмартре
...
Часть 27 - Художник Адольф фон Менцель. Разнообразие сюжетов. (часть 1)
Часть 28 - Художник Адольф фон Менцель. Разнообразие сюжетов. (часть 2)
Часть 29 - Мария Воробьёва-Стебельская-парижская русская художница
Рубрики:  Художники Европы



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку