-÷итатник

Jeffrey Hein - (0)

Jeffrey Hein ...

∆енщины-классики: 17 художниц, которых вы не знали - (0)

∆енщины-классики: 17 художниц, которых вы не знали ’удожницы разных эпох, остававшиес€ в тени бол...

ќ—Ќќ¬Ќџ≈ ѕ–»„»Ќџ “–ј“џ ЁЌ≈–√»» и Ќј ќѕЋ≈Ќ»≈ ЁЌ≈–√»» - (0)

ќ—Ќќ¬Ќџ≈ ѕ–»„»Ќџ “–ј“џ ЁЌ≈–√»» и Ќј ќѕЋ≈Ќ»≈ ЁЌ≈–√»» ќ—Ќќ¬Ќџ≈ ѕ–»„»Ќџ “–ј“џ ЁЌ≈–√»» Ќј ”–ќ¬Ќ≈ ‘...

„улки в живописи. „асть 10 - (0)

„улки в живописи. „асть 10   „улки в живописи. „ас...

„улки в живописи. „асть 8 - (0)

„улки в живописи. „асть 8 „улки в живописи. „асть 8 автор поста KYKOLNIK Ќекоторые картины...

 -–убрики

 -ћузыка

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в MatyldaBelaya

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 52) —тарое_фото ÷арство_ улинарии –ецепты_домохоз€ек  луб_мастериц ¬опросы_Ѕатюшке про_искусство ќтвет_на_вопрос Ѕарахолка_лирушника »— ”——“¬ќбез√–јЌ»÷ Live_Memory Ќеобычные_пам€тники „итальный_зал ƒом_ укол ¬осток-«апад-—евер-ёг јудиокниги ћо€_кулинарна€_книга _¬_»_Ќ_“_ј_∆_ ¬етеринарный_кабинет  ”Ћ»Ќј–Ќјя_ѕјЋ»“–ј Ёто_волшебное_ѕЋј“№≈ —ообщество_“ворческих_Ћюдей –адуга_женственности ¬€жем_спицами_и_крючком ’о„уЌића√” »скусство_звука _—“–јЌј_„”ƒ≈—_ »стори€_и_культура ”сы_лапы_и_хвост ќ—≈Ќ№_и_«»ћј »нтерьер  ошколюбам  омиссар_–екс  нижный_Ѕ”ћ _»тали€_ культ_кино A_Propos Al_America Andrey_Tarkovskiy Art_Deco_style Camelot_Club Decor_Rospis Geo_club inspired_by_beauty ѕрогулки_по_планете  отомани€ Make_up Pour_l_amour_de_l_art master-klass –ецепты_приготовлени€ Ќеизвестна€_ѕланета  луб_ расоты_и_«доровь€ я_-_ћј—“≈–»÷ј
„итатель сообществ (¬сего в списке: 14) ƒамские_хитрости AbhaziaTrip ј–“_ј–“ель ћода_и_стиль_с_—условым ќ_—амом_»нтересном ќбитель_“ьмы Delirium_skill eau_de_source Fashion_TIME_JM ’олистика  ино-¬идео-Ќа-Ћиру OSINKA_CLUB Wandelhalle This_is_Erotic

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 31.03.2010
«аписей: 23048
 омментариев: 2176
Ќаписано: 29864

јлександрийска€ ƒева

—реда, 23 јвгуста 2017 г. 21:14 + в цитатник
÷итата сообщени€ ћай€_ѕешкова јлександрийска€ ƒева


«—мотрю и внемлю €, склон€€сь пред тобой;

» в звездный ƒевы храм € возношусь тогда:

¬едь, словно небеса, чисты дела твои,

»пати€, а ты изысканности слов

”ма и знани€ блест€ща€ звезда.»

                                                     »пати€ јлександрийска€. ‘аюмский портрет, ≈гипет

»здревле прерогативой женщины считаютс€ чувства. Ќу а в чувствах одно из главных мест занимает, естественно, страсть. Ќо кто бы мог подумать, что страсть женщины может вызвать така€ сложна€ отрасль, как наука?



ј между тем истори€ знает примеры, когда научна€ страсть забирала женщину целиком. » первой женщиной-ученым по праву (притом трагическому) считаетс€ »пати€ (√ипати€) јлександрийска€ – математик, астроном, астролог, философ, механик и педагог

ѕоказана сцена из последних страниц романа »пати€ „арльза  ингсли ,опубликованна€ в 1853...“олько этого списка достаточно, чтобы пон€ть величие этой женщины. Ќо, увы, истори€ отнеслась к «первой» жестоко: не осталось ни одного труда, письма или книги »патии. » о жизни ее известно не много.

ќбложка видеофильма «јгора» о жизни »патии,в главной роли –ейчел ¬айс

ќна родилась примерно в 370 году в јлександрии – отсюда и ее прозвание јлександрийска€ дева. ¬ то врем€ родной город нашей героини, сто€вший в дельте Ќила в ≈гипте, считалс€ эллинистическим по культуре, ибо был основан самим јлександром ћакедонским (332 до н. э.).

»сторик —ократ —холастик характеризует »патию следующим образом:


ќна приобрела такую учЄность, что превзошла современных себе философов; была преемницей платонической школы, происходившей от ѕлатона, и желающим преподавала все философские науки. ѕоэтому хотевшие изучить философию стекались к ней со всех сторон. ѕо своему образованию, име€ достойную уважени€ самоуверенность, она со скромностью представала даже пред лицом правителей; да и в том не поставл€ла никакого стыда, что €вл€лась среди мужчин, ибо за необыкновенную еЄ скромность все уважали еЄ и дивились ей

                                            — тех пор јлександри€ стала международным торговым, культурным и научным центром ¬остока. ќна и сама состо€ла из чудес техники и научной мысли: там был построен легендарный ‘аросский ма€к, в ћусейоне, то есть месте муз, работало научно-преподавательское учреждение, которое сейчас мы назвали бы академией наук.


    јктриса (возможно ћэри јндерсон) в роли √ипатии. 1900.

”ченые ћусейона занимались исследовани€ми в области астрономии, математики, ботаники, зоологии, сочин€ли философские трактаты. “ам находилась и сама€ легендарна€ библиотека мира – јлександрийска€.
ќднако к IV веку н. э. город начал тер€ть былую славу, утрачивать блеск и могущество.   тому же на историческую сцену выходило христианство, непримиримо за€вл€ющее свои права и на жизнь, и на душу людей. “ак что јлександри€ оставалась последней цитаделью античных наук.


–эйчел ¬айс в роли √ипатии в фильме "јгора"

¬от в это сложное врем€ и суждено было родитьс€ »патии. ≈е отец, “еон (‘еон) јлександрийский, был известнейшим математиком, астрономом и философом своего времени. ѕо легенде, им€ же ей дал сам ёлиан, плем€нник императора  онстантина I.

÷ерковь окрестила ёлиана ќтступником, ибо он почитал старых античных богов и мечтал восстановить –имскую империю в ее прежних границах.


»пати€., A. Seifert.
ѕо преданию, ёлиан нарек свою «крестницу» в честь бога «евса »пата (¬ысочайшего). ќднако это €вна€ позднейша€ выдумка. ёлиан ќтступник погиб в войне против персов в 363 году, то есть еще до рождени€ »патии. ¬прочем, это утверждение верно в том случае, если верна дата рождени€ первой женщины-ученого.

Ќо есть же хоть что-то точно известное о ней? “олько то, что наукам ее учил отец. » стоит заметить, что дл€ обучени€ наукам в то врем€ нужно было иметь много мужества.

ƒжули€ ћаргарет  амерон в роли »патии

»бо в јлександрии, где уже давно правило христианство в лице городского епископата, не слишком-то жаловали научные опыты, проводимые в ћусейоне – оплоте «€зычества». ѕримерно в 20 лет »пати€ стала свидетельницей жуткого событи€.


           



¬ 391 году в городе начались перебои с продовольствием, и истерична€ толпа нашла виноватых – ученых из храма —ераписа в ћусейоне.

„арльз ”иль€м ћитчелл «»пати€»

¬ храме этом уже давно не возносили молитв, а хранили книги јлександрийской библиотеки, но ведь посв€щен он был €зыческому божеству (—ерапис – синтез древнегреческого јполлона и древнеегипетского јписа), культ которого провозгласил в јлександрии еще ее основатель јлександр ћакедонский. “ак что храм €зычников вполне стоило разграбить!



—лужители попытались спасти книги. Ќо как?  учка полуголодных библиотекарей против разъ€ренной толпы маргиналов?.. —колько же крови пролито за отстаивание «божественных интересов»! ’орошо, что боги не живут на земле – они бы в ней захлебнулись.


‘ронтиспис и титульный лист, ƒжона “оланда анти-католического трактата »пати€:

 ровь растерзанных библиотекарей в том же русле. ¬от только расправившись с учеными, толпа не нашла в храме ни пить€, ни хлеба. “ам были одни книги. » что с ними делать?

—жечь…

–афаэль —анти. √ипати€ (деталь фрески «јфинска€ школа»)

Ќо книг оказалось так много, что уничтожить их толпа не успела. ѕодоспевша€ городска€ стража разогнала бушующий люд. –укописи, которые смогли спасти, собрали. Ѕиблиотека снова начала работу.

ј во главе ее стал отец »патии – “еон јлександрийский. ѕравда, он, пораженный бунтом толпы и разграблением библиотеки, теперь часто болел.  ому же он мог передать дело всей своей жизни – воспитание молодых ученых?  онечно, своей дочери.



√де-то в 400 году »пати€ становитс€ преподавательницей, а потом и схоларгом, то есть главой школы александрийских неоплатоников. ќна преподавала молодым ученикам математику, астрономию, философию.

  тому же помогала отцу в работе над его сочинени€ми. –€д исследователей считает, что «Ќачала» Ёвклида и «јльмагест» ѕтолеме€, изданные в редакции “еона, на самом деле выправила его дочь.

»ллюстраци€ к роману „арльза  ингсли "»пати€". ’удожник Ћи ¬удварт ÷иглер

«»пати€… приобрела такую ученость, что превзошла современных себе философов, – написал в «»стории ÷еркви» —ократ —холастик, – была преемницей платонической школы, происходившей от ѕлатона, и желающим преподавала все философские науки.

'"»пати€" в театре ’еймаркет.

ѕоэтому хотевшие изучить философию стекались к ней со всех сторон. ѕо своему образованию, име€ достойную уважени€ самоуверенность, она со скромностью представала даже пред лицом правителей, да и в том не поставл€ла никакого стыда, что €вл€лась среди мужчин, ибо за необыкновенную ее скромность все уважали ее и дивились ей».

”вы, —ократ не упоминает главного: может, мужчины и дивились скромности »патии, но прин€ть ее в качестве равно достойного собеседника все же не были готовы. ∆енщина по тем временам должна была вести хоз€йство и ублажать «властелина», а не преподавать на кафедре, име€ при этом собственное мнение.
ѕравда, и »пати€ попыталась некогда вести чисто женскую жизнь. ѕо јлександрии ходили сплетни о том, что в 15 лет отец выдал-таки несговорчивую девицу замуж за одного из своих учеников, да строптивица сбежала пр€мо с брачного ложа, ужаснувшись ласк мужа.

»ллюстраци€ к роману „арльза  ингсли "»пати€". ’удожник Ѕайам Ўоу
ѕримчалась к отцу и с порога за€вила, что если и есть в ее сердце страсть, то только к чистой науке математической, а никак не к гр€зным объ€ти€м мужчины. ќтцу бы тогда задать непокорной трепку, а он прин€л блудную дочь обратно. » вот результат – девица-девственница, не зна€, куда девать нерастраченные чувства, занимаетс€ то наукой, то городской политикой.

Ёлберт ’аббард, "»пати€",

¬иданное ли дело – женщине €вл€тьс€ на коллоквиум, то бишь мудрую беседу, которую ведут между собой губернатор ќрест и патриарх  ирилл?!ј »пати€ действительно €вл€лась на переговоры городской власти с церковной. »стинна€ дочь свободолюбивой јлександрии, она не хотела, чтобы христиане воевали с €зычниками.


ќна мечтала об јлександрии процветающей в любви и науках. Ќо горожане сочли, что »пати€ настраивает губернатора-»€зычника» ќреста против христианского пастыр€  ирилла. » вот оп€ть цитата из —ократа: «“ак как она (»пати€) очень часто беседовала с ќрестом, то ее обращение с ним подало повод к клевете, будто бы она не дозвол€ла ќресту войти в дружбу с  ириллом.

»ллюстраци€ к роману „арльза  ингсли "»пати€". ’удожник Ћи ¬удварт ÷иглер

ѕосему люди с гор€чими головами под начальством некоего ѕетра однажды сговорились и подстерегли эту женщину.  огда она возвращалась откуда-то домой, они стащили ее с носилок и привлекли к церкви, называемой  есарион, потом, обнажив ее, умертвили черепками, а тело снесли на место, называемое  инарон, и там сожгли».

"»пати€", ёлий  ронберг

 ака€ жутка€ картина! ƒес€тки фанатиков набросились на 45-летнюю (по тем временам уже пожилую) женщину, раздели ее догола и растерзали на кусочки, разрезав острыми черепками (по иным свидетельствам – осколками больших раковин). Ёто какое же христианское милосердие €влено было миру в марте 415 года?!


”иль€м ћортенсен - —мерть »патии

»сторики до сих пор спор€т: подталкивал ли  ирилл разъ€ренных фанатиков на расправу с »патией или нет? ¬от снова мнение —ократа —холаста: «Ёто [убийство] причинило немало скорби и  ириллу, и александрийской ÷еркви, ибо убийства, распри и все тому подобное совершенно чуждо мысл€щим по духу ’ристову».


ј вот друга€ цитата: «Ёто злоде€ние до сих пор некоторые приписывают св€тому  ириллу, хот€ никаких доказательств его виновности в этом мы не имеем».ƒоказательств действительно нет. Ќо проста€ логика подсказывает, что беспор€дки в городе не были выгодны епископу  ириллу, ведь он приехал в јлександрию всего четыре года назад и еще не успел обзавестись сторонниками.


 адр фильма «јгора»

Ёллинистический мир, конечно, клонилс€ к христианству, но не стоит думать, что все жители јлександрии стремились под знамена ’риста. —торонников античных богов в городе было куда больше, и расправа над »патией могла бы подтолкнуть их к тому, что они вообще выгнали бы епископа  ирилла вон из города.


“ак что вр€д ли пастырь виноват в смерти »патии. ѕросто врем€ было такое – врем€ перемен, когда одна эпоха смен€ла другую, и люди оказывались наглухо разделенными. —ловом, прав французский поэт Ћеконт де Ћиль, охарактеризовавший »патию как «насто€щий символ неотвратимо погибающей эллинской эпохи».



–афаэль —анти.јлександрийска€ школа,1509.¬атикан

Ќо если не церковные власти науськали на »патию толпу фанатиков, то почему же случилось столь жестокое убийство? ќтвет есть, его предложила сама истори€: веро€тнее всего, невежественные фанатики посчитали ученых колдунами, а их предводительницу »патию – ведьмой. »здревле ведь известно: жизнь худшеет – виновата ведьма. “ак что это была расправа невежества с зарождающейс€ наукой.



–афаэль —анти.јлександрийска€ школа.‘рагмент.»пати€

¬ прежние времена »пати€ представл€лась €зыческой мученицей, котора€ была растерзана толпой за религиозную нетерпимость. —егодн€ многие полагают, что √ипати€, наоборот, относилась ло€льно к прочим религи€м.
»пати€ признавала примат разума над религиозными веровани€ми. —ближалась сѕорфирием по вопросу об отсутствии субординации в трактовании трех основныхипостасей неоплатонизма, и расходилась с прочими неоплатониками в высокой оценке гражданских добродетелей




»пати€ не участвовала в юлианской реставрации древнего €зычества; среди своих учеников имела духовных лиц из христиан. ѕосле смерти √ипатии јлександрийска€ школа неоплатонизма превратилась в своего рода христианский богословскийинститут, просуществовавший до VII века. —инезий называл √ипатию «гениальным философским учителем».



»пати€, как считаетс€, изобрела или усовершенствовала некоторые научные инструменты: дистилл€тор (прибор дл€ получени€ дистиллированной воды), ареометр(прибор дл€ измерени€ плотности жидкости), астрол€бию (инструмент дл€ астрономических измерений, усовершенствовав астролабон  лавди€ ѕтолеме€) ипланисферу (плоскую подвижную карту неба).
ћногие работы, приписываемые √ипатии, как считаетс€, написаны в сотрудничестве с еЄ отцом “еоном. Ќаиболее известны работы:




• комментарий к 13-й книге «јрифметики» ƒиофанта;

• редакци€ третьей книги комментариев “еона к «јльмагесту» ѕтолеме€;

• редакци€ комментариев “еона к «Ќачалам» ≈вклида;

• комментарии к « оникам» јполлони€ ѕергского;

• «јстрономический канон».

ѕам€ть о √ипатии


• »м€ √ипатии занесено на карту Ћуны.

• в честь √ипатии назван астероид (238) √ипати€. открытый в 1884 году.

• ¬ 1720 году английский философ ƒжон “оланд посв€тил √ипатии один из очерков своего «“етрадима», характеризу€ свою героиню, как «… добродетельнейшую, ученейшую и достойнейшую даму, разорванную на куски александрийским духовенством, чтобы удовлетворить гордость, завистливость и жестокость своего архиепископа, обычно, но незаслуженно называемого св€тым  ириллом». ѕротив очерка “оланда резко выступил  лайв Ћьюис, называвший √ипатию «самым бесстыдным школьным преподавателем јлександрии».


• ќ √ипатии писал ¬ольтер. „тобы €снее представить читателю облик √ипатии, он переносит александрийскую трагедию в современный ему ѕариж, где кармелитские монахи €кобы растерзали некую парижскую красавицу за то, что она предпочитала √омера поэме кармелита, посв€щЄнной ћагдалине.
• ‘ранцузский писатель XIX века Ћеконт де Ћиль изображает √ипатию насто€щим символом погибавшей эллинской культуры, последним воплощением «духа ѕлатона и тела јфродиты».
• «наменитый английский писатель „арльз  ингсли посв€тил ей роман.

• ќлдос ’аксли использует сравнение с √ипатией в романе « онтрапункт»: «ќчень мила, но далеко не √ипати€».


• • √ипати€ (»пати€) — один из главных персонажей повести украинского писател€ ќлес€ Ѕердника «ѕрометей» (1970—1971 гг.).

• јстрофизик и попул€ризатор науки  арл —аган в книге « осмос» подробно останавливаетс€ на истории гибели √ипатии, св€зываемой им с разгромом јлександрийской библиотеки.

                   • ¬ романе ”мберто Ёко «Ѕаудолино» описываетс€ загадочное плем€ гипатий, они €вл€ютс€ последовательницами √ипатии.

ѕлем€ состоит из одних женщин, которые отличаютс€ неверо€тной красотой и умом. ќни утверждают, что €вл€ютс€ потомками учениц √ипатии, которые после ее смерти бежали из јлександрии.

• ¬ 2009 году режиссЄр јлехандро јменабар сн€л высокобюджетный фильм «јгора», рассказывающий историю √ипатии. –оль √ипатии исполнила –эйчел ¬айс.

Ќа этом ресурсе

https://www.change.org/p/canada-s-parliament-commemorating-the-first-female-astronomer-hypatia-of-alexandria

собирают подписи об увековечивании пам€ти √ипатии по линии ёЌ≈— ќ,через гражданина  анады 

јри_јлленби

который иннициировал это движение

Ћитература

http://www.liveinternet.ru/users/3287612/post293814144

• ≈ремеева ј. ». √ипати€ — дочь “еона: «емл€ и ¬селенна€, 1970, є 1.

•  ингсли „., ћаутнер ‘. »пати€ // ¬ступ. ст. ѕ. ‘. ѕреображенского.

• ѕолисфен. ѕод звЄздами јлександрии. —  иев: —одружество «—ердце», 1990. — 40

• —орокина ». јфина по уму, √ера по осанке, јфродита по красоте.

• ‘или  . √ипати€: жертва конфликта между старым и новым миром: / ¬опросы истории естествознани€ и техники, 2002, є 2.

• Ўтекли ј. √ипати€, дочь “еона. — ћ., 1971.

:¬икимеди€-иллюстрации

—ери€ сообщений "ћифологи€":
„асть 1 - ≈динорог. √еральдические особенности. (часть 4)
„асть 2 - ≈динорог в –оссии (часть 6)
...
„асть 14 - јфина в искусстве и мифологии.„асть2. јрхитектура,скульптура
„асть 15 - јфина в искусстве и мифологии.„асть3.—кульптура
„асть 16 - јлександрийска€ ƒева
–убрики:  былќе



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку