Что такое Гжель?
Край фарфорового чуда
А кругом него – леса…
~Чуточку призадумалась и не могу определиться сто такое красота? ...стою как Алеша Попович перед камнем и читаю надпись - направо пойдешь - голову потеряешь, налево пойдешь - на чужбине помрешь, прямо пойдешь - в войну втянешься... - и перед выбором, по какой дороге следовать, взрослой женщине около ..-ти, имеющей свое представление о красоте. Наше восприятие разнится с молодым поколением и тому есть определенные предпоссылки, да и так должно быть. Может быть вы мне поможите разобраться, к какому разделу нашей жизни относятся, дошедшиее до наших дней сведения о культурных ценностях и традициях народов живщих до нас. Приглашаю вас к разговору.
Что такое красота? Как стать красивой? не с этого ли вопроса начинается постижение окружающего нас мира? Да и как можно создать себя красивую без символического "антуража", окружения, быта. Ну не известен мне такой подход. В мире все едино и чем старше становлюсь, все больше начинаю понимать, что мешает нам познавать мировое наследие предков... Наша ли лень или безграмотное отношение к культурному наследию отцов и дедов страны, давшей нам свет рождения. Не могу определиться.... Символы нас окружают повсеместно, мы не писем с вами точка, мы ее ставил символ (.) Мы с радостью исполняем игру свадебного обряда, с огромной радостью затем вспоминаем, даже не задумываясь о том, что это традиции дошедшие к нам от предков -сватовство, назначение свадьбы в определенные дни и часы, созыв гостей, свадебные наряды, выкуп невесты и т.далее... Мы живем в мире, который имеет свои законы и свои правила, и отходя от богатств духовного наследия, становимся "Иванами непомнящих родства". Конечно, кто-то возразит, что не знаю и знать не желаю,каждая точка зрения имеет право на существование, "насильно мил не будешь" всегда отвечаю - выбор за вами. Живя в открытом мире при повседневной жизни с основами данных знаний нам приходится встречаться повсеместно. Без знания значений символики и грамотного отношения к традициям мастерства пращуров не приобретается красота, красота есть память, память о Древе МИРА!. Многие суеверия вызывают страхи и фобии, но нам казалось, что это детские пугалочки, а на деле - это обереги, в которых закладывался огромный смысл сохранения рода человеческого. Только через передачу заний мы открываем маленькую дверку к Знаниям создания Красоты, красоты Мира и в нашей жизни не маловажный фактор зависит в каком фоне засверкает отшлифованный многогранными звездочками: бриллиант - алмаз. В жизни все дается во благо и на благо и выбор всегда только за вами! Создавайте и окружайте своей внутренней и внешней красотой - вы частица окружающего мира!
Сегодня я расскажу о Гжели, ее еще называют в народе - ГЖЕЛЬ - СИНЬ РОССИИ ( обратите внимание, что в триколоре нашего государственного флага, символ - синий цвет присутствует).~
Гжель является основным центром отечественной высокохудожественной керамики, где сформировались и нашли отражение ее лучшие многовековые черты, связанные с высшими достижениями декоративно-прикладного искусства.
Незатейливый узор из оттенков краски,
Глина белая, фарфор - атрибуты сказки!
Словно детская рука на кусочках глины
Рисовала в три мазка синие картины.
Чашек круглые бока расписав в колечки,
В лепестки и облака - изразцы для печки,
Голубые кружева, кобальтовый иней,
Будто вьюга намела завитушки линий.
Налепила для игры синие фигурки,
Для забавы детворы, зайцев и свистульки.
Скрыта в лёгкости мазка тайна чудо - глины.
На Руси живёт века промысел старинный.
Поколенья мастеров бело-синей гжели -
Чародеи двух цветов, наши Боттичелли!
Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст».
Синеглазая посуда –
Вазы, чайники и блюда–
Ярко светится оттуда,
Как родные небеса.
Гжельский промысел - это промысел, сохранивший самобытные традиции, преемственность поколений, создавший свой современный художественный стиль, имеющий художественную школу, кадровое образование и являющийся частью культурного достояния России.Не открою большого секрета, за последние 20 лет многие устали от искусственной красоты, стали с прохладцей относиться к национальным истокам. Причиной этому не её бело-синий "зимний" цвет, а откровенные подделки, которые выдаются
за Гжель. Сейчас девять из десяти изделий в наших магазинах - это всё-таки не Гжель.
Тяжелые желтоватые изделия в сине-белой гамме и штампиком "хендмейд" - это не Гжель.Сине-белые хрюшки-собачки,
вазочки-подсвечники в палатках и магазинчиках - это не Гжель.
Настоящая Гжель - это настоящее народное искусство, это магнит, это «Ах!»,а не равнодушная рябь в глазах от синего на белом.
Гжель – старинный центр России по производству фарфоровой, фаянсовой и глиняной посуды. Район Гжели включает в себя 30 сел и деревень вблизи Москвы, объединённых одним названием «Гжельский куст». Работали с глиной здесь давным-давно, как утверждают археологи, с VII-VIII веков. Продукцией гончаров в то время была глиняная посуда.
Называли её ещё «чёрной». Но в XVII веке был налажен выпуск «муравленой», политой глазурью посуды, придававшей изделию прозрачный цвет, а наличие специальных добавок позволяло получить зелёные и коричневые тона. В XIX столетии мастера Гжели открыли для себя новый материал и новую технологию. Теперь они выпускали полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес представляли изделия, расписанные в синий цвет.
Чтобы как-то связать название местности с её основным ремеслом, появилась версия: если посуду обжинают, «жгут», то и всё её производство названо «жгелью», которое со временем было превращено в «гжель».
О древних корнях, о самых первых мастерах история сохранила документы, они начинаются с Духовной Грамоты князя Великого Ивана Калиты, датированной 1339 годом. В археологических раскопках найдены изделия, датированные Vl-м тыс. до нашей эры.
По историческим документам еще в 1-й половине XIV века Гжель отмечается как центр керамического производства России, который являлся поставщиком гончарной посуды для царева двора.
Вторая половина XVIII века - полуфаянс, полученный как промежуточный материал в поисках рецепта фарфора, расписанный синей смальтой по серому, толстому, пористому черепку. Роспись на квасниках, кувшинах, тарелках носила в начале графический характер, имела вид раскрашенного контурного рисунка.Сюжеты гжели были взяты, конечно, из жизненных ситуаций: домашнего быта, из впечатлений в поездках по России для распродажи изделий из глины. Мир гжельской керамики полон жизни: девушки с вёдрами, женщины на лошадях, семейные сцены, странники. Не обошли вниманием и сказочных персонажей: волк, несущий ягнёнка, коршун, терзающий добычу. Роспись гжели предельно проста и подчас наивна, но обязательно с искрящимся юмором и полной узнаваемостью героев.
Сюжеты гжели были взяты, конечно, из жизненных ситуаций: домашнего быта, из впечатлений в поездках по России для распродажи изделий из глины. Мир гжельской керамики полон жизни: девушки с вёдрами, женщины на лошадях, семейные сцены, странники. Не обошли вниманием и сказочных персонажей: волк, несущий ягнёнка, коршун, терзающий добычу. Роспись гжели предельно проста и подчас наивна, но обязательно с искрящимся юмором и полной узнаваемостью героев.
Художник для росписи гжели имеет лишь одну краску – кобальт, которая затем приобретает характерный для гжели сини цвет. Её, подобно акварельной, разводят водой. Пишут узоры по поверхности изделия, а затем его покрывают глазурью. Пишут по фарфору мазками, линиями, а в орнамент входят листья и цветы. Рисуют быстро. Мазки ложатся ровно. Кажется, на первый взгляд, что все они одного цвета. Но после печи узор приобретает множество оттенков и тонов, придавая своеобразие изделиям.
Начало XIX века - эпоха фарфора. Фарфор частных заводов Гжели отличался большой яркостью, сочетанием контрастных красок, лубочной трактовкой мотивов, разнообразных форм бытовых предметов.
На рубеже XIX-XX веков, когда машинное производство стало постепенно вытеснять рукотворные работы, искусство Гжели начинает затухать. Как и все народные промыслы в России на рубеже XIX-XX столетий, искусство гжели в это время тоже терпит упадок. В советские годы крупные заводы переориентировались на выпуск технического фарфора. Что не помешало в кустарных производствах передавать секреты изготовления утвари. Было приложено много стараний, чтобы гжельское чудо не было забыто навсегда.
В наши дни разрабатываются новые образцы и новые формы. Живопись становилась богаче.Гжель сегодня – это не только красивая бело-синяя посуда, но и камины, люстры, статуэтки, игрушки, вазы и другие предметы интерьера. Гжель – это многовековая традиция, любимая и по сей день.
За столом сидели бабушка и дед,
Пили чай из гжели часто, много лет.
Чайник, чашки, кружки согревали нас,
Милые зверюшки радовали глаз.
Но пришёл с подружкой внук к себе домой.
Ходики с кукушкой, скатерть с бахрамой,
Может и дичают где-то там вдали,
Только в Гжель он он чаю для неё налил.
Сколько б ни летели миллионы дней,
Мы без нашей Гжели словно без корней.
Белизны и сини нежные цветы.
Это всё Россия - мама, папа, ты.
Голубые цветы гжели
Гжель – в стране голубых роз и синих птиц.
Гжель
Плэйкаст «Синь России»
В стране голубых роз и синих птиц ..
Гжель-синь России
стихи "За столом сидели..." Марины Шапиро
стихи "Незатейливый узор..."
/i049.radikal.ru/1102/e8/2052315f6b04.png" />