Орест Адамович Кипренский |
"Автопортрет". 1820
24 марта 1782 года, родился русский художник Орест Адамович Кипренский . Великолепный портретист, русский Ван-Дейк, как его называли. Самые известные его картины: «Портрет Пушкина», «Портрет Дениса Давыдова», «Портрет мальчика Челищева», «Девочка в маковом венке».
«Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит…», – писал Пушкин о портрете Кипренского.
Долгие годы Орест Адамович жил в Италии. Италия — мечта любого русского художника. Солнце, море, античные памятники. Все это по духу очень близко Кипренскому, его солнечной живописи. Но по России он скучал отчаянно. И своим себя в Италии не чувствовал. Писал из Италии:
«Отечество люблю более самого себя… Радуюсь, что я родился русским».
"Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова". 1809
Художник регулярно отсылал в Петербург свои картины. В России он стал легендой, а итальянцам открыл Россию. Его завалили заказами. Он удостоился неслыханной чести – галерея Уффици во Флоренции заказала ему автопортрет.
С Италией, с Римом, связана главная любовь Кипренского и его трагедия. Он писал там в основном портреты русских, которые приезжали в Италию. Но однажды написал итальянку, профессиональную натурщицу, очень красивую. Она позировала ему для картины «Анакреонова гробница», а потом стала жить в доме Кипренского и была близка с ним. И вот как-то утром натурщицу нашли мертвой. А через несколько дней в городской больнице умер от неизвестной болезни слуга Кипренского — молодой итальянец. Кипренского, естественно, вызвали в полицию. Он утверждал, что девушку убил слуга. Но ничем это подтвердить не мог. И по городу поползли слухи…
"Портрет Александра Александровича Челищева" Ок. 1809
Другой его натурщицей была девочка шести лет — Мариучча. Та самая, в маковом венке. Он много раз писал ее портреты. Девочка часто болела, художник стал ее опекать. И поскольку клевета и пересуды сделали жизнь Кипренского невыносимой, он вынужден вернуться в Россию, а Мариуччу отдать в пансион. Но недобрая молва его опередила: оклеветанному в убийстве художнику было отказано в приеме, по словам Брюлова, «во многих домах Петербурга».
…Через пять лет он возвращается в Италию, разыскивает Мариуччу, которой исполнилось 17 лет. Художник влюбляется в неё. Они тайно женятся. Для этого Кипренский принимает католичество. Жили они в маленьком домике на окраине Рима. Но и там ему не было покоя. Теперь Кипренского обвиняли в подлоге. Говорили, что «Девочка в маковом венке» — не его картина, что он выставил чужую работу. То ли Рубенса, то ли Рембрандта. Коллеги откровенно сомневались, что он может так хорошо писать. Что вообще современный художник может так написать. Ему категорично заявили, что «не позволят себя столь наглым образом обманывать иностранцу». Тогда в России вынуждены были официально подтверждать принадлежность этих картин кисти Ореста Кипренского.
"Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча)" 1819
Кипренский выбивался из сил, чтобы обеспечить молодую жену и маленькую дочь. Он писал модные пейзажи, делал копии с чужих картин, брал в долг. Начались ссоры с женой. Орест Адамович создал у себя в голове романтический образ этой женщины, а она ему далеко не всегда соответствовала. Когда страсти накалились, он решил вернуться в Россию…
Андрей Кончаловский: Стоит вспомнить - Орест Кипренский
«Живя в Петербурге, Кипренский сблизился с наиболее выдающимися людьми своего века, – писал Машковцев. – Он написал портрет поэта В. А. Жуковского (1816), нарисовал архитектора Гваренги (1814), поэта К. Н. Батюшкова (1815), И. А. Крылова (1816), слепого поэта Козлова. Почти во всех своих портретах, как и во множестве других, изображающих людей менее известных, Кипренский дает образ русского человека, пережившего бедствия войны и перестрадавшего за свою родину. Особенным обаянием отличаются некоторые из созданных им женских образов. На самом первом месте следует поставить портрет Ростопчиной (1809), не имеющий себе равных во всей мировой живописи XIX века, по силе выражения душевной красоты словно предвосхищающий образ пушкинской Татьяны».
Екатерина Петровна Ростопчина
«Лучший портрет сына моего есть тот, который написан Кипренским» – так считал Сергей Львович Пушкин, отец поэта.
Русский писатель А.И. Гончаров вспоминал: «Лицо его – матовое, суженное книзу, с русыми бакенами и обильными кудрями волос – врезалось в мою память и доказало мне впоследствии, как верно изобразил его Кипренский на известном портрете».
Другой современник писал о портрете: «Гений поэта воодушевил художника; огонь его вдохновения сам изобразился на холсте в чертах его, и художник вполне выразил в его взоре светлый луч высоких творческих дум».
Из карандашных работ Кипренского примечателен портрет Гете, сделанный в 1823 году в Мариенбаде, на пути домой.
Рубрики: | живопись |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |