-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Loreleja_lt

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.09.2011
Записей: 4306
Комментариев: 184
Написано: 4792


«Восток — дело тонкое». Как снимали "Белое солнце пустыни"

Воскресенье, 23 Октября 2016 г. 23:37 + в цитатник
Цитата сообщения Galyshenka «Восток — дело тонкое». Как снимали "Белое солнце пустыни"

Премьера ставшего культовым фильма «Белое солнце пустыни» состоялась в Москве 30-го марта 1970-го года. Фильм со временем стал легендарным, а истории, связанные с его съемками можно с некоторой натяжкой назвать мифологией советского кино. Столько необычных порой смешных, порой по-настоящему трагических событий происходило на съемках.
Жанр "истерн" , в котором был снят фильм в конечном итоге помог ему дойти до широкого зрителя.
В советское время жанр подобного рода лент («Неуловимые мстители», «Свой среди чужих…», «Забудьте слово „смерть“» и др.) обозначался как «историко-революционный», но впоследствии ему нашли более ёмкую замену: истерн. Истерн был некой аналогией голливудскому вестерну, где вместо шерифов были красноармейцы, а вместо ковбоев – среднеазиатские басмачи.
Фильм предполагалось положить на полку, т.е. не показывать зрителям - столько нареканий он вызвал у телевизионного начальства.

Премьере помог случай. Как-то на домашний просмотр ген.секретарю Л.И. Брежневу запаздывали новые фильмы из-за океана. Л.И. обожал вестерны и не пропускал новинок. В спешке нашли замену -советский ответ голливудским вестернам – наш истерн, фильм «Белое солнце пустыни».
Через несколько часов в квартире председателя Государственного комитета по кинематографии Алексея Романова раздался звонок по вертушке. Восторгу Брежнева не было предела. Особенно ему пришлись по душе сцена драки на баркасе и песня таможенника Верещагина о «госпоже Удаче». Хотя, конечно, несколько озадачило, что удача – «госпожа», а не товарищ. Но разнос по этому поводу устраивать не стал.

1b41b712e582fa61a0297b1bdfab5c3e.JPG

«Хорошее кино снимаешь! Утерли нос американцам, молодцы. А почему фильм не в прокате? Его должны увидеть советские люди», – распорядился Брежнев.
В итоге фильм стал значимой частью советской культуры, приобрёл статус культового, фразы героев устойчиво вошли в разговорную речь и стали поговорками. Наш истерн был продан более чем в 130 стран, и в те же США в т.ч.


Начало съемок тоже было сложным - не раз менялись режиссеры, сценаристы и соответственно сам сценарий. В Итоге режиссером "Белого солнца" был назначен Владимир Мотыль, до этого снявший "Женю Женечку и Катюшу".
Анекдот про гарем, охраняемый красноармейцем, (кстати вполне реальная история рассказанная консультирующими фильм бывшим красноармейцами, воевавшим с басмачами) не нашел никакого отклика в его сердце. Мотыль вспоминал: "Однажды на рассвете, на грани пробуждения, я увидел во сне будущую Катерину Матвеевну: в воде стояла красивая дородная баба с коромыслом — и я понял, что вот же она, любовь Сухова!

707339_900.jpg

Когда в моем воображении появилась Катерина Матвеевна, Сухов перестал быть плакатным солдатом революции, насаждающим новую власть. И объяснение его поведению появилось. А то что же это: солдат, мужчина, постоянно находится при гареме, его представительницы вешаются ему на шею, а он на них ноль внимания!

screen_57984dbccc406.jpg

В чем причина такой аномалии? А тут он мечтает о своей зазнобушке, мысленно разговаривает с ней… Вначале написал закадровые монологи. Но они мне самому не понравились. И подумалось, что он не говорит с ней, а письма пишет. Только самому их писать уже времени не было. А тогда мы дружили с молодым театральным режиссером Марком Захаровым, который сочинял для радио остроумные юморески, — в нем я и увидел будущего соавтора эпистолярного романа моего Сухова...»


Товарищ Сухов— Анатолий Кузнецов

707906_900 (1).jpg

Из двух главных претендентов на роль Сухова — Анатолия Кузнецова и Георгия Юматова — под мощным диктатом редакторов первоначально был утвержден Юматов. Через неделю после начала съёмок его обнаружили в состоянии тяжёлого опьянения с лицом, сильно пострадавшим после драки. О дальнейших съёмках не могло быть и речи, и Владимир Мотыль вновь обратился к Кузнецову, чью кандидатуру первоначально отклонили на пробах. Последний не был занят, и поэтому он согласился принять участие в съёмках.
Образ товариша Сухова в исполнении Кузнецова приобрел черты сказочного героя.

0_c5675_700e2106_XL.jpg (1).jpg

Сыгравший в итоге Сухова Анатолий Кузнецов запомнился всем, по существу, только этой ролью — хотя в его фильмографии в общей сложности значится 112 названий.
Юматов, прославившийся в фильме "Офицеры"

К сожалению Анатолия Борисовича Кузнецова 7 марта 2014 года не стало...


Катерина Матвеевна - Галина Лучай

708163_900.jpg

На роль Катерины Матвеевны, любовь к которой заставляла товарища Сухова преодолевать пустыню, Мотыль просмотрел десятки профессиональных актрис и крестьянок, но русская красавица из сна на пробах ни разу не появилась. Зазноба Сухова попалась режиссеру в коридорах «Останкино». Галина Лучай работала редактором, и перспектива стать кинозвездой ее не манила.
«У меня телевизионные программы, грудной ребенок! В конце концов, муж будет против!» — отбрыкивалась будущая Катерина Матвеевна. Ей пообещали, что съемки займут всего несколько дней, договорились с начальством. Единственное, что не устраивало Мотыля в этой земной и одновременно похожей на Богородицу женщине, — ее ноги. Они были слишком худые. А ведь режиссер задумал снять, как его кустодиевская красавица переходит речку, подняв подол!
Полные ноги были найдены, но имя хозяйки ног Катерины Матвеевны осталось безвестным.

tvbeloe-solnce-pustyni_img_0.jpg

Павел Верещагин - Михаила Поспелов

Невозможно представить «Белое солнце» без Верещагина, а ведь изначально в сценарии эта роль была эпизодической. «С пьянчужкой, которого убивали бандиты в середине сценария, — рассказывает Мотыль. — был связан только один яркий эпизод — с икрой. Но я задумал Верещагина былинным богатырем.

Как-то на творческом вечере в столичном Доме журналистов Валентин Иванович вспоминал, что среди прочих историй его заинтересовала и биография офицера российской пограничной стражи Михаила Поспелова. В сюжете тесно переплелись подлинные факты из жизни пограничника Поспелова и образные черты таможенника Верещагина.

0_14c463_6043840c_orig (1).jpg
штабс-ротмистр Михаил Поспелов



Прототип Верещагина из культового советского вестерна "Белое солнце пустыни" тоже был верен офицерскому долгу. Накануне Гражданской войны штабс-ротмистра Михаила Поспелова тоже знали и боялись все контрабандисты и главари разбойничьих банд из Персии, орудовавшие на стоверстовом участке российской границы в полосе ответственности Гермабского пограничного отряда Закаспийской пограничной бригады.
Возглавляя этот отряд, он получил от нарушителей границы прозвище "Красный шайтан" за пышные огненно-рыжие усы и способность внезапно появляться со своими пограничниками на тайных тропах контрабандистов.

0_14c464_75eeb589_orig.jpg
Луспекаев в роли Верещагина


Точно таким же оазисом в пустыне, что и верещагинское подворье, был созданный Поспеловым отрядный сад, в котором росли грецкий орех, яблони, груши, вишни, абрикосы, алыча. Здесь же был и рукотворный пруд, хотя и без осетров, но с карпами. Как и Верещагин, Поспелов во времена безвластия превратил свой дом в маленькую крепость, вооружившись пулемётом, гранатами и даже "бомбомётом", обучив и жену Софью управляться со всем этим "хозяйством". Чувствуя своё бессилие прекратить басмаческие бесчинства с горсткой оставшихся в отряде пограничников, бывалый командир, как и его кинообраз, глушил тоску испытанным русским средством – крепким "перваком". А главное – Михаилу Поспелову тоже было обидно за державу, потому он и не ушёл в 1917 году через кордон или в глубь страны, как многие офицеры и солдаты Закаспийской пограничной бригады.
На участке отряда Поспелова была восстановлена охрана государственной границы
Он собрал в отряд толковых местных всадников, обучил их приёмам пользования оружием, закупил на свои средства фураж и продовольствие. Пожалуй, именно поэтому советская власть оставила Поспелова на посту начальника отряда. В 1919 году он становится командиром пограничного батальона, а в 1921-м – командиром пограничного полка, у которого была под присмотром вся советско-персидская граница. А ещё полковник Михаил Поспелов успел создать пограничную школу младшего комсостава.
...Михаил Дмитриевич Поспелов не погиб в схватке с басмачами, как Павел Верещагин. Он умер в преклонном возрасте и похоронен на старом ташкентском кладбище. И на его могилу, наверное, никто уже не положит цветок или символичный кусочек каракумской серы, не поднимет стопку в память об офицере Великой Державы, чей облик и биография легли в основу любимого народом образа таможенника Павла Верещагина из "Белого солнца пустыни"

Павел Верещагин - Павел Луспекаев
В России есть один актёр - абсолютный гений! Только фамилию его произнести невозможно...
Лоуренс Оливье, британский актёр

711812_900.jpg


Его настоящая фамилия - Луспекаян. Отец Павла был нахичеванским армянином, мать - донской казачкой.
В 16 лет Павел убежал из дома на фронт. Партизанил. Однажды он часа четыре неподвижно пролежал на снегу и сильно обморозил ноги - годы спустя юношеское обморожение станет причиной газовой гангрены
Когда на ногах появились незаживающие язвы, Луспекаеву было тридцать. Его резали буквально по частям, по сантиметрам: сначала ампутировали пальцы одной ноги, через месяц - пальцы другой, потом стопы.

712583_900.jpg


Но почти все сцены в "Белом солнце пустыни" безногий Павел Луспекаев сыграл сам, без дублёра.
Режиссер предлагал Луспекаеву сниматься на костылях: Верещагин – бывший офицер, инвалид Первой мировой. Или таможенник, раненный контрабандистами в обе ноги.
– Давай, Володя, сперва я сыграю то, что написано в сценарии, а уж потом какого-нибудь инвалида. Пусть тебя мои ноги не смущают. Я придумал сапоги с металлическими упорами внутри, – сказал Павел Борисович.
Во время съемок Луспекаев в самом деле отбросил костыли и начал осваивать протезы. Когда боль становилась невыносимой, отходил в сторону и опускал натертые протезами культи в таз с холодной водой. Либо в прохладное Каспийское море.
– Это был подвиг, равный подвигу Алексея Маресьева, – скажет потом режиссер.
Луспекаев себя не щадил. Он даже в сцене драки на баркасе работал без дублера.

regnum_picture_14613285431171423_normal.png

Во время съёмок знаменитого эпизода, в котором Верещагин с отвращением ложкой ест из корытца черную икру, отвращение актера было натуральным от того, что снимали целых четыре дубля. Икра осточертела Луспекаеву, и после команды «стоп» на последнем дубле он даже выплюнул деликатес, не проглотив.

0_14c466_d3cc6df8_orig.jpg

Павлом Луспекаевым в фильме была исполнена впоследствии одна из самых популярных песен советского кинематографа - «Ваше благородие, госпожа удача». Она была написана специально для фильма творческим тандемом Исаака Шварца и Булата Окуджавы.
Как признавался впоследствии Шварц, песню он написал, представляя себе, как её будет петь Павел Луспекаев.

u_files_store_1_262095.jpg

Павел Луспекаев умер от разрыва сердечной аорты в год выхода "Белого солнца пустыни" на экраны...

710041_900.jpg

Супругу Верещагина сыграла жена режиссёра — Раиса Куркина.


Саид - Спартак Мишулин

14482889452109.jpg

В этом году 22 октября у Спартака Мишулина должен бы быть 90-летний юбилей. К сожалению и этот замечательный актер не дожил до наших дней, но благодаря любимым всеми ролям навсегда остался в народной памяти.
У Мишулина с режиссером фильма Владимиром Мотылем были очень добрые отношения еще со времен совместной работы в Омском драмтеатре в пятидесятые годы. Надо сказать, что во время съемок семья Мотыля, не так давно переехавшая в Москву, жила в доме Мишулина.

Поначалу актер снимался тайно: руководство столичного Театра сатиры, в котором тогда служил, запрещало своим актерам сниматься в кино. Потому каждые выходные Мишулин тайно покидал Москву, летел самолетом до Ашхабада, затем - до райцентра Мары, откуда добирался к месту съемок еще километров тридцать на машине. Дабы театральное начальство не догадалось, что он «подрабатывает» на стороне, киношные гримеры соорудили парик - из его же остриженных волос. Идя в театр, Спартак надевал его. Но однажды, здороваясь, приподнял кепку, а вместе с ней… и парик. В результате начальство дало «добро» на съемки у Мотыля.

10393884ab6c1b8df_0.jpg

Из рассказа С. Мишулина: «Съемки ведь проходили в Каракумах - а там шестьдесят пять градусов! По роли я должен был чуть ли не целыми днями сидеть в песке, закопанным по шею. Хотя мне было лучше, чем остальным, - жарило лишь голову, правда, меня остригли наголо. К тому же, во время перекуров над моей лысиной ставили зонтик, а ассистент режиссера давал мне сигарету».

В пустыне жара стояла неимоверная. Кто-то даже пошутил:
- В песке можно запросто куриные яйца варить! А уж подогреть что-то - секундное дело!
Попробовали. Точно! На раскаленном песке яйцо варилось - пусть и не вкрутую - те же 10 минут, что и на газовой плите.

1268521179_3.jpg

Вот и представьте, каково было Спартаку Мишулину. Его трижды закапывали на жаре в песчаную яму и там доводили «до необходимой кондиции». Оператор с режиссером хотели сделать из закопанного человека что-то вроде зомби: на рассвете сажали Мишулина в яму, засыпали мокрым песком, закрывали шею кошмой, чтобы не особо жгло, и до полудня ждали, пока песок раскалится и лицо Саида приобретет сине-фиолетовый оттенок, вены вздуются, глаза вылезут из орбит. Чтобы было страшнее, мазали ему голову вареньем, и тогда лоб и щеки Мишулина облепляли тучи мух. Рядом по песку пускали змей. Во время перерывов прикрывали голову зонтом, давали покурить.
Откапывать на обед не имело смысла - кормили из ложечки. Откапывали только вечером. И так три дня.
Первый дубль Москва не приняла из-за того, что он показался «излишне жестоким» по отношению… к зрителю. Второй дубль - на пленке царапина! Вновь пришлось закапывать Спартака. В итоге в яме Мишулин отсидел девять дней.

Абдулла — Кахи Кавсадзе

0_c566e_85bade6e_XL.jpg.jpg

Кахи Кавсадзе —повезло в творческом плане, среди сыгранных им ролей есть и Дон Кихот, и Иван Грозный;
«Когда я пробовал актеров на роль Абдуллы (актера на эту роль я искал дольше всех), — вспоминает режиссер, — мне очень понравился неизвестный тогда Кахи Кавсадзе: точеное лицо, стать, рост! Только зажатый был, но оно и понятно: до этого снялся лишь в одном фильме, и то в эпизоде.
И я захотел, чтобы этот красавец джигит раскрепостился и показал себя в деле, в котором он чувствует себя по-настоящему уверенно. Я попросил: «Проскачи-ка на коне круг галопом». Кахи дали чудесного резвого коня. Кавсадзе лихо вскочил на него, сделал круг, только вот спрыгнул неловко: запутался в стремени и упал в песок. И только тут он мне признался: «Владимир Яковлевич, сэйчас все пройдет. Просто я пэрвый раз в жизни на коня сел». «Но как же ты, — изумляюсь, — справился с конем?» — «Владимир Яковлевич, я повэрил, что я наэздник… И конь… мне повэрил».
Не будем врать, что на этих съемках Кавсадзе научился скакать, как настоящий джигит. Он не очень браво держался в седле, особенно тяжело было, сидя на лошади, стрелять в нефтеналивной бак: лошадь пугалась выстрела и удержать ее на месте Кахи было не под силу. Поэтому актера посадили на менее пугливое существо — помощника режиссера. Тот весил сотню с лишним килограммов, и выдержать на плечах худощавого артиста ему было несложно…


Жёны Абдуллы - Зарина, Джамиля, Гюзель, Саида, Хафиза, Зухра, Лейла, Зульфия, Гюльчатай


1436160873_1046189802_scrins.jpg

Особенно тяжело капакумскую жару переносили женщины. Поэтому, если Гюльчатай не надо было открывать личико, женами Абдуллы часто обряжались худенькие солдаты из близлежащей военной части. В этом случае гаремом командовал старшина, а самой трудной актерской задачей было не идти строевым шагом, а семенить.

0_c5671_4bc5b016_XL.jpg.jpg

708577_900.jpg

THE WHITE SUN OF THE DESERT

Но вначале помощь солдат понадобилась для решения совсем другой задачи. Им пришлось заняться… прополкой пустыни! Зимой в Каракумах так часто шли дожди, что песок скрыла подросшая высокая трава. Мотыль облетел на вертолете сотни километров, но так и не нашел подходящего места. Он решил не ждать милостей от природы, а договориться с армией. И солдаты за несколько недель пропололи десятки квадратных километров пустыни возле Байрам-Али.
К участию в съёмках привлекли эскадрон, подразделение знаменитого кавалерийского полка, созданного для съёмок фильма «Война и мир». Однако в итоге в картину так и не вошли сколько-нибудь сложные конные трюки. При этом в ходе съёмок один из кавалеристов-каскадёров по неосторожности погиб.

Гюльчатай
0_c5652_cb8efd1d_XL.jpg.jpg
Татьяна Денисова в центре


Гюльчатай играли три девушки.
Первую, Татьяну Денисову, нашли в Московском цирковом училище.
Но во время долгого перерыва в съемках ей предложили выступать в цирке с собственным номером, и сниматься она уже не могла. Тут вспомнили о юной ученице балетного училища, которая раньше замещала одну из жен в эпизоде. Ее, кстати, тоже нашел Конюшев, который находил будущих эпизодников в самых неожиданных местах. В тот раз он встречал у балетного училища имени Вагановой знакомую барышню и вдруг увидел нежное 17-летнее создание!
Озвучивала Гюльчатай Клара Румянцева.

708890_900.jpg

Таня Федотова (так звали третью девушку) испугалась, когда ее схватили за локоть: она прогуливала урок и решила, что ее потащат к директору. Кстати, съемки в кино даже подняли Таню в глазах начальства. Когда с руководством вели переговоры, чтобы отпустить Федотову на съемки в пустыню, директор охотно согласился поставить ей экзамен автоматом. Хоть и удивился, почему выбрали именно ее: «Надо же, а у нас ее считают серой мышкой…»

709304_900 (1).jpg

На съемках у Тани был роман с игравшим Петруху Николаем Годовиковым.

Петруха - Николай Годовиков

На роль молодого красноармейца пробовались многие актеры, в т.ч.Савелий Крамаров,
а утвердили Годовикова. Он не был профессиональным актером, хотя уже снялся в «Республике ШКИД». В этом фильме его заметил Мотыль и задействовал в эпизоде «Жени, Женечки и «Катюши».
Дальнейшая судьба Николая сложилась неудачно. Он был судим, бомжевал.

237672.jpg

У Годовикова сложились очень теплые отношения с Павлом Луспекаевым. Когда жена Луспекаева Инна уезжала на время со съемок, она просила Годовикова: «Коль, ты приглядывай за дядей Пашей».

Старейшины

hd_dc1499fe57.jpg

Одного из знаменитых стариков («Давно здесь сидим») изобразил Яков Ленц, помимо прочего продавший сигареты «Друг» Юрию Деточкину.
Говорят, что компанию ему составил некий Май-Маевский, за полвека до того бывший курьером самого Ленина — только вот Ленц в титрах есть, а Май-Маевского нет.

Beloe-solntse-pustyni.jpg


Когда фильм уже на три четверти сняли, в Госкино его вдруг решили закрыть. Спасло Мотыля заступничество его приятеля Вадима Спицына. Он оказался фронтовым другом самого Владимира Баскакова, первого зампреда Госкино. И тот разрешил Мотылю закончить фильм — но сказал, что тогда уж Спицын должен будет лично контролировать процесс, и назначил его на картину консультантом.
Этот поворот судьбы был счастливым для обоих! В разгар лета Спицын прибыл под Байрам-Али, поселился на генеральской даче и, закупив на восточном базаре всяких вкусностей и алкогольных напитков, чудесно проводил время. На съемочную площадку он приехал лишь однажды. Сказал: «Господи, как у вас тут жарко!» — и уехал. Больше он на съемках не появлялся, зато исправно звонил Баскакову и говорил, что фильм снимают идеологически правильный и указания руководства четко выполняют. Кстати, часть ценных указаний и правда пошла фильму на пользу. Баскаков часто повторял: «Вы помните, это Азия. Там надо поделикатнее, потоньше». Из этих-то напоминаний и родился главный афоризм фильма: «Восток — дело тонкое».

Крылатые фразы из фильма "Белое солнце пустыни"

* Восток — дело тонкое.
* Гюльчатай, открой личико.
* Господин назначил меня любимой женой!
* Напра… За мной, барышни.
* Не везет мне в смерти, повезет в любви…
* Вот что, ребята, пулемёта я вам не дам.
* Хорошая жена, хороший дом… Что еще надо человеку, чтобы встретить старость?!
* Эт-точно!
* Я мзду не беру. Мне за державу обидно!
* Сухов, говоришь? Сейчас мы поглядим, какой это Сухов!
* Махмуд, поджигай!
* Стреляли
* Я рассчитывал на тебя, Саид! [ — Если меня убьют, кто отомстит Джавдету?]
* Здорово, отцы!
* Давно здесь сидим…
* Абдулла, у тебя ласковые жёны! Мне хорошо с ними!
* Верещагин, уходи с баркаса!
* Джавдет мой: встретишь — не трогай его.
* Обратно пишу вам, любезная Катерина Матвеевна…
* Петруха!— Я не п-пью…— Правильно. Я вот тоже - щас это допью - и… брошу… Пей!
* Лучше, конечно, помучаться! (Тебя сейчас убить или хочешь помучаться?)
* Слышь, Абдулла! Не много ли товару взял? И всё, поди, без пошлины.
* Я мзду не беру. Мне за державу обидно...


711458_900.jpg

«Засим разрешите откланяться. Тому остаюсь свидетелем, боец за счастье трудового народа всей земли, Закаспийского интернационального революционного пролетарского полка имени товарища Августа Бебеля, красноармеец Сухов Фёдор Иванович».






http://spetsialny.livejournal.com/1126184.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Белое_солнце_пустыни
.http://www.prom-flash.com/main/6055-u-filma-beloe-solnce-pustyni-pojavitsja.html
https://www.ridus.ru/news/181852.html



Серия сообщений "И всё кино (отечественное)":



Рубрики:  Киномания

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку