«Восток — дело тонкое». Как снимали "Белое солнце пустыни"
Премьера ставшего культовым фильма «Белое солнце пустыни» состоялась в Москве 30-го марта 1970-го года. Фильм со временем стал легендарным, а истории, связанные с его съемками можно с некоторой натяжкой назвать мифологией советского кино. Столько необычных порой смешных, порой по-настоящему трагических событий происходило на съемках.
Жанр "истерн" , в котором был снят фильм в конечном итоге помог ему дойти до широкого зрителя.
В советское время жанр подобного рода лент («Неуловимые мстители», «Свой среди чужих…», «Забудьте слово „смерть“» и др.) обозначался как «историко-революционный», но впоследствии ему нашли более ёмкую замену: истерн. Истерн был некой аналогией голливудскому вестерну, где вместо шерифов были красноармейцы, а вместо ковбоев – среднеазиатские басмачи.
Фильм предполагалось положить на полку, т.е. не показывать зрителям - столько нареканий он вызвал у телевизионного начальства.
Премьере помог случай. Как-то на домашний просмотр ген.секретарю Л.И. Брежневу запаздывали новые фильмы из-за океана. Л.И. обожал вестерны и не пропускал новинок. В спешке нашли замену -советский ответ голливудским вестернам – наш истерн, фильм «Белое солнце пустыни».
Через несколько часов в квартире председателя Государственного комитета по кинематографии Алексея Романова раздался звонок по вертушке. Восторгу Брежнева не было предела. Особенно ему пришлись по душе сцена драки на баркасе и песня таможенника Верещагина о «госпоже Удаче». Хотя, конечно, несколько озадачило, что удача – «госпожа», а не товарищ. Но разнос по этому поводу устраивать не стал.
«Хорошее кино снимаешь! Утерли нос американцам, молодцы. А почему фильм не в прокате? Его должны увидеть советские люди», – распорядился Брежнев.
В итоге фильм стал значимой частью советской культуры, приобрёл статус культового, фразы героев устойчиво вошли в разговорную речь и стали поговорками. Наш истерн был продан более чем в 130 стран, и в те же США в т.ч.
Начало съемок тоже было сложным - не раз менялись режиссеры, сценаристы и соответственно сам сценарий. В Итоге режиссером "Белого солнца" был назначен Владимир Мотыль, до этого снявший "Женю Женечку и Катюшу".
Анекдот про гарем, охраняемый красноармейцем, (кстати вполне реальная история рассказанная консультирующими фильм бывшим красноармейцами, воевавшим с басмачами) не нашел никакого отклика в его сердце. Мотыль вспоминал: "Однажды на рассвете, на грани пробуждения, я увидел во сне будущую Катерину Матвеевну: в воде стояла красивая дородная баба с коромыслом — и я понял, что вот же она, любовь Сухова!
Когда в моем воображении появилась Катерина Матвеевна, Сухов перестал быть плакатным солдатом революции, насаждающим новую власть. И объяснение его поведению появилось. А то что же это: солдат, мужчина, постоянно находится при гареме, его представительницы вешаются ему на шею, а он на них ноль внимания!
В чем причина такой аномалии? А тут он мечтает о своей зазнобушке, мысленно разговаривает с ней… Вначале написал закадровые монологи. Но они мне самому не понравились. И подумалось, что он не говорит с ней, а письма пишет. Только самому их писать уже времени не было. А тогда мы дружили с молодым театральным режиссером Марком Захаровым, который сочинял для радио остроумные юморески, — в нем я и увидел будущего соавтора эпистолярного романа моего Сухова...»
Товарищ Сухов— Анатолий Кузнецов
Из двух главных претендентов на роль Сухова — Анатолия Кузнецова и Георгия Юматова — под мощным диктатом редакторов первоначально был утвержден Юматов. Через неделю после начала съёмок его обнаружили в состоянии тяжёлого опьянения с лицом, сильно пострадавшим после драки. О дальнейших съёмках не могло быть и речи, и Владимир Мотыль вновь обратился к Кузнецову, чью кандидатуру первоначально отклонили на пробах. Последний не был занят, и поэтому он согласился принять участие в съёмках.
Образ товариша Сухова в исполнении Кузнецова приобрел черты сказочного героя.
Сыгравший в итоге Сухова Анатолий Кузнецов запомнился всем, по существу, только этой ролью — хотя в его фильмографии в общей сложности значится 112 названий.
Юматов, прославившийся в фильме "Офицеры"
К сожалению Анатолия Борисовича Кузнецова 7 марта 2014 года не стало...
Катерина Матвеевна - Галина Лучай
На роль Катерины Матвеевны, любовь к которой заставляла товарища Сухова преодолевать пустыню, Мотыль просмотрел десятки профессиональных актрис и крестьянок, но русская красавица из сна на пробах ни разу не появилась. Зазноба Сухова попалась режиссеру в коридорах «Останкино». Галина Лучай работала редактором, и перспектива стать кинозвездой ее не манила.
«У меня телевизионные программы, грудной ребенок! В конце концов, муж будет против!» — отбрыкивалась будущая Катерина Матвеевна. Ей пообещали, что съемки займут всего несколько дней, договорились с начальством. Единственное, что не устраивало Мотыля в этой земной и одновременно похожей на Богородицу женщине, — ее ноги. Они были слишком худые. А ведь режиссер задумал снять, как его кустодиевская красавица переходит речку, подняв подол!
Полные ноги были найдены, но имя хозяйки ног Катерины Матвеевны осталось безвестным.
Павел Верещагин - Михаила Поспелов
Невозможно представить «Белое солнце» без Верещагина, а ведь изначально в сценарии эта роль была эпизодической. «С пьянчужкой, которого убивали бандиты в середине сценария, — рассказывает Мотыль. — был связан только один яркий эпизод — с икрой. Но я задумал Верещагина былинным богатырем.
Как-то на творческом вечере в столичном Доме журналистов Валентин Иванович вспоминал, что среди прочих историй его заинтересовала и биография офицера российской пограничной стражи Михаила Поспелова. В сюжете тесно переплелись подлинные факты из жизни пограничника Поспелова и образные черты таможенника Верещагина.
штабс-ротмистр Михаил Поспелов
Прототип Верещагина из культового советского вестерна "Белое солнце пустыни" тоже был верен офицерскому долгу. Накануне Гражданской войны штабс-ротмистра Михаила Поспелова тоже знали и боялись все контрабандисты и главари разбойничьих банд из Персии, орудовавшие на стоверстовом участке российской границы в полосе ответственности Гермабского пограничного отряда Закаспийской пограничной бригады.
Возглавляя этот отряд, он получил от нарушителей границы прозвище "Красный шайтан" за пышные огненно-рыжие усы и способность внезапно появляться со своими пограничниками на тайных тропах контрабандистов.
Луспекаев в роли Верещагина
Точно таким же оазисом в пустыне, что и верещагинское подворье, был созданный Поспеловым отрядный сад, в котором росли грецкий орех, яблони, груши, вишни, абрикосы, алыча. Здесь же был и рукотворный пруд, хотя и без осетров, но с карпами. Как и Верещагин, Поспелов во времена безвластия превратил свой дом в маленькую крепость, вооружившись пулемётом, гранатами и даже "бомбомётом", обучив и жену Софью управляться со всем этим "хозяйством". Чувствуя своё бессилие прекратить басмаческие бесчинства с горсткой оставшихся в отряде пограничников, бывалый командир, как и его кинообраз, глушил тоску испытанным русским средством – крепким "перваком". А главное – Михаилу Поспелову тоже было обидно за державу, потому он и не ушёл в 1917 году через кордон или в глубь страны, как многие офицеры и солдаты Закаспийской пограничной бригады.
На участке отряда Поспелова была восстановлена охрана государственной границы
Он собрал в отряд толковых местных всадников, обучил их приёмам пользования оружием, закупил на свои средства фураж и продовольствие. Пожалуй, именно поэтому советская власть оставила Поспелова на посту начальника отряда. В 1919 году он становится командиром пограничного батальона, а в 1921-м – командиром пограничного полка, у которого была под присмотром вся советско-персидская граница. А ещё полковник Михаил Поспелов успел создать пограничную школу младшего комсостава.
...Михаил Дмитриевич Поспелов не погиб в схватке с басмачами, как Павел Верещагин. Он умер в преклонном возрасте и похоронен на старом ташкентском кладбище. И на его могилу, наверное, никто уже не положит цветок или символичный кусочек каракумской серы, не поднимет стопку в память об офицере Великой Державы, чей облик и биография легли в основу любимого народом образа таможенника Павла Верещагина из "Белого солнца пустыни"
Павел Верещагин - Павел Луспекаев
В России есть один актёр - абсолютный гений! Только фамилию его произнести невозможно...
Лоуренс Оливье, британский актёр
Его настоящая фамилия - Луспекаян. Отец Павла был нахичеванским армянином, мать - донской казачкой.
В 16 лет Павел убежал из дома на фронт. Партизанил. Однажды он часа четыре неподвижно пролежал на снегу и сильно обморозил ноги - годы спустя юношеское обморожение станет причиной газовой гангрены
Когда на ногах появились незаживающие язвы, Луспекаеву было тридцать. Его резали буквально по частям, по сантиметрам: сначала ампутировали пальцы одной ноги, через месяц - пальцы другой, потом стопы.
Но почти все сцены в "Белом солнце пустыни" безногий Павел Луспекаев сыграл сам, без дублёра.
Режиссер предлагал Луспекаеву сниматься на костылях: Верещагин – бывший офицер, инвалид Первой мировой. Или таможенник, раненный контрабандистами в обе ноги.
– Давай, Володя, сперва я сыграю то, что написано в сценарии, а уж потом какого-нибудь инвалида. Пусть тебя мои ноги не смущают. Я придумал сапоги с металлическими упорами внутри, – сказал Павел Борисович.
Во время съемок Луспекаев в самом деле отбросил костыли и начал осваивать протезы. Когда боль становилась невыносимой, отходил в сторону и опускал натертые протезами культи в таз с холодной водой. Либо в прохладное Каспийское море.
– Это был подвиг, равный подвигу Алексея Маресьева, – скажет потом режиссер.
Луспекаев себя не щадил. Он даже в сцене драки на баркасе работал без дублера.
Во время съёмок знаменитого эпизода, в котором Верещагин с отвращением ложкой ест из корытца черную икру, отвращение актера было натуральным от того, что снимали целых четыре дубля. Икра осточертела Луспекаеву, и после команды «стоп» на последнем дубле он даже выплюнул деликатес, не проглотив.
Павлом Луспекаевым в фильме была исполнена впоследствии одна из самых популярных песен советского кинематографа - «Ваше благородие, госпожа удача». Она была написана специально для фильма творческим тандемом Исаака Шварца и Булата Окуджавы.
Как признавался впоследствии Шварц, песню он написал, представляя себе, как её будет петь Павел Луспекаев.
Павел Луспекаев умер от разрыва сердечной аорты в год выхода "Белого солнца пустыни" на экраны...
Супругу Верещагина сыграла жена режиссёра — Раиса Куркина.
Саид - Спартак Мишулин
В этом году 22 октября у Спартака Мишулина должен бы быть 90-летний юбилей. К сожалению и этот замечательный актер не дожил до наших дней, но благодаря любимым всеми ролям навсегда остался в народной памяти.
У Мишулина с режиссером фильма Владимиром Мотылем были очень добрые отношения еще со времен совместной работы в Омском драмтеатре в пятидесятые годы. Надо сказать, что во время съемок семья Мотыля, не так давно переехавшая в Москву, жила в доме Мишулина.
Поначалу актер снимался тайно: руководство столичного Театра сатиры, в котором тогда служил, запрещало своим актерам сниматься в кино. Потому каждые выходные Мишулин тайно покидал Москву, летел самолетом до Ашхабада, затем - до райцентра Мары, откуда добирался к месту съемок еще километров тридцать на машине. Дабы театральное начальство не догадалось, что он «подрабатывает» на стороне, киношные гримеры соорудили парик - из его же остриженных волос. Идя в театр, Спартак надевал его. Но однажды, здороваясь, приподнял кепку, а вместе с ней… и парик. В результате начальство дало «добро» на съемки у Мотыля.
Из рассказа С. Мишулина: «Съемки ведь проходили в Каракумах - а там шестьдесят пять градусов! По роли я должен был чуть ли не целыми днями сидеть в песке, закопанным по шею. Хотя мне было лучше, чем остальным, - жарило лишь голову, правда, меня остригли наголо. К тому же, во время перекуров над моей лысиной ставили зонтик, а ассистент режиссера давал мне сигарету».
В пустыне жара стояла неимоверная. Кто-то даже пошутил:
- В песке можно запросто куриные яйца варить! А уж подогреть что-то - секундное дело!
Попробовали. Точно! На раскаленном песке яйцо варилось - пусть и не вкрутую - те же 10 минут, что и на газовой плите.
Вот и представьте, каково было Спартаку Мишулину. Его трижды закапывали на жаре в песчаную яму и там доводили «до необходимой кондиции». Оператор с режиссером хотели сделать из закопанного человека что-то вроде зомби: на рассвете сажали Мишулина в яму, засыпали мокрым песком, закрывали шею кошмой, чтобы не особо жгло, и до полудня ждали, пока песок раскалится и лицо Саида приобретет сине-фиолетовый оттенок, вены вздуются, глаза вылезут из орбит. Чтобы было страшнее, мазали ему голову вареньем, и тогда лоб и щеки Мишулина облепляли тучи мух. Рядом по песку пускали змей. Во время перерывов прикрывали голову зонтом, давали покурить.
Откапывать на обед не имело смысла - кормили из ложечки. Откапывали только вечером. И так три дня.
Первый дубль Москва не приняла из-за того, что он показался «излишне жестоким» по отношению… к зрителю. Второй дубль - на пленке царапина! Вновь пришлось закапывать Спартака. В итоге в яме Мишулин отсидел девять дней.
Абдулла — Кахи Кавсадзе
Кахи Кавсадзе —повезло в творческом плане, среди сыгранных им ролей есть и Дон Кихот, и Иван Грозный;
«Когда я пробовал актеров на роль Абдуллы (актера на эту роль я искал дольше всех), — вспоминает режиссер, — мне очень понравился неизвестный тогда Кахи Кавсадзе: точеное лицо, стать, рост! Только зажатый был, но оно и понятно: до этого снялся лишь в одном фильме, и то в эпизоде.
И я захотел, чтобы этот красавец джигит раскрепостился и показал себя в деле, в котором он чувствует себя по-настоящему уверенно. Я попросил: «Проскачи-ка на коне круг галопом». Кахи дали чудесного резвого коня. Кавсадзе лихо вскочил на него, сделал круг, только вот спрыгнул неловко: запутался в стремени и упал в песок. И только тут он мне признался: «Владимир Яковлевич, сэйчас все пройдет. Просто я пэрвый раз в жизни на коня сел». «Но как же ты, — изумляюсь, — справился с конем?» — «Владимир Яковлевич, я повэрил, что я наэздник… И конь… мне повэрил».
Не будем врать, что на этих съемках Кавсадзе научился скакать, как настоящий джигит. Он не очень браво держался в седле, особенно тяжело было, сидя на лошади, стрелять в нефтеналивной бак: лошадь пугалась выстрела и удержать ее на месте Кахи было не под силу. Поэтому актера посадили на менее пугливое существо — помощника режиссера. Тот весил сотню с лишним килограммов, и выдержать на плечах худощавого артиста ему было несложно…
Особенно тяжело капакумскую жару переносили женщины. Поэтому, если Гюльчатай не надо было открывать личико, женами Абдуллы часто обряжались худенькие солдаты из близлежащей военной части. В этом случае гаремом командовал старшина, а самой трудной актерской задачей было не идти строевым шагом, а семенить.
Но вначале помощь солдат понадобилась для решения совсем другой задачи. Им пришлось заняться… прополкой пустыни! Зимой в Каракумах так часто шли дожди, что песок скрыла подросшая высокая трава. Мотыль облетел на вертолете сотни километров, но так и не нашел подходящего места. Он решил не ждать милостей от природы, а договориться с армией. И солдаты за несколько недель пропололи десятки квадратных километров пустыни возле Байрам-Али.
К участию в съёмках привлекли эскадрон, подразделение знаменитого кавалерийского полка, созданного для съёмок фильма «Война и мир». Однако в итоге в картину так и не вошли сколько-нибудь сложные конные трюки. При этом в ходе съёмок один из кавалеристов-каскадёров по неосторожности погиб.
Гюльчатай
Татьяна Денисова в центре
Гюльчатай играли три девушки.
Первую, Татьяну Денисову, нашли в Московском цирковом училище.
Но во время долгого перерыва в съемках ей предложили выступать в цирке с собственным номером, и сниматься она уже не могла. Тут вспомнили о юной ученице балетного училища, которая раньше замещала одну из жен в эпизоде. Ее, кстати, тоже нашел Конюшев, который находил будущих эпизодников в самых неожиданных местах. В тот раз он встречал у балетного училища имени Вагановой знакомую барышню и вдруг увидел нежное 17-летнее создание!
Озвучивала Гюльчатай Клара Румянцева.
Таня Федотова (так звали третью девушку) испугалась, когда ее схватили за локоть: она прогуливала урок и решила, что ее потащат к директору. Кстати, съемки в кино даже подняли Таню в глазах начальства. Когда с руководством вели переговоры, чтобы отпустить Федотову на съемки в пустыню, директор охотно согласился поставить ей экзамен автоматом. Хоть и удивился, почему выбрали именно ее: «Надо же, а у нас ее считают серой мышкой…»
На съемках у Тани был роман с игравшим Петруху Николаем Годовиковым.
Петруха - Николай Годовиков
На роль молодого красноармейца пробовались многие актеры, в т.ч.Савелий Крамаров,
а утвердили Годовикова. Он не был профессиональным актером, хотя уже снялся в «Республике ШКИД». В этом фильме его заметил Мотыль и задействовал в эпизоде «Жени, Женечки и «Катюши».
Дальнейшая судьба Николая сложилась неудачно. Он был судим, бомжевал.
У Годовикова сложились очень теплые отношения с Павлом Луспекаевым. Когда жена Луспекаева Инна уезжала на время со съемок, она просила Годовикова: «Коль, ты приглядывай за дядей Пашей».
Старейшины
Одного из знаменитых стариков («Давно здесь сидим») изобразил Яков Ленц, помимо прочего продавший сигареты «Друг» Юрию Деточкину.
Говорят, что компанию ему составил некий Май-Маевский, за полвека до того бывший курьером самого Ленина — только вот Ленц в титрах есть, а Май-Маевского нет.
Когда фильм уже на три четверти сняли, в Госкино его вдруг решили закрыть. Спасло Мотыля заступничество его приятеля Вадима Спицына. Он оказался фронтовым другом самого Владимира Баскакова, первого зампреда Госкино. И тот разрешил Мотылю закончить фильм — но сказал, что тогда уж Спицын должен будет лично контролировать процесс, и назначил его на картину консультантом.
Этот поворот судьбы был счастливым для обоих! В разгар лета Спицын прибыл под Байрам-Али, поселился на генеральской даче и, закупив на восточном базаре всяких вкусностей и алкогольных напитков, чудесно проводил время. На съемочную площадку он приехал лишь однажды. Сказал: «Господи, как у вас тут жарко!» — и уехал. Больше он на съемках не появлялся, зато исправно звонил Баскакову и говорил, что фильм снимают идеологически правильный и указания руководства четко выполняют. Кстати, часть ценных указаний и правда пошла фильму на пользу. Баскаков часто повторял: «Вы помните, это Азия. Там надо поделикатнее, потоньше». Из этих-то напоминаний и родился главный афоризм фильма: «Восток — дело тонкое».
Крылатые фразы из фильма "Белое солнце пустыни"
* Восток — дело тонкое.
* Гюльчатай, открой личико.
* Господин назначил меня любимой женой!
* Напра… За мной, барышни.
* Не везет мне в смерти, повезет в любви…
* Вот что, ребята, пулемёта я вам не дам.
* Хорошая жена, хороший дом… Что еще надо человеку, чтобы встретить старость?!
* Эт-точно!
* Я мзду не беру. Мне за державу обидно!
* Сухов, говоришь? Сейчас мы поглядим, какой это Сухов!
* Махмуд, поджигай!
* Стреляли
* Я рассчитывал на тебя, Саид! [ — Если меня убьют, кто отомстит Джавдету?]
* Здорово, отцы!
* Давно здесь сидим…
* Абдулла, у тебя ласковые жёны! Мне хорошо с ними!
* Верещагин, уходи с баркаса!
* Джавдет мой: встретишь — не трогай его.
* Обратно пишу вам, любезная Катерина Матвеевна…
* Петруха!— Я не п-пью…— Правильно. Я вот тоже - щас это допью - и… брошу… Пей!
* Лучше, конечно, помучаться! (Тебя сейчас убить или хочешь помучаться?)
* Слышь, Абдулла! Не много ли товару взял? И всё, поди, без пошлины.
* Я мзду не беру. Мне за державу обидно...
«Засим разрешите откланяться. Тому остаюсь свидетелем, боец за счастье трудового народа всей земли, Закаспийского интернационального революционного пролетарского полка имени товарища Августа Бебеля, красноармеец Сухов Фёдор Иванович».