-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Леда_Аветис

 -Подписка по e-mail

 


«Вий» Николая Гоголя. Художественные фильмы 1967 и 2013 годов

Среда, 11 Июня 2014 г. 00:34 + в цитатник
Видео, краткое содержание повести, скриншоты



imagesCAC685PL (189x267, 6Kb)      Никола́й Васи́льевич Го́голь
(фамилия при рождении Яно́вский, 1809 — 1852),
признанный одним из классиков русской литературы, всегда выделялся особой таинственностью. С одной стороны он являл собой классический тип писателя-сатирика, обличителя пороков, общественных и человеческих, блестящего юмориста, с другой — начинателя в русской литературе святоотеческой традиции, религиозного мыслителя и публициста и даже автора молитв.

      Ещё при жизни писателя о нём ходили противоречивые слухи, усугублённые его замкнутостью, склонностью к мифологизации собственной биографии и загадочной смертью, породившей множество легенд и гипотез.

      В 1835 году писатель публикует сборник «Миргород. Повести, служащие продолжением Вечеров на хуторе близ Диканьки». В первой части «Миргорода» появились «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба»; во второй — «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и «Вий».

      Повесть «Вий» была трижды экранизирована в период русского кино: в 1909, 1912 и 1916 (игровой фильм, режиссёр Владислав Старевич) гг. К сожалению, ни одна экранизация не сохранилась.
Затем появились:
"Маска Сатаны / La maschera del demonio" (1960) - вольная адаптация повести «Вий», режиссёр Марио Бава
"Вий" (1967) - художественный фильм, режиссёры Георгий Кропачев, Константин Ершов
"Вий" (1996) - мультипликационный фильм, режиссёр Алла Грачева
"Ведьма" (1996) - художественный фильм по мотивам повести, режиссёр Олег Фесенко

и, наконец, "Вий" (2013) - художественный фильм по мотивам повести, режиссёр Олег Степченко.

      Обновленная версия фильма 1967 года с современными спецэффектами вышла в 2009 году.
Она была приурочена к 200-летнему юбилею рождения Гоголя.

2014-06-10 19-06-54 Скриншот экрана (700x524, 168Kb)

«Вий» — художественный фильм, снятый в 1967 году в СССР

В главных ролях:

      Леонид Куравлёв — Хома Брут
      Наталья Варлей — Панночка (озвучивает Клара Румянова)
      Алексей Глазырин — Сотник
      Николай Кутузов — Ведьма
      Борис Веселов — двуносый упырь (в титрах не указан)
      Николай Степанов — Вий (в титрах не указан)




https://www.youtube.com/watch?v=zyg0WUsY9HI


       Съёмки фильма производились в Богородчанском районе Ивано-Франковской области (Украина), посёлке Седнев, Черниговской области и Елецком монастыре города Чернигова, Черниговской области.

fotowork296_09 (700x466, 213Kb)
фото: http://www.lipilin.ru/

Деревянная церковь Пресвятой Богородицы, в селе Горохолин Лес Богородчанского района Ивано-Франковской области, в которой снимались ряд сцен фильма,
сгорела дотла 20 февраля 2006 года.

2014-06-10 22-05-04 Скриншот экрана (700x527, 105Kb)

      По официальной версии, пожар возник в результате нарушения правил монтажа и эксплуатации электросети.


Интересные факты:
2014-06-10 19-24-13 Скриншот экрана (700x526, 134Kb)

      Первоначально на роль Хомы Брута планировался Вячеслав Невинный, а на роль Панночки сначала была утверждена Александра Завьялова (пробовались также Ела Санько и Светлана Коркошко). Но в процессе съёмок, по настоянию Ивана Пырьева, Завьялова была снята с роли и её заменила Наталья Варлей. По другой версии, будущий муж Завьяловой, режиссёр Резо Эсадзе потребовал, чтоб она отказалась от роли.

2014-06-10 19-08-46 Скриншот экрана (700x519, 186Kb)

      Во время съёмок полёта из-за сбоя в технике Наталья Варлей однажды выпала из гроба. Только реакция Леонида Куравлёва, успевшего подхватить актрису, спасла её от травм. Леонид Куравлёв после этого неделю не мог сниматься, так как сильно потянул руки. Тем не менее этот случай породил множественные слухи о смерти Варлей.

2014-06-10 16-02-09 Скриншот экрана (700x479, 161Kb)

       По настоянию Александра Птушко, некоторые сцены противоборства Панночки и Хомы, происходившие в церкви, были пересняты позднее в павильонных декорациях Мосфильма.

      Роль Вия сыграл артист цирка, акробат Николай Степанов. Прочую нечисть также играли артисты цирка и спортсмены Советского Союза: например, заслуженный тренер РСФСР по вольной борьбе Борис Веселов. Итого — 12 гимнастов и 4 прыгуна на батуте. Чтобы создать им контраст, в массовку было решено принять нескольких карликов.

2014-06-10 16-54-01 Скриншот экрана (700x477, 183Kb)

      В фильме задействованы 50 ворон (пойманных в районе студии) и 9 дрессированных чёрных кошек.
      Петух, кукарекающий в фильме, ранее был задействован Птушко при съёмках фильма «Сказка о царе Салтане».

      В музыке для фильма, написаной Кареном Хачатуряном, звучат цитаты из произведения Модеста Мусоргского «Ночь на Лысой горе».


Скриншоты с экрана
2014-06-10 19-01-40 Скриншот экрана (700x525, 136Kb)

2014-06-10 19-08-13 Скриншот экрана (700x518, 183Kb)

2014-06-10 16-04-11 Скриншот экрана (700x482, 132Kb)

2014-06-10 16-40-03 Скриншот экрана (700x483, 156Kb)
5.
2014-06-10 16-44-26 Скриншот экрана (700x486, 162Kb)

2014-06-10 16-00-23 Скриншот экрана (700x484, 144Kb)

2014-06-10 16-45-19 Скриншот экрана (700x480, 159Kb)

2014-06-10 16-47-08 Скриншот экрана (700x470, 153Kb)

2014-06-10 16-49-05 Скриншот экрана (700x475, 148Kb)

2014-06-10 16-47-48 Скриншот экрана (700x477, 156Kb)

2014-06-10 16-51-14 Скриншот экрана (700x475, 145Kb)

2014-06-10 16-52-01 Скриншот экрана (700x477, 142Kb)

2014-06-10 16-54-56 Скриншот экрана (700x483, 176Kb)

2014-06-10 16-56-05 Скриншот экрана (700x474, 164Kb)
Краткое содержание повести "Вий" Гоголя Н.В.

      "Вий - есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чем изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал".

      Начинается повесть описанием быта бурсы.

      «Грамматики, риторы, философы и богословы, с тетрадями Под мышкой, брели в класс. Грамматики были еще очень малы; идя, толкали друг друга и бранились между собою самым тоненьким дискантом; они были все почти п изодранных или запачканных платьях, и карманы их вечно были наполнены всякою дрянью, как то: бабками, свистелками, сделанными из перышек, недоеденным пирогом, а иногда даже и маленькими воробьенками... Риторы шли солиднее: платья у них были частично совершенно целы, но зато на лице всегда почти бывало какое-нибудь украшение в виде риторического тропа: или один глаз уходил под самый лоб, или вместо губы целый пузырь, или какая-нибудь другая примета; эти говорили и божились между собою тенором. Философы целою октавою брали ниже; в карманах их, кроме крепких табачных корешков, ничего не было. Запасов они не делали никаких и все, что попадалось, съедали тогда же; от них слышалась трубка и горелка иногда Так далеко, что проходивший мимо ремесленник долго еще, остановившись, нюхал, как гончая собака, воздух».

      На рынке философов и богословов боятся задевать, потому что «философы и богословы всегда любили брать только на пробу и притом целою горстью».

      «Когда вся эта ученая толпа успевала приходить несколько ранее или когда знали, что профессора будут позже обыкновенного, тогда, со всеобщего согласия, замышляли бой, и в этом бою должны были участвовать все, даже и цензора, обязанные смотреть за порядком и нравственностию всего учащегося сословия...»

      «Весь этот ученый народ, как семинария, так и бурса, которые питали какую-то наследственную неприязнь между собою, был чрезвычайно беден на средства к прокормлению и притом необыкновенно прожорлив... и потому доброхотные пожертвования зажиточных владельцев не могли быть достаточны. Тогда сенат, состоящий из богословов и философов, отправлял грамматиков и риторов под предводительством одного философа, — а иногда присоединялся и сам, — с мешками на плечах опустошать чужие огороды. И в бурсе появлялась каша из тыкв. Сенаторы столько объедались арбузов и дынь, что на другой день авдиторы слышали от них вместо одного два урока: один происходил из уст, другой ворчал в сенаторском желудке...»

      В июне в киевской бурсе начинаются каникулы, и бурсаки расходятся пешком по домам. Они идут по дороге, по очереди сворачивая с нее, чтобы перед домами селян нет канты и получать за это что-нибудь из еды. Среди прочих сворачивают вместе в сторону богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобець.

      «Богослов был рослый, плечистый мужчина и имел чрезвычайно странный нрав: все, что ни лежало, бывало, возле него, он непременно украдет. В другом случае характер его был чрезвычайно мрачен, и когда напивался он пьян, то прятался в бурьяне, и семинарии стоило большого труда его сыскать там».

      «Философ Хома Брут был нрава веселого. Любил очень лежать и курить люльку. Если же пил, то непременно нанимал музыкантов и отплясывал тропака. Он часто пробовал крупного гороху (наказание), но совершенно с философическим равнодушием, — говоря, что чему быть, того не миновать».

      «Ритор Тиберий Горобець еще не имел права носить усов, пить горелки и курить люльки. Он носил только оселедец, и потому характер его в то время еще мало развился; но, судя по большим шишкам на лбу, с которыми он часто являлся в класс, можно было предположить, что из него будет хороший воин. Богослов Халява и философ Хома часто дирали его за чуб в знак своего покровительства и употребляли в качестве депутата».

      Трое бурсаков направляются на хутор, чтобы переночевать и раздобыть продуктов. Ночь темная, бурсаки сбиваются с пути, набредают на небольшой хуторок, стучатся в хату. Дверь им отворяет несговорчивая старуха, которая ни за что не хочет пустить их переночевать, потому что у нее много постояльцев. Наконец, поддавшись на настойчивые уговоры молодых людей, старуха пропускает всех троих во двор, но отказывается накормить юношей и настаивает, чтобы все они легли спать в разных местах.

      Хоме Бруту достается место в пустом овечьем хлеву. Вдруг дверь открывается, и входит старуха с распростертыми объятьями. Старуха вскакивает на Хому верхом, и он скачет вперед. Оглядываясь по сторонам, Хома замечает русалку в ручье, понимает, что попал в руки нечистой силы, принимается читать молитвы. Затем, изловчившись, сам вскакивает верхом на старуху, хватает с дороги полено и начинает бить им ведьму. Ta кричит, голос ее постепенно становится все чище и приятнее. Наконец она падает, едва живая, на землю, и Хома видит перед собой не дряхлую старуху, а молодую красавицу. Хома бросается бежать без оглядки, возвращается вместо каникул в Киев.

      Распространяется слух, что дочь одного богатого сотника (который живет верстах в пятидесяти от Киева) вернулась однажды с прогулки избитая и находится при смерти. Неожиданностью для всех становится ее последняя воля: она требует, чтобы после ее кончины три ночи читал над ней молитвы киевский бурсак Хома Брут. Ректор категорически не принимает отказ Хомы отправиться в путь, дает ему наставление не уронить престижа бурсы.

      За Хомой от сотника присылают экипаж. По пути сопровождающие напиваются, и Хома просит их отпустить его. Te уже совсем было соглашаются, только случайность заставляет их задержать бурсака (один из подвыпивших желает расспросить Хому о бурсе и сам собирается пойти туда поучиться).

      На другое утро по приезде Хомы в дом сотника выясняется, что ночью панночка умерла. Сотник зовет Хому к себе, спрашивает, откуда его дочь могла знать бурсака. Оба они не находят ответа на этот вопрос, и сотник заявляет, что Хома, что бы ни случилось, отчитает над покойницей три ночи — иначе он будет иметь дело с самим сотником. Они идут в церковь, где стоит гроб, и Хома узнает в усопшей ту девушку, которая, обернувшись старухой, скакала на нем верхом, и которую он смертельно избил поленом.

      Хома отправляется на кухню обедать. Там сидят дворовые люди сотника и наперебой обсуждают то, что покойная панночка была ведьмой (есть несколько свидетелей). Панночка скакала верхом на влюбленном в нее псаре Ми-ките, который потом сгорел сам собой, извела, искусав насмерть и выпив кровь, жену и ребенка козака Шептуна и проч.

      Хома идет «работать», думая, что уж как-нибудь отчитает, а сотник за это набьет ему карманы червонцами.

      В первую ночь Хома лепит повсюду в церкви свечи так, что все помещение озаряется яркими огнями. Хома начинает читать и все время оглядывается на гроб, ожидая, что мертвая встанет из него. Ведьма действительно поднимается, идет по церкви, ищет его. Хома тараторит молитвы, очерчивает себя кругом, за пределы которого, как известно, нечистая сила проникнуть не может. Панночка ложится обратно в гроб, а гроб начинает летать по церкви. Хома все громче читает молитвы, и гроб никак не может проникнуть внутрь круга. Ведьма пытается вновь подняться, но тут слышится крик петуха. Гроб захлопывается.

      Днем люди обсуждают, правда ли панночка была ведьмой. Дорош утверждает, что ведьму никак нельзя узнать, отличить, «хоть все псалтыри перечитай». Пожилой седой казак добавляет: «Когда стара баба, то и ведьма».

      Днем Хома тщательно продумывает, как ему отработать вторую ночь и остаться в живых. Он действует прежними методами. Труп стоит перед ним, но зайти внутрь круга не может. Ведьма начинает творить заклинания. Слышится скрежет когтей по стеклу и биение крыльев о стены и окна: это полчища нечистой силы пытаются ворваться в церковь. Поет петух, и все исчезает.

      Хома еле жив, он весь поседел. Он умоляет сотника отпустить его, но тот непреклонен. Хома предпринимает попытку бегства, но его ловят. Хома напивается, пускается в пляс, не дождавшись музыкантов, пристает к какой-то молодке, потом засыпает. Будят его уже на закате. Ночь страшная; вдали воют волки какими-то «неволчьими голосами».

      Хома начинает читать. От страха он читает как попало, и порой совсем не то, что написано в книге. Гроб открывается, двери срываются с петель, множество чудовищ врывается в церковь. Ведьма приказывает привести Вия, который сможет разглядеть, где находится Хома.

      «И вдруг настала тишина в церкви; послышалось вдали волчье завыванье, и скоро раздались тяжелые шаги по церкви; взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь был он в черной земле. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землею ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки опущены были до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нем железное. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома.

— Подымите мне веки: не вижу! — сказал подземным голосом Вий, — и все сонмище кинулось подымать ему веки».

      Хома чувствует, что на Вия нельзя смотреть, но, не удержавшись, бросает на него взгляд. Вий тут же обнаруживает Хому, все чудовища бросаются на юношу, «и тут же вылетел из него дух от страха». Раздается крик петуха, но Хома уже мертв. Чудовища не успевают вылететь из церкви, так и остаются навеки висеть в дверных и оконных проемах. Дорога к церкви зарастает, место считается проклятым.

      Когда до Киева доходят слухи об участи Хомы, богослов Халява «предавался целый час раздумью». Разговаривая с Тиберием Горобцом, он излагает мнение, что «так ему бог дал» и предлагает пойти в шинок помянуть Хому.

      «Молодой философ, который с жаром энтузиаста начал пользоваться своими правами, так что на нем и шаровары, и сюртук, и даже шапка отзывались спиртом и табачными корешками, в ту же минуту изъявил готовность».

      Халява (который теперь стаи звонарем) говорит, что Хома пропал ни за что. Горобець отвечает:

      «А я знаю, почему пропал он: оттого, что побоялся. А если бы не боялся, то бы ведьма ничего не могла с ним сделать. Нужно только, перекрестившись, плюнуть на самый хвост ей, и ничего не будет. Я знаю уже все это. Ведь у нас в Киеве все бабы, которые сидят на базаре, — все ведьмы».
2014-06-10 17-01-45 Скриншот экрана (700x479, 155Kb)
      Философ соглашается и, так как уже порядком напился, отправляется спать в бурьян, предварительно стащив старую подошву от сапога, валявшуюся на лавке.


Современная экранизация (2013 год)



https://www.youtube.com/watch?v=bpP-xl5foKo

       «Вий» — художественный фильм режиссёра Олега Степченко, по мотивам повести «Вий» Н. В. Гоголя. Фильм находился в процессе производства с декабря 2005 года. Премьера фильма в России состоялась 30 января 2014 года, в формате 3D. Фильм за первый уик-энд собрал более 600 миллионов рублей и установил новый рекорд по сборам за первые выходные проката в России.

      «... Начало XVIII века. Картограф Джонатан Грин совершает научное путешествие из Европы на Восток. Проследовав через Трансильванию и преодолев Карпатские горы, он попадает в затерянную среди непроходимых лесов деревушку.
      Только воля случая и густой туман могли занести его в это проклятое место. Народ, живущий здесь, не похож ни на один доселе виданный путешественником. Эти люди, оградив себя от остального мира глубоким рвом, наивно верят, что смогут уберечься от нечисти, не понимая, что она уже давно поселилась в их душах и только ждёт случая, чтобы вырваться наружу.
      Даже в страшном сне учёный-материалист не предполагал, что здесь ему уготована встреча с верным слугой дьявола...»

***Приятного просмотра

       Материалы: https://www.youtube.com/watch?v=C6rd084mSXY
http://ru.wikipedia.org/
http://www.livelib.ru/book/1000544580
http://lit-helper.ru/p_Kratkoe_soderjanie_povesti_Vii_Gogolya_N_V

Leda Avetis
 
Рубрики:  ЛИТЕРАТУРА, ПОЭЗИЯ/* КЛАССИКИ
КИНОЗАЛ/* Худ_Фильм
Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 7 пользователям

Lusiya78   обратиться по имени Среда, 11 Июня 2014 г. 08:17 (ссылка)
Вот спасибо вам,Леда.Отличный фильм и поставлен прекрасно.Я первый раз его смотрела ешё маленькой,а потом чертовщина всю ночь снилась.И мои любимые артисты снимаются.Да...как будто это всё было в другой жизни
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 11 Июня 2014 г. 11:38ссылка
Пожалуйста, Люсенька :) Я и сама очень люблю и творчество Гоголя, и старые фильмы по его мотивам.
Теперь снимают совсем другое кино...
Венера01   обратиться по имени Среда, 11 Июня 2014 г. 18:17 (ссылка)
Леда_Аветис, Спасибо, Леочка, за пост - очень интересный. А фильм смотрела в детстве - произвёл неизгладимое впечатление на детскую душу.
Хорошего тебе настроения и прекрасного вечера, Ледочка! Обнимаю!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 13 Июня 2014 г. 12:55ссылка
Здравствуй, Татьяночка! Спасибо за отклик и добрые пожелания.
Я тоже была очарована этим фильмом раньше, но и теперь он смотрится на уровне.
Доброго дня тебе, дорогая, обнимаю!
Tessa_Fiery-Phoenix   обратиться по имени Среда, 11 Июня 2014 г. 20:09 (ссылка)
Леда_Аветис, старый фильм самый классный и самый жуткий! спасибо, Ледочка!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 13 Июня 2014 г. 12:56ссылка
Tessa_Fiery-Phoenix, согласна :) Пожалуйста, дорогая!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку