-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Natalia_Iv_and_VaoMUZ

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 23




Дорогой друг, добро пожаловать в гости к Natalia Iv and VaoMUZ! Здесь ты найдёшь мои творческие проекты и начинания. Надеюсь, что они заинтересуют тебя. Спасибо за внимание!


Средневековые лады.

Воскресенье, 11 Апреля 2010 г. 23:30 + в цитатник

Средневековые лады

Немного истории.

Музыка, как и любая другая наука, не стоит на месте, развивается. Музыка нашего времени довольно сильно отличается от музыки прошлого не только "на слух", но и в плане используемых ладов. Что сейчас у нас "на вооружении"? Мажорный лад, минорный... что-то ещё есть столь же сильно распространённое? Нет? Изобилие коммерческой музыки, легко ложащейся на слух, выводит на первое место минорный лад. Почему? Этот лад родной русскому уху, его и используют. А что с западной музыкой? Там преобладает мажорный лад - он им более близок. Хорошо, пусть так. А восточные мелодии? Минор взяли мы, мажор "отдали" западным народам, а что используют на востоке? У них очень колоритные мелодии, ни с чем не спутать. Давайте попробуем следующий рецепт: берём мажорный лад и опускаем у него II ступень на полтона. Т.е. между I и II ступенью у нас получается полтона, а между II и III ступенями - полтора тона. Вот пример, его обязательно послушайте (кликнув по картинке):

Фригийский лад, пример

Над нотами "до" в обоих тактах волнистая черта - это вибрато (для полноты эффекта). Услышали восточные напевы? А всего-то делов: II ступень понижена. Вот такой звукоряд называется "фригийским" ладом. В Средневековье было 8 ладов, а в эпоху Возрождения целых 12. По видимому, их могло быть и больше.

Средневековые лады, они же церковные лады, они же григорианские лады, представляют собой чередование ступеней гаммы до-мажор. Каждый лад содержит в себе восемь ступеней. Интервал между первой и последней ступенями - октава. Каждый лад состоит только из основных ступеней, т.е. знаков альтерации нет. Лады имеют разную последовательность секунд за счёт того, что каждый из ладов начинается с различных ступеней до-мажора. Например: ионийский лад начинается нотой "до" и представляет собой до-мажор; эолийский лад начинается с ноты "ля" и представляет собой ля-минор.

Изначально (IV век) было четыре лада: от ноты "ре" до "ре", от "ми" до "ми", от "фа" до "фа" и от "соль" до "соль". Назывались эти лады первым, вторым, третьим и четвёртым. Автор этих ладов: Амвросий Миланский. Эти лады называют "автентическими", что переводится, как "коренные" лады.

Каждый лад состоял из двух тетрахордов. Первый тетрахорд начинался тоникой, второй тетрахорд начинался доминантой. Каждый из ладов имел особую "финальную" ноту (это "Финалис", о нём чуть ниже), которой заканчивалось музыкальное произведение.

В VI веке Папа Григорий Великий добавил ещё 4 лада. Его лады находились ниже автентических на чистую кварту и назывались "плагальными", что означает "производные" лады. Плагальные лады образовывались переносом верхнего тетрахорда на октаву вниз. Финалисом плагального лада оставался финалис его автентического лада. Название плагального лада образуется от названия автентического лада с добавлением "Гипо" к началу слова.

Кстати, именно Папа Григорий Великий ввёл буквенное обозначение нот.

Остановимся подробнее на следующий понятиях, используемых церковными ладами:

  • Финалис. Основной тон лада, конечный тон. Не путайте с тоникой, хотя они и похожи. Финалис не является центром тяготения остальных нот лада, но при окончании на нём мелодии - воспринимается также, как и тоника. Финалис лучше назвать "заключительным тоном".
  • Реперкусса. Это вторая ладовая опора мелодии (после Финалиса). Это звук, характерный для данного лада, является тоном повторения. С латыни переводится как "отражённый звук".
  • Амбитус. Это интервал от низшего звука лада до высшего звука лада. Показывает "объём" лада.

Таблица церковных ладов

Тон Лад Комментарий Амбитус Реперкусса Финалис
I Дорийский Первый автентический d - d1 a d
II Гиподорийский Первый плагальный A - a f d
III Фригийский Второй автентический e - e1 c1 e
IV Гипофригийский Второй плагальный H - h a e
V Лидийский Третий автентический f - f1 c1 f
VI Гиполидийский Третий плагальный c - c1 a f
VII Миксолидийский Четвёртый автентический g - g1 d1 g
VIII Гипоиксолидийский Четвёртый плагальный d - d1 c1 g
IX Эолийский Пятый автентический a - a1 e1 a
X Гипоэолийский Пятый плагальный e - e1 c1 a
XI Ионийский Шестой автентический c1 - c2 g1 c1
XII Гипоионийский Шестой плагальный g - g1 e1 c1

 

Этос. У каждого церковного лада определялся свой характер. Его называли "этос". Например, дорийский лад характеризовался как торжественный, величественный, серьёзный. Общая черта церковных ладов: избегается напряжённость, сильные тяготения; присущи возвышенность, спокойствие. Церковная музыка должна быть отрешённой от всего мирского, она должна успокаивать и возносить души. Даже были противники дорийского, фригийского и лидийского ладов, как языческих. Выступали против романтичных (плаксивых) и "изнеженных" ладов, которые несут разврат, нанося непоправимый урон душе.

Характер ладов. Что интересно: существовали красочные описания ладов! Это действительно интересный момент, обратимся за описаниями к книге Ливановой Т. "История западноевропейской музыки до 1789 года (Средние века)", глава "Музыкальная культура раннего Средневековья". Цитаты приведём в таблице для ладов Средневековья (8 ладов):

Словесные описания ладов
Номер лада Описание лада по книге Ливановой Т.
I Подвижный, ловкий, пригодный для всякого чувства
II Серьёзный и плачевный, глухо-торжественный, жалобный
III Стремительный, возбужденный, изобилующий скачками; строгий и негодующий, гневный и суровый; побуждающий к борьбе
IV Скромный или спокойный; льстивый; приятный и болтливый
V То как скромный и радостный, то как распущенно-веселый
VI То как страстный с мягкими скачками, то как "плачевный", печальный, трогательный, благочестивый
VII Болтливый из-за быстрых поворотов, распутный и приятный; юношеский
VIII Это лад мудрецов, приятный и величественный лад старцев, постоянно серьезный, величавый из-за малого количества скачков

 

Лады Средневековья на нотном стане. Укажем расположение нот на нотном стане для каждого лада. Обозначение реперкуссы: Реперкусса, обозначение финалиса: Финалис.

Таблица Средневековых ладов
Лад Название Ноты Звук
I Дорийский Дорийский лад послушать
II Гиподорийский Гиподорийский лад послушать
III Фригийский Фригийский лад послушать
IV Гипофригийский Гипоригийский лад послушать
V Лидийский Лидийский лад послушать
VI Гиполидийский Гиполидийский лад послушать
VII Миксолидийский Миксолидийский лад послушать
VIII Гипомиксолидийский Гипомиксолидийский лад послушать

 

Средневековые лады на современном нотном стане. Систему Средневековых ладов в некотором виде можно показать на современном нотном стане. Выше было сказано буквально следующее: Средневековые "лады имеют разную последовательность секунд за счёт того, что каждый из ладов начинается с различных ступеней до-мажора. Например: ионийский лад начинается нотой "до" и представляет собой до-мажор; эолийский лад начинается с ноты "ля" и представляет собой ля-минор". Этим мы и воспользуемся.

Рассмотрим до-мажор. Поочерёдно берём из этого звукоряда 8 нот в пределах одной октавы, каждый раз начиная со следующей ступени. Сначала от I ступени, затем от II ступени и т.д.:

Ступени C-dur и Средневековые лады
№ Ступени C-dur Средневековый лад Звукоряд Комментарий
I, нота "до" Ионийский c - d - e - f - g - a - h - c Это до-мажор
II, нота "ре" Дорийский d - e - f - g - a - h - c - d Отличие от минора - повышенная VI ступень
III, нота "ми" Фригийский e - f - g - a - h - c - d - e Сильное тяготения II ступени к I (интервал: м.2)
IV, нота "фа" Лидийский f - g - a - h - c - d - e - f Сильное тяготения VII ступени к I снизу
V, нота "соль" Миксолидийский g - a - h - c - d - e - f - g Сыграйте этот лад без IV ступени, вы услышите рок-н-ролл
VI, нота "ля" Эолийский a - h - c - d - e - f - g - a Натуральный минор
VII, нота "си" Локрийский h - c - d - e - f - g - a - h Сильное тяготения II ступени к I (интервал: м.2)

 


 

Итоги. Окунулись в историю музыки. Это полезно и интересно! Теория музыки, как Вы убедились, отличалась от современной. В данной статье рассмотрены, конечно, не все аспекты Средневековой музыки (комма, например), но некоторое впечатление сложиться должно было.

Возможно, мы ещё вернёмся к теме Средневековой музыки, но уже в рамках других статей. Данная статья, мы считаем, перегружена информацией, а мы против статей - гигантов.

Рубрики:  Музыкальные интересности

Метки:  

Музыкальный индийский лад в течение суток.

Воскресенье, 11 Апреля 2010 г. 23:24 + в цитатник

В индийской музыке в определённое время суток можно исполнять определённые лады. Узнать сколько времени в Индии легко - всего лишь прислушаться.   Вот табличка с названиями:

 (699x642, 53Kb)

А вот сайт-иллюстрация к таблице: www.azuremilesrecords.com/index.html

Рубрики:  Музыкальные интересности

Метки:  

Немного об индийской музыке, индийской нотации (через переводчик=)

Воскресенье, 11 Апреля 2010 г. 22:54 + в цитатник

NORTH INDIAN MUSICAL NOTATION - AN OVERVIEW

СЕВЕРНОЕ ИНДИЙСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ - КРАТКИЙ ОБЗОР
 

by David Courtney working tools

It is well known that Indian music is based on an oral tradition.  However, it is often erroneously presumed that this oral tradition precluded any musical notation.  This is not the case; musical notation in India extends back to the Vedas.  Musical notaton, known as swar lipi has existed in India from ancient Vedic age up to the modern internet age.

Известно, что индийская музыка основана на устной традиции. Однако, часто ошибочно предполагается, что эта устная традиция устранила любое музыкальное примечание. Дело обстоит не так; музыкальное примечание в Индии уходит корнями к Vedas. Музыкальный notaton, известный как swar lipi, существовал в Индии от древнего возраста Vedic до современного интернет-возраста.

 

Historical Overview

Исторический Краткий обзор

The history of Indian musical notation is very rich.  Musical treatises have appeared througout Indian history going all the way back to the Vedas.

История индийского музыкального примечания очень богата. Музыкальные трактаты казались througout индийская история, идущая полностью назад в Vedas.
 

The Vedic hymns were typically sung in three notes.  The central note was referred to as the "swarita". This was the default state and needed no notational element.  The upper note was called the "udatta".  This was denoted with a small vertical line over the syllable.  The lower note was called the "anudatta" and was denoted with a horizontal line underneath the syllable.

Гимны Vedic типично пелись в трех примечаниях. Центральное примечание упоминалось как "swarita". Это было государством по умолчанию и не нуждалось ни в каком письменном элементе. Верхнее примечание назвали "udatta". Это было обозначено с маленькой вертикальной линией по слогу. Более низкое примечание назвали "anudatta" и было обозначено с горизонтальной линией под слогом.

The Sangeet Ratnakar is a musical treatise written in the 13th century by Sharangdev.  It is replete with well notated musical examples.

Sangeet Ratnakar является музыкальным трактатом, написанным в 13-ом столетии Шэрэнгдевом. Это переполнено хорошо записанными нотами музыкальными примерами.

Musical notations were used in a variety of texts through the next few centuries.  They were in many languages and a variety of scripts.

Музыкальные примечания использовались во множестве текстов в течение следующих нескольких столетий. Они были на многих языках и множестве подлинников.

Modern musical notation may be said to have begun with Vishnu Digambar Paluskar at the turn of the 20th century.  Paluskar's notational system was used by music colleges in Northern India for the next few decades.  An example of Paluskar's notation is shown below:


Современное музыкальное примечание, как могут говорить, началось с Вишну Дигэмбэра Пэласкэра в конце 20-ого столетия. Письменная система Пэласкэра использовалась колледжами музыки в Северной Индии в течение следующих нескольких десятилетий. Пример примечания Пэласкэра показывают ниже:

Lippi #1

Although Paluskar's system was precise, it was difficult.  It was soon to be replaced with an equally precise system, but one which was more intuitive. This system was introduced by Vishnu Narayan Bhatkhande.  Today it is his system which has become the standard.  An example of Bhatkhande's notational system is shown below:

 Хотя система Пэласкэра была точна, это было трудно. Это должно было скоро быть заменено одинаково точной системой, но тем, который был более интуитивным. Эта система была введена Вишну Нэрайяном Бхэтхэйндом. Сегодня это - его система, которая стала стандартом. Пример письменной системы Бхэтхэйнда показывают ниже:

Lippi #2

There are a few other minor systems that may sometimes be found.  One of which is Western staff notation.  Although this makes Indian music accessible to Europeans and Americans, it has a poor acceptance within India (this will be discussed later).  Another is the system in use by the Ali Akbar College.  There are probably other minor systems as well, but any notation other than Bhatkhande's is marginal and may be discounted.  They clearly do not have a wide acceptance.

Есть несколько других незначительных систем, которые могут иногда находиться. Один из которых является Западным примечанием штата. Хотя это делает индийскую музыку доступной для европейцев и американцев, у нее есть плохое принятие в пределах Индии (это будет обсуждено позже). Другой - система в использовании Колледжем Али Акбэра. Также есть вероятно другие незначительные системы, но любое примечание кроме Бхэтхэйнда является крайним и может быть обесценено. У них ясно нет широкого принятия.

 

Basics of Bhatkhande Notation

Основы Примечания Bhatkhande
 

Let us become familiar with the particulars of Bhatkhande's notational system.  The previous example is reshown below with annotations to make it easier to follow:

Давайте станем знакомыми с подробными сведениями письменной системы Бхэтхэйнда. Предыдущий пример, как повторно показывают, ниже с аннотациями облегчает следовать:

 

Lippi #2

The above example was taken from Hindustani Sangeet Paddhati - Kramak Pustak Malika (Volume 4) (Bhatkhande, 1985).  However we must not forget that Bhatkhande's system does not specify a script, therefore it can be written in other scripts such as the Roman script.

Вышеупомянутый пример был взят от индийского Sangeet Paddhati - Крэмэк Пастэк Мэлика (Объем 4) (Bhatkhande, 1985). Однако мы не должны забыть, что система Бхэтхэйнда не определяет подлинник, поэтому она может быть написана в других подлинниках, таких как римский подлинник.

The above example shows two lines of a sthai in rag Basant.  We see that there is a melody line with the corresponding lyrics underneath.  This particular example is in tintal so the four vibhags are delineated with vertical lines.  The clapping arrangement is shown with the numbers underneath each line.  (Some authors place these symbols at the top.)  There are also occasional grace notes which may be indicated.

Вышеупомянутый пример показывает две линии sthai в тряпке Basant. Мы видим, что есть линия мелодии с соответствующей лирикой внизу. Этот специфический пример находится в tintal, таким образом четыре vibhags очерчены с вертикальными линиями. Хлопающую договоренность показывают с числами под каждой линией. (Некоторые авторы помещают эти символы наверху.) есть также случайные форшлаги, которые могут быть обозначены.

The Bhatkhande system is a model of elegance and simplicity.  The basic notational elements are shown in the figure below:

Система Bhatkhande - модель элегантности и простоты. Основные письменные элементы показывают в числе ниже:

Lippi #3

In the above table we see that one simply has to write out the Sa, Re, Ga, etc.  The komal swar (flattened notes) are designated with a horizontal bar beneath.  The only note which may be sharpened is the Ma, this is designated with a vertical line over it.  The various claps of the tal are designated with their appropriate number (e. g. "2" for the second clap, "3" for the third clap etc.)  the khali is designated with a zero.  The sam is designated with an "X".  Some authors may use a "+".  The vibhag is just a vertical line.  A rest is indicated with a dash.  The register is indicated by placing dots either above or below the swar.  Finally complex beats (matras) are indicated by a crescent beneath the notes.

В вышеупомянутом столе мы видим, что просто нужно выписать Sa, Ре, Ga, и т.д. komal swar (сглаженные примечания) определяются с горизонтальным баром ниже. Единственное примечание, которое может быть обострено, является мамой, это определяется с вертикальной линией по нему. Различные хлопки tal определяются с их соответствующим числом (e. г. "2" для второго хлопка, "3" для третьего хлопка и т.д.), khali определяется с нолем. sam определяется с "X". Некоторые авторы могут использовать "+". vibhag - только вертикальная линия. Отдых обозначен с чертой. Регистр обозначен, помещая точки любой выше или ниже swar. Наконец сложные удары (matras) обозначены полумесяцем ниже примечаний.
 

Although Hindi (Dev Nagri) is the most common script, this is not specified in Bhatkhande notation.  One often finds Roman, Kannada or a variety of scripts used.

Хотя язык хинди (Дев Nagri) является самым общим подлинником, это не определено в примечании Bhatkhande. Каждый часто посчитал римлянина, каннаду или множество подлинников используемыми.

Musical Notation and the Internationalization of North Indian Music

Музыкальное Примечание и Интернационализация Северной индийской Музыки
 

There have been two overall approaches to the internationalization of north Indian music notation.  One approach is to translate everything into staff notation, and the other is to use a Bhatkhande notation, but shift the script to Roman script.

Было два полных подхода к интернационализации северного индийского примечания музыки. Один подход должен перевести, все в примечание штата, и другой должно использовать примечание Bhatkhande, но переместить подлинник к римскому подлиннику.

The use of staff notation for Indian music is a very controversial issue.  It is true that staff notation has the widest acceptance outside of India.  This is no doubt a major advantage.  Unfortunately, the use of staff notation distorts the music by implying things that were never meant to be implied.

Использование примечания штата для индийской музыки - очень спорная проблема. Верно, что у примечания штата есть самое широкое принятие за пределами Индии. Это - без сомнения главное преимущество. К сожалению, использование примечания штата искажает музыку, подразумевая вещи, которые никогда не предназначались, чтобы подразумеваться.

The biggest false implication of staff notation is the key.  Western staff notation inherently ties the music to a particular key.  This is something that has never been implied in Indian music.  The key is merely a question of personal convenience.  Material is routinely transposed up and down to whatever the musician finds comfortable.  Over the years a convention of transposing all material to the key of C has been adopted; unfortunately, this convention is usually not understood by the casual reader.

Самое большое ложное значение примечания штата - ключ. Западное примечание штата неотъемлемо связывает музыку со специфическим ключом. Это - кое-что, что никогда не подразумевалось в индийской музыке. Ключ - просто вопрос личного удобства. Материал обычно перемещается вверх и вниз к тому, что музыкант находит удобным. За эти годы соглашение перемещения всего материала к ключу C было принято; к сожалению, это соглашение обычно не понимается под случайным читателем.

One other problem associated with staff notation is the implication of equal-temperament.  This clearly is not implied in Indian music.

Одной другой проблемой, связанной с примечанием штата, является значение равного характера. Это ясно не подразумевается в индийской музыке.

Staff notation is not the only approach to the internationalization of North Indian music, simply writing in Roman script is the another approach.  There are advantages and disadvantages to this.

Примечание штата не единственный подход к интернационализации Северной индийской музыки, просто пишущий в римском подлиннике другой подход. Есть преимущества и неудобства к этому.

The biggest advantage of writing Bhatkhande notation in Roman script is that it does not distort the original material.  Since Bhatkhande's notation was never actually tied to any particular script, it is arguable that this is really no change at all.  Furthermore, the widespread acceptance of Roman script, even in India, means that it has a wide acceptance.

Самое большое преимущество письма примечания Bhatkhande в римском подлиннике состоит в том, что это не искажает оригинальный материал. Так как примечание Бхэтхэйнда фактически никогда не привязывалось ни к какому специфическому подлиннику, спорно, что это не действительно никакое изменение вообще. Кроме того, широко распространенное принятие римского подлинника, даже в Индии, означает, что у этого есть широкое принятие.
 

However, the use of Roman script / Bhatkhande notation is not without its deficiencies.  The biggest problem is that it absolutely requires a firm understanding of the structure and theory of North Indian music.  The practical realities of international book distribution and more especially the Internet, means that information should be instantaneously accessible.  One should not expect a casual visitor to a website, or a musician browsing through a music book, to invest the energy required to master the Bhatkhande notation.

Однако, использование римского подлинника / примечание Bhatkhande не без его дефицитов. Самая большая проблема состоит в том, что это абсолютно требует устойчивого понимания структуры и теории Северной индийской музыки. Практические факты международного книжного распределения и более особенно Интернета, средства, что информация должна быть мгновенно доступной. Нельзя ожидать случайного посетителя вебсайта, или музыканта, просматривающего книгу музыки, чтобы инвестировать энергию, требуемую справляться с примечанием Bhatkhande.

 

An easy way to promote the internationalization of North Indian music is with a combined notation.  An example of the basic structure of rag Lalit in a combined notation is shown below:

Легкий способ продвинуть интернационализацию Северной индийской музыки с объединенным примечанием. Пример базовой структуры тряпки Lalit в объединенном примечании показывают ниже:

Rag Lalit

ascending structure of lalit
ascending structure of lalit

Let us look at this example in greater detail.  We see that it starts with the staff notation.  This is an approximation of the Bhatkhande notation shown below it; in this particular example there are two sections.  the first section is the ascending structure of Lalit while the second section is the descending structure.

Давайте смотреть на этот пример в больших деталях. Мы видим, что это начинается с примечания штата. Это - приближение примечания Bhatkhande, показанного ниже этого; в этом специфическом примере есть две секции. первая секция - структура возрастания Lalit, в то время как вторая секция - спускающаяся структура.

This notation presents all of the clarity of Bhatkhande notation as well as the instant accessibility of staff notation.  This is the reason why we use this extensively throughout this site.

Это примечание представляет всю ясность примечания Bhatkhande так же как мгновенную доступность примечания штата. Это - причина, почему мы используем это экстенсивно всюду по этому участку.

Рубрики:  Музыкальные интересности

Метки:  

Лад (музыкальный строй)

Воскресенье, 11 Апреля 2010 г. 21:11 + в цитатник

Лад (музыкальный строй)

Лад — в музыке система взаимоотношений звуков (обычно в пределах октавы), определяющая звукоряд, а также мелодико-гармоническую основу музыкального произведения. В музыкальных культурах разных народов и эпох использовались различные ладовые системы.

В настоящее время наиболее универсальными и распространенными в музыке европейской традиции являются такие лады, как мажор и минор. В каждом из этих ладов, относящихся к категории диатонических, присутствует семь ступеней, различающихся по функции. Главные функции лада — тоника (первая ступень), доминанта (пятая ступень) и субдоминанта (четвертая ступень). Для описания ладов в музыке неевропейской традиции принято использовать термин «модус» или «модальные лады» (в отличие от «тональных ладов»).

Модальные лады предшествуют тональным в истории становления музыкальных языков разных народов (во многих неевропейских музыкальных языках тональные лады отсутствуют до сих пор). Согласно концепции В. Б. Брайнина,[1] основное различие между модальными и тональными ладами состоит в том, что в модальных ладах организующим звуковысотным началом служит как звукоряд, так и отдельные тоны «инициус» и «финалис», начинающие и завершающие музыкальные построения, в то время как организующим структурным началом служат общеизвестные мелодические ячейки.

Модальные лады, как правило, управляют не столько композицией, сколько импровизацией. В силу этого «инициус» и «финалис» часто смещаются внутри стабильного звукоряда. В тональных ладах организующим началом служат гармонические функции, «инициус» не имеет организующей роли, а «финалис» представлен «тоникой», подразумевающей мажорное или минорное трезвучие в том числе и в случае одноголосного изложения. Смена тоники (модуляция) (в отличие от модальной «мутации») происходит в течение произведения реже и влечёт за собой также смену звукоряда.

Переходными от модальных ладов к тональным можно представить лады строгого контрапункта, в котором сочинялись завершённые произведения, происходила кристаллизация гармонических функций, организующим структурным началом были уже не мелодические ячейки, но имитация и представление о консонантности-диссонантности гармонических интервалов и их взаимодействии, но в то же время организующим звуковысотным началом оставался звукоряд.

Содержание

Лады в античности

Ладовая система Древней Греции включала шесть основных ладов (ионийский, эолийский, дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский) и шесть «гиполадов» (гипоионийский, гипоэолийский, гиподорийский, гипофригийский, гиполидийский и миксолидийский), из которых практически употребимыми были не все. Все эти лады извлекались из единого звукоряда, отличаясь главными «устойчивыми» ступенями. Гиполады отличались от основных ладов тем, что второй по значению устойчивой ступенью в них была 4-я (если считать снизу), тогда как в основных ладах второй по значению устойчивой ступенью была 5-я. В связи с тем, что в Древней Греции представление о звукоряде отличалось от того, которое появилось в Средневековье (греки считали ступени сверху, а не снизу), принятые в Средневековье обозначения ладов не соответствовали греческим ладам, хотя и переняли их названия.

Лады в средневековой европейской музыке

Основных рассматриваемых в теории музыки так называемых «церковных» или «греческих» ладов семь, по количеству неповторяющихся ступеней гаммы.

[AD]

  • Иониийский лад — внешне соответствует натуральному мажору. Может быть построен на белых клавишах фортепиано от ноты «до».
  • Эолийский лад — внешне соответствует натуральному минору. Строится на белых клавишах от ноты «ля».
  • Дориийский лад — внешне минор с повышенной шестой ступенью. Строится на белых клавишах от ноты «ре».
  • Фригийский лад — внешне соответствует натуральному минору с пониженной второй ступенью. На белых клавишах — от ноты «ми».
  • Лидийский лад — внешне соответствует натуральному мажору с повышенной четвёртой ступенью. На белых клавишах строится от ноты «фа».
  • Миксолидийский — внешне соответствует натуральному мажору с пониженной седьмой ступенью. На белых клавишах — от ноты «соль».
  • Локрийский — особый (условный) лад, не имеющий определённого ладового наклонения. В его основе лежит уменьшённое трезвучие. На белых клавишах — от ноты «си». Генетически связан с так называемым гипофригийским ладом с устойчивой 4-й ступенью (вместо 5-й).
Лад Наклонение Особенности Прослушать
Ионийский Мажорное Натуральный Прослушать
Лидийский Мажорное IV↗ ступень повышается Прослушать
Миксолидийский Мажорное VII↘ ступень понижается Прослушать
Эолийский Минорное Натуральный Прослушать
Фригийский Минорное II↘ ступень понижается Прослушать
Дорийский Минорное VI↗ ступень повышается Прослушать
Локрийский   Полутон + Два тона + Полутон + Три тона Прослушать

Интервалы в ладах средневековой европейской музыки

Лад Интервалы в ладах
Прима Секунда Терция Кварта Квинта Секста Септима
Лидийский Чистая Большая Большая Увеличенная Чистая Большая Большая
Ионийский Чистая Большая Большая Чистая Чистая Большая Большая
Миксолидийский Чистая Большая Большая Чистая Чистая Большая Малая
Дорийский Чистая Большая Малая Чистая Чистая Большая Малая
Эолийский Чистая Большая Малая Чистая Чистая Малая Малая
Фригийский Чистая Малая Малая Чистая Чистая Малая Малая
Локрийский Чистая Малая Малая Чистая Уменьшенная Малая Малая

Неевропейские ладовые системы

В Индии используется ладовая система с 7 основными тонами и 15 дополнительными тонами (шрути) (всего 22 тона шрути в октаве).

Ладовые системы Нового времени

Из современных, часто используемых ладов большое значение имеют два, введённые в употребление в начале XX века. Это так называемые увеличенный и уменьшённый лад. В увеличенном ладу 6 звуков, расположенных последовательно по тонам, 7-м звуком является повторение тоники. Написание увеличенного лада, или целотонной гаммы свободное — любой звук можно заменить энгармонически, не изменив правилам написания. Уменьшённый лад строится путём чередования тонов и полутонов: например, до — ре — ми-бемоль — фа — фа-диез и т. д. Лад имеет несколько названий: уменьшённый лад, гамма Римского-Корсакова (впервые была применена Н. А. Римским-Корсаковым в одной из своих опер на сказочный сюжет), гамма «тон-полутон», или «полутон-тон», в зависимости от порядка чередования тонов и полутонов в гамме.

Рубрики:  Музыкальные интересности

Метки:  


Процитировано 1 раз

Поиск сообщений в Natalia_Iv_and_VaoMUZ
Страницы: [1] Календарь