-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в La_belle_epoque

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 30.11.2007
«аписей: 3037
 омментариев: 21246
Ќаписано: 39947

¬ы поедете на бал? »стори€ балов. Ѕальный этикет

„етверг, 15 ћа€ 2008 г. 13:31 + в цитатник
≈катерина_ оробова, € помню свое обещание написать о балах. ¬ыполн€ю. =)

— давних времен люди стремились налаживать отношени€ с представител€ми различных кругов общества (разумеетс€, в рамках одного социального сло€). — этой целью устраивались балы. Ѕал (от фр. bal, итал. ballo, нем. Ball – танцевать) – собрание многочисленного общества лиц обоего пола дл€ танцев.


¬ладимир ѕервунинский - Ѕал


»стори€ балов

¬ –оссии балы начали устраивать по указу ѕетра I с 1718 года. ќни назывались ассамбле€ми и давались по очереди всеми придворными. Ќа ассамбле€х вели деловые беседы, курили трубки, пили вино, играли в шашки и шахматы. √лавным же увеселением были танцы. Ќе сразу далось нашим предкам искусство непринужденного светского общени€. ѕервое врем€ в перерывах между танцами все сидели как немые. » танцующих было мало: танцы были мудреные, надо было то клан€тьс€, то приседать. Ўирокие юбки и высокие каблуки исключали быстрые танцевальные шаги, однако позвол€ли принимать различные позы, образу€ из€щные картинки. ѕоклоны и реверансы были главными элементами танцев.

ќсваивалось танцевальное искусство медленно. „итаем у ј. ѕушкина в повести "јрап ѕетра ¬еликого": "¬о всю длину танцевальной залы дамы и кавалеры сто€ли в два р€да друг против друга; кавалеры низко клан€лись, дамы еще ниже приседали: пр€мо против себ€, потом, поворот€сь направо, потом налево и так далее". “анцевали англез, представл€вший собой пантомиму: ухаживани€ кавалера за дамой. ѕостепенно танцы стали разнообразней, вошел в употребление польский полонез. ≈го основу составл€ли плавные движени€, поклоны и реверансы. Ќачиналс€ бал менуэтом - медленным из€щным танцем, но сложным, только по примеру ≈лизаветы ѕетровны, отличной танцорки, менуэт при русском дворе стали танцевать красиво и из€щно. “анцевали очень любимый ѕетром шумный и веселый гросфатер. —ам отличный танцор, ѕетр любил шутку и был не прочь расшевелить своих неповоротливых придворных. ѕриказав всем танцевать, становилс€ со своей дамой впереди и под медленную мелодию выделывал разные па. ѕостепенно темп музыки убыстр€лс€, ѕетр мен€л "курс" направлени€, заставл€€ танцующих пересекать зал в обратном направлении, потом наискосок, потом по кругу, далее направл€л всех по всем комнатам, затем в сад, по дорожкам между клумб и деревьев, снова возвращалс€ в дом, оркестр встречал измученных танцоров похоронным маршем, все сме€лись".

ѕетр следил за проведением ассамблей. Ќарушителей правил ѕетр заставл€л в виде наказани€ выпивать одним махом " убок большого орла". ѕор€док, заведенный на ассамбле€х, отличалс€ от европейского бального этикета, но участие в ассамбле€х достигло своей цели: русские двор€не постепенно приучились к новым обыча€м, светскому общению, вежливым манерам.

ѕосле смерти ѕетра I в –оссии закончилась эпоха ассамблей и началась эпоха балов. “абак и спиртные напитки ушли в прошлое, гост€м разносили прохладительные напитки: лимонад, оршад и другие. ¬место шашек и шахмат играли в карты. ћастеровых уже не приглашали, придворный этикет стал более строгим. »звещать о балах стали не барабанным боем, а специальными приглашени€ми. “анцы имели свою последовательность.  роме танцев бал включал дополнительные развлечени€: небольшой концерт, живые картинки, даже любительский спектакль. «аканчивалс€ бал ужином.

Ѕальный сезон длилс€ с –ождества и до последнего дн€ масленицы, в остальное врем€ балы устраивались по особым случа€м.

 роме императорской семьи на балах присутствовали придворные чины, дипломаты, знатные иностранцы, чиновники высших четырех классов согласно "“абел€ о рангах". ќб€заны были ездить на придворные балы и гвардейские офицеры - по два человека от каждого полка, офицеры приглашались как партнеры по танцам. ¬се семейные должны были €вл€тьс€ с женами и дочерьми.


¬ладимир ѕервунинский - —ветский раут


 лассификаци€ балов

Ѕалы выполн€ли разные функции, в том числе социальные. ¬ зависимости от функций, они имели свои разновидности.

ѕридворные балы, как правило, были скучны. Ќо посещать придворные балы в ѕетербурге было необходимо. Ёто были официальные меропри€ти€. „опорность и сдержанность были визитной карточкой подобных балов. “ыс€чи важных гостей собирались на балы, которые проводили самые именитые фамилии –оссии.

Ќо светска€ молодежь предпочитала посещать московские – гораздо более непринужденные, на которые собиралось по нескольку тыс€ч человек. “акие балы предоставл€ли возможность веселитьс€ от души.

Ѕал – насто€ща€ находка
ƒл€ юных франтов и дл€ дам;
≈го с восторгом ждет красотка,
ќн праздник пасмурным отцам.
„тоб дочка куколкой оделась,
’лопочет опытна€ мать,
ј чтоб она не засиделась,
¬езет ее потанцевать. (‘. они)

ѕредставители знати были об€заны давать балы дл€ родни, великосветских знакомых. ћолодые девушки на выданье начинали выходить в свет. Ќа балах знакомились потенциальные женихи и невесты, намечалось сватовство. «ћосква славилась невестами, как ¬€зьма пр€никами», – писал ѕушкин.

ќбщественные балы чаще всего устраивались в провинции. —редства собирали со всех желающих путем распространени€ лотерейных билетов. —амые непринужденные из балов – семейные. —емейные балы организовывали по случаю пам€тных семейных дат, на которые заранее распростран€ли пригласительные билеты. ¬ залах проводили всевозможные аукционы и конкурсы, а вырученные деньги шли в помощь приютам. ¬ художественном фильме «јнна на шее», главна€ героин€ јнна в исполнении известной актрисы ј.Ћарионовой приглашена была проводить такую благотворительную лотерею.

ƒетские балы были праздниками дл€ детей и их родителей. „аще всего устраивались в частных домах. ƒевочки-подростки весело отпл€сывали, затева€ игры. Ёто был первый выход в свет, возможность показать себ€.

Ѕалы-маскарады были особенно любимы обществом. ќб€зательными атрибутами были маски, плащи-домино. јтмосфера таинственности располагала к раскрепощенному общению.


¬ладимир ѕервунинский. ѕод звуки вальса


ƒвор€нские балы в 19 веке

Ѕалы в 19 веке были излюбленным развлечением публики - как великосветской, так и мещанской, и даже кресть€нской. Ѕалы давали все - соразмерно со своими средствами и возможност€ми.   кн€гине «инаиде ёсуповой съезжалс€ весь ѕетербург, к мещанскому семейству собирались только сослуживцы, но и то, и другое называлось балом. Ѕал был очень дорогим удовольствием дл€ принимающей стороны. "ƒавал три бала ежегодно и промоталс€ наконец" - говоритс€ об отце ќнегина. Ќо не буду вдаватьс€ в финансово-экономические подробности. »нтереснее говорить о том, что было на балах.

Ћюбой бал начиналс€ с приглашени€. "Ѕывало, он еще в постели, ему записочки несут ѕушкина, несколько неточно отражает ситуацию: приглашени€ на бал не могли посылатьс€ в день бала - адресаты должны были получить их за три недели, и составить ответ - будут или нет. ѕриглашени€ были очень лаконичны, например: " н€зь ѕотемкин просит сделать ему честь, пожаловать в маскерад, сего феврал€ 8 дн€ 1779 года в јничков дом в 6 часов". ¬прочем, вс€ остальна€ информаци€ была излишн€ - все и так знали прочие бальные условности.

Ќезыблем был распор€док бала. √ости начинали съезжатьс€ после шести или дев€ти вечера, некоторые приезжали к дес€ти или к полуночи. ѕосле приезда гостей, которых об€зан был встречать хоз€ин, бал открывалс€ торжественным полонезом, танцем-шествием, в котором должны были прин€ть участие все приглашенные, даже если потом они весь вечер и всю ночь просиживали за карточными столами. ¬о второй половине 19 века полонез иногда исполн€ли в конце бала, тогда начинались танцы с вальса. ƒалее чередовались вальсы, польки, кадрили, мазурки. ¬ середине бала был обед, на который каждый кавалер провожал даму. ≈сли кавалер приехал на бал без дамы, хоз€йка бала могла попросить его проводить на бал даму (например, приехавшую с четой родственников и не сопровождавшуюс€ поэтому кавалером).  огда пара садилась за стол, они снимали перчатки и покрывали колени салфеткой. ѕеред тем, как встать из-за стола, перчатки одевались вновь, салфетки оставл€лись на спинках стульев. ƒалее вновь продолжались танцы. Ѕал обычно заканчивалс€ многочасовым котильоном, в конце 19 века иногда замен€вшимс€ странным танцем под названием кадриль-монстр.

— вальса только начиналс€ бал, а за ним шли другие танцы, в частности, танцевали венгерку, краков€к, падепатинер, падеспань, падекатр... Ќа балах существовал определенный танцевальный пор€док, и все знают, что за так называемыми мелкими танцами пойдет перва€ кадриль, затем, следу€ распор€дку, втора€, треть€. ѕосле четвертой кадрили и мелких танцев, как правило, шла мазурка. Ёто уже особый танец. ќн, как и кадриль, у всех дам заранее был расписан, и каждый кавалер, кажда€ дама знали, когда и с кем они танцуют. —ледует отметить, что среди всех танцев мазурка и котильон €вл€лись наиболее "важными" приглашени€ми на балу, по той причине, что после мазурки кавалер вел даму к столу на ужин, где можно было пообщатьс€, пофлиртовать и даже признатьс€ в любви. ”жинали все в боковых гостиных, за небольшими столиками. «а каждым столиком гости собирались своей компанией.  роме того, на балах всегда был открыт буфет с разными €ствами, шампанским и прочими гор€чительными и прохладительными напитками.

¬ об€занности кавалеров, входило, чтобы у дам было все, что они пожелают. ѕри этом кавалер должен развлекать дам и вести с ними светскую беседу. «а ужином гости говорили о многом: о музыке, театре, последних новост€х из светской хроники, кто на ком женитс€ или за кого выходит замуж... ѕосле ужина всегда танцевали котильон.   нему выносили большие короба с цветами.  авалеры разбирали букеты и подносили их своим дамам. ѕосле всего этого дирижер бала и его помощники на шпагах вносили множество разноцветных лент (перев€зей), а также узких и коротких ленточек с бубенцами на концах.  авалеры, разобрав ленты, подносили их своим избранницам, и те надевали через плечо одну ленту на другую. ѕричем узкие короткие ленточки с бубенчиками мужчины прив€зывали дамам к рукам, начина€ от кисти рук до локтей. «Ёто было, скажу вам, премилое зан€тие. —клон€ешьс€ к нежной ручке дамы, к ее благоухающему телу и вдыхаешь аромат чарующих французских духов...»

Ќа бал люди приходили одетыми парадно.  авалеры - во фраке, смокинге или костюме (в зависимости от дес€тилети€), белой рубашке и об€зательно в белых перчатках. ѕричем в руководствах дама имеет право отказать кавалеру без перчаток, и дл€ кавалера лучше прийти на бал в черных перчатках, чем без перчаток вообще.   лацкану фрака прикрепл€лась бутоньерка. ¬оенные приходили в мундирах.  остюмы кавалеров мало зависели от моды и их рекомендовалось шить в классических формах, чтобы оде€ни€ прослужили дольше. Ќа бал кавалеры приходили в ботинках, и только военные могли позволить себе сапоги, но без шпор.

ƒамы и девушки одевались в плать€ по последнему писку моды, каждое из которых создавалось на 1-2 бала. ƒамы могли выбирать любой цвет дл€ плать€ (если он не был оговорен особо - например, в 24 €нвар€ 1888 г. в —.-ѕетербурге проводилс€ изумрудный бал, на котором все присутствующие были одеты в соответствующий цвет), дл€ девушек плать€ шились белого цвета или пастельных тонов - голубого, розового, айвори.   платью подбирались перчатки в тон плать€ или белые (надевать кольца поверх перчаток считалось безвкусным). ƒамы могли украсить себ€ головным убором - например, беретом. ƒевушкам рекомендовалась скромна€ прическа. ¬ любом случае, ше€ должна была быть открыта. ”крашени€ дам могли быть любыми - главное, чтобы они были подобраны со вкусом. ƒевушкам следовало по€вл€тьс€ на балах с минимальным количеством украшений - подвеска на шее, скромный браслетик.

ѕокрой бальных платьев зависел от моды, но одно оставалось в нем неизменным - открытые ше€ и плечи. ѕри таком покрое плать€ ни дама, ни девушка не могли по€витьс€ в свете без ювелирных украшений по шее - цепочки с кулоном, колье - что-либо было надето об€зательно. ‘еликс ёсупов в своих воспоминани€х описывает такой случай: его родители, граф —умароков-Ёльстон и кн€гин€ ёсупова, пошли на представление в ћариинский театр. ¬ антракте в их ложу зашла фрейлина императрицы ћарии ‘едоровны и попросила кн€гиню сн€ть фамильный бриллиант, висевший на шее «инаиды ёсуповой, т. к. императрица в тот день не украсила себ€ бриллиантом такой величины.  н€гин€ немедленно исполнила это, но, т. к. другого украшени€ на шею у нее не было, супружеска€ пара вынуждена была покинуть театр.

 роме того, в 1820-1830-х гг. даме и девушке было неприлично по€вл€тьс€ в свете без букета цветов: его носили в руках, в волосах, прикрепл€ли к платью на талии или на груди. ќб€зательным атрибутом был веер. ≈го можно было оставить в бальной зале на своем месте, можно было во врем€ танца держать в левой руке (котора€ лежит на плече партнера). ћелочи складывали в сумочку (ридикюль), которую также оставл€ли на своем месте.

ѕриезжали на бал, как правило, с небольшим опозданием. ѕервых гостей хоз€ин встречал, опоздавшие присоедин€лись к танцующим порой даже без объ€влени€ персон. Ќа бал дамы брали с собой небольшие книжечки, чтобы записывать последовательность танцев, ближе к концу века эти книжечки стали выдавать на балах.

 роме танцев и обеда на балах гости развлекались играми: спокойными, такими как карты, веселыми и подвижными - например, фантами. –азъезжались часто по утру: "ѕолусонный в постелю с бала едет он: а ѕетербург неугомонный уж барабаном пробужден".

¬ течение мес€ца после бала гости должны были нанести хоз€евам визит вежливости.


¬ладимир ѕервунинский - Ѕал


Ѕальный этикет

Ёлементы танцевального этикета, необходимые дл€ участи€ в бале

1. ”частникам бала необходимо следить за осанкой и положением рук.

2. Ќеобходимо быть учтивым как по отношению к своей партнЄрше, так и ко всем остальным.

3. —ледует избегать столкновений с другими парами и старатьс€ не задевать за неподвижные конструкции и оборудовани€ зала.

4. Ќе рекомендуетс€ давать согласие на танец нескольким партнЄрам, покидать зал перед началом танца, снимать перчатки во врем€ танца.

5. Ќе рекомендуетс€ выходить из танца до его окончани€, если на то нет веских причин.

6. ¬о врем€ танца неуместно излишне далеко расходитьс€ или демонстративно приближатьс€ друг к другу, а также откровенно обниматьс€.

7. «апрещаетс€ танцевать другой танец, нежели объ€вленный ведущими.

8. «апрещаетс€ нарушать направление движени€ танца.


Ёлементы светского этикета, необходимые дл€ участи€ в бале

1. Ќа официальную церемонию не опаздывают - это неуважение к ’оз€евам и ѕочЄтным гост€м.

2. ќдежда участников бала должна быть нар€дной: дамы в вечерних плать€х, кавалеры в костюмах, перчатки желательны.

3. Ќа балу приветствуетс€ вежливость, галантность, учтивость.

4. ѕри обмене приветстви€ми, сначала кавалеры приветствуют дам поклоном, затем дамы, после книксена, могут прот€нуть руку дл€ поцелу€ или рукопожати€.

5. Ѕал сопровождаетс€ определЄнной манерой разговаривать. Ќедопустим громкий, резкий разговор, запрещено употребление ненормативной лексики.  авалерам рекомендуетс€ делать дамам комплименты.

6. Ќа балу важно не только красиво танцевать, но также грациозно ходить и сто€ть. Ќе следует прислон€тьс€ к стенам и колоннам.  авалерам не стоит держать руки в  карманах. Ќи в коем случае нельз€ жевать! ≈сть конфеты, фрукты и др. следует только в специально предназначенных дл€ этого местах.

7. ѕри входе в бальный зал следует отключить мобильные телефоны и сн€ть наушники.

8. Ќи в коем случае не разрешаетс€ бегать по залу, особенно через его центр.


Ёлементы бального этикета, необходимые дл€ участи€ в бале

1. ќдежда участников должна соответствовать классу ответственности бала.

2. ¬сем участникам необходимо выполн€ть просьбы и требовани€ √лавного и «ального церемониймейстера, ’оз€йки и ’оз€ина бала.

3. ѕервый танец, вальс первого отделени€ открывают ’оз€ин и ’оз€йка бала, все гости вступают в этот танец после того, как ’оз€ин и ’оз€йка сделают три тура вальса.

4. ѕриглашение к танцу начинаетс€ с поклона приглашающего лица. ќтвет на приглашение также сопровождаетс€ поклоном.

5. ѕосле приглашени€ кавалер выводит даму в танцевальную зону с соблюдением всех правил этикета.

6. ѕри движении «под руку» рука дамы не должна обвиватьс€ кольцом вокруг руки кавалера, не следует также виснуть на локте кавалера.

7. ѕо окончании танца кавалер должен проводить даму на то место, где он еЄ приглашал или любое другое место по желанию дамы.

8. Ќе рекомендуетс€ покидать зал перед началом танца.

9. Ќе рекомендуетс€ покидать танцевальный ордер (партнЄра) во врем€ танца.

10. Ќеобходимо, безусловно, выполн€ть требовани€ √лавного и «ального церемониймейстера.


¬ладимир ѕервунинский - ¬альс


Ќа бал нужно €вл€тьс€ из€щно одетым; особенно туалет дам должен отличатьс€ своей изысканностью. Ќе требуетс€ роскошного и/или строго исторического нар€да.  роме того, мы не стремимс€ реконструировать никакую определенную эпоху, но на бал следует одеватьс€ аккуратно и элегантно.
 
ћолодой человек, принима€ приглашени€ на бал, берет вместе с тем на себ€ об€зательство танцевать. ¬ случае недостатка в кавалерах об€занность танцевать падает на каждого. ¬ысказывать неудовольствие или дать заметить, что танцуешь по необходимости, крайне неприлично. Ќапротив, кто хочет сделатьс€ любимцем общества, тот должен всей душой предатьс€ удовольствию и танцевать без исключени€ с каждой дамой.
 
Ќет ничего смешнее молодых людей, разыгрывающих роль стариков и не танцующих, из желани€ выказать, что не наход€т никакого удовольстви€ в этом развлечении. ќни поступают тогда €вно невежливо и неприлично, особенно когда потом танцуют с избранной барышней, показыва€, что их непри€тие танцев вовсе не существует. “ака€ манера держать себ€ оскорбл€ет остальных дам, и кавалер заслуживает получить отказ от избранной им дамы. ¬о вс€ком случае не мешало бы предпочитаемой личности вз€ть вышеозначенный совет за правило - это лучший способ дать почувствовать кавалеру всю неделикатность, всю смешную сторону подобного поведени€ и оградить в то же врем€ себ€ от непри€зненных взгл€дов остальных дам.
 
 авалер, приглашающий даму на танец, подходит к ней и, из€щно поклонившись, делает приглашение в самой вежливой и деликатной форме: "ѕозвольте мне иметь удовольствие пригласить ¬ас на [танец]". ≈сли же приглашаема€ хорошо ¬ам знакома, то просто: "Ќе откажите мне в удовольствии танцевать с ¬ами".
    
 райне неприлично приглашать даму, которой ¬ы не представлены. ƒл€ этого лучше всего либо найти человека, который согласитс€ ¬ас представить, либо в крайнем случае представитьс€ самосто€тельно.

 огда кавалер приглашает даму, то она в знак согласи€ наклон€ет голову, говор€: "с удовольствием", "хорошо", или же: "сожалею, € уже обещала", или: "€ уже танцую". ƒама, не желающа€ танцевать с каким-либо кавалером, не должна прибегать к уловке: "я устала", и вслед за тем прин€ть приглашение другого. “ак она может навлечь на себ€ большие непри€тности.  авалер, получивший отказ, наверное, будет следить, была ли причиной действительно усталость или же просто нежелание танцевать именно с ним. Ќи одна благовоспитанна€ особа не должна позволить себе, отказав одному кавалеру, идти сейчас же танцевать с другим. ≈сли дама неча€нно забыла, что дала слово, и то врем€, как она идет танцевать с другим кавалером, €вл€етс€ первый, то ей следует извинитьс€. „тобы выйти из этого непри€тного положени€ лучше всего совсем отказатьс€ от танца или же предоставить первому кавалеру танцевать с ней другой танец. ¬о вс€ком случае положение это очень неловко и непри€тно, и дамы должны были бы его избегать, записыва€ имена приглашавших ее кавалеров на особенных карточках разного вида и устройства, смотр€ по моде, вис€щих на цепочке веера или пристегнутых крючком к лифу.

ѕригласить даму и забыть потом об этом, не только сама€ непростительна€ невежливость, но просто грубость со стороны кавалера; в подобном случае он совершенно справедливо навлекает на себ€ гнев приглашенной и строгое порицание всего общества.
 
— другой стороны, дама, оставша€с€ без приглашени€, должна перенести спокойно эту маленькую непри€тность и не выказывать своего неудовольстви€: ни одна черта ее лица не должна выдать ее разочаровани€ и дурного расположени€ духа. ≈й надо иметь вид, будто она с большим удовольствием смотрит на танцующих.
 
“акже само собой разумеетс€, что кавалер, пригласивший даму и получивший отказ, не имеет права тут же, в присутствии этой дамы, приглашать на танец другую. Ёто было бы верхом неприличи€.

ѕриглаша€ следует смотреть в глаза даме, тогда она точно поймет, что ¬ы обращаетесь именно к ней. Ќо если ¬аш поклон прин€ла на свой счет не та, которую ¬ы хотели пригласить, ни в коем случае не показывайте своего разочаровани€ и уж тем более не произносите: "я не ¬ас хотел пригласить"; соблюдайте правила приличи€ и научитесь в неловкости винить прежде всего себ€, а не других; а еще лучше - не винить, а выходить из них с юмором.
 
¬ ситуации, когда ¬ашу спутницу пригласил на танец ¬аш знакомый, ¬ы приглашаете его даму, чтобы она не осталась в одиночестве.

¬ танце женщину ведет партнер, и все ошибки должен принимать на свой счет; если пара случайно задела другую пару, то извин€етс€ мужчина - ведь он ведущий. ¬о врем€ танца партнеры не должны быть слишком далеки друг от друга, но и не должны прижиматьс€. “анцу€ с дамой, одетой в декольтированное платье, мужчина не может позволить себе держать ее за обнаженные плечи или спину; в этом случае наиболее удачное положение дл€ рук - на боку, на талии.
 
¬ерхом бестактности считаетс€ прийти на вечер со своей дамой, а танцевать все врем€ с другими. Ќе удивл€йтесь, если к кону вечера она предпочтет, чтобы домой ее проводил кто-то другой. ќднако даме неприлично танцевать много с одним и тем же кавалером; можно прин€ть два или три приглашени€ одного кавалера, особенно если этот кавалер из ¬аших знакомых и если танцы различны. “о же самое касаетс€ и мужчин. Ќеприлично приглашать посто€нно одну и ту же даму.

Ќа балу ни на минуту не забывайте, что выражение лица должно быть веселым и любезным. ”нылое или злое лицо на балу - то же, что пл€ска на поминках.

¬ообще на балу следует держать себ€ скромно, танцевать грациозно и строго соблюда€ приличие; прыгать, ломатьс€, принимать жеманные позы значило бы выставить себ€ в глазах одних предметом, достойным осме€ни€, а в глазах других - предметом, достойным жалости.

ƒама не должна подходить к буфету иначе, как под руку с кавалером, который отдает приказание подать ей то, чего она желает.
 
ѕо окончании танца кавалер должен поклонитьс€ даме и довести ее до места или предложить проводить к буфету. ќтвед€ даму на место, кавалер должен поклонитьс€ и отойти, но не оставатьс€ дл€ разговора с ней. ¬ свою очередь дама, отведенна€ кавалером на место, не должна удерживать кавалера дл€ разговора с ней.
 
 ак считаетс€ неприличным говорить без умолку над ухом своей дамы во врем€ танца, так точно было бы неловким и неучтивым не сказать ей нескольких слов.
 
ѕо окончании вечера, кавалер должен проводить свою даму домой.


¬ладимир ѕервунинский - Ќезнакомка


“акже необходимые на балу сведени€:

язык веера

веер развернут, дама отмахиваетс€ - "€ замужем";
веер закрываетс€ - "вы мне безразличны";
открываетс€ один лепесток - "будьте довольны моей дружбой";
веер полностью раскрыт - "ты мой кумир".
≈сли собеседник просит веер (хот€ вообще-то это очень непристойна€ просьба):
подать верхним концом - симпати€ и любовь;
подать ручкой - презрение;
подать открытым, перь€ми вперед - напрашиватьс€ на любовь.


язык цветов

¬ начале XIX в. в моде были јлександровские букеты - по имени русского императора:
Anemon - анемон;
Lilie - лили€;
Eicheln - желуди;
Xeranthenun - амарант;
Accazie - акаци€;
Nelke - гвоздика;
Dreifaltigkeitsblume - веселые (анютины) глазки;
Epheu - плющ;
Roze - роза;
первые буквы названий этих цветов составл€ют им€ јлександр.


—имволика цветов

василек - верность, искренность;
жасмин - непорочность;
маргаритка - терпение, печаль;
"медвежьи ушки" - вас ищут обмануть;
резеда - минутное блаженство;
дика€ роза - простота;
бела€ роза - невинность;
тюльпан - гордость и неблагодарность;
фиалка - скромность и дружба;
ноготки - кокетство;
астра - величие;
петушки - спокойствие;
мак - воспоминани€;
подсолнечник - чем больше вижу, тем более люблю;
бела€ гвоздика - целомудрие;
розова€ гвоздика - брак;
лавр - торжество вечного целомудри€;
гиацинт - спокойствие души;
ландыш - символ пришестви€ ’риста, непорочного зачати€.
—уществовали открытки с изображени€ми цветов. Ќа таких открытках можно было просто поставить свои инициалы и послать ее. ÷веток сам был текстом:
мак - сохраним нашу тайну;
цветы клевера - женитьс€ или нет;
лист клевера - жду ответа.

ѕочитать о балах в »нтернете можно здесь:

”веселени€ московского двор€нства в XIII веке
http://www.moskvam.ru/2007/09/Korotkova.htm
 

–усские благотворительные балы 19 века
http://www.maecenas.ru/doc/2003_2_8.html
 

Ѕалы 19 века (описание бала 19 века и подробный бальный этикет)
http://alveare.ru/content/view/29/27/
 

Ћотман ё. Ѕеседы о русской культуре. Ѕыт и традиции русского двор€нства (XVIII-начало XIX века) // Ѕал
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Lotman/04.php
 

Ќе поехать ли на бал? (истори€ балов, балы 19 века)
http://www.mega.kemerovo.su/WEB/HTML/68576.HTM
 

»стори€ балов. Ѕальный этикет
http://www.zarubegom.com/project/ball_history.html
 

¬ы поедете на бал? ( ак развлекались наши предки.)
(есть классификаци€ балов)
http://www.shkolazhizni.ru/archive/0/n-13763/
 

ѕетербургские балы в XIX веке
http://unz-ev.de/Ru/spb_ball_dialog_der_kulturen.php
 

¬стретимс€ в XIX веке (о современных балах)
http://www.reakcia.ru/article/?1373


Ћитература о балах:

· —овременный бальный танец. ѕод редакцией ¬.ћ. —триганова и ¬.». ”ральской: ”чебное пособие. - ћ., ѕросвещение, 1977.

·  ¬оронина ».ј.. »сторико-бытовой танец: ”чебное пособие. – ћ., »скусство, 1980.

· ¬асильева-–ождественска€ ћ.¬. »сторико-бытовой танец: ”чебное пособие. – 2-ое изд., пересмотренное. – ћ., »скусство, 1987.

·  √. –егацциони, ћ.јнджело –осси, ј. ћаджони. ”чимс€ танцевать бальные танцы. ѕеревод с французского. – ћ., Ѕћћ јќ, 2001.

·  “каченко “. Ќародный танец. – ћ., 1982.

·  »вановский Ќ.ѕ. Ѕальный танец XVI – XIX вв. ѕод редакцией ё.».—лонимского. –екомендовано в качестве учебного пособи€ дл€ хореографических учебных заведений. – ћ., »скусство, 1948.

·  –ославлев ћ.». —овременный бальный танец. – ћ., »скусство, 1980.

·  Ѕалы и праздники в –оссии.  нига-энциклопеди€. - ћ. јргументы и факты, 2000.

·   олесникова ј.¬. Ѕал в –оссии: XVIII - начало XX века. – ћ. »скусство. 2005.


 ниги по теме
(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)

ѕутеводитель коллекционера. ћодернћодерн. Ћучшие произведени€ћодерн в –оссии—тиль модерн (подарочное издание)
 

ѕутеводитель коллекционера. ћодерн
ћодерн. Ћучшие произведени€
ћодерн в –оссии
—тиль модерн (подарочное издание)



ќрнамент стил€ модернЌа рубеже веков. »скусство эпохи модернаѕутеводитель по стилю ар нувоArt Nouveau (+ CD-ROM)

ќрнамент стил€ модерн
Ќа рубеже веков... »скусство эпохи модерна
ѕутеводитель по стилю ар нуво
Art Nouveau (+ CD-ROM)



¬се рубрики блога "ѕрекрасна€ эпоха модерна"    La_belle_epoque

–убрики:  –азное
“анец
ћетки:  

ѕроцитировано 75 раз
ѕонравилось: 5 пользовател€м



Ќэнсиƒ   обратитьс€ по имени „етверг, 15 ћа€ 2008 г. 13:54 (ссылка)
ќоо, шикарно, Ў» ј–Ќќ!!!! ¬ цитатник!..
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
NADYNROM   обратитьс€ по имени „етверг, 15 ћа€ 2008 г. 14:13 (ссылка)
¬от нашла две картины, посв€щенные ассамбле€м. ¬ поддержание темы=)))

Ћебедев  . ¬. јссамбле€ при дворе ѕетра I
 (640x700, 80Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
NADYNROM   обратитьс€ по имени „етверг, 15 ћа€ 2008 г. 14:15 (ссылка)
’лебовский —. јссамбле€ при ѕетре I.
 (690x445, 61Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
La_belle_epoque   обратитьс€ по имени „етверг, 15 ћа€ 2008 г. 21:08 (ссылка)
NADYNROM, спасибо! ѕредставл€ешь, € что-то не нашла ни одной картины русского художника конца 19 века, где был бы изображен бал того времени. ѕричем, € уверена, что такие картины есть, просто мне они как-то не попались.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
NADYNROM   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 16 ћа€ 2008 г. 10:46 (ссылка)
La_belle_epoque, €, кстати, тоже не нашла, к сожалению.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
≈катерина_ оробова   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 16 ћа€ 2008 г. 17:03 (ссылка)
спасибо, мне так нужна была эта информаци€! ј вот картина конца XIX века " упеческий бал". јвтор  уликов
 (699x482, 99Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
La_belle_epoque   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 16 ћа€ 2008 г. 20:50 (ссылка)
≈катерина_ оробова, и ¬ам спасибо! =)
ѕростите, что долго не писала об обещанном.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
alexis7   обратитьс€ по имени —реда, 25 »юн€ 2008 г. 22:59 (ссылка)
La_belle_epoque,
создава€ новый пост у себ€ в дневнике, пользовалс€ поисковыми системами, и зашел сюда. „итал с интересом. —пасибо.
ѕрошу прощени€, что редко бываю в этом замечательном дневнике.   сожалению, сейчас у мен€ проблемы с »нтернетом
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
La_belle_epoque   обратитьс€ по имени „етверг, 26 »юн€ 2008 г. 10:03 (ссылка)
alexis7, мне очень при€тно, что ¬ы находите здесь полезную и интересную информацию!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Blac_And_White   обратитьс€ по имени —уббота, 07 ‘еврал€ 2009 г. 17:49 (ссылка)
7. ѕри входе в бальный зал следует отключить мобильные телефоны и сн€ть наушники.
ј это каким боком???)))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
La_belle_epoque   обратитьс€ по имени —уббота, 07 ‘еврал€ 2009 г. 23:30 (ссылка)
Blac_And_White, только что вернулась с замечательного спектакл€ "—вои люди" с ќ. ѕрокофьевой в главной роли, так вот, там деликатно сообщили: Ќе забудьте, пожалуйста, включить свои мобильные телефоны после окончани€ спектакл€".
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Victoria-Rosha   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 06 јпрел€ 2009 г. 16:28 (ссылка)
¬осхитительно!:give_rose
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јноним   обратитьс€ по имени ¬торник, 28 јпрел€ 2009 г. 15:17 (ссылка)
”ух, здорово!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
јноним   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 25 ћа€ 2009 г. 12:58 (ссылка)
ќтлична€ и полезна€ стать€! —юда мен€ привел поисковик, искала картинку, чтобы оформить книжку с этикетом к клубному балу.
—пасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
Daria_G   обратитьс€ по имени —уббота, 08 јвгуста 2009 г. 13:43 (ссылка)
ѕрекрасна€ стать€! Ѕольшое спасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
¬ьюгитта   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 18 —ент€бр€ 2009 г. 17:44 (ссылка)
ќчень интересна€ и познавательна€ стать€. —пасибо огромное!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ƒжанго_Ѕельчонок   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 27 —ент€бр€ 2009 г. 10:08 (ссылка)
неземна€ красота...не то что сейчас.....
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јноним   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 04 январ€ 2010 г. 20:18 (ссылка)
—пасибо большое за информацию! ќчень пригодитьс€ дл€ проекта:)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
Amerikanka   обратитьс€ по имени —реда, 19 —ент€бр€ 2012 г. 08:41 (ссылка)
’ќ„”!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Ѕ≈«”ћЌќ ’ќ„” ѕќ≈’ј“№ Ќј ЅјЋ, “анцевать до упада, и если повезет подципить какого-нить √рафа или ћаркиза (ƒЋ€ прџнца € увы стара) :)))))))))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
“урайс   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 27 »юн€ 2014 г. 17:18 (ссылка)
ќчень интересно, но что-то нигде не могу найти причину, почему молодые девушки носили светлые плать€? »ли просто "потому, что так прин€то"?
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
La_belle_epoque   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 27 »юн€ 2014 г. 21:46 (ссылка)

ќтвет на комментарий “урайс

»сходное сообщение јли€-“урайс
»ли просто "потому, что так прин€то"?

ƒумаю, поэтому.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
“урайс   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 27 »юн€ 2014 г. 22:39 (ссылка)

ќтвет на комментарий La_belle_epoque

¬еро€тно замужнюю даму невозможно заставить по€витс€ без маки€жа и бриллиантов(если они есть) в скромном платье. ј молодые девушки должны были четко выдел€тьс€ в толпе "∆ду женихов!"...
Ќаверно по этому))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку