Я - Глас, который произошел от моей Мысли, так как Я - Супруга.
Меня называют Мысль Невидимого;
Меня называют Голос, который не меняется.
Я - единственная и незапятнанная, Я - Мать и Голос.
Я говорю с вами разными путями, и совершаю Все.
Знание происходит от Меня, знание всех, кто в бесконечности.
Я говорю в каждом создании и обо Мне знает Всевышний.
Сыны Мысли, слушайте голос Матери,
Потому что вы удостоились этой тайны,
Сокрытой с давних времен с тем, чтобы стали совершенными (c)
Не знаю, как вы, но я никогда не могла равнодушно рассматривать фотографии Храма Святой Софии – чуда архитектуры VI века. Когда впервые прочитала о нем в «Историке», расстроилась, что не могу посмотреть своими глазами на его красоты, оглядеть выдающуюся колесницу, подышать воздухом, пропитанным многовековой мудростью.
Краткая справка: Святая София, церковь Божественной Мудрости, одно из самых важных и самых прекрасных зданий в истории мировой архитектуры. Айя-София считается 4 в мире музеем равным по масштабу таким шедеврам как церковь Св. Павла в Лондоне, Сан Пьетро в Риме и Дома в Милане. При этом необходимо принять во внимание, что самое древнее из этих сооружений было построено приблизительно через 1 000 лет после Айя-Софии. Наименование Айя-София, одно из 3-х эпитетов, обращенных к богу. Эти три эпитета определяются так: Айя-София (Святая Мудрость), Ая-Ирена (Святое Благодушие) и Ая Динамис (Святая Сила).
Но писать буду не о храме, обращаясь скорее к самому понятию «София», не касаясь и жития одноименной Православной Святой казнённой в Риме во II в. вместе со своими дочерьми Верой, Надеждой и Любовью.
В раннем христианстве, как и в кабалистическом иудаизме на ряду с мужским началом Бога присутствовало также женское - именуемое как Ейн Соф или София.
София, Премудрость (греч. — «мастерство», «знание», «мудрость»,) — понятие в античной и средневековой философии, иудаизме и христианстве, выражающее особое представление о мудрости или олицетворённая (воплощённая) мудрость.
В иудаизме и христианстве — олицетворённая мудрость Бога.
Представление о Софии как о «Премудрости Божией» получило особое развитие в Византии и на Руси. В русской религиозной философии 19-20 вв. учение о Софии развивали В. С. Соловьёв, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский.
В иудаистических и христианских религиозных представлениях космическое (часто женское) существо, содержащее в себе начала и идеальный прообраз мира. Аналог Тары в буддизме и Матери Книги в исламе.
Этимология Термин «София» возник в Древней Греции как обозначение мудрости. У Гомера (Нот. П. XV 411—412) он тесно связывается с именем богини Афины, подчёркивая атрибут строительства и упорядочения, художества и рукомесла.
София в Ветхом Завете В ветхозаветной традиции понятие Премудрости обозначает женское начало в Боге. Позднебиблейская дидактическая литература («Книга Премудрости Соломона», «Книга притчей Соломоновых», «Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова») даёт образ «Премудрости Божией», описанной как личное, олицетворённое существо. Она выступает как девственное порождение верховного Отца, до тождества к Нему близкая: «Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя» (Прем.Сол. 7:25 след.), вышедшее «из уст Всевышнего» (Иис.Сир. 24:3; срв. образ Афины — тоже девственницы, появляющейся из головы Зевса; по устойчивой схеме мифа, мудрость принадлежит деве).
В богословии Премудрость в своём отношении к Богу может рассматриваться как Его демиургическая, мироустрояющая воля. Она описывается (Прит.8:27-31) как «художница», по законам божественного ремесла строящая мир (что снова сближает её с Афиной); в природу этой космогонической Софии -«художницы» входит «веселие».
В христианстве Интерпретация Софии как посредника между Богом и миром в христианстве восходит к гностику Валентину Некоторые представители христианской философии и богословия рассматривали Софию как личность. Ориген описывает её как хотя и «бестелесное бытие многообразных мыслей, объемлющее логосы мирового целого», но в то же время как «одушевлённое и как бы живое». В раннем христианстве представление о Софии сближалось с ликом Христа-Логоса (апостол Павел (1Кор.1:24) определяет Иисуса как «Божию силу и Божию премудрость»), а затем и с третьей ипостасью Троицы — Духом Святым (понятие женского рода в семитических языках и близкое Софии в аспектах игры, веселья, праздничности).
В латинской христианской литературе термин «Софии» вытесняется почти синонимическим обозначением мистически понятой «Церкви», и поэтому собственно «софиологии» католическая традиция почти не знает.
Эйн Соф (ивр. «бесконечность») — в традиции каббалистического иудаизма — имя Бога, отражающее его мистичность и непознаваемость.
Термин Эйн Соф тесно связан с каббалистическим учением о десяти Сефирах (Сефирот), которые являются эманацией Бога.
Если верить древним, в эдемском саду было 2 мировых Древа: Жизни и Познания. Утверждается, что пока человек не променял плоды Древа Жизни на плоды Познания, жил он бед не ведая.

Каббалисты рассматривали мировое Древо Жизни, что бы таким образом увидеть как бесконечный и непостижимый Бог открывается людям в серии проявляющихся в нисходящем порядке «качеств».
Каббалисты изображают Древо в форме древесного ствола (правая сторона которого считается «мужской», а левая — женской») с десятью взаимосвязанными ветвями, на которых располагаются сефирот (мн.ч.; ед.ч. — сефира; этот термин переводят по-разному — как сферы, миры, эманации или уровни сознания). При этом каждая сефира — нечто вроде голографического изображения всех остальных сефирот. В соответствии с постулатом «как наверху, так и внизу», сефирот воплощают собой Божье Творение, соединённое Великой Цепью Бытия, которая протянулась непрерывно от ничтожнейшего инертного минерала до самого Эйн Соф, Бесконечного. Как говорит в книге «Зогар» Моше де Леон, «Бог есть объединённое единое. …Всё связано со всем, вплоть до последнего звена; божественная сущность присутствует внизу так же, как и наверху, как в небесах, так и на земле. И нет ничего иного» . Следовательно, искатель духовного всегда может отыскать дорогу к первоистоку, с какой бы точки Древа он ни начал свой путь. Однако познать Эйн Соф дано лишь тому, кто не строит заранее его образы.
Таким образом, все сефирот, несмотря на видимые различия между ними, в действительности составляют одно с Бесконечным, а значит, не могут быть ни сочтены, ни выстроены в какую-либо хронологическую последовательность. В этом своём непроявленном аспекте Эйн Соф (именуемое в данном качестве также просто Эйн) недоступен ни чувствам, ни воображению, и говорить о нём возможно только как о «Небытии». Протекая через сефирот, подобно потоку чистой воды, оно приобретает многообразные цвета и формы материального мира.
София у гностиков. Отдельной темой в учении катаров звучало моление и покаяние Софии, как назывался двенадцатый эон (Человек и Церковь произвели двенадцать Эонов, которые были названы следующими именами: Посланник (Параклет) и Вера, Отеческий и Надежда, Материнский и Любовь, Вечный Ум и Благоразумная, Церковный и Благословенная, Желанный и Мудрость (София).
В противоположность канонам церкви, гностики признавали в акте Творения наряду с Отцом и присутствие Матери. Они дали Матери многочисленные имена, такие как София ("мудрость"), Пронойя и Протонойя ("Первичное Существо, дающее Святой Дух"), Эпинойя ("свет"), Syge ("дающее тишину"), и собственно Святой Дух (женского рода в Евангелии от Филиппа). Отец определяется как Первичный Принцип, в то время как Мать создает творение по образу и подобию Отца.
"Часть света, взятая в область души и материи - это энергия Матери. Мужская часть Божественного остается в плероме или небесном мире, пребывая в совершенстве, и таким образом избегает разрушения и деформации".
По легенде: Узрев однажды «вышний свет» из божественной Сокровищницы света, София в двенадцатом эоне тосковала по этому блаженному свету, желая приблизиться к нему, но не могла. Предвидя невозможность этого, после развертывания всех двенадцати эонов «трое троесильных» решают послать в двенадцатый эон одного из своего числа, чтобы он, помог развернуть далее божественную сущность.

Используя силы хаоса он решает расширить развертывание Вселенной дальше, но дальнейшее развертывание приобретает вид девяти эонов нашего мира – наполовину исполненного хаоса, а наполовину – божественной силы. В это время София видит свет, к которому устремляется, и… прорывается к нему, обнаружив параллельно, что это не «высший свет», а только его отблеск. Здесь она попадает во власть нашего полухаоса, который пытается отобрать у нее последние божественные силы. Она не знает, как выбраться из плена, и тоска ее безгранична. Она не знает, как пробудить в себе силы, чтобы вернуться в свой эон. Что бы спасти ее «трое троесильных» опять посылают к ней (то есть к нам, на землю) свое знание или по-гречески «гнозис». И знание это есть Иисус Христос. То есть Иисус – не человек, а олицетворенное божественное знание... запятнанное, а не распятое на кресте. А бедная София, вынуждена и дальше жить среди полухаоса, что бы постепенно, упорным трудом гармонизировать его.
Замечу, что речь не идет о Богине Матери как таковой, а об одной из форм Софии, которая ответственна за новообразования в процессе Творения. Эта форма, которую можно назвать "внешней формой", противопоставляется главной первичной форме Софии - Эшшойе света, которая приходит на помощь первой, чтобы восстановить порядок. Внешняя форма Софии восходит, несомненно, к интерпретации книги Бытия, где Вечное Женское Начало (вместе с Евой) явилось злом.
Эпинойя - это спасительная форма Матери. Она позволяет освободиться и дает спасение. Каждый - и мужчина, и женщина - обладает силой Матери, которая также называется материнской духовной субстанцией. "Эпинойя света послана, чтобы пробудить духовный принцип".
Существуют другие описания Эпинойи как чистой формы Софии, посланной Отцом для того, чтобы открыть знания и исправить недостатки и несовершенства низших существ.
В апокрифе Иоанна говорится, что тот, кто познает Отца и Мать, будет позван, а также описывается Пронойя, дающая крещение и откровение:
Вот как об этом пишет Моисей Кордоверо: «Сущность эта не меняет цвета вовсе, [не склоняясь] ни к суду, ни к состраданию, ни вправо, ни влево. Однако при прохождении [её] лучей сквозь [сефирот] — пёстрые цветные стёкла, — верх берёт то суд, то сострадание».
Чтобы совершить мысленное путешествие через четыре переплетённых между собой архетипических мира и через сефирот мирового Древа, необходимо сперва познакомиться с его сложной, многоуровневой символикой. Карта извилистых троп, по которым пролегает этот путь, — книга «Зогар». В ней содержатся подробные наставления к созерцанию каждой из божественных эманаций и указываются их соответствия качествам и частям тела человека, священным Именам и цветам.
Иконография На русской почве к XV—XVI вв. складывается богатая иконография Софии. София имеет облик Ангела;, её лик и руки — огненного цвета, за спиной — два крыла. Она одета в царское облачение (далматик, бармы), на голове — золотой венец. Ей предстоят (как Христу в иконографии «деисуса») молящиеся Дева Мария и Иоанн Креститель; над её головой виден по пояс благословляющий Христос (т. о., не тождественный Софии, но являющий Собой её «главу», примерно так, как Он же есть, по новозаветному учению, «Глава» Церкви).

Личный облик Софии как в византийско-русской, так и в католической традиции постепенно сближается с образом Девы Марии как просветлённой сущности, в которой становится «софийным», облагораживается весь космос.
«Опустившись на дно мира претворения, скорлупы преобразовались в четыре элемента — огонь, воздух, воду и землю, — из которых развились ступени минерала, растения, животного и человека. Когда последние материализовались, часть искр осталась в этих разнообразных формах существования и скрыто пребывает в них. Вам надлежит стремиться к освобождению этих потаённых искр, вознося их к святости силою вашей души»
Здесь трансцендентный Эйн Соф сокрыт в форме Торы — Торы «изначальной», ещё не выраженной в словах. Следовательно, Хокма представляет собой хранилище потенциальных форм, которые, в конечном счете, полагают начало Творению. В этой «изначальной» Торе, одной из шести «вещей», существовавших прежде сотворения мира, заключена сила «Мудрости», которая вызывает к жизни всё Бытие. Облёкшись в духовные формы букв, эта сила нисходит через сефирот и, в конце концов, обретает в Малькут материальную форму письменной Торы. Перед тем, как начать это нисходящее движение, сила Хокмы принимает символическую форму четырёх букв и обретает имя Йод-Хе-Вау-Хе. Проходя в своём путешествии через остальные сефирот, первоначальные четыре буквы Имени, обозначающие Мудрость, претерпевают различные перестановки и предстают в виде многообразных вариаций изначального сочетания. В Хокме Тетраграмматон (Йод-Хе-Вау-Хе, исконное Имя Бога) остаётся бестелесным и отождествляется с устной (мужской) Торой. А обретшая форму при посредстве сефирот письменная (женская) Тора становится телом Бога, явленным в сотворённом мире
"Он восславил Святой Дух и Пронойю чудесную, благодаря которой он был пробужден".
"Она - подобие невидимого, девственного и совершенного Духа. Она стала Матрицей всех вещей, ибо Она существовала прежде их как Мать-Отец".
Мать-Отец - это эквивалент гностического Парабрахмы, неделимого Бога. Протенойя Триморф, - одно из имен Богини гностиков. Ее сравнивают с Тройной Богиней кельтов, Богиней с тремя формами, Тригунатмикой (санскр.) или Афиной Тритогенойей (греч.). Ее описание найдено в одном из документов, наиболее важном, найденном в Наг Хамади.
Отцы церкви Ипполит и Ириней, основные противники гностицизма, особенно пытались уничтожить почитание гностиками Вечной Матери. В своих разоблачениях еретиков они цитируют молитвы гностиков, посвященные Богине и, таким образом, позволяют нам обрести рукописи, которые ранее были утеряны: "От Тебя,Отец, и от Тебя, Мать, два бессмертных имени, родители Божественного Существа, и Ты - небожителъница, Человечество существует во имя Твоей Мощи".
http://www.krotov.info/history/11/1972aver.html
http://www.omkara.ru/madonna/part20.htm
http://www.gnosticizm.com/library/deva.htm
http://mag.neolove.ru/kabbala/1_kabbalisticheskaja_vselennaja.html
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
http://www.stambul-tour.ru/pages/to_see/hram_svyatoyi_sofii/
http://energeticbreath.narod.ru/Page-8.3.1.html