Модерн- это прекрасная и неудавшаяся попытка спасти мир с помощью красоты.
Особняк построен Шехтелем в 1902–1906 годах. Как во внешнем его облике, так и в интерьерах рациональность и удобство сочетаются с красотой и поэтичностью. Отброшена торжественная симметричность классицизма: архитектурные линии не очерчивают формы, а бегут, скользят, изгибаются.
Главная лестница вздымается вверх мощным извивом морской волны
Основным средством выражения в стиле «М.» является орнамент, который не только украшает произведение, но и формирует его композиционную структуру.
О русском модерне.
Русский модерн обладает некоторыми особыми чертами, выделяющими его из массы прочих стилей.
Первая - сближение архитектуры и изобразительного искусства, которые внутренне взаимно повлияли и дополнили друг друга. Слияние архитектуры и изобразительного искусства - традиционно для русской средневековой культуры, особенно для церковного строительства. Редкая церковь обходилась без внутренней росписи, а храмы XII - XIV вв. на северо-востоке Руси непременно покрывались каменной резьбой. К XIX в. отношения между изобразительным искусством и архитектурой практически сходят на нет. Модернисты, стремящиеся активизировать и переосмыслить опыт русской культуры, в частности в изобразительном искусстве, нашли «второе дыхание» архитектуры. Зодчие начинают воспринимать здание как холст, на котором значимы мельчайшие детали, включая детали внутреннего интерьера, которые гармонично вписываются в общую концепцию. «Линия» приобретает многозначность и становится одной из форм выразительности: кривая, изогнутая линия в декоре - один из ярких маркеров модерна. Линия рисунка дверей, оконных ручек и рам, эркеров, балконов, лестничных перил, воплощающая часто органический, живой мир - это целая концепция.
Вторая черта архитектуры русского модерна - это территориально-пространственная ориентированность. Ее следствие - существование двух идейных течений: петербургского (Э. Виррих, М., Лялевич, Ф. Лидваль, С. Бржозовский, М., Гейслер и другие) и московского (Ф. Шервуд, А. Эрихсон, Р. Клейн, Л. Кекушев, В. Мазырин, В. Васнецов, Ф. Шехтель и другие). Выделение внутренних направлений в таком предельно индивидуальном стиле, как модерн, очень не характерно, ибо общее между архитекторами часто определялось европейскими эталонами, а не принадлежностью к школе. Каждый из них всегда имел свой особый, личный взгляд и собственное решение относительно любого предмета.
Безусловно, в архитектуре модерна существовали лидеры с ярко выраженным творческим началом, высоко ценимые авторитеты, чьи идеи привлекали, становились многим близки, подхватывались и по-новому переосмысливались. Ф. Лидваль и Ф. Шехтель - именно они определили тенденции роста и развитие нового стиля, как минимум - в столицах. Различие двух направлений состояло в форме и способе воплощения идей: для Москвы были характерны широта и радикальность самовыражения, для Петербурга - сдержанность чувств, что называется «северный модерн».
(с)
(с)
Гаврилова Екатерина Вокруг лестницы. Дом Рябушинского бумага/уголь 2002
http://kissme-fortune.livejournal.com/499149.html