Рынок масличных культур в России не в полной мере использует свои возможности |
Семена подсолнечника, хлопчатника и сои используются в производстве масложировой продукции. От состояния рынка маслосемян зависит положение в производственной сфере, а также в сельском хозяйстве. ме Уменьшение показателя относительно предыдущих лет было отмечено только в 2009 г – на 7%. Самыми популярными видами маслосемян в странах региона являются подсолнечник, хлопчатник и соя. В прошлую пятилетку по информации исследования рынка маслосемян на долю подсолнечника приходилось в среднем 59% от продаж всех видов, на долю хлопчатника – около 20%, а на долю сои – 12%. Так, в 2012 году было продано 17 млн. тонн подсолнечника, 5 млн. тонн хлопчатника и 3 млн. тонн сои.
Наибольшая доля от совокупного объема продаж маслосемян в странах СНГ и Прибалтике принадлежит России. Так, в 2012 г в России было продано 12,2 млн. тонн маслосемян, что составило 45,6% от общего объема продаж. Второе место по объему реализованного товара занимает Украина. В 2008-2012 гг на ее долю приходилось в среднем 32,4% от продаж маслосемян во всех странах региона. На долю Узбекистана за аналогичный период времени приходилось порядка 13,7% продаж, а на долю Туркменистана и Казахстана – 3,5 и 3,4% соответственно.
Масложировая промышленность сейчас выступает монопольным покупателем маслосемян и обязана оплачивать сельхозпроизводителям погектарную выручку по мировым стандартам. Если она не в состоянии это делать, то сельхозпроизводители должны иметь возможность обратиться к мировому рынку как к спонсору по выкупу лишнего сырья, чтобы получить свою выручку в полном объеме. Но сегодня экспортные пошлины на маслосемена являются коррупционным инструментом. Маслоэстракционные заводы декларируют закупочные цены на 30% ниже мировых. Причем этот спрэд не достается ни сельхозпроизводителям, ни потребителям масложировой продукции.
Таможенная статистика, приведенная в маркетинговом исследовании рынка показывает, что Россия не только не использует потенциал мирового аграрного рынка в интересах своего сельского хозяйства, но и имеет отрицательный баланс по мировой торговле растительными маслами. Таможенные ворота открыты для тропических масел, которые снижают внутренний рынок сбыта подсолнечного, рапсового и соевого масел.
По оценкам, в 2013-2017 годах продажи будут расти на 2-3% ежегодно. В 2017 году, по прогнозам обзора рынка, они достигнут 30 млн. т. Основными факторами роста продаж маслосемян в странах СНГ и Прибалтике в ближайшие годы будут следующие. Во-первых, в регионе имеет место небольшой рост численности населения. Так, в 2013 году население региона составит 291 млн. чел, а в 2017 году уже 294 млн. чел. Во-вторых, наблюдается рост реальных доходов населения, что повлечет дальнейшее увеличение потребления масложировой продукции.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |