1891
Алексей Петрович Крайский (настоящая фамилия - Кузьмин)
пролетарский поэт. Печатается с 1916. Выпустил книжки стихов "Улыбки солнца" (Л., 1919) и "У города разбойника" (П., 1922). Творчество К. проходит в эти годы под знаком стиля "космистов", характерного для пролетпоэзии эпохи военного коммунизма. В большинстве случаев стихи К. представляют собой абстрактные манифесты, славящие революцию как "взлет безумный, дерзкий, смелый, вперед, всегда вперед, без отдыха вперед!" Наряду с этим в творчестве К. встречается городской пейзаж, данный в символических тонах. Город для К., с одной стороны - "разбойник", в к-ром одиноко бродит поэт, не находя "ключей" от "замкнувшегося свода", с другой - предмет восторженного поэтизирования. Сильная зависимость К. от Бальмонта и др. символистов несомненна; от влияния последних К. освободился гораздо позднее в стихотворной "Повести о солдатских костях, похороненных в Турции" (Л., 1927). Последняя книга К. ("На панельных квадратах", Л., 1930) знаменует большой рост поэта, правда, еще не освободившегося от ряда идейных колебаний и срывов (противопоставление отдельного человека историческому процессу, несколько одностороннее понимание нэпа и др.). Заслуживает быть отмеченной как положительный факт отчетливая политическая окраска поэзии Крайского. В 1927 К. выпустил работу "Что надо знать начинающему писателю" (изд. 2-е, Л., 1928), пользующуюся популярностью в рабочих лит-ых кругах, - одно из наиболее популярных пособий для лит-ой учобы, правда, не свободное от формалистского налета. С 1926 К. примыкает к движению творческого меньшинства РАПП.
1891
Абрагам Френкель
израильский математик, профессор. Работал в Иерусалимском университете. Один из авторов распространенной и важной системы аксиом (система аксиом Цермело – Френкеля) теории множеств. Ему принадлежит заслуга введения аксиом подстановки, а также идея метода автоморфизмов универсальной области, которая обычно используется для доказательства независимости аксиомы выбора и т. д. На русском языке издана его книга «Основания теории множеств».
1892
Иосиф Слипый (Йосиф Сліпий)
украинский патриарх, кардинал. Родился в селе Заздрость на Тернопольщине. Учился во Львове, Инсбруке и Париже, с 1928 по 1944 год был ректором семинарии и богословской академии Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ) во Львове. В 1939 был рукоположен во епископа митрополитом Андреем Шептицким, после смерти которого в 1944 году возглавил украинских греко-католиков. Летом 1945 года митрополит Иосиф был арестован советскими властями и 18 лет провел в тюрьмах и лагерях. В 1963 году – после обращения Папы Иоанна XXIII и президента США Джона Кеннеди к Никите Хрущеву – был освобожден и выехал в Рим, где и провел остаток жизни. Скончался в 1984 году. В 1992 году останки Иосифа Слипого были перезахоронены во львовском соборе св. Юра – главном храме УГКЦ.
1894
Владимир Оттонович Таусон
российский микробиолог и физиолог растений. В 1924 г. окончил Московский университет. Работал в Микробиологическом институте (1930-1938) и Институте физиологии растений АН СССР (1938-1946). В 1932-1935 гг. преподавал в МГУ (с 1935 г. - профессор). Основные труды по геологической деятельности микроорганизмов и энергетике микробиологических процессов. Впервые установил способность микробов потреблять парафины (1924), окислять фенантрен (1929). Его работы по углеводородокисляющим микроорганизмам положили начало микробиологии нефти, легли в основу микробиологической очистки сточных вод и получения микробного белка. Разработал теорию "экзотермичности" синтеза клеточных компонентов у гетеротрофных микроорганизмов. Изучал продукты фотосинтеза, подчёркивая их разнокачественность.
1896
Алексей Михайлович Дьяков
историк, индолог, врач, заслуженный деятель науки и техники России. Родился в с. Луганово (ныне Калининского района) (Большая Советская Энциклопедия. - М., 1972. - Т.8. - С.566; Тверская область. - Тверь, 1994. - С.95).
1896
Анастасия Платоновна Зуева
российская актриса, народная артистка СССР (1957). Окончила частную Школу драматического искусства в Москве под руководством актеров МХТ Н. Г. Александрова, Н. О. Массалитинова, Н. А. Подгорного. В 1916 г. поступила во 2-ую Студию МХТ (Варя - «Зеленое кольцо» З. Н. Гиппиус). С 1918 г. в МХТ. Исполнительница острохарактерных ролей с блестящей техникой перевоплощения. Прекрасно зная народный быт и строй русской речи, обогащала этими чертами создаваемые образы, особенно в пьесах А. Н. Островского: Домна Пантелевна («Таланты и поклонники»), Феклуша («Гроза»), Глафира Фирсовна («Последняя жертва»), Улита («Лес»), Манефа («На всякого мудреца довольно простоты»). Ее таланту были присущи яркие комедийные краски, граничащие с сатирой. В отрицательных персонажах она прибегала к острохарактерному костюму, пластике: Матушка («Унтиловск» Л. М. Леонова), Матрена («Воскресение» по Л. Н. Толстому), Коробочка («Мертвые души» по Н. В. Гоголю), Зобунова («Егор Булычов и другие» М. Горького). Психологической правдой и теплом отмечены созданные ей образы простых русских женщин - Кухарка («Плоды просвещения» Л. Н. Толстого), Анфиса («Три сестры» А. П. Чехова). Снималась в кино. Государственная премия СССР (1952).
1896
Евгений Яковлевич Ремез
украинский математик, доктор физико-математических наук (1936), профессор (1938), член-корреспондент АН Украинской ССР (1939). Окончил Киевский институт народного образования (1924). С 1934 г. работал в Институте математики АН Украинской ССР. Ему принадлежит свыше 80 научных работ по математическому анализу и теории приближенных функций.
1898
Лев Александрович Шварц
российский композитор. В 1927 г. окончил Московскую консерваторию (класс Г. Катуара). Творческую работу начал в 1932 г. Впервые выступил в кино в 1935 г. Написал музыку к фильмам: «Детство Горького» (1938), «В людях» (1939), «Мои университеты», «Тимур и его команда» (оба в 1940), «Радуга» (1944), «Непокоренные» (1945), «Сельская учительница» (1947), «Екатерина Воронина» (1957), «Друг мой, Колька!» (1961).
1899
Людмила Николаевна Семенова
российская актриса. Звезда советского кино 20-х годов. Училась в Москве в Студии пластического танца. В театре одного из самых неистовых экспериментаторов 20-х годов Николая Фореггера-фон-Грейфентурна Людмила Семёнова выступала, прежде всего, как танцовщица. Она быстро обратила на себя внимание публики. Тогда Григорий Козинцев и Леонид Трауберг предложили ей главную роль Вальки в картине "Чёртово колесо"(1926), имевшей огромный кассовый успех и немедленно выдвинувшей Семёнову в ведущие актрисы советского немого кино. Окончила киношколу Б. В. Чайковского (1920) и студию при Театре Н. М. Фореггера «Мастфор» в Москве. Работала в театрах Москвы и Ленинграда. В 1945-1958 гг. в Театре-студии киноактера. Первая большая роль в кино – Валька («Чертово колесо», 1926). Среди ролей: Людмила («Третья Мещанская», 1927), Наталья («Обломок империи», 1929), Зинка («Чужой берег», 1930), Варвара («Разгром», 1931). Исполнила эпизодические роли в фильмах «Молодая гвардия» (1948), «Анна на шее» (1954), «Посеяли девушки лен» (1956) и др.
1899
Рудольф Юрьевич Удрис
российский химик-технолог. После окончания Московского высшего технического училища им. Н. Э. Баумана руководил Центральной химической лабораторией синтеза (1930). Разработал (совместно с Б. Д. Кружаловым и П. Г. Сергеевым) кумольный метод получения ацетона и фенола из бензола и пропилена (через кумол), осуществленный в советской промышленности в 1949 г. Репрессирован; реабилитирован посмертно.
1900
Николай Павлович Аносов
русский дирижер, педагог. Родился в Борисоглебске (Тамбовская губерния) в семье управляющего отделением Волжско-Камского банка. Получил домашнее музыкальное образование. По окончании Александровской казенной гимназии в Борисоглебске в 1918 поступил в Петровско-Разумовскую сельскохозяйственную академию в Москве. Через год ушел добровольцем в Красную Армию, ещё через год, будучи курсантом Первой артиллерийской школы, участвовал в подавлении Кронштадтского мятежа. Благодаря знанию иностранных языков был направлен на работу в полпредство СССР при заграничных организациях помощи, работал в Народном комиссариате иностранных дел. Лишь с середины 1920-х годов связал свою судьбу с музыкой: работал пианистом-аккомпаниатором в Оперной студии им. К.С.Станиславского, с 1928 – в Московской филармонии (параллельно занимаясь теорией музыки с профессором А.Ф.Мутли, композицией с А.Н.Александровым), затем в оперном секторе Радиокомитета. Начало дирижёрской карьере Аносова, не получившего специального дирижерского образования, положил случай: в 1930 он, заменив заболевшего дирижера, провел оперу Орфей К.В.Глюка на радио (в прямом эфире), после чего был переведен на должность дирижера. В 1937–1938 был главным дирижером симфонического оркестра Ростова-на-Дону, в 1938–1940 – симфонического оркестра Азербайджанской филармонии (по приглашению Узеира Гаджибекова). С 1938 преподавал в Бакинской, в 1940–1962 – Московской (с 1951 профессор) консерваториях (в 1943 экстерном окончил композиторский факультет Московской консерватории). В 1941–1944 был художественным руководителем фронтового оперного театра ВТО, в 1944–1949 – главным дирижером Оперной студии при Московской консерватории, где осуществил, в числе других, постановку опер Ямщики на подставе Е.И.Фомина и Сын-соперник Д.С.Бортнянского (1947; обе оперы не исполнялись с момента их премьер в 18 в.). С начала 1950-х годов Аносов много гастролировал в Польше, Чехословакии, Венгрии и других странах. В 1951 ему было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». Репертуар Аносова был чрезвычайно обширен, он был первым исполнителем многих сочинений советских композиторов; значительное число оперных и симфонических произведений записаны Аносовым на грампластинки и в Фонд Всесоюзного радио. Стиль его дирижерских интерпретаций характеризовало большое внимание к голосоведению и всем деталям оркестровой фактуры. Аносов – автор Практического руководства по чтению симфонических партитур (1951), многочисленных статей и рецензий, а также переводов (с немецкого, английского и французского языков) ряда статей и книг зарубежных дирижеров. Ему принадлежит несколько музыкальных произведений. Умер Аносов в Москве 2 декабря 1962 г. Его старший сын – дирижер Г.Н.Рождественский, младший – художник П.Н.Аносов.
1902
Мариан Андерсон
американская оперная и концертная певица (контральто). По происхождению негритянка. Пению обучалась у М. Паттерсон и Дж. Богетти. После получения 1-й премии на конкурсе вокалистов в Нью-Йорке (1925) начала концертную деятельность. Гастролировала во многих странах (в т. ч. в СССР, 1934-35). Обладая красивым, мощным голосом необычайно большого диапазона, выдающейся музыкальностью, Андерсон исполняет различные по характеру и стилю произведения. В её репертуаре произведения И. С. Баха, Л. Бетховена, И. Брамса, Г. Малера, Дж. Гершвина, Ф. Шуберта, Р. Шумана и других композиторов, негритянские народные песни. В 1955 А. дебютировала на оперной сцене (Ульрика - "Бал-маскарад" Верди). Была первой негритянской певицей, выступавшей в театре "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк).
1902
Николай Порфирьевич Афанасьев
генерал-лейтенант юстиции. В начале Великой Отечественной войны, являясь заместителем Главного военного прокурора, он был оставлен в Москве для координации деятельности правоохранительных органов. По личному указанию И. В. Сталина осенью 1941 г. принял участие в подготовке Постановления Государственного комитета обороны «Об объявлении в городе Москве особого положения». В период с 28 марта 1945г. по 14 июля 1950 г. являлся Главным военным прокурором Вооруженных Сил Советского Союза. Умер в 1979 г.
1902
Алексей Григорьевич Родин
российский военачальник, генерал-полковник танковых войск (1944), Герой Советского Союза (1943). В Великую Отечественную войну командир танковой бригады и корпуса, командовал танковой армией, бронетанковыми и механизированными войсками Западного и 3-го Белорусского фронтов.
1902
Михаэль Чесно-Хелль
немецкий сценарист. Работал шофером, наборщиком, журналистом и др. В 1933 г. эмигрировал из Германии. В 1947 г. вернулся в ГДР. Совместно с В. Бределем написал сценарий к фильмам об Э. Тельмане: «Эрнст Тельман – сын своего класса» (1954), «Эрнст Тельман – вождь своего класса» (1955). Среди других сценариев: «Капитан из Кельна» (совместно с Х. Кейшем и З. Дудовым), «Пока я жив». Писал сценарии для телевидения. Национальная премия ГДР (1954, 1957, 1966).
1903
Борис Михайлович Филиппов
российский театральный деятель, заслуженный работник культуры РСФСР (1965), заслуженный деятель искусств РСФСР (1972). С 1920-х гг. печатался в театральной периодике. В 1927-1929 гг. заведующий культчастью Большого драматического театра. Был одним из основателей и первым ответственным секретарем журнала «Рабочий и театр». Один из инициаторов и организаторов первого клуба художественной интеллигенции в Москве - Клуба мастеров искусств (позднее Центральный дом работников искусств), в 1930-1936, 1937-1940 и 1946-1961 гг. его директор. В 1936 г. художественный директор Государственной эстрады, в 1936-1937 гг. директор Театра народного творчества, в 1942 г. директор 1-го фронтового театра Всероссийского театрального общества, в 1943-1945 гг. - Московского театра драмы, в 1945-1946 гг. - Московского театра сатиры, с 1967 г. - Центрального дома литераторов. Книги: «Театр и запросы рабочих масс. Итоги рабочей дискуссии о театральной политике» (1927), «Творческие встречи» (1951), «Записки Домового» (1983) и др.
1903
Садег Хедаят
иранский писатель и филолог. Учился в Бельгии и Франции (1926-30). Его рассказы, опубликованные в разное время в Бельгии, Франции и Иране, составили сборник "Заживо погребённый" (1930). Затем изданы пьесы и сборники рассказов "Три капли крови" (1932), "Светотень" (1933), две большие новеллы "Алявийе-ханум" (1933) и "Слепая сова" (1937); в соавторстве с Масуд Фарзадом создан сборник памфлетов и сатирических рассказов "Достопочтенная книга господина Вак-Вака" (1934). Писатель отдал известную дань модернистским течениям (новеллы "Смерть", "Заживо погребённый", "Манекен в витрине" и др.). В новеллах 30-х гг. ("Стервятники", "Даш Аколь", "Исповедь" и др.) возникает реалистическая тенденция, которая в более поздний период его творчества становится преобладающей. В сборнике рассказов "Бродячий пёс" (1943) и "Распутство" (1944) он подвергает критике некоторые стороны иранской действительности, выступает против фашизма и колониализма, сатирически обличает "рыцарей капитализма (повесть "Хаджи-ага", 1945, и др.), сочувствует своим героям - людям труда. Перевёл на современный персидский язык, снабдив комментарием и предисловиями, ряд среднеперсидских памятников: "Книга подвигов Ардашира Папакана", "Разъяснения, устраняющие сомнения". Знаток персидского фольклора и этнографии, он издал сборники народных детских песен, игр, загадок - "Сказки", народных песен - "Народные таране", народных персидских поверий, обычаев и обрядов - "Страна чудес". Выступал с литературно-критическими и этнографическими статьями. В 1950 выехал в Париж. В порыве отчаяния уничтожил несколько рукописей своих произведений и покончил жизнь самоубийством.
1904
Альберт Кайл
нидерландский писатель (Jesus' Robe).
1904
Милтон Краснер
американский оператор.
1905
Алексей Павлович Артамонов
российский композитор, дирижер и педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1957). Председатель правления Ростовского-на-Дону отдела СК РСФСР. Среди сочинений: 5 опер, в т. ч. «Тигран» (1939), «Маскарад» (постановка 1957), «Ее друзья» (постановка 1964); оперетты, в т. ч. «Третий лишний» (постановка 1960); детский балет «Донская красавица»; 6 симфоний (1-я – Казачья, 1940, 5-я – с хором, 1951), увертюры, поэмы и другие произведения для оркестра; романсы; музыка для театра (около 100 спектаклей).
1905
Освальд Капп
эстонский борец вольного стиля, олимпийский чемпион 1928 года в легком весе.
1905
Татьяна Владимировна Шишмарева
график
1906
Агния Львовна Барто (настоящая фамилия Волова)
русская советская поэтесса. Родилась в Москве в семье врача-ветеринара. Училась в балетном училище. В годы учебы, испытывая творческое влияние А.А.Ахматовой и В.В.Маяковского, начала писать стихотворные эпиграммы и зарисовки. По совету А.В.Луначарского занялась профессиональной литературной работой. В 1925 были опубликованы ее первые стихотворения Китайчонок Ван Ли и Мишка-воришка. За ними последовали Первое мая (1926), Братишки (1928), после публикации которых К.И.Чуковский отметил незаурядный талант Барто как детского поэта. Некоторые стихотворения были написаны совместно с мужем, поэтом П.Н.Барто (Девочка чумазая и Девочка-ревушка, 1930). После выхода в свет цикла поэтических миниатюр для самых маленьких Игрушки (1936), а также стихов Фонарик, Машенька и др. Барто стала одним из самых известных и любимых читателями детских поэтов, ее произведения издавались огромными тиражами, входили в хрестоматии. Ритм, рифмы, образы и сюжеты этих стихов оказались близки и понятны миллионам детей. Агния Барто написала сценарии кинофильмов Подкидыш (1940, совм. с актрисой Риной Зеленой), Алеша Птицын вырабатывает характер (1953), 10 000 мальчиков (1962, совм. с И.Окадой). Ее стихотворение Веревочка было взято режиссером И.Фрэзом за основу замысла фильма Слон и веревочка (1945). В годы Великой Отечественной войны Барто находилась в эвакуации в Свердловске, выезжала на фронт с чтением своих стихов, выступала на радио, писала для газет. Ее стихи военных лет (сборник Подростки, 1943, поэма Никита, 1945 и др.) носят в основном публицистический характер. За сборник Стихи детям (1949) Барто была присуждена Государственная премия (1950). О воспитанниках детского дома рассказывается в поэме Барто Звенигород (1948). В течение девяти лет Барто вела на радио передачу Найти человека, в которой занималась поисками людей, разлученных войной. С ее помощью было воссоединено около 1000 семей. Об этой работе Барто написала повесть Найти человека (опубл. в 1968). В Записках детского поэта (1976) поэтесса сформулировала свое поэтическое и человеческое кредо: «Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность». Многочисленные поездки по разным странам привели ее к мысли о богатстве внутреннего мира ребенка любой национальности. Подтверждением этой мысли стал поэтический сборник Переводы с детского (1977), в котором Барто перевела с разных языков детские стихи. В течение многих лет Барто возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей, была членом международного Андерсеновского жюри. В 1976 ей была присуждена Международная премия им. Х.К.Андерсена. Стихи Барто переведены на многие языки мира. Умерла Барто в Москве 1 апреля 1981 г.
1906
Гало Плаза Лассо
эквадорский государственный и политический деятель. Сын Л. Пласы Гутьерреса, занимавшего президентский пост в 1901-1905 гг. и 1912-1916 гг. С конца 30-х гг. занимал различные дипломатические и государственные посты. В 1938-1940 гг. министр обороны, в 1944-1946 гг. посол в США. В 1948-1952 гг. президент Эквадора. Политика его правительства отражающего интересы буржуазно-помещичьих кругов, вызвала недовольство широких народных масс. В 1968-1975 гг. генеральный секретарь ОАГ.
1907
Евгений Михайлович Абалаков
советский альпинист, покоритель и исследователь высочайших вершин СССР, заслуженный мастер альпинизма, скульптор. 3 сентября 1933 г. первым совершил восхождение на одну из высочайших вершин мира — пик Коммунизма (7495 м, Памир)
1907
Дмитрий Борисович Кедрин
русский советский поэт, драматург, переводчик. Родился в Богодуховском руднике, ныне пос. Щегловка (Донбасс). Учился в Коммерческом училище, потом в техникуме путей сообщения г.Екатеринослава (Днепропетровска), где в 1924 стал литературным сотрудником местной комсомольской газеты. С 1931 жил в Москве, в 1933–1941 работал литературным консультантом издательства «Молодая гвардия». Приобрел известность после публикации стихотворения Кукла (1932), горячо поддержанного М.Горьким, трогательно-задушевных стихов о русской природе (Подмосковная осень, 1937; Зимнее, 1939, Осенняя песня, 1940) и связанных с народно-песенным началом в творчестве Кедрина (Две песни про пана, 1936; Песня про солдата, 1938) поэм Зодчие (1938) – о легендарных строителях небывалой красоты храма Покрова (Василия Блаженного), по приказу царя ослепленных, когда они неосторожно признались, что могли бы построить храм еще краше и тем умалить славу воздвигнутого; Песня про Алену-Старицу (1939), посвященная легендарной участнице бунта Степана Разина; Конь (1940) – о полулегендарном строителе-архитекторе «горододельце» конца 16 в. Федоре Коне. В 1940 вышел единственный прижизненный сборник стихов Кедрина Свидетели. В 1943, несмотря на плохое зрение, поэт добился направления специальным корреспондентом в авиационную газету «Сокол Родины» (1942–1944), где печатал, в частности, сатирические тексты под псевдонимом Вася Гашеткин. Интонации доверительной беседы, историко-эпическая тематика и глубокие патриотические импульсы питали поэзию Кедрина военных лет, где встает образ матери-Родины, горечью первых дней войны и непоколебимой волей к сопротивлению (стихи и баллады 1941, Ворон, Набег, Глухота, Князь Василько Ростовский, Весь край этот, милый навеки..., Колокол, День суда, Победа и др.). Образами и ритмами русского народного творчества, традиционными сюжетами русской культуры насыщаются в это время и пейзажная и интимно-камерная лирика Кедрина (стихи и баллады Красота, 1942; Аленушка, 1942–1944; Колыбельная, 1943; Цыганка, Месяц однорогий..., оба 1944, и др.). Драматический характер поэзии Кедрина, насыщенной диалогами и монологами (стихи Беседа, Баллада о побратимах, Грибоедов), с наибольшей отчетливостью проявился в стихотворных драмах (Рембрандт, 1938, опубл. в 1940; утраченная в период эвакуации 1941 рукопись Параши Жемчуговой), а лаконическая образность его поэзии – в стихотворении Поединок (1933, интересном также и своеобразным поэтическим автопортретом писателя: «К нам в гости приходит мальчик / Со сросшимися бровями, / Пунцовый густой румянец / На смуглых его щеках. / Когда вы садитесь рядом, / Я чувствую, что меж вами / Я скучный, немножко лишний / Педант в роговых очках»). Глубиной и энергией мысли отличается философская лирика поэта (Был слеп Гомер и глух Бетховен..., 1944; Бессмертие, Пластинка («Когда я уйду, / Я оставлю мой голос...»), Я, 1945). Для планетарного мышления Кедрина, как и других отечественных поэтов его поколения, характерно постоянное ощущение своей преемственной связи с мировой историей и культурой, знаками чего явились стихи и баллады, посвященные истории, героям и мифам других народов Приданое, 1935 («В тростниках просохли кочки, / Зацвели каштаны в Тусе, / Плачет розовая дочка / Благородного Фердуси...»); Пирамида, 1940 («...Лежал Мемфис на ложе из парчи...»); Свадьба («Царь Дакии, / Господень бич, / Аттила...»), Варвар, оба 1933–1940, и др. Кедрин переводил стихи с украинского, белорусского, эстонского, литовского, грузинского и др. языков. Постоянной для Кедрина была тема трагического противостояния людей смелого творческого духа (среди них были не только признанные гении, но и безвестные мастера) грубой силе, власти и корысти, против которых талант, честность и смелость всегда беззащитны. Печальным подтверждением этого явилась и сама судьба Кедрина: поэт погиб в подмосковной электричке от рук бандитов 18 сентября 1945 г.
1907
Юлий Яковлевич Керкис
украинский генетик. Окончил Ленинградский университет (1930). В 1930-1941 гг. работал в Институте генетики АН Украинской ССР, в 1941-1956 гг. — в племенных животноводческих совхозах Таджикистана, в 1957-1977 гг. — в Институте цитологии и генетики. Основные научные работы посвящены исследованию спонтанного и индуцированного ионизирующей радиацией мутагенеза у животных. Одним из первых сформулировал (1940) представление о нарушениях внутриклеточного физиологического гомеостаза как основной причине возникновения мутационных изменений в геноме. Под его руководством выполнены работы по изучению генетической опасности малых доз ионизирующей радиации. Впервые в прямом эксперименте установил дозу радиации, удваивающую частоту мутаций. Развил представление о существовании клеточных и организменных механизмов контроля радиочувствительности хромосомных структур.
1907
Лэрри "Бастер" Краббе
американский спортсмен и актер.
1908
Ференц Флек
венгерский шахматный композитор; национальный гроссмейстер (1977) и международный арбитр (1956) по шахматной композиции. Автор темы в двухходовке, носящей его имя. С 1927 года опубликовал около 1600 задач, преимущественно двух- и трехходовки, задачи на кооперативные маты.На конкурсах удостоен 870 отличий, в том числе 118 первых призов. 5-кратный чемпион Венгрии по разделу двухходовок.
1908
Антс Вольдемарович Эскола
эстонский актер, народный артист СССР (1964). С 1925 г. (с перерывами) работал в театре "Эстония", с 1949 г. - в Театре им. В. Кингисеппа, с 1966 г. - в ТЮЗе (все в Таллинне). Среди ролей: Маурус ("Человек и бог" Таммсааре), Гамлет ("Гамлет" Шекспира), Пер Гюнт ("Пер Гюнт" Ибсена), Кречинский ("Свадьба Кречинского" Сухово-Кобылина), Шоу ("Милый лжец" Килти). Снимался в фильмах - "Новый нечистый из преисподней" (1965) и др. Государственная премия Эстонской ССР (1965).
Скончался 14 декабря 1989 г.
1909
Елена Александровна Кузьмина
российская киноактриса, народная артистка СССР (1950). Родилась в Тифлисе.
Училась в Ленинградской киномастерской ФЭКС (Фабрика эксцентричного актера), позже реорганизованной в институт сценических искусств (окончила в 1930). Дебютировала в кино в роли коммунарки Луизы в фильме «Новый Вавилон» (1929). Затем снялась в роли учительницы («Одна», 1931). Лучшие роли создала в фильмах режиссера М. И. Ромма: Анна («Мечта», 1943), Таня («Человек № 217», 1945), Джесси («Русский вопрос», 1948), русская разведчица Мария-Марта («Секретная миссия», 1950). Сыграла лирические и комедийные роли в фильмах других режиссеров: Манька («Окраина», 1933), Маша («У самого синего моря», 1936), Мария Константиновна («Дуэль» по Чехову, 1961). Государственная премия СССР (1946, 1948, 1951).
1909
Рейнхольд Фолль
Доктор, разработчик электроакупунктурной диагностики
1910
Марк Лоренс
американский актер.
1910
Альфред Мендельсон
румынский композитор и дирижер, заслуженный деятель искусств Румынии (1951). Профессор консерватории в Бухаресте. Среди сочинений: балеты – «Белый арап» (1948), «Кэлин» (постановка 1957); оперетта «Антон Панн, или Сказ о слове» (постановка 1964); оратории – «Хория» (1956), «1907» (1957); кантаты – «Бухарестская» (1953), «Голос Ленина» (1957); 8 симфоний; симфонические поэмы – «Обвал Дафтаны» (1949), «Цветы для Никоса Белояниса» (1953); концерты, струнные квартеты, сонаты, песни и др.
1911
Маргарет Сент-Клер (Идрис Сибрайт)
американская писательница-фантаст, автор романов "Агент Неизвестного", "Знак Лабриса", "Дельфины Альтаира", сборников "Три мира будущего", "Смени небо".
1911
Артур Ханникатт
американский актер.
1912
Всеволод Анисимович Кочетов
русский писатель. Романы в духе идеологического официоза: "Журбины" (1952) о рабочем классе, "Братья Ершовы" (1958), "Секретарь обкома" (1961); в романе "Чего же ты хочешь?" (1969) — одиозное изображение современной интеллигенции. Главный редактор журнала "Октябрь" (1961-73). Покончил жизнь самоубийством.
1912
Алиса Мэри Нортон (Эндрю Норт; Андрэ Нортон; Аллен Уэстон)
американская писательница, автор серий романов "Королева Солнца", "Перекрестки времени", "Торговцы временем", "Янус", "Колдун", "Предвозвестник", "Колдовской мир", "Магия", "Звездные ко-оты" и др.
1913
Роберто Батталья
итальянский историк и публицист. Окончил Римский университет (1936). Во время 2-й мировой войны 1939-45, участвуя в Движении Сопротивления (1943-45), был одним из организаторов партизанских отрядов Партии действия в Умбрии, а затем командиром партизанской дивизии в Северной Италии. В 1946 вступил в Итальянскую компартию. Автор работ по новой и новейшей истории Италии, в том числе работы "История итальянского Движения Сопротивления" (1953; русский перевод 1954).
1913
Дункан
американский писатель, автор романов "Тень времени", "Земляничное дерево", "Темная вотчина", "Рядом с Эдемом", "Бритва Оккама".
1913
Рене Лейбовиц
французский композитор, дирижер и музыковед. Ученик А. Веберна (композиция), П. Монте (дирижирование). Один из главных идеологов музыкального авангардизма. Основатель Международного фестиваля камерной музыки (1947, Париж). Автор сочинений в додекафонной (12-тоновой) технике. Оперы, оркестровые сочинения "Траурная симфония" для солистов, хора и оркестра (1955). Монография об А. Шенберге (1969).
1913
Федор Иванович Одиноков
российский актер («Вечный зов», «Шерлок Холмс», «Проверка на дорогах», «Тени исчезают в полдень»). Окончил Театральное училище имени Б.В.Щукина в 1942 году и стал актёром театра имени Евг. Вахтангова. С 1947 года - актёр театра группы Советских войск в Германии, с 1950 - театра имени Ленинского комсомола в Москве, с 1961 - Северной Группы войск в Польше, в 1964-1973 годах - гастрольного театра комедии. С 1973 года играл в театрах по договорам. Заслуженный артист России (1988)
Скончался 19 февраля 1994 г.
1913
Фёдор Иванович Шинкаренко
Лётчик-истребитель, Герой Советского Союза (1940), генерал-полковник авиации. Участник советско-финляндской войны. Был командиром эскадрильи 7 иап. Совершил 46 боевых вылетов, сбил лично 3 финских самолёта. Участник Великой Отечественной войны. После войны был командующим ВВС Прибалтийского ВО. Автор книг "Небо родное", "Испытаны боем".
1914
Артур Кеннеди
американский актер.
1914
Татьяна Михайловна Родина
российский театровед, театральный критик, доктор искусствоведения (1964). Окончила ГИТИС (1934). С 1955 г. сотрудник Института истории искусств (ныне Государственный институт искусствознания). Исследования в области истории русского театрального искусства XVIII-XX вв., в частности истории режиссуры и актерского мастерства. Участвовала в подготовке издания «История русского драматического театра», в 7 тт. (1977-1987). Автор книги «П. Н. Орленев» (1948), «В. Н. Асенкова» (1952), «Русское театральное искусство в начале XIX века» (1961), «Александр Блок и русский театр начала XX века» (1972), а также многочисленных статей по проблемам истории, теории театра и текущего театрального процесса. Именем Родиной названа малая планета.
1915
Наталья Максимилиановна Гицерот
Актриса московского Театра-студии киноактёра.
1915
Борис Васильевич Мельников
Лётчик-испытатель 1 класса (1959), капитан. В 1935-1937 гг. был инструктором в Гомельском аэроклубе, в 1937-1942 - в аэроклубе Железнодорожного рйона Москвы, в 1942-1943 - в 3 ВАШПОЛ, в 1943-1948 - в Высших офицерских курсах ВВС ВМФ. С августа 1948 г. на испытательной работе в ЛИИ. Испытывал опытные двигатели на Ту-4ЛЛ, Ту-16ЛЛ, Ту-110.
1916
Раф Валлоне
итальянский актер. В юности был известным футболистом. В 1939 г. поступил в Римскую Академию художеств и философии, окончив ее, был журналистом, сотрудничал в киножурнале «Синема». В 1948 г. режиссер Дж. Де Сантис предложил ему сняться в фильме «Горький рис» (1949) в роли молодого демобилизованного солдата. Это была его первая роль в кино. Исполнение ролей пастуха Франческо «Нет мира под оливами» (1950), безработного Саро «Дорога надежды» (1950), художника Карло «Рим 11 часов» (1952), участие в фильме «Пляж» (1953) и «Гуэндалина» (1957) выдвинуло его в чисто ведущих актеров неореалистического кино. Создал ряд образов простых, честных, энергичных итальянцев, стремящихся к лучшему будущему. Отличительными чертами его дарования являются страстность и внутренняя убежденность, мужественная сдержанность, особенно удавались роли с острыми напряженными конфликтами.
1917
Кирилл Алексеевич Евстигнеев
Лётчик-истребитель, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945), генерал-майор авиации (1966). Служил инструктором в Бийской авиашколе. Участник Великой Отечественной войны с марта 1943 г. Воевал в составе 240 (178 гв.) иап. Совершил более 300 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил лично 53 самолёта и 3 в группе. После войны был на командных и штабных должностях в ВВС. Автор книги "Крылатая гвардия".
1917
Алберт Лестер Ленинджер
американский биохимик, член Национальной АН США (1956) и Американской академии наук и искусств (1959). Окончил Висконсинский университет (1940). Работал там же (1942—45) и в университете Чикаго (1945—1952). С 1952 профессор и руководитель медицинского отдела университета Дж. Хопкинса. Преподавал в университете во Франкфурте-на-Майне (1951) и в Кембриджском (Великобритания, 1951—52). Основные работы по исследованию структуры и функций митохондрий, реакций окислительного фосфорилирования в организме и переноса электронов в дыхательной цепи, движения ионов через мембраны.
1918
Федор Николаевич Мильков
российский физикогеограф, доктор географических наук (1949), профессор (1949), заслуженный деятель науки РСФСР (1970). Окончил Московский областной педагогический институт (1938). Заведующий кафедрой географии Оренбургского педагогического института (с 1946), заведующий кафедрой физической географии Воронежского университета (с 1950). Основные труды по проблемам ландшафтоведения, физико-географического районирования, физической географии СССР. Обосновал трактовку ландшафта географического как общего понятия, выделил типы местности как структурные единицы физико-географических районов. Золотая медаль им. П. П. Семенова (Тян-Шанского) (1966).
1918
Николай Афанасьевич Пономарев
российский график, народный художник РСФСР (1968), действительный член Академии Художеств СССР (1973). Учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1940-1950) у А. А. Осмеркина, П. Я. Павлинова; преподает там же с 1949 г. (профессор с 1963). С 1971 г. – 1-й секретарь, с 1973 г. – председатель правления Союза художников СССР. Для его станковой графики характерны поэтическое восприятие природы и повседневной жизни людей труда, тонкость колорита, декоративная выразительность больших цветовых плоскостей. Произведения: серии «Шахтеры Донбасса» (гуашь, уголь, карандаш, 1949-1950; Государственная премия СССР, 1951), «Северный Вьетнам» (гуашь, пастель, 1957; литография и монотипия, 1958), «По Индии» (гуашь, 1961) – все в Третьяковской галерея и Русском музее в Ленинграде; «Паруса Подмосковья» (монотипия, 1969).
1918
Михаил Алексеевич Просвирнов
Лётчик-штурмовик, Герой Советского Союза (1946), гвардии майор. Воевал на Халхин-Голе. Участник Великой Отечественной войны с декабря 1942 г. Воевал в составе 814 (175 гв.) шап, был командиром эскадрильи. Совершил 158 боевых вылетов, нанёс противнику большой урон в живой силе и технике. После войны до 1958 г. служил в ВВС.
1918
Осман Ахьяевич Хубиев
карачаевский писатель. Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Автор поэтического сборника "Комсомольские песни" (1936), в который вошли стихи о Родине, дружбе народов, а также очерков о людях труда и повести "Абрек" (1938). В основе романа-трилогии "Аманат" (кн. 1-3, 1959-1965) лежит документальный материал об участии карачаевского народа в борьбе с фашистской агрессией. В повести "Люди" (1966) поставлены проблемы нравственного формирования молодёжи.
1918
Владимир Васильевич Щербицкий
украинский государственный политический деятель, дважды Герой Социалистического Труда (1974, 1977). С 1946 г. на партийной работе в Украине. В 1961-1963, 1965-1972 гг. - председатель Совета министров Украинской ССР. В 1972-1989 гг. - первый секретарь ЦК компартии Украины. Член Политбюро ЦК компартии Советского Союза в 1971-1989 гг. Ленинская премия (1982).
1919
Цэвэзний Зандра
монгольский режиссер и сценарист. В 1948 г. окончил ВГИК. Поставил короткометражный фильм «Новый год» (1948), документальные фильмы «Современная Монголия» (1955), «Столица Улан-Батор» (1956), «В нашей стране» (1961). Участвовал в постановке художественных фильмов «Два скотовода» (1955), «Наши мотивы», документальных фильмов «Залп Октября» (1957), «Улан-Батор – Пекин» (1959).
1919
Тамара Никандровна Кулаковская
белорусский почвовед и агрохимик, член-корреспондент АН Белорусской ССР (с 1969), академик ВАСХНИЛ (с 1975). Окончила Московскую сельскохозяйственную академию им. К. А. Тимирязева (1941). В 1949-1958 гг. работала в институте мелиорации и водного хозяйства АН Белорусской, с 1959 г. - заведующая лабораторией питания растений в институте почвоведения и агрохимии МСХ Белорусской ССР (в 1969-1980 гг. -директор). С 1980 г. - академик-секретарь Западного отделения ВАСХНИЛ. Основные научные работы посвящены почвенной агрохимии. Исследует химический состав и плодородие почв, изучает питание растений, эффективность удобрений, разрабатывает методы их рационального использования. Исследует возможности прогнозирования и программирования урожаев сельскохозяйственных культур. Установила более высокую доступность для растений подвижных фосфатов на торфяно-болотных почвах, дала оценку их запасов. Усовершенствовала аналитические методы определения подвижного фосфора, изучила азотный и калийный режимы почв. Премия им. Д. И. Прянишникова АН СССР (1976).
1919
Александр Ильич Ройтбак
российский физиолог, член-корреспондент АН СССР (1968). Окончил Киевский медицинский институт (1941). Ученик И. С. Бериташвили. С 1944 г. — в Институте физиологии АН Грузинской ССР, с 1960 г. — заведующий Лабораторией общей физиологии коры мозга. Основные труды — в области нейрофизиологии. Ройтбак открыл, что ритмическим электрическим раздражением коры больших полушарий можно создать в ней очаг возбуждения — доминанту. Автор гипотезы о роли нейроглии в образовании временных связей, лежащих в основе условных рефлексов.
1919
Иван Яковлевич Сержантов
Лётчик-истребитель, Герой Советского Союза, гвардии лейтенант. Участник Великой Отечественной войны с января 1942 г. Воевал в составе 9 гв.иап. Совершил 258 боевых вылетов, в 85 воздушных боях сбил лично 13 и в группе 8 самолётов противника. Погиб в бою под Ростовом-на-Дону.
1920
Дугин Вячеслав Александрович
Актер театра им.Евг.Вахтангова. Окончил театральое училище (ВУЗ) им.Б.В.Щукина (1941 г.), педагоги - Захава Б.Е., Москвин В.И. Заслуженный артист России. Скончался 28 января 2006 года.
1920
Иво Каприно
норвежский режиссер. В 1946 г. вел экспериментальную работу в области цветной объемной мультипликации. В 1948 г. поставил фильм «Тим и Теффе». В 1950 г. жил в Чехословакии и учился у режиссера Й. Трнки. Материалами для фильмов, которые он поставил, служат: норвежский фольклор – «Парнишка со скрипкой» (1952, премия на XIII Международном кинофестивале в Венеции), сказки Х. К. Андерсена – «Стойкий оловянный солдатик» (1954), «Новое платье короля» (1959), оригинальные сценарии – «Музыка на чердаке» (1952), «Трульс и Трине» (1955), «Мышонок в беде» (1956, премия на VI Международном кинофестивале в Западном Берлине). В 1975 г. поставил полнометражный кукольный фильм «Большой приз» (по Х. Окрусту; премия Международного кинофестиваля в Москве), который пользовался большим зрительским успехом.
1920
Абрам Георгиевич Левин
Лётчик-истребитель, сержант. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Воевал в составе 11 иап ПВО. 4 декабря в воздушном бою на подступах к Москве таранил He-111 и сам погиб.
1920
Василий Васильевич Порик
активный участник движения Сопротивления во Франции в годы 2-й мировой войны, лейтенант (1941), Герой Советского Союза (21. 7. 1964, посмертно). Член КПСС с 1941. В Сов. Армии с 1939. Окончил Харьковское пехотное училище (1941). В начале Великой Отечественной войны в бою на границе раненным попал в плен и был отправлен в немецко-фашистский концлагерь Бомон в Артуа (департамент Па-де-Кале, Франция); в концлагере активно участвовал в организации подпольного комитета и групп по подготовке побега. Порик установил связь с участниками движения Сопротивления. Совершив побег из Бомонского лагеря, создал партизанский отряд, сражавшийся с июля 1943 против фашистских оккупантов в Северной Франции; с 1944 член Центрального комитета советских военнопленных во Франции. В одном из боёв Порик был ранен, схвачен гестаповцами и заключён в тюрьму Сен-Никез в г. Аррас. Совершил из тюрьмы отважный побег и продолжал борьбу в партизанском отряде. 22 июля 1944 во время выполнения боевого задания Порик попал в засаду и был расстрелян. Порик - национальный герой Франции (1964). Имя Порика высечено на стене Аррасской крепости среди других имён борцов французского движения Сопротивления.
1920
Леонид Павлович Тихмянов
советский артиллерист, Герой Советского Союза. Родился в деревне Золотково Первомайского сельсовета Новосокольнического района. После окончания семилетки работал на железной дороге и учился в вечерней школе. В 1940 году его призвали в Красную Армию и направили в артиллерийское училище.
Великая Отечественная война застала командира минометного взвода 12-го минометного полка 43-й минометной бригады прорыва РГК младшего лейтенанта Леонида Тихмянова на западной границе. Минометная бригада в составе 10-й армии Западного фронта принимала участие в оборонительных боях советских войск на Минском направлении, а затем под Смоленском. Весной и летом 1942 года бригада в составе войск Брянского, а затем Воронежского фронтов сражалась на Воронежском направлении. В этих боях 10 июля 1942 года лейтенант Тихмянов получил тяжелое ранение, на излечение которого ушло около года. 16 июля 1943 года Леонид Тихмянов возвратился в действующую армию и в составе войск Западного фронта участвовал в освобождении Волхова, Хотинца и Орла. 3 февраля 1944 года войска Западного фронта перешли в наступление юго-восточнее Витебска. В этих боях героический подвиг совершил командир батареи старший лейтенант Леонид Тихмянов. Командир 43-й минометной бригады прорыва РГК полковник Скворцов, представляя старшего лейтенанта Л.П.Тихмянова к званию Героя Советского Союза, в наградном материале писал: "25 февраля 1944 года в полутора километрах восточнее деревни Шарово после 20-минутной артиллерийской подготовки противник силой до полка пехоты при поддержке танков обошел левый фланг боевых порядков нашей пехоты и перешел в контратаку на участке 927-го стрелкового полка 251-й стрелковой дивизии. В итоге такого маневра противника 3-я батарея минометного полка, занимавшая огневые позиции на западном берегу реки Черницы, оказалась отсеченной от своих частей. Пехота под сильным огневым воздействием противника отошла на восточный берег реки. Для батареи создалась чрезвычайно тяжелая обстановка. Противник неоднократно пытался уничтожить батарею, его атакующие цепи охватывали боевой порядок минометчиков. Командир батарей старший лейтенант Тихмянов Леонид Павлович, разумно оценив обстановку, организовал круговую оборону силами личного состава батареи и отходящей группы бойцов 927-го стрелкового полка с двумя пулеметами. Расстреливая в упор атакующих пьяных гитлеровцев, забрасывая их ручными гранатами, батарея отразила 4 последовательные контратаки, когда подошедшим лыжным батальоном 927-го стрелкового полка противник был окончательно отброшен. В результате четырехчасового напряженного боя батарея в числе 36 человек огнем ручного оружия и минометов уничтожила 259 солдат и офицеров противника". Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1944 года Леониду Павловичу Тихмянову присвоено звание Героя Советского Союза.
После войны Леонид Павлович оказался на тульской земле. Он в ранге капитана был переведен из Козельска Калужской области в Тульскую и направлен на разминирование. В 1960-е годы Тихмянов стал руководителем областной оборонной организации ДОСААФ. Эту должность он занимал вплоть до последних дней своей жизни. Более чем за 15 лет работы Леониду Павловичу удалось вывести тульскую организацию ДОСААФ «…с 49 места на постоянное первое место по России».
Скончался в 1981 году.
1920
Галина Ивановна Федорова (в девичестве – Маркина)
Советский разведчик-нелегал. Родилась в Саратове, в рабочей семье. В 1937 году окончила школу-десятилетку. Стала работать на технической должности в Наркомфине СССР и одновременно учиться на вечернем факультете Московского высшего технического училища имени Н.Э.Баумана. В органах госбезопасности - с января 1939 года. В годы Великой Отечественной войны находилась в распоряжении группы особого назначения 4-го главного управления НКВД, занимавшейся подготовкой кадров для работы в тылу врага. В 1946 году окончила двухгодичные курсы иностранных языков при Высшей школе МГБ СССР и была зачислена на работу во внешнюю разведку. Вместе с мужем - разведчиком-нелегалом М.В.Федоровым - длительное время находилась на нелегальной работе в одной из стран Западной Европы. Позже неоднократно выезжала за рубеж для решения конкретных разведывательных задач. В настоящее время - полковник в отставке. Награждена орденами Отечественной войны и Красной Звезды, многими медалями, а также нагрудными знаками "Почетный сотрудник госбезопасности" и "За службу в разведке". Разведчики-нелегалы Федоровы написали две интереснейшие книги: "Будни разведки" (1994 г.) и "Вся жизнь конспирация. История семьи нелегалов" (2002 г.), в которых рассказали о многогранной и сложной работе за рубежом.
1920
Адам Холл (Тревор Дадли-Смит)
английский писатель, автор шпионских триллеров. Если быть более точным, это лишь один из жанров, в котором он работал, который его прославил и с которым он стал известен советскому читателю и кинозрителю (роман и фильм «Меморандум Квиллера», др. название «Берлинский меморандум», в фильме снимались Джордж Сигал, Алек Гиннесс, Макс Фон Сюдов, Сента Бергер) как раз под этим именем. На Западе большей известностью пользовался другой псевдоним писателя - Эллистон Тревор, а вообще их у него было больше десятка.
1921
Николай Иванович Кирьянов
Герой Советского Союза, уроженец г. Твери (Герои Советского Союза. - М., 1987. - Т.1. - С.654; Долгов И.А. Золотые звезды калининцев. - М., 1983. - Кн.1. - С.219-221).
1921
Борис Дмитриевич Щапов
Лётчик-штурмовик, Герой Советского Союза (1944, посмертно), гвардии младший лейтенант. Участник Великой Отечественной войны с июля 1943 г. Воевал в составе 144 гв.шап. Совершил 133 боевых вылета, в воздушных боях сбил 8 истребителей противника. Погиб в бою у г. Яссы (Румыния).
1922
Tommy Edwards
рок-вокалист (It"s All in the Game)
1922
Сергей Евгеньевич Медынский
российский оператор и режиссер. В 1950 г. окончил операторский факультет ВГИКа и начал работать на Центральной студии документальных фильмов. Снимал сюжеты для кинопериодики и специальные выпуски. В 1953 г. снял первый большой фильм – «Повесть о нефтяниках Каспия». За эту работу и за съемки фильма «Покорители моря» (1959, совместно с Д. Мамедовым) был награжден Ленинской премией (1960). В 1953-1955 гг. работал на Дальневосточной студии кинохроники – снимал сюжеты для киножурналов, снял фильм «Тигроловы» (1955, совместно с В. Гулиным и А. Вергуном). В 1955 г. – вновь на Центральной студии документальных фильмов. Совместно с другими операторами участвовал в съемках фильмов «Утро Индии», «О Москве и москвичах», «Широка страна моя…» (1957), «Волшебное зеркало» (1958), «Первое Ленинградское» (1959), «Пора большого новоселья» (1960), «Первый рейс к звездам» (1961), «Сибирская быль» (1962), «Эхо в горах» (1963), «Здравствуй, Кения!» (1965) и др. В 1963 г. снял как режиссер-оператор (совместно с И. Филатовым) фильм «Дом на пути». Был автором-оператором очерка «Две столицы кхмеров» (1965). Совместно с С. Пумпянской выступает как режиссер фильма «Харамбее. История республики Кения» (1966). Режиссер-оператор фильма «Первороссийск» (1967, сценарий совместно с В. Семеновым).
1923
Бадди Дифранко
американский кларнетист, руководитель оркестра, первый исполнитель бибопа на кларнете. В 14 лет занял первое место на любительском конкурсе, который организовал Томми Дорси. Шестнадцатилетним пришел в оркестр Скотта Дэвиса, а через два года перешел в биг-бэнд Джина Крупы. В 1943-1944 гг. играл у Чарли Барнета, в 1944-1948 гг. у Томми Дорси (в 1947 г. некоторое время в бэнде Бойда Рэйберна). Десять лет подряд (1945-1954) занимал верхнюю строчку в анкете популярности в журнале «Down Beat». В 1949-1951 гг. играл в септете Каунта Бэйси, в 1951-1952 гг. организовал собственный ансамбль (с Артом Блэйки и Кенни Дрю), записал альбомы «Out of Nowhere» (1951), «Buddies Blues» (1953). В 1961-1964 гг. руководил квартетом (кларнет, аккордеон, контрабас, ударные) и записывался с симфоническими составами. В 1965 г. впервые использовал баскларнет. В 1966 г. заменил Рэя МакКинли на посту руководителя Оркестра Гленна Миллера и оставался в этой должности до 1974 г., постепенно модернизируя стиль биг-бэнда, оставляя знаменитое миллеровское звучание только для ностальгической части программы. В 1977 г. заменил заболевшего Вуди Германа, а в 1979 г. был приглашенным солистом в оркестре Мела Льюиса. В 80-е гг. выступал на многих американских и европейских фестивалях с квинтетом, которым руководил вместе с Тэрри Гиббсом. Его нередко критиковали за излишнюю инструментальную технику, во имя которой он якобы жертвовал выразительностью.
1923
Гарри Александрович Мерквиладзе
Генерал-майор авиации. Герой Советского Союза (1945). На время представления к званию Героя Советcкого Союза: заместитель командира эскадрильи 152-го гвардейского истребительного авиационного полка (12-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й гвардейский шурмовой авиационный корпус, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), гвардии старший лейтенант. Родился в городе Батуми Аджарской АССР. Грузин. Член КПСС с 1943. Окончил 9 классов. В Советской Армии с 1941. В том же году окончил Тбилисскую, а в 1942 — Армавирскую военно-авиационную школу пилотов. На фронтах Великой Отечественной войны с марта 1943.
Заместитель командира эскадрильи 152-го гвардейского истребительного авиационного полка (12-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й гвардейский шурмовой авиационный корпус, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт) гвардии старший лейтенант Мерквиладзе к маю 1945 совершил 386 боевых вылетов, в 87 воздушных боях сбил лично 13 и в группе 2 самолета противника. В 1952 окончил Военно-воздушную академию, в 1961 — Военную академию Генштаба. С 1970 генерал-майор авиации Мерквиладзе — в запасе. Жил в городе Тбилиси. Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1 степени, 3 орденами Красной Звезды, медалями. Умер 2.4.1971.
1924
Александр Семёнович Андриенко
Лётчик-испытатель 2-го класса (1954), подполковник (1960). Родился в селе Солонка ныне Нехаевского района Волгоградской области. В армии с марта 1941. В 1942 окончил Армавирскую ВАШЛ. Был лётчиком-инструктором 8-го запасного авиационного полка (Приволжский военный округ). В январе-октябре 1946 – командир звена 47-го отдельного учебно-тренировочного авиационного полка (Приволжский военный округ). Затем служил в строевых частях ВВС (истребительная авиация). С декабря 1950 – на лётно-испытательной работе в ГК НИИ ВВС (в 1950-1953 – полк лётных испытаний авиадвигателей, в 1954-1961 – полк спецслужб, с 1961 – 4-е Управление). В январе-июне 1959 был прикомандирован к МВД. Провёл государственные испытания Ан-14 (1960-1962), испытания Як-18ПС на прочность (1962). Погиб 8 июня 1962 года при выполнении испытательного полёта на Як-18ПС. Самолет разрушился в воздухе. Жил на станции Чкаловская (в черте города Щёлково) Московской области. Похоронен на Чкаловской. Награждён орденом Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.
1924
Геворк Андреевич Вартанян
Легендарный советский разведчик, полковник в отставке, Герой Советского Союза. Свою жизнь связал с разведкой в 1940 г., когда 16-летним юношей установил прямой контакт с резидентурой НКВД в Тегеране, где проживал вместе с родителями. Принимал самое активное участие в обеспечении безопасности лидеров «большой тройки» в ходе Тегеранской конференции в ноябре – декабре 1943 г. В 1951 г. был вывезен в СССР. Впоследствии работал как разведчик-нелегал в разных странах мира.
1924
Василий Георгиевич Козенков
Лётчик-штурмовик, Герой Советского Союза (1945, посмертно), гвардии старший лейтенант. Участник Великой Отечественной войны с октября 1942 г. Воевал в составе 138 гв.шап. Совершил 115 боевых вылетов на У-2 и 131 боевой вылет на Ил-2. 7 апреля 1945 г. под Кёнигсбергом направил горящий штурмовик на позиции противника и погиб. Его имя носит школа №22 в Калининграде и рыболовный траулер.
1924
Маргарет Трумэн-Дэниэл
американская писательница, дочь президента США Г. Трумэна.
1925
Родион (Радий) Александрович Александров
Актёр. В 1941-1945 годах работал токарем и сменным мастером на одном из московских заводов. В 1949 году окончил Театральное училище имени Щепкина и стал актёром театра имени Пушкина. В 1950-1989 годах - ведущий актер в Московском театре сатиры. В кино снимался в небольших ролях дипломатов и учёных. В шести фильмах сыграл наркома Луначарского. Несколько лет Родион Александров был женат на актрисе Светлане Харитоновой
1925
Евгения Моиссевна Мордохович
режиссер документального кино.
1925
Хэл Холбрук
американский актер.
1926
Ли Хойби
Американский композитор и пианист
1926
Фридрих Черха
Австрийский композитор и дирижер
1927
Дж.Д.Доуэрти
английский школьный учитель, составитель антологий "Виды научной фантастики", "Вторая орбита", "Научно-фантастические рассказы".
1927
Василий Андреевич Лашкевич
российский ученый в области вирусологии и создания новых вакцинных препаратов, доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН
1928
Романас Миколович Вишомирскис
литовский химик, академик АН Литовской ССР (с 1976). Окончил Вильнюсский университет (1951). С 1951 г. работал в Институте химии и химической технологии АН Литовской ССР (с 1976 г. - директор). Основные научные работы относятся к электрохимии водных растворов солей. Исследовал катодные процессы, протекающие при электроосаждении различных металлов из растворов их комплексных соединений. Показал, что при электролизе кинетику выделения металлов из электролитов комплексных соединений определяет не структура комплекса, а состояние поверхности катода.
1928
Римма Коваленко
писательница («Мамин жених»).
1929
Сергей Минович Клименко
российский ученый в области вирусологии, заместитель директора по научной работе ГУ НИИ вирусологии им. Д.И. Ивановского, академик РАМН. Родился года в Москве. В 1953 году С.М. Клименко окончил 2-й Московский государственный медицинский институт имени Н.И. Пирогова и поступил в аспирантуру кафедры микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи, где под руководством академика АН и АМН СССР В.Д. Тимакова защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. С 1956 года Сергей Минович работает в ГУ НИИ вирусологии имени Д.И. Ивановского РАМН: младшим научным сотрудником, старшим научным сотрудником, заведующим лабораторией; ныне — заместителем директора Института по научной работе. Доктор медицинских наук, профессор С.М. Клименко является организатором и бессменным руководителем уникальной лаборатории структуры и морфогенеза вирусов. Им осуществлены исследования по упаковке ДНК Т-четных фагов, рибонуклеопротеидов вирусов гриппа и венесуэльского энцефаломиелита лошадей (ВЭЛ), получены данные о нуклеиновых кислотах в составе вирионов. С помощью бифункциональных агентов изучена конформация РНК in situ вируса ВЭЛ. Методом гетеродуплексного анализа исследована РНК вируса высоколейкомогенных и низколейкомогенных мышей. Постоянный поиск диверсификации методик электронной микроскопии позволил получить уникальные данные по морфогенезу ряда вирусов: гриппа А, венесуэльского энцефаломиелита лошадей и других. Молекулярно-гибридизационные методы для индикации и типирования вирусных нуклеиновых кислот расширили представление о роли папилломавирусов не только в этиологии рака шейки матки, но и рака мочевого пузыря и рака гортани. Многие годы С.М. Клименко посвятил организации научных исследований по проблемам вирусных гепатитов, уделив особое внимание диагностике и профилактике гепатита В. Существенна роль возглавляемой С.М. Клименко лаборатории в идентификации арбовирусов, выделенных на территории России и стран СНГ в ходе экологического зондирования. Результаты научных исследований С.М. Клименко отражены в многочисленных публикациях, среди которых “Арбовирусы и арбовирусные инфекции” (1989), более 120 статей в отечественных и зарубежных журналах. Так в Мексике (1999) издан атлас на испанском языке (“Atlas de Virologia”), в котором аккумулированы данные по структуре и морфогенезу многих вирусов — позвоночных, растений и бактериофагов, собранные авторским коллективом, возглавляемым С.М. Клименко. Сергей Минович — автор 5 изобретений. Под его руководством защищены 3 докторских и 17 кандидатских диссертаций. С.М. Клименко — академик РАМН (1995). Он удостоен Государственной премии РФ в области науки и техники (1999), премии РАМН имени Д.И. Ивановского по вирусологии (1992). Сергей Минович является председателем проблемной комиссии по вирусным гепатитам Научного совета по вирусологии РАМН, членом экспертного совета ВАК (1980), секции “Медицина и здравоохранение” по присуждению премий Правительства РФ в области науки и техники, членом редколлегии журнала “Вопросы вирусологии” и “Бюллетень экспериментальной биологии и медицины”.Увлекается историей и живописью. Живет и работает в Москве.
1929
Хаим Поток
американский еврейский писатель, философ, историк.
1930
Рут Ренделл (Барбара Вайн, настоящая фамилия - Граземан)
английская писательница, автор детективов, психологических триллеров и рассказов. Ей удается сочетать плодовитость и мастерство, позволяющие поставить ее в один ряд с признанными авторами детективов. Ренделл славится умением выписывать характеры, способностью заинтриговать читателя, выстраивать сюжеты с неожиданно мрачной развязкой. От большинства авторов детективной прозы ее отличают ирония, интерес к языку, особый метафорический стиль, изобретательный диалог, свойственные серьезной прозе. Ренделл родилась в Лондоне. Окончила Высшую школу графства Лейтон в Эссексе. С 1948 по 1952 работала журналистом и помощником редактора в частных газетах Западного Эссекса. Уже в первой книге Из Дуна со смертью (From Doon with Death, 1964) появляются ее постоянные герои: полицейский сыщик Реджинальд Вексворд и его помощник Майк Берден из Кингсмаркхема, вымышленного торгового городка. У Вексворда много общего с инспектором Мегрэ Жоржа Сименона. И саму Ренделл называют британским Сименоном. Майк Берден – полная противоположность своего шефа. Берден – суров, неудовлетворен современным миром, он привык действовать традиционными методами. Ренделл раскрывает характеры своих героев по мере развития сюжета. Читатель видит, как изменяется пуританин Берден, особенно потеряв жену и едва не загубив карьеру в романе Хватит смертей (No More Dying Then, 1971), как он становится терпимее к человеческим слабостям. По мнению Джейн С. Бейкерман из журнала «Детектив на диване», «способность героев выстраивать нормальные отношения, находить равновесие между дружеской привязанностью и непростыми служебными ситуациями, позволяет им противостоять напору ненависти и отчуждения, в атмосфере которых разворачиваются события». Цикл романов об инспекторе Вексворде состоит из девятнадцати книг. Герой постепенно стареет, а в романе Произошло убийство (Murder Being Once Done, 1972) с ним случается удар. В следующем романе Кто-то лжет, а кто-то умирает (Some Lie and Some Die, 1973), события которого разворачиваются вокруг рок-фестиваля, Вексворд возвращается к своим обязанностям, и его способность понять молодых и принять их ценности помогает ему в раскрытии дела. В романе Жизнь во сне (A Sleeping Life, 1978) личная драма дочери Сильвии заставляет Вексворда вникнуть в проблемы отношения полов и идеи феминизма. Роман Советник мандарина (Speaker of Mandarin, 1978) переносит героя в Китай, но ключ к тайне он находит, лишь вернувшись в Англию. Отсылки к классической китайской поэзии складываются в тексте романа в выстроенную систему подсказок. Вексворд много читает, и у него всегда наготове цитата. Эти цитаты имеют либо тематическую, либо символическую связь с сюжетом, а иногда часть цитаты становится названием книги. В Жестокости воронов (An Unkindness of Ravens, 1985) Вексворду приходится изучить феминистскую терминологию и фрейдизм, чтобы разобраться в убийстве двоеженца группой девочек-подростков, воинствующих феминисток. В романе Под вуалью (The Veiled One, 1988) Ренделл исследует то, что обозреватель «Нью Стейтсмен» называет «угроза, завуалированная повседневностью». Как и в других ее романах, это исследование кажется не связанным с основным сюжетом, но в конечном итоге служит его разгадке. В романе Целуя дочь канонира (Kissing the Gunner's Daughter, 1992) отчуждение от любимой дочери не позволяет Вексворду распознать убийцу. В Симисоле (Simisola, 1994) спокойный Кингсмаркхем сталкивается со всеми проблемами современного города, от расизма до домашней тирании. Описание городка, раздираемого социальными противоречиями, которые затрагивают все слои общества, позволяет сравнить роман Ренделл с Миддл-Марч Джорж Элиот. И в романе Причиненное зло (Harm Done, 1999), по мнению критиков, перо Ренделл не утратило остроты. Вексворд и Берден фигурируют также в рассказах Ренделл. Один из них, Новая подружка (The New Girl Friend), мрачная история сексуальных игр, изложенная в сдержанной манере, получил премию Эдгара Аллана По в 1975. Рассказы, не связанные с циклом Вексворда, вышедшие в сборниках Занавес опущен и другие рассказы (The Fallen Curtain and Other Stories, 1976), Дрожащее дерево и другие загадочные истории (The Fever Tree and Other Stories of Suspense, 1982) и Кровавые строки (Blood Lines, 1996) рисуют странные картины, одновременно манящие и отталкивающие. Так же как и романам, рассказам Ренделл присущи сжатость изложения, строгая композиция, непредсказуемость и причудливость сюжета. В последнем цикле рассказов, Скерти от Пираны и другие рассказы (Pirahna to Skurty and Other Stories, 2000), Ренделл, как считает Паблишерс Уикли, «снова показала себя мастером захватывающей интриги». Помимо романов о Вексворде Ренделл пишет романы, где отсутствует следователь. По жанру это психологические триллеры. В романе Вижу демона (A Demon in My View, 1976) студент-психолог затевает игру с детьми и нечаянно провоцирует маньяка-убийцу, оказавшегося поблизости. В Каменном приговоре (A Judgment in Stone, 1977) домохозяйка, страдающая расстройством психики, вынуждена убить, чтобы сохранить тайну. События, приводящие в романе к массовому убийству, кажутся чересчур правдоподобными. Как пишет Нью-Йорк Таймс, «мало-помалу все эти благонамеренные люди приближают собственную гибель». Кукла-убийца (The Killing Doll, 1984) и Дерево рук (The Tree of Hands, 1984) поражают отсутствием таинственности, открытым изображением насилия. Здесь нет ни загадок, ни разоблачений, причины поступков не объясняются. Эти романы интересны не поворотами сюжета, а сложной внутренней жизнью персонажей. К концу восьмидесятых Ренделл все еще публиковала романы о Вексворде, однако многих читателей и критиков больше интересовали ее психологические детективы. Ренделл – писатель интеллектуального склада, она использует мастерство рассказчика, чтобы привнести в детектив более глубокую, волнующую и пугающую тайну, чем того требуют законы жанра, – тайну человеческого существа. «Вашингтон пост бук уорлд» так отозвался о ее девятнадцатом психологическом триллере, Пейзаж для усталого взгляда (A Sight for Sore Eyes, 1999): «Потрясающе! Читая это, поминутно восклицаешь: не может быть! Ловишь себя на этих словах каждый раз, когда Ренделл придумывает новый ход – непредвиденный, но совершенно закономерный для этой истории». В 2002 вышел ее двадцатый роман этого типа, Адам и Ева, или Ущипни меня (Adam and Eve and Pinch Me), и снова потрясающий успех. Кроме того, в восьмидесятых годах Ренделл добавила к двум освоенным ею типам романа новый, для которого использовала псевдоним Барбара Вайн. Как она объяснила, ей захотелось, чтобы ее голос «стал тише и спокойнее, проникновеннее и непосредственнее». От первого романа, подписанного именем Вайн, Глаз, привыкший к темноте (The Dark-Adapted Eye, 1986), до одиннадцатого, Кровавый доктор (The Blood Doctor, 2002), Ренделл рисует мир, где даже те преступления, которые не караются законом, должны быть отомщены. По мотивам романов о Вексворде в начале 90-х был снят популярный английский телесериал. За время своей творческой деятельности Ренделл получила ряд английских и американских наград в области детективного жанра. Среди них: «Серебряный-I» и «Алмазный-I» призы, а также приз «Золотой кинжал»-II Ассоциации детективных писателей; три премии Эдгара Аллана По; премия «Мастер жанра» Ассоциации американских авторов мистических триллеров. В 1997 Ренделл получила титул пэра и была включена в Палату лордов.
1930
Александро Ходоровский
мексиканский режиссер, сценарист, драматург и актер, работающий в разных странах.
1931
Сергей Высоцкий
автор детективов.
1931
Иржина Ирашкова
чешская актриса.
1931
Мирон Маркович Черненко
российский киновед. Кандидат искусствоведения (1978). В 1952 г. окончил Харьковский юридический институт, в 1964 г. – ВГИК. Печатается с 1956 г. Автор многих статей по вопросам киноискусства социалистических стран. Скончался 24 февраля 2004 г.