-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108944
Комментариев: 6801
Написано: 117416


26 января родились...

Четверг, 26 Января 2017 г. 05:23 + в цитатник
lyubimov-gp (539x700, 130Kb)
1881
Григорий Павлович Любимов (настоящее имя - Модест Николаевич Караулов)
советский музыкальный деятель, исполнитель на домре, дирижер, этнограф, заслуженный артист Республики (1925). Пропагандист русских народных инструментов и народной песни. Родился в Санкт-Петербурге. Учился в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества. Участвовал в Революции 1905-1907, подвергался арестам, был сослан в Сибирь. В 1908 вместе с мастером С.Ф.Буровым сконструировал 4-струнную домру с квинтовым строем, а затем различные ее оркестровые разновидности. Создатель квартета четырехструнных домр (1915), ансамбля народной песни (1916), первого профессионального Государственного оркестра домр (1919) и др. В 1918—1922 гг. был руководителем секции народных инструментов Пролеткульта. Автор сборников обработок песен и романсов для четырехструнной домры. Умер в Москве 17 июля 1934 года. lyubimov-могила1 (549x700, 412Kb)
Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище (2-й участок).

Arnold Brecht (434x700, 153Kb)
1884
Арнольд Брехт (немецкое имя - Arnold Brecht)
немецкий общественный деятель, выдающийся политический ученый, внес большой вклад в области научной теории познания. Умер в Гёттингене 11 сентября 1977 года.

Edward Sapir (449x700, 237Kb)
1884
Эдвард Сепир (Edward Sapir)
американский лингвист и этнолог. Сепир родился в Лауэнбурге (тогда в составе Германии, ныне — город Лемборк в Польше) в семье синагогального кантора. В семье его родителей, евреев-литваков Якова Давида Сапира и Евы Сегал, основным языком был идиш. Когда он был ребёнком, семья перебралась в Ливерпуль, а затем (1894) в Нью-Йорк. В 1904 году окончил Колумбийский университет. С 1910 по 1925 год был начальником этнографического отдела Канадской геологической службы в Оттаве. С 1927 по 1931 год был профессором Чикагского университета, с 1931 года преподавал в Йельском университете. Член Американской академии искусств и наук (с 1930), президент Американского лингвистического общества (с 1933) и Американской антропологической ассоциации (1938). Сепир скончался в Нью-Хейвене (штат Коннектикут) 4 февраля 1939 года. Работая научным сотрудником в Калифорнийском университете (1907—1908), занимался описанием нескольких индейских языков запада США (яна, такелма, вишрам и др.), применяя к ним те же строгие методы анализа, которые используются при исследовании индоевропейских и семитских языков. После недолгого пребывания в университете Пенсильвании заведовал антропологией в Геологической службе Канады (1910—1925), и в этот период центральное место в его исследованиях занимали нутка (язык индейцев северо-западного побережья) и атапаскские языки. Позже он занимался навахо, хупа, юте и другими языками, а также провел целый ряд широкомасштабных сравнительных исследований. Его этнографические описания обретали особый блеск благодаря тому, что он занимался языками племен; в своей работе «Временная перспектива в аборигенной культуре Америки» (Time Perspective in Aboriginal American Culture, 1916) Сепир оригинальным образом использовал лингвистические данные в целях исторической реконструкции. Глубокое знание сравнительно-исторических данных позволило ему установить генетическое родство между различными языками Центральной и Северной Америки в работе «Central and North American Languages» (1929), в которой он убедительно свел большинство из общепризнанных 75 групп в шесть крупных макросемей. В сферу его интересов входили также языки Старого света и индоевропейская фонология, а также проблема международных языков. В книге «Язык» (Language, 1921) Сепир показал, что каждый язык характеризуется основополагающими структурами, которые и определяют наличие в данном языке специфических звуков, слов и грамматических особенностей; эти структурные черты языка-предка являются причиной сходного развития языков-потомков (концепция «дрейфа»). В период работы в Чикагском (1925—1931) и Йельском университетах Сепир заинтересовался психологическими аспектами анализа языка. Будучи председателем Отделения антропологии и психологии в Национальном научно-исследовательском совете (1934—1935), он способствовал проведению важных лингво-психологических исследований. По мнению Сепира, язык, культура и личность сливаются в единое целое; язык — это «символический ключ к поведению», потому что опыт в значительной степени интерпретируется через призму конкретного языка и наиболее явно проявляется во взаимосвязи языка и мышления. Большое количество статей и его семинар в Йельском университете «Воздействие культуры на личность» не только привлекли внимание антропологов к индивидууму в его культурной среде, но и оказали заметное влияние на теорию психоанализа. Сепир был одним из крупнейших и влиятельнейших лингвистов первой половины XX века, ему принадлежат пионерские достижения в лингвистической типологии, фонологии, социолингвистике. Исследовал многие индейские языки Северной Америки, выдвинул ряд гипотез об их генетических связях. Его работы оказали влияние на американский дескриптивизм, но во второй половине века активно использовались и представителями функционального и генеративистского направления. В своих работах Сепир высказывал некоторые идеи, близкие «гипотезе лингвистической относительности», которую затем наиболее последовательно сформулировал Бенджамин Ли Уорф. Поэтому эта гипотеза известна под названием гипотеза Сепира — Уорфа. Сочинения: Язык: Введение в изучение речи (Language), 1921 (русский перевод — 1934, 1993); The Takelma language of Southwestern Oregon, Wash., 1912; Sound patterns in language, «Language», 1925, V. I, № 1; Notes on Judeo-German phonology. Jewish Quarterly Review 6:231-266, 1915. Одна из первых лингвистических работ в области идиша в США (описание фонологических особенностей северо-восточного диалекта, носителем которого был Сепир). Издания на русском языке: Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии / Эдвард Сепир; Перевод с английского под редакцией и с предисловием (страницы 5-22) доктора филологических наук профессора А.Е.Кибрика. — Москва: Прогресс: Универс, 1993. — 656 страниц — (Филологи мира). — 1000 экземпляров — ISBN 5-01-002079-3. (в переплёте); Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии / Эдвард Сепир; Перевод с английского под редакцией и с предисловием доктора филологических наук профессора А.Е.Кибрика. — Издание 2-е. — Москва: Прогресс, 2002. — 656 страниц — (Филологи мира). — 1000 экземпляров — ISBN 5-01-004726-8. (обложка); Сепир Э. Статус лингвистики как науки; Грамматист и его язык // Языки как образ мира. — Москва: АСТ, Terra Fantastica, 2003. — Страницы 127-138; 139-156. — 576 страниц — (Philosophy). — 5000 экземпляров — ISBN 5-17-019254-1, ISBN 5-7921-0648-7. (в переплёте). Библиография: Гухман М.М. Э.Сепир и «этнографическая лингвистика» // Вопросы языкознания, 1954, № 1; Swadesh М., Edward Sapir, «Language», 1939, v. 15, № 2; Voegelin С. F., Edward Sapir, в книге: Portraits of linguists, ed. by T. Sebeok, v. 2, Bloomington — L., 1966; Edward Sapir: Appraisals of His Life and Work. Ed. Konrad Koerner. Philadelphia: John Benjamins, 1984. A collection of obituaries, bibliographic sketches, and critiques (mostly positive) of Sapir’s work by his colleagues, students, and others affected by his work; The Collected Works of Edward Sapir. Ed. William Bright. Berlin: Mouton de Gruyter, 1990. Volume IV presents more of his anthropological work, and makes reference to his work with Fang-Kuei Li. Volumes V and VI contain his work on American Indian languages; Edward Sapir: Linguist, Anthropologist, Humanist. Regna Darnell. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1990. Darnell’s book is the best source on Sapir’s life and his work as an anthropologist.

Johann Böhm (462x700, 116Kb)
1886
Йоханн Бём (немецкое имя - Johann Böhm)
австрийский профсоюзный и государственный деятель. В 1903 году вошел в профсоюз строительных рабочих-каменщиков и вскоре поле этого стал членом социал-демократической партии. В 1912 году возглавил Венское отделение этого профсоюза. В 1929 был избран председателем профсоюза строительных рабочих, а в 1930 году - в Национальный совет. После Второй мировой войны принимал активные действия для объединения профсоюзов и в качестве государственного секретаря по социальным вопросам способствовал развитию социальной политики Второй республики. Иоганн Бем считается одним из руководителей Второй австрийской республики и австрийской социал-демократии. Скончался 13 мая 1959 года.

Pieter_Boelmans_ter_Spill (460x700, 508Kb)
1886
Питер Булманс тер Спилл (нидерландское имя - Pieter Boelmans ter Spill)
нидерландский футболист, игравший на позиции полузащитника. Родился в Алкмаре. Выступал за клубы ХФК и «Алкмария Виктрикс». Провёл три матча в составе национальной сборной Нидерландов. Питер родился в городе Алкмар, в семье Хендрика Булманса тер Спилла и его жены Нелтье Бон. Он был вторым ребёнком в семье из троих детей. Его отец был адвокатом, позже работал в Алкмаре агентом в центральном банке. За национальную сборную Нидерландов провёл три товарищеских матча. Дебютировал 1 апреля 1907 года в матче против сборной Англии, завершившемся крупным поражением нидерландцев со счётом 1:8. Свою последнюю игру в сборной он провёл в том же году, 9 мая против Бельгии. Играл также за сборную Нидерландов собранную из военнослужащих, имел звание лейтенанта. Умер в Гааге 31 октября 1954 года. Был женат на Жаннетте Доротее ван Хафтен, уроженке города Вианен. Их бракосочетание состоялось 27 февраля 1917 года в Алкмаре.

1886
Шандор Ковач (венгерское имя - Kovács Sándor)
венгерский пианист, музыковед, музыкальный критик и педагог. Родился в Будапеште. Окончил Будапештскую музыкальную академию как пианист, ученик Ганса Кёсслера и Арпада Сенди. С 1908 года преподавал в музыкальной школе Эрнё Фодора; среди его учеников, в частности, Тибор Харшаньи. Написал несколько фортепианных пьес. Автор монографии «Основы музыкальной эстетики» (венгерское название - Zeneesztétikai problémák; 1911). Опубликовал ряд статей по музыкальной психологии, считается пионером применения психологических принципов в венгерском музыкальном образовании. Рецензия Ковача на концерт из произведений Белы Бартока в 1911 году заложила основу получившего в дальнейшем широкое распространение представления о музыке Бартока как квинтэссенции венгерского музыкального духа. Умер 24 февраля 1918 года. Литература: Balassa Péter. Kovács Sándor válogatott zenei írásai. — Bdpst.: Zeneműk., 1976. — 474 p.

Michał Scipio del Campo (700x473, 216Kb)
1887
Михал Сципио дель Кампо (польское имя - Michał Scipio del Campo)
польский летчик, «пионер» польской и российской авиации, инженер-металлург. Родился в селе Райки Бердичевского уезда Киевской губернии Российской империи (теперь Житомирская область, Украина), в богатой семье выходцев из Италии. Изучал металлургию в Санкт-Петербургском политехническом институте имени Петра Великого. В 1905 году увлекся авиацией. В июле 1910 года Сципио дель Кампо будучи членом Французского аэроклуба получил Диплом пилота. Во время проведения в Санкт-Петербурге II-ой международной авиационной недели (14-22 мая 1911 г.) совершил полëт на моноплане конструкции русского инженера князя А.С.Кудашева «РБВЗ-1» («Кудашев-4»), но совершил аварию. 13 августа 1911 года нa немецком самолете «Etrich-Rumpler Taube» совершил первый в истории 17-ти минутный полет над Варшавой, поднявшись на высоту до 500 метров. 25 сентября 1911 года провел испытание первого польского самолета, созданного инженерами-конструкторами Чеславом Зберанским и Станиславом Цивинским. На следующий же день, 26 сентября 1911 года Сципио дель Кампо предпринял неудачную попытку перелета на биплане «Zbierański і Cywinski» из столицы Польши — Варшавы в столицу империи — Санкт-Петербург. Завершить полет не удалось из-за поломки и падения самолета. Затем он был летчиком-инструктором школы пилотажа в варшавском обществе «Awiata», летчиком — испытателем в Москве и Киеве, принимал участие в различных авиапредставлениях. До 1914 года провел целый ряд демонстрационных полетов на различных летательных аппаратов, в основном, в различных городах Российской империи (в том числе, в Царском Селе) и Царства Польского, в том числе Ченстохове и Львове (Галиция) и др. С 1914 по 1932 годы — работал инженером термотехнического концерна в Швеции. В 1932 году приехал и поселился в польской столице, где прожил до конца второй мировой войны. В 1945 году переселился в Катовице, где работал во главе созданного им конструкторском бюро инженером — термодинамиком на строительстве металлургических печей. В 1952 году он ушел на пенсию, но зная и свободно разговаривая на многих языках (русском, английском, французском, немецком, итальянском, испанском, португальском, датском, шведском, норвежском) стал присяжным переводчиком. С 1956 года занимался общественной деятельностью, был активистом аэроклуба Силезии в Катовице. Одним из первых был награждён знаком отличия заслуженного деятеля спортивной авиации, а в 1981 году первым был удостоен Золотой медали Аэроклуба ПНР. Михал Сципион дель Кампо считается одним из трех первых русских летчиков, чьи имена размещены на Доске почета в Доме летчиков в Санкт-Петербурге. Был первым известным в Европе польским авиатором. Умер в городе Катовице (Польша) 7 марта 1984 года.

Vilkin_Ivn_Trf_gst48 (437x700, 154Kb)
1888
Иван Евдокимович Вилкин
навалоотбойщик шахты №5/7 треста «Краснолучуголь» комбината «Донбассантарцит». Родился в селе Мотызлей Темниковского уезда Тамбовской области, ныне Вознесенского района Нижегородской области, в крестьянской семье. Русский. Семья была многодетная, бедная и ему с ранних лет познать крестьянский труд. В 1904 году в возрасте 16 лет вместе с земляками поехал на заработки в Донбасс. Поступил работать на шахту №5/7 «Карл» в поселке Крындачевка (ныне городе Красный Луч Луганской области). Три года проработал он саночником, а затем стал зарубщиком. Рубил пласт обушком. После революции и гражданской войны шахта от немецких хозяев перешла в руки советской власти. Вилкин продолжал работать на той же шахте. В 1927 году стад навалоотбойщиком. Организовал бригаду навалоотбойщиков по скоростной выемке вруба. Слава о его трудовых подвигах гремела по Донбассу. В 1930 году вступил в ряды компартии. С началом Великой Отечественной войны был эвакуирован на восток. Работала на нефтепромыслах в Татарии. В марте 1944 года, после изгнания врага из Красного Луча, возвратился на родную шахту. Достал из тайника свой рабочий инструмент и спустился в забой. В первые дни работы, как и раньше, перевыполнял планы работ. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1948 года за выдающиеся успехи в деле увеличения добычи угля, восстановления и строительства угольных шахт и внедрение передовых методов работы, обеспечивающих значительный рост производительности труда Вилкину Ивану Евдокимовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». К этому году старейший шахтер Вилкин уже проработал на одной шахте почти 45 лет. За это время, по примерным подсчетам, не менее 130 тысяч тонн угля. На шахте № 5/7 через «университет» И.Е.Вилкина прошло не одно поколение горняков. После выхода а пенсию продолжал работать на шахте до 1960-х годов. Избирался членом ЦК профсоюза рабочих каменноугольной промышленности. Жил в городе Красный Луч. Скончался 6 июня 1964 года. Награжден двумя орденами Ленина, медалями, в том числе «За трудовое отличие» (1938). Его именем названа улица в городе Красный Луч, в поселке шахты 7/8.

DROBIN_Grigorii_Ivanovich_1 (677x700, 205Kb)
1888
Григорий Иванович Дробин
российский оператор. Родился в Одессе. Деятельность в кино начал в 1909 г. в Одессе, в киноателье фирмы «Гомон», работал на кинофабриках Ялты. В 1915-1916 гг. был фронтовым оператором Скобелевского комитета. Работал в советском кино. Снимал художественные фильмы: «Одесские катакомбы» (1910), «Сын» (1911), «Деньги, любовь и позор» (1912), «Сказка любви дорогой», «Немой страж» (оба в 1913), «Два рыбака» (1914), «К старому Богу» (1917), «Догорели огни» (1918), «Красный Ксьян», «Два мира», «Пауки и муха», «Рассказ о семи повешенных» (все в 1919), «Черноморье» (1923), «Червонцы» (1929), «Пропащее село» (1931), «Укразия» (1925), «Дело № 126» (1930), «За монастырской стеной» (1932) и др. С 1933 г. работал в области учебных и инструктивных фильмов, в 1941-1942 гг. – на Ташкентской, в 1942-1948 гг. – на Новосибирской, а с 1948 г. – на Свердловской киностудиях. Среди других фильмов: «Окруженные любовью» (1937), «Ремонт авиамотора 105» (1944), «Листопрокатный цех» (1946) и др. Умер в Свердловске 15 мая 1955 года.

1888
Вернер Чинч (немецкое имя - Werner Zschintzsch)
государственный и партийный деятель Третьего рейха, оберфюрер СС (30 января 1937). Родился в Росла. Сын чиновника лесного ведомства. С 1909 года референт судебного ведомства в Россларе, с июля 1911 года правительственный референт в Мерсебурге. В августе 1914 поступил в армию. Участник Первой мировой войны. За боевые отличия награждён «Железным крестом». После демобилизации в 1919 году вернулся на государственную службу и в январе 1925 переведен в прусское Министерство внутренних дел. 1 мая 1933 вступил в НСДАП (билет № 3 495 469), а 16 июня 1936 — СС (билет № 276 657). С 14 марта 1936 статс-секретарь Имперского министерства науки, воспитания и народного образования. Ближайший сотрудник и заместитель Бернгарда Руста на протяжении 9 лет. Активно участвовал в унификации и нацификации образования в Рейхе. При сформировании 1 — 3 мая 1945 г. правительства Карла Дёница Цшинч получил в нём пост имперского министра науки, воспитания и народного образования. 23 мая 1945 г. арестован вместе с другими членами правительства. Умер в , Гёттингене 1 июля 1953 года. Литература: Rainer Bookhagen: Die evangelische Kinderpflege und die Innere Mission in der Zeit des Nationalsozialismus; Band 2: Rückzug in den Raum der Kirche 1937 bis 1945, Vandenhoeck & Ruprecht, Göttingen 2002, ISBN 3-525-55730-2; Bärbel Holtz, Die Protokolle des Preußischen Staatsministeriums, Olms-Weidmann , Hildesheim 2001 (Acta borussica Band 12/II) ISBN 3-487-12704-0; Peter Sandner: Verwaltung des Krankenmordes. Der Bezirksverband Nassau im Nationalsozialismus, Psychosozial-Verlag, Gießen 2003, ISBN 3-89806-320-8; Frank-Rutger Hausmann:«Auch im Krieg schweigen die Musen nicht»: die Deutschen Wissenschaftlichen Institute im Zweiten Weltkrieg, Vandenhoeck & Ruprecht, Göttingen 2001 ISBN 3-525-35357-X; Michael Grüttner: Biographisches Lexikon zur nationalsozialistischen Wissenschaftspolitik, Synchron, Heidelberg 2004, S. 171 f. ISBN 3-935025-68-8; Ernst Klee: Das Kulturlexikon zum Dritten Reich. Wer war was vor und nach 1945 ?. S. Fischer, Frankfurt am Main 2007, ISBN 978-3-596-17153-8.

Георгій_Базилевич (446x700, 161Kb)
1889
Георгий Дмитриевич Базилевич
советский военный деятель, комкор (1935 год). Член ЦИК СССР, член Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б). Депутат Верховного совета СССР 1-го созыва. Георгий Дмитриевич Базилевич родился в селе Криски Новгород-Северского уезда Черниговской губернии в семье крестьянина. После окончания гимназии в 1908 году поступил в Киевское военное училище, которое закончил в 1910 году, был произведён в офицеры и направлен в Перновский 3-й гренадерский полк, дислоцировавшийся в Москве. Помимо своих служебных обязанностей Базилевич исполнял обязанности полкового библиотекаря. В 1913 году поступил на военное отделение Московской воздушной школы. На выпускном экзамене по пилотажу самолет под управлением Базилевича потерпел аварию. После лечения в госпитале вернулся в свою часть. В ходе Первой мировой войны воевал в составе 211-го Никольского пехотного полка, где командовал ротой и батальоном. Во время боёв получил шесть ранений. За умелое руководство подразделениями, личное мужество и отвагу Базилевич был отмечен восемью боевыми наградами. После Февральской революции подполковник Базилевич был избран на должность заместителя председателя исполкома Особой армии. В октябре 1917 года вступил в ряды РСДРП(б), а с марта 1918 года служил в рядах РККА. В 1918 году последовательно назначался на должности командира батальона Образцового советского отряда Южной завесы, помощника командира полка и члена Высшей военной инспекции, а в конце августа 1918 года — на должность командующего Балашово-Камышинской группой войск. С октября 1918 по май 1919 года был членом РВС 8-й армии. В 1919 году после тяжелого ранения и болезни Базилевич был назначен на должность начальника 2-х Московских пехотных курсов. В августе 1919 года формировал запасную армию, вместе с которой влился в состав Особой группы под командованием Шорина. Базилевич командовал боевыми участками Юго-Восточного фронта. В январе 1920 года был назначен на должность командующего войсками Донской области, а в апреле 1920 года — на должность командующего войсками Северо-Кавказского военного округа. Находясь на этой должности, Базилевич руководил ликвидацией десанта войск под командованием генерала Врангеля у станицы Кущевской. С конца августа 1920 года командовал Запасной армией Кавказского фронта, а с сентября того же года — Украинской запасной армией. Руководимые Базилевичем войсковые соединения принимали участие в ходе борьбы с бандитизмом, организации продотрядов, оказании помощи железнодорожному транспорту и организации снабжения районов Донбасса. С конца 1920 года по 1921 год Базилевич исполнял должность Главного начальника снабжения Красной армии — председателя фондовой комиссии РВСР. С 1922 по 1923 годы Базилевич находился в распоряжении Реввоенсовета Республики и Штаба РККА. В это время исполнял обязанности начальника Гохрана и председателя треста «Русские самоцветы». Возглавлял работу по изысканию средств внутри страны, в процессе которой были обнаружены царские сокровища. В 1923 году был назначен на должность командира показательной тренировочной эскадрильи Рабоче-крестьянского Красного Флота, а в июне 1924 года — на должность помощника командующего войсками Московского военного округа. С июля 1925 года находился при РВС СССР для особо важных поручений. В ноябре 1925 года Базилевич был назначен на должность командующего войсками Московского военного округа, в мае 1927 года — на должность командующего войсками Приволжского военного округа, а в апреле 1931 года — на должность секретаря Комиссии обороны при СНК СССР, преобразованной в 1937 году в Комитет обороны при СНК СССР. Георгий Дмитриевич Базилевич был арестован 23 ноября 1938 года. Военной коллегией Верховного суда СССР 3 марта 1939 года Базилевич по обвинению в участии в военном заговоре был приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение в тот же день. Определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 27 июля 1955 года был реабилитирован. Награды: Орден Красного Знамени (1924); Орден Красной Звезды (1938). Литература: Сувениров О.Ф. Трагедия РККА 1937—1938. — Москва: ТЕРРА, 1998. — 528 страниц — ISBN 5-300-02220-9; Черушев Н.С. Удар по своим. Красная Армия: 1938—1941. — Москва: Вече, 2003. — Страницы 183—213. — 480 страниц — (Военные тайны XX века). — 5000 экземпляров — ISBN 5-94538-366-X; Черушев Н.С., Черушев Ю.Н. Расстрелянная элита РККА (командармы 1-го и 2-го рангов, комкоры, комдивы и им равные): 1937—1941. Биографический словарь. — Москва: Кучково поле; Мегаполис, 2012. — Страницы 57—58. — 496 страниц — 2000 экземпляров — ISBN 978-5-9950-0217-8.

buhov (486x700, 261Kb)
1889
Аркадий Сергеевич Бухов
русский советский писатель, сатирик, фельетонист. Родился в Уфе, в семье железнодорожника. Учился на юридических факультетах Казанского и Санкт-Петербургского университетов, но высшего образования не получил. В 1907 году дважды подвергался аресту (по подозрению в принадлежности к РСДРП и партии эсеров), был сослан на Урал. Широкая известность пришла к Аркадию Бухову во время сотрудничества с журналами «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». После Октябрьской революции и закрытия «Нового Сатирикона» в 1918, Аркадий Бухов перебирается в Литву и два года выступает с театральной труппой. В 1920 году становится издателем и редактором русской газеты в Литве «Эхо» (Каунас), где печатались Иван Бунин, Александр Куприн, Саша Черный, Аркадий Аверченко, Игорь Северянин, Тэффи, Владимир Немирович-Данченко и др. В 1927 году возвращается в СССР, где сотрудничает в советских сатирических изданиях: «Чудак», «Бегемот», «Безбожник», печатается в «Литературной газете», «Известиях». С 1928 года — секретный сотрудник ОГПУ-НКВД. С 1932 года работает в журнале «Крокодил». Арестован 29 июня 1937 г. Военной коллегией Верховного суда СССР 7 октября 1937 года приговорен за «шпионскую деятельность» (статья 58, пункты 6, часть 1, 8 и 10, часть 1 УК РСФСР) к высшей мере наказания. Расстрелян в тот же день. Реабилитирован по определению Военной коллегии Верховного Суда СССР от 7 июля 1956 года (официальная справка ФСБ РФ № 10/А-3814 от 8 сентября 2009 года). Восстановлен посмертно в Союзе писателей. Место захоронения — территория Московского крематория (Донское кладбище). В биографии из сборника «Жуки на булавках» (издание 1970 года) ошибочно указано, что Бухов умер в 1944 году. Внимательно прочитав биографическую справку на странице 299 этого сборника, можно предположить, что ошибка эта не случайна: описывая биографию Бухова, безымянный автор отрывка проводит четкое разделение между «ранними рассказами», где, по мнению автора отрывка, Бухов «…писал „как все“, не затрагивая острых социальных проблем», и «расцветом его творчества в 1928—1936 годах..», когда, по мнению автора, Бухов «…сочетал в себе бесшабашную веселость, поразительный юмор, способность смешить читателя с социальной направленностью, сатиричностью, гражданственностью…» Литература: Русские писатели 1800—1917. Биографический словарь. Том 1: А-Г. Москва, 1989. Страницы 380—381; Спиридонова Л.А. Русская сатирическая литература начала XX века. Москва, 1977.

1889
Роберт Клауен (Robert Cloughen)
американский легкоатлет, серебряный призёр летних Олимпийских игр 1908. Родился в Бронксе, Нью-Йорк. На Играх 1908 в Лондоне Ректор участвовал в беге на две спринтерские дистанции — 100 и 200 м. В первой дисциплине он дошёл до полуфинала, но не продолжил соревнование, а в другой прошёл в финал и занял второе место. Умер в Нью-Йорке 7 августа 1930 года.

1889
Павел Иванович Кушнер (псевдонимы Кныш, Кнышев)
советский государственный и партийный работник, ученый-этнограф, доктор исторических наук (1947), профессор (1959). Член Коммунистической партии с 1905. Родился в Гродно, в многодетной семье судейского чиновника, члена окружного суда Ивана Гавриловича Кнышева (1845—1894) и актрисы Любови Моисеевны Кушнер (1862—1933). Брак между родителями не был официально зарегистрирован, так как они были разного вероисповедания и мать решила не переходить из иудаизма в православие. Отец умер, когда Павлу было 5 лет, и семье было отказано в пенсии, так как дети считались незаконорожденными. Чтобы содержать детей Любовь Моисеевна была вынуждена переехать в Ригу и поступить на работу гувернанткой, а детей отдать в служение. Учился в гродненской гимназии (1898—1907), исключён за участие в деятельности местных революционных кружков. Во время демонстрации 1905 года сильно избит казаками, несколько месяцев болел. Член РСДРП с 1905 года. В 1907—1908 гг. жил в Риге у тамошней родни, учился в рижской Александровской гимназии, исключён. Работал конторщиком на Риго-Орловской железной дороге. Член Рижского комитета РСДРП(б), откуда вышло несколько известных деятелей советской власти. В Риге организовал Русский культурный центр, занимавшийся созданием рабочих социал-демократических кружков, марксистской пропагандой и распространением нелегальной литературы. Русский культурный центр принимал активное участие в выборах в IV Государственную думу. Кушнер был арестован, центр закрыт. С 1915 года жил в Москве, конторщик Главного управления Союза городов. Учился в Народном университете Шанявского. С марта 1917 года член исполкома Московского городского совета, его первый секретарь, позже помощник заведующего отделом труда исполкома Моссовета. В октябре 1917 года секретарь Военно-революционного комитета, член президиума Моссовета. С конца 1917 года член коллегии Наркомата труда РСФСР, принимал участие в разработке «Кодекса законов о труде». С 1918 года рядовой 81-го резервного рабочего полка Хамовнического района Москвы, руководил лекторской группой. В 1920—1921 гг. начальник Политуправления Туркестанского фронта. В апреле 1921 года член РВС 10-й Терско-Дагестанской армии. С лета 1921 года в Москве, преподаватель Коммунистического университета имени Я.Свердлова, с конца 1920-х заведующий кафедрой истории развития общественных форм. Летом 1925 года руководил этнографической экспедицией в Киргизию. В 1929—1930 гг. заведующий социологической секцией Института истории РАНИОН, в 1931—1932 гг. научный сотрудник НИИ народов Севера, профессор Коммунистического института журналистики. Заведующий отделом «Рабочей газеты», редактор газеты «Красная Татария». Торгпред в Литве (1932—1934), в Норвегии (1934—1935). В 1936 году начальник Восточного сектора Наркомата внешней торговли. В 1936—1938 гг. заместитель по хозяйственным вопросам председателя Комитета по заведованию учёными и учебными заведениями при ЦИК СССР. В 1937 году арестовывался. Заместитель директора по научной части Музея народов СССР (1938—1941). С 1941 года в дивизии московского ополчения, но отозван Главным политуправлением Красной Армии. Ему было поручено возглавить в Институте этнографии группу по изучению этнического состава Центральной и Юго-Восточной Европы. Такая работа требовалась в связи со сложившейся военно-политической ситуацией в мире. Готовящиеся карты и исторические справки нужны были руководству страны для послевоенного передела европейских границ. В 1944—1952 гг. года заведующий сектором этнографической статистики и картографии Института этнографии СССР, в 1952—1959 гг. заведующий славяно-русским сектором. Был лично знаком со Сталиным. Жил в знаменитом «доме на набережной», по улице Серафимовича 2. Награждён орденами Ленина и Красной Звезды. Умер в Москве 14 марта 1968 года. Сфера творческой деятельности П.И.Кушнера ― общая этнография, этническая география, этнография славян, быт и культура народов СССР, теория общественных формаций и др. Именно Кушнер разработал впервые в мировой науке принципы картографирования признаков материальной культуры в их историческом развитии. Он является автором неоднократно издававшегося учебника для вузов и совпартшкол «Очерк развития общественных форм» (1924—1929). В конце 1920-х гг. Кушнер как учёный подвергся критике со стороны радикальных марксистов, его упрекали в недооценке проблемы классовости, отрицании теории первобытного коммунизма. До сих пор не потеряли актуальность кандидатская диссертация П.И.Кушнера «Западная часть литовской этнографической территории» (1947) и докторская диссертация «Этнические территории и этнические границы» (1951). В конце 1940-х гг. меняется официальный взгляд на задачи советской этнографии, происходит переход от социально-экономической линии, формулировавшейся в рамках теории формации, к тенденции этнической. Первые, кто заявил, что этнография является областью исторической науки, были П.И.Кушнер и С.П.Толстов. По ним, этнография должна исследовать культурные и бытовые особенности народов, выявлять этническую специфику. Кушнер первый из советских этнографов заговорил о национальном самосознании. На примере русско-украинского пограничья он дал национальное самосознание как едва ли не единственный «этнический определитель». Именно с работ Кушнера в русской науке национальное самосознание стало пониматься как этническое, и в теории этноса представляться важнейшим признаком такового. Говоря о важности изучения этнических процессов, он не уставал напоминать, что этнические процессы ― это изменения, происходящие со всеми этническими признаками. Под редакцией Кушнера вышел необычный по тем временам труд «Село Вирятино в прошлом и настоящем: Опыт этнографического изучения русской колхозной деревни» (1958); переиздан в 1970 году в США. Заниматься отечественной этнографий было непросто, даже определить конкретный вопрос исследования представлялось трудным. В записке ЦК ВКП(б) о журнале «Советская этнография» говорилось, например: "Вместо того, чтобы показывать новые отношения людей в процессе социалистического производства, журнал публикует статьи, в которых рассказывается, что колхозники по-прежнему ходят в лаптях, что свидетельствует якобы об «устойчивости национальных традиций» и «сохранении национального колорита». Библиография: О некоторых процессах, происходящих в современной колхозной семье // Советская этнография, 1956, № 3, страницы 19-22; О первобытном коммунизме // Записки Коммунистического университета имени М.Я.Свердлова. ― Москва, 1924; Горная Киргизия. ― Москва, 1927; Очерк развития общественных форм. ― Москва, 7 изданий с 1924 по 1929; Первобытное и родовое общество. (Хрестоматия для высшей школы и комвузов). ― Москва, 1925; Пять общественных укладов. ― Москва, 1927; Меморандум правительства Федеративной народной республики Югославии об этническом составе Юлийской Краины// Известия Академии Наук СССР. Серия истории и философии, 1946, том З, № 3; Об этнической статистике европейских стран // КСИЭ. Выпуск2. ― Москва-Ленинград, 1947; Этническая граница (к вопросу об этнических рубежах в Европе) // Советская этнография, 1948, № 4; Государственный музей народного быта Латвийской СССР // Советская этнография, 1948, № 3; Этническая граница // Советская этнография, 1948, № 4; Этническая граница (Опыт обобщенной характеристики типов этнических границ в некоторых европейских странах) // Труды II Всесоюзного географического съезда. ― Москва, 1949, том З; Этническая граница и этническая (этнографическая) территория (методы исследования) // КСИЭ Академии Наук СССР, выпуск 6. ― Москва, 1949; Учение В.И.Сталина о нации и национальной культуре и его значение для этнографии // Советская этнография, 1949, № 4; Национальное самосознание как этнический определитель // КСИЭ. ― Москва-Ленинград, 1949, выпуск 8; О методах определения этнического состава населения в полосе этнических границ // КСИЭ Академии Наук СССР, выпуск 11. ― Москва, 1950; Этнические территории и этнические границы. Академии Наук СССР, Институт этнографии имени Н.Н.Миклухо-Маклая. ― Москва: Издательство Академии Наук СССР, 1951 Об этнографическом изучении колхозного крестьянства // Советская этнография, 1952, № 1; Об этнографическом изучении социалистической культуры и быта народов СССР // Советская этнография, 1953, № 1; Какое изображение мы видим на луне? (Об атласе немецкого народоведения) // Советская этнография, 1953, № 3; Этнографическое изучение современного сельского быта в СССР // Československá Etnografie, 1954, № 1; Карта национального состава населения Латвии в 1935 г.// ТИЭ, том 23. ― Москва, 1954; Об этнографическом изучении семьи у колхозного крестьянства СССР // Этнографическое совещание. ― Москва-Ленинград, 1956; О некоторых процессах, происходящих в современной колхозной семье // Советская этнография, 1956, № 3; Село Вирятин в прошлом и настоящем. ― Москва, 1958 (ответственный редактор, автор введения и глав 1, 7); О русском историко-этнографическом атласе // КСИЭ, выпуск 22, 1955 Русские. Историко-этнографический атлас. Москва, 1967 (ответственный редактор); Русские. Историко-этнографический атлас: Земледелие, крестьянское жилище, крестьянская одежда. (Середина XIX-начало ХХ века). ― Москва, Наука, 1967; Этническое прошлое юго-восточной Прибалтики. Опыт исторического изучения этнической территории. ― Вильнюс : Минтис, 1991; Пруссы // В книге:Балтийский альманах. ― Калининград, 2004, № 4. Страница 78. Литература: П.И.Кушнер (Кнышев). // Советская этнография, 1968, № 3 (там же список основных трудов); Алымов С.С. Павел Иванович Кушнер: между наукой и идеологией // Выдающиеся отечественные этнологи и антропологи XX в. ― Москва. Страницы 475—516; Никишенков А.А. П.И.Кушнер и развитие советской этнографии в 1920—1950-е годы // Этнографическое обозрение, 2007, № 3. Страницы 183—187-

Reyndorf1 (525x700, 111Kb)
1889
Гюнтер-Фридрих Германович Рейндорф (эстонское имя - Günther Reindorff)
эстонский советский график, книжный иллюстратор, народный художник СССР (1969), член-корреспондент Академии художеств СССР (1958). Автор денежных знаков и почтовых марок. Гюнтер Рейндорф родился в Санкт-Петербурге. В 1897 году семья Гюнтера переехала в Ревель. Там будущий художник учился в реальной школе, по окончании которой возвратился в Санкт-Петербург. В 1905 году он поступил в Центральное училище технического рисования барона Штиглица, где учился прикладной графике и параллельно занимался в классах театральной декорации и офорта. Среди педагогов Рейндорфа был театральный художник, профессор П.Б.Ламбин (1862—1923). Окончив училище в 1913 году, Г.Рейндорф получил поощрительную училищную командировку для стажировки во Франции, Италии и Испании, где он провёл с 1914 по 1915 год. Однако, в связи с началом Первой мировой войны, Гюнтеру пришлось прервать поездку и возвратиться в Россию. После возвращения он некоторое время работал сначала в Петроградской Экспедиции заготовления государственных бумаг, а затем в Гознаке в Москве. В 1920 году художник вернулся в Таллин. С 1920 по 1941 годы он преподавал в Таллинском художественно-промышленном училище имени Я.Коорта, с 1950 по 1958 год — в художественном институте Эстонской ССР. Профессор с 1951 года. Ещё в молодости Гюнтер начал коллекционировать насекомых. В дальнейшем он стал серьёзным энтомологом. Умер Гюнтер Рейндорф в Таллине 14 марта 1974 года. Стиль Гюнтера Рейндорфа оформился ещё в 1910—1920 годах под влиянием модерна и ар-деко, творчества Сергея Чехонина и Ивана Билибина. До 1941 года Гюнтер работал преимущественно в области станковой и прикладной графики в различных техниках гравюры. Доминирующей в его творчестве была пейзажная графика. В эти годы Гюнтер выполнил большие серии, посвящённые острову Пакри (1921), южной Эстонии (1922), старому Таллину (1923—1924), северному побережью и южной Эстонии (1925), островам Суурсари, Суур-Тютарсаар и Вяйке-Тютарсаар (1926). В жанре пейзажа Рейндорф работал и в 1930-е годы, создавая картины на побережье Эстонии и в окрестностях Таллина. В годы немецко-фашистской оккупации Эстонии Рейндорф жил в рыбацкой деревушке Хаапсе (эст. Haapse). Здесь он занимался станковой графикой, создав такие гравюры, как «Вечер на острове Вормси» (1943), «Вечерний пейзаж» (1944). В панорамных листах, отличающихся каллиграфически тщательной прорисовкой деталей, художник стремился создать обобщённый образ эстонской природы. В 1944 году пожар уничтожил мастерскую Рейндорфа, в которой погибли практически все работы, архив и библиотека художника. В послевоенные годы Рейндорф уезжает в Закавказье. Итогом этой поездки становится серия об Армении, выполненная в 1946 году. В работах «Горы близ деревни Бжни», «Развалины часовни», «Долина реки Сап» художник передал характерные черты природных красот Армении. Ещё одну графическую серию, посвящённую Закавказью Рейндорф создал в 1947 году. В листах этого цикла художник тяготеет к обобщению и символике. Ещё в 1941 году Гюнтер Рейндорф начал заниматься книжной иллюстрацией. На рубеже 1940—1950-х годов он создал иллюстрации к «Мёртвым душам» Н.В.Гоголя, «Следам на песке» Й.Семпера, «Рассказам о Даугаве» Ю. Ванага. Наиболее значительны его иллюстрации к «Сказкам» А.С.Пушкина (1946—1947), за которые он был награждён Государственной премией Эстонской ССР (1949), а также к «Старинным эстонским народным сказаниям» Ф.Крейцвальда (1945—1951). Во второй половине 1950-х — 1960-х годах с особой силой раскрывается зрелость стиля художника. В это время он создаёт серии работ по мотивам Рыуге (южная Эстония, 1955—1956) и острова Сааремаа (1958—1959). Гюнтер Рейндорф синтезируют хранимые в памяти впечатления в обобщённые картины родной природы — «Стелется ночь», «Жаркие дни августа», «Вечер над озером» (карандаш, 1955, Художественный музей Эстонской ССР, Таллин). Одна из последних работ художника «Морские просторы. Воспоминание об острове Муху» была выполнена им в 1974 году. Помимо многих графических листов, Г.Рейндорф является автором большого числа воинских знаков и экслибрисов, различных дипломов и рекламных листов. Г.Рейндорф — автор цветного проекта государственного герба РСФСР (июль 1920), выполненного для государственной печати художником А.Н.Лео. Гюнтером Рейндорфом были созданы эскизы первых советских денежных знаков. С 1922 по 1932 год Г. Рейндорф был художником-консультантом Государственной типографии Эстонии, где печатались казначейские билеты. В 1926 году он завоевал Первую премию на конкурсе денежных знаков Эстонии. По его эскизам были выпущены банкноты в 50 крон (1929), 20 крон (1932) и 10 крон (1937). Они впечатляют высоким уровнем мастерства, филигранным стилем, большими художественными и полиграфическими достоинствами и занимают видное место в эстонской графике. На банкноте в 50 крон воспроизведена картина северного побережья Эстонии, на десяти- и двадцатикроновых банкнотах помещены собирательные образы эстонских крестьян. В начале 1920-х годов Г.Рейндорф активно занимался филателистической гравюрой. Он является автором трёх оригиналов марок, по которым выпущено семь почтовых марок разной номинальной стоимости. Гюнтеру Рейндорфу принадлежит рисунок марок первого и второго стандартных выпусков РСФСР «Символы рабочего труда» («Молот и наковальня») (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 5, 12 и 13) и «Символы науки и искусства» (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 10), а также третьего стандартного выпуска РСФСР «Рука рабочего с молотом на фоне промышленного пейзажа» (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 38, 41 и 42).
Г.Рейндорф является также автором нескольких серий эстонских марок.
1921_CPA_5 (588x700, 463Kb)
Марка 1-го стандартного выпуска РСФСР «Символы рабочего труда» (1921, 5 рублей).
RSFSR_stamp_1921_250r (591x700, 575Kb)
Марка 2-го стандартного выпуска РСФСР «Символы науки и искусства» (1921, 250 рублей).
RSFSR_stamp_1922_5000r (588x700, 612Kb)
Марка вспомогательного выпуска «Символы рабочего труда» (1922, надпечатка 5000 на 5 рублей).
RSFSR_stamp_1922_10000r (700x462, 360Kb)
Марка 3-го стандартного выпуска «Рука рабочего с молотом на фоне промышленного пейзажа» (1922, 10 000 рублей).
Выставки Гюнтера Рейндорфа проходили в Таллине, Тарту и Москве в 1956, 1969, 1970, 1974 и 1997 годах. Г.Рейндорф был удостоен ордена Ленина, двух других орденов и одной медали. Основные награды, премии и почётные звания: Орден Ленина; Орден «Знак Почёта»; Государственная премия Эстонской ССР; Народный художник СССР (1969); Народный художник Эстонской ССР (1957). Альбомные издания: Гюнтер Рейндорф. Избранные произведения. — Москва: Издательство Академии художеств СССР, 1960; Гюнтер Рейндорф: Графика. [Альбом] / Б.Бернштейн. — Москва: Советский художник, 1981. — 10 страниц, с илюстрациями, 50 листов цветных иллюстраций; 20 reproduktsiooni. Günther Reindorff. — Tallinn : Eesti NSV Kunst, 1961. Литература: Бернштейн Б. Гюнтер Рейндорф // Юный художник. — 1983. — № 2. — Страницы 18—20; Бурый-Шмарьян О. Краткая антология мастеров-художников российской филателии // Саратовский коллекционер. — 1993. — № 12; Нахимовская В. Гюнтер Рейндорф — «отец» эстонских банкнот // Уникум. — 1997. — № 3.

Ernests-Eferts (466x700, 322Kb)
1889
Эрнст Эрнестович Эфферт-Клуссайс (настоящая фамилия — Эфферт; латышское имя - Ernests Eferts-Klusais)
латышский советский писатель, революционер. Выпускник Рижского политехнического института. Член РСДРП(б) с 1914 года. Родился в Ванской волости, Тукумского уезда Курляндской губернии (ныне Тукумский район, Латвия). Был преподавателем естественных наук в Мариенбургской гимназии, откуда был уволен за политическую неблагонадежность. Подвергался репрессиям. В 1916 году был арестован царскими властями и выслан в ссылку в Туруханский край. После революции 1917 — член первого Советского правительства Латвии, избрирался членом Видземского совета и продовольственным комиссаром Совета депутатов Латвии, в 1919 — заместитель народного комиссара по просвещению Латвийской советской республики. После падения Советской власти в Латвии организовал и был редактором издательства ЦК КП Латвии «Спартакс» в Пскове. С 1922 года жил в Москве. Занимался литературной работой, был преподавателем Коммунистического университета национальных меньшинств Запада им. Мархлевского, заведующим кафедрой литературы и языка. Основатель латышской литературной группы «Дарбдена». Клуссайс оказал значительное влияние на воспитание новых кадров латышских советских писателей. Много писал в латышских периодических изданиях по вопросам общественным, естествознания, народного образования и другим. Умер от туберкулёза в Москве 16 июля 1927 году. Первые произведения опубликовал в 1918 году. Автор сборников рассказов и очерков. Избранные произведения: «Беспокойный скиталец» (1923); «Пограничный уезд» (1926); «Тысяча девятьсот семнадцатый» (1926); «Бунтующий народ» (1927); «Женщина с винтовкой» (1927); «Земля святой Марии» и др. Особое внимание заслуживают изданные отдельной брошюрой «Заметки по истории идеологического развития в Латвии», начало обширногомарксистского исследования по истории развития латышской общественной мысли, которое ему не удалось завершить. В Зантской волости Кандавского края Латвии на родине Клуссайса установлен памятный камень в честь писателя. Сочинения: Izlase. fJ. Niedresiev.), Riga, 1947; Plinšu sieva, Riga, 1969; в русском переводе. — Продовольственный отряд, в книге: Перо и маузер, Москва, 1967. Литература: История латышской литературы, том 2, Рига, 1971.

1890
Александр Эммануилович Беленсон (Бейленсон; псевдоним - Александр Лугин)
русский поэт, прозаик, издатель альманаха «Стрелец». Родился в Минске, в богатой еврейской семье, в юношеском возрасте был крещен. В 1907 г. получил аттестат зрелости в Ларинской гимназии в Петербурге, проучившись там один год. В 1907—1911 гг. учился на юридическом факультете Петербургского университета, государственные экзамены сдавал в 1912 г. в Харьковском университете. В 1914—1917 гг. служил помощником присяжного поверенного в Петербургской судебной палате. Публиковал стихи с 1910 г.: в «Сатириконе», затем в киевском журнале «Музы». В 1913 г. сблизился с Н.Кульбиным, в следующем году в издательстве «Сатирикон» вышла первая книга Беленсона «Забавные стишки», отмеченная сильным влиянием поэтики М.Кузмина. Участвовал в сборнике футуристов «Весеннее контрагентство муз» (1915, под редакцией Д.Бурлюка и С.Вермеля). Получил известность как редактор и издатель альманаха «Стрелец» (вышло три номера: в 1915, 1916 и 1922 гг.), на страницах которого соседствовали публикации символистов (А.Блок, Ф.Сологуб) и футуристов (Д.Бурлюк, В.Каменский, А.Крученых, Б.Лившиц, В.Маяковский, В.Хлебников), а также В.Розанова, М.Кузмина, А.Ремизова, А.Ахматовой и др. Название для альманаха было «подарено» Блоком, планировавшим выпускать одноименный символистский журнал. Альманах был примечателен не только соседством символистов с футуристами, но и изысканным художественным оформлением, в котором участвовали Ю.Анненков, М.Добужинский, Н.Кульбин, И.Пуни, О.Розанова, М.Шагал и другие известные художники. Выходу альманаха был посвящён отдельный вечер в литературно-артистическом кабаре «Бродячая собака», на котором М. Горький произнес получившую известность фразу о футуристах: «В них что-то есть». Публикация во втором выпуске «Стрельца» статьи В.Розанова «Из последних страниц русской критики» спровоцировала обвинения в антисемитизме и отказ В. Маяковского от дальнейшего сотрудничества с изданием. Опубликованные в альманахе стихи самого Беленсона изданы в 1924 г. отдельной книгой под названием «Безумия». После Октябрьской революции публиковал эссе на литературные и театральные темы, частично вошедшие в книгу «Искусственная жизнь» (1921, с предисловием Н.Евреинова). В 1925 г. выпустил сборник «Кино сегодня», посвящённый творчеству Л.Кулешова, Д.Вертова и С.Эйзенштейна. С 1927 г. использовал псевдоним Александр Лугин, который имел как личное (эту фамилию носила вторая, с 1928 г., жена писателя, Е.Е.Лугина), так и литературное значение (художник Лугин — герой неоконченной повести М.Ю.Лермонтова «Штосс»). Этим именем подписан единственный роман Беленсона «Джиадэ, или Трагические похождения индивидуалиста», за ним последовала повесть «Комедь звенящая» (текст утрачен), отправленная в 1929 г. М.Горькому, который оценил произведение резко негативно. Под этим же именем вскоре стал известен как автор военно-патриотических песен, из которых наиболее популярной была «Винтовка» (1937), положенная на музыку многими композиторами (наиболее известен вариант, написанный братьями Покрасс). Его авторству принадлежат песни «Боевая пехотная», «Песня про наводчика Ибрагимова», «Капитан Гастелло», «В сердцах горит кремлевский свет!» и др. В годы Великой Отечественной войны находился в эвакуации в Ташкенте, где продолжал писать песни, положенные затем на музыку Г.Мушелем, О.Чишко, Л.Половинкиным, Л.Шварцем, А.Хачатуряном и другими композиторами. После возвращения в Москву создал песни «Победный стяг» и «Дума матери» (музыка В.Шебалина), «Марш связистов» (музыка Б.Мокроусова), «Песня о маршале Берия» (музыка В.Мурадели) и др. Песни на его стихи многократно издавались на грампластинках. Первая жена — актриса Фаина Александровна Глинская (1892—1970), вторая — Е.Е.Лугина (1909—1967). Умер 9 апреля 1949 года в одной из московских психиатрических клиник. О болезни известно мало, в частности, что Беленсон страдал от «музыкальных галлюцинаций». Похоронен на Ваганьковском кладбище. Лугин-Беленсон — автор единственного романа «Джиадэ, или Трагические похождения индивидуалиста» (1928). Книга имела двойное заглавие, на обложке значилось: «Джиадэ. Роман ни о чем» (что отсылало к известному высказыванию Гюстава Флобера, мечтавшего создать «книгу ни о чем»). Роман состоит из четырех относительно самостоятельных частей: «Джиадэ (Роман ни о чем)», «Трагические похождения индивидуалиста», «Мимолетности» и «Сказание о птичке божьей (Два варианта)». Исследователь И.Е.Лощилов отмечал: «Четыре небольшие повести объединены фигурой героя-индивидуалиста, вокруг которой организовано повествование в каждом из случаев. <...> Вкупе с вариативным названием книги, читающимся по-разному на обложке и на титульном листе, это позволяет увидеть четыре отдельных повести как единый текст — экспериментальный роман, трагическая суть которого при этом лишается оттенка иронии». Роман Лугина во многом созвучен поискам ряда советских прозаиков 1920 — начала 1930-х гг., в особенности К.Вагинова, Ю.Олеши, А.Николева, позднего М.Кузмина, «Серапионовых братьев», а также разработкам формалистов в области теории прозы. В романе использован широкий спектр литературных приемов: разрушение фабулы, метаповествование, цитатность, аллюзивность, фрагментарность, монтажность, стилизация, пародия, словесная игра, элементы абсурда и т.д. Открывающее роман рассуждение о «новой прозе», принадлежащее одному из героев, Генриху, можно прочесть как манифест самого автора: «Новая проза отметет вещи с большой буквы, а заодно и ребяческое желание равнять искусство по радио, пару и электронам, ибо человеку всё было известно о полете до изобретения летательных машин. Новой прозе не нужна будет и внешняя словесная фантастика. Она покажет фантастичность человека, сидящего у себя дома на стуле. С невиданной еще экономией изобразительных средств новая проза покажет и утвердит навсегда мистериальность самого ничтожного жизненного факта <...> Всё, что действительно возможно изобрести в области художественной прозы, будет найдено художником в себе самом. <...> Неизбежен решительный бой между вещью с большой буквы и вещами; при этом многие выбудут из строя, но искусство лишь выиграет. Новая проза несомненно предпочтет обходиться не только без сюжета, а даже без внешней занимательности. Как и все истинно новое, новая проза родится в тишине и начнет с того, что всячески оградит себя от тлетворного и постыдного успеха у большинства.» Советской критикой книга была встречена враждебно, она характеризовалась как вредная и реакционная, автора упрекали в мистицизме, эстетстве, декадентстве, издевательстве над революцией и всем советским (при этом, «Джиадэ...» небезосновательно сопоставляли с вышедшей в том же году книгой О.Мандельштама «Египетская марка»). М.Горький назвал роман «очень плохой книгой». Вскоре роман попал под запрет, был изъят из продажи и библиотечных сетей. Книги: Беленсон А. Забавные стишки / Рисунки Н.И.Кульбина. Санкт-Петербург: Сатирикон, 1914. — 43 страницы; Беленсон А. Искусственная жизнь / Вступительная статья Н.Н.Евреинова; обложка и рисунки Юрия Анненкова; марка Д.Бурлюка. Петроград: [Стрелец], 1921. — 88 страниц; Беленсон А. Врата тесные. Вторая книга стихов. Петроград: [Стрелец], 1922. — 46 страниц; Беленсон А. Безумия. Третья книга стихов. Москва, 1924. — 61 страница; Беленсон А. Кино сегодня. Очерки советского кино-искусства (Кулешов — Вертов — Эйзенштейн). Москва: [издание автора], 1925. — 102 страницы; Лугин А. Джиадэ, или Трагические похождения индивидуалиста. Роман ни о чем. [Москва]: Издательство «Федерация»; артель писателей «Круг», 1928. — 255 страниц; Беленсон А.Э. Голубые панталоны. Рудня-Смоленск: Мнемозина, 2010; Лугин А. (Беленсон А.Э.) Джиадэ: Роман ни о чем / Подготовка текста, послесловие и комментарии С. Шаргородского. [Б.м.]: Salamandra P.V.V., 2015. — 261 страница; Беленсон А.Э. Забавные стишки: Стихи и проза. [Б.м.]: Salamandra P.V.V., 2015. — 80 страниц. Литература: Яборова Е., Пирогова А. Беленсон (Бейленсон) Александр Эммануилович (Менделевич) // Русские писатели. 1800—1917: Биографический словарь. — Том 1: А—Г. — Москва: Советская энциклопедия, 1989. — Страница 205; Лощилов И.Е. Из заметок о литературе и литературной жизни 1920-х годов: Две гипотезы // Культура и текст. — 2013. — № 2. — Страницы 91—102; Лощилов И.Е. «Между Упорным переулком и Укромным тупиком...»: О прозе А. Беленсона // Феномен пограничной зоны в литературе и культуре: Сборник научных работ. — Новосибирск: Издательство НГПУ, 2014. — Страницы 117—129; Лощилов И.Е. Писатель «Александр Лугин»: К недолгой истории рецепции книги «Джиадэ» // Эпоха «Великого перелома» в истории культуры: Сборник научных статей / под редакцией И.Ю. Иванюшиной, И.А.Тарасовой. — Саратов: Издательство Саратовского университета, 2015. — Страницы 190–200; Лощилов И.Е. Лощилов И.Е. «Разве на каламбуре, на игре верой можно построить роман?»: О прозе А.Э.Беленсона // Retoryka tekstu artystycznego. Gry semantyczne. Риторика художественного текста. Семантические игры / Pod redakcją Anny Majmieskułow. — Bydgoszcz, 2016. — S. 49–60; Шаргородский С. Дзооэ — Дзои — Дзаиоо: «Джиадэ» А. Беленсона // Лугин А. (Беленсон А.Э.) Джиадэ: Роман ни о чем. — [Б.м.]: Salamandra P.V.V., 2015. — Страницы 212—224. [Электронное издание.]

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку