-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 107853
Комментариев: 6801
Написано: 116323


17 декабря родились...

Четверг, 17 Декабря 2015 г. 00:10 + в цитатник
John_Greenleaf_Whittier_BPL_ambrotype,_c1840-60-crop (467x700, 182Kb)
1807
Джон Гринлиф Уиттьер (John Greenleaf Whittier)
американский поэт, редактор, один из лидеров аболиционистского движения. Родился в Хейверхилле в штате Массачусетс и большую часть жизни прожил на ферме в поселке Хейверилл, штат Массачусетс, в самом центре Новой Англии, в семье, где несколько поколений предков, приехавших осваивать эти земли еще в середине XVII в., занимались крестьянским трудом. Хотя Уиттьер получил довольно скромное образование, он с большим интересом прочёл несколько книг своего отца по квакерству, которые в итоге заложили основу для его мировоззрения. Тяжелый повседневный фермерский быт – и народные легенды, «колониальная мифология» стали тематическим стержнем и главным содержанием его творчества. Современники нарекли Уиттьера «американским Бернсом», мотивы поэзии которого (в том числе и откровенно подражательные) прочитываются от первых сборников «Легенды Новой Англии», 1831; «Песни труда», 1850; «Часовые отшельников», 1853 – до считающихся вершиной его творчества «Среди холмов», 1869; «Мириам», 1871; «На закате», 1892. Уиттьер работал журналистом в нескольких бостонских газетах, а также был редактором видного новоанглийского издания «New England Weekly Review». Будучи активным аболиционистом, он был членом Американского общества борьбы с рабством.
17 декабря 1807 года родился Джон Гринлиф УИТТЬЕРpost-154-129256737571 (700x384, 331Kb)
В стихах, а также в поэме «Занесенные снегом» (1866), Уиттьер запечатлел тот патриархальный мир новоанглийского крестьянина, который уже во второй половине XIX в., в пору их создания, ощущался ушедшим навсегда и безвозвратно прошлым. Естественным следствием – одновременно контрапунктом – стала страстная и бескомпромиссная преданность Уиттьера идеалам аболиционизма: как автора множества аболиционистских произведений, в стихах и в прозе, как редактора аболиционистских изданий. Многие из таких стихов – памфлеты, сатиры, лозунги – писались наспех, «по горячим следам». Лучшие – составили книгу «Голоса свободы» (1846), ставшую уникальным литературным памятником эпохи. Уиттьер написал также несколько книг на историческую тематику, как стихотворных, так и прозаических, самое интересная из них – «Страницы из дневника Маргарет Смит» (1872), в чем-то напоминающая Готорна. В своих стихах он часто затрагивал проблемы рабства, что отразил в таких произведениях, как «Послание Массачусетса Виргинии» (Massachusetts to Virginia, 1843) и «Икабод» (Ichabod, 1850). В 1846 году поэт выпустил сборник аболиционистских стихов «Голоса свободы» (англ. Voices of Freedom). Одной из главных работ Уиттьера является поэма «Занесённые снегом» (Snow-Bound, 1866), в которой повествуется о новоанглийской семье, три дня пережидающей свирепую метель в своём доме. Собравшись у камина, члены семьи делятся друг с другом рассказами. Также Уиттьер написал ряд прозаических произведений, наиболее известным среди которых является роман «Страницы из дневника Маргарет Смит» (Leaves from Margaret Smith's Journal in the Province of Massachusetts Bay, 1849). Джон Гринлиф Уиттьер умер в Нью-Гэмпшире 7 сентября 1892 года. Литература: Pickard, John B. John Greenleaf Whittier: An Introduction and Interpretation. — New York: Barnes & Noble, Inc., 1961.

 (700x678, 116Kb)
1807
Николай Осипович Дюр
русский актер. Родился в Санкт-Петербурге. В 1816–1829 учился в Санкт-Петербургском театральном училище. Искусством классического танца овладевал в классе у К.Дидло, драматическим искусством – в классе А.А.Шаховского. Некоторое время выступал на сцене балетного театра, пел в опере (Бартоло – Севильский цирюльник, Папагено – Волшебная флейта, Лепорелло – Дон Жуан), затем в 1828 перешел на сцену Александринского драматического театра. Дюр исполнил свыше 250 ролей в водевильном репертуаре. Разносторонняя актерская подготовка, музыкальность, прекрасный голос, комедийный талант сделали его одним из основных исполнителей водевильных ролей. Дюр переиграл все водевильные амплуа – от повес, ветреников и молодых волокит до комических стариков. Игра Дюра всегда отличалась специфической водевильной легкостью, грациозностью и тщательной отделкой всех деталей роли, причем главное внимание Дюр обращал именно на внешний рисунок роли. Следуя законам водевильного жанра, Дюр прибегал к портретным гримам и костюмировке. Установка на успех у зрителя заставляла Дюра внимательно прислушиваться к зрительному залу: он допускал непосредственное общение актера со зрителем, отпускал реплики в зал, нарушая условность спектакля. К лучшим водевильным ролям Дюра относятся: Жовиаль (Стряпчий под столом Д.Т.Ленского), Альнаскаров (Воздушные замки Д.Т.Ленского), Фрейтаг (Девушка-гусар Ф.Кони), Макар Губкин (Студент, артист, хорист и аферист Ф.Кони) и др. Помимо водевильного репертуара Дюр выступал в серьезных драмах и в высокой сатирической комедии. Он был первым исполнителем роли Молчалина в первой постановке Горе от ума Грибоедова на Александринской сцене (1830), а также первым исполнителем роли Хлестакова в Ревизоре Гоголя (1836). По отзывам современников, Дюр не имел успеха в этих ролях. Водевильная легкость и развлекательность помешали Дюру создать верные психологические образы. По словам Гоголя, Дюр «ни на волос» не понял, что такое Хлестаков, и превратил его в обычного водевильного шалуна. Умер в Санкт-Петербурге 28 мая 1839 года. Литература: Кони Ф., Николай Осипович Дюр, "Репертуар Русского театра", Санкт-Петербург, 1839, том 2, книга 7, страницы 1-24.

1808
Ален Джордж (Allen Georgie)
американский шахматист и шахматный проблемист, автор шахматных книг. Умер 28 марта 1876 года.

 (533x698, 82Kb)
1810
Франсиско Серрано-и-Домингес (Serrano у Dominguez), герцог де ла Торре (Duke de la Torre)
испанский политический деятель, генерал. Родился на острове Леон, близ Кадиса. Участвовал в 1-й Карлистской войне. В 1843 г. - военный министр в правительстве Б.Эспартеро. В 1847-1848 гг. - генерал-капитан Гранады, затем временно отошел от политической деятельности. В ходе революции 1854-1856 гг. поддерживал О`Доннеля; вошел в созданный О`Доннелем в 1854 г. Либеральный союз - партию правых либералов (в 1867 г. возглавил эту партию). В 1859-1862 гг. - генерал-губернатор Кубы. В 1862-1963 гг. - министр иностранных дел. Активно участвовал в Испанской революции 1868-1874 гг.; командовал революционной армией, разбившей армию Изабеллы II, позже возглавил временное правительство. В 1869-1871 гг. - регент. В 1871 и 1872 гг. (в течение недели) премьер-министр. Командовал правительственными войсками во время 2-й Карлистской войны; в 1874 г. (после государственного военного переворота, произведенного 3 января) - президент страны. После реставрации Бурбонов (декабрь 1874) активной политической роли не играл. В 1883-1884 гг. посол во Франции. Умер в Мадриде 26 ноября 1885 года.

Gustave-Hippolyte_Roger_by_Marie-Alexandre_Alophe (555x700, 71Kb)
1815
Гюстав-Ипполит Роже (Gustave-Hippolyte Roger)
знаменитый оперный тенор, отличавшийся прекрасным голосом и драматическими способностями. Родился в La Chapelle St. Denis близ Парижа. Сын нотариуса, готовился к карьере адвоката, но 1836 поступил в консерваторию учеником Мартеда и Морена. Уже 1838 Роже дебютировал на сцене Комической оперы в "Eclair" Галеви с решительным успехом, получил ангажемент и создал много первых партий в новых операх. 1848 он перешел в Большую оперу, где между прочим создал партию Пророка (1849), но впрочем с трудом был в состоянии удовлетворять требованиям более крупного театрального зала и патетического жанра, причем сильно напрягал и переутомил свой голос. С 1850 Роже гастролировал неоднократно в Лондоне, Голландии, Гамбурге, Франкфурте на Майне, Берлине, Санкт-Петербурге. Несчастный случай на охоте повлек за собой 1859 ампутацию руки; с тех пор ему трудно было хорошо держаться на сцене, он вернулся в Комическую оперу, но вскоре оставил и ее и, после того как пел еще некоторое время в Германии, назначен был 1868 профессором пения при парижской консерватории Воспоминания его изданы в Париже под заглавием "Carnet d’un tйnor" (1880). Умер в Париже 12 сенября 1879 года.

 (572x699, 55Kb)
1819
Фёдор Карлович Арнольд
русский лесовод. Родился в Санкт-Петербурге. Образование получил в Лесном институте в Санкт-Петербурге. В 1845-1857 работал в Лесном департаменте. Профессор Лесного (с 1857) и Земледельческого (с 1866) институтов в Санкт-Петербурге. В 1876-1883 директор Петровской земледельческой и лесной академии (ныне Московская сельско-хозяйственная академия имени К.А.Тимирязева). Основные труды по истории лесоводства, лесной таксации, специальные курсы по лесоводству и др. Его "Русский лес" (тома 1-3, 2 издание, 1893-1899) - капитальная сводка научных сведений о лесах и лесном хозяйстве России. Арнольд основал и редактировал еженедельную «Газету лесоводства и охоты», к-рая издавалась в течение трех лет (1855-1857). А. оставил богатое научное наследие, среди его трудов: «Руководство к лесоводству» (1854), «Лесная таксация» (1858), «Лесоводство. Наставление к хозяйственному уходу за лесом» (1860), «Справочная книга для земледельца и лесничего» (1863), «Лесной товар» (1866), «Хозяйство в русских лесах» (1880), «Курс лесоводства» (трижды переиздавался). Дважды (1890-1891 и 1893-1899) переиздавался капитальный труд Арнольда в трех томах «Русский лес», в приложении к которому приведены цветные карты лесов и «Инструкция для устройства защитных лесов» (а также - лечение деревьев и т.п.). В 1895 г. вышла работа Арнольда «История лесоводства в России, Франции и Германии». Умер 7 марта 1902 года. Был награжден орденом Святого Владимира II степени. Литкратура: Всемирный биографический энциклопедический словарь. - Москва, 1998; Васильев, Н.Г., Поляков, А.Н., Савельев, О.А. Лесоводы Петровской и Тимирязевской академии. - Москва, 2000.


Karl_Anton_Eckert (523x700, 219Kb)
1820
Карл Антон Флориан Экерт (немецкое имя - Karl Anton Eckert)
немецкий дирижёр и композитор. Родился в Берлине, в семье вахмистра. Уже в возрасте пяти лет зарекомендовал себя как музыкальный вундеркинд. Рано нашёл покровителей, давших ему возможность учиться с 1832 года в Берлинской музыкальной академии. Учился у Карла Вильгельма Грейлиха (фортепиано) и Хуберта Риса (скрипка), композицию изучал под руководством Карла Фридриха Цельтера и Карла Фридриха Рунгенхагена. Свой дебютный фортепианный концерт дал осенью того же года. Уже 1830 году Экерт написал оперу «Рыбацкая дева» (нем. Das Fischermдdchen), а в 1833 году — ораторию «Руфь», премьерой которой сам продирижировал в Берлинской певческой академии. В 1840-е годы долго жил в Риме, входя в обосновавшийся там кружок немецких и французских музыкантов (наряду с Теодором Гуви, Эдуардом Франком и др.). Позже был назначен капельмейстером в Берлинской опере, где оставался до весны 1848 года. После революции 1848 года, покинул Берлин и отправился в Амстердам, а затем Брюссель. После продолжительных путешествий, во время которых продолжал совершенствовать своё мастерство, в 1851 году стал аккомпаниатором Итальянской оперы в Париже. Познакомившись здесь с певицей Генриеттой Зонтаг, сопровождал её как аккомпаниатор в ходе длительных и успешных гастролей в США. С 1853 года был капельмейстером придворной оперы и филармонического оркестра в Вене, в 1860—1867 гг. — в Штутгарте, с 1869 вернулся на родину и служил в Берлинской опере. Пребывание Экерта на посту руководителя стало важной вехой в истории Венского филармонического оркестра. Здесь 15 января 1860 года, он провёл первый из четырёх абонементных концертов. С этого момента началась история регулярных «Филармонических концертов» в Вене. Среди сочинений Экерта — оперы «Кетхен из Нюрнберга» (немецкое название - Das Kдthchen von Nьrnberg), «Лаборант с Исполиновых гор» (немецкое название - Der Laborant von Riesengebirge), «Шарлатан» (немецкое название - Scharlatan), «Вильгельм Оранский», оратории (за «Руфью» последовала «Юдифь»), камерные произведения, церковная музыка Долгосрочный успех имели только несколько романсов. В 1875 году именем Экерта была названа улица в Вене (немецкое название - Eckertgasse). Умер в Берлине 14 октября 1879 года.

Николай Алексеевич Вышнеградский  (554x700, 206Kb)
1821
Николай Алексеевич Вышнеградский
педагог, издатель, организатор женского образования. Родился в городе Вышний Волочек. Старший брат профессора Ивана Алексеевича Вышнеградского (1831-1895). Образование получил также в Главном педагогическом институте, который окончил в 1844 году. Преподавал в ларинской гимназии и в старших классах училища Правоведения русскую словесность. Получил степень магистра русской словесности за диссертацию: "О филологических исследованиях церковно-славянского наречия и преимущественно о грамматиках сего наречия". С 1845 г. Вышнеградский преподавал в Ларинской гимназии русскую словесность. В 1847 г. Вышнеградский удостоен Санкт-Петербургским университетом степени магистра русской словесности по защите диссертации: "О филологических исследованиях церковно-славянского наречия и преимущественно о грамматиках сего наречия". До преобразования учебной части Главного педагогического института в 1848 г. Вышнеградский, под руководством профессора А.А.Фишера, преподавал в предварительном курсе философские науки, а с 1849 г. начал читать педагогику. Звание экстраординарного профессора Вышнеградский получил в 1853 г. В 1858 г. Вышнеградский оставил Педагогический институт. Одно время состоял также инспектором Павловского женского института. Умер в 1872 году. Николай Вышнеградский стяжал себе почетную известность организациею в России всесословного и общедоступного женского образования. Для более удобного проведения в жизнь своих идей по этому вопросу Вышнеградский с апреля 1857 г. начал издавать в Санкт-Петербурге "Русский педагогический журнал", посвященный императрице Mapии Александровне, как покровительнице женского образования в России. Журнал в свое время имел большой успех, и благодаря ему был поставлен на очереди вопрос о женских учебных заведениях и о необходимости сделать их открытыми и общедоступными. Но одною журнальною разработкою вопроса о женском образовании Вышнеградский не ограничился и еще в 1858 г. обратился с готовым планом устройства женского образования к принцу Петру Георгиевичу Ольденбургскому, при посредстве которого проект был 19 февраля 1858 г. представлен на Высочайшее усмотрение. Проект был утвержден, и вскоре последовало открытие в Санкт-Петербурге первого женского Мариинского училища, попечителем которого был назначен принц Ольденбургский, а начальником — Вышнеградский. В 1862 г. по типу устава этого училища утвержден устав всех женских гимназий ведомства учреждений Императрицы Марии. За первым училищем последовало открытие еще 3-х в Санкт-Петербурге, а затем в Вильне, Ковне, Гродне, Минске, Киеве, Саратове и др. городах. Также по почину Вышнеградского, в 1860 г. при Мариинском училище был открыт особый педагогический класс, из которого в 1863 г. образовались педагогические курсы с двумя отделениями: словесным и физико-математическим; этими курсами было положено начало широкому применению женского труда к преподаванию в женских гимназиях. Литература: "25-летие Санкт-Петербургских гимназий ведомственного учреждения Императрицы Марии 1858 - 1883 годов" (Санкт-Петербург, 1883); В.П.Острогорский , "25-летие женских гимназий" ("Вестник Европы", 1883, № 4).

 (444x699, 47Kb)
1824
Джон Керр (John Kerr)
шотландский физик, член Лондонского королевского общества (с 1890). Родился в Ардроссане, Шотландия. Окончил университет в Глазго (1849), там же работал в 1857-1901 гг. Работы в области оптики. Открыл в 1875 г. явление двойного лучепреломления в изотропном веществе, помещенном в электрическое поле (эффект Керра), обнаружил возникновение оптической анизотропии жидких диэлектриков под влиянием электрического поля, что непосредственно указывало на существование связи между оптическими и электрическими явлениями, предсказанной еще М.В.Ломоносовым. Эффект Керра получил широкое практическое применение, в частности как оптический затвор (ячейка Керра). В 1876 г. открыл также магнитооптический эффект. Умер в Глазго 18 августа 1907 года. Сочинения: A new relation between electricity and light: dielectrified media birefringent, «Philosophical Magazine», 1875, v. 50, p. 337-348, 446-458; On rotation of ihe plane of polarization by reflection from the pole of a magnet, там же, 1877, v. 3, p. 321-343.

 (674x699, 149Kb)
1830
Жюль де Гонкур (французское имя - Jules de Goncourt)
французский писатель. Родился в Париже в обеспеченной семье. Учился в Париже. Вместе с братом Эдмоном, с которым, выполняя предсмертную просьбу матери, практически не расставался, писал исторические трактаты, в том числе "Историю французского общества в годы революции" (1854)и "Жизнеописания 18-го столетия" (1957-1858), а также критические статьи по искусству, опубликованные впоследствии отдельным изданием в трехтомнике "Искусство 18-го столетия" (1859-1875). Из романов, написанных братьями Гонкурами, выделяются "Рене Мопрен" (1864), "Жермини Лассерте" (1865) и "Мадам Жервезе" (1869). После смерти Жюля Гонкура Эдмон написал еще ряд произведений, в том числе повесть "Братья Земгано" (1979). В 1851 году братья Гонкуры начали вести дневник; этот дневник, который Эдмон продолжал вести до последних дней своей жизни, был полностью опубликован в 1956-1958 годах в 22 томах. Скончался в Париже 20 июля 1870 года.

wild_heinrich (613x700, 198Kb)
1833
Генрих Иванович Вильд (немецкое имя - Heinrich von Wild)
физик и геофизик, доктор философии Цюрихского университета (1857), бывший академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук (экстраординарный академик по физике и метеорологии (1868), ординарный академик (1870)) и директор Главной физической обсерватории (1868—1895). Выбыл из Академии наук 16 (28) сентября 1895 года; почётный член Императорской Санкт-Петербургской Академии наук (1895—1902). Родился в Устере (Цюрихский кантон). Швейцарец по происхождению. Воспитание и образование получил в Цюрихе. По окончании университетского курса в 1854 году занимался физикой в Кенигсберге под руководством профессора Ф.Неймана; получив степень доктора, после того некоторое время работал в Гейдельберге у Кирхгофа и Бунзена. В 1858 году стал читать лекции в Цюрихском университете и политехникуме, а оттуда был приглашен в Берн в качестве профессора физики и директора астрономической обсерватории, которая была им преобразована в метеорологическую обсерваторию с самопишущими инструментами и в центральное метеорологическое учреждение Бернского кантона. Несколько позднее Вильд занял место директора Нормального, возникшего по его предложению, бюро мер Швейцарского Союза и приступил к преобразованию основных швейцарских мер и введению в Швейцарии метрической системы мер. В 1868 г. Вильд был сделан членом Императорской Академии наук и директором Главной физической обсерватории в Санкт-Петербурге. Кроме различных преобразований этого учреждения, в 1876 г. была построена образцовая магнитная и метеорологическая обсерватория в Павловске. Вместе с тем Вильд приступил к расширению и преобразованию находящейся в ведении Главной физической обсерватории метеорологической сети в России. Число метеорологических станций в России, наблюдения которых печатались в "Летописях Главной физической обсерватории", было всего 30 в 1868 году. Судя по "Летописям" 1890 года, достигло 1035; из них 432 второго, 603 третьего разряда. Четыре магнитометеорологические обсерватории — в Павловске, Тифлисе, Екатеринбурге и Иркутске — также состояли в ведении Главной физической обсерватории. Научные работы Вильда относятся главным образом к оптике, метрологии, электричеству, метеорологии и земному магнетизму. Им устроен поляристробометр (оптический сахарометр), поляризационный фотометр, с помощью которого им были начаты наблюдения над прозрачностью воздуха, переделанный в недавнее время в спектральный фотометр, а также фотометр для технических целей. Избранный в 1870 г. в члены Международной комиссии метра (Commission International du mиtre), a в 1875 г. в члены Международного комитета мер и весов, Вильд дал оптический метод сравнения линейных мер и устроил несколько новых компараторов. В области электричества, кроме открытия термоэлектрических токов в жидкостях и исследований по электролизу, Вильд сделал, в качестве члена Международной электрической комиссии, определение единицы сопротивления — ома. Исследования Вильда по метеорологии и земному магнетизму помещались отчасти в записках швейцарских обществ естествоиспытателей, но большей частью в "Летописях Главной Санкт-Петербургской физической обсерватории", а с 1865 г. в "Метеорологическом сборнике", редактором которого он состоял с 1869 г. Рядом с обширными исследованиями температуры воздуха и почвы, влажности, осадков и облачности в России В. произвел улучшения в метеорологических инструментах, из которых укажем на: нормальный барометр и сифонный барометр (Вильда-Фуса, так называемый контрольный), весьма удобный при переноске и с успехом заменяющий нормальный; весовой эвапорометр и флюгер с доской; самопишущие инструменты, особенно барограф с компенсацией температуры, анемограф и атмограф; инструменты для абсолютных определений элементов земного магнетизма и для вариационных наблюдений (вариометры). Вильд способствовал возникновению и поддержанию международных сношений по вопросам, касающимся метеорологии и земного магнетизма. Вильд состоял с 1879 г. президентом Международного метеорологического комитета (избран на конгрессе метеорологов в Риме). В 1880 г. Вильд был выбран в председатели Международной полярной комиссии, целью которой была посылка экспедиций: в полярные страны в 1882—1863 гг. и организация исследований этих стран вообще; в качестве такового он издавал "Записки полярной комиссии" ("Mittheilungen der Polar-Commission"). Вильд состоял членом-корреспондентом Венской и Берлинской академий наук и многих других ученых обществ; почетным членом Лондонского королевского метеорологического общества, Географического общества в Берлине, Общества естествоиспытателей в Екатеринбурге, Финского ученого общества в Гельсингфорсе и многих других обществ. В сентябре 1895 года вернулся в Швейцарию. Покинув Россию, он поселился на родине, в Цюрихе, не потеряв связи с Императорской Санкт-Петербургской Академией наук, которая избрала его 10 января 1896 года своим почётным членом. Скончался в Цюрихе 23 августа 1902 года.

Felice_Casorati (422x700, 50Kb)
1835
Феличе Казорати (Felice Casorati)
итальянский математик. Окончил Павийский университет (1856). Ученик Ф.Бриоски. С 1857 г. работал там же (ассистент Бриоски, с 1861 г. — профессор). Работы посвящены дифференциальной геометрии, теории функций комплексного переменного. Получил результаты в области исчислении конечных разностей, которые привели к ряду сопоставлений в теории дифференциальных уравнений, теории абелевых интегралов и интегрировании в комплексной области. Занимался историей математики, написал (1868) очерк истории теории функций комплексного переменного. Умер 11 сентября 1890 года.

C.F.E._Horneman (480x700, 331Kb)
1840
Кристиан Фредерик Эмиль Хорнеман (Christian Frederik Emil Horneman)
датский композитор. Родился в Копенгагене. В 1858-1860 учился в Лейпцигской консерватории у М.Гауптмана, Э.Рихтера и И.Мошелеса. В 1880 основал вторую в Копенгагене консерваторию (существовала до 1920), в 1865 совместно с Э.Григом и Г.Маттисон-Хансеном организовал музыкальное общество "Евтерпа", которое устраивало популярные концерты. Один из представителей датского музыкального романтизма. Наиболее яркие произведения Xорнемана относятся к области театральной музыки (музыка к пьесам "Гурре" Драхмана, 1902, "Каланус" Палудан-Мюллера, 1906, и др.). Широкой популярностью поныне пользуются романсы Xорнемана и увертюра к опере "Аладдин" (1888, Копенгаген). Умер в Копенгагене 8 июня 1906 года. Литература: Lunn S., С.F.E.Horneman, Dansk musiktidsskrift", 1941, No 1.

 (699x556, 108Kb)
1842
Эрнест Лависс (французское имя - Ernest Lavisse)
французский историк и деятель образования. Был членом Французской академии. Родился на севере Франции в деревушке Нувьон-ан-Тьераш. Получил образование в Париже в лицее Карла Великого и Высшей нормальной школе. После франко-прусской войны Лависс уехал в Германию на стажировку к Вайцу. Возвратившись в Париж, преподавал в лицее Генриха IV, в Высшей нормальной школе и Сорбонне. Принял деятельное участие в реформе образовательной системы. Был избран во Французскую Академию в 1892. Много занимался историей Пруссии, в частности деятельностью Фридриха Великого. Известен как редактор обширных коллективных трудов, среди них – История Франции с древности до Революции (Histoire de France depuis les origines jusqu'à la Révolution, 9 tt., 1903–1911) и История современной Франции от Революции до мирного договора 1919 года (Histoire de France contemporaine depuis la Révolution jusqu'à la paix de 1919, 10 tt., 1921–1922). К истории Пруссии относятся его труды: «La Marche de Brandebourg sous la dynastie ascanienne» (1875), «Etudes sur l’histoire de Prusse» (Париж, 1879), «La jeunesse du grand Frйdйric» (Париж, 1891), «Le grand Frйdйric etc.» (Париж, 1893) «Trois Empereurs d’Allemague: Guillaume I-er, Frйdйric III, Guillaume II» (Париж, 1888). По средневековой истории Франции и Германии Лависс поместил ряд статей в «Revue des Deux Mondes». Вместе с Альбером Дюмоном и Лиаром Лависс работал над реформой высшего образования во Франции, восставал против тяжести экзаменов, стоял за учреждение во Франции университетов в германском смысле слова, горячо поддерживал студенческие общества, организованные в Париже, Лионе, Бордо и Монпеллье и других городах. Его педагогические труды собраны в трёх книгах: «Questions d’enseignement national» (Париж, 1885), «Etudes et йtudiants» (Париж, 1890) и «A propos de nos йcoles» (Париж, 1895). Большой успех имели его учебно-исторические книги. Его предисловие к «Исторической географии» Фримана издано отдельно под заглавием: «Vue gйnйrale de l’histoire politique de l’Europe» (1890; переведено на русский язык). Вместе с Рамбо он стоял во главе большого издания по всеобщей истории: «Histoire gйnйrale du IV siиcle а nos jours», выходившего выпусками с 1893; общий план его был выработан редакторами, а отдельные главы писали различные специалисты. Книги Лависса и его университетские курсы сделали его популярным среди молодёжи; он был выбран председателем association des йtudiants de France. После заключения мира, завершившего Первую мировую войну, Лависс был назначен председателем комиссии по изучению территориальных вопросов. Умер Лависс в Париже 18 августа 1922 года. Сочинения: Etudes sur l'histoire de Prusse,6 йd., P., 1912; Essais sur l'Allemagne impйriale, P., 1888; La jeunesse du grand Frйdйric, P., 1916; Histoire de France depuis les origines jusqu'a la Rйvolution, t. 1—9, P., 1903—11 (соавтор); Histoire de France contemporaine..., t. 1—10, P., 1920—1922 (соавтор).

 (401x699, 99Kb)
1842
Мариус Софус Ли (Marius Sophus Lie)
норвежский математик, иностранный член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук - Физико-математическое отделение (по разряду математическому) c 7 декабря 1896. Профессор университетов в Кристиании (с 1872) и Лейпциге (1886-1898). Создатель классической теории непрерывных групп (называемой теорией групп Ли), развитой впоследствии в общую теорию непрерывных групп. Первые работы Ли (1871-1872) относились к чисто геометрическим вопросам. Однако уже в 1872 Ли обратился к теории дифференциальных уравнений, ввел в нее понятия и методы n-мерной геометрии. Теория групп Ли, возникшая из стремления внести объединяющее начало и установить общие точки зрения в самых разнообразных отделах математики, оказала глубокое влияние на дальнейшее развитие теории дифференциальных уравнений, алгебры, оснований геометрии, топологи и теоретической физики. В результате работ Ли (и Ф.Клейна) геометрия была перестроена на основе теоретико-групповых преобразований. В 1897 Ли присуждена Международная премия имени Н.И.Лобачевского. Умер Ли в Кристиании (Осло) 18 февраля 1899 года. Сочинения: Gesammelte Abhandlungen, Bd 1-6, Lpz., 1922-1937.

Lassalle000 (521x700, 44Kb)
1847
Жан Луи Лассаль (французское имя - Jean Lasalle)
французский артист оперы (баритон). Учился в Лионской и Парижской консерваториях. В 1868 дебютировал в Льеже в роли Сен-Бри ("Гугеноты"). Выступал в Лилле, Тулузе, Брюсселе и др. городах. В 1872 был принят в театр «Гранд-Опера» (Париж), где выступал до 1897. Выступал на сцене театров «Ла Скала» (Милан), «Реаль» (Мадрид), «Ковент-Гарден» (Лондон), «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк) и др. В 1886 гастролировал в Москве, а также в Варшаве и Гамбурге. С 1901 занимался педагогической деятельностью (с 1903 - в Парижской консерватории). Был одним из самых тонких и разносторонних музыкантов своего времени. Обладал необычайно гибким, густого тембра голосом. Высокое мастерство нюансировки, окраски звука давали Лассалю возможность насыщать драматизмом или юмором, углублять психологический подтекст музыкальной фразы. С большим успехом исполнял роль Ганса Сакса в "Нюрнбергских мейстерзингерах" Вагнера (1889, Лондон). В числе лучших партий: Синдия («Король Лахора» Массне), Гамлет («Гамлет» Тома), Дон Жуан; Нелуско («Африканка» Мейербера), Сен-Бри («Гугеноты»), Демон, Фигаро, Риголетто. Участвовал в первом исполнении опер «Генрих VIII» (1883) и «Асканио» (1890) Сен-Санса, «Родина» Паладиля (1886) и др. Умер в Париже 7 сентября 1909 года. Литература: Сurzоn H. de. Croquis d'artistes, P., 1896.

emile_faguet (552x700, 79Kb)
1847
Эмиль Фаге (французское имя - Йmile Faguet)
французский историк литературы, член Французской академии (с 1900). Родился в Ларош-сюр-Йоне, департамент Луара. Будучи последователем И.Тэна, отдавал предпочтение литературному портрету («Вольтер», 1894), характеристике отдельных писателей («Флобер», 1899), изолированно рассматривал различные стороны их творчества («Руссо против Мольера», 1912). Известным консерватизмом, умалением общественно-критической роли искусства отмечены серии «Шестнадцатый век» (1894), «Семнадцатый век» (1855) и «История французской литературы» (1900-1901). Среди современных французских критиков Фаге занимает видное место по своей эрудиции, живости изложения и сравнительной объективности. В четырёх объёмистых сборниках критических этюдов, посвящённых XVI, XVII, XVIII и XIX вв., он характеризует деятельность многочисленных французских писателей, стараясь сделать их более доступными и понятными для современной читающей публики, но не проводя в своих этюдах никакой определённой тенденции. Особые труды посвящены им французской трагедии XVI в. («La tragйdie au XVI siиcle», 1883) и драме («Drame ancien, drame moderne»). Большой популярностью пользуются три серии его критических очерков, озаглавленные «Politiques et moralistes du XIX siиcle» (существует в русском переводе). В коллекции «Classiques populaires», издаваемой фирмой Lecиne, Oudin et C-ie, Фаге принадлежит том, посвящённый Вольтеру. Им же написаны некоторые отделы в обширной «Истории французского языка и литературы», выходившей под редакцией Пти де Жюльвилля, — между прочим, общее предисловие к двум последним томам, посвящённым XIX в. (русский перевод этих томов начал выходить в 1899 г.). Этюд о Флобере, написанный Фаге для серии «Grands йcrivains franзais» (изд. Hachette), явился первой обстоятельной и солидной работой об этом писателе. Фаге известен и как театральный критик, каждую неделю помещавший свои обзоры новинок главных парижских театров в «Journal des Dйbats»; его театральные хроники и рецензии (три серии) образовали к 1894 г. 8 томов (1885—1894). Обладая большими знаниями, безусловной наблюдательностью и ясным, логическим миросозерцанием, Фаге принадлежит к числу наиболее рассудочных, трезвых и спокойных умов, почти никогда не увлекается, не поддается чрезмерно субъективным личным симпатиям, как это делают критики-импрессионисты, чаще объясняет и излагает, чем резко критикует, и не всегда оказывается на должной высоте лишь в тех случаях, когда ему приходится затрагивать сферу фантазии, воображения, чувства. Одной из отличительных особенностей критических оценок Фаге является предпочтение, отдаваемое им XVII в. перед XVIII-м, к которому он не всегда относится справедливо. Мнения Фаге о текущих вопросах современной жизни изложены в двух сборниках статей: «Questions politiques» и «Problиmes politiques du temps prйsent». Слог Фаге отличается живостью и ясностью; его этюды читаются весьма легко, хотя автор и не заботится особенно об отделке своего стиля. В 1901 г. Фаге избран членом Французской академии. Умер в Париже 7 июня 1916 года. Сочинения: Recueil de morceaux choisis, precede... par G. Normandy, (., 1913). Библиография: Эмиль Фаге, «Культ некомпетентности», Москва, Evidentis, 2005 г., ISBN 5-94610-032-7. Литература: Georges Pellissier, «Le mouvement littйraire contemporain» (Париж, 1901); Seilliere E., E. Faguet, historien des idees, ., (1938); Фагэ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 тома и 4 дополнения). — Санкт-Петербург, 1890—1907.

1848
Фредерик Грант Глисон (Frederick Grant Gleason)
американский композитор. Родился в Мидльтауне (Коннектикут), учился в Лейпциге и Берлине. Глисон составил себе в Америке известность несколькими романтическими операми, оркестровыми и камерными произведениями. Умер в Чикаго 6 декабря 1903.

 (636x699, 115Kb)
1851
Фридрих Отто Шотт (немецкое имя - Friedrich Otto Schott)
немецкий химик, основатель (1884) и руководитель фирмы Йенского стекольного производства ("Jеnаеr Glаswеrk Sсhоtt und Gеnоssеn"). Родился в Виттене (Рур). Учился в Высшей технической школе в Ахене и в Вюрцбургском и Лейпцигском университетах. Основные работы посвящены химии и технологии стекла. Путём введения в состав стекла разнообразных окислов в различных пропорциях (окислов бария, цинка, свинца, бора, фосфора и др.) создал новые сорта стёкол с особо ценными свойствами - оптическими, химическими, термическими, электрическими и др. Его работы послужили основой для развития немецкой промышленности оптического стекловарения. Организовал производство высококачественной стекольной, химической, медицинской, электротехнической аппаратуры. Отто Шотт занимался исследованием использования лития в новом типе оптического стекла и разработал новый тип оптического стекла исключительно для микроскопов Карла Цейса. В 1884 Отто Шотт организовал полномасштабное оптическое производство. Предприятие было названо «Schott & Genossen Glass Works of Jena». Акции принадлежали Карлу Цейсу, Эрнсту Аббе и Фридриху Отто Шотту. Умер в Йене 27 августа 1935 года. Литература: Kьhnert Н., Otto Schott, «Zeitschrift fьr technische Physik», 1936, [Bd] 17, № 1 (там же статья E.Berger’a); Hovestadt Н., Jenaer Glas und seine Verwendung in Wissenschaft und Technik, Jena, 1900.

Pierre_Paul_Émile_Roux (519x700, 139Kb)
1853
Пьер Поль Эмиль Ру (французское имя - Эмиль Роукс; Emile Roux)
выдающийся французский микробиолог, член Французской медицинской академии (с 1895) и Парижской Академии Наук (с 1899), иностранный почетный член Академии Наук СССР (1925). Родился в городе Конфолан (Шаранта, Франция). С 1877 года был ассистентом Пастера при химической лаборатории высшей нормальной школы, где вместе с Шамберлэном занимался исследованием сибирской язвы. Под руководством Л.Пастера исследовал бешенство. При основании Института Пастера получил назначение при этом учреждении, а в 1895 г. сделался вице-директором этого института, с 1904 директор. Основные труды — по иммунологии и серологии. Работы Ру, которые он выполнял частью единолично, частью в сотрудничестве с Мечниковым, Шамберлэном, Йерсиным (Аlех Аndrе Yеrsin) и др., относятся, главным образом, к бешенству, дифтерии и столбняку. Особенно прославился Ру своими «Contributions а l’etude de la diphthйrie» (в «Annales de l’Institut Pasteur», 1888, 1889 и 1890), в которых им пролит свет на этиологию дифтерии. Он доказал, что все общие явления дифтерии — упадок сердечной деятельности, параличи и пр. — вызываются выделяемым дифтерийной палочкой ядовитым веществом (токсином) и что вещество это, введенное в организм, вызывает эти явления само по себе, при полном отсутствии в организме дифтерийных микробов. Это исследование Ру послужило исходным моментом для серотерапии, в применении к дифтерии, вследствие чего парижские академии, медицинская и наук, свои премии за открытие специфического способа лечения дифтерии разделили между Берингом и Ру. Он стал также изготовлять противодифтерийную сыворотку самостоятельно и одновременно с Берингом. Премии Парижской Академии Наук и Французской медицинской академии.Умер в Париже 3 ноября 1933 года. Сочинения: Contribution а l"йtude de la diphthиrie, "Annales de "lnstitut Pasteur", 1888-1890, t. 2-4 (совместно с А.Йерсеном). Литература: Вайндрах Г., Эмиль Ру (1853-1933), "Журнал эпидемиологии и микробиологии", 1934, № 1.

 (548x699, 91Kb)
1853
Сэр Герберт Бирбом Три (Herbert Beerbohm Tree, настоящее имя - Герберт Дрэпер Бирбом Herbert Draper Beerbohm)
английский актёр, режиссер, театральный педагог и импресарио. Родился в Кенсингтоне (Лондон). Отец Герберта — Джулиус Бирбом — имел литовско-немецкое происхождение. Мать — Констанция Дрэпер — была англичанкой. Младший сводный брат — Макс Бирбом — знаменитый карикатурист и пародист. Учился в Германии. На сцене с 1876 года в составе любительских трупп. Первой актерской удачей Три стала роль викария в фарсе У.Джиллета Личный секретарь (The Private Secretary, 1884). Спустя три года он открыл театр «Комеди» и стал во главе его, но вскоре перешел в театр «Хеймаркет», где успешно играл в пьесах У.Шекспира и Р.Б.Шеридана, а также в новом репертуаре (Женщина, не стоящая внимания О.Уайльда, сценическое переложение романа Дж.Дюморье Трильби). Среди прочих актерских удач – король Иоанн, Фальстаф, Шейлок, кардинал Вулси, Стокман (Враг народа Г.Ибсена), Фейгин из Оливера Твиста, Микобер и Пегготи в инсценировке Дэвида Копперфильда Ч.Диккенса. В 1904 Три основал в Лондоне школу драматического искусства, впоследствии преобразованную в Королевскую академию театрального искусства. Поставил около 20 пьес Уильяма Шекспира. В 1904 основал в Лондоне драматическую школу, преобразованную в Королевскую академию драматического искусства. В 1909 был возведен в дворянское достоинство. Был известен своими многочисленными любовными связями. Из детей наиболее знамениты Айрис Три (Iris Tree) (1897—1968) (актриса и поэтесса, дочь Герберта и его жены Хелен Мод Хольт (Helen Maud Holt) (1863—1937)), а также внебрачный сын от Мэй Пинней (May Pinney) сэр Кэрол Рид. Внук Герберта Три — знаменитый актёр Оливер Рид. Праправнучка Герберта Три — актриса Джорджина Моффат. Герберт Три сохранял творческую активность до самой смерти и умер во время репетиций «Макбета» в Лондоне 2 июля 1917 года. Сочинения: Thoughts and afterthoughts, L., 1913. Литература: Beerbohm М., Herbert Beerbohm Tree. Some memories of him and of his art, L., (1920); Pearson Н., Beerbohm Tree. His life and laughter, L., 1956.

1856
Роберт Беренд (Robert Behrend; полное немецкое имя – Антон Фридрих Роберт Беренд, Anton Friedrich Robert Behrend)
немецкий химик-органик. Родился в Харбурге. Получил в Гейдельбергском университете высшее юридическое образование (1876), однако на следующий год отправился в Лейпциг изучать химию. В 1881 получил степень доктора философии. Работал с соединениями замещённых сульфамидов и амидосульфосульфохлоридов. В 1881-1887 был ассистентом в Институте физической химии Лейпцигского университета, позже в 1895 году ассистентом в университетской лаборатории неорганической химии. В 1885 году он был квалифицирован в качестве профессора в Лейпциге. Работал на синтезе соединений мочевой кислоты. Был студентом Вильгельма Оствальда. В 1885-1889 был помощником профессора химии на факультете искусств Лейпцигского университета. В 1890 году он был избран членом ученой Академии Леопольдина. 1895-1897 был доцентом кафедры органической и физической химии в Техническом университете Ганновера, а затем профессором там же до 1924 года. Совместно со своими учеником О.Розеном осуществил (1888) первый синтез мочевой кислоты из мочевины и ацетоуксусного эфира. Они же открыли (1888) реакцию получения пуринов циклоконденсацией изодиалуровой кислоты и мочевины под действием серной кислоты (реакция Беренда-Розена). Он представил доказательства циклической структуры глюкозы и её -и -форм. В 1893 году он начал работу по потенциометрическому титрованию, которая было продолжена Вильгельмом Беттгером (1871-1949). Член Саксонской Академии Наук в Лейпциге. В 1886 году женился на Елизавете, дочери теолога Константина Тишендорфа. Умер в Ганновере 15 сентября 1926 года. Публикации: Synthese der Harnsдure; in: Ann. d. Chem. 251; 1889; Versuche zur Synthese von Kцrpern aus der Harnsдurereihe; in: Ann. d. Chem. 229, 331; 1885Литература: Paul Trommsdorff: Der Lehrkцrper der Technischen Hochschule Hannover 1831-1931. Hannover, 1931, S. 20.

zarudnaia_varvara (504x700, 112Kb)
1857
Варвара Михайловна Зарудная (по мужу - Ипполитова-Иванова)
оперная певица (лирическое сопрано) и преподаватель вокала. Жена выдающегося музыканта, композитора и дирижера М.М.Ипполитова-Иванова (c 1883 года). Родилась в Екатеринославе (современное название Днепропетровск). По происхождению дворянка. Училась в Харьковской гимназии, окончив которую, в 1876 году поступила там же в музыкальное училище, педагог по вокалу К.Прохоровой-Маурелли. C 1879 по 1882 — студентка Санкт-Петербургской консерватории, которую закончила с серебряной медалью. Педагоги: Н.А.Ирецкая (первые три месяца), Г.Ниссен-Саломан, К.Эверарди. Именно уроки К.Эверарди оказали на певицу большое влияние, и его методикой она пользовалась в дальнейшей педагогической работе. В консерватории она познакомилась со своим соучеником М.М.Ипполитова-Иванова, невестой которого стала, а через несколько лет — женой. Будучи студенткой, начинает сценическую деятельность, выступая в домашних концертах у выдающихся музыкантов: А.П.Бородина, В.В.Стасова, Н.А.Римского-Корсакова, М.А.Балакирева, Ц.А.Кюи с исполнением отрывков из оперных арий. По свидетельству музыкальных источников, партию Ярославны к опере «Князь Игорь» А.Бородиным сочинялась с учетом вокальных данных В.Зарудной. По окончании Санкт-Петербургской консерватории работала в разных городах: Киеве (работала один сезон 1882 года в антрепризе И.Я.Сетова, продолжила учебу у К.Эверарди и одновременно выступала в Киевском оперном театре); в Харькове; Тифлисе (1883—1893, причем некоторые арии исполняла на грузинском языке); выступала в Иркутске, Казани, Калуге, в Санкт-Петербургском Мариинском театре. Выступала как оперная и как концертная певица. Пружанский А.М. (Отечественные певцы. 1750-1917: Словарь. Издание 2-е исправленное и дополненное, электронное. Москва, 2008) пишет о её вокально-сценических данных: «Обладала гибким голосом мягкого, теплого тембра, музыкальностью, сценическим мастерством. С одинаковым успехом исполняла лирические, драматические и колоратурные партии». Помимо сценической деятельности активно занималась педагогической. С 1883 работала музыкальным педагогом в Тифлисе, где вместе с мужем Ипполитовым-Ивановым стояла у истоков местного музыкального училища (М.М.Ипполитов-Иванов был директор музыкального училища). В 1883 они поженились. Зарудная сыграла значительную роль в развитии вокальной культуры в Грузии. Преподавала в Московской консерватории. Супруг М.М.Ипполитов-Иванов посвятил певице оперу «Ася» (op. 30, 1900) и романс «Эльзаская баллада» (op. 15). Издала свою переписку с П.Чайковским (Искусство. 1927. 4; рукописные материалы — в ГЦММК, фонд 2, единица хранения 5113 19). В 1999 году была издана переписка М.М.Ипполитова-Иванова и В.М.Зарудной. 1881 год. Публикация М.А.Каламзиной и А.Л.Корсаковича. — Москва, ГМПИ имени М.М.Ипполитова-Иванова, 1999В своей педагогической работе придерживалась методов своего учителя К.Эверарди. С 1883 года, работая как певица в Тифлисе, начала там преподавать в музыкальных классах, затем вместе с мужем в Ипполитовым-Ивановым участвовала в организации музыкального училища, где в её классах занималось около 40 учеников, с которыми помимо основных вокальных занятий силами студентов ставились оперные спектакли или отрывки из опер. В 1893—1924 преподавала в Московской консерватории (с 1903 профессор, с 1914 заслуженный профессор). В 1917 вместе с мужем М.Ипполитовым-Ивановым организовала при Московской консерватории Вокальную студию имени П.Чайковского, где занималась рабочая молодежь и где были поставлены несколько оперных спектаклей Моцарта, Римского-Корсакова, Мусоргского, Чайковского. Среди её учеников: К.Г.Арле-Тиц, А.В.Белянин, Н.Бичурина, Н.А.Браккер-Караулова, З.Вильямович, М.Грелер, В.М.Дерягина, А.Джаксли, М.Дидебулидзе, Аврелия (Цецилия) Добровольская, Е.Е.Егоров, З.И.Ершова, Е.Ф.Ждановский, С.П.Зорич, Н.Ф.Кемарская, Н.Колесникова, Е.В.Копосова-Держановская, А.К.Корсова-Чумакова, В.Макарова-Шевченко, Кузьма Минаев, М.М.Мирзоева, Н.И.Нагачевский, В.А.Никольский, С.К.Новоспасская, А.Н.Перегудов, Ф.С.Петрова, В.Н.Петрова-Званцева, О.А.Петрусенко, А.М.Позднякова, М.Н.Риолли-Словцова, Т.Рчеулишвили, Е.А.Сабинина (урождённая Винберг), Д.Ф.Тархов. В.Зарудная много выступала в концертах, концертный репертуар певицы включал как арии из опер и академические симфонические произведения, так и народные песни, в том числе русские и украинские. Исполняла партии в операх: 1883 — «Жизнь за царя» М.И.Глинки — Антонида (Тифлис, Грузия); 1884 — «Евгений Онегин» П.И.Чайковского — Татьян (Киев); 1885 — «Мазепа» П.И.Чайковского — Мария (Тифлис; в присутствии композитора); 1886 — «Демон» А.Г.Рубинштейна — Тамара (Киев); 1887 — «Руфь» М.Ипполитова-Иванова — Ноэминь (первая исполнительница); 1887 — «Чародейка» П.И.Чайковского — Кума Настасья; 1890 — «Азра» М.Ипполитова-Иванова — Зорайя (первая исполнительница); «Русалка» А.С.Даргомыжского — Наташа; «Князь Игорь» А.П.Бородина — Ярославна; «Дон Жуан» В.А.Моцарта — Церлина; «Фауст» Ш.Гуно — Маргарита; «Африканка» Дж.Мейербера — Селика; «Руслан и Людмила» М.Глинки — Людмила; «Риголетто» Дж.Верди — Джильда; «Аида» Дж. Верди — Аида; «Джоконда» А.Понкьелли — Джоконда; «Кармен» Ж.Бизе — Микаэла; «Галька» С.Монюшко — Галька. Умерла в Москве 14 марта 1939 года. Сочинения: О том, о сём и обо всём по пению и преподаванию и оперному делу (1921, рукопись) в ГЦММК, фонд 2, единица хранения 2070; Искусство пения (заметка, 1924 —1925) — ГЦММК, фонд 2, единица хранения 2073.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку