-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 112027
Комментариев: 6804
Написано: 120502


9 декабря родились...

Среда, 09 Декабря 2015 г. 05:46 + в цитатник
dietzgen (560x700, 151Kb)
1828
Йозеф Дицген (немецкое имя - Joseph Dietzgen)
немецкий рабочий-кожевник, философ, самостоятельно пришедший к идее материалистической диалектики. Родился в Бланкенберге. Преследуемый за революционную деятельность, Дицген в 1848 эмигрировал в США; жил в России (1864-1869), где работал мастером на кожевенном заводе в Санкт-Петербурге. В 1869 вернулся в Философскую эрудицию приобрел самообразованием. Материализм и атеизм Дицгена формировались главным образом под влиянием Л.Фейербаха, а после 1867 - под воздействием К.Маркса и Ф.Энгельса. С 1869 Дицген член Социал-демократической партии, организатор одной из секций 1-го Интернационала в В 1870-1888 сотрудничал в социал-демократических газетах и США. Первый философский опыт Дицген - "Сущность головной работы человека" (1869, русский перевод, 1902) - получил высокую оценку Маркса и Энгельса. Дицгену принадлежит ряд работ по философии и политэкономии ("Мелкие философские статьи", 2-е издание, 1913). Последние годы жизни Дицген посвятил разработке главным образом теории познания. Умер в Чикаго 15 апреля 1888 года. В своих произведениях Дицген выступал как воинствующий материалист, противник философской метафизики и религии. Однако философские построения Дицген не всегда были последовательными, что в обстановке теоретической борьбы внутри 2-го Интернационала дало философам махистского толка основание противопоставить "дицгенизм" марксистской философии (В.И.Ленин, Полное собрание сочинений, 5-е издание, том 18, страница 261). Так, в ряде случаев Дицген формулировал тождество материи и сознания, априоризм отдельных понятий, преувеличивал степень относительности знания, что приводило его к агностицизму. Диалектика Дицгена не сложилась в целостную систему; Дицгену не удалось раскрыть диалектику как теорию познания. Критикуя ошибки Дицгена, Ленин высоко ценил его как одного из "... выдающихся социал-демократических писателей-философов (там же, том 23, страница 117). Сочинения: Sдmtliche Schriften, Bd 1-3, Stuttg., 1920; Ausgewдhlte Schriften, B.,1954; в русском переводе - Избранные философские сочинения, Москва, 1941. Литература: Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2-е издание, том 1, 2, 3 (указатель имен); Андреев Н., Диалектический материализм и философия Иосифа Дицгена, "Современный мир", 1907, №11; Волкова В., Иосиф Дицген, Москва, 1961.

Adalbert_Krueger (438x700, 88Kb)
1832
Адальберт Крюгер (немецкое имя - Adalbert Krьger)
немецкий астроном. Родился в Мальборке. Работал в Боннской обсерватории и был главным помощником Аргеландера при описании северного звёздного неба. Позже Крюгер был директором обсерватории в Гельсингфорсе, Киле и Готе, где после смерти Петерса редактировал «Astron. Nachrichten» Schumacher’а. Умер в Киле 21 апреля 1896 года. Адальберт Крюгер издал: «Zonenbeobachtung der Sterne zwischen 55° und 65° nцrdl. Deklination» (Гельсингфорс, 1883—1885); «Katalog v. 14680 Sternen zwischen 54° 55' und 65° 10' nцrdlich. Deklination 1855» (Лейпциг, 1890).

Waldteufel (510x700, 88Kb)
1837
Эмиль Вальдтейфель (французское имя - Йmile Waldteufel)
французский (эльзасский) композитор, дирижёр и пианист, автор многих известных вальсов. Родился в Страсбурге в семье музыкантов. Его отец Луи имел свой оркестр (впоследствии ставший одним из известнейших в Париже). Учился в Парижской консерватории по классу фортепиано у Антуана Мармонтеля и по классу композиции у Э.Лорена. Окончив консерваторию, выступал как пианист. Был капельмейстером придворных балов Наполеона III и придворным пианистом императрицы Евгении. Впоследствии выступал как дирижёр танцевальной музыки в Лондоне (1885), Берлине (1889) и Риме. С 1865 года был дирижёром бального оркестра в Париже. Скончался в Париже 16 февраля 1915 года, годом позже своей жены. Вальсы Вальдтейфеля соперничали с вальсами Штрауса; представляли собой смешение мелодических элементов немецких, французских и испанских вальсов. Первыми вальсами Вальдтейфеля стали «Радость и горе» («Joies et peines») и «Манола» («Manola»), опубликованные им на собственные средства, и принесли ему большую известность. За всю свою жизнь сочинил более 250 вальсов; самые известные из них: «Конькобежцы», «Эспанья», «Долорес», «Сирены», «Студентка» и др. В своих вальсах он часто использовал темы сочинений других композиторов, например, вальс «Эспанья» построен на разработке темы одноимённой рапсодии Эммануэля Шабрие. Большинство вальсов Вальдтейфеля имеют следующий тип построения: сюита из 4 вальсов со вступлением и развёрнутым заключением, кодой. Одна из тем третьей части вальса «Студентка» (1883) легла в основу песни «Мой костёр в тумане светит» (музыка Я.Пригожего). Ещё одна мелодия Вальдтейфеля была взята для другой «цыганской» песни — «Милая, ты услышь меня…». Вальс Вальдтейфеля "Конькобежцы" является единственной музыкальной темой в видеоигре "Antarctic Adventure". Литература: Главный редактор Ю.В.Келдыш Музыкальная энциклопедия — Москва: Советская энциклопедия, 1973. — Страницы 656. — 1070 страниц; Главный редактор И.В.Голубовский Краткий биографический словарь композиторов — 3-е дополненное. — Калининград: Калининградская правда. — Страница 28.

Николай_Кашкин (476x700, 60Kb)
1839
Николай Дмитриевич Кашкин
русский музыкальный критик, педагог, писатель. Профессор московской консерватории по классам обязательной теории. Родился в Воронеже, в семье книготорговца Дмитрия Антоновича Кашкина. Учился игре на фортепиано сначала у отца — самоучки (воронежского книгопродавца), затем у К.Депнера, хорошего музыканта. Обстоятельства заставили Кашкина с 13 лет давать уроки музыки. В 1860 он переселился в Москву, где некоторое время брал уроки у Дюбюка. В 1863 К. поступил, по приглашению Н. Рубинштейна, преподавателем в только что открытые музыкальные классы Императорского русского Музыкального общества, обращенные в 1866 в консерваторию. Там в разное время Кашкин преподавал различные отделы теории музыки, историю музыки и игру на фортепивно (на младших курсах). В 1896 Кашкин оставил консерваторию и с тех пор занимается исключительно музыкальной критикой, на поприще которой выступил впервые в "Московских Ведомостях" в 1862—1864, после чего некоторое время печатал изредка отдельные статьи в разных изданиях. В "Русских Ведомостях" Кашкин сотрудничал в 1877—1878 и позже в 1886—1897; с 1897 состоит сотрудником "Московских Ведомостей", сначала под именем Н.Дмитриева, затем под своим. Кроме того, Кашкин печатал статьи в "Артисте", "Русской мысли", "Русском Обозрении", "Детском Чтении", "Ежегоднике Императураских Театров", "Русском Листке" (псевдоним В-ец) и др. Кашкин автор наиболее распространенного из русских учебников элементарной теории музыки (1875, множество изданий), "Очерка истории русской музыки" (добавление [3-й том] к 2 томам переведенного Кашкиным "Катехизиса истории музыки Римана"), брошюры "Оперная сцена Большого Московского театра" (Н.Дмитриев, 1897), интересных "Воспоминаний о П.И.Чайковском" (1896), Н.Рубинштейне и др. Кроме того, Кашкин перевел: "Учебник музыкальных форм" Бусслера (вместе с Танеевым, 1883), "Свободный стиль" Бусслера (1885), "Акустику" Римана (1898), "Оперу" Лобе (1898), и др. Умер в Казани15 марта 1920 года. Литература: Яковлев Вас., Н.Д.Кашкин, Москва - Ленинград, 1950.

Gustav Roch (449x700, 28Kb)
1839
Густав Рох (Gustav Roch)
немецкий математик, внесший значительный вклад в теорию римановых поверхностей. Родился в Лейпциге. Рох учился в Политехническом институте в Дрездене, первоначально сконцентрировав внимание на химии, которое поощрял его отец. Однако математик Оскар Шлёмилх (немецкое имя - Oscar Schlцmilch) обнаружил в нём исключительный талант и убедил Роха заняться математикой. Объединяя обучение в политехническом институте с частным обучением в другом институт дало возможность ему публиковать оригинальные исследования по математической теории электромагнетизма, начиная с 1859. Позже в 1859 году, Роха поступил в Лейпцигский университет и продолжил свои работы по электромагнетизму под влиянием Мебиуса. В 1861 году Рош перешел работать в Геттингенский университет, учился у Вебера, но также посещал лекции Бернхарда Римана. После трех семестров в Геттингене, Рох отправился в Берлинский университет, познакомился с Кронекером, Вейерштрассом и другими. В 1862 году он был удостоен степени магистра Лейпцигского университета, а затем и докторской степени за работу по электромагнетизму. В следующем году он опубликовал работу, содержащую результаты, которыми он прославится, - теорему Римана-Роха (название теореме дал Макс Нетер), которая алгебраически описала топологию римановой поверхности. Два года спустя, здоровье Роха было серьёзно подорвано из-за туберкулезной инфекции. Он переехал в Венецию в надежде, что более теплый климат поможет восстановить здоровье, но умер там через месяц 21 ноября 1866 года. Сочинения: Roch, Gustav (1865), "Ueber die Anzahl der willkurlichen Constanten in algebraischen Functionen", Journal fьr die reine und angewandte Mathematik 64: 372–376

Golc_Miller_Ivan_Ivanovich (532x700, 135Kb)
1842
Иван Иванович Гольц-Миллер
русский поэт, революционер. Родился в месте Иоганишкери, Поневежского уезда, Ковенской губернии, в семье чиновника. Окончил Минскую гимназию. Либерально настроенный, отец способствовал воспитанию интереса к передовым идеям эпохи. В 1860 поступил в Московский университет (на юридический факультет). Принимал деятельное участие в кружке П.Г.Зайчневского, состоял членом центрального революционного комитета, от имени которого была напечатана прокламация «Молодая Россия». 7 сентября 1861 Иван Иванович был арестован как участник кружка Зайчневского. Он умело отрицал свое участие в революционной работе и после двухгодичного пребывания в тюрьме был приговорен лишь к трехмесячному заключению в смирительном доме. Отбыв наказание, Гольц-Миллер в июле 1863 уехал в Минск к отцу, откуда был выслан под надзор полиции в Карсунь Самарской губернии, где прожил около двух лет. В 1865 по ходатайству отца зачислен в Одесский университет. В 1866 был отчислен и выслан из Одессы. В 1870 преследования полиции, болезнь, нужда толкнули поэта к покушению на самоубийство. Умер в Орле от чахотки 17 августа 1871 года. По словам отца, «он положительно был убит преследованиями властей». Гольц-Миллер печатался в «Современнике» (1863—1865), «Отечественных записках» (1868—1869), а также в «Русском слове», «Вестнике Европы», «Модном магазине». Некрасов пытался издать его стихотворения, но натолкнулся на решительное противодействие цензуры. Они изданы только в советское время (1930). В стихах Гольц-Миллера звучал голос разночинца-революционера. Молодежь распевала его песню «Слушай!» («Как дело измены, как совесть тирана...», «Современник», 1864, № 2, положена на музыку П.Сокальским) — о неудавшемся побеге из тюрьмы и гибели узника. В стихотворении «Отцам» поэт бросал резкий вызов старшему поколению, зовя молодежь к решительной борьбе:
Труд, борьба — это наше призванье,
И мы сильны для будущих битв.
Его стихотворение «Мой дом» — своеобразная перекличка с пушкинским «Городком». В «XIX веке» поэт прославляет мысль, разум.В стихотворении «К родине» воспевает сурово-мужественный патриотизм:
Но если жизнь моя нужна — она твоя,
Мой труд — и он принадлежит тебе всецело.
В стихотворении «Чем не гражданин?» Иван Иванович Гольц-Миллер нарисовал образ благонамеренного «гражданина», пресмыкающегося перед сильными мира сего. В стихотворении «Отверженной» поэт выразил сочувствие и сострадание к падшей женщине. Стихотворение «Дай руку мне...» - образец любовной лирики. Трагическое положение народа в ту пору определило пессимизм и мотивы сомнения в лирике Гольц-Миллера, выразившиеся в стихах «Памяти самоубийцы», «Блажен, кто смолоду был молод», «Грусть щемит мне сердце», «В сердце грусть тяжелая». В своей лирике Иван Иванович следовал лучшим образцам революционно-демократической поэзии Некрасова и поэтов его школы. Некоторые стихотворения написаны под прямым воздействием традиции Некрасова. Вся лирика Гольц-Миллера И.И. демократична и революционна. Ее гражданскому содержанию соответствует строгая, чеканная форма: стихи лишены украшательства. Излюбленный размер поэта — хорей. Как переводчик Гольц-Миллер интересовался произведениями с революционными мотивами. Переводы из Гейне, Н.Ленау, Барбье, Байрона, Т.Кёрнера он печатал, начиная с 1863. Немногочисленные стихо­творения Гольц-Миллер эмоциональны, искренни, насыщены революционной идейностью.

kropotkin (466x700, 312Kb)
1842
Пётр Алексеевич Кропоткин
русский революционер, теоретик анархизма, географ, историк, литератор. Родился в Москве, Рюрикович. Отец, Алексей Петрович Кропоткин (1805—1871) — генерал-майор, владел в трёх губерниях имениями с более чем тысячей двумястами крепостных мужчин с семьями. Мать, Екатерина Николаевна, умерла, когда Петру было три с половиной года. По линии матери Пётр — внук героя Отечественной войны 1812 года генерала Н.С.Сулимы. Среднее образование получил в 1-й Московской гимназии, окончил с отличием Пажеский корпус (1862 год), был произведён в офицеры. После окончания Пажеского корпуса добровольно избрал военную службу в Сибири. 20 октября 1862 года 19-летний Пётр был назначен в Читу в чине есаула чиновником по особым поручениям при исполня.щем обязанности губернатора Забайкальской области генерал-майоре Болеславе Казимировиче Кукеле. Под командованием Кукеля служил в Амурском казачьем войске несколько лет. Участвовал в экспедициях в Восточной Сибири, в Маньчжурии, сплавлялся по рекам Ингода, Шилка, Амур, (1864, 1865), где занимался геологическими, орографическими, картографическими и палеогляциологическими исследованиями. В 1864 г. под именем купца Петра Алексеева пересек Маньчжурию с запада на восток, следуя из Староцурухайтуя в Благовещенск через горы Большого Хингана. Осенью того же года участвовал в экспедиции Г.Ф.Черняева по реке Сунгари на пароходе "Уссури". Собрал материал по общественному устройству бурят, якутов и тунгусов. Встречался с декабристами Д.И.Завалишиным и И.И.Горбачевским, ссыльнокаторжным революционером М.Л.Михайловым. Участвовал в комиссиях — по подготовке проекта реформ тюрем и систем ссылки, а также над составлением проекта городского самоуправления, однако вскоре был разочарован существующим управленческим аппаратом и потерял интерес к идее реформистского преобразования. Был внештатным корреспондентом газеты «Московские ведомости», печатал заметки о Забайкалье в воскресном приложении «Современная летопись», а также в изданиях «Русский вестник», «Записки для чтения». Весной 1867 года (после восстания польских каторжан 1866 года) Пётр и его брат Александр расстались с военной службой. Ни тот, ни другой не участвовали в подавлении восстания. В начале осени 1867 года Кропоткин и его брат со всей семьёй переехали в Санкт-Петербург. Тогда же 24-летний Пётр поступил на математическое отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского Императорского университета и одновременно на гражданскую службу в статистический комитет Министерства внутренних дел, которым руководил крупный учёный-географ и путешественник П.П.Семёнов (Тян-Шанский). В 1868 году был избран членом Русского географического общества, награждён золотой медалью за отчёт об Олёкминско-Витемской экспедиции и т. д. Зарабатывал переводами (в том числе Спенсера, Дистервега), написанием научных фельетонов для газеты «Петербургские ведомости». При этом несколько лет занимается научной работой на тему строения горной Азии и законов расположения её хребтов и плоскогорий. Эту работу я считаю моим главным вкладом в науку. Вначале я намеревался написать объемистую книгу, в которой мои взгляды на орографию Сибири подтверждались бы подробным разбором каждого отдельного хребта, но когда в 1873 году я увидал, что меня скоро арестуют, я ограничился тем, что составил карту, содержащую мои взгляды, и приложил объяснительный очерк. И карта, и очерк были изданы Географическим обществом под наблюдением брата, когда я уже сидел в Петропавловской крепости. Петерман, составлявший тогда свою карту Азии и знавший мои предварительные работы, принял мою схему для атласа Штиллера и своего карманного маленького атласа, где орография так превосходно была выражена гравюрою на стали. Впоследствии ее приняло большинство картографов. Летом 1871 года от Географического общества отправился в научно-исследовательскую поездку по Финляндии и Швеции. Но «разъедающее противоречие» окружающего мира заставило его отказаться от научной деятельности. Осенью, вернувшись в Москву, узнал о смерти своего отца. В 1872 году Кропоткин получил разрешение на поездку за границу. В Бельгии и Швейцарии он встретился с представителями российских и европейских революционных организаций, в том же году вступил в Юрскую федерацию Первого Интернационала (реальным лидером которой был Михаил Бакунин). По возвращении в Россию, не оставляя работу секретаря отдела физической географии Русского географического общества, Кропоткин стал членом наиболее значительной из ранних народнических организаций — Большого общества агитации, известного как кружок «чайковцев». Вместе с другими членами кружка он вел революционную агитацию среди рабочих Санкт-Петербурга, был одним из инициаторов «хождения в народ». 2 апреля 1874 года 31-летний Пётр Кропоткин сделал сенсационный доклад в Географическом обществе о существовании в недалёком прошлом ледниковой эпохи. А на следующий день он был арестован за принадлежность к тайному революционному кружку и заключён в Петропавловскую крепость. Значимость сделанного учёным в науке была столь велика, что ему, по личному распоряжению Александра II, были предоставлены перо, бумага и возможность работать в тюрьме, где им была написана работа «Исследования о ледниковом периоде», обосновывающая ледниковую теорию — одну из важнейших в науках о Земле. Условия тюремного заключения, напряженный умственный труд подорвали здоровье Кропоткина. С признаками цинги он был переведен в тюремный госпиталь, откуда летом 1876 года при помощи С.М.Степняка-Кравчинского совершил побег, и вскоре покинул Российскую империю, пробравшись через Финляндию, Швецию и Норвегию, из Христиании отплыл в Гулль (Англия). Покидая Россию, Кропоткин надеялся через несколько месяцев, когда активные поиски будут прекращены, вернуться под другим именем. Сначала он прибыл в Великобританию, где находился недолго. Революционные интересы звали его в Швейцарию, и, как только это стало возможным (в январе 1877 года), он выехал из Лондона. В Швейцарии Пётр Алексеевич поселился в Ла-Шо-де-Фон, небольшом городе, где население занималось преимущественно часовым ремеслом. Часовщики составляли главную аудиторию анархистской пропаганды, из часовщиков же выходили и некоторые лидеры этого движения. «Кропоткин был всегда завален работой: писал для разных учёных органов, переводил для наших ежемесячных журналов с иностранных языков, которых знал множество; но более всего времени отнимали у него, кроме издаваемого им французского листка, частые выступления на анархических собраниях. Он считался выдающимся оратором. Действительно, Кропоткин обладал всеми качествами, необходимыми для влияния на массы: привлекательной внешностью, страстностью, пламенностью, хорошим голосом и дикцией. По всесторонности развития он, несомненно, стоял значительно выше всех тогдашних последователей Бакунина, не исключая и Реклю… Решительно все, как русские, так и иностранцы, относились к нему с большим уважением и симпатией». 18 марта 1877 года, в шестую годовщину Парижской коммуны, вместе с другими членами Юрской федерации принял участие в демонстрации, состоявшейся в Берне. В сентябре, в качестве делегата от швейцарской Юры, участвовал в двух конгрессах анархистов в Бельгии: 6—8 сентября в Вервье, 9—15 сентября в Генте, где бельгийская полиция попыталась арестовать его. Однако ему удалось благополучно скрыться и добраться до Лондона. Оттуда Кропоткин отправился в Париж, где встречался с французскими социалистами. Весной 1878 года, после очередной годовщины Коммуны, в Париже был осуществлен ряд репрессий, из-за чего Петр Алексеевич, случайно избежав ареста, покинул Францию. Он снова вернулся в Швейцарию, поселившись в Женеве. В 1878 году, в свои 36 лет, Пётр Алексеевич женился на Софье Григорьевне Ананьевой-Рабинович, молодой девушке, приехавшей учиться в Швейцарию из Томска. Вскоре после женитьбы они переехали из Женевы в Кларанс. Романские страны стали главной ареной деятельности Кропоткина. Основные силы он прикладывал в пропаганду и агитацию на французском языке. В феврале 1879 года начала выходить газета «Le Revolte» («Бунтарь»), созданная Кропоткиным и его помощниками. В 1881 году швейцарское правительство, по предложению правительства Российской империи, предписало Кропоткину, как опасному революционеру, покинуть пределы страны. Кропоткин переехал во Францию. 22 декабря 1882 года Кропоткин вместе с лионскими анархистами был арестован французской полицией по обвинению в организации взрывов в Лионе. В январе 1883 года в Лионе состоялся суд; под давлением правительства Российской империи Пётр Алексеевич был приговорен к пятилетнему тюремному заключению по обвинению «за принадлежность к Интернационалу», которого к тому времени уже не существовало. Не помог протест левых депутатов парламента Франции, не помогла и петиция виднейших общественных деятелей, подписанная Гербертом Спенсером, Виктором Гюго, Эрнестом Ренаном, Суинберном и др. Как до суда, так и в течение двух месяцев после него, Кропоткин находился в лионской тюрьме. В середине марта Кропоткина в числе 22 других заключенных по Лионскому процессу перевели в центральную тюрьму в Клерво (Clairvauxангл. ). За год тюремного заключения состояние его здоровья ухудшилось: мучили боли в боку, цинга и малярия. Но благодаря стараниям жены Кропоткина, заботившейся о нём в течение всего срока заключения, условия содержания вскоре улучшились, появилась возможность работать. В Клерво Кропоткин написал на английском языке статью «Чем должна быть география» (впервые опубликована в 1885 г. в журнале «The Nineteenth Century» («Девятнадцатый век»)). В середине января 1886 г., благодаря протестам левых депутатов и целого ряда общественных деятелей, Кропоткин получил свободу. Весной 1886 он вместе с семьёй переселился в Великобританию, где проживал до 1917 года.
 (524x699, 159Kb)
В июне 1917 года, после Февральской революции, 74-летний Пётр Алексеевич Кропоткин вернулся в Россию. 12 июня 1917 года в 2 часа 30 минут Кропоткин прибыл на Финляндский вокзал в Петроград. В зале его ждали военный министр Александр Керенский и старый друг Николай Чайковский, ставший после Февральской революции депутатом Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. Печать широко отметила приезд старого эмигранта. По случаю возвращения Кропоткин получал поздравления как от частных лиц, так и от общественных и государственных организаций. Отвечая 30 июня на приветствие солдат Семёновского полка, Кропоткин в духе своих оборонческих писем о текущих событиях призвал их, «во-первых, сохранить то, что нам дала наша революция. Не позволить императорам германскому и австрийскому вырвать у нас дорогую нам свободу и, во-вторых,.. приступить к строительству новых форм жизни, таких, чтобы доставить каждому и каждой благосостояние в обмен на их труд, облегчить им полную возможность развития и сознательного участия в устройстве новой общественной жизни». После Февральской революции возникавшие комитеты, клубы, общества стремились заручиться именем П.А.Кропоткина. 5 июля Комитет по формированию добровольческого отряда из увечных воинов выдвинул его в свои почётные члены. Из воспоминаний адвоката, председателя Совета Присяжных Поверенных Н.П.Карабчевского. «Мне, в качестве председателя комиссии по расследованию неприятельских зверств, практиковавшихся по отношению к нашим военнопленным, удалось дважды принять участие в подобных концертах-митингах, устроенных с благотворительною целью для нужд военнопленных. На одном, в котором впервые появлялся перед Петроградской публикой незлобивый «анархист», престарелый князь Кропоткин, только что прибывший из Англии, я даже председательствовал. Я и рекомендовал его, при громах рукоплесканий, переполнившей зал Мариинского театра, публики. Добродушно-старческая, милая речь его, заключавшаяся в восхвалении дружного энтузиазма наших союзников, и в особенности англичан, порадовала многих, так как иные не представляли себе ранее «анархиста» иначе, как в образе зверином. 16-17 июля в Петрограде прошло вооружённое выступление-демонстрация, организованное большевиками. Всероссийский Исполнительный Комитет (ВЦИК), избранный на 1-м Всероссийском съезде Советов в июне 1917, объявил события в столице «большевистским заговором» и признал «неограниченные полномочия и неограниченную власть» Временного правительства. Июльский кризис положил конец двоевластию. Новое правительство возглавил эсер Александр Керенский. Петроград был объявлен на чрезвычайном положении. Начались аресты большевиков; Ленину, обвинённому в организации вооружённого мятежа и шпионаже в пользу Германии, удалось скрыться. После июльского кризиса Александр Керенский предложил Кропоткину войти в состав Временного правительства. В дневнике Кропоткина имеется запись: 20 июля 1917 г. «Приезжал А.Ф.К.». На полях рукой Кропоткина добавлено: «NB Министерство. Отказ». «Керенский делал неимоверные усилия, примиряя непримиримое: он убеждал Кропоткина войти во Временное правительство, предлагал ему на выбор любой пост министра, — вспоминала Эмма Гольдман. — Кропоткин отказался. Он заявил, что считает «ремесло чистильщика сапог более честным и полезным». Он также отказался от ежегодной пенсии в 10 тысяч рублей, предложенной ему Временным правительством. П.А.Кропоткин был разочарован Февральской революцией и встречей с российскими анархистами, «грубыми развязными молодыми людьми, принявшими за основу принцип вседозволенности». Однако пока в целом Временное правительство он поддерживал. В середине августа 1917 года Кропоткин участвовал в созванном по инициативе главы Временного правительства А.Ф.Керенского государственном совещании, призванном упрочить позиции Временного правительства. Оно проходило в Москве в Большом театре с 25 —28 августа 1917 года. К работе совещания были привлечены деятели «освободительного движения»: князь П.А.Кропоткин, Е.К.Брешкова—Брешковская, Г.А.Лопатин, Г.В.Плеханов и Н.А.Морозов. Кропоткин высказался за мирное, эволюционное развитие. Он искренне призывал всех к классовому миру во имя революции, звал «весь русский народ» продолжать войну «до победного конца». Участие Кропоткина в работе Государственного совещания осудил украинский анархо-коммунист Нестор Махно, который очень уважал Петра Алексеевича и считал одним из столпов анархизма. 7 сентября генерал Лавр Георгиевич Корнилов, ставший в июле Верховным главнокомандующим, двинул с фронта войска на Петроград с целью установления военной диктатуры, призванной подавить вооружённые отряды пролетариата и ликвидировать Советы. Министры-кадеты в знак солидарности с Корниловым вышли из правительства. В свою очередь, Керенский объявил Корнилова мятежником и отстранил от должности. Действия Керенского были поддержаны революционно настроенными частями Петроградского гарнизона и Балтийского флота, отрядами рабочей Красной гвардии, находившейся под контролем большевиков. 12 сентября войска Корнилова были остановлены, а сам он арестован. В тот же день Керенский занял пост Верховного главнокомандующего. Провал правого переворота привёл к усилению леворадикального крыла революции. 29 октября культурно-просветительное общество «Народное дело» наряду с В.Г.Короленко, Ф.И.Шаляпиным, И.А.Буниным и Н.В.Чайковским пригласило Кропоткина в члены-учредители. Кропоткин жил в Москве, где его и застала Октябрьская революция. За два дня до октябрьского переворота анархист Александр Моисеевич Атабекян опубликовал «Открытое письмо П.А.Кропоткину», в котором призывал Кропоткина возглавить анархическую социальную революцию, которая должна защитить трудящихся как от ожесточённой классовой борьбы, так и от «уличного большевизма». Московское вооружённое восстание началось 7 ноября и только в начале ноября большевики смогли захватить город. Кропоткин тогда жил на Большой Никитской и был свидетелем революционных событий. К Октябрьской революции Пётр Алексеевич отнёсся неоднозначно: он приветствовал сам факт свержения буржуазии и формальное установление власти в форме Советов, однако он оправданно опасался, что при отчётливой тенденции к концентрации новой власти в центре, партия, обладающая этой властью, не желала её ни с кем делить, а главное — опасалась отдать её народу, в то время как революция должна стать делом всенародным, всеклассовым. Большевики предложили квартиру в Кремле, кремлёвский паек, причем народный комиссар просвещения Анатолий Луначарский написал жене Кропоткина Софье Григорьевне (Рабинович) письмо, где просил воздействовать на Петра Алексеевича, чтобы тот не отвергал помощи, исходящей от государственной власти. Но Кропоткин твердо отказался. Кропоткину трижды пришлось менять квартиру, поскольку дома «бывших буржуев», в которых он поселялся, реквизировали. В июле 1918 года Кропоткин поселился с женой в подмосковном городе Дмитрове получив «охранное» удостоверение, подписанное Предсовнаркома В.И.Ульяновым-Лениным. В нём говорилось: «Дано сие удостоверение... известнейшему русскому революционеру в том, что советские власти в тех местах..., где будет проживать Петр Алексеевич Кропоткин, обязаны оказывать ему всяческое и всемерное содействие... представителям Советской власти в этом городе необходимо принять все меры к тому, чтобы жизнь Петра Алексеевича была бы облегчена возможно более...» Друг Льва Толстого граф М.А.Олсуфьев, прежде уездный предводитель дворянства, продал ему за символическую плату пустующий дом на бывшей Дворянской улице, переименованной в Советскую (ныне — Кропоткинская). Несмотря на трудные условия жизни, Кропоткин продолжил активную общественную деятельность, тесно сотрудничал с Дмитровским союзом кооперативов, продолжал работу над новой книгой — «Этика». Развитие ситуации, красный террор и диктатура партии большевиков заставили его критичнее отнестись к революции. В начале 1921 года Кропоткин тяжело заболел воспалением легких. Ленин экстренно направил в Дмитров группу лучших врачей во главе с наркомздравом Н.Семашко и В.Бонч-Бруевичем. Кропоткину предлагали усиленное питание, спецпаёк. Но Пётр Алексеевич не признавал никаких привилегий – и от пайка отказался. Он и умирал незаметно, «скромно», стараясь никому не доставить хлопот этой своей «процедурой». В ночь на 8 февраля 1921 года в возрасте 78 лет Пётр Алексеевич скончался. На следующий день, 9 февраля, центральные газеты на первых полосах поместили траурное объявление Президиума Московского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, извещавшее о смерти «старого закаленного борца революционной России против самодержавия и власти буржуазии». 10 февраля в Дмитров прибыл специальный траурный поезд, на котором гроб с телом был доставлен в Москву и установлен для прощания в Колонном зале Дома союзов (бывшем здании московского Дворянского собрания) на Большой Дмитровке. Это положило начало многолетней советской традиции. С Кропоткиным прощались в течение двух дней — пришли сотни делегаций от заводов, фабрик и учреждений Москвы, тысячи простых людей. Около гроба в почетном карауле стояли и друзья Кропоткина анархисты, некоторые из которых под честное слово были выпущены из тюрьмы на похороны того, кого они считали своим вождём. 13 февраля состоялись похороны. Похоронен Пётр Алексеевич в Москве на Новодевичьем кладбище. По мнению П.А.Кропоткина, анархизм происходит из того же революционного протеста, того же людского недовольства, что и социализм; и результатом революции он видит установление «безгосударственного коммунизма», новый общественный строй виделся ему как вольный федеративный союз самоуправляющихся единиц (общин, территорий, городов), основанный на принципе добровольности и «безначалья». Предполагалось коллективное ведение производства, коллективное распределение ресурсов и вообще коллективность всего, что относится к экономике, к сфере услуг, к человеческим взаимоотношениям. Коллектив представлял бы собой группу заинтересованных в своей деятельности людей, которые понимали бы, зачем и для кого они все это делают, чего было бы достаточно для их добровольной деятельности. Будучи пытливым учёным, талантливым историком, высокообразованным человеком, П.А.Кропоткин пытался подвести под анархизм какую-либо научную основу и аргументированно показать его необходимость, для него анархизм представлялся философией человеческого общества. Метод познания П.А.Кропоткина основан на едином для всех законе, законе солидарности и взаимной помощи и поддержки. Он стремился доказать, что дарвиновское положение о борьбе за существование следует понимать как борьбу между видами и взаимопомощь внутри видов. Взаимная помощь и солидарность — двигатели прогресса. Им была исследована взаимопомощь среди племен бушменов, готтентотов, эскимосов, выявлена её роль в создании таких форм человеческого общежития как род и община; в период Средневековья — цехи, гильдии, вольные города; в новое время — страховые общества, кооперативы, объединения людей по интересам (научные, спортивные и др. общества). В таких человеческих организациях отсутствуют начальники, отсутствует какая-либо принудительная власть, как мы сейчас понимаем это слово, а все основано на необходимости, понимании, увлеченности людей своим делом. Нередко возникает такая ситуация, что человек не может развить свои способности и склонности, либо вообще не имеет представления о том, что ему дается лучше всего. Все это происходит оттого, что государство ориентировано скорее на интересы некой идеальной, несуществующей в реальности личности, а не на людей, способности которых различны, что естественно.В Германии существовала школа писателей, которая смешивала государство с обществом, которая не могла представить себе общества без государственного подавления личной и местной свободы, отсюда и возникает обычное обвинение анархистов в том, что они хотят разрушить общество и государство и проповедуют возвращение к вечной войне каждого со всеми. Но государство — лишь одна из форм, которые принимало общество в течение своей истории. По мнению П.А.Кропоткина, совершенно недопустимо отождествлять правительство и государство, ведь последнее включает в себя не только существование власти над определённой частью общества, но и сосредоточение управления, общественной жизни в одном центре. Наличие государства, помимо всего прочего, предполагает возникновение новых отношений как между различными группами населения, так и между отдельными членами общества. П.А.Кропоткин смотрит на историю как на две параллельные «враждебные традиции: римская и народная, императорская и федералистская, традиция власти и традиция свободы, — и когда возникает вопрос о выборе, — мы пристаём к тому течению, которое ещё в XII веке привело людей к организации, основанной на свободном соглашении, на свободном почине личности, на вольной федерации тех, кто нуждается в ней. Пусть другие стараются удержаться за традиции канонического императорского Рима»! В обосновании этого он отмечает, что в XII—XVI веках Европа была покрыта множеством богатых городов, их ремесленники, учёные, зодчие производили чудеса искусства, открывали многое в различных областях знаний, их университеты закладывали основу науки, караваны, пересекая океаны, не только пополняли казну, но и возлагали новые знания на алтарь географии. Современное же искусство, по мнению П.А.Кропоткина, превосходит средневековое только в скорости, в динамике своего развития, а отнюдь не в качестве. Характерной чертой всех работ П.А.Кропоткина является придание единичной человеческой личности особого значения. Личность — душа революции, и только учитывая интересы каждого отдельного человека и давая ему свободу самовыражения, общество придёт к процветанию. Народные массы всегда склонны к взаимопомощи, в рамках одной формации постоянно создаются, воспроизводятся и поддерживаются горизонтальные связи и соответствующие учреждения, основанные на координации и на согласовании интересов: род, обычное право, средневековый город, гильдия. История не представляет собой непрерывной линии развития, скорее неизбежную цикличность. Египет, Азия, берега Средиземноморья, Центральная Европа — поочередно пребывали ареной исторического развития, и каждый раз по одному и тому же сценарию. Всё начиналось с первобытного племени, затем перерастало в стадию сельской общины, далее следовал период вольных городов, а затем государство, во время которого развитие продолжалось недолго, а потом и вовсе замирало…Например, Древняя Греция: первобытно-племенной период, медленная смена на общинный строй, период республиканских городов, сопровождавшийся расцветом, но «с Востока повеяло дыханием восточных деспотических традиций», и войны поспособствовали построению Великой Македонской империи Александра. «Водворилось государство, которое начало выжимать жизненные соки цивилизации, пока не настала смерть» — писал П.А.Кропоткин, — и таких примеров бесчисленное множество: Древний Египет, Ассирия, Персия, Палестина и т. д. Обосновывая тенденции, характерные для народных масс, П.А.Кропоткин говорит о крестьянах, сельской общине, где имеется тысяча общих интересов: хозяйственные, соседские; объединение с целью совместного орошения, осушения болот, пахотных работ и т. д. И, соответственно, данные проблемы проще решать сообща. Аналогичная ситуация с гильдиями купцов, цехами ремесленников. Анархическая теория П.А.Кропоткина очень интересно критикует капитализм и поведение государства в таком состоянии экономики. Традиционно считают, что государство есть утверждение идеи высшей справедливости в обществе и что капитализм привносит теорию невмешательства («laisser faire, laissez passer») — пусть делают, что хотят. Но в той же революционной Франции правительство позволяет нажиться за счёт рабочих, попросту не вмешиваясь. Якобинский конвент: за стачку, за образование государства в государстве — смерть! Из ситуации возникает неизбежная дилемма, как пишет П.А.Кропоткин: «Или государство раздавит личность и местную жизнь, завладеет всеми областями человеческой деятельности, принесёт с собой войны и внутреннюю борьбу из-за обладания властью, поверхностные революции, лишь сменяющие тиранов, и — как неизбежный конец — смерть. Или государство должно быть разрушено, и в таком случае новая жизнь возникнет в тысяче и тысяче центров, на почве энергической, личной и групповой инициативы, на почве вольного соглашения… Если вы хотите, как мы, чтобы полная свобода индивидуума и его жизни были уважаемы — вы поневоле принуждены будете отвергнуть владычество человека над человеком, какого бы вида оно ни было; вы будете принуждены принять принципы анархизма, которые вы так долго отвергали». В своих философских воззрениях Кропоткин был последователем Огюста Конта и Герберта Спенсера. Критически относился к «метафизической» традиции. Упрекал в «схоластике» представителей немецкого классического идеализма, в первую очередь Гегеля. На смену «отвлечённому философствованию», считал Кропоткин, должен прийти «истинно научный метод». Общественным идеалом Кропоткина был анархический (безгосударственный) коммунизм, в котором революционным путём (социальная революция) будет полностью ликвидирована частная собственность. Будучи убеждённым противником любой формы государственной власти, Кропоткин не принимал идею диктатуры пролетариата. Пётр Кропоткин сделал выдающийся вклад в геологические и географические науки. Его деятельность началась с научных экспедиций в Сибири, позднее он занимал должность секретаря отдела физической географии Русского Географического общества. Получал также предложение занять оплачиваемую должность секретаря РГО, но отказался. Кропоткин заложил основу теории четвертичных оледенений и ввёл термин вечная мерзлота. Доклад о существовании в недалёком прошлом ледниковой эпохи он сделал 21 марта 1874 года, а на следующий день был арестован за принадлежность к тайному революционному кружку и заключён в Петропавловскую крепость, где учёному была предоставлена возможность свободно читать и работать, благодаря чему он подготовил ещё несколько трудов. Социально-политические сочинения: «Речи бунтовщика» 1885; «В русских и французских тюрьмах» 1887; «Хлеб и воля» 1892; «Современная наука и анархия» 1892; «Государство и его роль в истории» 1896; «Анархия, ее философия, ее идеал» 1896; «Поля, фабрики и мастерские» 1899; «Записки революционера» 1902; «Взаимопомощь как фактор эволюции» 1902; «Идеалы и действительность в русской литературе» 1905; «Нравственные начала анархизма» 1906; «Великая французская революция 1789—1793» 1909; «Этика» 1921 (Из задуманного автором двухтомника был закончен только первый); «Дневник Кропоткина» Государственное издательство Москва Петроград 1923 год. Естественнонаучные сочинения: Общий очерк орографии Восточной Сибири, «Записки Русского Географического Общества по общей географии», том 5, 1875; Доклад комиссии по снаряжению в северные моря, 1871 (в соавторстве); Исследования о ледниковом периоде (том 1, 1876; том 2 не издавался); The Desiccation of Eur. -Asia, «Geographical Journal», 1904, v. 23, № 6; Статьи по географии России для «Британской энциклопедии» (9-11 издания, 1875—1911). Жена — Софья Григорьевна Ананьева-Рабинович (с 1878). Дочь — Александра Петровна Лебедева (1888? — 1968, США). Возлюбленная Сомерсета Моэма в 1912 году. Выведена Моэмом в его книге «Эшенден, или Британский агент» (1928) под именем Анастасии Александровны Леонидовой. Приехала в Россию из Англии весной 1917 вместе с мужем эсером-литератором Борисом Леонидовым после Февральской революции. Эмигрировала из РСФСР после смерти отца в 1921 году. Вторично вышла замуж в США за журналиста Л.Хаммонда. Названы (переименованы) в честь Кропоткина и носят его имя: город Кропоткин в Краснодарском крае (с 1921 года); посёлок Кропоткин в Иркутской области (c 1930 года); станция «Кропоткинская» Московского метрополитена (с 1935 по 1957 год называлась «Дворец Советов»); Кропоткинский переулок в Москве (площади, набережной и улице его имени были возвращены дореволюционные названия в 1994 году); потухший вулкан «Вулкан Кропоткина» в пади Хи-Гол на территории Бурятии; хребет в Патомском нагорье; хребет и вулкан в Восточном Саяне; гора в Олекминском Становике; Улицы во многих городах. В 1988 году на киностудии «Центрнаучфильм» был создан фильм «Мятежный князь» о Кропоткине (режиссёр Томберг, Владимир Эрнестович). В Дмитрове в 2004 году был установлен памятник Кропоткину (скульптор — Александр Рукавишников). Книги: «В русских и французских тюрьмах»; «Великая Французская революция»; «Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса»; «Записки революционера»; «Идеалы и действительность в русской литературе»; «Поля, фабрики и мастерские» (в сокращении); «Речи бунтовщика»; «Современная наука и анархия»; «Хлеб и воля»; «Этика» (Том 1); «Анархия» (аудиокнига). Статьи: «Анархическая работа во время революции»; «Анархия, её философия, её идеалы»; «Век ожидания»; «Нравственные начала анархизма»; «О смысле возмездия» (Из книги: «В русских и французских тюрьмах».); Экономика и нравственность (Из книги: «Поля, фабрики, мастерские. Промышленность, соединённая с земледелием и умственный труд с ручным». Страницы 84-85); Мораль, право, политика (Из книги: «Речи бунтовщика». Страницы 26-28) и др.; «Об актах личного и коллективного террора»; Обращение Кропоткина к рабочим и передовым кругам общественности Западной Европы, Дмитров, июнь 10, 1920; «Политические права» (глава из книги «Речи бунтовщика»); «Представительная демократия» (отрывок из книги «Речи бунтовщика»); «Революционная идея в революции»; «Справедливость и нравственность»; «Так что же делать?»; «Что такое анархия?». Библиография: Кропоткин, Петр Алексеевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 тома и 4 дополнения) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Маркин В.А. «Неизвестный Кропоткин» (издательство «Олма-пресс», 2002 г., ISBN 5-224-02746-2); Мкртичян А.А. П.А.Кропоткин и Западная Европа Оп.: Новая и новейшая история. 1991. № 2; Баландин Анархия — это свобода; Труды международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения П.А.Кропоткина Москва, Дмитров, Санкт-Петербург, 9-15 декабря 1992 г. Выпуск 1-4 Москва 1995—2002; Князь П.А.Кропоткин — кузнец интеллектуальной славы России(из книги Генриха Грузмана "Загубленные гении России "); Шуб Д. Политические деятели России (1850-х—1920-х гг.) Кропоткин и Ленин; Гроссман-Рощин И. К критике основ учения П.А.Кропоткина; Будницкий О.В. П.А.Кропоткин и проблема революционного терроризма; Дамье В. Развитие анархо-коммунизма Кропоткина; Гордон А.В. Кропоткин в российской рецепции Великой Французской революции; Пирумова Н.М. Петр Кропоткин. - Москва: Наука, 1972; Брешковская Е.К. Три анархиста: П.А.Кропоткин, Мост и Луиза Мишель; Ударцев С.Ф.Кропоткин — Москва: Юридическая литература, 1989. — 144 страницы. — (Из истории политической и правовой мысли). — ISBN 5-7260-0100-1. Литература: Ленин В.И., Полное собрание сочинений, 5-е издание. (Справочный том, часть 2); Бонч-Бруевич В.Д., Памяти Кропоткина. Встреча В.И.Ленина с П.А.Кропоткиным, Избранные сочинения, том 3, Москва, 1963; Блюм Р.Н., Взгляды П.А.Кропоткина на революцию, "Учёные записки Тартуского университета", 1969, выпуск 241; Старостин Е.В., О встречах В.И.Ленина и П.А.Кропоткина, "Археографический ежегодник за 1968 г.", Москва, 1970; Анисимов С.С., Путешествия П.А.Кропоткина. Москва- Ленинград, 1943; Соколов Н.Н., П.А.Кропоткин как географ, "Труды института истории естествознания Академии Наук СССР", том 4, Москва, 1952; Пирумова Н.М., П.А.Кропоткин, Москва, 1972 (библиография); Брешко-Брешковская Е. К. Три анархиста: П.А.Кропоткин, Мост и Луиза Мишель, журнал "Современные записки", №4, 1921г./ Литература русского зарубежья: Антология. Том 1, книга 2. Москва, "Книга", 1990; Ударцев С.Ф.Кропоткин. — Москва: Юридическая литература, 1989. — 144 страницы. — (Из истории политической и правовой мысли). — ISBN 5-7260-0100-1

Bogolepov01 (592x700, 68Kb)
1846
Николай Павлович Боголепов
русский государственный деятель, профессор римского права в Московском университете, ректор университета (1883-1887, 1891-1893), министр народного просвещения (1898-1901), член Госсовета. Родился в городе Серпухове Московской губернии, в семье квартального надзирателя (происходившего из духовного звания). Отец, Павел Боголепов, отличался развитым чувством долга, бесстрашием в опасностях служебной деятельности и строгостью к подчиненным. Мать, Эмилия Карловна, урожд. Фильгабер, немка по происхождению, дала сыну начальное образование. Домашний учитель Митрофанов, выпускник Московского университета, подготовил его к гимназическому курсу. Окончив в 1864 г. с золотой медалью 1-ю Московскую гимназию, Боголепов поступил на юридический факультет Московского университета, где проучился до 1868 г. и был определен на службу в уголовный департамент Московского Сената. Канцелярская атмосфера тяготила молодого человека, и он воспользовался приглашением остаться при Университете. В 1876г. им была подготовлена и защищена магистерская диссертация, что позволило получить должность приват-доцента по кафедре римского права и начать подготовку к получению профессорского звания. На два года Боголепов командируется за границу. Это время он провел в ведущих университетских центрах Западной Европы, изучая историю права и в особенности римское право. Возвратившись в Россию, молодой ученый приступает к подготовке своей докторской диссертации, которая была опубликована отдельной книгой в 1881 г. По итогам защиты Боголепову была присуждена докторская степень и он был избран ординарным профессором по кафедре римского права. В 1881-1883 гг. исполняет обязанности секретаря юридического факультета. Профессор Боголепов обладал несомненным педагогическим талантом: во время чтения курса истории римского права он осуществил успешный опыт практических занятий с большим числом слушателей, которые самостоятельно писали рефераты и защищали их на семинарах; чтобы избежать повторений материала учебника, Боголепов разрабатывал методику обсуждения в лекциях основных путей научного поиска и концентрации в дидактических печатных материалах преимущественно элементарных научных сведений. Во время ректорства Боголепова в Московском университете наиболее крупным событием университетской жизни всей России было, безусловно, утверждение и введение в действие нового Устава (18 августа 1884 г.), отменявшего выборность ректоров и деканов. В университетах уничтожались корпоративные права студенчества и повышалась плата за обучение. Вместе с тем, устанавливалась предметная система преподавания. В 1884 г. по инициативе профессоров А.П.Богданова, А.И.Чупрова, С.А.Муромцева и др. было основано Психологическое общество. Председателем его стал известный философ профессор М.М.Троицкий. При финансовой и организационной поддержке университета был проведен VI Археологический съезд в Одессе. В январе 1887 г. по инициативе профессора медицинского факультета Н.В.Склифосовского был основан университетский городок на Девичьем поле. В августе того же года в Ярославле был проведен VII Археологический съезд, в котором активное участие принимали профессора Московского университета В.Ф.Миллер, Д.Н.Анучин, И.В.Цветаев. В августе 1892 г. состоялся Международный конгресс по доисторической археологии и антропологии, организованный Обществом любителей естествознания, антропологии и этнографии Московского университета. Это событие совпало с открытием по инициативе проф. Д.Н.Анучина географической выставки, экспонаты которой легли в основу Географического музея университета. Боголепов столкнулся с фактическим бойкотом почти всей профессурой реакционного устава 1884 г., лишавшего университет автономии, ограничивавшего педагогов сугубо учебными задачами и обрекавшего всю общественную жизнь вуза на произвол инспекции. С другой стороны, это было время интенсивного роста революционных настроений в студенческой среде. В 1893 г. в Московском университете появился первый марксистский кружок. Проблема борьбы с молодежным движением возникала перед Боголеповым и после окончания срока его пребывания на посту ректора, когда он в 1895 г. стал попечителем Московского учебного округа, а в 1898 г. был назначен министром народного просвещения. Именно по его распоряжению за участие в студенческих беспорядках в 1900 г. 183 студента Киевского университета были отданы в солдаты, что вызвало многочисленные протесты российской общественности. Он же прославился своим консерватизмом в проведении государственной политики в области образования. Дальнейшая судьба Боголепова была трагичной: 2 марта 1901 года он погиб от раны, нанесенной ему 27 февраля 1901 г. исключенным из Московского университета за революционную деятельность студентом П.В.Карповичем. Похоронен был тайный советник Николай Павлович Боголепов в Москве на ныне упраздненном Дорогомиловском кладбище; надгробный памятник ему соорудили на средства профессоров Московского университета. Труды: Значение общенародного римского права (jus gentium) в классической римской юриспруденции, (Москва, 1876); Формальные ограничения свободы завещаний в римской классической юриспруденции (Москва, 1881); Учебник истории римского права (Москва, 1895).

Arzruni_Andreas (590x700, 95Kb)
1847
Андреас (Андрей) Еремеевич Арцруни
выдающийся русский минералог, один из основателей геохимии. Родился в Москве. Брат Григория Арцруни. Арцруни Андрей Еремеевич происходит из знатного армянского рода Арцруни, игравшего довольно крупную политическую роль в Армении и в Византии. Его отцом был генерал-майор Кавказской армии Арцруни Еремия Георгеевич. В детстве Арцруни воспитывался в Германии. В 1863 году окончил курс в Тифлисской гимназии. Слушал лекции в Санкт-Петербургском и Дерптском университетах, в последнем окончил курс, после чего закончил своё образование в Гейдельбергском и Берлинском университетах. Арцруни был сперва ассистентом при минералогических кафедрах в Берлине, Бреславле и Страсбурге, затем приват-доцентом в Бреславле. В 1883 году получил звание профессора минералогии Бреславского университета, а в 1884 году — профессора минералогии Ахенского университета, кафедру которого Арцруни занимал до самой смерти. Он преподавал в Берлинском, Ахенском и Бреславском университетах. Арцруни состоял почётным членом Санкт-Петербургского минералогического общества и членом-корреспондентом Санкт-Петербургской академии наук. С 1874 года Арцруни почти ежегодно совершал экспедиции в различные места Кавказа, хорошим знатоком которого он был. В 1894 году совершил восхождение на Малый Арарат и впервые исследовал его кратер. Три раза Арцруни переносил свои минералогические и геологические исследования на Урал. Там им исследовано значительное количество русских минералов. По поручению Минералогического общества произвёл геологические исследования в Сысерти и Невьянске. В июле 1897 года, во время пребывания в Златоусте на VII сессии Международного геологического конгресса, побывал на Таганае и ознакомился с минералогическими копями Назминского хребта. Также он побывал в ряде европейских стран, Британской Гвиане, Боливии, Чили, Египете и других странах. В поездках по миру Арцруни изучал не только минералогию и геологию, но и проводил экономические и этнографические исследования. Арцруни была написана масса работ в области геохимии, кристаллохимии, минералогии, петрографии, а также экономики, философии, этнографии и литературы. Его работы были напечатаны в различных немецких и русских научных периодических изданиях. Многие статьи Арцруни были напечатаны в известной армянской газете «Мшак», издававшейся в Тифлисе его братом Григорием Арцруни. Наиболее ценным вкладом в науку является его сочинение «Physikalische Chemie der Krystalle», напечатанное в Брауншвейге в 1893 году. Арцруни описал в данной книге ряды изоморфизма в геохимии, выделив десять важнейших изоморфных рядов элементов. Арцруни основал минералого-геологический отдел Кавказского музея в Тифлисе и Уральское минералогическое общество. Его именем назван минерал арцрунит — двойная соль сульфата свинца и хлорида меди, а также Геммологический центр «Арцрунит», основанный в сентябре 1997 года при кафедре минералогии, петрологии и геохимии факультета геологии Ереванского государственного университета. Умер в городе Гогенгоннеф-на-Рейне 22 сентября 1898 года.

1848
Николай Александрович Панов
священник, краевед. Родился в Риге. Старший из семи детей дьякона рижского кафедрального Петропавловского собора Александра Дмитриевича Панова, бывшего воспитанника Псковской духовной семинарии. В октябре 1855 года отца "за нетрезвость" перевели из Рижской в Псковскую епархию и определили в Старо-Вознесенский монастырь. Там он прослужил дьяконом 12 лет, уступив место мужу старшей дочери, а сам стал письмоводителем Псковской духовной консистории. Николай Панов окончил Псковскую духовную семинарию 3 июля 1870 года и с 26 февраля следующего года 14 лет служил настоятелем древней Николаевской церкви города Острова, располагавшейся на островке реки Великой, давшем название городу. За эти годы было утеплено главное помещение храма, отлиты новые колокола, заменён иконостас, на островке построен жилой дом для причта... В декабре 1883 года его назначили благочинным 1-го округа Островского уезда. Он преподавал Закон Божий в городе и в близлежащих сельских школах. Настоятелем главного храма Острова - Троицкого собора он состоял с 27 февраля 1885 года до 14 декабря 1908 года, когда в 60-летнем возрасте по прошению уволился за штат. В этот период был членом Островского уездного училищного совета, председателем Островского отделения Епархиального училищного совета, депутатом от духовенства в уездном комитете попечительства о народной трезвости... К столетию собора, отмеченному 26 октября 1890 года, храм был обновлён, а на полученном от думы участке Панов устроил первую городскую церковно-приходскую школу. Затем в подгородных деревнях открыл ещё две такие школы, которыми тоже заведовал. В сан протоиерея его возвели 21 июня 1896 года. Мозаичный пол в соборе настелили в 1902 году. Панов участвовал и в благотворительных организациях, был одним из директоров уездного отделения Попечительного комитета о тюрьмах, членом совета Попечительного общества о Доме трудолюбия. Членами Псковского Кирилло-Мефодиевского братства состояли он сам, его жена Евдокия Михайловна и сын Владимир - священник Образской церкви при Казанской женской общине, находившейся напротив Острова, на другом берегу Великой. При общине в 1902 году открылось Казанское общество трезвости, председателем которого был протоиерей Николай Панов, а руководителем - его сын Владимир. Они оба дарили старинные предметы и книги в Псковский церковно-археологический музей. Псковский церковный историко-археологический комитет на заседании 21 июня 1911 года решил издать за свой счёт составленное Пановым "Описание города Острова и его уезда", и "во внимание к высоким научным достоинствам его труда" избрал Николая Александровича почётным членом Комитета. Рукопись оказалась большой, и её напечатали двумя частями. В первой половине 1912 года типография Псковского губернского земства выпустила "Летопись Троицкого собора города Острова Псковской губернии. (Материалы к истории собора)", а в 1913 году островская типография А.И.Фуфаевой издала "Летопись города Острова и его уезда Псковской губернии. (Материалы к истории города Острова и его уезда)". В марте 2004 года по заказу Администрации Островского района областная типография репринтным способом переиздала обе книги под одной обложкой и с биографией автора, открыв тем самым серию "Псковская историческая библиотека". Послереволюционную судьбу семьи Пановых установить не удалось.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку