
1914
Владимир Николаевич Челомей
генеральный конструктор ракетно-космической техники, академик Академии Наук СССР. Родился в городке Седлец Привисленского края (ныне территория Польши) в 70 километрах от Варшавы в семье учителей. Вскоре семья переехала в город Полтаву (Украина), подальше от района боевых действий в начавшейся Первой мировой войне. В 1926 году семья переехала в Киев, где В.Н.Челомей продолжил учебу в семилетней трудовой школе. В 1929 году после окончания школы поступил в Киевский автомобильный техникум; в 1932 году, закончив техникум, поступил на авиационный факультет Киевского политехнического института (в 1933 году на базе этого факультета был создан Киевский авиационный институт). Став студентом, В.Н.Челомей продолжал усиленно заниматься самообразованием: слушал лекции по математике, физике и механике в Киевском университете и Украинской академии наук. Особенно его интересовала механика и в частности теория колебаний. Благодаря блестящим способностям и огромному трудолюбию он получил прекрасное фундаментальное образование. В студенческие годы В.Н.Челомей активно занимался научной работой. За время учебы в трудах КАИ им было опубликовано более 20 научных статей. В 1936 году литографским способом была издана его работа «Векторное исчисление», которая стала для студентов основным учебным пособием. Отличительной чертой многих его работ было то, что результаты исследований тут же воплощались в практику. Проходя практику на Запорожском моторостроительном заводе, он «...выполнил большую расчетно-исследовательскую работу по крутильным колебаниям авиамоторов» и «...проявил особо высокую теоретическую и инженерную подготовку» (справка Запорожского завода). Эта и другие работы Челомея позволяли выяснять причины отказов авиадвигателей. Уже тогда у него возник замысел пульсирующего воздушно-реактивного двигателя, и он, получив разрешение, проводил на оборудовании завода опыты в интересах его разработки и создания. На заводе он прочел большой 70-часовой курс лекций по теории колебаний инженерам завода. По отзыву академика Л.И.Седова, многие теоретические результаты, изложенные в этих лекциях, для того времени были новыми и в дальнейшем вошли в учебники и специальные справочники. В 1937 году В.Н.Челомей на год раньше с отличием окончил Киевский авиационный институт. Дипломная работа на тему «Колебания в авиационных двигателях» была защищена блестяще и признана Ученым советом выдающейся, на уровне кандидатской диссертации. После окончания института работал в Институте математики Академии Наук УССР и учился в аспирантуре. В 1939 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Динамическая устойчивость элементов авиационных конструкций». Научные интересы В.Н.Челомея сосредоточились на исследовании динамической устойчивости упругих систем. В ходе этих исследований он получил важные теоретические результаты, нашедшие применение в практике, – предложенный им метод определения продольных, поперечных и крутильных колебаний упругих систем. Этот метод позволяет создать универсальную вычислительную программу для ЭВМ и широко применяется и сейчас. В 1940 году было учреждено 50 Сталинских стипендий для особо выдающихся молодых ученых, работающих над докторскими диссертациями. В их число был включен и В.Н.Челомей. Был установлен срок завершения и защиты диссертации – 1 июня 1941 года. Диссертация была защищена в срок, но из-за войны работа не была утверждена ВАКом, и Челомей в последующие годы дорабатывал её в процессе текущих научных исследований. Новая защита состоялась через 10 лет, в 1951 году в МВТУ имени Н.Э.Баумана. В 1952 году ему было присвоено звание профессора. Летом 1941 года В.Н.Челомей был назначен начальником группы реактивных двигателей Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ) имени Баранова, где в 1942 году им был создан первый в СССР пульсирующий воздушно-реактивный двигатель, который устанавливался на ряде летательных аппаратов. Приказ Наркомата авиационной промышленности от 19 сентября 1944 года о назначении В.Н.Челомея Главным конструктором и директором опытного авиационного завода №51 положил начало созданию новой организации, со своей тематикой, своими задачами, принципами и методами работы, которые привил коллективу его главный конструктор. К началу 1945 года в КБ ученым был создан самолет-снаряд «10Х». В 1948 году закончились его испытания, но на вооружение он не был принят из-за неудовлетворительных тактико-технических характеристик. В.Н.Челомей на некоторое время отошел от практической конструкторской работы, занимался наукой и преподаванием, однако тематику крылатых ракет (так стали называть самолеты-снаряды) не оставил. Разработками В.Н.Челомея заинтересовалось командование ВМФ, и в июне 1954 года в подмосковном Тушино на моторном заводе №500 была создана специальная конструкторская группа по проектированию крылатой ракеты второго поколения. В этой ракете реализовывались новые идеи ученого: во-первых, ракета помещалась в транспортно-пусковом контейнере, закрытом герметичной крышкой; во-вторых, крылья ракеты в контейнере находились в сложенном положении и раскрывались после старта; в-третьих, применялся пороховой ускоритель для вывода ракеты из контейнера. Реализация этих идей позволила опередить США в вопросе вооружения подводных лодок. В 1955 году В.Н.Челомею был передан механический завод в городе Реутове под Москвой, где было создано ОКБ-52 Министерства авиационной промышленности. Челомей сумел создать на предприятии сплоченный и эффективно работающий творческий коллектив, что было важным достижением, обеспечившим дальнейшие успехи. За короткое время под его руководством КБ выросло и превратилось в мощную научно-конструкторскую организацию. Период с 1956 по 1965 год можно охарактеризовать как этап признания места В.Н.Челомея и его КБ в ряду ведущих предприятий оборонных отраслей промышленности. Возрождение конструкторского бюро в Реутове позволило развернуть работы по созданию принципиально нового типа крылатой ракеты с раскрывающимся в полете крылом, а также выиграть соревнование в условиях жесткой конкурентной борьбы со сложившимися авиационными КБ Микояна, Ильюшина и Бериева и открыть дорогу к перевооружению Военно-Морского Флота страны комплексами ракетного оружия. Уже 12 марта 1957 года состоялся первый пуск крылатой ракеты «П-5», а 19 июня 1959 года она была принята на вооружение. На базе «П-5» в течение 1958-1959 годов было разработано более 10 вариантов модификаций, из которых наибольшее применение получил комплекс «П-5Д», с радионавигационной станцией более высокой точности и усовершенствованной бортовой аппаратурой. Постановлением правительства в 1956 году ОКБ-52 была поручена разработка для ВМФ двух первых ракетных комплексов загоризонтного поражения целей «П-6» и «П-35». После проведения полной программы летных испытаний комплекс «П-6» 24 июня 1964 года был принят на вооружение и стал одним из основных видов оружия подводного флота. Комплекс противокорабельного ракетного оружия «П-35» был принят на вооружение ВМФ для кораблей, самоходных и стационарных наземных пусковых установок. За последующие годы коллектив ОКБ-52 создал несколько типов крылатых ракет морского и сухопутного базирования, в которых нашли применение новые, иногда неожиданные технические и конструкторские решения. В их число входят первая в мире противокорабельная крылатая ракета с подводным стартом (принята на вооружение в 1968 году), унифицированный противокорабельный комплекс «П-120» «Малахит», ракеты которого способны запускаться как с подводных лодок, находящихся в подводном положении, так и с надводных кораблей (1972), первая крылатая ракета морского базирования с высокой сверхзвуковой (до 2 М) скоростью полета «П-500» «Базальт» (1977). В 1983 году принимается на вооружение противокорабельная крылатая ракета «П-700» «Гранит». Комплекс «Гранит» обладал рядом качественно новых свойств. Впервые была создана ракета большой дальности стрельбы с автономной системой управления. Бортовая система управления строилась на основе мощной трехпроцессорной вычислительной машины с использованием нескольких информационных каналов, что позволяло успешно разбираться в сложной помеховой обстановке и выделять истинные цели на фоне любых помех. В ракете воплотился богатый опыт НПО по созданию электронных систем искусственного интеллекта, позволяющий действовать против одиночного корабля по принципу «одна ракета - один корабль» или «стаей» против ордера кораблей. Система управления ракетами выполняла функции распределения и классификации целей по важности, выбора тактики атаки и плана её проведения. Возможность маневрирования ракет позволила реализовать рациональный боевой порядок их в залпе с наиболее эффективной формой траектории. Это обеспечило успешное преодоление огневого противодействия сильной корабельной группировки. Ни в одной из предыдущих крылатых ракет, созданных в НПО машиностроения, не было сконцентрировано и успешно реализовано столь много новых сложнейших задач, как в ракете «Гранит». Ракеты нового универсального ракетного комплекса третьего поколения «Гранит» имели как подводный, так и надводный старт, дальность стрельбы 550 километров, обычную или ядерную боевую часть, несколько гибких адаптивных траекторий (в зависимости от оперативной и тактической обстановки в морском и воздушном пространстве района операции), скорость полета в 2,5 раза больше скорости звука. В 1958 году В.Н.Челомей избирается членом-корреспондентом Академии Наук СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 июня 1959 года Челомею Владимиру Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».В 1959 году В.Н.Челомей был назначен Генеральным конструктором ОКБ-52. К этому времени вокруг ОКБ-52 создалась большая кооперация исследовательских и промышленных предприятий, самым крупным из которых стал Московский машиностроительный завод имени М.В.Хруничева. В результате напряженной работы оформились три направления деятельности предприятия: создание комплексов крылатых ракет для вооружения ВМФ, открывшее возможность несимметричного ответа ударным соединениям Запада; создание систем управляемых космических аппаратов, пилотируемых кораблей и станций; создание баллистических ракет и ракет-носителей. Во всех направлениях разработок предприятия – крылатых, баллистических, космических – присутствовал неординарный подход к решению задач, к отечественному пути развития техники, который позволял при ограниченных ресурсах не только не отстать от мирового уровня, но в большинстве случаев в однотипных системах превзойти самые передовые страны Запада. С конца 1950-х годов в ОКБ-52 начались поисковые работы по космической тематике. В 1959 году ОКБ-52 приступило к разработке универсальных ракет, предназначенных для доставки на орбиту Земли средств противокосмической обороны, глобальной морской разведки, а также для доставки на территорию противника ядерных зарядов. Под руководством В.Н.Челомея был разработан целый ряд проектов унифицированных ракет: «УР-100», «УР-200», «УР-5002, «УР-700», от легкого до сверхтяжелого классов. «УР-100» и «УР-500» были приняты на вооружение, освоены в серийном производстве. В 1962 году В.Н.Челомей избирается действительным членом Академии Наук СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1963 года Челомей Владимир Николаевич награждён второй золотой медалью «Серп и Молот». В.Н.Челомею принадлежит большая заслуга в создании основной ударной силы РВСН, знаменитой «сотки» - межконтинентальной ракеты УР-100, обеспечившей стратегический паритет с США. Более тысячи «УР-100» было установлено в шахтные сооружения на территории СССР. Причем «сотка» легко могла модернизироваться, и таких модификаций насчитывалось множество: «УР-100К», «УР-100У», «УР-100НУ» и другие. Челомей изначально поставил во главу угла не только высокую надежность ракетного комплекса и точность попадания головной части в цель, но и дешевизну в изготовлении, и простоту в эксплуатации. Его боевые межконтинентальные ракеты были самыми дешевыми и конкурентоспособными в СССР и, пожалуй, в мире. От этого их надежность не стала хуже. Ему, в отличие от других главных конструкторов, с помощью применения инерциальных систем управления удалось добиться потрясающей точности попадания головной части в цель, что является конечным результатом ракетной стрельбы. «УР-100У», например, при дальности полета 10000 км обеспечивала круговое вероятное отклонение головной части от цели в 900 м. Ракета «УР-100» приходила с завода полностью укомплектованной и установленной в герметичном транспортно-пусковом контейнере, заполненном инертным газом – впервые в отечественном ракетостроении ракета при дежурстве изолировалась от воздействия внешней среды. Контроль технического состояния, предстартовая подготовка и пуск были полностью автоматизированы. Управление пусками десятка ракет и другие операции осуществлялись с одного командного пункта. Ракета могла находиться в режиме дежурства до 10 лет и более. Шахтно-пусковые установки для его ракет также не требовали сложной защиты. Первый пуск состоялся в апреле 1966 года, а уже осенью 1966 года началась постановка комплексов «УР-100» на боевое дежурство. В кратчайшие сроки в ОКБ-52 с участием широкой кооперации предприятий отрасли были созданы спутники-истребители «Полет», спутники радиолокационной и радиотехнической разведки, причем последние с ядерной энергоустановкой, тяжелые научные лаборатории «Протон» для регистрации частиц высоких энергий и др. Спутники «Полет-1» (1 ноября 1963) и «Полет-2» (12 апреля 1964) были первыми в мире маневрирующими космическими аппаратами. Разработка тяжелой универсальной двухступенчатой МБР «УР-500» («Протон») была начата в ОКБ-52 в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 409-183 от 24 апреля 1962 года. Оценивая перспективы применения «УР-500», В.Н.Челомей предлагал создать для нее семейство целевых нагрузок, способных решать задачи научного, народнохозяйственного и военного характера. Ракета была задумана как средство доставки мощнейшей головной части с ядерным зарядом. Первый пуск ракеты-носителя «Протон» состоялся 16 июля 1965 года. Тяжелый научный спутник, по имени которого и был назван носитель, был спроектирован также в филиале №1 ОКБ-52. Трехступенчатая ракета-носитель «УР-500К» («Протон-К») разрабатывалась по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР № 655-268 от 3 августа 1964 года в рамках лунной программы. 10 марта 1967 года начались испытания ракеты. Они подтвердили заявленные тактико-технические характеристики, значительно превышающие таковые всех существовавших в то время ракет в СССР и за рубежом. В ходе летно-конструкторских испытаний трехступенчатый «Протон» вывел на лунную орбиту корабль «11Ф91»(«Л1»), который и осуществил в беспилотном режиме облет Луны. 16 ноября 1968 года ракета-носитель УР-500К вывела на орбиту автоматическую научную станцию «Протон-4» массой 17 т. За время эксплуатации ракетой-носителем «Протон» во всех её модификациях выполнено более 300 пусков, в космос выведен целый ряд спутников связи и телевидения, спутников серии «Космос», межпланетные станции «Луна», «Венера», «Марс», «Вега», «Фобос», космические аппараты глобальной навигационной системы «Глонасс», основные блоки орбитальных станций «Салют» и «Мир» и модули для международной космической станции. «Протон» – единственная в стране серийная ракета, способная выводить аппараты на геостационарную орбиту. И сейчас «Протон» остается одним из самых мощных, совершенных и надежных носителей в мире. В 1964 году В.Н.Челомей предложил концепцию орбитальной пилотируемой станции (ОПС) для решения различных, в первую очередь оборонных задач. Он видел в ОПС мощнейшее средство оперативной космической разведки. Предлагалось создать наблюдательный пункт с комфортными условиями существования для сменяемого экипажа из двух-трех человек, срок существования станции 1-2 года, вывод носителем «УР-500К». В 1965 году ОКБ-52 было преобразовано в Центральное конструкторское бюро машиностроения Министерства общего машиностроения (ЦКБМ), в 1983 году на его основе было образовано Научно-производственное объединение машиностроения (НПО). До своих последних дней эту организацию возглавлял В.Н.Челомей. Работы над орбитальным комплексом «Алмаз», который включал в себя базовый блок, возвращаемый аппарат и большегрузный транспортный корабль снабжения (ТКС), начались в октябре 1965 года, первая версия эскизного проекта была готова в 1966 году. Для доставки информации на Землю была разработана капсула спуска информации массой 360 кг, вмещающей 120 кг фотопленки (длина 2 км). Из внутреннего помещения в шлюзовой отсек капсула переносилась манипулятором. Для космической техники тех лет это были новации. 3 апреля 1973 года была запущена станция «Алмаз» (ОПС-1) под названием «Салют-2». Однако программа этого полета не была выполнена, так как через две недели полета станции по орбите произошла разгерметизация, и связь со станцией была потеряна. В 1974 году на орбиту выведена ОПС-2 «Салют-3», на которой нес вахту экипаж Павла Поповича и Юрия Артюхина. В 1976 году была запущена ОПС-3 «Салют-5», на которой 49 суток проработали космонавты Борис Волынов и Виталий Жолобов, а затем, в 1977 году – Виктор Горбатко и Юрий Глазков. По оценке В.Н.Челомея, комплекс задач в этом полете был наиболее сложным, а уровень работы именно последнего экипажа стал эталонным для тех, кто в дальнейшем готовился к полетам. Транспортный корабль снабжения в беспилотном варианте в период с 1977 по 1985 год запускался четырежды под названием «Космос». Первый ТКС («Космос-929») многократно маневрировал на орбите, так что американцы предположили, что русские испытывают межорбитальный буксир. Функционально-грузовой блок ТКС-2 («Космос-1267») состыковался со станцией «Салют-6», летал в её составе более года, с помощью двигателей блока трижды поднималась орбита станции. ТКС-3 («Космос-1443») состыковался с «Салютом-7». На ТКС-4 («Космос-1686») вместо штатных приборов стояли приборы для выполнения военно-технических экспериментов. Корабль выполнил стыковку с «Салютом-7», использовался для коррекции орбиты. Все полеты прошли успешно, корабль показал высокую надежность и эффективность. Кроме того, была показана его возможность стыковаться с любым аппаратом при незначительных изменениях конструкции, что позволяло использовать его в качестве спасателя. Несмотря на это, программа ТКС была закрыта. С 1979 года начался трудный этап в жизни генерального конструктора и его предприятия. В.Н.Челомей подвергся непрерывному давлению, ограничению своей деятельности со стороны руководства оборонными отраслями промышленности во главе с Д.Ф.Устиновым. После запрещения работ по пилотируемой программе коллектив ЦКБМ переориентировался на работу над комплексом «Алмаз» в беспилотном варианте. За счет отказа от системы жизнеобеспечения космонавтов удалось разместить на борту мощный комплекс аппаратуры для дистанционного зондирования Земли, в том числе уникальный радиолокатор бокового обзора с высоким разрешением. Однако подготовленная к старту в 1981 году автоматическая станция пролежала на космодроме до 1985 года. Запуск состоялся в ноябре 1986 года, но был аварийным. Успешный запуск состоялся в июне 1987 года («Космос-1870»). В марте 1991 года запущен «Алмаз-1», на нем была проведена целая серия экспериментов военного назначения. В.Н.Челомей отдал космонавтике более 30 лет своей творческой жизни. Он является одним из славной плеяды главных конструкторов ракетно-космической техники. Пожалуй, он был единственным в мире конструктором боевых межконтинентальных баллистических ракет, который с блеском разрабатывал крылатые ракеты, космические аппараты и долговременные орбитальные станции. Его идеи часто опережали время, поначалу казались нереализуемыми и вызывали неприятие у многих руководителей ракетно-космической отрасли и лиц, принимающих решения. Тем не менее, тщательная проработка научного обоснования новых предложений, хорошо продуманная экспериментальная база, как правило, пробивали дорогу новым идеям. Блестящие организаторские способности помогли В.Н.Челомею создать надежный творческий коллектив, способный решать не только сложнейшие научные и технические задачи, но и преодолевать организационные сложности, вызванные внешними причинами. В трудные времена коллективу помогало выжить и не утратить творческий потенциал разнообразие тематики. Вплотную занимаясь разработкой и созданием образцов ракетно-космической техники, В.Н.Челомей не оставлял научную работу. Его основные труды посвящены теории колебаний, динамической устойчивости упругих систем, конструкции и динамике машин, теории сервомеханизмов. Значительные результаты получены в развитии методов прикладной математики. Одно из его важнейших теоретических исследований касается проблем устойчивости упругих динамических систем. Впервые в этой области механики им была составлена бесконечная система линейных дифференциальных уравнений с периодическими коэффициентами и разработан метод приближенного решения этой задачи. Были предложены практические рекомендации для определения областей неустойчивости сложных систем. В дальнейшем академик Челомей расширял класс рассматриваемых систем, в ряде случаев получил аналитические решения. Большинство его теоретических работ заканчивалось выводом расчетных формул, которыми удобно пользоваться на практике. Вклад В.Н.Челомея в решение проблем динамической устойчивости упругих систем признан в мировой науке основополагающим. Депутат Верховного Совета СССР 9-11 созывов. Умер 8 декабря 1984 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Награжден 5 орденами Ленина (16 сентября 1945, 25 июня 1959, 1964, 1974, 1984), орденом Октябрьской революции (1971), медалями. Лауреат Ленинской премии (1959) и трех Государственных премий (1967, 1974, 1982). В 1964 году удостоен Золотой медали имени Н.Е.Жуковского за лучшую работу по теории авиации, в 1977 году – Золотой медали имени А.М.Ляпунова – высшей награды Академии Наук СССР за выдающиеся работы в области математики и механики. Действительный член Международной академии астронавтики (1974). Его именем названы улицы и площади в городе Москве и городе Реутов (Московская область), а также малая планета солнечной системы, зарегистрированная в международном каталоге под номером 8608 и получившая название «Челомей». Бюсты академика В.Н.Челомея установлены в Москве возле МВТУ имени Баумана

и в Байконуре. М

Мемориальные доски установлены в Киеве на доме (улица Саксаганского, 3), в котором в 1926-1941 годах жил В.Н.Челомей,

на фасаде Национального авиационного университета (НАУ; проспект космонавта Комарова, 1), который в 1937 году окончил В.Н.Челомей,

а также в городе Полтава (Украина) на фасаде школы №10 (улица Пушкина 20/23), в которой в 1922-1926 годах учился В.Н.Челомей. На территории НПО машиностроения создан мемориальный кабинет Героя. В Полтавском музее авиации и космонавтики открыт мемориальный зал В.Н.Челомея. Учреждена медаль имени В.Н.Челомея, которой отмечаются деятели науки и техники за выдающиеся работы в области ракетно-космической техники. В 2000 году создан Союз ученых и инженеров имени академика В.Н.Челомея. Сочинения: Теория пружин. Киев, 1938; Динамическая устойчивость элементов авиационных конструкций, Москва, 1939; О пневматических сервомеханизмах, Москва, 1954; О возможности повышения устойчивости упругих систем при помощи вибрации, Москва, 1956; Исследование пневматических и гидравлических сервомеханизмов, Москва, 1958. Литература: Боголюбов Н.Н., Седов Л.И., Владимир Николаевич Челомей, в книге: Избранные проблемы прикладной механики, Москва, 1974.

1915
Мусеиб Багирович (Багир оглы) Багиров
командир взвода 206-го гвардейского стрелкового полка 69-й гвардейской стрелковой дивизии 4-й гвардейской армии Воронежского фронта, гвардии лейтенант. Родился в городе Елисаветполь (в 1935-1991 годах - Кировобад) ныне город Гянджа Азербайджанской Республики, в семье рабочего-текстильщика. Азербайджанец. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. Окончил среднюю школу в 1931 году. Уехал в город Баку, здесь в 1933 году окончил мореходный техникум. Вернулся в родной город. Работал помощником мастера на Кировобадском текстильном комбинате. В 1941 году призван в Красную Армию. С 1942 года на фронте. Боевое крещение получил в битве на Волге. В 1943 году окончил ускоренный курс Кемеровского военного пехотного училища и был направлен на фронт. В составе 206-го гвардейского стрелкового полка младший лейтенант Багиров сражался на Курской дуге, освобождал левобережную Украину. 9 сентября 1943 года юго-западнее города Зеньков (Полтавской области) в результате боя группа из 11 гвардейцев во главе с Багировым внезапной атакой овладела важной высотой. В ходе этого боя гвардии лейтенант, вооруженный снайперской винтовкой уничтожил 28 гитлеровцев. Незаметно подобравшись к артиллерийской позиции противника Багиров броском противотанковой гранаты уничтожил орудие неприятеля вместе с расчетом. Более суток взвод удерживал высоту сражаясь в окружении. Гвардейцы уничтожили 3 танка и до 250 солдат и офицеров. Командир взвода был контужен, но не покинул поля боя. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии лейтенанту Багирову Мусеибу Багировичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 2585). После госпиталя вернулся в свой полк. С боями дошел до Европы. В самом конце войны был тяжело ранен в обе руки и голову. День Победы встретил в госпитале, где провел почти восемь месяцев. В октябре 1945 года капитан Багиров уволен в запас. Вернулся на родину, жил в городе Баку. В 1946 году окончил торговый техникум. Несколько лет работал начальником геологической разведки в нефтепромысловом управлении "Нефтечаланефть". При устранении аварии сорвался с вышки, с 25-метровой высоты. Чудом остался жив, но медики запретили заниматься физическим трудом. Багиров стал работать в отделе рабочего снабжения управления "Карадагнефть". Затем много лет работал на предприятиях торговли директором универмага в рабочем поселке Локбатан, магазина "Гастроном" в Баку. Герой Советского Союза Багиров Мусеиб Багир оглы скончался 17 мая 1981 года. Награжден орденом Ленина, медалями. Сочинения: От Волги до Дуная. Баку, 1974.
1915
Владимир Иванович Кузнецов
российский химик и историк химии. Окончил Саратовский университет (1938). В 1938-1941 гг. работал в Саратовском автодорожном институте. В 1949-1957 гг. – на научно-организационной работе в Академии Наук СССР. С 1957 г. – в институте истории естествознания и техники Академии Наук СССР, одновременно с 1969 г. – профессор Московского химико-технологического института. Первые научные работы посвящены органическому синтезу. Установил (1938-1940) возможность осуществления общей реакции разрыва фуранового цикла посредством индивидуальных магнийорганических соединений. Впервые синтезировал (1939) и исследовал полиеновые кетоны. С 1956 г. работал в области истории и методологии химии. Выдвинул (1964) концепцию и понятие о химической организации вещества. Рассмотрел (1967) эволюцию представлений об основных законах химии от стехиометрии к нестехиометрии. Рассмотрел ряд основных теоретических вопросов катализа. Развил (1973-1977) представление о новой классификации химии по принципу иерархии уровней химического знания. Эти представления были положены им в основу определения тенденций развития химии.

1915
Иван Григорьевич Севостьянов
заместитель командира авиаэскадрильи 708-го транспортного авиационного полка, майор. Родился в городе Пятигорск Терской области, ныне Ставропольского края. Русский. Из семьи рабочего. В 1933 году окончил железнодорожное ФЗУ в городе Минеральные Воды, в 1936 году – 3 курса вечернего рабфака в Пятигорске. Работал слесарем на автобазе в Пятигорске. В Красной Армии с августа 1936 года. В 1939 году окончил Чкаловскую военную авиационную школу лётчиков (ныне г.Оренбург). До марта 1941 года служил в строевых частях ВВС (в Забайкальском военном округе). В 1942 году окончил Ивановскую высшую школу штурманов ВВС. Участник Великой Отечественной войны: в мае 1942-мае 1945 – командир корабля 2-го транспортного авиационного полка. Совершил большое количество (только в январе-октябре 1943 года - 150) боевых вылетов на самолёте «Ли-2» для доставки грузов, вооружения и командного состава на передовую, а также для эвакуации раненых. Участвовал в выброске нескольких десантов в тыл противника. Воевал на Ленинградском, Северо-Западном, Западном, Калининском, Воронежском, Сталинградском, Степном, Донском и других фронтах. После войны продолжал службу в военно-транспортной авиации, был заместителем командира авиаэскадрильи 2-го (с февраля 1949 года – 708-го) транспортного авиационного полка особого назначения. В апреле-мае 1948 года участвовал в высокоширотной экспедиции «Север-2», целью которой являлся поиск и изучение ледовых аэродромов для истребителей и бомбардировщиков. 6 мая 1948 года на самолёте «Ил-12» совершил посадку в районе Северного полюса. Руководил тремя экипажами 2-го транспортного авиационного полка, которые совершили 61 самолёто-вылет, перевезли 194 человека и 24 тонны груза. В апреле-мае 1949 года участвовал в высокоширотной экспедиции «Север-4». Руководил 8 экипажами 708-го транспортного авиационного полка на самолётах «Ли-2» и «С-47». Лётчики под командованием И.Г.Севостьянова совершили 105 самолёто-вылетов, ими было перевезено 153 человека и 18 тонн груза. За мужество и героизм, проявленные в высокоширотных экспедициях «Север-2» и «Север-4», Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 декабря 1949 года майору Севостьянову Ивану Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Продолжал службу в военно-транспортной авиации. Занимался перевозкой руководящего состава Министерства обороны СССР и других ответственных лиц из руководства страны. С июля 1960 года полковник И.Г.Севостьянов – в запасе. Жил в Москве. Умер 11 июня 1986 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве (участок 9-2). Полковник (1958), военный лётчик 1-го класса (1950). Награждён орденами Ленина (6 декабря 1949), Красного Знамени (30 декабря 1956), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (30 октября 1943, 11 марта 1985), 3 орденами Красной Звезды (17 октября 1942, 13 июня 1952, 22 февраля 1955), медалями.
1915
Франсиско Уркуйо Мальяньос
президент Никарагуа (1979-1979).

1915
Иван Михайлович Холодов
заместитель командира эскадрильи 28-го истребительного авиационного полка (6-й истребительный авиационный корпус, Войска ПВО территории страны), старший лейтенант. Родился в селе Александровка ныне Иловлинского района Волгоградской области в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1940 года. Окончил 7 классов. В Красной Армии с 1934 года. Окончил 7-ю Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков в 1937 году. Участвовал в походе Красной Армии в Западную Украину и Западную Белоруссию в 1939 году и в советско-финляндской войне 1939-1940 годов. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Защищал небо Москвы в составе 6-го истребительного авиационного корпуса Войск ПВО в должностях командира звена, заместителя командира авиационной эскадрильи 28-го истребительного авиационного полка. К февралю 1942 года старший лейтенант Холодов И.М. произвёл 225 боевых вылетов, в 21 воздушном бою сбил 6 вражеских самолётов. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 664) старшему лейтенанту Холодову Ивану Михайловичу присвоено 4 марта 1942 года. С осени 1942 года – командир авиационной эскадрильи 434-го (32-го гвардейского) истребительного авиационного полка. С ноября 1943 года – командир полка. Сражался на Курской дуге, освобождал Украину, Польшу, Чехословакию. Всего за время войны совершил 480 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 26 и в группе 7 самолётов противника. В 1958 году окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба. С 1970 года генерал-майор авиации Холодов - в запасе. Жил в Москве. Работал начальником отдела кадров Гражданской обороны Москвы. Умер 29 января 1992 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище (участок 2). Награждён орденом Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3-й степени, Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

1916
Трофим Ильич Соловьев
командир артиллерийской батареи 9-й гвардейской механизированной бригады 3-го гвардейского механизированного корпуса 47-й армии Воронежского фронта, гвардии старший лейтенант. Родился на хуторе Верхнекумский ныне Октябрьского района Волгоградской области в крестьянской семье. Русский. Окончил 7 классов. Работал председателем сельского Совета. В Красной Армии в 1937-1940 годах и с июля 1941 года. Участник освободительного похода советских войск в Западную Украину 1939 года. На фронте в Великую Отечественную войну с сентября 1941 года. В 1942 году окончил артиллерийские курсы младших лейтенантов. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. Командир батареи 9-й гвардейской механизированной бригады (3-й гвардейский механизированный корпус, 47-я армия, Воронежский фронт) гвардии старший лейтенант Трофим Соловьёв в боях за расширение плацдарма на правом берегу реки Днепр у села Селище Каневского района Черкасской области Украины в период с 1-го по 3 октября 1943 года умело руководил вверенным ему артиллерийским подразделением, отразившим тринадцать вражеских контратак, уничтожившим три танка и до роты гитлеровской пехоты. Всё это явилось результатом того, что гвардии старший лейтенант Соловьёв Т.И. грамотно и чётко корректировал огонь артиллерийской батареи. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии старшему лейтенанту Соловьёву Трофиму Ильичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1682). После войны Т.И.Соловьёв продолжал службу в армии. В 1945 году он окончил Высшую артиллерийскую офицерскую школу, а в 1949 году - Высшую интендантскую офицерскую школу. С 1955 года майор Соловьёв Т.И. - в запасе. В конце 1980-х – начале 90-х годов заслуженный ветеран жил в городе-герое Волгограде... Награждён орденом Ленина, орденами Красного Знамени, 2-я орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.
1917
Сергей Петрович Изотов
конструктор авиационных двигателей, Главный конструктор ОКБ-117 имени В.Я.Климова – директор Государственного машиностроительного завода № 117. Родился в поселке станции Синельниково, ныне город Днепропетровской области, в семье рабочего. Русский. В 1931 году окончил 7 классов школы, в 1934 году – техникум. Работал чертежником и вечерами учился на подготовительных курсах. В 1935 году поступил в Запорожский индустриальный институт, в 1937 году перевёлся в Ленинградский политехнический институт на энергомашиностроительный факультет, который окончил в январе 1941 году по специальности «Автомобили и тракторы». Член ВКП(б)/КПСС с 1939 года. В 1941 году был распределён на завод № 451, инженером-конструктором в конструкторское бюро авиадвигателей жидкостного охлаждения под руководством В.Я.Климова. В ноябре 1941 года КБ было эвакуировано в Уфу, где возобновило работу на базе авиамоторного завода № 26. В составе КБ С.П.Изотов работал над созданием семейства "сотых" двигателей - основных двигателей для фронтовой авиации, которые в годы войны и несколько лет после её окончания устанавливались на истребители и бомбардировщики А.С.Яковлева, С.А.Лавочкина, В.М.Петлякова и других. В 1943 году назначен уже заместителем начальника конструкторского отдела завода, в 1944 - заместителем начальника инженерно-конструкторского бюро. В 1946 году из КБ Климова была выделена часть перспективных работников и во главе с самим Климовым переведена в Ленинград, где стала основой нового опытно-конструкторского бюро (ОКБ-117). В этом ОКБ С.П.Изотов сразу был назначен заместителем Главного конструктора. Один из ведущих участников создания реактивных двигателей «РД-10» (устанавливался на «Як-15», «Як-17»), «ВК-1» (устанавливался на истребители «МиГ-15бис», «МиГ-17», «Су-15», «Як-50», «Ла-200», бомбардировщики «Ил-28», «Ту-82», торпедоносец «Ту-14»), «ВК-3», «ВК-5». С 1960 года, после ухода В.Я.Климова на заслуженный отдых - Главный конструктор ОКБ-117 (с 1963 года - имени В.Я.Климова) и директор государственного машиностроительного завода № 117, с 1963 года - генеральный конструктор и генеральный директор. Руководил переводом коллектива КБ на новую специализацию - создание газотурбинных двигателей для вертолётов. И на этом направлении ОКБ добилось больших успехов, его двигателями оснащались вертолёты М.П.Миля «Ми-2», «Ми-8», «Ми-14», «Ми-24» и другие. В 1970-х годах С.П.Изотов стал разрабатывать двигатели и для вертолётов ОКБ имени Н.И.Камова («Ка-32», «Ка-50» "Черная акула"). За выдающиеся заслуги в создании новой техники Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») в 1969 году Изотову Сергею Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Третье направление творчества С.П.Изотова - создание газотурбинных танковых двигателей. После ряда опытных и экспериментальных образцов был создан танк «Т-64» с двигателем "изделие 71", а затем разработан и принят на вооружение первый в мире серийный танк с газотурбинным двигателем Т-80 (модификации «Т-80Б», «Т-80БВ», «T-80У»). И, наконец, он создавал жидкостные реактивные двигатели, которые устанавливались на боевые ракеты различного назначения коллективов В.Н.Челомея и П.Д.Грушина. В последние годы жизни С.П.Изотов разрабатывал двигатели «РД-33» и «РД-35» для выдающегося российского истребителя «МиГ-29» (поднялся в небо в 1977 году). В конце 1970-х годов конструкторское бюро С.П.Изотова принимало участие в разработке двигателя для орбитального самолета "Спираль". Многие двигатели конструктора считались лучшими в мире, оснащённые ими самолёты и вертолёты устанавливали многочисленные мировые рекорды. Его двигатели имеют настолько высокий запас прочности, что и через три десятка лет после смерти их создателя улучшаются, модифицируются и сохраняют своё значение двигателей для ведущих самолётов российской авиации. С 1981 года - Генеральный конструктор Ленинградского научно-производственного объединения имени В.Я.Климова. Доктор технических наук (1968). «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР». Жил в городе-герое Ленинграде. Скончался 6 мая 1983 года.
Похоронен на Богословском кладбище города Санкт-Петербург. Ленинская премия (1976). Сталинская премия (1949). Государственная премия СССР (1971). Награждён орденами Ленина (1969), Трудового Красного Знамени (1957), медалями, иностранным орденом. Мемориальная доска установлена в здании Санкт-Петербургского государственного Политехнического университета (2007), на здании авиамоторного завода имени В.Я.Климова. Сын Героя Пётр Сергеевич Изотов (1942-2008) также стал крупным учёным и конструктором вертолётных двигателей, трудился в НПО имени В.Я.Климова, был главным конструктором вертолётных двигателей.
1917
Бадди Рич (настоящее имя - Бернард Рич)
американский исполнитель на ударных инструментах, руководитель оркестра, вокалист и шоумен. Один из лучших барабанщиков эпохи свинга. Рос в артистической среде, в полтора года уже выходил на сцену и танцевал стэп, в 11 лет играл в бэнде, который специально для него организовали родители. Ударные инструменты освоил самостоятельно. С 1937 г. играл в профессиональных оркестрах Джо Марсалы (1937), Банни Беригена (1938), Арти Шоу, Бенни Картера, Каунта Бэйси (1939), Томми Дорси (1944-1946). Первая попытка собрать собственный бэнд (1947) оказалась неудачной, поэтому следующие три года работал в антрепризе Нормана Грэнца «Jazz At The Philharmonic», сотрудничая с Чарли Паркером, Диззи Гиллеспи, Телониусом Монком, Артом Тэйтумом, Лайонелом Хэмптоном, Лестером Янгом, Роем Элдриджем. В 1951 г. собрал оркестр для американских гастролей вокалистки Жозефины Бэйкер, затем организовал квинтет («Big Four» с Чарли Вентурой), в 1953 г. работал в биг-бэнде Харри Джеймса. В 1959-1960 гг. перенес инфаркт, после которого выступал как вокалист. Через год вернулся к ударным и организовал квинтет для поездки от Госдепартамента США по странам Азии. Только в 1966 г. осуществил мечту - собрал собственный крепкий, плотно звучащий биг-бзнд (аранжировщики Дон Менза, Билл Хольман, Дон Себески, Джон Ла Барбера), сцементированный мощными и яркими соло на барабанах. В 1974-1974 гг. играл с малыми группами в собственном нью-йоркском клубе «Buddy`s Place», затем вновь собрал биг-бэнд, гастролировал и записывал пластинки. Не бросил играть даже тогда, когда одна рука после автокатастрофы была на перевязи и когда в последние годы жизни врачи запретили ему выступать. С 1974 г. был почетным доктором школы Беркли в Бостоне.

1917
Александр Васильевич Рябцов
заместитель командира разведывательной роты по политической части 55-й механизированной бригады (6-й механизированный корпус, 2-я гвардейская армия, Сталинградский фронт), лейтенант. Родился в Петрограде (ныне – Санкт-Петербург) в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. Образование среднее. В Красной Армии с 1938 года. Участник советско-финляндской войны 1939—40 годов. На фронте в Великую Отечественную войну с 1942 года. Группа разведчиков под командованием заместителя командира разведывательной роты по политической части 55-й механизированной бригады (6-й механизированный корпус, 2-я гвардейская армия, Сталинградский фронт) лейтенанта Рябцова 26 декабря 1942 года у хутора Самохин сняла несколько постов боевого охранения врага и вступила в бой с превосходящими силами противника. Атакуя, разведчики выбили гитлеровцев из населённого пункта, захватив в плен около 50 солдат. Кроме того, они вывели из строя пять орудий и шесть пулемётов противника. Опросом пленных были установлены система огня, места огневых средств в опорном пункте и уточнены данные о месте стыка 5-й и 8-й кавалерийских дивизий румын. Эти ценные результаты разведки были использованы командованием бригады и корпуса. Во второй половине того же дня лейтенант Рябцов получил задачу разведать силы, средства и систему огня в опорном пункте противника в районе хутора Дарганов (Котельниковский район Волгоградской области). Разведчики успешно выполнили эту задачу, при этом в завязавшемся в сумерках на северной окраине Драганова бою они уничтожили 10 и захватили в плен ещё 28 гитлеровцев. 27 декабря 1942 года отдельный разведывательный дозор под командованием лейтенанта Рябцова, ведя разведку отходящего противника, вступил в бой за хутор Поперечный. Лейтенанта Рябцова окружили 30 солдат противника. Огнём из автомата и гранатами он уничтожил большинство из них, а остальных вынудил отступить. После этого Рябцов с подоспевшими на помощь несколькими разведчиками вступил в бой с большой группой противника, в составе которой было много офицеров. В этом неравном бою лейтенант Рябцов пал смертью храбрых. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 июня 1943 года за мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, лейтенанту Рябцову Александру Васильевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина. Похоронен на поле боя. Навечно зачислен в списки воинской части.
1917
Лина Хорн
певица. Родилась в Бруклине. Свою карьеру она начинает как балерина в гарлемском «Cotton Club». В 1981 она выигрывает Grammy как самая лучшая джазовая певица с альбомом «Lena Horne: Леди и ее музыка. Live on Broadway.»
1917
Сьюзен Хэйуорд (Susan Hayward; настоящее имя и фам. - Эдит Мэрринер)
американская актриса. В 1938 г. дебютировала в кино (фильм «Послушницы»). Играла роль Эстеллы Мастертон в комедии режиссера Р.Клера «Я женился на ведьме» (1942). Получила известность благодаря драматизму и психологической точности исполнения ролей в фильмах «Звездно-полосатый ритм» (1943), «Борющиеся труженики моря», «А теперь – завтра» (оба в 1944), «Пьяница» (1947). Фильмы «Мое глупое сердце» (1950), «Давид и Вирсавия» (1951), «А плакать я буду завтра» (1956; премия за лучшее исполнение женской роли на IX Международном кинофестивале в Канне), «Я хочу жить» (1958; премия Американской академии киноискусства и наук за лучшее исполнение женской роли), «Куда ушла любовь» (1964) выдвинули ее в число самых популярных кинозвезд Голливуда.
1917
Александр Иосифович Шуваев
заместитель командира стрелкового батальона по политической части 248-й отдельной курсантской стрелковой бригады 60-й армии Центрального фронта, капитан. Родился в селе Малый Сомовец, ныне Петровского района Тамбовской области, в крестьянской семье. Русский. В детстве с родителями переехал в Узбекистан. Жил и учился в городе Ташкент, ныне столице Республики Узбекистан. Член ВКП(б)/КПСС с 1940 года. В 1941 году окончил 4 курса финансово-экономического института. Работал бухгалтером железнодорожной больницы в городе Кизыл-Арват (ныне город Сердар в Балканском велаяте Туркмении). В марте 1942 года был призван в Красную Армию Кизыл-Арватским горвоенкоматом Туркменской ССР. В том же году окончил Харьковское военно-политическое училище, эвакуированное в Ташкент, и был направлен на фронт. С августа 1942 года участвовал в боях с фашистскими захватчиками на Воронежском фронте. К началу 1943 года лейтенант Шуваев был заместителем командира роты 3-го стрелкового батальона 248-й отдельной курсантской стрелковой бригады. Участвовал в освобождении города Курска в ходе Воронежско-Касторненской операции. В уличных боях в Курске группой бойцов под его командованием уничтожено до 40 гитлеровцев и 4 огневые точки. Был ранен, но остался в строю. За эти бои офицер получил первую боевую награду - орден Красной Звезды. С конца марта до лета 1943 года 248-я отдельная курсантская стрелковая бригада в составе 60-й армии на Центральном фронте удерживала позиции северо-восточнее города Рыльск в Конышёвском районе Курской области. В дальнейшем в составе своей бригады участвовал в наступательных боях на левобережной Украине, участвовал в уличных боях при освобождении города Глухов Сумской области. Пройдя с боями прошел через всю Черниговщину. В этих боях он был уже заместителем командира стрелкового батальона по политической части. 23 сентября 1943 года 248-я курсантская стрелковая бригада 60-й армии Центрального фронта вышла на берег Днепра севернее города Киев. В боях при форсировании этой водной преграды лейтенант Шуваев особо отличился. В ночь на 24 сентября 1943 года первые подразделения бригады форсировали реку в районе села Толокунь Вышгородского района Киевской области Украины. При форсировании использовались острова в русле Днепра (сейчас затомлены водами водохранилища). Когда на острове противник силою до 250 человек контратаковал наши позиции, с целью сорвать переправу через Днепр других батальонов, Шуваев организовал отражение контратаки. Оценив обстановку, пропустил противника в глубь острова, зашел во фланг противнику, открыл ураганный огонь из всех видов оружия и вызвал панику в рядах врага. Воспользовавшись замешательством противника, поднял весь личный состав батальона в атаку, воодушевляя своим личным примером и подавая ложные команды "батальон справа-батальон слева" с криком "ура" бросился на немцев. В результате умелого и решительного действия, несмотря на численное превосходство противника, все 250 человек немцев были уничтожены и потоплены в реке. Благодаря умелому руководству, проявленному мужеству я геройству, тов. Шуваев дал возможность не только форсировать Днепр, но и хорошо закрепиться и удержаться остальным подразделениям. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 октября 1943 года за успешное форсирование реки Днепр, прочное закрепление плацдарма на западном берегу реки Днепр и проявленные при этом отвагу и гервйство капитану Шуваеву Александру Иосифовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В одном из следующих боев был тяжело ранен. В феврале 1944 года в госпитале из рук заместителя председателя Президиума Верховного Совета СССР Ю.И. Палецкиса получил высокие награды Родины – орден Ленина и медаль «Золотая Звезда». С 1946 года отважный офицер-политработник - в запасе. Жил в городе-герое Москве. Работал экономистом на заводе "Салют". Скончался 10 июля 1975 года. Похоронен на Перовском кладбище в Москве. Награждён орденом Ленина (17 октября 1943), орденом Красной Звезды (8 апреля 1943), медалями
Мемориальная доска установлена на доме по адресу, улица Энергетическая дом 9.
На мемориале в селе Петровское.
1918
Василий Иванович Чипишев (правильно - Чипышев)
наводчик орудия 233-го гвардейского стрелкового полка 81-й гвардейской стрелковой дивизии 7-й гвардейской армии Степного фронта, гвардии красноармеец. Родился в посёлке Янгельский Агаповского района Челябинской области в семье крестьянина. Русский. Образование неполное среднее. Работал бухгалтером столовой на станции Магнитогорск. Член ВКП(б) с 1942 года. В Красной Армии с марта 1943 года. В боях Великой Отечественной войны с мая 1943 года. Сражался на Степном фронте. Участвовал в оборонительных боях Курской битвы на корочанском направлении, в освобождении городов Белгород, Харьков, Красноград с выходом на Днепр и форсированием его севернее Днепропетровска. Наводчик орудия гвардии красноармеец Чипишев отличился в боях по удержанию плацдарма на правом берегу Днепра. При отражении контратак противника у села Бородаевка (Верхнеднепровский район Днепропетровской области) 10 октября 1943 года выкатил орудие на прямую наводку и подбил 4 танка, вклинившихся в нашу оборону. Погиб в этом бою. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии красноармейцу Чипишеву Василию Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Награждён орденом Ленина. Похоронен в братской могиле в селе Бородаевка. Приказом Министра Обороны СССР В.И.Чипишев навечно зачислен в списки воинской части. В школе № 33 в Магнитогорске, носящей имя Героя, создан музей его имени.

1919
Сапар Рубаев
командир 76-миллиметровой пушки 232-го отдельного истребительно-противотанкового дивизиона 302-й стрелковой дивизии 60-й армии 1-го Украинского фронта, старшина. Родился в городе Павлодар ныне административном центре Павлодарской области Республики Казахстан в семье рабочего. Казах. Окончил начальную школу. Работал в колхозе. В Красную Армию призван 26 февраля 1940 года Павлодарским горвоенкоматом Казахской ССР. На фронте в Великую Отечественную войну с июня 1941 года. Член ВКП(б) с 1943 года. Командир 76-миллиметровой пушки 232-го отдельного истребительно-противотанкового дивизиона (302-я стрелковая дивизия, 60-я армия, 1-й Украинский фронт) старшина Сапар Рубаев 22 августа 1944 года у населённого пункта Мокрее, расположенного в 9- километрах северо-западнее польского города Дембица, вместе с орудийным расчётом разбил четыре огневые точки и истребил свыше отделения гитлеровцев. За мужество и отвагу, проявленные в боях, 23 сентября 1944 года старшина Рубаев Сапар награждён орденом Славы 3-й степени (№ 202843). 14 января 1945 года в бою у населённых пунктов Кухары и Варовицы на правом берегу реки Нида, расположенных юго-восточнее польского города Казимеж-Вельки, 76-миллиметровое орудие старшины Сапара Рубаева уничтожило четыре пулемётные точки, нескольких гитлеровцев и подбило вражескую автомашину с боеприпасами. За мужество и отвагу, проявленные в боях, 17 февраля 1945 года старшина Рубаев Сапар награждён орденом Славы 2-й степени. Командир 76-миллиметровой пушки 232-го отдельного истребительно-противотанкового дивизиона (302-я стрелковая дивизия, 60-я армия, 1-й Украинский фронт) старшина Сапар Рубаев вместе с вверенным ему орудийным расчётом в боях за населённые пункты Ридгрунт, Зассштадт, Кёнигсдорф и Леобшютц, расположенные в 10-и - 15-и километрах северо-западнее польского города Рацибуж, 10-20 марта 1945 года прямой наводкой разбил семнадцать пулемётных точек, четыре повозки с боеприпасами, рассеял до взвода пехоты, подавил огонь миномётной батареи, захватил в плен одного гитлеровца. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками награждён орденом Славы 1-й степени, став полным кавалером ордена Славы. Но славному сыну казахского народа не суждено было узнать, что он стал полным кавалером ордена Славы, как и не суждено было дожить до Дня Победы над фашистской Германией. Он пропал без вести в апреле 1945 года. Награждён орденами Красной Звезды, Славы 1-й, 2-й и 3-й степени, медалями.

1919
Борис Иванович Юркин
командир стрелкового отделения 975-го стрелкового полка 270-й стрелковой дивизии 6-й гвардейской армии 1-го Прибалтийского фронта, сержант. Родился в городе Оренбурге (в 1920-1925 годах – столица Киргизской АССР, с 1934 года – центр Оренбургской области; в 1938-1957 годах Оренбург назывался Чкаловым в честь лётчика В.П.Чкалова) в семье железнодорожника. Русский. Член ВЛКСМ с 1936 года. В 1938 году окончил Чкаловский железнодорожный техникум, работал путейцем-строителем. Проживал по адресу: город Чкалов, улица Советская, дом 63. В Красную Армию призван 15 октября 1939 года Кировским райвоенкоматом Чкаловской области. Участник советско-финляндской войны 1939-40 годов. В боях Великой Отечественной войны с апреля по июнь 1944 года, воевал на 1-м Прибалтийском фронте, участвовал в освобождении Белоруссии. Командир стрелкового отделения 975-го стрелкового полка (270-я стрелковая дивизия, 6-я гвардейская армия, 1-й Прибалтийский фронт) сержант Борис Юркин в ночь на 26 июня 1944 года с бойцами вверенного ему подразделения переправился через реку Западная Двина в районе посёлка городского типа Улла Бешенковичского района Витебской области Белоруссии, успев уничтожить гранатой дзот противника, но утонул, сражённый вражеской пулей. Похоронен в деревне Глыбочка Ушачского района Витебской области Белоруссии. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм сержанту Юркину Борису Ивановичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина. Именем Героя названа средняя школа в деревне Глыбочка, в пришкольном саду которой установлен памятник. Имя Бориса Юркина носит улица в Оренбурге.
1920
Дзено Коло
итальянский горнолыжник, олимпийский чемпион 1952 года в скоростном спуске. В 1947 году установил мировой рекорд скорости спуска на лыжах — 160 км/час, простоявший 13 лет.
1920
Сэм Московиц (Сэм Мартин)
американский историк фантастики, фэн, литературный агент и редактор, автор работ "Бессмертный шторм", "Исследователи бесконечности", "Искатели будущего", "Неизвестные горизонты", "Мир и Олаф Стэплдон", "Хьюго Гернсбек: Отец научной фантастики", "Кантата для П.Шуйлера Миллера", составитель антологий "Зов далекого будущего", "Научная фантастика в старом Сан-Франциско", "Пришествие роботов", "Исследуя другие миры" и др.

1920
Элио Романи (Elio Romani)
итальянский шахматист. Умер в сентябре 1999 года.
1921
Иосиф Березин
международный шахматный арбитр, заслуженный тренер России.