-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108269
Комментариев: 6801
Написано: 116740


20 февраля родились...

Пятница, 20 Февраля 2015 г. 00:08 + в цитатник
 (541x699, 134Kb)
1795
Екатерина Павловна Бакунина
русская фрейлина, юношеская любовь Пушкина. Екатерина Павловна Бакунина приходилась сестрой Александру Бакунину, лицейскому товарищу Пушкина. Летом она подолгу жила в Царском Селе, и следы, оставленные «ногой ее прекрасной», поэт искал в царскосельских рощах и лесах.
В те дни... в те дни, когда впервые
Заметил я черты живые
Прелестной девы, и любовь
Младую взволновала кровь...
«Я счастлив был!.. Нет, я вчера не был счастлив поутру я мучился ожиданием, с неописанным волнением стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу – ее не видно было!
Наконец, я потерял надежду; вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице, – сладкая минута!.. Как она мила была! Как черное платье пристало к милой Бакуниной!» – восклицал Пушкин в своем лицейском дневнике. Об этом увлечении поэта вспоминал его приятель С.Д.Комовский. «Но первую платоническую, истинно пиитическую любовь возбудила в Пушкине сестра одного из лицейских товарищей его… Она часто навещала брата и всегда приезжала на лицейские балы. Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение произвели общий восторг во всей лицейской молодежи. Пушкин, с пламенным чувством молодого поэта, живыми красками изобразил ее волшебную красоту в стихотворении своем под названием «К живописцу». Стихи сии очень удачно положены были на ноты лицейским товарищем его Яковлевым и постоянно петы не только в Лицее, но и долго по выходе из оного». Бакуниной увлекались и другие лицеисты, в том числе И.И.Пущин, будущий декабрист. Но соперничество не послужило причиной охлаждения между друзьями. Пушкин томился любовью к Бакуниной всю зиму, а также весну и большую часть лета 1816 года. За это время из-под его пера вышел ряд элегий, которые носят печать глубокой меланхолии. Никаких определенных выводов об отношениях, существовавших между поэтом и любимой девушкой, нельзя сделать на основании этих стихов элегический трафарет заслоняет живые черты действительности. Вероятно, весь этот типично юношеский роман повлек за собой лишь несколько мимолетных встреч на крыльце или в парке. «Екатерина Бакунина, разумеется, не могла ответить никому из влюбленных лицеистов взаимностью, – считает литературовед Нина Забабурова. – Им было 17, а ей 21. В этом возрасте такой разрыв составляет пропасть, тем более что девушки, как известно, взрослеют быстрее. У Бакуниной был младший брат, ровесник влюбленного поэта, и такая ситуация была вдвойне невыгодна для пылкого поклонника. Она уже поэтому должна была смотреть на него как на ребенка. По тем скудным сведениям, которыми поделились современники, Екатерина Павловна была девушкой достаточно строгой, серьезной и абсолютно чуждой игривого кокетства». Осенью Бакунины переехали в Санкт-Петербург, и Пушкин, судя по стихам, долгое время был совершенно безутешен. Но молодость брала свое, каждый день приносил новые впечатления, начались первые литературные успехи и даже настоящие триумфы, каким оказалось публичное чтение на экзамене в присутствии стареющего Державина. Сердечная рана затянулась… В 1817 году Екатерина Бакунина стала фрейлиной, а Пушкин окончил Лицей. Нет никаких сведений о том, что они встречались в Санкт-Петербурге. Через много лет Екатерина Павловна встретилась с Пушкиным в Приютино в 1828 году, на праздновании дня рождения Екатерины Марковны Олениной. Но тогда он, скорее всего, был слишком занят Анной Олениной, чтобы помнить о своей лицейской любви… Вышла замуж очаровательная Екатерина Бакунина уже в очень зрелом возрасте. Надежда Осиповна Пушкина, мать поэта, в 1834 году сообщала дочери «...как новость скажу тебе, что Бакунина выходит за господина Полторацкого, двоюродного брата госпожи Керн. Свадьба будет после Пасхи. Ей сорок лет, и он не молод. Вдов, без детей и с состоянием. Говорят, он два года, как влюблен...». По-видимому, Пушкин – уже женатый в то время человек – присутствовал на свадьбе Екатерины Павловны. По заведенному обычаю императрица Елизавета Алексеевна благословила свою любимую фрейлину и подарила молодым икону, которую Бакунина хранила всю жизнь. Покинув высший свет, двадцать один год прожила она с мужем в полном согласии. Охотно переписывалась с друзьями, воспитывала детей – сына Александра и дочь Екатерину, наслаждалась семейным счастьем... «…Екатерина Павловна между тем стала замечательной художницей, – рассказывает Лев Анисов. – Имела выставки, много заказов. Однако прославилась она и осталась в памяти потомков именно влюбленностью в нее великого поэта. Вполне сознавая это, она как реликвию берегла до конца своих дней написанный рукою Пушкина на желтоватом листке альбомного формата его мадригал ко дню ее именин». Многие художники старались запечатлеть красоту этой женщины. Известны рисунок О.Кипренского, два акварельных портрета П.Соколова. Есть основания предполагать, что Екатерина Павловна изображена и на одной из акварелей К.Брюллова. На всех этих портретах нежно и кротко смотрят ее глаза, обаяния женственности исполнен весь ее облик. «Как она мила» – эти пушкинские слова как нельзя более точно передают свойство ее красоты. Умерла 19 декабря 1869 года

 (557x698, 41Kb)
1795
Василий Алексеевич Перовский
российский государственный деятель и военачальник, генерал от кавалерии, генерал-адъютант, граф (с 1855 года). Карл Брюллов. Родился в городе Почеп ныне Брянской области. Внебрачный сын А.К.Разумовского от мещанки Марии Михайловны Соболевской. Брат А.А.Перовского (Антония Погорельского) и министра внутренних дел графа Л.А.Перовского. Окончив курс в Московском университете, поступил в 1811 году колонновожатым в свиту его величества. В 1812 году участвовал в Бородинской битве, лишился пальца на левой руке, а при последующем отступлении был захвачен в плен, где находился до взятия союзниками Парижа. В 1814 году был причислен к Гвардейскому главному штабу, состоял в лейб-гвардии Егерском, а затем в Измайловском полку. В 1818 году назначен адъютантом к великому князю Константину Павловичу. Сразу при воцарении Николай I назначил Перовского флигель-адъютантом. 14 декабря 1825 года находился при императоре, на Сенатской площади получил удар поленом в спину. В турецкую войну 1828 года отличился, взяв штурмом Анапу, под Варной был тяжело ранен и принужден отказаться от строевой службы; за отличия произведён в генерал-майоры с зачисление в свиту императора, а также награждён орденами Святого Георгия 4-й и Анны 1-й степени. В 1829 году был назначен директором канцелярии главного морского штаба. В 1833 году назначен оренбургским военным губернатором и командиром Отдельного оренбургского корпуса. Усердие Перовского при подавлении восстания в Башкирских кантонах заметил сам император, который прислал ему позже благодарственное письмо, в котором отмечалось: «Я с особенным удовольствием вижу, что Вы оправдали все ожидания мои… Одобряя вполне все распоряжения Ваши к водворению строгой дисциплины и порядка в башкирских кантонах, я вменяю себе в приятный долг изъявить Вам за сие усердия мою собственную признательность». Предпринятый Перовским в 1839 году поход на Хиву кончился неудачно. В 1842 году оставил управление Оренбургским краем, в 1843 году получил звание генерала-от-кавалерии. В 1845 году был назначен членом Государственного Совета, а в 1847 году — членом Адмиралтейств-Совета. В 1851 году вновь вернулся в Оренбург, став генерал-губернатором Оренбургской и Самарской губерний. В это время были приведены в исполнение ещё ранее задуманные им меры: в степи устроены были многочисленные укрепления, исследовано Аральское море и учреждено на нём пароходное сообщение, в 1853 году взята штурмом кокандская крепость Ак-Мечеть в 1854 году заключён с хивинским ханом выгодный для России договор. В честь Перовского Ак-Мечеть была переименована в Перовск, и носила это имя до 1922 года.
PerovskogoGTG (433x700, 345Kb)Император Александр II в первый день царствования собственноручным письмом благодарил друга своего отца «за долговременную, верную и усердную службу», и в 1855 году Перовский был возведён в графское достоинство, и в день коронации Перовский был награждён бриллиантовыми знаками ордена Святого Андрея Первозванного. 7 апреля 1857 года вышел в отставку, а 8 декабря того же года скончался в Алупке. Награды и премии: Орден Святого Георгия IV степени; Орден Святой Анны I степени. В 1878 году в Оренбурге в честь Василия Алексеевича Перовского была названа улица. В 2006 году в Оренбурге после реконструкции Детский парк имени С.М.Кирова был переименован в честь военного губернатора имени В.А.Перовского. Со стороны улицы Постникова установлен бюст Перовскому. С именем Василия Алексеевича Перовского связан старинный башкирский охотничье-воинский мужской танец. Танец «Форт Перовский» сложен на музыку «Марш Перовского» башкирских воинов, участников походов В.А.Перовского в Среднюю Азию и казахские степи. Казахский народный музыкант и композитор Курмангазы также назвал одно из своих произведений - «Перовский марш». Участие В.А.Перовского в Отечественной Войне 1812 года и его плен, а также его детство было описано в историческом романе Г.П.Данилевского «Сожжённая Москва» (1885 г.). В его честь названы город Перовск в Казахстане, основан как Форт-Перовский в 1853 г., с 1925 - Кзыл-Орда, село Перовка в Оренбургской области. Литература: Захарьин И.Н. Хива. Зимний поход в Хиву Перовского в 1839 году; Первое посольство в Хиву в 1842 году. — Санкт-Петербург, 1898. Захарьин И.Н. Граф В.А.Перовский и его зимний поход в Хиву. — Санкт-Петербург, 1901; Тагеев Б. Перовский, граф Василий Алексеевич // Русский биографический словарь : Павел, преподобный — Петр (Илейка). — Санкт-Петербург, 1902. — Страницы 530—540; Шилов Д.Н., Кузьмин Ю.А. Члены Государственного совета Российской империи, 1801—1906. — Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2007. — Страница 619. — ISBN 5-86007-515-4; Данилевский Г.П. Сожжённая Москва. — Москва: Сибирская благозвонница, 2011. — ISBN 978-5-91362-328-7.

Charles-Auguste_de_Bériot_by_Charles_Baugniet_1838 (559x700, 208Kb)
1802
Шарль Огюст Берио (французское имя - Charles Auguste de Bйriot)
бельгийский скрипач, композитор, музыкальный педагог. Один из крупнейших виртуозов 1-й половины XIX в. Муж певицы Марии Малибран, отец пианиста Шарля Вильфрида де Берио. Родился в Лёвене, Бельгия. Шарль Огюст ставшись сиротой, воспитывался скрипачом Жаном Франсуа Тиби, учеником Джамбаттиста Виотти. Дебютировал в девятилетнем возрасте, успешно исполнив концерт Виотти, затем совершенствовал своё мастерство под руководством другого его ученика, Андре Робберехтса. В 1821 году Берио перебрался из Бельгии в Париж и некоторое время занимался у Пьера Байо, но не был удовлетворён этим наставничеством; в то же время игра Берио получила одобрение самого Виотти. В 1824—1826 гг. Берио был придворным скрипачом в Париже, в 1826 году выступил с гастролями в Великобритании и США. Затем вернулся в Бельгию, принадлежавшую в этот период Нидерландам, и получил должность придворного скрипача при брюссельском дворе короля Виллема I, упразднённую в результате Бельгийской революции 1830 года. На протяжении 1830-х годов Берио интенсивно гастролировал, в том числе с певицей Марией Малибран, своей гражданской женой, незадолго до смерти оформившей брак с Берио благодаря успешному завершению длительных бракоразводных дел с предыдущим мужем. В 1840 г. посетил Россию. В 1842 году Шарль Огюст де Берио получил предложение занять кафедру скрипки в Парижской консерватории, освободившуюся после смерти Байо, однако вместо этого c 1843 вёл скрипичный класс в Брюссельской консерватории, где его непосредственным учеником был Анри Вьетан; вообще же с именем Берио связывают рождение франко-бельгийской виртуозно-романтической скрипичной школы, к которой в дальнейшем принадлежали Юбер Леонар, Ламбер Массар, Анри Марто, Эжен Изаи и др. Учебник скрипичной игры Берио (французкое название - L'Йcole transcendantale du violon; 1858), переведённый на большинство европейских языков, вплоть до середины ХХ века был (по крайней мере, в России) самым распространённым учебным пособием, на его основе делали свои первые шаги многие поколения скрипачей. В 1852 г. в связи с прогрессирующей слепотой Берио вышел в отставку. Умер в Брюсселе 8 апреля 1870 года. Наиболее существенная часть композиторского наследия Берио — десять концертов для скрипки с оркестром. В то же время и сольные скрипичные пьесы Берио, включая этюды педагогического назначения, наряду с технической виртуозностью достигают художественного блеска. Сочинения: Mйthode de violon, pt. 1—3, P., 1858; в русском переводе — Школа для скрипки, Москва, 1898. Литература: Письма зарубежных музыкантов. Из русских архивов. Вступительная статья А.А.Гозенпуда, Ленинград, 1967, страницы 99—108; Берио, Шарль-Огюст // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 тома и 4 дополнения). — Санкт-Петербург, 1890—1907.

 (523x698, 252Kb)
1803
Фридрих Теодор Фрёлих (Friedrich Theodor Frцhlich)
швейцарский композитор. Родился в Бруте. Умер в Арау 16 октября 1836 года.

 (536x699, 69Kb)
1808
Оноре Домье (французское имя - Daumier, Honorй Victorin)
французский литограф, живописец и скульптор. Родился в Марселе. Семья художника переехала в Париж, когда он был еще ребенком. Оноре служил посыльным у юриста, работал книготорговцем, литографом. Он брал уроки рисования, изучал античную скульптуру в Лувре и работал в мастерской Эжена Будена. В 1830 первые литографии Домье привлекли внимание Шарля Филипона, издателя либерального политического журнала «Карикатюр». Домье начал публиковать свои литографии в этом журнале под псевдонимом Рожлен. За одну из них, карикатуру на Луи-Филиппа, изображенного в виде Гаргантюа, автор на полгода попал в тюрьму. Когда в 1835 «Карикатюр» был запрещен, Филипон основал другой юмористический журнал – «Шаривари», и Домье постоянно публиковал в нем свои литографии в течение почти сорока лет. Он высмеивал недостатки и слабости мелкой буржуазии, атаковал врагов прогресса и обращался к политическим темам, если это допускала цензура. Около 4 тысяч литографий Домье выходили сериями: например, серия Древняя история (1841–1843) высмеивала ставший уже банальным классицизм в духе Давида, а в серии Карикатюрана главный герой популярной мелодрамы Робер Макер выставлялся типичным шарлатаном.
20 февраля (по другим данным 26 февраля) 1808 года родился Оноре Викторен ДОМЬpost-154-129819883854 (700x383, 276Kb)
Юристы, врачи и политики тоже часто становились жертвами колкого остроумия художника. Каждый месяц Домье выпускал около ста литографий, и у него оставалось очень мало времени для занятий живописью, к которой он, несмотря на полный провал у критиков Салона его живописных произведений, испытывал все больший интерес. В 1860–1864 он вовсе перестал заниматься литографией, но крайняя нужда вновь заставила его обратиться к этому занятию. В 1873 из-за почти полной потери зрения Домье лишился и этого средства к существованию. Коро, восхищавшийся его гением, спас старого мастера от конфискации имущества по суду. Домье умер в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа 10 февраля 1879 года. Количество поддельных картин Домье, возможно, даже превышает число выполненных им произведений. Неоконченная работа Вагон третьего класса (Нью-Йорк, музей Метрополитен) дает прекрасную возможность для изучения живописной манеры Домье. Здесь хорошо виден трудновоспроизводимый творческий метод художника: он начал с каркаса контурных линий, напоминающих его поздние литографии, а затем прошел по ним тонкими слоями лессировок, создающими плотную полупрозрачную живописную поверхность. Таким образом достигается эффект скульптурности масс. Отчасти этот результат объясняется тем, что Домье долгое время использовал небольшие глиняные модели для своих картин. Он работал очень быстро и обладал невероятно точной зрительной памятью, поэтому созданные им образы кажутся взятыми прямо из жизни.

1809
Рудольф Эрнестович (Эрнст Рудольф) Траутфеттер ( с 1825 — фон Траутфеттер)
русский ботаник и натуралист, знаток русской флоры. Родился в Митаве. Поступив в 1825 году в Дерптский университет, сначала по медицинскому факультету, он перешёл потом на физико-математический и занялся специально ботаникою под руководством К.Х.Ледебура. В 1829 году награждён был золотою медалью за рассуждение на заданную тему по предмету ботаники. Удостоен в 1833 году Дерптским университетом степени кандидата, в 1835 году — Кёнигсбергским университетом степени доктора философии, в 1839 году Университетом Святого Владимира — степени доктора естественных наук. В 1833 году Траутфеттер был назначен на должность помощника директора Дерптского университетского ботанического сада, в 1834 году, после публичной защиты диссертации, он был определён доцентом в Дерптском университете по предмету ботаники. В 1835 году перешёл на должность младшего помощника директора Императорского Ботанического сада в Санкт-Петербурге (Ф.Б.Фишера). В 1838 году — исправляющий должность ординарного профессора ботаники в Университете Святого Владимира в Киеве, а с 1839 года — ординарного профессора по той же кафедре. Траутфеттер заведовал с 1838 по 1847 год ботаническим садом этого университета, находившимся тогда в городе Кременце Волынской губернии, — трудился с 1841 года над основанием и обзаведением нового университетского ботанического сада в самом Киеве, которым он управлял по 1852 год, и имел в своем ведении гербарий университета с 1838 по 1852 год, кабинеты агрономический и механической школы с 1839 по 1843 год и минералогический кабинет с 1842 по 1846 год. Он состоял деканом физико-математического факультета в 1841 году и с 1843 по 1847 год и вице-председателем комиссии, Высочайше учреждённой для описания губерний Киевского учебного округа с 1851 по 1859 год. Притом, Траутфеттер читал в университете с 1842 по 1845 год также лекции по минералогии и геологии. В 1847 году, по избранию совета, Траутфеттер назначен ректором на 4 года, но, ещё до истечения сего срока, по случаю введения нового порядка назначения ректоров, Высочайше определён в 1850 году ректором Университета Святого Владимира с увольнением от должности профессора. При выходе в отставку в 1859 году удостоен звания почётного члена Университета Святого Владимира. В 1860 году Траутфеттер занял место директора Горы-Горецкого земледельческого института. Вскоре после поступления Императорского Санкт-Петербургского ботанического сада в ведение министерства государственных имуществ управление им было временно поручено Траутфеттеру, утверждённому в 1864 году в звании заведующего садом, а в 1866 году, согласно положению нового штата ботанического сада, директором; последнюю должность Траутфеттер занимал до 1875 года, когда в связи с расстроенным здоровьем по личному прошению был уволен в отставку в чине тайного советника; место его занял главный ботаник сада Э.Л.Регель. Обширный гербарий Траутфеттера хранится в Императорском ботаническом саду, а частью («Herbarium universale» — 3377 видов в 30 папках) в Санкт-Петербургской лесотехнической академии. Императорская Академия наук, избрав Траутфеттера в свои члены-корреспонденты ещё в 1837 году, присудила ему в 1885 году почётную Золотую медаль Бэра за его исследования по русской флоре, а Императорский ботанический сад принял его в 1875 году в число своих почётных членов. Умер в Санкт-Петербурге 12 января 1889 года. Растения, описанные Траутфеттером: Роды: Acelidanthus Trautv. & C.A.Mey. in Middend; Microselinum Andrz. ex Trautv; Thuiaecarpus Trautv; Trigonocaryum Trautv. Виды: Список видов растений, описанных Траутфеттером, смотри на International Plant Names Index. Названы в честь Траутфеттера: Род Траутфеттерия (Trautvetteria Fisch. et C.A.Mey.). Число его работ (1830—1888) простирается до 80. Все они касаются почти исключительно флоры России, всех её областей. Частью это — монографии отдельных групп растений русской флоры, например, ив, колокольчиковых и других, частью — обработка коллекций Миддендорфа, Шренка, Радде, Беккера, Чекановского и других. Большинство работ Траутфеттера напечатано в мемуарах и бюллетенях Императорской Академии наук, в бюллетенях Императорского Московского общества испытателей природы и в трудах Императорского ботанического сада. Основные печатные труды: GrundriЯ einer Geschichte der Botanik in Bezug auf RuЯland, 1837; Plantarum imagines et descriptiones floram rossicam illustrantes, 1844—1847 — 8 выпусков с 40 таблицами рисунков растений русской флоры; Reise in den дuЯersten Norden und Osten Sibiriens wдhrend der Jahres 1843 und 1844, Вторая часть первого тома, 1847 — совместно с Карлом Мейером; Florae Rossicae fontes // Труды Императорского ботанического сада, том VII, 1880 — подробный библиографический указатель всех статей, касающихся флоры России; Incrementa florae phaenogamae Rossicae // Труды Императорского ботанического сада, тома VIII и IX, 1883—1884 — указатель растений, найденных в России после выхода «Flora Rossica» Ледебура. Литература: Труды Императорского ботанического сада, 1889 — биография; Robert Zander, Fritz Encke, Gьnther Buchheim, Siegmund Seybold (Hrsg.): Handwцrterbuch der Pflanzennamen. Stuttgart, Ulmer Verlag, 1984. ISBN 3-8001-5042-5.

 (493x699, 83Kb)
1810
Луиз Розали Аллан-Депрео (Allan-Despreaux)
французская актриса. Родиламь в Монсе в семье директора театра. Воспитанница актёра Ф.Ж.Тальма. С 10 лет играла детские роли в парижском театре «Комеди Франсез». В 1827 окончила драматический класс консерватории. В 1827-1830 выступала в «Комеди Франсез», в 1831-1836 - в театре «Жимназ» (Париж). В 1837-1847 играла во французской труппе Санкт-Петербургского Михайловского театра. По возвращении во Францию Аллан-Депрео становится одной из лучших актрис «Комеди Франсез» на амплуа «гранд-кокет». Была блестящей исполнительницей ролей в пьесах А. де Мюссе - мадам де Лери («Каприз», 1847), маркиза («Нужно, чтобы дверь была открыта или закрыта», 1848), графиня Вернон («Всего не предусмотришь», 1849), Жаклина («Подсвечник», 1850) и др., а также Э.Скриба - Коринна («Пуфф», 1848), герцогиня Бульонская («Адриенна Лекуврёр», 1849), графиня д'Отре («Дамская война», 1850) и др. Привлекала аристократич. зрителей Франции и России изысканностью и элегантностью манер, умением изящно носить театральный костюм. Умерла 22 февраля 1856 года.

 (519x698, 221Kb)
1819
Альфред Эшер (немецкое имя - Johann Heinrich Alfred Escher vom Glas)
швейцарский политик, промышленник и пионер в области железнодорожного транспорта. Альфред Эшер родился в Цюрихе в одной из старинных и влиятельных семей Цюриха, из которой произошли многие известные политики и инженеры. Его дед Ханс Каспар Эшер (1755—1831), эмигрировал после банкротства и поступил на русскую военную службу. Его отец, Генрих Эшер (1776—1853) вернулся в Швейцарию после того, как сделал себе состояние в Америке. Его мать — Генриетта Лидия Золликофер. Альфред Эшер вырос в доме своего отца «Вилла Бельвуар» в цюрихском районе Энге, и провёл в нём всю жизнь. В 1857 году он женился на Августе фон Уэбель (1838—1864). В 1858 году у них родилась дочь Лидия, затем ещё одна дочь, Гедвига, которая умерла в раннем детстве. Лидия Эшер в 1883 году вышла замуж за Фридриха Вельти (1857—1940), сына члена Федерального совета Эмиля Вельти. Её связь с художником Карлом Штауффером спровоцировала скандал и Лидия покончила жизнь самоубийством в 1891 году. Альфред Эшер был прочно связан со студенческим братством «Цофингия». В 25 лет Эшер был избран членом Большого совета кантона Цюрих, а в 1846 — членом Собрания депутатов Швейцарии. 6 ноября 1848 года, на первом заседании Национального совета, он стал его вице-президентом. Он входил в состав Национального совета до своей смерти и трижды избирался его президентом. В своей карьере он был членом не менее 200 комиссий. В числе его друзей были первый президент Конфедерации Йонас Фуррер и члены Федерального совета Якоб Штемпфли и Эмиль Вельти. Альфред Эшер является одним из основателей Schweizerischen Kreditanstalt (сегодня второй по величине банк Швейцарии Credit Suisse), Schweizerischen Rentenanstalt (в настоящее время крупнейшая страховая компания Швейцарии Swiss Life), Политехникума (сейчас Швейцарская высшая техническая школа Цюриха) и Nordostbahn (Северо-восточной железной дороги). Его главным делом в качестве предпринимателя, является строительство Готардской железной дороги. Он может считаться одним из отцов современной Швейцарии. В его политической карьере, приоритетной задачей являлось строительство железных дорог. Он разработал проект плана швейцарской железнодорожной сети и общие правила концессии для частных компаний. Был сформирован специальный комитет для изучения этих проектов. Большинство в комитете и в Федеральном совете считало, что строительство железной дороги должно находиться в руках государства, а меньшинство отдавали предпочтение частным компаниям. 28 июля 1852 года Национальный совет принял Закон о железных дорогах. Закон гарантирует права частных компаний и объявляет, что Конфедерация не может лишить их концессии, за исключением военных причин. Намерение Эшера было доказать, что в Швейцарии частные компании могут быть использованы для строительства железных дорог. Он стал президентом компании Цюрих-Бодензеебан (Zurich-Bodenseebahn), которая получила федеральную концессию 28 января 1853 года. Эта компания затем была объединена с Швейцарской северной железной дорогой (Schweizerischen Nordbahn) в Швейцарскую северо-восточную железную дорогу (Schweizerischen Nordostbahn). На учредительном собрании 12 сентября 1853 года он был назначен председателем правления и занимал эту должность до его назначения главой Готардской железной дороги (Gotthardbahngesellschaft) в начале 1872 года. Однако, он остался в правлении Северо-восточной дороги вплоть до своей смерти в 1882 году. С 1860 года, он выступал за прокладывание железной дороги через Альпы, сначала через перевал Лукманиер, затем Готард. В 1863 году, 15 кантонов и две компании (Centralbahn и Nordostbahn) образовали Готардский союз (Vereinigung zur Anstrebung der Gotthardbahn), целью которого было строительство этой линии. Эшер был членом Комитета, который вёл переговоры о финансировании со стороны федеральных и кантональных властей, соседних государств Германии и Италии, а также других заинтересованных групп. Это, наконец, склонило чашу весов в пользу Готардской линии среди различных проектов железной дороги в Альпах. В 1872 году Эшер возглавил правление Готардской железной дороги и в середине 1873 года началось её строительство. Огромные трудности и огромные расходы повлияли на строительство. За этим последовала серьёзная критика против председателя правления Эшера. 2 июля 1878 года, когда он собирался переместить штаб-квартиру компании из Цюриха в Люцерн, Альфред Эшер ушёл в отставку. На открытие Готардского туннеля в 1880 году он не был приглашён . 1 июня 1882 года была открыта Готардская железная дорога, но Эшер не смог при этом присутствовать и умер 6 декабря 1882 года.
 (462x699, 194Kb)
Памятник Альфреду Эшеру (автор Ричард Кисслинг) был открыт 22 июня 1889 года на привокзальной площади Центрального вокзала Цюриха. Литература: Gordon A. Craig: Geld und Geist. Zurich im Zeitalter des Liberalismus 1830 - 1869. Beck, Munchen, 1988, ISBN 978-3406333118; Ernst Gagliardi: Alfred Escher: Vier Jahrzehnte neuerer Schweizergeschichte. Huber, Frauenfeld 1919; Joseph Jung: Alfred Escher. Aufstieg, Macht, Tragik. NZZ Libro, Zurich 2007, ISBN 978-3-03823-380-0, (Textauswahl, PDF - getAbstract, PDF); Joseph Jung: Alfred Escher 1819–1882. Der Aufbruch zur modernen Schweiz. NZZ Libro, Zurich 2006, ISBN 3-03823-236-X, (Textauswahl, PDF); Joseph Jung (Hrsg): Lydia Welti-Escher. Ein gesellschaftspolitisches Drama. Selbstzeugnisse, Briefe und neue Erkenntnisse. NZZ Libro, Zurich 2008, ISBN 978-3-03823-459-3; Hans R. Schmid: Alfred Escher, 1819–1882. Verein fur wirtschaftshistorische Studien, Zurich 1956; Walter P. Schmid: Der junge Alfred Escher. Sein Herkommen und seine Welt. Rohr, Zurich 1988, ISBN 3-85865-503-1.

 (530x699, 94Kb)
1820
Гюстав Надо (Gustave Nadaud)
французский поэт, пользовавшийся в свое время большой популярностью, шансонье, ученик Беранже. Из купеческой семьи; автор сентиментальных романов и шутливых песен, частью легкомысленного содержания. Последний крупный представитель классической шансоны, составлявший и музыку ко многим своим песням. На творчестве его отразилось идейное оскудение буржуазии. Отличаясь политической беспринципностью и оппортунизмом, Надо относился к шансоне, как к ходкому товару. В шутливых песнях Надо отразилось много комических черт буржуазного быта. Порою его песни содержат элементы общественной сатиры. Некоторые из них при всей благонамеренности автора были использованы оппозицией во время Второй империи. "Deux gendarmes" (Два жандарма) — незлобивая шутка, пользовавшаяся успехом даже при дворе, была дополнена язвительной строфой (Бастида) против Наполеона III и вызвала подражание (Эд.Локруа), а с другой стороны, — пародию Ламартина, направленную против оппортунизма самого Надо. Назидательной песне Надо "Histoire du mendiant" (История нищего) был придан оппозиционными кругами смысл определенного политического выступления против режима. Подлинно оппозиционная шансона Надо "A mon pays" (Моей стране, 1868) была напечатана лишь после падения Империи в его сборнике "Chansons nouvelles" [1876]. "Смеявшийся над всеми системами". Написал также несколько комедий и книгу «Mes notes d`infirmier», беглые впечатления и вымыслы, относящиеся к Франко-прусской войне. В ее предпоследней главе, ратуя за «моральное обновление» Франции, он обрушивается на рабочие стачки и на Интернационал. Благодаря ему был напечатан 1-й сборник шансон Потье. В предисловии к нему поэт, предвидя возмущение буржуазных читателей, подчеркивает, что пропагандирует его лишь из любви к шансоне. Умер в 1893 году.

 (463x698, 118Kb)
1826
Иоанникий I (в миру - Иван Максимович Руднев)
епископ Православной Российской Церкви; с 17 ноября 1891 года митрополит Киевский и Галицкий; с 25 января 1898 года первенствующий член Святейшего Синода. Богослов, основатель 3-х духовных журналов: «Руководство для сельских пастырей», «Труды Киевской Академии», «Миссионерское Обозрение». Родился в селе Верхнее Скорчье, (Новосильский уезд, Тульская губерния) в семье бедного дьячка в селе Верхнем Скорчье (в иных источниках — Вышнем-Скворчем) Новосильского уезда Тульской губернии (ныне в Орловской области); обучался в Тульской духовной семинарии. В 1849 году окончил курс в Киевской духовной академии; 11 октября того же года принял монашеский постриг. Был ректором Киевской семинарии, ректором и профессором духовных академий, сначала Киевской, потом Санкт-Петербургской, с 1861 епископ выборгский, с 1864 — саратовский, с 1873 — Нижегородский, с 1877 — Экзарх Грузии, с 1881 года — член Святейшего Правительствующего Синода. С 27 июня 1882 года — митрополит Московский и Коломенский. В мае 1883 года возглавил совершение чина священного коронования Александра III, а позже в том же месяце — освящение завершённого строительством Храма Христа Спасителя в Москве. Обер-прокурор Святейшего Синода К.П.Победоносцев в своём письме императору Александру III от 15 октября 1891 года, в связи с вопросом о замещении вакантной Киевской кафедры (за кончиною митрополита Платона (Городецкого)), писал: «Московский митрополит Иоанникий, человек безупречный в нравственном отношении, по характеру своему не пришёлся по Москве. Он сух и необщителен, а Москва имеет свои особенности: там любят ласковое обращение и приветливость. Его не полюбили в Москве, и, кажется сам он это чувствует. В Киеве положение его было бы удобнее и свойственне его природе.» В ответном письме от 8 ноября того же года Александр III благодарил Победоносцева и писал: «Ваши соображения насчёт назначения в Москву арх. Леонтия из Варшавы, а в Киев Московского митрополита я совершенно одобряю и думаю сам, что это лучше.» 17 ноября 1891 года был назначен митрополитом Киевским и Галицким. 6 мая 1895 года сопричислен ордену Святого Андрея Первозванного. 14 мая 1896 года пожалован бриллиантовым крестом на митру. По смерти Санкт-Петербургского митрополита Палладия (Раева), рескриптом от 25 декабря 1898 года назначен первенствующим членом Святейшего Синода (что было весьма необычно для Киевского митрополита). Скончался в Голосеевской обители 7 июня 1900 года. Погребение его 11 июня возглавил митрополит Московский Владимир (Богоявленский); похоронен в Крестовоздвиженской церкви на Ближних Пещерах в Киево-Печерской Лавре, рядом с митрополитом Арсением (Москвиным). Во всех епархиях, в которых он епископствовал, им были организованы дома для вдов и сирот духовного ведомства, свечные епархиальные заводы, доходы с которых шли на содержание семинарий и училищ, училища для девиц духовного звания, общежития для своекоштных учеников духовных училищ и семинарий.

Joseph_Jefferson_-_Brady-Handy (560x700, 31 Kb)
1829
Джозеф Джефферсон (Joseph Jefferson)
американский актер. Родился в Филадельфии. Драматическому искусству учился у своего отца Джозефа Джефферсона, вместе с труппой которого разъезжал по стране. Около 1850 организовал свою труппу. В 1856 гастролировал в Западной Европе. В 1857 успешно выступал в Нью-Йорке. Исполнение роли Азы Тренчарда ("Наш американский кузен" Тейлора) принесло актеру широкую популярность. Джефферсон был комедийным актером, но его дарованию было свойственно и трагедийное начало. Сценическим образам Джефферсона присущи гуманистическая направленность, стремление выявить в герое лучшие черты характера. Выступив в роли Рипа Ван Винкля (по одноименной новелле У.Ирвинга, 1860), Джефферсон утвердил на американской сцене национального героя, выходца из народа. Среди других ролей: Боб Эйкер ("Соперники" Шеридана), Калеб Пламмер ("Сверчок на печи" по Ч.Диккенсу) и др. Умер Палм-Бич (Флорида) 23 апреля 1905 года. В семействе Джефферсонов были и другие известные актеры, но их искусство не было столь значительным и не оказало влияния на развитие американского театра. Сочинения: "Rip Van Winkle": the autobiography, . ., (1950). Литература: Winter W., Life and art of J. Jefferson, N. Y. — L., 1894.

 (550x699, 61Kb)
1829
Григорий Антонович Захарьин
выдающийся русский врач-терапевт, основатель московской клинической школы, основоположник школьной гигиены, почётный член Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук (1885). Родился в Пензе, в семье небогатого помещика. В 1852 г. окончил медицинский факультет Московского университета. Защитил диссертацию на доктора медицины: «Учение о послеродовых болезнях» («De puerperii morbo»). В 1856—1859 годах обучался за рубежом и совершенствовался за границей в клиниках и лабораториях Р.Вирхова, А.Труссо, К.Бернара и других выдающихся европейских учёных. Позднее был экстраординарным профессором по кафедре диагностики Московского университета (с 1862 года), а затем, в 1864-1896 гг. ординарным профессором и директором факультетской терапевтической клиники Московского университета. В 1894 г. Захарьин пользовал императора Александра III в Ливадии вместе с профессором Лейденом, за что подвергался постоянным нападкам лиц левых политических взглядов. Большая часть научных трудов Захарьина относится к юным его годам: «Взаимное отношение белковой мочи и родимца беременных» («Московский Врачебный Журнал», 1853), «Учение о послеродовых болезнях» (там же, 1854), «Приготовляется ли в печени сахар» (там же, 1855), «По поводу некоторых вопросов о крови» («Медицинский Вестник», 1861), «О возвратной горячке» («Московская Медицинская Газета», 1865) и др. Захарьин был одним из самых выдающихся клиницистов-практиков своего времени и внес огромный вклад в создание анамнестического метода исследования больных. Изложил свои приемы диагностики и взгляды на лечение в «Клинических лекциях», получивших широчайшую известность. Эти лекции выдержали много изданий, в том числе на английском, французском, немецком языках. Методика исследования по Захарьину составляла многоступенчатый расспрос врачом больного, «возведенный на высоту искусства» (А.Юшар), и позволявший составить представление о течение болезни и факторах риска. Представитель функционального направления в медицине, по своим взглядам был близок к нервизму. Рассматривал организм как целостную систему, а болезнь – как результат неблагоприятного воздействия внешней среды. Считал, что надо лечить не болезнь, а больного. Изучил симптоматику ряда заболеваний сердца и лёгких, разработал их дифференциальную диагностику и классификацию. Большое значение в диагностике придавал анамнезу. Научно обосновал лечение действия минеральных вод, одним из первых дал их классификацию. В лечении главную роль отводил рациональному режиму. В понимании течения болезни и успешном лечении придавал большое значение врачебному опыту и элементам эмпиризма. Особенно славился искусством диагноза и лечения. Обнаружил, что при заболеваниях внутренних органов на определенных участках кожи появляется гиперстезия поверхностных нервов (зоны Захарьина – Геда). В 1866 г. выделил палаты для детей и гинекологических больных, положив начало дифференциации клиник. Был одним из основоположников школьной гигиены. В профилактике широко распространенных заболеваний высоко ценил гигиенические принципы. Принимал активное участие в реформе медицинского образования в России. Создал крупную московскую медицинскую школу, среди представителей которой: Н.Ф.Филатов, В.Ф.Снегирев, А.А.Остроумов, А.Я.Кожевников и др. В противоположность С.П.Боткину Захарьин мало внимания уделял объективному исследованию и не признавал лабораторных данных. Захарьин был известен своим непростым характером и несдержанностью в обращении даже с больными. Конфликт Захарьина со слушателями побудил его выйти в отставку в 1896 году. Скончался в Москве от инсульта 4 января 1898 года. Рядом с храмом Владимирской иконы Божией Матери в Куркино, воздвигнутым в 1672 году в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Мехмеда Гирея, находится склеп-часовня, которую по заказу вдовы Г.А.Захарьина Екатерины Петровны построил академик архитектуры Ф.О.Шехтель, прах известного врача располагается у замечательной мозаики распятого Спасителя, выполненной по эскизу В.М.Васнецова. Сочинения: Клинические лекции, выпуски 1-2, Москва, 1895; Клинические лекции и избранные статьи, Москва, 1909. Литература: Гукасян А.Г., Г.А.Захарьин. 1829-1897, Москва, 1948 (библиография); Лушников А.Г., Клиника внутренних болезней в России, Москва, 1962; Захарьин, Григорий Антонович // Большая медицинская энциклопедия: Том 8. — 3-е издание — Москва, 1978.

 (514x698, 55Kb)
1831
Алексей Александрович Козлов
русский философ-идеалист и публицист, последователь Густава Тейхмюллера, свою философскую систему называл панпсихизмом. Идеи Козлова оказали влияние на Е.А.Боброва, С.А.Аскольдова, Н.О.Лосского, Н.А.Бердяева и др. Алексей Козлов родился в Москве; он был незаконнорожденным сыном помещика И.А.Пушкина, приходившегося дальним родственником поэту А.С.Пушкину, и вольноотпущенной крестьянки. Вскоре после рождения сына его мать вышла замуж за приказчика А.П.Козлова, от которого будущий философ и получил свою фамилию. В 1838, когда Алексею было 7 лет, его мать умерла, и отчим отдал его на попечение своей тётке. С 1843 Козлов учился в 1-й Московской гимназии, а в 1850 поступил на физико-математический факультет Московского университета. Проучившись там около года, он перевёлся на историко-филологический факультет и в 1856 закончил университет со степенью кандидата. Во время обучения в университете Козлов увлёкся идеями материализма и социализма; наибольшее влияние на него имели сочинения Л.Фейербаха и Ш.Фурье. По окончании университета он женился на крестьянке и устроился преподавателем русского языка и словесности в Константиновский межевой институт. Вскоре его брак распался, и Козлов сошёлся с дочерью помещика М.А.Челищевой; однако первая жена по какой-то причине не хотела дать ему развода, из-за чего его дети от второго брака (в частности, его сын С.А.Алексеев) не могли носить фамилию отца. Ко времени преподавания в межевом институте относится начало литературной деятельности Козлова. Главным предметом его интересов была в то время политическая экономия; его статьи на экономические темы (например, «О кредите в банках», «О хозяйственном управлении города Москвы», «О финансовом положении России») печатались в «Московских известиях», «Московском вестнике», «Дне», «Финансовом вестнике», «Вестнике промышленности» и «Отечественных записках». Обладая деятельным характером, Козлов проявил склонность к пропаганде социалистических идей; преподавая в межевом институте, он излагал социалистические идеи своим студентам, из-за чего в 1861 был вынужден оставить преподавание. Козлов имел многочисленные связи в революционной среде, был близок с Н.А.Ишутиным, с 1858 состоял под надзором полиции и несколько раз привлекался к дознанию. В 1866 он был арестован по подозрению в причастности к Каракозовскому делу, а затем в организации революционного общества, и заключён в Петропавловскую крепость. Однако ему удалось доказать свою невиновность, и после 6 месяцев заключения он был освобождён с подчинением негласному надзору и запрещением жить в столицах. Козлов покинул Москву и поселился в селе Машарово Калужской губернии в имении своего тестя, где занялся сельским хозяйством, а затем устроился управляющим лесным хозяйством в имении крупного фабриканта во Владимирской губернии. В период проживания в деревне Козлов начал серьёзно интересоваться философией; толчком к этому послужило знакомство с книгой Ю.Фрауенштадта «Письма о философии Шопенгауэра». Произошло это примерно в 1872-1873 году, когда Козлову было уже за 40 лет. Увлёкшись философией А.Шопенгауэра, он сделался его страстным последователем и решил заняться пропагандой его идей. С этого времени Козлов стал систематически изучать философию и выступать в печати с философскими публикациями. Первой его работой было двухтомное изложение сочинения последователя Шопенгауэра Э.Гартмана «Философия бессознательного». Затем последовали критические статьи в журналах, а в 1876 году вышла его первая самостоятельная книга «Философские этюды», в которой он отстаивал идею философии как строгой науки. В 1876 Козлов получил приглашение занять философскую кафедру от Киевского университета, и в том же году начал читать там лекции. В 1881 он защитил магистерскую диссертацию на тему «Метод и направление философии Платона», а в 1884 в Санкт-Петербурге — докторскую диссертацию на тему «Генезис теории пространства и времени у Канта», и получил звание профессора. В период преподавания в Киевском университете Козлов развернул энергичную литературную деятельность. Его публикации в журналах носили по большей части критический и полемический характер и отличались бойкостью стиля, что сделало его известным философским публицистом. Недовольный узкими рамками университетских изданий, Козлов в 1885 году начал издавать свой собственный журнал «Философский трёхмесячник», который стал первым в России чисто философским журналом. Журнал от начала до конца составлялся самим Козловым и не приносил ему никакой материальной выгоды. К этому времени относится перемена в философских воззрениях Козлова: неудовлетворённый метафизикой воли Шопенгауэра, он стал искать иных основ для своего мировоззрения и с этой целью обратился к учению Г.В.Лейбница и его последователей. В 1880 году ему в руки попало одно из сочинений немецкого философа Г.Тейхмюллера, которое произвело на него сильное впечатление; после защиты докторской диссертации он начал систематически изучать сочинения этого автора и скоро сделался его горячим последователем. В статье, посвящённой Тейхмюллеру, Козлов называл его «звездой первой величины» и призывал учиться у него русских и европейских философов. Собственное учение Козлова, изложенное им в дальнейших трудах, полностью воспроизводит основные идеи Тейхмюллера. В 1886 году деятельность Козлова была прервана тяжёлой болезнью: с ним случился апоплексический удар, после чего у него парализовало половину тела. Философ оказался прикован к креслу и был вынужден оставить преподавание в университете. Несмотря на это, он продолжал заниматься философской и литературной деятельностью; не имея возможности собственноручно писать, он стал диктовать свои произведения. Важнейшие его сочинения появились именно в этот последний период его жизни. К этому времени окончательно сложилось собственное философское мировоззрение Козлова, основанное на учении Тейхмюллера и названное им панпсихизмом. В 1888 году Козлов начал издавать философско-литературный сборник «Своё слово», в котором развивал своё учение и полемизировал с противоположными взглядами. Центральное место в этом издании занимали «Беседы с Санкт-Петербургским Сократом», написанные в форме философских диалогов под именем Платона Калужского; главным персонажем диалогов, развивавшим идеи автора, был некто Сократ с Песков, а его оппонентами выступали герои романов Достоевского. Всего в период с 1888 по 1898 год вышло пять выпусков «Своего слова». В 1891 году Козлов вместе с семьёй переехал в Санкт-Петербург, где вокруг него сложился небольшой философский кружок, который посещали, в частности, его сын С.А.Алексеев-Аскольдов и Н.О.Лосский. Философ скончался в Санкт-Петербурге от воспаления лёгких 12 марта 1901 года и был похоронен на Волковом кладбище. Свое философское миросозерцание Козлов называет панпсихизмом. Краеугольным понятием в нём является понятие бытия. Оно не образуется путём отвлечения, но источником его служит первоначальное сознание. Будучи простым и непосредственным, это сознание представляет три области: сознание о содержании, сознание о форме и сознание о нашей субстанции. Все они дают материал для образования понятия бытия, но само это понятие составляет особую группу сознания, а именно о формах или способах отношения между элементами первоначального сознания. Таким образом, понятие бытия имеет своим содержанием знание о нашей субстанции, ее деятельностях и содержании этих деятельностей в их единстве и отношении друг к другу. Все познание опирается, в конце концов, на познание я. Мы переносим это понятие на другие субстанции. В мысли о бытии и сущности действительного мира надо совершенно устранить время и никоим образом не вводить его в наше понятие мира. Время, помимо акта мысли и представления субстанций, не имеет никакого смысла и полагается только ими. Первая ячейка идеи времени зарождается от сравнения содержания воспоминания с содержанием наличного представления, если только оба эти содержания относятся к одному и тому же я и признаются одинаково реальными или данными в нашей действительной деятельности. Затем время вступает в субъективную стадию своего развития, и здесь оно представляет форму, в которой наше я понимает, распределяет и соединяет в своем субстанциальном единстве свои собственные акты воспоминания, наличного ощущения и ожидания. Наконец, в объективной стадии развития время выносится из субъективной сферы наших состояний и деятельностей и становится формой для распределения во временной перспективе объектов, то есть содержания наших деятельностей созерцания, представления и мышления в их абстрактном виде. Точно так же Козлов выводит и идею пространства, отрицая за ним всякую реальность. Образование этой идеи не может быть объяснено при помощи ассоциации, так как это объяснение попадает в ложный круг. Развитие идеи пространства проходит через стадии субъективного, объективного и геометрического пространства. В этом процессе развития главную роль играет наша мыслящая деятельность, так что основные свойства, которые мы мыслим в идее пространства, суть на самом деле признаки не пространства, которое само по себе не имеет никакой реальности, а нашей мыслящей деятельности, которая по поводу ощущений созидает эту идею. Если же пространство и время не существуют сами по себе, то не существует в действительности и все находящееся в пространстве и времени. Существует только духовный мир, то есть духовные субстанции с их деятельностями и отношениями, а наши тела и весь материальный мир суть только значки этих духовных субстанций, их деятельностей и отношений. Таким образом, представляющийся нам мир есть мир значков, которые строятся по законам представления и мысли и в этом отношении подчиняются всеобщим и незыблемым законам представляющей деятельности, коренящимся в самой природе нашей субстанции. Ввиду этого такие значки дают основание с полной уверенностью заключать к истинно существующему миру субстанций. Наука одна, и высшей, истинной ее формой является философия; существующее же разделение одной науки на многие условно и основано на частной точке зрения, имеющей в виду удобства изучения. Излагая своё учение, Козлов постоянно считается с противными направлениями и нередко посвящает им целые критические очерки. Особенно подробно он останавливается на Юме и Канте. Отдельные издания: Сущность мирового процесса, или «Философия бессознательного» Э. фон Гартмана. Выпуски 1—2. — Москва, 1873—1875; Философские этюды. Часть 1. — Санкт-Петербург, 1876; Философия как наука. — Киев, 1877; Философия действительности. Изложение философской системы Дюринга с приложением критического обзора. — Киев, 1878; Философские этюды. Часть 2. Метод и направление философии Платона — Киев, 1880; Критический этюд по поводу книги господина Грота «Психология чувствований». — Киев, 1881; Очерки из истории философии. Понятия философии и истории философии. Философия восточная. — Киев, 1887; Письма о книге графа Л.Н.Толстого «О жизни». — Москва, 1891; Религия графа Л.Н.Толстого, его учение о жизни и любви. Части 1—2. — Санкт-Петербург, 1895. Статьи в журналах: Разбор «Исторических писем» П.Миртова // Знание. — 1871. — № 3; Вл. Соловьев как философ // Знание. — 1875. — № 1, 2; Два основных положения философии Шопенгауэра // Киевские университетские известия. — 1877. — № 1; О последнем сочинении профессора Троицкого «Наука о духе» // Русская мысль. — 1883. — № 4; Размышления, вызванные неожиданным голосом из области естествоведения // Вопросы философии и психологии. — Москва, 1889. — Книга 1; Очерк жизни и философии Лейбница по сочинению Мерца // Вопросы философии и психологии. — Москва, 1890. — Книга 3; Новейшее исследование о Платоне // Вопросы философии и психологии. — Москва, 1892. — Книга 11; Позитивизм Конта. Часть I // Вопросы философии и психологии. — Москва, 1893. — Книга 15; Позитивизм Конта. Часть II // Вопросы философии и психологии. — Москва, 1893. — Книга 16; П.Е.Астафьев как философ // Вопросы философии и психологии. — Москва, 1893. — Книга 18; Французский позитивизм (Тэн, Рибо, Фуллье, Поллан, Гюйо, Тард) // Вопросы философии и психологии. — Москва, 1893. — Книга 19; Французский позитивизм. Полупозитивисты: I. Альфред Фуллье // Вопросы философии и психологии. — Москва, 1894. — Книга 21; Французский позитивизм. Полупозитивисты: II.Гюйо и Тард // Вопросы философии и психологии. — Москва, 1894. — Книга 22; Густав Тейхмюллер. Часть I // Вопросы философии и психологии. — Москва, 1894. — Книга 24; Густав Тейхмюллер. Часть II // Вопросы философии и психологии. — Москва, 1894. — Книга 25; Теория искусства с точки зрения Тейхмюллера (О понятии искусства. Умозрительно-психологическое исследование Евгения Боброва. Юрьев, 1894) // Вопросы философии и психологии. — Москва, 1895. — Книга 27; Анализ последнего произведения графа Л.Н.Толстого «Хозяин и работник» // Вопросы философии и психологии. — Москва, 1895. — Книга 28; Сознание Бога и знание о Боге. Воспоминание об онтологическом доказательстве бытия Божия. Часть I // Вопросы философии и психологии. — Москва, 1895. — Книга 29; Сознание Бога и знание о Боге. Воспоминание об онтологическом доказательстве бытия Божия. Часть II // Вопросы философии и психологии. — Москва, 1895. — Книга 30; Статьи в «Философском трёхмесячнике»: Предварительное объяснение редакции с читателем // Философский трёхмесячник. № 1, 1895. Страницы 1—10; Религия графа Л.Н.Толстого // Философский трёхмесячник. № 1, 1895. Страницы 11—36; Тард (G. Tarde) // Философский трёхмесячник. № 1, 1895. Страницы 37—60; Die Philosophie der Mystik, von D. Karl du Prel. Leipzig, 1885. VIII, 548 (Философия мистики, Карла Дюпреля. Лейпциг, 1885 г.) // Философский трёхмесячник. № 1, 1895. Страницы 61—81; Хроника философских статей в русских журналах // Философский трёхмесячник. № 1, 1895. Страницы 82—95. Статьи в «Своём слове»: Первая беседа с петербургским Сократом (понятие субстанции) // Своё слово. Киев. 1888. № 1. Страницы 3—23; Вторая беседа с петербургским Сократом (понятие субстанции) // Своё слово. Киев. 1888. № 1. Страницы 24—46; Третья беседа с петербургским Сократом (сознание и духовная субстанция) // Своё слово. Киев. 1888. № 1. Страницы 47—81; Заметка о книге г-на Штейна (Артур Шопенгауэр как человек и мыслитель. Опыт биографии Владимира Штейна. Том 1. Санкт-Петербург. 1887) // Своё слово. Киев. 1888. № 1. Страницы 82—88; Нечто о «научной философии» и о научном философе // Своё слово. Киев. 1888. № 1. Страницы 89—124; Ответ на рецензию господина Мокиевского // Своё слово. Киев. 1888. № 1. Страницы 125—135; Ответ г-ну рецензенту «Русской мысли» // Своё слово. Киев. 1888. № 1. Страницы 136—144; Четвёртая беседа с петербургским Сократом (понятие бытия) // Своё слово. Киев. 1889. № 2. Страницы 5—36; Пятая беседа с петербургским Сократом (понятие бытия) // Своё слово. Киев. 1889. № 2. Страницы 37—57; Шестая беседа с петербургским Сократом (понятие бытия) // Своё слово. Киев. 1889. № 2. Страницы 58—109; Библиографические заметки // Своё слово. Киев. 1889. № 2. Страницы 111—133; Опять нечто о «научной философии» и таковом же философе // Своё слово. Киев. 1889. № 2. Страницы 134—138; Объяснение с П.Е.Астафьевым // Своё слово. Киев. 1889. № 2. Страницы 139—153; Опять несколько слов о господине рецензенте «Русской мысли» // Своё слово. Киев. 1889. № 2. Страницы 154—158; Седьмая беседа с петербургским Сократом // Своё слово. Киев. 1890. № 3. Страницы 7—21; Восьмая беседа с петербургским Сократом // Своё слово. Киев. 1890. № 3. Страницы 22—55; Девятая беседа с петербургским Сократом //Своё слово. Киев. 1890. № 3. Страницы 57—86; Десятая беседа с петербургским Сократом // Своё слово. Киев. 1890. № 3. Страницы 87—114; Два слова по поводу статьи П.Е.Астафьева // Своё слово. Киев. 1890. № 3. Страницы 150—152; Крошечное нечто о «научной философии» и таком же философе // Своё слово. Киев. 1890. № 3. Страницы 153—154; Научный ли реферат или почтовый рожок? Мистерия в интеллигибельном или умопостигаемом пространстве // Своё слово. Киев. 1890. № 3. Страницы 155—156; Одиннадцатая беседа с петербургским Сократом (понятие пространства) // Своё слово. Санкт-Петербург. 1892. № 4. Страницы 1—21; Двенадцатая беседа с петербургским Сократом (понятие пространства) // Своё слово. Санкт-Петербург. 1892. № 4. Страницы 22—46; Тринадцатая беседа с петербургским Сократом (вопрос о пространстве кривом и более чем трех измерений) // Своё слово. Санкт-Петербург. 1892. № 4. Страницы 47—68; Четырнадцатая беседа с петербургским Сократом (постоянно находящиеся в тесной связи с идеей пространства: созерцание, априорность, вещь сама в себе и проч.) // Своё слово. Санкт-Петербург. 1892. № 4. Страницы 69—122; Прибавление к XIII беседе // Своё слово. Санкт-Петербург. 1892. № 4. Страницы 123—130; Понятие бытия и времени (По поводу книги Л.Лопатина «Положительные задачи философии») // Своё слово. Санкт-Петербург. 1892. № 4. Страницы 134—167; Пятнадцатая беседа с петербургским Сократом (понятие движения) // Своё слово. Санкт-Петербург. 1898. № 5. Страницы 1—18; Шестнадцатая беседа с петербургским Сократом (понятие движения) // Своё слово. Санкт-Петербург. 1898. № 5. Страницы 19—32; емнадцатая беседа с петербургским Сократом (понятие материи) // Своё слово. Санкт-Петербург. 1898. № 5. Страницы 33—54; Восемнадцатая беседа с петербургским Сократом (понятие материи и причинности) // Своё слово. Санкт-Петербург. 1898. № 5. Страницы 55—72; Мысли о некоторых философских направлениях, преобладающих в современной русской литературе и об одном возможном в будущем // Своё слово. Санкт-Петербург. 1898. № 5. Страницы 73—160; Объяснение с Вл.С.Соловьёвым и Е.И.Челпановым // Своё слово. Санкт-Петербург. 1898. № 5. Страницы 161—165. Литература: Колубовский Я. Козлов, Алексей Александрович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 тома и 4 дополнения). — Санкт-Петербург, 1890—1907; Лосский Н.О. А.А.Козлов и его панпсихизм // Вопросы философии и психологии. — Москва, 1901, № 58. — Страницы 183—206; Бобров Е.А. Труды и жизнь А.А.Козлова // Философия в России. Материалы, исследования, заметки. — Казань, 1899, выпуск I. — Страницы 1—24; Бобров Е.А. О сочинениях А.А.Козлова // Философия в России. Материалы, исследования, заметки. — Казань, 1899, выпуск II. — Страницы 88—105; Аскольдов С.А. Алексей Александрович Козлов. Составитель и предисловие Н.П.Ильин (Мальчевский). — Санкт-Петербург: РХГИ, 1997. — 272 страницы. ISBN 5-88812-030-8; Никольский А.А. Алексей Александрович Козлов и его философские воззрения // Вера и разум. — Киев, 1901. — № 8. — Страницы 311—333; Лукьянов С.М. О Вл.С.Соловьёве в его молодые годы. Материалы к биографии. Книга 2/3. Выпуск I. — Петроград: Сенатская типография, 1916. — Страницы 164—190; Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского университета Святого Владимира (1834—1884) / составлен и издан под редакцией ординарного профессора В.С.Иконникова. — Киев: в типографии Императорского университета Святого Владимира, 1884. — Страницы 269—270. Козлову также посвящены статьи: Д.Философские ожидания // Вестник Европы, 1876, № 7; Аландский П.И. Философия и наука // Университетские Известия, 1877, № 1 и 2; Грот Н.Я. О философских этюдах. Киев, 1877; Никитин (Ткачёв) П. О пользе философии // Дело, 1877, № 5; Гусев Ф. К вопросу о философии // Православное Обозрение, 1876, № 124; Лесевич В.В. О чём поёт кукушка? Этюды и очерки. Санкт-Петербург, 1886; Астафьев П.Е. «Своё Слово», журнал профессора А.А.Козлова // Русское Обозрение, 1890, № 1.

 (531x698, 114Kb)
1834
Николай Николаевич Кауфман
русский ботаник, специалист в области флористики, один из первых ботанико-географов Российской империи. Родился в Москве. По окончании курса в третьей Московской гимназии поступил в Московский университет на естественное отделение физико-математического факультета. Свои занятия в университете Кауфман посвятил преимущественно ботанике, которую он изучал под руководством Карла Францевича Рулье. Окончил курс в 1856 году. Сначала был преподавателем естественной истории во второй Московской гимназии, а с 1861 года начал преподавание в университете, в 1863 году возглавил кафедру морфологии и систематики растений, образованную вследствие разделения кафедры ботаники на две самостоятельные. Профессор университета с 1866 года. В области своей науки Кауфман занимался преимущественно морфологией и систематикой. Научные работы его были посвящены в основном московской флоре. До настоящего времени не утратила значения монография Кауфмана «Московская флора», выходившая двумя изданиями в 1866 и 1869 годах. «Московская флора», содержащая характеристику и ключи для определения 941 вида, стала первой самостоятельной флористической сводкой на русском языке. В этой книге Кауфман указал на особенности географического распространения растений в Московской губернии, изложил топографические и статистические данные флоры района. Кроме основных видов растений, описаны и почти все их разновидности, встречающиеся в Подмосковье. Николай Николаевич привлёк внимание ботаников к феномену «окской флоры» — сообществам степных растений в долине реки Оки, далеко оторванным в виде анклавов от значительно южнее расположенной области сплошного распространения степей. Много внимания Кауфман уделил Гербарию Московского университета, привёл в порядок его коллекции. Свой личный гербарий Кауфман завещал университету, его сборы сохранились до наших дней. Предпринял издание эксикат московской флоры, но это полезное издание прекратилось на второй сотне. Умер в Москве 27 декабря 1870 года. Похоронен на Введенском кладбище в Москве. Научные труды: Кауфман Н. Московская флора, или Описание высших растений и ботанико-географический обзор Московской губернии: С приложением карты Московской губернии. — Москва: Типография Глазунова, 1866. — 708 страниц; Кауфман Н. Московская флора, или Описание высших растений и ботанико-географический обзор Московской губернии / Под редакцией П.Маевского. — 2-е издание, исправленное и дополненное. — Москва: Типография Елизаветы Гербек, 1889. — 762 страницы. Литература: Щербакова А.А. Н.Н.Кауфман — морфолог растений и флорист // Труды института истории естествознания и техники Академии Наук СССР. — 1959. — Выпуск 4. — Том 23. — Страницы 289—323 (имеется библиография).

D'Ancona (519x700, 96Kb)
1835
Алессандро д’Анкона (итальянское имя - Alessandro D'Ancona)
итальянский педагог, критик, журналист и писатель. Алессандро д’Анкона родился в городе Пизе, в богатой еврейской семье, а также образование во Флоренции, в возрасте восемнадцати лет он опубликовал свой очерк о жизни и творчестве философа Томмазо Кампанеллы. В 1855 году Анкона отправился в город Турин, чтобы изучать право, но главной целью имел посредничество между тосканскими либералами и Камилло Бензо Кавуром, он был близким другом Луиджи Карло Фарини представлявшего в Тоскане «Societa Nazionale». С 1861 года Алессандро д’Анкона был профессором итальянской литературы в Пизанском университете. После падении австрийской династии в Тоскане (27 апреля 1859 года), Анкона вернулся во Флоренцию, где он редактировал недавно основанную газету «La Nazione». Алессандро д’Анкона скончался 9 ноября 1914 года во Флоренции. Избранная библиография: «Origun del teatro ип Italia» (2 издание, Турин, 1891); «I precursori di Dante» (Флоренция, 1874); «La poesia populare italiana» (Флор., 1878); «Studii di critнca e di storia letteraria» (Флор., 1880); «Varietа stonche e letterarie» (Милан, 1883—1885); «Studj sulla lotteratura italiana doi primi secoli» (Анкона, 1884); «Manuale della letteratura italiana» (Флоренция, 1892—1895). (Полный указатель сочинений Алессандро д’Анкона напечатан в «Raccolta di studii critici dedicata ad A. d’A.» (Флоренция, 1901)).

Валера_Осокин   обратиться по имени Пятница, 20 Февраля 2015 г. 01:02 (ссылка)
Василий Алексеевич Перовский - в его честь А. Бутаков в 1848г назвал залив на С Аральского моря. Валерий
Ответить С цитатой В цитатник
Валера_Осокин   обратиться по имени Пятница, 20 Февраля 2015 г. 01:05 (ссылка)
Рудольф Эрнестович (Эрнст Рудольф) Траутфеттер - в его честь названа река в центр. Таймыре, приток Ниж. Таймыра. Валерий
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку