-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109245
Комментариев: 6801
Написано: 117717


9 января родились...

Пятница, 09 Января 2015 г. 00:07 + в цитатник
Jelena_Sarolta_Pavlovna_of_Russia (578x700, 291Kb)
1807
Елена Павловна (до принятия православия - принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская; немецкое имя - Friederike Charlotte Marie Prinzessin von Wьrttemberg)
русская великая княгиня, супруга великого князя Михаила Павловича, благотворительница, государственная и общественная деятельница, известная сторонница отмены крепостного права и Великих реформ середины XIX века. Родилась в Штутгарте. Она была первенцем в семье принца Павла Карла Фридриха Августа, младшего сына короля Фридриха I, и принцессы Шарлотты Саксен-Альтенбургской (1787—1847). При рождении получила титул принцессы Вюртембергского дома. Отец Шарлотты не мог ужиться со своим старшим братом, ставшим в 1816 году королем, и в 1815 году переселился из своего дома в Штутгарте в Париж, где отдал дочерей, Шарлотту и Паулину, в пансион госпожи Кампан. Систематическое и разумное воспитание заменило здесь для десятилетней Шарлотты самодурство и суровость угрюмой бабки, дочери Георга III Английского, и жестокие воспитательные эксперименты отца. В парижский период жизни большое влияние на девочку оказало знакомство с известным французским учёным-естествоиспытателем Кювье, с которым вела оживлённую переписку и после отъезда из Парижа. В 1822 году, в возрасте 15 лет, была избрана Вдовствующей Императрицей Марией Фёдоровной — также представительницей Вюртембергского дома, в супруги своему четвёртому и младшему сыну — Великому князю Михаилу Павловичу, четвёртому сыну Императора Павла I. 24-летний Михаил Павлович приезжал в Штутгарт, чтобы познакомиться с принцессой, предназначенной ему в супруги. По воспоминаниям графа Мориоля жених не испытывал каких-либо нежных чувств к невесте, а подчинялся матери-императрице. Граф писал в 1823 году перед встречей невесты: «Эта поездка была ему очень не по сердцу и, забывая о всякой осторожности, он обнаруживал свою холодность, или, скорее, отвращение к новому положению, которое ему предстояло». Подобное отношение скорее всего объяснялось влиянием старшего брата Константина, который после первого неудачного брака возненавидел всех немецких принцесс и поддерживал младшего брата в нежелании жениться на одной из них. Между тем принцессу Шарлотту многие называли очаровательной во всех отношениях. 17 декабря 1823 года, в Санкт-Петербурге в большой церкви Зимнего дворца был совершен обряд миропомазания её королевского высочества Вюртембергской принцессы — Шарлотта приняла православие с именем Елены Павловны. На следующий день, 18 декабря 1823, был совершен обряд обручения. При этом ей были пожалованы титулы Великой княжны и Императорского высочества. 20 февраля 1824 года в Санкт-Петербурге совершилось бракосочетание по греко-восточному православному обряду. В этот день же Михаил Павлович был назначен шефом лейб-гвардии Московского полка, который тогда входил в число полков первой гвардейской дивизии. К 1825 году было завершено строительство дворца великому князю Михаилу Павловичу, начатое ещё в 1819 году. Освящение Михайловского дворца состоялось 11 сентября 1825 года. Сразу же после освящения дворца Михаил Павлович с Еленой Павловной переехали в него из Зимнего дворца. Отношения между супругами изначально не были тёплыми. Невнимание Михаила к жене шокировало даже его братьев. Так в мае 1828 года Константин Павлович писал брату Николаю: «Положение (Елены Павловны) оскорбительно для женского самолюбия и для той деликатности, которая вообще свойственна женщинам. Это — потерянная женщина, если плачевное положение, в котором она находится, не изменится». Принцесса была высокообразованной женщиной с широким кругом знаний, великий князь же всего себя посвятил делам армии. О нём говорили, что «кроме армейского устава он ни одной книги не открыл». Как ни старалась Елена Павловна подлаживаться под вкусы супруга, но, когда дело доходило до принципиальных вопросов, она не всегда умела сдерживаться: по своей горячности даже при посторонних выражала досаду и прекращала разговор, выходя из комнаты. Великий князь по возможности старался избегать общества жены. Добрый по сути своей человек, Михаил Павлович был не самым приятным в общении, с манерами невоспитанного холостяка. Но он смирился со своим браком и «простил ей, что она была выбрана ему в жены, тем дело и кончилось». Права оказалась императрица Елизавета Алексеевна, которая писала вскоре после свадьбы : «…надо надеяться, что при настойчивости с её стороны время изменит эти грустные отношения». В 1828 году по кончине 5 ноября Вдовствующей Императрицы Марии Федоровны, согласно Её Высочайшему завещанию к Великой княгине перешло управление Мариинским и Повивальным институтами. С 1832 года состояла шефом кирасирского полка, в 1860 переименованного Новгородский 10-й драгунский полк. В браке родилось пятеро дочерей, две из которых умерли в раннем детстве. Большой трагедией для супругов стала смерть ещё двух дочерей. Мария Михайловна (1825—1846). Елизавета Михайловна (1826—1845), в 1844 г. вступила в брак с герцогом Нассауским Адольфом-Вильгельмом. Екатерина Михайловна (1827—1894), вступила в брак с Георгом, герцогом Мекленбург-Стрелицким. Александра Михайловна (1831—1832). Анна Михайловна (1834—1836). В 1825 году у молодой великокняжеской пары родился первенец. Великий князь очень хотел сына, из которого мог бы воспитать солдата, но Елена Павловна подарила ему 22 марта девочку. Её нарекли Марией. Через год, 7 июня 1826, родилась ещё одна девочка — Елизавета. На следующий год, 28 августа 1827 года, снова девочка — Екатерина. В 1831 году Елена Павловна родила четвёртого ребёнка. Это была опять девочка — Александра. Однако на следующий год малышка умерла. Через два года родился пятый ребёнок. Девочку назвали Анной. Она дожила лишь до двухлетнего возраста, умерев в 1836 году. В 1849 году Михаил Павлович умер, 9 сентября Михайловский дворец перешёл к Елене Павловне. Ей было 42 года, когда она овдовела. С этого момента и до самой смерти Елена Павловна носила траур. После кончины Великого князя, количество роскошных балов во дворце сократилось, зато он стал «средоточием всего интеллигентного общества» Санкт-Петербурга. И это способствовало укреплению авторитета Елены Павловны в придворных кругах. За этими приемами закрепилось название «фр. les soirees morganatiques» — «морганатические вечера», где члены императорской фамилии встречались с лицами, официально ко двору не представленными. Подобные вечера оказались более притягательными, чем прежние пышные приемы «мадам Мишель», как её полушутливо звали при дворе. Здесь обсуждались планы освобождения крестьян и преобразования, реализованные в ходе реформ 1860—1870-х годов. Проявила себя как меценат: дала средства художнику Иванову на перевоз картины «Явление Христа народу» в Россию, покровительствовала К.П.Брюллову, И.К.Айвазовскому, Антону Рубинштейну. Поддержав идею учреждения Русского музыкального общества и консерватории, финансировала этот проект, внеся крупные пожертвования, в том числе вырученные от продажи лично принадлежавших ей бриллиантов. Начальные классы консерватории открылись в её дворце в 1858 году. Оказала поддержку актёру И.Ф.Горбунову, тенору Нильскому, хирургу Пирогову. Содействовала посмертному изданию собрания сочинений Н.В.Гоголя. Интересовалась деятельностью университета, Академии Наук, Вольного Экономического общества. Великая княгиня оказывала попечительство училищу святой Елены; основала в память дочерей Елисаветинскую детскую больницу (Петербург), детские приюты Елисаветы и Марии (Москва, Павловск); реорганизовала Максимилиановскую больницу, где по её инициативе был создан постоянный стационар. Вместе с терапевтом профессором Э.Э.Эйхвальдом занималась организационной работой по созданию лечебного учреждения — базы для подготовки и повышения квалификации врачей. Оно было открыто в 1885 году как Клинический институт Великой княгини Елены Павловны (Еленинский клинический институт, с 1993 года Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования). Выросши в протестантской семье, Великая княгиня Елена Павловна была глубоко верующей православной христианкой. Будучи крещённой в честь святой равноапостольной царицы Елены Константинопольской, сроднилась с праздником Воздвижения, особенно заботясь о Воздвиженском храме Московской Ямской слободы в Санкт-Петербурге; в дар храму ею были принесены иконы равноапостольных Константина и Елены с частицами Креста Господня, честных мощей Иоанна Предтечи, апостола Андрея Первозванного, равноапостольного Константина и святителя Иоанна Златоуста — «Меня побуждает к тому мое искреннее благоговение к святому символу нашей веры и надежды, к которому я часто прибегала в минуты скорби и постигавших меня несчастий» — заказала для храма большой запрестольный образ Воздвижения Креста Господня. Образ создавался иконописцем Фадеевым в особо отведенной зале Михайловского дворца. В своей благотворительной деятельности проявляла не только высокие духовные качества, но и организационный и администраторский талант. В 1853—1856 годах выступила одной из основательниц Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия с перевязочными пунктами и подвижными лазаретами — устав общины был утвержден 6 ноября 1854 года. Ею было обнародовано воззвание ко всем русским женщинам, не связанным семейными обязанностями, с призывом о помощи больным и раненным. В распоряжение общины, под склад вещей и медикаментов, были предоставлены помещения Михайловского замка, Великая княгиня финансировала её деятельность. В борьбе со взглядами общества, не одобрявшим такого рода деятельность женщин, Великая княгиня ежедневно ездила в больницы и своими руками перевязывала кровоточащие раны. «Главная её забота заключалась в том, чтобы дать общине тот высокорелигиозный характер, который, воодушевляя сестер, закалял бы их для борьбы со всеми физическими и нравственными страданиями». Для креста, который предстояло носить сёстрам, Елена Павловна выбрала Андреевскую ленту. На кресте были надписи: «Возьмите иго Мое на себя» и «Ты, Боже, крепость моя». Свой выбор Елена Павловна объяснила так: «только в смиренном терпении крепость и силу получаем мы от Бога». 18 ноября 1854 года после обедни Великая княгиня сама надела крест каждой из тридцати пяти сестёр, а на следующий день они уехали в Севастополь, где их ожидал Пирогов. На Н.И.Пирогова, великого русского учёного, хирурга, было возложено обучение, а затем руководство их работой в Крыму. С декабря 1854 по январь 1856 года в Крыму трудилось более 200 сестёр милосердия. Инициатива Великой княгини Елены Павловны соответствовала духу времени — в частности, схожими были действия Флоренс Найтингейл — создательницы британского отряда медсестёр. После окончания войны при общине были дополнительно открыты амбулаторная лечебница и бесплатная школа для 30 девочек. «…если сегодня Красный Крест охватывает мир, то это благодаря примеру, поданному во время войны в Крыму Её Императорским Высочеством Великой княгиней Еленой Павловной…» Основатель Международного Комитета Красного Креста Анри Дюнан, из письма Российскому Обществу Красного Креста (1896 г.). С конца 1840-х до 1873 года в Михайловском дворце проводились вечера — «четверги» на которых обсуждались вопросы политики и культуры, литературные новинки. Собиравшийся на «четвергах» кружок Великой княгини Елены Павловны стал центром общения ведущих государственных деятелей — разработчиков и проводников Великих Реформ середины XIX века, особое место среди которых занимал близкий друг Великой княгини Н.А.Милютин.
Ф.М.Тютчев
Здесь всё возможно, всё я помнить буду
Всё кстати, всё прелестно до конца
В таком дому всегда есть место чуду -
Оно - обычай Вашего дворца
Её Высочеству Великой княгине Елене Павловне
По словам Елены Павловны: «маленький кружок… приносит великий вред: он суживает горизонт и развивает предрассудки, заменяя твердость воли упрямством. Сердцу нужно общение только с друзьями, но ум требует новых начал, противоречия, знакомства с тем, что делается за стенами нашего дома». Наряду с устройством блестящих празднеств, отличавшихся особым вкусом и оригинальностью, она создала нейтральную почву, на которой могла встречаться с интересовавшими её людьми, не ставя их в зависимость от обычных условий придворной жизни и приглашая во дворец от имени княжны Львовой или княгини Одоевской. Встречали «в высшей степени внимательный и ласковый, сознательно обдуманный прием» начальник 2-го отделения Императорской канцелярии граф Д.Н.Блудов, председатель Государственного Совета и Комитета министров князь А.Ф.Орлов, министр юстиции граф В.Н.Панин, князь А.М.Горчаков, граф Н.Н.Муравьев-Амурский, граф П.Д.Киселёв, прусский посланник князь Отто фон Бисмарк, Н.А.Милютин, князь В.А.Черкасский, В.В.Тарновский, Г.П.Галаган, Ю.Ф.Самарин, К.Д.Кавелин, И.С.Аксаков, А.В.Головнин, граф М.Х.Рейтерн, граф Ю.М.Виельгорский, князь В.Ф.Одоевский, Ф.И.Тютчев, Гумбольдт, барон Гакстгаузен, маркиз А. де Кюстин, К.-Э.Бэр, Струве, граф С.С.Ланской, К.В.Чевкин. На собраниях присутствовал Император Александр II, Императрица Мария Александровна, другие члены Императорской фамилии. «С изумительным искусством умела она группировать гостей так, чтобы вызвать государя и царицу на внимание и на разговор с личностями, для них нередко чуждыми и против которых они могли быть предубеждены; при этом все это делалось незаметно для непосвященных в тайны глаз и без утомления государя». Живо интересовалась первыми шагами новых учреждений и очень горячо принимала к сердцу слухи о том, что после падения министра юстиции Замятнина, Судебным Уставам может грозить серьёзная опасность. Просила Самарина написал «Исторический очерк крепостного состояния в его возникновении и влиянии на народный быт», а также историю освобождения крестьян и значения его в народной жизни, находя, что для этого автору достаточно лишь «заставить себя мысленно пережить эпоху славной борьбы». Через Ю.Ф.Самарина заказала профессору Беляеву исследование о началах представительных учреждений в России. По оценке А.Ф.Кони, собрания у Великой княгини Елены Павловны были основной дискуссионной площадкой, где вырабатывались планы Великих реформ второй половины XIX века. Сторонники реформ называли её между собой «матерью-благодетельницей». Ранее, будучи знакомой с графом П.Д.Киселёвым, выступала проводником его идей для Александра II. По рекомендации графа Киселёва сблизилась с Н.А.Милютиным, ставшим её близким другом и единомышленником. Стремясь вызвать позитивный сдвиг в настроениях дворянства, в 1856 году выступила с инициативой освобождения крестьян в своём имении Карловка Полтавской губернии, включавшего 12 селений и деревень, 9090 десятин земли, с населением в 7392 мужчин и 7625 женщин. С управляющим, бароном Энгельгартом, был выработан план, — предусматривалось личное освобождение крестьян и наделение их землёй за выкуп. В марте 1856 года совместно с Н.А.Милютиным был выработан план действий для освобождения крестьян в Полтавской и смежных губерниях, получивший предварительное одобрение Государя. Согласно этому плану, Великая княгиня обратилась к помещикам Полтавской губернии В.В.Тарновскому, князю А.В.Кочубею и другим, с призывом содействовать своими сведениями и соображениями выработке общих оснований освобождения крестьян в Полтавской, Харьковской, Черниговской и Курской губерниях. Учитывающая замечания и отредактированная профессором Кавелиным записка была передана Великому князю Константину Николаевичу, который, совместно с Н.А.Милютиным в полной мере использовал позитивный пример Карловской инициативы. Великая княгиня Елена Павловна выступила покровительницей Н.А.Милютина, предоставляя ему доступ к высшим должностным лицам Империи и Государю. У себя на вечере она представила Милютина Императрице и дала ему возможность провести с ней длительный разговор об освобождении крестьян; познакомила его с князем Горчаковым; подготовила в феврале 1860 года у себя в Михайловском дворце встречу и длинный разговор Милютина с Императором о трудах Редакционной комиссии; постаралась установить доверительные и сочувственные личные отношения между Милютиным и Великим князем Константином Николаевичем; сообщала ему о своих контактах с Государем, имеющих отношение к делу освобождения крестьян, постоянно, письменно и словесно, старалась поддержать в нём бодрость и веру в успех, говоря ему словами Писания: «Сеющие в слезах пожнут с радостью». Главные сотрудники Милютина — князь В.А.Черкасский и Юрий Самарин — были постоянными её посетителями, и в разгар работ Редакционной комиссии, летом 1859 и 1860 годов, жили в её дворце на Каменном острове. А.Ф.Кони отводил ей роль «главной и, во всяком случае, первой пружины освобождения крестьян». За свою деятельность по освобождению крестьян Великая княгиня получила почётное прозвание в обществе «Princesse La Liberte». Была награждена Императором золотой медалью «Деятелю реформ». Многочисленные факты, приводимые в воспоминаниях современников указывают на неординарные личные качества Великой княгини Елены Павловны. Самостоятельно, с помощью учебников изучила русский язык; в результате могла не только в день своего приезда в Россию (1823) приветствовать каждого из 200 представленных особ по-русски, проявив присущий ей по отзывам современников дар чувствовать собеседника и располагать к себе, но и прочесть в подлиннике «Историю Государства Российского» Карамзина. Графиня Блудова так характеризует в своих записках Елену Павловну: «Еще 45 лет назад я в первый раз увидела её и эту стремительность походки её, которая поражала как особенность внешняя, привлекательная, как живое радушие. Эта стремительность была лишь верным выражением стремительности характера и ума её, стремительности, которой она увлекала все мало-мальски живые умы, которые её самую иногда увлекала и приводила за собой не мало разочарований, но сама по себе была очаровательна. Ни лета, ни болезнь, ни горе не изменили этой особенности». Обладала энциклопедическими знаниями, была прекрасно образована, одаренная тонким чувством изящного. Она любила беседовать с видными учеными и художниками. Всю свою жизнь проявляла большой интерес к искусству и покровительствовала русским художникам, музыкантам, писателям. Ей, по словам сенатора А.Ф.Кони, "доставляло истинную радость «подвязывать крылья» начинающему таланту и поддерживать уже развившийся талант. Император Николай I называл её le savant de famille «ум нашей семьи». "Это женщина с обширным умом и превосходным сердцем. На её дружбу вполне можно положиться, если она раз удостоит ею. Воспитанная под надзором Кювье, друга её отца, принца Вюртембергского, она сохранила воспоминания о всём, что видела и слышала в молодости. Выданная молодой замуж, она не переставала изучать науки и быть в сношениях со знаменитостями, которые приезжали в Санкт-Петербург или которых встречала во время своих путешествий за границей. Разговор её с людьми сколько-нибудь замечательными никогда не был пустым или вздорным: она обращалась к ним с вопросами, полными ума и приличия, вопросами, которые просвещали её… Император Николай Павлович говорил мне однажды: «Елена — это учёный нашего семейства; я к ней отсылаю европейских путешественников. В последний раз это был Кюстин, который завёл со мной разговор об истории Православной Церкви; я тотчас отправил его к Елене, которая расскажет ему более, чем он сам знает…». Граф П.Д.Киселёв
А. С. Пушкин
Язык и ум теряя разом,
Гляжу на вас единым глазом:
Единый глаз в главе моей.
Когда б судьбы того хотели,
Когда б имел я сто очей,
То все бы сто на вас глядели.
Экспромт «Циклоп», 1830
Дружила с И.С.Тургеневым, по некоторым сведениям, имела доверительные отношения с А.С.Пушкиным: после пожалования в камер-юнкеры А.С.Пушкин представлялся ей и после сообщал жене: «Я поехал к Её величеству на Каменный остров в том приятном расположении духа, в котором ты меня привыкла видеть, когда надеваю свой великолепный мундир. Но она была так мила, что я забыл и свою несчастную роль и досаду». О доверительных отношениях говорит и факт получения Еленой Павловной копии запрещенных для чтения членам императорской фамилии «Записок Екатерины II» именно от Пушкина, который 8 января 1835 года отметил в дневнике: «Великая княгиня взяла у меня „Записки Екатерины II“ и сходит от них с ума». Общаясь с интеллектуальной элитой России, Великая княгиня демонстрировала широкий кругозор и блестящие знания, по словам князя В. Ф. Одоевского «вечно училась чему-нибудь». Свидетельства современников неоднократно указывают на эти свойства характера Елены Павловны:
вела долгие беседы с профессором Арсеньевым, желая ближе познакомиться с историей и статистикой России;
вела богословские разговоры с епископом Порфирием Успенским и с архиепископом херсонским Иннокентием, который, по его словам, был «удивлен и почти унижен» сознанием, что великая княгиня, близко зная историю и основания православия, захватила его некоторыми вопросами врасплох и вынудила у него просьбу дать ему время справиться для категорического ответа;
В.А.Инсарский вспоминал, что его товарищи — агроном Лоде и лесовод Петерсон — читали лекции Великой княгине по этим предметам. (…) Понятно, что если эта «сушь» не отталкивала её, то и другие занятия не были ей чужды" Д.А.Милютина, представившего Елене Павловне «Первые опыты военной статистики», она пригласила в Павловск и в разговоре «обратила внимание на такие подробности, на которых едва ли останавливались многие даже из ученых специалистов» Д.А.Оболенский, познакомившись с Великой княгиней, впервые «увидел женщину, которая ясно знала и понимала, что такое Гражданская палата» А.И.Кошелев считал, что «Она была чрезвычайно любезна и поражала обширностью и развитостью своего ума, взгляд её на дела был истинно государственным». Современника поразило требование к воспитанницам Мариинского института на экзамене по истории говорить о темных сторонах нашего прошлого «с русским чувством, но правду».
По характеристике ЭСБЕ: «Выдающиеся свойства ума и тонкая сердечная деликатность великой княгини, выражавшиеся в умении ставить себя в положение других, разделяя и понимая их интересы, способность делать это с чарующей простотой, сразу уничтожавшей условность и натянутость отношений, чуткость в симпатиях и верность в дружбе завоевывали ей преданность всех встречаемых и отыскиваемых ею на жизненном пути. До конца своих дней она интересовалась всеми явлениями в области знания и умственной деятельности, часто приходя, где было нужно, на помощь своим участием, содействием и материальной поддержкой.»
По поручению Елены Павловны были переведены и изданы на французском языке литургия Святого Иоанна Златоуста, краткий молитвослов и покаянный канон Андрея Критского, «чтобы познакомить иностранцев с красотою и глубиною нашего богослужения и облегчить принявшим православие понимание наших молитв». В 1862 году в Карлсбаде А.И.Кошелев с одобрения Великой княгини инициировал подписку на строительство там православного храма, законченную уже через два года. Великую княгиню также отмечает личная скромность и непоказная самоотверженность: «…как она могла при огромных размерах, принятыми лечебными учреждениями своими, уделять столько мелких сумм, раздаваемых с руки на руки. Никто из нас не помнил, чтобы она когда-либо отказала в такой помощи по просьбе кого-либо из нас. Она могла не отказывать никому, потому что себе отказывала во многом. Однако она жила открыто, (…) давала не часто, но великолепные большие праздники, одевалась, по своему положению в свете, всегда богато. (…) Но баловства самой себе она не позволяла, фантазий разных не имела. Даже в то время, когда поездка за границу всех членов императорской фамилии оплачивалась казной, она отказывалась не раз от требуемых докторами поездок». По словам графа П.А.Валуева, с кончиной Великой княгини Елены Павловны: «угас блистательный умственный светильник. Она покровительствовала многому и создала многое…»; «Вряд ли кто её заменит», — с грустью записал И.С.Тургенев. Скончалась в Санкт-Петербурге 21 января 1873. Похоронена в Императорской усыпальнице в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, рядом со своим супругом и дочерьми Александрой и Анной. 28 апреля 2004 года, в Санкт-Петербурге прошла установка памятника Великой княгине Елене Павловне. Закладка памятника состоялась в сквере Санкт-Петербургской Медицинской Академии последипломного образования. В освящении закладного камня принял участие Директор Академии Н.А.Беляков. Чин освящения совершил священник Санкт-Петербургской Митрополии отец Александр. 31 мая — 2 июня 2006 года в Михайловском (Инженерном) замке состоялся третий, заключительный тур конкурса «Русская принцесса» — совместный проект Государственного Русского музея и Правительства Ленинградской области. Конкурс «Русская принцесса» посвящен 200-летию со дня рождения Великой княгини Елены Павловны. Это — отклик на выдвинутую правительством России идею Проекта национального образования и своеобразная альтернатива многочисленным конкурсам красоты. Конкурс призван помочь современным девушкам в выборе женских идеалов на примере жизни одной из выдающихся женщин прошлого, чьи дела, образ мыслей и сейчас могут быть образцом для подражания.

 (524x699, 42Kb)
1817
Александр Петрович Вальтер
русский и украинский анатом и физиолог. Профессор кафедры физиологической анатомии и микроскопии Киевского Университета (1846-1867). Инициатор создания и первый директор Анатомического театра медицинского факультета Киевского Университета, построенного по проекту архитектора Александра Беретти. Родился в Ревеле, Российская империя. Окончил медицинский факультет Дерптского университета в 1841 году. Ученик Н.И.Пирогова. Продовжил изучение медицины в Берлине у знаменитого анатома и физиолога Иоганна Мюллера и в Вене у Карла Рокитанского. По рекомендации Пирогова в 1843 году избран адъюнктом, а в 1846 - профессором кафедры физиологической анатомии и микроскопии Киевского Университета Святого Владимира. В Киеве Вальтер проработал более 30 лет, до 1874 г. С 1844 по 1867 год он возглавлял кафедру физиологической анатомии и микроскопии, а также руководил анатомическим театром университета. В 1845 году защитил первую в истории Киевского университета диссертацию по медицине "Микроскопическое исследование механизма сплетения волос в колтун". Научные работы посвящены проблемам функциональной морфологии, физиологии кровообращения, общей физиологии. В 1842 году с помощью экспериментов на лягушках установил, что раздражение симпатических нервов приводит к сужению просвета сосудов, а их выключение, наоборот, к расширению. Таким образом, Вальтер раньше Клода Бернара доказал регулируемое влияние симпатических нервов на тонус кровеносных сосудов. Начиная с 1862 года опубликовал большую серию работ про процессы теплотворения и терморегуляции у живых организмов. Например, изучив действие холода, предложил охлаждение как средство для уменьшения кровотечения у животных во время проведения вивисекций. В своем учебнике "Курс анатомии человеческого тела" (1852), в отличие от других авторов того времени, использовал множество данных по физиологии. Основал и издавал на собственные средства журнал "Современная медицина" (1860 - 1880), первый медицинский журнал Украины. Более половины подписчиков журнала были специалистами из Европы и Росии. Журнал пропагандировал физиологическое направление в медицине, критиковал состояние медико-санитарного дела в России тих лет, поднимал вопросы реформирования высшей школы и т.п. До 1876 года журнал издавался в Киеве, а затем, в связи с переездом Вальтера, - в Варшаве (до 1880 года). А.П.Вальтер на протяжении многих лет был другом дома профессора С.П.Алферьева (1816–1884) — одного из первых профессоров медицинского факультета, известного врача, декана факультета и главы Общества киевских врачей в 50-е гг. Его дом был одним из культурных центров Киева. В 1849 г. у С.П.Алферьева поселился его племянник, 18-летний Николай Лесков, будущий великий русский писатель, который приехал в Киев с целью записаться вольнослушателем в Университет святого Владимира. Посещая лекции на разных факультетах, он слушал также анатомию, которая поразила его воображение. Именно Александр Петрович Вальтер уговорил Николая Лескова написать первый фельетон, который опубликовал в своем журнале «Современная медицина». Так началась творческая жизнь писателя. Лесков напечатал в Киеве несколько своих первых статей ("Заметка о зданиях" -- 1860, N 29; "О рабочем классе" -- 1860, N 32; "Несколько слов о врачах рекрутских присутствий" -- 1860, N 36, и др.). Первый директор Анатомического театра Киевского университета Святого Владимира. В первые годы существования медицинского факультета кафедра анатомии размещалась сперва в арендованном частном доме, а затем в Красном корпусе университета, откуда она была выведена в 1847 г. В 1851-1853 гг. был возведен корпус Анатомического театра (в настоящее время - Национальный музей медицины Украины), что случилось в значительной степени благодаря энергичности и настойчивости А.П.Вальтера. Вместе с архитектором А.В.Беретти Вальтер выбирал место и разрабатывал проект «Анатомикума» (анатомического театра) по улице Фундуклеевской. По словам его преемника, профессора В.А.Беца, это был настоящий дворец науки, который по своим возможностям превышал большинство подобных европейских учреждений. В 1867 г. Вальтер оставил кафедру, однако в 1869 году он становится сверхштатным профессором анатомии. В 1874 году он окончательно прощается с университетом, получив назначение медицинским инспектором варшавских гражданских больниц, где и проработал до самой своей смерти. Умер в Варшаве, Российская империя, 4 октября 1889 года. В своем завещании Вальтер написал: «Желаю быть похороненным на русской земле, рядом с родным Киевским университетом». Согласно его воли, Александр Петрович похоронен в Киеве, на Байковом кладбище.

 (513x699, 107Kb)
1819
Франтишек Грегора (Frantiek Gregora)
чешский композитор и педагог. Родился в Нетолице. Умер в Писеке 27 января 1887 года.

 (524x698, 85Kb)
1820
Павел Кржижковский (Pavel Kнkovskэ)
чешский композитор и фольклорист. Родился в Кройцендорфе, ныне Холасовиц.е Работал школьным учителем; в 1848 г. принял сан священника. Кржижковский занимался педагогической деятельностью, собирал моравский фольклор. В стиле народной музыки написаны и хоровые песни Кржижковского - "Утонула", "Жалоба", "Просьба рекрута" и многие другие. Написал также ряд церковных произведений, в том числе кантату "Кирилл и Мефодий" (1861).
 (700x412, 86Kb)
Умер в Брюнне, ныне Брно, 8 мая 1885 года.

 (466x699, 69Kb)
1823
Август Фридрих фон Эсмарх (Johannes Friedrich August von Esmarch)
немецкий врач, хирург, Один из пионеров асептики и антисептики. С лёгкой руки Ильфа и Петрова Август Фридрих фон Эсмарх вошёл в русскую литературу. Но кроме кружки своего имени он ввёл в медицинскую практику и другие приспособления, кровоостанавливающий жгут, эластичный бинт, наркозную маску, например. В 1881 г. им был основан курс лекций под названием "Школа самаритянина", это был первый в Германии опыт обучения навыкам неотложной помощи, созданный по подобию английских амбулаторных классов. Лекции Эсмарха были переведены на многие языки. По вкладу в военно-полевую хирургию его можно сравнить в нашим Пироговым. Написанное Эсмархом руководство - настольная книга немецких военных врачей конца XIX - начала ХХ вв. - было представлено на Всемирной выставке в Вене в 1877 г. Во время Шлезвиг-Гольштинской войны 1846 г. тогда ещё молодой Эсмарх служил хирургом, был взят в плен, потом многообещающего доктора обменяли на другого пленника и вскоре герой женился на местной принцессе Генриетте. Участвовал он и во Франко-Германской войне 1887 г., имел награды. Умер во славе и почёте 23 февраля 1908 года..

1827
Владимир Фёдорович Аммон (Аммонт; немецкое имя - Ammon)
русский живописец, академик пейзажной живописи Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок. Родился в Москве, в семье немецкого предпринимателя, потомка французского гугенотского семейства, Фердинанда (Фёдора) Готлиба Аммона (немецкое имя - Ferdinand Gottlieb Ammon) (1785—1842). Старший брат художника — историк, археограф, переводчик Герман Фёдорович Аммон (1822—1874). Ученик московского строгановского училища технического рисования и училища живописи, ваяния и зодчества, он получил 7 октября 1850 года звание от Академии Художеств художника за программу «Вид академии наук и дворцовой набережной в Санкт-Петербурге». Звание академика Аммон получил 29 апреля 1859 года за «Вид в окрестностях Москвы». Последние годы жизни (1871—1875) принимал участие в передвижных выставках «Товарищества передвижных художественных выставок» сперва в качестве экспонента, а затем и члена товарищества. Акварель Аммона «Мальчик кидает щепку в воду» (1854) была приобретена Великою Княгинею Мариею Николаевною, а картина «Аллея» (1871) — К.T.Солдатёнковым. Умер в Москве 23 апреля 1879 года. Похоронен в семейном захоронении Аммонов на Введенском кладбище в Москве. Семейное захоронение Аммонов — выявленный объект культурного наследия. Картина Владимира Фёдоровича Аммона «Набережная Невы около Академии Наук», (1850), была продана на торгах Стокгольмского аукционного дома в десять раз дороже первоначальной оценочной стоимости — за 316000 долларов США. Галерея работ: «Вид усадьбы Царицыно», (1835), холст, масло, Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева; «Набережная Невы около Академии Наук», (1850), холст, масло — частное собрание. «Вид Москвы с Воробьёвых гор», (1856), холст, масло, Государственный Русский музей; «На опушке леса. Полдень», (1871), холст, масло, Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств; «Прогулка по озерной дороге», (1872), холст, масло, частное собрание; «Летний пейзаж», (1877), холст, масло, Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Библиография: Горелов М.И. В.Ф.Аммон // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией А.И.Леонова. — Москва: «Искусство», 1962. — Том 1. — Страницы 569-584. — 692 страниц — 20 000 экземпляров.

 (538x699, 49Kb)
1829
Адольф Шлагинтвейт (немецкое имя - Adolf Schlagintweit)
немецкий исследователь Центральной Азии. Был вторым из пяти братьев в семье Шлагинтвейтов из Мюнхена. Его первая работа была посвящена научному изучению Альп, где он был в 1846—1848 вместе со своим братом Германном. Получил известность после публикации работы Untersuchungen ьber die physikalische Geographie der Alpen (1850), которую заканчивал вместе с другим братом, Робертом; позднее втроем они издали Neue Untersuchungen ьber die physikalische Geographie und Geologie der Alpen в 1854. В 1854 году по рекомендации Александра фон Гумбольдта Британская Ост-Индская компания командирует Германна, Адольфа и Роберта для исследования интересующих её территорий, в том числе для изучения магнитного поля Земли. В течение последующих трёх лет они пересекли плато Деккан, затем прошли Гималаи, Каракорум и Куньлунь. В то время как Германн и Роберт вернулись из путешествия в начале 1857 года, Адольф решил продолжить исследования в Кашгарии. Китайские власти всячески препятствовали проникновению иностранцев в южную Джунгарию. Любой европеец, оказавшийся в Кашгаре, рассматривался ими, как шпион и подлежал смертной казни. Адольф был схвачен и казнён Вали Ханом, эмиром Кашгара 26 августа 1857 года. Подробности гибели Шлагинтвейта установил российский разведчик и исследователь Чокан Валиханов во время своей экспедиции в Кашгарию в 1858 году.

Agaton_Giller (489x700, 60Kb)
1831
Агатон Гиллер (польское имя - Agaton Giller)
польский политик, один из руководителей восстания 1863 года, журналист, писатель и историк. Брат Стефана Гиллера. Агатон Гиллер родился в Опатувеке, ныне Калишский повят Великопольского воеводства, в семье бургомистра Опатувека Яна Канты Гиллера и Францишки из дома Шпадковских. Имел брата Стефана Януария и сестру Агриппину. Учился в Калише, Варшаве и Ломже. Был самоучка, изучал польскую историю и литературу. Во время революций 1848—1849 годов попытался проникнуть в Венгрию, но в Рацибуже его арестовали немцы. Выйдя из тюрьмы в феврале 1850 года, Агатон стал работать домашним учителем детей состоятельных землевладельцев. В 1852-м переехал в Краков и на правах свободного студента изучал историю в Ягеллонском университете. Австрийские полицейские узнали, что Гиллер революционер и нелегально находится в Австро-Венгрии. 10 апреля 1853 года его, как подданного России, передали в руки русской жандармерии. Был заключен в Александровской цитадели по обвинению в антироссийской деятельности. Согласно решению суда, Гиллер должен был отбывать каторжные работы в штрафных батальонах в Восточной Сибири. Освободившись из каторги в 1858 году, поселился в Иркутске. Там Гиллер основал польскую школу, в которой сам преподавал. В октябре 1860 он вернулся Царство Польское и стал работать журналистом в Варшаве. Наладил знакомства с членами Городской делегации, принимал участие в манифестациях. После кровавой расправы над участниками демонстрации 8 апреля 1861 года Гиллер распространил прокламацию — «Послание ко всем соотечественникам на польской земле» (польское название - Posanie do всех rodakуw na ziemi polskiej), в котором призвал к солидарности людей из разных общественных слоев и к антироссийксому вооруженному выступлению. 16 октября был ранен во время резни в Варшавском кафедральном соборе. С 1862 работал корреспондентом краковской газеты «Время» (орган консервативной политической группировки «станчики») — в Царстве Польском. Став членом Центрального национального комитета, отговаривал радикальных «красных» от попытки немедленно начать восстание и призвал либеральных белых отказаться от иллюзии, что беспорядки удастся уладить мирным путём. Гиллер считал, что успеха можно достичь благодаря хорошо приготовленным и слаженным военным действиям. 24 июля в 1862 году он отредактировал инструкцию, по которой предстояло организовать массовое восстание. Также был автором концепции создания подпольных польских государственных структур. В сентябре того же года Гиллер вместе с Зигмундом Падлевским отправился в Лондон, где нашёл понимание и вступил в соглашение с Александром Герценом, редактором российской демократической газеты «Колокол». После начала восстания 1863 года Гиллер вышел из Центрального национального комитета (ЦНК), потому что считал организацию спонсируемой русскими. Вскоре, однако, вошел в состав Исполнительного комитета — повстанческого правительства. Открыто перейдя на сторону белых, 24 февраля 1863-го вернулся в ЦНК и настоял на том, чтобы передать диктатуру Марьяну Лангевичу. Потом стал его секретарём. 12 апреля 1863, после смерти на дуэли Стефана Бобровского, Гиллер стал председателем Временного национального правительства (с 10 мая 1863 — председатель Национального правительства) и занимал эту должность до 23 мая. В то время он редактировал издания «Страница» (польское название - Stranica), «Движение» (польское название - Ruch) и «Ведомости поля битвы» (польское название - Wiadomoci pola bitwy). Гиллер написал воззвание к гражданам прусской и австрийской частей Польши, а также инструкцию агентам Национального правительства за рубежом. После смены правительства поехал представлять его в Вене. Получив от «красных» анонимный смертный приговор, Гиллер устранился от управления. После подавления восстания 1863 года эмигрировал в Саксонию — сперва в Дрезден, а затем в Лейпциг. В 1864 году Гиллера заочно приговорили к четырём годам лишения свободы за то, что он нелегально издавал в этом городе журнал «Отчизна» (польское название - Ojczyzna). Из-за этого он перебрался в Швейцарию, где находился с 1864 по 1867 год. Основал в Бендликоне (кантон Цюрих) типографию и в ней тиражировал тот же журнал. Организовал общество помощи полякам, которые эмигрировали в Швейцарию. Работая библиотекарем в Рапперсвилле (кантон Санкт-Галлен), Гиллер подал идею создать в этом городе Польский национальный музей, которую в 1870 году реализовал Владислав Платер. В 1867-м, поселившись в Париже, Гиллер выпускал газеты «Отчизна» и «Парижский курьер» (польское название - Kurier Paryski). Организовал общество поддержки поляков, которые эмигрировали и учатся за границей. В 1870-м перебрался в Галицию. Сотрудничал с изданиями «Народная газета» (польское название - Gazeta Narodowa) и «Литературное движение» (польское название - Ruch Literacki). В 1877 году вместе с Адамом Сапегой Агатон Гиллер взялся формировать национальное правительство в Галиции, чтобы повести борьбу против России с помощью Великобритании и Турции. Тогда австро-венгерская власть выдворила Гиллера из страны. В 1878 он вернулся в Рапперсвиль. Работая в Польском национальном музее, предложил учредить польскую государственную казну. Принял участие в формировании Польского легиона в Турции. По его совету поляки, проживавшие в США, в 1880 году создали Национальный союз Польши. В 1880-м Гиллер смог въехать в Галицию. В 1884 году окончательно осел в Станиславове, поселившись у сестры — Агриппины Коперницкой. Сотрудничал с газетой «Станиславовский курьер» (польское название - Kurier Stanisawowski) и другими журналами в Лемберге, Познани и США. Агатон Гиллер умер в Станиславове (ныне Ивано-Франковск) от пневмонии 17 июля 1887 года. Был похоронен на Сапеговском кладбище в этом городе. В конце 1970-х Ивано-Франковский горсовет постановил разрушить кладбище. Постановление было выполнено, а в 1981 году, по инициативе членов Национального союза Польши, останки перезахоронили на Повонзковском кладбище. Произведения: Groby polskie w Irkucku, Krakуw 1864; Podrу winia etapami do Syberyi w roku 1854. T. 1 Lipsk 1866; Podrу winia etapami do Syberyi w roku 1854. T. 2 Lipsk 1866; Opisanie zabajkalskiej krainy. T. 1-3. Lipsk, 1867; Polska w walce. T. 1-2, 1868, 1875; Z wygnania. T. 1 Lwуw 1870; Z wygnania. T. 2 Lwуw 1870; Historia powstania narodu polskiego. Т. 1-4. Pary 1867—1871; Polska na Wystawie Powszechnej we Wiedniu, 1873; Z podrуy po krainach sowackich, 1876; Aleksander hrabia Wielopolski margrabia Gonzaga Myszkowski, Lwуw 1878; Agaton Giller. O Wadysawie hr. Tarnowskim. «Ruch Literacki». 1, 1878.

 (408x698, 95Kb)
1839
Джон Ноулс Пейн (John Knowles Paine)
американский композитор. Родился в Портленде, штат Мэн. Изучал композицию и игру на органе в Германии (1858- 1861), выступал как органист. Вернувшись в США в 1861 г., преподавал в Гарвардском университете на протяжении 43 лет, был директором музыкальногоколледжа Гарвардского университета. Вместе с Джорджем Чедуиком, Артуром Футом, Эдуардом Макдауэллом, Эми Бич и Горацио Паркером составлял так называемую Бостонскую шестёрку — круг композиторов, внёсших значительный вклад в становление американской академической музыки. Среди его учеников - А Фут, Ф Ш Конверс, Д.Г.Мейсон, Дж Карпентер Музыка Пейна- в духе немецких романтиков. Написал оперу «Азара», две симфонии, ораторию «Святой Пётр» для хора и оркестра, органные произведения. Умер в Кембридже, штат Массачусетс, 25 апреля 1906 года. Сочинения: для солистов, хора и оркестра - оратория Святой Пётр (1873), месса (1867); Гимн Запада (Hymn of the West) для хора с оркестром (1904); для оркестра - симфонии (1876; 1880, Весна - Spring), увертюра Как вам это понравится (As you like it); соната для скрипки с фортепиано, фортепианное трио, струнный квартет; фантазии для органа; музыка к трагедии Софокла "Эдип-царь" (1881). Литература: Howe de Wolfe M A, J К Paine, "MQ", 1939, v 25, No 3

 (627x699, 72Kb)
1844
Хульян Гаярре ((Julian Gayarre)
испанский артист оперы (тенор). Пению обучался в Мадридской консерватории; совершенствовался в Милане у Ламперти. Впервые выступил на оперной сцене в Варезе (Италия) в 1869, после чего пел в различных итальянских оперных театрах, Гаярре исполнил впервые в Италии партии Тангейзера (оперная постановка Вагнера, 1872) и Энцо ("Джоконда" Понкьелли, 1876). В 1876 дебютировал в театре" Ла Скала", Милан. Среди партий Гаярре: Надир ("Искатели жемчуга" Визе), Неморино, Фердинанд ("Любовный напиток", "Фаворитка" Доницетти), Фауст, Лоэнгрин; Васко да Гама ("Африканка" Мейербера), Собинин ("Иван Сусанин"; первое исполнение в Англии, 1887) и др. Гаярре гастролировал во многих странах Европы (в том числе в России в 1873 и 1875), США, Южной Америке и др. Обладал тёплым, мягким, выразительным голосом. Пользовался славой одного из выдающихся теноров мира. В 1889 основал в Мадриде школу пения. Умер 2 января 1890 года.

Залеман Карл Германович (565x699, 108 Kb)
1850
Карл Германович Залеман
русский филолог-иранист, академик Санкт-Петербургской Академии Наук (1895), директор Азиатского музея Академии Наук (с 1890). Родился в Таллине. Труды Залемана посвящены персидской филологии и исследованиям средне-иранских языков - пехлеви и согдийского: "Персидская грамматика" (на немецком языке, 1889), "Краткая грамматика новоперсидского языка" (1890, обе совместно с В.А.Жуковским) и "Среднеперсидский язык" (1902). Внёс большой вклад в изучение осетинского языка и языков Памира (шугнанского и ягнобского). Издал с комментариями тексты, найденные в начале ХХ в. на территории Синьцзяна (серия "Манихейские этюды", 1908). Умер в Петрограде 13 декабря 1916 года. Сочинения: Persische Grammatik mit Literatur, Chrestomatie und Glossar, 4Aufl., Lpz., 1947. Литература: Бартольд В. В., Карл Германович Залеман. 1849—1916, "Записки восточного отделения русского археологического общества", 1917, том 24, страницы 257—258.

Louisa Matilda Faganl (528x700, 69Kb)
1850
Луиза Матильда Фаган (Louisa Matilda Fagan; урождённая - Баллард, Ballard)
итало-британская шахматистка. Научилась играть от отца Уильяма. Вышла замуж за ирландского офицера Дж.Г.Фагана, служившего в Индии. Заняла первое место в шахматном турнире Бомбее, в котором принимало участие 12 мужчин. Она выиграла все свои партии, но была дисквалифицирована, так как была женщиной, выступающей за клуб, членами которого были только мужчины. Подала аппеляцию и выиграла дело в суде. Заняла второе место в женском чемпионате Британии, проходившем с 22 июня по 3 июля 1897 года. Была младшей сестрой сильного лондонского шахматиста доктора Уильяма Роберта Балларда. Умерла в Лондоне 11 августа 1931 года.


Gallignani (549x700, 377Kb)
1851
Джузеппе Галиньяни (итальянское имя - Giuseppe Gallignani)
итальянский композитор, дирижёр и музыкальный педагог. Родился в Фаэнца. Окончил Миланскую консерваторию. Автор опер «Сверчок за очагом» (итал. Il grillo del focolare; 1873, по одной из «Рождественских повестей» Чарльза Диккенса, — первая в истории опера на диккенсовский сюжет), «Атала» (1876), «Несторий» (1888) и др., а также многочисленной духовной музыки. В 1884—1891 гг. музыкальный руководитель Миланского кафедрального собора. В 1891 г. по рекомендации Джузеппе Верди и Арриго Бойто был назначен директором Пармской консерватории и руководил ею до 1897 г. В 1894 г. провёл значительную серию концертов в ознаменование 300-летия со дня смерти Джованни Палестрины. Затем Галиньяни перешёл на тот же пост в Миланской консерватории, которую возглавлял до конца своих дней; был дружен с Артуро Тосканини. В 1923 г., отказавшись вступить в фашистскую партию, был обвинён в растрате казённых денег и покончил жизнь самоубийством в Милане 14 декабря 1923 года.

Luis Coloma (423x700, 51Kb)
1851
Луис Колома (испансвкое имя - Luis Coloma Roldбn; полное имя - Луис Колома Ролдан Херес-де-ла-Фронтера)
испанский писатель и журналист. Родился в Херес-де-ла-Фронтера. Отец Луиса Коломы, Рамон Колома Гарсес-и-Рольдан, был известным врачом. В 1863 году, в 12 лет, Луис поступает в Морскую академию в Сан-Фернандо, а позже, в 1868 году, в университет Севильи, где изучает право и получает степень лиценциата. Время поступления совпало с революцией 1868 года, в результате которой был свергнут режим правления королевы Изабеллы II. В своих литературных трудах Луис Колома осуждает революцию. В это же время он знакомится и заводит дружбу с известной испанской писательницей Цецилией Боль де Фабер (1796—1877), известной под псевдонимом Фернан Кабальеро. Затем он переехал в Мадрид, где стал работать в качестве стажера в офисе адвоката Иларио Пина. Становится также корреспондентом и сотрудничает с различными газетами, защищая павшую династию Бурбонов и мечтая об их реставрации (дневная политическая газета в Мадриде и Эль-Порвенир де Херес). Тяжелое ранение в грудь, в 1872 году, при чистке револьвера, укрепило его решение посвятить себя служению Обществу Иисуса. В 1873 году он стал послушником Ордена в Ландах, Франция, где и оставался вплоть до 1877 года. В 1874 году он был рукоположен в сан священника Ордена Иисуса. Вернувшись в Испанию, он по заданию Ордена осуществлял образовательную деятельность в Севилье , Галисии , Мурсии и Мадриде. Он оставил журналистику и целиком посвятил себя литературе. Выступил с рассказами и новеллами религиозно-дидактического содержания (их собрание было издано в «Coleccion de lecturas recreativas», Бильбао, 1887; переведены на немецкий язык под заглавием «Des Lebens traurige Komцdie», Вена, 1892—1893). С замечательной силой и колоритностью им показаны нравы высшего мадридского общества в романе «Pequeсeces» (1891). Написал также: «Juan Miseria» (1891), «Por un piojo» (4-е издание, 1894), «La reina martir» (1901); «Nuevas lecturas» (1902), «Cuentos para ninos» (1889, сказки для детей). В 1908 году Луис Колома стал членом Королевской академии испанского языка. Умер в Мадриде 14 апреля 1915 года. Собрание сочинений Коломы включает в себя 19 томов, изданных мадридским издательством «Разум и Вера» (Razуn y Fe) в 1942 году, которые содержат 2 романа, 41 рассказ, 6 исторических биографий, 2 книги религиозного содержания и текст академической речи. В конце 19 века Луиса Колому попросили написать историю о Зубной фее для юного испанского короля Альфонсо XIII, который в 8 лет потерял первый молочный зуб. Так как Луис был сыном врача, ему успешно это удалось. Действующими лицами сказки стали сам Буби (так называла Альфонсо его мать-регентша), сама королева-мать Мария-Кристина и мышонок по имени Перес. Сказка была впервые издана в 1902 году в виде факсимильного издания. С тех пор Зубная фея является очень популярным персонажем среди испанских и латиноамериканских детей, которые, когда у них выпадают зубы, оставляют их под подушкой. Рукопись этой сказки находится в сейфе в библиотеке Королевского дворца в Мадриде. По мадридскому адресу — улица Ареналь, 8, где когда-то находилась кондитерская, в которой, по преданию, проживал мышонок Перес, в настоящий момент время висит мемориальная доска и установлена бронзовая статуя мышонка. Сюжет сказки не раз вдохновлял сценаристов и режиссёров на создание мультипликационных и художественных фильмов по его мотивам.

Anna Kuliscioff 1 (498x700, 107Kb)
1854
Анна Кулишова (Кулишева; Anna Kuliscioff; псевдоним; настоящее имя - Анна Моисеевна Розенштейн, по первому мужу - Макаревич)
русская революционерка-народница, затем деятельница итальянского социалистического движения. Родилась в Симферополе, в семье купца. В начале 1870-х гг. училась в Цюрихском университете, где примкнула к народникам-бакунистам (1872). В 1873—1877 участвовала под фамилией мужа — Макаревич — в народнических кружках чайковцев (Одесса) и "южных бунтарей" (Киев). В связи с раскрытием "чигиринского заговора" (1877) эмигрировала. С конца 1878 — в Италии. Была сподвижницей А.Косты и вместе с ним в конце 1870-х гг. порвала с анархизмом. В середине 1880-х гг. способствовала деятельности группы "Освобождение труда". В 1890—1891 вместе с Ф.Турати основала журнал "Критика социале" ("Critica sociale"), пропагандировавший (хотя и не всегда последовательно) идеи научного социализма. Сыграла важную роль в основании в 1892 Итальянской социалистической партии (ИСП) и пользовалась в ней значительным влиянием. С обострением в ИСП с начала 20 в. борьбы течений Кулишова оказалась на правом, реформистском фланге партии. Умерла в Милане 29 декабря 1925 года. Сочинения: Turati F. е Kuliscioff А., Carteggio, v. 1—6, Torino, 1949—1959. Литература: Троицкий Н.А., Большое общество пропаганды 1871—1874, Саратов, 1963; Афанасьева С.П., К вопросу о революционной деятельности Анны Кулишевой в 1873—1892 годах, в книге: Россия и Италия, Москва, 1968; Schiavi A., Anna Kuliscioff, Roma, 1955.

 (475x699, 96Kb)
1854
Евгения Эдуардовна Линёва (урождённая - фон Паприц)
артистка оперы (контральто), концертная певица, хоровой дирижёр, фольклористка, музыкальный и общественный деятель. Родилась в Брест-Литовске (ныне Брест), в семье директора кадетского корпуса. Музыке обучалась сначала под руководством матери — А.К.Паприц (ученицы М.Глинки). В начале 1861-х гг. жила с родителями в Москве, где получила общее и музыкальное образование в Екатерининском институте. Здесь пробовала свои силы в качестве регента институтского хора. По окончании института в 1874 поступила в Санкт-Петербургскую консерваторию (класс пения Дж.Росси), в том же году уехала в Вену, где совершенствовалась в пении у М.Маркези. Во время Всемирной выставки в Вене впервые выступила на концертной эстраде, затем успешно гастролировала в качестве оперной и камерной певицы в Будапеште, Париже и Лондоне. Вернувшись в середине 1870-х гг. в Россию, принимала участие в московских симфонических концертах под управлением Н.Рубинштейна, в которых исполняла арии из "Stabat Mater" Дж.Перголези, романсы М.Балакирева, О.И.Дютша. В 1875 и 1880 (7 и 10 февраля, в ансамбле с пианистом-любителем Н.Н.Мясоедовым) гастролировала с концертами в Саратове, где испрлняла арии из опер "Жизнь за царя" М.Глинки и "Опричник" П.Чайковского и романсы П.Чайковского, Дж.Мейербера, И, Дессауэра. В 1882—1883 солистка московского Большого театра, на сцене которого выступала в партиях Вани ("Жизнь за царя" М.Глинки), Ратмира ("Руслан и Людмила" М.Глинки), Зибеля ("Фауст" Ш.Гуно). С 1870 участвовала в революционном движении, в 1882—1884 входила в состав московского студенческого нелегального "Общества переводчиков и издателей" и принимала участие в издании на русском языке произведений К.Маркса и Ф.Энгельса. В конце 1880-х гг. вышла замуж за инженера А.Линёва, участника революционного движения. Находясь в Лондоне в 1884, вела переписку с Энгельсом. Вскоре вернувшись в Россию, записывала в русских и украинских селах крестьянские песни. Организовала хор и в течение нескольких лет выступала с ним перед рабочими и студентами. В 1890—1896 находилась с мужем в эмиграции. Живя в Лондоне, создала хор русских студентов (политических эмигрантов) и англичан, владевших русчуим языком, который исполнял под её управлением русскую классическую и народную музыку. В 1892 создала русский народный хор в США, первый концерт которого состоялся в Нью-Йорке (хоры из опер М.Мусоргского, П.Чайковского, вокальные сочинения Д.Бортнянского, русские и украинские народные песни). С этим хором гастролировала в Бостоне, Филадельфии и Чикаго. С 1896 жила в России. Принимала участие в работах этнографического отдела Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (с 1902 секретарь московской Музыкально-этнографической комиссии). В 1897—1910 совершила ряд фольклорных экспедиций (районы центр. России, Украина, Кавказ). В 1913 записала в Австро-Венгрии около 120 хорватских и словенских песен. С 1897 Линёва впервые применила фонограф для записи народных песен (540 русских и 120 украинских хоровых песен), была пионером нотной расшифровки звукозаписей. Её работы привлекли внимание русской научной общественности, в том числе В.Стасова. В 1904 совместно с В.А.Булычевым организовала хор Пречистенских курсов для рабочих. В 1906 была одним из организаторов Московской народной консерватории, где преподавала до конца своей жизни. По её инициативе в 1916 открылись "Курсы пения русских песен". Среди её учениц — О.В.Ковалева. Умерла в Москве 24 января 1919 года. Фонографические записи Линёвой — фонограмархив Инмтитута русской литературы Академии Наук СССР (Ленинград). Архивные материалы певицы хранятся в ГЦММК, фонд 95, 2078 единицы хранения, 1884—1918. Сочинения: Великорусские песни в народной гармонизации: Записаны Евгенией Линёвой. — Санкт-Петербург, 1904. Выпуск 1; Выпуск 2. — 1909; Начальные основы музыки. (Лекции для первого курса хорового класса Народной консерватории). — Москва, 1909; Всеобщая перепись народных песен в России. — Москва, 1914. Литература: Переписка К.Маркса и Ф.Энгельса с русскими политическими деятелями. — 2-е издание — Москва, 1951; Канн-Новикова Е. Собирательница русских народных песен Евгения Линёва / Редакция и предисловие Е.В.Гиппиуса. — Москва, 1952; Аксюк С. Евгения Линёва // Советская музыка. 1954. № 12. Страницы 45—49; Песни старой деревни: Из писем Е.Линёвой // Там же. 1955. № 3. Страницы 78—81;

Anton AЕЎkerc (529x700, 88Kb)
1856
Антон Ашкерц (Anton Akerc; псевдоним - Gorazd)
словенский поэт, считается основателем словенской поэзии. Родился в селе Глобоко, в крестьянской семье. Был приходским священником, в 1898 отказался от духовного звания. Начал печататься в 1880. Путешествовал по славянским странам, в том числе по России. Издал антологию русской поэзии. Ашкерц писал баллады на темы сельской жизни, поэмы, сатиры; ввёл в поэзию образ рабочего. Цикл баллад "Старая правда" (1888) посвящен средневековым восстаниям словенских крестьян. В сатирах выступал против клерикализма, монархического произвола, защищал славянское единство. Поэзия Ашкерца отмечена гуманизмом и высоким изобразительным мастерством. В начале 20 в. в его стихах преобладали исторические темы борьбы за свободу Словении. Умер в Любляне 10 июня 1912 года.
Kip-AskercAnton-Ljubljana (433x700, 125Kb)
Памятник Антон Ашкерц в Любляне.
Библиография: Сборник стихотворений: Balade in romance, 1890, издание 2-е 1893; Lirske in epske poezije, 1896; Nove poezije, 1900; etrti zbornik poezij, 1904; Zlatorog, 1904; Primo Trubar, 1905; Mueniki, 1906; Junaki, 1907; Jadranski biseri, 1908; Akropolis in piramide, 1909; Pesnitve, 1910. Кроме того Ашкерц в сотрудничестве с другими лицами издал в 1901 «Русскую антологию в словенских переводах» и др. На русский язык переведены некоторые стихотворения Ашкерца, и даны общие очерки его поэзии и личности в сборнике С.Штейна, «Славянские поэты», Санкт-Петербург, 1908.

1856
Стеван Мокраняц (настоящая фамилия – Стоянович, Стоjановић)
сербский композитор, фольклорист, дирижер, педагог. Родился в городе Неготин. Студентом филологического факультета Белградского университета участвовал в работе Белградского хорового общества. В 1879 г. учился в Мюнхене. Возвратившись в Белград, преподавал пение, руководил хором общества «Станкович». В 1887-1914 гг. возглавлял Белградское хоровое общество, с хором которого в 1896 гастролировал в России. В 1899 г. совместно с С. Бинички и И. Манойловичем основал в Белграде музыкальную школу (ныне имени С.Мокраняца), положившую начало музыкальному образованию в Сербии. Как композитор прославился хоровыми рапсодиями – «Руковетами», которые основаны на мастерски обработанных напевах народов Югославии. В 15 «Руковетах» (первый в 1884) создал национальный самобытный стиль хорового письма. Особенно значителен 10-й «Руковет» «Охридская легенда». Среди других сочинений известны хор «Приморские напевы», церковная музыка («Литургия», «Заупокойная») и песни для голоса и фортепиано «Лем Эдим» и «Три героя». Умер в Скопье 28 сентября 1914 года. Литература: Мартынов И., Стеван Мокраньяц и сербская музыка, Москва, 1958; Коњовић П., Стеван Ст.Мокрањац, Београд, 1956; Зборник радова о Стевану Мокрањцу, Београд, 1971.


Процитировано 1 раз

Аноним   обратиться по имени Пятница, 09 Января 2015 г. 00:59 (ссылка)
Елена Павловна - в её честь было основано и названо в 1842г село Еленовка в центре Армении (С-З у оз. Севан) , с 1935г - пос. Севан. Валерий
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку