-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 107910
Комментариев: 6801
Написано: 116380


28 февраля родились...

Пятница, 28 Февраля 2014 г. 06:58 + в цитатник
Richard MГјhlfeld (471x700, 51Kb)
1856
Рихард Мюльфельд (немецкое имя - Richard Mьhlfeld, настоящее имя Бернхард Херманн Мюльфельд)
немецкий кларнетист, первый исполнитель сочинений Иоганнеса Брамса. Родился в Бад-Зальцунгене. Первые уроки музыки получил от своего отца, обучался игре на скрипке и кларнете. В 1873 году получил место скрипача при дворе герцога Заксе-Майнингенского, а шесть лет спустя стал первым кларнетистом в Майнингене и занимал это место до самой смерти. Ганс фон Бюлов, бывший в это время дирижёром оркестра, отметил высокое качество исполнения Мюльфельда и поручил ему проводить репетиции с отдельными группами музыкантов оркестра. Мюльфельд руководил также мужским хором, а в 1890 году был назначен директором придворного театра. В марте 1891 года в Майнинген приехал Иоганнес Брамс, и дирижёр Фриц Штайнбах отрекомендовал ему Мюльфельда как отличного кларнетиста. Услышав его исполнение, Брамс, не сочинявший до того в течение года, взялся за создание двух произведений с участием кларнета. 12 декабря того же года в Берлине Мюльфельд впервые исполнил Трио a-moll с фортепиано (его партию играл сам Брамс) и виолончелью, а также квинтет h-moll со струнными. Мюльфельду же посвящены две сонаты Брамса (f-moll и Es-dur) для кларнета и фортепиано, ор. 120, написанные в 1894 году и впервые исполненные 7 января 1895 года. Брамс проникся таким уважением к Мюльфельду, что отчислял ему все гонорары за исполнение своих сочинений для кларнета и передал ему рукописи обеих сонат после их публикации. Мюльфельд приобрёл международную известность, неоднократно гастролировал в Англии, где выступал в сопровождении квартета Иоахима и Фанни Дэвис. Среди композиторов, сочинявших для Мюльфельда — Карл Райнеке, Анри Марто, Вальдемар фон Бауснерн, Густав Йеннер (Соната G-dur, op. 5), Чарльз Стэнфорд (Концерт a-moll, op. 80) и другие. Мюльфельд был награждён Королевской Баварской золотой медалью Людвига. Его исполнение отличалось глубоким драматизмом и искренностью интерпретации. Умер в Майнингене 1 июня 1907 года. Библиография: P.Weston. Clarinet Virtuosi of the Past. — London, 1971.

Авксентий Васильевич Корчак-Чепурковский  (700x464, 38Kb)
1857
Авксентий Васильевич Корчак-Чепурковский
украинский гигиенист и эпидемиолог, академик Академии Наук Украинской ССР (с 1921). Окончил Харьковский университет (1883). В 1883-1902 гг. был санитарным врачом в Полтаве, Харьковском и Херсонском земствах, Киеве. В 1903-1934 гг. работал на кафедре гигиены Киевского университета (с 1921 г. — Киевского медицинского института). С 1918 г. — заведующий этой кафедрой, одновременно с 1921 г. — заведующий кафедрой народного здоровья, затем кафедрой гигиены и санитарии Академии Наук Украинской ССР, в 1934-1938 гг. — заведующий отделом института демографии и санитарной статистики Академии Наук Украинской ССР, в 1938-1941 гг. — научный консультант Института клинической физиологии Академии Наук Украинской ССР. Основные научные работы посвящены проблемам эпидемиологии и санитарного состояния населения. Сформулировал закон периодичности эпидемий дифтерии и выдвинул положение об антагонизме между эпидемиями дифтерии и других детских инфекций. Ряд работ посвящен вопросам гигиены труда, в частности условиям труда шахтеров Донбасса, санитарной статистике. Составил (1927) первую номенклатуру болезней на украинском языке. Автор работ по истории земской медицины. Умер в ноябре 1947 года. Сочинения: Материалы для изучения эпидемий дифтерии (эпидемиология) в России, выпуск 1, Херсон, 1898; Номенклатура хороб, Київ, 1927. Литература: Карпенко Г.В., Дійсний член Академії наук УРСР Овксентій Васильович Корчак-Чепурківский, "Вісник Академії наук УРСР, Київ", 1947, № 3; Палладін, [и др.], Овксентій Васильович Корчак-Чепурківский, там же, 1947, № 7.

 (463x699, 55Kb)
1857
Владимир Сардионович Алекси-Месхишвили (Алексеев-Месхиев; Ладо Месхишвили)
грузинский актер и режиссер, народный артист Грузинской ССР (1930, посмертно). Родился в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия). В 1881 г. поступил в Тифлисскую грузинскую драматическую труппу. В 1887-1890, 1906-1910 гг. работал в русских театрах, в том числе в МХТ. В 1890-1896 гг. и с 1910 г. руководил Тифлисским, в 1897-1906 гг. – Кутаисским театрами. Создавал ярко эмоциональные, трагедийные образы: Леван Химшиашвили («Родина» Эристави), Гоча («Коварная Тамара» Церетели), Незнамов («Без вины виноватые» Островского), Кай Гракх (одноименная пьеса Монти), Уриэль Акоста (одноименная пьеса Гуцкова), Гамлет (одноименная трагедия Шекспира). С 1890 г. занимался режиссурой. Был видным режиссером-педагогом. Его имя носит Кутаисский драматический театр. Умерв Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия) 24 ноября 1920 года. Литература: Бухникашвили Г., Грузинский театр в период революции 1905—1907 гг., в сборнике: Первая русская революция и театр, Ленинград, 1956.

KEDZHORI_Florian2 (486x700, 57Kb)
1859
Флориан Кеджори (Флориан Кэджори; Florian Cajori)
американский математик, член Американской академии искусств и наук (с 1929). Родился в городе Сент-Эньян, Швейцария. С 1875 г. жил в США. Окончил Висконсинский университет (1883). В 1885-1888 гг. - профессор Тулейнского университета, в 1889-1898 гг. - колледжа в Колорадо, с 1898 г. - университетского колледжа в Беркли. Основные работы посвящены истории математики. Наиболее известна его монография по истории элементарной математики. Умер 14 августа 1930 года.

1861
Александр Аполлонович Мануйлов
русский экономист, доктор экономических наук (1901), профессор. Окончил юридический факультет Новороссийского университета (Одесса, 1883). Научно-педагогическую деятельность в области политической экономии начал в 1888. С 1901 заведовал кафедрой Московского университета, в 1905—1908 проректор, в 1908—1911 ректор университета. Уволен с этого поста царским правительством за выступления против "крайностей" столыпинского аграрного законодательства. В 90-х годах либеральный народник, впоследствии кадет, член ЦК партии кадетов. Проект аграрной реформы Мануйлова (1905) лег в основу аграрной программы кадетов. В.И.Ленин резко критиковал Мануйлова, называя его одним из "...буржуазно-либеральных друзей мужика, которые хотят „расширения крестьянского землевладения”, но не хотят обидеть помещиков" (Полное собрание сочинений, 5-е издание, том 11, страница 126, примечание). В начале своей научной деятельности Мануйлов разделял трудовую теорию стоимости. В 1896 перевел сочинение К.Маркса "К критике политической экономии". В годы реакции стоял на позициях субъективизма и психологизма в области политической экономии. В 1917 был министром просвещения Временного правительства. После Октябрьской революции 1917 эмигрировал, но вскоре возвратился и сотрудничал с Советской властью; участвовал в реформе правописания (1918); с 1924 член правления Государственного банка; преподавал в вузах. Перейдя на марксистские позиции, критиковал, опираясь на труды В.И.Ленина, ревизионистов и по аграрному вопросу. Умер 20 июля 1929 года. Сочинения: Аренда земли в Ирландии, Москва, 1895; Понятие о ценности по учению экономистов классической школы, Москва,,1901; Аренда земли в России в экономическом отношении, Санкт-Петербург, 1903; Поземельный вопрос в России, Москва, 1905; Политическая экономия. Курс лекций, выпуск 1, Москва, 1914.

Orjenckij (504x700, 185Kb)
1863
Роман Михайлович Орженцкий
русский экономист и статистик, академик Академии Наук Украинской ССР (1919), профессор кафедры статистики Демидовского юридического лицея (1906—1918). Родился в Житомире. После окончания гимназии поступил на юридический факультет Новороссийского университета в Одессе, который окончил в 1887 году. Работал в Одессе на государственных должностях и одновременно преподавал в различных учебных заведениях (в коммерческой школе, школе торгового мореплавания), принимал участие в профсоюзном движении. В 1897 году защитил в Новороссийском университете магистерскую диссертацию по политической экономии «Учение о ценности у классиков и канонистов. Политико-экономический очерк» (опубликован: Одесса, 1896), в которой представил критический обзор теорий ценности с древнейших времен до XVIII века. Был избран приват-доцентом Новороссийского университета, но позже в 1906 году уволен за «неблагонадежность». В том же году он был принят в Демидовский юридический лицей, где с 1907 г. возглавил кафедру статистики. В лицее он создал статистико-экономический методический кабинет. С 1910 г. возглавлял оценочно-статистическое бюро Ярославского губернского земства, где проводил исследования крестьянских хозяйств, оценку недвижимого имущества, изучал особенности страхового и пожарного дела в губернии. В декабре 1912 года защитил диссертацию на степень доктора политической экономии и статистики «Элементарная теория статистических величин и вычислений» (опубликовано: Киев, 1921) в Санкт-Петербургском университете. В диссертации Орженцкий рассмотрел применение математических методов при исследовании массовых общественных явлений. В 1918 г. стал профессором Ярославского университета. С конца 1918 г. по 1920 г. проживал в Петрограде, заведовал отделом статистической методологии ЦСУ УССР, участвовал в организации статистических курсов при ЦСУ и выработки проекта статистического института, читал лекции по политэкономии и статистике в университете. В 1920 г. переехал в Киев, где был избран академиком Академии Наук Украины. С 1920 г. заведовал кафедрой теоретической экономии в Академии Наук УССР в Киеве, возглавлял Социально-экономический отдел академии (1921—1922), руководил изданием Статистического бюллетеня. Занимался изучением бюджетов, конъюнктуры народного хозяйства, движения рыночных цен, статистическими исследованиями. В политической деятельности не участвовал, но к Октябрьской революции отнесся отрицательно, что и послужило причиной эмиграции в Польшу в 1922 году. С 1922 г. — профессор Варшавского университета, вел курсы по политэкономии. В результате террористического акта получил смертельное ранение, от которого и умер в Варшаве 24 мая 1923 года. Выступая одним из немногих русских последователей субъективно-психологического направления (см. Австрийская Экономическая Теория), он отмечал, что экономическое явление представляет проявление определенного психического отношения лица к вещам и процессам. Анализируя основной элемент направлении — теорию полезности, Орженцкого подразделяет последнюю на две составляющие: психо-физическую и чисто-экономическую. Первая изучает понятие потребности и полезности, вторая применяет их к объяснению явлений обмена. Орженцкого предложил ввести понятие «метафизическая сущность», в данном случае определение «ценности» — «не что иное, как проекция чувств на объект, вызывающие чувства в психике субъекта». В статистике разрабатывал математические методы количественного измерения массовых общественных явлений. Библиография: Орженцкий, Р.М. Учение об экономическом явлении, Введение в теорию ценности, Одесса, 1903; Орженцкий, Р.М. Сводные признаки / Р.М.Орженцкий. — Ярославль: Типография Губернского правления, 1910. — 443 страницы; Орженцкий, Р.М. Учебник математической статистики / Р.М.Орженцкий. — Ярославль: Типография Губернского правления, 1914. — 165 страниц; Орженцкий, Р.М. Некоторые приемы статистического метода / Р.М.Орженцкий. — Ярославль: Типография Губернского правления, 1914. — 165 страниц; Орженцкий, Р.М. Положение мукомольной промышленности в Ярославской губернии / Р.М.Орженцкий. — Москва: Городская типография, 1916. — страниц; Орженцкий, Р.М. Элементарная теория статистических величин и вычислений / Р.М.Орженцкий. — Киев: Державне видавництво, 1921. — 171 страница; Переводческая деятельность: Карл Менгер Grundsaetze der Volkswirtschaftslehre (в русском переводе — «Основания политической экономии»), 1901; Учебник математической статистики, Санкт-Петербург, 1914; Элементарная теория статистических величин и вычислений, Киев, 1921. Литература: История русской экономической мысли, том 3, часть 1, Москва, 1966, глава 7—8.

СимэйФтабатэй  (618x700, 186Kb)
1864
Симэй Фтабатэй (псевдоним; настоящее имя - Хасэгава Тацуноскэ)
японский писатель. Зачинатель японского критического реализма и современного литературного языка. Родился в Токио. Учился на русском отделении Токийского института иностранных языков. Большое влияние на творчество Симэя Фтабатэя оказала русская литература. В статье "Общая теория романа" (1886) изложены воззрения Симэя Фтабатэя на сущность искусства, на реализм как творческий метод литературы. В романе "Плывущее облако" (1887—1888) нарисован образ "лишнего человека", разочарованного в новой буржуазной действительности. Известны также романы "Его облик" (1906), "Обыкновенный человек" (1907). Будучи учеником Цубоути Сёе, он не во всем соглашался с его литературной теорией и в статье «Некоторые соображения о прозе» (1886) дал свое понимание реализма. «Литературное произведение, отражающее только внешние формы жизни, но не отражающее ее идею, нельзя назвать истинным». «Форма — это случайное, изменчивое и непостоянное; идея — необходимое, постоянное, всегда существующее. Разве не следует опираться на неизменное? Можно ли опираться на изменчивое?» Фтабатэй полемизировал с Сеё, который упускал из вида «идею», ограничиваясь описанием чувств и событий, не вникал в их конечный смысл. «В каждом явлении реального мира непременно содержится идея природы: эта идея нам не ясна, так как она скрыта в случайной оболочке явления... Цель романа, воспроизводящего действительность, в том и состоит, чтобы при помощи слов, в художественной форме ясно показать идею природы, скрытую в случайной оболочке. Это и придает литературе жизненность». Фтабатэй был специалистом по русской литературе и в его рассуждениях нетрудно обнаружить мысли Белинского, хотя и несколько японизированного. «Впервые я встретился с Фтабатэем в январе 1886 г., — вспоминает Сёе, — уже тогда он был лучшим знатоком русской литературы. Как критик он был последователем Белинского, как писатель — Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Гончарова». Но ни статья, ни роман Фтабатэя «Плывущее облако» (1887—1889) не были приняты читателем. Слишком не похожи были ни сам роман, ни его герой, ни разговорный язык на то, что читатель привык понимать под литературой. Читателя пока не трогали описания обыденной житейской ситуации, душевных неурядиц мелкого чиновника Бундзо, выходца из обедневшей самурайской семьи, который приехал в Токио, но не смог к нему приноровиться, поступиться своей честью и раболепствовать перед начальством, за что и был уволен со службы. После этого рухнули его надежды на счастье с любимой женщиной, которую он волей-неволей уступает более удачливому сопернику. Читатель скорее всего не проник в идею автора — показать «оборотную сторону» современной цивилизации: преуспевающему обществу Мэйдзи, по сути, нет дела до человека. Роман остался незавершенным, но поднятая им проблема человеческой личности, индивидуума как такового десятилетие спустя становится ведущей темой японской литературы. Сам Фтабатэй говорит в «Исповеди» о замысле романа: «У меня возник глубокий интерес к изучению и анализу... тех проблем, которыми занимаются русские писатели, другими словами, интерес к изучению социальных явлений с литературных позиций — к тому, чего совершенно нет в литературе Востока... Когда я читал русские романы, то типы русских чиновников вызывали у меня глубокое отвращение; такое же чувство вызывают и японские чиновники. Возмущение привилегированным положением чиновничества, пожалуй, одна из основных тем романа». Действительно, ни объективного анализа, ни социальной критики как таковой традиционная литература не знала. Фтабатэй, хотя и говорил, что написал роман под впечатлением «Обрыва» Гончарова, не пренебрегал и собственной традицией, обращаясь к жанрам позднего Эдо, к разговорному языку так называемых «книг юмора» Самба и устных рассказов (ракуго) Санъютэй Энте (1839—1900). И вместе с тем он понимал, что без нового стиля невозможна литература в духе времени и с писателем Ямада Бимё выступил за обновление литературного стиля в духе гэмбун иттитай (единство разговорного и письменного языка). Перевёл сочинения Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, М.Горького. Умер в Сингапуре 10 мая 1909 года. Сочинения: Дзэнсю, тома 1—8, Токио, 1937—1938; в русском переводе. — Мои принципы художественного перевода, в книге: Восточный альманах, выпуск 1, Москва, 1957. Литература: Карлина Р., Творческие связи Хасэгава Фтабатэя с русской литературой, в книге: Японская литература. Исследования и материалы, Москва, 1959; Рехо К., Достоевский и японский реалистический роман конца XIX в., "Народы Азии и Африки", 1972, № 1; Накамура Мицуо, Фтабатэй Симэй, Токио, 1953.

 (438x699, 91Kb)
1866
Вячеслав Иванович Иванов
русский поэт, философ, филолог, переводчик. Родился в Москве. Отец, мелкий чиновник-землемер, умер, когда Иванову было пять лет. В Автобиографическом письме С.А.Венгерову (1917) Иванов охарактеризовал своего отца следующим образом: «Отец мой был из нелюдимых, / Из одиноких – и невер». Мальчика воспитала мать, которая с детства видела в нем поэта. В годы учебы в 1-й московской гимназии (1875–1884, окончил с золотой медалью) Иванов был охвачен «славянским энтузиазмом», связанным с русско-турецкой войной, писал патриотические стихи. Пережил юношеское увлечение атеизмом и народничеством, не переставая при этом писать стихи и поэмы о Христе. Гимназические годы стали для Иванова «началом долгого и сурового труженичества»: он увлекся древними языками, античной, европейской и русской историей. Занятия любимыми предметами Вяч.Иванов продолжил на историко-филологическом факультете Московского университета, куда поступил в 1884. Его студенческая работа по древним языкам была отмечена университетской премией, он был одним из любимых учеников профессора-историка П.Виноградова. В 1886 Иванов оставил университет и вместе с женой Д.Дмитриевской отправился в Германию, где занимался римским правом, экономикой и историей в Берлинском университете, под руководством всемирно известного профессора Т.Моммзена, которому посвятил восторженные строки в своем поэтическом дневнике. Тогда же в нем пробудилась «потребность сознать Россию в ее идее», приведшая к вдумчивому изучению русской религиозной философии и одновременно – ницшеанства. По окончании университетского курса Иванов начал писать диссертацию по римской истории, совмещая работу над ней с путешествиями по Европе и работой в библиотеках Франции, Англии и Италии. В 1893 Иванов познакомился с писательницей Л.Зиновьевой-Аннибал, о которой писал: «Друг через друга нашли мы – каждый себя и более, чем только себя: я бы сказал, мы обрели Бога». В 1899, после нескольких лет жизни в гражданском браке, Иванов и Зиновьева-Аннибал повенчались – в нарушение гражданских и церковных законов, запрещавших обоим повторный брак как разведенным супругам. Иванов поселился с женой в Афинах, откуда предпринимал паломничества в Египет и Палестину, затем снял дом в Женеве. Изучал санскрит, занимался историей греческо-дионисийских культов и исследованием «корней римской веры во вселенскую миссию Рима». В 1903 прочитал в парижской Высшей русской школе общественных наук курс лекций по истории дионисийских культов, содержание которого изложил в работах Эллинская религия страдающего бога (1904) и Религия Диониса (1905). В эти же годы почувствовал, что в нем «раскрылся и осознал себя» поэт. С 1898 начал публиковать переводы (в частности, из Пиндара) и стихи в русских журналах «Cosmopolis» и «Вестник Европы», подготовил к изданию книгу поэзии Кормчие звезды (1902–1903). Первоначально Иванов предполагал включить в нее свои теоретические работы, но впоследствии решил ограничиться стихами. Название книги ассоциируется с Кормчей книгой – византийским религиозным сборником. Кормчие звезды, по Иванову, – это духовные ориентиры, по которым человек находит путь в хаосе бытия. Иванов считал: «Над смертью вечно торжествует, / В ком память вечная живет». В его стихах воплощались как личные переживания, так и исторические и мифические образы – Океаниды, Геспериды, Сафо, Орфей, Колизей, Титаны и т.п. Ориентирами поэта на равных становились язычество и христианство, Дионис (не столько языческий бог, сколько символ экстаза, бурного переживания жизни), Блаженный Августин и Богородица – покровительница «Земли Святорусской». После выхода Кормчих звезд некоторые критики назвали Иванова «Тредиаковским наших дней», определяя его поэзию как архаическое явление. Вопреки этому расхожему мнению, В.Брюсов считал, что Иванов «настоящий художник, понимающий современные задачи стиха... истинно современный человек, причастный всем нашим исканиям, недоумениям, тревогам». Книга Кормчие звезды стала одним из наиболее выразительных явлений русского символизма. В кругу символистов (А.Блок, Брюсов, К.Бальмонт, Д.Мережковский, Ю.Балтрушайтис и др.) Иванов был признан лидером этого направления, ведущим теоретиком и практиком. В 1904 в московском издательстве «Скорпион» вышла его вторая книга стихов Прозрачность, вызвавшая восторженные рецензии Блока, Брюсова и др. символистов. В 1905 Иванов с женой вернулся в Россию и поселился в Санкт-Петербурге. Его квартира на Таврической улице в угловой башне дома № 25 на последнем этаже получила название «башня». Вскоре «башня», на которой еженедельно проводились «Ивановские среды», стала самым известным литературно-философским салоном Санкт-Петербурга. Характеризуя атмосферу этих собраний, их постоянный участник философ Н.А.Бердяев писал: «На Ивановских средах встречались люди очень разных даров, положений и направлений. Мистические анархисты и православные, декаденты и профессора-академики, неохристиане и социал-демократы, поэты и ученые, художники и мыслители, актеры и общественные деятели, – все мирно сходились на Ивановской башне и мирно беседовали на темы литературные, художественные, философские, религиозные, оккультные, о литературной злобе дня и о последних, конечных проблемах бытия. Но преобладал тон и стиль мистический». Бердяев считал Иванова «самым утонченным и универсальным по духу представителем не только русской культуры начала 20 в., но может быть вообще русской культуры». На «башне» Иванова бывали М.Волошин, Блок, М.Добужинский, Л.Бакст, М.Кузмин, К.Сомов, А.Ремизов, Вс.Мейерхольд, Мережковский, З.Гиппиус, Брюсов и др. По воспоминаниям современников, в один вечер здесь собиралось до 60 поэтов, художников, артистов, мыслителей, ученых. «Ивановские среды» продолжались в течение трех лет, но и после их окончания «башня» оставалась центром притяжения интеллигенции. В 1910 Мейерхольд поставил здесь драму Кальдерона Поклонение кресту. В годы Первой русской революции на «башне» собирались русские и иностранные журналисты, с ними встречался М.Горький. Здесь в 1909 образовалось Общество ревнителей художественного слова, с которым связано творческое становление Н.Гумилева, О.Мандельштама, В.Хлебникова и др. поэтов. Санкт-Петербургское крыло символизма, духовным лидером которого был Иванов, проповедовало надындивидуальное, соборное начало в культуре. В 1907 для выражения этих идей Иванов организовал издательство «Оры» – в противовес издательству московских символистов «Скорпион», в котором проповедовалась самоценность искусства. В том же году умерла от скарлатины Л.Зиновьева-Аннибал. Смерть жены стала тяжелым ударом для Иванова. Он чувствовал мистическую связь с умершей, записывал связанные с ней сны и видения, был уверен в том, что именно покойная супруга велела ему в 1910 жениться на ее дочери от первого брака В.Шварсалон. Памяти Зиновьевой-Аннибал посвящена поэтическая книга Cor ardens (Пламенеющее сердце, 1911–1912). Образ пламенеющего сердца поэта и его возлюбленной сосуществует на страницах книги с «Сердцем Солнца-Диониса», мистические гимны – с сонетами и канцонами, «чаша зол» Первой русской революции и трагедия Цусимы – с дионисийской жаждой бытия. В 1909 Иванов издал сборник статей По звездам, в котором изложил основные теоретические положения символизма. Окончательно они были им сформулированы в статье Simbolismo (опубликована в 1936). Их художественное воплощение осуществлялось в журнале «Аполлон» (осн. 1909), в становлении которого Иванов принимал деятельное участие. До своего отъезда в Италию (1912) играл важную роль в Санкт-Петербургском Религиозно-философском обществе, занимался теософией, некоторое время был увлечен антропософией. По возвращении в Россию (1913) поселился в Москве и сблизился с мыслителями, объединившимися вокруг издательства «Путь», – В.Эрном, С.Булгаковым, П.Флоренским, М.Гершензоном, Бердяевым и др. (Беседы с Гершензоном, которые Иванов вел в 1921, стали основой совместной книги Переписка из двух углов, написанной в античной традиции философских бесед). К этому же времени относится дружба Иванова с композитором А.Скрябиным. Творческая активность Иванова была высока: он перевел греческих классиков – Алкея, Сафо, Эсхила, а также сонеты Петрарки; издал книги статей Борозды и межи (1916), Родное и вселенское (1917), в которых размышлял о «судьбах вселенских», проявившихся как в творчестве русских классиков, так и в событиях Первой мировой войны и революции. О русской революции 1917 Иванов писал: «Революция протекает внерелигиозно. Целостное самоопределение народное не может быть внерелигиозным. Итак, революция не выражает доныне целостного народного самоопределения». Эта мысль выражена и в стихах Песни смутного времени (1918). Сохраняя политическую лояльность, Иванов работал в театральном и литературном отделе Наркомпросса, вел занятия в секциях Пролеткульта, писал стихи (поэма Младенчество, 1918, трагедия Прометей, 1919, и др.), активно печатался в журнале петроградских символистов «Записки мечтателей». При этом неоднократно предпринимал попытки выехать за границу. В 1921 ему удалось уехать на Северный Кавказ, затем в Азербайджан, где он читал лекции на кафедре классической филологии Бакинского университета. В 1924 с помощью А.В.Луначарского получил разрешение на выезд за границу в командировку. По воспоминаниям дочери Лидии, по приезде в Италию Иванов сказал: «Я приехал в Рим, чтобы в нем жить и умереть». За границей Иванов не участвовал в общественно-политической жизни эмиграции, но возвращение в СССР считал для себя неприемлемым. В 1926 он перешел в католичество, в 1936 получил итальянское гражданство. С Римом связаны стихотворные циклы Римские сонеты (1924) и Римский дневник 1944 г. (опубликован в составленной незадолго до смерти книге Свет вечерний, вышедшей в 1962 в Оксфорде). В годы эмиграции Иванов читал лекции в итальянский учебных заведениях, занимался научной работой в библиотеке Ватикана, печатал статьи в немецких и французских католических журналах. Умер в Риме 16 июня 1949 года. Стихотворения, поэмы: Кормчие звёзды: Книга лирики. — Санкт-Петербург: Типография А.С.Суворина, 1903; Прозрачность: 2-я книга лирики. — Москва: Скорпион, 1904; Тантал. Трагедия, 1905; Эрос. — Санкт-Петербург: Оры, 1907; Cor ardens. Части 1, 2. — Москва: Скорпион, 1911—1912; Нежная тайна; Лепта. — Санкт-Петербург: Оры, 1912; Младенчество. — Петроград: Алконост, 1918; Прометей: Трагедия. — Петроград: Алконост, 1919; Человек: Поэма. — Париж: Дом книги, 1939; Свет вечерний. — Оксфорд, 1962. (Подготовлен к печати автором). Сборники критических статей: По звёздам. — Санкт-Петербург, 1909; Борозды и межи. — Москва, 1916; Ивановъ В. Нашъ языкъ // Из глубины. Сборник статей о русской революции. Москва, 1918; Родное и Вселенское, Москва, 1918; Прометей. Трагедия в стихах, ГТ, 1919; Переписка из двух углов, Петроград, 1921 (совместно с М.О.Гершензоном); Dostojewski, Tragцdie-Mythos-Mystik, Tьbingen, 1932. Переводы: Алкей и Сафо. Собрание песен и лирических отрывков. — Москва: Издательство М. и С.Сабашниковых, 1914; Петрарка Ф. Автобиография; Исповедь; Сонеты / Перевод М.Гершензона (проза) и Вяч.Иванова; вступительный очерк М.Гершензона. — Москва: Издательство М. и С.Сабашниковых, 1915. Автобиография, в книге: Русская литература XX века, том 3, под редакцией С.А.Венгерова, Москва, 1916. Собрания сочинений: Собрание сочинений в 6 томах. Тома 1-4, Брюссель, 1971—1987; Стихотворения и поэмы, Ленинград, 1976; Стихотворения. Поэмы. Трагедия. Санкт-Петербург, Академический проект, 1995. Сборники: Иванов В.И. Родное и вселенское / Составление, вступительная статья и примечания В.М.Толмачева. Москва: Республика, 1994. 428 страниц. (Мыслители XX века). Источники: Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — М.: РИК «Культура», 1996. — 492 страницы. — 5000 экземпляров. — ISBN 5-8334-0019-8; Davidson P. Viacheslav Ivanov: A reference guide. — New York, 1996. Литература: «Обнимаю вас и матерински благословляю…» Переписка Вячеслава Иванова и Лидии Зиновьевой-Аннибал с Александрой Васильевной Гольштейн / Публикация, подготовка текста, предисловие и примечания А.Н.Тюрина и А.А.Городницкой // Новый Мир. — 1997. — № 6; Демиденко Ю.Б. Художники на Башне // Башня Вячеслава Иванова и культура Серебряного века. — Санкт-Петербург: Филологический факультет СПбГУ, 2006. — страницы 212—219; Аверинцев С.С. «Скворешниц вольных гражданин…» Вячеслав Иванов: путь поэта между мирами. — Санкт-Петербург, 2002. — 167 cтраниц. ISBN 5-89329-452-1; Вячеслав Иванов : архивные материалы и исследования. — Москва: Русские словари, 1999. — 487 страниц; Обатнин Г. Иванов-мистик (Оккультные мотивы в поэзии и прозе Вячеслава Иванова (1907—1919). — Москва: Новое литературное обозрение, 2000. — 240 страниц. ISSN 0869-6365 ISBN 5-86793-122-6; Павлова Л.В. У каждого за плечами звери: символика животных в лирике Вячеслава Иванова: Монография. Смоленск: СГПУ, 2004.- 264 страницы; Павлова Л.В. Этапы изучения поэтического творчества Вячеслава Иванова в России и Зарубежье // Русская филология: Ученые записки Смоленского государственного педагогического университета. Tом 8 / Составитель и редактор Э.Л.Котова, И.В.Романова. Смоленск: СГПУ, 2004. Страницы 180—208; Степанова Г.А. Идея «соборного театра» в поэтической философии Вячеслава Иванова. М.: ГИТИС, 2005. 139 страниц; Гаспаров М.Л. Лекции Вяч.Иванова о стихе в Поэтической Академии 1909 г. // Новое литературное обозрение. 1994. Страницы 89 — 105. № 10; Шишкин, А.Б. «Чертеж» Андрея Белого к эпилогу поэмы Вяч.Иванова «Человек» // Андрей Белый в изменяющемся мире Москва. 2008; Davidson P. The Poetic Imagination of Vyacheslav Ivanov: A Russian Symbolist’s Perception of Dante. Cambridge, 1989; Луначарский А., Заметки философа (Неприемлющие мира), "Образование", 1906, №8; Блок А., Творчество Вячеслава Иванова, в книге: Александр Блок о литературе, Москва, 1931; Чарный М., Неожиданная встреча (Вячеслав Иванов в Риме), "Вопросы литературы", 1966, № 3; История русской литературы конца XIX - начала XX века. Библиографический указатель, Москва - Ленинград, 1963.

1866
Василий Алексеевич Красинцев
российский хирург и общественный деятель. Под его руководством было положено начало экстренной, квалифицированной хирургической помощи. Родился в Гомеле. В 1881 семья переехала в Калугу. Василий Алексеевич Красинцев окончил Калужскую гимназию с золотой медалью, , поступил на Медицинский факультет Московского университета, после окончания некоторое время работал в в Московской клинике. В 1893 заведующий хирургическим отделением Калужской земской больницы. Состоял членом Русского и Международного Общества хирургов. Он был членом Русского хирургического общества, Международного общества хирургов и Калужского общества врачей, где сделал 24 научных доклада. В Калуге по его ходатайству построено здание хирургического корпуса земской больницы, в 1913 году открыт рентгеновский кабинет, в 1914— туберкулезный диспансер. Василий Алексеевич Красинцев являлся учеником Н.В.Склифосовского, был ординатором в его университетских клиниках. В 1898 г. В.А.Красинцев защитил докторскую диссертацию при Военно-медицинской академии «К вопросу о коренной операции паховой грыже», а затем в течение 20 лет проработал в Калуге, где проявил себя крупным организатором земской медицины. С 1914 года Красинцев работал в Москве старшим врачом Мариинской и Шереметевской больниц. После революции 1917 совместно с доктором Пучковым организовал первый в мире Институт скорой помощи, присвоив ему имя Н. В. Склифосовского, и стал его ведущим хирургом. Основной задачей В.А.Красинцева являлась организация централизованной экстренной хирургической помощи в столице, и он, надо сказать, достойно справился со своими служебными обязанностями. Так, в частности, именно при нем были заложены те основные принципы экстренной медицинской службы, которые в дальнейшем достигли такого развития, что Институт имени Н.В.Склифосовского гремел не только на всю страну, но и далеко за ее пределами. Так, В.А.Красинцев добился обеспечения больных высоко квалифицированной хирургической помощью в любое время суток, организовал для тех времен современный и совершенно необходимый диагностический процесс и, в частности, активное участие в нем рентгенологов (в больнице был установлен один рентгеновский аппарат), а так же клинических лабораторий. Как главный хирург, он ввел обязательные утренние конференции, следил за необходимой срочностью выполнения оперативных вмешательств и, в какой-то степени, унифицировал тактику хирургического лечения. Как хирург В.А.Красинцев не признавал внешних эффектов, действовал обдуманно и осторожно. Каждое движение его рук было отработано, в чем он лично усматривал истинную красоту хирургического искусства. В.А.Красинцев скоропостижно скончался от приступа грудной жабы весной 1928 года.

Thomas_Theodor_Heine_1915 (577x700, 231Kb)
1867
Томас Теодор Хейне (Томас Теодор Гейне, Thomas Theodor Heine)
немецкий карикатурист, иллюстратор, плакатист, мастер декоративного искусства. Родился в Лейпциге. Учился в Академии Художеств в Дюссельдорфе (1884-1888). В 1889-1933 гг. работал в Мюнхене. С 1933 г. в эмиграции (Прага, Брно, Осло, Стокгольм). Испытал влияние японской гравюры и графики О.Бердсли. Основал сатирический журнал «Симплициссимус» (1896), в котором выступал с листами (в духе «модерна» то гибкий, то ломкий рисунок, дробная игра светотеневых пятен), едко высмеивающими реакционные силы, самодовольную буржуазию, косное мещанство. Произведения: сборник карикатур «Картинки из семейной жизни», 1898, цикл рисунков «По темной Германии», 1899-1910 гг. Умер в Стокгольме 26 января 1948 года. Сочинения: Ich warte auf Wunder, Stockh.,[1940]; Literatur von und ьber Thomas Theodor Heine im Katalog der Deutschen Nationalbibliothek; Mдrchen. Amsterdam: Querido, 1935 (Neuauflage unter dem Titel Seltsames geschieht, Braunschweig: Klemm, 1946); Die Wahrheit ist oft unwahrscheinlich. Thomas Theodor Heines Briefe an Franz Schoenberner aus dem Exil. Hrsg. von Thomas Raff. Gцttingen: Wallstein, 2004. ISBN 3-89244-465-X. Литература: Der Zeichner Th. Т. Heine, Freiburg im Breisgau, [1953]; Большая советская энциклопедия. — Москва: Советская энциклопедия 1969—1978; Lang L., Th. Th. Heine, В., 1968; Stuwe E., Der "Simplicissimus" - Karikaturist Th. Th. Heine als Maler, Fr./M. - Bern, 1978. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под редакцией Полевого В.М.; Москва: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.); Jцrg MeiЯner (Hrsg.): Strategien der Werbekunst 1850–1933. Katalog zur Ausstellung im Deutschen Historischen Museum vom 22. April bis 29. August 2004. Bцnen: Kettler, 2004; Volker Oppmann: Max Tau und der „Neue Verlag“. Ein Kapitel deutscher Exilliteraturgeschichte. Magisterarbeit an der Philosophischen Fakultдt der Universitдt Bonn, 2004; Thomas Raff und Monika Peschken-Eilsberger: Thomas Theodor Heine. – Bd. 1: Der Biss des Simplicissimus. Das kьnstlerische Werk. – Bd. 2: Der Herr der roten Bulldogge. Biographie. Hrsg. von Helmut Friedel. Leipzig: Seemann, 2000; Brigitte Struzyk: Nachwort, in: Th. Th. Heine: Ich warte auf Wunder. Roman. Berlin: Rьtten und Loening, 1984, S. 476–509.

A_V_Preobrazhenskij (448x700, 158Kb)
1870
Антонин Викторович Преображенский
музыковед-медиевист, палеограф, писатель, педагог, профессор, один из крупнейший знатоков и исследователей русской церковной музыки. Видный музыкальный деятель Российской империи и СССР. Кандидат Казанской Духовной Академии, в 1898—1902 г. преподавал в Синодальном Училище церковного пения в Москве, с 1902 г. — библиотекарь Придворной певческой Капеллы в Санкт-Петербурге. С 1920 г. — профессор, научный сотрудник Разряда истории музыки ленинградского Института истории искусств, одновременно преподавал курс древнерусской музыки в Ленинградской государственной консерватории. В 1920-е годы занимался исследованиями греко-русских церковно-певческих параллелей XII—XIII веков, проблем древнерусской семиографии и теории музыки. Воспитал известных учеников, среди которых, профессор М.В.Бражников и А. В.Финагин. Сотрудничал с рядом газет и журналов, в частности, «Русской Музыкальной Газетой», «Хоровое и регентское дело» и др. Избранная библиграфия: Словарь русского церковного пения (1897); Реформа богослужебного пения в католической церкви (1897); Указатель книг, брошюр, журнальных статей и рукописей по церковному пению (2-е издание, 1900); Д.С.Бортнянский. К 75-летию со дня его смерти (1900); Из переписки А.О.Львова с Д.В.Разумовским и П.М.Воротниковым (1900); Культовая музыка в России (1924). В рамках Девятнадцатого пасхального фестиваля, состоявшегося 4 апреля 2010 г. был проведен международный научно-творческий симпозиум «Бражниковские чтения», посвященный 140-летию выдающегося исследователя древнерусского певческого искусства, ученого-медиевиста Антонина Викторовича Преображенского, который был учителем основателя современной научной школы русской музыкальной медиевистики М.В.Бражникова. Литература: Чернушенко В.А., Левандо П.П. Певческая капелла Санкт-Петербурга.— Санкт-Петербург: Славия-Интербук, 1994; Зверева С.Г. О судьбах церковно-певческого наследия в советское время // Мировая музыкальная культура в фондах Отдела рукописей Российской национальной библиотеки. — Санкт-Петербург: Российская национальная библиотека, 2006. — Страницы 223—241.

 (530x698, 49Kb)
1873
Джон Олсбрук Саймон (John Allsebrook Simon, 1. Viscount Simon)
английский государственный деятель, виконт (с 1940). В 1915-1916 гг. — министр внутренних дел в либеральном кабинете Г.Г.Асквита. Родился в Манчестере. В 1927-1930 гг. — председатель конституционной комиссии, созданной для изучения положения в Индии; представил предложения, предусматривавшие незначительные уступки верхушке индийской буржуазии. В 1931 г. возглавил близкую к консерваторам Национал-либеральную партию. В 1931-1935 гг. — министр иностранных дел; проводил политику уступок по отношению к Германии. В 1935-1937 гг. — министр внутренних дел, в 1937-1940 гг. — министр финансов, в 1940-1945 гг. — лорд-канцлер. После 2-й мировой войны 1939-1945 гг. отошел от активной политической деятельности. Умер в Лондоне 11 января 1954 года.

Viliam Figuš-Bystrý (525x700, 105Kb)
1875
Вилиам Фигуш-Бистри (Вилим Фигуш-Быстрый (Viliam Figu-Bystrэ)
словацкий композитор и фольклорист. Родился в городе Банска-Бистрица, ныне Словакия. С 1893 работал сельским учителем в небольших городах Словакии, Венгрии, Югославии, с 1906 руководил хором и давал частные уроки фп. игры в Банска-Бистрице, с 1921 преподавал музыку в местном Учительском ин-те. В 1914 сдал экстерном государственный экзамен в Музыкальной академии имени Ф.Листа в Будапеште. С 1890 до конца жизни занимался собиранием, публикацией и обработкой (для фортепиано, для хора и оркестра и других составов) словацкого музыкального фольклора, делал обработки венгерских народных песен для фортепиано. Изданные им сборники словацких народных песен в обработке для голоса с фортепиано ("Slovenskй l'udovэ piesne", 1906; полное собрание - "1000 slovenskэch l'udovэch piesni", 1925-1931) - ценный вклад в национальную музыкальную культуру. Фигуш-Бистри принадлежит первая национальная опера "Детван" (1925). К лучшим сочинениям Фигуш-Бистри относятся песни для голоса с фортепиано на слова словацких поэтов - цикл "Мечты" ("Tъby", 1920) и "Мама моя" ("Mati moja", 1933). Одним из первых слов. композиторов претворил в своих сочинений западно-словацкий (детванский) музыкальный фольклор, отразив своеобразие слов народной музыки - импровизационно-рапсодический характер мелодики разбойничьих песен и интонационные особенности жанра так называемиго травниц, что наиболее ярко проявилось в последнем сочинений Фигуш-Бистри - вокально-инсгрументальной сцене "Под Поляной". В его песенном и фортепианном творчестве ощущается влияние лирики Р.Шумана и Э.Грига. Умер в городе Банска-Бистрица (ныне Словакия) 11 мая 1937 года. Сочинения: опера «Детван» (Detvan, по одноимённой поэме А.Сладковича, 1925, 1928, Братислава), для солистов, хора и оркестра - кантаты «Словацкая песня» (Slovenska piesen, 1913), «Той нашей деревенькой» (Тоu nasou dedmockou, 1920), сцена «Под Поляной» (Pod Pol'anou, 1937), сюита для оркестра «Из моей юности» (Z mojej mladosti); камерно-инструментальные ансамбли - соната (1934) и 3 сонатины для скрипки с фортепиано, 2 струнных трио (1936), цикл «Из детской жизни» (Z detskeho zivota, 1912) для скрипки, альта и фортепиано, фортепианный квартет (1918); для фортепиано – «Листки из альбома» (Listky do pamдtnika, 1922), «Словацкая соната в лидийском ладу» (1935); хоры a cappella (мужские 1914, 1919, в т. ч. «Смеркается» - Zmraka sa), 12 офферториев (1932); пьесы для органа; песни для голоса с фортепиано. Литература: Hоza S., Tvorcovia hudby, Trnava, 1943, s. 98-107; его же, 80 rokov od narodenia skladatel'a Viliama Figuse-Bystrнho, "HR", 1955, No3; Bokesovб Z., Viliam Figus-Bystrэ, в ее книге Slovenskб hudba, Brat., 1947; Hudeс К., Vэvin hudebnej kultъry na Slovensku, Brat., 1949, s. 97-98; Pavlнkovб N., Viliam Figus-Bystrэ, a slovenskб l'udovб piesen, "SH", 1957, No 1; Kresбnek J., Viliam Figus-Bystrэ, Vznik nбrodnej hudby v 19 storoci, в книге Dejiny slovenskej hudby, Brat., 1957, s. 376-88; Hrusovskэ I., V. Figus-Bystrэ, в его книге Slovenskб hudba v profiloch a rozborech, Brat., 1964, s. 79-96; Muntбg E., V.Figus-Bystrэ (hudobnб pozуstalost'), "Rukopisnн fondy hterбrnнho archivu Matice slovenskej", Martin, 1964; Ceskoslovenskб vlastiveda, dнl 9, umeni, sv. 3, hudba, Praha, 1971, s. 351, 352, 359.

1875
Морис Ренар
французский писатель, автор романов "Руки Орлака", "Доктор Лерн, бог", "Голубая опасность", "Обезьяна" (с А.Жаном), "Человек среди микробов, скерцо", "Повелитель света", сборников "Неподвижное путешествие", "Господин Послесмерти", "Фантастическая сюита", "Приглашение к ужасу", "Карусель загадок".

 (518x699, 87Kb)
1876
Джон Олден Карпентер (John Alden Carpenter)
американский композитор. Вице-президент промышленной фирмы. Представитель урбанизма в американской музыке (балет «Небоскребы, постановка 1926). Использовал в симфонической музыке приемы джаза и механические инструменты (гудки, пропеллеры и т. п.). Среди сочинений: 3 балета; 2 симфонии, симфонические сюиты («Семь веков, 1945) и поэмы («Морское течение», 1933); концерт для скрипки с оркестром (1938); «Песнь свободы» для хора и оркестра (1941); камерные произведения, фортепьянные пьесы; песни, в том числе на слова индийских (Р.Тагор) и китайских поэтов. Умер в 1951 году.

bortkiewicz (521x700, 137Kb)
1877
Сергей Эдуардович Борткевич
российский пианист и композитор, живший в Австрии. Родился в Харькове. Отец — Эдуард Борткевич. Мать — Софья Казимировна Борткевич, в девичестве Ушинская. Учился в Харьковском музыкальном училище, затем в Петербургской консерватории (18961899) по классам ван Арка (фортепиано) и Лядова (теория музыки). С 1900 года Борткевич два года совершенствовался в Лейпцигской консерватории у Альфреда Райзенауэра (фортепиано) и Саломона Ядассона (композиция). В 19041914 годах он жил в Берлине, где преподавал в Консерватории Клиндворта-Шарвенки. В это время он был известен как пианист, но гораздо больше как композитор, крупнейшим его сочинением этого периода является Первый фортепианный концерт (премьера — 1913, Хуго ван Дален и Блютнер-оркестр). С началом Первой мировой войны Борткевич вернулся в Россию, но в 1919 году эмигрировал, поселился сначала в Константинополе, а в 1922 в Вене, где и провёл (с перерывом на пребывание в Берлине в 1928—1933 годах) оставшиеся годы жизни. В поздние годы он продолжал сочинять, несмотря на крайнюю затруднительность своего бытового и финансового положения. Он также перевёл на немецкий язык переписку П.И.Чайковского и Н.Ф.фон Мекк, опубликованную в 1938 году в г. Лейпциге (немецкое название - Die seltsame Liebe Peter Tschaikowsky's und der Nadjeschda von Meck). Умер в Вене 25 октября 1952 года. Стиль Борткевича-пианиста типичен для романтической традиции русской фортепианной школы: он основывается на искусстве Листа и Шопена, находится под влиянием Чайковского и русского фольклора и практически не затронут музыкальными течениями XX века. Сочинения Борткевича отмечены яркостью и выразительностью мышления, оригинальной мелодией, хорошей оркестровкой. Первый фортепианный концерт перекликается с творчеством Сергея Рахманинова, Второй (для левой руки) стал известен благодаря Паулю Витгенштейну, которому посвящено это сочинение, и который с успехом его исполнял. Основные сочинения: Опера «Акробаты», ор. 50 (около 1938); Концерт для фортепиано с оркестром № 1, ор. 16 (1912); Концерт для фортепиано с оркестром № 2, ор. 28 (1930; для левой руки); Концерт для фортепиано с оркестром № 3 «Через тернии к звёздам», ор. 32 (1927); Концерт для виолончели с оркестром, ор. 20 (1922); Концерт для скрипки с оркестром, ор. 22 (1923); Симфония № 1, ор. 52; Симфония № 2, ор. 55; Австрийская сюита, ор. 51; Увертюра, ор. 53; Югославская сюита, ор. 58; Соната для скрипки и фортепиано, ор. 26 (1924); Две сонаты для фортепиано; Прочие сочинения для фортепиано; Романсы на стихи разных поэтов.

Henri_Breuil (559x700, 325Kb)
1877
Анри Эдуар Проспер Брейль (вариант: Брей; французское имя - Henri Prosper Йdouard Breuil)
французский археолог, антрополог, этнолог и геолог, специалист по палеолиту и истории первобытного искусства. Специалист по палеолиту и по истории первобытного искусства. Доказал существование ориньякской эпохи верхнего палеолита Западной Европы, а также древнепалеолитических клектонских комплексов, характеризующихся отсутствием ручных рубил. Брейль много сделал для изучения палеолитического пещерного искусства и первобытных наскальных изображений Африки, Северной Испании и Южной Франции. Родился в Мортэне (близ Донфрона, департамент Манш) 28 февраля 1877 года. Образование получил в коллеже Сен-Венсан в Санлисе, семинарии Сен-Сюльпис и Сорбонне. В 1897 года был посвящён в духовный сан. Брейль читал лекции по этнографии во Фрайбургском университете (1905—1910); в 1910 году стал почётным профессором доисторической этнографии в Институте палеонтологии человека, а в 1929 году ему было присвоено звание профессора первобытной истории Коллеж де Франс. Henri-Breuil-Mons (539x700, 201Kb)
Труды Брейля затрагивают широкий круг проблем археологии палеолита и неолита, но особую известность он получил благодаря своим исследованиям пещерного искусства. В 1952 году была опубликована его работа «Четыреста веков наскального искусства» (Quatre cents sicles d’art parital). Умер Брейль в Л’Иль-Адане 14 августа 1961 года. Его учеником был известный специалист по наскальной живописи Анри Лот, зафиксировавший около 800 изображений фресок народов Сахары и описавший свою работу в книге «В поисках фресок Тассили».

Стефан Хаджидобрев Ангелов  (524x700, 99Kb)
1878
Стефан Хаджидобрев Ангелов
болгарский микробиолог, член Болгарской Академии Наук (с 1947). Родился в Котеле. Окончил Ветеринарный и медицинский институт в Берлине (1901), специализировался по микробиологии в Берлине и Франкфурте-на-Майне. С 1922 г. - первый декан ветеринарно-медицинского факультета Софийского университета, в 1947-1962 гг. - первый директор Института микробиологии Болгарской Академии Наук. Основные научные работы посвящены изучению вирусных возбудителей инфекционных болезней, бруцеллеза животных и человека, борьбе с чумой в Болгарии. Провёл микробиологическое и эпизоотическое изучение ряда бактерийных и вирусных антропозоонозов и риккетсиозов. Один из основоположников микробиологии в Болгарии. Член Академии сельскохозяйственных наук в ГДР. Димитровская премия НРБ (1950). Умер 1 октября 1964 года.

Artur_kapp (508x700, 235Kb)
1878
Артур Йоосепович Капп
эстонский советский композитор, заслуженный деятель искусств Эстонской ССР (1945), один из основоположников эстонской профессиональной музыки. Родился в Сууре-Яани, ныне Вильяндиского района Эстонии, в семье органиста и хорового дирижера Йоосепа Каппа. В девять лет уже помогал отцу в его занятиях со школьным хором, играя на органе. В тринадцать лет Капп поступил в Петербургскую консерваторию, в класс органа Л.Ф.Гомилиуса, а затем окончил курс композиции у Н.А.Римского-Корсакова (1900). С 1904 по 1920 г. композитор жил в Астрахани, где был директором Музыкального училища Русского музыкального общества. В этот период в Астрахани особенно оживилась музыкальная жизнь. Капп организовывал симфонические концерты, оперные спектакли, выступал сам, как дирижер, органист и пианист. В 1920 году Капп был приглашен в качестве дирижера оперного театра «Эстония» и вместе с семьёй переехал в Таллин. С 1920 вёл педагогическую работу (в 1925—1943 профессор Таллинской консерватории). Капп — автор симфонических произведений, концертов, инструментальных ансамблей, произведений для органа, хоров, песен и др. Среди его учеников — эстонские композиторы Э.Аав, Э.А.Капп, Г.Г.Эрнесакс и др. Сталинская премия (1950) — за 4-ю («Молодёжную») симфонию. Скончался в Сууре-Яани, ныне Вильяндиского района Эстонии 14 января 1952 года. Сын и ученик — Э.А.Капп (1908—1996) — эстонский композитор. Капп — один из создателей эстонской национальной симфонической музыки. Еще будучи студентом, он написал симфоническую увертюру «Дон Карлос», в 1910 г. — героическую кантату «К солнцу», в 1912 — «Сюиту на эстонские народные темы», в 1918 г — кантату «Пробудись народ», ряд романсов, хоровых песен и пьес для органа. 1-ю симфонию композитор посвятил 100-летию со для первого исполнения 9-й симфонии Л.Бетховена. В послевоенное время Капп создает 2-ю (1945), 3-ю (1947), 4-ю (1949) симфонии. 5-я («Симфония мира») для солиста, хора и оркестра была завершена сыном композитора Э.А.Каппом в 1952 г. Большую известность приобрела 4-я симфония — «Молодежная», посвященная 30-летию ВЛКСМ, светлая и прозрачная по колориту. На музыкальном языке композитора сказалось влияние русской и западноевропейской музыки. Симфонии его глубоки по мысли, в них автор стремился к органной насыщенности звучаний. В финалы он часто вводил подлинные народные эстонские напевы, мастерски их варьируя. Перу Каппа принадлежат также несколько концертных произведений — рапсодия для фортепьяно с оркестром, концерт для виолончели с оркестром, концерт для валторны, концерты для органа и ряд небольших органных, фортепьянных и вокальных сочинений. Сочинения: для солистов, хора, органа и оркестра - оратория Иов (слова Ю.Кальювеэ, 1929); для солиста, хора и оркестра - кантата «Гимн Крейцвальду» (слова К.Калькуна, 1903), «К солнцу» (слова М.Веске, 1910): для оркестра - 5 симфоний (1924 - quasi una fantasia; 1945, 1947; 1949 – «Молодежная», посвящённая 30-летию ВЛКСМ, Сталинская премия, 1950; 1951 – «Симфония мира», с солистами и хором), симфоническая прелюдия «Могилы» (1917), 4 сюиты (1912 - на эстонские темы темы; 1930 - на старинные эстонские темы; 1936 – «Сатирическая», 1947), Драматическая увертюра «Дон Карлос» (1900); концерты с оркестром - для виолончели (1946), для валторны и кларнета (1945), для органа (1934, 1946); для фортепиано с оркестром - концертная рапсодия (1945); камерные ансамбли - струнный секстет (1951), струнный квинтет (1918), для органа, скрипки и виолончели - трио (1936); для органа - 2 сонаты (1897, 1948); хоры (более 30), вокальные дуэты, песни и др.

Pierre_Fatou (529x700, 18Kb)
1878
Пьер Жозе Луи Фату (французское имя - Pierre Joseph Louis Fatou)
французский математик и астроном, работавший в области голоморфной динамики. Родился в городе Лорьян. В 1898 году поступил в парижскую Высшую нормальную школу, где изучал математику. Окончил обучение в 1901 и получил должность астронома в Парижской обсерватории. Работал в Париже. Математические труды относятся к теории функций. В теории функций действительной переменной важнейшие работы относятся к тригонометрическим рядам и рядам Тейлора. Его именем названа теорема о переходе к пределу под интегралом Лебега и др. В теории функций комплексной переменной он дал обобщение интегральной теоремы Коши, исследовал решение проблемы Дирихле в случае круга для суммируемых граничных значений и т. д. Ряд важных работ он посвятил теории итерации функции комплексной переменной, различным функциональным уравнениям и другим вопросам математики. Умер в Порнише 10 августа 1929 года.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку