-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 122252
Комментариев: 6815
Написано: 130746


23 мая родились...

Четверг, 23 Мая 2013 г. 06:41 + в цитатник
 (497x699, 120Kb)
1052
Филипп I Капетинг (Philippe Ier)
король Франции, правил в 1060—1108 гг. Представитель династии Капетингов. Сын короля Генриха I и Анны Киевской. Правнук основателя династии Капетингов короля Гуго Капета. После смерти отца (1060) Филипп без всяких затруднений был признан королём. Его опекуном был назначен Балдуин V, граф Фландрский, но он умер, когда Филиппу едва исполнилось 15 лет. Рано полюбивший распущенную придворную жизнь, лишённый талантов правителя, Филипп был спокойным свидетелем одного из наиболее крупных событий всего средневековья — завоевания Англии его вассалом, герцогом Нормандии Вильгельмом, — и не сделал даже попытки воспользоваться этим обстоятельством. Несколько позднее он стал во главе войска, чтобы вмешаться во внутренние дела Фландрии, но, разбитый в 1071 г. при Касселе, с тех пор уже не затевал крупных походов. Филипп всегда широко пользовался правом инвеституры, которое приносило ему хороший доход. Григорий VII обратил внимание на открыто практиковавшуюся симонию и неоднократно предостерегал Филиппа (1073—1074). Принять более решительные меры папе мешал конфликт с Генрихом IV Германским, да и французские прелаты, для которых отмена инвеституры означала лишение тех владений, которыми они пользовались в качестве вассалов короля, не очень охотно поддерживали Папу. Интердикт, которым грозил Григорий, так и не был объявлен, и инвеститура осталась во Франции за королевской властью. Но Филипп всё-таки не избежал интердикта: в 1094 г. он был отлучен за то, что разошёлся со своей первой женой Бертой Голландской и женился на Бертраде де Монфор, графине Анжуйской. Десять лет он прожил под интердиктом, в 1104 г. раскаялся, обещал прекратить сношения с Бертрадой, был прощён, но продолжал жить с ней. Из-за интердикта он не мог принять участия в первом крестовом походе. При Филиппе королевская власть прочно утвердилась в Иль-де-Франсе; но в этом заслуга больше не самого Филиппа, а его сына, будущего короля Людовика VI.
 (504x698, 148Kb)
Умер в Мелене (департамент Сена и Марна) 29 июля 1108 года. Похоронен в аббатстве Флери в местечке Сен-Бенуа-сюр-Луар на берегах Луары недалеко от Орлеана. До настоящего времени в аббатстве сохранился надгробный памятник Филиппа I установленный во времена правления короля Франции Людовика IX Святого. Благодаря тому факту что Филипп не был похоронен в «усыпальнице французских королей» базилике Сен-Дени близ Парижа, его могила не была осквернена во время Великой Французской Революции а останки сохранились нетронутыми. В наши дни ученые смогли провести детальные исследования его могилы и мощей. 1-я жена: с 1072 г. (аннулирован в 1092 г.) Берта Голландская (около 1058 — 30 июля 1093), дочь Флориса I, графа Голландии. Дети: Констанция (1078 — 14 сентября 1126) — 1-й муж: (с 1094 года) Гуго (Юг) I Шампанский, граф Шампани, Труа и Мо; 2-й муж: (с 1106 года) Боэмунд I (1054 — 17 марта 1111), князь Антиохии, один из вождей Первого Крестового похода;Людовик VI Толстый (1 декабря 1081 — 1 августа 1137), король Франции с 1108 года; Генрих (1083 — ?); умер молодым; Карл (1085 — ?); умер молодым; Эд (1087—1096). 2-я жена с 15 мая 1093 (развод в 1104 г.) Бертрада де Монфор (около 1059 — 14 февраля 1117), дочь Симона I, сеньора де Монфор, брак признан незаконным, все четверо детей от него считались также незаконными. Дети: Филипп (1094—1123), граф Манта с 1104 года; жена: (с 1104 года) Елизавета де Монлери (ум. после 1108 года), дочери Ги Трусселя, сеньора Монлери; Флёри (Флор) (около 1095 — после 1119), сеньор де Нажи; жена: N де Нажи; Изабо де Нажи (1118 — ?); муж: (с около 1136 года) Ансо де Вениси; Эсташия; муж: Жан, граф д’Этамп; Сесилия (1097 — после 1145); 1-й муж: Танкред (умер в 1112 году), князь Антиохии; 2-й муж: Понс Тулузский (1098—1137), граф Триполи.

 (463x699, 142Kb)
1606
Хуан Карамуэль и Лобковиц (испанское имя - Juan Caramuel y Lobkowitz)
богослов, математик, теоретик архитектуры. Родился в Мадриде. Изучал теологию в университетах Саламанки и Лувена, в Лувене преподавал с 1638 по 1645. Затем занимал заметную церковную должность в Праге. В 1648, во время осады Праги шведскими войсками, собрал, вооружил и возглавил отряд священников, участвовавший в обороне города. С 1655 епископ различных итальянских городов. Наследие Карамуэля насчитывает 262 сочинения по математике, теологии, физике, астрономии, праву, военному делу и т. д. В трактате «Нравственная теология, сведенная к первому и яснейшему основанию» (лат. «Theologia moralis ad prima atque clarissima principia reducta», 1643) пытался использовать математические вычисления для решения богословских проблем. В математических сочинениях разрабатывал проблемы систем счисления с основанием, отличным от 10. Предложил метод определения долготы по положению луны. Умер в Милане 7 сентября 1682 года.

1649
Мишель Фаринель (французское имя - Michel Farinel)
французский скрипач и композитор. Родился в Гренобле. Ученик Кариссими в Риме. Был суперинтендантом музыки и балета при испанском дворе в Мадриде (1679-1688), прежде чем вернулся во Францию в качестве капельмейстера собора Монфлери и Сент-Этьен, Тулуза. Он запомнился главным, образом, за его вариации на лепестках, известные в Англии как Farinel's Ground и опубликованных в скрипичном отделе журнала «Плейфорд» (1685). Его отец Франсуа (умер в 1672) был музыкантом при дворе в Савой и его сын Жан-Батист (1665-около 1720) концертмейстером в Ганновере и Оснабрюке. Умер в Гренобле в 1730 году.

 (575x699, 121Kb)
1654
Никодемус Тессин Младший (Nicodemus Tessin der Jьngere)
выдающийся шведский архитектор. Родился в Нючёпинге. Учился у отца, Никодемуса Тессина Старшего (1615—1681). Отец и сын (создали скандинавское барокко — самую сдержанную, лаконичную разновидность этого стиля, основанную на освоении наследия Мансара и Бернини. В основных работах Тессинов — королевском дворце в Стокгольме, загородной усадьбе Дротнингхольм, Кальмарском соборе, Троицкой церкви в Карлскруне, Готторпском замке — чувствуется преклонение перед Палладио и, соответственно, влияние зарождающегося классицизма. Эстетика Тессинов послужила одним из источников петровского барокко. Известно, что Тессин-младший разработал неосуществлённый проект Андреевского собора в Санкт-Петербурге. Отец и сын Тессины — центральные фигуры в шведской архитектурной традиции; в XX веке к их творчеству обращался, в частности, Гуннар Асплунд. Сыном Тессина-младшего и графини Стенбок был государственный канцлер Карл-Густав Тессин. В творчестве Тессина пышность барокко сочеталась с использованием многочисленных приёмов классицизма 17 в. (в частности, палладианства); строил дворцы (королевский дворец в Стокгольме, 1697—1760), загородные дворцово-парковые комплексы (с 1681 достраивал начатый отцом в 1662 дворец Дротнингхольм близ Стокгольма), создавал роскошные дворцово-парковые комплексы и церкви. Умер в Стокгольме 10 апреля 1728 года. Литература: Josephson R., Tessin, bd 1—2, Stockh., 1930—31; Kommer В. R., Nicodemus Tessin der Jьngere und das stockholmer Schloss, Hdlb., 1974.

 (579x698, 132Kb)
1707
Карл Линней (Carolus Linnaeus - Carl von Linnй)
шведский натуралист. Родился в Росхульте в провинции Смоланд в семье деревенского пастора. Родители хотели, чтобы Карл стал священнослужителем, но его с юности увлекала естественная история, особенно ботаника. Эти занятия поощрял местный врач, посоветовавший Линнею выбрать профессию медика, поскольку в то время ботаника считалась частью фармакологии. В 1727 Линней поступил в Лундский университет, перешел в Упсальский университет, где преподавание ботаники и медицины было поставлено лучше. В Упсале работал вместе с Олафом Цельсием, теологом и ботаником-любителем, участвовавшим в подготовке книги Библейская ботаника (Hierobotanicum) – списка растений, упоминавшихся в Библии. В 1729 в качестве новогоднего подарка Цельсию Линней написал эссе Введение к помолвкам растений (Praeludia sponsalorum plantarun), в котором поэтически описал процесс их размножения. В 1731, защитив диссертацию, Линней стал ассистентом профессора ботаники О.Рудбека. В следующем году совершил путешествие по Лапландии, собирая образцы растений. Упсальское научное общество, субсидировавшее эту работу, опубликовало о ней только краткий отчет – Флора Лапландии (Flora Lapponica). Подробная работа Линнея по растениям Лапландии увидела свет лишь в 1737, а живо написанный дневник экспедиции Лапландский быт (Lachesis Lapponica) вышел уже после смерти автора в латинском переводе. В 1733–1734 Линней читал лекции и вел научную работу в университете, написал ряд книг и статей. Однако продолжение медицинской карьеры по традиции требовало получения ученой степени за границей. В 1735 Линней поступил в Хардервейкский университет в Голландии, где вскоре получил степень доктора медицины. В Голландии сблизился с известным лейденским врачом Г.Бургаве, который порекомендовал Линнея бургомистру Амстердама Георгу Клиффорту, страстному садоводу, собравшему коллекцию экзотических растений. Клиффорт сделал Линнея своим личным врачом и поручил ему определить и классифицировать разводимые им экземпляры. Результатом стал трактат Клиффортовский сад (Hortus Cliffortianus), опубликованный в 1737. В 1736–1738 в Голландии вышли первые издания работ Линнея: в 1736 – Система природы (Systema naturae), Ботаническая библиотека (Bibliotheca botanica) и Основы ботаники (Fundamenta botanica); в 1737 – Критика ботаники (Critica botanica), Роды растений (Genera plantarum), Флора Лапландии (Flora Lapponica) и Клиффортовский сад (Hortus Cliffortianus); в 1738 – Классы растений (Classes plantarum), Собрание родов (Corollarium generum) и Половой метод (Methodus sexualist). В 1738 Линней отредактировал книгу о рыбах Ихтиология (Ichthyologia), оставшуюся незаконченной после смерти его друга Петера Артеди.
Carl_von_LinnГ©_i_Lund (525x700, 190Kb)
Памятник Линнею в Лунде.
Ботанические работы, особенно Роды растений, легли в основу современной систематики растений. В них Линней описал и применил новую систему классификации, значительно упрощавшую определение организмов. В методе, который он назвал «половым», основной упор делался на строении и количестве репродуктивных структур растений, т.е. тычинок и пестиков. Еще более смелым трудом стала знаменитая Система природы, попытка распределить все творения природы – животных, растения и минералы – по классам, отрядам, родам и видам, а также установить правила их идентификации. Исправленные и дополненные издания этого трактата выходили 12 раз в течение жизни Линнея и несколько раз переиздавались после смерти ученого. В 1738 Линней по поручению Клиффорта посетил ботанические центры Англии. Получил приглашения работать в Голландии и Германии, однако предпочел вернуться в Швецию и в 1739 открыл медицинскую практику в Стокгольме. В 1741 был назначен профессором медицины Упсальского университета, а в 1742 – профессором ботаники. Последующие годы он в основном преподавал, однако тогда же совершил несколько научных экспедиций в малоизученные области Швеции. Собиратели всего мира присылали ему экземпляры неизвестных форм живого, и он описывал в своих книгах лучшие находки. В 1745 Линней опубликовал труд Флора Швеции (Flora Suecica), в 1746 – Фауна Швеции (Fauna Suecica), в 1748 – Упсальский сад (Hortus Upsaliensis). В Швеции и за границей продолжали выходить новые издания Системы природы. Некоторые из них, особенно шестое (1748), десятое (1758) и двенадцатое (1766), содержали дополнительные материалы. Знаменитые 10-е и 12-е издания стали энциклопедическими многотомниками, содержавшими краткие описания всех известных к тому времени видов животных, растений и минералов. Статья о каждом виде дополнялась информацией о его географическом распространении, среде обитания, поведении и разновидностях. Именно в 10-м издании Линней впервые дал двойные (бинарные, или биноминальные) названия всем известным ему видам животных. В 1753 завершил труд Виды растений (Species plantarum); в нем содержались описания и бинарные названия всех видов растений, определившие современную ботаническую номенклатуру. В книге Философия ботаники (Philosophia botanica), вышедшей в 1751, Линней афористично изложил принципы, которыми он руководствовался при изучении растений. Бинарная система предполагает, что у каждого вида растений и животных есть единственное, принадлежащее только ему одному научное название (биномен), состоящее всего из двух слов (латинских или латинизированных). Первое из них – общее для целой группы близких друг к другу видов, составляющих один биологический род. Второе – видовой эпитет – представляет собой прилагательное или существительное, которое относится только к одному виду данного рода. Так, лев и тигр, включаемые в род «кошки» (Felis), называются соответственно Felis leo и Felis tigris, а волк из рода собаки (Canis) – Canis lupus. Сам Линней не придавал бинарной системе особого значения и делал упор на полиноминальное, т.е. многословное название-описание, а соответствующий ему биномен сам считал простым названием (nomen trivialis), не имеющим научного значения и всего лишь облегчающим запоминание вида. Умер Линней в Упсале 10 января 1778 года.
Carl von LinnГ©3 (700x525, 508Kb)
Памятник Линнею в деревне Росхульт, рядом с домом, в котором он родился.
Автобиографические материалы: Linnй C., von. Nemesis divina. («Божественное возмездие»). Nach der schwedischen Ausgabe von Elis Malmestrom und Telemak Fredbarj herausgegeben von Wolf Lepenies und Lars Gustafsson. Aus d. Lat. u. Schwed. Ubers. von Ruprecht Volz. Frankfurt am Main, Berlin, Wien: Ullstein. 1983. 372 p. Записная книжка Линнея; Linnй C., von. Lapplдndische Reise und andere Schriften. [aus dem Schwedischen Ьbers. von H. C. Artmann … Hrsg., mit Nachw. und Anm. von Sieglinde Mierau]. 4., verb. Aufl. Leipzig: Reclam. 1991. 397 S. Линнеем было написано не менее четырёх автобиографий, причём все они были написаны им в третьем лице. Русские переводы: Линней К. Философия ботаники = Philosophia botanica / Перевод с латинского Н.Н.Забинковой, С.В.Сапожникова, под редакцией М.Э.Кирпичникова. — Москва: Наука, 1989. — 456 страниц. — (Классики науки. Подсерия Памятники истории науки). — ISBN 5-02-003943-8. К личности Карла Линнея обращались в своих произведениях многие писатели, музыканты и другие деятели культуры. Некоторые из них (в хронологическом порядке): Сад (шведское название - Trдdgеrden, 1995). Роман шведского писателя Магнуса Флорина (родился в 1955), в котором исследуется проблема границы необходимого порядка и показывается, что любой порядок порождает потребность в изменении. Персонажи романа: Карл Линней, который, систематизировав природу, хочет остановить время для того, чтобы созданную систему можно было эксплуатировать, — и садовник, его антипод-практик. Издание на русском языке: Флорин, Магнус. Сад: Перевод с шведского Н.Н.Фёдоровой. — Санкт-Петербург: Издательство Ивана Лимбаха, 2005. — ISBN 5-89059-069-3; Английский ученик (The English Pupil, 1996). Рассказ американской писательницы Андреа Барретт (родилась в 1954) из сборника «Ship Fever» — за этот сборник она получила Национальную книжную премию. В этом рассказе семидесятилетнему Линнею, сумевшему когда-то упорядочить природу, приходится сражаться с беспорядком внутри самого себя, страдая от паралича и потери памяти; Сад (шведское название - Trдdgеrden, 1999). Опера шведского композитора Юнаса Форсселля (родился в 1957) по мотивам одноимённого романа Магнуса Флорина; Цветочные часы: комментарии и строфы (швед. Blomsterur: fцrklaringar och dikter, 2000). В этом сборнике стихотворений шведского поэта Фредрика Нюберга (род. 1968) поэтическими средства исследуется линнеевская система классификации растений; Экспедиция «Линней» (шведское название - Expedition Linnй, 2007). Документальный фильм (Швеция), приуроченный к трёхсотлетию Карла Линнея. Авторы фильма — уроженцы Уппсалы Маттиас Клум (родился в 1968), фотограф-натуралист, и Фольке Рюден (шведское имя - Folke Rydйn, родился в 1958), режиссёр-документалист.
Stamp_of_USSR_2115 (523x700, 203Kb)
Почтовая марка СССР, 1957 год.
Авторы фильма отправляются в путешествие по всем континентам — по тем местам, в которых бывал Линней или его ученики. Карл Линней не признавал микроскопа и отрицал его значение, а изображения, которые можно было увидеть с его помощью, считал оптическим обманом. Линней — автор классификации запахов по качественности ощущения. Он выделял семь основных запахов: ароматические (гвоздика), бальзамические (лилия), амброзиальные (мускус), луковые (чеснок), псиные (валериана), отталкивающие (некоторые насекомые) и тошнотворные (падаль). Литература на русском языке: Бобров Е.Г. Карл Линней. 1707—1778. — Ленинград: Наука. 1970. — 285 страниц; Бруберг Г. Карл фон Линней = Gunnar Broberg. Carl Linnaeus / Перевод со шведского Н.Хассо. — Стокгольм: Шведский институт, 2006. — 44 страницы. — ISBN 91-520-0914-9 ISBN-13 978-91-520-0914-7; Скворцов А.К. У истоков систематики. К 300-летию Карла Линнея // Природа. № 4. — 2007. Литература на других языках: Blunt, W. The Compleat Naturalist: A Life of Linnaeus. — Frances Lincoln Limited. 2001. 264 p. (на английском языке); Gunnar Broberg. Carl Linnaeus / Translation by Roger Tanner. — New edition. — Стокгольм: Swedish Institute, 2006. — 44 с. — ISBN 91-520-0912-2 ISBN-13 978-91-520-0912-3 (на английском языке); Koerner, L. Linnaeus: Nature and Nation. — Cambridge, Massachusetts, and London: Harvard University Press. 1999. 298 p. (на английском языке); Stafleu, F.A. Linnaeus and the Linnaeans. The Spreading of their Ideas in Systematic Botany, 1753—1789. — Utrecht: Oosthoek. 1971. xvi + 386 p. (на английском языке); Blunt, Wilfrid; Stearn, William Thomas. Linnaeus: The Compleat Naturalist. — Princeton University Press, 2001. — ISBN 0-691-09636-8, ISBN 978-0-691-09636-0. на английском языке); Greene, Edward Lee Carolvs Linnaevs. — Philadelphia: Christopher Sower company. 1912. 91 p. (на английском языке).

 (569x699, 93Kb)
1718
Уильям Хантер (William Hunter)
британский акушер, педагог, чьи высокие требования к обучению и медицинской практике стали стандартом своего времени. Среди его пациентов были даже члены королевской фамилии. Он создал музей, сохранял анатомические препараты и варианты патологии. Хантер начал читать общественные лекции по анатомии в 1746 и стал членом корпорации хирургов в 1746. В связи с нехваткой места для обучения в больницах, спрос на частные анатомические школы резко увеличился. Хантер стал одним из самых успешных преподавателей анатомии своего времени. Умер 30 марта 1783 года.

 (507x699, 76Kb)
1729
Джузеппе Парини (Giuseppe Parini)
итальянский поэт. Родился в Бозизио, ныне Бозизио-Парини, Комо. Был незаурядным педагогом; с 1754 священник. Оды Парини "Сельская жизнь" (1758), "Здоровый воздух" (1759), "Воспитание" (1764) прославляют человека, воспитанного в труде и близкого к природе. Центральное произведение Парини - поэма "День" (части 1-4, 1763-1804): "Утро", "Полдень", "Вечер" и "Ночь". "День" - сатира на праздность и духовное ничтожество аристократии; в лирических отступлениях звучит скорбный голос поэта-гражданина. Поэзия Парини - одна из вершин итальянского просветительского классицизма. Скончался в Милане 15 августа 1799 года. Сочинения: Tutte le opere edite ed inedite, Firenze, 1925. Литература: Де Санктис Ф., История итальянской литературы, том 2, Москва, 1964; Sapegno N., Poetica e poesia del Parini, Roma, 1960: Fubini M. e Bonora E., Interpretazione del Parini, Mil., [1966]; Petronio G., Parini e l"illuminismo lombardo, 2 ed., Bari, 1972.

 (524x699, 34Kb)
1734
Франц Антон Месмер (немецкое имя - Friedrich Anton Mesmer)
австрийский врач, по имени его названа концепция в медицине, в основе её лежит понятие о "животном магнетизме", посредством которого можно, якобы, изменять состояние организма и лечить его. Родился в маленьком австрийском городке Ицнанге. После окончания медицинской школы при Венском университете в 1766 году Месмер женился на богатой вдове и посвятил себя искусствам, в особенности музыке. Его друзья – Гайдн, Глюк, Моцарт – всячески помогали ему. Однако Месмер не стал великим музыкантом. В конце концов, он вернулся к врачебной карьере. Он открыл клинику, куда со всех сторон стекались истеричные женщины, жаждущие лечения. Месмер даже придумал стройную, на его взгляд, теорию «животного магнетизма», которая легко и просто объясняла причины заболеваний и рекомендовала способы их лечения. По этой теории вся Вселенная и все живые организмы пропитаны «магнетическим флюидом», правильный ток которого в теле человека и определяет его отменное здоровье. Любое нарушение сказывается в том, что течение магнитных линий искажается, в нем проявляются не предусмотренные идеальной схемой омуты и водовороты. Для исправления положения, подгонки его к идеальной смехе и следует применять магниты, которые способны направить магнитный флюид по нужному руслу. Неприятности начались когда в число пациенток Месмера попала восемнадцатилетняя фаворитка императрицы Марии Терезы, названная в честь нее Мария Тереза Парадис, слепая с 4-х лет. Лечение «магнетизмом» принесло плоды. Слепая прозрела. Однако комиссия медицинского факультета Венского университета нашла, что она не излечена, а возвращение зрения ей лишь внушено. Фактом остается то, что девушка опять ослепла. Разразившийся при императорском дворе скандал вынудил Месмера собрать пожитки и покинуть родину. Доктор Месмер был изгнан из Вены за мошенничество, поселился в Париже, где через некоторое время по приказу короля Луи XVI была создана комиссия по изучению методов Месмера: в неё входили светила тогдашней науки и образования, например, гостивший во Франции американский изобретатель Бенджамен Франклин и химик Лавуазье, Жан Байи, астроном, а также некий доктор Ж.Гильотен, изобретатель приспособления, позже названного его именем. Коллегия вынесла вердикт о несостоятельности месмеризма. Месмер уезжает из Парижа и обосновывается в небольшом городке недалеко от Цюриха. Там он жил настолько незаметно, что многочисленные его последователи в течение двадцати лет считали, что их кумир давно мертв. Деревенский доктор Месмер последние годы своей жизни отдал музыке. Умер 5 марта 1815 года. Труды Ф.А.Месмера (на немецком и французском): Antonii Mesmer Dissertatio physico-medica de planetarum influxu, Dissertation, Wien 1766; Schreiben ьber die Magnetkur, ohne Ort 1766; Sendschreiben ьber die Magnetkur an einen auswдrtigen Arzt, Wien 5. Januar 1775 (Sendschreiben an Johann Christoph Unzer in Altona); Zweites Schreiben an das Publikum, Wien 1775; Drittes Schreiben an die Frankfurter, 1775; Mйmoire sur la dйcouverte du magnetisme animal, Didot, Genf und Paris 1779 (Digitalisat der Erstausgabe, E-Text der Ausgabe Paris 1826); Lettre а Monsieur Mesmer et autres piиces concernant la maladie de la Dlle. Berlancourt de Beauvais, Beauvais 1781; Prйcis Historique Des Faits Relatifs Au Magnйtisme-Animal Jusques En Avril 1781, London 1781 (Digitalisat); Abhandlung ьber die Entdeckung des thierischen Magnetismus, Carlsruhe 1781 (Nachdruck: Tьbingen 1985, ISBN 3-88769-507-0; E-Text) — Ьbersetzung der «Mйmoire sur la dйcouverte»; Lettre de M. Mesmer а M. le comte de C… d.d. Paris, 31. aoыt 1784, 1784; Lettre d’un mйdecin de Paris а un mйdecin de province, ohne Ort 1784; Lettres de M. Mesmer а M. Vicq.-d’Azyr et а Messieurs les auteurs du Journal de Paris, Brьssel 1784; Lettres de M. Mesmer а Messieurs les auteurs du Journal de Paris et а M. Franklin, ohne Ort 1784; Thйorie du monde et des кtres organisйs suivant les principes de M…., Paris 1784 (Digitalisat); Aphorismes, hrsg. v. Louis Caullet de Veaumorel, Paris 1785 (Digitalisat); Correspondence de M. M[esmer] sur les nouvelles dйcouvertes du baquet octrogone, de l’homme-baquet et du baquet moral, pouvant servir de suite aux aphorismes, hrsg. v. Alphonse Touissant Joseph Andrй Marie Marseille de Fortia de Piles, Franзois Jourgniac de Saint-Mйard und Pierre Marie Louis de Boisgelin de Kerdu, Libourne, Paris 1785 (Digitalisat) — alle Namen von Autor und Herausgebern erscheinen in dem Buch nur abgekьrzt; Lettre de l’auteur de la dйcouverte du magnйtisme animal а l’auteur des Rйflexions prйliminaires, ohne Ort 1785 (Digitalisat); Lehrsдzze des Herrn Mesmer’s. So wie er sie in den geheimen Versammlungen der Harmonia mit getheilt hat, und worinnen man seine Grundsдzze, seine Theorie, und die Mittel findet selbst zu magnetisiren. Hrsg. v. Louis Caullet de Veaumorel. Verlag der akademischen Buchhandlung, StraЯburg 1785; Supplйment aux Observations de M. Bergasse, ou Rиglemens des sociйtйs de l’harmonie universelle, ohne Ort 1785 (Digitalisat); Neue Beitrдge zur praktischen Anwendung des Thierischen Magnetismus. In verschiedenen Abhandlungen…; Ein Nachtrag zu den Lehrsдtzen des Hrn Mesmers …; Aus Hrn. Caullet de Veaumorel dritter Ausgabe mit mцglichster Treue ьbersetzt, StraЯburg 1786; Introduction au magnйtisme animal par M.P.Laurent, suivie des prinxcipaux aphorismes du docteur Mesmer, Lange-Lйvy, um 1788 (Digitalisat); Lettres de F.A.Mesmer sur l’origine de la petite vйrole et le moyen de la faire cesser, Paris 1799; Mйmoire de F.A.Mesmer … sur ses dйcouvertes, Paris 1799 (Digitalisat); Ueber meine Entdeckungen : Aus dem Franzцsischen ьbersetzt (In Paris herausgenommen im 8n Jahre d. Republik), Stahl, Jena 1800; Allgemeine Erlдuterungen ьber den Magnetismus und den Somnambulismus. Als vorlдufige Einleitung in das Natursystem, Buchhandlung des Hallischen Waisenhauses, Halle [u.a.] 1812; Ueber den Ursprung und die wahre Natur der Pokken, so wie ьber die Mцglichkeit der gдnzlichen Ausrottung durch die einzig richtige naturgemдsse Verfahrungsart bei der Geburt, Buchhandlung des Waisenhauses, Halle und Berlin 1812; Mesmerismus oder System der Wechselwirkungen, Theorie und Anwendung des thierischen Magnetismus als die allgemeine Heilkunde zur Erhaltung des Menschen. Mit dem BildniЯ des Verfassers und 6 Kupfertafeln, hrsg. von Karl Christian Wolfart, Berlin, Nikolai 1814 (Nachdruck: E. J. Bonset, Amsterdam 1966; Ausschnitte als E-Text). Труды Ф.А.Месмера (переводы на русский): «Доклад об открытии животного магнетизма» (1781); Выдержки из книги «Месмеризм или система взаимодействий, теория и применение животного магнетизма…» (1814). Библиография: С.Цвейг. Предтеча и его время / Приведено по: Врачевание и психика. Три очерка. Перевод В.А.Зоргенфрея. Москва: Политиздат. 1992. Месмер послужил прототипом главного героя романа П.Энквиста «Пятая зима магнетизера». Фильм Роджера Споттисвуда «Месмер» (1994), в роли Месмера — Алан Рикман. Литература, касающаяся месмеризма: H.P. Blavatsky. The Theosophical glossary. London, 1892; H.P. Blavatsky. The Secret Doctrine. Ind. to vots. 1 and 2. London ets., Theosophical publ., 1895; Богданов К.А. Магнетизм и черепословие // Врачи, пациенты, читатели: Патографические тексты русской культуры XVIII—XIX веков. — Москва: ОГИ, 2005, страницы 178—196

 (541x698, 140Kb)
1741
Андреа Луккези (Andrea Luca Luchesi)
Итальянский композитор. Родился в Мотта-ди-Ливенца. Луккези училcя у Маттео, органиста кафедрального собора Мотта. В ранней юности он уехал в Венецию, где учился у Галлo или Кокки, Паолуччи и Сарателли. Между 1765 и 1767 Луккези написал свои первые оперы и оратории. Он также написал кантату для визита Карла Евгения, герцога Вюртембергского. В 1771 он руководил постановкой своей последней комической оперы, за которой последовали его "6 сонат для цимбала с аккомпанементом скрипки" (6 sonate per il cembalo con l'accompanimento di un violino). В 1773 написал композицию для венецианской оперы, которая была интересной и важной, если и не по другим причинам, то потому, что отец Бетховена и дедушка оба пели в ней. Луккези получил назначение в качестве придворного капельмейстера после смерти господина Бетховена (дедушки). С этого времени, 1774, в его придворную обязанность входило составление духовной музыки и исполнение на клавесине. Луккези был предоставлен отпуск в 1783 году для посещения Италии, где он поставил свою первую серьезную оперу. Во время его отсутствия его заменил молодой Бетховен. Влияние Луккези и импорт начали падать, в частности из-за того, что двор остался в Бонне и потому что французы заняли его в 1794. Композиции Луккези звучные и приятные на слух со светлой и живой текстурой. Он был мастером контрапункта и вызывал восхищение своей игрой на клавиатуре. Умер в Бонне 23 января 1801 года.

1756
Шарль Клеман Бервик (Charles Clйment Bervic)
французский гравер, мастер резцовой гравюры по металлу. Родился в Париже. Его настоящее имя – Жан Гийом Бальве. Учился у Жана Батиста Лепренса и Жана Жоржа Виля. В 1774 получил награду Академии за гравюру Маленький турок. За ней последовал принесший Бервику большую известность Портрет графа Сенака. Его главной работой считается Портрет Людовика XVI, выполненный с картины Антуана Франсуа Калло. Среди наиболее знаменитых произведений Бервика: Похищение Деяниры с картины Гвидо Рени, Воспитание Ахилла с картины Жана Батиста Реньо и Лаокоон – изображение знаменитой античной скульптурной группы. Умер Бервик в Париже 23 марта 1822 года.

 (574x699, 115Kb)
1756
Николя Жозеф Хюлльмандель (французское имя - Nicolas-Joseph Hьllmandel)
французский композитор, пианист и музыкальный педагог эльзасского происхождения. Родился в Страсбурге. Сын скрипача, Хюлльмандель учился у городских капельмейстеров Жозефа Гарнье и Франца Ксавера Рихтера; некоторые источники (в частности, Франсуа Жозеф Фети) упоминают и о его обучении у Карла Филиппа Эммануэля Баха. Обосновавшись в Париже в двадцатилетнем возрасте, Хюлльмандель завоевал быстрый успех в аристократических салонах; его первые клавирные сочинения посвящены, в частности, Марии-Антуанетте и жене Талейрана. В то же время сонаты Хюлльманделя привлекали и внимание профессионалов: сообщается, в частности, что тетрадь сонат Op. 3 (1777) вызвала интерес Моцарта во время его визита в Париж в следующем году[1]. В общей сложности Хюлльмандель опубликовал в 1773—1788 гг. в Париже 12 сборников сонат для клавира (клавесин или фортепиано) с обязательным или произвольным аккомпанементом. Он выступал также как музыкальный педагог (среди его учеников Жорж Онсло и Гиацинт Жаден, а также мадемуазель Лемашуа, будущая мать и первая учительница Шарля Гуно), редактировал статью «клавесин» в Энциклопедии Дидро. С началом революционных событий (в 1789 или 1790 г.) Хюлльмандель с семьёй эмигрировал в Лондон. В 1796 г. он выпустил здесь ещё один сборник сонат. Сын Хюлльманделя Чарлз Джозеф Хюлльмандель стал одним из основоположников британской литографии. Умер в Лондоне 19 декабря 1823 года. Лиература: John H.Baron. Intimate Music: A History of the Idea of Chamber Music — Pendragon Press, 1998. — P. 146.

 (494x699, 76Kb)
1782
Христиан Данилович Френ
востоковед-арабист, иранист, тюрколог, нумизмат, академик, почетный библиотекарь Публичной библиотеки с 1818. Родился в Ростоке, герцогство Мекленбург-Шверинское. Окончил в 1800 латинскую школу в Ростоке, в том же году поступил на богословский факультет местного университета, где его учителем был известный востоковед О.Г.Тисхен. По завершении в 1803 учебы в Ростоиском университете, в 1803-04 Френ слушал лекции в Геттингенском и Тюбингенском университетах. В это время опубликовал первую свою научную работу. В 1804 уехал в Швейцарию, где в течение двух лет преподавал латинский язык в институте И.Г.Песталоцци и в других учебных заведениях. Возвратившись в Росток, продолжал работать над диссертацией и, защитив ее ("Экзегетико-критическое исследование о книге пророка Наума"), получил степень доктора богословия и магистра свободных наук. В качестве приват-доцента преподавал на богословском факультете. В 1807 Френ по рекомендации Тисхена занял кафедру восточных языков в Казанском университете. Положил начало казанской школе востоковедения. В 1815 был деканом историко-филологического факультета. Основным предметом преподавания Френа был арабский язык; помимо этого вел занятия по восточной нумизматике. В 1810 ему предложили занять освободившуюся в Ростокском университете кафедру богословия, но нежелание порывать с востоковедением и лишаться возможности изучения богатейших материалов по арабистике и культуре Востока, имевшихся в Казани и Поволжье, заставило его отклонить это предложение. В 1816 он все-таки принял предложение занять в Ростоке, в связи со смертью его учителя Тисхена, кафедру восточных языков. Летом 1817 выехал в Росток через Санкт-Петербург. В Санкт-Петербурге Френ принял предложение Академии Наук, располагавшей богатейшим собранием восточных рукописей и монет, разобрать и описать это собрание. В течение 1817-1818 он выполнил это поручение, и уже в марте 1818 вышло из печати описание нумизматической коллекции. Президент Академии Наук и одновременно помощник директора Публичной библиотеки С.С.Уваров, интересовавшийся вопросами востоковедения и еще в 1810 выдвигавший проект создания "Азиатской академии", решил удержать Френа в России навсегда. 24 сентября 1817 Френ был избран академиком, а в 1818 при Академии Наук создается Азиатский музей, ставший центром востоковедения в России. Первым директором Музея стал Френ, возглавлявший его до 1842. После прекращения профессорской деятельности в Казани Френ никогда уже к подобной работе не возвращался, тем не менее, он оказал большое влияние на формирование и воспитание кадров молодых рос. востоковедов. С планом Уварова "удержать" Френа в России связана и его деятельность в Публичной библиотеке. 11 марта 1818 Уваров обратился с письмом к директору Библиотеки А.Н.Оленину "соединенными силами удержать в России господина академика Френа". Поскольку Френ одним академическим жалованьем "содержать себя и свое семейство не может" и одновременно "чуждается всех поручений, могущих некоторым образом его отвлечь от любимых занятий", Уваров считал достаточным определить Френа в Публичную библиотеку почет, библиотекарем "с жалованьем по крайней мере соразмерным жалованью библиотекарей". Оленин сразу же обратился к министру народного просвещения А.Н.Голицыну с соответствующим представлением, сообщая ему свое "искреннее желание удержать академика Френа, как для общей пользы в науках, так собственно и для пользы Императорской Публичной библиотеки по отделению восточных книг", и просил ходатайствовать об этом перед Александром I. Императорским указом от 18 марта Френ был определен в число почетных библиотекарей Публичной библиотеки с производством ему в виде исключения, жалованья по 1200 р. в год из экономических сумм Библиотеки и "с оставлением при нем жалованья, получаемого по званию академика". Будучи с 1818 почетным библиотекарем, Френ за исключением отдельных поручений (например, обсуждение вопросов о создании каталогов Публичной библиотеки и др.), какой-либо определённой службы по Библиотеке не нес. Но он об этом заранее предупреждал Уварова, указывая, что до окончания работ по описанию академического нумизматического собрания он никаких других поручений принимать на себя не может и лишь по завершении этой работы "почтет за честь и за удовольствие исполнять все поручения, которые будут ему по его части сделаны от Императорской Публичной библиотеки". Только спустя 10 лет Френ был привлечен к выполнению такого серьезного поручения. В 1828 по повелению Николая I в Публичной библиотеке было передано весьма ценное и обширное собрание восточных рукописей, т. н. "Ардебильская библиотека", которая по договору с Персией приобреталась Россией. Вскоре, после войны с Турцией, по рекомендации Френа, в Россию было перевезено Ахалцихское собрание рукописей, также переданное Публичной библиотеке. В Библиотеке сосредоточилось большое количество ценных письм. памятников Востока, а Библиотека в то время не имела в своем составе сотрудников, могущих подготовить описание этого собрания. Это дело было поручено Френу, к нему привлекались также Ф.Ф.Шармуа и М.Д.Топчибашев. В 1829 эта работа, в которой Френ занимался описанием преимущественно арабских рукописей и книг, была завершена, а подготовленный каталог представлен ими. Николай I, наградив составителей, повелел напечатать его на русском и французском языках. Однако каталог не был напечатан, и впоследствии его материалы использовались в известном каталоге восточных рукописей Б.А.Дорна. Френ привлекался к оценке и описанию и некоторых других собр. рукописей. Ряд его публикаций своим предметом имели рукописные памятники, хранившиеся в Публичной библиотеке. После этого Френ прямого участия в деятельности Публичной библиотеки не принимал, продолжая оставаться почетным библиотекаремем и получать жалованье от Библиотеки из "экономических" сумм, образующихся как остаток от других расходов Библиотеки. Директор Публичной библиотеки, ввиду скудости этих сумм, неоднократно ставил перед министром К.А.Ливеном и сменившим его Уваровым вопрос о взятии этих расходов на счет государственного казначейства, поскольку Френ "никаких занятий по библиотеке не имеет", однако неизменно получал отказ. Френ целиком сосредоточился на научной работе в Академии Наук, возглавляя Азиатский музей до своего выхода на пенсию в 1842. Одна из главных заслуг Френа - создание научных основ восточной нумизматики в России и Европе. Славу крупнейшего авторитета в этой области он приобрел еще в Казани, где получил возможность заняться богатыми коллекциями монет, изучение которых позволило осветить многие вопросы истории (последовательность династий и т. п.), в частности, издать в 1814 исследование "О титулах и почетных прозвищах ханов Золотой орды". Переезд в Санкт-Петербург, описание нумизматических коллекции Академии Наук, насчитывавшей к его приезду 19 тысяч единиц, завершилось классическим сочинением, изданном на латинском языке - описанием восточных монет: "Recensio numorum muchammedanarum Acad. Imp. Scient. Petropolit" (1826). Нумизматические материалы, богатые рукописные собрания Санкт-Петербурга позволили Френу расширить круг своих исследований, использовать восточные источники для освещения истории России и населявших ее народов. Еще в Казани Френ занялся изучением арабских, древнееврейских и других источников, касающихся истории хазар, булгар, чувашей, татар, впервые опубликовав многие из них. Он автор многочисленных статей, помещённых в "Записках Академии Наук", "Вестника Европы", "ЖМНП", "Библиотека для чтения", "Asiatic Journal", "JournalAsiatique" и др., отдельного издания книги: "De Chasaris: Excerpta ex scriptoribus Arabicus", (Р., 1822), Ibn-Foszlan's und anderer Araber Berichte uber die Russen alterer Zeit" {SРЬ., 1823), "Nachrichten uber Wolga-Bilgharen aus Ibn-Foszlan's Reiseberichten" (SРЪ., 1832), "Топографическое обозрение местонахождений арабских монет в России" (Санкт-Петербург, 1842) и др. Френ одним из первых привлек внимание к проблеме охраны памятников древности, находившихся в изобилии на территории страны, подчеркивая, что "большая часть находок, если они из дорогого металла, неминуемо подвергаются плачевному жребию - быть переплавленными в слитки". Он считал своим долгом "стараться.., чтобы восточные монеты и другие вещи, кои находимы бывают в России почти каждый год и в чрезвычайном множестве, впредь не подвергались столь жестокому жребию" и были сохранены "для пользы наук". Умер в Санкт-Петербурге 16 августа 1851 года. После смерти Френа осталось большое рукописное собрание: оно было приобретено Академией Наук. Большая часть материалов опубликована Б.А.Дорном ("Opuscula postuma" 2 тома, Санкт-Петербург, 1851-1877). Многие русские научные общества (Археологическое, ОИДР и др.), 20 иностранных обществ, академий и университетов избрали Френа своим денйствительным или почетным членом. Награжден многими русскими орденами: Владимира 3-й степени, Анны 2-й степени с алмазными знаками, Станислава 1-й степени, прусским орденом Красного Орла 3-й степени. Имел чин действительного статского советника. Библиография: Дорн Б. Академик Френ и его ученая деятельность //Учёрые записки Академии Наук по 1-му и 3-му отдделению. Том 3, выпуск 3. Санкт-Петербург, 1855; Ливотова О.Э., Португаль В.Б. Востоковедение в изданиях Академии наук, 1726-1917: Библиография Москва 1966. Литература: Савельев П.О жизни и ученых трудах Френа. Санкт-Петербург, 1855; Тизенгаузен В. Френовы рукописи и академик Дорн. Варшава, 1877; Тихонов Д.И. Из истории Азиатского Музея //Очерки по истории русского востоковедения. Сборник 2. Москва, 1956; Шофман А.С., Шамов Г.Ф. Восточный факультет Казанского университета //Там же; Крачковский И.Ю. Избранные сочинения Том 5. Москва; Ленинград, 1958; Очерки истории исторической науки в СССР. Том 2. Москва, 1960; Кононов А.Н. История изучения тюркских языков в России. Ленинград, 1972; История отечественного востоковедения до середины XIX века. Москва, 1990.

 (547x699, 93Kb)
1790
Жюль Себастьен Сезар Дюмон-Дюрвиль (французское имя - Jules Sйbastien Cйsar Dumont d'Urville)
французский путешественник, мореплаватель, океанограф, офицер военного флота, учёный. Одна из наиболее известных его заслуг — то, что он разыскал место гибели другого знаменитого французского мореплавателя Жана-Франсуа Гало де Лаперуза. Был членом Французского географического общества. Жюль Себастьен Сезар Дюмон-Дюрвиль родился в Конде-сюр-Нуаро, Кальвадос, в семье судебного чиновника. Отец его умер в 1797 году. Воспитанием мальчика занялся его дядя, аббат Круазель. Мать его, под влиянием книг Руссо, старалась, чтобы он жил ближе к природе, закалялся, бегал босиком, был подвижным, ловким и здоровым. Это ему нравилось, и он вырос крепким, хорошо плавал. Ему давались легко любые науки, и были у него явные способности к языкам. Он успешно учился и мечтал овладеть языками, заняться переводами, особенно его привлекали языки Океании. Он закончил гуманитарный факультет Канского лицея. В 1807 году он пытался сдать экзамены в Политехническую школу, но не добрал очков. Возможно, в это время он увлёкся историей морских путешествий, и не уделил достаточно внимания алгебре и геометрии. В Политехническую школу он уже не вернулся, решив стать моряком. Он начинал с матроса, вскоре получил чин гардемарина и назначение на корабль «Амазонка». В 1810 году он получил звание гардемарина 1 класса, а два года спустя — лейтенанта. Он мечтал о путешествии в Индию. В 1815 году женился на Адели Пепен, дочери часовщика. Всё это время он оставался на суше. Наконец, в 1819 году он получил назначение на судно «Ля Шевретт», в экспедицию по исследованию Средиземного моря. Ему поручены ботаника, энтомология, археология. В 1820 году греческий крестьянин Иоргос нашёл в Милосе античную статую. Дюмон-Дюрвиль осмотрел её, но денег на покупку статуи не имел. Статую купил священник Верги и продал потом французам. Таким образом статуя попала во Францию, в Лувр и стала известна как Венера Милосская. В 1821 году Дюмон-Дюрвиль читает в Академии доклад, вызвавший большой интерес. Он рассказывает о находке Венеры Милосской, об исследовании Санторина, о его геологических особенностях и флоре. В последующие годы он издаст публикации на эти темы. А пока он продолжает заниматься энтомологией и ботаникой под Парижем, на берегах Сены. В августе 1821 года он получает чин капитан-лейтенанта. Вместе со своим другом Дюпереем он обсуждает план кругосветного путешествия. Вскоре оно состоится, с 1822 по 1825 годы, на корвете «Ракушка». Моряки побывали на Тенерифе, в Бразилии, открыли острова Клермон-Тоннера, Дюперея, Дюмон-Дюрвиля, исследовали побережье Австралии Новой Гвинеи, Новой Зеландии, ряд архипелагов и островов Океании, в том числе Таити, затем традиционно возвратились домой через мыс Доброй Надежды. Путешествие было удачным, научные итоги были достаточно весомы. После первого путешествия Дюмон-Дюрвиль получает чин капитана второго ранга. Второе кругосветное путешествие Дюмон-Дюрвиль начинает в 1826 году на судне «Астролябия» (переименованная «Ракушка»), так называлось одно из судов Лаперуза. До этого поисками пропавшей экспедиции занимались д’Антркасто и англичанин Питер Диллон. Еще 13 лет назад Диллону попались некоторые предметы, явно принадлежавшие участникам экспедиции Лаперуза. В 1826 году он возобновляет поиски, в то же самое, когда на поиски отправляется Дюмон-Дюрвиль. В 1827 году, когда они оба находятся в Океании, Диллон, услышав о цели Дюмон-Дюрвиля, отправляет ему письмо и назначает свидание в Тикопиа. Диллону удается найти еще несколько предметов, принадлежавших французским морякам: кусочек глобуса, детали астрономических приборов, нагели, шипы, обломки цепей, пушку, колокол с маркой мастера Базена, то есть мастерской брестского арсенала, скульптуры с гербом Франции и т. д. Дюмон-Дюрвиль тем временем посещает остров Ваникоро, куда ведут все следы. Точнее, это не остров, а группа мелких островков, окруженных рифом. Островитяне покаывают ему место, где затонули французские корабли. На дне, на глубине нескольких метров моряки видят пушки, ядра, якоря. Все деревянные детали исчезли. Это — предметы с «Астролябии», «Буссоль» найти не удалось. С помощью местных жителей моряки достают отдельные предметы, якорь, пушку, колокол, мушкетон. Они сооружают памятник из коралловых плит, дают оружейный залп. В марте 1828 Дюмон-Дюрвиль отправляется во Францию. В марте 1829 года он уже в Марселе. Тем временем Диллон уже в Париже. Англия решила все его находки передать Франции. Экспедиция проделала 25000 миль. Было определено местоположение по меньшей мере 150 мелких островков в архипелагах Тонга и Фиджи, из которых многие в Европе были неизвестны. Была обследована часть островов из группы Новых Гебрид, и подтверждено существование островов Лоялти. Во Францию были привезены 65 карт, рисунки ландшафтов, портреты островитян, одежда, утварь, оружие, огромный гербарий, коллекции насекомых и минералов. Предстояло обработать огромный материал. Вскоре Дюмон-Дюрвиль издал "Путешествие на «Астролябии» в 14 томах и атлас из 53 карт. В написании его трудов принимали участие и другие участники экспедиции. В январе 1832 года он выступает на заседании Парижского географического общества и говорит об общих проблемах Океании: географии, истории, происхождении местных народов. По его мнению, Океанию следует разделить на 4 части, по антропологическим признакам населяющих ее народов. Полинезия и Микронезия, населенные людьми с более светлой, желтоватой кожей, Меланезия, где проживают темнокожие народы, и Малайзия, западная часть Океании, острова, известные тогда, как Ост-Индские. Всовременной науке пользуются именно этим делением, с поправкой на то, в состав Океании не включена Малайзия. В 1837 году он готовит третью кругосветку, подает министру проект. На этот раз его интересует Антарктида. Поисками Неизвестной Южной земли занимались уже многие, разговоры о ее существовании начались еще раньше. Кроме того, русские мореплаватели Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев уже открыли Антарктиду в 1820 году. Ему остается только исследовать отдельные берега. В 1838 году суда «Астролябия» и «Зеле»(Усердный) выходят из Тулона. Вернутся они в 1840 году, изрядно потрепанные. Путешествие было тяжелым, суда часто требовали ремонта, они не были приспособлены к плаванию во льдах. 60 человек переболели цингой. Вскоре после путешествия будет издана книга «Путешествие к Южному полюсу». В Антарктиде оставалось еще очень много неисследованных пространств. В декабре 1840 года Дюмон-Дюрвилю присваивают звание контр-адмирала. Географическое общество награждает его золотой медалью. Он начинает готовить в печать материалы о своих исследованиях, но произошел трагический случай. 8 мая 1842 года Дюмон-Дюрвиль ехал на праздник в Версаль на поезде. Поезд потерпел крушение, возник пожар. Погибли десятки людей, в том числе Дюмон-Дюрвиль с женой и сыном. У него были и другие дети, сын, умерший в раннем возрасте, и дочь, умершая от холеры в Тулоне пяти лет от роду. Его хоронят вместе с семьей на кладбище Монпарнас. В родном городе Кане ему устанавливают бронзовую статую. Его именем названы одна из улиц Парижа, один из Каролинских островов, один из островов в Меланезии, гора на земле Луи-Филиппа. Он сам назвал открытую им землю в Антарктиде в честь своей жены Землей Адели, а полярник Дуглас Моусон впоследствии назвал море, омывающее эту землю, морем Дюрвиля. Сейчас здесь ведет работу французская антарктическая станция «Дюмон-Дюрвиль». Сочинения: Voyage au фle Sud et dans l"Ocйanie sur les corvettes "l"Astrolabe" et "la Zйlйe", exйcutй par ordre du roi pendant les annйes 1837-1838-1839-1840, t. 1-2, ., 1841-1854 (соавтор); в русском переводе - Путешествие вокруг света, составленное из путешествий и открытий Магеллана, Тасмана (и прочее), части 1-4, Санкт-Петербург, 1843. Литература: Варшавский Анатолий. Путешествия Дюмон-Дюрвиля. — Москва: Мысль, 1977.

 (499x699, 61Kb)
1795
Чарлз Бэрри (также Барри; Charles Barry)
английский архитектор, представитель неоклассики и неоготики, известен прежде всего как создатель проекта здания Английского парламента. Родился в Лондоне. Фундаментом его профессиональной репутации стало создание проекта клуба «Тревеллерз» в Лондоне (построен в 1829–1832). Этот проект был попыткой вернуться к палладианскому стилю с характерными для него колоннами и пилястрами большого ордера. Как и следующая постройка Бэрри (клуб «Реформ», начатый в 1837), здание «Тревеллерз» было свободной вариацией на тему римского палаццо, с помещениями, расположенными вокруг центрального открытого двора. Строительство и оформление зданий целого ряда клубов принесли архитектору широкую известность. Главные постройки Бэрри в Лондоне – Королевский хирургический колледж (1835), Казначейство (1846–1847) и Пентонвильская тюрьма (1840). Однако самой знаменитой его работой является ансамбль парламента с башнями Виктории и Часовой (Биг Бен), созданный им вместе с О.Пьюджином. Строительство началось в 1837 и было завершено уже после кончины Бэрри. Это здание, последнее в ряду романтических дворцов в неоготическом стиле, обладает прекрасной планировкой, очень живописно и богато украшено в викторианском вкусе. Бэрри был членом Королевской Академии искусств и Лондонского королевского общества, а в 1852 был возведен в рыцарское достоинство. Умер Бэрри в Лондоне 12 мая 1860 года.

 (641x699, 58Kb)
1799
Томас Гуд (Thomas Hood)
английский поэт. Родился в Лондоне в семье книгопродавца-издателя. Писать начал рано. Известен стал благодаря своим юмористическим и сатирическим стихам «Whims and Oddities», писал также новеллы и романы («National Tales», «Talney Hall»), но все это было неоригинально и крайне слабо по форме. Гуд был бы давно забыт, как и многие из поэтов его времени, если бы к концу своего творческого пути он не обратился к социальной лирике. Наибольшую известность получили: «Песнь о рубашке», «Сон леди», «Мост вздохов» и др. В 40-х годах усилилась классовая борьба буржуазии и пролетариата, положение рабочих было настолько тяжелым, что даже буржуазия не отрицала этого. Радикальная городская интеллигенция считала своим долгом открывать имущим глаза на «бедственное положение рабочих». Социальная лирика Гуда характерна для умонастроения интеллигенции той поры. Его «Песнь о рубашке» (Song of the Shirt), пользовавшаяся громадным успехом, дает картину тяжелого труда в ужасной нищенской обстановке, но не фабричного рабочего, а швеи, работающей у себя на дому. Переведена на все европейские языки. Мастерски написан «Сон леди». Леди видит во сне бесконечные вереницы замученных непосильным трудом людей, к-рые «вселяют в нее ужас», но только во сне. Наяву леди вовсе не казалось, что шелковое платье выкрашено кровью рабочих. Социальная лирика Гуда, далекая от революционной борьбы, все же являлась протестом, хотя и слабым, против существовавшего порядка вещей и способствовала обострению классовой борьбы. Умер в Лондоне 3 мая 1845 года. Библиография: Complete Poetical Works of Т. Hood, ed. W.Gerold, L., 1906; Poems of Th. Hood, selection, Oxford, 1923; The Humorous Poems of Th. Hood, illustr., L., 1928; На русском языке: «Песнь о рубашке», «Сон леди», «Сон Евгения Адама», «Мост вздохов», «У смертного одра», «Стансы» и др. — даны у Гербеля, Английские поэты в биографиях и образцах, Санкт-Петербург, 1875. В последнее время «Песнь о рубашке» перевел Э.Багрицкий, в книге «Юго-запад», Москва, 1928. Стороженко Н., Из области литературы, Москва, 1902 (статья «Поэты нужды и горя»); Фриче В.М., Пролетарская поэзия, Москва, 1919; Gerold W., Thomas Hood, his life and time, 1907.

 (602x699, 64Kb)
1810
Александр Алексеевич Баранцов
граф, участник Кавказской войны, начальник Главного артиллерийского управления. Происходил из дворян Смоленской губернии. 20 декабря 1823 г. поступил в Михайловское артиллерийское училище юнкером, по окончании основного курса 11 февраля 1827 г. был произведён в прапорщики и зачислен в 20-ю конно-артиллерийскую роту и оставлен при училище для обучения в офицерских классах; за отличие в науках 6 января 1828 г. произведён в подпоручики. По завершении обучения в офицерских классах был произведён в прапорщики лейб-гвардии зачислен в Лейб-гвардии 1-ю артиллерийскую бригаду, с оставлением преподавателем артиллерии при училище. Последовательно получил чины подпоручика (28 января 1833 г.) и поручика (28 января 1834 г.). 20 февраля 1835 г. был командирован на Кавказ и здесь, принял участие в весенней экспедиции за Кубань против горцев в составе отряда генерал-лейтенанта С.С.Малиновского. Затем, находясь в Закубанском отряде генерал-лейтенанта А.А.Вельяминова был при занятии аулов Науч-Хабль и Сада-Хабль. Осенью того же года Баранцов участвовал в движении отряда генерал-майора Н.А.Штейбе для уничтожения аулов Абрек-Хабль, Хусит-Хабль, Баста-Хабль и Харот-Хабль; вернувшись в лагерь в составе колонны полковника А.Г.Пирятинского, Баранцов тут же под началом генерала Малиновского отправился в набег против шапсугов в Азиепское ущелье и находясь под непосредстенным командованием полковника Н.И.Горского отличился при разгроме аулов Талух-Хоток и Оз-Хабль. За отличие в походах против Горцев получил 31 мая 1836 г. орден святого Владимира 4-й степени с бантом. Вернувшись в начале 1836 г. в Санкт-Петербург, Баранцов был 11 января произведён в штабс-капитаны и 6 июля — в капитаны. Выполняя ряд Высочайших поручений по ознакомлению строевых частей с различными вопросами артиллерийского дела, Баранцов в ноябре 1841 г. получил в командование батарею № 1 Лейб-гвардии 1-й артиллерийской бригады, 22 августа 1842 г. произведён в полковники и 22 июня 1847 г. — назначен адъютантом к Его Императорского Велическтва генерал-фельцейхмейстеру, с определением в следующем году присутствующим членом артиллерийского отделения Военно-ученого комитета. 3 апреля 1849 г. состоялось производство его в генерал-майоры и за отличное выполнении ряда Высочайших поручений — зачисление 19 сентября в свиту Его Величества, после чего в 1852 г. он был назначен исправляющим должность начальника артиллерии в Свеаборге, а в следующем году — заведывающим всею артиллериею в Финляндии. 26 ноября 1851 г. награждён орденом святого Георгия 4-й степени № 8596 за беспорочную выслугу 25 лет в офицерских чинах. При бомбардировке Свеаборга англо-французским флотом 28 и 29 июля 1855 г. Баранцов лично руководил действиями крепостной артиллерии. В том же году, 30 августа Баранцов был пожалован званием генерал-адъютанта; с началом 1856 г. назначен начальником штаба генерал-фельцейхмейстера; в 1857 г. произведен в генерал-лейтенанты; в 1862 г., по слиянии указанного штаба с артиллерийским департаментом военного министерства, определен на пост начальника Главного артлллерийского управления и, сохраняя звание товарища генерал-фельцейхмейстера, вступил, по отбытии великого князя Михаила Николаевича в 1863 г. на Кавказ, в самостоятельное управление всеми частями артлллерийского ведомства. 14 января 1863 г. удостоен высочайшей благодарности за сочинение «Краткий обзор по преобразованиям по артиллерии с 1856 по 1863 г.» (Санкт-Петербург, 1863). Период пребывания Баранцова в сфере указанных полномочий совпал с эпохою коренных преобразований в артиллерии, послуживших к полному перерождению всех её отраслей. События Крымской войны 1853—1856 гг. и похода в Турцию 1877—1878 гг. указали на желательность многих реформ в артиллерийском деле, что и было достигнуто благодаря редкой энергии и просвещённой деятельности генерала Баранцова, успевшего три раза перевооружить артиллерию (французская система, система прусская и дальнобойныя орудия полевой артиллерии), дать пехоте несколько систем ружей, на ряду с этим переделать всю материальную часть артиллерии; также не остались забытыми внутренняя организация последней, технические заведения и все прочие отрасли артиллерийского дела. Выдающаяся деятельность Баранцова доставила ему ряд наград. 20 мая 1868 г. он произведён в генералы от артиллерии, 25 ноября 1870 г. получил орден святого Владимира 1-й степени с мечами и милостивый рескрипт Государя, 30 августа 1875 г. — орден святого Андрея Первозванного, 11 февраля 1877 г., в день 50-летия службы, — назначен шефом 2-й батареи Лейб-гвардии 1-й артиллерийской бригады и получил новый рескрипт и, наконец, в день 25-летия пребывания в должности начальника главного управления, 19 февраля 1881 г. — возведен с нисходящим потомством в графское достоинство. Многосложные занятия, однако, понудили графа искать отдыха; 10 июня того же года он был уволен от занимаемых должностей и назначен членом Государственного совета. В этом звании граф Баранцов и скончался 27 сентября 1882 г. Похоронен в Санкт-Петербурге в Новодевичьем монастыре. Среди прочих наград имел ордена святого Станислава 2-й степени (25 марта 1840 г.), святой Анны 2-й степени (31 декабря 1845 г.), святого Владимира 3-й степени (6 декабря 1851 г.), святого Станислава 1-й степени (6 декабря 1853 г.), святой Анны 1-й степени (6 декабря 1854 г.), святого Владимира 2-й степени (28 августа 1856 г.), Белого Орла (8 сентября 1859 г.), святого Александра Невского (7 декабря 1862 г., алмазные знаки к этому ордену пожалованы 4 апреля 1865 г.). 22 января 1850 г. А.А.Баранцов женился на дочери отставного капитана А.П.Коробьина Софье Александровне (1823—1896); у них были дети — Наталия (1850—1873), Вера (1852—1860), Екатерина (1855—после 1917, фрейлина, замужем за генерал-майором Н.Н.Мартыновым), Михаил (1857—1921, генерал от артиллерии, участник Первой мировой войны, командир 11-го армейского корпуса). Литература: Военная энциклопедия / Под редакцией В.Ф.Новицкого и др. — Санкт-Петербург: товарищество И.В.Сытина, 1911—1915. — Том 4; Русский биографический словарь: В 25 томах / под наблюдением А.А.Половцова. 1896-1918; Шилов Д.Н., Кузьмин Ю.А. Члены Государственного совета Российской империи. 1801—1906: Биобиблиографический справочник. Санкт-Петербург, 2007.

 (549x699, 139Kb)
1810
Сара Маргарет Фуллер Оссоли (Sarah Margaret Fuller Ossoli; более известная как Маргарет Фуллер, Margaret Fuller)
американская журналистка, писательница, критик, борец за права женщин, яркий представитель американского трансцендентализма. Её книга «Женщина XIX века» (Woman in the Nineteenth Century) считается первым значительным произведением феминизма в США. Урождённая Сара Маргарет Фуллер родилась в Кэмбридже (штат Массачусетс). Основы её образования заложил ещё в раннем детстве отец, Тимати Фуллер. Позднее она получила формальное школьное образование и стала учителем. К 1839 году она стала замечать, что женщинам не хватает возможности получить высшее образование и они пытаются компенсировать это «разговорами». Она стала первым редактором трансценденталисткого издания The Dial в 1840 году, а затем перешла в редакционный коллектив New York Tribune под руководством Хораса Грили в 1844 году. К тридцати годам Фуллер имела репутацию самого начитанного человека в Новой Англии, а также была первой женщиной, которая получила доступ в библиотеку Гарвардского Колледжа (англ. Harvard College). Её исторический труд «Женщина XIX века» был опубликован в 1845 году. Годом позже редакция Tribune направила её в Европу в качестве своего первого корреспондента-женщины. Она увлеклась идеями итальянской революции и сблизилась с Джузеппе Мадзини. У неё случился роман с Джованни Оссоли, от которого она родила ребёнка, сына Анджело. Весной 1850 тосканская полиция вынудила семью Оссоли выехать в Америку. их корабль Все трое погибли у острова Файер-Айленд недалеко от Нью-Йорка 19 июля 1850 года при кораблекрушении, когда возвращались в США. Тело Маргарет Фуллер так и не было найдено. Фуллер отстаивала права женщин, в частности право на образование и право на работу. Она стала идейным вдохновителем многих других реформ в обществе, в частности тюремной реформы, освобождения из рабства в США. Многие другие борцы за права женщин и феминисты, в частности Сьюзан Энтони, считали Маргарет Фуллер источником своего вдохновения. Современники, однако, не поддерживали её идеи, среди них бывшая подруга Фуллер, Гарриет Мартино. Она считала, что Фуллер «больше говорила, чем делала». Вскоре после смерти Фуллер многие из её еще неопубликованных её работ подверглись сокращениям и переработке, поскольку редакторы не видели большого будущего за её произведениями. Дружила с американской поэтессой Сарой Хелен Уитман и писательницей Элизабет Эллет. Все три женщины сыграли непростую роль в жизни, да и в смерти Эдгара Аллана По. «Человечество делится на мужчин, женщин и Маргарет Фуллер» — Эдгар Аллан По. Литература: Паррингтон В.Л. Маргарет Фуллер. Мятежная душа. - В книге: Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли, том 2. Москва, 1962.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку