-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108479
Комментариев: 6801
Написано: 116950


12 марта родились...

Вторник, 12 Марта 2013 г. 07:13 + в цитатник
 (514x699, 62Kb)
1843
Жан Габриель де Тард (Габриэль де Тарде; Jean-Gabriel Tarde)
французский социолог и криминолог, один из основателей субъективно-психологического направления в западной социологии. Биография четко делится на две неравные и неравнозначные части. Большую часть своей жизни он, согласно семейной традиции, делал карьеру крупного, но все же провинциального юриста, занимаясь научной деятельностью лишь на досуге. Только последнее десятилетие жизни он смог полностью отдать своему истинному призванию, приобретя репутацию одного из ведущих социологов Франции. Родился и провел большую часть жизни в небольшом городке Сарла на юге Франции (неподалеку от Бордо). Он был потомственным юристом: его мать принадлежала к семье адвокатов, а отец работал судьей в родном городе мальчика. Первоначальное образование Тард приобрел в местной иезуитской школе, получив при ее окончании в 1860 степень бакалавра искусств. В дальнейшем он планировал продолжить образование на стезе политехнических наук, но из-за проблем со здоровьем был вынужден остановиться на изучении права в родном Сарла. Начав изучать юриспруденцию в своем провинциальном городке, он закончил свое юридическое образование уже в Париже в 1866. После получения высшего образования возвратился в Сарла и продолжил семейную профессиональную традицию. В 1867 занял должность помощника судьи в родном городе, спустя всего два года стал временным судьей Сарла, а с 1875 до 1894 был постоянным судьей. Помимо судебной практики успевал заниматься и наукой. С 1880 его работы регулярно публиковались в Философском обзоре; с 1887 он, параллельно с исполнением должности судьи, работал содиректором Архивов криминальной антропологии. Первые работы Тарда были посвящены криминологии. Видное место среди них занимают монографии Сравнительная преступность (1886) и Философия наказания (1890). Эти труды создали своему автору репутацию серьезного исследователя, известного далеко за пределами его родного городка. Помимо криминологии Тард начал заниматься и социологией. Известно, что свою оригинальную социологическую теорию Тард разработал еще в 1870-е, но долгое время не публиковал. Только после смерти своей матери в 1894 Г.Тард смог полностью отдаться науке. Он покинул провинциальный Сарла и уехал в Париж, чтобы стать директором секции криминальной статистики Министерства юстиции Франции. С 1896 началась его преподавательская деятельность, которая развивалась удивительно динамично. Г.Тард работал сразу в двух местах – в Свободной школе политических наук и в Свободном колледже социальных наук. В 1898 вышла из печати его главная книга, Социальные законы. А в 1900, после первой неудачной попытки, недавний провинциал занял пост профессора и стал заведующим кафедрой современной философии в Коллеж де Франс – одном из ведущих университетов Франции. В том же году его избрали членом Академии нравственных и политических наук. Преподавательская деятельность являлась основным его занятием вплоть до смерти. Деятельность Тарда как социолога пришлась на тот же период времени, что и у Э.Дюркгейма. У этих двух основоположников французской школы социологии было, на первый взгляд, много общего: они оба основывали свои теории на статистических данных, интересовались природой социальных норм, придавали большое внимание сравнению как методу научного исследования. Однако их концепции кардинально противоположны. В теориях Дюркгейма центральная роль всегда отводилась обществу, которое формирует человека. В противоположность этому Тард сконцентрировал свое внимание на изучении взаимодействия людей (индивидуальных сознаний), продуктом которого выступает общество. Сделав основной акцент на изучении индивидов, он активно выступал за создание социальной психологии как науки, которая должна стать фундаментом социологии. Противоположность подходов Дюркгейма и Тарда к решению проблемы о том, что первично – общество или индивид, положила начало современной полемике сторонников трактовки общества как единого организма и их противников, считающих общество суммой самостоятельных индивидов. По мнению Тарда, основой развития общества выступает социально-коммуникационная деятельность индивидов в форме подражания (имитации). Именно это понятие стало у французского социолога ключевым при описании социальной реальности. По сути, он трактует общество именно как процесс подражания, понимая под ним элементарное копирование и повторение одними людьми поведения других. Процессы копирования и повторения касаются существующих практик, верований, установок и т.д., которые воспроизводятся из поколения в поколение благодаря подражанию. Этот процесс способствует сохранению целостности общества. Другим важным понятием в объяснении развития общества, по Тарду, является «изобретение» (или «нововведение»). Оно рассматривается Тардом как процесс адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды. Все новое, что возникает в обществе (будь то идеи или материальные ценности), он считал результатом творческой деятельности немногочисленных одаренных личностей. Язык, религия, ремесло, государство – все это, по мнению Г.Тарда, продукты творчества индивидов-новаторов. Раз возникнув, новое явление приводит в действие процесс подражания. Это можно сравнить с кругами на воде, возникающими после падения капли: подражание чему-то новому постепенно охватывает все большую и большую массу людей, теряя при этом первоначальную силу. Утверждение всех основных социальных институтов произошло, по Тарду, именно потому, что обыкновенные люди, не способные изобрести что-то новое, стали подражать творцам-новаторам и использовать их изобретения. Таким образом, деятельность немногих новаторов и изобретенные ими новшества являются, по мнению Г.Тарда, основным двигателем социальной эволюции, способствуя развитию общества. Следует при этом учитывать, что наибольшее распространение получают не любые «изобретения», а те, которые в целом вписываются в уже существующую культуру и не сильно противоречат ее основам. Борьба друг с другом разных «изобретений», по разному решающих возникшие перед обществом проблемы, приводит к возникновению оппозиции (противодействия инновациям). Ее результатом являются разного рода споры, конфликты и противоборства (вплоть до военных действий). Тем не менее, на смену любой оппозиции обычно приходит адаптация, усвоение «изобретения». На этом цикл социальных процессов завершается, и общество не меняется, пока какой-либо новатор не совершит нового «изобретения». Особой темой исследований Тарда было сравнительное изучение толпы и публики. Полемизируя с Г.Лебоном, Тард выступал против описания современной ему действительности как «века толпы». С его точки зрения, 19 век – это, скорее, век публики. Противопоставляя эти два понятия, Тард подчеркивал необходимость тесного физического контакта между людьми в случае, когда речь идет о толпе, и достаточность умственных связей для возникновения публики. Такое духовное единство понималось ученым как общность мнений, интеллектуальная общность. Огромную роль в становлении «общества публики», по его мнению, играют средства массовой информации, которые формируют в людях общность мнений вне зависимости от их месторасположения. Рассуждения Тарда об отличиях публики от толпы можно рассматривать как подход к пониманию таких социальных явлений, как гражданское общество, массовая культура. В сфере внимания Г.Тарда находилась не только общая социологическая теория общественного развития, но и некоторые особые разделы обществоведения – такие как политология (работа Превращение власти), экономика (Экономическая психология, Реформа политической экономии), криминология (Сравнительная преступность и Философия наказания), искусствоведение (Сущность искусства). В России конца 19 – начала 20 вв. идеи Тарда пользовались большой популярностью. Многие его книги были переведены на русский язык сразу же после их публикации во Франции. Его взгляды оказали сильное влияние на концепции российской «субъективной школы» (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, С.Н.Южаков, Н.И.Кареев). Впрочем, даже для них проповедуемый Тардом принцип абсолютного примата индивида над обществом оказался мало приемлемым: «Не потому заняли свое место в истории события, отмеченные именами Лютера и Мюнцера, что гнет феодально-католического строя стал невыносимым, – так с иронией передавал Н.К.Михайловский впечатление от концепции Тарда, – а потому, что распространились идеи Лютера». Современные ученые признают важность вклада Тарда в развитие социологической науки. Немецкий социолог Ю.Хабермас считает, что именно Тард стал основателем таких популярных в наши дни направлений социологии как теория массовой культуры и анализ общественного мнения. Поскольку, однако, в социологии 20 в. доминирует представление об определяющем влиянии общества на индивида, а не наоборот (как у Тарда), то в наши дни Тард менее популярен, чем его оппонент Дюркгейм. Умер в Париже 12 мая 1904 года.

 (494x699, 83Kb)
1848
Сирилл Кистлер (Cyrill Kistler)
немецкий композитор, музыкальный теоретик и издатель. Умер 1 января 1907 года.

1849
Карел Павлик (Karel Pawlik)
чешский акушер-гинеколог и уролог. Член-корреспондент Чешской Академии Наук. Родился в Клатови. Окончил медицинский факультет Венского университета (1873). В 1887-1913 гг. — профессор акушерско-гинекологической клиники Карлова университета в Праге. Основные работы посвящены методам эндоскопии мочевого пузыря, зондированию мочеточников, методам наружного акушерского обследования. Предложил новые операции мочевых свищей, экстирпации мочевого пузыря при раке и пластические операции на мочеполовых органах. Член ряда зарубежных обществ. Умер в Праге 6 сентября 1914 года. Сочинения: Extirpation des Uterus und des Beckenzellgewebes, Wien, 1880; Ьber pseudointerligamentцse Eierstocksgeschwьlste, Wien, 1891. Литература: iruni slovnik nauny, Praha, 1966.

Stepa Stepanovic color portrait (1) (516x700, 349Kb)
1856
Степа Степанович (сербское имя - Степа Степановић)
сербский полководец, воевода. Родился в деревне Кумодраж, близ Белграда. 1876 год — Белградская артиллерийская школа. В период Сербо-черногорско-турецкой войны 1876 года командир роты. Во время Русско-Турецкой войны 1877—1878 — командир батальона Народного войска. 1883—1884 — адъютант пехотного полка. 1884—1886 — командир роты пехотного полка. Во время войны 1885 года — командир чета Шумадисской дивизии. 1886—1888 — прикомандирован к Генеральному штабу. 1888—1889 — адъютант начальника Генерального штаба. 1889—1895 — начальник штаба дивизионной области. 1892—1893 и 1895—1896 — командир пехотного батальона1893—1895 — начальник штаба дивизионной области. 1896—1897 — начальник отдела общевойскового отделения Военного министерства. 1897—1898 — командир пехотного полка. 1898—1899 — начальник штаба командования действующей армии. 1899—1900 — начальник Общего отделения Военного министерства. 1900—1902 — командир пехотной бригады. 1902 — помощник начальника штаба командования действующей армии. 1902—1903 — помощник начальника Главного Генштаба. 1903 — начальник общевойскового отделения Военного министерства. 1903—1908 командир Шумадисской дивизионной области. 1908 и 1912 — военный министр. 1909—1912 — командующий Моравской, затем Дринской дивизионными областями. Во время Балканских войн 1912—1913 — командующий 2-й армией. Во время Первой мировой войны: заместитель начальника штаба Верховного командования, командующий 2-й армией. Во время боёв 15-24 августа 1914 года его войска нанесли поражение VIII и части ХIII корпусов 5-й австро-венгерской армии и отбросили их на территорию Австро-Венгрии.
Stepa_Stepanovic_monument_in_Kumodraz (525x700, 145Kb)
Памятник Степановичу на родине (Кумодраж).
В 1914 году Степа Степанович, вторым по счёту, был удостоен чина воеводы (соответствующее званию фельдмаршала). В начале 1916 командовал 2-я армией и Тимошскими войсками. Руководил боевыми действиями против 1-й болгарской армии и совершил свой знаменитый Лесковацкий маневр. Вывел части армии на остров Корфу. Руководил действиями армии на Салоникском фронте, наступая на главном направлении, принял капитуляцию болгарской армии. Возглавлял армии до их преобразования в 1919 году во 2-й армейский отдел. С 1919 года — в резерве. Награды: Орден Звезды Карагеоргия; Орден Креста Таково. Умер Степа Степанович в городе Чачак, Югославия 29 апреля 1929 года. Литература: Залесский К.А. Кто был кто в Первой мировой войне — Москва: АСТ, 2003. — 896 страниц. — 5000 экземпляров. — ISBN 5-271-06895-1.

ErnestoCesaro (581x700, 60Kb)
1859
Эрнесто Чезаро (Ernesto Cesаro)
итальянский математик. Родился в Неаполе. Профессор Неапольского университета. Основные труды по математическому анализу и геометрии. Разработал методы суммирования расходящихся рядов (1880). Создал "натуральную геометрию", в которой кривые и поверхности определяются через величины, не изменяющиеся при преобразованиях координат. Умер в Торре-Аннунциата, близ Неаполя 12 сентября 1906 года. Сочинения: Introduzione alla teoria matematica della Clasticita, Torino, 1895; Lezioni di geometria intrinseca, Napoli, 1896; в русском переводе — Элементарный учебник алгебраического анализа и исчисления бесконечно малых, часть 1, [2-е издание], Ленинград—Москва, 1936, часть 2, Одесса, 1914.

 (575x698, 71Kb)
1860
Витторио Де Барбьерри (Vittorio De Barbieri)
итальянский шахматный композитор. Умер 4 мая 1943 года.

Salvatore_Di_Giacomo (514x699, 61 Kb)
1860
Сальваторе Ди Джакомо (Salvatore di Giacomo)
итальянский писатель. Родился в Неаполе. Писал преимущественно на неаполитанском диалекте. В стихах и прозе Ди Д. лирично и вместе с тем правдиво показана жизнь неаполитанской бедноты, ее драмы и страсти. Многие стихи положены на музыку итальянскими композиторами-песенниками (Л.Денца, Ф.П.Тости и др.) и приобрели популярность (например, "Марекьяро"). "Неаполитанские новеллы" (1914), драмы "Месяц Марии" (1900) и "Ассунта Спина" соединяют картины быта и нравов с глубоким сочувствием к обездоленным. Умер в Неаполе 4 апреля 1934 года. Пьесы: «В тюрьме Сан-Франчиско» (1896, Театр Сан-Фердинандо, труппа Стелла); «Месяц Марии» (1898, Театр Верди, та же труппа); драма «Ассунта Спина» (1909, Театр Нуово, труппа Панталена). Сочинения: Ореге, 5 ed., v. 1-2, Mil. - Verona, (1959); в русском переводе - Новеллы, в книге: Итальянские новеллы, Москва - Ленинград, 1960. Литература: Opere. 1-2, Mil., 1946; Литература: Луначарский А.В., Неаполитанский театр, в его книге: О театре и драматургии, том 2, Москва, 1958; Pasolini P.P., Introduzione a poesia dialettale del Novecento, Parma, 1952; Rossi S., S.Di Giacomo, [Catania, 1968]1860

MunkГЎcsi_BernГЎt (528x700, 95Kb)
1860
Бернат Мункачи (венгерское имя - Bernбt Munkбcsi)
венгерский языковед, этнограф, литературовед и фольклорист. Родился в Надьвараде, Трансильвания (ныне Орадя, Румыния). Академик Венгерской Академии Наук (с 1910 года). В 1882 году Мункачи окончил обучение в Будапештском университете и последующую свою жизнь целиком посвятил изучению финно-угорских и тюркских народов Поволжья и Западной Сибири (удмурты, ханты, манси, чуваши и др.) и их языковым и культурным связям с венграми, в том числе и непосредственным полевым исследованиям. Так, в 1885 году он находился в Уфимской губернии, где с целью изучения местного населения посетил 6 уездов. Мункачи редактировал журнал «Ethnographia», основал журнал «Келети семле» («Keleti Szemle»), в 1904 году организовал Венгерский комитет Международного общества Средней и Восточной Азии. В 1915-1916 годы Мункачи находился в Эстергомский лагере, где записывал тексты от 25 пленённых в ходе Первой мировой войны русских солдат-удмуртов. Исследования Берната Мункачи — как прикладные (огромная коллекция языковых текстов), так и теоретические (выводы из истории, сравнительного языкознания и диалектологии народов Поволжья и Западной Сибири), продолжают оставаться актуальными и очень ценными и в наше время. Умер в Будапеште, Венгрия, 21 сентября 1937 года. Основные научные работы Мункачи в области сравнительного языкознания, тюркологии, иранистики и этнографии. Некоторые из них изданы уже после смерти ученого другими финноугроведами: Votjбk nyelvmutatvбnyok. Ugor fьzetek 5., Budapest, 1884; Votjбk nйpkцltйszeti hagyomбnyok., Budapest, 1887; A votjбk nyelv szуtбra., Budapest, 1890–1896; Vogul nйpkцltйsi gyjtemйny. kцt I-IV., Budapest, 1892, 1892, 1893, 1896. (A jegyzeteket tartalmazу 2. kцtetek megjelenйsi йvei: 1902, 1910, 1952, 1963 &ndash ; az utуbbi kettt Kбlmбn Bйla rendezte sajtу alб; a II. rйszhez egy 3. kцtet is megjelent 1921-ben.); A vogul nyelvjбrбsok szуragozбsukban ismertetve., Budapest, 1894; Dйli osztjбk szуjegyzйk. (Pбpai Kбroly gyjtйse alapjбn). Ugor fьzetek 12., Budapest, 1896; Бrja йs kaukбzusi elemek a finn–magyar nyelvekben I., Budapest, 1901; Volksbrдuche und Volksdichtung der Wotjaken., MSFOu 102. Herausgeben von D. R. Fuchs, Helsinki, 1952. Сочинения: A vogul nyelvjбrбsok szуragozбsukban ismertetve, Bdpst, 1894; Vogul nйpkцltйsi gyjtemйny, kцt 1—4, Bdpst, 1892—1952; Бrja йs kaukбzusi elemek a finn-magyar nyelvekben, Bdpst, 1901. Литература: Munkacsi N., Egy nagy magyar nyelvesz, Bdpst, 1943; Kalman B., Munkacsi Bernat emlekezete, «Magyar Tud. Akad., Nyelves Irodalomtudomanyi Osztalyanak Kozlemenyei», 1960, 16 kot., №1—4

 (500x699, 55Kb)
1863
Габриеле д'Аннунцио (Gabriele D'Annunzio)
итальянский поэт, писатель и драматург. Родился в Пескаре. Учился в Прато в колледже Чикониньи. Переехал в Рим, где стал завсегдатаем салонов и познакомился с представителями итальянской культуры. В театр приходит благодаря союзу с Элеонорой Дузе (с 1896 по 1904). Вместе они хотели создать Новый театр и уйти от рутины буржуазной сцены. Они мечтали построить театр под открытым небом на берегу озера Альбано, чтобы ставить там свои античные трагедии и пьесы. Проект для своего времени новаторский, предвосхитивший искания сценического искусства 20 в.. И хотя начал свой путь в литературе как верист, он стремился создать театр высокой поэзии, «поэтический театр», т.к. веризм к тому времени уже исчерпал себя: «Мы не хотим больше правды. Дайте нам мечту!» Его Драматургию обычно относят к символизму и неоромантизму, хотя в ней есть и черты неоклассицизма. В его пьесах просматривается также влияние мелодрамы и следы эстетики веризма. За пятнадцать лет им было написано полтора десятка пьес на итальянском языке (в прозе и в стихах), а также на французском. Это Мертвый город (1898), Джоконда (1898), Слава (1899), Франческа да Римини (1901), Дочь Йорио (1904), Больше, чем любовь (1906), Корабль (1908), Федра (1909) и др. Называл свои пьесы трагедиями. Его драматургия получила признание за пределами Италии: пьесы были переведены на иностранные языки и в свое время много ставились в театрах Европы. Однако получил он признание не сразу. Несмотря на то, что в его пьесах играла великая Дузе, итальянская публика долго отвергала его театр. Первая пьеса Сон весеннего утра (1898) стала вызовом – в ней автор покушался на основы драматургии: для нее характерно почти полное отсутствие сюжета, определенного места и времени действия, смешение стилей, переплетение реальности и фантастики. Все сосредоточено на внутреннем напряжении и состоянии персонажей, а действие развивается главным образом по внутренней линии – особенность, ставшая отличительной чертой «Новой драмы» рубежа веков. В дальнейшем его пьесы по своей форме во многом оставались еще в пределах традиционного театра. В центре конфликта его пьес обычно ситуация любовного треугольника. Тема страсти в них соединяется с темой рока, т.к., по Д'Аннунцио, в страсти – всепоглощающей и неуправляемой – всегда есть нечто роковое. «Искоренить желание нельзя, – утверждает он. – Бороться со страстью – это грешить против жизни». Так он признает неограниченную власть инстинктов над человеком. Однако этот типично веристский мотив он интерпретирует в своей эстетской манере: инстинктивное становится у него проявлением божественного в человеке. По инстинктов только непротивление своим страстям делает человека творцом, поэтом, гением. По своему мировосприятию был близок идеологии фашизма. Любимый его герой – сильная личность с чертами сверхчеловека, эгоистичного и жестокого. Он свободен всегда, для него нет никаких табу: во имя своих эгоистических целей он позволяет себе (иногда после некоторого колебания) преступить нравственную черту. Д'Аннунцио провозглашает и восславляет имморализм свободного человека. Д'Аннунцио – прежде всего поэт. О чем бы ни были написаны его произведения, все они в каком-то смысле о нем самом. Личность поэта растворена во всех его творениях. Когда говорят об автобиографическом аспекте его драматургии, то следует признать, что своеобразный автобиографизм действительно имеет место, но не реальных жизненных фактов, не ситуаций, а чувств, умонастроения, ощущений и шире – мироощущения. Когда он говорит о природе, в нем особенно чувствуется поэт. Замечено, что ему свойственно необычайное, почти языческое чувство природы. Образы природы переполняют все его сочинения, в том числе и драматические (написанные как в стихах, так и в прозе). Это и развернутые описания, и это отдельные краткие замечания, брошенные кем-то из персонажей. («Ваш голос свеж, как вода в источнике»). Определяющую роль в формировании эстетизма Д'Аннунцио сыграли образы античной цивилизации, которыми полнятся его произведения. В его пьесах они становятся местом действия, предметами обстановки, темой разговоров, воспоминаний, ассоциаций, сравнений... Герои его пьес то и дело обращаются к сюжетам из древней истории или мифологии, выстраивают параллели, отмечают сходство. Античность входит в их жизнь, в их быт (как ни условен этот быт у него.), становясь чем-то обычным, общеизвестным, снижается, становясь атрибутом массовой культуры. Образ мира, который создает драматург, по-своему привлекателен, в нем есть свой драматизм, есть свое чувство стиля. Но есть в нем также и нечто неживое. По общему мнению, лучшее создание драматурга, его подлинный шедевр – пасторальная трагедия Дочь Йорио, пьеса, «простая, как народная песня». Это произведение стоит особняком в его творчестве. Создавая пьесу, он обратился к своим естественным корням – фольклору своей родной провинции Абруцци. Это драматическое сочинение в стихах – «песнь древней крови» – рассказывает старинную легенду о любви пастуха к дочери колдуна. В пьесе все те же мотивы, которые всегда его волновали, – любовь, страсть, преступное вожделение (не случайно ее часто пытались играть как веристскую драму). Но все звучит иначе. Здесь столько чистоты, возвышающего душу христианского смирения, что для него так не характерно. Сюжет он разрабатывает с поэтической простотой, нигде не впадая в риторику. Весь образный строй выдержан в одной тональности – народных песенных сказаний, стилизованных с большим мастерством. Здесь возникла гармония обычно чуждых друг другу начал – простонародности и элитарности. Именно так, на соединении этих двух начал, были осуществлены и лучшие постановки этой пьесы в 20 в., начиная со спектакля Вирджилио Талли и кончая Роберто де Симоне. Вскоре после разрыва с Дузе уехал в Париж, где жил до начала Первой мировой войны. Затем вернулся в Италию. Во время войны служил в итальянской армии летчиком. Не согласившись с условиями Версальского мира, в 1919 возглавил захват Фьюме. Умер Д'Аннунцио на своей вилле на озере Гарда 1 марта 1938 года. Русский читатель познакомился с творчеством д’Аннунцио в 1893 г. — первой ласточкой стал перевод «Невинного», выполненный М. Ивановым. На рубеже двух столетий популярность писателя в России приняла характер настоящей мании, отмеченной потоком статей и рецензий, выходом в свет полного (на тот момент) собрания сочинений д’Аннунцио (Киев, 1904), обилием театральных постановок и появлением экранизации. В дальнейшем интерес к творчеству д’Аннунцио в России упал — во многом это произошло под влиянием хорошо привившегося на русской почве итальянского футуризма. Д'Аннунцио посвящено стихотворение Н.С.Гумилёва «Ода д’Аннунцио» (1916). Романы: Трилогия «Романы Розы»: Il piacere («Наслаждение», 1889), Giovanni Episcopo («Джованни Эпископо», 1891; экранизация 1947), L’innocente («Невинный», 1892; экранизация Л. Висконти — 1976); Il trionfo della morte («Триумф смерти», 1894); Le vergini delle rocce («Девы утёсов», 1895); Il fuoco («Пламя», 1900); Forse che sм forse che no («Может быть, да, может быть, нет», 1910); La Leda senza cigno («Леда без лебедя», 1912). Трагедии: La cittа morta («Мёртвый город», 1899); La Gioconda («Джоконда», 1899); Francesca da Rimini («Франческа да Римини», 1902); L’Etiopia in fiamme (1904); La figlia di Jorio («Дочь Йорио», 1904); La fiaccola sotto il moggio («Факел под мерой», 1905); La nave («Корабль», 1908); Fedra («Федра», 1909). Сборники стихотворений: Primo vere («Весна», 1879); Canto novo («Новая песнь», 1882); Poema paradisiaco (1893); Laudi del cielo, del mare, della terra e degli eroi (1903—1912): Maia (Canto Amebeo della Guerra), Elettra, Alcyone, Merope,
Asterope (La Canzone del Quarnaro). Ode alla nazione serba (1914).
Stamp_Fiume_1920_25c_Annunzio (511x700, 454Kb)
Почтовая марка Фиуме (1920) с портретом д'Аннунцио.
Автобиографические работы: Notturno; Le faville del maglio; Le cento e cento e cento e cento pagine del Libro Segreto di Gabriele d'Annunzio tentato di morire o Libro Segreto. Переписка д’Аннунцио была опубликована посмертно. Библиография: Gabriele D’Annunzio: Defiant Archangel by J.R. Woodhouse (2001, ISBN 0-19-818763-7); D’Annunzio: The First Duce by Michael A. Ledeen (ISBN 0-7658-0742-4); Dannunzio: The Poet As Superman by Anthony Rhodes (ISBN 0-8392-1022-1); Gabriele D’Annunzio: The Dark Flame by Paolo Valesio (trans. by Marilyn Migiel, ISBN 0-300-04871-8); D’Annunzio and the Great War by Alfredo Bonadeo (Fairleigh Dickinson University Press, 1995, ISBN 0-8386-3587-3); Biographical Dictionary of the Extreme Right Since 1890 edited by Philip Rees (1991, ISBN 0-13-089301-3); The Appeal of Fascism: A Study of Intellectuals and Fascism 1919—1945 by Alastair Hamilton (London, 1971, ISBN 0-218-51426-3); Л.Троцкий. Кое-что о философии сверхчеловека; Кормильцев Илья. Три жизни Габриеле Д’Аннунцио. // Иностранная литература. 1999, № 11; Руссо А., Желтова Е. Л. Авиация в жизни и творчестве Габриеле Д’Аннунцио: от «авиационной» поэзии к пропаганде авиации // Вопросы истории естествознания и техники. — 2008. — N 1. — Страницы 97-116. — ISSN 0205-9606;Плотников А. Плутовской роман Габриеле Д’Аннунцио. // Журнал CIGAR CLAN 3/ 2004; Шварц Елена. Крылатый циклоп. Путеводитель по жизни Габриеле Д’Аннунцио. Роман. (Отрывок из романа «Город жизни» о периоде Республики Фиуме // журнал «Звезда», 2009, № 5); Коваль Л.М. Габриэле Д’Аннунцио в России. // Книга. Исследования и материалы. 1999. Выпуск 76; Ч. Де Микелис. Д’Аннунцио в русской культуре. // Начало века. Из истории международных связей русской литературы. — Санкт-Петербург, 2000. — Страницы 281-315; Чекалов К.А. Д’Аннунцио на российской сцене: рубеж двух столетий. // Новые российские гуманитарные исследования. 2008, № 3; Чекалов К.А. Блок, Брюсов и «спор двух Франчесок». // Шахматовский вестник, вып. 10-11. — Москва: Наука, 2010. — Страницы 427-439. Награды: Офицер Военного ордена Италии (Награждён Королевским декретом № 87, 10 ноября 1918 года.); Кавалер Военного ордена Италии (Награждён Королевским декретом № 72, 3 июня 1918 года.)



21.
anthes1 (542x700, 248Kb) 1863
Дьёрдь Антеш (Georg Anthes)
венгерский артист оперы (драматический тенор) и режиссер. Ученик Ю.Штокхаузена и Ч.Гальери. Музыкальное образование получил во Франкфурте-на-Майне, Творческую деятельность начал в качестве концертного певца в 1881. С 1889 . – как оперный певец в Дрезденской опере, в 1901 - в "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк); с 1903 - в Будапештском оперном театре. С 1913 г. профессор Музыкальной академии в Будапеште, с 1920 г. главный режиссер Будапештского оперного театра, Антеш периодически гастролировал во многих странах. Лучшие партии Антеша: Тангейзер; Зигмунд ("Валькирия"), Зигфрид ("Зигфрид"), Лоэнгрин - в операх Вагнера, а также Рауль ("Гугеноты"), Фауст и др. Умер 23 февраля 1922 года.

 (493x699, 139Kb)
1863
Владимир Иванович Вернадский
советский минералог, кристаллограф, геолог, геохимик, историк и организатор науки, философ, общественный деятель. Отец историка Г.В.Вернадского. Родился в Санкт-Петербурге. Детство будущего ученого прошло на Украине. Вернадский начал учиться в Харьковской гимназии, однако в 1876 семья вернулась в Санкт-Петербург, и учение было продолжено в Санкт-Петербургской гимназии, где в старших классах Вернадский увлекся естествознанием и чтением трудов А.фон Гумбольдта. Поступил на физико-математическое отделение Санкт-Петербургского университета, где его учителем стал основоположник почвоведения В.В.Докучаев. В 1885 защитил диссертацию на степень кандидата и по предложению Докучаева стал сотрудником минералогического кабинета при университете. В 1888 Вернадский был командирован в Европу, стажировался в Мюнхене у кристаллографа П.Грота и в Париже у Л.Ле Шателье в Парижской горной школе и Фердинанда Фуке в Коллеж де Франс. В Париже увлекся древнегреческой философией. В Москве читал лекции и занимался со студентами в качестве приват-доцента Московского университета с 1890 по 1898. Развивал теорию генезиса минералов, к этому же времени относится открытие каолинового ядра, основного радикала, входящего в большую часть алюмосиликатов. В 1891 защитил магистерскую диссертацию (О группе силлиманита и роли глинозема в силикатах). В следующем году вышел его Курс кристаллографии. Значительное место в университетском курсе по минералогии Вернадский отвел истории минералов и химии земной коры, роли кислорода, выделяемого живыми организмами. Много ездил по Центральной и Восточной Европе и России, проводя геологические изыскания. В 1897 защитил докторскую диссертацию по кристаллографии Явления скольжения кристаллического вещества. Был избран профессором Московского университета. В 1897 организовал сессию Международного геологического конгресса в Москве. Занимался количественными оценками распределения элементов в земной коре (опубликованными в выпусках Опытов описательной минералогии), развивал представление о природных изоморфных рядах, открывавшее путь к формулировке законов распределения. В начале века начал исследования по истории науки, уже в то время предчувствуя свою идею 1920-х годов о научной мысли как геологическом факторе. В 1905 был избран помощником ректора Московского университета, в 1906 – адъюнктом Санкт-Петербургской Академии наук, а в 1908 – экстраординарным академиком. В 1906 был заведующим Минералогическим музеем. Жил попеременно в Санкт-Петербурге и Москве. В декабре 1909 выступил на XII съезде естествоиспытателей и врачей с докладом Парагенезис химических элементов в земной коре, положившим начало науке геохимии, которая, в понимании Вернадского, должна была стать историей «земных атомов». Ученый призывал воспользоваться новым методом исследования истории химических элементов с применением явления радиоактивности, предположил существование генетической связи химических элементов. Продолжил разработку идей о влиянии живого органического мира на историю элементов, входящих в состав земной коры, пришел к выводу о вечности живого вещества как общем проявлении космоса, наподобие энергии и материи. Осознав значение радиоактивных веществ как источника энергии и, возможно, средства создания новых химических элементов, Вернадский активно принялся за практическую работу по картированию месторождений радиоактивных минералов и сбору образцов. В 1909 стараниями Вернадского была учреждена Радиевая комиссия. В следующем году в поисках месторождений радиоактивных веществ ученый побывал в Закавказье, Забайкалье, в Фергане, на Урале. В Санкт-Петербурге была организована первая геохимическая лаборатория, позже при ней было образовано специальное радиологическое отделение во главе с Л.С.Коловрат-Червинским. В декабре 1911 на Менделеевском съезде Вернадский сделал доклад О газовом обмене земной коры, в котором обосновал мысль об «организованности» планеты, об общем планетном механизме. 12 марта 1912 Вернадский был избран ординарным академиком Санкт-Петербургской Академии наук, в 1914 стал директором Геологического и Минералогического музея Академии наук в Санкт-Петербурге. В 1915 выступил в качестве учредителя и председателя Комиссии по изучению естественных производительных сил (КЕПС), созданной для координации развития горнорудной промышленности. Комиссия приступила к изданию Трудов, содержавших большой материал по сырьевым ресурсам России. «Геологически самое существенное отличие, внесенное в химическую работу живого вещества человеком, по сравнению с играющими столь важную роль в геологической истории микроорганизмами, – заметил Вернадский, – заключается в разнообразии химических изменений, вносимых человеком, в том, что он один коснулся в своей работе почти всех химических элементов и, вероятно, в конечном итоге коснется всех элементов». В 1917 Вернадский обдумывал план создания новой научной дисциплины – биогеохимии, специально занимающейся живым веществом как частью или функцией биосферы. Вернадский активно участвовал в общественной жизни России конца 19 – начала 20 в., входил в земское и конституционно-демократическое движения. В конце августа – начале сентября 1903 вместе с П.Б.Струве, Н.А.Бердяевым, С.Л.Франком, С.Н.Булгаковым, С.Н.Трубецким, П.И.Новгородцевым, И.И.Петрункевичем, Д.И.Шаховским, С.Ф.Ольденбургом и др. учредил «Союз Освобождения», идеи которого легли в основу образованной год спустя конституционно-демократической партии. Был членом Бюро земских съездов (во главе с Д.Н.Шиповым), одним из участников известного Санкт-Петербургского общеземского съезда 3–9 ноября 1904, активным участником движения за автономию университетов. На первом и втором съездах конституционно-демократической партии, был избран членом ее центрального комитета. В апреле 1906 был приглашен в Государственный совет от академической курии, в которую входили также и преподаватели университетов (вышел из Совета после роспуска Думы в июле 1906, вновь вошел в его состав в 1907). В 1907 вошел в редакцию кадетской газеты «Новь». В декабре 1910 оставил Московский университет в знак протеста против репрессивных мер, принятых властями после похорон Л.Н.Толстого, в которых участвовали студенты. Был исключен из членов Государственного совета. Возобновил деятельность в Совете в 1915. В феврале 1917 Совет был упразднен. Последним его актом стала телеграмма царю в Ставку с предложением отречься от престола, подписанная четырьмя членами Совета, в том числе Вернадским. После событий февраля 1917 Вернадский был назначен председателем ученого комитета Министерства земледелия и избран профессором Московского университета. В марте его включили в комиссию по реформе высших учебных заведений при Министерстве просвещения, а в августе он получил назначение на должность товарища министра народного просвещения. После публикации 17 ноября воззвания Временного правительства (к тому времени подпольного), в котором большевики были названы насильниками и под которым стояла подпись ученого, Вернадский вынужден был скрыться и уехал сначала в Москву, а затем в Полтаву. Характерна его запись того времени: «Правы большевики – идет борьба между капитализмом и социализмом. Лучше ли социализм капитализма? Что он может дать народным массам? Социализм неизбежно является врагом свободы, культуры, свободы духа, науки. Русская интеллигенция заражена маразмом социализма». В Киеве в 1918 при гетмане П.П.Скоропадском Вернадский занялся организацией Академии наук Украины, был избран ее президентом. Занимался также формированием академической библиотеки, пытаясь в начавшемся хаосе и калейдоскопической смене властей спасти ценные коллекции книг и рукописей. После прихода большевиков в феврале 1919 пытался наладить работу Академии. В июле уехал в Староселье на опытную станцию, вернулся в Киев с приходом Добровольческой армии, встречался с А.И.Деникиным по вопросу о финансовой поддержке академии. Уехал в Ростов, когда к городу подошла Красная Армия, в декабре перебрался в Крым. Был приглашен на должность профессора минералогии Таврического университета в Симферополе, в сентябре 1920 стал его ректором. Собирался эмигрировать в Великобританию, однако остался по настойчивой просьбе преподавателей университета. Встречался с П.Н.Врангелем, просил о содействии университету. Несмотря на скудость средств, пытался наладить минералогические и геохимические исследования. Одна из лекций Вернадского в университете носила характерное для всей будущей деятельности ученого название О роли человека, его сознания и воли для жизни природы. В январе 1921 с приходом в Крым большевиков Вернадский был уволен из университета. Благодаря наркому здравоохранения Н.А.Семашко (ученику Вернадского по Московскому университету) уже в феврале вместе с семьей Ольденбурга отдельным вагоном, прицепленным к санитарному поезду, был отправлен в Петроград. (Почти сразу после отъезда Вернадского и других ученых в Москву, а затем в Петроград в Крыму начался красный террор.) В Петрограде, в июле 1921, Вернадский был арестован ЧК и чуть не попал в черный список по «делу Таганцева». В скором времени освобожденный (благодаря заступничеству того же Семашко) из заключения, не дожидаясь новых неприятностей вместе с дочерью отправился на биостанцию близ Мурманска. Вернувшись в Санкт-Петербург осенью, занялся организацией совместно с В.Г.Хлопиным Радиевого института при наркомате просвещения. Весной 1922 прочитал ряд лекций по геохимии, в частности посвященных химическому составу живого вещества (лабораторные опыты по разложению различных видов животных и растений к элементарному химическому составу начали давать интересные результаты, свидетельствовавшие об особых свойствах выделяемых из организмов элементов и избирательном отношении организмов к изотопам). В Доме литераторов сделал доклад, в котором высказал мысль о безначальности космоса и жизни как его составной части. Приняв приглашение Парижского университета, в начале лета 1922 уехал вместе с женой и дочерью через Прагу (где осталась учиться дочь) в Париж. Читал лекции в Сорбонне в конце 1922 – 1924, выпустил на французском языке книгу Геохимия (на русском языке книга вышла в 1927 под названием Очерки геохимии). Работал в лаборатории М.Склодовской-Кюри. Получив грант от фонда Розенталя, подготовил отчет Живое вещество в биосфере и статью Автотрофность человечества. В последней ученый утверждал, что человечество должно овладеть непосредственным синтезом пищи из минеральных источников, минуя посредников (растения), и предсказывал появление автотрофных животных. Вернадский высказывал также мысль о том, что источником энергии для живого вещества может быть не только лучистая энергия Солнца, превращаемая живым веществом в химическую, но и атомная энергия, связанная с рассеянием химических элементов в земном веществе (т.е. атомов, не входящих в соединения, в частности радиоактивных элементов, йода, благородных газов и др.). (В 1937 на XVII Международном геологическом конгрессе высказал предположение, что все химические элементы находятся в состоянии радиоактивного распада, «не обнаруживаемого современными методами».) В марте 1926 вернулся в Ленинград по настоянию своего ученика А.Е.Ферсмана и президента Академии наук С.Ф.Ольденбурга, побуждаемый чувством вины за произошедшее и мыслью о своем долге «перекинуть мост между старой русской культурой и пореволюционной». Вернадский был убежден в скором крахе советской власти, как и многие другие пошедшие на компромисс с советской властью ученые, но считал своей обязанностью сохранить то, что еще оставалось от русской науки и культуры после большевистского погрома. Опираясь на Ольденбурга, в Санкт-Петербурге Вернадский выступил с инициативой восстановления Комиссии по истории знаний, вновь стал директором Радиевого института и главой КЕПС. При КЕПСе им был организован Отдел живого вещества, а затем Биогеохимическая лаборатория (БИОГЕЛ) (1928). В конце 1926 вышел в свет труд ученого Биосфера (в следующем году изданный во Франции), где изложены мысли о живом веществе как не только части механизма Земли, но и всего космического устройства. В феврале 1928 в докладе перед Ленинградским обществом естествоиспытателей Эволюция видов и живое вещество высказал мысль о корреляции биогенной миграции атомов в биосфере с процессом эволюции видов. Предположил, что элементарный химический состав организма, в частности концентрация радия, может быть видовым признаком. К этому же времени относятся мысли Вернадского о диссимметрии в строении живого вещества, отличающей его от косной материи. С 1927 Вернадский часто выезжал за границу, в Германию, Чехословакию, Францию, Нидерланды и другие страны, читая лекции и работая в научных центрах. В 1928 в Париже встречался с Э.Леруа и П.Тейяром де Шарденом. Начиная с 1930 выезды за границу требовали преодоления все больших препятствий, однако были необходимы, поскольку именно «кочевой» образ жизни помогал выжить. Последний раз Вернадский выехал за границу в 1936. Надежды на крах большевиков постепенно угасали, Академия подверглась чистке и советизации. Шаг за шагом «старая русская культура» замещалась новым варварством. Однако Вернадский не пытался уехать за рубеж и продолжал научную работу, которая, согласно его взглядам, одна могла спасти Россию. В 1931 вышла брошюра Вернадского Проблема времени в современной науке. В 1934 Вернадский переехал в Москву в связи с переездом Академии наук из Ленинграда в столицу, в том же году из печати вышел его труд История природных вод. В 1936 Вернадский принял идею Э.Леруа о ноосфере как продолжении, новом состоянии биосферы, новой эпохе, которая должна наступить в истории Земли и всего космоса. «Человечество, взятое в целом, – писал Вернадский в 1944, – становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера… [Человек] может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше». В 1940 вышли в свет Биогеохимические очерки (работа Научная мысль как планетное явление была положена в стол и вышла в свет с купюрами только в 1977). В конце 1930-х годов Вернадский возглавлял Комитет по метеоритам и космической пыли, Комиссию по изотопам, участвовал в работе Международного комитета по геологическому времени и др. В июне 1940 инициировал создание Комиссии по урану и тем самым фактически положил начало ядерному проекту в СССР. После начала войны уже в июле 1941 началась эвакуация Академии наук, Вернадский с семьей и своими коллегами-академиками выехал в Казахстан в Боровое Акмолинской области и вернулся в Москву только в конце августа 1943. В 1944 вышло в свет последнее произведение ученого Несколько слов о ноосфере. Умер в Москве 6 января 1945 года. Начиная с 1920-х годов научная деятельность Вернадского порой встречала непонимание и недоумение среди коллег, в том числе и за рубежом, а его идею живого вещества многие считали не относящейся к науке фантазией. Этому способствовали и трудности, с которыми он встречался при публикации своих трудов в СССР. Сам Вернадский считал, что виной всему философские установки, выработанные европейской культурой, в Индии же, говорил он, его идеи расценили бы как само собой разумеющиеся. В полном объеме работы ученого не публиковались вплоть до 1990-х годов.

Александр Аркадьевич Кауфман (586x699, 100 Kb)
1864
Александр Аркадьевич Кауфман
русский экономист и статистик, один из организаторов и лидеров партии кадетов. Родился в Берлине. Окончил Санкт-Петербургский университет (1885). В 1887–1906 он работал в Министерстве земледелия и государственных имуществ, занимался исследованием крестьянского землепользования в Сибири, собрал богатый материал по экономике крестьянских хозяйств в Сибири. Среди его работ – "Экономический быт государственных крестьян и оседлых инородцев Туринского округа Тобольской губернии". Александр Кауфман был и одним из основателей Партии народной свободы (конституционно-демократической), а также автором аграрной программы этой партии и одного из неудавшихся проектов аграрной реформы (1906). Используя некоторые статистические работы Кауфмана, В.И.Ленин в то же время резко критиковал его за проповедь классового мира между крестьянами и помещиками (Полное собрание сочинений, 5 издание, том 16, страницы 224, 226, 227). После Октябрьской социалистической революции Кауфман принимал участие в работе центральных статистических учреждений. Умер 18 мая 1919 года. Сочинения: Крестьянская община в Сибири, Санкт-Петербург, 1897; Переселение и колонизация, Санкт-Петербург, 1905; Формы хозяйства в их историческом развитии. Москва, 1910; Статистика. Ее приемы и ее значение для общественных наук, (Москва, 1911): Аграрный вопрос в России, Москва, 1918.

rivers (568x700, 140Kb)
1864
Уильям Гальс Риверс Риверс (William Halse Rivers Rivers)
английский этнограф, член Лондонского королевского общества (1908). Родился в Лутоне, графство Кент. Доктор Королевского медицинский колледжа (1888). Клинический ассистент Бетлемского Королевского госпиталя (1892). Преподаватель экспериментальной психологии Лондонского университетского колледжа (1892). Преподаватель-ассистент по душевным болезням, госпиталь Гайз (1893). Преподаватель физиологии органов чувств, Кембридж (1893). Почетный магистр, преподаватель психофизиологии и экспериментальной психологии, Кембридж (1897). Стипендиат Колледжа Святого Иоанна, Кембридж (1902). Изучал островитян пролива Торреса (1898), тода в Южной Индии (1901-1902), меланезийцев (1908). Сделал существенный вклад в изучение отношений родства в доклассовом обществе. В ранних работах — эволюционист, но позже (1914) перешел на позиции диффузианизма; объяснял особенности социального строя и культуры народов Океании как результат взаимодействия ряда последовательных миграционных волн. Умер в Кембридже 4 июня 1922 года. Сочинения: The Todas, L. — N.Y., 1906; The history of Melanesian society, v. 1—2, Camb., 1914; Social organisation, 3 ed., L. — N.Y., 1932.

Алексей_Николаевич_Харузин (514x700, 145Kb)
1864
Алексей Николаевич Харузин
русский этнограф и антрополог, государственный деятель. Подвергся репрессиям начиная с 1927 года, а после повторного заключения умер от сердечного приступа. Происходил из богатого купеческого рода. В 1873—1883 годах учился в Ревельской гимназии. Окончил физико-математический факультет Московского университета (1889). По поручению Императорского общества любителей естествознания предпринимал ряд поездок: в 1885 году — в Закавказье; в 1886 году — в Крым и на Эгейское море; в 1887 и 1888 годах — в киргизскую Букеевскую степь; в 1889 году — в Крым и в 1891 году — на Кавказ. По поручению Императорского русского географического общества посетил в 1899 году Боснию и Герцеговину. В 1889—1891 гг. в качестве секретаря антропологического отдела Императорского общества любителей естествознания редактировал «Дневник Антропологического Отдела». В 1891 году назначен в Ревель чиновником особых поручений при эстляндском губернаторе, затем был секретарем бывшей крестьянской комиссии, секретарем губернского статистического комитета и секретарем губернского по крестьянским делам присутствия. Редактировал «Временник Эстляндской губернии». В 1895 году перешел в государственную канцелярию. В 1902 году назначен управляющим канцелярией виленского генерал-губернатора. В 1904—1908 годах губернатор Бессарабии. Затем — директор Департамента духовных дел иностранных исповеданий. В 1911 году — товарищ министра внутренних дел. После революции 1917 года работал в Тверской губернии на Шатиловской опытной сельскохозяйственной станции, одним из организаторов которой он сам и был. В 1924 году возвратился в Москву, где устроился на работу в Сельскохозяйственный политехникум автором-преподавателем в садово-огородное отделение. В 1927 году арестован ГПУ. Через некоторое время без предъявления обвинений отпущен. Работал консультантом в Сельхозгизе в Москве. 21 февраля 1931 года вторично арестован вместе с сыном Всеволодом по обвинению в антисоветской агитации. 3 апреля 1932 года постановлением Особого совещания при коллегии ОГПУ осуждён по статье 58-10 УК РСФСР к высылке на 3 года. Умер в больнице при Бутырском изоляторе от сердечной недостаточности 8 мая 1932 года. М.М.Керимова и О.Б.Наумова пишут, что : «Жена А.Н.Харузина во время его ареста представляла в ОГПУ документы, свидетельствующие, что он «строжайшими мерами не допустил еврейского погрома» во время своего губернаторства. Всеволод Харузин, мужественно защищавший своего отца на суде, сказал, что он гордится им, что все обвинения против отца специально подтасованы, что он был научным работником по призванию и занимался только наукой до последнего дня перед арестом.» После этого сына А.Н.Харузина, В.А.Харузина, признали «закоренелым контрреволюционером» и приговорили к 10 годам заключения в лагерях, где он и скончался в 1937 году. В честь А.Н.Харузина в бессарабском городе Бендеры в 1908 году была переименована центральная улица, бывшая Андреевская. Название Харузинская улица сохранялось до 1918 года, ныне это улица Ленина. Сын Алексея Харузина, сотрудник отдела пропаганды при русском посольстве в Константинополе поручик Мстислав Харузин, в 1920 году в Константинополе совершил убийство одного из лидеров Белого движения на Юге России, бывшего заместителя Главнокомандующего Вооружеными силами Юга России генерал-лейтенанта Ивана Романовского. Труды: «Степные очерки» (Москва, 1888);«Киргизы Букеевской Орды» (Москва, 1889 и 1891); «Курганы Букеевской степи» (Москва, 1890); «Древние могилы Гурзуфа и Гугуша на Южном берегу Крыма» (Москва, 1890); «Тайны Южного берега Крыма» (Москва, 1891); «По поводу брошюры о студенческой жизни в Дерпте» (Москва, 1891); «К вопросу о корпоративном строе студентов в Дерпте» (Ревель, 1893); «К антропологии населения Эстляндской губернии» (Ревель, 1894);
«Крестьянское землевладение в Эстляндской губернии» (тома I и II, Ревель, 1895; удостоено золотой медали Академии наук); «Босния-Герцеговина» (Санкт-Петербург, 1901); «Австрийская Крайна» (Санкт-Петербург, 1902); «Славянское жилище в Северо-Западном крае» (Вильна., 1907). Литература: Токарев С.А. История русской этнографии. Москва: Наука, 1966; Пименов В.В. Основы этнологии: Учебное пособие. Москва, МГУ 2007; Керимова М.М. Алексей Николаевич Харузин // Вопросы истории. 2012. № 7. Страницы 30—43.

 (514x699, 54Kb)
1866
Павел Иванович Новгородцев
русский правовед, философ, общественный деятель. Родился в Бахмуте. Окончил юридический факультет Московского университета. В 1897 защитил магистерскую, а в 1903 – докторскую диссертацию (Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве). С 1896 приват-доцент, а затем профессор Московского университета. Состоял в партии кадетов, был депутатом Первой Государственной думы. Под его редакцией в 1902 увидел свет сборник Проблемы идеализма, который можно считать своеобразным метафизическим манифестом. В статье сборника Нравственный идеализм в философии права Новгородцев, критикуя исторический релятивизм в понимании права, отстаивал тезис о метафизическо-нравственных основаниях «естественного права» и утверждал необходимость «признания абсолютных начал». В своей мировоззренческой эволюции ученый-юрист испытал влияние кантианства и нравственно-правовых идей Вл.С.Соловьева. Определению роли метафизических принципов в истории правовых отношений, фундаментальной связи права и нравственности, права и религии были посвящены основные труды Новгородцева – его докторская диссертация Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве (1903), работы Кризис современного правосознания (1909), Об общественном идеале (1917) и др. Новгородцев последовательно развивал понимание метафизической природы личности, настаивая на том, что «проблема личности коренится не в культуре или общественных проявлениях личности, а в глубине ее собственного сознания, в ее морали и религиозных потребностях». В работе Об общественном идеале Новгородцев подверг радикальной философской критике различные типы утопического сознания. С его точки зрения, именно признание необходимости «абсолютного общественного идеала», не сводимого ни к какой социально-исторической эпохе, «ступени», «формации» и пр., позволяет избежать утопического соблазна, попыток практического осуществления мифологем и идеологем «земного рая». «Нельзя в достаточной мере настаивать на важности тех философских положений, которые вытекают из основного определения абсолютного идеала... Лишь в свете высших идеальных начал временные потребности получают оправдание. Но с другой стороны, именно в виду этой связи с абсолютным каждая временная и относительная ступень имеет свою ценность... Требовать от этих относительных форм безусловного совершенства значит искажать природу и абсолютного, и относительного и смешивать их между собою». В 1918 Новгородцев участвует в сборнике Из глубины. В 1920 году вернулся в Крым, занятый войсками барона Врангеля. В эмиграции в 1921—1922 гг. читал лекции в Ахенской технической школе. Основатель и декан Русского юридического института (факультета) в Пражском университете. Был женат на Лидии Антоновне Будилович, дочери филолога Антона Семёновича Будиловича. Основал в Праге Русский юридический институт, был его деканом до конца жизни. Поздние сочинения Новгородцева (О путях и задачах русской интеллигенции, Существо русского православного сознания, Восстановление святынь и др.) свидетельствуют о том, что его духовные интересы в конце жизни были сосредоточены на проблемах религии и метафизики. Умер в Праге 23 апреля 1924 года. Основные труды: Восстановление святынь.//Путь. - 1926. - №4. - Страницы 54-71; Введение в философию права: Кризис современного правосознания / Российская Академия Наук. Институт государства и права. — Москва: Наука, 1997. — 269 страниц; Об общественном идеале. — Москва: УРСС, 1991. — 640 страниц. Литература: Государственная дума Российской империи, 1906—1917 : Энциклопедия. — Москва : Российская политическая энциклопедия, 2008. — Страницы 415—416. ISBN 978-5-8243-1031-3; Ильин И.А. Памяти П.И.Новгородцева // Русская мысль. — Прага—Париж: 1923—1924. — № 9—12. — Страницы 369—374; Незабытые могилы: Российское зарубежье: некрологи 1917—1999 в 6 томах / Составитель В.Н.Чуваков. Москва, 2004. Том 5. Страница 147. ISBN 5-7510-0298-9; Поляков А.В. Ю.Я.Баскин, Д.А.Баскин. Павел Иванович Новгородцев (Из истории русского либерализма). Санкт-Петербург, 1997. 96 страниц:[Рецензия] /А.В.Поляков. // Правоведение. — 1998. — № 4. — Страницы 205—207.

LEPESHINSKII_Pantelei_Nikolaevich_2 (516x700, 346Kb)
1868
Пантелей Николаевич Лепешинский
деятель российского революционного движения, доктор исторических наук, литератор-публицист. Член Коммунистической партии с 1898. Родился в селе Студенец, ныне Костюковичского района Могилевской области, в семье священника. В 1886, будучи студентом Санкт-Петербургского университета, вошел в народовольческий кружок. В 1890 исключен из университета и выслан из Санкт-Петербурга (позднее сдал экстерном экзамены в Киевском университете). В 1892 в Севастополе продолжал революционную деятельность. В 1894 в Санкт-Петербурге вступил в марксистский кружок. В декабре 1895 арестован, в феврале 1897 выслан на 3 года в Енисейскую губернию, встречался с В.И.Лениным. В августе 1899 в числе 17 ссыльных подписал "Протест российских социал-демократов" против "экономистов". С 1900 агент "Искры" в Пскове. Член Организационного комитета по созыву 2-го съезда РСДРП. В ноябре 1902 арестован и вновь выслан в Енисейскую губернию. В конце 1903 бежал за границу. В Женеве примкнул к большевикам, был секретарем Совета партии, один из создателей библиотеки и архива ЦК РСДРП. Участвовал в подготовке 3-го съезда РСДРП (1905), вел партийную работу в Екатеринославе (ныне Днепропетровск), Санкт-Петербурге. С 1912 работал в статистическом бюро при Московской городской управе. Во время Октябрьской революции 1917 находился в Орше, руководил оршанской партийной организацией. С 1918 работал в Наркомпросе, один из создателей и руководителей Истпарта (1921—1924). С 1925 председатель ЦК Международной организации помощи борцам революции (МОПР), с 1927 директор Исторического музея. В 1935—1936 директор Музея Революции в Москве. Делегат 14—17-го съездов партии. С 1931 персональный пенсионер. Автор ряда работ по истории партии, педагогике, коммунистическому воспитанию. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Умер в Москве 29 сентября 1944 года. Литература: У истоков партии, 2-е издание, Москва, 1969, страницы 250—263; Булацкий Г.В., Ленинской гвардии солдат, 2-е издание, Минск, 1970.

1871
Александр Эдуардович Шмидт
российский арабист и исламовед, член-корреспондент Академии Наук СССР (1925). В 1894 г. окончил факультет восточных языков Санкт-Петербургского университета и свыше 20 лет преподавал в нём арабскую словесность (с 1917 г. - профессор.). В 1920-1924 гг. - ректор Туркестанского восточного института в Ташкенте, с 1924 г., после преобразования института в восточный факультет Ташкентского университета - декан этого факультета. Основные труды по истории ислама.

1873
Богумил Немец (Nmec)
чешский ботаник, академик Чешской Академии Наук (1918; с 1952 г. - Чехословацкой Академии Наук). Родился в Прасске, близ города Нови-Биджов. Окончил Пражский университет (1895) и преподавал там же (с 1903 г. - профессор). В 1901 г. создал при университете Институт анатомии и физиологии растений, директором которого был до 1938 г. Один из основоположников экспериментальной цитологии. Работы по влиянию различных факторов на клеточное деление, по полиплоидии, оплодотворению у растений, физиологии роста и раздражимости, тропизмам, роли микроэлементов, регенерации, а также по микологии и фитопатологии, истории ботаники. Почётный член сельскохозяйственной Академии Наук в Стокгольме, Линнеевского общества в Лондоне. Умер в Праге 7 апреля 1966 года. Литература: Пилат А., Богумил Немец, "Ботанический журнал", 1967, том 52, № 3 (имеется список работ).

1875
Василий Родионович Петров
русский советский певец (бас), народный артист Республики (1933). Родился в селе Алексеевка, ныне Харьковской области. В 1902 окончил Московскую консерваторию по классу пения А.И.Барцала. В 1902-1937 солист Большого театра. Петров обладал гибким выразительным голосом широкого диапазона, сочетавшим мягкость и красоту звучания с мощью и редкой для баса колоратурной техникой. Лучшие партии: Сусанин, Руслан ("Иван Сусанин", "Руслан и Людмила" Глинки), Досифей ("Хованщина" Мусоргского), Мельник ("Русалка" Даргомыжского), Мефистофель ("Фауст" Гуно). Выступал как концертный певец. Гастролировал за рубежом. В 1925-1929 был вокальным руководителем Оперного театра имени Станиславского, в 1935-1937 - Оперной студии Большого театра. В последние годы жизни вел педагогическую работу в Музыкальном техникуме имени Глазунова (Москва). Умер в Москве 4 мая 1937 года. Литература: Василий Родионович Петров. Сборник статей и материалов, Москва, 1953.

1876
Сергей Сергеевич Анисимов
старый революционер, адвокат. Родился в городе Фатеж Курской губернии в семье судебного следователя. Он был адвокатом и сотрудничал с Партией социалистов-революционеров: в 1905–1912 выступал защитником более чем в ста политических процессах. 1906–1908 провел в ссылке в Тобольской губернии, издавал в Тюмени газету "Сибирский голос". После революции работал в научно-исследовательской секции Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев. Являлся членом Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев и Географического общества Академии Наук СССР. Автор серии воспоминаний, в том числе "Бунт в Тобольской каторжной тюрьме". Умер в Гагре 28 октября 1948 года.

1876
Василий Петрович Ворносков
мастер абрамцево-кудринской резьбы по дереву. В 1887-90 обучался в мастерской Е.Д.Поленовой в Абрамцеве. С 1892 работал самостоятельно по заказам. Свои бытовые и декоративные изделия покрывал резьбой, в которой крупный, сочный растительный узор сочетался с изображениями людей и животных. Ворносков создавал и образцы резного архитектурного декора (портал "Охрана границ СССР", совместно с сыновьями, 1937, Загорский историко-художественный музей-заповедник). Оставил школу последователей, в числе которых его сыновья.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку