-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 111915
Комментариев: 6804
Написано: 120390


21 февраля родились...

Четверг, 21 Февраля 2013 г. 07:43 + в цитатник
Gemier (498x700, 262Kb)
1869
Фирмен Жемье (Firmin Gйmier; настоящая фамилия — Тоннер; Tonnerre)
французский актёр, режиссёр и театральный деятель. Родился в Обервилье, близ Парижа, в семье трактирщика. Учился в частной драматической студии. В 1888 начал сценическую деятельность. С 1892 был актёром различных театров Парижа. В 1904 выступал в Михайловском театре в Санкт-Петербурге. В 1906—1921 возглавлял Театр Антуана, в 1920—1933 — созданный им Национальный народный театр (ТНП). Значительное влияние на формирование эстетических взглядов Жемье оказала работа под руководством А.Антуана. Жемье считал общественным назначением театрального искусства служение народу, боролся против рутины; он искал новые формы театральных представлений, стремился сочетать яркую театральность с жизненной правдой, особое внимание уделял искусству актёра, ставил идейно-значительные произведения современной драматургии и мировой классики. Среди лучших ролей Жемье — Убю («Король Убю» Жарри), Шейлок («Венецианский купец» Шекспира), Филипп Бридо («Хищница» Фабра, по Бальзаку). Жемье обладал виртуозной сценической техникой, был великолепным мастером грима. С 1908 снимался в кино, ставил фильмы. Занимался общественной деятельностью. Умер в Париже 26 ноября 1933 года. Сочинения: Театр. Беседы, собранные П.Гзеллем, перевод с французского, Москва, 1958. Литература: Blanchart P., Firmin Gйmier, P., [1954].

1872
Николай Михайлович Чернавский
русский историк-краевед, организатор архивного дела и первый директор Челябинского губернского архива (1921-1926). Участник создания Челябинского краеведческого музея. Автор работ по истории Челябинска, Оренбургского края, труда "Оренбургская епархия в прошлом и настоящем"

1873
Юджин Хайле
американский композитор.

 (520x699, 40Kb)
1874
Дмитрий Иосифович Гулиа
абхазский советский писатель, народный поэт Абхазии (1937). Член КПСС с 1955. Родился в бедной крестьянской семье. Учился в учительской семинарии в Гори. Был учителем. В 1892 вместе с К.Д.Мачавариани составил абхазскую азбуку. В первом сборнике стихов (1912) поэт выражал ненависть абхазского народа к угнетателям, его мечты о светлом будущем. В 1921 организовал и возглавил первую абхазскую театральную труппу. Был редактором первой абхазской газеты "Апсны" ("Абхазия"). Многообразное творчество Гулиа достигло расцвета в советское время. Вдохновенные строки посвятил он Коммунистической партии, В.И.Ленину. Лирика Гулиа проникнута пафосом созидания социалистического общества, дружбы и единства советских народов (поэмы "Песнь об Абхазии", 1940, "Осень в селе", 1946, и др.). Гулиа написал первую абхазскую новеллу "Под чужим небом" (1919). В романе "Камачич" (1940) показаны жизнь угнетённых абхазцев при царизме, безрадостная судьба женщины. Роль Гулиа в развитии абхазской культуры очень велика. Ему принадлежат труды по языку, истории, этнографии абхазцев, хрестоматии и учебники. Депутат Верховного Совета СССР 4-5-го созывов. Награжден орденом Ленина. Скончался 7 апреля 1960 года. Могила Гулиа находится в центре Сухуми.

1875
Вячеслав Рафаилович Заленский
российский ботаник. Родился в Чебоксарах. Окончил Казанский университет (1897), профессор (с 1916) и ректор (с 1918) Саратовского сельскохозяйственного института, одновременно заведующий отделом прикладной ботаники Саратовской сельскохозяйственной станции. Обосновал применение количественного метода в анатомии растений; был одним из тюнеров исследований в области экологической физиологии растений. Автор учебников для средней и высшей школы. Умер в Саратове 4 июля 1923 года.

1875
Жанна Луиза Кальмен
француженка, старейшая жительница планеты на момент своей смерти (122 года)(зарегистрированный мировой рекорд долголетия). Женщина была в уме и твердой памяти, помнила по именам всех своих умерших и здравствующих родственников, издала книгу мемуаров под названием "Дни памятные", в которой подробно рассказала о Париже дней Второй Мировой. И все же мемуары Кальман не снискали славу исторической публицистики, в народе книгу назвали "Сборником анекдотов про генерала Де Голля."

1875
Борис Михайлович Снигирев (по сцене - Борис Михайлович Снежин)
российский актер. Окончив Музыкально-драматическое училище при Филармоническом обществе (класс Вл.И.Немировича-Данченко), в 1898 г. был принят в первый состав МХТ. Играл преимущественно эпизодические роли: 3-й посадский и Шут («Царь Федор Иоаннович» и «Смерть Иоанна Грозного» А.К.Толстого), Повар и Офицер («Чайка» и «Три сестры» А.П.Чехова); дублировал А.Р.Артема в роли Телегина («Дядя Ваня» Чехова). С 1902 г. в Труппе русских драматических артистов под управлением В.Э.Мейерхольда и А.С.Кошеверова, затем в Товариществе новой драмы, где играл под своей настоящей фамилией. Роли: Бубнов, Перчихин («На дне», «Мещане» М.Горького), Вася («Таланты и поклонники» А.Н.Островского), Телегин, Чебутыкин, Епиходов («Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» Чехова), Леший («Потонувший колокол» Г.Гауптмана) и др. После долгих лет работы в провинции вернулся в Москву: в 4-ую Студию МХАТ и Реалистический театр (1922-1928). Одновременно учился в Археологическом институте и работал в различных архивах (1928-1930). В 1932 г. по распоряжению К.С.Станиславского был принят в штат сотрудников Музея МХАТ, где проработал до конца жизни.

1875
Леонард (Леонид) Викторович Туржанский
советский живописец-пейзажист. Родился в Екатеринбурге. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1898-1909) у В. Н. Бакшеева, В. А. Серова и К. А. Коровина. В 1911-1912 член Товарищества передвижных художественных выставок (см. Передвижники; экспонент с 1904). Один из типичных представителей Союза русских художников (член с 1912). Член АХРР (с 1924). Испытав влияние своих учителей, а также И. И. Левитана и позднего импрессионизма, Т. выработал несколько декоративную, тонкую по колориту, пастозную манеру письма, обращаясь преимущественно к скромным лирическим мотивам северной и уральской природы (главным образом деревенский пейзаж). Произведения: "Север. Тихий вечер" (1905), "Чайки. Кама" (1909), "Ранней весной" (1917), "Перед грозой" (1923), "Весна" (1926) - все в Третьяковской галерее.Умер в Москве 31 марта 1945 года. Литература: Глобачева С., Л.В.Туржанский, Ленинград, 1960.

1876
Константин Брынкуши
румынский скульптор. Один из родоначальников абстракционизма в европейской скульптуре. Реалистические портреты, пластически обобщенные символические образы (серия "Птица в пространстве", с 1910). В мемориальном комплексе в городе Тыргу-Жиу (1937-38) стремился к современному истолкованию традиций румынского народного искусства.

 (558x699, 157Kb)
1876
Петр Петрович Кончаловский
советский живописец, народный художник РСФСР (1946), действительный член Академии художеств СССР (1947). Родился в Славянске, ныне Донецкой области Украины. Учился в академии Жюлиана в Париже (1897-1898) и в Санкт-Петербургской Академии художеств (1898- 1907). Жил в Москве. Один из основателей объединения "Бубновый валет". Преподавал в московских Свободных художественных мастерских (1918-1921) и Вхутеине (1926-1929). В своих ранних произведениях Кончаловский стремился соединить конструктивность цвета П.Сезанна со стихийной праздничностью красок, родственной русскому народному искусству; формальные поиски сочетаются в них с полнокровным, оптимистическим восприятием мира (портрет Г.Б.Якулова, 1910, "Сухие краски", 1912, "Агава", 1916,- все в Третьяковской галерее; "Семейный портрет", т. н. сиенский, 1912, "Верстак", 1917,- оба в собрании семьи Кончаловского). После Октябрьской революции Кончаловский перешёл от принципов живописи "Бубнового валета" к более непосредственно-реалистической манере, став одним из ведущих мастеров советской живописи; основной темой полотен Кончаловского становится поэтическое утверждение радости, счастья жизни. Натюрморты Кончаловского полны упоением чувственной красотой мира, богатством его красок ("Листья табака", 1929, собрание семьи Кончаловского; "Сирень", 1933, "Хлеб, ветчина и вино", 1948,- оба в Третьяковской галерее). Среди портретов Кончаловского одни покоряют своей жизнерадостностью (портрет О.В.Кончаловской, 1925, Третьяковская галерея; "А.Н.Толстой в гостях у художника", 1941), другие связаны с острыми психологическими задачами, с напряжёнными, порой драматическими переживаниями и размышлениями (портрет В.Э.Мейерхольда, 1938, "Автопортрет", 1943, - оба в Третьяковской галерее). Национальная характерность искусства Кончаловского особенно ощущается в его пейзажах "Новгородской серии" (2-я пол. 1920-х гг.) и в жанровых картинах ("Возвращение с ярмарки", 1926, Русский музей, Ленинград; "Полотёр", 1946, Третьяковская галерея). Кончаловский был также мастером театральной декорации, оставил большое графическое наследие. Лауреат Сталинской премии (1943). Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Скончался в Москве 2 февраля 1956 года. Литервтра: Кончаловский. Художественное наследие. Вступительная статья А.Д.Чегодаева, Москва, 1964; Нейман М.Л., П.П.Кончаловский, Москва, 1967; Выставка произведений П.П.Кончаловского. 1876—1956. Каталог, Москва, 1968.

1877
Феликс Пайва
парагвайский государственный и политический деятель, президент Парагвая (1921-1921; 1937-1939).

1880
Михаил Францевич Ленин (настоящая фамилия - Игнатюк)
российский актер, народный артист РСФСР (1937). В 1902 г. окончил Московское театральное училище по классу А.П.Ленского и поступил в Малый театр. Темперамент и выигрышная сценическая внешность (высокий рост, гибкая фигура, звучный голос) способствовали его успеху в ролях Кречинского («Свадьба Кречинского» А.В.Сухово-Кобылина), графа Альмавивы («Женитьба Фигаро» П.Бомарше), Паратова («Бесприданница» А.Н.Островского), графа Лейстера («Мария Стюарт» Ф.Шиллера), Чацкого («Горе от ума» А.С.Грибоедова), Петруччио («Укрощение строптивой» У.Шекспира), Болингброка («Стакан воды» Э.Скриба) и др. В 1919-1920 гг. в Показательном театре. В 1921-1923 гг. в Театре бывший Корш: Филипп II - «Дон Карлос» Шиллера. В 1923 г. вернулся в Малый театр, работал в нем до конца жизни. Роли: Юлий Цезарь («Юлий Цезарь» Шекспира), Веррино и Фиеско («Заговор Фиеско» Шиллера), Борис Годунов («Борис Годунов» А.С.Пушкина), Богдан Хмельницкий («Богдан Хмельницкий» А.Е.Корнейчука), Фамусов («Горе от ума»), Несчастливцев, Беркутов («Лес», «Волки и овцы» Островского) и др. Автор мемуаров «Пятьдесят лет в театре» (1957).

1881
Марк Бегнер
французский священник, религиозный общественный деятель, президент Французской протестантской федерации, автор многочисленных публикаций по проблемам религий в мире. Скончался 18 декабря 1970 года.

1881
Кеннет Дж Олфорд (настоящее имя - Фредерик Джозеф Риккетс)
Британский композитор и дирижер духового оркестра

1882
Яков Федорович Дубровинский (партийный псевдоним Аркадий, Вадим, Виталий)
русский революционный деятель с 1899 г., командир красногвардейского отряда. Родился в селе Покровско-Липовцы, ныне Малоархангельского района Орловской губернии в семье купца-арендатора. Брат И.Ф.Дубровинского. Участник Революции 1905-1907 гг. (Москва, Одесса). Будучи студентом Пермского горного училища, в 1899 вступил в РСДРП и вел подпольную партийную работу. В 1902 был арестован и в 1903 сослан в Архангельскую губернию, откуда бежал. В 1905 работал в Московской партийной организации, активно участвовал в Декабрьском вооруженном восстании. В 1906 член социал-демократического комитета и военной организации РСДРП в Одессе; был вновь арестован и в 1907 сослан в Сибирь. По пути бежал с этапа и жил нелегально в Красноярске, с 1908 член Красноярского комитета РСДРП. Весной 1916 вновь подвергался аресту. Его брат Иосиф покончил с собой в Енисейской ссылке. После Февральской революции 1917 председатель Красноярского совета, член Красноярского комитета РСДРП(б). Был членом Среднесибирского райбюро ЦК РСДРП(б). В дни контрреволюционного Чехословацкого мятежа возглавил отряд на станции Клюквенная. Был арестован чехословацкими контрреволюционерами, заключен в Красноярскую тюрьму и расстрелян 24 октября 1918 года.

1882
Миколас Слежявичюс
литовский политический деятель. Окончил юридический факультет Новороссийского университета в Одессе (1907). С 1907 г. член литовской демократической партии. В 1907-1913 гг. редактор ряда периодических изданий. В 1915 г. с оккупацией Литвы германскими войсками эвакуировался в Россию. С 1917 г. член партии ляудининков - демократов. После возвращения на родину с декабря 1918 по март 1919 гг. и с апреля по октябрь 1919 г. премьер-министр Литвы; один из организаторов борьбы литовской контрреволюции против Советской власти, установленной на большей части территории Литвы; содействовал подавлению революционного движения и укреплению диктатуры литовской буржуазии. В 1926 г. вновь премьер-министр, министр иностранных дел и юстиции; подписал договор о взаимном ненападении и нейтралитете между Литвой и СССР. В 1922-1936 гг. председатель партии ляудининков; придерживался политики сотрудничества с фашистским правительством А.Сметоны.

1883
Никифор Ефремович Вилонов (партийный псевдоним - Михаил Заводской)
деятель революционного движения в России. Родился в Моршанске, в семье рабочего. Член РСДРП с 1902. Вёл партийную работу в Киеве, Екатеринославе, Казани, Самаре, Екатеринбурге, Москве. В ноябре - декабре 1905 был председателем Самарского совета. Неоднократно подвергался тюремному заключению и ссылкам. В 1908, больной туберкулёзом, уехал за границу; участвовал в создании Каприйской школы. В конце 1909 порвал с её преподавателями и слушателями, организовавшими антипартийную группу "Вперёд", и уехал в Париж к В.И.Ленину. Умер в Давосе (Швейцария) 1 мая 1910 года.

1884
Ханс Буш
немецкий физик, основоположник электронной оптики. Открыл (1926) фокусирующее действие магнитного поля на заряженные частицы и разработал магнитную электронную линзу.

 (501x699, 71Kb)
1885
Саша Гитри (Guitry; настоящее имя - Александр Жорж Гитри)
французский актёр, писатель, драматург. Родился в Санкт-Петербурге (Россия). Сын Л.Гитри. Литературную деятельность начал пьесой "Паж" в 1901 (театр "Ренессанс", Париж). Один из ведущих представителей т н. "бульварной драматургии". Гитри написал около 120 пьес, вошедших в репертуар французских буржуазных театров. Пьесы Гитри отличаются остроумным, несколько циничным, пересыпанным парадоксами диалогом, поверхностным, но занимательным действием. Большинство его пьес - "У Зоаков" (1906, "Театр Антуана"), "Скандал в Монте-Карло" (1908, театр "Жимназ"), "Ночной сторож" (1911, "Театр Мишель"), "Ревность" (1915, театр "Буфф-Паризьен"), "Муж, жена и любовник" (1919, театр "Водевиль"), "Я люблю тебя" (1919, "Театр Эдуарда VII") и многих других- строится на адюльтерных сюжетах, пикантных ситуациях, забавных нелепостях. Гитри написал ряд биографических пьес ("драматических биографий") - "Жан Лафонтен" (1916, "Буфф-Паризьен"), "Дебюро" (1918, "Водевиль"), "Пастер) (1919, "Водевиль"), "Беранже" (1920, "Порт-Сен-Мартен"), "Моцарт" (1925, "Театр Эдуарда VII"), умело используя историч. материал для создания не глубокого, но эффектного комедийного или сентиментального сценйческого действия. В 1902 Гитри начал актёрскую деятельность (театр "Ренессанс"), выступая главным образом в собственных пьесах. Противник подлинного актёрского переживания, Гитри был актёром внешнего мастерства. Во время 2-й мировой войны сотрудничал с фашистами. В 1945 был подвергнут заключению, однако на суде был оправдан. По освобождении продолжал работать как драматург: "Тоа", "Ты спас мне жизнь" (1949, театр "Варьете"), "Безумие" (1951, там же) и др. Снимался в кино. Автор мемуаров. Умер в Париже 24 июля 1957 года. Сочинения: Lucien Gruitry raconte par son fils, P., 1930; Souvenirs ou Si j'ai bonne memoire. P., 1934; Toutes reflexions faites, P., 1947..

1885
Ласло Рудаш (Rudas)
деятель венгерского рабочего движения, политический деятель ВНР, философ, академик Венгерской Академии Наук (1949). Родился в городе Шарвар, в семье рабочего-слесаря. С 1903 член Социал-демократической партии Венгрии. Один из основателей компартии Венгрии (КПВ) в ноябре 1918, главный редактор её ЦО - газеты "Вёрёш уйшаг" ("Voros Ujsag"). Был делегатом КПВ на 1-м конгрессе Коминтерна (март 1919). С августа 1919 в эмиграции. После падения Венгерской советской республики участвовал в воссоздании организаций КПВ. С 1922 жил в СССР. В 1920-е гг. участвовал в дискуссии с "механистами". Читал лекции в институте красной профессуры и Ленинской школе, был член редколлегии журнала "Под знаменем марксизма", работал в Международной антифашистской школе. В 1945 возвратился в Венгрию, был избран членом ЦК КПВ. С июня 1948 член ЦК Венгерской партии трудящихся. С 1948 ректор Будапештского университета политэкономии имени К.Маркса. Книга Рудаша "Материалистическое мировоззрение" (1947) явилась первым в Венгрии систематическим изложением диалектического материализма. Лауреат премии имени Кошута (1949). Скончался в Будапеште 29 апреля 1950 года. Сочинения в русском переводге: Диалектический материализм и социал-демократия, Москва, 1934.

 (543x699, 136Kb)
1886
Армандо Кокки (Armando Cocchi)
итальянский шахматист. Умер в Болоньи 21 февраля 1959 года.

 (489x699, 41Kb)
1886
Алексей Елисеевич Крученых
русский поэт. Родился в посёлке Оливский Херсонской губернии в семье крестьянина. Отец вскоре переехал в Херсон и стал извозчиком. В 1902 Крученых окончил Херсонское городское трехкласное училище и уехал в Одессу, где поступил в художественное училище – одно из лучших средних художественных заведений того времени. Увлечение живописью впоследствии объяснял влиянием школьных учителей, которые знакомили учеников с новыми течениями в изобразительном искусстве. По окончании училища в 1906 вернулся в Херсон и стал учителем рисования в женском профессиональном училище. Уже через год Крученых оставил работу и уехал в Москву. На его решение оказало влияние знакомство с Д.Бурлюком, о котором Крученых впоследствии написал в воспоминаниях Наш выход (1932). В Москве стал сотрудничать как художник в юмористическом журнале «Будильник» и др. изданиях, прославился серией шаржей и карикатур на писателей, художников и ученых под названием Вся Москва в карикатурах. В 1909 принял участие в художественной выставке в Санкт-Петербурге. Тогда же состоялось его знакомство с будущими соратниками по художественному и литературному авангарду – Е.Гуро, В.Каменским, М.Матюшиным. В 1909, приехав на год в Херсон, Крученых дебютировал как прозаик, поэт, фельетонист, эссеист, художественный, литературный и театральный критик. В херсонской газете «Родной край» публиковались его произведения, подписанные либо настоящей фамилией, либо псевдонимами А.Горелин и А.Г. Наиболее значительные из многочисленных публикаций 1909 – эссе Два властных лика любви, рассказ Кровавые люди и стихотворение Полуживой, написанное под влиянием Ф.Сологуба. Вернувшись в 1910 в Москву, Крученых принял активное участие в деятельности возглавляемой Бурлюком группы «Гилея» – прообразом будущего футуризма. С 1912 началось его творческое сотрудничество с В.Хлебниковым, они совместно написали и издали поэму Игра в аду (1912), которую Крученых назвал в своих воспоминаниях «иронической, сделанной под лубок издевкой над архаическим чертом». По мнению Р.Якобсона, в этой поэме содержатся переклички с неосуществленной Адской поэмой А.С.Пушкина. Игра в аду и последовавшая за ней поэма Крученых Старинная любовь (1913) были в основном негативно встречены критикой и оценены как «безнадежное убожество при ухарской позе». В 1913 – важнейшем году в творческом становлении поэта – Крученых принял участие в сборнике Пощечина общественному вкусу, изданному группой «Гилея» тиражом 500 экз. Совместно с В.Маяковским написал манифест футуристов с центральным тезисом: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности». В этом же сборнике было опубликовано «алогичное стихотворение» Крученых Старые щипцы заката заплаты..., построенное по изобретенному им принципу «мирсконца». Работа в сфере алогичной поэзии в 1913 привела его к разработке принципов заумной поэзии («зауми») – т.е. поэзии, написанной «на собственном языке», выходящем за пределы логики, разума и состоящей из «неведомых слов». Языком «зауми» были обрывки слов, окончания, графические и фонетические сочетания. Классическим примером «зауми» стало стихотворение Крученых Дыр бул щыл. Кроме него, он написал стихи Фрот фрон ыт и Та са мае, Го оснег кайт и др. Теория «зауми» была сформулирована Крученых в совместном с Хлебниковым сборнике Слово как таковое (1913): «Живописцы-будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне-речетворцы – разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетаниями (заумный язык). Этим достигается наибольшая выразительность. И этим именно отличается язык стремительной современности, уничтожившей прежний застывший язык». Читателей эпатировало утверждение Крученых о том, что в его стихотворении Дыр бул щыл «больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина». Крученых выпускал поэтические заумные сборники один за другим: Взорваль (1913), ТЭ-ЛИ-ЛЭ (1914, совместно с Хлебниковым) и др. В футуристическом, авангардистском духе написаны и его литературоведческие исследования Выпыт любви Тургенева (1913), Черт и речетворцы (1913), Стихи Маяковского. Выпыт (1914) и др. Была поставлена также его «алогическая опера» Победа над солнцем (1913) на музыку Матюшина. Внутренний кризис и Первая мировая война привели к распаду в 1915 группы «Гилея». Спасаясь от мобилизации, Крученых уехал на Кавказ и работал учителем рисования в женской гимназии г.Баталпашинска. Однако духовно и художественно он по-прежнему был связан с Москвой и Санкт-Петербургом, наезжая туда во время летнего отпуска. В 1916 вышли его поэтические сборники Война и Вселенская война Ъ. В предисловии к последнему он назвал главной задачей зауми «освобождение твори от ненужных удобств (через беспредметность)». Живя в 1916–1919 в Тифлисе, Крученых вместе с другими футуристами – братьями К. и И.Зданевичами, Н.Чернявским, В.Гудиашвили и др. – принимал участие в деятельности художественно-поэтической группы «Синдикат футуристов». Ее программной книгой стал сборник Учитесь худоги (1917), в который вошли стихи Крученых, была выпущена также его книга Нособойка (1917). Из «Синдиката футуристов» в 1918 выделилась группа «41 градус», в которую вошли Крученых, поэт и режиссер И.Терентьев и др. Для пропаганды «зауми» Крученых много работал как критик, а также читал лекции в рамках программы «Футур-всеучбище». В 1919 Крученых переехал из Тифлиса в Баку, где работал в Бакинском отделении РОСТА, сотрудничал в газетах, выпускал поэтические и теоретические сборники. В 1921 вернулся в Москву. Маяковский способствовал возвращению Крученых в круг московских поэтов, организовал его вечер в Политехническом музее. В 1921–1923 Крученых продолжал разрабатывать теорию «зауми» в применении к различным видам искусства. Этому посвящены его сборники Фонетика театра, Сдвигология русского стиха и др. В 1923 поэт вошел в возглавляемую Маяковским постфутуристскую группу «Леф» («Левый фронт»), активно выступал против «упадочной» поэзии С.Есенина, посвятив критике двенадцать книг (все в 1925), писал агитпьесы. В 1928 подготовил сборник 15 лет русского футуризма. 1912–1927 гг. Материалы и комментарии. В 1928 была издана последняя книга Крученых Приемы ленинской речи, после чего его произведения существовали только в машинописи. Так были «изданы» его поэмы Ирониада и Рубиниада (обе 1930), книги Ночные каракули (1932), Арабески из Гоголя (1944), Книга адских сонетов (1947) и многие другие. Смерть Маяковского лишила его последнего защитника. Крученых собирал книги, продавал свои машинописные сборники и написанные им портреты писателей в архивы и музеи. Во время Великой Отечественной войны остался в Москве, продолжал писать стихи, сотрудничал в «Окнах ТАСС». Рекомендация в Союз писателей, данная И.Эренбургом, буквально спасла Крученых от голодной смерти. Истинные ценители литературы отдавали дань уважения творчеству Крученых еще при его жизни. Г.Айги подготовил в 1950-е годы подборку его стихов, однако публикация не состоялась. В 1966 в Центральном доме литератора был организован юбилейный вечер Крученых, ставший значительным событием в культурной жизни Москвы. Быт Крученых был очень тяжел, жил он в нищете. Умер в Москве 17 июня 1968 года.

1887
Павел Афанасьевич Бурышкин
крупный промышленник и коммерсант, в 1917 товарищ московского городского головы, один из организаторов Комитета общественного спасения, объединившего антибольшевистские силы. Родился в Москве в купеческой семье. В 1919 он занимал пост министра финансов в колчаковском правительстве, а в 1920 эмигрировал. Опубликовал книгу воспоминаний "Москва купеческая". Умер в Париже в 1955 года.

 (502x698, 47Kb)
1888
Михаил Александрович Бонч-Бруевич
советский радиотехник, член-корреспондент Академии Наук СССР (1931). В 1909 окончил Инженерное училище в Санкт-Петербурге, в 1914 Офицерскую электротехническую школу в Санкт-Петербурге. С 1922 профессор Московского высшего технического училища, с 1932 профессор Ленинградского института инженеров связи, ныне носящего его имя. В 1916-19 занимался созданием электронных ламп и впервые организовал их отечественное производство. В 1918 Бонч-Бруевич становится во главе Нижегородской радиолаборатории, объединившей лучших русских радиоспециалистов того времени. Своими работами в области радиоламп, радиовещания и дальних связей на коротких волнах Нижегородская радиолаборатория сыграла выдающуюся роль в развитии радиотехники. В письме к Бонч-Бруевичу от 5 февраля 1920 В.И.Ленин писал: "Газета без бумаги и "без расстояний", которую Вы создаете, будет великим делом. Всяческое и всемерное содействие обещаю Вам оказывать этой и подобным работам". По заданию В.И.Ленина Бонч-Бруевичем была спроектирована и в 1922 построена первая в мире мощная (12-киловаттная) радиовещательная станция имени Коминтерна в Москве. В 1919-25 создал конструкцию мощной генераторной радиолампы с водяным охлаждением и разработал схемы радиотелефонных станций. В 1924-30 под руководством Бонч-Бруевича изучались особенности распространения коротких радиоволн, разработаны первые в мире коротковолновые направленные антенны и построены коротковолновые линии дальней радиосвязи. Бонч-Бруевич занимался также вопросами физики верхних слоев атмосферы, исследованиями ионосферы методом радиоэха, ультракороткими волнами и их практическим применением, в том числе в области радиолокации. Автор курса "Основы радиотехники". Скончался 7 марта 1940 года.

1888
Хосе Феликс Эстигарриби Инсаурральде
парагвайский государственный и политический деятель, президент Парагвая (1939-1940).

1888
Эрих Треффтц
немецкий математик и механик. Работал в Аахене и Дрездене. Основные труды относятся к аэро- и гидродинамике, теории упругости.

 (524x699, 149Kb)
1889
Борис Владимирович Анненков
российский военачальник, генерал-майор (1919). Родился в семье отставного полковника, дворянина Киевской губернии. Прямой потомок декабриста И.А.Анненкова. В 1906 г. окончил Одесский кадетский корпус, в 1909 г. — Александровское военное училище в Москве, в чине хорунжего был определен на службу в 1-й Сибирский казачий Ермака Тимофеевича полк. В годы Первой мировой войны первоначально воевал в составе 4-го Сибирского казачьего полка. В 1915-1917 гг. с успехом командовал отдельным партизанским отрядом, созданным командованием для выполнения разведывательных и диверсионных задач в тылу противника. После Октябрьского переворота в январе 1918 г. вместе с отрядом прибыл под Омск в станицу Захламинскую и возглавил организованное выступление сибирских казаков против большевиков. В мае 1918 г. его отряд, соединившись с чехословацкими частями, взял Омск, а в июле вступил в бой с красноармейцами в районе Верхнеуральска. В мае 1920 г., после наступления красных войск, остатки его армии (4 тысячи человек) перешли границу с Китаем и были разоружены. В марте 1921 г. он был арестован китайскими властями. Три года содержался в заключении (китайцы требовали передать вывезенные из России ценности) и был выпущен в феврале 1924 г. лишь благодаря настойчивым хлопотам иностранных дипломатов. 10 апреля 1926 г. неожиданно для всех Анненков со своими ближайшими сподвижниками был отправлен через Монголию в Советскую Россию. Кроме того, он выступил с обращением к своим сторонникам прекратить борьбу с Советской властью. Расстрелян по приговору Верховного суда СССР, заседавшему в Семипалатинске, за массовые убийства и репрессии мирных жителей в 1918-1920 гг. на территории Казахстана 25 августа 1927 года.

1889
Феликс Эйлмер
англо-американский актер.

1890
Федор Васильевич Григорьев
российский актер, народный артист Татарской АССР (1939), народный артист РСФСР (1949). Пел в любительском хоре. С 1909 г. выступал в провинциальных театрах, играл маленькие роли в пьесах и водевилях с пением. В 1920 г. в Одесском театре, в 1924-1933 гг. в театрах провинции. В 1933-1945 гг. в Казанском Большом драматическом театре, исполнял преимущественно комедийные и характерные роли: Городничий («Ревизор» Н.В.Гоголя), Караулов («Чужой ребенок» В.В.Шкваркина), Медведев («Слава» В.М.Гусева), Полежаев («Беспокойная старость» Л.Н.Рахманова), Швандя («Любовь Яровая» К.А.Тренева), Кутузов («Фельдмаршал Кутузов» В.А.Соловьева), Астров («Дядя Ваня» А.П.Чехова), Глоба («Русские люди» К.М.Симонова), Грознов («Правда - хорошо, а счастье лучше» А.Н.Островского) и др. Его творчество отличалось тонким юмором, мягкостью сценической манеры, точным психологизмом, простотой. С 1946 г. в Малом театре. Сыграл Милягина («Великая сила» Б.С.Ромашова; Сталинская премия, 1948), Кряжина («Минувшие годы» Н.Ф.Погодина), Потапова («Московский характер» А.В.Софронова; Сталинская премия, 1949), Романюка («Калиновая роща» А.Е.Корнейчука), Несчастливцева, Курослепова, Шмагу («Лес», «Горячее сердце», «Без вины виноватые» Островского), Фамусова («Горе от ума» А.С.Грибоедова), Лутонина («Семья Лутониных» братьев Тур) и др.

1891
Николай Семенович Голованов
Русский советский дирижер

1891
Георгий Александрович Шебуев (настоящая фамилия - Гублер)
российский актер, режиссер, народный артист РСФСР (1957). Муж З.К.Чекмасовой. По окончании Казанского университета играл в театрах провинции. В 1913-1914, 1920-1923 и 1935-1963 гг. - актер Самарского (в 1935-1991 гг. Куйбышевского) драматического театра. Роли: Яша («Вишневый сад» А.П.Чехова), Протасов, Барон и Цыганов («Дети солнца», «На дне» и «Варвары» М.Горького), Мышкин («Идиот» по Ф.М.Достоевскому), Карандышев («Бесприданница» А.Н.Островского), Фамусов («Горе от ума» А.С.Грибоедова), Реутов («Крепость на Волге» И.Л.Кремлева; Сталинская премия, 1949). Поставил «Разлом» Б.А.Лавренева (1927), «Лес» Островского (1931) - в Севастопольском театре; «Огненный мост» Б.С.Ромашова (1925), «Вишневый сад» (1935) - в Воронежском театре; «Маскарад» М.Ю.Лермонтова (1937), «Стакан воды» Э.Скриба (1938, сыграл Болингброка) - в Куйбышевском театре. В 1963 г. оставил драматическую сцену, до конца жизни выступал в оперетте и на эстраде. Писал статьи и рецензии. Автор воспоминаний «Актерское счастье» (Куйбышев, 1964).

1892
Эдна Сент-Винсент Миллей
американская поэтесса. Тонкий лирик, продолжила традиционные формы романтической поэзии (баллады, сонеты); сборник "Возрождение" (1917), "Вино из того винограда" (1934), "Полуночные разговоры" (1937). Антифашистская поэма "Убийство Лидице" (1942).

 (697x699, 89Kb)
1892
Гарри Стэк Салливан (Garri Stjek Sallivan)
американский психолог. Родился в Норидже (штат Нью-Йорк) После окончания Чикагской медицинской школы в 1917 служил в армии в Мексике, затем работал в больнице святой Елизаветы в Вашингтоне. В этот период Салливан, активно поощряемый директором больницы, Уильямом Алансоном Уайтом, проявил интерес к изучению и лечению шизофрении. Начиная с 1923 продолжал свои исследования в больнице Шеппарда и Пратта в Таусоне (штат Мэриленд). В 1930 занялся частной практикой в Нью-Йорке. В 1930 основал фонд Уайта, а одновременно с ним – Вашингтонскую школу психиатрии и журнал «Психиатрия» («Psychiatry»). В 1941 был назначен директором психиатрического отдела службы призыва. В 1948, сотрудничая со Всемирной организацией здравоохранения и ЮНЕСКО, участвовал в организации Международного конгресса по психическому здоровью, а в 1949 – в создании Всемирной федерации психического здоровья. Салливан был убежден, что личностные расстройства обусловлены в первую очередь характером межличностных отношений. Практическим следствием представлений Салливана о межличностных отношениях стало акцентирование им роли личности психотерапевта и характера его взаимодействия с пациентом в ходе лечения. Убежденность в том, что даже глубоко пораженный разум тем не менее остается разумом, нашла применение в лечении больных шизофренией. Какой бы странной ни была система символов больного шизофренией, она трактовалась им как «попытка иного прочтения жизненного опыта». Салливан не только проводил длительные неформальные беседы с пациентами, но и принимал на работу лиц, которые имели психологические нарушения и могли в силу этого устанавливать более тонкий и доверительный контакт с пациентами. Среди основных работ Салливана – Психопатология личности (Personal Psychopathology, 1934, опубл. в 1970); Концепции современной психиатрии (Conceptions of Modern Psychiatry, 1940); Интерперсональная теория психиатрии (Interpersonal Theory of Psychiatry, 1953); Психиатрическое интервью (Psychiatric Interview, 1954); Шизофрения как человеческий процесс (Schizophrenia as a Human Process, 1962); Синтез психиатрии и социальных наук (The Fusion of Psychiatry and Social Science, 1964). Умер в Париже 14 января 1949 года.

1892
Александр Евгеньевич Хохлов
российский актер, народный артист РСФСР (1946). В 1910-1919 гг. в театрах Винницы, Тамбова, Иркутска, Ташкента, Ярославля, Нижнего Новгорода. Роли: Чацкий, Молчалин, Загорецкий, Репетилов, Скалозуб («Горе от ума» А.С.Грибоедова), Эрекле, Дато, Солейман («Измена» А.И.Сумбатова-Южина), Яго («Отелло» У.Шекспира), Глуховцев, фон Ранкен («Дни нашей жизни» Л.Н.Андреева) и др. С 1919 г. в Москве в Государственном показательном театре, Театре РСФСР 1-м, театре «Комедия». В 1931-1964 гг. в Центральном театре Советской армии. Среди ролей: Кутузов («Давным-давно» A.К.Гладкова и «Полководец» К.А.Тренева), Потемкин («Флаг адмирала» А.П.Штейна), Державин («Мстислав Удалой» И.Л.Прута), Ленчицкий («Бойцы» Б.С.Ромашова), Гайдар («Фронт» А.Е.Корнейчука), Лыняев, Мамаев, Крутицкий («Волки и овцы», «На всякого мудреца довольно простоты», «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н.Островского), Муромский («Дело» А.В.Сухово-Кобылина).

1893
Дмитрий Захарович Лебедь
советский государственный и партийный деятель. Член Коммунистической партии с 1909. Родился в деревне Елецко-Николаевке, ныне Новомосковского района Днепропетровской области, в семье рабочего. После Февральской революции 1917 председатель комитета большевистской организации Екатеринославской ж. д. В октябре 1917 один из руководителей борьбы за Советскую власть в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). В 1918 в Москве редактор журнала "Власть Советов" при Наркомвнуделе. В 1919 заместитель председателя Екатеринославского губкома партии. С сентября 1919 заместитель председателя губисполкома во Владимире. С октября 1920 секретарь ЦК КП(б)У, в 1924—1925 председатель ЦКК КП(б)У, в 1925—1930 заместитель наркома РКИ СССР, член Президиума ЦКК ВКП(б). В 1930—1936 заместитель председателя СНК РСФСР. Делегат 10—17-го съездов партии. На 11—12-м съездах избирался кандидаты в члены ЦК РКП(б); на 13—15-м съездах член ЦКК; на 16—17-м съездах член ЦК ВКП(б). Расстрелян 30 октября 1937 года.

 (699x686, 172Kb)
1893
Андрес Торрес Сеговия (испанское имя - Andrйs Torres Segovia, c 1981 г. с добавлением титула маркиз де Салобренья, marquйs de Salobreсa)
испанский гитарист, считающийся отцом современной академической гитары. Родился в Линаресе (Испания). Сеговия с детства мечтал сделать гитару столь же признанным инструментом в области академической музыки, как фортепиано или скрипка. Он начал учиться игре на гитаре с детства у своих родственников, вдохновляясь в качестве образца виртуозной техникой гитаристов, исполняющих фламенко. В отрочестве Сеговия переехал в город Гранада, где брал уроки игры на гитаре, а в 16-летнем возрасте выступил с первым концертом в Мадриде, исполняя транскрипции различных произведений, сделанные для гитары Франсиско Таррегой, и выполненные им самим переложения Иоганна Себастьяна Баха. Ранние выступления Сеговии были встречены прохладно — отчасти в связи с тем, что его исполнительская техника заметно отличалась от техники Тарреги и большинства его учеников: вслед за Мигелем Льобетом (у которого, возможно, Сеговия успел получить несколько уроков) он играл с использованием не только подушечек пальцев, но и ногтей, что делает звук сильнее и резче (существует точка зрения, что это различие связано со стремлением Сеговии вынести гитару из гостиных и салонов в большие концертные залы). Начиная с середины 1910-х гг. исполнительское мастерство Сеговии завоёвывало для академической гитары всё большее признание в Испании. В 1919 и 1921 гг. состоялись его первые гастроли в Южной Америке, а в 1921 году — первая поездка в США. Постоянно расширяя гитарный репертуар (в этом состояла одна из главных заслуг этого музыканта), Сеговия перекладывал для гитары широкий круг сочинений разных авторов — в том числе такие выдающиеся и сложные произведения, как «Легенда» Исаака Альбениса и Чакона Баха. В то же время Сеговия обращался к композиторам-современникам с просьбой писать для гитары, и со временем испанские, а также европейские и латиноамериканские композиторы (Ф.Морено Торроба, Х.Турина, М.Кастельнуово-Тедеско, М.Понсе и др.) начали откликаться. Длительным оказалось творческое содружество Сеговии и с Эйтором Вилла-Лобосом, написавшим для знаменитого гитариста целый ряд произведений, начиная с известных «Двенадцати этюдов». Если в 20-е годы имя великого гитариста связывали с рождением нового искусства, то в 30-е его можно было с полным основанием назвать создателем гитарного искусства ХХ века. Его благородной целью было возвысить гитару, а достойное место гитаре мог обеспечить только высокохудожественный профессиональный репертуар. Сеговия не прекращал поиски новых сочинений, обращаясь к разным композиторам. На его просьбы откликнулись Морено Торроба, Пабло Казальс, Хоакин Родриго, Федерико Момпу, Гаспар Кассадо, Мануэль Понсе, Вила Лобос и многие другие композиторы Европы и Америки. Многие до встречи с Сеговией не сочиняли для гитары. Благодаря Сеговии в большинстве консерваторий и музыкальных училищ мира был введен класс гитары. С 1955 года он занимался с учениками в живописном итальянском городе Сиене, а затем преподавал в Сантьяго-де-Компостела, средневековом городе в Испании (в Галисии), где для развлечения богатых туристов с 1958 года стали устраиваться двухнедельные фестивали, названные "Музыка в Компостела", основной целью которых была пропаганда испанской старинной и современной музыки. Организаторы фестиваля привлекли к участию в них и Сеговию, который стал проводить здесь занятия с учениками. Помещение, где они проводились, - большой зал с каменными сводами, - напоминало церковь или монастырь. Тишина, суровая архитектура феодального замка с его внутренними двориками, благоухающими розами, стенами, покрытыми вьющимся виноградом. В этой обстановке каждое указание авторитетного музыканта воспринималось с почти религиозным трепетом, а занятия запоминались на всю жизнь.
 (493x699, 96Kb)
Среди его учеников множество выдающихся современных гитаристов (Д.Вильямс, Д.Брим, А.Диас, К.Паркенинг и др.). В 1958 году Сеговия стал обладателем премии Грэмми за лучшую запись сольной академической музыки. В 1981 году король Испании Хуан Карлос I в знак признания заслуг Сеговии перед испанской культурой возвёл его в дворянское достоинство с титулом маркиза. В 1985 году Сеговии была присуждена престижнейшая награда в мире академической музыки — Премия Эрнста Сименса. До глубокой старости Андрес Сеговия продолжал концертную и педагогическую деятельность. Более семидесяти лет длился творческий путь этого великого артиста! Умер в Мадриде 3 июня 1987 года. Литература: Вайсборд М., Андрее Сеговия в Москве, "Музыкальная жизнь", 1971, №20; Gavoty В., A.Segovia, Gen. — Monaco, (1955); Usillos С., Segovia, (Bilbao, 1973).

1893
Ханна Хонти
венгерская певица, танцовщица, артистка оперетты

 (525x698, 120Kb)
1894
Михаил Игнатьевич Белоусов
командир взвода 1179-го стрелкового полка 347-й стрелковой дивизии 44-й армии Южного фронта, лейтенант. Родился в посёлке Здолбунов, ныне город Ровенской области Украины, в семье рабочего. Русский. Образование начальное. В Красной Армии в 1917-24 годах и с июня 1941 года. С того же года на фронте. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. Командир взвода 1179-го стрелкового полка (347-я стрелковая дивизия, 44-я армия, Южный фронт) лейтенант Михаил Белоусов показал себя не только умелым командиром, но и отличным снайпером. К концу мая 1943 года на личном счету М.И. Белоусова числилось двести сорок пять уничтоженных из снайперской винтовки вражеских солдат и офицеров. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм лейтенанту Белоусову Михаилу Игнатьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1286). С 1946 года гвардии старший лейтенант Белоусов М.И. - в запасе. Жил в посёлке городского типа Гирей Гулькевичского района Краснодарского края. Работал на станции «Гирей». Скончался 1 марта 1956 года. Награждён орденом Ленина, орденом Красной Звезды, медалями.

Evstigneev_AS (487x700, 52Kb)
1894
Александр Семёнович Евстигнеев
стрелок 1085-го стрелкового полка 322-й стрелковой дивизии 60-й армии 1-го Украинского фронта, рядовой. Родился в деревне Петровка ныне Стерлитамакского района Башкирии в крестьянской семье. Русский. Образование начальное. Участник 1-й мировой войны. Работал в колхозе. В Красную Армию вступил добровольно через Стерлитамакский райвоенкомат Башкирской АССР в январе 1942 года. На фронте Великой Отечественной войны с мая 1942 года. Стрелок 1085-го стрелкового полка (322-я стрелковая дивизия, 60-я армия, 1-й Украинский фронт) рядовой Евстигнеев А.С. совершил подвиг 20 января 1945 года при отражении контратаки противника. Вскочив на вражеский бронетранспортер, он гранатами уничтожил его экипаж. В момент, когда противник предпринял новую контратаку, А.С.Евстигнеев, жертвуя собой, бросился со связкой гранат под гусеницы вражеского танка, подорвал его, ценою жизни обеспечив выполнение боевой задачи. Танки и бронетранспортеры гитлеровцев не дошли до боевых порядков нашей пехоты, контратака противника была сорвана. Похоронен в городе Свошовице (Польша). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество рядовому Евстигнееву Александру Семёновичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина, медалью. В деревне Петровка Стерлитамакского района Башкирии Герою Советского Союза Евстигнееву А.С. установлен памятник.

1895
Евгений Александрович Беляев
российский историк, специалист по истории ислама и истории арабских стран в средние века, доктор исторических наук (1962), почетный член Академии Наук ОАР (1964). Окончил Московский институт востоковедения (1922), с 1924 г. — преподаватель этого института, а также Военного института иностранных языков. В 1945-1955 гг. — заведующий кафедрой истории стран Ближнего и Среднего Востока в Московском институте востоковедения, затем в Институте международных отношений. С 1951 г. — старший научный сотрудник Института востоковедения Академии Наук СССР.

 (507x699, 90Kb)
1895
Хенрик Карл Петер Дам (датское имя - Carl Peter Henrik Dam)
датский биохимик, удостоенный в 1943 Нобелевской премии по физиологии и медицине (совместно с Э.Дойзи) за открытие витамина K. Родился в Копенгагене. Учился в Политехническом институте в Копенгагене и Копенгагенском университете. В 1934 защитил диссертацию по биохимии. В 1920–1923 преподавал химию в Сельскохозяйственной и ветеринарной школе, в 1923–1941 – биохимию в Копенгагенском университете. В 1940–1941 Дам читал курс лекций в США и Канаде; в 1941 эмигрировал в США, где работал в медицинской школе Рочестерского университета (штат Нью-Йорк) (1942–1945), затем в Рокфеллеровском институте медицинских исследований в Нью-Йорке (1945–1948). В 1946 вернулся в Данию. С 1956 заведовал биохимическим отделением Датского института исследования жиров. Основные работы Дама посвящены изучению биохимических свойств витаминов и стеролов. Ученый обнаружил, что геморрагические поражения кожи и мышц у цыплят, находящихся на безжировой диете, связаны с отсутствием в их рационе вещества, названного им витамином K (от слова «коагуляция»). Этот витамин был обнаружен, в частности, в тканях печени животных, что указывало на механизм его действия. Обнаружилось, что в печени вырабатывается фермент, участвующий в свертывании (коагуляции) крови; в отсутствие витамина К он не работает, и вся система свертывания выходит из строя. В 1928–1930 Дам разработал методы выделения и очистки витамина К, указал пути его применения в медицине (остановка кровотечений, хирургические операции, лечение заболеваний печени). Кроме того, он показал, что отсутствие витамина E в рационе животных вызывает мышечную дистрофию. Умер в Копенгагене 17 апреля 1976 года.

1895
Алексей Васильевич Жильцов
российский актёр, народный артист СССР (1968 г.). Родился в городе Гаврилов Посад (ныне - Ивановская область). В 1924 г. окончил 3-ю студию МХАТа и вступил в труппу МХАТа. Лучшие роли: Клеш, Губин, Тетерев Квач, булочник Сучков, Павлин в произведениях Горького ("На дне", "Достигаев и другие", "Мещане", "Враги", "В людях", "Егор Булычов и другие"), Наркис ("Горячее сердце" Островского), Комендант ("Глубокая разведка" Крона), второй мужик ("Плоды просвещения" Л.Н.Толстого), Рославлев ("Битва в пути" по Г.Николаевой). В 1927 г. основал студию народно-героического театра, до 1937 г. был её руководителем; поставил там спектакли "Егор Булычов и другие", "На дне" Горького, в которых выступал и как актёр. Осуществил постановку ряда спектаклей по радио и на телевидении. Лауреат Сталинской премии (1952). Награжден орденом "Знак Почета" и медалью. Умер в Москве 29 февраля 1972 года.

1895
Федор Александрович Оцеп
кинорежиссер, сценарист, актер и художественный критик. Вместе с Алексеем Толстым и Алексеем Файко он написал сценарий первого советского фантастического фильма "Аэлита" (режиссер Яков Протазанов). В 1931-41 годах жил в Париже. Начавшаяся во Франции "странная война" прервала его карьеру. Протомившись больше года в лагере для перемещенных лиц, он в 1941 году перебрался в Марокко, оттуда в США, а чуть позже - в Канаду.

1896
Мара Василева
болгарская артистка оперы (лирико-колоратурное сопрано). Одна из основоположников болгарской национальной вокальной школы. Музыке обучалась в Музыкальном училище в Софии (по классам пения и виолончели), затем - в Миланской консерватории. Принимала участие в организации в Софии товарищества "Оперна дружба". В 1912- 1928 Василева - одна из ведущих солисток Софийской народной оперы. Партии: Гергана (оперная постановка Атанасова), Пена ("Камен и Пена" Иванова и Кауцкого), Виолетта, Микаэла; Филина ("Миньон" Тома), Маргарита ("Фауст"), Розина ("Севильский цирюльник"), Джильда, Чио-Чио-сан и др. Для творчества Василевой характерно следование традициям итальянской оперной школы, реалистическая трактовка образов, высокая вокальная культура.

 (500x698, 52Kb)
1896
Василий Васильевич Глаголев
командующий войсками 46-й армии 3-го Украинского фронта, генерал-лейтенант. Родился в Калуге в семье врача. Русский. рано остался без отца, окончил начальную школу и городское реальное училище. С 1916 года в Российской императорской армии. Участник Первой мировой войны, был старшим разведчиком бригады, затем фейерверкером на Западном фронте. В Красной Армии с 1918 года. Участник Гражданской войны - красноармеец, старшина эскадрона в 1-м запасном и в 68-м кавалерийском полках 12-й кавалерийской дивизии. Участвовал в боях на Урале и Северном Кавказе. После гражданской войны продолжил службу в 12-й кавалерийской дивизии, которая вошла в состав Отдельной Кавказской армии в 1921 - 1924 годах был командиром взвода, помощником командира эскадрона, заведующим разведкой 68-го кавалерийского полка, командиром эскадрона 68-го и 66-го кавалерийских полков. Член ВКП(б) с 1925 года. Окончил 3-е Бакинские командные курсы в 1921 году, кавалерийские курсы усовершенствования командного состава в Новочеркасске в 1926 и в 1931 годах, Высшие академические курсы при Военной академии имени М.В.Фрунзе в 1941 году. С декабря 1924 года - командир отдельного эскадрона в 2-й отдельной кавалерийской бригаде Отдельной Кавказской армии. С июня 1931 года - руководитель тактики старшего курса кавалерийских курсов усовершенствования комсостава РККА в Новочеркасске. С снваря 1934 года - командир и комиссар 76-го кавалерийского полка в своей "родной" 12-й кавалерийской дивизии Северо-Кавказского военного округа в Армавире, а с июля 1937 года - начальник штаба этой дивизии. С августа 1939 года командовал 157-й стрелковой и 42-й отдельной кавалерийской дивизиями Северо-Кавказского военного округа. В начале Великой Отечественной войны продолжал командовать 42-й кавалерийской дивизией. Впервые вступил в бой в январе 1942 года на Крымском фронте. С февраля 1942 года затем командовал 73-й стрелковой дивизией 24-й армии Южного фронта, участвовал в Ворошиловградской оборонительной операции. Там дивизия полковника Глаголева попала в окружение под Миллеровом и ценой больших потерь смогла вырваться оттуда. С октября 1942 года командовал 176-й стрелковой дивизией Северо-Кавказского фронта, отличился в оборонительных боях за Моздок и Орджоникидзе и в последующем мощном контрударе советских войск. Там дивизия и её командир были награждены орденами Красного Знамени. С ноября 1942 года по февраль 1943 года - командир 10-го гвардейского стрелкового корпуса в составе 9-й и 56-й армий Северо-Кавказского фронта, участвовал в наступательном этапе битвы за Кавказ. Генерал-майор (27 января 1943). С февраля 1943 года исполнял должность командующего войсками 9-й армии, с марта 1943 года - командующий 46-й армией на Северо-Кавказском, Юго-Западном, Степном, 3-м Украинском фронтах. Генерал-лейтенант (27 октября 1943). Во главе армии участвовал в Донбасской наступательной операции. С сентябре - октябре 1943 года 46-я армия генерала Глаголева отличилась в битве за Днепр. Части армии форсировали Днепр, захватили и удержали плацдарм на западном берегу, успешно действовали при освобождении крупных промышленных центров Днепропетровск и Днепродзержинск. За умелое руководство войсками, успешное форсирование Днепра и прочное закрепление плацдарма на его западном берегу генерал-лейтенанту Василию Васильевичу Глаголеву 1 ноября 1943 года присвоено звание Героя Советского Союза (медаль "Золотая Звезда" № 1935). Продолжая командовать 46-й армией, генерал Глаголев отличился при освобождении Правобережной Украины - в Никопольско-Кроворожской, Березнеговато-Снигирёвской и Одесской операциях. С мая по декабрь 1944 года он командовал 31-й армией на 3-м Белорусском фронте, участвовал в Белорусской стратегической операции, в частности в освобождении Орши, Борисова, Минска, Друскеников, Гродно, в октябре 1944 года - участвовал в Гумбиннен-Гольдапской операции. Генерал-полковник (15 июля 1944). С января 1945 года и до конца войны командовал 9-й гвардейской армией в составе 3-го и 2-го Украинских фронтов. Сформированная из частей воздушно-десантных войск, эта армия блестяще действовала в Венской и Пражской наступательных операциях. После войны продолжал командовать 9-й гвардейской армией. В 1946-1947 годах - командующий Воздушно-десантными войсками. Был депутатом Верховного Совета СССР 2-го созыва (с 1946 года). Умер на учениях 21 сентября 1947 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 1). Награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова I степени, орденом Кутузова I степени, медалями, а также иностранными орденами: Почетного Легиона (Франция) "За воинскую доблесть" ("Виртути Милитари", Польша). Имя Героя носят улицы в Москве, Минске,
 (526x698, 113Kb)
Калуге.
 (699x546, 126Kb)
Памятный знак установлен в городе-герое Москве возле пересечения улицы Генерала Глаголева с улицей Маршала Тухачевского (дата рождения указана неверно: В.В.Глаголев родился в 1896 году).

Emelyanov_Gav_Alr (520x700, 66Kb)
1898
Гавриил Александрович Емельянов
командир 171-го гвардейского стрелкового полка 1-й гвардейской стрелковой дивизии 11-й гвардейской армии 3-го Белорусского фронта, гвардии подполковник. Родился в деревне Бессменино Старицкого района Калининской (ныне Тверской)области в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б) с 1919 года. Образование начальное. В 17 лет ушел в город Петроград, работал подсобным рабочим на одном из питерских предприятий, потом сварщиком на Русско-Балтийском и литейном заводах. Был мобилизован в армию. Служил солдатом в 180-м запасном полку. В феврале 1918 года добровольцем вступил в Красную Армию. Участник Гражданской войны. В составе 1-го пулеметного полка сражался с белогвардейцами под Ямбургом, Екатеринбургом, Курганом. С 1919 гада - начальник боевого борта бронепоезда № 1. Участник боев с белополяками и петлюровцами. После гражданской войны окончил курсы политсостава и курсы "Выстрел". Начало Великой Отечественной войны встретил на западной границе, в Литве. Попав в окружение, с горсткой бойцов вышел с боями к своим. Сражался на различных фронтах, стал командиром гвардейского полка. Его командирские качества в боевой характеристике изложены так: "В бою смел, инициативен, требователен к себе и подчиненным. В обстановке разбирается быстро и правильно. Задачу подразделениям ставит умело и точно, с учетом сил и обстановки. Лично дисциплинирован и исполнителен. Пользуется авторитетом". Командир 171-го гвардейского стрелкового полка гвардии подполковник Емельянов отличился в боях за освобождение Литвы при форсировании реки Неман севернее города Алитус. Командир полка умело организовал разведку, взаимодействие с приданными и поддерживающими пехоту подразделениями. 14 июля 1944 года после стремительного натиска плацдарм был захвачен, весь полк переправился через Неман. Во время отраженяи атак противника Емельянов все время находился в боевых порядках гвардейцев, воодушевляя их на смелые, решительные действия. 15 июля при отражении контратаки врага подполковник погиб, но его полк не отступил с занятого рубежа, с честью выполнил боевую задачу. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии подполковнику Емельянову Гавриилу Александровичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени. Похоронен в городе Алитус. Там же была установлена мемориальная доска, имя Героя носила улица. Одна из улица города Калининграда названа именем Емельянова.

1898
Евгений Кудрявцев
в числе первых получивший в 1934 г. звание “Заслуженный мастер спорта”, один из сильнейших спортсменов в истории отечественного тенниса. Трехкратный чемпион Всесоюзной Спартакиады 1928 г., семнадцатикратный чемпион СССР, победитель многих международных встреч.

1899
Теодор Ионеску
румынский физик, член Академии Наук Румынии (1955). В 1923 г. получил степень доктора в университете в Яссах, в 1924 г. – также в университете в Нанси. В 1925-1941 гг. – профессор экспериментальной физики университета в Яссах, в 1941-1969 гг. – Бухарестского университета. Исследования относятся к электронной и ионной физике, ядерной физике, физике плазмы.

1899
Дмитрий Емельянович Милютенко
украинский советский актер, народный артист СССР (1960). Член КПСС с 1942. Родился в Славянске, ныне Донецкой области Украины. Сценическую деятельность начал в любительских кружках. С 1923 г. актер Драматического театра имени И.Франко (Юзовка, Харьков), в 1927-1936 гг. – Харьковского украинского театра имени Т.Г.Шевченко (до 1934 г. «Березиль»), в 1936-1966 гг. – Украинского театра имени И.Франко. В кино — с 1931 года. Роли: Пузырь («Хозяин» Карпенко-Карого), Микола Задорожный («Украденное счастье» Франко), Чеснок («В степях Украины» Корнейчука), Воевода («Свадьба Свички» Кочерги), Шуйский («Борис Годунов» Пушкина), Тут («Король Лир» Шекспира) и др. Снимался в кино: Гетман Потоцкий («Богдан Хмельницкий», 1941), Бережной («Подвиг разведчика», 1947), Усков («Тарас Шевченко», 1951), Дядька Иван («Сон», 1964), Макар Задорожный («Наш честный хлеб», 1965) и др. Награжден орденом Ленина и медалями. Скончался в Ташкенте 25 января 1966 года. Литература: Терещенко Р.М., Д.О.Miлютенко, Кипв, 1961.

1900
Мадлен Рено
французская актриса, совершенная актерская техника, особенно в пьесах Мольера и А.Мюссе; в 1921–1946 в «Комеди Франсез» ; в 1946 вместе с мужем Ж.-Л.Барро организовала театральную труппу Рено – Барро (с 1985 – Театр Рено – Барро); лучшие роли в спектаклях Мадам Сан-Жен (Мadame Sans-Gene, 1957) В.Сарду, Парижская жизнь (La vie Parisienne, 1958) Ж.Оффенбаха, Маленький Мольер (La petite Moliere, 1959), Вишневый сад (Раневская) А.П.Чехова, Пройти сквозь облака (Il faut passer par les nuages, 1964); много гастролировала, в том числе в СССР. Умерла в 1994 году.
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку