-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 107880
Комментариев: 6801
Написано: 116350


20 февраля родились...

Среда, 20 Февраля 2013 г. 07:44 + в цитатник
Дмитрий Власьевич Айналов  (525x700, 122Kb)
1862
Дмитрий Власьевич Айналов
российский и советский историк искусства, член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии наук (1914). Родился в Мариуполе Екатеринославской губернии. В 1888 году окончил Новороссийский университет по классу Н.П.Кондакова. Работал преподавателем истории античного и древнерусского искусства в Казани (1890—1903), с 1904 года — профессор Санкт-Петербургского университета. В 1922—1929 работал в Государственном Эрмитаже. Состоял членом крупнейших научных обществ: Московского и Русского археологических, Исторического общества при Санкт-Петербургском университете. С 1914 - член-корреспондент Академии Наук. Работал в области античного искусства и искусства эпохи Возрождения. Основные труды, создавшие ему европейскую известность посвящены вопросам византийского и древне-русского искусства. . В его трудах эстетическое осмысление памятников искусства сочетается с их историко-культурной оценкой. Основные работы: "Эллинистические основы византийского искусства" (1900), где впервые вскрыт характер художественной эволюции византийского искусства, "Византийская живопись XIV столетия" (1917), "История русского монументального искусства" (2 тома, 1932-1933, на немецком языке), "Этюды о Леонардо да Винчи" (1939). Был репрессирован, в 1930-е годы находился в заключении, впоследствии был реабилитирован. Скончался в Ленинграде 12 декабря 1939 года. Похоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище. Труды: История древне-русского искусства. - Выпуск1. Киев, 1915; История русского монументального искусства (на немецком языке) Берлин, 1932-1933. 2 тома; Киево-Софийский собор; Мозаики IV и V веков: Исследование в области иконографии и стиля древне-христианского искусства. Санкт-Петербург,1895; Мраморы и инкрустации Киево-Софийского собора Десятинной церкви// Труды 12 Археологического съезда в Харькове. 1902. Харьков, 1905. Том 3. Страницы 5-12; Очерки и заметки по истории древне-русского искусства. V. Коломенский дворец // Известия отделения русского языка и словесности Академии Наук. XVIII.3. Страницы 129-145; Памятники Херсонеса. Санкт-Петербург, 1905; Соломонова палата в Коломенском дворце Алексея Михайловича//Труды; Эллинистические основы византийского искусства. Санкт-Петербург, 1903. Литература: Айналов Д.В.//Большая советская энциклопедия.3-е издание. Том 1, 1970; Д.В.Айналову от учеников. Петроград, 1915; Дополнение к списку трудов профессора Д.В.Айналова. Петроград,1924; Роль византиноведения в деятельности Н.П.Кандакова и Д.В.Айналова //Советское искусствознание. №21. 1986. Страницы 338 –350; Московское археологическое общество в первое 50 летие его существования: 1864-1914. Москва, 1915. Страница 3; Этингоф О. Айналов Дмитрий Власьевич // Сто памятных дат. 1987. Москва, 1986. Страницы 53-56; Брунов Н., Памяти Д.В.Айналова, «Архитектура СССР», 1940, № 3; Дмитрию Власьевичу Айналову от учеников. К двадцатипятилетию его учёной деятельности, Москва, 1915 (имеется список трудов); Дополнение к списку трудов профессора Д.В.Айналова к 35-летию его учёной деятельности, Петроград, 1924.

General_Sir_Henry_S_Rawlinson (533x700, 235Kb)
1864
Генри Сеймур Роулинсон (Henry Rawlinson)
барон Трентский (1919), английский полный генерал (1916), командующий наступлением на Сомме (1916), командир английского десанта в Мурманске (1920). Сын члена парламента ген. Генри Роулинсона. Образование получил в Итоне. В феврале 1884 поступил в 6-й кавалерийский собственный Его Величества полк. В 1887-1890 адъютант главнокомандующего в Индии Ф.Робергса. В составе частей горной пехоты участвовал в Бирманской экспедиции 1886-1887 и в действиях на Ниле в 1897-1898. Во время англо-бурской войны 1899-1902 выдержал всю осаду Ледисмита (1899), затем состоял при Робертсе и командовал отдельным отрядом. С 1900 служил в Главной квартире, в 1901-1902 командир мобильной колонны, в 1903-1806 начальник Академии Генштаба, в 1907-1909 командир 2-й бригады (Олдершот). В 1910-1914 начальник 3-й пех. дивизии. В октябре 1914 Роулинсон во главе 4-й дивизии прикрывал отступление бельгийской армии от Антверпена. Вскоре его дивизия вошла в состав нового сформированного IV Армейского Корпуса. Роулинсон назначен его командующим. Командовал корпусом (в составе 2-й армии) в 1-м Ипрском сражении(апрель-май1915). Вдекабре 1915 временно замещал командующего 1-й армией. В феврале 1916 под командованием Роулинсона образована 4-я армия. Во время сражения на Сомме (1 июня-18 ноября 1916) на армию возложено нанесение главного удара. Она должна была прорвать оборону противника на 25-километровом фронте Марикур-Эбютерн и затем нанести поражение 4-й и 6-й германским армиям. Против армии Роулинсона находились в обороне 4 дивизии XIV резервного корпуса 2-й германской армии. Южнее удар наносила 6-я французская армия генерала М.Файоля, западнее наносил удар один корпус 3-й английской армии. К началу операции в состав армии входили III, VIII, X, XIII и XV Армейские Корпуса, в резерве - 2 пехотные и 3 кавалерийские дивизии. Плотность артиллерии на километр фронта составляла 75 орудий. Перевес в пехоте составлял 3,8:1, по артиллерии - 2,7:1, по авиации - более чем в 3 раза. Артиллерийская подготовка началась 24 июня и продолжалась 7 дней. 1 июля перешел в атаку. На главном направлении силами ХШи XV Армейских Корпусов прорвал германскую оборону и занял 1-ю позицию с опорными пунктами Мотобан и Маметц, атаки остальных корпусов были отражены с большими потерями. 2 июля главнокомандующий английской армией генерал Д.Хейг сократил фронт армии Роулинсона до правофланговых III, XIII и XV Армейских Корпусов, а VIII и Х Армейские Корпуса переданы в резервную армию генерала Г.Гофа. Однако дальнейшие атаки армии результата не принесли, и Роулинсон, потеряв к 10 июля около 100 тысяч человек, приостановил наступление. Вскоре наступление было возобновлено, но сопротивление германских войск нарастало и операция приняла затяжной характер - к 17 июля английские войска вклинились в оборону противника лишь на 2-5 км. К концу июля английское командование ввело в бой 4 свежих дивизии, но и германские войска получили крупные резервы. В конце июля - августа армия провела ряд атак на флангах, с чисто ограниченными целями - улучшение своего положения, однако частные успехи были фактически ликвидированы германскими контратаками. За 2 месяца боев потери Роулинсона достигли 200 тыс. чел., при этом напряжение боев было настолько высоким, что германское командование было вынуждено свернуть свою операцию под Верденом. 3 сентября армия Роулинсона вместе с 5-й английской, 6-й и 10-й французскими армиями предприняли новую массированную атаку. Главный удар наносил Роулинсон, имея задачей захват господствующих высот между Соммой и Анкром. За 6 дней боев Роулинсон взял Гюйемон. 15 сентября Роулинсон провел новую атаку, впервые применив в качестве средства прорыва танки. 50 танков вызвали панику среди германской пехоты (один из танков взял в плен около 300 солдат) и они без боя заняли деревню Флер. В то же время за день боя было повреждено 10 танков. Успех атаки развит не был. В октябре-ноябре боевые действия предпринимались в основном с частными целями, на чем сказалась сильная усталость войск. В 1917 во время подготовки Апрельского наступления армии было поручено обеспечение удара 4-й французской армии на Ирсон. Наступление развивалось неудачно и предпринятая атака армии Роулинсона (совместно с 3-й французской армией) в районе Сен-Квентина и Эрмиса не изменила общего тяжелого положения союзников. В феврале - марте 1918 Роулинсон являлся английским представителем в Высшем военном совете в Версале. В марте 1918, после поражения союзников во время германского наступления в Пикардии, принял командование 4-й армией, находившейся в резерве близ Амьена. 2 апреля 1918 армия Роулинсона переименована в 4-ю. В сражении у Монтилье-Амьене (8-15 августа) добился значительного успеха, внезапно, без артиллерийской подготовки, атаковав германские позиции. В наступлении приняли участие 415 танков, прервавших телефонную связь и проникших до линии дивизионных штабов. 29 сентября в ходе общего наступления союзников вместе с 1-й французской армией перешел в наступление общим направлением на Мобеж, прорвав к концу следующего дня «линию Зигфрида». Затем армия Роулинсона участвовала в преследовании противника, завершившем войну. В 1919 направлен на север России для руководства отступлением союзных войск из Архангельска и Мурманска. В 1920 начальник Олдершотского военного лагеря. С конца 1920 главнокомандующий в Индии и член Исполнительного совета при генерал-губернаторе Индии. Умер 28 мая 1925 года.

afromeev1 (551x700, 179Kb)
1868
Алексей Максимович Афромеев
талантливый русский гитарист, композитор, педагог и известный издатель. Родился и большую часть своей жизни провел в Тюмени. Работал здесь в делопроизводителем комиссии по переоценке имуществ (1891), письмоводителем и счетоводом (до 1899) и бухгалтером Городской управы (1899-1906). Заниматься на гитаре, по сведениям, сообщаемым С.Заяицким в книге "Интернациональный союз гитаристов" (Москва,1902), начал самостоятельно под влиянием концерта гитаристки А.А.Глазуновой. Учился по примитивным "школам" Чекрыгина и Колосова, самостоятельно освоил теорию музыки и приемы игры на инструменте. С 1893 года занимался с прибывшим в Тюмень Сергеем Акимовичем Сырцовым (1855-1912), известным в музыкальных кругах России того времени как исполнитель, автор школы для семиструнной гитары, аранжировщик и скрипач-дилетант. Впоследствии Афромеев выпустил в свет 250 аранжировок С.А.Сырцова для гитары. В том же году открыл в Тюмени совместно с Ю.Э.Маркуссеном музыкаль-ный магазин "Сибирская лира" (один из немногих нотных магазинов России того времени), который просуществовал до 1920 года. В 1906 году В.А.Русанов передал Афромееву издание общероссийского журнала "Гитаристъ", в котором публико-вались статьи по технике игры на гитаре, музыкальному самообразованию, исторические очерки, биографии музы-кантов. В 1907-1910 годах журнал выходил под названием "Музыка гитариста". С января 1911 года журнал "Музыка гитариста" был превращён А.М.Афромеевым в журнал "Аккорд – вестник гитары, народных инструментов и общественной жизни", который просуществовал до 1914 года. Журнал выходил ежемесячно, а с сентября 1913 по апрель 1914 года – еженедельно, с нотными приложениями. В 1918 г. А.М. Афромеев предпринял попытку восстановить издание "Аккорда", но типография и нотопечатня были национализированы, а склад его изданий, а также библио-тека и рукописи были конфискованы, и в период бумажного голода (1919-1920) переработаны на бумагу. Параллельно с музыкальными выпусками занимался торгово-рекламной деятельностью, издавая в 1911-1912 гг. "Сибирский торго-вый посредник", в дальнейшем переименованный в "Ермак" и выходивший в свет до 29 апреля 1917 г. "Ермак" была первой газетой в регионе, которая выходила дважды в день – утром и вечером. В типографии А.М.Афромеева печаталась также либеральная тюменская газета "Свободное слово" (1917-1918), закрытая при советской власти. А.М.Афромеев активно занимался изданием отечественных и зарубежных гитарных произведений. Наибольшую извест-ность он получил в качестве издателя "Заочных уроков теории музыки и игры на семиструнной гитаре", выдержавших к 1917 году 22 издания и состоявших из последова-тельно присылаемых подписчикам 100 теоретических и практических уроков в 30 выпусках. Составил и издал также "Начальный самоучитель игры для семиструнной гитары по цифровой и нотной системам" (1910). Именно по его заочным лекциям, находясь в ссылке в селе Шушенском, обучался игре на гитаре В.И.Ленин.
afromeev_mag (491x700, 222Kb)
Журнал "Музыка гитариста".
В марте-апреле 1917 Алексея Афромеева арестовывали местные власти и сослали в Тобольск (освобождён по ходатайству А.Ф.Керенского и А.В.Амфитеатрова). В 1918 году, А.М.Афромеев, оставив все свое домашнее имущество, уникальную коллекцию редчайших рукописей русских гитаристов и собрание дорогостоящих гитар (около 200 единиц), уехал в Томск, где поступил на работу в качестве бухгалтера в одну из коммун и одновременно давал частные уроки игры на гитаре. В томский период (по свидетельству сына – А.А.Афромеева) им было сделано 29 аранжировок классических произведений для гитары. В 1919 он эвакуирован с войсками А.В.Колчака в Томск, при этом погибла его огромная коллекция музыкальных инструментов и старинных нотных рукописей (в них заворачивали селёдку). В 1920 мобилизованный большевиками на заготовку леса Алексей Максимович простудился и умер в Томске от воспаления брюшины 18 сентября 1920 года. Литература: Заяицкий С.С. Интернациональный союз гитаристов. Москва: Типолитография А.В.Васильева и Ко, 1902.

1871
Алексей Константинович Баиов
русский военный историк, генерал-лейтенант (1915). Окончил Археологический институт, 2-е Константиновское военное училище (1890) и Академию Генштаба (1896), в которой служил с 1902, будучи в 1903-1914 правителем дел и с 1906 профессором по кафедре русского военного искусства. Последователь Д.Ф.Масловского и А.З.Мышлаевского в изучении русского военного искусства, был членом военно-исторической комиссии по написанию истории русско-японской войны. Во время 1-й мировой войны начальник штаба корпуса и армии, командовал дивизией, корпусом и армией. После Октябрьской революции возглавлял комиссию по приведению в порядок исторических архивов. С захватом армией генерала Юденича в октябре 1919 Павловска оказался у белых и ушёл с ними в Эстонию, где до 1926 преподавал в военно-учебных заведениях.

1873
Чарльз Джудд
американский психолог. Известен работами в области психологии образования.

 (545x699, 77Kb)
1874
Николай Николаевич Брешко-Брешковский
русский писатель, журналист, художественный критик. Родился в Санкт-Петербурге. Сын «бабушки русской революции» Е.К.Брешко-Брешковской; из-за ареста и ссылки матери с десяти лет воспитывался в семье дяди В.К.Вериго в Заславе на Волыни. По окончании Ровенского реального училища (1893) жил в Санкт-Петербурге, где быстро стал известным беллетристом. Дебютировал в печати рассказом в журнале «Живописное обозрение» в 1896. Рассказы, повести, статьи о спорте и моде, этюды о русских художниках публиковал в «Живописном обозрении», «Наблюдателе», «Биржевых ведомостях», «Русском слове», «Новом слове», «Петербургской газете», «Голосе Москвы», «Звезде», «Ниве», «Огоньке», «Синем Журнале» и других газетах и журналах. Издал сборники «„По течению“ и другие рассказы» (1900), «Повести и рассказы» (1901), авантюрные и исторические романы и повести «Гайдамаки» (1901), «Мазепа и запорожцы» (1901), романы о жизни борцов «Чемпион мира» и «Гладиаторы наших дней» (1908), «Чухонский бог» (1910), романы об изнанке светской жизни «Записки проходимца» (1901), «Записки натурщицы» (1909), «В потёмках жизни» (1914), также романы о войне в Сербии «Танцовщица Лилиас» и «Дочь Иностранного легиона» (1916), о распутинщине «Позор династии» (1917) и многие другие. Один из родоначальников русского шпионского детектива («Гадины тыла», 1915; «Ремесло Сатаны», 1916; «В сетях предательств», 1916). Кроме того, выпустил книги «В.Е.Маковский и его художественная деятельность» (1902), «В царстве красок» (1903), «Русский художник В.В.Верещагин» (1904), «Русский музей императора Александра III» (1903), «Русские художники в портретах и биографиях», «Карнавал смерти. Итальянские легенды и рассказы» (1908) и многие другие. После 1920 эмигрировал. Обосновавшись в Варшаве, выступал в периодике и выпустил несколько политических романов. В 1920-е—1930-е вышло свыше 30 польских переводов его романов и книг очерков. В 1927 по требованию властей покинул страну в связи с аллюзиями на события в Польше (в частности, на майский переворот 1926 года), обнаруженными в его романе «Кровавый май» (действие романа разворачивается в латиноамериканской стране). Жил в Париже. Сотрудничал в эмигрантской печати и в французских газетах. Пользовался псевдонимами Мата д’Ор, Старый петербуржец, Василий Верига, Николай Белый, Фраскуэлло и другими. В эмиграции продолжал сотрудничать с рассчитанными на массового читателя иллюстированными журналами («Иллюстрированная Россия» в Париже, «Для Вас» в Риге) и писать романы, издавать книги очерков. Опубликовал в эмиграции свыше тридцати романов. Во время Второй мировой войны служил в Берлине в органах пропаганды. Печатался в газете «Новое слово». Погиб во время бомбардировки Берлина британской авиацией в ночь на 24 августа 1943 года.

 (560x700, 64Kb)
1874
Мэри Гарден (Garden)
шотландская артистка оперы (сопрано), детство которой (с 6 лет)прошло в Америке. Училась пению в Чикаго у Р.Дафф и (с 1895) в Париже у М.Маркези, Л.Фюжера, Ж.Буи и др. Сценическую деятельность начала в театре "Опера комик", Париж, в 1900. Гастролировала в Лондоне, Брюсселе, Нью-Йорке (1907- 1910). В 1910-1930 Гарден - солистка оперного театра в Чикаго (в 1919-1921 - директор этого театра). Способствовала постановке на Чикагской сцене оперы С.С.Прокофьева "Любовь к трём апельсинам" (1921). Среди партий Гарден: Монна Ванна (оперная постановка Феврье), Луиза (оперная постановка Шарпантье), Мелисанда ("Пеллеас и Мелисанда" Дебюсси; первая исполнительница партии, 1902), Сафо, Гризелидис, Таис (оперная постановка Массне), Саломея (оперная постановка Р.Штрауса), Маргарита ("Фауст"), Кармен, Тоска и др Гарден была первой исполнительницей партий в операх современных ей композиторов: Орланда ("Королева Фьяметта" Леру, 1903), Елена (оперная постановка Сен-Санса, 1904), Хризис ("Афродита" Эрланже, 1906), Юдифь (оперная постановка Онеггера, 1927), Катюша ("Воскресение" Альфано, 1930) и др. Считалась одной из самых выдающихся оперных певиц своего времени. Гарден было присуще глубокое понимание стилевых особенностей музыкальных произведений, яркая эмоциональность, мастерство перевоплощения. В 1930 Гарден оставила сцену. Занималась педагогической деятельностью; Воспитала несколько известных американских певиц, среди которых можно упомянуть Г.Мур, Дж.Джексон и др. С 1935 работалав Чикагском музыкальном колледже (преподавала оперное пение). Мери Гарден консультировала Голливудских постановщиков фильмов-опер. Её перу (в содружестве с Л.Бьянколли) принадлежат мемуары"История Мэри Гарден" (1951). В 1940-1950-х выступала в США с лекциями и по телевидению. Умерла 3 января 1967 года. Литература: Garden М. and Biancolli L. Mary Garden's story, N. У., 1951; Тимохин В., Нежная Мелисанда и буйная Саломея, "Советская музыка", 1957, N 10.

1874
Виктор Гриневич
русский революционер, идеолог меньшевиков, глава ВЦСПС (1917).

1876
Федор Степанович Акименко (Федор Степанович Якименко)
украинский композитор, пианист и музыкальный писатель. Брат Я.Степового Профессор Петроградской консерватории. С 1923 г. жил в Париже. Автор оперы «Фея снегов» (1914).

1877
Антоний Вивульский
виленский архитектор и скульптор. Родился в Тотьме Архангельской губернии, ныне Вологодская области. После смерти отца в 1883 мать с детьми перехала в Митаву. Учился в немецкой школе, затем в гимназии, потом определился в гимназию в Хирове (Австрия), которую окончил в 1897. Окончив Высшую техническую школу в Вене (1901), учился в Высшей школе изящных искусств в Париже (1902—1909). В Париже познакомился с сыном поэта Адама Мицкевича Владиславом Мицкевичем и польским пианистом, композитором, политическим деятелем Игнацы Падеревскимени Падеревский вынашивал идею величественного памятника, посвящённого 500-летию Грюнвальдской битвы, и привлёк к работе над ним Вивульского. Этот памятник, установленный в Кракове в 1910 году, принёс широкую известность Вивульскому. Три другие крупные работы осуществлены в Литве: часовня в Шилуве, памятник Трёх крестов (1916) в Вильне и начатый в 1913, но незавершённый костёл Сердца Иисуса в Вильне — первое в Литве сакральное здание из железобетона. Три креста были взорваны по приказу советских властей в 1951 и восстановлены в 1989. Кроме того, по его проекту был изготовлен деревянный крест, водружённый на Замковой горе в Вильне, неподалёку от башни Гедимина, на месте, где в 1916 были обнаружены захоронения останков казнённых по приказу М.Н.Муравьёва участников восстания 1863 года. Кроме этих работ, создал немало скульптурных портретов, фигурных композиций символического и религиозного характера, студий и эскизов к памятникам, памятных таблиц. Одна из них — памяти Тадеуша Костюшко вмурованная в северную стену костёла Святых Иоаннов в 1917 году, в связи со столетием смерти национального героя. Гипсовая таблица выполнена в форме широкого креста и изображает вождя восстания 1794 года. Оборванный нижний край плиты символизирует поражение повстанцев и крушение не исполнившихся надежд. На плите написаны лозунг восстания и даты столетия смерти Костюшко, изображён щит с гербами Белоруссии, Литвы и Польши. В декабре 1918 вступил в отряд виленской самообороны. Во время патрулирования на Заречье (ныне район Ужупис) 3 января 1919 заболел воспалением лёгких и умер в Вильне 10 января 1919 года. Был похоронен в подземелье начатого по его проекту костёла Сердца Иисуса. В июне 1964, когда была начата перестройка так и не завершённого (но действовавшего) костёла в Дворец строителей, прах Вивульского был перенесён на кладбище Росса (Расу). Одна из улиц в Вильнюсе носит его имя.

1878
Федор Васильевич Костяев
советский военный деятель, профессор. Родился в Елгаве. Окончил Николаевское инженерное училище (1899) и Академию Генштаба (1905). Участник первой мировой войны, генерал-майор. Был начальником штаба Псковского батальона, начальником Петроградской дивизии, начальником штаба Северного фронта. С октября 1918 по июнь 1919 гг. - начальник Полевого штаба РВСР. С сентября 1919 г. на преподавательской работе в Военной академии. Автор ряда научных трудов по военной географии, истории Гражданской войны 1918-1920 гг., службе Генштаба. В 1921-1923 гг. был членом и военным представителем в комиссии по установлению государственной границы с Польшей, в 1924-1925 гг. - председатель комиссии СССР по установлению государственной границы с Финляндией. Умер 27 сентября 1925 года.

 (534x699, 54Kb)
1878
Ксения Александровна Эрдели
русская арфистка и педагог. Родилась в Елизаветграде (ныне Кировоград, Украина) (Херсонская губерния). В 1895 окончила Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге, одновременно брала уроки игры на арфе. С 1899 выступала как солистка, была арфисткой оркестра Большого театра (с перерывами в 1899–1938), играла в оркестрах Императорского русского музыкального общества, Филармонического общества и др. До революции преподавала в московском Филармоническом училище, Екатерининском институте и других учебных заведениях. В 1918–1971 работала в Московской консерватории, в 1944–1954 – в Институте имени Гнесиных. Из класса Эрдели вышли практически все выдающиеся арфистки следующих поколений, в том числе В.Г.Дулова и О.Г.Эрдели (племянница Ксении Александровны). Многолетняя успешная и многосторонняя деятельность Эрдели способствовала не только развитию русской школы игры на арфе, но и созданию большого репертуара для этого инструмента; ей посвящен, в частности, ряд образцов нового жанра – концерта для арфы с оркестром (в их числе удачный концерт Р.М.Глиэра, 1938); еще в 1913 известный французский композитор Ш.М.Видор написал для нее Хорал с вариациями для арфы и оркестра. Сочинения разных типов по просьбе Эрдели создали Ц.А.Кюи, А.Т.Гречанинов, М.М.Ипполитов-Иванов и другие. Ей принадлежат многочисленные переложения для арфы пьес русских и зарубежных композиторов, а также несколько десятков собственных сочинений, в том числе 40 этюдов. Эрдели первой начала создавать арфовые ансамбли, выступала в составе организованного ею квартета арф, а также в ансамблях со многими выдающимися певцами и инструменталистами. Умерла Эрдели в Москве 27 мая 1971 года.

 (491x699, 44Kb)
1879
Василий Яковлевич Юрьев
советский украинский селекционер-растениевод, директор Украинского научно-исследовательского института растениеводства, селекции и генетики. Родился в селе Вирга Нижнеломовского уезда, ныне Нижнеломовского района Пензенской области в небогатой дворянской семье. Русский. В 1892 году окончил Нижнеломовское четырехклассное училище. Затем был принят Марининское земледельческое училище в Николаевском городке Саратовского уезда. Во время летних каникул подрабатывал учеником землемера. После окончания в 1899 году с похвальной грамотой, как отличник учебы был направлен в для продолжения учебы в институт. Поступил в Новоалександрийский институт сельского хозяйства и лесоводства (города Новоалександрию , ныне город Пулавы, Польша), одно из старейших в Европе высших сельскохозяйственных учебных заведений. За участие в студенческих выступлениях был временно отчислен, только в 1905 году все же закончил полный курс обучения и получил звание ученого-агронома. Трудовую деятельность по специальности начал уездным агрономом на родине, в Пензенской губернии. В 1909 году Южно-Русское общество сельского хозяйства открыло близ города Харькова новую селекционную станцию. Потребовались специалисты с высшим образованием и практическими навыками, и В.Я. Юрьев стал работать селекционером. Поиски харьковских селекционеров были долгими и упорными и уже к началу 1914 года коллекция пшеницы насчитывала 9 тысяч образцов. Они-то и послужили исходным материалом для создания новых, высокоурожайных сортов. Планы у селекционеров были заманчивые, но работу прервала война. В 1914 году Юрьев был мобилизован в армию, четыре военных года провел в окопах. В 1918 году, вернувшись на родную станцию, с новой энергией принялся за любимое дело. Основным в работе Юрьева и его коллег стал мичуринский метод. Селекционная станция с каждым годом расширяла свои владения, пополнялась новыми способными исследователями. В 1920-е годы на станции при непосредственном участии Юрьева были созданы первые высокоурожайные сорта озимой и яровой пшеницы, ячменя, проса. Многие из них быстро получили признание хлеборобов и заняли большие площади. Трудовая деятельность селекционера была высоко оценена. В 1935 году ему без защиты диссертации была присвоена ученая степень доктора сельскохозяйственных наук. В 1937 году стал профессором Харьковского сельскохозяйственного института. После возвращения из эвакуации в 1944 года был назначен директором станции, с 1946 года - директор института генетики и селекции Академии наука Украинской ССР, был избран действительным членом Академии Наук Украинской ССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1954 года за заслуги в области селекции и семеноводства зерновых культур Юрьеву Василию Яковлевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Многие учились у Юрьева и ставили свои эксперименты на научной основе. Масштабы исследовательской работы станции возрастали. В 1956 году на базе Государственной селекционной станции и Института генетики и селекции Академии Наук Украинской ССР был создан Украинский научно-исследовательский институт растениеводства, селекции и генетики (ныне - Институт растениеводства имени В.Я.Юрьева Украинской Академии Аграрных Наук). Директором института стал В.Я.Юрьев. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1959 года за заслуги в развитии сельскохозяйственной науки Юрьев Василий Яковлевич награжден второй золотой медалью «Серп и Молот». Юрьев В.Я. — один из основоположников селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур в СССР. Автор многих сортов пшеницы, ржи, ячменя, овса, проса, кукурузы. Он создал 19 новых сортов пшеницы, проса, кукурузы, которые теперь занимают многие миллионы гектаров на Украине, в Поволжье, на целинных землях Казахстана. Основные труды по вопросам методики селекции и сортоиспытания сельскохозяйственных культур. Автор нескольких книг, и в их числе — «Сортоиспытание яровой пшеницы за 1911 - 1925 гг.», «Методика селекции пшеницы на Харьковской станции». Был почетным академиком Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В.И.Ленина, академиком Академии наук Украины и Украинской академии сельскохозяйственных наук, заслуженным деятелем науки Украинской ССР, доктором сельскохозяйственных наук, почетным членом Шведского общества семеноводов. Вёл большую общественную работу, избирался депутатом Верховного Совета СССР и Украинской ССР (3—5-го созывов). Член КПСС с 1956 года. Жил и работал в городе Харькове. Сталинская премия (1947). Скончался 8 февраля 1962 года. Награжден пятью орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почёта», медалями. Именем выдающегося ученого назван совхоз «Юрьевский» в его родном селе Вирга, там же установлен и памятник знаменитому земляку. Имя ученого носит Институт растениеводства Украинской Академии Аграрных Наук, в институте создана мемориальная комната-музей. Во Фрунзенском районе города Харькова есть бульвар Академика Юрьева.

1881
Янис Балодис
латышский генерал, военный министр до 1940 года.

 (482x699, 55Kb)
1882
Николай Гартман (Хартман Николай; Nicolai Hartmann, латвийское имя - Niklvs Hartmanis)
немецкий философ-идеалист, основоположник т. н. критической (или новой) онтологии. Родился в Риге. Окончил гимназию в Санкт-Петербурге. В 1920-1945 профессор философии в университетах Марбурга, Кельна, Берлина, в 1945-1950 Гёттингена. Вначале был последователем марбургской школы неокантианства; не удовлетворённый её субъективизмом ("методологизмом"), Гартман под влиянием Э.Гуссерля и М.Шелера разработал онтологическую концепцию, которая в целом оказывается модернизацией аристотелевски-схоластического учения о бытии ("Система онтологии", тома 1-4, 1933-1950). Согласно Гартмана, бытие имеет слоистую структуру и должно быть рассмотрено как иерархия четырёх качественно различных пластов: неорганического, органического, душевного и духовного. Формы существования и категориальная структура разных слоев неодинаковы: так, имматериальные слои (дух, психическое) существуют только во времени. Каждый из высших слоев коренится в низшем, но полностью им не определяется. Низшие формы бытия активнее в своём самоутверждении, высшие обладают большей свободой проявления. Гартман считал коренные философские проблемы неразрешимыми. В этике Гартман вслед за Шелером развивал теорию неизменных "этических ценностей". Основным вопросом для Гартмана является в этой области проблема соотношения ценностей и свободы воли, рассматриваемая как отношение двух родов сил ("детерминаций"): идеальной (ценностей, являющихся ориентиром для воли) и реальной (воли, осуществляющей ценности) ("Этика", 1925). Умер 9 октября 1950 года.

1882
Александр Александрович Гейрот
российский актер, заслуженный артист РСФСР (1933). Окончил кадетский корпус (1903). Учился в школе живописи. В 1904 г. уехал в Париж, где продолжил художественное образование. По приглашению Н.Н.Евреинова поступил актером в Старинный театр (Петербург) (1911-1912). В 1913-1923 гг. и с 1935 г. в МХАТе. В 1924-1935 гг. в МХАТе 2-м. Характерный актер, мастер эпизодических ролей; его игре были присущи оригинальность, ирония, остроумие: Фабрицио («Хозяйка гостиницы» К.Гольдони), Моцарт («Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина), князь Валковский («Униженные и оскорбленные» по Ф.М.Достоевскому), Барон («На дне» М.Горького), Дипломат и Председатель суда («Анна Каренина» и «Воскресение» по Л.Н.Толстому), Репетилов («Горе от ума» А.С.Грибоедова), Дулебов («Таланты и поклонники» А.Н.Островского), Клеант («Тартюф» Мольера) и др. Снимался в кино.

1883
Евгений Максимович (Моисеевич) Браудо
российский музыковед, заслуженный деятель искусств РСФСР, критик, историк музыки, переводчик. Родился в Риге (Латвия); окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, получил специальное музыкальное образование. В печати выступал с 1915 г. В 1918-1923 гг. - заведовал немецким отделом издательства "Всемирная литература". С 1924 г. жил в Москве. Автор работ, посвященных немецкой литературе XIX - XX вв. К истории фантастоведения имеет непосредственное отношение монография "Э.Т.А.Гоффман" (1922) - одно из первых литературоведческих исследований "нереалистической" прозы.

1883
Наоя Сига
японский писатель. Примыкал к группе гуманистов «Сиракаба» («Белая береза»). Первый рассказ «Однажды утром» опубликовал в 1908. Произведения: повесть «Примирение» (1917), рассказ «Бог мальчика в лавке» (1918) и др. Роман «Путь в ночном мраке» (1921-1922) – история молодого человека, которого постигают неожиданные удары судьбы; он находит выход на пути к духовному самоусовершенствованию. Из послевоенных сочинений известен рассказ «Луна пепельного цвета» (1946). Его стиль отличается строгостью и сдержанностью.

 (431x699, 56Kb)
1883
Фредерик Лазар (Frederic Lazard)
французский шахматист, шахматный композитор и писатель. Чемпион Франции (1926). Умер 18 ноября 1948 года.

1883
Наоя Сига
японский писатель. Родился в городе Исиномаки, префектура Мияги. В молодости испытал влияние христианства. Примыкал к группе гуманистов "Сиракаба" ("Белая береза"). Первый рассказ "Однажды утром" опубликовал в 1908. Особенности творчества Сига — сочувствие к обездоленным буржуазного общества, интерес к подсознательному, к тайнам человеческой души: повесть "Примирение" (1917), рассказ "Бог мальчика в лавке" (1918) и др. Роман "Путь в ночном мраке" (1921—1922) — история молодого человека, которого постигают неожиданные удары судьбы; он находит выход на пути к духовному самоусовершенствованию. Из послевоенных сочинений известен рассказ "Луна пепельного цвета" (1946). Стиль Сига отличается строгостью и сдержанностью. Умер в Токио 21 октября 1971 года. Сочинения в русском переводе: Преступление Хана, "Иностранная литература", 1975, № 1. Литература: История современной японской литературы, Москва, 1961; Григорьева Т. и Логунова В., Японская литература, Москва, 1964.

 (478x699, 139Kb)
1883
Михаил Антонович Усов
российский геолог, академик Академии Наук СССР (1939); член-корреспондент (1932). Родился в Каинске. В 1908 г. окончил Томский технологический институт. Ученик В.А.Обручева и Ф.Ю.Левинсона-Лессинга. С 1913 г. — профессор (в 1930-1938 гг. — заведующий кафедрой общей геологии) Томского технологического института (с 1934 г. — Томского индустриального института); одновременно (1921-1930) возглавлял Сибирское отделение Геологического комитета. В 1938-1939 гг. — директор Всесоюзного научно-исследовательского геологического института (ВСЕГЕИ). Проводил геологические исследования Сибири и смежных районов Китая и Монголии, экспертизы некоторых золотоносных районов (Кузнецкий Алатау, Забайкалье), изучал геологическое строение угленосных районов Кузбасса и дал классическое описание их дизъюнктивов; первый обосновал выделение салаирской складчатости. Ряд работ посвящен генезису рудных месторождений Сибири. Определил связи эндогенного рудообразования с плутоническими и вулканическими процессами земной коры. Наиболее значительные труды — «Фазы и циклы тектогенеза Западно-Сибирского края»(1936), в котором изложены основы учения о геологических формациях, «Фазы эффузивов» (1924) и «Фации и фазы интрузивов» (1925), где рассмотрены фации и фазы состояния магматических горных пород. Автор учебных пособий по общей и структурной геологии, исторической геологии, геологии каусто-биолитов (первое пособие в СССР) и др. Создал школу геологов Сибири и Казахстана (К.И.Сатпаев, Р.А.Борукаев, К.В.Радугин и др.). Умер в Белокурихе Алтайского края 26 июля 1939 года.

Ярослав Ивашкевич 6 (530x700, 167Kb)
1884
Ярослав Ивашкевич
польский писатель, поэт и драматург. Родился в деревне Кальник под Киевом, в Российской империи. Учился в елисаветградской и киевской гимназиях, затем на юридическом факультете Киевского университета. Одновременно обучался в Киевской консерватории, увлекался музыковедением. Литературный дебют Ярослава Ивашкевича состоялся лишь в 1915 году, когда его стихотворение «Лилит» было напечатано в киевском еженедельном журнале «Перо». В октябре 1918 года Ивашкевич переехал в Варшаву, где стал активным участником авангардистских литературных групп «Под пикадором» и позднее «Скамандр». В этот период Ивашкевич очень увлекался творчеством Ницше, Рембо, Уайльда. С Уайльдом Ивашкевича роднило преклонение перед «чистой красотой». Для творчества Ивашкевича того времени характерны мотивы жестокой любви и одиночества. В 1930-е годы творчество Ивашкевича достигает зрелости. Он публикует несколько новых поэтических сборников, пробует свои силы в драматургии. В поэзии Ивашкевича тогда в основном превалирует тон тревоги и беспокойства, Ивашкевич стремится создать в своих произведениях атмосферу «мистифицированной повседневности». В этих произведениях оформился сам стиль писателя, определяющими чертами которого стали чувственное, пластическое изображение, лиричность и камерность повествования.

1885
Элиас Алиппи
аргентинский актёр, режиссёр, драматург.

1885
Зденка Балдова (Zdenka Baldovб)
чешская артистка. Играла девушек и любовниц, также пела в опереттах. Под влиянием своего мужа постепенно выросла в комедийную актрису. На сцене была яркой представительницей языкастых служанок, гувернанток и сводниц. В зрелом возрасте перешла к характерным ролям, в которых её комизм приобрёл большую глубину. Умерла в Праге 26 сетября 1958 года.

1885
Дмитрий Гаврилович Гребенюк
узбекский математик, заслуженный деятель науки и техники Узбекской ССР (1950). Окончил Средне-Азиатский (Ташкент) университет (1921), профессор (1937). Работал в Средне-Азиатском университете, Ташкентском текстильном институте. С 1947 г. работал в Институте математики и механики Узбекской ССР. Его работы относятся к различным отраслям математики, в частности к теории функций действительного переменного, приближенным и численным методам.

1885
Мария Александровна Рыбникова
советский педагог, литературовед. Родилась в дерене Александро-Невская, ныне Новодеревенского района Рязанской области. Окончив историко-филологический факультет Московских высших женских курсов (1909), преподавала в Вяземской женской гимназии. С 1918 работала в малаховской средней школе (под Москвой), во 2-м МГУ (1924—1931), в научно-исследовательских педагогических институтах (в том числе в институте школ Наркомпроса РСФСР). Основные труды посвящены методологии и методике изучения литературных произведений, развитию речи учащихся, проблемам теории литературы, стилистике, устному народному творчеству. Разработала научно обоснованный курс методики преподавания литературы (1941), в котором особое внимание уделено воспитательной и образовательной роли литературы в формировании личности учащихся, их творческих способностей. Умерла в Свердловске 3 июня 1942 года. Сочинения: По вопросам композиции, Москва, 1924; Современная и классическая литература в школе, Москва — Ленинград, 1927; Загадки, Москва — Ленинград, (1932); Введение в стилистику, Москва, 1937; Очерки по методике литературного чтения, 3-е издание, Москва, 1963; Избранные труды, Москва, 1958.

1886
Такубоку Исикава
японский писатель. Зачинатель демократической поэзии нового времени. Ввел в традиционную форму танка социальную тематику; писал также свободным стихом си. Автор сборников лирических стихов «Горсть песка» (1910), «Свист и свисток» (1911), «Печальная игрушка» (1912), романов, рассказов. Его перу принадлежит литературная критика и публицистика.

 (486x699, 56Kb)
1886
Бела Кун (венгерское имя - Kun Bйla)
деятель венгерского и международного рабочего движения, один из организаторов (1918) и руководителей КП Венгрии, нарком иностранных дел и нарком военных дел Венгерской советской республики 1919. Родился в местечке Силадьчех (современная Трансильвания), в семье деревенского писаря. Окончил среднюю школу в городе Клуж. В 1902 вступил в Социал-демократическую партию Венгрии (СДПВ). В 1904-1905 обучался на юридическом факультете университета, затем работал журналистом, служащим больничной кассы в Клуже. В 1913 участвовал (от Клужской организации) в работе 20-го съезда СДПВ. Во время 1-й мировой войны 1914-1918 был мобилизован (в 1914) в армию. В 1916 попал в Россию в качестве военнопленного. В Томске установил связи с местной организацией РСДРП (б), возглавил революционно настроенную группу военнопленных офицеров. В 1917 вступил в партию большевиков. После Февральской революции 1917 сотрудничал с Томским большевистским губкомом, работал в журнале "Сибирский рабочий", в газете "Знамя революции". В январе 1918 прибыл в Петроград, а затем в Москву. Неоднократно встречался с В.И.Лениным. Совместно с Т.Самуэли редактировал газету "Немзеткёзи Социалишта" ("Nemzetkozi Szocialista"), "Социалиш форрадалом" ("Szocialis forradalom"). Пропагандировал идеи большевизма среди военнопленных. В марте 1918 основал венгерскую группу РКП (б). Был председателем созданной в мае 1918 Центральной федерации иностранных групп РКП (б), одним из руководителей интернациональных отрядов Красной Армии. Участвовал в обороне Петрограда, в боях под Нарвой, в подавлении эсеровского мятежа в Москве. В ноябре 1918 нелегально вернулся в Венгрию, стал одним из основателей компартии Венгрии (КПВ, основана 24 ноября 1918), был избран её председателем. В феврале 1919 вместе с группой др. коммунистов арестован буржуазным правительством и находился в тюрьме до провозглашения 21 марта Венгерской советской республики 1919 (ВСР). С первых дней ВСР занимал пост народного комиссара по иностранным делам, был также народным комиссаром по военным делам. Играл выдающуюся роль в организации Советской власти, в разработке основ внутренней и внешней политики ВСР. После поражения ВСР эмигрировал в Австрию, где был интернирован. В 1920 выехал в Советскую Россию. Участвовал в вооруженной борьбе против белогвардейцев в Крыму, был членом Реввоенсовета Южного фронта, председателем Крымского ревкома. Являлся организатором беспощадного террора в Венгрии (1919) и в отвоёванном у Врангеля Крыму (1920), где проявил себя настолько жестоким, что даже В.И. Ленин потребовал его снятия. В 1921 - в Германии, был одним из руководителей мартовских выступлений немецкого пролетариата. В 1921-1923 на руководящей партийной работе на Урале. Являлся членом президиума ВЦИК. В сентябре 1923 был назначен уполномоченным ЦК РКП (б) в ЦК комсомола. Кун активно участвовал в деятельности Коминтерна, был членом ИККИ (с 1921). Одновременно руководил работой нелегальной КПВ. В апреле 1928 был арестован в Вене, но вскоре под давлением мировой прогрессивной общественности освобожден. Вернувшись в СССР, продолжал политическую деятельность. В 1927 награжден орденом Красного Знамени. В 1938 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян 29 августа 1938 года. Посмертно реабилитирован в 1955 году. Сочинения: A Magyar Tanacskцztбrsasбgrуl, Bdpst, 1958; Vбlogatott irбsok йs beszйdek, kцt. 1—2. [Bdpst], 1966; в русском переводе — Уроки пролетарской революции в Венгрии, Москва, 1960. Литература: Кун И., Бела Кун, Воспоминания. перевод с венгерского, Москва, 1966; Dersi G., A publicista Kun Bela, Bdpst, 1969 (библиография, страницы 171-194).

1887
Винсент Массей
канадский политик. В 1952-59 гг. он был первым уроженцем Канады, работавшим на посту Генерал-губернатора этой страны. Скончался 30 декабря 1967 года.

1887
Александр Дмитриевич Тимофеевский
советский патофизиолог и онколог, член-корреспондент Академии Наук Украинской ССР (с 1945), академик Академии Медицинских Наук СССР (1945). Родился в Москве. В 1912 окончил медицинский факультет Томского университета. Профессор с 1922. Работал на кафедре общей патологии этого университета (в 1922-1934 гг. - заведующий кафедрой), в 1934-1941 гг. заведовал отделом Харьковского рентгено-онкологического института, в 1941-1954 гг. - Института клинической физиологии (с 1953 г. - Институт физиологии) Академии Наук Украинской ССР. В 1956-1962 гг. - заведующий отделением этиологии и патогенеза опухолей Института экспериментальной и клинической онкологии Академии Медицинских Наук СССР, с 1963 г. - научный консультант этого института. Основные научные работы посвящены проблемам кроветворения, изучению роли вирусов в возникновении опухолей, вопросам гистогенеза клеток соединительной ткани. В 1912 г. применил метод культивирования клеток и тканей. Исследовал реактивность тканей, культивируемых вне организма, возрастные особенности разрастания тканей, процесс возникновения саркомы, рака, лейкоза. Описал озлокачивание тканей при воздействии на них канцерогенных веществ и опухолеродных вирусов. За монографию "Эксплантация опухолей человека" удостоен Сталинсой премией 1948). Награжден орденом Ленина и медалью. Сочинения: Патология крови, Томск, 1926; Роль вирусов в возникновении опухолей, Москва, 1961.

 (495x699, 52Kb)
1888
Василий Александрович Барвинский
советский композитор, пианист, музыковед, преподаватель и директор Высшего музыкального института Н.Лысенко во Львове, директор и профессор Львовской консерватории; автор кантат, оркестровых произведений, романсов, песен. Родился в Тернополе. Василий Барвинский является выдающимся представителем украинской музыкальной культуры XX века. В ее историю он вошел как композитор, пианист, музыкальный критик, педагог, дирижер и музыкальный деятель. Был третьим сыном профессора Тернопольской педагогической семинарии Александра Барвинского.Мать Василия была первой в Галитчине музыкальным педагогом -женщиной и именно от нее Василий унаследовал музыкальный талант. Она же стала его первым учителем музыки. Большое влияние на Василия имело также знакомство с М.Лысенко,который приезжал во Львов в 1903 году на празднование своего юбилея. Известный композитор заметил талант Василия и посоветовал ему развивать свои способности. После окончания гимназии Василий учился в Высшем музыкальном институте имени Лысенко во Львове и в Высшей школе мастерства и композиции в Праге (1907-1914). В 1948 году был репрессирован, десять лет отсидел в Мордовских лагерях. Все его произведения были объявлены проявлением "формализма" и сожжены. В 1964 Верховный Суд СССР отменил приговор Барвинскому "за отсутствием состава преступления" и таким образом реабилитировал его. Несмотря на это, музыкальные круги Львова избегали упоминаний о Барвинском: ведь это был представитель "семьи изменников" (так назывался опубликованный в 1950-х годах фельетон о семье Барвинских). Поэтому даже концерт по случаю столетнего юбилея Василия Барвинского 20 февраля 1988 г. состоялся в полулегальных условиях. Еще во время обучение Василий начал публиковать свои музыкальные произведения. Был неоромантическим композитором, его музыка отмечалась утонченным лиризмом. Среди его сочинений - вариации, кантата с посвящением митрополиту Шептицкому, "Украинская рапсодия" для оркестра (впервые исполнена в Вене в 1911 г.), миниатюры, музыка для струнного квартета, секстет, соната, цикл "Любовь", "Украинская сюита" для фортепиано, переложения народных песен и сочинения на стихи Б.Лепкого, И.Франко, "Завета" Т.Шевченко. Умер во Львове 9 июня 1963 года.

1888
Жорж Бернанос
французский католический писатель, публицист. В романах "Под солнцем Сатаны" (1926), "Дневник сельского священника" (1936), "Господин Уин" (1940, опубликовано в 1943) и др., обнажающих кризис "европейской души" (безверие, опустошенность, индивидуализм), критика современного состояния мира ведется с точки зрения религиозно-этических (католических) позиций. Скончался 5 июля 1948 года.

1888
Мари Рамбер (Rambert; псевдоним; настоящее имя - Цивия Мариам Рамберт, Ramberg)
английская артистка балета польского происхождения, театральный деятель. Родилась в Варшаве. В 1910—1912 училась в Хеллерау в институте Э.Жака-Далькроза (в 1911 выступала в Санкт-Петербурге и Москве с учениками этого института). Работала в балетной труппе Дягилева в 1912-1913. В 1917—1923 занималась в Париже и Лондоне у педагогов Э.Чекетти и С.А.Астафьевой. Рамберт стала гражданкой Англии в 1918. В 1920 открыла в Лондоне балетную школу. В 1930 создала первую постоянную английскую балетную труппу, которая в 1934 получила название "Балле Рамбер". Спектакли этой труппы имели большое значение в становлении национального английского балета. Рамбер привлекла к работе английских композиторов и художников, способствовала формированию искусства ведущих английских балетмейстеров Ф.Аштона, А.Тюдора, А.Хоуарда и др. Среди ее учеников: Н.Аргайл, Д.Гоулд, М.Ллойд и др. В 1972 Рамбер издала автобиографическую книгу "Ртуть". Литература: Bradley L., Sixteen years of ballet Rambert, L., 1946; Clarke М., Dancers of Mercury. The story of ballet Rambert, L., 1962.

1889
Хулучи Бехчет
турецкий врач-дерматолог, профессор. Стал известен благодаря сделанному им описанию редкого хронического воспалительного аутоиммунного заболевания, носящего теперь название "болезнь Бехчета". Турецкий учёный выделил три признака болезни: афтозный стоматит, язвенно-некротические поражения гениталий, поражение глаз. Скончался 8 марта 1948 года.

1889
Лауреано Элеутерио Гомес Кастро
колумбийский государственный и политический деятель. С 1911 г. — депутат конгресса, в 1931-1932 гг. — посол в Германии, с 1932 г. — лидер Консервативной партии, сенатор. С 1936 г. — издатель влиятельной консервативной газеты "Сигло" ("Еl Siglо"). В годы 2-й мировой войны 1939-1945 гг. — один из организаторов колумбийской фаланги. В 1948 г. — министр иностранных дел. С 1950 г. — президент Колумбии. Придя к власти, установил крайне реакционный режим, ориентирующийся на монополии США, прибегал к жестоким репрессиям для подавления демократического движения. В результате развернувшихся в стране массовых выступлений был отстранен от власти (1953). До 1957 г. жил в Испании. В 1958-1962 гг. — председатель сената.

1889
Рафаил Григорьевич Крахмальников (Григорьев)
критик, публицист, революционер (эсэр, затем меньшевик). Родился в Радзивиллове Кременецкого уезда Волынской губернии. В 1908 его сослали в Ялуторовск Тобольской губернии. Там он очень активно сотрудничал в тюменской газете "Вестник Западной Сибири". В 1931 был репрессирован и сослан в Архангельскую область, затем в Сибирь. Реабилитирован в 1956, умер 11 февраля 1968 года.
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку