-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 107937
Комментариев: 6801
Написано: 116407


21 августа родились...

Вторник, 21 Августа 2012 г. 06:45 + в цитатник
Gerhardt_Charles (516x700, 67Kb)
1816
Шарль Фредерик Жерар (Charles Frйdйric Gerhardt)
французский химик. Родился в Страсбурге в семье банковского служащего. Окончил гимназию в возрасте 15 лет, поступил в Политехникум в Карлсруэ. В 1833 продолжил образование в Высшей коммерческой школе в Лейпциге. В 1835 Жерар перебрался в Гиссен, где в течение года работал в университетской лаборатории у Ю.Либиха. В 1839–1841 слушал лекции по химии Ж.Дюма в Сорбонне и одновременно работал в лаборатории М.Шеврёля. В 1841, защитив диссертацию, получил место профессора в университете Монпелье. В 1848 переехал в Париж, работал вместе с О.Лораном в его лаборатории при Монетном дворе. В 1851 основал частную учебную лабораторию – Школу практической химии. В 1855 Жерар получил кафедру химии в Страсбурге и лабораторию. Впервые самостоятельный подход к теоретическим проблемам химии проявился у Жерара в 1939, в работе о «теории остатков». В отличие от радикалов (в представлении Берцелиуса и Либиха), остатки по Жерару – это группы атомов, не предсуществующие в соединениях, а лишь образующиеся во время химических взаимодействий. При этом в зависимости от характера взаимодействия «остатки» данного соединения могут быть разными, но их комбинации всегда дают одну и ту же молекулу. Принципиально новое учение о молекуле как единой системе атомов – «унитарной системе» – Жерар сформулировал в учебнике Введение к изучению химии по унитарной системе (Introduction sur l'étude de la chimie sur la base du systeme unitaire, 1848). Способствовал «возрождению» закона Авогадро, который иногда называют законом Авогадро – Жерара. Как и Лоран, Жерар пришел к необходимости разграничения понятий атома, молекулы и эквивалента. Введя новую систему эквивалентов, он установил правильные формулы для воды, оксида калия, хлорида калия, серной кислоты и т.д., указал, что молекулы водорода, кислорода, хлора и некоторых других элементов состоят из двух атомов, составил более совершенную таблицу атомных весов. В 1851 вышла работа Жерара, посвященная основности кислот, в которой он развил свою «теорию типов». Согласно этой теории, все химические соединения можно классифицировать как производные четырех типов – водорода, хлороводорода, воды и аммиака. Так, к типу водорода относились углеводороды и металлоорганические соединения, к типу хлороводорода – галогенопроизводные, к самому многочисленному и наиболее изученному типу воды принадлежали кислородсодержащие вещества – спирты, кислоты и их ангидриды, простые и сложные эфиры и т.д. Отнести какое-либо соединение к данному типу – значит, по Жерару, установить, что это соединение вступает в такие же реакции, что и вещество, избранное в качестве типа. Свою систему классификации Жерар назвал унитарной, поскольку всякое соединение рассматривалось в ней как единое целое и исключался принцип противоположности внутри него, который составлял основу дуалистической системы Берцелиуса («электроположительный» и «электроотрицательный» компоненты). Настаивая на употреблении унитарных эмпирических формул соединений, Жерар распределил вещества по рядам в соответствии с химической аналогией. К понятию гомологических рядов, уже введенному им ранее в Очерках органической химии (Precis de chimie organique, 1844–1845), он добавил два других: изологический и гетерологический. Рассматривая органические соединения как производные четырех неорганических веществ, Жерар указал на тесную связь между органическим и неорганическим мирами, что противоречило господствовавшему в то время витализму. Идеи Жерара получили равитие в работах Д.И.Менделеева и А.М.Бутлерова. Умер Жерар в Страсбурге 19 августа 1856 года. Сочинения: Traitй de chimie organique, t. 1—4, P., 1854—1860 в русском переводе - Введение к изучению химии по унитарной системе, Санкт-Петербург, 1859; 2-е издание, Санкт-Петербург, 1865. Литература: Фаерштейн М.Г., Шарль Жерар. 1816-1856. Москва, 1968.

1822
Фридрих Веттерли (Friedrich Vetterli)
швейцарский оружейник, конструктор вооружений. Осваивал машинное производство оружия в Париже, Сент-Этьене и Лондоне. В 1849 г. он разработал клиновый затвор для орудий, впоследствии усовершенствованный и применявшийся во многих армиях мира. С 1865 г. Веттерли возглавил отдел оружия Швейцарского индустриального общества. Конструкции ружей Веттерли не имели особого успеха, но некоторые из них были приняты на вооружение швейцарской армии. Проводил многочисленные эксперименты с патронами, результатом которых явилась замена никельной оболочки пули на медную. Умер 21 мая 1882 года.

1825
Кейт Фанни Лодер (Kate Fanny Loder)
композитор. Умер 30 августа 1904 года.

Gegenbaur (477x700, 86Kb)
1826
Карл Гегенбаур (немецкое имя - Carl Kegenbaur)
немецкий учёный, классик сравнительной анатомии, убеждённый сторонник теории эволюции Чарльза Дарвина. Карл Гегенбаур родился в Германии в баварском городе Вюрцбурге. С 1845 года изучал медицину уделяя особое внимание анатомии под руководством Келликера и Вирхова в Вюрцбургском университете. После получения учёной степени в 1851 году, провел некоторое время, путешествуя по Италии и Сицилии. Был ассистентом, а затем профессором в Вюрцбурге и Йенском университете. Работал также в Гейдельбергском университете, где ему ассистировал Георг Руге. При университете Гейдельберга он исполнял обязанности директора анатомического института вплоть до своей отставки в 1901 году. Карл Гегенбаур принадлежит к числу наиболее выдающихся исследователей в области сравнительной анатомии. Весьма существенное значение имели его исследования по позвоночной теории черепа, которыми он вместе с Томасом Генри Хаксли расшатал устоявшуюся в то время позвоночную теорию черепа Лоренца Окена и Гёте и установил основания для современной постановки этого вопроса и теорию конечностей, так называемую теорию архиптеригия, которая хотя и не может считаться принятой в настоящее время, но имела большое значение в истории разработки вопроса о происхождении конечностей у позвоночных животных. В работах Гегенбаура важно строгое и последовательное приложение к анатомии десцендентной теории, благодаря чему Карлу Гегенбауру во многом удалось пролить свет на различные темные вопросы анатомии. Учебники, написанные Гегенбауром, принадлежат к числу наиболее важных пособий по анатомии, особенно позвоночных животных. Карл Гегенбаур скончался в Гейдельберге 14 июня 1903 года. Библиография: 1855 — «Untersuchungen ьber Pteropoden und Heteropoden» (Лейпциг); 1864—1872 — «Untersuchungen der Vergleichenden Anatomie der Wirbelthiere»; 1870 — «Grundzьge der vergleichenden Anatomie» ; 1878 — «Grundriss der ver gleichenden Anatomie»; 1883 — «Lehrbuch der Anatomie des Menschen»; с 1876 года издает в Лейпциге «Morphologisches Jahrbuch. Zeitschrift fьr Anatomie und Entwickelungsgeschichte». На русском языке имеются «Основания сравнительной анатомии» (перевод Герда, 1867).

Otto-Goldschmidt (560x700, 137Kb)
1829
Отто Гольдшмидт (Otto Goldschmidt)
немецкий пианист, дирижер, композитор. Музыкальное образование получил в Лейпцигской консерватории, под руководством Мендельсона. Написал много сочинений для фортепьяно, песни и ораторию. Женился на знаменитой певице Женни Линд. Умер 24 февраля 1907 года.

Мухаметсалим Ишмухаметович Уметбаев 0 (482x700, 102Kb)
1841
Мухаметсалим Ишмухаметович Уметбаев
башкирский поэт- просветитель, первый исследователь-краевед из башкир. Начальное образование получил в медресе, в 1852 поступил в Оренбургский кадетский корпус, где овладел русским, персидским и тюркским языками, изучал математику, географию, историю, архитектуру, искусство, каллиграфию и военное дело. В 1860 поступил в Башкирское войсковое управление Юмран-Табынского кантона переводчиком. В 1864 был назначен писарем мирового посредника Кармаскалинской волости, в 1869 избран старшиной этой волости, где работал до 1878. В 1879-1880 преподавал русский язык и математику в медресе г.Стерлитамака. В 1880 поступил на службу в Оренбургское магометанское Духовное собрание в Уфе, где работал переводчиком до отставки в 1899. Одновременно был преподавателем в Уфимском детском приюте. В 1887-1889 занимался делами вакуфа (имущества) в Крыму. Вел общественную работу в Уфимском земстве как гласный, в 1883 избран членом Оренбургского отдела Русского географического общества, был членом комиссии по празднованию 300-летия Уфы, столетия со дня рождения А.С.Пушкина. С 1884 коллежский регистратор, с 1889 коллежский секретать, с 1892 титулярный советник. Творческая деятельность Уметбаева приходится на 1880-1890-е гг. Им опубликованы книги, посвященные изучению мусульманского законоведения, грамматики татарского языка, истории Оренбургского Духовного собрания. Многие труды ученого не были опубликованы. В книге "Описание научного и творческого наследия Мухаметсалима Уметбаева" (сост. М.Х.Надергулов, 1993) содержатся сведения о дошедших до нас рукописях Уметбаева. Главная книга - "Ядкар" ("Йэдкэр", 1897); в нее включены стихи, рассказы, публицистика, исторические очерки, труды по лингвистике, фольклору, этнографии. Поэзия Уметбаева разнообразна по жанрам: лирические стихи, басни, элегии, послания, миниатюры. Большинство поэтических произведений посвящено родному краю, изображению жизни и быта башкирского народа. В научных трудах, публицистических статьях поднимал актуальные проблемы своего времени: социальные, земельные вопросы, правовое положение башкирского народа, вопросы образования и культуры, печати и книгоиздания. Уметбаев отстаивал право обучения башкир на родном языке. Им собран богатый материал о быте, обычаях, традициях, педагогике и народной медицине башкир. В исторических очерках освещалась история края, связи и взаимовлияние культур башкирского и русского народов. В своей просветительской и творческой деятельности Уметбаев ориентировался на русскую культуру и науку, освоил лучшие традиции культуры и литерытуры Востока; писал статьи о литературе Востока, истории башкирской литературы, опубликовал образцы башкирского устного творчества. Уметбаев перевел на язык тюрки несколько стихотворений и поэму А.С.Пушкина "Бахчисарайский фонтан", образцы восточной поэзии и прозы. Некторые свои стихи перевел на русский язык. Скончался 28 июня 1907 года. Работы: «Краткое мусульманское законоведение» (перевод с русского), Уфа, 1890; «Памятки» («Ядкар»), Казань, 1897; «Бахчисарайский фонтан А.С.Пушкина» (перевод с русского), Казань, 1901; «Краткая татарская грамматика», Казань, 1901; «Оренбургское духовное собрание» (на русском и татарском языках), Уфа, 1903. Этнографические материалы о быте, обычаях, традициях, педагогике и народной медицине башкир. Статьи о литературере Востока, башкирском устного творчестве. Стихи, переводы русских и восточных поэтов. Многие труды не были опубликованы. В селе Ибрагимово Кармаскалинского района Башкортостана действует Мемориальный дом-музей М.Уметбаева.

Pavel_Unterberger (506x700, 79Kb)
1842
Павел Федорович Унтербергер
русский военный и государственный деятель, военный губернатор Приморской области (1888—1897), нижегородский губернатор (1897—1905), приамурский генерал-губернатор (1905—1910). Инженер-генерал (6 декабря 1906). Он же Павел Фёдорович, Павел-Симон и Симон Фридрихович Унтербергер. Раннее детство Павел Унтербергер провёл в Симбирске. Его отец, сын каретных дел мастера из Риги, Фридрих Семёнович Унтербергер, был одним из зачинателей ветеринарного дела в России, за что получил дворянское звание. В 1849 г. вместе с отцом Павел переехал в Дерпт, где его отец и дядя получили места профессоров Дерптского университета. Окончил классическую гимназию. В 1860 г. поступил в Николаевское инженерное училище (ныне Военный инженерно-технический университет), которое окончил в 1862 году подпоручиком. В 1868 г. закончил Николаевскую инженерную академию по первому разряду в звании штабс-капитана. По окончании академии направлен в командировку в Европу, затем оставлен при академии для преподавательской и научной работы. В 1870—1871 годах П.Ф.Унтербергер в звании капитана был откомандирован в Туркестан для участия в военной кампании. После командировки утратил интерес к академической карьере и отправился служить в Восточной Сибири. В 1875—1877 годах в звании подполковника служил в Иркутске в должности штабс-офицера для особых поручений при окружном инженерном управлении Восточно-Сибирского военного округа. Занимался строительными работами в малоосвоенных местностях Дальнего Востока. Вёл большую исследовательскую работу, изучая военную географию территорий, входящих в Восточно-Сибирское губернаторство. Во время восстания в Монголии откомандирован в Ургу для постройки оборонительных сооружений в русском посольстве. Потом, преодолевая трудности, проследовал с исследовательскими целями (как специалист по военной географии) через Монголию и пустыню Гоби, посетил Пекин, Тяньцзинь, Шанхай, Гонконг, Японию. В 1877—1878 гг. — в должности председателя Иркутской временной военно-тюремной комиссии. В апреле 1878 года произведён в полковники и назначен заведующим инженерной частью Восточно-Сибирского военного округа. Занимается фортификацией Николаевска и в особенности Владивостока, где инициирует значительный по масштабу план строительства Владивостокской крепости. В 1879 г. он вновь посетил Владивосток и завершил разработку плана размещения вокруг него оборонительных сооружений и составление их проектов. 1 октября 1888 года П.Ф.Унтербергер назначен военным губернатором Приморской области и наказным атаманом Уссурийского казачьего войска. 30 августа 1889 года на укреплениях Владивостока, подняли крепостной флаг в связи с получением статуса крепости 2-го разряда. Роль Владивостока возросла, и в августе 1890 года местопребывание военного губернатора Приморской области и областного управления переносится из Хабаровска во Владивосток. В 1896 году он получил чин генерал-лейтенанта. П.Ф.Унтербергер провёл в должности военного губернатора Приморской области почти 9 лет. За это время при его участии или с его ведома были построены Уссурийская железная дорога, порт, плавучий и береговой доки, множество жилых и служебных зданий, введены в строй медицинские и учебные заведения, получила развитие торговля, установлены рейсы судов по приморскому побережью, открыты мореходные классы, обнаружены большие запасы угля в Сучане (Партизанске) и начата его добыча, основано множество населенных пунктов по территории Приморья. В 1897 П.Ф.Унтербергер назначен нижегородским губернатором. Когда в мае 1897 года П.Ф.Унтербергер сдавал свои дела военного губернатора Приморской области генералу Д.И.Субботичу, городская дума, отмечая заслуги перед городом, избрала его почетным гражданином Владивостока. В Нижнем Новгороде П.Ф.Унтербергер производит впечатление на нижегородцев гражданским строительством и общественной деятельностью: строит каменные причалы, обустраивает места швартовки судов. Он выступил инициатором выкупа болдинского имения А.С.Пушкина с целью создания государственного мемориального музея. Он же инициировал создание Нижегородского общества любителей художеств. Состоял членом 29 благотворительных обществ, в которые регулярно платил немалые взносы. В его губернаторство произошла демонстрация в Сормове, был арестован Пётр Заломов. Суровость мер против революционеров активизировала усилия эсеров, которые во главе с Борисом Савинковым готовили покушение на нижегородского губернатора. В должности Нижегородского губернатора П.Ф.Унтербергер пробыл до начала ноября 1905 года. За несколько дней до окончания губернаторства он был произведен в сенаторы. 8 ноября 1905 года генерал-лейтенант П.Ф.Унтербергер был назначен командующим войсками Приамурского военного округа и войсковым наказным атаманом приамурских казачьих войск, а через 10 дней — приамурским генерал-губернатором. В качестве генерал-губернатора он приложил усилия для развития и заселения региона. При его участии были введены в строй новые учебные и медицинские учреждения, в том числе сельские, начата разработка полиметаллических руд в Тетюхе (Дальнегорск), введен рыбнадзор, выделены из состава и областного управления Приморской области Камчатка и Командорские острова, основаны новые селения. Он содействовал деятельности В.К.Арсеньева. Во внешнеполитических вопросах придерживался консервативных позиций, крайне настороженно относился к Японии, несмотря на российско-японское сближение после русско-японской войны и подписание целого ряда двусторонних соглашений общеполитического и экономического характера. Известен как систематический противник миграции корейцев на российский Дальний Восток. П.Ф.Унтербергер завершил повторную службу на Дальнем Востоке в 6 декабря 1910 года в возрасте 68 лет. Он сдал дела шталмейстеру Н.Л.Гондатти и убыл в Санкт-Петербург, где был назначен 6 декабря 1910 членом Государственного совета. В 1912 году П.Ф.Унтербергер издал труд «Приамурский край. 1906—1910 гг.» на основе материалов, собранных во время службы. После революции П.Ф.Унтербергер уехал в Германию к дочери, где скончался Ремплине, в замке её супруга 12 февраля 1921 года. П.Ф.Унтербергер — кавалер многих орденов, в том числе Свяирнр Станислава I степени, Свяирй Анны I степени, Святого Владимира II степени, Белого Орла, Свяирнр Александра Невского и бриллиантового знака к нему. 16 апреля 1898 удостоен звания Почетного гражданина города Владивостока. В 1902 году годичное собрание Географического общества присудило золотую медаль П. Унтербергеру за его труд «Приморская область с 1859 по 1898 год». Библиография: Унтербергер П. Приморская область 1856—1898 гг. Санкт-Петербург, 1900. (За эту книгу удостоен золотой медали Русского географического общества); перевод на китайский: 1856-1898 / Unterberger P. F. Binhai Sheng, 1856-1898 nian. Beijing : Shang wu yin shu guan : Xin hua shu dian Beijing fa xing suo fa xing, 1980; Унтербергер П. Приамурский край 1906—1910 гг. Санкт-Петербург, 1912;Унтербергер П. Приморский край. Санкт-Петербург, 1912. В 1987 имя Унтербергера увековечено на мемориальной доске «Видные деятели ОИАК — ПФГО СССР» (Владивосток, ул. Петра Великого, 4). О нем рассказывает мемориальная доска на фасаде бывшего дома военного губернатора (Владивосток, ул. Светланская, 52). Именем Унтербергера названа гора на полуострове Муравьёв-Амурский на юге Приморского края. Литература: Иванова Т. Достоин особого памятника : [П.Ф.Унтербергер] [Текст] / Т.Иванова // Нижегородский рабочий. – 2001. – 26 октября (№ 214); Калинин В., Аюшин Н. Губернатор // Россия и АТР. — 2000.- N 2. — Страницы 112-121; Макаров И. «Мера, предлагаемая губернатором, может привести к серьезным беспорядкам». Павел Фридрихович Унтербергер. 1897 – 1905 [Текст] / И.Макаров // Макаров И. Губернаторы и полицмейстеры: нижегородские были. – Нижний Новгород : Издательство «Книги», 2005. – Страницы 268 – 277; Морской биографический справочник Дальнего Востока России и Русской Америки. XVII — начало XX вв. — Владивосток, 1998. — Страницы 187-188; Хисамутдинов А. « Не теряйте веру в русский народ» (О деятельности П.Ф.Унтербергера в Приморье, в том числе о дружбе с В.К.Арсеньевым) // Красное знамя. — 1990. — 2 декабря — Страница 11; Ли Ханг Джун. Генерал-губернатор Приамурского края Павел Федорович Унтербергер и его корейская политика/ Ли Ханг Джун. - Москва: МАКС Пресс, 2006. ISBN 5317015987 9785317015985.

Benedetto Junck (481x700, 602Kb)
1852
Бенедетто Юнк (Benedetto Junck)
итальянский композитор. Родился в Турине. Готовился быть купцом, но 1872 сделался учеником Маццукато и Баццини в Милане, где он с тех пор и жил. Композиции его: романсы, скрипич. сонаты G-dur и D-dur, струнный квартет E-dur и другое. Умер в Сан Виджилио (Бергамо) 3 октября 1903 года.

Vinchevsky_Moris (700x427, 297Kb)
1856
Мориц Винчевский (Moriz Wintschewsky; псевдоним; настоящее имя – Липе-Бенцион Новахович)
еврейский пролетарский поэт. Родился в местечке Янов Ковенской губернии, ныне Литва. В историю еврейской литературы он вошел как пролетарский поэт. Его поэзия была насквозь социальна, проникнута пафосом борьбы, чужда националистических ламентаций, столь характерных для многих даже радикальных еврейских поэтов его времени. Произведения Морица Винчевского были чрезвычайно популярны среди еврейских рабочих, многие из его стихотворений распевались, и под их звуки еврейские рабочие шли на демонстрации. Недаром его называли «дедушкой еврейского социализма». Юношеские годы Винчевского совпали с эпохой кризиса еврейского буржуазного просвещения и зарождением еврейской социалистической мысли: он познакомился тогда с немецкой радикальной литературой, в частности с Бёрне, с русскими народниками и с публицистикой еврейского социалиста Арона Либермана. Ознакомившись в 1877 году в Кенигсберге с деятельностью немецкой социал-демократии, Мориц Винчевский стал социалистом, начал систематически печататься в журнале «Асефат хахамим», а вскоре становится его редактором и вынужден сам заполнять страницы журнала, помещая под различными псевдонимами стихи, рассказы, статьи, проникнутые социалистическими идеями и направленные против националистических писателей. В этом же журнале Винчевский публикует прославившие его «Мысли сумасшедшего философа». Под маской сумасшедшего ему удается обойти цензуру и пропагандировать социалистические идеи. Переведенные на идиш «Мысли…» неоднократно переиздавались и сыграли большую роль в популяризации социализма среди еврейских рабочих. После издания в Пруссии «закона против социалистов» Винчевского арестовали в 1878 году; он просидел несколько месяцев в тюрьме, а затем был выслан. Из Пруссии поэт выехал в Лондон, где вступил в «Коммунистический союз рабочих», основанный Марксом и Энгельсом; в 1884 году он организовал первую еврейскую социалистическую газету «Польский еврей», опубликовал первую еврейскую социалистическую брошюру «Да будет свет» и принял участие в издании журнала «Арбетер фройнд», на страницах которого впервые выступил под псевдонимом Мориц Винчевский. В 1894 году Винчевский переехал в Нью-Йорк, где к тому времени уже образовался значительный еврейский рабочий центр. Здесь поэт-социалист начал борьбу против реформистских деятелей рабочего движения и, как лидер левой оппозиции, создал газету «Форвертс» (в 1897 году). Одно время Мориц редактировал журнал «Цукунфт». Главной целью литературной деятельности Винчевского в ту пору было пробудить в еврейских рабочих массах осознание их тягостного положения и ознакомить читателей с идеалами социализма. Первые его стихи, рассказы, статьи были, естественно, проникнуты социалистическими идеями. В 1879 году Винчевский опубликовал на идиш ряд статей против еврейского просветительства (Гаскалы). В 1920 вышли два тома его публицистическо-сатирической прозы: «Мысли сумасшедшего философа», а также том, содержавший драмы «Последний набор», «Мнимая свадьба» и др. В 1924 приезжал в СССР, где в том же году был издан сборник его стихов «Песни борьбы». Стихи Винчевского оказали известное влияние на советскую поэзию на идиш 1920–1930-х гг. Кстати, в Советском Союзе Винчевскому устроили пышный приём; советское правительство, поддерживая репутацию «родины всех угнетённых народов», даже присудило поэту пожизненную пенсию, предлагая вообще остаться на ПМЖ в СССР. Морицу Винчевскому такое предложение весьма польстило, но, будучи старым, опытным социалистом, прошедшим в своё время огонь, воду и медные трубы, он сумел быстро сориентироваться в этой фальшивой игре и инстинктивно почувствовал, что советский режим не является тем обществом, о каком он мечтал всю свою жизнь... Произведения Винчевского проникнуты любовью к обездоленным и глубоким чувством сопричастности к судьбам еврейского народа. В 1921 году, будучи уже глубоким стариком, Винчевский порвал со своими бывшими соратниками, изменившими, как он считал, рабочему классу, и вступил в коммунистическую партию США. Собрание сочинений Винчевского в 10 томах издано в США в 1927–1928 гг. Умер Мориц Винчевский в Нью-Йорке 18 марта 1932 года. Сочинения: Гезамлте верк, тома 1—10, Нью-Йорк, 1927—1928; Эринерунген, Москва, 1926 (на идиш).

 (401x698, 79Kb)
1858
Рудольф Габсбургский (Rudolf von Habsburg)
талантливый, но родившийся под несчастливой звездой наследный принц Австро-Венгрии. Единственный сын императора Франца Иосифа I и Елизаветы Баварской, он родился в Лаксенбурге близ Вены. Рудольф получил образование, предписанное строгими семейными традициями, и должен был испытать суровость армейской жизни. Однако он проявлял живой интерес к естественным и экономическим наукам, имел способности к языкам, много путешествовал. Наследник поддерживал дружественные, хотя и не афишируемые отношения с журналистами и писал статьи в печатные издания. Рудольфу, как и его матери, был присущ мятежный дух. Его раздражали строгие правила жизни при дворе, он подвергал острой критике – устно и письменно – аристократическое общество. Он симпатизировал Франции, выступал за более мягкую политику в отношении чехов и хорватов. Отец часто осуждал Рудольфа и не допускал его к общественным делам, что сильно задевало чувствительного молодого человека. В 1881 Рудольф женился на бельгийской принцессе Стефании, но их брак оказался неудачным. Эрцгерцог проводил время в тайных романах, последним его увлечением стала баронесса Мария Вечера. 30 января 1889 года их нашли мертвыми в уединенном охотничьем замке Майерлинг в 40 км к юго-западу от Вены. Есть основания предполагать, что Рудольф застрелил свою любовницу, а затем и себя.

krejci (593x700, 193Kb)
1858
Франтишек Крейчи (Frantiek Krejн)
чешский буржуазный философ-позитивист. Родился в Гостиннем на Трутновску. Профессор философии и психологии Карлова университета в Праге (с 1912). Сторонник психофизического параллелизма и т.н. феноменального дуализма ("Психология", "Psychologie", dl. 1–6, 1902–1926). Представители идеалистических направлений чешской философии, особенно виталист Мареш, критиковали Крейчи за допущение психологии "без души", за защиту детерминизма как принципа науки, за атеизм. Крейчи активно участвовал в политич. жизни, совместно с З.Неедлы выступал в защиту интересов рабочего класса. Принадлежит к основателям современной чешской психологии. Умер 24 мая 1934 года. Сочинения: О filosofii pitomnosti, Praha, 1904; Svoboda vle a mravnost, Praha, 1907; Filosofie poslednich let ped vбlkou, 2 vyd., Praha, 1930; Positivni etika..., Praha, 1922; Politika a mravnost, Praha, 1932. Литература: Sbornik ku poct F.K., Praha, 1929; "eskoslovenskб Psychologie", 1958, r. 2, . 3.

Ludwik Krzywickif (438x600, 141Kb)
1859
Людвик Кшивицкий (Крживицкий; польское имя - Ludwik Krzywicki)
польский ученый и публицист, один из первых пропагандистов идей научного социализма. Родился в Плоцке. В 1878—1884 изучал медицину и математику в Варшавском университете, участвовал в студенческом революционном движении. В 1882—1884 был главным переводчиком 1-го тома "Капитала" К.Маркса на польский язык Несколько лет жил за границей, главным образом во (где в 1884—1885 был редактором изданий польской партии "Пролетариат" 1-й — "Przedwit" и "Walka Klas") и США. По возвращении на родину (середина 1890-х гг.) работал в Главном статистическом управлении, с 1918 профессор Варшавского университета, в 1921—1939 руководил институтом народного хозяйства. Автор труда "Аграрный вопрос" (1903), в котором, основываясь на теории земельной ренты К.Маркса и используя большой фактический материал, дал сравнительный анализ сельского хозяйства США и Европы. Однако в своих выводах Кшивицкий был непоследователен: разрешение аграрных проблем капитализма связывал с проведением реформ буржуазным государством. Занимался также вопросами социологии, истории, археологии, этнографии и др. Умер в Варшаве 10 июня 1941 года. Сочинения: Stowarzyszenia spozywcze. Ustep z dziejow kooperacji, Warsz., 1903; Ustroje spoeczno-gospodarcze w okresie dzikoci i barbarzystwa, Warsz., 1914; Studia socjologiczne, Warsz., 1950; Dziela, t. 1—6, Warsz., 1957—1962.

radin_lp (524x700, 173Kb)
1860
Леонид Петрович Радин
профессиональный революционер, поэт, изобретатель. Родился в городе Раненбург, ныне город Чаплыгин Липецкой области, в семье купца, владевшего винокуренным заводом и мельницей. Учился в московской частной гимназии Поливанова. В 1879 поступил на физико-математический факультет Московского университета, но в 1880 в связи со смертью отца и тяжёлой болезнью матери (умерла в 1883 от туберкулёза) оставил учёбу. В 1884 вновь начал учиться на том же факультете Санкт-Петербургского университета; окончил в 1888 со степенью кандидата. Был учеником Д.И.Менделеева. Ещё студентом, в 1887, издал книгу Винокурение – расширенный вариант диссертации, написанной за два года до окончания. С 1890 жил в Кизляре, занимался научной работой, касающейся технологии винокурения, а также изобретательством (сконструировал точные весы). В 1892 переехал в Москву, служил в технической конторе, преподавал в воскресных школах для рабочих; вошёл в социал-демократический кружок, в 1894–1895 адаптировал эдисоновский мимеограф (прообраз ротапринта) для подпольных типографий. В эти годы писал прокламации и листовки, вёл пропагандистскую работу в социал-демократических кружках. Весной 1896 был выслан в Тулу, но уже в июле вернулся в Москву и в ноябре написал текст известного революционного марша Смело, товарищи, в ногу, который исполнялся на музыку популярной студенческой песни «Медленно движется время» (слова И.С.Никитина). Полтора года провёл в Таганской тюрьме, где заболел туберкулёзом; в марте 1898 был выслан в Вятскую губернию. В ссылке написал ряд песен, обращённых к массовой народной аудитории и призывающих к революционной борьбе; писал также научно-популярные статьи, критические статьи по вопросам искусства и педагогики. Ко времени окончания ссылки в 1900 был тяжело болен; переезд в Ялту привёл к скорой смерти. Умер в Ялте 29 марта 1900 года. Сочинения в книге: Революционная поэзия (1890—1917), Ленинград, 1959. Литература: Конарский И. Ю., Наши подпольщики (Л.П.Радин и И.Ф.Дубровинский), [Москва], 1925; Мартынов А.Ф., Для жизни новой, Москва, 1963.

1862
Всеволод Евгеньевич Тимонов
российский гидротехник, профессор (1895). Окончил Школу мостов и дорог в Париже (1883) и Санкт-Петербургский институт путей сообщения (1886). Труды посвящены строительству портов, мостов и маяков, улучшению условий судоходства на крупных реках, регулирования рек в их порожистой части. Первым указал на преимущество механического землечерпания при улучшении судоходных условий на больших реках. В 1907 г. создал при Санкт-Петербургском институте путей сообщения первую в России гидротехническую лабораторию.

1863
Жюль Дестре (Destrйe)
бельгийский политический и государственный деятель. Родился в городе Марсинель. В начале 1890-х гг. примкнул к социалистическому движению, вступив в Бельгийскую рабочую партию. С 1894 депутат парламента. В годы 1-й мировой войны 1914-1918 стоял на социал-шовинистический позициях. Великую Октябрьскую социалистическую революцию в России встретил враждебно. В декабре 1919 - ноябре 1920 министр по вопросам науки и культуры Бельгии. В 1920-х гг. неоднократно представлял Бельгию в различных комиссиях Лиги Наций по вопросам культуры. Умер в Брюсселе 3 декабря 1936 года. Сочинения: En Italiе avant la guerre. 1914—1915, Brux. — P., 1915; En Italie pendant la guerre. (1915—1916), Brux. — P., 1916.

1863
Самуил Мартынович Дудин-Марцинкевич
художник, этнограф. Ученик Репина, автор трудов по вопросам буддийского и исламского искусства. Умер в 1929 году.

1864
Александр Александрович Таубе
русский военный деятель, генерал-лейтенант (1915), барон. Окончил Михайловское артиллерийское училище (1884) и Академию Генштаба (1891). В русско-японской войне 1904-1905 гг. командовал полком. Во время первой мировой войны 1914-1918 гг. - начальник этапно-хозяйственного отдела армии, начальник пехотной и стрелковой дивизий, с мая 1916 г. - начальник штаба Омского военного округа. После февраля 1917 г. подвергался репрессиям за поддержку Советов. В октябре 1917 г. перешёл на сторону Советской власти. С апреля 1918 г. - начальник главного штаба Сибвоенкомата (объединявшего Иркутский, Омский и Приамурский военные округа), с июня 1918 г. - начальник главного штаба командования Красной Армии в Сибири. После падения Советской власти в Сибири направлен Сибсовнаркомом в Москву, но в сентябре 1918 г. был арестован белогвардейцами в Бодайбо и приговорен военно-полевым судом в Екатеринбурге к смертной казни. Умер в камере смертников от тифа

 (628x698, 210Kb)
1871
Леонид Николаевич Андреев
русский писатель. Родился в Орле в семье мелкого чиновника. Окончив местную гимназию, поступил в Санкт-Петербургский университет. Перевелся на юридический факультет Московского университета, который окончил в 1897. Сочинительством занялся еще в гимназии, но потерпел ряд неудач; устроился репортером в «Московский вестник», затем в «Курьер». В 1898 опубликовал рассказ Баргамот и Гараська, в котором сказалось влияние Ф.М.Достоевского и Ч.Диккенса, чьи сочинения, по признанию самого Андреева, он перечитывал «раз десять», а также воздействие литературной манеры А.П.Чехова. Баргамот и Гараська внимание М.Горького, который помог Андрееву советами и делом и ввел его в книгоиздательское товарищество «Знание», учрежденное группой молодых писателей с целью поддержания и развития социально-реалистических традиций русской литературы 19 в. В 1901 Андреев опубликовал свою первую книгу рассказов, куда вошли Маленький ангел, Большой шлем, Ложь, Молчание и Жили-были. Отмеченные реализмом, рассказы сборника подтвердили высокую оценку таланта Андреева Горьким, и он почти сразу стал литературной знаменитостью. Хотя Андреев проявлял мало интереса к общественно-политическим вопросам, он оставался в горьковском ближнем кругу писателей до 1905. К этому времени относится большая часть его рассказов, в том числе Смех, Стена, Бездна, Мысль, В тумане и Жизнь Василия Фивейского. Отвращение к ужасам войны отразилось в новелле Красный смех, написанной во время русско-японской войны 1904–1905. Своей известностью после 1905 Андреев в основном обязан успеху в качестве драматурга. Его первая пьеса К звездам появилась в 1905, и до 1917 он издавал не меньше одной пьесы в год. В большинстве его драмы, такие, как Жизнь человека (1906), Царь-Голод (1907), Черные маски (1908), Анатэма (1909), Честь (1912), Собачий вальс (1914) и Тот, кто получает пощечины (1916), символичны в некоем нарочитом, показном смысле, определяющем их стиль, и со временем почти утратили всякую притягательность. Склонность Андреева к мистицизму и символизму отразилась и в его прозе. Среди написанных после 1905 рассказов сравнительно немногие принадлежат традиции реализма; большей частью они повествуют о сверхъестественном и призваны внушить читателю ужас перед непознаваемым. В противоречии с этой мистической тенденцией находятся исполненная психологизма реалистическая новелла Рассказ о семи повешенных (1908) и единственный роман Андреева Сашка Жегулев (1912). Из пьес Андреева особого упоминания заслуживает Самсон в оковах (1914), обычно признаваемый шедевром его драматургии, и две драматические сатиры – Любовь к ближнему (1908) и Прекрасные сабинянки (1912). После большевистской революции 1917 Андреев перебрался в Финляндию, где пером публициста обличал коммунистическое засилье на родине. Его последнее произведение, незаконченный роман-памфлет Дневник Сатаны (опубл. 1921), свидетельствует об упадке художественного таланта писателя. Умер Андреев в деревне Нейвала близ Мустамяки (Финляндия) 12 сентября 1919 года; в 1956 был перезахоронен в Ленинграде. Творчество Л.Андреева высоко ценили А.Блок, М.Горький, Б.Зайцев. К литературному наследию Л.Андреева в разные годы обращались И.Ильинский, Ю.Яковлев, О.Табаков. В коллекции радиофонда хранятся записи рассказов: "Гостинец", "Кусака", "Петька на даче", "Цветок под ногой" в исполнении этих замечательных артистов. Монолог из трагедии "Анатэма" звучит в исполнении В.Качалова, а монолог из пьесы "Жизнь человека" - в исполнении В.Зозулина. Драматургическое наследие Л.Андреева также представлено в собрании радиофонда. Это запись по трансляции спектакля "Анфиса" Московского театра "Современник" с участием М.Нееловой, О.Дроздовой, В.Шальных, Р.Суховерко. Сцена из спектакля "Дни нашей жизни" Московского драматического театра имени А.С.Пушкина. В ролях: О.Викландт, Т.Лякина. Радиоспектакль "Монумент" по пьесе Л.Андреева. В ролях: Е.Никищихина, А.Обухов, А.Терешко и другие артисты московских театров.

1871
Василий Назарович Боженко
один из организаторов Красной гвардии и партизанских отрядов на Украине, герой Гражданской войны. Участник Русско-японской войны 1904–1905 гг., фельдфебель. После Февральской революции член Киевского совета, командир отряда красногвардейцев. В 1918–1919 гг. командир Таращанского полка, затем Таращанской бригады, входившей в состав 1-й Украинской дивизии. Погиб 19 августа 1919 года.

 (500x699, 95Kb)
1872
Обри Винцент Бердсли (Aubrey Vincent Beardsley)
английский художник-график, иллюстратор, декоратор, поэт, один из виднейших представителей английского эстетического движения 1890-х гг. Родился в Брайтоне, графство Суссекс в семье Винсента Пола Бёрдсли, чьими родственниками были состоятельные лондонские ювелиры, и Элен Агнес Питт, которая происходила из семьи врачей. Несколько поколений в семье отца страдали от туберкулёза. В 1879 году семилетнему Обри поставили аналогичный диагноз. Кроме того, лекгомысленный отец вскоре после свадьбы промотал все семейные деньги и, так как он из-за болезни не мог заниматься постоянным трудом, матери, которую Обри боготворил, пришлось зарабатывать на жизнь работой гувернантки с преподаванием музыки и французского языка. В семье рано поняли, что их сын - вундеркинд. Рисовать он начал с четырёх лет, под влиянием матери рано пристрастился к английской и французской литературе, благодаря её урокам музыки он осознал свой незаурядный талант. При поддержке нескольких аристократических семей он занимался с известными пианистами и, как результат, в 11 лет сочинял музыку и стихи, которые отличались редким изяществом, а с марта 1881 года (переезд в Лондон) вместе с сестрой Мейбел (впоследствии она стала актрисой) давал концерты, на которые собирались до 3000 человек. После возвращения в родной Брайтон он также находит поддержку своим талантам, ставит на школьной сцене спектакли, некоторые из которых привлекают внимание театральных критиков. Покинув школу, Обри сначала поступает чертёжником в студию одного лондонского архитектора, а в возрасте семнадцати лет определяется на службу клерком в лондонское страховое общество “The Guardian Life and Fire Insurance”. Однако службу и любительские спектакли приходится бросить: осенью юноша начал кашлять кровью. Именно в это время из всех видов искусства Бердслей отдаёт предпочтение изобразительному. Несмотря на болезнь, некоторое время он посещает уроки в Вестминстерской художественной школе у профессора Ф.Брауна по совету Эдварда Бёрн-Джонса (Edward Burne-Jones), который, кстати, познакомил его с Оскаром Уайльдом (Oscar Wilde). Однако всего в искусстве он добился самостоятельно, и поэтому считается гениальным самоучкой. Он дорожил своей репутацией меломана и библиофила. Его любовно собранная огромная библиотека восхищала, как и блестящее знание коллекций Британского музея и Национальной галереи. Обри Бёрдсли в оригинале читал греческих и латинских авторов и "часто поражал учёных остротой восприятия всех тонкостей", как писал о нём современник. Слава настигла его в 1892 году, когда он по заказу издателя Джона Дента выполнил серию иллюстраций к роману сэра Томаса Мэлори (Thomas Malory) «Смерть Артура». Одной из отличительных черт его работ являлась утончённая эротичность. "Как цветы, взлелеянные рукой знатока в стеклянных оранжереях с искусственной влагой (...) отрава слишком тонких курений и слишком изысканных форм", - описал их в своём эссе критик Сергей Маковский, который одним из первых открыл Бёрдсли русской публике. Поэтому часто существовало два их варианта: первоначальный и утверждённый цензурой. По той же причине обыватели часто воспринимали его неадекватно: «сеятелем общественного разврата», гомосексуалистом и соблазнителем собственной сестры Мейбел. Сознавая это, Бёрдсли неоднократно замечал, что «У французских полицейских существуют серьёзные сомнения относительно моего пола». И тут же добавлял, что все сомневающиеся «могут прийти и убедиться в нём лично» - впрочем, это было ответом на статью в газете “St. Paul” полную грубых намёков. Но он с восторгом говорил о художниках и писателях, совершенно враждебных к его устремлениям. В 1894 году Обри становится художественным редактором журнала «The yellow book» («Жёлтая книга»), который приобрел популярность как сборник работ талантливых писателей, поэтов, художников, преимущественно гомоэротической направленности. Член Клуба Гедонистов, один из «королей дендизма», носящий в петлице увядшую розу, своим поведением он культивировал скандал. Он произошёл, тесно связанный с трагедией Оскара Уайльда. Когда в 1895 году обвинённый в гомосексуальной связи он отправился в тюрьму, то взял с собой какую-то книгу жёлтого цвета. Комментировавший это журналист по ошибке написал “the yellow book” вместо “a yellow book”. Для викторианской Англии этого хватило, чтоб закрыть издание. Так Бёрдсли остался без средств к существованию. На самом деле о личной жизни Бёрдсли доподлинно ничего неизвестно. Она скрывалась за вежливыми письмами и чудачествами меломана, музицирующего за роялем "в четыре руки" со скелетом. Действительно, гостями его гостиной, увешанной японскими эротическими эстампами, были Оскар Уайльд, Роберт Росс, Альфред Дуглас (Боузи), Пьер Луи, Джон Грей, известные своей ориентацией. Его лучшим другом был поэт-теоретик гомосексуализма Андре Раффалович, чью книгу стихотворений «Нить и тропа» он проиллюстрировал в 1895 году. Однако нет ни одного документального свидетельства, опровергающего или доказывающего гомосексуальность художника. Издатель «Жёлтой книги» Джон Лэйн заметил однажды, что «Бёрдсли немало пострадал от слишком поспешной оценки его искусства». С 1894 по 1896 год (в это время к нему приходит невиданный успех после публикации 16 иллюстраций к уайльдовской «Саломее») его самочувствие резко ухудшается – и тогда создаются мрачные рисунки к «Падению Дома Ашеров» Эдгара По (1895). Сначала Обри думает о том, как бы выздороветь, потом – как почувствовать себя немного лучше, и, наконец, - прожить ещё хоть один месяц. «Я знаю, болезнь моя неизлечима, но я уверен, что можно принять меры к тому, чтобы ход её был менее скор. Не считайте меня глупым, что я так торгуюсь из-за нескольких месяцев, но вы поймёте, что они могут быть для меня ценны по многим причинам. Я с наслаждением начинаю думать о том, что выпущу две или три иллюстрированные вещицы…» писал он Раффаловичу в это время. 31 марта 1897 года Бёрдсли был принят в лоно католической церкви. «Среди наиболее близких его друзей при жизни числились англиканские пасторы и католические священники, которые отдавали должное искренности и глубине его веры»… Он получает то, о чём страстно молил: ещё год жизни. За это время он создал цикл иллюстраций к комедии нравов «Вольпоне» Бена Джонсона, которые ознаменовали собой начало нового стиля. В это время он постоянно перечитывает произведения Блеза Паскаля (Blaise Pascal) и пишет Раффаловичу: «Он [Паскаль] понял, что, став христианином, творческий человек должен принести в жертву свой дар, как Магдалина жертвует своей красотой». Последним его пристанищем стал «лимонный рай» Ментона на берегу Средиземного моря. Уже прикованный к постели, он в письме заклинал своего друга-издателя Леонарда Смитерса «уничтожить все экземпляры «Лисистраты» и неприличных рисунков и гравировальные доски к ним». К счастью, эта просьба не была исполнена. 16 марта 1898 года в Ментоне (Франция) в полном сознании, в присутствии матери и сестры, которым он поручил передать последние приветы многочисленным друзьям, Обри Винсент Бёрдсли скончался. На смерть художника Алджернон Суинберн (Algernon Swinburne) написал это стихотворение (перевод выполнен И.А.Евсой):
Возвратись к нам – хотя бы во сне, -
Ты, которому равного нет,
Ты, кому безразличен вполне
Мир земных потрясений и бед.
Но любовь, что была внушена
Чудным даром, чей свет не потух, -
Ты расслышишь. И тронет она
Твой свободный и царственный дух.

1874
Иван Никанорович Розанов
российский литературовед, книговед. Брат М.Н.Розанова. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1899). Профессор МГУ (с 1918 г.). В 1919-1941 гг. — заведующий отделом истории книги Исторического музея (Москва); в 1945-1953 гг. работал в Институте мировой литературы имени М.Горького Академии Наук СССР. С 1900 г. опубликовал около 300 работ, среди них — книга "Русская лирика" (1914), "Песни русских поэтов" (1936), "Русские песни ХIХ в." (1944). Собрал уникальную библиотеку русской поэзии, переданную после смерти Розанова в дар Государственному музею А.С.Пушкина в Москве.

1874
Пров Михайлович Садовский
российский актер, народный артист СССР (1937). Родился в Москве. Сын Михаила Прововича и Ольги Осиповны Садовских, с 1895 в Малом театре. По окончании реального училища поступил на драматические курсы Московского театрального училища, где его учителями были А.П.Ленский и М.П.Садовский. С 1895 (до конца жизни) — актер, а в 1944-1947 и художественный руководитель Малого театра. Обладая эффектной внешностью, мастерством сценической речи, Садовский уже в первые годы пребывания на сцене с успехом сыграл роли Глумова («На всякого мудреца. Среди ролей: Кошкин ("Любовь Яровая" К.А.Тренева), Фамусов ("Горе от ума" А.С.Грибоедова). Сталинская премия (1943). Умер в Москве 4 мая 1947 года.

1876
Алексей Александрович Лебедев
инженер, создатель авиационных двигателей. Умер в 1964 году.

1876
Константин Александр Экономо (барон фон Сан-Серф)
австрийский невролог. По происхождению грек. В 1901 г. окончил медицинский факультет Венского университета; с 1921 г. – профессор невропатологии и психиатрии там же. Во время первой мировой войны служил пилотом, затем военным врачом. Установил (1902) т. н. центры глотания и жевания в головном мозге. Описал (1917) эпидемический летаргический энцефалит (болезнь Экономо), на основе клинико-анатомического изучения которого установил значение гипоталамуса, зрительных бугров в нарушениях сна, предложил теорию сна. Издал (1925) книгу (совместно с Г.Н.Коскинасом) и атлас по цитоархитектонике коры больших полушарий. Уточнил цитоархитектоническую «карту» коры большого мозга (109 полей), провел измерения величины клеток в различных корковых слоях. На основе цитоархитектонических исследований и изучения ископаемых черепов человека выдвинул теорию «прогрессивной церебрации», согласно которой головной мозг постоянно развивается (переходит на более высокую ступень развития). В 1931 г. открыл специальное отделение для изучения мозга (главным образом проблемы цито- и мнелоархитектоники). Председатель Венского общества психиатров (с 1928). Один из пионеров австрийской авиации (с 1910 г. – президент аэроклуба).

1877
Яков Федорович Орланский (Яков Федорович Орланский-Титаренко)
российский баянист. Выступал с 1895 г. В 1912 г. организовал оркестр «Баян». С 1928 г. разрабатывал новые конструкции гармоник. Автор первой «Школы», а также многих переложений и обработок для баяна. Погиб в Ленинграде во время блокады.

 (473x699, 213Kb)
1877
Гамзат Цадаса
аварский советский поэт, народный поэт Дагестана (1934). Отец Расула Гамзатова. Учился в медресе, был мусульманским священником и судьей в родном ауле, потом отказался от этого звания и стал хлеборобом. Начал поэтическую деятельность в 1891. Цадаса выступил как сатирик, обличитель пороков духовенства, торгашей, стяжателей ("Дибир и хомяк", "Стихи о харчевне" и др.). Был горячим пропагандистом идей Октябрьской революции. Первый сборник стихов "Метла адатов" (1934) знаменовал целый этап в аварской советской поэзии. В конце 1930-х гг. написал автобиографическую поэму "Моя жизнь". Популярны были его песни периода Великой Отечественной войны (сборник "За Родину"). Поэма "Сказание о чабане" (1949-1950), реалистическое повествование о новой жизни горцев, вошла в сборнике "Избранное" (Государственная премия СССР, 1951). Автор драм и комедий, первых у аварцев басен, стихов и сказок для детей. Творчество поэта тесно связано с аварским фольклором. Многие его стихи стали народными песнями. Перевёл на аварский язык произведения А.С.Пушкина, И.А.Крылова. Депутат Верховного Совета СССР 3-го созыва. Именем Цадаса названы НИИ языка, истории и литературы, Аварский музыкально-драматический театр, педагогический институт. Скончался 11 июня 1951 года. Похоронен в центре г. Махачкалы. В 1965 учреждена ежегодная республиканская премия имени Цадаса за лучшее произведения драматургии. В ауле Цада открыт в 1967 музей Цадаса.

1879
Henry Ainley
английский актер (As You Like It).

1879
Андрей Васильевич Мартынов
советский энтомолог. Родился в Москве. Окончил Московский университет (1902). С 1906 в Варшавском, в 1917-1921 в Донском и Северо-Кавказском университетах. С 1921 в Ленинграде, в Зоологическом музее (с 1931-Зоологический институт Академии Наук СССР) и одновременно в 1921-1930 профессор института прикладной зоологии и фитопатологии. С 1935 в Москве, в Палеонтологическом институте Академии Наук СССР. Один из основоположников палеоэнтомологии. На основе изучения морфологии крыльев разработал общую систему насекомых, разделив их на древнекрылых и новокрылых. Впервые дал обзоры ископаемых насекомых юрских и пермских фаун на территории СССР (по местонахождениям) и по историческому развитию насекомых в связи с геологическим прошлым Земли. Работы по систематике, морфологии, экологии и зоогеографии ручейников и бокоплавов. Умер в Москве 29 января 1938 года. Сочинения: Очерки геологической истории и филогении отрядов насекомых (Pterygota), часть 1. Москва - Ленинград, 1938 (библиография). Литература: Родендорф Б.Б., Палеоэнтомологические исследования в СССР, Москва, 1957 (Труды Палеонтологического института, том 66).

1881
Арчибальд Рид Ричардсон
английский математик. Работал в Кембридже. Основные труды относятся к алгебраической геометрии.

1882
Рик Ваутерс (Вутерс)
бельгийский живописец и скульптор. Работал в Бельгии и Голландии. В живописи Ваутерсa приёмы фовизма сочетаются с вниманием к человеку и его характеру, с пластичной лепкой формы, изменчивостью интенсивного цвета и света ("Урок", 1912, Королевский музей изящных искусств, Антверпен). Для скульптуры Ваутерсa характерны живописность, импульсивность манеры, остро схваченное мгновение бурного движения или покоя ("Неразумная дева", 1911; "Домашние заботы", 1913; оба произведения - бронза, Королевский музей изящных искусств, Антверпен).

1882
Александр Алексеевич Чернышев
российский ученый в области электротехники, академик Академии Наук СССР (1932; член-корреспондент 1929). Окончил Санкт-Петербургский политехнический институт (1907); там же получил звание профессора (1919) и работал до переезда в Москву (1936), с 1918 г. – в Физико-техническом институте в Петрограде, а позже в ряде других учреждений Академии Наук СССР (Энергетическом институте, Комиссии по автоматике и телемеханике и др.). Основные труды по вопросам техники высоких напряжений и радиотехнике. Занимался также проблемами электрических измерений, телевидения, дальности радиотелефонной связи, электрификации железных дорог, планированием и организацией научных работ, историей электротехники и др. Участвовал в разработке плана ГОЭЛРО. Премия имени В.И.Ленина (1930).

1884
Эдгар Уилльям Аллен (Edgar William Allen)
американский шахматный проблемист. Умер 5 сентября 1950 года.

1885
Ханс Драйер
американский художник.

1888
Микаэл Иванович Мирзаян
советский армянский композитор, педагог, заслуженный деятель искусств Армянской ССР; автор романсов, песен, маршей, хоров, опер-картин для детского исполнения. Умер 26 ноября 1959 года.

1888
Мириам Аллен Дефорд
американская писательница, автор сборников "Ксеногенезис", "Где-нибудь, когда-нибудь, как-нибудь", составитель антологии "Космос, Время и Преступление".

1889
Гай Уиллс Чандлер (Guy Wills Chandler)
британский шахматный композитор, международный арбитр по шахматной композиции (1957). Умер 28 мая 1980 года.

1892
Шарль Ванель (Мари Шарль)
французский актер. Учился в Морской школе. В 1908 дебютировал на сцене. Впервые снялся в кино в фильме «Джим Кроу» (1912). Создавая образ капрала Даля («Закон севера», 1939), Ванель раскрыл драму человека, вступающего в конфликт с нормами морали. Играя роль летчика Пьера Готье («Небо принадлежит нам», 1943), создал образ мужественного человека способного победить предрассудки мещанской среды. В фильме «Дружная компания» (1936) Ванель сыграл простодушного парня, сохранивших в трудных обстоятельствах верность своим друзьям. В 1930-1940-е гг. Ванель выступал преимущественно в приключенческих и детективных фильмах («Именем закона», 1932; «Мишель Строгов», 1936; «Железнодорожные пираты», 1937 и др.), где он играл людей одержимых страстью, заставляющих их порой делать зло. Социально и психологически насыщенные образы Ванель создал в конце 1940-х начале 1950-х гг. В фильме «Во имя закона» (1949) он сыграл роль главаря мафии Пассалавке, упоенного своей силой и властью, основанной на беззаконии, царящем в Сицилии. Играя роль гангстера Джо «Плата за страх» (1952), Ванель показал, что кажущееся мужество Джо, его презрение к смерти в трудный момент оборачиваются трусостью, неспособностью к борьбе. Выступал как режиссер в фильмах: «В ночи» (1929), «Полночный бой часов» (1935).

 (543x698, 159Kb)
1893
Лили Буланже (французское имя - Lili Boulanger, собственное имя - Juliette-Marie Olga Boulanger)
французский композитор, младшая сестра Нади Буланже. Родилась в Париже. Росла в музыкальной семье: отец — композитор, преподаватель вокала в Парижской консерватории. Мать — певица Раиса Мышецкая, родилась в Санкт-Петербурге. Лили научилась читать ноты в шесть лет, раньше, чем буквы. Первые фортепианные уроки ей дал друг семьи Габриэль Форе. Отличалась слабым здоровьем, училась дома. От ее ранних сочинений сохранился лишь ми-мажорный Вальс (1906). В 1909 поступила в Парижскую консерваторию. В 1913 стала первой женщиной, получившей Большую Римскую премию за кантату Фауст и Елена; премьера сочинения в Театре Шатле в ноябре того же года имела большой успех, композитор была принята в Елисейском дворце президентом Франции Раймоном Пуанкаре. В 1914 как лауреат Римской премии четыре месяца провела в Риме на вилле Медичи, поездка была прервана начавшейся Мировой войной. Безвременно умерла от туберкулёза в Мези-сюр-Сен, департамент Ивелин 15 марта 1918 года. Похоронена на кладбище Монмартр. Автор инструментальных, вокальных и хоровых сочинений, духовной музыки. Писала музыку на стихи Мюссе, Метерлинка, Леконт де Лиля, А.Самена, Ф.Жамма. Оставила незавершенной оперу Принцесса Мален (по одноименной драме Метерлинка). Сочинения: Valse en mi majeur, pour piano; Piиce, pour violon ou flыte et piano (sans titre); Sous-bois, pour chur а 4 voix et piano; Nocturne, pour flыte ou violon et piano ou orchestre; Renouveau, pour chur а 4 voix mixtes et piano ou orchestre; Maпa, cantate pour soprano, tйnor, basse et piano; Frйdйgonde, cantate pour soprano, tйnor, basse et piano; Soleils de septembre, pour chur mixte а 4 voix et piano ou orgue; Les sirиnes, pour chur а 3 voix de femmes et piano ou orchestre; Le soir, pour chur а 4 voix et piano ou orchestre; Reflets, pour voix et piano; La tempкte, pour chur а 3 voix d’hommes et piano ou orchestre; Soir d’йtй, pour chur а 4 voix et piano; La source, pour chur et piano ou orchestre; Fugue, pour 4 voix (1912); Attente, pour voix et piano; Le retour, pour voix et piano; Hymne au soleil, pour contralto, chur mixte et piano ou orchestre; La nef lйgиre, pour chur а 4 voix et piano; Pour les funйrailles d’un soldat, pour baryton, chur mixte et piano ou orchestre; Fugue, pour 4 voix (1913); Soir sur la plaine, pour soprano, tйnor, chur mixte et piano ou orchestre; Faust et Hйlиne, cantate pour mezzo-soprano, tйnor, baryton, chur et orchestre; D’un jardin clair, pour piano; D’un vieux jardin, pour piano; Cortиge, pour violon ou flыte et piano; Thиme et variations, pour piano; Clairiиres dans le ciel, cycle de treize mйlodies pour voix et piano; Dans l’immense tristesse, pour voix et piano; Psaume 24 : La terre appartient а l’Йternel, pour tйnor, chur mixte, orgue et orchestre; Psaume 129 : Ils m’ont assez opprimй, pour baryton, chur d’hommes et orchestre; Psaume 130 : Du fond de l’abоme, pour contralto, tйnor, chur mixte et orchestre; Vieille priиre bouddhique, pour tйnor, chur mixte et piano ou orchestre; D’un matin de printemps, pour violon, violoncelle ou flыte et piano ou orchestre; D’un soir triste, pour violon ou violoncelle et piano ou orchestre; La princesse Maleine, opйra en 5 actes d’aprиs le drame de Maurice Maeterlinck (inachevй); Pie Jesu, pour soprano, quatuor а cordes, harpe et orgue. Сочинения Лили Буланже исполняются сегодня известными артистами и коллективами — такими, как Оркестр Ламурё, Хор Монтеверди, Филармонический оркестр Би-би-си, Лондонский филармонический оркестр (дирижёр Джон Элиот Гардинер). Учреждена премия Лили Буланже. Именем композитора назван Астероид 1181 Лилит. Литература: Rosenstiel L. The Life and Works of Lili Boulanger. Rutherford: Fairleigh Dickinson UP, 1978 (немецкий перевод 1995); Stiйvenard-Salomon B. Lili Boulanger: l’uvre retrouvйe. Paris: Birgit Stiиvenard-Salomon, 1993; Gallo P. Lili Boulanger: l’innocenza del sogno simbolista. Treviso: Canova, 1996; Spycket J. А la recherche de Lili Boulanger. Paris: Fayard, 2004; Potter C. Nadia and Lili Boulanger. Aldershot; Burlington: Ashgate, 2006.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку