
1085
Болеслав III Кривоустый (Bolesaw III Krzywousty)
князь Польши (c 1102) г., представитель династии Пястов. Родился в Кракове. Болеслав III был вторым сыном короля Владислава I Германа и Юдиты Чешской, дочери Вратислава II, короля Чехии. После смерти Владислава I Германа развернулась длительная борьба за власть в Польше между его двумя сыновьями — Збигневом и Болеславом III. В этой борьбе Болеслав опирался на часть крупной польской аристократии, высшее духовенство и мелкое рыцарство, а также на союз с Киевской Русью и Венгрией. Збигнев, в свою очередь, рассчитывал на помощь императора Священной Римской империи, князя Чехии и князей Западного Поморья. В 1106 г. Збигнев был разбит Болеславом и бежал в Поморье. В результате победа осталась за Болеславом III, который к 1108 г. установил свою власть во всех польских землях. Однако Збигнев обратился за помощью к императору, и в 1109 г. в Польшу вторглась десятитысячная армия Генриха V. Болеславу III удалось разбить немецкие войска в Глогувской битве и снять осаду с Вроцлава. Чешская армия также была вытеснена из страны. Вскоре Болеслав III сумел примириться с империей и Чехией, а своего старшего брата он ослепил в 1112 году. Прекращение конфликтов с империей позволило Болеславу III заняться подчинением Поморья, власть польских князей над которым уже на протяжении века оставалась чисто номинальной. В 1113 г. войска Болеслава захватили поморскую крепость Накло и восстановили княжескую власть в области вдоль течения реки Нотец. Следующий этап борьбы за подчинение Поморья пришелся на 1116—1119 гг., когда польские войска захватили Гданьск и подчинили Восточное Поморье. Основная борьба, однако, развернулась за Западное Поморье (Померанию), одну из наиболее развитых польских земель с богатыми и автономными городами (Щецин, Волин, Колобжег) и сильным немецким влиянием. В 1121 г. польские войска захватили Щецин, а в следующем году оккупировали остров Рюген. Западнопоморские князья признали сюзеренитет Польши. С целью усиления центральной власти Болеслав III начал активную христианизацию поморских земель. При помощи бамбергского епископа Оттона он обратил в 1124—1125 гг. в христианство язычников, которые все еще составляли большую часть населения Поморья. В 1128 г. было учреждено Поморское епископство в Волине (позднее перенесено в Камень Поморский (Каммин)). Однако польскому влиянию в Поморье угрожали набирающие силу немецкие княжества северо-восточной части Священной Римской империи: Бранденбург, Саксония, Мейсен, а также архиепископство Магдебургское. В 1127 г. под их давлением князь Западного Поморья Вартислав признал сюзеренитет императора и выступил против Польши. В ответ Болеслав III объединился с Данией и в 1129 г. польско-датские войска вторглись на территорию Западного Поморья и быстро подчинили княжество. Вартислав бежал из страны, земли за Одером и Рюген отошли к Дании, восточная часть княжества — к Польше. Но полностью восстановить польскую власть над Западным Поморьем не удалось: Болеслав III был отвлечен событиями в Киевской Руси и Венгрии (см. ниже), а в результате в 1135 г. на имперском съезде в Мерзебурге Болеслав III, хотя и был признан сюзереном Западного Поморья, но в свою очередь принес оммаж императору за этот свой лен. Будучи женатым на дочери Святополка Изяславича, великого князя Киевского, Болеслав III неоднократно вмешивался в усобицы русских князей и воевал с Владимиром Мономахом, впрочем без особого успеха. Неудачно также окончилось вмешательство Болеслава во внутренние конфликты в Венгрии. Польский князь поддержал претензии герцога Бориса против короля Белы II Слепого. В 1132 г. войска Болеслава III были разгромлены Белой II в битве при Шайо. Одновременно в Силезию вторглись чешские войска, союзные венгерскому королю. Болеслав III был вынужден в 1135 г. признать Белу II королем Венгрии. Умер в Сохачеве (Польша) 28 октября 1138 года. Перед своей смертью Болеслав опубликовал свое завещание, известное как Статут Болеслава Кривоустого. В соответствии с ним Польское государство подлежало разделу между сыновьями Болеслава III: старший Владислав получал Силезию, второй сын Болеслав — Мазовию и восточную Куявию, Мешко — большую часть Великой Польши с Познанью, а младший Генрих — Сандомир и Люблин. Остальная часть территории Польши (Краковская земля, Серадзко-ленчицкая земля, западная Куявия и восточная часть Великой Польши) должны были образовать особый удел, который бы передавался старшему князю из рода Пястов. Таким образом, формировалась система сеньората: Польша дробилась на отдельные княжества, номинально подчиняющиеся старшему в роде князю, который получал титул великого князя Краковского и, в дополнение к своим наследственным землям, центральный удел. Ему также должно было непосредственно подчиняться Поморье. Великий князь Краковский должен был отвечать за внешнюю политику польских земель, заниматься организацией обороны страны и церковными вопросами. Фактически Статут Болеслава Кривоустого более, чем на 200 лет закрепил в Польше феодальную раздробленность и повлек потерю таких польских территорий, как Силезия и Поморье. Брак и дети: (1103) Збыслава, дочь Святополка II, великого князя Киевского Владислав II Изгнанник (1105—1159), князь Краковский (князь-принцепс) (1139—1146), князь Силезии (с 1138 г.); дочь (родилась в 1111), замужем (1124) за Всеволодом, князем Муромским; (1115) Саломея, дочь Генриха, графа Берг-Шелкингена; Лешек (1115—1137); Рыкса (1116—1155), замужем (1129) за Магнусом Сильным; (1136) за Володарем, князем Минским; (после 1143) за Сверкером I, королем Швеции; дочь (родилась в 1119), замужем (1132) за Конрадом Плотцкау, маркграфом Северной марки; Зофия (умерла в 1136); Казимир (1122—1131); Болеслав IV Кудрявый (1122—1173), князь Краковский (князь-принцепс) (1146—1173), князь Мазовии и Куявии (с 1138 г.); Гертруда (1123—1160), монахиня в монастыре Цвайфелтена; Мешко III Старый (1126—1202), князь Краковский (князь-принцепс) (1173—1177), князь Краковский (1190, 1199—1202), князь Великой Польши (c 1138 г.); Генрих (1127—1166), князь Сандомирский (с 1138 г.); Добронега (1129—1147), замужем (1142) за Дитрихом, маркграфом Нижне-Лужицким; Юдита (1130—1170-е), замужем (1148) за Оттоном I, маркграфом Бранденбурга; Агнешка (1137—1182), замужем (1151) за Мстиславом II, великим князем Киевским; Казимир II Справедливый (1138—1194), князь Краковский (1177—1190, 1190—1194).

1517
Антуан Перрено де Гранвель или Гранвела (Antoine Perrenot de Granvelle, Antonio de Granvela)
первый министр и ближайший советник испанского короля Филиппа II. Гранвель принадлежал к верхушке бургундской аристократии. Поскольку после смерти Карла Смелого бургундские владения отошли к Габсбургам, его отец верно служил императору Карлу V и закончил жизнь одним из самых доверенных его советников. Его дворец принадлежит к числу достопримечательностей Безансона. Гранвель-младший родился в Безансоне, обучался в Падуе и Лёвене, принял духовный сан. В 1540 г. был возведён в сан епископа Аррасского, в 1560 г. — архиепископа Мехеленского с титулом кардинала. В промежутке между этими событиями Гранвель принял участие в Тридентском соборе, подготовил Пассауский договор и Като-Камбрезийский мир, а также договорился о браке Филиппа II с Марией Тюдор. Впечатлённый дипломатическими успехами Гранвеля, Филипп II направил его в 1560 г. в Нидерланды в качестве главного советника своей тётки Маргариты Австрийской. Чувствуя, что из-за распространения Реформации ситуация в стране накаляется, Гранвель полагал необходимым «закручивание гаек» и принятие энергичных мер по противодействию «еретической заразе». В государственном совете Нидерландов ему составилась оппозиция в лице графов Эгмонта и Горна, а также принца Вильгельма Оранского, которые убедили короля перевести его в Италию. Филипп II всегда сожалел об этом решении, считая что сохранение Гранвеля в Нидерландах предотвратило бы восстание провинций. В Италии кардинал занимался переговорами о создании «священной лиги» против турок, которые увенчались победой при Лепанто. В 1571-1575 гг. он занимал пост вице-короля Неаполя, в 1575-1579 гг. руководил Итальянским советом. Во время своего пребывания в Риме он скупил огромное количество картин Тициана и медальонов Леони, покровительствовал Джамболонье и дал место секретаря в своём дворце гуманисту Юсту Липсию. В последние годы жизни тяжёло больной Гранвиль исполнял обязанности государственного секретаря в Мадриде. Он представил королевскому двору фламандца Антониса Мора и привёз в Мадрид коллекцию работ Брейгеля, которого высоко ценил. Его последней дипломатической победой стала династическая уния испанской и португальской корон. Умер 21 сентября 1586 года.
1526
Peter Opmeer
церковный историк и гуманист (Historia Martyrum). Умер в 1595 году.

1561
Джакопо Пери (итальянское имя - Jacopo Peri)
итальянский композитор и певец, участник Флорентийской камераты, автор первых опер. Представляет переходный период между стилями Ренессанса и Барокко в музыке. Его часто называют изобретателем оперы. Начинал он с сочинения инструментальных пьес и мадригалов, а также был известен как органист и певец. В 1598 на либретто Оттавио Ринуччини написал (совместно с Я.Корси) первую в истории культуры оперу "Дафна", музыка которой утеряна, а через два года вторую — дошедшую до нас "Эвридику", которая была создана к свадьбе французского короля Генриха IV и Марии Медичи, дочери герцога тосканского Франческо I Медичи, и исполнена во Флоренции во время свадебных торжеств (в ней исполнял партию Орфея). Вероятно, Пери родился в Риме. Учился во Флоренции вместе с Христофано Малвези. Работал певцом и органистом в местных церквях. Впоследствии стал служить при дворе Медичи, сначала певцом-тенором и музыкантом, потом — придворным композитором. Его первыми сочинениями стала музыка для пьес и мадригалов. В 1590-х, Пери познакомился с Джакопо Корси, главным покровителем музыки в Флоренции. Вместе они признавали, что современное искусство уступает классическим сочинениям греческой и римской культуры. Они решили попробовать воссоздать греческую трагедию как они её понимали. Их работа продолжила работу Флорентийской камераты предыдущей декады. Они первыми экспериментировали с монодией, одноголосной песней на фоне Basso continuo, что привело к появлению арии и речитатива. Пери и Корси пригласили поэта Оттавио Ринуччини написать текст к сочинению. В итоге получилась Дафния, мало чем напоминающая творения греков. Это творение признают первым сочинением в форме которое называется сейчас «опера».Ринуччини и Пери вместе работали над Евридикой. Впервые поставлена 6 октября 1600 года, и, в отличие от Дафны, дошла до наших дней (хотя её практически не ставили, соответственно, это скорей исторический курьёз). В сочинении использованы речитатив, который вместе с ариями и хорами и служили развитию действия. Пери написал несколько других опер, часто в сотрудничестве с другими композиторами. Он писал и другие сочинения к разным событиям придворной жизни. Ни одно из его произведений не ставится на современной сцене. Даже на момент смерти композитора, его оперный стиль выглядел довольно старомодным в сравнении с работами сравнительно младшего поколения композиторов, например, Клаудио Монтеверди. Но влияние творчества Пери на становление жанра оперы было большим. Умер во Флоренции 12 августа 1633 года. Литература: Роллан Р., Опера в XVII в. в Италии, Англии, перевод с французского, Москва, 1931.

1597
Юзеф Бартломей Зиморович (Jуzef Bartoomej Jan Zimorowicz, настоящее имя – Юзеф Бартоломей Зиморович-Озимек)
польский поэт, историк, многолетний бургомистр Львова. Родился во Львове в армянской семье из предместья. Брат Ш.Зиморовича. В 23 года он написал на польском языке свой первый сборник сатирических стихов и лирических песен «Жизнь казаков Лесовских». Тогда же поэт стал работать в львовском магистрате, со временем был избран райцей (то есть, членом рады), получил титул «выдающийся и знаменитый господин». В 1623 году Бартоломей написал свою первую поэму «Памятка из турецкой войны», в которой прославил победу казаков в битве с турками под Хотином. На свою свадьбу он получил в подарок от младшего брата Шимона Зиморовича поэтический цикл из шестидесяти девяти барочных идиллий под названием «Роксоланки, то есть русские панны». В течение четырёх десятилетий Зиморович исследовал источники по истории Львова, в конце концов обобщив собранные сведения в латиноязычной работе «Тройной Львов». Эту первую историю Львова от 1202 до 1633 года автор посвятил «найблагороднейшим мужам, господам радным сената Львовского». В 1648 году Зиморович был впервые избран бургомистром Львова и в дальнейшем несколько раз побеждал на выборах главы Рады города. Он руководил обороной Львова во время осады города соединённым казацко-русским войском в 1655 году. Поэт описал событию Хмельнитчины в сборнике стихов «Идиллии новорусские», которую выдал того же года под именем брата. В 1672 году он руководил обороной города от турок и татар. Умер во Львове 14 октября 1677 года. Во Львове до 1939 года существовала улица Б.Зиморовича, которая была переименована в 1944 году в улицу М.Лермонтова, а в 1996 — Д.Дудаева. Литература: Бартоломей Зіморович; «Потрійний Львів. Leopolis Triplex», Пер. з латин. Н. Царьової; Наук. комент. І.Мицька; Відп. ред. О.Шишка. — Львів, «Центр Європи», 2002. — 224 с ISBN 966-7022-30-7

1613
София Елизавета (Sophie Elisabeth)
герцогиня Брауншвайгская и Люнебургская. Немецкий композитор. Родилась в Гюстрове. Умерла в Люхове 12 июля 1676 года.

1625
Тoмас Корнель (Thomas Corneille)
французский писатель, учёный, переводчик; брат П.Корнеля. С 1685 г. член Французской академии. Родился в Руане. Его комедии (начиная с 1649) - подражания или переложения испанской комедии интриги. Известность ему принесла лирическая трагедия "Тимократ" (1656). Мастер сцены, он был одним из любимых придворных драматургов Франции до конца XVII в. Автор пьес различных жанров, от трагедии до галантной оперы (иногда в соавторстве с другими). В последние годы переводил Овидия, участвовал в работе над академическими энциклопедическими словарями, историей Людовика XIV. Умер в Андели 8 декабря 1709 года. Сочинения: CEuvres, t. 1—9, ., 1758; йвtre complet, ., 1881. Литература: История французской литературы, том 1, Москва— Ленинград, 1946, страница 437; Collins D. А., Thomas Corneille: protean dramatist, Hague, 1966.
1666
Alphonse D' Eve
фламандский композитор. Родился в Брюселле. Был хормейстером в Антверпенском Кафедральном соборе.

1710
Томас Симпсон (Thomas Simpson)
английский математик. Занимаясь частными уроками математики и ремеслом ткача шелковых тканей, он работал над своим первым сочинением «A new treatise of fluxions» (Лондон), напечатанным в 1737 году. В 1740 году вышло в свет второе сочинение Симпсона, посвященное теории вероятностей: «A treatise on the nature and laws of change» (Лондон). Оригинальных решений, принадлежащих самому автору, немного. Потом вышли «Essay on several subjects in speculative and mixed mathematics" (Лондон, 1740), "The doctrine of аnnuities and reversions» (там же, 1742), «Mathematical Dissertations on a variety of physical and analytical subjects» (там же, 1743). В одной из диссертаций этого сборника, озаглавленной «Of the areas of curves etc. by approximation» (страницы 109—119), выведена известная под именем правило Симпсона формула приближенного определения квадратур кривых, принимаемых по первоначальной идее Ньютона за параболы. Из других диссертаций одна содержит вывод удобной формулы рефракции. В 1746 году Симпсон избран в члены Лондонского королевского общества, а ранее — в члены основанного в 1717 году в Лондоне Математического общества. Назначенный профессором в Вульвич, Симсон составил учебники по элементарной математике. В особых отделах геометрии рассматриваются задачи о наибольших и наименьших величинах, решаемые с помощью элементарной геометрии, правильные многогранники, измерение поверхностей, объёмы тел и, наконец, смешанные задачи. Относительно учебника тригонометрии Симпсона следует заметить, что он отличается замечательною краткостью: он пользуется здесь, как изобретенным им новым средством доказательства, введением вспомогательного угла. Давно уже известное арабским ученым, это средство не было новостью в науке. Но в Европе до появления «Тригонометрии» Симпсона о нем не знали. Симпсон внес упрощения в вычисление синусов и косинусов. В 1750 году вышло второе сочинение Симпсона о флюкциях под заглавием «The doctrine and applications of fluxions» (2 тома, Лондон). В нём автор заявляет, что оно не должно быть считаемо вторым изданием вышедшего 13-ю годами ранее юношеского опыта. После этого вышли «Select exercises in the mathematics» (Лондон, 1752) и «Miscellaneous tracts» (там же, 1757). Симпсон поместил в «Philosophical Transactions» мемуары: «On the fluents of multinomians, and series affected by radical sings, which do not begin to converge till after the second term» (1748), «The motion of projectiles near the earth's surface considered etc.» (1748), «A general method for exhibiting the value of an algebraic expression involving several radical quantifies in an infinitй sйries etc.» (1751), «The resolution of a general proposition for determining the horary alteration of position of the terrestrial equator from the attraction of the sun and moon etc.» (1757), «The invention of a general method for determining the sum of every 2d, 3d 4th or 5th etc. term of a series, taken in order; the sum of the whole series being known» (1758) и некоторые другие. Душевная болезнь свела Симпсона в могилу. Умер 14 мая 1761 года. Краткие сведения о жизни и деятельности Симпсона находятся в статье де ла Ланда «Remarques sur la vie de Mss. de Lacaille, Bradley et Simpson» («Connaissance des temps pour 1767», 197—204). Список сочинений Симпсона приведён в «Biographisch-L itterarisches Handwцrrterbuch von Poggendorff» (том II, страница 937).
1719
Христиан Майер (Christian Mayer)
немецкий астроном. Родился в Модрице (близ Брно, Моравия). В 1745 вступил в орден иезуитов. С 1752 — профессор математики и физики, с 1762 — профессор астрономии Гейдельбергского университета. Научные работы относятся к наблюдательной астрономии. Определял положения Солнца, Луны, планет. В 1769 наблюдал в России прохождение Венеры по диску Солнца. В 1775 по проекту Майера в Мангейме была построена обсерватория, оснащенная наилучшими для того времени инструментами. Здесь он одним из первых начал систематически наблюдать двойные звезды, открыл большое число их. В 1779 составил первый каталог двойных звезд, в который входило 56 пар. Принимал участие в измерении дуги меридиана на территории Франции и в составлении большой карты Франции. Член Лондонского королевского общества (1765). Умер 16 апреля 1783 года.
1720
Бернар де Бюри (Bernard de Bury)
французский композитор. Родился в Версале. С 1741 — придворный клавесинист, с 1751 — королевский музыкальный суперинтендант. Автор произведений для музыкального театра, пьес для клавесина, кантат и др. Умер в Версале 19 ноября 1785 гоа.

1752
Петер Окс (Peter Ochs)
швейцарский революционер и политический деятель. Родился в Нанте (Франция). Под влиянием Великой французской революции выступал за буржуазно-демократические преобразования в Швейцарии и создание единого государства. Содействовал заключению Базельских мирных договоров (1795). В 1797-1798 гг., будучи представителем Базеля в Париже, подготовил текст конституции Гельветической республики. В 1798-1799 гг. — председатель Сената, член Директории Гельветической республики. Недовольство в Швейцарии французской политикой, которую он поддерживал, заставило его уйти в отставку. В 1803-1814 гг. — член совета кантона Базель. Автор работы по истории Базеля. Умер в Базеле (Швейцария) 19 июня 1821 года.
1756
Bernardo Bittoni
композитор. Умер в 1839 году.

1764
Петр Андреевич Загорский
русский анатом и физиолог, основатель первой русской анатомической школы, академик Санкт-Петербургской Академии Наук (1807). Родился в селе Поморница, ныне Коропского района Черниговской области. Окончил Санкт-Петербургское медико-хирургическое училище (1786). С 1799 читал курс лекций по анатомии и физиологии в Медико-хирургической Академии и ввёл обязательные для студентов занятия на трупах. Создал классификацию уродств. В работе «О жидких частях человеческого тела» (1819) выступил против виталистических понятий «жизненная сила», «существенная сила» в физиологии. Профессор Санкт-Петербургской медико-хирургической академии по кафедре анатомии и физиологии. Адъюнкт Академии наук по анатомии и физиологии с 1805 г., экстраординарный академик с 1807 г., ординарный академик с 1807 г., почетный член по Отделению русского языка и словесности с 1841 г. Окончил курс в медико-хирургическом училище при Санкт-Петербургском генеральном госпитале. В 1803–1806 г. был председателем конференции Медицинско-хирургической академии, затем ректором той же академии; после преобразования последней утвержден академиком, на кафедре анатомии оставался до 1833 г. Он создал классификацию уродств и написал работу о жидких частях человеческого тела. Загорский ввел в медицину русскую анатомическую терминологию взамен латинской, он был автором первого отечественного учебника анатомии, первым заведующим кафедрой анатомии и физиологии. Среди неопубликованных работ Петра Андреевича Загорского имеется труд "Сравнительное исследование нервной системы позвоночных животных". А составленный им анатомо-физиологический словарь, к сожалению, не сохранился. Расцвет карьеры Загорского был обусловлен реформой медицинского образования и, в частности, введением должности адъюнкт-профессора, на которую был приглашен талантливый штаб-лекарь Загорский. "Требуется особенная рачительность в той части познания, которое занимается исследованием структуры человеческого тела, ибо чем важнее предмет, чем совершеннее, тем более заботливого и более строгого изыскания он требует от нас" - так говорил профессор Загорский, научно-педагогический стаж которого составлял более полувека. Умер в Санкт-Петербурге 1 апреля 1846 года. Литература: Тикотин М.А., Петр Андреевич Загорский и первая русская анатомическая школа, Москва, 1950.

1778
Бернардо О’Хиггинс Рикельме (испанское имя - Bernardo O'Higgins Riquelme)
революционер, национальный герой Республики Чили, руководитель борьбы за независимость испанских колоний в Южной Америке, Великий Маршал Перу (1828). С 29 ноября 1813 по 14 марта 1814 года входил в т. н. 5-ю Правительственную Хунту Чили, до 12 января 1818 года исполняющий обязанности, а с 12 января 1818 года Верховный правитель Чили (до 28 января 1823 года). Бернардо Рикельме О’Хиггинс родился в Чильяне, в семье генерал-капитана Чили и вице-короля Перу А.О’Хиггинса. Образование получил в Перу, Испании и Великобритании. В Лондоне поддерживал связь с Ф.Мирандой, оказавшим влияние на формирование его политических взглядов. В 1802 году вернулся на родину. В 1811 году стал членом Национального конгресса, тогда же вошел в революционную правительственную хунту Х.М.Карреры. Создав крестьянский отряд, выступил против правительственных войск. В 1813—1814 годах — командующий войсками патриотов. После поражения в битве при Ранкагуа в 1814 году отступил на территорию Аргентины. Вскоре присоединился к освободительной армии Хосе де Сан-Мартина, вместе с которым подготовил Андскую армию, разгромившую испанцев в битве при Чакабуко в 1817 году. Будучи с февраля 1817 года по январь 1823 года верховным правителем Чили, подписал 1 января 1818 года Декларацию независимости Чили. О’Хиггинс также осуществил ряд прогрессивных реформ, в частности упразднил колониальные налоги, основал государственные начальные школы. К концу правления установил практически диктатуру. Под давлением оппозиции в январе 1823 года был вынужден уйти в отставку и эмигрировать. Умер в Лиме, Перу, 24 октября 1842 года. В Чили его называют «отцом независимости».

1779
Йенс Якоб Берцелиус (Jöns Jakob Berzelius)
шведский химик. Родился в селении Веверсунде близ Линикёпинга на юге Швеции в семье директора школы. Отец умер вскоре после его рождения. Мать Йёнса вторично вышла замуж, но после рождения второго ребёнка заболела и умерла. Отчим сделал всё, чтобы Йёнс и его брат получили хорошее образование. Химией Йёнс Якоб Берцелиус увлёкся только в двадцатилетнем возрасте. По окончании гимназии поступил в Упсальский университет. В 1804 получил степень доктора медицины и занял должность адъюнкта медицины и фармации в медицинской высшей школе в Стокгольме. В 1807 стал профессором этой высшей школы, а с 1810 – профессором химии и фармации Каролинского института. В 1832 оставил кафедру в институте и занялся составлением учебников и обзоров по химии. Берцелиус на опыте подтвердил многие химические законы, известные к тому времени. В течение 1808–1812 он получил новые доказательства закона кратных отношений, ранее предложенного Джоном Дальтоном, и связал атомистическую теорию с обширными и разнообразными химическими фактами. В 1814 он опубликовал таблицу атомных масс 41 простого вещества, выбрав в качестве единицы сравнения кислород, атомную массу которого он принял за 100. В 1818 полностью изложил свою теорию пропорций. К этому времени он определил атомные массы 46 элементов и установил процентный состав ~2000 соединений. Несмотря на несовршенство его аналитических методов, результаты Берцелиуса были во многих случаях близки к современным. С его работами по атомистике связано введение простой и понятной системы химических символов: для обозначения элемента им была принята первая буква его латинского или греческого названия, иногда за ней следовала еще одна буква; для указания числа атомов использовались алгебраические индексы. Берцелиус внес изменения в химическую номенклатуру, построив ее на латинском языке и введя для разных классов соединений соответствующие приставки, суффиксы и окончания. Переведенная на многие языки, она послужила основой для современной химической номенклатуры. В 1803 появилась его работа по электролизу, выполненная совместно с Вильгельмом Гизингером, в 1812 – работа по электрохимической классификации элементов, а в 1818 была сформулирована электрохимическая теория. По роду преобладающего на атомах заряда Берцелиус разграничил электроотрицательные и электроположительные элементы и разделил известные в то время 56 элементов на два класса, исходя из свойств образуемых ими соединений с наиболее электроотрицательным элементом – кислородом. Таким образом был получен электрохимический ряд элементов и подразделение на металлы и металлоиды. Электрохимическая теория легла в основу дуалистической системы, созданной Берцелиусом для установления рациональных формул химических соединений. Опираясь на данные, полученные при электролизе разных растворов солей, пришел к выводу, что в них существуют простые и постоянные отношения между атомами кислорода основания и атомами кислорода кислоты. Термин «органическая химия» введен Берцелиусом в 1806 году. В 1811 он начал систематические исследования элементного состава органических соединений, в 1815 вывел формулы уксусной, янтарной, винной и т. д. кислот. Изучая в 1830 виноградную кислоту, обнаружил, что по составу она идентична винной и предложил объяснять различия их свойств неодинаковым расположением атомов. Для описания этого феномена предложил термин «изомерия». Так же, Берцелиус ввел такие важные понятия, как катализ и аллотропия. Деятельность Берцелиуса включала также исследования по аналитической и неорганической химии. Он провел систематические исследования состава многих руд и предложил химическую классификацию минералов. Как автора новой минералогической системы Лондонское королевское общество в 1836 году наградило его медалью Копли. Он разработал новые методы качественного и количественного анализа, усовершенствовал многие приборы и создал новые. Он открыл три новых химических элемента: церий, торий и селен; впервые выделил в свободном состоянии кремний, титан, тантал и цирконий. Берцелиус развивал теоретические представления об изомерии и полимерии (1830–1835), представления об аллотропии (1841), ввёл термины «органическая химия», «аллотропия», «изомерия». Ученый составлял ежегодные обзоры успехов физических и химических наук, был автором самого популярного в те годы пятитомного учебника химии (1808–1818). В 1808 Берцелиус стал членом Шведской академии наук, в 1810 – ее президентом, а в 1818 – непременным секретарем. В 1818 был посвящен в рыцари, в 1835 ему был пожалован титул барона. Берцелиус женился в 55 лет на двадцатичетырехлетней Иоганне Элизабет, дочери своего старинного друга Поппиуса, государственного канцлера Швеции. Брак их был счастливым, но детей не было. В 1845 году состояние здоровья Берцелиуса ухудшилось. После одного особенно сильного приступа подагры у него оказались парализованы обе ноги. Умер Берцелиус в Стокгольме 7 августа 1848. Он похоронен на маленьком кладбище вблизи него.

1788
Хосе Бернардо Алседо (Jose Bernardo Alcedo)
крупнейший перуанский композитор XIX века. Родился в Лиме. Учился музыке в Convento de San Agustнn и в 18 лет написал мессу Misa en Re Mayor (Mass in D Major). Алседо стал победителем конкурса (1821), проводимого General Josй de San Martнn по созданию национального гимна Перу. Гимн называется "Somos libres, seбmoslo siempre," на слова Хосе де ла Торре Угарте (Josй de la Torre Ugarte). В 1822 году Авседо едет в Чили как солдат в составе военного оркестра. В Сант-Яго он оставил службу и начал самостоятельно писать музыку. В 1833 году поступил на службу в хор кафедрального собора Сант-Яго. В 1846 году становится капельмейстером. Он прожил в Чили около 40 лет и вернулся в Перу в 1864 году. Стал руководителем военного оркестра Перу и президентом филармонии. Остаток жизни он провел в Перу. Написал книгу Filosofнa Elemental de la Mъsica (Основы философии музыки). Сочинял народные песни, церковные музыкальные произведения и военную музыку. Умер 28 декабря 1878 года. Избранные произведения: "Somos libres, seбmoslo siempre", national anthem of Peru; "Himno al 2 de mayo", march; Miserere (1872); Misa en Re mayor; Misa en Mi bemol; Misa en Fa mayor; "Canciуn para la Batalla de Ayacucho"; "Pasiуn para el Domingo de Ramos"; "Pasiуn para el Viernes Santo"; La Araucana, military overture for orchestra; "La Chicha", "La Cora" and "La Pola", popular songs.
1792
Якоб Хитторф (Jacques Ignace Hittorf)
французский архитектор и археолог немецкого происхождения. Родился в Кёльне. Важнейшее его творение – храм St. Vincent-de-Paul в Париже. Вместе со своим тестем, французским архитектором Жан-Батистом Лепре (Jean-Baptiste Lepиre), построил в Париже Северный вокзал (Gare du Nord). Умер в Париже 25 марта 1867 года.

1798
Арман Жак Ашиль Леруа де Сен-Арно (Armand Jacques Achille Leroy de Saint-Arnaud)
французские военачальник, маршал Франции (1852). Родился в Бордо. Сын мелкого буржуа. В 1820 в чине поручика, поступил в военную службу в отряд телохранителей (Garde du-Corps) Людовика XVIII, но вскоре за дурное поведение был уволен по требованию его роты. Пробовал он затем искать счастия в Англии, потом во Франции (в качестве актёра, под фамилией Флориваль), наконец, в Греции как Филэллин, но везде потерпел неудачи. В 1827 г. родственникам удалось с трудом поместить его в ряды армии. Но когда полк, в котором он служил, получил назначение отправляться в Гваделупу, Сент-Арно не оказалось налицо. Он подвергся преследованию как дезертир и снова появился на сцену лишь после Июльской революции, выдавая себя за жертву своих либеральных убеждений. Его определили офицером в 64-й полк, куда он явился под именем Сен-Арно. В течение одного года он находился в городе Блэ для содержания стражи при арестованной герцогине Беррийской, а в 1836 г., согласно собственной просьбе, был переведён в алжирский Иностранный легион. В Африке он выказал себя храбрым солдатом, в 1837 г. был произведён в капитаны, а в 1840 получил батальон. Командуя батальоном, Сент-Арно некоторое время находился в Меце, но когда Бюжо был назначен генерал-губернатором в Алжир, он вместе с Бюжо вернулся туда и служил в зуавах, под начальством Кавеньяка. В 1842 г. он был уже подполковником 53-го полка, а в 1844 — полковником и начальником Орлеанвильской поддивизии. В 1847, за взятие в плен арабского старшины Бу-Мазы, Сент-Арно произведён в бригадные генералы. Во время революции 1848 г. он находился в отпуску в Париже. Здесь Бюжо поручил ему начальство над бригадой, с которой он взял штурмом баррикады на улице Ришелье, а потом занял полицейскую префектуру. При отступлении войск он был захвачен в плен народом; но скоро, выпущенный на свободу, опять вернулся в Африку, где при Кавеньяке командовал Мостаганемской поддивизией, при Шангарнье — Алжирской, а в 1850 принял начальство над Константинской провинцией. В 1851 г. он был назначен главным начальником экспедиции в Малую Кабилию, счастливо окончил её, произведён в дивизионные генералы, непосредственно за тем вызван во Францию и назначен начальником 2-й дивизии Парижской армии. 26 октября 1851 года принц-президент назначил Сент-Арно военным министром. Он осторожно подготовил для Луи-Наполеона государственный переворот 2 декабря 1851 г. и ровно через год после этого, при восстановлении Империи, сделан маршалом Франции, затем обер-шталмейстером императора. Когда Франция заключила союз с Турцией против России (Восточная война), Сент-Арно получил главное начальство над французской Восточной армией. Он командовал ею во время сражения на Альме и при движении к Севастополю, но 26 сентября 1854 вследствие совершенно расстроенного здоровья передал начальство Канроберу. Умер на пути в Константинополь 26 сентября 1854 года. После его смерти появились его «Lettres» (2 издание, 2 тома, Париж, 1864), написанные не без таланта.

1799
Генрих фон Гагерн (Heinrich von Gagern)
барон, немецкий политический деятель, умеренный либерал. Родился в Байрете. В 1820-33 на государственной службе в великом герцогстве Гессен-Дармштадт. В марте 1848 на короткое время возглавил гессенское министерство. Играл активную роль в подготовке и деятельности Франкфуртского национального собрания 1848-1849, президентом которого Гагерн был в мае - декабре 1848. Возглавлял в нём правый центр. В декабре 1848 - мае 1849 министр-президент и министр иностранных дел временного общегерманского правительства. Выступал за объединение Германии под главенством Пруссии, без участия Австрии (программа "малогерманцев"). После провала этих планов Гагерн и группа его сторонников (так называемая рота Гагерна) вышли в мае 1849 из национального собрания. В 1860-х гг. Гагерн присоединился к "великогерманцам" и поддерживал австрийские планы реформы Германского союза. В 1864-1872 гессенский посланник в Вене. Умер в Дармштадте 22 мая 1880 года.

1805
Пётр Фёдорович Брок
статс-секретарь Его Императорского Величества (с 9 апреля 1852 года), действительный тайный советник (с 1 января 1857 года), министр финансов в трудную эпоху с 9 апреля 1852 по 23 марта 1858. Преемник Вронченко, при котором был товарищем (заместителем); один из наименее способных руководителей финансового ведомства. После отставки с поста министра финансов, Пётр Брок был назначен членом Государственного Совета (с 23 марта 1858 года) и в нём же являлся председателем Департамента государственной экономии (с 1 января 1862 по 1 июля 1864 года). Родился в Москве. Образование получил в Московском университете, службу начал в 1828 году по ведомству путей сообщения. Министром финансов назначен по смерти Ф.П.Вронченки, при котором состоял товарищем. Критическая пора Восточной войны, время, полное тревог перед крестьянской реформой, не дало Броку твёрдых опор для надлежащего развития имеющейся на тот момент финансовой системы. За время 1852—1857 годов образовалось 773 миллионов рублей дефицита, покрытого частью двумя внешними займами и выпуском более 400 млн рублей кредитных билетов. Финансовые меры Брока не отличались ни умелостью, ни удачей. 23 марта 1858 он был отправлен в отставку с поста министра и назначен членом Государственного Совета. В дальнейшем около двух лет занимал пост председателя Департамента государственной экономии Государственного совета. Умер в санкт-Петербурге 30 января 1875 года.

1808
Нарсис Виржиль Диаз де ла Пенья (Narcisse Virgile Diaz de la Pena)
французский художник-пейзажист, испанец по происхождению. Родился в Бордо. Начал свою деятельность учеником печатника, а затем работал на заводах по производству севрского фарфора. Позже учился под руководством Сушона в лилльской Школе изящных искусств. В его ранних произведениях присутствует влияние романтизма. В 1831 Диаз де ла Пенья познакомился с Теодором Руссо и около 1841 присоединился к нему в Барбизоне, став впоследствии одним из видных членов группы барбизонцев. Его произведения отличаются сияющим колоритом и особым интересом к передаче эффектов солнечного света, пробивающегося сквозь густую листву. Часто он включал в свои пейзажи человеческие фигуры. Интерес Диаза де ла Пенья к необычным, порой драматическим моментам в природе ("Приближение грозы", 1871, Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва.) с конца 1840-х гг. соседствует со стремлением к вдумчивой жизненно-конкретной передаче более спокойных ее состояний ("Пейзаж", 1864, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Умер Диаз де ла Пенья в городе Ментона 18 ноября 1876 года.

1810
Хуан Баутиста Альберди (Juan Bautista Alberdi)
аргентинский государственный деятель, социолог, писатель, музыковед. Родился в Тукумане. Учился в Колледже моральных наук в Буэнос-Айресе, участвовал в создании «Майской ассоциации» с целью свержения диктатуры Хуана Мануэля Росаса. В 1838–1852 Альберди находился в изгнании – сначала в Монтевидео, позднее в Чили и в Европе, – занимаясь журналистикой и юриспруденцией. В Чили написал свою знаменитую книгу Основы и исходные положения для политической организации Аргентинской республики (Bases y punto de partida para la organización política de la Republica Argentina, 1852), послужившую основой для аргентинской конституции 1852. Сходная во многих отношениях с конституцией США, она просуществовала до 1949, отмененная в период диктатуры Перона. Путь прогрессивного развития страны Альберди видел прежде всего в укреплении центральной власти, в заселении Аргентины европейцами (что нашло отражение в его крылатой фразе «Управлять – значит заселять»), привлечении зарубежных инвесторов. На поприще политической деятельности успехом Альберди стала его дипломатическая миссия в Испанию в 1850-х, где он добился признания бывшей метрополией независимости Аргентинской Федерации во главе с Хусто Хосе де Уркисой. По возвращении на родину Альберди участвовал в работе конгресса. Не принял Парагвайской войны 1864–1870. Последние годы жизни провел в Европе. Умер Альберди в Париже 18 июня 1884 года.

1813
Владимир Александрович Соллогуб
русский писатель, граф. Родился в Санкт-Петербурге, в знатной дворянской семье. Получил прекрасное домашнее образование. В 1834 году окончил Дерптский (ныне Тарту, Эстония) университет. В том же году вернулся в Санкт-Петербург, служил в Министерстве иностранных дел, затем чиновником особых поручений при тверском губернаторе. Близость к салону Карамзина, с сыном которого он учился в университете, дала Соллогубу возможность расширить и укрепить свои литературные связи. Он знакомится с Пушкиным, Гоголем, Жуковским, Лермонтовым. Литературный дебют Соллогуба состоялся в 1837 году - журнал «Современник» опубликовал его новеллу «Три жениха». Литературный успех принесла Соллогубу повесть «История двух калош», напечатанная в 1839 году в «Отечественных записках». Здесь же в 1840 году опубликованы повесть «Большой свет» и первые семь глав повести «Тарантас», в которой в форме путевых очерков даны острые зарисовки быта уездной Руси. Испытав некоторое влияние Гоголя, Соллогуб вскоре находит свою тему: жизнь светского общества. В 1841 году вышла повесть «Лев», затем повесть «Аптекарша» - одно из лучших произведений писателя. В 1845 году была полностью опубликована повесть «Тарантас», наиболее известное произведение Соллогуба. После 1845 года Владимир Соллогуб писал главным образом водевили («Беда от нежного сердца» и другие), прочно вошедшие в репертуар русских театров. В 1856 году получил звание придворного историографа. В 1865 году был избран членом Общества любителей российской словесности, при вступлении в которое прочитал доклад о знакомстве с лучшими писателями своего времени. Умер в Гамбурге 17 июня 1882 года. Похоронен на Донском кладбище в Москве. Оставил воспоминания об Александре Пушкине, Николае Гоголе, Михаиле Лермонтове. Соллогуб является автором «светских» повестей, очерков, водевилей, воспоминаний. В 1837 г. В.А.Соллогуб дебютировал в «Современнике»; с 1839 печатался в «Отечественных записках». Повести: История двух калош (1839); Большой свет (1840); Аптекарша (1841); Медведь (1842); Тарантас. Путевые впечатления (1845); Старушка (1850); В двух танцах (1840); Через край (1885). Рассказы: Два студента (1837); Сережа (1838); Три жениха (1838); Собачка (1845); Воспитанница (1846); Метель (1849). Пьесы: Ямщик, или Шалость гусарского офицера (1842); Букеты, или Санкт-Петербургское цветобесие (1845); Модные Санкт-Петербургские лечения (1847); Беда от нежного сердца (1850); Сотрудники, или Чужим добром не наживешься (1851); Мастерская русского живописца (1854); Чиновник (1856). Сборник: Вчера и Сегодня (2 тома) (1846).

1814
Николай Карлович Краббе
адмирал, морской министр, генерал-адъютант, дипломат, исследователь Средней Азии. Родился в тифлисской губернии (ныне Грузия), в семье генерал-лейтенанта. В 13 лет поступил в Морской корпус, который закончил в 1832 г. В звании мичмана начал служить на фрегате «Беллона», затем еще четыре года плавал на кораблях Балтийского флота. В 1837 г. лейтенанта Краббе откомандировали в Астрахань «для показания порядка фронтовой службы 45-му флотскому экипажу и внутреннего устройства, принятого в балтийских экипажах». Вскоре распоряжением начальника Главного морского штаба Николай Карлович направляется на Черное море, где участвует в боевых действиях против горцев при крепости Геленджик и в высадке десанта у реки Шапсухо «За ревностную службу и отличное мужество», проявленные за время событий, удостоился ордена Святого Станислава 4-й степени. В 1838 г. Краббе вернулся на Балтику и вначале плавал на пароходах «Геркулес» и «Богатырь». В октябре того же года его назначили адъютантом к начальнику Главного морского штаба адмиралу А.С.Меншикову. И с этого времени вся дальнейшая служба Николая Карловича была связана с флотской деятельностью Светлейшего князя. Однако начальник не удерживал при себе подчиненного, а наоборот, посылал его в «горячие точки», чтобы иметь наиболее достоверную информацию о происходящих событиях. Так в 1839 г. Краббе принял участие в десантных вылазках на абхазском берегу и в сраженияху рек Субаши и Шахе. За это был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени «с бантом». Незадолго до этого его перевели в Гвардейский экипаж. Едва вернувшись с Черного моря, Николай Карлович отправляется в Оренбург и становится участником Хивинской экспедиции по изучению водных путей Средней Азии. «За усердие и примерную деятельность» в этом предприятии получил в 1840 г. орден Святого Станислава 2-й степени. Для «усмирения разбойных нападений» туркмен на персидский берег в 1842 г. Краббе находился в составе русской военной миссии и проявил недюженные дипломатические способности. Его участие в урегулировании обстановки было оценено персидским правительством, наградившим моряка орденом Льва и Солнца 2-й степени. В свою очередь на родине, за успешную деятельность в Персии, его произвели в капитан-лейтенанты. В 1843-1846 гг. Краббе по поручению начальства находился в служебных командировках на Черном, Каспийском и Белом морях. За улучшение организации тамошних команд морского ведомства и портового хозяйства в 1845 г. он был награжден орденом Святой Анны 2-й степени. Не имея более опытного специалиста по водным бассейнам Средней Азии, в 1847 г. штаб направляет Краббе с Отдельным Оренбургским корпусом в экспедицию для изучения реки Сырдарьи. Во время командировки Николай Карлович провел описание водного пути, исследовал особенности течения реки и закончил свое путешествие выходом в Аральское море. Тогда же он удостоился звания капитана 2 ранга, а на следующий год «за отличие» - 1 ранга. До 1852 г. по приказу А.С.Меншикова Краббе постоянно выезжал с особыми инспекторскими полномочиями в Николаев, Астрахань, прибалтийские губернии. В январе 1853 г. в составе дипломатической миссии участвовал в российско-турецких переговорах в Константинополе. После неудачного их окончания некоторое время находился в крейсерстве на Черном море на пароходофрегате «Громоносец». В начале Крымской войны осуществлял связь между осажденным Севастополем и Санкт-Петербургом. Летом 1854 г. Николай Карлович был отозван в столицу и назначен директором инспекторского департамента морского ведомства. В апреле 1856 г. его произвели в контр-адмиралы «с включением в императорскую свиту». За действия во время Крымской кампании в 1856 г. он получил орден Святого Станислава 1-й степени «с мечами». Тогда же Краббе назначили по высочайшему повелению генерал-адъютантом. Весной 1860 г. Николая Карловича вызвали на беседу с Александром II, которая завершилась предложением ему поста морского министра. Деятельность Краббе на этом высоком посту была связана с началом бурного строительства в России броненосного флота. При скромном бюджете он сумел за короткое время построить эскадру, повлиявшую на тогдашнюю международную обстановку. Николай Карлович явился одним из авторов важнейших кораблестроительных реформ, в том числе и перевооружения флота современной отечественной артиллерией. Его настойчивость и деловая аргументация позволили создать Обуховский сталелитейный завод, избавивший флот от дорогостоящих закупок вооружения за рубежом. Особым постановлением Краббе отменил на всем российском флоте телесное наказание нижних чинов, составил «Правила о власти командира корабля во время плавания в чрезвычайных случаях», военно-морской судебный устав. В число его заслуг входит и организация ряда кругосветных плаваний и экспедиций. При участии Краббе в Кронштадте открылась Минная школа с офицерским классом, были сформированы практическая эскадра и минный отряд. За «заслуги перед флотом» в 1862 г. Николая Карловича произвели в вице-адмиралы. Особо следует отметить ведущую роль Краббе в формировании двух российских эскадр, тайно отправившихся в 1863 г. в порты Северной Америки для операций против английских торговых судов. Эти действия адмирала сняли назревшую угрозу военного выступления Великобритании и Франции против России. За 16 лет пребывания на посту морского министра Краббе удостоился звания адмирала (1869 г.), стал кавалером орденов Святого Александра Невского, Святого Владимира и Белого Орла, был пожалован португальским орденом д'Ави, греческим - Спасителя, прусским - Красного Орла 1-й степени, датским - Данеборга 1-й степени, австрийским - Леопольда. Николай Карлович скончался 3 января 1876 года и похоронен в Александро-Невской лавре.

1814
Рафаэль Пириа (Raffaele Piria)
итальянский химик. Родился в Шиле (Калабрия). Изучал медицину в Неаполе (с 1829 г.), химию в Политехнической школе в Париже. С 1841 г. — профессор химии в Пизанском, с 1855 г. — в Туринском университетах. Основная область научных исследований — синтетическая органическая химия. Ввел новые методы синтеза и выполнил классические работы по изучению салицина, популина, тирозина, аспарагиновой кислоты, экстракта барвинка. Открыл (1838) салициловую кислоту. Открыл (186) реакцию перехода аминокислот в оксикислоты под действием азотистой кислоты (с помощью этой реакции превратил аспарагиновую кислоту в яблочную). Открыл (1851) реакцию превращения ароматических нитросоединений под действием бисульфитов щелочных металлов в о- или n-аминосульфокислоты. Разработал (1856) метод получения альдегидов путем сухой перегонки смеси кальциевой соли одноосновной кислоты и формиата кальция. Его учениками были Ч.Бертаньини и С.Канниццаро.

1824
Алоиз Бубак (чешское имя - Alois Bubбk)
чешский художник-пейзажист. Родился в городке Космоносы, в семье резчика. Закончил обучение в гимназии в городе Млада Болеслав и по желанию родителей поступил на учёбу на богословский факультет в Праге. Но талант и любовь к искусству скоро привели его в Академию Художеств, где его учителями стали ректор академии Рубен и пейзажист Максимилиан Йозеф Гаусгофер. Оба отмечали его быстрый рост и особенности художественного самовыражения. Занялся пейзажами. Еще студентом совершал поездки в Крконоше, Альпы, а позже в юго-западную Чехию. Картины потом успешно представил на выставках. Особенно известны пейзажи – Над Эльбой (чешское название - Krajina nad Labem) Под Студничовем (чешское название - Krajina pod Studniovem). Озеро Госау (чешское название - Jezero Gosauskй) и две картины с предместий Бад Ишл. Картину Гольванский пруд (чешское название - Holnavskэ rybnнk) приобрёл для своей коллекции Фердинанд I Добрый. Критика высоко оценила также его картину Плокенштейнское озеро в Шумаве (чешское название - Jezero Plцkensteinskй v umav) прежде всего за реалистичность и широкую перспективу фона; этой работой он превзошёл своего учителя Гаусгофера, который на этой же выставке предстал со скромной работой Партия Сонента (чешское название - Partie Sonenta). Прославился также картинами Дождливая погода в Альпах (чешское название - Poasн detivй v Alpбch), Окрестности Бездеза, (чешское название - Okolн Bezdzu), Троски с окрестностями (чешское название - Trosky s okolнm). Кроме маслописи и акварели также преподавал рисование в торговой академии и в высшей девичьей школе. Много иллюстраций поместил в журналы «Цветы» (чешское название - Kvty) и «Светозор» (чешское название - Svtozor). Был очень активный и трудолюбивый, для того чтобы поддерживал и близких, много писал и преподавал. Большое напряжение и недостаток отдыха привели к тому, что в 1868 заболел туберкулёзом. Умер в Праге 6 марта 1970 года. Оставил не обеспеченную вдову и тринадцатилетную дочь. Владелец журнала «Светозор» (чешское название - Svtozor) Франтишек Скрейсовский 21 марта 1870 объявил сбор средств для семьи Бубака. Свою долю внесли живописец Франтишек Халупа (60 крейцеров) пивовар Фердинанд Валиш (2 золотых) и ряд других людей. За первые 10 недель было собрано 491 золотых

1827
Шарль де Костер (Charles-Theodore-Henri De Coster)
бельгийский писатель, писал на французском языке. Родился в Мюнхене, рос в Бельгии. В 1855 окончил Брюссельский университет. Служил в банке, преподавал в Военной академии, был одним из основателей еженедельника «Уленшпигель». В публицистике требовал признания права фламандского народа на самоуправление, остро выступал по социальным вопросам. Умер Де Костер в Икселе 7 мая 1879 года. Работая над своей лучшей книгой Легенда о Тиле Уленшпигеле и Ламме Гудзаке (La Légende de Thyl Ulenspiegel et de Lamme Goedzak, 1867), Де Костер вдохновлялся патриотическими чувствами. Он надеялся, что воссозданное им героическое прошлое подвигнет бельгийцев на борьбу за будущее величие своего народа. Его герой, народный любимец Тиль Уленшпигель, проказник и балагур, стал символом сопротивления народных масс гнету и тирании. Чтобы усилить действенность своей книги-эпопеи, автор перенес героя народной книги 14 в. в 16 век, охваченный борьбой гёзов с испанскими поработителями, с инквизицией. Де Костер не заботился об исторической достоверности картины, ее правдивость обеспечивают художественные средства – архаический французский язык, сочное просторечие. Вдохновение он черпал у фламандских живописцев, духом их искусства овеяно все его творчество. Воинствующий антиклерикал, писатель демонстративно, нескрываемо пристрастен и к католикам, и к протестантам. В Фламандских легендах (Légendes Flammandes, 1858) Де Костер по примеру Ф.Рабле перелагал на старофранцузском языке средневековые предания Фландрии. Посмертно была напечатана историческая драма Стефания (Stephanie). Среди других его произведений – Цыгане (Les Bohémiens, 1868), психологический роман из современной жизни Свадебное путешествие (Le Voyage de noce, 1872), Женитьба Туле (Le Marriage de Toulet, 1879). «Историческое значение “Легенды об Уленшпигеле” Шарля Де Костера огромно. Это произведение открыло бельгийцам новую родину. От поэмы Шарля Де Костера произошла бельгийская литература», — так писал Ромен Роллан о книге, которую не без оснований называют «бельгийской Библией». Хотелось бы остановиться на другом замечательном создании бельгийского классика — сборнике «Фламандские легенды», несправедливо и незаслуженно затерявшемся в тени его главной книги. «Я не стану защищать ни “Брабантские рассказы” (1861), ни даже “Свадебное путешествие” (1872), этот любопытный, хотя и очень неровный реалистический роман, вызвавший живой отклик за границей, — говорил в 1959 году исследователь бельгийской литературы Й.Хансе. — Но я бы очень просил, чтоб не забыли “Фламандские легенды”. Если “Легенда об Уленшпигеле” — собор, то “Фламандские легенды” — его портал». На русском языке этот сборник появился довольно поздно — в переводах А.Даманской и З.Журавской он был впервые опубликован в Берлине в 1923 году. Спустя более чем полвека серия «Литературные памятники» подарила нам новое издание, включившее в себя четыре пленительные повести, вдохновлённые причудливыми сказаниями фламандцев и щедро украшенные собственной выдумкой Де Костера: «Братство Толстой морды», «Бланка, Клара и Кандида», «Сир Галевин» и «Сметсе Смее». О том, с каким чувствами создавались эти легенды, лучше всех сказал сам автор: «Мне нравятся эти фантазии, на которые у нас часто нападают. Я люблю погружаться в этот странный мир… В этом жанре можно создавать живые характеры, образы живых людей, показывать их здравый смысл и самому его проявлять». Сочинения в русском переводе: Фламандские легенды, Берлин, 1923; Легенда об Уленшпигеле..., вступительная статья Е.Гальпериной, Москва, 1955; Легенда об Уленшпигеле..., Москва, 1961. Литература: Горький М., О литературе, Москва, 1961, страницы 422-423, 427; Роллан Р., Уленшпигель, Собрание сочинений, том 14, Москва, 1958; Мицкевич Б.П., Шарль Де Костер и становление реализма в бельгийской литературе, Минск, 1960; Андреев Л.Г., Сто лет бельгийской литературы, (Москва), 1967; Литвинов П.В., Художественная летопись Нидерландской революции и ее автор, "Вопросы истории", 1971, № 7; Шарль де Костер. Биобиблиографич. указатель, Москва, 1964; Hanse J., Charles de Coster, Louvain, 1928; Sosset L. L., Introduction а l"uvre de Ch. de Coster, Brux. - иge, 1937.

1827
Йозеф Штраус (немецкое имя - Josef StrauЯ)
австрийский композитор. Один из трёх сыновей известного композитора Иоганна Штрауса (старшего). Родился в Вене. Йозеф был вторым ребенком в семье. Всего в семье было пятеро детей. Его отец, Иоганн Штраус (старший), практически не занимался воспитанием своих детей, так как постоянно гастроривовал по Европе. Но, единственное за чем он очень строго следил и того же требовал от своей жены Анны, это чтобы дети не сочиняли музыку и не учились играть на скрипке. Но, старший брат Иоганн, несмотря на запреты отца тайком учился играть на скрипке и пристрастил к этому и Йозефа. Йозеф не собирался становиться музыкантом, он учился в Венском политехническом институте. Получил специальность инженера-строителя и архитектора, сделал ряд изобретений. Но после смерти отца, на семейном совете в 1853 году было решено, что так как брат Иоганн не может разорваться между гастролями, выступлениями в Вене и сочинительством, то Йозеф должен подменять брата и дирижировать отцовским оркестром. Он согласился неохотно, но в итоге посвятил музыке всю оставшуюся жизнь. С тех пор на афишах писали просто «Штраус» и публика не знала кого из братьев она будет слушать. Йозеф был тоже очень талантливым скрипачом и дирижёром. Он писал вальсы, по стилю похожие на те, что сочинял брат Иоганн. Йозеф был романтик, поэт, он любил уединение и страдал приступами меланхолии. Когда брат Иоганн стал пропадать по полгода в России ему пришлось очень много работать и так как он был очень слабого здоровья, то в конце концов переутомился и его заменил третий брат Эдуард. Когда интерес к России у Иоганна пропал, он стал туда отправлять с оркестром Йозефа. В одну из таких поездок в Россию музыканты оркестра по дороге взбунтовались и Йозефу пришлось быстро набрать новых. На репетиции в Варшаве оркестр сбился с ритма, и с Йозефом случился обморок. Он упал с эстрады в зал и получил сильнейшее сотрясение мозга. Его едва довезли до Вены, где он и умер 22 июля 1870 года. Каждый год в Европе проходит «Штраус-фестивале» посвящённый творчеству Штраусов. Испания, Италия, Австрия, Португалия, Франция, Германия — наслаждаются великолепными вальсами, польками, маршами, галопами, увертюрами и ариями из оперетт известнейшей династии композиторов и дирижёров 19 века — Штраусов. Написал много вальсов, среди которых: «Dorfschwalben aus Osterreich» («Деревенские ласточки из Австрии»); «Безумие»; «Моя жизнь - это радость и любовь»;«Акварели»;«Полька-пиццикато»; «Динамиды». Литература: Майлер Ф., И.Штраус. Москва, 1980

1831
Эдуард Зюсс (немецкое имя - Eduard Suess)
австрийский геолог и общественный деятель. Именно ему принадлежат гипотезы о существовании суперконтинента Гондваны (1861) и океана Тетис (1893). Зюсс родился в Лондоне в семье саксонского купца. В 1834 году его семья переехала в Прагу, а в 1845 — в Вену. Увлёкшийся изучением геологии ещё в молодом возрасте, Зюсс опубликовал свою первую работу (по геологии Карлсбада), когда ему было всего 19 лет. В 1857 Зюсс получил кафедру геологии в Вене. Он был членом общинного совета и референтом комиссии по снабжению города водой и урегулированию Дуная, а также членом нижнеавстрийского сейма (ландтага); в 1870—1874 деятельно занимался проведением нового школьного законодательства в Нижней Австрии, в 1873 был избран в рейхсрат, где многократно показывал себя блестящим левым оратором, особенно в борьбе с ультрамонтанами. Из научных трудов Зюсса, главным образом относящихся к стратиграфии Альп, к геологии Италии и к систематика брахиопод, известны: «Bцhmische Graptolithen» (1852), «Brachiopoden der Kцssener Schichten» (1854); «Brachiopoden der Hallstдtter Schichten» (1855); «Ueber den Lцss» (1866); «Charakter der цsterreich. Tertiдrablagerungen» (1866); «Aequivalente des Rotliegenden in den Sьdalpen» (1868); «Die tertiдren Landfaunen Mittelitaliens» (1871); «Bau der italienischen Halbinsel» (1872); «Die Enstehung der Alpen» (1875); «Die Zukunft des Goldes» (1877); «Die Zukunft des Silbers» (1892) и некоторых других. Но главный, классический труд Зюсса «Das Antlitz der Erde» (1883—1888), в котором он, один из самых выдающихся современных геологов, привёл в стройную систему важнейшие формы земной поверхности и установил законную связь современного распределения морей, океанов, материков и горных цепей с геологической историей земли. В 1875 году Зюсс предложил в геологии термин биосферы. В 1895 году Зюсс был избран членом Шведской королевской академии наук, а в 1903 получил медаль Копли — высшую награду Королевского общества Великобритании. В конце XIX в. знаменитый австрийский геолог Эдуард Зюсс (1831—1914) в своем капитальном трехтомном труде «Лик Земли» подвел итог всему развитию геологии вплоть до XX в. Он дал картину строения и развития земной коры с позиций контракционной гипотезы. Зюсс полагал, что форма и строение складчатых горных цепей указывают на их образование путем сжатия земной коры. Образование морских впадин Зюсс представляет как процесс обрушения земной коры, приспосабливающейся к сокращающейся в объеме внутренней части земного шара. В своем труде Э.Зюсс обрисовал стоящие перед теоретической геологией задачи и наметил пути ее раз-вития. Это оказало большое влияние на последующее развитие геологической науки. Умер в Вене 26 апреля 1914 года. Сочинения: Das Antlitz der Erde, 2 Aufl., Bd 1-3, Prag, 1888-1909. Литература: Обручев В.А. и Зотина М., Э.Зюсс, Москва, 1937.