-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109412
Комментариев: 6802
Написано: 117885


13 июля родились...

Пятница, 13 Июля 2012 г. 00:08 + в цитатник
 (581x699, 86Kb)
1527
Джон Ди (John Dee)
английский математик, географ, астроном, алхимик, герметист и астролог валлийского происхождения, один из образованнейших людей своего времени. Родился в Тауэр Уарде, Лондон, Англия. Единственный сын Роланда Ди, торговца тканями, занимавшего также незначительный пост при дворе. Семья Ди имела валлийское происхождение; фамилия Ди происходит от валл. du «чёрный». С 1535 посещал школу в Чельмсфорде, Эссекс; в ноябре 1542 поступил в кэмбриджский Сэйнт-Джон Колледж, где изучал латынь, древнегреческий, философию, геометрию, арифметику и астрономию. По утверждению биографов, Ди отдавал занятиям по 18 часов в сутки, оставляя себе лишь 4 часа на сон и 2 часа на приём пищи. Главной его страстью была математика. Также увлекался механикой, интересовался картографией и навигацией. В 1546 году Ди занялся астрономическими наблюдениями и составлением астрологических прогнозов. В том же году Ди получил степень бакалавра и стал членом совета колледжа. В декабре Ди вошёл в совет новосозданного Тринити Колледжа, вскоре ставшего самым крупным из колледжей Кембриджа. Будучи недовольным научной атмосферой в Англии, Ди в 1548—1551 отправился в путешествие по Европе. 24 июня 1548 он прибыл в Лувен, где находился один из крупнейших католических университетов Европы. Там Ди работал в сотрудничестве с Геммой Фризиусом и Герардом Меркатором. Последний вскоре стал его близким другом, Меркатор и Ди вместе конструировали новые модели Вселенной. В Лувене Ди написал два трактата по астрономии. В 1550 Ди совершил поездку в Брюссель для знакомства и обмена опытом с тамошними математиками. По-видимому, именно в это время он познакомился и подружился с Педро Нуньесом. В том же году Ди отправился в Париж, где читал лекции по Началам Эвклида. Несмотря на молодой возраст, Ди показал себя блестящим лектором. Его выступления пользовались огромной популярностью. В следующем, 1551 году Ди получил предложение занять в Париже должность профессора математики, но ответил отказом. Вернувшись в Англию, Ди в феврале 1552 поступил на службу к графу Пемброку, а в конце того же года — к герцогу Нортумберлендскому. На службе у последнего он написал трактат о приливах. В том же году Ди познакомился в Лондоне с Джероламо Кардано: Ди и Кардано вместе занимались проблемой вечного двигателя, а также изучением драгоценного камня, якобы имевшего волшебные свойства. В 1553, после прихода к власти католички Марии Тюдор, в Англии начались репрессии против протестантов. В августе был арестован отец Джона, Роланд Ди. Вскоре он был отпущен на свободу, но его финансовые сбережения были конфискованы. Значительное наследство, которое позволило бы Ди до конца жизни посвятить себя научным изысканиям, не заботясь о пропитании, было потеряно. Несмотря на серьёзные финансовые трудности, Ди в 1554 отказался от предложения занять должность профессора математики в Оксфордском университете. Причиной отказа послужило недовольство Ди системой образования в Англии, в которой, по его мнению, слишком большой упор делался на преподавание риторики и грамматики (вместе с логикой составлявших академический тривиум) в ущерб более сложным искусствам квадривиума (арифметика, геометрия, музыка и астрономия). 28 мая 1555 Ди был арестован «за вычисления» — в ту пору занятия математикой рассматривались обществом как нечто, близкое к колдовству. Возможно, имелись ввиду гороскопы, составленные Ди для Марии Тюдор и принцессы Елизаветы. Вскоре Ди было предъявлено также обвинение в государственной измене. Ди предстал перед судом Звёздной палаты и сумел оправдаться. Однако вместо освобождения он был направлен к радикально настроенному католическому епископу Боннеру для религиозного допроса. Ди, протестант по убеждениям, сумел оправдаться и на этот раз и в августе, после трёх месяцев заключения, был освобождён. Более того, через некоторое время он стал товарищем «кровавого Боннера». После ареста Ди потерял свои источники дохода; примерно в то же время скончался его отец, не оставив сыну практически никакого наследства. К тому же, теперь Ди приходилось скрывать своё вероисповедание. Ди всячески дистанцировался от конфликта католиков и протестантов и, судя по всему, был вполне лоялен католическому режиму, подвергшему его суду. Существует однако версия, согласно которой Ди действовал как шпион протестантов при дворе. Неприятности с властью преследовали Ди всю его жизнь. 15 января 1556 Ди представил Марии Тюдор захватывающий план учреждения Королевской библиотеки, в которой предполагалось собрать все важные книги по всем отраслям знания. План Ди был отвергнут, и вместо этого учёный принялся за составление личной библиотеки в своём доме в Мортлейке. Несмотря на финансовые затруднения, Ди увлечённо собирал научные труды по всей Европе. Его библиотека, уже при его жизни ставшая крупнейшей в Англии, привлекала многих учёных того времени и превратилась в крупнейший научный центр за пределами университетских стен. В 1558 году после смерти Марии I Тюдор на престол вступила Елизавета Английская, восстановившая в Англии протестантизм. Ди быстро оказался в фаворе у новой королевы, что довольно-таки странно, учитывая его сотрудничество с прежним режимом (отсюда предположение о шпионской миссии Ди). Елизавета сделала Ди своим личным астрологом и советником в делах науки; Ди сам назначил наиболее благоприятную дату коронации Елизаветы на основании составленного им гороскопа. В 1561 году дополнил и расширил «Основы искусств» — знаменитую книгу по математике Роберта Рекорда. В 1564 подтвердил свой статус «великого волшебника», издав свою самую известную и амбициозную книгу по Каббале и геометрической магии, озаглавленную Monas hieroglyphica (Иероглифическая Монада), в том же году поселился в Мортлейке (неподалёку от Ричмонда), его дом превратился в неформальную академию для поклонников герметизма елизаветинских времён. Здесь были комнаты для хранения научных приборов, помещения для проживания студентов и библиотека, занимавшая около 5 комнат. Библиотека Джона Ди охватывала всё Возрождение и являлась одной из самых больших научных библиотек Англии. В 1570 году написал предисловие к английскому переводу Евклида. В 1576 году вместе с Мартином Фробишером пересёк Атлантику в поисках легендарного северного пути на Восток. В 1577 году была издана его книга «Искусство навигации», в которой выступал за создание постоянно действующего британского флота. В 1582 году Джон знакомится с Эдвардом Келли, преступником и шарлатаном, вместе с которым занимался сеансами ясновидения, и судя по его дневникам - контактировал с некими Ангелами, от которых получал указания по созданию системы магии, которая в наше время известна под названием "Енохианской Магии". В 1583 году реформировал для Англии юлианский календарь и отправился на континент. В 1584 жил в Праге под покровительством Рудольфа II, императора Священной Римской империи, интересовавшегося герметикой, в 1585 посетил Краков, где объяснил принципы герметической магии королю Польши, в 1586 вернулся в Прагу. Ди вернулся в Англию в 1589. За шесть лет его отсутствия библиотека в Мортлейке, в создание которой Ди вложил столько сил и средств, была разворована, многие ценные книги и научные инструменты утрачены. Вскоре после возвращения Ди познакомился с Томасом Хэрриотом. Вдвоём они обсуждали предъявленные Хэрриоту и Рэли обвинения в атеизме, а также различные вопросы математики и естественных наук. В 1590 Хэрриот послал Ди копию одного из своих трудов с надписью «Моему дорогому другу». В течение нескольких лет Ди пытался добиться назначения на какой-нибудь пост и компенсировать материальные потери, понесённые за время путешествий с Келли. Сперва он добивался назначения на должность Магистра Креста Святого Иоанна. Его прошение было одобрено Елизаветой, при условии, что своё согласие даст также архиепископ Кентерберийский. Однако тогдашний архиепископ Джон Уитгифт так и не дал своего одобрения. В 1592 (1596) Ди, наконец, был назначен ректором Колледжа Христа в Манчестере. Однако он с трудом справлялся со своими обязанностями, поскольку находившиеся под его началом коллеги не желали подчиняться «злому волшебнику». Вполне возможно, что Елизавета назначила Ди на этот пост в первую очередь для того, чтобы удалить его из Лондона. В 1605 в Манчестере разразилась чума, унёсшая жизни жены Ди и нескольких его детей. Ди переехал в Лондон, где и умер в бедности 26 марта 1609 года. Ди трижды был женат и имел восемь детей. Его старший сын, Артур Ди также занимался алхимией и герметической философией. Джон Обри даёт следующее описание внешности Ди: «Он был высок и худощав. Он носил халат, подобный тем, что носят художники, с раскрытыми от локтя рукавами и длинным разрезом. Очень ясное, румяное лицо… длинная молочно-белая борода. Очень красивый человек». Ди был набожным христианином, но в его мировоззрении немалую роль играли философские доктрины герметизма, платонизма и пифагорейства, широко распространившиеся в эпоху Ренессанса. Ди верил, что число есть основа и мера всех вещей во Вселенной, и что сотворение мира Господом было «актом исчисления». Из герметической философии Ди вынес представление о том, что человек потенциально способен обрести божественную силу; при этом он верил, что божественности можно достичь, в совершенстве познав математику. Для Ди упражнения в каббале и вызове ангелов (которые были основаны на нумерологии) и углублённые занятия навигацией и другими приложениями математики нисколько не противоречили друг другу, как мы можем полагать сегодня; напротив, они представляли собой два взаимосвязанных аспекта одной и той же деятельности. Своей целью Ди считал преодоление раскола между протестантской и католической церквями путём обращения к незамутнённой теологии первых веков христианства и создание таким образом всеобщей мировой религии. Джону Ди приписывают авторство (мистификацию) Манускрипта Войнича. Джон Ди являлся архитектором идеи Британской империи, был магом эпохи Возрождения и настоящим «елизаветинцем». Енохианская Магия Джона Ди и Эдварда Келли использовалась как один из элементов Посвятительных Ритуалов, и секретных Инструкций в Ордене Золотой Зари. Впоследствии, в наше время, Енохианская магия используется многими практиками оккультизма. В настоящее время в Западных странах Енохианская магия достаточно широко распространена в кругах людей увлекающихся эзотерикой, и является внушительным наследием, оставленным Джоном Ди миру. По мотивам дневников Джона Ди, описывающих получение системы Енохианской магии, Густав Майринк написал художественный роман "Ангел Западного Окна". В знаменитом романе Густава Майринка «Ангел Западного окна» (Der Engel vom Westlichen Fenster, 1927) Джон Ди является одним из двух главных действующих лиц. В рассказе «Ужас Данвича» (The Dunwich Horror, 1928) Говард Ф. Лавкрафт приписывает Ди перевод Некрономикона на английский язык. Доктор Ди появляется в романе Майкла Муркока «Глориана» (1978). Американский писатель Джон Краули сделал Джона Ди и Джордано Бруно героями тетралогии «Эгипет» (Жgypt, 1987—2007). Джон Ди неоднократно упоминается в романе Умберто Эко «Маятник Фуко» (1988) как приверженец герметической традиции. Герой романа Питера Акройда «Дом доктора Ди» (The House of Doctor Dee, 1994) приобретает в собственность дом, некогда принадлежащий Ди, и его судьба оказывается переплетённой с судьбой покойного учёного. Американский киноактёр и писатель-фантаст Армин Шимерман написал трилогию «Принц купцов» (The Merchant Prince, 2000—2003, первые два романа в соавторстве), где попытался дать научно-фантастическое толкование магическим практикам Ди и даже заставил последнего совершить путешествие в будущее. Джон Ди, наряду с другими известными личностями той эпохи возникает на страницах исторического романа Филиппы Грегори «Шут Королевы» (The Queen’s Fool, 2004), действие которого происходит в 1550-е гг. Дом некого «великого мага Доктора Ди» упоминается в третьей главе первого романа трилогии Филипа Пулмана «Тёмные Начала» В сеттинге настольной ролевой игры Vampire: The Masquerade выпущеной компанией White Wolf, Джон Ди вампир из клана Тремер. В романе Титании Харди "Лабиринт розы" (2008). Библиография: Calder, I.R.F. (1952). «John Dee Studied as an English Neo-Platonist.» University of London Dissertation. Доступно в Интернете; Fell Smith, Charlotte (1909). John Dee: 1527—1608. London: Constable and Company. Доступно в Интернете; French, Peter J. (1972). John Dee: The World of an Elizabethan Magus. London: Routledge & Kegan Paul; Woolley, Benjamin (2001). The Queen’s Conjuror: The Science and Magic of Dr. John Dee, Adviser to Queen Elizabeth I. New York: Henry Holt and Company; Йейтс Ф. Розенкрейцерское Просвещение. Москва: Алетейа; Энигма, 1999 (по Указателю); Акройд, Питер (2009). Дом доктора Ди. Москва: АСТ, Астрель, Corpus.

 (598x699, 118Kb)
1590
Климент X (латинское имя - Clemens PP. X; в миру итальянское имя - Эмилио Бонавентура Альтьери, Emilio Bonaventura Altieri)
папа римский с 29 апреля 1670 по 22 июля 1676. Был нунцием в Польше, а затем епископом Камерино. Стал кардиналом в очень пожилом возрасте. Восьмидесятилетний папа усыновил своего племянника Палуццо, дав ему фамилию Алтьери и назначив кардиналом-непотом. Палуццо-Алтьери не замедлил обогатить собственную семью. 11 ноября 1673 гетман Ян Собеский разбил турок под Хотином. Папская дипломатия была склонна поддержать Собесского в борьбе с Турцией, но при условии, что будут сохранены интересы Габсбургов. Победа Контрреформации в Польше должна была содействовать укреплению роли этой страны как "форпоста христианства на Востоке". Данную роль ей отвело папство ценой государственных и национальных интересов поляков. Один из самых престарелых понтификов Нового времени. Избран папой в 80-летнем возрасте. Умер 22 июля 1676 года.

 (502x699, 170Kb)
1607
Вацлав (Венцель) Холлар (чешское имя - Vбclav Hollar)
чешский график и рисовальщик. Родился в Праге. После захвата Праги во время Тридцатилетней войны семья Холлара разорилась и Вацлав, намеревавшийся стать юристом, решил учиться на художника. Самые ранние его работы, дошедшие до нас, датируются 1625—1626 годами. Это небольшие гравюры, одна из которых — копия картины Альбрехта Дюрера «Мария с младенцем». Творчество Дюрера оказало сильное влияние на Холлара. В 1627 году Холлар отправился во Франкфурт, где работал под руководством швейцарского гравёра и издателя Маттеуса Мериана Старшего, затем переехал в Страсбург, а в 1633 года — в Кёльн. В Кёльне на Холлара обратил внимание известный коллекционер и любитель искусства Томас Говард (21-й граф Арундел), пребывавший в то время у двора императора. С ним Холлар посетил Вену и Прагу и в 1637 году прибыл в Англию, ставшую его домом на многие годы. Холлар проживал в доме графа, но работал не только для него, а вынужден был сотрудничать с издателями, от которых зависел. В первый год пребывания в Англии он создал для одного из продавцов гравюр величественное произведение «Вид Гринвича» длиной около 1 метра и получил за неё 30 шиллингов. Позже Холлар зафиксировал цену за свою работу в размере 4 пенсов за час и замерял время с помощью песочных часов. После начала в 1642 году гражданской войны (Английская революция) лорд Арундел покинул Англию и Холлар перешёл на службу к герцогу Йоркскому, переехав к нему вместе с женой и двумя детьми. Вместе с другими деятелями искусства, Иниго Джонсом и Уильямом Фейторном, Холлар находился в замке Basing House (графство Хэмпшир), в котором укрылись сторонники короля Карла I во время осады (продолжалась до 1645 года). В 1643—1644 годы он написал несколько сотен гравюр, что говорит о его поразительном трудолюбии. Холлар был пленён, но позже либо бежал, либо был освобождён, присоединился к лорду Арундел в Антверпене и оставался там 8 лет (1644—1652). Это было время расцвета его творчества, он создавал прекрасные гравюры разных типов. В 1652 году он вернулся в Лондон и жил у гравёра Уильяма Фейторна около ворот Темпл Бар на западной окраине Лондона. В последующие годы были изданы многие книги с иллюстрациями Холлара: «Вергилий и Гомер» Дж. Оджилби (John Ogilby, 1600—1676), «Ювенал» Р.Стэплтона (Robert Stapylton, около 1608—1669), «Warwickshire, St Paul's and Monasticon» У.Дагдейла (William Dugdale, 1605—1686). Продавцы книг продолжали обманывать простодушного иностранца, претворяясь, что они откажутся от его работ, и вынуждая его снижать цену за свои работы. Восстановление монархии не привело к улучшению его положения, королевский двор не оказывал помощь Холлару. Во время чумы он потерял сына, который подавал надежды в искусстве рисования. После разрушительного пожара 1666 года в Лондоне Холлар написал несколько «Видов Лондона». Возможно, что успех этих работ побудил короля в 1668 году отправить его в Танжер для создания видов города и фортов. Во время возвращения в Англию произошёл бой между судном «Мэри Роуз», на котором плыл Холлар, и семью алжирскими военными кораблями, запечатлённый Холларом для «Африки» Дж.Оджилби. В Англии Холлар прожил ещё 8 лет, продолжая свою работу. В 1670 году он создал одну из лучших своих работ — большую гравюру с изображением Эдинбурга. Умер Холлар в Лондоне,.в нищете, не дожив несколько месяцев до своего 60-летия 28 марта 1677 года. Холлар работал в технике офорта. Часто выпускал иллюстрированные серии. Разнообразие его работ впечатляет. Он создал около 2740 гравюр на разнообразные темы: виды городов, портреты, изображения кораблей, пейзажи, натюрморты, произведения на религиозные и геральдические темы, изображения женских костюмов, анималистические композиции. Его виды городов и архитектурных сооружений (таких, как соборы в Антверпене и Страсбурге) топографически точны и в то же время в них присутствует художественный замысел. Холлар мог создавать почти точные копии произведений других художников (например, изображение чаши по рисунку Андреа Мантеньи). Его «Theatrum mulierum» и другие сборники показывают с исторической точностью жизнь людей того времени. Созданные им портреты — область искусства, в которой он был несправедливо недооценён, — отличаются изяществом и художественной силой. Почти полная коллекция работ Холлара хранится в Британском музее и в библиотеке Виндзорского замка. Первый каталог его произведений создан в 1745 году (2-е издание в 1759 году) Джорджем Вертью. В 1853 году Густав Партей (Gustav Parthey) и в 1982 году Ричард Пеннингтон (Richard Pennington) создали каталоги гравюр Холлара. Сейчас составляется новый полный иллюстрированный каталог для включения его в «Hollstein series».

 (494x699, 71Kb)
1608
Фердинанд III (немецкое имя - Ferdinand III)
император Священной Римской империи с 15 февраля 1637 года, король Венгрии (части королевства с 26 ноября 1625 года, (коронация 8 декабря 1626 года), всего королевства в 1637—1647 годах), король Чехии с 21 ноября 1627 года (коронация 25/26 ноября 1627 года). Имперский фельдмаршал (1634 год). Родился в Граце. Сын Фердинанда II и Марии Анны (8 декабря 1574 — 8 марта 1616), дочери герцога Баварского Вильгельма V. Ещё при жизни отца, в 1625 году, он был коронован королем Венгрии, а в 1627 году и королем Богемии, тем не менее император совсем не давал ему активно вмешиваться в дела. Только в последние годы жизни отца, особенно после смерти Валленштейна, Фердинанд III выступает на поприще политической деятельности. В 1634 году, во время Тридцатилетней войны он нанёс шведам решительное поражение при Нёрдлингене (6 и 7 сентября), после чего его войска страшно разграбили Вюртемберг и другие земли, попавшие им в руки. Фердинанд в 1637году занял императорский престол по смерти отца, вполне беспрепятственно, отчасти благодаря популярности, которую он снискал себе Нердлингенской победой. Он меньше подчинялся иезуитам, нежели его отец, но тем не менее, несмотря на желание окончить бесконечную и разорительную войну, долго не соглашался даже на самые скромные уступки протестантам. В 1647 году Фердинанд чуть не попал в плен к шведскому предводителю партизанов-наездников Гельмгольду Врангелю, его успели спасти с большим трудом. В 1648 году Фердинанд наконец согласился на заключение Вестфальского мира, даровавшего известные права протестантам (реформатам и лютеранам). Освободить свои владения от бродивших там и сям военных и разбойничьих шаек Фердинанду удалось лишь в 1654 году. Царствование его во внутренней истории империи прошло бесследно. Он был даровитым музыкантом и композитором. В 1631 году женился на Марии Анне Испанской, младшей дочери короля Филиппа III. Дети: Фердинанд IV (1633—1654); Марианна (1634—1696), жена испанского короля Филиппа IV. Их сын, Карл II — последний из Габсбургов на испанском престоле; Филипп Август (1637—1639), эрцгерцог Австрии; Максимилиан Томас (1638—1639), эрцгерцог Австрии; Леопольд I (1640—1705), император Священной Римской империи; Мария (1646). В 1648 году Фердинанд женился второй раз на Марии Леопольдине, эрцгерцогине Австрийской, дочери Леопольда V. Имели одного сына: Карл Йозеф (1649—1664), 47-й великий магистр Тевтонского ордена. В 1651 году он женился на Элеоноре Гонзага, дочери Карла II Гонзага. Дети: Терезия Мария Жозефа (1652—1653); Элеонора Мария Жозефа (1653—1697), супруга короля Польши Михаила Корибута Вишневецкого, затем Карла V, герцога Лотарингии; Мария Анна Жозефа (1654—1689), супруга Иоганна Вильгельма, курфюрста Пфальца; Фердинанд Жозеф (1657—1658). Умер Фердинанд III в Вене 2 апреля 1657 года.

 (686x699, 75Kb)
1773
Вильгельм Генрих Ваккенродер (Wilhelm Heinrich Wackenroder)
немецкий писатель, ближайший друг Людвига Тика. Ваккенродер в «Herzensergiessungen eines kunstliebenden Klosterbruders» (Сердечные излияния монаха, любящего искусство) впервые возвестил о тяге нового поколения бюргерской интеллигенции к родной старине, в средневековье, о влечении к католицизму с его пышным культом и к искусству, тесно связанному с этим культом. Год выхода книги Ваккенродера (1797) можно считать первой датой немецкого романтизма, вначале ещё не дифференцированного и выявлявшего более или менее цельное мироощущение. «Сердечные излияния» составили небольшие лирические статьи об искусстве и художниках и повесть о неудачливом музыканте, Иосифе Берглингере, имеющая автобиографическое значение. В книге Ваккенродера рассказал о своей жизни, полной порывов к творчеству и сомнений в своём призвании, отравленной непониманием окружающих. Внутренне объединяющее книжку настроение, — это благоговение перед искусством как божественным откровением. Искусство не мыслится Ваккенродером вне связи с религией вообще и католицизмом в частности. Современная Ваккенродеру жизнь не могла создать такого религиозного искусства. Религиозность художественного творчества исключалась уже рационализмом нового времени, в особенности эпохи Просвещения. Отталкиваясь от этого рационализма, Ваккенродер преклоняется перед средневековым искусством, не разобщённым, а связанным с религией. Вдумываясь в эту благотворную для него связь, Ваккенродер усматривает в ней лишь выражение общей жизненной целостности на основе веры. Человек переходной эпохи, остро чувствующий неустойчивость и сложность современной ему жизни, Ваккенродер создал себе идеализированное представление о средневековье, будто бы не знавшем противоречий разума и чувства, чуждом сомнений и внутреннего разлада: строгое деление сословного общества отводило каждому его место, ставило перед каждым определённую цель жизни. Искусство входило в эту органическую целостность как один из составных, ею порождённых и её укрепляющих элементов. Отдельные виды искусства — поэзия, музыка, живопись и архитектура — также органически сливаются у Ваккенродера воедино, в один грандиозный синтез. Синтетическое искусство, впервые провозглашённое Ваккенродером, стало мечтой романтиков, которую от них унаследовали близкие им по духу художники последующих поколений. После смерти Ваккенродера Тик издал в 1799 его «Phantasien über die Kunst für Freunde der Kunst» (Фантазии об искусстве для друзей искусства), прибавив к ним ряд своих статей, написанных в стиле «Фантазий». Тик обязан своему другу и идеей романа «Franz Sternbalds Wanderungen» (Странствования Франца Штернбальда) — повествование о путешествии, которое совершил один из учеников А.Дюрера в Рим. Стиль Ваккенродера характеризуется типичными чертами раннего романтизма: приподнятостью, отсутствием образов элементарных ощущений, фрагментарностью изложения, в котором рассуждение переплетается с рассказом и описанием. Ярко выраженная Ваккенродером идеализация средневековья вообще и немецкого средневековья — в частности, возбудившая любовь и интерес к изучению национальной старины, имела огромные последствия в дальнейшей истории немецкого романтизма. Влияние Ваккенродера не ограничивается немецкой литературой; его произведения, переведённые в 1826 на русский язык, сыграли важную роль в развитии эстетических воззрений русского «любомудрия». Авторитет Ваккенродера выдвигали русские романтики двадцатых-тридцатых годов XIX века в своей борьбе против классической теории. Его эстетических взглядов придерживались С.П.Шевырев и В.Ф.Одоевский. Идеализация родной старины, столь типичная именно для немецкого романтизма, ложится в основу «антизападнического» патриотизма русских славянофилов. Умер 13 февраля 1798 года. Библиография: «Об искусстве и художниках. Размышления отшельника, любителя изящного», 1826, переиздание под редакцией профессора П.Н.Сакулина, Москва, издательство К.Ф.Некрасова, 1914 Wackenroder W. H., Werke und Briefe, 2 Bde, Jena, 1910; Браун Ф.М. Немецкий романтизм — в «Истории западной литературы», под ред. Батюшкова. том I. — Mосква 1912; Сакулин П.Н. Из истории русского идеализма. В.Ф.Одоевский. том I. — Москва 1913; Wцlflin. Studien fьr Literaturgeschichte. 1893; Koldewey K. Wackenroder und sein Einfluss auf Tieck. — Lpz. 1904; Stoecker H. Zur Kunstanschauung des 18 Jahrhunderts von Winkelmann bis Wackenroder. Berlin. 1904; Hartmann H. Kunst und Religion bei Wackenroder. Tieck und Solger. Erlangen. 1916.

hedley (531x699, 206 Kb)
1779
Уильям Хедли (William Hedley)
английский изобретатель шахтного локомотива. Умер 9 января 1843 года.

1783
Игнацы Веровский (Ignacy Werowski)
польский актёр. В 1802 дебютировал в виленском Театре. Затем играл в польских труппах Минска и Вильно. С 1815 работал в Варшаве. Начав с комедийных ролей (Брындус - "Краковцы и горцы" Богуславского), Веровский вскоре стал исполнять роли в трагедиях - Отелло; Сид (оперная постановка Корнеля), Замор ("Альзира" Вольтера), в которых достиг наибольшего успеха. Веровский обладал большой сценической культурой, стремился к историческая конкретности, достоверности сценических образов. Умер 8 августа 1841 года. Литература: Recenzje teatralne Towarzystwa iksow, 1815-1819, oprac, J. Lipinski, Wroclaw, 1956.

 (571x699, 73Kb)
1793
Джон Клэр (John Clare)
английский поэт-крестьянин. Родился в Хелпстон, Нортгемптоншир. Стал сочинять стихи под впечатлением от поэзии Джеймса Томсона. Одно стихотворение случайно попалось на глаза местному книготорговцу, который разыскал автора и свёл его с издателями. Первый же сборник стихотворений Клэра Стихотворения, описывающие сельскую жизнь и виды (англ. Poems Descriptive of Rural Life and Scenery, 1820) имел большой успех. Клэр приехал в Лондон, познакомился с литературными знаменитостями. Несколько английских лордов приобрели для него дом и обеспечили ему пожизненную пенсию, однако с новым образом жизни Клэр так до конца и не свыкся. В дальнейшем были изданы ещё три книги Клэра, из которых лучшей считается последняя, Сельская Муза (англ. «The Rural Muse», 1835). Тем не менее семья Клэра жила в нищете. Он пристрастился к выпивке, его здоровье сильно пошатнулось, ему стали невыносимы звуки. С 1837 он, за исключением короткого промежутка в 1841 году, уже не покидал дома для умалишенных в Нортгемптоншире, где продолжал писать стихи и, в том числе, создал свое самое известное стихотворение Я есмь (I am). Умер 19 мая 1864 года. Похоронен в Хелпстоне. Описания природы, которую Клэр любил и понимал, бесхитростная философия, полная веры и легкой грусти, — вот содержание поэзии Клэра. Забытые более чем на полвека, стихи Клэра пережили возрождение интереса в начале XX столетия, сначала со стороны критиков и поэтов-символистов, а потом и читателей. В 1935 вышел двухтомник его сочинений, в 2003 завершено издание его произведений в 9-ти томах. Влияние поэзии Клэра признавали Роберт Грейвс, Джон Эшбери. Драму о поэте написал английский драматург Эдвард Бонд (Сумасшедший, 1975). Образ Клэра появляется в цикле стихов Дерека Уолкотта Щедрость (1996). В 1981 в Хелпстоне создано Общество друзей Джона Клэра. В 1989 табличка с его именем помещена в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства. Книги: Poems Descriptive of Rural Life and Scenery (1820); The Village Minstrel, and Other Poems (1821); The Shepherd's Calendar with Village Stories and Other Poems (1827); The Rural Muse (1835). Публикации на русском языке: Пироскаф. Из английской поэзии XIX века/ Перевод Григория Кружкова. Санкт-Петербург: Издательство Ивана Лимбаха, 2008, страницы168-215. Литература: Dendurent H. O. John Clare: A Reference Guide. Boston: G. K. Hall, 1978; Haughton H., Phillips A., Summerfield G. John Clare in Context. Cambridge; New York: Cambridge UP, 1994.

 (555x699, 122Kb)
1798
Александра Фёдоровна (урождённая принцесса Фридерика Шарлотта Вильгельмина, известная также как Шарлотта Прусская, Charlotte von PreuЯen)
супруга российского императора Николая I, императрица российская. Фридерика Шарлотта Вильгельмина родилась в Потсдаме и была третьим ребёнком прусского короля Фридриха Вильгельма III и его супруги, королевы Луизы. Она была сестрой прусских королей Фридриха Вильгельма IV и Вильгельма I, впоследствии первого германского императора. 13 июля 1817 г. вышла замуж за брата российского императора Александра I, Великого Князя Николая Павловича. Замужество предполагало переход невесты в православное исповедание и наречение нового имени, имеющегося в православных святцах. Брак преследовал в первую очередь политические цели: укрепление политического союза России и Пруссии, — однако оказался счастливым и многодетным. После восшествия супруга на престол в 1825 Александра Фёдоровна становится российской императрицей. После кончины Николая I в 1855 г. она носит титул вдовствующей императрицы. Александру Фёдоровну связывали дружеские отношения с Пушкиным, который тепло отзывался о ней в своём дневнике. Умерла Царском Селе 2 июля 1860 года. Дети: Александр Николаевич, будущий император Александр II (1818—1881), женат в первом браке на Марии Гессенской и во втором, морганатическом браке, на княжне Екатерине Долгорукой: Мария Николаевна (1819—1876), замужем в первом браке за Максимилианом де Богарне (потомство от данного брака сохраняло право престолонаследия), герцогом Лейхтебергским и во втором за графом Григорием Строгановым; Ольга Николаевна (1822—1892), замужем за вюртембергским королем Карлом I, умерла бездетной; Александра Николаевна (1825—1844), замужем за ландграфом Фридрихом Гессен-Кассельским, скончалась при родах через год после замужества; Великий Князь Константин Николаевич (1827—1892), женат на принцессе Александре Саксен-Альтенбургской (Великая Княгиня Александра Иосифовна), оставил потомство; Великий Князь Николай Николаевич Старший (1831—1891), женат на принцессе Александре Ольденбургской (Александра Петровна), оставил потомство; Великий Князь Михаил Николаевич (1832—1909), женат на Цецилии Баденской (Великая Княгиня Ольга Фёдоровна), оставил потомство.

Patrice_de_Mac_Mahon (479x700, 115Kb)
1808
Патрис Мак-Магон(по-французски произносится Мак-Маон; французское имя - Patrice Maurice comte de Mac-Mahon, duc de Magenta)
граф, герцог Маджентский (5 июня 1859), французский военачальник и политический деятель, сенатор (24 июня 1856 - 4 сентября 1870), Маршал Франции (5 июня 1859). По убеждениям монархист, согласился стать временным президентом Франции (Третья республика, 1873—1879), но остался у власти и после принятия республиканской конституции. Происходил из старинного ирландского католического рода, выселившегося во Францию после торжества Вильгельма III. По окончании курса в иезуитской коллегии и в военной Сен-Сирской школе, Мак-Магон поступил в кавалерию и одинаково усердно служил всем режимам. В 30-х годах он был командирован в Алжир, где 12 июня 1848 был произведен в чин марешаль де камп (marechal de camp)(приблизительно соответствует чину генерал-майора). А уже 16 июля 1852 получил чин дивизионного генерала. В августе-сентябре 1855, командуя 1-й пехотной дивизией II АК Восточной армии в Крыму, взял Малахов курган. Когда после покушения Орсини (1858) правительство внесло в палаты проект закона о чрезвычайных мерах охраны, Мак-Магон был единственным сенатором, подавшим голос против этого проекта. В 1858 был назначен Главнокомандующим всех морских и сухопутных сил в Алжире. В 1859 г. ввиду войны с Австрией он получил командование корпусом; на Маджентском поле он своевременным нападением на правый фланг австрийцев спас императора от опасности плена и одержал победу, являющуюся его главным военным подвигом; на самом поле битвы он сделан маршалом и герцогом Маджентским. Он отличился также в битве при Сольферино. В 1861 г. он был чрезвычайным послом Наполеона III в Кёнигсберге, при короновании Вильгельма I. 1 сентября 1864 был вновь поставлен во главе управления Алжира, где и оставался до 17 июля 1870. В крайне незавидном положении он нашёл эту провинцию и в ещё худшем оставил её. Он действовал в духе клерикализма и милитаризма, не обнаруживая инициативы, а лишь добросовестно исполняя приказания свыше; во время голода, сильно опустошившего Алжир, М. ничего не сделал для борьбы с бедствием. Своим неумелым управлением он подготовил общее и опасное восстание туземцев, но франко-прусская война принудила правительство отозвать его из Алжира, и ответственность за восстание и необходимость усмирять его пала на других. Во время войны 1870 г. имя Мак-Магона связано с двумя страшными поражениями французской армии: при Верте, где Мак-Магон потерял половину своего I армейского корпуса, и при Седане. Мак-Магон, как он утверждал впоследствии, сознавал неразумность сосредоточения армии около Седана, но у него не хватило независимости, чтобы отстоять своё мнение. Раненый, утром 1 сентября Мак-Магон передал командование генералу Дюкро, потом Вимпфену и таким образом спасся от позора капитуляции, но не от плена. По возвращении во Францию 15 марта 1871, Мак-Магон 5 апреля был назначен Главнокомандующим Версальской армии, командовал правительственными войсками во время осады Парижа, захваченного коммунарами. Во время президентства Тьера роль Мак-Магона изменилась: до сих пор это был лишь солдат, теперь он стал политиком, на имени которого сошлись три ненавидевшие друг друга монархические партии, когда они искали преемника Тьеру. 24 мая 1873 г. Мак-Магон был избран президентом республики. Началась реакция против всех мероприятий Тьера; префекты и вообще чиновники увольнялись массами за республиканские убеждения; стеснена была свобода сходок, клубов и проч. Вместе с тем, под покровительством президента велись интриги монархистов для восстановления монархии, разбившиеся лишь о их собственные раздоры и упрямство графа Шамбора; Мак-Магон не соглашался только пожертвовать трёхцветным знаменем. В ноябре 1873 г. полномочия его были продолжены на семь лет. В 1875 г. Мак-Магон был решительным противником конституции в республиканском духе, которая, тем не менее, была принята Национальным собранием. В 1877 г. Мак-Магон согласился на образование кабинета Брольи, враждебного большинству палаты, и допустил сильное правительственное давление на выборах, но оно не увенчалось успехом: хотя в новой палате оказалось довольно значительное меньшинство, из монархистов и особенной группы «макмагонистов», но большинство было всё же республиканским. После 2-летней борьбы с палатой Мак-Магон сложил с себя власть (30 января 1879). С тех пор он жил частным человеком, в своём замке близ Монтаржи; в это время он выпустил книгу: «L’armee de Versailles, rapport officiel» (Париж, 1891). Умер 17 октября 1893 года. Библиография: E.Daudet, «Mac-Mahon» («Cйlиbritйs contemporains», Париж, 1882); Dreux-Brйzй, «L’histoire du parti royaliste 1872-1883» (Париж, 1895).

George_Gilbert_Scott (455x700, 57Kb)
1811
Джордж Гилберт Скотт (George Gilbert Scott)
английский архитектор. Умер 27 марта 1878 года.

Benua_NL (537x700, 76Kb)
1813
Николай Леонтьевич Бенуа
русский архитектор. Родился в Санкт-Петербурге, в семье придворного метрдотеля Луи Жюля Бенуа (1772—1822). Закончил известную Немецкую школу святого Петра — Петришуле. В 1827 — 1836 годах учился в Академии Художеств у В.А.Глинки, затем у Х.Ф.Майера. После окончания работал помощником архитектора Константина Андреевича Тона. В 1840—1846 годах находился за границей вместе с А.И.Кракау и А.И.Резановым. В качестве казенного пенсионера Бенуа посетил Германию, Францию, Швейцарию, Австрию, Англию, долго жил в Италии. После возвращения в Россию, был принят на службу в Кабинет Его Императорского Величества. В 1848 году получил звание академика. В 1850 году становится главным архитектором Петергофа. В 1852—1862 годах работал в Лисинском учебном лесничестве. За заслуги по возведению лисинских построек архитектор Н.Л.Бенуа получил второй орден — Святого Станислава 2-й степени. В 1863—1873 годах — главный архитектор императорских театров. С 1872 года становится во главе строительного отделения Городской управы Санкт-Петербурга. В 1880—1893 годах председатель Санкт-Петербургского Общества архитекторов. Н.Л.Бенуа умер в Санкт-Петербурге 23 декабря 1898. Был похоронен в крипте сооружённого им католического храма Посещения. Работы архитектора в Санкт-Петербурге: Костел Посещения Пресвятой Девы Марии на Выборгском римско-католическом кладбище (1857—1858, 1877—1879); Дом Касаткина-Ростовского (1869—1870, набережная Мойки 84); в Александровском саду: фонтан перед фасадом (1876—1877) Адмиралтейства в соавторстве с А.Р.Гешвендом, деревянная оранжерея и жильё для садовника (1885 год) в рамках работ по благоустройству сада; Городской Арестный дом (1877, набережная реки Монастырки, 9), совместно с А.Р.Гешвендом; Здание Общества взаимного поземельного кредита (1877—1880, Адмиралтейская набережная, 14), совместно с А.И.Кракау. Доходные дома на Лиговском проспекте, 96 (1862), Вознесенском проспекте, 5 (1895), улица Рылеева, 15 (дом В.К.Кребера, 1873—1874). Дом Ф.К.Шульца (1871—1872, Литейный проспект, 16). Работы архитектора в Петергофе: Императорские главные конюшни (1848—1855), построенные в стиле английской готики; Здание вокзала (1855—1857); Фрейлинские корпуса (1853—1858), в одном из которых теперь находится Музей семьи Бенуа; перестройка «Большого грота», «Шахматной горы» и «Золотой горы». Работы архитектора в Лисинском учебном лесничестве (посёлок Лисино-Корпус):здание Егерского училища (1852—1855); здание Императорского охотничьего дворца (1853—1860); Храм Лесного Департамента во имя Происхождения честных древ Честнаго и Животворящего Креста (1858—1862). А также им сооружены станции железной дороги в Стрельне, Красном селе, Троице-Сергиевой пустыни (Сергиево), Летний театр в Павловске (1875), каменная часовня «Крылечко» (1860—1865) в Тихвинском Богородичном Успенском монастыре.

 (489x698, 145Kb)
1813
Петр Петрович Негош
черногорский поэт и государственный деятель. Правитель Черногории (в 1830-1851 гг. под именем Петра II Петровича). Отстаивал независимость страны от посягательств Турции и Австрии. Создал в Цетине первую школу и типографию. Дважды (1833, 1837) приезжал в Россию, был хорошо знаком с русской культурой; во второй приезд останавливался в Свято-горском монастыре, где похоронен А.С.Пушкин. Стихотворным посвящением «Тени Александра Пушкина» открывался сборник народных песен «Зеркало сербское» (1845), содержавший и его песни. Поэзия продолжала традиции сербского народного героического эпоса: сборники стихов «Цетинский пустынник» (1834), «Лик ярости турецкой» (1834), эпическая поэма «Свободиада» (1835) и др. Ему принадлежит т. н. «великий триптихов» из 3 книг: поэмы «Луч микрокосма» (1845), «Горный венец» (1847), «Самозванец Степан Малый» (1847). Автор драматической эпопеи народной жизни «Горный венец». Литературное наследие признано в современной Югославии культурным достоянием всех её народов. В 1963 г. в СФРЮ учреждена национальная литературная премия имени Негоша.

TheophilHansen (581x700, 120Kb)
1813
Теофил Эдвард Хансен (немецкое имя - Theophil von Hansen)
австрийский архитектор норвежско-датского происхождения, приверженец классицизма. С 1884 года барон. Т.Э.Хансен родился в Копенгагене, в семье страхового агента, норвежца по происхождению, и датчанки. Брат архитектора Ганса Христиана Хансена. Изучал зодчество у Карла Фридриха Шинкеля, затем в Вене. В 1837 году Хансен переезжает в Афины, где занимается византийской архитектурой. При помощи афинского градостроителя Эдуарда Шауберта, делового партнёра брата Теофила, архитектор получает в Афинах свои первые заказы. Талант Т.Э.Хансена был по достоинству оценен австрийско-греческим банкиром Георгом Симоном фон Сина, пригласившим архитектора работать в Вене. Хансен должен был продолжить свою созидательную деятельность «в греческом стиле» также и в столице Австрии. Первое время Хансен работает в Вене как ассистент у Людвига Фёрстера. Вначале он придерживается романтического стиля, позднее становится последователем неоренессанса в архитектуре, называемого также «венский стиль». Со временем венский стиль из чисто архитектурной области распространяется и на внутреннюю обстановку зданий, создавая настоящий симбиоз различных направлений искусства (Гезамткунстверк, нем. Gesammtkunstwerk). Т.Э.Хансен был одним из главных зодчих венской Рингштрассе, построив здесь свой известнейший шедевр — венский Рейхстаг, в стиле древнегреческого храма. В созданном им здании Венского музыкального союза находится так называемый Золотой зал, являющийся по своим акустическим данным лучшим концертным залом Вены. Ещё одним замечательным сооружением Т.Хансена в Вене можно назвать современный Военно-исторический музей, выстроенный по образцу венецианского Арсенала с элементами византийской и готической стилизации. В своей работе Т.Э.Хансен сотрудничал со скульптором Винценцем Пильцем, художником Карлом Ралем; его ассистентами были молодые Отто Вагнер и Ганс Вильгельм Ауэр. В 1863 году Т.Э.Хансен становится почётным гражданином Вены. В 1868 году он избирается профессором венской Академии изобразительных искусств. С 1877 года Академия размещается в здании на Шиллерплац, построенном по проекту архитектора. В 1884 году архитектору был пожалован баронский титул. Умер в Вене 17 февраля 1891 года. Избранные сооружения: Афинский университет (1839-1844); Афинская национальная обсерватория (1843-1846); Малый дворец, Брно (1847-1848); Афинская Академия (начато в 1856); Военно-исторический музей, Вена (1856); Замок Гернштейн, Нижняя Австрия; Больница в Патрах (1857); Отель «Великобритания», Афины (1862); Дворец эрцгерцога Вильгельма, Вена (1864-1868), ныне штаб-квартива ОПЕК; Дворец Эпштейн, Вена (1868-1872); Венский музыкальный союз, (1867-1870); Академия изобразительного искусства, Вена (1871-1876); Здание парламента (Венский Рейхстаг), (1874-1883); Венская фондовая биржа, (1874-1877); Заппейон, Афины (1874-1888); Дворец Тодеско, Вена (1861-1864).

 (563x699, 51Kb)
1816
Густав Фрейтаг (Gustav Freytag)
немецкий писатель. Родился в Кройцберге (Силезия). Изучал филологию в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) и Берлине; в 1839–1844 читал лекции в университете Бреслау. В первом романе, Приход и расход (Soll und Haben, 1855), Фрайтаг воспел немецкий средний класс, осудив аристократию, ибо верил, что именно либеральное бюргерство является носителем прогресса. Роман весьма любопытен для своего времени – тем более что историческим фоном в нем служит польское восстание 1846–1848. Крупнейший замысел Фрайтага – цикл из шести исторических романов Предки (Die Ahnen, 1873–1881), повествующих о судьбах немецкого народа начиная с эпохи миграций древних германцев и до 19 в. Произведения цикла связаны друг с другом довольно слабо, через родство персонажей; сцены прошлого выписаны с большим мастерством. Значительного успеха Фрайтаг достиг и как драматург. Его комедия Журналисты (Die Journalisten, 1853) пользовалась огромной популярностью на немецкой сцене. Умер Фрайтаг в Висбадене 30 апреля 1895 года.

Елена Ивановна Андреянова  (462x700, 89Kb)
1819
Елена Ивановна Андреянова
русская артистка балета. Одна из крупнейших представительниц романтического балета. В 1837 окончила Санкт-Петербургское театральное училище и до 1854 выступала в Санкт-Петербургской балетной труппе. В исполнении Андреяновой сочеталась виртуозность классического и характерного танцев с выразительностью пантомимной игры. Андреянова первая русская исполнительница партии Жизели (1842), Пери (1844) в одноименных балетах Адана и Бургмюллера, Пахиты (1847) в одноименном балете Минкуса и Дельдевеза. Будущая писательница А.Я.Панаева, которой довелось учиться вместе с Андреяновой, вспоминала: «...был час обеда воспитанниц, и дортуар был пустой, оставались только я и Андреянова; в это время всегда являлся к ней директор; их тихого разговора я не могла слышать, потому что сидела совершенно в другом конце огромного дортуара, да и садилась на скамейку между кроватями, так что меня не было видно. Андреянова иногда кричала на Гедеонова, выгоняла его вон и даже раз пустила в него танцевальным башмаком. Меня удивляла смелость Андреяновой, но в то же время мне было приятно видеть, как гроза всех артистов смиренно повиновался ее приказанию. Андреянова обедала отдельно от других воспитанниц: Гедеонов присылал к ней обед от себя с дорогим вином. Через несколько времени и Смирновой стали давать такой же обед, чтобы прекратить толки при театре о привилегии Андреяновой». Так с юных лет талантливая танцовщица стала, как говорится в одной из книг по хореографии, «гражданской женой директора театров Гедеонова». Это во многом определило ее дальнейшую судьбу – как с положительной, так и с отрицательной стороны. Андреянова считалась воспитанницей Истоминой, а с приездом в Россию балетмейстера Филиппо Тальони стала посещать и его класс, где училась у его знаменитой дочери Марии. Училище она закончила успешно и была выпущена из него в апреле 1837 года. Со следующего года Андреянова уже танцевала главные партии, но завоевать популярность у Санкт-Петербургских зрителей, преклонявшихся перед зарубежной сильфидой Тальони, было непросто. Что ж, судьба не раз испытывала Андреянову «на прочность»... Только через пять лет Тальони покинула Санкт-Петербург. С ее отъездом интерес к балетным спектаклям сразу угас. И тут молодая русская балерина решилась заменить мировую знаменитость. Часть публики посчитала этот шаг свидетельством ее излишней самоуверенности, но вскоре танцовщица доказала свою правоту. 18 декабря 1842 года в Санкт-Петербурге состоялась премьера балета «Жизель», в котором главную роль исполняла Андреянова. До нее ни одна русская балерина на это не решалась. Воздушный танец первой русской Жизели органично соединялся с пантомимой. Созданный образ поражал драматизмом, особенно удалась сцена сумасшествия. Критика отмечала удивительный талант танцовщицы, достоверность ее Жизели. Однако положение ее в театре не изменилось: хотя Андреянова смело танцевала в одних спектаклях с приезжими балеринами и зачастую лучше их, она по-прежнему была ограничена в выборе репертуара – преимуществом пользовались иностранки. Чтобы полностью проявить свой талант, балерине нужна была другая сцена. В 1843 году она вместе с частью Санкт-Петербургской труппы отправилась в Москву на четырехмесячные гастроли. Зрители встретили танцовщицу враждебно, считая ее соперницей тамошней примы Екатерины Санковской. Театралы шикали и свистели, недовольство на галерке возрастало с каждым спектаклем настолько, что властям пришлось помещать в верхние ярусы специальный наряд полиции. Но балерину это не испугало. Она повторила свои гастроли в сезоне 1844-1845 годов, познакомив москвичей с балетами «Пери» и «Тень». После Москвы ее принимали Париж, Гамбург, Брюссель и Милан. Один парижский журнал писал тогда: «При выходе госпожи Андреяновой на сцену мы с минуту опасались, что она не успеет победить своего волнения. Но при первых же позах раздались громкие рукоплескания. Черты госпожи Андреяновой исполнены прелести, красоты и достоинства. По изяществу ее фигуры, по правильности ее поз, по гибкости ее движений сейчас же узнаешь ученицу Тальони. Но госпожа соединяет в себе качества, принадлежащие собственно ей самой: чрезвычайную силу, благородность движений. Словом, дебют г-жи Андреяновой увенчался успехом... Легкость, грация, сила, огонь – все эти драгоценные и прелестные качества, которыми отличается талант русской танцовщицы, очаровали публику». В Париже русская балерина смело отказалась от услуг подкупных клакеров. Свидетелем ее триумфа оказался писатель Н.И.Греч: «Андреянова вылетела из кулис и вскоре привела всю залу в восторг исступленный... Дамы из лож размахивали платками, мужчины вопили... Заставили повторить... Кричат: «Еще раз! Еще!» Андреянова вышла на сцену, осыпанная цветами, и изъявила готовность свою исполнить желание публики, но в то же время с выражением жалости взглянула на танцевавшего с нею Депласа: он выбился из сил, едва дышал и с трудом подбирал венки, брошенные его счастливой совместнице». Однако дирекция Парижской оперы не только не заплатила ей за выступления, а, наоборот, потребовала... плату за возможность показать свое искусство и получить признание парижского зрителя! По-иному принимали Андреянову в других городах. Например, успех в Италии, где она танцевала в «Ла Скала», оказался столь велик, что там были выпущены портреты балерины и отчеканена бронзовая медаль с ее изображением. Такой чести удостаивались здесь лишь Мария Тальони и Фанни Эльслер. В Италии Андреянова для расширения своих профессиональных знаний взяла несколько уроков у знаменитого педагога Карло Блазиса. Вернувшись в Санкт-Петербург летом 1846 года, балерина с блеском выступила в «Пахите», поставленной специально для нее Мариусом Петипа. Но снова – в который раз! – судьба приготовила ей трудное испытание. Через два года в Россию приехала очередная европейская знаменитость – Фанни Эльслер. Не желая соперничать со «звездой», покровителем которой считался сам император, Андреянова вновь отправилась в Москву. Тамошние зрители продолжали относиться к ней настороженно; известен нашумевший в свое время скандальный случай, когда на сцену во время реверансов Андреяновой прямо к ее ногам была брошена... дохлая черная кошка. Правда, на этот раз москвичи изменили к ней отношение – «Пахита», «Жизель», «Пери», «Сатанилла» потрясли даже поклонников Санковской. Когда балерина покидала город, с ней приехала проститься и сама московская прима. В 1852 году Елена Андреянова танцевала в Лондоне, но эти гастроли оказались неудачными: британский зритель не принял русскую артистку. После возвращения на родину балерина с грустью узнала, что в Санкт-Петербургской труппе снова иностранка! Знаком протеста можно считать ее поездку в провинцию – Елена Ивановна пригласила выступить с собой артистов Большого театра и воспитанниц московской балетной школы. Одесса, Харьков, Полтава, Киев, Воронеж, Тамбов – вот маршрут этих гастролей. С большим трудом удалось Елене Ивановне выхлопотать у дирекции необходимые костюмы, аксессуары и оркестровые партии. Кордебалет состоял из шестнадцати юных танцовщиц, о которых газета «Одесский вестник» писала: «Пробегите на афише фамилии их, и вы увидите, что они все до одной – чисто русские. Мы будем рукоплескать не только изящному, но и родному искусству».Успех, сопровождавший труппу в продолжение всей поездки, натолкнул Андреянову на мысль поставить большой двухактный балет «Бахчисарайский фонтан». Его премьера состоялась в Воронеже. А вскоре артистка узнала, что уволена со службы за ненадобностью... Правда, увольнение это, по тогдашним театральным правилам, было вполне законным: Елена Андреянова прослужила двадцать два года. Все равно это явилось для нее ударом. А тут еще успешно начатые гастроли неожиданно прервались: в Одессе труппу распустили из-за надвигавшейся войны. Из-за беспечности Елены Ивановны, ведавшей всеми финансовыми и хозяйственными делами, выступления не принесли гастролерам особой денежной прибыли... Изнурительные поездки по городам, большие физические и нервные перегрузки, пошатнувшиеся материальные дела – все это подорвало здоровье танцовщицы. Она возвратилась в Санкт-Петербург, откуда через некоторое время выехала за границу, уже тяжело больная. Андреянова писала на родину из Рима: «...чего бы, кажется, желать – чудная природа, померанцевые деревья, цветы, синее небо, песни, неумолкающие всю ночь, а все думаешь, как бы возвратиться восвояси и начать опять с волками жить и по-волчьи выть». Скончалась Елена Ивановна в Париже 26 октября 1857 года и похоронена на кладбище Пер-Лашез. Согласно завещанию, часть наследства балерины была передана ее сыну А.А.Иванову, воспитаннику театрального училища, а на оставшиеся деньги заказан памятник.

Nathaniel Bedford Forrest (524x700, 100Kb)
1821
Натаниэль Бедфорд Форрест (Nathaniel Bedford Forrest)
генерал Армии Конфедеративных Штатов Америки времён гражданской войны. Родился в Чапел-Хилле, Теннеси, США. Один из разработчиков тактики мобильной войны. Форрест также является одной из наиболее спорных фигур Гражданской войны. Он был обвинен в военных преступлениях при сражении при Форте Пиллоу за убийство безоружных чернокожих, находившихся в расположении армии Союза. После войны он участвовал в создании Ку-клукс-клана. Натан Бедфорд Форрест родился в бедной семье в Чапел-Хилл, штат Северная Каролина, США. Он был старшим ребёнком из двенадцати детей кузнеца Уильяма Форреста и Мириам «Мадди» Бек. После ранней смерти отца, Форрест в возрасте 17 лет был вынужден стать главой семьи. В 1841 году двадцатилетний Форест устроился на работу у своего дяди в Эрнандо, штат Миссисипи. Его дядя был убит во время разбойного нападения четырёх братьев Матлок, однако Форрест во время нападения убил двух из них, а двух других ранил. По иронии судьбы, один из раненых мужчин выжил и служил под началом Форреста в ходе Гражданской войны. В 1858 Форрест был избран в Мемфисское городское собрание, а к началу Гражданской войны в 1861, он стал миллионером и одним из самых богатых людей в Южных штатах Америки. Натаниэль Бедфорд Форрест участвовал в таких военных операциях как: сражение за Форт Донельсон (1862), Битва при Силоме (апрель 1862), Первая битва при Мёрфрисборо (июль 1862), Битва за Форт Пиллоу (1864) и других. Как военный тактик Форрест внес колоссальный вклад в развитие доктрины «мобильной войны», которая стала распространенной в 20-м веке. Умер в Мемфисе, Теннеси, США, 29 октября 1877 года. В фильме «Форрест Гамп» главный герой упоминает о том, что его назвали в честь Натана Бедфорда Форреста — генерала гражданской войны, который каким-то образом приходится ему родственником. Он описан как предводитель людей, которые «любили одеваться в белую одежду и накрываться простынями, даже лошадей они накрывали белыми простынями».

Madeleine Vinton Dahlgren (507x700, 60Kb)
1825
Маделейн Винтор Дальгрен (Madeleine Vinton Dahlgren)
американская поэтесса и писательница, автор сборников "Призрак переулка Вудли и другие рассказы" и "Магия Южных Гор". Умерла 28 мая 1898 года.

 (554x699, 74Kb)
1826
Станислао Канниццаро (Stanislao Cannizzaro)
итальянский химик. Родился в Палермо (Сицилия). Медицинское образование получил в университетах Палермо (1841—1845) и Пизы (1846—1848). Участвовал в народном восстании на Сицилии, после подавления которого в 1849 г. эмигрировал во Францию. В Италию вернулся в 1851 г. и стал профессором химии Национального колледжа в Александрии (Пьемонт); впоследствии преподавал химию в Генуэзском университете (1856—1861), университете Палермо (1861—1871), Римском университете (1871—1910). В 1871 г. был избран в Сенат, позднее стал вице-президентом. Как член совета народного просвещения курировал научное образование в Италии. В 1891 г. Лондонское королевское общество наградило Канниццаро медалью Копли. Канниццаро выполнил ряд важных исследований в области органической химии. В 1851 г. он получил цианамид (совместно с французским химиком Ф.С.Клоэзом), изучил его термическую полимеризацию и получил мочевину гидратацией цианамида. Изучая действие едкого калия на бензальдегид, выделил в 1853 г. бензиловый спирт. Одновременно открыл реакцию окислительно-восстановительного диспропорционирования ароматических альдегидов в щелочной среде (реакция Канниццаро). Он также синтезировал бензоилхлорид и фенилуксусную кислоту, изучил анисовый спирт, бензилкарбамид, сантонин и его производные. Главной научной заслугой Канниццаро стала предложенная им система основных химических понятий, на основе которой была осуществлена реформа атомно-молекулярной теории. Проанализировав в своей работе «Конспект курса химической философии» («Sunto di un corso di filosopfia chimica») развитие атомно-молекулярных воззрений от Дж. Дальтона и А. Авогадро до Ш. Жерара и О. Лорана, Канниццаро на основе закона Авогадро чётко разграничил понятия «атом», «молекула» и «эквивалент» и предложил рациональную систему атомных весов. Основываясь на данных о теплоёмкостях металлов и на плотностях пара, а частично и на химических соображениях, он установил и обосновал правильные атомные веса многих элементов, прежде всего металлов. Свою теорию Канниццаро изложил в брошюре, которую лично раздал всем участникам Международного конгресса химиков в Карлсруэ, открывшегося 3 сентября 1860 г. Лотар Мейер писал об этом: «Я также получил экземпляр… Я перечитал его не раз… Меня поразила ясность, с которой там говорится о важнейших спорных пунктах. С моих глаз спала пелена, исчезли все сомнения. Взамен появилось чувство спокойной уверенности» Брошюра Канниццаро произвела большое впечатление на участников конгресса, среди которых был и Д.И.Менделеев. Канниццаро смог убедить большинство учёных принять его точку зрения, внеся тем самым окончательную ясность в запутанном вопросе об атомных, молекулярных и эквивалентных весах. Установление правильных атомных весов сделало возможным открытие Периодического закона химических элементов. Умер Канниццаро в Риме 10 мая 1910 года. Итальянская национальная академия наук учредила премию имени Станислао Канницаро. Именем Канницаро названы улица в Риме и институт Istituto Tecnico Stanislao Cannizzaro Colleferro. Сочинения: Scrittii vari е lettere inedite, Roma, 1926; в русском переводе - Обзор развития понятия об частице и эквиваленте и различных систем формул, Киев, 1873; О пределах и о форме теоретического преподавания химии, Киев, 1873. Литература: Д.И., конгресс в Карлсруэ, Сочинения, том 15, Ленинград - Москва, 1949; Джуа М., История химии, перевод с итальянского, Москва, 1966; Быков Г.В., Крицман В.А., Станислао Канниццаро. Очерк жизни и деятельности, Москва, 1972 (имеется библиография трудов Канниццаро).

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку