-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109070
Комментариев: 6801
Написано: 117542


2 июля родились...

Суббота, 02 Июля 2011 г. 09:13 + в цитатник
 (700x349, 89Kb)
419
Валентиниан III (Флавий Плацид Валентиниан, Flavius Placidus Valentinianus)
император Западной Римской империи (425-455). Сын Констанция III, соправителя Гонория, и Галлы Плацидии, сестры последнего. В 425 г., после смерти дяди и поражения узурпатора Иоанна, провозглашен другим своим дядей, Феодосием II, императором Запада. За него управляли империей его мать Галла Плацидия (до 450) и Аэций. Более 20 лет последний с успехом отражал нашествия варваров на северные и восточные части империи. Африкой, с 429 года, овладели вандалы, благодаря вражде, существовавшей между Аэцием и наместником этой провинции Бонифацием. Огромные заслуги Аэция, победителя Аттилы (451), бездарный и слабохарактерный Валентиниан вознаградил тем, что, в припадке ревности, убил своего гениального полководца (454). Уже в следующем году 16 марта 455 года Валентиниан был заколот Петронием Максимом, честолюбие которого не было в достаточной степени удовлетворено императором. Валентиниан был женат с 437 года на своей родственнице Евдоксии, дочери Феодосия II и Евдокии. Имел двух дочерей, Евдокию и Плацидию, которых вандалы после захвата Рима (455) семь лет держали в плену в Карфагене. После гибели Валентиниана III падение Западной Римской империи стало необратимым. В год его смерти Рим был разграблен вандалами, а Петроний Максим ненадолго пережил предшественника. Ему в свою очередь наследовала вереница недолговечных императоров, которые были в основном марионетками в руках варваров, фактически управлявших распавшейся державой. Заканчивается этот 20-летний период низложением Ромула Августула (476).

 (588x699, 37Kb)
1486
Якопо Сансовино (Jacopo Sansovino; настоящее имя - Якопо Татти)
итальянский художник и архитектор, центральная фигура ренессансного зодчества Венеции. Родился во Флоренции. С 1502 работал там же, в мастерской скульптора Андреа Сансовино, взяв его прозвище в знак уважения к учителю. Приехав в 1505 в Рим вместе с архитектором Джулиано да Сангалло, изучал и реставрировал памятники античной скульптуры; благодаря Сангалло и Браманте вошел в курс новейших веяний зодчества. В 1510–1518 жил в родном городе, затем снова в Риме. В своей пластике этого периода (Снятие с Креста, позолоченные воск и дерево, 1508–1510, Музей Виктории и Альберта, Лондон; Апостол Иаков Старший, 1511–1518, собор Санта Мария дель Фьоре; Вакх, 1518, Национальный музей; обе работы – мрамор, Флоренция) самобытно сочетал внутренний драматизм с классической уравновешенностью композиций. После захвата Рима войсками Карла V (1527) бежал в Венецию, где был назначен руководителем работ в соборе святого Марка, а в 1529 стал главным архитектором Венецианской республики. Выстроил здесь Палаццо Корнер (1533), монетный двор («Дзекку») и Старую библиотеку святого Марка (строительство обоих зданий началось в 1536), лоджетту (декоративную трехпролетную аркаду) на площади собора (1537) и ряд других зданий. Сумел соединить римско-флорентийские, более классичные и строгие, строительные навыки (например, активно применяемую им рустовку) с живописными традициями местной готики, создав произведения, выдающиеся как в градостроительном, так и в декоративно-пластическом отношении. Так, масштабные пропорции Дзекки, а в особенности Старой библиотеки (возведенной напротив Дворца дожей) эффектно завершили ансамбль Пьяцетты ди Сан Марко в самом центре города, а лоджетта (у подножия здешней кампанилы) явилась образцом богатого и в то же время гармоничного скульптурно-архитектурного синтеза, включив многочисленные рельефы и статуи (тоже работы Сансовино) с аллегориями политических триумфов республики. В Венеции мастер исполнил и много других скульптурно-декоративных произведений, в том числе бронзовые двери сакристии собора (1540-е годы), мраморную фигуру Иоанна Крестителя в церкви Санта Мария деи Фрари, бронзовую статую врача Т.Рангоне над входом в выстроенную Сансовино церковь Сан Джулиано (обе – 1554), монументальных Марса и Нептуна на Лестнице гигантов Дворца дожей (1554–1556), надгробие дожа Ф.Веньера в храме Сан Сальваторе (1556–1561; все три – мрамор). На фоне распространяющихся маньеристических тенденций Сансовино и в этих вещах сохранил дух классической гармонии, присущий его творчеству в целом. Умер Сансовино в Венеции 27 ноября 1570 года. Постройки Сансовино в Риме: Сан-Марчелло-аль-Корсо. Постройки Сансовино в Венеции: Libreria di San Marco auf der Piazzetta; Дворец Цекка; Лоджетта, 1537—1540 года; Церковь Сан-Джиминьяно; Сан-Франческо делла Винья, 1534 год; Церковь Сан-Джулиано; Вилла Гарцони в Понтекасале; Фасад Палаццо Корнер на Большом Канале; Надгробие дожа Франческо Веньера в церкви Сан-Сальвадор.

 (565x699, 43Kb)
1489
Томас Кранмер (Thomas Cranmer)
деятель английской Реформации, архиепископ Кентерберийский. Родился в Аслактоне, Ноттингемшир. Доктор богословия в Кембриджском университете, затем архиепископ Кентерберийский (с 1533). Содействовал установлению королевской верховенства в церковных делах (Генрих VIII был в 1534 провозглашён парламентом главой Церкви Англии), проведению реформации и секуляризации церковного имущества. При Генрихе VIII и Эдуарде VI Кранмер провёл ряд церковных реформ в духе протестантизма, не завершившихся, однако, полной реорганизацией английской церкви. После восстановления католицизма при (Марии Тюдор) Кранмер был обвинён в государственной измене, заключён в тюрьму вместе с двумя другими епископами, которые его поддерживали. Всех троих приговорили к сожжению. Однако католикам очень хотелось, чтобы Кранмер раскаялся и отказался от своих убеждений. Его понуждали к этому как могли: во-первых, физически, а во-вторых, долго держали в заключении, и перед его глазами сожгли сначала одного епископа, который с ним сидел в тюрьме, а через несколько месяцев и другого. В какой-то момент Кранмер запросил пощады. Но когда ему было поставлено условие, чтобы он публично отрёкся от своих убеждений, Кранмер проявил твёрдость и сожжён в Оксфорде на костре как еретик 21 марта 1556 года. В Лондоне близ Трафальгарской площади стоит памятник трём первым англиканским епископам, сожжённым при Марии Тюдор. Литература: Pollard A. F., Thomas Cranmer and the Englich Reformation, 2 ed., L., 1926.

 (531x698, 158Kb)
1581
Иоганн Штаден (Johann Staden)
немецкий органист и композитор. Родился в Нюрнберге. В 1604-1610 гг. придворный органист в Байрёйте и Кульмбахе. С 1616 г. церковный органист в Нюрнберге. Написал "Священные гармонии" (4 тома; 1616-1632), "Домашнюю музыку" (4 тома; 1623-1628), "Новые немецкие песни" (1606-1609) и другие сочинения. В произведениях Штадена получил отражение процесс постепенного перехода от церковных ладов к мажорно-минорной гармонической системе. Погребен в Нюрнберге 15 ноября 1634 года.

1621
Исаак ван Остаде (Isaac van Ostade)
нидерландский художник. Родился в Харлеме. Брат и ученик Адриана ван Остаде, влиянием которого проникнуто его раннее творчество. Стал работать самостоятельно с конца 30-х гг. Несмотря на свою короткую жизнь, он написал около ста картин, которые очень близки по сюжетам картинам его брата, вследствие чего их часто путают. В 1640-х гг. для его произведений (сцены на открытом воздухе; пейзажи, в том числе зимние) становится характерным серебристый колорит, тонко передающий особенности освещения ("Замёрзшее озеро", 1642, Эрмитаж, Ленинград). Большинство произведений Исаака ван Остаде находится в частных английских коллекциях. Картины И. ван Остаде хранятся в музеях Берлина, в Лувре и в мюнхенской Старой пинакотеке. Умер в Харлеме 16 октября 1649 года.

1636
Даниэль Шпер (Daniel Speer)
Немецкий композитор, исполнитель на духовых, теоретик. Родился в Бреслау, ныне Вроцлав. Шпеер был тесно связан с городом Гёппенгеном, где он преподавал в латинской школе, а затем выступал в качестве городского кантора. Автор рассказов и политических памфлетов, которые однажды привели к его заключению. Совет города и горожане лоббировали его освобождение. Умер в Гёппингене 5 октября 1707 года. Его учебник музыки "Музыкальные четырёхлистный клевер", охватывает музыку режиссуры, искусство клавиатуры и континуо игры, инструментальную теорию, а в качестве четвертого листа, композицию. Третья глава посвящена струнным и духовым инструментам, а также предоставляет краткое введение к каждой последующей части, например, дуэты и трио. Сонаты для виолы да браччио (то, что Шпеер называет "виол-браччио" или "Брас") может принадлежать к первой пьесе, написанной специально для этого инструмента, в отличие от виолы да гамба.

1648
Арп Шнитгер (Arp Schnitger)
немецкий органный мастер. Родился в Шмаленфлете. С сыновьями Георгом (1690-после 1733) и Францом Каспаром (1693-1729), пользуясь служебными привилегиями, изготовил около 150 органов всех размеров, заслужив славу в молодости и создал собственный тип инструмента на севере Германии и Нидерландах. Умер 24 июля 1719 года. Похоронен в Нойенфельде, близ Гамбурга 28 июля 1719 года.

 (562x698, 141Kb)
1714
Кристоф Виллибальд Глюк (Christoph Willibald Ritter von Gluck)
немецкий композитор, оперный реформатор, один из величайших мастеров эпохи классицизма. Родился в Эрасбахе (Бавария), в семье лесничего; предки Глюка происходили из Северной Чехии и жили на землях князя Лобковица. Глюку было три года, когда семья вернулась на родину; он учился в школах Камница и Альберсдорфа. В 1732 он отправился в Прагу, где, по-видимому, слушал лекции в университете, зарабатывая на жизнь пением в церковных хорах и игрой на скрипке и виолончели. По некоторым данным, он брал уроки у чешского композитора Б.Черногорского (1684–1742). В 1736 Глюк прибыл в Вену в свите князя Лобковица, но уже в следующем году перешел в капеллу итальянского князя Мельци и вслед за ним отправился в Милан. Здесь Глюк в течение трех лет занимался композицией с крупным мастером камерных жанров Дж.Б.Саммартини (1698–1775), и в конце 1741 в Милане прошла премьера первой оперы Глюка Артаксеркс (Artaserse). Далее он вел жизнь, обычную для преуспевающего итальянского композитора, т.е. непрерывно сочинял оперы и пастиччо (оперные представления, в которых музыка составлена из фрагментов различных опер одного или нескольких авторов). В 1745 Глюк сопровождал князя Лобковица в его путешествии в Лондон; их путь лежал через Париж, где Глюк впервые услышал оперы Ж.Ф.Рамо (1683–1764) и высоко оценил их. В Лондоне Глюк встречался с Генделем и Т.Арном, поставил два своих пастиччо (одно из них, Падение гигантов, La Caduta dei Giganti, – пьеса на злобу дня: речь идет о подавлении якобитского восстания), дал концерт, в котором играл на стеклянной гармонике собственной конструкции, и напечатал шесть трио-сонат. Во второй половине 1746 композитор уже находился в Гамбурге, на посту дирижера и хормейстера итальянской оперной труппы П.Минготти. До 1750 Глюк разъезжал с этой труппой по разным городам и странам, сочиняя и ставя свои оперы. В 1750 он женился и обосновался в Вене. Ни одна из опер Глюка раннего периода не раскрывала в полной мере масштабов его дарования, но все же имя его к 1750 уже пользовалось определенной известностью. В 1752 неаполитанский театр «Сан Карло» заказал ему оперу Милосердие Тита (La Clemenza di Tito) на либретто крупного драматурга той эпохи Метастазио. Глюк сам дирижировал, причем вызвал как острый интерес, так и ревность местных музыкантов и получил похвалу от маститого композитора и педагога Ф.Дуранте (1684–1755). По возвращении в Вену в 1753 он стал капельмейстером при дворе принца Саксен-Хильдбургхаузенского и оставался в этой должности до 1760. В 1757 папа Бенедикт XIV присвоил композитору титул рыцаря и наградил его орденом Золотой шпоры: с тех пор музыкант подписывался – «Кавалер Глюк» (Ritter von Gluck). В этот период композитор вошел в окружение нового управляющего венскими театрами графа Дураццо и много сочинял как для двора, так и для самого графа; в 1754 Глюк был назначен дирижером придворной оперы. После 1758 он усердно трудился над созданием произведений на французские либретто в стиле французской комической оперы, которую насаждал в Вене австрийский посланник в Париже (имеются в виду такие оперы, как Остров Мерлина, L'Isle de Merlin; Мнимая рабыня, La fausse esclave; Одураченный кади, Le cadi dupé). Мечта об «оперной реформе», целью которой являлось восстановление драмы, зародилась в Северной Италии и владела умами современников Глюка, причем особенно сильны эти тенденции были при Пармском дворе, где большую роль играло французское влияние. Дураццо происходил из Генуи; годы творческого становления Глюка прошли в Милане; к ним присоединились еще два художника родом из Италии, но имевших опыт работы в театрах разных стран, – поэт Р.Кальцабиджи и хореограф Г.Анджоли. Таким образом сложилась «команда» из одаренных, умных людей, притом достаточно влиятельных, чтобы воплотить общие идеи на практике. Первым плодом их сотрудничества стал балет Дон Жуан (Don Juan, 1761), затем на свет появились Орфей и Эвридика (Orfeo ed Euridice, 1762) и Альцеста (Alceste, 1767) – первые реформаторские оперы Глюка. В предисловии к партитуре Альцесты Глюк формулирует свои оперные принципы: подчинение музыкальной красоты драматической правде; уничтожение неосмысленной вокальной виртуозности, всякого рода неорганичных вставок в музыкальное действие; трактовка увертюры как вступления к драме. В сущности, все это уже имелось в современной французской опере, и поскольку австрийская принцесса Мария Антуанетта, в прошлом бравшая у Глюка уроки пения, стала тогда супругой французского монарха, неудивительно, что вскоре Глюку заказали ряд опер для Парижа. Премьера первой, Ифигении в Авлиде (Iphigénie en Aulide), прошла под управлением автора в 1774 и послужила поводом для ожесточенной борьбы мнений, настоящей схватки между сторонниками французской и итальянской оперы, которая продолжалась около пяти лет. За это время Глюк поставил в Париже еще две оперы – Армиду (Armide, 1777) и Ифигению в Тавриде (Iphigénie en Tauride, 1779), а также переработал для французской сцены Орфея и Альцесту. Фанатики итальянской оперы специально пригласили в Париж композитора Н.Пиччинни (1772–1800), который был талантливым музыкантом, но выдержать соперничества с гением Глюка все-таки не смог. В конце 1779 Глюк вернулся в Вену. Умер Глюк в Вене 15 ноября 1787 года. Творчество Глюка является высшим выражением эстетики классицизма, которая уже при жизни композитора уступала место зарождавшемуся романтизму. Лучшие из опер Глюка до сих пор занимают почетное место в оперном репертуаре, а его музыка покоряет слушателей своей благородной простотой и глубокой выразительностью. Стремление к тесной связи между текстом и музыкой заметно уже в «Семирамиде» (1748). Но более осязательный поворот композитора к опере как к музыкальной драме заметен в «Орфее», «Альцесте», «Парисе и Елене» (1761—1764), поставленных в Вене. Реформатором оперы Глюк является в «Ифигении в Авлиде», данной в Париже с громадным успехом (1774). Там же были даны «Армида» (1777) и «Ифигения в Тавриде» (1779) — величайшее произведение Глюка. Последней оперой Глюка была «Нарцисс и Эхо». Кроме опер, Глюк писал симфонии, псалмы и пр. Всех опер, интермедий и балетов написано Глюком более 50. Из многочисленных сочинений о Глюке можно назвать: Siegmeyer, «Ueber den Ritter Glьck und seine Werke» (Берлин 1825); Riedel, «Ueber die Musik des Ritters Christoph von Glьck» (Вена, 1775); Schmid, «Christoph Willibald Ritter von Glьck» (Лпц., 1854); Soliй, «Notice sur Christophe Gluck» (Париж, 1840); «Etudes biographiques, anecdotiques et est йtiques sur les compositeurs qui ont illustrй la scиne franзaise» (1853). В честь Кристофа Глюка назван кратер на Меркурии. Литература: Рыцарев С. Кристоф Виллибальд Глюк. — Москва: Музыка, 1987; Кириллина Л. Реформаторские оперы Глюка. — Москва: Классика-XXI, 2006. 384 с. ISBN 5-89817-152-5.

 (568x699, 61Kb)
1724
Фридрих Готтлиб Клопшток (немецкое имя - Friedrich Gottlieb Klopstock)
один из важнейших немецких поэтов. Родился в Кведлинбурге, сын чиновника. Религиозное настроение было для него и отечественным, и семейным преданием: в Кведлинбурге была в то время сильная партия пиетистов, а об его отце рассказывают, что, находясь однажды в обществе людей, слишком вольно говоривших о религии, он ударил рукой по шпаге и сказал: «Господа, кто намерен говорить против Бога, тот будет иметь дело со мной». Он был также восторженным поклонником Фридриха II. Клопшток провел раннее детство в деревне. Будучи в школе, он зачитывался критическими и эстетическими статьями Бодмера и Брейтингера, и когда начались разногласия между «швейцарцами» и Готшедом, он вполне сознательно стал на сторону первых, в патриотически-религиозном настроении которых находил выражение собственных убеждений. Рано он задумал осуществить собой мечтания Бодмера о близком появлении великого немецкого эпика; сперва хотел остановиться на историческом лице — Генрихе Птицелове, потом стал разрабатывать план «Мессиады». В Йенском и Лейпцигском университетах он занимался и теологией, и филологией, но не желал сосредоточиться на какой-нибудь специальности, так как собирался быть только поэтом. Первые песни «Мессиады» он написал ещё в Йене, сначала прозой. В Лейпциге он сошелся с издателями журнала «Bremische Beitrдge» и напечатал там в 1748 3 первые песни своей поэмы, без подписи автора. Они возбудили большой интерес в публике и критике; Бодмер приветствовал их восторженно, найдя в лице Клопштоке осуществление своего идеала, немецкого Мильтона. Готшед и его партия, которым не нравился и сам Мильтон, отнеслись к новой поэме более чем холодно. В том же 1748 Клопшток принял место домашнего учителя в Лангензальце, где влюбился в свою кузину, которую воспевал под именем Фанни. В 1750 он, по приглашению Бодмера, поехал в Цюрих и пробыл там около полугода; но личное знакомство между главой литературной партии и наиболее талантливым её представителем скорее отдалило, нежели сблизило их. Бодмер в это время был уже далеко не молод и довольно педантичен; он воображал, что Клопшток будет проводить все время с ним и умственно питаться его наставлениями, — а Клопшток был полон жизни, любил вино и женское общество. Они расстались очень недовольные друг другом, что, впрочем, не повлияло на их отношения, как поэта и критика. В 1751 Клопшток поехал через Гамбург в Копенгаген, так как датский король Христиан V, по ходатайству министра Бернсторфа, назначил ему 400 талеров ежегодной пенсии впредь до окончания «Мессиады». В Гамбурге он познакомился с даровитой девушкой Маргаритой (Метой) Моллер, которую он позднее воспевал под именем Сидли и на которой он женился в 1754 (она умерла в 1758, и Клопшток в 1759 издал её сочинения). «Мессиада» подвигалась вперед довольно медленно, но многочисленные (часто писанные белыми стихами) оды Клопшток: любовные, патриотические, религиозные, небольшие поэмы и «бардиэты» — лирико-драматические пьесы из древнегерманской жизни (впрочем, с очень слабым колоритом эпохи) — приобретали ему симпатии публики и благотворно действовали на пробуждение немецкого самосознания. Когда Бернсторф вышел в отставку и переехал в Гамбург, туда за ним последовал и Клопшток (1771), продолжавший получать датскую пенсию. Здесь в 1773 г. он окончил «Мессиаду» и издал последние 5 её песен. В конце 1774 он, по приглашению маркграфа баденского, поехал в Карлсруэ, откуда через год вернулся в Гамбург с пенсией. В 1792 женился на вдове фон Винтгем (Winthem). Умер в Гамбурге 14 марта 1803 года, не пережив своей известности, но пережив популярность. Последователи стиля Клопштока, «барды», воспевали прошлое Германии. Одним из них был известный поэт Карл Кречманн. «Мессиада» составляет славу Клопштока; но уже во времена Гёте и даже при жизни самого Клопштока справедливо говорили, что её больше хвалят, чем читают. Немецкая нация гордилась ей как великой эпопеей в новом роде, но уже в самом начале XIX в. более наслаждалась сознанием, что у неё есть такая эпопея, нежели чтением её. Проникнутая искренней религиозностью, блистающая многими глубоко поэтическими эпизодами, поэма Клопштока в общем — мертворождённое чадо, и главная причина этого в том, что Клопшток — по природе своего таланта, не эпик, а лирик, только приурочивший свой лиризм к эпическому сюжету. Принимаясь за свою поэму, он не изучал ни Палестины, ни людей вокруг себя, а черпал все из своего чувствительного сердца и связывал свои излияния воображением и вкусом, развитым посредством изучения Мильтона и др. эпиков. По справедливому замечанию В.Шерера: «Мессиада» более походит на ораторию из Нового Завета, нежели на поэму. Более непосредственное и сильное влияние оказал Клопшток своими небольшими поэтическими произведениями, которые поражали современников и формой, и содержанием. Язык Клопштока несравненно богаче и свободнее языка всех его предшественников; он — великий мастер одним существительным или эпитетом не только дать ясное и поэтическое представление о предмете, но и возбудить то же настроение, какое было в его душе. Далее, Клопшток почти совсем отказался от рифмы и допускал поразительную свободу размера, причем, однако, благодаря поэтичности, силе и благозвучию его языка, стихи его никогда не бывают похожи на прозу, напечатанную короткими строчками. В отношении содержания Клопшток — первый по времени национальный поэт новой Германии, глубоко преданный своей стране и гордый ею. Слепое поклонение древнему миру, не говоря уже о современной Франции или Италии, в его представлении — грех и позор для немца. Он своим примером положил конец рабской подражательности и пустозвонной риторике. Он изгнал из лирики классические божества и взамен их (совсем без богов и богинь обойтись тогда не считали возможным) ввел божества немецкого, вернее — скандинавского Олимпа, хотя сам недавно познакомился с ними, а читателей должен был наставлять посредством подстрочных примечаний. Если его патриотизм был напускным, эта новая мифология и восторженное «поклонение предкам» были бы смешны. Но Клопшток писал только тогда, когда был вдохновлен, и только о том, что вдохновляло его; на миссию поэта он смотрел с глубоким уважением и сумел внушить таковое же публике. С XIV в. и до Клопштока в Германии только в духовной песне находили себе выражение искренняя, сильно возбужденная чувствительность и идеализм, как возношение души над землей. Клопшток перевел их в разнообразные сферы душевной деятельности, в разнообразные формы поэтического творчества; вот почему в минуту полного духовного блаженства Вертер и Лотта выражают свое настроение его именем. В России в XVIII столетии и начале XIX произведения Клопштока охотно помещались в сборниках и журналах. В 1807 г. В.Филимонов перевел его трагедию «Смерть Адама» (Москва, отдельное издание). «Мессиаду» перевел прозой Алексей Кутузов (Москва, 1785—1787; 2-е издание, 1820—1821). Новый перевод этого произведения стихами был выполнен С.И.Писаревым (Санкт-Петербург, 1868). Сочинения: Werke, hrsg. von R.Hamel, Bd 1-4, Stuttg., 1884 (Deutsche Nationalliteratur, Bd 46-48); в русском переводе, в книге: Гербель Н.В., Немецкие поэты в биографиях и образцах, Санкт-Петербург, 1877; в книге: Хрестоматия по западноевропейской литературе. Литература XVIII в., Москва, 1938. Литература: Меринг Ф., Ф.Клопшток, в его книге: Литературно-критические статьи, том 1, Москва - Ленинград, 1934; Wiegand J., Zur lyrischen Kunst Walthers, Klopstocks und Goethes, Tьbingen, 1956.

АлябьевL (662x699, 111 Kb)
1746
Александр Васильевич Алябьев
действительный тайный советник, президент Берг-коллегии, губернатор, сенатор. Из Ярославских дворян (внесен в Родослословную книгу 7 января 1791 года). Представитель старинного дворянского рода, ведущего свое начало от Александра Алябьева, выехавшего в XVI веке из Польши в Россию и получившего от великого князя Василия Ивановича поместье в Муромском уезде. В 1761—1777 годах был на военной службе, начав службу кадетом в Преображенском полку. Полковник в отставке. С 1777 года служил в Мануфактур-Коллегии. В 1779 году — советник Вологодской казенной палаты, где ему было поручено также правление таможнями и учреждение пограничной таможенной цепи по всей Архангельской области. С 1783 года — Пермский вице-губернатор. Статский советник. Упорядочил дела Казённой палаты, содействовал развитию горной промышленности, провел ряд мероприятий по улучшению судоходства по реке Чусовой. С 1787 года — Тобольский губернатор. Благодаря его деятельности в Тобольске активно развивались промышленность, судоходство, была открыта первая в Сибири типография (1789), где стали печатать первые сибирские журналы. В 1794 году Алябьевым был построен в Тобольске первый в Сибири театр. Ему удалось без последствий собрать до 1 миллиона рублей недоимок, улучшить средства приказа общественного призрения, усилить благотворительную деятельность последнего и построить для него некоторые каменные здания. За эти дела он удостоился чина действительного статского советника и ордена Святого Владимира 2-й степени. С 1796 года — губернатор Кавказской губернии. Кроме того на него были возложены особые поручения по губернии Астраханской, которая находилась в расстроенном состоянии, улучшил продовольственную часть, вследствие чего цена на муку в Астрахани сильно понизилась. Алябьева организовал снабжение провиантом русских войск, находившихся в Персии. В 1798 году Алябьев назначен сенатором. В 1798—1803 годах — президент Берг-коллегии, управляющий Монетным департаментом и Конторой разделения золота от серебра (1801), директор Горного Училища (1801—1803). Находясь на посту президента Берг-коллегии и директора ГУ много сделал для развития горного дела и горного образования. Принимал участие в упорядочении труда приписных крестьян на горных заводах, — выработке положения о «непременных работниках». По его предложению был построен на Каме Ижевский оружейный завод. При его директорстве дети горных чинов получили преимущества при определении в казенные воспитанники ГУ. В 1803—1818 годах числился только сенатором. Был в командировке в Олонецкой губернии по проверке доносов, поданных на чиновником губернии. В 1806 году отпустил своих вологодских крестьян «в вольные хлебопашцы». В 1810 году ревизовал московские присутственные места. В 1815 году вел расследование обнаруженных в Костромской гражданской палате беспорядков и упущений. Население Костромы в знак благодарности поднесло ему икону. В 1815 году — землевладелец, помещик имел имения в Волоколамском и Бронницком уездах — 62 души, в Ярославской губернии 340 душ. С 1818 года — главноуправляющий Межевой канцелярией, действительный тайный советник. В Межевом Корпусе, как, впрочем, и везде, где служил Алябьев, он оставил по себе самое теплое воспоминание, выразившееся в желании чинов этого корпуса поставить на свои средства памятник над его могилою. Умер в Москве 28 октября 1822 года. Жена, Новикова Анна Андреевна (?- май 1813, Казань), из дальних родственников просветителя Н.И.Новикова. Она была дочерью Андрея Ивановича Новикова и Авдотьи Ионовны Григоровой. Некоторые источники утверждают, что известный издатель Н.И.Новиков приходился ей родным дядей, однако это не так: он представлял другую родственную ветвь. У Анны Андреевны были братья Федор, Петр, Иван, Нил и сестра Наталья, вышедшая замуж за полковника Федора Григорьевича Стрекалова. Дети: Василий Александрович (1784—1857) — поэт, автор либретто и нескольких стихотворений, на которые и брат Александр писал оперы и романсы. В 1800 г. окончил горное училище, с 1801 — по горному ведомству в в Санкт-Петербурге и в Москве. В Московской губернии ему принадлежало село Семеновское Бронницкого уезда, доставшееся ему от матери (совместно с Новиковыми). Его письма в журнале «Русская старина», 1880, книга 10, страница 341. Помещик Вологодской и Владимирской губерний; Евдокия Александровна (1785—1849). Заботилась вместе с сестрами о судьбе брата. По ее ходатайству к Государю разрешено было композитору ехать на лечение в Пятигорск. Муж Соймонов Владимир Юрьевич (умер 1 сентября 1825). Имеются письма его к В.Ф.Алябьеву. Имение — село Тарычево Подольского уезда Московской губернии; Екатерина Александровна (1786-1850-е) — добрый гений композитора, приехала к нему в ссылку в Тобольск, вела хозяйство, хлопотала о смягчении его участи. В архиве ГЦММК — ее письмо совместно с Исленьевой к брату; Александр Александрович (15 августа 1787, Тобольск — 6 марта 1851, Москва) — композитор-романтик, автор более 200 романсов и песен, многих инструментальных произведений, в том числе к операм и водевилям. Начал службу в Горном ведомстве в Санкт-Петербурге, а затем в Москве. Участник Отечественной войны 1812 года. Источники: Лоранский А.М. Исторический очерк Горного института. Санкт-Петербург, 1873; Перечень русских горных деятелей. (Из бумаг покойного горного инженера С.Н.Кулибина). — «Горный Журнал», 1900, том 3, книга 8; Русский биографический словарь; Заблоцкий Е.М. Деятели горной службы дореволюционной России. Краткий биографический словарь. Санкт-Петербург.: «Гуманистика», 2004; Соколов «Исторические и статистические описание горного кадетского корпуса», Санкт-Петербург, 1830, страница 23; «Научно-исторический сборник», изданный к 100-летнему юбилею Горного института, Санкт-Петербург, 1873, страница 35; Некролог Алябьева в «Благонамеренном» 1822 г., часть 20 и некоторые сведения в письме его сына к издателю «Отечественных Записок» (1822 г., часть 12); Соловьев « Вызов иностранных мастеров на Ижевский завод» («Горный Журнал», 1893 г., № 1); Конев А.Ю., Софронов В.Ю. Алябьев Александр Васильевич // Тобольский биографический словарь. А-И. Тобольск: Издательство ТГПИ имени Д.И.Менделеева, 2003.

1746
Харденак Отто Конрад Цинк (Hardenack Otto Conrad Zinck)
немецкий композитор и музыкант. Родился в Хузуме. После занятий с C.P.E.Бахом в Гамбурге, он был придворным флейтистом в Людвигслусте в 1777-1787. Затем он отправился в Копенгаген, как аккомпаниатор придворной капеллы, работал органистом и учителем, а в 1800 основал Зингакадемию. Многое заимствовал у C.P.E. Баха, он творил немецкую и датскую духовную музыку, кантаты и лидеры, датский Зингшпиль (1790), шесть клавиатурных сонат (1783) и другие инструментальные пьесы. Его брат Bendix Фридрих (1743-1801) был скрипачом и клавишником, служил в Людвигслуст и гастролировал; он также учился у C.P.E.Баха и писал симфонии и духовную музыку. Умер в Копенгагене 15 февраля 1832 года.

1763
Петер Риттер (Peter Ritter)
немецкий виолончелист и композитор. Родился в Мангейме. Играл в оркестре театре Мангейма, позже (1801) концертмейстер, выступал также в качестве солиста. Написал более 20 произведений (большинство для Мангейма) церковной музыки и разных инструментальных пьес. Умер в Мангейме 1 августа 1846 года.

 (699x457, 95Kb)
1796
Михаэль Тонет (Michael Thonet)
австрийский мебельщик, пионер мебельного дизайна. Родился в Боппарде (Boppard-am-Rhein) в Пруссии (современная Германия) и жизнь его началась в век индустриальной революции. Таким образом, он стоял у самых истоков массового производства и частного предпринимательства. Сначала он стал учеником краснодеревщика, и после завершения обучения почти сразу начал экспериментировать с гнутой древесиной и фанерой в изготовлении мебели. В середине 19 века основал в Вене фабрику по массовому производству гнутой мебели. Запатентовал ряд промышленных технологий по созданию клееных композиций из дерева, выгибанию многослойных и массивных деталей, получению плоскорельефного орнамента. Возродил старинный метод и разработал промышленную технологию изготовления деталей небольшого сечения из гнутого под паром, в основном букового дерева. Процесс производства, придуманный Тонетом, открывал поистине уникальные возможности в дизайне гнутой мебели. Другие дизайнеры и производители его времени использовали плоские куски дерева, требующие многочисленных соединений, часто скрывая стыки при помощи резьбы или декоративных накладных элементов. Тонет сосредоточился в своей работе над тем, чтобы согнуть древесину. Тонета можно по праву назвать революционером мебельного производства, на много лет опередившим своё время. Недаром кушетки, кресла-качалки, столики и стулья от Тонета по сей день являются актуальными предметами интерьера и пользуются успехом во всём мире. Умер в Вене 3 марта 1871 года.

Michalowski_Autoportret (574x700, 124Kb)
1800
Пётр Михаловский (польское имя - Piotr Michaowski)
польский художник и общественный деятель; крупнейший представитель романтизма в польской живописи XIX века. Родился в Кракове. В 1815—1820 годы обучался в Ягеллонском университете в Кракове точным и естественным наукам, а также филологии, а в 1821—1823 годы изучал в Гёттингене естественные науки и юриспруденцию, готовясь поступить на государственную службу. Занятия живописью для него пока второстепенны; несмотря на это Михаловский берёт в 1817—1818 годы в Кракове уроки рисования. С 1823 года начал службу в Варшаве. За заслуги в области управления металлургической промышленностью был награждён орденом Святого Станислава (1828). Как политик многократно выезжал за границу, член Галицийского сейма до 1848 года. Принимал участие в Польском ноябрьском восстании 1830—1831 годов, после подавления которого эмигрировал в Париж. Здесь он начал всерьёз работать как художник, делать копии картин старых мастеров: Гойи, Веласкеса и «голландцев» XVII века, следя в то же время за всеми современными течениями в искусстве. После поездки в Лондон в 1835 году возвратился на родину, где и жил до самой смерти, лишь несколько раз выезжая кратковременно за рубеж. Частые мотивы конных скачек и сражений у Михаловского следует отнести к его увлечению французским романтизмом и, в особенности, Делакруа и Жерико. Кроме этого, в его творчестве представлены жанровые картины из польской народной жизни и великолепные портреты. Его художественные интересы стилистически простираются от романтического идеализма и до бескомпромиссного реализма. Умер в Кжижтопожице близ Кракова 9 июня 1855 года. Избранные полотна: «Сражение у Сомосьерры» (без даты; Париж, Лувр); «Портрет крестьянина в шляпе» (Варшава, Национальный музей); «Белый конь» (1846, Краков, Национальный музей). Литература: N. Wolf. Malerei der Romantik. Kцln 1999
Вадим Васильевич Пассек  (602x700, 296Kb)
1808
Вадим Васильевич Пассек
писатель, историк и географ, автор «Путевых записок Вадима» и издатель «Очерков России». Родился в Тобольске, в семье известного вольнодумца Василия Васильевича Пассека (1772–1831), трижды репрессированного при трёх царях. Из дворян. Брат генерала Диомида Пассека. Принадлежал к кругу русской молодежи 1830-х гг., о которой Герцен писал: «Такого круга людей талантливых, развитых, многосторонних и чистых я не встречал потом нигде…» («Былое и думы», часть 4, глава XXIX). Во время холеры 1831 года, в скованной страхом Москве, был в числе самоотверженных юношей, студентов Московского университета, предложивших себя в распоряжение холерного комитета и деятельно участвовавших в работе больниц; с некоторыми медиками делал на себе опыты прилипчивости холеры, благополучный исход которых помог смелее относиться к болезни и привлек больше добровольцев. Статья Вадима «Странное желание» позволяет предположить, что интерес его к истории и жизни народной проистекал от потребности «жизни всевременной и вездеприсутствующей»: путешествуя и изучая прошлое и настоящее славянских народов непосредственно в их среде, Вадим удовлетворял отчасти свое желание «в одно время быть среди всех племен и всех народов, пережить вместе с ними всю грусть и все радости земной жизни»; такое живое, непосредственное и сочувственное изучение народов, по мнению Вадима, вело к истинному пониманию их жизни («Из дальних лет», том 2, глава 34). Вернувшись в Москву в 1840 г., Вадим сблизился с кругом Александра Фомича Вельтмана, имевшим славянофильское направление. По понедельникам в доме Вадима и его жены, тетки Герцена Татьяны Петровны Пассек (урожденной Кучиной), проходили вечера, беседы на которых, по словам Татьяны Пассек, «касались большей частью литературы, умственного движения, общественных новостей и политики». С тех пор, как Вадиму отказали в университетской кафедре из-за знакомства с попавшим под арест (по политическим причинам) кружком Герцена, карьера его не подвигалась, и семья жила бедно, но мирно и счастливо. Рассказывая о «понедельниках», жена Пассека говорит: Недостаточность средств отзывалась и на наших понедельниках. Кроме чая с самыми простыми принадлежностями, ничего не подавалось, но, несмотря на это, на понедельники сбиралось до двадцати пяти человек, иногда и больше. Бедность обстановки искупалась искренностью приема и свободой. Входя к нам, каждый чувствовал себя как бы у себя, не стесняясь высказывал свое мнение, не раздражаясь выслушивал противоположное воззрение. Вадим умел сообщить всем свою терпимость, свое чувство меры и симпатичность; речь его была спокойна, ясна, проста, без преувеличенных идей и чувств и без пылкой заносчивости.— Т.П.Пассек, "Из дальних лет", том 2, глава 40. Умер в Москве 6 ноября 1842 года вскоре после смерти трехлетней дочери, потерю которой тяжело переживал. Источники: Т.П.Пассек. Из дальних лет. / Под общей редакцией С.Н.Голубова, В.В.Григоренко и др., Гослитиздат, 1963 г., то же, Русская старина, 1872. – Том 6. - № 12. – Страницы 607-648., 1873. – Том 7. - № 3. – Страницы 291-335; А.И.Герцен. Былое и думы. / Сочинения в девяти томах, Гослитиздат, 1965 г.

 (466x699, 38Kb)
1816
Петр Васильевич Казакевич
адмирал, военный губернатор Приморской области. Родился в Киеве. В декабре 1835 г. окончил Морской кадетский корпус и в чине мичмана начал службу на фрегате “Беллона”. Через два года он перешел на фрегат “Аврора”, где держал флаг известный моряк-гидрограф контр-адмирал Ф.П.Литке. В 1844 г. на корабле “Ингерманланд” лейтенант Казакевич совершает сложный переход из Кронштадта в Архангельск и обратно, а в следующем году участвует в десятимесячном плавании по Средиземному морю. В феврале 1848 г. Казакевича, ставшего уже опытным моряком, назначают старшим офицером на строящийся в Свеаборге транспорт “Байкал”, готовящийся под командованием Г.И.Невельского к походу на Дальний Восток с различными грузами для Петропавловска и Охотска. Это был небольшой корабль водоизмещением всего 250 тонн, но обладавший хорошими мореходными качествами. Благодаря энергичной деятельности П.В.Казакевича транспорт был досрочно спущен на воду и 21 августа 1848 г. вышел из Кронштадта в кругосветное плавание. Этому судну выпала счастливая доля провести, по сути дела, первое обследование Татарского пролива и открыть устье Амура. Путь от Кронштадта до Петропавловска-Камчатского “Байкал” проделал за рекордно короткий срок – 8 месяцев и 23 дня, сделав остановки на рейдах Копенгагена, Портсмута, Рио-де-Жанейро, Вальпараисо и Гонолулу.1 июня “Байкал” вышел из Авачинской губы к берегам Сахалина, и через 26 суток судно стало на якорь в северной части Амурского лимана, приступив к исследовательским и промерным работам. Следуя на одной из шлюпок вдоль берега, П.В.Казакевич первым из русских моряков вошел в устье Амура. Он определил координаты северного входного мыса реки и поднялся на гору Табах. Отсюда он увидел величественную картину Амурского лимана. Ширина устья, по определению Казакевича, достигала около 8 миль. Открытый им фарватер для входа в Амур вдоль материковой части лимана получил впоследствии название фарватера Невельского или Северного. П.В. Казакевич также произвел подробные зарисовки побережья о. Сахалина, хранящиеся сегодня в Центральном военно-морском архиве. 15 июля Г.И. Невельской, сдав команду транспорта лейтенанту Казакевичу, отправился обследовать устье Амура и далее на юг. 22 июля 1849 г. им было совершено выдающееся открытие – обнаружен пролив между материком и Сахалином. Таким образом было доказано, что Сахалин – остров, а Амур не теряется в песках, как это тогда считалось. Честь этого открытия по праву принадлежит также и П.В.Казакевичу. 6 декабря 1849 г. Казакевич был произведен в капитан-лейтенанты и назначен командиром брига “Полинур”, а позднее, в марте 1851 г. он принял предложение генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н.Муравьева перейти к нему офицером для особых поручений. С этого момента Казакевич все свое время отдает исследованию Забайкалья и Дальнего Востока, что способствовало подготовке открытия судоходства на Амуре. В 1853 г. был утвержден проект об учреждении Амурского пароходства, а 14 мая 1854 г. начался первый сплав войск, снаряжения, боеприпасов и продовольствия для Камчатской флотилии на крупнейшей дальневосточной реке. Командующим отрядом являлся Н.Н.Муравьев, а командующим флотилией – П.В.Казакевич. Так было доказано, что Амур судоходен на всем своем протяжении. 25 августа 1854 г. за отличие по службе П.В.Казакевич был произведен в капитаны I ранга. Между тем обстановка на Дальнем Востоке обострялась. Еще в марте 1854 г. Англия и Франция объявили войну России, и англо-французская эскадра шла в тихоокеанские воды. После героической обороны Петропавловска все русские войска и флот сосредоточились в устье Амура. Офицеры и матросы Амурской экспедиции Невельского активно готовились к обороне от врага. Для усиления русских сил на Дальний Восток прибыла эскадра вице-адмирала Е.В.Путятина. 4 декабря 1854 г. Казакевич командируется в Америку с целью заготовления вещей и припасов – заказа для Сибирской флотилии трех пароходов. Успешно выполнив это задание, 18 марта 1856 г. он возвращается на родину и вскоре производится в контр-адмиралы с утверждением в должностях военного губернатора вновь организованной Приморской области Восточной Сибири и командира портов Восточного (Тихого) океана с главной базой в Николаевске-на-Амуре. После окончания Крымской войны Амурская экспедиция была расформирована. Часть кораблей вместе с ветеранами экспедиции возвращались в родные края на Балтику. Уезжал и бывший начальник экспедиции – контр-адмирал Г.И.Невельской. Проводить его и других участников этой героической эпопеи прибыл к мысу Лазарева на пароходе-корвете “Америка” П.В.Казакевич. Шло время. Ширился и рос новый порт Николаевск-на-Амуре, основывались и строились по левому берегу Амура казачьи станицы. Новый губернатор успевает всюду. Он укрепляет Сибирскую флотилию, организует школу юнг и Николаевское мореходное училище, которое впоследствии окончил будущий адмирал С.О.Макаров, ведет разведку полезных ископаемых на Сахалине и в Приморье, создает библиотеку, создает школу грамотности для матросов Амурского экипажа, строит первые маяки в Японском море. 18 июня 1860 г. на пароходо-корвете “Америка” Казакевич отправляется в поход по южным гаваням. 1 июля, при содействии команд транспорта “Манжур” и корвета “Гридень” в гавани Новгородской (залив Посьета), он выставил военный пост, а 13 июля прибыл в только что основанный Владивосток, где осмотрел и одобрил план его застройки. А в 1861 г. П.В.Казакевич возглавил русскую часть комиссии по определению границ между российскими владениями и Китаем по Пекинскому трактату. Жители Приморья и Приамурья ценили Петра Васильевича не только как прекрасного моряка и отличного администратора, но и за его высокие душевные качества: справедливость и твердость характера, искреннюю любовь к Дальнему Востоку. До апреля 1865 г. продолжалась плодотворная и полезная деятельность Петра Васильевича на Дальнем Востоке, когда по состоянию здоровья его перевели на Балтийский флот. Скончался Казакевич 23 декабря 1887 года и похоронен в Санкт-Петербурге, на кладбище Воскресенского (Новодевичьего) монастыря. Здесь же покоится прах его командира по транспорту “Байкал” - Г.И.Невельского. Более 50 лет полной трудов и богатой событиями жизни отдал Петр Васильевич Казакевич русскому флоту. Его имя носят многие географические объекты Дальнего Востока, во Владивостоке - занесено на бронзовую доску памятника Г.И.Невельскому. Остров Русский ранее носил имя Казакевича. Умер 11 декабря 1887 года.

Amphiloxy_Sergievsky (472x700, 95Kb)
1818
Амфилохий (в миру - Павел Иванович Сергиевский-Казанцев)
епископ Православной российской церкви с титулом епископ Угличский, викарий Ярославской епархии, археограф и палеограф. Родился в селе Любицы Малоярославецкого уезда Калужской губернии, в семье причетника, в 1829—1835 годы обучался в Боровском духовном училище, а затем в Калужской духовной семинарии. Окончив её в 1840 году поступил в Московскую духовную академию. 26 ноября 1842 года на втором курсе обучения принял монашеский постриг, 13 августа 1844 года был рукоположен во иеромонаха. Окончил Академию в 1844 году со степенью кандидата богословия, был назначен смотрителем Суздальского духовного училища. В 1852 году назначен настоятелем Ростовского Борисоглебского монастыря с возведением в сан архимандрита и смотрителем ростовских духовных училищ. В 1858 году стал настоятелем Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. В 1860-е годы переехал в Москву, был в числе братии миссионерского Покровского монастыря, начал заниматься научной работой. 11 января 1875 года назначен настоятелем Данилова монастыря. Активно занимался палеографией, изучал древне-славянские и греческие богослужебные рукописи из собраний Румянцевского музея и Синодальной библиотеки. 13 мая 1888 года хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. Поселился в Ростове где скончался 1 августа 1893 года. Сферой научных интересов архимандрита Амфилохия являлась славянская и греческая палеография. Он изучил и подготовил к изданию такие памятники как Галицкое Евангелие 1144 года, Струмицкий Октоих XIII века, Карпинский Апостол начала XIV века, Румянцевский Апокалипсис начала XIV века. Главным трудом Амфилохия в области греческой палеографии стало «Палеографическое описание греческих рукописей с IX по XVII в. определенных лет» (в 4 томах). В ходе своей научной деятельности собирал древние рукописи, которые после изучения передавал в публичные библиотеки (собрания рукописных книг из коллекции Амфилохия находятся в РГБ, Дмитровском краеведческом музее, отдельные материалы в РГАДА, а архив Амфилохия хранится в ГИМ). Неоднократно получал за свои работы награды и премии: Демидовская премия за исследование о Пандекте Антиоха; 1833 год — Ломоносовская премия Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук за труды по греческой палеографии и издание текстов и вариантов Псалтири и Галицкого Евангелия; Высочайшая благодарность за труд «Житие, страдания и чудеса святого Димитрия царевича».Был почётным членом Санкт-Петербургской и Московской духовных академий, действительным членом Московского Археологического общества (с 1866 года), член-корреспондентом Санкт-Петербургской академии наук (с 1868 года) и других исторических и археологических обществ. Сочинения: «О трех обетах монашества (девстве, настяжании и послушании)», 1845 год; «Краткая жизнь Ростовского Борисоглебского монастыря, что на Устье реке, чтеца Алексея Стефановича с его портретом», 1863 год; «Снимки из кондакария XII—XIII вв.», 1879 год; «Палеографическое описание греческих рукописей», в 4 томах с таблицами снимков, 1879—1880 годы; «Описание Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки, с приложением снимков со всех пергаментных рукописей и некоторых писанных на бумаге», 1875 год; «Летописание и другие древние сказания о святом благоверном великом князе Данииле, сыне святого благоверного великого князя Александра-Невского и о построенном им за Москвой-рекой Даниловом монастырей», 1875 год; «Кондакарий в греческом подлиннике XII—XIII вв.» по рукописи Московской Синодальной библиотеки, 1879 год; Словарь из Пандекта Антиоха XI века Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки, 1880 год; «Четвероевангелие Галичское 1144 г., сличенное с древнеславянскими рукописными Евангелиями XI—XVII вв. и печатными: Острожским 1576 г. и Киевским 1788 г. с греческим евангельским текстом 635 г., сличенным с греческими четвероевангелиями X и X—XI вв. графа Орлова-Давыдова и с разночтениями, выбранными Преосвященным Порфирием из Евангелий Публичной Библиотеки в Санкт-Петербурге и печатными 1757 г. изданиями Рейнекция и 1854 г. издания Тишендорфа», в 3 томах с гравированными изображениями евангелистов, 1882—1883 годы; «Древне-славянский Карпинский апостол XIII в. с греческим текстом 1072 года, сличенный по древним памятникам славянским XII—XVII вв. с разночтениями греческими, заимствованными из „Нового Завета“, изданного Рейнекцием в 1747 г», 1885 год; «Сборник изображения Спасителя, Божией Матери и святых угодников с X по XV в., конечных украшений, заставок, заглавных букв с 835 по XVII в.», 1885 год; «Апокалипсис XIV века Румянцевского музея, сличенный с древним памятником Алексия, помещенным в его Новом Завете, с греческим текстом V в. из кодекса святого Ефрема Сирина, изданного Тишендорфа 1072 г., где недоставало в кодексе V в.», 1886 год; «Апокалипсис XIV в. исправленный преимущественно по Апокалипсису, исправленному и писанному святым Алексием митрополитом», 1887 год; «О древнем переводе Апостола — об исправлении его. Дополнение к описанию рукописей Охридского и Слепченского Апостолов. Снимки с более замечательных рукописей. Новозаветный древне-славяно-греко-русский словарь, сравненный по древним памятникам», 1888 год.

Konstantin_Konstantinov (516x700, 94Kb)
1818
Константин Иванович Константинов
русский учёный и изобретатель в области артиллерии, ракетной техники, приборостроения и автоматики, генерал-лейтенант, артиллерист. Константинов изобрел один из первых электро-баллистических приборов (1844) и предложил прицел для навесной стрельбы из гладких орудий. В 1849 году он был назначен был начальником Охтинского капсюльного заведения, а вскоре — командиром Санкт-Петербургского ракетного завода. В дальнейшем деятельность Константинова была почти исключительно посвящена улучшению боевых ракет и разным усовершенствованиям в потешной пиротехнике. Он разработал проект Николаевского ракетного завода и в 1859 году был назначен начальником этого завода. Настоящим отцом Константина Ивановича Константинова был Великий князь, цесаревич Константин Павлович — младший брат Российского императора Александра I и наместник в Царстве Польском, матерью — французская актриса Клара-Анна де Лоран. При рождении мальчик был наречён Константином Константиновичем Константиновым. Его отец был бездетен в двух браках, поэтому тратил немалые средства на воспитание и образование своих внебрачных детей. Например, уроки музыки Константину и его сестре Констанции давал юный Шопен, которого часто для этой цели приглашали в Бельведер — летнюю варшавскую резиденцию великого князя. Семейные обстоятельства Константина Павловича сложились так, что его детей Констанцию и Константина считали воспитанниками (приёмными детьми) князя Ивана Александровича Голицына, адъютанта великого князя. Именно по этой причине у них впоследствии изменились и отчества. В 1831 году во время восстания поляков Константин Павлович направился из Польши в Россию, но по пути заболел холерой и умер в Витебске. Князь Голицын вместе с 13-летним Константином и де Лоран обосновывается в Санкт-Петербурге. В январе 1834 года, исполняя волю покойного Константина Павловича, князь Голицын определяет 15-летнего Константина юнкером в престижное артиллерийское училище. Учился Константин Константинов неплохо, был «четвёртым по списку». После 2-летнего обучения он был оставлен в училище «для дальнейшего совершенствования в высших науках». В 1836 году он окончил Михайловское артиллерийское училище и оставлен для дополнительного совершенствования своих знаний в высших классах артиллерийского училища (в будущем Михайловская артиллерийская академия). В 1838 году он был назначен командующим школой мастеров порохового и селитряного дел (ныне пиротехническая школа). В 1840—1844 годах он был командирован за границу «для собрания полезных сведений, до артиллерии относящихся». Побывал во многих странах Европы — в Австро-Венгрии, Англии, Бельгии, Голландии, Пруссии, Франции. Во время этой командировки Константинов делает первое изобретение — электробаллический прибор. В его создании молодому офицеру помогали Ч.Уитстон — один из владельцев лондонской фабрики музыкальных инструментов и изобретатель физических приборов и Луи Бреге — владелец фабрики точных механизмов в Париже. В то же время изобрел прибор для измерения малых промежутков времени - хроноскоп. После возвращения в Россию в 1844 году — Константинов испытал разработанное им ещё во время заграничной командировки устройство — электробаллический прибор, предназначенный для измерения скорости вылетающего из ствола орудия артиллерийского снаряда, будучи командиром Школы мастеров и подмастерьев порохового, селитренного и серного дела при Охтенском пороховом заводе (впоследствии — Пиротехнической школы). В это время он также внёс ряд усовершенствований в технику фейерверков — прорубные транспаранты, пиротехнический фотометр, способ сравнения форсовых составов, новую форму парашютов для осветительных ракет и ряд других. В 1846—1847 годах начинает заниматься систематическими исследованиями ракетной техники, и первый его вклад в эту область был поистине пионерским — ракетный баллистический маятник для измерения тяги порохового двигателя. Маятник Константинова был построен на ракетном полигоне на Волковом поле в Санкт-Петербурге и испытан в присутствии членов Военно-учёного комитета. Он был высоко оценён за точность измерений и простоту вычислений. В 1849 году Константинов назначен был начальником Охтинского капсюльного заведения, а вскоре (в 1850 году)— командиром Санкт-Петербургского ракетного завода. В дальнейшем деятельность Константинова была почти исключительно посвящена улучшению боевых ракет и разным усовершенствованиям в потешной пиротехнике. С 1850 года проводит опыты с боевыми ракетами с целью увеличения дальности полёта и кучности падения. Исследовал вопросы оптимальных параметров ракет, способы их стабилизации в полёте, способы крепления и отделения на траектории головных частей ракет, составы ракетных порохов, Константинов уделял большое внимание улучшению технологии производства и сборки ракет, механизации и безопасности их изготовления. 5 марта 1850 года Высочайшим указом полковник Константинов назначается командиром Санкт-Петербургского ракетного заведения, первого в России промышленного предприятия по производству боевых ракет. Одним из направлений деятельности Константинова стало совершенствование производства, прежде всего улучшение технологии изготовления боевых ракет. В 1853—1855 годах ракетное заведение под руководством Константинова изготовило несколько тысяч боевых ракет для нужд Крымской войны по его технологии, за что ему было объявлено «монаршее благоволение». В 1853 году полковник Константинов заинтересовался совершенно новой тогда отраслью — воздухоплаванием. Он поместил в «Артиллерийском журнале» статью под названием «Устройство, приготовление и употребление воздушных шаров». В сентябре 1855 года во время Крымской войны он был командирован в Ревель с командой ракетчиков для защиты побережья от возможной высадки неприятельского десанта. Интересно отметить, что 21 ноября 1855 года в Санкт-Петербургское ракетное заведение был переведен по службе из Севастополя артиллерийский поручик граф Лев Николаевич Толстой. В течение всего 1856 года начинающий, но уже получивший широкую известность литератор, а в будущем великий русский писатель, часто бывал в гостях у Константинова в доме N 38 по Разъезжей улице в Санкт-Петербурге. В 1856 году Константинов опубликовал обстоятельную работу «Воздухоплавание», в которой впервые в русской печати излагалась история этого направления науки. В этой статье впервые в мире была рассмотрена идея применения ракетных двигателей для движения и управления аэростатом. В 1857 году в «Морском сборнике» Константинов опубликовал работу с анализом всех предложений, связанных с подводным плаванием, в том числе и предложенных известным русским инженером генерал-адъютантом К.A.Шильдером, применившим боевые ракеты на первой в мире цельнометаллической подводной лодке. В 1857—1858 годах Константинов находился за границей, где изучал состояние ракетной техники. В 1860 году Константин Иванович прочитал курс лекций «О боевых ракетах» в Михайловской артиллерийской академии. В 1861 году его лекции были опубликованы в Париже на французском языке. В 1864 году публикация его лекций «О боевых ракетах» в обратном переводе с французского языка на русский были опубликованы в России. На тот момент это была единственная в мире фундаментальная монография по данной теме. Книга была высоко оценена в научных кругах, в том числе Парижской академии наук. За них Константинов был удостоен премии Михайловской артиллерийской академии. С начала 1850-х годов и до 1859 года Константинов занимался разработкой проекта нового совершенного ракетного завода, изобретением высокомеханизированного и автоматизированного оборудования для него, поиском новых оптимальных конструкций боевых ракет и совершенствованием технологии их изготовления. Константинов выдерживает серьёзнейший экзамен на Особой императорской комиссии, собранной для уточнения необходимости строительства нового ракетного завода. С конца 1850-х — начала 1860-х годов Константинов неоднократно выезжал во Францию для размещения заказов на заводское оборудование. После тщательного анализа Константиновым был произведен выбор места для строительства завода — город Николаев. С 1861 года Константинов становится генерал-лейтенантом. В 1862 году Константинов представил новую ракетную систему — 2-дюймовую боевую ракету, пусковой станок для неё и ударный пальник для запуска. После высочайшего одобрения ракетная система была принята на вооружение русской армии. Состоялось признание ракетного оружия как необходимого и эффективного дополнения к нарезной артиллерии! С 1864 года он непосредственно на месте руководил строительством Николаевского ракетного завода, а с 1867 года переехал на жительство в Николаев для непосредственного руководства строительством ракетного завода. За время жизни в Николаеве Константинов организовал там отделение Русского химического общества и был избран его первым председателем. Он сразу же сошёлся с интеллигенцией города и буквально покорил всех своими энциклопедическими знаниями, личным обаянием и умением объединять вокруг себя людей. Он перевёз в Николаев свою огромную личную библиотеку и множество приборов. Константинов публикует в «Николаевском вестнике» ряд статей. В конце 1870 года здания завода почти достроены, и велся монтаж оборудования. Но дожить до его открытия Константинову не довелось. Завод, строительством которого руководил Константинов, был открыт уже без него. В ночь на 12 января 1871 года Константин Иванович Константинов скоропостижно скончался. 14 января 1871 года его прах был похоронен в селе Нивное Мглинского уезда Черниговской губернии. Константинов — автор работ по различным вопросам ракетной техники, артиллерии, ручного огнестрельного оружия, пиротехники, порохового дела, воздухоплавания. Специалистам хорошо известны такие его работы как: «О боевых ракетах» (Санкт-Петербург, 1856; французский перевод, Париж, 1858); «Lectures sur les fus й es de guerre» (Париж, 1861; русский перевод Колкунова, Санкт-Петербург, 1864); «Последовательные усовершенствования ручного огнестрельного оружия» (Санкт-Петербург, 1855); «Воздухоплавание» (Санкт-Петербург, 1856); «Некоторые сведения о домогательствах разрешения задачи подводного плавания» (Санкт-Петербург, 1857); «Hausse de l’artillerie de campagne russe» (Санкт-Петербург, 1856). Константинов был награжден многими русскими и иностранными орденами: За разработку электробаллистического прибора в ноябре 1844 года он был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени и премией в 2000 рублей серебром; В апреле 1852 года Константинов был награжден орденом Железной Короны 2-й степени от австрийского императора; 31 марта 1853 года К.И.Константинов был командирован в Вену для представления австрийскому правительству моделей и чертежей русской артиллерии, а также для приобретения новейших сведений об австрийских боевых ракетах. С порученным заданием он справился отлично, за что в апреле того же года был награжден орденом Святой Анны 2-й степени с императорской короной; За плодотворную деятельность 9 января 1855 года Константинову было объявлено монаршее благоволение, а 17 апреля он был награжден орденом Святого Владимира 3-й степени «за отличие, усердие и ревностную службу»; 26 августа 1856 года был награжден бронзовой медалью на Андреевской ленте в память войны 18531856 гг.; За проект «нового ракетного заведения» в 1859 году К.И.Константинов был награжден орденом Святого Станислава 1-й степени. В этом же году он был награжден Командорским Крестом ордена Нидерландского Льва за услуги, оказанные голландской артиллерии, и испанским орденом Изабеллы Католической; В апреле 1862 года Константинов был награжден орденом Святой Анны 1-й степени «за отлично усердную службу» — так был оценен его труд по созданию современной промышленной базы ракетного оружия России; За составление записки с чертежами по изготовлению боевых ракет — в апреле 1864 года королем Вюртембергским Константинов был награжден Большим крестом ордена Фридриха. В декабре 1864 года французский император наградил Константинова Командорским Крестом ордена Почетного Легиона.В 2003 году была выпущена почтовая марка Украины, посвященная Константинову. Именем учёного названы: Кратер на Луне; Улица Константинова в Москве. Литература: Б.Ляпунов «К.И.Константинов — создатель боевой ракеты»; Г.Ю.Мазинг П.И.Качур. «Константин Иванович Константинов». Серия "Научно Биографическая Литература"

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку