-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 122005
Комментариев: 6815
Написано: 130499


23 апреля родились...

Суббота, 23 Апреля 2011 г. 11:27 + в цитатник
 (514x699, 129Kb)
1804
Мария Тальони (итальянское имя - Maria Taglioni)
знаменитая итальянская балерина, центральная фигура в балете эпохи романтизма. Родилась в Стокгольме в семье балетмейстера и хореографа Филиппа Тальони. Девочка не обладала ни балетной фигурой, ни особой внешностью. Несмотря на это ее отец решил сделать из нее балерину. Мария училась в Вене, Стокгольме, а затем в Париже у Франсуа Кулона. Позже отец занимался с Марией сам, в 1822 году он поставил балет «Прием молодой нимфы ко дворцу Терпсихоры» с которым Мария дебютировала в Вене. Танцовщица отказалась от присущих балету тяжелых нарядов, париков и грима, танцевав только в скромном легком платье. Парижскую публику Мария покорила в 1827 году в «Венецианском карнавале», с тех пор она часто танцевала в парижской Гранд-Опера. Там же в марте 1832 года состоялась премьера балета Сильфида, ознаменовавшего начало эпохи балетного романтизма. Именно она тогда ввела в балет пачку и пуанты. Следующие пятнадцать лет Мария Тальони гастролировала по всей Европе: от Лондона до Берлина и от Милана до Санкт-Петербурга. Большое количество балетов написал для нее Мариус Петипа. По свидетельству очевидцев, танцы Тальони были воплощением грации и изящества. Лучшие роли ее были в балетах: «Спящая красавица», «Бог и баядерка», «Сильфида», «Зефир и Флора», «Золушка», «Тщетная предосторожность». В 1832 году Мария вышла замуж за графа де Вуазен, но продолжала носить девичью фамилию и не бросила сцены. Оставив театр в 1847, жила преимущественно в Италии, в собственных виллах. Давала уроки балета. Один раз еще она появилась в Париже, но только для поощрения своей ученицы Эммы Леви, восходящей звезды, воскресившей на некоторое время позабытые с уходом Тальони классические балетные традиции. Для этой же дебютантки она написала балет «Бабочка». Умерла в Марселе 22 апреля 1884 года, похоронена на кладбище Пер-Лашез. На надгробии следующая эпитафия: «Ф terre ne pиse pas trop sur elle, elle a si peu pesй sur toi» (Земля, не дави на нее слишком сильно, ведь она так легко ступала по тебе).

louis_antoine_jullien_1812_60_hi (500x700, 97Kb)
1812
Луи Жюльен (Луи Жорж Морис Адольф Рош Альбер Абель Антонио Александр Ноэ Жан Люсьен Даниэль Эжен Жозеф-Лебрен Жозеф-Барем Тома Тома Тома-Тома Пьер Арбон Пьер-Морель Бартелеми Артю Альфонс Бертран Дьёдонне Эманюэль Жозюэ Венсан Люк Мишель Жюль-де-ла-План Жюль-Базен Жюлио Сезар Жюльен (Louis George Maurice Adolphe Roche Albert Abel Antonio Alexandre Noл Jean Lucien Daniel Eugиne Joseph-le-brun Joseph-Barкme Thomas Thomas Thomas-Thomas Pierre Arbon Pierre-Maurel Barthйlemi Artus Alphonse Bertrand Dieudonnй Emanuel Josuй Vincent Luc Michel Jules-de-la-plane Jules-Bazin Julio Cйsar Jullien)
французский дирижёр. Родился в Систероне в семье дирижёра. Тридцать шесть имён были даны Жюльену при крещении в связи с тем, что крёстными отцами ребёнка выступили все 36 музыкантов систеронского городского оркестра. Учился в Парижской консерватории, однако вынужден был уйти из-за пристрастия к лёгким музыкальным жанрам. В 1835—1838 гг. дирижировал оркестром, игравшим вальсы, кадрили и т. п. в популярном парижском кафе «Jardin Turc». Затем работал в Великобритании. В 1852 г. поставил в театре Ковент-Гарден собственную оперу «Пётр Великий» (итал. Pietro il grande) с Энрико Тамберликом в заглавной партии и разнообразными эксцентричными элементами спектакля, вплоть до живых лошадей на сцене. Провал оперы, в роскошную постановку которой были вложены немалые деньги, побудил Жюльена покинуть Великобританию и отправиться в США, взяв с собой более 20 музыкантов из Европы и набрав на месте ещё около 50 оркестрантов, в числе которых оказались такие заметные в будущем фигуры американской музыки, как Теодор Томас, Юрели Корелли Хилл и Уильям Фрай; на протяжении 10 месяцев оркестр Жюльена дал 214 концертов по всей стране. В конечном итоге Жюльен вернулся во Францию, где в 1859 г. был арестован за долги, в тюрьме повредился рассудком и умер в приюте для душевнобольных в городе Нёйи-сюр-Сен 14 марта 1860 года. Жюльен был знаменит эксцентричными манерами. Он, в частности, дирижировал при помощи дирижёрской палочки, украшенной драгоценными камнями, а перед концертом ему подносили белые перчатки на серебряном подносе. Источники: Music & Letters, Vol. 34, No. 1 (Jan., 1953), p. 61. Литература: Adam Carse. The Life of Jullien. — Cambridge, 1951; Michel Faul. Louis Jullien: Musique, Spectacle et Folie au XIXe Siиcle. — Alantica, 2006 ISBN 2-35165-038-7.

1812
Огюст Никола Эжен Миллон (Auguste Nicolas Eugиne Millon)
французский химик. Родился в Шалонсюр-Мари. С 1832 студент Военно-медицинской школы Валь-де-Грас. С 1834работал хирургом в Биште, Лионе, Алжире, Меце. С 1841 профессор в Валь-де-Грас, с 1847 в военно-медицинской школе в Лилле. В 1850-1865 ведущий фармацевт французской армии в Алжире. Работы в различных областях химии. В 1837-1847 изучал реакции азотной кислоты с металлами и солей ртути с аммиаком, природу кристаллических реакций. Открыл (1843) дихлортриоксид, хлористую кислоту (1842), предложил метод получения иодата калия. В 1848 показал, что мочевина может быть количественно определена разложение ее азотистой кислотой с последующим определением образовавшегося диоксида углерода. Предложил (1849) использовать раствор нитратов ртути в разбавленной азотной кислоте для обнаружения белков, содержащих тирозин, с которым при слабом нагревании образуется сначала розовое или желтое, а затем пурпурно-красное окрашивание (реакция Милона). Умер 28 октября 1867 года.

 (508x699, 114Kb)
1818
Фёдор Данилович Девель
русский генерал, участник покорения Кавказа, Крымской войны и русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Родился в Санкт-Петербурге. Происходит из дворян Санкт-Петербургской губернии. Слушал курс в кондукторской роте главного инженерного училища (Николаевское Инженерное училище). В сентябре 1836 г. юный Девель был переведён юнкером в лейб-гвардии Кирасирский Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полк и 8 ноября 1838 г. произведён в прапорщики, с назначением во 2-й саперный батальон. Затем, первое время, служба Фёдора Даниловича протекала в инженерных войсках: подпоручиком в 4-м саперном батальоне, а с 1842 года — во 2-м Кавказском саперном батальоне. С переводом на Кавказ начинается боевая деятельность Фёдора Даниловича; уже в июне 1842 г., с прибытием во Владикавказ, он был назначен в состав Сунженского отряда, в котором и оставался до конца года, участвуя в почти беспрерывных экспедициях против горцев. Мужество и распорядительность молодого офицера быстро выделили его из числа других: в июне 1843 года он был произведён за отличие в поручики, а в мае 1847 г., опять за отличие при штурме крепости Закаталы, в штабс-капитаны, также был награждён орденом святой Анны 3-й степени с бантом. 1849 год ознаменовался для Девеля редкой наградой в небольших чинах — золотой полусаблей с надписью «За храбрость». Восточная война 1853—1856 гг. застала Фёдора Даниловича в чине капитана, причем он был назначен в состав Гурийского отряда и, как сапер, в течение войны перебывал на разных пунктах театра военных действий, поддерживая уже установившуюся за ним репутацию мужества и распорядительности и с отличием участвуя во многих делах. Особенно выдающееся участие его в боевых действиях 4 июля 1855 г. на р. Чолоке, когда был разбит 34-тысячный корпус Селима-паши, — доставило Девелю чин подполковника и положило начало его штабной деятельности, сначала в качестве дежурного штаб-офицера в штабе начальника Гурийского и Ахалцыхского отрядов. Через несколько месяцев Девель был назначен на ту же должность в штабе командовавшего войсками, расположенными от Нухи до Арагвы, а в декабре 1855 года — в штабе командовавшего действующим корпусом на кавказско-турецкой границе. По окончании военных действий Фёдор Данилович был назначен комиссаром для передачи туркам обратно крепости Карса, а затем, в феврале 1858 г. — командирован в штаб отряда командующего войсками Дагестанской области князя Андронникова, с которым и участвовал в штурме аула Зандах-Кала, за что был награждён орденом святого Станислава 2-й степени с мечами и бантом. 3 апреля 1857 г. начинается новый период в служебной деятельности молодого подполковника, который был переведён в 81-й пехотный Апшеронский Его Императорского Высочества Великого Князя Георгия Михайловича полк; впрочем, этот перевод из саперных войск, необходимый для дальнейшего движения по службе, не помешал его штабным занятиям, так как он уже через две недели получил назначение состоять дежурным штаб-офицером в штабе войск Дагестанской области. В этой должности он поступил в состав Салатавского отряда, собранного для окончания постройки укреплений Буртуная и бывшего под начальством генерал-адъютанта барона Врангеля. Принимая живейшее участие в постройке укреплений, рубке леса, столь необходимой в борьбе с горцами, и в штурме Мичиковских заводов в июне 1858 г., Фёдор Данилович был произведен за отличие в чин полковника с назначением командиром 83-го пехотного Самурского полка. Полк этот вскоре поступил в состав Дагестанского отряда, назначенного для действий в Ичкерии и Аухе. В июле того же года отряд этот подошёл к реке Андийское Койсу, и трудное дело устройства переправы через неё было поручено командиру Самурского полка. В продолжение четырёх дней, с 17 по 20 июля, Фёдор Данилович лично устраивал переправу под непрерывным и сильным огнём неприятеля. За этот подвиг полковник Девель был достойно награждён орденом святого Георгия 4-й степени - В воздаяние за отличие, оказанное в экспедиции против Горцев, при переправе чрез реку Андийское-Койсу. После удачной переправы последовал не менее удачный штурм Бетлинских высот и преследование Шамиля до Гуниба. За взятие последнего и за пленение имама Фёдор Данилович удостоен был новой награды — ордена святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом. 6 августа 1865 г. полковник Девель произведен за отличие в генерал-майоры и назначен помощником командующего 38-й пехотной дивизией, а в мае следующего года — помощником начальника 21-пехотной дивизии и в августе 1873 г. — командиром 1-й бригады той же дивизии. В 1870 г. Девель получает орден святого Станислава 1-й степени, в 1873 — орден святой Анны 1-й степени. В ноябре 1875 г. Фёдор Данилович был назначен командующим 39-й пехотной дивизией и 30 августа 1876 г. произведён в генерал-лейтенанты. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. призвала Девеля на новые подвиги. С открытием кампании он был назначен начальником Ахалцыхского отряда (9 1/2 батальонов, 12 сотен, 24 орудия, — до 9 тысяч), в составе действующего корпуса генерал-адъютанта Лорис-Меликова. 4 мая руководимый им отряд отличился под Ардаганом при удачном штурме Гелявердынских высот и при взятии на следующий день самого Ардагана. За это дело генерал Девель 14 мая 1877 г. удостоился ордена святого Георгия 3-й степени № 535 В воздаяние отличнаго мужества и распорядительности, оказанных при взятии, 5 Мая 1877 года, турецкой крепости Ардагана. По взятии Ардагана, в штурме которого отряд Фёдора Даниловича не принял участия, вследствие недошедшего приказания, наступил период операций под Карсом, причем на генерал-лейтенанта Девеля возложено было блокирование этой крепости (с 16 3/4 батальонами, 32 эскадронами и сотнями и 48 орудиями) с северо-восточной стороны. С началом осады отряду его назначено было действовать против карадагских и, отчасти, чахмахских фортов, причем, в ночь на 30 мая, несмотря на произведённую турками вылазку, Девелю удалось устроить 5 осадных батарей. Ho наша неудача под Зевином и наступление Мухтара-паши к Карсу принудили нас снять осаду этой крепости. Затем генералу Девелю с отличием пришлось участвовать в боях на Аладже и в остальных действиях на малоазиатском театре войны, в том числе и на Деве-Бойнской позиции. Кроме ордена святого Георгия 3-й степени, полученного за 4 мая Фёдор Данилович удостоился получить за турецкую кампанию орден святого Владимира 2-й степени с мечами и бантом и золотую, украшенную бриллиантами, шпагу с надписью «За храбрость». По окончании военных действий в апреле 1878 г., Фёдор Данилович поступил в распоряжение Его Императорского Высочества Великого Князя Главнокомандующего Кавказскою армией. В последнее время своей жизни Фёдор Данилович состоял командиром 1-го Кавказского армейского корпуса, числясь по армейской пехоте и в списках 83-го пехотного Самурского Его Императорского Высочества Великого Князя Владимира Александровича полка, а затем — членом Александровского комитета о раненных. В 1881 г. удостоен ордена Белого Орла, а в 1883 г. — ордена святого Александра Невского. Г.К.Градовский набросал следующий портрет Девеля: «Он высокого роста, плотного, мускулистого сложения. Лицо загорелое, как бы закаленное полуден. ветром и солнцем; борода у него уже сильно „подернута инеем“, и держится он несколько сутуловато. Обладая необыкно могучим голосом, Девель умеет увлекательно говорить с солдатами. При этом очень часто речь его складывается в рифмы, и он никогда не прочь сказать меткое и острое словцо». Старый кавказский служака, по словам Градовского, восторженно отзывался о «молодой, новой армии», обновленной реформами императора Александра II и Милютина. Умер 13 апреля 1887 года, после тяжкой болезни, похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря. При жизни Фёдор Данилович не чужд был военно-литературной деятельности и в разное время напечатал несколько статей в «Русском инвалиде» и «Военном сборнике», между прочими — «Заметку на статью „Взятие крепости Ардагана в 1877 г.“» («Военный сборник», 1880, № 4). Источники: Военная энциклопедия / Под редакцией В.Ф.Новицкого и других — Санкт-Петербург: товарищество И В.Сытина, 1911—1915. — Том 9; Градовский Г.К. Война в Малой Азии в 1877 г. Санкт-Петербург, 1878; Маслов А.Н. Год войны в Малой Азии 1877—1878 гг. Санкт-Петербург, 1879; Русский биографический словарь: В 25 томах / под наблюдением А.А.Половцова. 1896-1918.

James-Anthony-Froude-by-Sir-George-Reid (474x700, 168Kb)
1818
Джеймс Энтони Фруд (James Anthony Froude)
английский историк. Родился в Дартингтоне. Получил образование в Вестминстере и Ориэл-колледже Оксфордского университета. Наиболее известная работа Фруда – История Англии от падения Уолси до поражения Испанской Армады (History of England from the Fall of Wolsey to the Defeat of the Spanish Armada, 12 vols, 1856–1870). Фруд был литературным душеприказчиком Томаса Карлейля и опубликовал его Воспоминания (Reminiscences, 1881), а также Письма и заметки Джейн Уэлш Карлейль (Letters and Memorials of Jane Welsh Carlyle, 1883); автор труда Жизнь Карлейля (Life of Carlyle, 4 vols, 1882–1884). В 1892 Фруд был назначен профессором новой истории Оксфордского университета. Умер в Кингсбридже 20 октября 1894 года.

Edward_William_Stafford (539x700, 78Kb)
1819
Эдвард Уильям Стаффорд (Edward William Stafford)
трижды премьер Новой Зеландии. Эдвард Стаффорд родился в шотландском городе Эдинбург, в семье Беркли Бакингема Смита Стаффорда и его жены Энн Тайтлер. Обучался в Тринити Колледж, хотя и не получил там степень. Кроме того, в 1830—1836 годах обучался в Королевской школе Данганнона. В 1841—1842 годах совершил поездку в Австралию, а 12 января 1843 года переехал к родственникам в Новую Зеландию, поселившись в городе Нельсон. Его основным занятием стала организация импорта овец и лошадей из Австралии. В сентябре 1843 года он ходатайствовал о вынесении вотума недоверия действиям губернатора Роберта Фицроя после столкновения между маори и европейцами на реке Уаирау. В 1848 году Стаффорд принял активное участие в создании Конституционной ассоциации Нельсона (англ. Nelson's Constitutional Association), боровшейся за самоуправление Новой Зеландии, а 1850 году подготовил меморандум, направленный британскому правительству, с требованием немедленного создания представительного правления и предоставления всеобщих избирательных прав. В 1846 году женился на Эмили Шарлотт Уэйкфилд, умершей в 1857 году (детей в браке не родилось). 5 декабря 1859 года Стаффорд женился на Мэри Бартли. В 1853 году Стаффорд был избран первым суперинтердантом Нельсона, то есть главой провинциального совета, который начал деятельность 3 ноября того же года. Стаффорд внёс значительный вклад в развитие провинции, а многие его решения легли в основу будущих преобразований во всей Новой Зеландии (например, введение светского, обязательного образования, активное строительство дорог). Кроме того, он вёл переговоры о запуске постоянного паромного сообщения между Южным и Северным островом, запустил программу общественных работ, которые оплачивались доходами от таможенных сборов и земельных налогов. В 1855 году Стаффорд был избран членом парламента от округа Нельсон, оставаясь им вплоть до 1868 года, когда он стал представителем от округа Тимару. 2 июня 1856 года Стаффорд получил пост премьера Новой Зеландии. Одним из основных достижений его первого премьерского срока стало подписание Договора 1856 года, который урегулировал финансовые отношения между центральным и провинциальным правительствами, а также решил проблему долгов Новозеландской компании. В целом, за годы исполнения им своих полномочий парламентом страны было принято большое количество законодательных актов, например Закон о новых провинциях 1858 года. Кроме того, в годы премьерства Стаффорда была сильно снижена роль исполнительного совета ввиду того, что министры проводили встречи без губернатора, а также увеличено число министерских портфолио и усилено министерское представительство в Палате представителей. В 1858—1859 годах Стаффорд совершил поездку по Европе, в том числе Британии. Хотя ему не удалось договориться о почтовом обслуживании Новой Зеландии через Панаму, а также решить проблему военных поселений, он смог добиться некоторых результатов, в том числе, принятия Закона о новых провинциях, который значительно подорвал власть провинций, а также назначения первого представителя Новой Зеландии в Лондоне. Согласно Закону о новых провинциях, губернатор наделялся правом издавать приказ о создании и размежевании новых провинций в случае, если к нему обращались с петицией 3/5 избирателей в составе не менее 150 человек, проживающих в округе, площадь которого была не менее 0,5 млн и не более 3 млн акров, а численность населения не менее тысячи европейцев. Кроме того, была значительно ограничена власть суперинтендантов, которые теперь избирались не населением, а провинциальным советом. Благодаря новому закону в 1858 году появилась провинция Хокс-Бей, которая отделилась от провинции Веллингтон, в 1859 году — провинция Марлборо, отделившаяся от провинции Нельсон, а в 1861 году — провинция Саутленд, выделившаяся из провинции Отаго (вновь объединились в 1870 году). Тем не менее отсутствие Стаффорда во время покупки Уаитара имело катастрофические последствия для колонии, в которой вспыхнули столкновения с маори (сам премьер выступал против принуждения коренного населения к продаже своих земель европейским колонизаторам). 12 июля 1861 года Стаффорд с перевесом в один голос получил вотум недоверия, после чего вынужден был уйти в отставку, уступив пост премьера Уильяму Фоксу. Основной причиной ухода стало давление со стороны политической элиты Новой Зеландии, которое было недовольно многими факторами: началом экономического спада на Северном острове, результатами Закона о новых провинциях, ведением войны с маори. Следующие четыре года Стаффорд был оппозиционным членом парламента. 16 октября 1865 года из-за давления со стороны политической элиты и плохого здоровья ушёл в отставку премьер Фредерик Уэлд. Его место занял Стаффорд, став премьером Новой Зеландии во второй раз. Второй премьерский срок также был отмечен принятием большого количества законодательных актов, тем не менее он не пользовался особой популярностью у политической элиты из-за своих умеренных взглядов на проблему коренного населения, сокращения расходов на колониальный аппарат. Эту проблему доверия в некоторой степени удалось решить с формированием нового правительства в 1866 году, в который были включён ряд оппозиционных Стаффорду политиков. Тем не менее сохранились многие проблемы, в том числе, проблема войн с маори, обходившихся очень дорого для новозеландского правительства, а также ухудшение отношений с британским правительством из-за резкого снижения затрат на ведение этих войн (при этом Стаффорд поддерживал сохранение в Новой Зеландии имперских войск, укрепил колониальные войска, поощрял военных поселенцев, обеспечил продовольственное и транспортное снабжение войск). Довольно шаткое положение премьера ввиду нескольких военных поражений от маори, экономического кризиса и постепенного ущемления власти провинций привело к вынесению вотума недоверия правительству Стаффорда 28 июня 1869 года. Несмотря на это, 10 сентября 1872 года Стаффорду удалось снова прийти к власти, однако слабое правительство, деятельности которому мешали серьёзные разногласия внутри, просуществовало всего лишь до 11 октября 1872 года, когда новым премьером стал Джордж Уотерхаус. До марта 1878 года Стаффорд продолжаться оставаться членом парламента, представляя округ Тимару. Оставив политическую карьеру, он впоследствии отправился жить в Англию. В 1879 году Стаффорд получил Орден Святого Михаила и Святого Георгия в классе Рыцаря-Командора, а в 1887 году — в классе Рыцаря Великого Креста. Отказавшись от предложения со стороны британского правительства стать губернатором Мадраса или Квинсленда, Стаффорд оставил политическую карьеру, занявшись бизнесом и посвятив своё время семье. Умер в Лондоне 14 февраля 1901 года.

Pierre Dupont (508x700, 73Kb)
1821
Пьер Дюпон (Pierre Dupont)
французский рабочий поэт-песенник (шансонье), отразивший в своем творчестве первоначальную ремесленную стадию развития пролетариата во Франции. Родился в Лионе (где в годы его отрочества вспыхнуло известное восстание ткачей) в семье ткачей шелка — «канютов». Учился в семинарии. Перепробовал ряд профессий: «канюта», конторщика и др. На молодого Дюпона обратил внимание поэт и академик Пьер Лебрен, который привез его в Париж, дал ему место технического секретаря редакции Академического словаря французского яз. и издал сборник его юношеских стихов «Два ангела» (Les deux Anges, 1841). Перед Дюпоном открылись двери лит-ых салонов. Увлечение «поэтами из народа» было в то время весьма модным явлением в либеральных и демократических литературных кругах. Дюпон сближается с Бодлером, впоследствии написавшим предисловие к сборнику его произведений. Они основывают вместе с Банвилем и критиком Виттрэ сатирический журнал «Корсар-сатана». Цель журнала — борьба с мещанством в плане чисто эстетическом. На Дюпона оказывают большое влияние Беранже, Жорж Санд, социалисты-утописты, его привлекают рабочие шансонье 30-х гг. В 1846 вышла дышащая реализмом книга Дюпона. «Paysans» (Крестьяне). Натурализмом отдельных своих мазков она произвела переполох в лит-ых салонах, но это был в общем идиллический натурализм. В том же году, когда разразился голод и вспыхнули аграрные волнения, подавленные карательными отрядами, Дюпон выступает с сильной в своей простоте «Песней о хлебе», требующей земли обрабатывающим ее. Эта песня была переведена на многие языки (на немецкий язык — Фрейлигратом). Позднее ее пели на демонстрациях в знак сочувствия ирландским крестьянам. В том же 1846 появилась его «Chant des ouvriers» (Песнь рабочих), получившая широкое распространение. В ней настолько яркими красками описывается тяжелое положение рабочего класса, что она цитируется в одном из примечаний к «Капиталу» Маркса (том I, отдел 7, глава 23, примечание 170). Свои песни Дюпон распевал в клубах, кабачках, на митингах, они пользовались громадной популярностью не только у французских рабочих, но и за границей. Так напр. Лассаля рабочие певческие ферейны в 1864 встречали на Рейне песнями Дюпона. Их музыкальность восхищала композитора Гуно. Дюпон стал певцом Февральской революции 1848. Его песня «Когда республика явилась средь молний ярких Февраля» запомнилась надолго. П.Е.Кудрин слыхал ее на рубеже XX в. от ветерана 1848 (в последней главе его «Очерков современной Франции»). «Борцы 1848, — говорит Ж. Вейль в „Истории социального движения во Франции“, — рукоплескали Дюпону и его социалистическим произведениям», но сам Дюпон, хотя и принял в июньские дни (вместе со своим другом Бодлером) непосредственное участие в рабочем восстании, все же не был передовым бойцом рабочего класса, не шел в его авангарде. Революция представлялась ему лишь тяжелым испытанием, он не переставал верить в «человечество». В «Похоронной песне» жертвам июньских дней он облекается не столько в пролетарский, сколько в национальный траур, призывает республику к забвению социального раздора, просит амнистии для побежденных. Когда начались массовые ссылки, Дюпон вновь возвысил свой голос «Песней ссыльных», где протестует против общеевропейской реакции, но и здесь он обращается к республике как к матери опальных сыновей, не разбираясь в ее классовом содержании. После декабрьского переворота Дюпона заключили в тюрьму и приговорили к семилетней ссылке в Северную Африку, но друзьям поэта удалось добиться его помилования. Вскоре Дюпон примирился с установлением Второй империи, ослепленный ее призрачным, внешним блеском. В стихотворении «1852» он уверяет трудящихся, что черные дни — позади. Несколько лет спустя, Дюпон выпускает политическую брошюру, подтверждающую его примирение с Империей. Вдали от Парижа, в крайней нищете провел он свои последние годы. Несмотря на неясность классового самосознания поэта, значение Дюпона в истории рабочей поэзии чрезвычайно велико: он был одним из ее первых представителей. Буржуазная литература нервно реагировала на его появление. Дюпон проложил дорогу Потье и современной пролетарской поэзии во Франции. Его песни стали народными, безымянными и растворились во множестве новых вариантов — в песенном творчестве трудящихся масс. Библиография: I. Сочинения: Les deux Anges, P., 1844; Chants et Chansons, 3 vv., P., 1851—1854; 9-e йd., 1876; Muse populaire, 1851; Muse juvenile, P., 1859; Chants et Poйsies, йd. 7-е, Р., 1861; Dix йglogues, P., 1864 (в русском переводе: Избранные песни, перевод С.Заяицкого и Л.Остроумова, под редакцией В.М.Фриче, Москва, 1923); J’ai deux grands bufs dans mon йtable, 1846; Le Pain; Le Braconnier; Le Tisserand; La Vache blanche; La Chanson du blй и др. II. Baudelaire Ch., Pierre Dupont, предисловие к «Песням» Д.; Baudelaire Ch., L’art romantique, несколько изданий, IX; Его же, Pierre Dupont; Бодлер Ш., П. Дюпон, перевод Л.Остроумова в указанном сборнике Дюпона на русском языке (перевод с некоторыми сокращениями первой из указанных статей); Sainte-Beuve С.-А., Hйgйsippe Moreau et Pierre Dupont (Causeries du Lundi, v. IV, неск. изд.); Gautier Th., Histoire du romantisme, неск. изд.; Сгйpet E., Les poиtes franзais: les contemporains; Nisard Ch., La Muse pariйtaire et la Muse foraine, ou les chansons des rues depuis 15 ans, P., 1863—1864; Sallиs A., Les chansons de Pierre Dupont, «Bull. Souv. Lettres de Lyon», 1904—1905; Фриче В., Предисловие к «Избранным песням» Дюпона в указателе их русскского перевода под его редакцией; Его же, Пролетарская поэзия, Москва, 1919; Стеклов Ю., Поэзия революционного социализма, издание 3-е, Петроград, 1923; Дробинский А., Очерки по истории французской пролетарской поэзии, I. Пьер Дюпон, «Худ. мысль», Харьков, 1922, №№ 10 и 12; Его же, Т.Готье и пролетарская поэзия, там же, 1922, № 7; Dйchaut, Biographie de Pierre Dupont, 1871; Lenient Ch., Poйsie patriotique en France, 1839, II.

Louis_Lewandowski00 (532x700, 92Kb)
1821
Луи Левандовский (немецкое имя - Louis Lewandowski)
немецкий композитор еврейского происхождения, дирижер, сочинитель музыки для синагог. Родился во Врешене, ныне Польша. С 12 лет жил в Берлине, обучаясь вокалу и фортепиано и зарабатывая певчим в синагоге. Учился у Адольфа Бернхарда Маркса, затем в Берлинской Академии музыки у Карла Фридриха Рунгенхагена и Эдуарда Греля. С 1840 года и до последних дней жизни работал кантором в берлинских синагогах, в том числе в Новой синагоге со времени её сооружения в 1866 году Левандовскому принадлежит широкий круг еврейской религиозной музыки, частично основанной на средневековом музыкальном материале; основные из этих сочинений вошли в сборники «Голос ликования и молитвы» (Kol Rinna U-Tefillah, 1871) и «Благодарение и пение» (Todah Ve-Zimrah, 1876—1882, в 2 томах). Умер в в Берлине 4 февраля 1894 года.

Ильминский (465x700, 110Kb)
1822
Николай Иванович Ильминский
русский востоковед, педагог-миссионер, библеист, член-корреспондент Академии Наук. В 1846 окончил Казанскую духовную академию, где был оставлен в должности учителя естественных наук и «турецко-татарских языков»; в 1847 ему присвоена степень магистра и бакалавра той же академии. В 1851—1854 Ильминский командирован в Константинополь, Дамаск, Каир и другие города Ближнего Востока. По возвращению из этого путешествия с осени 1854 преподавал на миссионерском (противомусульманском) отделении Казанской духовной академии восточные языки и некоторые другие предметы. В эти годы Н.И.Ильминский впервые в истории тюркологии готовит к изданию (по списку Г.-Я.Кера) чагатайский текст «Бабур-наме». Вскоре издает другой важный средневековый памятник — «Кысас ал-анбийа» (Казань, 1859). В 1855-1856 у Н. И. Ильминского, выработавшего систему просвещения направленную на усиление православия среди нерусских народов Поволжья, Средней Азии и Сибири, сложилось твердое убеждение, что «лучшим средством для борьбы с иноверческой пропагандой может быть только школьное просвещение инородцев», «которое развило бы в них охоту к самостоятельному, беспристрастному размышлению, обогатило бы их здравыми понятиями о природе и истории и внушило бы им уважение к свидетельствам достоверным» — Зеленин 1902: 183, 105. Поэтому Ильминский не считал нужным преподавать студентам специальную «полемику против Мухаммеданства». Отступление от учебной программы и «крамольные идеи» вызвали недовольство начальства, что вынудило Ильминского в конечном счете уйти из духовной академии. Ильминский, выйдя из духовного звания (вместе со своим единомышленником A.A.Бобровниковым), перешёл на гражданскую службу. С 31 декабря 1858 года он — переводчик Оренбургской Пограничной комиссии, где познакомился с казахским просветителем Алтынсарином. В 1859 году принял участие в экспедиции для съёмки восточного берега Каспийского моря (то есть на территории Туркмении), начиная почти от Мангышлака до персидской границы; эта экспедиция продолжалась с 1 мая по октябрь. С декабря 1861 переехал в Казань. Совмещает чтение лекций на кафедре турецко-татарского языка историко-филологического факультета Казанского университета, а с 1863 года — и преподавание восточных языков в Казанской духовной академии с работой над учебными пособиями для татар на татарском языке. В 1868 году Ильминский стал одним из основателей и руководителем вновь образованной Постоянной переводческой комиссии, при миссионерском Братстве Святителя Гурия (образована согласно высочайше утвержденным Правилам 18.03.1868), состоявшей из трёх членов Совета братства и решавшей вопрос о качестве и необходимости тех или иных переводов. 19 августа 1872 года перешел на должность директора вновь открытой в Казани инородческой учительской семинарии. С 1870 года — член-корреспондент Императорской Академии Наук. На пост академика баллотироваться отказался в пользу В.В.Радлова. Два основных пункта в его просветительной системе: «Во-первых, обучение инородцев должно происходить на их родном языке, и притом на языке народном (в противоположность книжному или попытке создать таковой язык); во-вторых, учитель непременно должен быть соплеменником своих учеников, то есть инородцем же» (цитата по [Зеленин 1902: 178]. Умер 27 декабря 1891 года. Библиография: Бабер-намэ или Записки Султана Бабера / Изд. в подлинном тексте Н.И.[льминским]. Казань, 1857; Древний обычай распределения кусков мяса, сохранившийся у киргизов. Пояснение одного места в Истории моголов Рашид-Эддина [письмо Н.И.Ильминского к П.С.Савельеву]. Санкт-Петербург, [1860]; Вступительное чтение в курс турецко-татарского языка // Учёные записки Казанского университета. Книга III. Казань, 1861; Материалы для джагатайского склонения. Из Бабер-намэ // Учёные записки Казанского университета. Выпуски 1-2. Казань, 1863; Об A.A.Бобровникове // Православное обозрение. Казань, 1865. Том 17, май; Практические замечания о переводах и сочинениях на инородческих языках. Казань, 1871; Из переписки по вопросу о применении русского алфавита к инородческим языкам. Казань, 1883; Беседы о народной школе. Казань, 1888; Воспоминание об И.А.Алтынсарине. Казань, 1891; Избранные места из педагогических сочинений, некоторые сведения о его деятельности и о последних днях его жизни / Издание почитателей покойного. Казань, 1892; Письма Н.И.Ильминского к К.П.Победоносцеву. Казань, 1899; О способах обучения инородцев (отдельный оттиск из: Церковные ведомости. 1900. № 2). Литература: Благова Г.Ф.Николай Иванович Ильминский как исследователь туркменских диалектов // Вопросы языкознания. 2005. № 6. Страницы 97-114; Зеленин 1902 — Д.К.Зеленин. Н.И.Ильминский и просвещение инородцев (К 10-летию со дня смерти 27 декабря 1901 г.) // Русская школа. Санкт-Петербург, 1902. № 2; Знаменский 1892а — П.Знаменский. На память об Н. И.Ильминском. Казань, 1892; Знаменский 18926 — П.Знаменский. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования. Выпуск 2. Казань, 1892; Знаменский 1900 — П.В.Знаменский. Участие Н.И.Ильминского в деле инородческого образования в Туркестанском крае. Казань, 1900 (см. также: Русская школа. 1902. № 7, 8); Кононов 1982 — А.Н.Кононов. История изучения тюркских языков в России. Дооктябрьский период. Издание 2-е, дополненное и исправленное Ленинград, 1982; Кононов 1989 — А.Н.Кононов. Биобиблиографический словарь отечественных тюркологов. Дооктябрьский период. Издание 2-е, переработанное, подготовил А.Н.Кононов. Москва, 1989.

Emil_Welti (475x700, 164Kb)
1826
Фридрих Эмиль Вельти (немецкое имя - Friedrich Emil Welti)
швейцарский политик, президент. Член Радикально-демократической партии. Родился в Цурцахе, кантон Ааргау, Швейцария. Эмиль Вельти был старшим из девяти детей в семье Якоба Вельти - судьи и члена Большого совета Цурцаха. Его дед Абрахам Вельти был членом Национальной ассамблеи Гельветической республики. После окончания школы в 1844 году, Эмиль Вельти изучал право в Университете Фридриха Шиллера в Йене и Университете Фридриха Вильгельма в Берлине. В 1853 году женился на Каролине Гросс и имел двоих детей: Луизу Матильду и Фридриха Эмиля. В 1856 году он был избран в Большой совет Ааргау и в том же году вошёл в правительство кантона. 1 апреля 1858 — 31 марта 1859 — глава правительства кантона Ааргау. 29 марта — 21 июля 1860 — президент Совета кантонов парламента Швейцарии. 1 апреля 1862 — 31 марта 1863 — глава правительства кантона Ааргау. 1 апреля 1866 — 31 марта 1867 — глава правительства кантона Ааргау. 2 июля — 21 июля 1866 — президент Совета кантонов парламента Швейцарии. 8 декабря 1866 — 31 декабря 1891 — член Федерального совета Швейцарии. 1 января 1867 — 31 декабря 1868 — начальник (министр) военного департамента. 1 января — 31 декабря 1868 — вице-президент Швейцарии. 1 января — 31 декабря 1869 — президент Швейцарии, начальник политического департамента (министр иностранных дел). 1 января 1870 — 31 декабря 1871 — начальник военного департамента. 1 января — 31 декабря 1871 — вице-президент Швейцарии. 1 января — 31 декабря 1872 — президент Швейцарии, начальник политического департамента. 1 января 1873 — 31 декабря 1875 — начальник военного департамента. 1 января — 31 декабря 1874 — вице-президент Швейцарии. 1 января — 31 декабря 1876 — президент Швейцарии, начальник политического департамента. 1 января 1877 — 31 декабря 1878 — начальник департамента почт и телеграфов. 1 января — 31 декабря 1879 — вице-президент Швейцарии, начальник департамента почт и путей сообщения. 1 января — 31 декабря 1880 — президент Швейцарии, начальник политического департамента. 1 января — 31 декабря 1881 — начальник департамента юстиции и полиции. 1 января 1882 — 31 декабря 1883 — начальник департамента почт и путей сообщения. 1 января — 31 декабря 1883 — вице-президент Швейцарии. 1 января — 31 декабря 1884 — президент Швейцарии, начальник политического департамента. 1 января 1885 — 31 декабря 1891 — начальник департамента почт и путей сообщения. 1 января — 31 декабря 1890 — вице-президент Швейцарии. 1 января — 31 декабря 1891 — президент Швейцарии. Умер в Берне, Швейцария, 24 февраля 1899 года.

1827
Федор Алексеевич Бурдин
артист Императорских театров, писатель и переводчик. Родился в Москве. Бурдин воспитывался в одной из московских гимназий. Рано полюбив театр, он не раз убегал из класса к известному артисту П.М.Садовскому, который советовал ему посвятить себя исключительно искусству. Скоро Бурдин оставил гимназию и четырнадцати лет от роду поступил суфлером в Малый театр. Через два года, 6 января 1841 г., он с успехом дебютировал, после чего остался на московской сцене, выступая во второстепенных бытовых и комических ролях, главным образом, в небольших комедиях и водевилях. Впоследствии Бурдин перешел на первые роли, преимущественно в комедиях Островского. В 1846-1847 гг. служил в Тифлисском театре. В 1847 г. Бурдин перевелся на Санкт-Петербургскую сцену, где и оставался до 1883 г. Из Санкт-Петербурга Бурдин предпринимал с успехом гастрольные путешествия почти по всем главным провинциальным городам России. Особенно удавались Бурдину типы купцов в комедиях Островского. Лучшими из ролей его обширного репертуара были: Краснова ("Грех да беда"), Бруснова ("Тяжелые дни"), Большова ("Свои люди — сочтемся"), Хрюкова ("Шутники"), Бородкина ("Не в свои сани не садись"), Любима Торцова ("Бедность не порок"), Шелемишева, ("Общее благо"), Ильюши ("Не в деньгах счастье") и др. Умный, начитанный, беззаветно любящий свое искусство, Бурдин, не обладал ярким талантом, был одним из полезнейших деятелей Императорской сцены, на которой прослужил более сорока лет. Среди товарищей по сцене Бурдин имел значительное влияние. До конца жизни он пользовался дружбою А.Н.Островского. Последний отдавал Бурдину свои пьесы для бенефисов, поручая ему главные роли, читал в его доме свои новые пьесы перед постановкой их на сцену. Одно время Островский, ценя опытность Бурдина и знание им сцены прочил его в инспектора театрального училища, но смерть помешала осуществить это намерение. В последние годы своей жизни Бурдин стал часто болеть и ездил в Италию лечиться. На его здоровье сильно повлияла смерть его друга — Островского. Похоронен Бурдин на Ваганьковском кладбище. Что касается литературной деятельности Бурдина, то наибольшая часть его произведений — театральные пьесы, переведенные или переделанные с французского. К ним относится, прежде всего, ряд водевилей, комедий и тому под.: "Других спасай, а сам хоть в петлю полезай" ("Un vilain-monsieur"), шутка-водевиль (Москва, 1850); "Орест и Пилад на чердаке, или Кинь им только кость — так что твои собаки", водевиль (Москва, 1850); "Служанка-госпожа" ("Edhard et sa bonne"), перевод с французского (Санкт-Петербург, 1875); "Торговый дом Шнапс, Клакс и К°", комедия-шутка в 3 действиях (Санкт-Петербург, 1876); "Шестнадцатилетняя кокетка, или Тысяча первый урок мужьям" ("La petite cousine"), комедия-водевиль (Санкт-Петербург, 1876); "Дурочка", комедия в 1 действии (Москва, 1878); "Поветрие", шутка в 1 действии из современных нравов (написана вместе с Н.Д.Павловым; Москва, 1883); "Добрая фея, или Да здравствуют кредиторы", шутка в 1 действии (написана также вместе с Н.Д.Павловым); "Обед на именинах", водевиль в 1 действии; "Чортова волынка", водевиль в 2 действиях, перевод с французского Затем следует ряд драм: "Воровка детей", драма в 5 действиях, перевод с французского (Санкт-Петербург, 1873); "Последние дни Генриха IV и молодость Людовика XIII", драма в 5 действиях и 10 картинах, перевод с французского (Санкт-Петербург, 1874); "Брошенный ребенок", драма в 4 д., перевод с французского (переведена вместе с В.Родиславским; Санкт-Петербург, 1875); "Роковая случайность", драма в 5 действиях, перевод с французского (Москва, 1880); "Столетний дед", драма в 5 действиях, перевод с французского; "Убийцы и сообщники", историческая драма в 5 действиях и 10 картинах, перевод с французского. В 1876 г. Бурдин издал в Санкт-Петербурге "Сборник театральных пьес, переведенных с французского" (2 тома), в который, кроме многих из перечисленных выше пьес, вошли: "Было или не было? Во сне или наяву?", шутка-водевиль; "Доктор по случаю", комедия в 1 действии; "Ослицыно молоко, или Вот иногда чем потчуют влюбленных" ("Le lait d'вnesse"), водевиль; "Свирепый американец и его соперники", водевиль; "Услугу окажи, да после и тужи!" ("Portes et placards"), комедия-водевиль; "Моряк Пьер, или Возвращение из плена", комедия-водевиль; "Бабушка", драма в 6 действиях; "Железная маска", драма в 5 действиях, "Ограбленная почта", драма в 5 действиях; "Парижский ветошник", драма в 5 действиях и "Цыганская жизнь", драма в 5 действиях. Кроме того, Бурдин издал книгу: "Краткая азбука драматического искусства. Практические советы молодым людям, посвящающим себя сценической деятельности", Москва, 1886. Наконец, Бурдину принадлежат следующие воспоминания: "Воспоминания артиста об Императоре Николае Павловиче" ("Исторический Вестник", 1886 г., книга 1), "Из воспоминаний об А.И.Островском" ("Вестник Европы", 1886 г., книга 12) и "Воспоминания о первом представлении "Свадьбы Кречинского" ("Исторический Вестник", 1891 г., книга 5). Умер в Москве 24 февраля 1887 года.

Mezensev-gr (433x700, 193Kb)
1827
Николай Владимирович Мезенцов
русский государственный деятель, генерал-адъютант (17 мая 1871), член Государственного совета (1877). Военную службу начал в гвардии в 1845 году. Участник Крымской войны 1853—1856 годов. Начальник штаба корпуса жандармов (1864), товарищ шефа жандармов (1874), шеф жандармов и начальник Третьего отделения Собственной его императорского величества канцелярии (1876). 16 августа 1878 года на Михайловской площади (ныне — площадь Искусств) в Санкт-Петербурге С.М.Кравчинский нанёс ему смертельный удар кинжалом в брюшную полость. Мезенцов сразу не осознал опасности (глубокая рана, нанесённая тонким лезвием, не кровоточила наружу) и пешком дошёл домой, где вскоре скончался.

KГ¶nig_Albert_von_Sachsen (487x700, 66Kb)
1828
Альберт (немецкое имя - Albert von Sachsen)
король Саксонии c 29 октября 1873 года. Саксонский и германский генерал-фельдмаршал (11 июля 1871 года), русский генерал-фельдмаршал (1871 год). Кавалер Ордена Святого Апостола Андрея Первозванного (20 июля 1851 года). Родился в Дрездене. Старший сын короля Иоганна. Получил образование под руководством известного историка Саксонии фон Лангенна в Боннском университете, куда поступил в 1847 году. В 1849 году участвовал с саксонскими войсками в войне против Дании. Уже в ранней юности он оказывал склонность к военному делу и получил военное образование под руководством генерала фон Мангольдта. В 15 лет он поступил поручиком в военную службу и в 1849 году участвовал в чине капитана в шлезвиг-голштейнском походе, за который награждён саксонским военным орденом святого Генриха и прусским орденом «Pour le mйrite». Затем в чине майора командовал самостоятельно Бауценским гарнизоном. В 1853 году назначен командующим всей саксонской пехотой. После вступления на престол 27 июля 1854 его отца, назначен председателем государственного совета и вошёл как деятельный член в верхнюю палату. В Австро-прусскую войну 1866 году он командовал всей саксонской армией. В конце июня он примкнул к собранной против Пруссии в Богемии Северной австрийской армии и был первоначально предназначен поддерживать Клам-Галласа. Вместе с ним он участвовал 28 и 29 июня в сражениях при Мюнхенгретце и при Гитчине, а 3 июля при Кениггреце упорно защищал проблусскую позицию против Герварта фон Биттенфельда; военные достоинства и храбрость саксонской армии под его превосходным начальством признаны самим неприятелем. Его заслуги награждены большим крестом саксонского военного ордена святого Генриха и кавалерским крестом австрийского ордена Марии-Терезии. В начале франко-прусской войны 1870 года саксонский корпус под начальством Альберта вошёл в состав командуемой принцем Фридрихом-Карлом Прусским Второй немецкой армии. 18 августа он вместе с прусским гвардейским корпусом с большими жертвами взял приступом сильную французскую позицию при С.-Прива и Мари-о-Шен и таким образом существенно содействовал победе. Затем он получил командование вновь сформированной Четвёртой армией, исполнил знаменитое фланговое движение к северу, разбил 30 августа Мак-Магона при Бомон и принял видное участие в решительном сражении при Седане. При осаде Парижа он действовал на северном и северо-восточном фронтах. После заключения мира Альберт произведён в саксонские генерал-фельдмаршалы, одновременно с этим отличием был пожалован германским императором жезлом прусского генерал-фельдмаршала. 29 октября 1873 года вступил на саксонский престол. Во время его правления не произошло значительных событий. Король Альберт сторонился большой политики. С 18 июня 1853 года женат на принцессе Кароле Ваза, внучке шведского короля Густава IV Адольфа. Детей у них не было. Умер в Сибилленорте 19 июня 1902 года. После его смерти престол унаследовал его брат — кронпринц Георг.

Владимир Михайлович Жемчужников  (700x693, 137Kb)
1830
Владимир Михайлович Жемчужников
русский поэт, публицист, брат Алексея Жемчужникова и Александра Жемчужникова. Родился в Санкт-Петербурге. Учился в Санкт-Петербургском университете, во время Крымской войны служил стрелком; был директором департамента общих дел министерства путей сообщения. Вместе с братьями и Алексеем Толстым писал стихотворения под псевдонимом Козьма Прутков. В вымышленном лице Козьмы Пруткова был создан комический тип поэта-чиновника, «... самодовольного, тупого, добродушного и благонамеренного», судящего обо всем с казенной точки зрения. Произведения Козьмы Пруткова сыграли значительную роль в литературной жизни. Авторы высмеивали в пародиях так называемое чистое искусство («Философ в бане») и лженауку («Предисловие к «Гисторическим материалам...»), спорили со славянофилами («Разница вкусов»). Политически злободневные произведения Козьмы Пруткова - сатира «Проект: о введении единомыслия в России», комедия «Торжество добродетели» и др. Многие замечательные, пропитанные народной мудростью, высказывания этого вымышленного персонажа не потеряли своей актуальности и по сей день («Зри в корень!», «Если хочешь быть счастливым, будь им», «Что имеем - не храним, потерявши – плачем», «Никто не обнимет необъятного», «Единожды солгавши, кто тебе поверит?», «Бди!»). Сочинения Козьмы Пруткова, первоначально печатавшиеся в "Современнике" (1851-1964), "Искре" и "Развлечении", выходили затем отдельными изданиями. Собрание сочинений с портретом Козьмы Пруткова, редактированное Алексеем и Владимиром Жемчужниковыми, вышло 1-м изданием в 1883 году и затем переиздавалось без перемен. Скончался в Ментоне (Франция) 18 ноября 1884 года.

 (520x699, 198Kb)
1835
Николай Герасимович Помяловский
русский писатель, прозаик, автор реалистических повестей. Родился в Санкт-Петербурге в семье дьякона. Учился в Александро-Невском духовном училище. Окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию (1857). По окончании в ожидании места читал по покойникам, пел в церкви. В то же время занимался самообразованием, был вольнослушателем Санкт-Петербургского университета, работал в воскресной школе. Раннюю смерть объясняют апатией и пьянством, вызванными наступлением реакции и неудачами личного характера. Приступает к литературному творчеству уже во время учебы — принимает участие в рукописном журнале «Семинарский листок» (публикует насколько статей и начало рассказа «Махилов»). Дебютировал в печати очерком «Вукол», опубликованном в 1859 в «Журнале для воспитания». В 1861 в журнале «Современник» опубликовал повести «Мещанское счастье» и «Молотов». В 1862—1863 в журнале «Время» и «Современник» печатались его «Очерки бурсы». Роман «Брат и сестра» и повесть «Поречане» остались неоконченными. Мировоззрение писателя сложилось под влиянием революционных демократов, в частности Н.Г.Чернышевского. Для Помяловского характерно резко отрицательное отношение к дворянской культуре в целом, отвращение к буржуазному накопительству. Герой Помяловского — плебей, разночинец, борющийся за своё место в жизни, ненавидящий барство, безделье, либеральную болтовню; однако классовое самосознание, чувство собственного достоинства не избавляют его от капитуляции перед действительностью. В «Очерках бурсы» Помяловский остро поставил проблему воспитания, с большим критическим пафосом заклеймил бездушие, применение телесных наказаний, консерватизм — черты, характерные не только для духовных учебных заведений, но и для всей русской жизни в условиях самодержавия и деспотизма. Помяловский — убеждённый реалист, продолжатель традиций Н.В.Гоголя. «Мещанское счастье» и «Молотов» — самые известные произведения писателя, представляют собой дилогию, в центре которой — повествование о судьбе разночинца Молотова. Произведения затрагивают многие проблемы социального характера: проблема воспитания, повествуют о женской эмансипации, об отношениях разночинцев и дворянства, но основной проблемой является осмысление судьбы образованного интеллигентного разночинства в обществе. В повести «Мещанское счастье» главный герой Молотов Егор Иванович предстает перед читателем наивным романтиком, мечтающем о справедливом устройстве мира. Молотов полагает, что помещик Обросимов, которому он служит, доверяет ему, видит равного себе. Но в дальнейшем оказывается, что между помещиком и разночинцем, «плебеем и барином» разверзлась пропасть межклассовых противоречий. Разночинец Молотов осознает, что ему необходимо самому искать свой путь, добиваться материальной и моральной независимости. Повесть «Молотов» репрезентирует героя спустя 10 лет, за это время Молотов узнает, чего стоит независимость и разочаровывается во многом, хотя его переполняет гордость, что он ничем никому не обязан. «Все пустяки в сравнении с вечностью» — слова художника Череванина из повести «Молотов». Выражения из повести «Мещанское счастье» — «кисейная барышня» и «мещанское счастье» стали крылатыми. В 1862—1863 г журналы «Время» и «Современник» публикуют 4 части произведения «Очерки бурсы», 5-я часть незавершена, будет опубликована после кончины Помяловского. Изначально писатель помышлял о 20 очерках, в которых ему хотелось бы рассказать более подробно о жизни учеников бурсы. Но в сентябре 1863 года писатель заболевает и умирает от гангрены 17 октября того же года

Abd Гјl-MecГ®d-i evvel  (515x700, 90Kb)
1823
Абдул I Меджид (османское имя - — Abd ьl-Mecоd-i evvel , турецкое имя - Birinci Abdьlmecit)
31-й султан Османской империи, правивший в 1839 — 1861 годах. Старший сын Махмуда II, которому наследовал 1 июля 1839 года, вскоре после поражения египтянами турецкой армии у Низиба (24 июня 1839 года). С помощью европейских держав усмирив египетского пашу Мухаммеда Али, Абдул-Меджид, увлечённый западной культурой, продолжил реформы (Танзимат), начатые отцом. При нём немусульманам было разрешено служить в армии, были приняты национальный гимн и флаг, законодательство реорганизовано по образцу французского кодекса Наполеона, произошли технологические усовершенствования (появилась железная дорога и телеграф). По совету Решида Мустафы-паши он издал 3 ноября 1839 года знаменитый Хатт-и-шериф, по которому обещал равное покровительство всем османским подданным, отказываясь от старого султанского права распоряжаться их жизнью и имуществом. В 1840-е годы султан помог ирландцам деньгами и хлебом (в том числе против воли британского правительства) во время голода в Ирландии. В 1850 году Османская империя, поддерживаемая Англией, отказалась выдать государственных преступников Австрии и России, за что в 1852 году Австрия вытеснила османцев из Черногории. В то же время в Иерусалиме возник спор из-за святых мест, Россия же неожиданно (1853 г.) объявила войну. Султан гордо принял вызов русского уполномоченного князя Александра Меншикова. Так началась Крымская война. Союзниками империи были Англия и Франция. Война кончилась некоторым ослаблением русских, но ненадолго; Османская империя же взамен доставленных ей войной незначительных выгод должна была обещать союзникам добавить к Хатт-и-Хумаюну (18 февраля 1856 г.) новые реформы, плохо коррелирующие с османским государственным строем. Парижский договор 1856 (30 марта 1856 года), обещавший государству не только внешнее, но и внутреннее спокойствие, не удовлетворил христиан и возбудил мусульман. В Боснии, Болгарии и Албании произошли волнения, в Дамаске и Ливане началась резня христиан. В 1858 году было объявлено о банкротстве султанской казны, а сам Абдул-Меджид упал во мнении подданных. Султан Абдул-Меджид скончался от туберкулёза 25 июня 1861 года, оставив 8 дочерей и 6 сыновей, но наследовал ему по османским законам его брат Абдул-Азиз. Последние четыре султана Османской империи — Мурад V, Абдул-Гамид II, Мехмед V и Мехмед VI — были сыновьями Абдул-Меджида I от разных жён.

sudeikins__02 (495x700, 90Kb)
1850
Георгий Порфирьевич Судейкин
один из руководителей политического сыска в России, жандармский подполковник (1882), организатор политической провокации, так называемой дегаевщины. С начала 1870-х гг. служил в Киевском губернском жандармском управлении, в 1879 раскрыл Киевскую организацию «Народной воли». С начала 1881 заведующий агентурой Санкт-Петербургского охранного отделения; с 1882 инспектор секретной полиции (специально учрежденная для Судейкина должность). С. вовлек на путь предательства С.П.Дегаева, который выдал охранке В.Н.Фигнер. Судейкин намеревался в сотрудничестве с Дегаевым организовать убийство министра внутренних дел Д.А.Толстого и великого князя Владимира Александровича и, напугав этим правительство, получить пост министра внутренних дел, а затем ликвидировать остатки революционной организации. Планы Судейкина были открыты признавшимся в предательстве Дегаевым, при содействии которого Судейкин был убит в Санкт-Петербурге завербованным им Сергеем Дегаевым и членами организации «Народная воля» 28 декабря 1883 года. Литература: Дегаевщина. (Материалы и документы), «Былое», 1906, №4; Седов М.Г., Героический период революционного народничества, Москва, 1966, страницы 316-328.

1852
Эдвин Маркэм
американский поэт. Родился в семье фермеров-пионеров, занимался самообразованием, в 18 лет стал школьным учителем. В поэтическом творчестве Маркэма примечательно соединение мотивов социального протеста с мистицизмом, возникшем под влиянием религиозного поэта-мистика Т.Д.Фарриса.

1856
Гранвилл Вудc
американский изобретатель. Родился в Колумбусе (штат Огайо). Работал с 10 лет – сначала в механической мастерской, затем кочегаром и машинистом на железной дороге в штате Миссури, после этого – на прокатном стане. С 1876 по 1878 изучал электротехнику и механику в одном из колледжей восточных штатов. Работал инженером на железной дороге Цинциннати. Первый патент Вудс получил в 1884 на изобретение топки парового котла особого устройства. В 1885 он изобрел «телеграфонию» – систему, которая позволяла передавать звук по телеграфным линиям. В 1887 запатентовал индукционный телеграф для приема и передачи сообщений с движущихся поездов. В числе других его изобретений – электромеханический и электромагнитный тормоза для железных дорог (1887), роликовый верхний токоприемник для электропитания трамваев от контактного провода (1888), плавкий предохранитель для предотвращения электротравм при случайном прикосновении к контактному проводу (1889). Впоследствии Вудс продал свои патенты компании «Дженерал электрик» и другим крупным корпорациям. Переехав в Нью-Йорк, в начале 1890-х годов Вудс вместе с братом запатентовал системы экстренного торможения и устройства для питания электротранспорта от третьего контактного рельса. Вудсу принадлежат также изобретения устройства для плавного уменьшения освещения в зрительном зале, регулятора частоты вращения электродвигателя (1896) и инкубатора для птицеферм (1900). Умер в Нью-Йорке 30 января 1910 года.

1856
Макс Маргулес
австрийский метеоролог. Учился в Вене (1872-1876) и Берлине (1879-1880). Работал в Австрийском метеорологическом институте (1877-1879, 1882-1906). Основные труды по динамической метеорологии. Показал, что основной причиной возникновения циклона является неустойчивое положение масс воздуха в атмосфере. Сформулировал условия устойчивости поверхности раздела двух воздушных масс.

1856
Иван Мырквичка (Мърквичка)
болгарский живописец и график. По национальности чех. Учился в пражской (1873-1876) и мюнхенской (1876-1877) Академии Художеств. В 1881-1921 гг. жил в Болгарии. Один из создателей Государственного рисовального училища в Софии (преподаватель и директор в 1896-1921). Член Болгарской Академии Наук (1918). Представитель демократического реализма, он изображал главным образом народного празднества, сцены крестьянского труда, передавал своеобразие болгарских национальных обычаев и костюмов ("Базар в Пловдиве", 1888; "Рученица", "Беженцы из Фракии", 1897; все - в Национальной художественной галереи, София). Известен также как портретист и иллюстратор.

 (468x698, 72Kb)
1857
Руджеро Леонкавалло (итальянское имя - Ruggero Leoncavallo)
итальянский композитор. Родился в Неаполе. Учился в консерватории в Неаполе у Л.Росси по классу композиции и у Б.Чези по классу фортепьяно. В 1878 году окончил литературное отделение Болонского университета. В своём творчестве придерживался принципов оперного веризмa. Автор более чем 20 опер. Самая популярная его опера — «Паяцы» (либретто Леонкавалло, 1892, театр «Даль Верме», Милан), которая вместе с «Сельской честью» Масканьи является эталоном веристской оперы. Также знамениты его оперы «Богема» (1897; один из вариантов перевода — «Жизнь Латинского квартала»), «Заза» (1900). Автор оперетты «Королева роз» (1912), балета «Жизнь марионетки», романсов, фортепьянных сочинений. Умер в Монтекатини, Италия 9 августа 1919 года. Библиография: Торадзе Г. Руджеро Леонкавалло и его опера «Паяцы». Москва, 1960.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку