-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108653
Комментариев: 6801
Написано: 117124


18 апреля родились...

Понедельник, 18 Апреля 2011 г. 06:18 + в цитатник
Carlos_Manuel_de_Cespedes (404x600, 67Kb)
1819
Карлос Мануэль де Сеспедес дель Кастильо (испанское имя - Carlos Manuel de Cйspedes del Castillo)
один из руководителей Десятилетней войны (1868—78) Кубы против испанских колонизаторов. Родился в Баямо, в семье крупного плантатора. Учился в Гаване, получил степень бакалавра гражданского права (22 марта 1838). В 1840—1844 годах учился в университетах Барселоны и Мадрида. По профессии — адвокат. После возвращения из Испании приобрел Ла-Демахагуа (испанское название - La Demajagua), поместье с табачной плантацией в восточной части Кубы, около Баямо. Сеспедес возглавил восстание, которое вспыхнуло на Кубе 10 октября 1868 года. В самом его начале он освободил принадлежавших ему рабов и включил их в свой отряд, подавая пример остальным участникам войны за независимость. Армия, созданная Сеспедесом, быстро захватила три восточные провинции. В местечке Яра он обнародовал Манифест («Клич из Яра»), в котором объявил о создании независимой Кубы. Девизом восставших стал лозунг «Независимость или смерть!». После года борьбы в 1869 году при его участии была составлена первая кубинская конституция, которая была принята 10 апреля 1869 года на Учредительной ассамблее от средних и восточных департаментов. Согласно этой конституции рабство на Кубе отменялось, Куба провозглашалась суверенной независимой республикой из 4 штатов, а Сеспедес был избран ее первым Президентом. В 1873 году его сменил председатель палаты депутатов Сальвадор Сиснерос. В 1874 году Сеспедес был захвачен в Сан-Лоренсо в плен испанцами и 27 февраля того же года расстрелян. За патриотическую деятельность кубинцы называют его Отцом Родины (испанское название - Padre de la Patria). Литература: Альперович М.С., Слёзкин Л.Ю. — История Латинской Америки, 1991.

1821
Леонид Львович Леонидов (настоящая фамилия - Стакилевич)
выдающийся русский драматической артист. Родился в Санкт-Петербурге в небогатой семье чиновника, учился в Императорском Санкт-Петербургском театральном училище. Его педагогом был выдающий русский актёр В.А.Каратыгин. Сразу по окончании учебы в 1839 году поступил в труппу Александринского театра, поначалу выступал в небольших водевилях в ролях любовников. В первый же год сыграл свыше 20 ролей (Ольгин — водевиль «Ложа 1-го яруса на последний дебют Тальони» П.Каратыгина, Аламир — мелодрама «Велизарий» Шенка, мн. др.). Через небольшое время, в 1843 г., переведен в Москву в Малый театр с тем же амплуа молодых амантов. Но после смерти великого трагика П.Мочалова в 1848 году стал с немалым успехом исполнять его роли. В традициях Малого театра было наследование безо изменений ролей старших исполнителей поколением пришедших в театр молодых артистов. В 1854 г. Леонидов выступил в драме «Бенвенуто Челлини». И уже в 1854 г. вновь вернулся в Санкт-Петербург на исполнение трагических ролей: в 1853 году умер великий трагик педагог Леонидова Василий Андреевич Каратыгин, и Леонидов стал преемником репертуара своего учителя. Этими ролями он приобрел славу одного из выдающихся артистов-трагиков русской сцены. Леонидов — первый исполнитель роли Бориса Годунова (в первой постановке 1870 года, режиссер А.А.Яблочкин, Александринский театр) в одноименной трагедии Пушкина. Среди ролей: Отелло («Отелло»), Гамлет («Гамлет»), Ричард III («Ричард III»), Король Лир, Макбет; Велизарий (одноимённая пьеса Шенка), Нино («Уголино» Полевого); Ляпунов («Князь Михаиле Васильевич Скопин-Шуйский» Полевого); Неизвестный («Параша-сибирячка» Полевого), Жорж Жермани («30 лет, или Жизнь игрока» Дюканжа) и др. Как истинному ученику Каратыгина, ему было свойственно использование внешней позы, эффектных жестов и движений, эмоциональной декламации. Но начиная с 1850-х гг. в игре артиста появляется стремление к большей естественности. При господстве на сцене классической драмы Леонидов пользовался успехом; с водворением же на сцене бытовой комедии он отодвинулся на второй план. Преподавал в театральном училище. В 1882—1883 — профессор декламации Санкт-Петербургского театрального училища. Умер 5 августа 1889 года. Автор театральных записок и воспоминаний: «Записки Леонида Львовича Леонидова», напечатанных в «Русской старине» (1886 г., книга 6, страницы 655-674) и «Воспоминания Леонида Львовича Леонидова» — там же (1888 г., книга 4, {{}}страницы 219-242 и 1892 г., книга 2, 503-514.). Современники утверждают: «Он был ревностным защитником театральной „мелкоты“ от несправедливостей начальства и притязаний „больших“ артистов» — статьи П.Каратыгина (в «Русской Старине», 1888, № 4); М.Максимова — «Свет и тени» (Санкт-Петербург., 1878, глава V). Дочь: Савицкая, Любовь Леонидовна, балерина, вторая зарегистрированная жена выдающегося балетмейстера М.И.Петипа.

August_Heinrich_Petermann (460x600, 57Kb)
1822
Август Петерман (August Heinrich Petermann)
немецкий картограф и географ, доктор философии (1854). Родился в Блейхероде. В 1855 г. основал в городе Гота (Германия) и редактировал журнал "Мittеilungеn Аus Justus Реrthеs GеоgrАРhisсhеr АnstАlt", который стал ведущим географическим и картографическим журналом (ныне издаётся в ГДР, в городе Гота под названием "РеtеrМАnns GеоgrАРhisсhе Мittеilungеn"под редакцией профессора доктора Эрнста Нефа). Под редакцией Петермана вышли в свет 24 годовых выпуска журнала и 56 дополнительных тетрадей. Петерман принимал участие в составлении большого числа важных картографических трудов (атласов, карт в журналов "РеtеrМАnns GеоgrАРhisсhе Мittеilungеn" и др.). Им были организованы экспедиции в Африку (в 1849-1864 гг. — в Центральную Африку; в 1860-1863 гг. — в Восточный Судан и область Среднего Нила) и Арктику (в 1868-1874; причем в 1868 г. — на Шпицберген; в 1869-1870 гг. — на восточный берег острова Гренландия; в 1872-74 на Землю Франца-Иосифа, при участии Ю.Пайера). Им выдвинута гипотеза о "тёплом" Северном полярном море и о существовании в Центральной Арктике суши, разделяющей Северный Ледовитый океан на 2 части. В 1874 г. Пайер "видел" к Северу от Земли Франца-Иосифа землю и нанес ее на карту под названием Земля Петермана, но во время дрейфа русского судна "Святая Анна" (1912-1914) и похода штурмана В.А.Альбанова она обнаружена не была. Умер в Готе 25 сентября 1878 года. Именем Петермана названы горный хребет в Австралии, пик и ледник в Гренландии.

ESQUIVEL SAENZ (561x600, 65Kb)
1824
Анисето Эскивель Саэнс (Aniceto del Carmen Esquivel Sбenz)
костариканский государственный и политический деятель, президент Коста-Рики (1876-1876; 1889-1889). Умер 30 июля 1876 года.

1836
Эдуард Кеттелер (Eduard Ketteler)
немецкий физик. Родился в Бохолте (ныне Бельгия). Окончил Гейдельбергский университет. С 1872 г. – профессор Боннского университета, с 1899 г. – Мюнстерской академии. Работы посвящены в основном оптике, в частности исследованию дисперсии газов, аномальной дисперсии света, распространению света в поглощающих средах, круговой и эллиптической поляризации, аберрации звезд. Независимо от Г.Гельмгольца разработал (1876) теорию аномальной дисперсии света (теория Гельмгольца – Кеттелера). Построил теорию «упругого светового эфира». Умер 8 декабря 1900 года.

 (535x699, 148Kb)
1838
Поль Эмиль Лекок де Буабодран (Lekoq de Boisbaudran)
французский химик, член-корреспондент Парижской Академии Наук (с 1878 г.). Родился в городе Коньяк в семье винодела. Образование получил, самостоятельно занимаясь по программе Политехнической школы. С 1854 г. работал в винодельческой фирме своего отца в Коньяке, где создал хорошо оборудованную химическую лабораторию, в которой проводил свои экспериментальные исследования. В 1875 г. работал в Париже в лаборатории Шарля Вюрца. После 1895 г. из-за плохого состояния здоровья практически прекратил научную деятельность. В 1878 г. стал членом-корреспондентом Парижской академии наук. Основные работы посвящены изучению и систематизации спектров минералов и неорганических веществ. В 1875 г. открыл в пиренейской цинковой обманке новый элемент галлий, существование которого было предсказано Д.И.Менделеевым в 1870 г., и получил его в виде металла. После опубликования сообщения об этом открытии в "Докладах Парижской Академии наук" Менделеев, сопоставив свойства галлия и предсказанного им экаалюминия, направил Лекоку де Буабодрану письмо, в котором указал на ошибку в определении плотности галлия. Лекок де Буабодран узнал о существовании Менделеева только из его письма. Буабодран усомнился в правильности предсказания и склонен был отрицательно отнестись к нему, так как по его измерениям удельный вес нового металла был равен 4.7 г/см3, тогда как Менделеев указал на 5.9-6.0 г/см3. Лекок де Буабодран всё же последовал совету Менделеева и провёл тщательную очистку нового металла. Повторив свои определения, он убедился в правоте Менделеева; из скептика Лекок де Буабодран превратился в горячего приверженца периодического закона. "Я полагаю, – писал он, – что нет необходимости настаивать на исключительной важности подтверждения теоретических взглядов Д.Менделеева относительно плотности нового элемента". Открытие галлия стало первым толчком ко всеобщему признанию периодического закона, одним из "укрепителей" которого Менделеев позже назвал Лекока де Буабодрана. Лекок де Буабодран внес большой вклад в изучение химии редкоземельных элементов, широко используя спектральные методы. Он открыл элементы самарий (1879), гадолиний и диспрозий (1886). Умер в Париже 28 мая 1912 года. Сочинения: Spectres lumincux, t. 1-2, 1874. Литература: Волков В.А., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира. – Москва: Высшая школа, 1991. 656 страниц; Соловьев Ю.И. История химии. Развитие химии с древнейших времён до конца XIX века. – Москва: Просвещение, 1983. 368 страниц.

henry_kendall (437x600, 87Kb)
1839
Генри Кларенс Кендалл (Henry Clarence Kendall)
австралийский поэт. Родился в Кирмингтоне, в семье мелкого фермера. Был юнгой, рассыльным, мелким чиновником. В 1862 опубликовал первый сборник "Стихи и песни". Поэмы и баллады из австралийской жизни ("Смерть в зарослях", 1868, и др.), на античные и библейские сюжеты, лирические стихи, острые сатиры на австралийских политических деятелей ("Песня о Нинизне Мелвилле", "Закон, затыкающий рот" и др.) вошли в сборники "Листья австралийских лесов" (1869), "Песни с гор" (1880). В стихотворении "Последний из племени" (1864) Кендалл сочувственно изобразил трагическую судьбу аборигенов. В поэзии Кендалла. сильны традиции романтизма. Умер в Сиднее 1 августа 1882 года. Сочинения: Selected poems, Sydney — (а. о.), 1957: The poetical works, Adelaide, 1966; в русском переводе — (Стихи), в сборнике: Поэзия Австралии, Москва, 1967. Литература: Kendall . С., Henry Kendall; his later years, Sydney, 1938; Reed ., Henry Kendall, Adelaide, 1960.

Antero_de_Quental (485x600, 93Kb)
1842
Антеру Таркиниу ди Кентал (Antero Tarquнnio de Quental)
португальский общественный деятель, поэт и критик. Родился в Понта-Делгада, Азорские острова. Получил юридическое образование в Коимбре (1858-1864). Республиканец по убеждениям, Кентал находился под влиянием анархистских идей М.А.Бакунина. Участвовал в подготовке и создании португальской секции 1-го Интернационала (основана в 1872). Свои общественные взгляды Кентал пропагандировал в публицистических статьях 1865-1866 и "Лекциях о демократии" (1871). В статьях Кентала "Достоинство литературы и официальная словесность" (1865), "Здравый смысл и хороший вкус" (1865) и др. подчёркивается высокое социальное назначение литературы, формулируются принципы реалистического искусства. Отдавая дань романтизму в некоторых ранних произведениях (поэма "Беатриче", 1863, сборник стихов "Романтические вёсны", 1872, и др.), в сборнике "Современные оды" (1865, 2-е дополнительное издание 1875) и в "Полном собрании сонетов" (1860-1884, издание 1886), Кентал призывал к революционной борьбе. В 1871-1873 находился в изгнании в США. Последние произведения Кентала проникнуты пессимистическими и мистическими настроениями (цикл "Скорбные стихи", 1892, и др.). Скончался 11 сентября 1891 года. Сочинения: Cartas, 2 ed., Coimbra, 1921; Prosas, v. 1—3, Coimbra, 1923—31; Sonetos, Lisboa, (1962). Литература: Александрова Ф.Ф., "Odes Modernas" Антеро де-Кентала, "Научный бюллетень Ленинградского государственного Университета", 1947, № 14—15: Carreiro J. В., Antero de Quental, Subsнdios para a sua biografнa, v. 1—2, Lisboa, 1948: Nogueira ., Antero de Quental. Esboзo para a sua biografнa polнtico-social, Lisboa, 1950; Brasil R., Antero, vate da humanidade, Santarйm, 1956.

1843
Томас Б.Роуланд (Thomas B.Rowland; настоящее имя - Frideswide F.Beechey)
ирландский шахматный композитор. Первая женщина шахматистка и первая женщина, получившая приз как шахматный композитор (1882). Умерла 25 февраля 1919 года.

Gericke (417x600, 37Kb)
1845
Вильгельм Герике (немецкое имя - Wilhelm Gericke)
австрийский дирижёр. Родился в Шванберге, Австрия. Учился в Вене. С 1874 г. капельмейстер венской Придворной оперы. В дальнейшем много работал в США, в 1884—1889 и 1898—1906 гг. главный дирижёр Бостонского симфонического оркестра. Умер в Вене 27 октября 1925 года.

Alexandra Molas 53 (441x600, 58Kb)
1845
Александра Николаевна Молас (по мужу; урождённая - Пургольц)
русская певица (меццо-сопрано) и вокальный педагог. Сестра Н.Н.Римской-Корсаковой. В 1860-х гг. обучалась пению у А.Даргомыжского и одновременно, по его совету, брала уроки пения у Г.Ниссен-Саломан (также пользовалась советами О.А.Петрова). Обладала голосом большого диапазона, владела искусством фразировки. Артистизм, глубокое проникновение в замысел композитора, импровизационная свобода интерпретации — характерные черты муз.-исп. творчества певицы. Участвовала в муз. вечерах у А. Даргомыжского; здесь была 1-й исполнительницей партий Лауры и Донны Анны в опере "Каменный гость" А. Даргомыжского. Молас была дружна с М.Мусоргским (познакомилась с композитором в 1868). 1-я и одна из лучших исполнительниц многих его вокальных произведений (в том числе "Раёк", "Светик Савишна" под аккомпанемент автора, 1879). Цикл "Детская" Мусоргский писал в расчете на исполнительские возможности певицы; посвятил ей песню Хиври из оперы "Сорочинская ярмарка". "Выразительность пения и интеллектуально-психологическая правдивость каждой фразы покоряли и заставляли задумываться над любым исполненным ею романсом... Пела она всегда страстно, темпераментно и с умными, проницательнейшими тонкостями в отношении понимания человеческой души" (Б.Асафьев)*. На концертной эстраде почти не выступала (за исключением нескольких концертов Бесплатной музыкальной школы). Принимала активное участие в деятельности "Могучей кучки". Выступала в ансамбле с Ф.Блуменфельдом на музыкальных вечерах в домах В.Стасова, Н.Римского-Корсакова, А.Бородина, где впервые исполнила почти все романсы А.Даргомыжского, А.Бородина, М.Балакирева (композитор посвятил ей романс "Песня"), Ц.Кюи, М.Мусоргского, Н.Римского-Корсакова (посвятил Молас романс "Тайна", op. 8 № 3, 1868), А.К.Глазунова (посвятил Молас романсы "К груди твоей белоснежной" и "Соловей", 1885). Камерный репертуар певицы включал также произведения М.Глинки, П.Чайковского, Ф.Шуберта, Р.Шумана, Ф.Листа. В.Стасов отмечал, что певица могла исполнить в один вечер 20—25 произведений. С 1871 в доме певицы исполнялись отрывки из опер и целые оперы: "Псковитянка" Н.Римского-Корсакова (4 ноября 1871), "Майская ночь", "Моцарт и Сальери" Н.Римского-Корсакова, "Борис Годунов" М.Мусоргского (24 ноября 1871), "Женитьба", "Хованщина" М.Мусоргского, "Князь Игорь" А.Бородина, "Анджело" и "Вильям Ратклиф" Ц.Кюи. В этих постановках принимали участие М.Корякин, Г.Морской, Д.М.Леонова. Талант певицы высоко ценили В.Стасов, Л.Шестакова (сестра М.Глинки), Н.Римский-Корсаков, А.К.Глазунов, М.Антокольский, А.Б.Хессин. С начала 1900-х гг. вела педагогическую деятельность. Среди её учениц — М.Оленина-д’Альгейм. Умерла в Ленинграде 6 июля 1929 года. Имеется портрет певицы художника И.Репина (1883) — в ГРМ. Архивные материалы певицы — в РГАЛИ, фонд 805, 4 единицы хранения, 1885—1912. Сочинения: Воспоминания // М.П.Мусоргский. — Москва, 1932. Страницы 142—143; То же // М.П.Мусоргский в воспоминаниях современников. — Москва, 1989. Страницы 98—100; Литература: Каренин В. Александра Николаевна Молас // Музыка и революция. 1929. № 4. Страница 41; Римский-Корсаков А.Н. Н.А.Римский-Корсаков: Жизнь и творчество. Выпуск 2. — Москва, 1935. Страницы 81—98; Выпуск 4. — Москва, 1937. Страницы 19—25; Асафьев Б.*. Встречи и раздумья // Советская музыка. 1954. № 11. Страницы 35—38; Дневник А. Пургольд // Советская музыка. 1957. № 5. Страницы 134—138; Сохор А. Певица Александра Николаевна Молас // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. — Москва, 1964. Страницы 153—156; Письмо И.Е.Репина А.Н.Молас // Репин И.Е. Избранные письма. — Ленинград, 1969. Том 2. Страница 45; Гозенпуд А.А. Русский оперный театр XIX века. 1857—1872. — Ленинград, 1971. Страницы 295—297; Машевский Г. Вокально-исполнительские и педагогические принципы А.С.Даргомыжского. — Ленинград, 1976. Страницы 15, 20.

Hermann Osthoff (400x600, 35Kb)
1847
Герман Остхоф (также Остгоф; Hermann Osthoff)
немецкий лингвист, представитель младограмматизма. Родился в Бильмерихе. Учился в Бонне, Тюбингене и Берлине; в 1869 получил докторскую степень. После работы школьным учителем продолжил научную деятельность в Лейпциге под руководством А.Лескина. С 1877 до самой смерти – профессор Гейдельбергского университета, где преподавал сравнительно-историческое языкознание. Умер Остхоф в Гейдельберге 7 мая 1909 года. Наиболее известен многотомный труд, написанный Остхофом совместно с К.Бругманом, – Морфологические исследования в области индоевропейских языков (Morphologische Untersuchungen auf dem Gebiete der indogermanischen Sprachen, 1878–1910). Особенно важное значение имело предисловие к первому тому, получившее название «Манифеста младограмматизма», в котором были сформулированы основные теоретические положения младограмматиков, в частности понятие языкового закона. (Подписанное обоими авторами, это предисловие было написано в основном Бругманом.) Большинство исследований Остхофа посвящено исторической фонетике и грамматике индоевропейских языков; в последние годы жизни он занимался этимологией. Имя Остхофа носит закон, описывающий функционирование плавных сонантов в индоевропейском праязыке.

Victor_Khrisanfovich_Kandinsky (435x600, 37Kb)
1849
Виктор Хрисанфович Кандинский
русский психиатр, один из основоположников отечественной психиатрии. Родился в Нерчинском заводе Забайкальской губернии в семье купца. Его дед и дед известного художника-абстракциониста Василия Кандинского были родными братьями. Окончил московскую гимназию с отличием, поступил на медицинский факультет Императорского Московского университета, где его учителем был профессор Кожевников Алексей Яковлевич. Получил глубокое философское образование. Окончил учёбу в московском университете в 1872 году, в 1873—1876 годах работал ординатором общесоматической Первой градской больницы в Москве. В 1876—1877 годах служил во флоте судовым врачом, участвовал в Русско-турецкой войне. Во время войны перенёс свой первый психотический приступ. Психическая болезнь привела его к занятию психиатрией. В 1880 году он публикует описание собственной болезни — «К учению о галлюцинациях». Он отмечал, что «имея несчастье в продолжение двух лет страдать галлюцинаторным помешательством и сохранив после выздоровления способность вызывать известного рода галлюцинации по произволу, я, естественно, мог на себе самом заметить некоторые условия происхождения чувственного бреда». В 1881 году выходит немецкий перевод книги («Archiv fьr Psychiatrie und Nervenkrankheiten», 1881, Bd. 11, H. 2, s. 453—464) и сразу получает отклик во французской и немецкой литературе, в частности, со стороны Сегла (Seglas) и Генриха Шюле (H.Schьle), автора знаменитого учебника, с которым у Кандинского заочно установились дружеские отношения. С 1881 г. до конца жизни состоял ординатором психиатрической больницы святого Николая Чудотворца в Санкт-Петербурге. В Санкт-Петербурге Кандинский начал работу над основным трудом своей жизни «О псевдогаллюцинациях». В этом труде он провёл блестящий дифференциально-диагностический анализ псевдогаллюцинаций и истинных галлюцинаций, а также других состояний, в том числе гипногагических, конфабуляторных, патологического фантазирования, обманов памяти, сновидно-галлюцинаторных. Сочинение было представлено Кандинским председателю Санкт-Петербургского Общества психиатров профессору И.П.Мержеевскому на соискании премии имени врача Филиппова в 1885 году и было удостоено этой премии. Хотя в январе 1886 года было сделано постановление о её публикации на средства Общества, она не была напечатана «за отсутствием средств». Кандинский так и не дождался этой публикации на русском языке. Дело ограничилось публикацией только выводов этой монографии (Кандинский В.Х. Клинические и критические изыскания в области чувств // «Медицинское обозрение», 1885, том 23, № 3, страницы 231—235). Однако удалось опубликовать её на немецком языке в Берлине («Kritische und klinische Betrachtungen im Gebiete des Sinnestauschungen», 1885). Только после трагической гибели Кандинского в 1889 году его вдова Елизавета Карловна Фреймут-Кандинская забрала рукопись и издала её за свой счёт в 1890 году («О псевдогаллюцинациях, критико-клинический этюд», Москва), после чего, как и муж, покончила жизнь самоубийством. Кандинский подробно обосновал в 1883 году необходимость ввести в законодательство, помимо медицинского, также психологический (юридический) критерий вменяемости, что сделало его одним из основоположников отечественной судебной психиатрии. Однако его монография-собрание судебнопсихиатрических экспертиз также увидела свет только благодаря подвижничеству его жены, выпустившей эту книгу со своим предисловием и примечаниями на свои средства в 1890 году («К вопросу о невменяемости», Москва). В ней Кандинский определил критерии невменяемости, описал признаки т. н. исключительных состояний. В 1882 году Кандинский, первым в России, предложил классификацию психических заболеваний, которая тогда же была введена в Санкт-Петербургской психиатрической больнице святого Николая Чудотворца, где он работал, а в 1886 году принята на Первом съезде отечественных психиатров. В ней он выделил понятие «идеофрении» (соответствует нынешней шизофрении). Кандинский впервые в отечественной медицине обосновал понятие психопатий, указал на ряд признаков шизофрении, высказался за использование трудовой терапии при лечении психозов. Кроме того, им напечатаны: «Психологические этюды» (1881); «Современный манизм» (Харьков 1882). Ему принадлежит отличный перевод сочинения Вундта: «Основы физиологической психологии» (Москва, 1880—1881). Переводил труды Мейнерта. Покончил с собой на даче (по Финляндской дороге, в поселке Шувалово) во время одного из психотических приступов душевной болезни путём передозировки морфином 15 июля 1899 года и, согласно его завещанию, похоронен на тамошнем кладбище, которое расположено на обрывистом берегу красивого озера. Сочинения: Общепонятные психологические этюды, Москва, 1881; О псевдогаллюцинациях, Москва, 1952; К вопросу о невменяемости, Москва, 1890. Литература: Снежневский А.В., В.Х.Кандинский, в кн.: Кандинский В.Х., О псевдогаллюцинациях, Москва, 1952.

1857
Терезия Вансова
словацкая писательница, обратившая на себя внимание множеством хороших рассказов, сюжеты которых касаются общественной жизни словаков. Из ее произведений особенно известен роман: «Sirota Podhradskych» (1889). Скончалась 10 октября 1942 года.

1857
Кларенс Стюард Дарроу
американский адвокат. Был наиболее известен своим профессионализмом, занимаясь защитой в громких политических и трудовых судебных разбирательствах, хотя и не всегда выигрывал. Начинал свою деятельность адвоката в Чикаго в Северо-Западной железной дороге, но ушел в отставку во время забастовки Пульмана. Он защитил Роберта Пендергаста, осужденного за убийство мэра Чикаго Картера Харрисона и Уильяма Хайвуда, обвиненного в организации убийства Фрэнка Штайненберга, бывшего губернатора штата Айдахо.

1861
Рафаэль Иглесиас Кастро
костариканский государственный и политический деятель, президент Коста-Рики (1894-1902).

1863
Хьюг Лонгборн Каллендар
английский физик-экспериментатор, член Лондонского королевского общества (1894). Окончил Кембриджский университет (1885), где затем работал. В 1888-1893 гг. – профессор колледжа в Эгеме, в 1893-1898 гг. – Мак-Гиллского университета (Монреаль), в 1898-1902 гг. – Лондонского. С 1902 г. – профессор Имперского колледжа науки и технологии в Лондоне. Исследования посвящены теплоте, термометрии, молекулярной физике. Разработал точные методы термометрических измерений и приборы; в частности, развил метод непрерывной электрической калориметрии, построил калориметр, усовершенствовал платиновый термометр сопротивления. Предложил на основе этого термометра температурную шкалу. Исследовал термические свойства воды, газов и пара. Разработал метод определения коэффициента расширения жидкостей (метод Каллендара – Мосса). Построил компенсационный воздушный термометр. дал уравнение состояния для средних давлений (уравнение Каллендара).

1864
Иван Ангелов
болгарский художник

1864
Ричард Хардинг Дейвис
американский журналист и писатель, автор романов "Вера, медиум" и "Мисс Цивилизация".

1865
Леонидас Пласа Гутьеррес
эквадорский государственный и политический деятель, президент Эквадора (1901-1905; 1912-1916).

1866
Эрнест Старлинг
британский физиолог. Автор классических исследований по кровообращению, лимфообразованию, моторике кишечника, секреции поджелудочной железы и др. Ввел понятие «гормон» (1905).

 (555x699, 99Kb)
1869
Петр Львович Барк
русский государственный деятель. Родился в селе Новотроицкое Александровского уезда Екатеринославской губернии. Сын чиновника, православный. Из дворян Екатеринославской губернии. Отец — Людвиг Генрихович Барк (1835—1882), управляющий Великоанадольским лесничеством. Мать — Юлия Петровна Тимченко (1849—1931). Жена — баронесса Софья Леопольдовна фон Бер (1867—1957). Дети — Нина, в замужестве Семенова-Тянь-Шанская (1900—1975), Георгий (1904—1936, его раннюю смерть П.Л.Барк пережил очень тяжело и вскоре скончался). В 1887 — окончил гимназический курс в училище при лютеранской церкви святой Анны в Санкт-Петербурге. В 1891 — окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета, В 1892 — поступил на службу помощником столоначальника в Особенную канцелярию по кредитной части Министерства финансов, направлялся по делам службы в Берлин, Лондон и Амстердам. В 1894 году — младший столоначальник. В 1895 — служба в Государственном банке, секретарь управляющего, затем в Берлине в течение шести месяцев изучал банковское дело. Стажировался в известном берлинском банкирском доме Мендельсонов. В 1897—1905 — один из директоров Санкт-Петербургской конторы Государственного банка и директор отделения заграничных операций этой же конторы, с 1898 года одновременно председатель правления учетно-ссудного банка в Персии, в 1899—1905 годах — член правления Русско-Китайского банка (оба банка были негласными филиалами российского Государственного банка). С 1901 года, также товарищ (заместитель) председателя совета фондового отдела Санкт-Петербургской биржи. В 1906 — в январе-июне заместитель управляющего Госбанком, далее в Министерстве внутренних дел, был назначен действительным членом попечительского совета приюта П.Г.Ольденбургского. В 1907 — в отставке с госслужбы, до 1911 года — директор-распорядитель и член правления Волжско-Камского коммерческого банка. В 1911 — с 10 августа в должности заместителя министра торговли и промышленности (по приглашению П.А.Столыпина, действительный статский советник. В 1914 — 26 января, будучи на аудиенции у Николая II, заявил: «Нельзя строить благополучие казны на продаже водки… Необходимо ввести подоходный налог и принять все меры для сокращения потребления водки». С 30 января — управляющий министерством финансов, с 6 мая — министр финансов России, одновременно шеф Отдельного корпуса пограничной стражи. Впоследствии по его инициативе специальным законом от 16 сентября 1914 года была прекращена торговля водкой на время войны. 1915 — разрабатывал проект реформы финансовой системы, одним из звеньев которого являлся подоходный налог. В 1915 — тайный советник, в масонской ложе, в августе этого же года подписал совместно с другими министрами письмо Николаю II о «коренном разномыслии» с И.Л.Горемыкиным и невозможности работать с ним. Финансирование военных расходов осуществлял за счет денежной эмиссии, внешних и внутренних займов, тесно контактировал с руководителями финансовых ведомств стран Антанты. Был противником попыток начать расследование вопроса о национальной принадлежности капиталов российских коммерческих банков. Член Госсовета с декабря 1915 и по 1917 год с оставлением в должности министра финансов. В 1917 — в период Февральской революции был под арестом с 1 по 17 марта (выдал собственный слуга, которому он в своё время помог избежать отправки на фронт), ордер на арест подписал А.Ф.Керенский, который пояснил, что «Комитет общественного спасения» счёл неудобным идти против волеизъявлений восставшего народа. После освобождения уехал в Крым. В период Гражданской войны помогал осуществлять финансирование «Белого движения». В 1920 — в эмиграции в Англии. В эмиграции жил в Лондоне, руководил Лондонским отделением Объединения деятелей русских финансовых ведомств. Автор воспоминаний, посмертно опубликованных в журнале «Возрождение». В Лондоне работал советником управляющего Банком Англии (по делам стран Восточной Европы). Занимал руководящие посты в образованных под эгидой Банка Англии Англо-Австрийском, Англо-Чехословацком, Хорватском, Британском и Венгерском банках и в Банке стран Центральной Европы. Представлял директора Банка Англии в американском National City Bank. В 1929 награжден английским орденом. Вёл финансовые и имущественные дела эмигрировавших членов российского императорского дома, за что и был возведён в рыцарское достоинство королём Англии (в связи с чем в 1935 принял английское подданство). Умер в местечке Обань, близ Марселя 16 января 1937 года.

1870
Эдуард Поуп (Edouard Pape)
французский шахматный композитор. Умер 6 марта 1949 года.

1872
Бернард Додж
американский ботаник, известный исследованиями и систематизацией грибов.

1873
Жан-Жюль Эмабль Роже-Дюкас
французский композитор. Учился в Парижской консерватории у Н.Берио (фортепиано), Г.Форе (композиция). С 1909 г. — инспектор классов пения парижских школ, в 1935-1940 гг. — профессор Парижской консерватории. Широко известна его мимодрама "Орфей" (1913). Автор комической оперы "Кантегриль" (1931), многочисленных произведений для оркестра, в том числе симфонических поэм "Сарабанда" (с хором), "Улисс и Сирены"; инструментальных ансамблей, фортепьянных пьес, романсов и др. Для его творчества, сложившегося под влиянием музыкального импрессионизма, характерна верность французским национальным традициям.

1874
Александр Алексеевич Богданов (партийная кдичка "Антон", литературные псевдонимы: Альфа, А. Волжский, Волгин и др.)
писатель, поэт, беллетрист и фельетонист, народник, позднее большевик, участник Гражданской войны в Сибири и на Дальнем Востоке. Автор революционных песен. Сын разночинца. В 1900 вступил в РСДРП. Шесть лет сидел в тюрьме, больше десяти лет провел на нелегальном положении. Печатался в журналах: "Жизнь", "Мир божий", "Всходы", "Журнал для всех", "Вестник Европы", "Современный мир", "Новая жизнь", "Русское богатство" и др. Был ближайшим сотрудником и редактором около двадцати провинциальных газет и журналов (социал-демократических газет "Звезда", "Правда" и др.). По своей тематике Богданов — один из самых разносторонних писателей: изображал интеллигенцию, мещанство, крестьянство, рабочих и духовенство .По своей психо-идеологии Богданов — марксист-революционер. В отношении формы на его творчество влияли Hикитин, Некрасов, а также символисты и импрессионисты. Проза и стихи Богданова (до 100 печатных листов) разбросаны по журналам и мало изучены. Умер в Москве 10 ноября 1939 года. Библиография: Сборник "Под ласковым солнцем", том I, 1916; Волжская кипень, 1919; В борьбе за жизнь, 1926; Песни подпольщика, 1927; Старая и новая деревня, 1927; Бунт, 1928 и другое.

1875
Уго Амальди
итальянский математик и механик, член Национальной академии деи Линчеи (с 1928). Преподавал в университетах Кальяри (1903-1905), Модены (1906-1919), Падуи (1919-1924), Рима (1924-1948). Основные исследования относятся к теории групп и механике. Внес вклад в теорию непрерывных групп преобразований. В области теории групп - развивал исследования М.С.Ли. Ряд работ относится к геометрии внешней баллистики. Совместно с Т.Леви-Чивита и Энрикесом написал ряд монографий, а в частности с Леви-Чивита - многотомный «Курс теоретической механики» (1922). Вместе с С. Пинкерле написал книгу «Дистрибутивные операции и их применение в анализе». Президент Итальянского математического общества (1941-1943).

1875
Абд-Ру-Шин (Оскар Эрнст Бернгардт)
Писатель "Послание Грааля", основатель поселения Грааля

1876
Энрико Гуаццони
итальянский режиссер. Окончил отделение живописи Римского института изящных искусств и работал как художник-декоратор и плакатист. В кино выступил в 1907 г., поставил комедию «Приглашение к обеду». В 1910 г. поставил один из первых итальянских фильмов-«коллосов» «Агрипина», в котором участвовало 2000 артистов. Мировую известность принес ему фильм-«коллос» «Камо грядеши» (1912), пользовавшийся огромным успехом в Германии, Англии, России, США. Этот фильм способствовал утверждению жанра пышных псевдоисторических постановочных фильмов в мировом кино. Обладал мастерством, организаторскими способностями, в тоже время в некоторых его фильмах проявился дурной вкус, нетребовательность в выборе сюжетов. Стремление режиссера к экранизации древнеримских и библейских легенд, постановке монументальных эпических фильмов использовалось в целях националистической пропаганды. Он ставил главным образом приключенческие картины: «Дочь зеленого Корсара» (1940), «Пираты Малезии» (1941). В последние годы жизни отошел от творческой деятельности.

1880
Иосиф Адольфович Шарлемань
видный советский график и театральный художник. Сын А.И.Шарлеманя. Был близок к кругу художников «Мира искусства». С 1918 года работал в Грузии, один из основателей Академии художеств Грузинской ССР. В 1913—1914 выполнил несколько. иллюстраций к произведениям. Умер в 1957 году. Литографии: 5 иллюстраций к стихотворению «Бородино» — «Скачущий драгун» (тушь, перо; ГРМ), «Полковник перед строем солдат», «Солдаты возводят редут», «Горящая Москва», «Памятник на Бородинском поле» (местонахождение оригиналов неизвестно; цинкографии — ГРМ), и одну к стихотворению «Валерик» (местонахождение оригинала неизв.; воспроизведена: «Сборник 10 марта 1915 г.»). Иллюстрации Шарлеманя близки к тексту, выполнены с большим знанием эпохи, динамичны и выразительны. Литература: Пахомов (2), страница 116.

Max_Weber_(artist) (439x600, 57Kb)
1881
Макс Вебер (Max Weber)
польско-американский живописец, работавший в стиле кубизма. Родился в Белостоке, тогда уездном городе Гродненской губернии Российской империи (теперь — в составе Польши). В возрасте 10 лет иммигрировал с родителями в Америку. Изучал искусство в Институте «Pratt» в Бруклине у Артуре Уэсли Доу. В 1905 году он скопил достаточно денег, чтобы поехать в Париж и учиться в парижской Школе Матисса. Оказал большое влияние на ранние работы Марка Ротко. Умер 4 октября 1961 года. Работы находятся в собраниях:
Baltimore Museum of Art, Maryland; Brooklyn Museum, New York;. Museum of Modern Art, New York; New Jersey State Museum, Trenton; Whitney Museum of American Art, New York.

18 (508x699, 65Kb)
1882
Леопольд Антоний Станислав Стоковский (Leopold Antoni Stanislaw Stokowski)
американский дирижер. Родился в Лондоне. Предки его отца происходили из Польши; мать, по-видимому, была ирландкой. Первоначальное музыкальное образование Стоковский получил в Англии, где в 1903 стал органистом собора святого Иакова на Пикадилли (Лондон). Несмотря на отсутствие серьезной дирижерской практики, Стоковский в 1909 получил место художественного руководителя Симфонического оркестра Цинциннати. В 1912 перешел в Филадельфийский оркестр, где был главным дирижером до 1936, и превратил коллектив в один из лучших в мире (особенно славилось его исключительно мягкое, бархатистое звучание). Стоковский вызывал восхищение своей приверженностью новой музыке, первым в СШАисполнил самые значительные современные произведения, например Весну священную Стравинского и Воццека Берга. В 1940 Стоковский создал и возглавил Всеамериканский молодежный оркестр. Был одним из дирижеров Нью-Йоркского филармонического оркестра (1949–1950) и художественным руководителем Хьюстонского оркестра (1955–1960). В 1972 вернулся в Англию, в 1975 состоялось его последнее выступление перед публикой. Умер в Незер-Уэллоп (графство Гэмпшир) 13 сентября 1977 года. Суждения о Стоковском-музыканте расходятся: многие восхищались его поразительной виртуозностью, другие порицали за свободное отношение к авторскому тексту и считали его интерпретации экстравагантными и искажающими замысел сочинения. Стоковский рано заинтересовался фонографом и сделал очень много записей. Участвовал в создании нескольких кинофильмов, в том числе Фантазии Уолта Диснея (1940). Среди его инструментовок – широко известные оркестровые переложения органных сочинений Баха.

1883
Жозе Бенту Монтейру Лобату
бразильский писатель. По образованию юрист. Для его рассказов и публицистических очерков - сборники "Урупес" (1918), "Мёртвые города" (1919), "Негритянка" (1920) - характерно неприкрашенное, лишённое романтической идеализации изображение крестьянства. Художественная яркость и достоверность сделали его рассказы важным звеном в формировании бразильской национальной литературы. С 20-х гг. занялся издательской деятельностью и журналистикой, выступал за независимость бразильской экономики и культуры (книга "Нефтяной скандал", 1936). Писал также для детей, в увлекательной форме знакомя их с основами наук, фольклором.

1884
Ээссааре Ааду (настоящее имя – Ян Анвельт )
эстонский писатель и публицист. Автор повестей «Нагишом» (1917), «На лесной опушке», «В пути» (обе 1919), «При свете молнии» (1922). Также ему принадлежит роман «На птичьих правах» (1922-1923

1884
Людвиг Мейднер
немецкий художник из недолговечного художественного объединения «Патетики».

1886
Иван Теодоров Странски
болгарский растениевод и почвовед, член Болгарской Академии Наук (с 1943). Изучал естественные науки в Киеве, агрономию - в Москве. Один из организаторов астрономического факультета Софийского университета. В 1921-1952 гг. - заведующий кафедрой общего земледелия Высшего сельскохозяйственного института в Софии. Основатель и руководитель Института почвоведения Болгарской Академии Наук. Основные области научных исследований - почвоведение и растениеводство. Изучал агротехнику, историю культурных растений Болгарии. Исследовал специфический тип почв - смолницу (слитные почвы). Автор большого числа работ, в частности учебника "Почвоведение".

1888
Фрида Лайдер
Немецкая певица (сопрано)

1888
Арнольд Лунн
английский горнолыжник, внесший огромный вклад в развитие горнолыжного спорта. Увлекшийся лыжами в детстве благодаря своему отцу, который организовал туристическое агентство, пропагандировавшее лыжные туры в горы Швейцарии, Лунн организовал лыжный клуб в Оксфордском университете, в 1922 г. придумал соревнования по слалому, установив на трассе спуска ворота, устроил соревнования между университетами Англии и Швейцарии. Благодаря его усилиям Международная лыжная федерация признала слалом как вид спорта, который появился на Олимпийских играх 1936. В 1952 г. ему было присвоено рыцарское звание за развитие горнолыжного спорта в Великобритании и укрепление англо-швейцарских отношений.

1889
Владимир Корженек
чешский математик, академик Академии Наук Чехословакии. Заведовал кафедрой математики и математической статистики Карлова университета в Праге. Его основные работы относятся к теории алгебр, теории групп и структур. Отмечен различными наградами, в том числе орденом Труда.

BolesЕ‚aw_Bierut_(1892-1956) (549x699, 112 Kb)
1892
Болеслав Берут (Bolesaw Bierut)
польский политический и государственный деятель. С 1912 участвовал в революционном движении, являясь членом ППС-левицы. С декабря 1918 член компартии Польши (КПП). В 1915-1923 на руководящей работе в рабочих кооперативах Польши, а затем на ответственных постах в КПП. За революционную деятельность подвергался преследованиям и арестам в буржуазной Польше. В годы немецко-фашистской оккупации Польши - один из организаторов борьбы за национальное и социальное освобождение польского народа. Входил в руководство возникшей в 1942 Польской рабочей партии (ППР). 1 января 1944 был избран председателем Крайовой Рады Народовой, находился на этом посту до 4 февраля 1947. В 1947-1952 президент Польской Республики и председатель Государственного совета; в 1952-1954 председатель Совета Министров ПНР. С сентября 1948 генеральный секретарь ЦК ППР, с декабря 1948 член Политбюро ЦК и председатель ЦК Польской объединённой рабочей партии (ПОРП). С марта 1954 первый секретарь ЦК ПОРП. Скончался 12 марта 1956 года.

1892
Эжен Гудри (Houdry)
американский химик и промышленник. Родился во Франции, с 1930 г. - в США. С 1931 г. президент компании «Гудри процесс корпорейшин». Разработал (1922-1927) способ каталитического крекинга нефти на алюмосиликатных катализаторах. Построил (1936) в США первый крекинг-завод. Предложил в 1948 г. методы каталитического дожигания жидких топлив с целью повышения кпд энергоустановок.

1892
Дмитрий Евгеньевич Меньшов
Математик, член-корреспондент Академии Наук СССР по Отделению физико-математических наук (математика) c 23 октября 1953. Окончил Московского университет (1916), с 1922 профессор там же. Получил фундаментальные результаты по проблемам единственности и представления функций тригонометрическими рядами; теории сходимости и суммируемости общих ортогональных рядов. Меньшову принадлежат также исследования по теории конформных отображений. Меньшов - член Польского математического общества, Американского математического общества (1975). Сталинская премия СССР (1951), премия имени П.Л.Чебышева Академии Наук СССР (1975). Награждён орденом Ленина (1951), орденом Октябрьской революции (1975), орденом Трудового Красного Знамени (1972), орденом "Знак Почета" (1961), орденом Дружбы народов (1982). Умер в 1988 году.

1893
Сергей Ильич Рапопорт
российский режиссер. В 1929 г. окончил Кинотехникум ВУФКУ. В 1930-1941 гг. – режиссер Одесской киностудии, где ставил документальные и научно-популярные фильмы (в некоторых был автором сценария). В 1941-1948 г. – режиссер Новосибирской, а с 1948 г. – Свердловской киностудии, где поставил научно-популярный фильм «Пушная ферма» и др. С 1959 г. председатель Свердловского областного общества кинолюбителей.

1893
Даут Исхакович Юлтый (Юлтыев)
башкирский советский писатель и общественный деятель. Родился в деревне Юлты, ныне Красногвардейского района Оренбургской области Член КПСС с 1919. Участник 1-й мировой и Гражданской войн. В 1926 окончил институт красной профессуры (Москва). Был партийным работником, журналистом. Литературную деятельность начал в 1908. В дореволюционных стихах обличал социальную несправедливость. После 1917 поэзия Юлтый приобретает агитационно-публицистический характер. В поэмах "Майсара" (1930), "Айхылу" (1933), в циклах стихов он показывал людей труда. Первым в башкирской поэзии обратился к образу В.И.Ленина (стихотворение "О Ленине"). В 1934 опубликовал 1-ю книгу историко-революционного романа "Кровь" (русский перевод 1936); 2-я книга написана в 1936 (опубликована в 1970). Автор первой в башкирской литературе историко-революционной драмы "Карагул" (1920). В статьях утверждал принципы социалистического реализма. В 1937 году был репрессирован и расстрелян в 1938 году, реабилитирован после осуждения культа личности Сталина.
1896
Стефан Савов
болгарский актер и драматург. Народный артист Болгарии (1963). В 20-х гг. окончил драматическую школу при Народном театре (София) и вступил в труппу этого театра. В 1936 г. впервые снялся в кино (роль Камена в фильме «Громада»). Наиболее значительные работы в кино: Георгий Димитров («Урок истории», 1957), Витан Лазарев («Тревога», 1951) (обе удостоены Димитровской премии). Снимался в фильмах: «Калин Орел» (1950), «Неспокойный путь» (1957) и другое.

1897
Марьян Михайлович Крушельницкий
украинский советский актер, режиссер, народный артист СССР (1944). Член КПСС с 1943. Родился в селе Пилява, ныне Бучачского района Тернопольской области. Сценическую деятельность начал в труппе "Тернопольские театральные вечера" (1916). Ученик В.М.Юрчака и Л.Курбаса. В 1920 участвовал в организации Театра имени И.Франке в Виннице. Работал в театре "Березиль" (с 1924 актер, с 1933 главный режиссер), Украинском театре имени И.Я.Франко (Киев; с 1952 актер, с 1954 главный режиссер). Лучшие роли: Стаканчик, Тарас, Падур ("Народный Малахий", "Мина Мазайло", "Маклена Граса" Кулиша), Иван ("Дай сердцу волю..." Кропивницкого), Боруля ("Мартын Боруля" Карпенко-Карого), Бублик, Гаврила ("Платон Кречет", "Богдан Хмельницкий" Корнейчука), Аркашка ("Лес" Островского), Тевье ("Тевье-молочник" по Шолом-Алейхему). Булычов ("Егор Булычов и другие" Горького), Лир ("Король Лир" Шекспира) и др. Среди режиссерских работ: "Дай сердцу волю..." (1934); "Ярослав Мудрый" Кочерги (1947), "Правда" (1937), "Макар Дубрава" (1948), "Почему улыбались звезды" (1957),"Над Днепром" (1960) Корнейчука, опера "Богдан Хмельницкий" Данькевича (1953). С 1926 снимался в кино. С 1946 преподавал в Харьковском (с 1947 профессор), с 1952 — в Киевском театральных институтах. Депутат Верховного Совета УССР 3—4-го созывов. Государственная премия СССР (1947, 1948). Награжден 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Умер в Киеве 5 апреля 1963 года. Литература: Кисельов И., Театральнi портрети, Київ, 1955; Ган Я.И., Марьян Михаилович Крушельницкий. Киев, 1960; Мар"ян рутельницький. Спогади. листи, щоденнинки, Київ, 1969.

1897
Шевкет Гасан кызы Мамедова
азербайджанская певица (лирико-колоратурное сопрано), педагог, музыкальный деятель, народная артистка СССР (1938). В 1917-1921 гг. училась в Киевской консерватории, в 1927-1929 гг. – в Милане и Париже. В 1922-1948 гг. – солистка Азербайджанского театра оперы и балета имени М.Ф.Ахундова (Баку). Пела партии: Гюльчохры («Аршин мал алан» Гаджибекова), Шахсенем («Шахсенем» Глиэра), Нэргиз («Нэргиз» Магомаева), Антониды («Иван Сусанин» Глинки), Розины («Севильский цирюльник» Россини) и др. Организовала первый азербайджанский театральный техникум (1923), нотное издательство (1924). Автор книги «Пути развития азербайджанского музыкального театра» (1931). С 1945 г. преподавала в Азербайджанской консерватории (с 1949 г. – профессор). Умерла в 1981 году.

1897
Амаси Петрович Мартиросян
армянский режиссер и актер. Заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1956), народный артист Армянской ССР (1967). Родился в Ереване. В 1916 окончил Коммерческое училище. Участник Гражданской войны. В 1924 г. окончил студию при «Госкинопроме» Грузии. С 1922 г. снимался на киностудии в Тбилиси в фильмах режиссеров Б.Барского, Амо Бек-Назарова и др. В 1925 окончил актерские курсы при Тбилисской кинофабрике. Затем актер и помощник режиссера Ереванской киностудии. Снимался как актер во многих армянских фильмах, а также снял около 15-ти документальных фильмов. Среди ролей: Самбат («Намус», 1926), Зурба («Зарэ», 1927), Мола («Хас-пуш», 1928), Рубен («Под черным крылом», 1930), Офицер («Кикос», 1932), Сторож («Песня первой любви», 1958), Отец («Трезвое вино», 1959) и др. С 1930 г. выступал как режиссер. Поставил художественные фильмы: «Мексиканские дипломаты» (1932, совместно с Л.Калантаром), «Курды-езиды» (1934). Экранизировал рассказ Ованеса Туманяна «Гикор» (1934), пьесу Дереника Демирчана «Храбрый Назар» (1940). Поставил комедии «В поисках адресата» (1955, совместно с Ю.Е.Ерзинкяном), «01-99» (1959). Умер в Ереване 21 декабря 1971 года.

 (500x699, 79Kb)
1898
Григорий Семёнович Овчинников
парторг 7-й стрелковой роты 81-й Краснознамённой отдельной морской стрелковой бригады 18-й армии Северо-Кавказского фронта, красноармеец. Родился в селе Осиновка ныне Бирского райна Башкирии в бедной крестьянской семье. Русский. В 1912 году Григорий Овчинников закончил 3-классное приходское училище. С 1913 года по 1915 год работал в кустарной мастерской подручным слесаря и на Златоустовском металлургическом заводе - подручным полировщика. С августа 1915 до марта 1917 года служил в царской армии. Участник 1-й мировой войны, на Румынском фронте. В конце мая 1917 года возвратился в Россию. В 1918 году Г.С. Овчинников вступил в отряд Красной гвардии в городе Белебее (Башкирия), потом служил в Уфимском полку. В период Гражданской войны воевал в составе 27-й стрелковой дивизии. Был начальником конной разведки, командиром взвода. Демобилизовавшись из армии в 1923 году, прибыл в город Сталинград (ныне Волгоград), где в разные годы занимал должности кассира, инкассатора, был заведующим зернoфypaжнoгo лабаза, прокурором района. Член ВКП(б) с 1926 года. В 1932-33 годах учился в рабочем университете Сталинградского тракторного завода. С 1939 года работал в заготконторе Волжского объединённого речного пароходства. В Красную Армии призван в ноябре 1941 года Сталинградским горвоенкоматом. После окончания курсов санинструкторов Г.С.Овчинников был направлен в военный госпиталь в город Ростов-на-Дону. Оттуда в феврале 1942 года его переводят во вновь формируемую 81-ю бригаду морской пехоты, в составе которой он принимал участие во всех проводимых военных операциях на Новороссийском направлении. Парторг 7-й стрелковой роты 81-й Краснознамённой отдельной морской стрелковой бригады (18-я армия, Северо-Кавказский фронт) красноармеец Овчинников Г.С. в бою за высоту с отметкой "352,1", расположенную северо-восточнее города Новороссийска Краснодарского края 25 июля 1943 года заменил погибшего командира взвода и повёл бойцов в атаку на вражеские укрепления. У самой вершины высоты путь наступавшему подразделению преградил огонь гитлеровского дзота. Г.С.Овчинников организовал блокирующую группу, которая закидала огневую точку гранатами. Но огонь не прекращался. В критический момент боя Г.С.Овчинников своим телом закрыл амбразуру дзота. Ценою жизни он способствовал выполнению боевой задачи взводом, повторив подвиг своих славных земляков - Александра Матросова и Миннигали Губайдуллина. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество красноармейцу Овчинникову Григорию Семёновичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина. Именем Героя Советского Союза Овчинникова Г.С. названы грузовой теплоход и улица в городе Бирске (Башкирия). Мемориальная доска установлена на здании школы в селе Осиновка Бирского района, там же 25 июля 1986 года торжественно открыт памятник Герою.

1899
Зденек Халабала
чешский дирижер, народный артист ЧССР (1958). Учился у Ф.Поймана (дирижирование, 1919-1922), композицию изучал под руководством Л.Яначека (1925-1926). Основатель и руководитель Словацкой филармонии (1924-1926). Был дирижером в оперных театрах Брно (1925-1936, 1949-1952), Праги (1936-1945 и с 1953), Остравы (1945-1949), Братиславы (1952-1953). Пропагандист русской музыки, он дирижировал классическими русскими операми в Брно, русскими, а также чешскими в Москве (1956-1959) и Ленинграде («Русалка» Дворжака, 1959). Гастролировал во многих странах. Автор статей в периодической печати ЧССР, а также музыкальных сочинений.

 (407x698, 54Kb)
1901
Елена Дмитриевна Ахвледиани
советский живописец, график, театральный художник, народный художник Грузинской ССР (1960). Елена Ахвледиани родилась в 1901 году в Телави (Кахетия) в семье врача. Родители планировали для неё карьеру музыканта, но вынуждены были согласиться с её намерением стать художницей. Ещё в гимназии она начала серьёзно заниматься живописью, а в 1919 году приняла участие в художественной выставке в Тбилиси. В 1922 году поступила в Тбилисскую академию художеств, где училась в классе Георгия Габашвили. По окончании первого курса как стипендиат академии была командирована в Италию и Францию. На несколько лет поселилась в Париже, где с 1924 по 1927 год занималась в свободной художественной академии Калоросси. Всё это время основной темой творчества Ахвледиани оставались грузинские пейзажи. В этот период она создаёт такие полотна, как «Кахетия. Зима», «Кутеж», «Старая колокольня», «Сабуе», «Отдых на дороге», многочисленные пейзажи старого Тбилиси («Старый Тбилиси») и Грузии. Творчество художницы получило благосклонный приём у французской художественной критики. Одной из стилевых особенностей творчества Елены Ахвледиани стала орнаментализация изображения. Кроме грузинских пейзажей художница уделяет внимание и тем странам, в которых она в то время находилась: «Уголок Парижа», «Рабочий квартал в Париже», «Венеция». «Старый Тифлис. Майдан» (1927), Государственный историко-этнографический музей города Тбилиси. В 1927 году Ахвледиани возвращается в Грузию, проводит персональные выставки в Телави, Тбилиси и Кутаиси, от Котэ Марджанишвили получает приглашение работать в Театре драмы в Кутаиси. Она становится художницей в театрах Грузии, а потом и за её пределами. Она создаёт эскизы декораций для многочисленных спектаклей, которые представляют собой картины, исполненные гуашью, композиционно чёткие и безукоризненные по колориту. Ахвледиани оформила ряд кинофильмов и свыше 60 спектаклей, в том числе: в Театре имени К.А.Марджанишвили в Тбилиси («Три толстяка», 1931; «Мадам Сан-Жен», 1940; «Хозяйка гостиницы», 1952; «Много шума из ничего», 1963, и др.; «Бал-маскарад» (1956) в Театре оперы и балета имени Т.Г.Шевченко в Киеве; «Мать» (1957) в Театре оперы и балета имени С.М.Кирова в Ленинграде. При этом Ахвледиани продолжает заниматься пейзажной живописью. Основная тема — маленькие грузинские города («Шатили», «Телави», «В старом Кутаиси»). Работы этого периода отличаются холодноватыми свинцовыми тонами, благородной сдержанностью колорита: сказалось увлечение национально-декоративным искусством, особенно чеканкой и чернью. Пейзажи становятся величественными и поэтичными. От темы тихих городских улочек, Ахвледиани переходит к изображению горных пейзажей: «В горах Мингрелии», «Имеретия», «Окрестности Пассанаури». Стиль становится экспрессивнее, размашистее, мазок — пастознее. Очень характерны для Ахвледиани зимние пейзажи. Художница передаёт образ родной Грузии, но вместе с тем не ограничивается только видами родной природы. В 1940-е годы появился цикл «Москва в дни Отечественной войны». Многочисленные пейзажи были написаны ею на Украине, в Таллине, в Праге, Братиславе. Ещё одна тема творчества Ахвледиани — большие стройки («Самгори», «Тезиокам-строй»). Графические работы художницы отличаются тем, что она создавала целые серии, такие как «В дни войны», «Старый и новый Тбилиси».
 (523x698, 108Kb)
Кроме того, Ахвледиани работала как иллюстратор, оформляла издания произведений Сервантеса, Гюго, Лонгфелло, а также грузинской классики: Важа-Пшавела, Ильи Чавчавадзе, Эгнате Ниношвили. Лауреат премии имени Шота Руставели. Умерла 30 декабря 1975 года и похоронена в Тбилиси, в пантеоне Дидубе. В доме в Тбилиси, где она жила, открыт мемориальный дом-музей. Литература: Э.Топуридзе, Дом-музей Е.Д.Ахвледиани, Изобразительное искусство, Москва, 1989; Шмерлинг Р., Пейзаж родины, «Творчество», 1961, № 6; Ерлашова С., Выставка произведений Елены Ахвледиани, «Искусство», 1967, № 6.

1901
Ласло Немет
венгерский писатель, в творчестве которого с психологической глубиной воссозданы картины крестьянской жизни, жестко поставлен вопрос об ответственности интеллигенции перед народом (романы “Траур”, 1936; “Грех”, 1936). В романном цикле “Последняя попытка” (1937–1941) изображен путь интеллигента – неудачливого “реформатора” венгерского общества. Конфликт высокой морали и низменной среды освещается в романах “Отвращение” (1947), “Эстер Эгете” (1956). Является также автором исторических драм “Сечени” (1946), “Ян Гус” (1948), “Галилей” (1953), “Смерть Ганди” (1963), раскрывающих моральные страдания благородной личности в бесчеловечном обществе. Один из лучших переводчиков русской литературы на венгерский язык. Умер в 1975 году.

1902
Леонид Фeдорович Зуров
писатель, археолог, искусствовед русского зарубежья. Личный секретарь И.А.Бунина, впоследствии способствовал изданию его литературного наследия. Автор книги "Отчина", посвященной Печорскому монастырю, романа "Древний путь". Родился в городе Остров Псковской губернии. Впечатления детства и юности, дворянско-усадебный быт уездной и деревенской дореволюционной России оставили глубокий след в миросознании писателя. Гимназические годы Зуров провел в Пскове, юношей пошел добровольцем, «по зову совести», как он сам говорил, в Северо-Западную армию генерала Н.Н.Юденича. Был ранен, в конце 1919, после «похода на Петроград» переболел сыпным тифом. Все это сильно подорвало его здоровье (сначала обнаружилась легочная болезнь, затем, после войны, нервная болезнь с периодическими ухудшениями). В начале 20-х гг. Зуров переехал в Чехословакию, где поступил в институт. Через некоторое время обосновался в Риге, перепробовал разные профессии: работал маляром, служил в порту, начал писать. В 1927 печатался в рижском журнале «Перезвоны». В 1028 в Риге вышли первые его крупные произведения. Умер в Париже 10 ноября 1971 года.

1902
Иван Исидорович Носенко
контр-адмирал-инженер. В 1940-1946 гг. - нарком судостроительной промышленности, и одновременно в 1941-1942 гг. - 1-й заместитель наркома танковой промышленности В.А.Малышева. Причина такого назначения - переход судостроительного завода "Красное Сормово" на производство танков. В феврале 1964 г. его сын Юрий Носенко, заместитель начальника отдела Второго управления КГБ, во время загранкомандировки попросил политического убежища в США. Военной Коллегией ВС Юрий Носенко приговорен к ВМН. Умер в 1956 году.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку