-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 107910
Комментариев: 6801
Написано: 116380


8 апреля родились...

Пятница, 08 Апреля 2011 г. 06:57 + в цитатник
Христиан IХ (455x600, 46Kb)
1818
Кристиан IХ
европейский монарх, король Дании (1863-1906). Относился к одной из младших ветвей Ольденбургской династии. Вообще он состоял в родстве со многими королевскими дворами Европы, но не являлся первоочередным наследником даже в герцогстве Шлезвиг-Гольштейн, будучи лишь пятым сыном в семье. Родившись в Готторпе, он вырос и получил воспитание в Дании. Неудивительно, что при выборе наследника бездетного короля Фредерика VII выбор пал именно на него. Взошел на престол в очень трудное время. Фредерик VII не успел подписать «Ноябрьскую Конституцию», предусматривавшую объединение Дании и Шлезвига. Кристиан же отказался ее подписывать, чем вызвал критику со стороны либералов. Под их нажимом он все же утвердил конституцию, что послужило поводом к войне с Пруссией и Австрией, закончившейся поражением Дании и потерей юга Ютландии. Во внутренней политике первое время поддерживал праворадикальную партию «Хёйре» и ее лидера Эструпа, политика авторитарного и консервативного. В 1866 г. были приняты поправки к Конституции, дававшие верхней палате парламента больше прав, чем нижней. В 1874 г. Исландии, находившейся под властью Дании, были даны Конституция и внутреннее самоуправление. В 1891 г. была введена пенсия по старости, а год спустя – пособие по безработице. Тем не менее, его популярность была достаточно низка. Лишь когда в 1901 г. он поддержал либеральную партию Венстре и одобрил парламентскую реформу, его популярность стала расти. Имел шестерых детей. Благодаря их удачным династическим бракам он получил прозвище «тесть Европы». Умер 29 января 1906 года.

Дмитрий Егорович Мин (478x600, 49Kb)
1819
Дмитрий Егорович Мин
врач и поэт-переводчик Окончил курс Московской практической академии и Московской медико-хирургической академии. Был профессором судебной медицины Московского университета. Из его ценных переводов Данта составилась книга: "Ад Данте Алигьери" (с комментариями; Москва, 1855). Отдельно еще появились: "Песнь о колоколе" Шиллера (Санкт-Петербург, 1856) и "Дон-Жуан на острове Пирата", Байрона (Москва, 1881). Его оригинальные стихотворения появлялись в "Современнике", "Зрителе" и др. Умер 11 ноября 1885 года.

1822
Владислав Николаевич Горчаков
русский поэт-дилетант. Родился в деревне Горчаковка Валковский уезд Харьковской губернии, в семье отставного капитана. Получил первоначальное домашнее образование, затем предположительно учился в Харьковском университете. В 1846 поступил на службу в канцелярию московского гражданского губернатора. С 1850 коллежский регистратор. В 17 лет выпустил свой единственный сборник «Стихотворения» (Москва, 1839). Произведения в стилистическом и жанровом отношениях продолжают стихотворную культуру 1810—1820-х годов, преимущественно элегическую традицию. Вместе с тем в сборнике обнаруживаются характерные романтические мотивы, напоминающие поэзию М.Ю.Лермонтова, и опыты фольклорных стилизаций, в которых усматривают подражание А.В.Кольцову. Книга вызвала иронические отклики ведущих литературных журналов эпохи. В.Г.Белинский при отрицательной оценке отмети, что стих Горчакова «довольно гладок и вообще благопристоен». Умер не ранее 1853 года. Литература: Русские писатели. 1800—1917. Биографический словарь. Том 1: А — Г. Москва: Большая российская энциклопедия, 1989. Страница 644.

 (600x639, 64Kb)
1827
Джон Оуен (John Owen; псевдоним - Alter)
британский шахматист. Умер в Твикенхэме 24 ноября 1901 года.

Martin Severin Janus From (467x600, 134Kb)
1828
Мартин Северин Янус Фром (Martin Severin Janus From)
датский шахматный мастер, начальник тюрьмы по профессии, автор гамбита (1862), начинающегося ходом 1.f4 Идея дебюта - препятствовать ходу 1...е5, но именно он является основным продолжением, а после 2.fe d6 3.ed C:d6 4.Kf3 черные добавляют еще 4...g5! (по Ласкеру) и стремятся использовать уязвимую позицию белого короля. Умер в Копенгагене 6 мая 1895 года.

 (488x699, 55Kb)
1828
Фердинанд Граф фон Цеппелин (Ferdinand Graf von Zeppelin)
немецкий конструктор дирижаблей, граф, генерал. Человек-легенда, чье имя стало синонимом слова «дирижабль». Родился в Констанце (Баден). Его семья входила в высший свет Вюртембергского королевства. Молодой человек был волен сам выбирать, чем заниматься. Один год он посвятил изучению наук, однако после этого поступил в военную академию. В 25 лет его отправили военным наблюдателем в Соединенные Штаты, где тогда шла гражданская война. Там ему выпала возможность подняться на воздушном шаре – этот опыт поразил его. Во время франко-прусской войны 1870-1871 годов уже полковник Цеппелин участвовал в осаде Парижа и видел, как над городом поднимаются шестьдесят воздушных шаров, на которых вывозят почту, военные соединения и политиков. Все чаще в его дневниках появлялись рисунки невиданных аппаратов, порожденных его фантазией. Все чаще в Берлине хмурили брови, получая новые и новые, как казалось, нелепые прожекты создания армады управляемых воздушных кораблей. Дело дошло до конфликта с самим императором Вильгельмом II. Раздражающему командование графу-фантазеру присвоили звание генерал-лейтенанта и в 1890 году уволили из армии. Цеппелин вернулся в места своего детства. На собственные деньги на берегу Боденского озера он открыл небольшую мастерскую и нанял молодых талантливых инженеров. Целых восемь лет потребовалось, чтобы подготовиться к строительству первого дирижабля. За эти годы в округе к нему прилепилось прозвище граф-дурак – мало кто понимал, чем занимается этот сумасброд, тратя семейные деньги рода Цеппелинов. Дирижабли могут быть трех видов: мягкие – с корпусом из прорезиненной ткани, полужесткие – с металлической фермой вдоль днища, и жесткие – с металлическим каркасом, на который натянута ткань. Граф строил жесткий тип. В качестве подъемного газа использовались мешки с водородом, которыми наполняли каркас дирижабля. Снизу к днищу корпуса крепилась гондола управления и гондола с моторами. Каркас делали из новомодного и невероятно дорогого алюминия. Цеппелин был не первым строителем дирижаблей. В 1899 году француз Сантос-Дюмон на своем аппарате облетел Эйфелеву башню. Однако Цеппелин был первым, кто отнесся к своему увлечению как к бизнесу. Кроме того он обладал значительным капиталом, а его другом детства был сам король Вюртембергский, позволивший построить на Боденском озере ангар для первых аппаратов. В 1898 году было создано акционерное общество, одну треть капитала внес граф. В 1900 году первый цеппелин LZ-1 поднялся в воздух. Им управлял сам граф. Аппарат оказался медленным и неуклюжим. В движение его приводили два слабых двигателя Даймлера. После 20 минут полета его пришлось посадить на воду Боденского озера. Разочарованные акционеры потребовали свои деньги обратно, и Цеппелин выкупил их доли. Второй дирижабль LZ-2 был построен только в 1906 году – однако при взлете у него отвалились двигатели, и неуправляемый корпус с трудом опустили на воду озера. В 1908 году семидесятилетнему графу удалось пробыть в воздухе восемь часов на борту LZ-4 и даже слетать в соседнюю Швейцарию. Но в том же году Цеппелин был вынужден экстренно посадить очередной аппарат из-за неисправности моторов. В ту же ночь налетевшая буря полностью уничтожила привязанный к земле дирижабль. Это была катастрофа! Собственные деньги графа кончились, в газетах над ним смеялись, а стратеги из Берлина перестали даже отвечать на его предложения. После гибели LZ-4 у Цеппелина уже не оставалось средств на строительство нового аппарата. Но тут произошло чудо. Обыватели, узнавшие из газет об очередной катастрофе «безумного графа», стали присылать ему деньги. За несколько дней Цеппелин получил сумму, которой хватило на изготовление очередного дирижабля. В Берлине наконец-то заметили невероятное усердие графа, и император лично выделил полмиллиона марок для поддержания его проектов. В 1909 году Фердинанд фон Цеппелин основал первую в мире транспортную авиакомпанию. Через год начались регулярные полеты четырех дирижаблей внутри Германии. Для этого в крупнейших городах построили специальные огромные ангары и причальные мачты. Особое внимание граф уделял пропаганде полетов на своих кораблях. Впрочем, почти сразу же дирижабли стали символом нового века и всемогущества техники. Этому способствовала невероятная красота этих сигарообразных аппаратов и поражающие воображение размеры. Каждое появление дирижабля сопровождалось столпотворением. При этом с 1909 по 1914 год не произошло ни одной аварии. Граф продолжал технически совершенствовать свои дирижабли. В 1909 году он нанял инженера Вильгельма Мейбаха, который до этого работал на заводе Даймлера. Мейбах возглавил дочернее подразделение компании Цеппелина, которое стало заниматься производством двигателей для дирижаблей. После Первой мировой войны именно это подразделение превратилось в самостоятельную компанию Maybach Motornbau, создавшую легендарные машины. Однако основной толчок развитию бизнеса Цеппелина дали, конечно же, заказы для армии. К 1914 году военные получили от Цеппелина 12 аппаратов. Дирижабли привлекали их как возможность наконец-то добраться до Англии. Во время Первой мировой войны Германия была единственной державой, которая использовала большие дирижабли жесткой конструкции. К концу войны было построено более cта таких цеппелинов. Вначале их использовали для разведки, но вскоре на них установили пулеметы. В мае 1915-го впервые в истории человечества произошла воздушная атака – армада цеппелинов бомбила лондонский Ист-Энд. С военной точки зрения результат был ничтожен – погибли семь портовых рабочих. Однако психологически была одержана важная победа – теперь никто не мог чувствовать себя спокойно даже в тылу. Впрочем, оборотной стороной этого была общенациональная ненависть в Англии ко всему немецкому. Сами дирижабли в то время англичане называли не иначе как babykillers – убийцы детей. Цеппелины стали прекрасным символом превосходства, но в бою они были очень уязвимы. К 1917 году Германия потеряла почти всю свою воздушную армаду – 106 кораблей было сбито. Умер в Шарлоттенбурге, близ Берлина 8 марта 1917 года. Его бизнес возглавил Хьюго Эккнер, бывший пресс-атташе компании. Однако по условиям Версальского мира проигравшей войну Германии было запрещено использовать дирижабли. Победители разделили все оставшиеся после войны цеппелины и вывезли их из страны как трофеи. Ангары и причальные мачты были уничтожены (хотя, например, ангар под Берлином практичные немцы использовали как кинопавильон знаменитой студии УФА). Казалось, это конец. Заводы Цеппелина простаивали. Однако Хьюго Эккнер нашел выход – под заказ Соединенных Штатов в 1920 году он построил дирижабль LZ-126. Причем американцы хотели наполнять этот корабль не опасным водородом, а недавно открытым гелием, который хоть и был в десятки раз дороже, но обладал важным преимуществом – не воспламенялся. Заокеанские деньги спасли компанию от банкротства. А в 1923 году Эккнер создал совместное предприятие с американской корпорацией Gооdyear, которая получила патенты Цеппелина и немецких специалистов. Благодаря этим мерам удалось пережить тяжелые времена и дождаться отмены всех послевоенных ограничений в 1925 году. Начался золотой век немецкого дирижаблестроения. В бывших же ангарах для дирижаблей широко "размахнулся" Центральный рынок Риги - современные здания Центрального рынка были построены в 1930 г. Для его строительства были использованы конструкции ангаров для дирижаблей, оставленные немцами после Первой мировой войны. Литература: Вейгелин К.Е., Очерки по истории лётного дела, [Москва], 1940; ParsevaI A., Graf Zeppelin und die deutsche Luftfahrt, B., 1925; Eckener Н., Graf Zeppelin. Sein Leben nach eigenen Aufzeichnungen und persцnlichen Erinnerungen, Stuttg., 1938.

Jem_mace (575x600, 59Kb)
1831
Джеймс Мэйс (известный обычно как Джем Мэйс или «Джипси» Мэйс, Jem 'Gypsy' Mace)
британский боксёр. Мэйс был известен своей особой манерой вести бой, сопровождающийся молниеносными выпадами и легко переходящий в защиту. Мэйс — последний боксёр, выигравший английский чемпионат по боксу в тяжёлом весе по Лондонским правилам. Джеймс родился в рабочем квартале города Бистон, графство Норфолк. Он был четвёртым сыном в семье. Любимым развлечением его детства, по его признанию, было наблюдение из окна за кулачными боями на улице. Закончил начальную школу. В 15 лет родители отдали Джема в ученичество краснодеревщику Фоксу. Тот же человек давал Джеймсу уроки игры на скрипке, к которой мальчик проявил явную склонность. Через некоторое время Джем устроился работать скрипачом в паб. Учёбу у мистера Фокса он не оставлял. Через 3 года по неизвестным причинам Мэйс прервал обучение и вернулся домой. Вскоре он нашёл себе работу в боксёрской труппе Нэта Лэнгэма, разъезжавшей по ярмаркам страны. Лэнгэм взялся обучать Джеймса профессиональной технике бокса, самой передовой на тот момент. Победы Мэйса, совершённые на ярмарочном ринге, вписаны в «Фистиану» (книгу, посвящённую истории бокса). В 1861 году Джеймс одержал победу в чемпионате Англии, побив популярного боксёра Сэма Хёрста. В это время бокс уже не был основным занятием Мэйса: Джем был владельцем паба в Лондоне. Чуть позже он продал паб и купил шапито, с которым колесил по Англии, время от времени участвуя в серьёзных боях. Впоследствии продал и цирк и работал в чужих шапито. В 1869 году Мэйс переехал в США. В 1877 году Джеймс совершил поездку по Австралии, где участвовал в незаконных боях, а в 1882 году побывал в Новой Зеландии. В 1883 году он вернулся в США, где участвовал в незаконных боях. В последний раз Мэйс вышел на ринг в 73 года. Умер Джем «Джипси» Мэйс в городе Дареме 30 ноября 1910 года. Похоронен был в Ливерпуле. Джема Мэйса называют отцом современного бокса, поскольку считается, что именно благодаря ему «Правила Куинсберри» стали популярны. Он один из первых начал использовать боксёрские перчатки и всячески пропагандировал следование новым правилам. Считается также, что благодаря Мэйсу появились международные соревнования по боксу. В течение своей жизни Джем Мэйс участвовал в 37 боях (не считая ярмарочных, которые рассматривал как тренировку), из них 25 выиграл, 4 проиграл и 5 окончил вничью. Ни разу не был нокаутирован. По данным BoxRec провёл 29 боёв, из которых — 1 выиграл, 1 проиграл, и 27 завершились без объявления результата. Считается одним из самых видных боксёров своего времени.

Graf_von_Waldersee_Postkarte (483x600, 115Kb)
1832
Альфред фон Вальдерзе (Alfred von Waldersee)
граф, германский генерал-фельдмаршал (1900). Родился в Потсдаме. В 1870 был военным атташе во Франции, в 1871 - первым германским посланником во Франции. С 1882 генерал-квартирмейстер и заместитель начальника Генштаба Х. Мольтке (старшего), которого в 1888 сменил на этом посту. Имел большое влияние на императора Вильгельма II и выступал за превентивную войну против Франции и России; вступил в конфликт с рейхсканцлером О. Бисмарком, пытаясь занять его место. В 1891 смещен с должности и назначен командиром корпуса. В 1900-01 командовал союзными войсками империалистических держав, подавлявшими Ихэтуаньское восстание в Китае. Умер в Ганновере 5 марта 1904 года.

Asger Hamerik (460x600, 42Kb)
1843
Асгер Хамерик (датское имя - Asger Hamerik, первоначально Хаммерих, немецкое имя - Hammerich)
датский композитор и музыкальный педагог. Сын историка Петера Фредерика Хамерика, брат музыковеда Ангула Хамерика, отец дирижёра Эббе Хамерика. В юности учился в Копенгагене у Иоганна Петера Хартмана и Нильса Гаде, в 1862 году отправился для продолжения учёбы в Лондон, а затем в Берлин, где занимался у Ганса фон Бюлова, однако в 1864 году, в связи с Датско-прусской войной, уехал из Германии в Париж; в это же время Хамерик отказался от использования германоязычной версии своей фамилии, Хаммерих. В Париже Хамерик учился у Гектора Берлиоза, а после его смерти в 1869 году отправился в Италию, затем в Вену и наконец в США, где в 1871 году возглавил Консерваторию Пибоди в Балтиморе. На этом посту Хамерик оставался до 1898 года. В 1900 году он вернулся в Данию, но активной профессиональной деятельностью уже не занимался. Основные сочинения Хамерика созданы в американский период его деятельности. Хамерику принадлежит семь симфоний (не считая юношеской, сочинённой в 1860 году), пять Северных сюит, фортепианный квинтет, вокальная музыка и Реквием (1886—1887), который он сам считал своим наиболее значительным произведением; в доамериканский период Хамерик написал также четыре оперы. Музыка Хамерика близка французской традиции (даже подзаголовки шести симфониям из семи даны на французском языке): в более ранних работах Хамерика сохраняется влияние его учителя Берлиоза, более поздние сопоставимы с произведениями Сезара Франка; Седьмую симфонию (1898, для меццо-сопрано, хора и оркестра), названную, в отличие от предыдущих, по-немецки, сравнивали с симфониями Густава Малера. Умер в Фредериксберге 13 июля 1923 года.

1849
Милош Тенкович (Milo Tenkovi)
сербский художник. Развитие изобразительною искусства в Сербии во второй половине прошлого столетия шло сложными путями. На сербскую живопись оказывали влияние самые разнородные явления художественной жизни тех лет. Но постепенно в борьбе с салонной красивостью и отвлеченной гармонией работ академистов стали утверждаться принципы реализма. Одним из крупных представителей реалистического искусства в эту эпоху в Сербии был и Милош Тенкович. Родился в Белграде. Тенкович сначала учился литографии, а потом стал брать уроки рисунка у И.Дерока и С.Тодоровича. В двадцатилетнем возрасте он оставляет родной Белград и уезжает в Вену. Как стипендиат министерства просвещения он посещает художественно-ремесленную школу при Венском художественно-историческом музее. Но в академию ему поступить не удается, и молодой сербский художник переселяется в Мюнхен, который был крупным культурным центром того времени и многим молодым людям из стран Восточной Европы казался современными Афинами. Более всего полезными оказались для Тенковпча занятия в классе композиции у известного художника, близкого реалистическим устремлениям, В.Диеза (1873). В Германии сербский художник часто встречался и со своими русскими коллегами, в частности, с М. Врубелем (во время одного из его заграничных путешествий). Впоследствии Тенковнч снова вернулся в Белград и вел скромную жизнь учителя рисования. Его угнетала местная затхлая, провинциальная обстановка, мещанское отношение к искусству как к предмету роскоши. Жизнь его окончилась трагически. В 1888 году Тенковнча поместили » клинику для душевнобольных, где он и провел последние дни... Произведения Тенковнча постоянно экспонировались не только на выставках в Белграде, но и в Вене, Мюнхене, Швейцарии. Художественный уровень его работ был достаточно высок. Тенковича интересовали разные жанры живописи, он работал очень интенсивно, с большой душевной отдачей. Есть в его наследии композиции на религиозные темы, в которые Тенкович хотел, подобно многим современникам, вдохнуть новую жизнь, внеся в них остроту современных проблем. Он писал строгие психологические портреты («Автопортрет»), скромные, тонкие натюрморты («Натюрморт с майоликой»). Но более близка ему была пейзажная и жанровая живопись («Девочка с цветами»). В пейзажах, очень простых, безыскусных, чувствуется любовь художника к родным местам. В его жанровых картинах привлекают теплота чувства, доброе отношение ж простым людям, хотя временами в них появляется некоторая слащавость. Порой Тенкович придает излишнее значение литературной фабуле работы, ее занятности. Но, несомненно, и живописное мастерство художника, его умение композиционно точно построить вещь. Очень привлекательная область в творческом наследии мастера — его акварели, где он чувствует себя менее скованным правилами, более непосредственно, лирически выражает свое отношение к теме. В ряде работ Тенковича ощущается и скрытый внутренний драматизм. Умер в Белграде в декабре 1890 года.

1851
Федор Федорович Беккер
артист оперы (бас), хормейстер, режиссер, педагог. Родился в Санкт-Петербурге. С 1867 был послушником Троице-Сергиевского монастыря, где изучал музыку и церковное пение. В 1869—1892 хорист, с 1886 солист на амплуа вторых партий Санкт-Петербургского Мариинского театра. Одновременно занимался пением под руководством И.Мельникова в Санкт-Петербургской консерватории, которую окончил в 1880. По окончании консерватории успел выдвинуться, как прекрасный регент и хормейстер. 1-й исполнитель партий: Нормандского вестника и Слуги ("Гарольд"), 2-го кавалера ("Жуан"), Хомяка ("Князь Серебряный" Г.Казаченко); в Мариинском театре — Монаха и Лоцмана ("Джоконда"); на русской сцене — Лилла Пастья ("Кармен"). Другие партии: Друлав, Асфанез, Зарецкий; Монтано, Моралес. Партнеры: М.Дейша-Сионицкая, И.Мельников, Э.Павловская, М.Славина, Ф.Стравинский. Пел под управлением Г.Казаченко, К.Кучера, Э.Направника. В 1889 командирован дирекцией Мариинского театра на юг России для ознакомления с постановкой хорового дела, а также для набора голосов в хор театра. Организатор и руководитель ежегодных духовных концертов хора Мариинского театра (первый концерт состоялся в 1888). В 1890 вместе с И.Мельниковым основал и до 1898 руководил "бесплатными хоровыми классами". По его просьбе П.Чайковский написал хор "Соловушка" и переложил для хора "Легенду" из цикла "16 песен для детей". В 1892 помощник режиссера Санкт-Петербургского Мариинского театра. С 1890 преподавал уроки теории музыки и хорового пения в Александровском кадетском корпусе. В 1898 Беккер заболел душевной болезнью, от которой и скончался в Санкт-Петербурге 24 июля 1901 года. Литература: К.П. Федор Федорович Беккер (по поводу 25-летия его артистической деятельности на Императорской сцене) // Ежегодник императорских театров: Сезон 1894—1895. Страницы 363—365; Федор Федорович Беккер. (Некролог) // РМГ. 1901. № 31—32. Столбцы 755—756.

1851
Спиридон Ламброс
греческий государственный деятель, историк, основоположник византинистики в Греции. Профессор Афинского университета (1887-1917). Основал журнал "Неос Элиномнимон" (1904). Опубликовал каталог греческих рукописей Афона (1895-1900), многие византийские тексты, в том числе сочинения Михаила Хониата (с комментариями). В "Истории Греции" (1886-1908) значительное внимание уделил внутренней истории Византии. Премьер-министром Греции (1916-1917).

1855
Карл Адам Бишоф (Bischof)
прибалтийско-немецкий химик-органик. Родился в Вюрцбурге. Окончил Вюрцбургский университет (1876). Работал там же до 1885, с 1887 - профессор Рижского политехнического института. Основные научные работы относятся к органическому синтезу и стереохимии. Синтезировал и изучил свойства ряда стереоизомерных кислот. Аналогов фумаровой и малеиновой кислот, стереоизомеров азотосодержащих соединений. В Риге создал первый в России центр по стереохимии. Выдвинул (1890) так называемую динамическую гипотезу о стерических препятствиях свободному вращению вокруг углерод-углеродной связи. Указал на существование поворотной изомерии и на роль взаимного отталкивания атомов в стабилизации стереоконфигураций. Совместно с П.И.Вальденом издал "Справочник по стереохимии" (1894). Предложил (1880) совместно с М.Конрадом общие методы синтеза на основе натрмалонового эфира (синтезы Конрада). Умер в 1908 году.

1857
Василий Иванович Разумовский
российский хирург, доктор медицины (1884), заслуженный деятель науки РСФСР (1934), Герой Труда (1923). Родился в Николаевском уезде Самарской губернии, ныне Ульяновская область. В 1880 г. окончил медицинский факультет Казанского университета. С 1887 г. — профессор этого университета. С 1909 г. — один из организаторов и ректор Саратовского университета; отстранен от должности в 1912 г. за отказ проводить реакционную политику министра просвещения Л.А.Кассо. В годы первой мировой войны (1914-1918) — военный хирург. Участвовал в создании университетов в Тбилиси (1918) и Баку (1920). С 1920 г. — профессор Саратовского университета. Первым в России в начале ХХ в. произвел операции на центральной нервной системе при кортикальной эпилепсии. Разработал методику алкоголизации тканей, применяя ее при операциях на нервных стволах, веществе мозга, при варикозном расширении вен и пр.; оригинальные способы костнопластических ампутаций стопы и прочее. Умер в Ессентуках 7 апреля 1935 года. Сочинения: Избранные труды, Москва, 1959. Литература: Шиловцев С.П., В.И.Разумовский. 1857—1935, Куйбышев, 1958.

Edmund_Husserl_1900 (457x600, 39Kb)
1859
Эдмунд Гуссерль (немецкое имя - Edmund Husserl)
немецкий философ, основатель феноменологии как философского движения. Благодаря преподавательской деятельности и многочисленным работам оказал значительное влияние на философию в Германии и многих других странах, в частности на возникновение и развитие экзистенциализма. Гуссерль родился в Проснице (Моравия). Учился в Берлинском и Венском университетах, готовился стать математиком, но Т.Масарик привел его в классы философа и психолога Ф.Брентано. Общение с Брентано, а затем с психологом К.Штумпфом стимулировало его интерес к исследованию мыслительных процессов. Гуссерль обязан Брентано важнейшим понятием интенции (направленности сознания: сознание есть всегда сознание «чего-то»). Впоследствии Гуссерль заявлял, что Брентано не удалось увидеть действительных проблем «интенциональности», связанных с основаниями знания и конституированием структур опыта. Среди тех, кто повлиял на Гуссерля в ранний период, – У.Джемс, английские эмпирики (главным образом Дж.С.Милль), а также Г.В.Лейбниц. Кантовская теория познания оказала влияние на Гуссерля в более поздний период его философского развития. Гуссерль полагал, что главную задачу он определил уже в первой книге – Философия арифметики (Philosophie der Arithmetik: Psychologische und logische Untersuchungen, 1891). Два основных предмета его интереса, математика и формальная логика, с одной стороны, и психология – с другой, впервые соединились в этой работе. Трудности, с которыми он столкнулся (некоторые из них были выявлены Г.Фреге в критическом анализе этой книги), заставили Гуссерля предпринять общее исследование строения и специфической активности «осознанного опыта». В последней главе он рассматривал мгновенное «схватывание» таких характерных форм, как шеренга солдат или стая птиц. Таким образом, Гуссерля можно считать предтечей гештальт-психологии. Хотя через все работы Гуссерля проходят одни и те же идеи, его взгляды претерпели значительные изменения. Можно выделить четыре основные группы работ: 1) период увлечения «психологизмом»; 2) феноменология, первоначально именуемая «дескриптивной психологией», или феноменология в узком смысле; и 3) трансцендентальная феноменология, впервые изложенная в 1913, однако задуманная несколькими годами ранее. Работы, опубликованные в поздний период жизни Гуссерля и после его смерти, составляют четвертую группу. Логические исследования (Logische Untersuchungen, 1900–1901; в русском издании – Логические исследования, том 1. Санкт-Петербург, 1909) – наиболее известная работа Гуссерля, рассматривалась им самим как «расчистка пути» для феноменологии. В первом томе, озаглавленном Пролегомены к чистой логике, дана решительная критика в то время влиятельной концепции «психологизма», или взгляда, согласно которому основополагающие понятия и принципы логики определяются в терминах психологии. В последней главе, «Идея чистой логики», представлена философия формальной логики, эмансипированная от психологии. Гуссерль настаивает на бессмысленности отнесения сферы чистой логики, или формального мышления, к психологии. Второй том составляют шесть исследований значения и структуры опыта. Прежний интерес к характерным формам опыта привел Гуссерля к изучению «категориальной интуиции». Для следующего периода, начало которому было положено лекциями Идея феноменологии (Die Idee der Phänomenologie, лекции 1907, опубликованы посмертно) и исторически связано с трудом Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии (Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie, 1913; русское издание – Москва, 1994), решающее значение имел осуществленный Гуссерлем переход к новому типу идеализма. Этой цели служил предложенный им метод феноменологической «редукции». Эпохэ (epoche), или методическое воздержание от любых суждений и верований, является необходимым предварительным шагом в процедуре выделения поля восприятий как таковых и нахождения «абсолютного» основания для философии. Стало ясно, что феноменология ищет не что иное, как сущности и сущностные отношения. В работах Гуссерля рельефно представлена его оппозиция натурализму, что видно, в частности, по его эссе Философия как строгая наука (Philosophie als strenge Wissenschaft, 1911; русское издание – Логос, книга 1, 1911). Это противостояние было для него одним из наиболее действенных мотивов. Дескриптивная наука об опыте, рассматриваемая чисто рефлексивно или «трансцендентально», должна была дать философии «радикальное» начало, свободное от каких-либо предпосылок. Программа «конститутивной» феноменологии, развернутая в последующих томах его Идей (опубл. посмертно), а также в других трудах, имела целью создание новой идеалистической философии. Гуссерлевский гений особенно поражает в двух областях: в философии логики и дескриптивном анализе процессов сознания, включая опыт сознания времени. Исследования по логике включают работы зрелого периода: Опыт и суждение (Erfahrung und Urteil, 1939) и Формальная и трансцендентальная логика (Formale und transzendentale Logik: Versuch einer Kritik der logischen Vernunft, 1929). Бесспорного признания заслуживает исследование сознания времени в Лекциях о феноменологии внутреннего сознания времени (Vorlesungen zur Phänomenologie des inneren Zeitbewusstsein, 1928), а также ряде работ разных лет. В Картезианских медитациях (Méditations cartésiennes, 1931) дано детальное изложение проблемы переживания и познания сознания других людей. Многие бывшие студенты и коллеги Гуссерля разрабатывали феноменологию в альтернативных направлениях. Так, М.Шелер испытывал интерес к религии и соответственно строил свою концепцию феноменологии. М.Хайдеггер, один из основателей экзистенциализма, вначале был почтительным и восприимчивым учеником Гуссерля. Затем он предпринял основательную ревизию феноменологии, основываясь на понятиях «бытия» и «существования». Уверенный в безграничном потенциале своей «конститутивной» феноменологии, дополненной понятием «пред-данного жизненного мира», Гуссерль подверг критике теорию Хайдеггера. Покинутый своими «арийскими» учениками, Гуссерль тяжело переносил нездоровье последних лет жизни. Завершила поздний период его работа Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология (Die Krisis der Europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie, 1936, опубликована в 1954), в которой Гуссерль предложил известное понятие жизненного мира (Lebenswelt). Умер во Фрайбурге-им-Брайсгау 26 апреля 1938 года. После него осталось около 11 000 страниц неизданных трудов и заметок. К счастью, они были сохранены и перевезены в Лёвен (Бельгия), где в настоящее время продолжается начатая в 1950 работа по их редакционной подготовке и изданию (серия «Гуссерлиана» – «Husserliana»).

1868
Герберт Спенсер Дженнингс
американский зоолог, один из первых исследователей генетики одноклеточных микроорганизмов. Иностранный член-корреспондент Академии Наук СССР (1925; иностранный член-корреспондент Российской Академии Наук с 1924). Труды по генетике популяций и экологии животных.

1869
Харви Уильямс Кушинг (Cushing)
американский нейрохирург, член Американской Академии Наук (1914) и Нью-Йоркской медицинской академии (1926) , один из основоположников нейрохирургии. Родился в Кливленде. Медицинское образование получил в Гарвардском университете (Бостон); с 1912 профессор этого университета. С 1933 профессор неврологии Йельского университета (Нью-Хейвен). Основные работы охватывают важнейшие проблемы хирургии мозга и тесно связаны с физиологическими исследованиями: изучение гипофиза, внутричерепного давления, менингеальных опухолей и электрохирургии мозга. К. доказал, что повышение внутричерепного ликворного давления ведет к компенсаторному повышению сосудистого давления ("закон Кушинга"). Разработал ряд оперативных нейрохирургических методов: височную декомпрессию (1905), подход к задней черепной ямке и др. Описал базофильную аденому гипофиза ("болезнь Кушинга"). Президент ряда американских научных обществ и почетный член многих иностранных научных обществ.Умер в Нью-Хейвене 7 октября 1939 года. Сочинения: Intracranial tumours. Balt., 1932; Meningiomas, p. 1—2, . ., 1962. Литература: Г.В.Кушинг, "Вопросы нейрохирургии", 1940, том 4, № 1—2; Fulton J. ., Harvey Cushing, A biography, Springfield (ill.), 1946.

Александр Михайлович Безредка7 (494x600, 44Kb)
1870
Александр Михайлович Безредка
французский микробиолог и иммунолог; ученик Ильи Мечникова. Родился в Одессе (ныне Украина) в семье писателя, публиковавшегося под псевдонимом Э.Иш-Нооми. Иудей. После окончания гимназии продолжил образование на кафедре естественных наук физико-математического факультета Новороссийского университета в Одессе (ныне — Одесский национальный университет имени И.И.Мечникова). В стенах этого вуза А.Безредка увлекся химией. Свои первые научные исследования он проводил под руководством Н.Д.Зелинского. За публикацию «Опыт истории развития стереохимических воззрений» ректорат университета наградил А.Безредку золотой медалью. Окончив в 1892 году университет, Александр Безредка предпринял попытку поступить на медицинский факультет Киевского или Московского университета. Однако продолжение его научной карьеры в России было возможно лишь после перехода в христианство. В связи с этим Безредка уехал во Францию, где, без сдачи экзаменов, был зачислен на второй курс медицинского факультета Сорбонны. Одновременно Александр на добровольных началах работал препаратором в одной из лабораторий Пастеровского института. Окончив в 1897 году университет, Безредка продолжил работу в Институте Пастера штатным ассистентом лаборатории морфологической микробиологии, которой заведовал заместитель директора Института И.И.Мечников. В 1910 году он стал профессором, а в 1916 году заместителем директора этого института. Живя за границей, Безредка сохранил тесную связь с русской наукой. Под его руководством работали многие русские учёные. Умер в Париже 28 февраля 1940 года. Основные работы А.М.Безредки посвящены проблеме иммунитета. В 1906 году он занялся изучением проблемы анафилаксии, стараясь найти способы борьбы с анафилактическим шоком (авторство термина также принадлежит Безредке) посредством десенсибилизации организма. Предложенный им метод, сделавший применяемые сыворотки более безопасными в плане развития «сывороточной болезни», считается классическим и в мировой научной литературе связывается с его именем. Суть этого метода проста: сначала в организм с помощью шприца вводится одна или несколько очень малых доз необходимой сыворотки, а спустя 4 часа — всё остальное её количество. Большую известность получили исследования А.М.Безредки проблем местного иммунитета, которые он проводил на протяжении 12 лет с 1913 по 1925 годы. Несмотря на то, что его теория подверглась основательной критике со стороны оппонентов, отрицающих возможность проявления автономного, без участия всего организма в целом, иммунитета, открытый А.Безредком способ местной иммунизации нашёл применение для профилактики ряда инфекций. Вакцинации по Безредку применяются против брюшного тифа, дизентерии, холеры, сибирской язвы, оспы, вакцинация через кожу против стрептококковой и стафилококковой инфекции. Практическое применение учение о местном иммунитете нашло в хирургии, дерматологии, гинекологии и офтальмологии с целью терапии и иммунизации антивирусов. Много внимания А.М.Безредка уделял и другим аспектам науки о микроорганизмах. Так, например, он потратил три года на поиски наиболее удачной питательной среды для выращивания туберкулёзных бактерий, в результате была получена среда, позволяющая в течение трёх дней выращивать искомую культуру. Последние исследования Александра Михайловича были посвящены изучению способов борьбы со злокачественными новообразованиями. Его уход из жизни прервал интересные опыты в поисках специфической вакцинации опухолей. Сочинения: Местная иммунизация, перевод с французского, Париж, 1926; О значении раздражителей в инфекции и иммунитете, «Журнал экспериментальной биологии и медицины», 1927, № 18; Анафилаксия и антианафилаксия, перевод с французского, Москва, 1930. Литература: Український Радянський Енциклопедичний Словник. — Том 1. — Киев, 1966. — Страница 160; Нижник Т.П. Безредка Олександр Михайлович // Енциклопедія Сучасної України. — Том 2. — Киев, 2004. — Страница 389; Безредка А.М. (1870—1940) // Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунологии. — 1971. — № 4.

 (482x699, 58Kb)
1870
Вениамин Петрович Семенов-Тян-Шанский
русский географ, автор фундаментальных работ по районированию, городскому и сельскому расселению. Родился в Санкт-Петербурге, в семье выдающегося путешественника и географа П.П.Семенова. С детства отец привил ему интерес к географии, изучению природы и общества. В 1893 Вениамин Семенов (приставку к фамилии П.П.Семенов и его дети получили в 1906 г.) окончил естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета по кафедре геологии и палеонтологии. Вскоре В.П.Семенов занялся научной работой (геологические исследования на Северо-Западе, на Алтае, в Казахстане и др.) и забросил подготовку к преподавательской деятельности. В 1895—1897 гг. В.П.Семенов принимал участие в первой всероссийской переписи населения в качестве секретаря главной переписной комиссии. Затем был младшим редактором Центрального статистического комитета, служил в статистическом отделении канцелярии товарища министра финансов, а в 1905—1917 гг. был начальником статистического отделения в министерстве финансов и промышленности. На основе анализа и систематизации статистического материала В.П.Семеновым-Тян-Шанским были подготовлены к изданию (совместно с отцом и В.И.Ламанским) книги «Россия. Полное географическое описание нашего отечества…» (вышли в свет 11 томов из 22 запланированных). В 1900-х выходит в свет фундаментальная работа В.П.Семенова-Тян-Шанского «Торговля и промышленность Европейской России по районам» (11 томов), содержащая подробное описание каждого из 1065 выделенных районов и детальную экономическую карту. В 1910 была опубликована книга «Город и деревня Европейской России», в которой были подробно проанализированы зональные типы сельского расселения (в зависимости от природных условий), дана характеристика городов в зависимости от их людности и торгово-промышленного оборота. После начала Первой мировой войны и событий 1917 года издание научных работ стало проблематичным и Вениамин Петрович сосредоточился на преподавательской работе: с 1919 — профессор страноведения в Педагогическом институте при университете, с 1922 — профессор сравнительного страноведения в Географическом институте и Педагогическом институте имени Герцена, с 1925 — профессор сравнительного страноведения, антропогеографии и методологии районирования на географическом факультете ЛГУ. На основе лекционных курсов в 1928 была издана работа «Район и страна», в которой были обобщены подходы В.П.Семенова-Тян-Шанского к районированию. Он предлагал выделять т. н. ключи — узлы территории, которые являются центрами притяжения населения и влияют на экономический облик страны. Характер же окружающей их зоны тяготения определяется природными условиями, к которым адаптируется сельское хозяйство и сельское расселение. С 1922 В.П.Семенов-Тян-Шанский начинает работу над изданием 110-листной карты плотности населения Европейской России, в которой должен был использоваться дазиметрический метод картографирования (определение плотности по фактическому сгущению населенных пунктов и их людности, а не по каким-либо условным территориальным единицам). С начала 1930-х годов исследования в этой области, которые могли вскрыть демографические последствия коллективизации, оказались под запретом. Формальным предлогом к началу репрессий против ученого была его принадлежность к антропогеографии, которая в вульгарной трактовке официальных кругов того времени сводилась исключительно к геополитике и соответствующими работам немецких авторов и была запрещена как научное направление. Несмотря на то, что последняя работа по геополитике была написана В.П.Семеновым-Тян-Шанским в 1915, а исследование политических вопросов в лекционнных курсах профессора носило сугубо теоретический характер, его имя оказалось включено в список «прорабатываемых» ОГПУ ученых. В 1932 В.П.Семенов-Тян-Шанский был вынужден оставить преподавательскую деятельность и целиком сосредоточил усилия на организации Географического музея в Санкт-Петербурге, который, по его замыслу, должен был способствовавать популяризации науки и давать наглядное представление о территориальном разнообразии природы и общества. Общее количество экспонатов музея превышало 16000 наименований, а часть картин для него была нарисована лично В.П.Семеновым-Тян-Шанским. Также в это время он ведет активную деятельность в Русском географическом обществе, направленную на сохранение академических традиций географии. В обстановке стремительной политизации науки, к середине 1930-х преследование всех «несоветских» научных течений внутри географии переходит на новый уровень. В написанной в 1935 докладной записке УНКВД (текст) Географический музей и Центрографическая лаборатория, занимавшаяся составлением дазиметрических карт, подозреваются в «дискредитации всего хозяйственного строительства в СССР». В 1936 критика в адрес В.П.Семенова-Тян-Шанского появляется в широкой печати и вскоре он был вынужден уйти в отставку. Это, однако, не спасло музей от закрытия. Та же судьба постигла и лабораторию центрографии, успевшую опубликовать всего 47 карт из планировавшихся 110. Умер в блокадном Ленинграде 8 февраля 1942 года. Его сын Владимир сколотил из письменного стола гроб и похоронил отца на Богословском кладбище. Помимо фундаментальных работ по страноведению и описанию территории России, В.П.Семенов-Тян-Шанский внес большой вклад в развитие теоретической базы географической науки. Он впервые применил для исследований расселения математические методы (дазиметрические карты), обогатил теорию и практику экономико-географического районирования (метод «ключей», микрорайонирование), считается первым отечественным теоретиком политической географии. В.П.Семенов-Тян-Шанский был сторонником единой географической науки, уделял большое внимание природному фактору в хозяйственной жизни людей, выступал с инициативами по организации охраны особо ценных объектов природного и культурного наследия. Основные работы: Россия. Полное географическое описание нашего отечества… (соавтор), 1899—1914 (11 томов); Торговля и промышленность Европейской России по районам, 1900—1911 (11 томов); Город и деревня в Европейской России, 1910; О могущественном территориальном владении применительно к России. Очерк политической географии, 1915; Дазиметрическая карта России, 1923; Район и страна, 1928.

1872
Валериу Онитиу (Valeriu Onitiu)
румынский шахматный композитор. Умер в Тимишоаре 31 декабря 1948 года.

1873
Николай Прокопьевич Чижевский
советский учёный в области металлургии и коксохимии, академик Академии Наук СССР (1939). Родился в Казани. Окончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета (1899), металлургический факультет Горной академии в Леобене (Австрия, 1902) и химический факультет Киевского политехнического института (1904). В 1909 преподаватель, в 1910—1923 заведующий кафедрой железа Томского технологического института (с 1911 профессор). С 1923 профессор Московской горной академии, с 1930 профессор Московского института стали. С 1935 работал также в Институте горючих ископаемых Академии Наук СССР. Основные труды по металлургии железа и стали, прямому получению железа, расширению топливной базы металлургии, конструированию коксовых печей. Сталинская премия СССР (1943). Награжден 2 орденами, медалями. Умер в Москве 22 апреля 1952 года. Сочинения: Избранные труды, тома 1—2, Москва, 1958. Литература: Николай Прокопьевич Чижевский, Москва—Ленинград, 1947 (АН СССР. Материалы к биобиблиографии учёных СССР. Серия технических наук. Металлургия, в. 2); Бардин И.П., Кусакин Н.Д., Академик Н.П.Чижевский, Очерк жизни и деятельности, в книге: Чижевский Н.П., Избранные труды, том 1, Москва, 1958.

1874
Мануэль Диас
кубинский спортсмен-фехтовальщик, двукратный олимпийский чемпион 1904 года. Он выиграл личные состязания саблистов, а в составе команды соревнования рапиристов.

Albert_I_Koning_der_Belgen (467x600, 62Kb)
1875
Альберт I (Albert I)
король бельгийцев (roi des Belges). Родился в Брюсселе; младший сын Филиппа, графа Фландрского, брата короля Леопольда II. В 1900 женился на баварской принцессе Елизавете, дочери герцога Карла Теодора и португальской инфанты Марии Жозефы. Вступил на престол 23 декабря 1909. В августе 1914 как главнокомандующий бельгийскими войсками участвовал в боевых действиях на р. Изер. После Первой мировой войны Альберт I предпринимал все усилия, чтобы способствовать восстановлению разрушенной страны. Он убедил три ведущие политические партии страны (католическую, либеральную и социалистическую) сформировать коалиционное правительство. Умер Альберт I после падения при восхождении на гору близ Намюра 17 февраля 1934 года. Трон занял его сын Леопольд III.

1875
Леонид Михайлович Старокадомский
российский арктический исследователь, доктор медицины (1909). Родился в Саратове. Окончил Военно-медицинскую академию в Санкт-Петербурге (1899). В 1910-1915 гг. участвовал в качестве старшего врача в Гидрографической экспедиции в Северный Ледовитый океан на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач», в 1932-1934 гг. - в Северо-восточной полярной экспедиции Наркомвода. Его именем назван открытый им остров (1913) в юго-восточной части архипелага Северная Земля. Умер в Москве 27 января 1962 года. Сочинения: Открытие новых земель в Северном Ледовитом океане, Петроград, 1915; Пять плаваний в Северном Ледовитом океане. 1910-1915, 3 издание, Mосква, 1959. Литература: Визе В.Ю., Моря Советской Арктики, 3 издание, Москва-Ленинград, 1948.

1876
Роберт Барани
австрийский отториноларинголог. Труды по физиологии и патологии вестибулярного аппарата, методам его исследования и хирургического лечения. Нобелевский лауреат 1914 года в области физиологии и медицины.

1877
Ольга Калантаровна Калантарова
советская пианистка, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1938). Родилась в Тифлисе. Училась в Тифлисском музыкальном училище. В 1902 окончила Санкт-Петербургскую консерваторию по классу А.Н.Есиповой, став её ближайшим другом и ассистентом (с 1903; с 1926 профессор). Выступала главным образом как ансамблистка. Около 50 лет (до 1950) вела педагогическую работу в Ленинградской консерватории. Наиболее плодотворный период деятельности Калантаровой относится к 1920-1930-м годам. Как педагог развивала пианистические принципы школы Есиповой, требуя предельной отточенности, яркой рельефности, тембрового разнообразия исполнения; особое значение придавала артикуляции мелодии, глубокому проникновению в сущность исполняемого. Ученики: М.С.Друскин, Т.С.Салтыкова, И.Д.Ханцин, А.С.Барон, В.И.Слоним и многие другие. Обучала студентов на разнообразном материале, используя произведения как старинных, так и современных (главным образом советских) композиторов. Уделяя много внимания воспитанию музыкально одарённых детей в школе-десятилетке при Ленинградской консерватории, добивалась исключительных результатов. Умерла в Ленинграде 6 октября 1952 года.

1877
Жанна Лябурб
организатор французской коммунистической группы в Москве, участница Гражданской войны 1918-20. Член Коммунистической партии с октября 1918. Родилась в семье крестьянина. В 1896 в поисках работы приехала в Россию, была учительницей в городе Томашове. С 1903 участвовала в революционном движении. В 1918 работала в Центральной федерации иностранных групп при ЦК РКП(б), секретарь Французской коммунистической группы; участвовала в создании клуба "3-й Интернационал", члены которого вели революционную работу среди иностранных солдат и матросов. В феврале 1919 одна из руководителей "Иностранной коллегии" при Одесском подпольном комитете КП(б)У, вела агитацию среди французских солдат и матросов. Расстреляна в Одессе французской контрразведкой вместе с другими членами "Иностранной коллегии" 1 марта 1919 года. Имя Лябурб, отмечал В.И.Ленин, "...стало известно всему французскому пролетариату и стало лозунгом борьбы... против международного империализма".

1878
Николай Сергеевич Потоловский
советский композитор и музыкальный теоретик. Родился в Москве. В 1904 окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества по классу виолончелло Р.И.Эрлиха и по классу композиции А.А.Ильинского. С 1906 преподаватель (с 1912 профессор) Музыкально-драматического училища. В дальнейшем проректор Музыкального драматического института, декан музыкально-теоретического факультета ЦЕТЕТИСа (позднее ГИТИС). Работал в Пролеткульте (член комиссии по музыкальному воспитанию в трудовых школах). С 1922 преподавал в Музыкальном техникуме имени А.А.Ярошевского, с 1924—на музыкальном отделении единого художественного рабфака. Умер в Москве 7 января 1927 года. Автор музыкальных сочинений, в том числе оперы "Василиса Мелентьевна", Струнного квартета, Сонаты для виолончелло и фортепиано. Литературные сочинения: Практическое руководство к изучению элементарной теории музыки (объяснения, примеры, упражнения, вопросы). Москва., 1909, 9-е издание Москва, 1931; 1000 упражнений по гармонии за фортепиано (до модуляций з далекие строи). Москва, 1910; Вторая тысяча упражнений по гармонии за фортепиано (модуляции в далекие строи — мелодическая фигурация). Москва, 1912: Ключ к 1-й тысяче упражнений по гармонии за фортепиано. Пособие для самостоятельного изучения гармонии. Москва, 1954; Курс элементарной теории музыки в форме упражнений, вопросов и ответов, части 1—2. Москва, 1924.

1883
Франсиско Гарсия Кальдерон
перуанский историк, государственный деятель и дипломат. Представлял Перу на Версальской мирной конференции 1919-1920 гг., в Лиге Наций в 1920 г., 1932-1933 гг. Выполнял ряд дипломатических поручений в странах Западной Европы, был послом в Бельгии. В 1930 г. стал послом во Франции. Представитель консервативного позитивизма и последователь французского историка И. Тэна. В истолковании перуанской действительности рассматривал проблемы национальной жизни во взаимосвязи с историческими судьбами всего американского континента.

1885
Димитриос Левидис
Греческий и французский композитор

1887
Уолтер Коннолли
американский актер.

1887
Роджер Шерман Хор (Генерал Икс; Беннингтон Орт; Лейт. Джон Пиз; Ральф Милн Фарли)
английский писатель и ученый патентовед, автор романов "Радиочеловек", "Радиозвери", "Радиопланета", "Опасная любовь", "Бессмертные", сборников "Скрытая вселенная", "Омнибус времени".

1889
Адриан Боулт
английский дирижер.

1889
Эмиль Фрей
швейцарский пианист и композитор. Ученик Р.Фрейнда, В.Реберга и Л.Дьемера. Премия по композиции Международного конкурса А.Г.Рубинштейна в Санкт-Петербурге (1910). В 1912-1917 гг. профессор Московской консерватории. С 1922 г. профессор консерватории в Цюрихе. Автор оркестровых и фортепьянных произведений, камерных ансамблей и др.

1890
Збигнев Джевецкий
польский пианист. Ученик В.Оберфельта и Р.Беккера. Профессор Высшей музыкальной школы в Варшаве. Ученики: А.Харасевич, Г.Чены-Стефаньска, Я.Экер.

1890
Виктор Шерцингер
американский режиссер и композитор.

Борис Владимирович Тронов  (700x507, 42Kb)
1891
Борис Владимирович Тронов
профессор органической химии химического факультета Томского технологического (политехнического) института (1924-1960 гг.), один из крупнейших химиков Сибири, сделавший ряд открытий в области химии комплексных органических соединений, органического синтеза, теории коксования (1968 г.). Умер 13 декабря 1968 года.

1892
Рихард Иосиф Нейтра (также Нойтра)
американский архитектор, главный представитель Калифорнийской школы современной американской архитектуры, для которой характерно акцентирование горизонтальных плоскостей, кажущихся подвешенными на тонких вертикальных опорах. Нёйтра родился в Вене. Учился в Высших технических школах в Вене и Цюрихе. В годы учебы работал в мастерской известного немецкого экспрессиониста Э.Мендельзона. В 1927 уехал в США, где первый полученный им большой заказ, Лоуэлл-хаус (Дом здоровья, 1929) в Лос-Анджелесе, принес ему международную известность. Архитектор уделял большое внимание связи постройки с окружающей средой. Свобода, с которой он разрабатывал интерьеры своих зданий, свидетельствует о влиянии Ф.Л.Райта. В 1935 для комиссии по образованию в Лос-Анджелесе он разработал проекты школ на открытом воздухе, где каждый класс был обращен внутрь дворика-патио, что стало в дальнейшем предметом подражания; за этим последовал проект жилого комплекса в Сан-Педро в Калифорнии (1943–1944). После 1950 архитектор вместе с Р.Александером построил здания окружного архива в Лос-Анджелесе и посольства США в столице Пакистана Карачи, Национальный мемориал в Геттисберге и два колледжа в США. Умер в Вуппертале (Германия) 16 апреля 1970 года.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку