-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 107937
Комментариев: 6801
Написано: 116407


1 апреля родились...

Пятница, 01 Апреля 2011 г. 07:16 + в цитатник
 (526x699, 58Kb)
1905
Олег Петрович Жаков
русский советский актёр, народный артист СССР (1960). Родился в городе Сарапуле на Урале. Окончил киноотделение Ленинградского техникума сценических искусств (1929). С 1925 снимается в кино. Первая значительная роль - радист Курт Шефер в фильме "Семеро смелых" (1936). В этой и следующих ролях проявилась характерная для Жакова манера исполнения - сдержанность, углублённый психологизм. Играл роли: Ян Драудин ("Мы из Кронштадта", 1936), Тойво Антикайнен ("За Советскую Родину", 1937), Рольф ("Профессор Мамлок", 1938), Пауль ("Болотные солдаты", 1938), Томилин ("Мужество", 1939), Костров ("Подводная лодка Т-9", 1943), Жаворонков ("Март - апрель", 1944), Янис ("Сыновья", 1946), Дудырёв ("Суд"), Гастев ("Путь к причалу", оба в 1962). Создал многоплановые образы отрицательных персонажей - доцента Воробьева ("Депутат Балтики", 1937), Боровского ("Великий гражданин", 1938-1939). Лучшая роль Жакова - Федор Таланов в фильме "Нашествие" (1945; Сталинская премия СССР, 1946). В 1970 сыграл роль Бармина в фильме "У озера" (Государственная премия СССР, 1971). Награжден 3 орденами. Скончался 4 мая 1988 года. Похоронен на Краснослободском кладбище в Пятигорске. Награжден 3 орденами. Литература: 3ак М., Сосновский И., Заслуженный артист РСФСР Олег Петрович Жаков, Москва, 1951.

1905
Аскер Джафарович Измайлов
азербайджанский оператор-постановщик игрового и документального кино. Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1964). Окончил операторский факультет ВГИКа (1936). Дебютировал в 1936 фильмом «Алмас». Снял художественные фильмы: «Кендлиляр» (1940), «Сабухи», «Бахтиар» (оба в 1942), «Огни Баку» (1950), «Последний намаз» (1963). Снимал также документальные фильмы. Умер 13 ноября 1983 года.

1905
Эмманюэль Мунье
французский философ-персоналист. Родился в Гренобле в семье фармацевта. Вопреки воле отца, побуждавшего сына заняться медициной, сделал выбор в пользу философии. Изучал философию под руководством Жака Шевалье и в 1928 получил степень агреже. Преподавал философию в лицеях в Сент-Оме и в Нёйи. Взгляды Мунье формировались под влиянием учения Бергсона, католической мысли, феноменологии, концепции Ш.Пеги и марксизма. Мунье много общался с Ж.Маритеном, Н.Бердяевым, Г.Марселем. В 1930-е годы, осмысляя «тотальный кризис цивилизации», Мунье увидел возможность возрождения духовности в мире в соединении христианских идей с социалистическим движением. В 1932 вместе с группой единомышленников основал журнал «Эспри» («Esprit»), целью которого стало исследование положения человека в мире, выяснение отношений между духовным призванием личности и императивами общества. В журнале разрабатывались ключевые идеи и принципы персонализма, который в понимании Мунье радикально отличается от индивидуализма. Если индивид представляет собой замкнутую в себе абстракцию, не имеющую выхода к окружающему миру, то личность – это открытость миру, другим и Богу; она постоянно ведет с ними диалог. Личность укоренена в мире живого (через тело), непрестанно общается с миром, всегда пребывает в конкретной ситуации, требующей от нее выбора и самопреодоления. Внутри самого вовлечения в мир, в любой ситуации личность должна сохранять свободу и устремленность к бесконечному, к Абсолюту. В этом смысле в личности совершается процесс двоякого рода – трансцендирование и воплощение. Мунье понимал персонализм не как некую философскую систему, а как вдохновение, порыв, способные изменить мир. Способ выхода из кризиса он увидел в духовной революции, открывающей третий путь между капитализмом, ориентированным на материальные ценности, и деспотическим коллективизмом. В 1935 вышел том «Эспри», озаглавленный Революция персоналистская и общностная, где обосновывалась необходимость революции двоякого рода: личностной, происходящей в течение всей человеческой жизни и выражающейся в постоянном самосовершенствовании личности в общении с миром, с другими людьми и с Богом, и общностной, ведущей к установлению справедливого строя и создающей предпосылки реализации христианских идеалов в мире. В этих положениях выразился протест персоналистов против капитализма, в котором они видели общество потребления, сводящее существование к материальной жизни и деструктивное по отношению к личности. С 1935 Мунье преподавал во французском лицее в Брюсселе. В 1940 обосновался в Лионе, чтобы подготовить издание «Эспри» в южных областях Франции. В июне 1941 журнал был запрещен. Во время войны Мунье участвовал в движении Сопротивления; на процессе по делу подпольной организации «Борьба» в Лионе в октябре 1942 ему был вынесен оправдательный приговор за недоказанностью обвинения. В декабре 1944 издание «Эспри» было возобновлено, и на его страницах Мунье и его сподвижники продолжили исследование проблем культурного и политического возрождения мира, вели дискуссии с представителями иных философских ориентаций, в том числе экзистенциализмом и марксизмом. Считая марксистскую критику капитализма справедливой, Мунье полагал, однако, что коллективизм должен быть персонализирован. Он говорил о необходимости строя с частичной коллективной собственностью, где труд представлял бы собой не товар, а творчество, где экономика была бы поставлена на службу этике. Разделяя некоторые идеи анархизма, в частности Прудона, Мунье подчеркивал значение федерализма, повышения роли местных властей, ослабления государства ради развития непосредственных отношений между гражданами. В то же время, в отличие от анархистов, Мунье признавал необходимость политической власти, способной ограничить, когда это потребуется, власть государства. В предлагаемом персонализмом плюралистическом обществе власть должна исходить от личностей, от всего народа как источника авторитета и содействовать общему благу. Мунье выдвигал и идеи персоналистского интернационализма, говоря о создании мирового сообщества, отвечающего требованиям всеобщего блага и ведущего к установлению мира между людьми. Среди других работ Мунье – Концепция Шарля Пеги (La pensée de Charles Péguy, 1931); От капиталистический собственности к собственности человеческой (De la propriété capitaliste à la propriété humaine, 1936); Манифест персонализма (Manifeste au service du personnalisme, 1936); Анархия и персонализм (Anarchie et personnalisme, 1937); Христианское столкновение (L'affrontement сhrétien, 1944); Трактат о характере (Traité du caractère, 1946); Введение в экзистенциализмы (Introduction aux éxistentialismes, 1947); Персонализм (Personnalisme, 1949); Путевые заметки (Carnets de route, t. 1–2, 1950–1951). Посмертно изданы: Сочинения (Oeuvres, t. 1–4, 1961–1964). Умер Мунье в Париже 22 марта 1950 г.

1905
Мария Николаевна Смирнова
советский кинодраматург (сценарии филмов "Бабы", "Сельский учитель"). Родилась в селе Самойкино (ныне Новоспасский район Ульяновской области). В 1922—1923 годах училась в Самарском педагогическом институте. Учительствовала в Оренбургской губернии. В 1927 году окончила ГТК (мастерская Л. В. Кулешова). Основная тема творчества автора — становление характера человека, гражданский долг, высокий трудовой подвиг, воспитание новой морали. Герои её произведений — люди обыкновенные,внешне не примечательные, но обладающие большой духовной красотой. Речь персонажей индивидуализирована, насыщена глубоким подтестом. Композиционно сценарии строятся вокруг судьбы главных героев, развитие центрального характера объединяет эпизоды, часто разделённые временем и местом действия, в единое целое. Автор пьесы «Подвиг» (1947). Умерла 4 мая 1993 года.

1905
Винфрид Циллиг
немецкий композитор, дирижер.

1905
Гастон Эйкенс
бельгийский государственный и политический деятель, доктор экономических, политических и социальных наук. Учился в Лувенском и Колумбийском университетах. С 1931 г. - профессор Лувенского университета. С 1939 г. - депутат парламента. Один из лидеров Социально-христианской партии. В 1945, 1947-1949 гг. - министр финансов (в 1947-1949 гг. - одновременно заместитель премьер-министра), в 1949-1950, 1958-1961, 1968-1972 гг. - премьер-министр, в 1950 г. - министр экономики, в 1965-1966 гг. - министр-координатор по вопросам финансов и бюджета.

1906
Константин Иванович Рождественский
советский мастер оформительского искусства, заслуженный деятель искусств РСФСР (1963), член-корреспондент Академии Художеств СССР (1962). Родился в Томске. Учился в Ленинградском институте художественной культуры (1923—27). Разрабатывая методы выставочной экспозиции, Рождественский
тяготеет к масштабным, пространственно многоплановым решениям, нередко основанным на синтезе искусств. Участник оформления советских павильонов на Всемирных выставках в Париже (1937, Гран при выставки) и Нью-Йорке (1939). Главный художник советских павильонов на Всемирных выставках в Брюсселе (1958, Гран при выставки) и Осаке (1970), советских национальных выставок в Нью-Йорке (1959), Париже (1961) и др. Работает также как театральный художник. Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Умер в 1999 году. Сочинения: Ансамбль и экспозиция, [Ленинград, 1970].

 (487x699, 39Kb)
1906
Александр Сергеевич Яковлев
советский конструктор авиационной техники. Родился в городе Москве в семье служащего. Русский. Отец служил начальником транспортного отдела в нефтяной фирме «Товарищество братьев Нобель». Мать была домохозяйкой. В 1914 году поступил в приготовительный класс частной мужской гимназии Н.П.Страхова. После Октябрьской революции гимназия была объединена с женской школой, стала государственной и получила название «Единая трудовая школа 2-й ступени». В школе проявился интерес к технике и, в частности, к авиации. В 1921 году построил летающую модель планера и успешно испытал ее в школьном зале. В школе нашлись и другие энтузиасты, и в 1922 году Александр организовал авиамодельный кружок. Не бросая школы, в 1919—1922 годах работал курьером, затем учеником в архиве, секретарем начальника отдела в Главтопе — организации, распределявшей все виды топлива. В августе 1923 году, после окончания школы, организовал первую в городе Москве школьную ячейку Общества друзей воздушного флота — ОДВФ. Энтузиасты авиации, а их в школе набралось около 60 человек, строили модели, а потом приступили к изготовлению планера. С 1924 года Яковлев работал сначала рабочим, затем мотористом летного отряда Академии Воздушного Флота (АВФ) имени Н.Е.Жуковского .В том же году построил свой первый летательный аппарат - планер АВФ-10. Несмотря на многочисленные просьбы и обращения, в академию его не брали, ввиду «не пролетарского происхождения». В 1927 году Яковлев построил свой первый самолет - АИР-1 (ВВА-1). В июле 1927 на этом самолете были установлены первые советские мировые рекорды - дальности (1420 км) и продолжительности (15 ч 30 мин) полёта. За эти достижения А.С.Яковлев был зачислен слушателем в Военно-воздушную академию вне конкурса. Во время учебы в Академии А. С. Яковлев не переставал заниматься постройкой самолётов. За 1927—1931 гг. под его руководством было создано 8 типов самолётов — от АИР-1 до АИР-8, один из которых (АИР-6) строился большой серией. В 1931 году, по окончанию учебы в академии, поступил инженером на авиазавод № 39 имени Менжинского, где в августе следующего года организовал группу лёгкой авиации - свое будущее конструкторское бюро. Группа энтузиастов, работавшая под руководством А.С.Яковлева, добилась признания и в январе 1934 года была переведена из «Осовиахима» в государственную авиапромышленность как самостоятельное конструкторско-производственное бюро, вскоре ставшее заводом № 115. Первый самолёт, созданный на новом месте, АИР-9, осенью 1934 года был показан на Парижском авиационном салоне. Позднее на его базе был создан самолёт УT-2 первоначального обучения для лётных школ ВВС и аэроклубов, выпускавшийся в 1938-1948 годы. В 1935 году А.С.Яковлев стал главным конструктором. В последующие годы в 0КБ было создано еще несколько легких спортивных самолетов: УТ-1, АИР-11 и АИР-12. В 1939 году ОКБ построило свою первую боевую машину — двухмоторный бомбардировщик ББ-22 (Як-2 и Як-4), скорость которого превышало скорости лучших истребителей того времени. Як-2 и Як-4 строились серийно. В января 1940 года одновременно работал заместителем наркома авиационной промышленности по опытному самолетостроению и науке 13 января 1940 года поднялся в воздух истребитель И-26 (Як-1). Самолет получил высокую оценку, а главный конструктор стал одним из первых Героев Социалистического Труда. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1940 года за выдающиеся заслуги в деле создания авиационной техники Яковлеву Александру Сергеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением Золотой медали «Серп и молот» и ордена Ленина. В годы Великой Отечественной войны на основе Як-1 были созданы Як-7 (1941), Як-9, Як-3 (1943) и свыше 30 их серийных вариантов и модификаций — всего более 30 тысяч самолетов. Они составляли две трети выпущенных в период войны истребителей. Каждый “як” имел ряд модификаций, отличающихся лучшими характеристиками. Замена в конструкции древесины на металл, улучшение аэродинамики позволили увеличить скорость полета. У последней модификации Як-3 она была до 720 км/ч, он же был самым легким истребителем Второй мировой войны. Усиливалось вооружение, от 20 мм пушек на Як-1 до 37 мм и 45 мм на Як-9. Увеличивалась дальность полета, до 2200 км у Як-9ДД. До июля 1946 года А.С.Яковлев, руководя ОКБ, одновременно работал заместителем наркома авиационной промышленности по опытному самолетостроению и науке (в 1946 году — заместителем министра по общим вопросам). В 1946 году ему было присвоено звания генерал-полковника. С 1956 года и до выхода на пенсию С.А.Яковлев - генеральный конструктор ОКБ. В послевоенный период произошло перевооружение авиации реактивной техникой. Истребитель Як-15 стал первым реактивным самолетом, поступившим на вооружение в СССР. За ним последовали Як-17УТИ, Як-23, Як-25 - первый советский всепогодный перехватчик, высотный Як-25РВ, первый сверхзвуковой разведчик Як-27Р, семейство сверхзвуковых самолетов Як-28, включая первый советский сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик. Поступили на вооружение десантные аппараты — планер Як-14 и вертолет Як-24 — самый грузоподъемный в мире в 1952-1956 годы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года за выдающиеся заслуги в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм Яковлев Александр Сергеевич награждён второй золотой медалью «Серп и Молот». Стал дважды Героем Социалистического Труда. Наряду с боевыми самолетами яковлевское ОКБ выпускало технику и гражданского назначения. Было создано целое поколение легкомоторных самолетов: учебно-тренировочные Як-11 и Як-18, многоцелевой Як-12, первые в СССР реактивные учебно-спортивные самолеты Як-30 и Як-32 . Выступая с 1960 года на Як-18П, Як-18ПМ, Як-18ПС и Як-50 советские летчики неоднократно завоевывали первые места на чемпионатах мира и Европы по высшему пилотажу. С 1968 года перевозит пассажиров Як-40 — единственный советский самолет, сертифицированный по западным нормам летной годности и закупавшийся Италией, ФРГ и другими странами. Позднее создан 120-местный Як-42, отличавшийся высокой экономичностью. В 1967 г. на параде в Домодедово демонстрировался первый советский самолет вертикального взлета и посадки Як-36 , а с 1976 г. на вооружении крейсеров класса «Киев» поступали боевые самолеты вертикального и короткого взлета и посадки Як-38 - первые в мире палубные СВВП. 21 августа 1984 г. А.С.Яковлев ушел на пенсию в возрасте 78 лет. Всего под руководством Александра Сергеевича Яковлева было создано свыше 200 типов самолетов, из них более 100 серийных, на которых в разное время было установлено 86 мировых рекордов. Самолёты ОКБ были отмечены Ленинской (1971), Государственной (1977) и шестью Сталинскими премиями (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1948). Жил в городе-герое Москве. Скончался 22 августа 1989 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище города Москвы. Награжден десятью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями; французским орденом Почётного легиона. Кроме того, ему была присуждена Золотая авиационная медаль FAI.
 (472x698, 156Kb)
Бронзовый бюст установлен в Москве (Северный АО, Чапаевский парк, Ленинградский проспект).
 (442x699, 97Kb)
На доме, где он жил, открыта мемориальная доска (Северный АО, Ленинградский проспект, дом 71). Его именем в 2006 году названа улица в Северном АО города Москвы. В 1990 году имя авиаконструктора Яковлева присвоено конструкторскому бюро, которым он руководил много лет. Самолеты с маркой «Як» остаются достойным памятником конструктору. Автор книг: Рассказы авиаконструктора; Цель жизни (записки авиаконструктора); 50 лет советского самолетостроения; Советские самолеты.

1908
Юрий Сергеевич Бирюков
советский композитор. Родился в Москве. В 1936 году окончил Московскую консерваторию по классу композиции Н.Я.Мясковского и по классу фортепиано С.Е.Фейнберга. С 1939 года преподавал композицию в музыкальной школе при Московской консерватории. Среди сочинений: оперы – «Барышня-крестьянка» (1947), «Кавалер Золотой Звезды» (постановка 1956); балеты (даты постановок) – «Сольо» (1942), «Последний бал» (1962), «О космонавтах» (1962); для оркестра – симфония (1935), баллада (1940) и др.; для малого симфонического оркестра – 2 сюиты на югославские темы (1955); концерт для фортепьяно с оркестром (1945); пьесы для фортепьяно, романсы, детские песни; музыка для театра и кино.Автор музыки двух оперетт, симфонической и инструментальной музыки, вокальных циклов на стихи Пушкина, Лермонтова и Шевченко, романсов и песен на стихи В.Лебедева-Кумача, С.Городецкого, И.Сельвинского, А.Фатьянова и др.; музыки к спектаклям (около 40) и кинофильмам ("Дом, в котором я живу", "Жди меня", "Воздушный извозчик", "Барышня крестьянка", "Отчий дом" и др.). Особую популярность получила песня на стихи Алексея Фатьянова "Тишина за Рогожской заставою". Умер в январе 1976 года.

1908
Кирилл Викторович Бобровников
российский художник. С 1945 г. на Киевской киностудии научно-популярных фильмов. Оформил фильмы: «Ошибка Наташи Никитиной», «Секрет успеха», «Украинское народное творчество», «Берегите зрение», «Правда о мощах», «Люди большой мечты», «Они должны слышать», «Долголетие», «На границе жизни», «От двух до семи», «Думают ли животные?», «Социальная психология личности», «Алгоритм смеха», «Экономика – главная политика», художественный фильм «Алмазная тропа».

1908
Фумио Камэи
японский режиссер. В 1928-1933 гг. учился в ГИКе (Москва). Вернувшись на родину, он по заказу Службы информации должен был снять документальный фильм о победах японских войск в Китае. Но эти его фильмы – «Шанхай», «Нанкин», «Пекин» (1937-1938) – стали обвинительными атаками против японской военщины. Он уехал в Китай, где снял фильм «Солдаты в бою» (1939) о жизни японской армии в Китае. По возвращении в Японию снял документальный фильм «Синано Фудоки» (1940), в котором показал материальное и духовное обнищание японских крестьян. Из-за постановки этой картины он подвергся тюремному заключению и был вынужден на время прекратить работу в кино. В 1947 г. он поставил (совместно с С. Ямамото) антивоенный фильм «Война и мир», в 1951 г. – фильм «Жизнь одной женщины», в 1953 г. – фильм «Женщина идет по земле». С 1954 г. возглавляет компанию по производству документальных фильмов «Нихон докюмэнто фируму», где поставил фильмы «Хорошо жить» (1956), «Мир под знаком страха» (1957), «Все люди братья» (1960), «Сунугава – кровавая хроника» (1956), «Тихий метод строительства» (1963) и др.

1908
Николай Леонидович Кульчицкий
украинский оператор. Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1983). Родился в селе Суботцы (ныне — Кировоградская область). Окончил операторское отделение Одесского кинотехникума (1929), учился в аспирантуре Киевского киноинститута (1930—1933). С 1928 года — оператор-постановщик ВУФКУ (Одесса) и Киевской киностудии имени А.Довженко (1934—1983, с перерывами). Имеет авторские свидетельства за технологические разработки операторской техники. Первые самостоятельные работы – документальные очерки и учебные фильмы: «Советская Молдавия» (1929), «25 000» (1930) и др. Один из первых в Украине начал осваивать съемки звуковых и цветных фильмов. С 1934 г. (с перерывами) работал на Киевской киностудии художественных фильмов. Снял художественные фильмы: «Сорочинская ярмарка» (1939) и «Майская ночь» (1941) – оба совместно с Г.Александровым, «В один прекрасный день», «Иван Франко» (оба в 1956), «Киевлянка» (1958-1959), «Небо зовет» (1959), «Нет неизвестных солдат» (1965). Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1983). Умер в Киеве 24 сентября 1992 года.

 (589x699, 64Kb)
1908
Абрахам Харольд Маслоу (настоящее имя - Абрам Маслов, Abraham Maslow)
американский психолог. Родился в Нью-Йорке. Окончил Сити-колледж Нью-Йорка и Висконсинский университет. Преподавал психологию в Висконсинском университете, Бруклинском колледже и университете Брандейса. В 1967 и 1968 Маслоу избирался президентом Американской психологической ассоциации. Основные идеи Маслоу изложены в работе Мотивация и личность (Motivation and Personality), опубликованной в 1954. В противовес детерминистским учениям, фрейдизму и бихевиоризму Маслоу подчеркивал роль свободы и способности человека к самоактуализации. Согласно Маслоу, человеческая природа включает определенную иерархию потребностей, которые имеют генетическое происхождение. Многие люди не догадываются об их существовании, и их неудовлетворение приводит к эмоциональным расстройствам и патологии. Здоровый индивид постоянно продвигается в направлении зрелости и самоактуализации. К наиболее глубинным потребностям относятся физиологические – потребности в воздухе, воде, пище, укрытии, сне и воспроизведении. За ними следуют потребности в безопасности и защите. Почувствовав себя в безопасности, человек стремится удовлетворить жажду любви, самоуважения и уважения со стороны окружающих, принадлежности к определенной социальной группе. Кроме основных потребностей существуют потребности высшего уровня – правда, порядок, справедливость, красота, единство, легкость достижения цели и самодостаточность. Маслоу написал более 100 статей. За его второй книгой К психологии бытия (Towards A Psychology of Being), вышедшей в 1962, последовали другие – Религии, ценности и предельные переживания (Religions, Values, and Peak Experiences, 1964), Эвпсихическое управление (Eupsychian Management, 1965) и Психология науки (The Psychology of Science, 1966). Умер в Менло-Парк (штат Калифорния) 8 июня 1970 года.

1908
Арменак Георгиевич Назаров
российский ученый в области механики, академик Академии Наук Армянской ССР (с 1960, член-корреспондент с 1945). Окончил Грузинский политехнический институт (1932 г.). В 1929-1941 гг. работал в Закавказском институте сооружений, в 1941-1946 гг. - в Академии Наук Грузинской ССР, с 1946 г. работал в Институте геофизики и инженерной сейсмологии Академии Наук Армянской ССР (с 1961 г. - директор). Основные исследования посвящены математическим методам в механике, операционному исчислению. Заслуженный деятель науки и техники Армянской ССР (1958).

1908
Лев Эммануилович Разгон
советский писатель, критик, правозащитник. Узник ГУЛАГа. Один из основателей Общества «Мемориал». Родился в городе Горки Могилёвской губернии в семье рабочего. В 1922 году переехал в Москву. В 1932 г. окончил исторический факультет Московского государственного педагогического института имени В.И.Ленина. В том же году вступил в ВКП(б). Два года проработал в спецотделе НКВД, которым руководил его тесть Г.И.Бокий. После окончания института стал работать в только что созданном (9 сентября 1933) Детиздате ЦК ВЛКСМ (в настоящее время издательство «Детская литература»). Сотрудник НКВД с 1933 года. В апреле 1938 года арестован. Провёл в лагерях 17 лет. Освобождён в 1955 году. Реабилитирован, восстановлен в партии. После освобождения вернулся к работе редактора, одновременно занимаясь созданием книг о путешественниках и учёных для детей. Тогда приступил к написанию мемуарной прозы, которая стала издаваться только в конце 1980-х и принесла ему широкую известность. В 1993 году подписал «Письмо 42-х». Был много лет членом Комиссии по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации. Умер в Москве 8 сентября 1999 года. Похоронен на Востряковском кладбище.

1908
Георгий Александрович Цветков
российский оператор и режиссер. В 1929 г. начал работать помощником оператора в акционерном обществе «Кино-Сибирь» (Новосибирск). В 1930-1941 гг. – оператор Сибирской кинофабрики «Союзкино». В годы войны был оператором Дальневосточного фронта. Автор-оператор фильмов: «Озеро Телецкое» (1940), «Гигант Заполярья» (1945); режиссер-оператор фильмов: «У моря Обского» (1957), «Магистраль в тайге» (1958), «В тайге Сибирской» (1960), «Донник на засоленных землях Сибири» (1965).

1909
Мария Александровна Призван-Соколова (настоящая фамилия - Вейсбрем)
российская актриса, народный артист РСФСР (1978). С 1931 г., по окончании ленинградской Первой художественной студии, в Большом драматическом театре (БДТ). Дебютировала в роли Глаши («Разлом» Б.А.Лавренева). Характерная и бытовая актриса, она сыграла огромное количество эпизодических ролей в классическом и современном репертуаре. Среди ролей: Раввинша («Метелица» В.Ф.Пановой), Акулина Ивановна («Мещане» М.Горького), Брешко-Брешковская («Правду! Ничего, кроме правды!» Д.Аля), мать Саввы Морозова («Третья стража» Г.А.Капралова и С.И.Туманова), Тэкле («Ханума» А.А.Цагарели), Юзе («Молодая хозяйка Нискавуори» X.Вуолийоки), Женщина с подвязанной щекой («Дачники» Горького), Ильинична («Тихий Дон» по М.А.Шолохову), Войницкая («Дядя Ваня» А.П.Чехова), Старуха [«Сад без земли» («Сестры») Л.Н.Разумовской], Матрена («За чем пойдешь, то и найдешь» А.Н.Островского), Федосья («Последние» Горького), Маргарита («Отец» А.Стриндберга). В 1961-1968 гг. преподавала в ЛГИТМиКе, в 1963-1965 гг. в студии при БДТ. В театральном кружке ленинградской 239-й школы под ее руководством начинали играть А.Б.Фрейндлих, О.В.Волкова и др. Умерла в 2001 году.

 (520x699, 53Kb)
1910
Сергей Николаевич Анохин
лётчик-испытатель. Родился в городе Москве в семье служащих. По национальности русский. В 1926 году окончил 7 классов средней школы в Замоскворечье. После окончания школы работал разнорабочим: укладчиком шпал на железной дороге, слесарем на электроподстанции, колол лёд на улицах. В 1928 году Сергей Анохин окончил автомобильные курсы и стал работать шофёром автобуса. Однажды старший брат Леонид выиграл по осоавиахимовской лотерее лыжи и подарил билет Сергею. Он пошёл за лыжами и узнал, что среди выигрышей есть и полёт над Москвой на самолёте. Недолго думая, Сергей поменял лыжи на полёт. По меткому выражению Ярослава Голованова, «так состоялся самый крупный выигрыш в истории всех наших лотерей: советская авиация “выиграла” Сергея Анохина». Вскоре он подал заявление в Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, но не прошёл медкомиссию. Тогда Сергей решил заняться планеризмом. В 1929 году он начал летать на планере ИТ-4бис, построенном в кружке планеристов при клубе имени Кухмистерова. В 1930-м окончил Московскую планерную школу. После этого, продолжая работу в автобусном парке, он занимается подготовкой планеристов в Московской планерной школе. С января 1931 года С.Н.Анохин – в Высшей лётно-планерной школе (ВЛПШ) в Коктебеле. В ноябре того же года он закончил её и, как один из лучших выпускников, был оставлен в ней командиром учебного лётного отряда. В 1932 году Сергей Николаевич заканчивает Центральнуюлётную школу Осоавиахима в Тушино, а в 1933-м – Высшую парашютную школу. Таким образом, С.Н.Анохин стал универсалом: он освоил прыжки с парашютом, а также полёты как на планерах, так и на самолётах. 1 сентября 1933 года на планерных состязаниях в Коктебеле Сергей Николаевич впервые в термических потоках на планере обогнул гору Карадаг. 15 сентября того же года установил всесоюзный рекорд продолжительности полёта на одноместном планере – 15 часов 47 минут (на планере ПС-1). 1934 год стал знаменательным в биографии Сергея Николаевича. В мае 1934 года он участвует в первом буксировочном перелёте трёх планеров Г-9 за самолётом Р-5 (пилоты планеров – С.Н.Анохин, Н.Я.Симонов, И.И.Шелест; пилот Р-5 – Н.Д.Федосеев). Аэропоезд стартовал из Москвы 22 мая 1934 года и вскоре с промежуточными посадками достиг Коктебеля. 2 октября 1934 года С.Н.Анохин выполнил исключительный по смелости эксперимент по испытанию планера «Рот-Фронт-1» с преднамеренным разрушением в воздухе. Эксперимент был задуман учёными и конструкторами ЦАГИ. По расчётам известного учёного-аэродинамика В.П.Ветчинкина планер должен был разрушиться на скорости 220 км/час. По мнению другой группы учёных (в числе которых был и конструктор планера О.К.Антонов) это должно было произойти на скорости около 300 км/час. При испытании в воздухе планер разрушился на скорости, очень близкой к той, которую рассчитал В.П.Ветчинкин. С.Н.Анохин благополучно спасся на парашюте. 18 октября 1934 года Сергей Николаевич устанавливает всесоюзный рекорд продолжительности полёта – 32 часа 11 минут (на планере Г №2). Тогда же, в октябре 1934 года, С.Н.Анохин выполняет экспериментальный прыжок с парашютом со сверхнизкой высоты методом срыва на планере «П.П.Постышев» и устанавливает всесоюзный рекорд высоты полёта – 2340 метров (на планере Г №2). В 1934 году в Феодосии вышел «Курс учебно-лётной подготовки ВЛПШ», написанный С.Н.Анохиным и Н.Я.Симоновым, в котором они обобщили и подвели итог большой предварительной учебной работы в школе. В этом же году Сергею Николаевичу присвоено звание «Мастер планерного спорта СССР», а в 1935-м за большие заслуги в развитии планеризма он удостоен Грамоты ЦИК СССР. А было ему в то время всего 25 лет! В те годы в ВЛПШ обучалась группа турецких планеристов, среди которых находилась и приёмная дочь президента Турции Ататюрка – Сабиха Гёт Чен. Турки освоили парение на планере,прыжки с парашютом. Затем Ататюрк обратился к правительству СССР с просьбой направить в Турцию инструкторов ВЛПШ для организации общества “Турецкая птица” (аналог нашего Осоавиахима) и обучения турок планеризму и парашютным прыжкам. Для этого в Турцию были командированы инструкторы ВЛПШ С.Н.Анохин и М.Ф.Романов. Они отбыли из Одессы 11 апреля 1935 года. Вскоре в Турцию приехала жена Сергея Николаевича – известная планеристка Маргарита Карловна Раценская (в своё время она была его ученицей в ВЛПШ). Командировка планировалась на 3 месяца. Однако домой семья Анохиных вернулся лишь вянваре 1940 года – через 57 (!) месяцев разлуки с Родиной. Они обучали турок полётам на самолётах, планерах, прыжкам с парашютом, авиамоделизму; ими было подготовлено несколько сотен пилотов. С.Н.Анохин даже научился бегло разговаривать на турецком языке. Там же, в Анкаре, в декабре 1937 года, у семьи Анохиных родился первенец – сын Сергей. После возвращения в СССР Сергей Анохин работает в Центральном аэроклубе в Тушино: сначала командиром планерного звена (январь-март 1940), потом – командиром планерного отряда (март1940-сентябрь 1941). В 1940 году у С.Н.Анохина при выполнении пилотажа на планере отвалился элерон. Сложилась критическая ситуация: планер практически потерял управление. Однако лётчик сумел выполнить благополучную посадку. С сентября 1941 года Сергей Николаевич – командир планерной авиаэскадрильи Центрального аэроклуба. В ноябре 1941 года С.Н.Анохину присвоено звание «Мастер парашютного спорта СССР». С декабря 1941 года Сергей Николаевич– в армии, ему присвоено воинское звание «старший лейтенант». Он назначен командиром отряда испытательной авиа эскадрильи Воздушно-десантных войск и проводит испытания десантной техники на Опытно-испытательном полигоне ВДВ в Медвежьих Озёрах. В одном из полётов на планере в 1942 году в воздухе сорвалась обшивка с центроплана и разрушилась проводка управления элеронами. Создалась критическая ситуация. Однако С.Н.Анохин небросил опытную машину и сумел мастерски выполнить посадку. Зимой 1942 года у самолёта-буксировщика СБ, пилотируемого Сергеем Николаевичем, оторвалась от ограничительного троса лыжа. Лётчик сумел благополучно посадить самолёт. К сожалению, так было не всегда. В том же 1942-м, при испытаниях планера А-7 на штопор, С.Н.Анохин был вынужден воспользоваться парашютом. В августе-сентябре 1942 года С.Н.Анохин проводит испытания планера А-40, предназначенного для десантирования по воздуху лёгкого танка Т-60 методом буксировки за самолётом. Для этого к танку крепились крылья и хвостовое оперение. Было выполнено несколько подлётов и один полёт на буксире за самолётом ТБ-3 (2 сентября 1942 года). Однако мощности моторов ТБ-3 для длительной буксировки (даже со снятой башней танка) оказалось недостаточно, и лётчик П.А.Еремеев был вынужден произвести отцепку А-40. С.Н.Анохин благополучно произвёл посадку на Быковском аэродроме (взлёт производился с аэродрома ЛИИ, расположенного примерно в 5 километрах от Быково). Испытания были прекращены. Параллельно с испытательной работой Сергей Николаевич участвует в боевых действиях в должности командира лётного отряда 19-й гвардейской воздушно-десантной бригады на Калининском фронте. В течение 1942-1943 годов он совершил несколько боевых вылетов в тыл врага к партизанам на планерах, доставляя им боеприпасы, медикаменты, продукты. В апреле 1943 года С.Н.Анохиным и лётчиком Ю.Желютовым был выполнен единственный за время Великой Отечественной войны взлёт планера с партизанского аэродрома. Обычно планеры после выполнения перелёта к партизанам уничтожались, а пилоты планеров возвращались на самолётах. Но в тот раз это правило было нарушено. Несмотря на ограниченные размеры партизанского аэродрома и загрузку планера (на нём находились раненые партизаны, которых было необходимо срочно доставить в госпиталь), Сергеем Николаевичем был мастерски произведён взлёт на коротком тросе за самолётом СБ. Жизнь раненых была спасена. За этот подвиг С.Н.Анохин получил свою первую награду – орден Красного Знамени. В июне 1943 года по личному распоряжениючлена Государственного Комитета Обороны Г.М.Маленкова С.Н.Анохин откомандирован в Лётно-исследовательский институт для проведения испытаний самолёта «302» – одного из первых истребителей-перехватчиков с ЖРД. Ксожалению, из-за недоведённости двигателя самолёт был испытан лишь в планерном варианте. В сентябре 1943 года С.Н.Анохин переходит в ЛИИ на постоянную работу. 5 октября 1943 года, при проведении испытаний самолёта, снабжённого турбокомпрессором для повышения высотности, в воздухе загорелся мотор. Несмотря на пожар, Сергей Николаевич выполнил посадку горящего самолёта на свой аэродром и уже на пробеге покинул кабину горящего самолёта. Пожар был ликвидирован, опытный самолёт спасён. 15 мая 1944 года С.Н.Анохин выполняет первый полёт самолёта Як-7Б с прямоточным воздушно-реактивным двигателем ДМ-4с, и проводит его испытания. В это жевремя он проводит лётные исследования по влиянию перегрузки на организм и работоспособность лётчика в полёте; выполняет ряд испытательныхполётов на высотном самолёте-перехватчике Як-3ПД на высотах более 13000 метров. Сложность этих полётов заключалась в отсутствии герметичной кабины на самолёте. В марте 1944 года С.Н.Анохину присвоена квалификация «лётчик-испытатель 3-го класса», в июле 1945-го – «лётчик-испытатель 2-го класса». 17 мая 1945 года С.Н.Анохин выполнял контрольные испытания истребителя Як-3 на прочность. Разрушение самолёта не предусматривалось, но и не исключалось. Надо было сделать 12 режимов с перегрузками. На третьем режиме Сергей Николаевич не включил самописец. Получалось, что придётся выполнять 13 режимов. Число «13» оправдало свою недобрую славу: на пятом режиме у самолёта отломилось крыло. Лётчику стоило огромных усилий и самообладания сбросить фонарь и выпрыгнуть с парашютом из беспорядочно падающего к земле самолёта. С.Н.Анохин получил тяжёлые ранения и потерял левый глаз. Через два месяца, после выхода из госпиталя, перед лётчиком стал выбор дальнейшего жизненного пути. Решение однозначно: только летать! И начинаются долгие месяцы усиленных тренировок. С.Н.Анохин всячески разрабатывает глубинное зрение. И эти усилия оказались не напрасны. Уже в декабре 1945 года он возвращается к лётно-испытательной работе в ЛИИ исразу же подключается к проведению самых сложных и ответственных испытаний. В 1947–1948 годах совместно с С.Амет-Ханом и Н.С.Рыбко он проводит испытания летающих лабораторий ЛЛ-1 (с прямым крылом) иЛЛ-2 (с крылом обратной стреловидности в 30°) конструкции П.В.Цыбина. Эти летающие лаборатории буксировались на высоту, а после расцепки переводились в пикирование (угол – 45°) свключением порохового двигателя (на 15секунд). Для изменения центровки применялись заполняемые водой баки в фюзеляже ЛЛ. В полётах была достигнута максимальная скорость, равная М=0,87 (на ЛЛ-2). Во время этих испытаний был получен большой экспериментальный материал по измерению аэродинамических характеристик, распределению давления по крылу и оперению на околозвуковых скоростях. В полётах также проводилось исследование перемещения скачков уплотнения по крылу. В августе 1947 года С.Н.Анохину присвоена квалификация «лётчик-испытатель 1-го класса», а в 1949 году – воинское звание «полковник». В 1947 году С.Н.Анохин прикомандировывается к ОКБ А.С.Яковлева. Там он выполняет первые полёты и проводит испытания Як-25 (2 ноября 1947), Як-30 (8 сентября 1948), Як-23УТИ (29 марта 1949), Як-50 (9 августа 1949); участвуетв испытаниях Як-19 и Як-20. 22 марта 1950 года на самолёте Як-50 С.Н.Анохиным была достигнута рекордная в стране скорость у земли – 1170 км/час (М=0,98). Одновременно с работой в ОКБА.С.Яковлева С.Н.Анохин проводит испытания 2-го и 3-го экземпляров МиГ-15 (в 1948 году), а также Су-15 (в 1949 году). 3 июня 1949 года при проведении испытаний Су-15 ему пришлось покинуть самолёт из-за возникших вибраций. Катапульта не сработала, и лётчик был вынужден вручную сбрасывать фонарь кабины. Когда это не удалось, С.Н.Анохин, проявив завидную выдержку и хладнокровие, сумел выбраться из кабины в образовавшееся пространство между фонарём и бортом самолёта, и благополучно выпрыгнуть с парашютом. Летом 1949 года Сергей Николаевич провёл скоростные рулёжки первого отечественного сверхзвукового (по расчётам) самолёта Су-17 («Р»). Из-за закрытия ОКБ П.О.Сухого работы по этомусамолёту были прекращены. С.Н.Анохин также принимал участие виспытаниях самолётов Су-11 (1947 год), Як-16 (1947 год), И-215 (1948 год), Ла-174 (1948 год), И-320 (“Р-2”) (1950 год), Як-11У (1951 год), Як-18У (1951 год). В 1951 году Сергей Николаевич принимает участие в испытаниях уникальной системы «Бурлаки». Эта система была разработанадля увеличения дальности полёта истребителей для сопровождения стратегических бомбардировщиков. Пилот МиГ-15бис в полёте производил сцепку со специальным тросом, который выпускал Ту-4, затем выключал двигатель и продолжал полёт в безмоторном режиме. В феврале 1951 года Сергей Николаевич был представлен к званию Героя Советского Союза, однако представление не было реализовано. В 1951-1953 годах совместно с С.Амет-Ханом, Ф.И.Бурцевым и В.Г.Павловым Сергей Николаевич проводит испытания пилотируемого аналога самолёта-снаряда КС («Комета-3»). Самолёт-аналог (его называли К) был предназначен для отработки самолёта-снаряда КС типа «воздух-корабль» в пилотируемом режиме. Аналог подвешивался подсамолёт Ту-4КС, самолёт-носитель набирал 3000 метров, после чего отцеплял самолёт-аналог. После отцепки автоматика включала двигатель, и самолёт-снаряд летел на цель. Лётчик должен был контролировать работу автоматической системы и, в случае её отказа, переключить управление на себя. При подходе кцели автоматика выключалась, и самолёт-снаряд приземлялся на аэродром. За проведение этих испытаний Сергея Николаевичу 3 февраля 1953 года было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 10865). Он также был удостоен Сталинской премии 2-й степени (позже переименованной в Государственную премию СССР). Всё это время С.Н.Анохин не порывает связи с планерным спортом. Он руководит планерной секцией Совета ДОСААФ, участвует во Всесоюзных планерных состязаниях. За выдающиеся достиженияв авиационном спорте в 1950 году Сергею Николаевичу присвоено звание «Заслуженный мастер спорта СССР», в 1951-м – звание «Судья всесоюзной категории по планеризму», а в 1956 году он удостоен диплома Тиссандье, присуждаемого ФАИ, что свидетельствует о мировом признании заслуг С.Н.Анохина. Во второй половине 1950-х годов СергейНиколаевич занимается испытаниями самолётов Ту-104 (1956 год), Як-26 (1956 год), Як-28 (1958 год), проводит испытания МиГ-19 на динамический потолок (1953 год), МиГ-21Ф на штопор. В 1957 году С.Н.Анохин совместно с Г.М.Шияновым проводит испытания СМ-30 –системы запуска самолёта МиГ-19 с наземной катапульты. В ходе этих испытаний он выполняет 2 старта (27 мая и 3 июня 1957 года) на самолёте с подвесными баками. После нескольких катастроф самолётовТу-104, причины которых так были неясны, в 1958 году Сергеем Николаевичем проведены сложные испытания самолёта Ту-104 на устойчивость и управляемость, а в1959 году – испытания Ту-16 на срыв и сваливание. 17 февраля 1959 года С.Н.Анохину в числепервых 10 лётчиков было присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР», ему был вручен знак №1 ! В феврале 1959 года он проводит работу по определению возможности вывода самолёта из перевёрнутого штопора в слепую (испытания проводились на самолёте МиГ-15УТИ). В 1960 году Сергей Николаевич выполнил несколько десятков полётов на летающей лаборатории Ту-104,созданной для исследования режима невесомости. Тут он впервые столкнулся с космонавтикой, лично познакомился со многими будущими космонавтами. 21 декабря 1960 года в испытательном полёте на Ту-16ЛЛ возникла критическая ситуация. Экипаж был вынужден покинуть самолёт. Фонарь командира экипажа, которым в том полёте был С.Н.Анохин, не сбросился, и катапульта (из-за блокировки) не сработала. Вот тут ему и пригодился богатый опыт парашютных прыжков. Сергей Николаевич хладнокровно отсоединил фал парашюта от своего катапультного кресла, вылез из кабины через сброшенный фонарь второго пилота (им был Г.Н.Захаров), схватился за антенну, идущую вдоль фюзеляжа, и, скользя по ней, миновал зону воздухозаборников двигателей. Послечего отделился от самолёта и благополучно раскрыл парашют. Параллельно с испытаниями самолётов,С.Н.Анохин занимается и испытаниями планеров. Он проводит испытания планеров А-13 (1958 год), А-15 (первый вылет – 26 марта 1960 года), «Амур» (1961 год), принимает участие в испытаниях планера КАИ-17 (1962 год). В августе 1962 года С.Н.Анохин был по здоровью списан с лётно-испытательной работы. После этого он работал заместителем начальника лётно-испытательного комплекса ЛИИ по методическим вопросам. В марте 1964 года Сергей Николаевич вышел в отставку и уволился из ЛИИ, которому отдал более 20 лет жизни. Опять встал вопрос: что делать дальше? И тут на помощь пришёл Сергей Павлович Королёв. Они были хорошо знакомы по Коктебелю, но после этого долго не виделись. И вновь встретились лишь в 1963 году, во время проведения мероприятий, посвящённых 60-летию советского планеризма. С.П.Королёв пригласил С.Н.Анохина на работу в своё ОКБ, обещая вскором времени полёт в космос. Сергей Николаевич откликнулся на это предложение и с мая 1964 года стал начальником методического отдела ОКБ-1 (НПО «Энергия»). Он прошёл курс подготовки к космическим полётам, был зачислен в отряд космонавтов, однако после смерти С.П.Королёва к полёту в космос допущен не был. Вместо него полетел другой космонавт, и в сентябре 1966 года С.Н.Анохин был отчислен из отряда космонавтов. После этого он продолжал работать начальником методического отдела, руководил подготовкой гражданских космонавтов. С марта 1974 года С.Н.Анохин – начальник сектора НПО «Энергия», а с февраля 1977 года – заместитель командира отряда космонавтов – ведущий инженер НПО «Энергия». Благодаря его поддержке и помощи в отряд космонавтов были зачислены инженеры ОКБ А.С.Елисеев, В.Н.Кубасов, В.И.Севастьянов, Н.Н.Рукавишников, О.Г.Макаров, В.В.Лебедев,Г.М.Гречко, В.В.Аксёнов, А.С.Иванченков, В.В.Рюмин, которые стали известными лётчиками-космонавтами, дважды Героями Советского Союза. Последний раз Сергей Николаевич поднялся в небо в 1983 году на мотодельтаплане. Произошло это в Коктебеле, на торжествах, посвящённых 60-летию советского планеризма. Было ему в то время 73 года. За время своей лётной деятельности С.Н.Анохин освоил около 200 типов самолётов и планеров, провёл уникальные по своей сложности испытания; им выполнено более 250 парашютных прыжков (из них 6– вынужденных). Умер Сергей Николаевич 15 апреля 1986 года в Москве. Похоронили его на Новодевичьем кладбище. Полковник (1949), заслуженный лётчик-испытатель СССР (17 февраля 1959), заслуженный мастер спорта СССР (1950). Награждён тремя орденами Ленина (25 июля 1949, 3 февраля 1953, 31 марта 1980), двумя орденами Красного Знамени (19 июня 1943, 31 июля 1948), тремя орденами Отечественной войны 1-й степени (16 сентября 1945, 20 сентября 1947, 11 марта 1985), орденом Красной Звезды (31 июля 1961), медалями, в том числе «Партизану Отечественной войны» 1-й степени, а также медалью Китайской Народной Республики. Его именем названа улица в Жуковском, а также малая планета, открытая 17 июля 1969 года и зарегистрированная в апреле 1996 года.
 (700x440, 109Kb)
На доме (город Москва, Кудринская площадь, дом 1), где он в 1955-1986 годах жил сооружена мемориальная доска.

1910
Гарри Карни
американский баритон-саксофонист, бас-кларнетист, постоянный участник оркестра Дюка Эллингтона. С шести лет играл на фортепиано. В тринадцать лет перешел на кларнет, в четырнадцать начал осваивать альт-саксофон. В 1927 г. играл в Нью-Йорке в одном из школьных оркестров, его случайно услышал Дюк Эллингтон и пригласил в свой коллектив, получив на то разрешение от его родителей. Играл с Эллингтоном 47 лет (1927-1974), впервые ввел в биг-бэнд бас-кларнет (1934), стал одним из авторов композиции «Rockin` In Rhythm» (1930), разработал технику цепного дыхания, позволяющую долго удерживать звук.

1911
Джозеф Марри
американский хирург, Нобелевский лауреат.

 (514x699, 240Kb)
1911
Анатолий Андреевич Меньшиков
помощник начальник политотдела 286-й стрелковой дивизии. Родился в деревне Меньшики Унинского района. Окончив в 1927 году семь классов, до 1930 года работал в хозяйстве отца. Затем уехал на станцию Строковскую Мурманской железной дороги, где работал грузчиком, конторщиком леса, кондуктором. С 1932 по 1935 годы работал управляющим делами дистанции железнодорожных путей в Карелии, был секретарем райкома комсомола, заведующим отделом горкома КПСС в г. Кикисален в Карельской республике. После призыва в Армию в 1941 году Анатолий Меньшиков учился на курсах младших командиров. Боевой путь начал в должности помощника начальника политотдела 286-й стрелковой дивизии. Воевал на Ленинградском, Волховском, а потом на 1-м и 2-м Белорусском фронтах. Подполковник А.А.Меньшиков был талантливым командиром, но особо отличился в боях 16 – 19 апреля 1945 года при форсировании реки Одер. Погиб 20 апреля 1945 года. Похоронен в польском городе Быдгощ. Звание Героя Советского Союза присвоено 29 июня 1945 года посмертно. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Суворова 3-й степени.

 (468x699, 47Kb)
1911
Пётр Петрович Шляхтуров
наводчик миномёта 1281-го стрелкового полка (60-я стрелковая дивизия, 47-я армия, 1-й Белорусский фронт), младший сержант. Родился в поселке Моисеево ныне Жирновского района Волгоградской области в семье крестьянина. Русский. Окончил 4 класса. В 1931 году приехал в Баку, работал на нефтяных промыслах. В РККА с 1941 года. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Младший сержант Шляхтуров отличился в бою при форсировании реки Висла 16 января 1945 года. Вместе с передовыми стрелковыми подразделениями переправился через реку у города Новы-Двур-Мазовецки (севернее Варшавы Польша), вёл меткий огонь из миномёта, способствуя отражению контратак противника. Уничтожил огневых точек и вывел из строя две артиллерийские батареи противника, истребил десятки немецких солдат и офицеров. Своими умелыми действиями и отвагой герой создал благоприятные условия для форсирования Вислы на участке наступления дивизии. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 6421) Петру Петровичу Шляхтурову присвоено 24 марта 1945 года. Участвовал в параде Победы 1945 года. После войны демобилизовался. Жил в Баку. Работал ревизором на железной дороге Награжден орденом Ленина, медалями. Умер 3 мая 1960 года. Похоронен в Баку. В поселке Красный Яр Жирновского района именем Героя названа улица.

1913
Клаудио Сартори
Итальянский музыковед

 (425x699, 62Kb)
1914
Родион Михайлович Суворов
заместитель командира эскадрильи 118-го отдельного разведывательного авиационного полка Военно-воздушных сил Северного флота, капитан. Родился в посёлке Висим (ныне посёлок городского типа Пригородного района Свердловской области, в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал на строительстве в городе Нижний Тагил, в механических мастерских "Уралзолото". В Красной Армии с 1939 года. В 1939 году окончил Молотовскую военную авиационную школу, в 1940 году - Энгельсское военное авиационное училище. В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Заместитель командира эскадрильи 118-го отдельного разведывательного авиационного полка (ВВС Северного флота) капитан Суворов Р.М. летал на ближнюю и дальнюю разведку, на бомбардировку и штурмовку, осуществлял барражирование над конвоями, сопровождение бомбардировщиков. В результате его разведывательных полётов обнаружено большое количество кораблей противника. К маю 1944 года он совершил 264 боевых вылета, нанеся противнику значительный урон в живой силе и боевой технике. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками капитану Суворову Родиону Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 3891). В 1945 году отважный лётчик-североморец окончил Высшие курсы усовершенствования офицерского состава. С 1948 года майор Суворов Р.М. - в запасе, а затем в отставке. Работал в Гражданской авиации СССР. Жил в Москве (в посёлке Внуково). Умер 9 ноября 2005 года. Награждён 2 орденами Ленина, орденом Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями. Бюст Р.М Суворова в числе 6-и лётчиков-североморцев, удостоенных звания Героя Советского Союза, установлен на Аллее героев-авиаторов (малой), открытой 14 августа 1982 года на улице Панина в посёлке Сафоново-1 ЗАТО город Североморск Мурманской области (скульптор Э.И.Китайчук; архитектор В.В.Алексеев).

 (500x699, 40Kb)
1915
Семён Архипович Ларионов
командир огневого взвода истребительно-противотанковой батареи 237-го стрелкового полка 69-й Краснознамённой Севской стрелковой дивизии 65-й армии Центрального фронта, старший сержант. Родился в селе Черемшан ныне Черемшанского района Татарии в крестьянской семье. Мордвин. Образование неполное среднее. В 1933 году, окончив курсы механизаторов, работал трактористом. В 1934 году по комсомольской путевке уехал в Казахстан. Работал в Новоивановской МТС Свердловского района Джамбульской области Казахстана. В Красной Армии в 1937-39 годах. Отслужив действительную военную службу, в 1939 году поступил в железнодорожный техникум. В декабре 1941 году вновь призван в Красную Армию Самаркандским горвоенкоматом Узбекской ССР. В боях Великой Отечественной войны с апреля 1942 года. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. Командир огневого взвода истребительно-противотанковой батареи 237-го стрелкового полка (69-я стрелковая дивизия, 65-я армия, Центральный фронт) старший сержант Семён Ларионов особо отличился при форсировании реки Днепр у посёлка городского типа Радуль Репкинского района Черниговской области Украины. 16 октября 1943 года в составе штурмовой группы с орудиями и расчётами старший сержант Ларионов преодолел Днепр, а затем участвовал в захвате и расширении плацдарма на правом берегу. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 октября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему сержанту Ларионову Семёну Архиповичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1650). В 1944 году С.А.Ларионов окончил курсы младших лейтенантов. На заключительном этапе войны командовал ротой. С 1946 года старший лейтенант Ларионов С.А. - в запасе. В 1949 году он окончил партийную школу при ЦК Коммунистической Партии Казахстана. До 1974 года работал в партийных органах, а также возглавлял в Джамбульской области межколхозный совет по строительству гидроэлектростанций и по их эксплуатации. Жил в селе Мерке Меркенского района Джамбульской области Казахстана. Скончался 29 декабря 1984 года. Награждён орденом Ленина, орденами Александра Невского, Отечественной войны 2-й степени, медалями.

1915
Отто Вильгельм Фишер
немецкий актер. Изучал филологию в Венском университете, затем обучался актерскому мастерству на семинарах М.Рейнхардта. С 1935 г. – актер «Бургтеатра» и «Немецкого народного театра» в Вене, Государственного театра в Мюнхене. В кино дебютировал в одной из второстепенных ролей в австрийском фильме «Бургтеатр» (1936). На протяжении последующих 15 лет с перерывами снимался в австрийских и немецких фильмах. Среди созданных им образов: Петер («Мечтательные уста», 1952), Франк Торнау («Пока ты здесь», 1953), Струензе («Властелин без короны», 1956) и др. Эти роли свидетельствуют о его склонности к созданию глубоких и тонких психологических характеристик. Снимался также в фильмах: «Портрет незнакомки» (1954), «Хануссен» (1953, актер и режиссер), «Я ищу тебя» (1960, актер и режиссер), «Дон Везувио и аисты» (1958), «Далекая страна» (1968).

1915
Вальтер Фрикке
немецкий астроном, иностранный член Академии Наук СССР (1982). Основные труды – в области создания фундаментальных звездных каталогов и уточнения значений астрономических постоянных.

1915
Виктор Григорьевич Цыплаков
советский художник , один из видных продолжателей ленинианы (ленинской темы в изобразительном искусстве). Народный Художник РСФСР, Член-корреспондент Академии Художеств СССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР, дважды Лауреат Сталинской премии СССР (1949, 1950). Родился в Рязанской области. Учился в мастерской Г.М.Шегаля, в полиграфическом техникуме в Москве (с 1932), в МГХИ имени В.И.Сурикова. С 1947 г. – руководитель персональной мастерской, с 1948 г. – ведущий преподаватель МГХИ имени В.И.Сурикова, с 1962 г. – профессор. Вошел в историю советского искусства как мастер больших тематических картин: «А.М.Горький на Волге» (1945), «В.И. Ленин с крестьянами» (1959) и др. Композиция «В.И.Ленин в Смольном» (1947) стала классическим образцом парадного историко-революционного «портрета» сталинской эпохи. Автор произведений на историко-революционные темы, а также портретов и пейзажей. Участвовал в исполнении важнейшего государственного заказа на картину «Передовые люди в Кремле» (совместно с В.П.Ефановым, С.И.Дудником, Ю.П.Кугачом). Персональные выставки художника проходили в Москве в 1956 и 1986 годах. Работы В.Г.Цыплакова хранятся в ГТГ, ГРМ, ГИМ и других ведущих музеях мира. Умер в Москве в 1986 году.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку