-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 122283
Комментариев: 6815
Написано: 130777


19 марта родились...

Суббота, 19 Марта 2011 г. 12:18 + в цитатник
 (700x699, 212Kb)
1849
Альфред фон Тирпиц (Alfred von Tirpitz)
германский военно-морской деятель, гросс-адмирал (27 января 1911), командующий флотом. Альфред Тирпиц родился в Кюстрине, в семье высокопоставленного государственного чиновника, вырос во Франкфурте-на-Одере. В 1865 году в возрасте 16 лет Альфред поступил на службу в прусский флот. В 1869 году он успешно окончил Морскую школу в Киле. В 1871 году, после создания германского флота, Тирпиц служил в эскадре миноносцев. В 1877 году в результате повышений Тирпиц становится главой миноносных сил, которые реорганизуются им в миноносный инспекторат. В 1892 году капитан Тирпиц входит в состав штаба флота, а в 1895 году получает звание контр-адмирала. В 1900 году он получает дворянство и приставку «фон» к фамилии. Тирпиц подготовил план создания мощного флота, который позволил бы Германии добиться авторитета на мировой сцене, так называемый «план Тирпица». Благодаря его реализации к 1914 году флот Германской империи по своей мощи занимал второе место в мире, уступая при этом британскому флоту по размерам на 40 %. В состав германского флота входило семь новых дредноутов, пять линейных крейсеров, двадцать линкоров, двадцать пять крейсеров и более сорока субмарин. Укрепление германского флота вызвало беспокойство Великобритании, которая провела дорогостоящую программу перевооружения своего флота. Фон Тирпиц разработал «теорию риска», в которой утверждал, что если германский флот сравнится с британским по силе, то Великобритания будет избегать конфликтов с Германией, так как в случае военного столкновения германский флот будет иметь шанс нанести британскому флоту урон, достаточный для потери британцами господства на море. Расчёт строился на том, что если британский флот будет блокировать выходы из германских портов в Атлантику через Северное море, то германский флот навяжет сражение в Северном море. В 1911 году фон Тирпиц удостоен звания гросс-адмирала. Программа строительства флота по плану должна была быть закончена в 1917 году. Видя, что надвигается война, и что германский флот не будет закончен до её начала, а, следовательно, не сможет бросить вызов британскому флоту, фон Тирпиц становится сторонником неограниченной подводной войны. По его мнению, подводные лодки в войне будут способны прорвать британскую блокаду и создать собственную блокаду британских островов. После многократных безрезультатных попыток убедить Кайзера в необходимости снять ограничения на применение подводных лодок Тирпиц подал в отставку, сложив с себя полномочия 15 марта 1916 года. В 1917 году он становится главой Немецкой отечественной партии (нем. Deutsche Vaterlandspartei), созданной с целью пропаганды объединения усилий всей страны для победы в Великой Войне. Партия, однако, просуществовала очень недолго. После поражения Германии фон Тирпиц стал членом правого крыла Немецкой национальной народной партии (Deutschnationalen Volkspartei) и в 1924—1928 годах являлся её представителем в Рейхстаге. Умер в Эбенхаузене, под Мюнхеном 6 марта 1930 года.

 (485x699, 81Kb)
1850
Алиса Френч (Alice French; писала под псевдонимом Октав Танет, Octave Thanet)
американская писательница, автор сборника рассказов "Рыцарь Отто и другие Транс-Миссисипские истории" и романа "Шериф-миссионер". Умерла 9 января 1934 году.

1851
Адольфо Бартоли
итальянский физик. Учился в Болонском университете. В 1878 г. стал профессором физики университета в Сассари, в 1879 г. – в Технологическом институте во Флоренции, в 1886 г. – профессор и директор обсерватории в Катании, позже – в Пизе. Научные работы относятся к теплоте. Теории теплового излучения. Физической химии. В 1876 г., исходя из термодинамических соображений. Нашел выражение для давления излучения, полученное ранее (1873) английским физиком Дж. Максвеллом в его электромагнитной теории света. Исследовал удельную теплоту воды.

1851
Роке Саэнс Пенья
аргентинский государственный и политический деятель. По образованию юрист, специалист в области международного права. Участвовал добровольцем в Тихоокеанской войне 1879-1884 гг. на стороне Перу против Чили. Был послом в Испании и Италии, министром иностранных дел в правительстве М. Хуареса Сельмана (1886-1890). С 1909 г. лидер консерваторов. С 1910 г. президент Аргентины. Подписал избирательный закон 1912 г., вводивший обязательное и тайное голосование для мужчин с 18-летнего возраста.

1856
Александра Яковлевна Глама-Мещерская (настоящая фамалия - Барышева)
российская актриса, педагог. Обучалась драматическому искусству у В.В.Самойловой. Окончила драматическое отделение Московской консерватории (курс И.В.Самарина). В 1878 г. дебютировала в Александрийском театре, но не осталась в нем, играла в других городах. С 1880 г. в Пушкинском театре (театр А.А.Бренко) в Москве, после закрытия которого перешла в театр Ф.А.Корша, где с перерывами выступала в 1882-1892 гг. Сезон 1883-1884 гг. играла в театре М.В.Лентовского, 1892-1893 гг. в Киеве в театре Н.Н.Соловцова. С 1895 г. по болезни оставила сцену и до 1927 г. занималась педагогической деятельностью. Начинала с амплуа инженю, затем перешла на амплуа гранд-кокет, играла роли милых, обворожительных женщин. Лучшие роли: Варенька и Ренева («Дикарка» и «Светит, да не греет» А.Н.Островского и Н.Я.Соловьева), Аксюша («Лес» Островского), Сюзанна («В царстве скуки» Э.Пальерона), Ольга Ранцева («Чад жизни» Б.М.Маркевича). Автор «Воспоминаний» (1937). Умерла 4 февраля 1942 года.

1858
Кан Ювэй (Кан Наньхай, Кан Гуанся, Кан Цзуи, Кан Чансу, Кан Гэншэн, Кан Минъи)
Китайский мыслитель, философ, ученый, государственный и общественный деятель, лидер реформаторского движения за в Китае на рубеже 19–20 вв. Родился в уезде Наньхай провинции Гуандун. Выходец из интеллигентной помещичье-чиновничьей семьи, возводившей свою родословную к концу II тысячелетия до н.э. и насчитывавшей 13 поколений ученых. С детства проявил экстраординарные умственные способности. В 11 лет после смерти отца оказался на попечении деда, начальника областного департамента просвещения, под руководством которого получил традиционное домашнее образование С 19 лет учился у Чжу Цыци (1807–1881), известного знатока неоконфуцианства и сторонника школы Лу Цзююаня (1139–1193) – Ван Янмина (1472–1529); в 21 год после длительной медитации прозрел в себе «совершенномудрие». С молодых лет изучение классического конфуцианства и неоконфуцианства сочетал с глубоким интересом к буддизму и западным естественным наукам. В 1879 впервые посетил Гонконг, после чего начал активно штудировать литературу о странах Запада. В 1882 и 1888 не сумел сдать экзамен на вторую ученую степень цзюйжэнь. В 1884–1885 создал основу своего главного труда Да тун шу (Книга о Великом единении), содержащего идеи конфуцианизированной коммунистической утопии, но по цензурным соображениям не решился на публикацию. В 1888, будучи вольнослушателем столичной академии Гоцзыцзянь, направил первый (не достигший адресата) меморандум императору Дэ-цзуну (Гуансюй, правил в 1875–1908) с программой социальных реформ, предполагавшей введение парламентаризма. В 1889 вернулся в родную провинцию Гуандун, где в 1891 издал книгу Синь сюэ вэй цзин као (Исследование поддельных канонов синьского учения), в которой выступил против «каноноведческой школы текстов старых письмен» (гу вэнь цзин сюэ) и ее ведущего представителя Лю Синя (58 до н.э. – 23 н.э.), который при династии Синь (8–25 н.э.) добился официального признания своей версии канонических конфуцианских текстов, написанных «старыми письменами», т.е. иероглифами, использовавшимися до реформы письменности при династии Цинь (221–207 до н.э.). Доказывая поддельный характер канонов в версии школы текстов старых письмен, или «синьского учения», Кан Ювэй выступил как апологет противостоявшей ей «каноноведческой школы текстов новых письмен» (цзинь вэнь цзин сюэ), опиравшейся на конфуцианские каноны, написанные реформированной иероглификой. У истоков учения этой школы стоял Дун Чжуншу (2 в. до н.э.), оно нашло продолжение в творчестве Хэ Сю (2 в.), в 18 в. его возродил Чжуан Цуньюй (1719–1788), в 19 в. развили сначала Лю Фэнлу (1776–1829), Линь Цзэсюй (1785–1850), Гун Цзычжэнь (1792–1841), Вэй Юань (1794–1856), а затем Ляо Пин (1852–1932) и Кан Ювэй. Согласно последнему, Конфуций был не пересказчиком взглядов древних совершенномудрых, а оригинальным социальным философом и основоположником новой религии, т.е. не просто мудрецом, но и святым, «некоронованным царем» (су ван), установившим «совершенномудрый закон изменения правления» (гай чжи чжи шэн фа), что нашло отражение в канонах, написанных «новыми письменами», но было фальсифицировано Лю Синем в угоду узурпатору Ван Ману, основавшему фальшивую династию Синь. В этих построениях конкретная текстология сочеталась с вольным изображением Конфуция в духе реформаторской идеологии самого Кан Ювэя. Официальные круги восприняли книгу как крамолу и добились издания императорского указа с повелением публично сжечь печатные доски с ее текстом и запретить ее распространение. Подобные же указы были выпущены в 1892 и 1900, в результате чего второй раз она увидела свет только в 1917. Следующая книга Кан Ювэя, реконструировавшая «подлинное» конфуцианство как протореформаторство Кун-цзы гай чжи као (Исследование [учения] Конфуция об изменении правления) была написана в 1892, но также ждала публикации до 1913. В 1891 в столице провинции Гуандун и крупнейшем городе южного Китая Гуанчжоу (Кантон) Кан Ювэй создал частную школу, в которой преподавание конфуцианских дисциплин сочеталось с буддизмом, даосизмом, естественными и гуманитарными науками Запада. В 1893 он получил вторую ученую степень цзюйжэнь. В 1895, прибыв в Пекин для сдачи экзаменов на высшую степень цзиньши, он возглавил спровоцированное поражением страны в японо-китайской войне 1894–1895 движение собравшихся в столице более 1200 цзюйжэней, направивших императору написанный Кан Ювэем и его учениками Лян Цичао (1873–1923) и Май Мэнхуа (1875–1916) коллективный меморандум в 10 000 слов с предложением реформ, включавших, в частности, активное привлечение на службу китайских эмигрантов, проживающих за границей, перенесение столицы из Пекина в более древний Сиань, выпуск государственным банком бумажных денег, чеканку разменной монеты, создание государственной почтовой системы, превращение конфуцианства в полноценную общегосударственную религию и создание при императоре выборного совещательного органа. В 1895, получив степень цзиньши и став делопроизводителем в Приказе общественных работ в Пекине, Кан Ювэй начал издавать единственную в столице неофициальную газету на китайском языке и организовал политический клуб «Общество науки об усилении [государства]» (Цян сюэ хой). Однако в том же 1895 эта деятельность была запрещена, и Кан Ювэй был вынужден вернуться к педагогической работе в провинции. В 1898 он возобновил свою политическую активность, основав в столице сначала вместе с земляками-гуандунцами Гуандунское научное общество (Юэ сюэ хой), а затем всекитайское Общество защиты государства (Бао го хой). Отстаивая тезис «Изменение – это Путь (дао) неба», Кан Ювэй в докладах на высочайшее имя (а всего их было семь) рекомендовал повторить опыт японской «революции Мэйдзи» (1867–1868) и реформ Петра I, посвятив последним специальное произведение – Направленная вверх предварительная записка об административных реформах Российского [царя] Петра Великого (Цзинь-чэн Элосы Да Бидэ бянь чжэн цзи сюй). Среди разрабатывавшихся им грандиозных проектов переустройства Срединной империи был план переселения китайцев в Бразилию для основания ими там Нового Китая. После двухчасовой аудиенции 16 июня 1898 Дэ-цзун назначил Кан Ювэя прикомандированным секретарем Главного управления иностранных дел с правом непосредственного доклада императору и принял его предложения, отразив их в указе «Об установлении основной линии государственной [политики]» (Мин дин го ши), ознаменовавшем начало кратковременного периода «ста дней реформ» (11 июня – 20 сентября 1898). Кан Ювэй предполагал отменить традиционную систему экзаменов на ученые степени, создать университет в Пекине и учебные заведения западного образца в провинции, учредить принятие государственного бюджета, провести модернизацию армии и флота, преобразование административной системы и другое. Конец этой реформаторской деятельности положили предательство генерала Юань Шикая (1859–1916) и дворцовый переворот вдовствующей императрицы Цыси (1835–1908), поместившей Дэ-цзуна под домашний арест и узурпировавшей власть. Кан Ювэю, приговоренному к смерти, удалось скрыться с помощью англичан в Гонконге. Шесть других руководителей партии реформ, в том числе Тань Сытун (1865–1898) и брат Кан Ювэя Кан Юпу (1867–1898), были казнены без суда и следствия в сентябре того же года. Следующие шестнадцать лет Кан Ювэй провел в эмиграции, странствуя по миру. Продолжая возлагать надежды на Дэ-цзуна, в 1899 в Канаде он основал Партию защиты императора (Бао хуан дан). После свержения империи в 1911 Кан Ювэй выступал за ее восстановление на конституционной основе и участвовал в провалившихся попытках реставрации в 1917 и 1924. В опубликованном в 1915 проекте первой конституции Китайской Республики провозглашалась институциализация конфуцианства как государственной религии, однако эта конституция не была принята. В конце жизни он оказался всеми покинут, и в разочаровании от неуспеха грандиозных замыслов сам стремился отрешиться от мира в «небесном странствии» (тянь ю), но умер от пищевого отравления в городе Циндао провинции Шаньдун 31 марта 1927 года. Основной проблемой, над которой всю жизнь бился Кан Ювэй и которая стала камнем преткновения для всех китайских мыслителей конца 19 – начала 20 вв., являлась модернизация страны при сохранении ее культурной идентичности. Стараясь решить эту проблему, Кан Ювэй искал аналог западной теории социального прогресса в классической конфуцианской литературе, в результате чего основным видом творчества для него стали комментарии: Чунь-цю Дун-ши сюэ (Учение господина Дун [Чжуншу] о „Веснах и осенях"), Чжун юн чжу (Комментарий к „Срединному и неизменному"), Лунь юй чжу (Комментарий к „Суждениям и беседам"), Ли юнь чжу (Комментарий к [главе] „Циркуляция благопристойности" [„Записок о благопристойности"]), Мэн-цзы вэй (Тонкости „Мэн-цзы") и другие. Главная теоретическая работа Кан Ювэя – Книга о Великом единении (Да тун шу, 1884–1902) в 19 в. оставалась известной лишь узкому кругу единомышленников автора и была опубликована только после Синьхайской революции 1911 (частично – в 1913, а полностью – уже после смерти автора, в 1935). Давшую название книге утопическую концепцию общества Великого единения (да тун) Кан Ювэй почерпнул из главы 9 Ли юнь (Циркуляция благопристойности или Действенность ритуала) конфуцианского канона Ли цзи (Записки о благопристойности), в которой он усмотрел «сущность великого учения Конфуция». В этом тексте, происхождение которого исследователи связывают не только с конфуцианством, но и с даосизмом, моизмом и другими философскими школами древнего Китая, устами Конфуция описываются два состояния общества: прежнее идеальное – Великое единение: «Когда действовало Великое дао, Поднебесная принадлежала всем» и современное приемлемое – Малое процветание (сяо кан): «Ныне, когда Великое дао уже скрылось, Поднебесная принадлежит [отдельным] семьям», – что обычно трактуется как противопоставление идеи всеобщего равенства и принадлежности всего всем, с одной стороны, и разделенности мира – с другой. Кан Ювэй определил, что «Путем» (дао) общества Великого единения является «циркуляция гуманности» (жэнь юнь), а «путем» общества Малого процветания – «циркуляция благопристойности» (ли юнь), и в последнем состоянии Китай пребывает со времен Конфуция, более двух тысяч лет. Эту концепцию Кан Ювэй связал с идущей от Мэн-цзы (4–3 вв. до н.э.), Дун Чжуншу, школы текстов новых письмен, традиции Гунъян чжуань (Комментарий Гунъяна [к „Чунь цю"], 5–2 вв. до н.э.) и сформулированной Хэ Сю историософской доктриной трех стадий развития общества. В соответствии с традиционным китайским мировоззрением, представляющим мир как пространственно-временной континуум, эта доктрина предполагала корреляцию стадиальных изменений во времени и пространстве: «Для эпохи Пребывания в хаосе (цзюй луань) внутренним является отдельное [китайское] государство, а внешним – весь Китай; для эпохи Подъема к равновесию (шэн пин) внутренним является весь Китай, а внешним – варварское [окружение]: для эпохи Великого равновесия (тай пин) далекое и близкое, великое и малое становятся едины» (Лунь юй чжу). Кан Ювэй интерпретировал текст Ли юни как описание троичного цикла инволюции от эпохи Великого равновесия в «золотой век» древности, когда действовало Великое дао, т.е. осуществлялся «путь» Великого единения, к эпохе Подъема к равновесию в период трех первых династий (23–8 вв. до н.э.), когда воцарился «путь» Малого умиротворения, и, наконец, к эпохе Пребывания в хаосе при жизни Конфуция (6–5 вв. до н.э.), когда также имело место Малое умиротворение. Новаторским достижением Кан Ювэя стала трансформация этой традиционной инволюционной последовательности в эволюционную, согласно которой за эпохой Пребывания в хаосе, все еще господствующей на земле, должна настать эпоха Подъема к равновесию, к которой ближе всего подошли Европа и Америка, а затем в еще более отдаленном будущем последует и эпоха Великого равновесия с соответствующей сменой Малого процветания на Великое единение во всем мире. С каждой из эпох в эволюционной последовательности соотносился и определенный общественный строй: самодержавие, конституционная монархия, демократическая республика. Вместе с тем термин «три эпохи» (сань ши) имел у Кан Ювэя и самый общий методологический смысл, подобно «двум образцам» (лян и) – инь и ян или «пяти элементам» (у син). В каждой из эпох выделялся такой же троичный цикл, равно как и в каждой фазе последнего и так далее, в результате чего количество возможных элементов всей историософской конструкции подчинялось прогрессии: 3, 9, 81,... Ґ, показывающей неограниченность развития и после наступления Великого равновесия вместе с Великим единением. В соответствии с двояким смыслом «эпоха – мир», присущим иероглифу «ши» из терминологического бинома «сань ши», эта дифференциация мыслилась как во временном, так и в пространственном аспекте, и второй из них иллюстрировался существованием внутри прогрессивной Америки диких индейцев, а внутри цивилизованного Китая примитивных племен мяо, яо, чжуан и ли. Основу идеала «освобождения человечества от страданий и достижения высшего счастья» в Великом единении, соотнесенного и с руссоистским понятием естественного права (тянь юй жэнь чжи цюань), и с английским утилитаризмом, и с буддийской концепцией страдания, составляли представления о мире, избавленном от государственных, расовых, классовых, сословных, семейных, половых и других перегородок; о Поднебесной, находящейся в совместном владении всех ее жителей, а не одного правителя или его клана; об избрании мудрых и достойных на все руководящие должности, а не о передаче их по наследству; о равенстве и независимости, взаимном невмешательстве и запрете на убийства и войны в отношениях между людьми и государствами. В этом идеальном состоянии предполагалось даже удовлетворение желания физического бессмертия, хотя ранее Кан Ювэй объявлял бессмертие одной из причин страдания. Первыми шагами к установлению Великого единения могли бы стать добровольные альтруистические поступки вроде отказа от наследственных прав на имущество, добровольных отчислений на общественные нужды и тому подобное. Наступление Великого единения должно быть ознаменовано учреждением всемирного правительства, введением единого международного языка, упразднением частной собственности и заменой института семьи временными брачными соглашениями. В религиозной области предполагалось возобладание буддизма при постепенном отмирании всех прочих религий как пренебрегающих телесностью, уничижающих женщин или освящающих социально-экономические различия между людьми. Кан Ювэй полагал, что во множестве миров во Вселенной инопланетные мужчины и женщины живут жизнью, похожей на земную. Теоретическую основу подобной убежденности, а также веры в то, что все рожденные на Земле – единоутробные братья, составляет фундаментальная конфуцианская идея единотелесности мироздания. Следуя своей экуменической установке и привлекая достижения современного ему западного естествознания, Кан Ювэй трансформировал эту идею в тезис о единой космической субстанции – пневме (ци1), которая знаменует собой органическую связь человека с другими людьми и природой, проявляясь в нем как чувство сострадания, и которая на Западе именуется эфиром. Тончайшую форму пневмы – дух (шэнь1) Кан Ювэй отождествлял с электричеством. В целом построения Кан Ювэя оказались далеки от реализации, поскольку консерваторам представлялись слишком радикальными, а радикалам – слишком консервативными, но тем не менее они повлияли на развитие утопической мысли, а также способствовали включению традиционной китайской культуры в диалог с Западом.

1861
Люсьен Декав
французский писатель и публицист. Увлечение натурализмом сказалось в первом сборнике его новелл "Мучения Элоизы Пажаду" (1882). Те же тенденции характеризуют роман "Унтер-офицеры" (1889). Наиболее известный роман - "Колонна" (1901, русский перевод 1930). В 1900-1944 гг. - секретарь, с 1945 г. - президент Академии Гонкуров.

1862
Адольф Кнезер
Немецкий математик, иностранный член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук - Отделение физико-математических наук (по разряду математических наук (математика)) c 06.12.1924, член-корреспондент Берлинской Академии Наук. Основные труды по теории интегральных уравнений, вариационному исчислению и теории разложения произвольных функций в ортогональные ряды. Ввел понятие слабой вариации и термин "экстремаль" (1900).

 (520x698, 134Kb)
1862
Георгий Константинович Праве
русский краевед, общественный и музейный деятель, просветитель, коллекционер, профессор, Герой Труда (1922). В 1905 г. на основе переданной им в дар г. Ставрополю научной коллекции по решению городской думы был создан Ставропольский музей наглядных пособий имени Г.К.Праве (ныне - Ставропольский государственный краеведческий музей имени Г.Н.Прозрителева и Г.К.Праве). Родился в Санкт-Петербурге. Его отец служил в экспедиции по раздаче платья для деревенских питомцев при воспитательном доме. Георгий Константинович был зачислен на казенный счет (как тогда говорили, на казенный кошт) в санкт-петербургское Коммерческое училище и закончил его с похвальной грамотой и званием кандидата коммерции. У Георгия была мечта поступить в Университет, но в связи со смертью отца он вынужден был пойти на работу. В Государственном банке отношения с высокомерным директором не сложились, и Георгий перешел на работу в частную сельскохозяйственную контору. Вскоре ему предложили занять место управляющего в одном из крупных крымских имений. К тому времени у Георгия Константиновича развился туберкулез, которым он заразился от отца, и крымское предложение показалось ему шансом излечиться в теплом климате. Он стал усиленно изучать сельское хозяйство. Однако вследствие той же болезни он вынужден был оставить службу и в сельхозконторе. В мае 1885 года он перебрался из Санкт-Петербурга в Ставрополь - вместе с женой и двухлетней дочкой Зинаидой. Здесь он поступил на должность бухгалтера ставропольского отделения Крестьянского Поземельного банка. Тогда же он решил стать нотариусом. Управляющий банка Дмитрий Никифорович Никитин сыграл решающую роль в дальнейшей жизни Георгия Константиновича - в складчину с Иваном Поликарповичем Кувшинским он внес за Праве 6000 рублей залога, необходимого при поступлении на должность нотариуса (тогда имущественная ответственность нотариуса обеспечивалась залогом). Разумеется, таких денег у Праве не могло быть. Георгий Константинович сдал экзамен "…в умении правильно излагать акты и в знании форм нотариального производства и необходимых для исполнения этой должности законов". Экзаменующая комиссия тогда состояла из Председателя окружного суда, старшего нотариуса и окружного прокурора. Экзамен сдал с первой попытки. Еще по приезде в Ставрополь Георгий Константинович увлекся краеведением и просветительской работой. Он организовал первую в Ставрополе бесплатную библиотеку, возглавлял училищную комиссии Городской Думы, создал городской музей учебных пособий, который влился в Ставропольский краеведческий музей, и ныне носящий его имя, наряду с Г.Н. Прозрителевым. Работа нотариусом продолжалась до революции. После фактической отмены Положения о нотариальной части и ликвидации нотариальных контор, Георгий Константинович полностью посвятил себя главному увлечению жизни - краеведению, просветительской работе и музейному делу. Новые власти назначили Г.К.Праве директором созданного им музея. Умер в 1925 году.
Ё
1865
Уильям Велер
американский энтомолог. Известен исследованиями муравьев и других социальных насекомых. Автор культовых трудов,- Ants: Their Structure, Development, and Behavior (1910) и Social Life Among the Insects (1923).

1865
Вильгельм Кристофер Герольд (Херольд; Herold)
датский артист оперы (драматический тенор). Пению обучался у П.Йерндорфа и А.Розенфельда в Копенгагене и у Девилье и Д.Сбрилья в Париже. Впервые выступил на оперной сцене в 1893 в Копенгагене. В 1893-1903 Герольд - солист Королевского театра в Копенгагене. Партии: Фауст, Хозе, Канио, Лоэнгрин; Вальтер ("Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера), Туриду ("Сельская честь" Маска-ньи), Педро ("Долина" д'Альбера) и др. С 1903 Герольд занимался гастрольной деятельностью (Лондон, Берлин, Прага, Будапешт, Осло, Стокгольм и др.). В 1915 оставил сцену. Выступал в концертах. В 1910-11 Герольд был директором "Дагмартеатра" в Копенгагене, в 1922- 1924 - Королевского театра, там же. Умер 15 декабря 1937 года.

 (490x699, 67Kb)
1866
Антоний Андреевич Веселовский
русский генерал, участник Брусиловского прорыва, командующий 2-й армией Западного фронта (1917). Православный. Образование получил в Псковском кадетском корпусе. В службу вступил 13 сентября 1885. Окончил Николаевское инженерное училище (1887). Выпущен Подпоручиком (ст. 11 августа 1886) в 3-й железно-дорожный батальон. Поручик (ст. 11 августа 1890). Штабс-Капитан (ст. 6 декабря 1896). Капитан (ст. 6 декабря 1898). Подполковник (ст. 6 декабря 1901). Командовал батальоном 2 года 3 месяца. Полковник (пр. 1906; ст. 19 ноября 1906; за отличие). Командир 253-го Грозненского резервного батальона (8 декабря 1907-5 июля 1910). С 5 июля 1910 командир (позже командующий) 81-го пехотного Апшеронского полка. Генерал-майор (пр. 1913; ст. 9 сентября 1913; за отличие). Участник мировой войны. За бой 20 августа 1914 у деревни Файсловице (у Суходола) награжден орденом Святого Георгия 4-й степени (ВП 3 февраля 1915). С 9 февраля 1915 командир бригады 46-й пехотной дивизии. Генерал-лейтенант (пр. 12 июля 1915; ст. 25 июня 1915). Начальник 46-й пехотной дивизии (с 21 августа 1915). Награжден Георгиевским оружием (ВП 9 марта 1915) и орденом Святого Георгия 3-й степени (ВП 13 июля 1915). Командир 19-го армейского корпуса (с 16 ноября 1915). Принимал участие во всех операциях на Юго-Западном фронте. После Февральской революции 8 апреля 1917 назначен командующим 2-й армией Западного фронта. После июльских событий в Петрограде и очередной перестановки в высшем командовании вооруженными силами Веселовский 12 июля 1917 был заменен генералом Н.А.Даниловым. После Октябрьской революции уехал на Украину. В 1918 во время германской оккупации входил в состав Военной секции съезда консервативных деятелей в Киеве. Затем эмигрировал в Болгарию. Награды: ордена Святого Станислава 2-й степени (1892); Святой Анны 2-й степени (1909); Святого Владимира 4-й степени (1912); Святого Георгия 4-й степени (3 февраля 1915); Георгиевское оружие (ВП 9 марта 1915); Святого Георгия 3-й степени (ВП 13 июля 1915). Умер не ранее 1939 года.

1867
Иван Александрович Иверонов
российский геодезист. Родилс яв Москве. Окончил Московский межевой институт (1887). В 1891-1915 гг. - преподаватель астрономии и геодезии там же (профессор с 1909), с 1909 г. - директор Московского сельскохозяйственного института. В 1892 г. определил широты Москвы и 6 уездных городов способом наблюдений зенитных звёзд пассажным инструментом, в 1893 г. производил наблюдения над качанием поворотных маятников в Пулкове, Москве и Московской губернии для исследования Московской гравитационной аномалии, с этой целью определил уклонение отвеса по долготе в нескольких пунктах Московской губернии. Умер в Москве 11 августа 1916 года. Литература: "Землемерное дело", 1916, № 6, № 9-10 (посвящен памяти И.А.Иверонова, имеется библиография трудов Иверонова).

1868
Йожеф Марек
венгерский ученый в области ветеринарии, член-корреспондент Венгерской Академии Наук (с 1918). Родился в городе Вогсердахей. В 1892 окончил Высшую ветеринарную школу в Будапеште, в 1898 -философский факультет Бернского университета (Швейцария). С 1892 - ассистент Ф.Гутиры, с 1898 - профессор частной патологии и терапии с диагностикой, затем-директор Высшей ветеринарной школы в Будапеште. Основные научные работы относятся к патологии инфекционных болезней животных и ветеринарной микробиологии. Впервые описал ряд инфекционных болезней животных. Подтвердил наличие в Венгрии случной болезни лошадей и установил (1900) ее возбудителя, изучил изменения спинальных нервных стволов и перерождение нервных волокон в спинном мозгу при этом заболевании. Дал (1907) характеристику инфекционного бульварного паралича свиней и энзоотического паралича кур, названного болезнью Марека. Вместе с О. Вельманем изучал патогенез рахита и остеомаляции. Выяснил роль кальция, фосфора и витаминов в рационе животных разных видов. Изучал вирусные болезни животных с признаками септицемии и дегенерации мускулатуры. Один из авторов руководства "Частная патология и терапия домашних животных" (тома 1-4, 1961-1963), переведенного на многие языки мира. Автор классического учебника "Клиническая диагностика болезней домашних животных" (1-е изд. 1911). Основатель венгерской ветеринарной школы. Почетный доктор Будапештского, Лейпцигского и ряда других университетов. Премия имени Л.Кошута ВНР (1949).

1868
Сенда Беренсон-Эбботт
организатор женского баскетбола в США (1893). Потом игра пришла и в другие страны.

1869
Николай Сергеевич Бокариус
российский судебный медик и криминалист, один из создателей русской судебной медицины и криминалистики. С 1928 г. — главный судебно-медицинский эксперт Украинской ССР. По его инициативе в 1923 г. в Харькове создан кабинет научно-судебной экспертизы, реорганизованный в 1926 г. в Институт судебной экспертизы, которому в 1931 г. было присвоено его имя. Автор работ: «Судебно-медицинские, микроскопические и микрохимические исследования вещественных доказательств» (1910), «Наружный осмотр трупа на месте происшествия или обнаружения его» (1929), «Судебная медицина для медиков и юристов» (1930) и др.

1871
Виллем Менгельберг
голландский дирижер. Обучался в Германии. С 1891 г. — дирижер муниципального оркестра в Лондоне, с 1895 г. бессменный руководитель амстердамского оркестра "Консертгебау", ставшего одним из лучших симфонических оркестров мира. В 1921-1929 гг. работал также с Нью-Йоркским филармоническим оркестром. Один из лучших интерпретаторов музыки Г.Малера и Р.Штрауса.

 (507x699, 83Kb)
1873
Иоганн Баптист Иосиф Максимилиан Регер (Йоханн Баптист Йозеф Максимилиан Регер, Johann Baptist Joseph Maximilian Reger).
немецкий композитор, органист, пианист и дирижёр. Занимался композицией у Х.Римана (1890-1893). Преподавал композицию в Мюнхене, Лейпциге, руководил придворной капеллой в Мейнингене (1911-1914). В творчестве Регера представлены все жанры, кроме оперы. Инструментальная музыка Регера преимущественно непрограммна; одно из немногочисленных исключений - 4 поэмы по А.Бёклину для симфонического оркестра (1913), отмеченные влиянием Р.Штрауса и К.Дебюсси. Стиль Регера сложился преимущественно под воздействием Баха (которому Регер посвятил органную сюиту "Памяти Баха", 1894-1895), Брамса и гармонии Вагнера. В выборе жанров и форм (старинная сюита, прелюдия и фуга, сольная соната, кончерто гроссо), в увлечении органом, в пристрастии к полифонии, которая была для Регера сутью его музыкального мышления, проявились неоклассические тенденции, особенно в последних сочинениях: концерт в старинном стиле для оркестра (1912), вариации и фуга на тему Моцарта для оркестра (1914). В этих произведениях Регер пришёл к прояснению гармонического языка и лаконичной линеарности письма, предвосхищающих неоклассицизм 20 в. Скончался 11 мая 1916 года. "В музыке - никаких компромиссов!" (М.Регер) Литература: Крейнина Ю. Макс Регер: Жизнь и творчество. - Москва, 1991; Макс Регер: «Прошу слова!» Избранные эпистолярные и литературные произведения / Перевод и комментарии В. Шпиницкого. - Петрозаводск, 2005; Регер М. О модуляции / Перевод и комментарии П.Рязанова. - Ленинград, 1926; Регер М. К учению о модуляции / Перевод и комментарии В. Шпиницкого. - Москва: 2009; Регер М. К учению о модуляции / Перевод и комментарии В.Шпиницкого. – Санкт-Петербург: Композитор, 2009.

1874
Евгений Иванович Марциновский
советский инфекционист-паразитолог, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР. Создатель научных основ борьбы с малярией в России. Организатор и руководитель Тропического института в Москве (1920; с 1934 г. НИИ медицинской паразитологии и тропической медицины его имени). Умер в 1934 году.

1875
Карл Кутцбах
немецкий механик, специалист в области теории механизмов, член-корреспондент Немецкой академии авиационных исследований (с 1937 г.). Родился в Трире. Учился в Ахене, окончил Высшее техническое училище в Берлине (1900 г.). В 1901—1913 г. работал инженером, в 1913—1942 г. — профессор Высшей технической школы в Дрездене. Работы по теории многозвенных зубчатых механизмов и теории привода. Ему принадлежит теорема о графическом определении полных и угловых скоростей сложных зубчатых механизмов; вывел условия регулирования бесступенчатых передач. Исследовал гибкие передачи.

1876
Джон Хьюберт Маршалл
английский археолог и историк. В 1902-1931 гг. — генеральный директор департамента археологии Индии. В 1913-1926 гг. — руководил раскопками Таксилы, в 1922-1926 гг. — в Мохенджо-Даро. Совместно с А.Фуше изучил и опубликовал древнебуддийские памятники Санчи. Автор исследований по древнеиндийской археологии, истории и искусству.

1877
Франц Фишер (Franz Fischer)
немецкий химик. Учился в университетах Фрейбурга, Мюнхена и Гисена (доктор философии, 1899). Работал в Берлинском университете, с 1911 г. — профессор Высшей технической школы в Берлине, в 1913-1943 гг. — директор Института кайзера Вильгельма по изучению угля в Мюнхене. Основное направление научных исследований — синтезы органических соединений на основе окиси углерода и водорода. Совместно с Г. Тропшем открыл реакцию взаимодействия окиси углерода и водорода в присутствии железных и кобальтовых катализаторов (1922), которая приводит к образованию (в зависимости от условий) газообразных, жидких и твердых алифатических углеводородов. Указал на возможности использования открытой реакции для получения жидкого моторного топлива (1926). Разработал технологию производства синтетического бензина (процесс Фишера-Тропша) (1925-1935), на основе которой были построены восемь заводов (1935), производящих 600 тысяч тонн бензина в год. Установил принципиальную возможность синтеза на основе окиси углерода и водорода жидких изопарафинов и нормальных твердых парафинов (1936), передав право проведения исследований в этом направлении своему сотруднику Г.Пихлеру. Умер в 1947 году.

1878
Владимир Евгеньевич Егоров
советский художник театра и кино, народный художник РСФСР (1944). Родился в селе Покровское, ныне Орловской области. В 1892-1900 гг. учился в московском Строгановском училище. В 1906-1911 гг. оформлял спектакли в Московском Художественном театре: «Жизнь человека» Андреева (1907), «Синяя птица» Метерлинка (1908) и др. Создавал декорации к постановкам оперного театра С.И.Зимина, Малого театра и др. В 1915 г. начал работать в кино (фильм «Портрет Дориана Грея», 1915), был художником около 100 фильмов. Лучшие работы: «Мать» (1920), «Призрак бродит по Европе» (1923), «Закройщик из Торжка» (1925), «Его призыв» (1925), «Крылья холопа» (1926), «Чины и люди» (1929), «Иудушка Головлев» (1934), «Дубровский», «Мы из Кронштадта» (оба в 1936), «Тринадцать» (1937), «Суворов», «Дело Артамоновых» (оба в 1941), «Кутузов» (1944), «Без вины виноватые» (1945), «Адмирал Нахимов» (1947) и др. В 1911-1917 гг. и с 1945 г. преподавал в Строгановском училище (ныне Московское высшее художественно-промышленное училище). Сталинская премия СССР (1946). Умер в Москве 8 октября 1960 года. Награжден 2 орденами Трудового Красного Знамени и медалями. Литература: Ушаков С., Художник Владимир Евгеньевич Егоров, в сборнике: Мосфильм, выпуск 2, Москва, 1961; Куманьков Е., Владимир Евгеньевич Егоров, Москва, 1965.

1878
Мария Михайловна Косталевская
общеcтвенно-политический деятель, журналист. Умерла в 1964 году.

1879
Йозеф Хас
немецкий композитор. С 1911 г. преподаватель консерватории в Штутгарте (с 1916 г. профессор), в 1921-1950 гг. – музыкальной академии в Мюнхене (с 1945 г. президент). Воспитал много учеников. В 1949 г. основано Общество Хаса. Среди сочинений: оперы – «Тобиас Вундерлих» (1937), «Свадьба Иова» (1944); оратории; для оркестра – «Веселая серенада» (1914), вариации и рондо на старонемецкую тему (1917), увертюра к веселому представлению (1944); многочисленные хоры, песни, фортепьянные произведения и др.

1880
Григорий Борисович Бархин
современный архитектор, заслуженный деятель науки и техники (1960). Родился в Перми. В 1901-1908 учился в Санкт-Петербургской Академии Художеств у А.Н.Померанцева. С 1909 педагог (в 1930-1967 профессор Московского архитектурного института). В 1908-1911 работал помощником Р.И.Клейна (интерьеры Музея изобразительных искусств и Бородинский мост - в Москве). Главные работы: заводы серной и азотной кислот близ г. Горького (1915-1916), санаторий в Саки в Крыму (1929), дом газеты "Известия" в Москве (1925-1927), проект восстановления Севастополя (1943-1946). Награжден 2 орденами, а также медалями. Умер в Москве 11 апреля 1969 года.

1881
Петер Прингсгейм
немецкий физик. В 1906 г. получил степень доктора философии в Мюнхенском университете. В 1908-1933 гг. работал в Берлинском университете (с 1924 г. – профессор), 1933-1940 гг. – профессор Брюссельского университета, в 1941-1942 гг. – Калифорнийского (Беркли), 1942-1944 гг. – Чикагского, в 1947-1955 гг. работал в Аргоннской национальной лаборатории. Основные работы в области физической оптики. Один из пионеров в исследовании люминесценции. Изучал явления центров окраски в щелочных галогенидах и других кристаллах. Независимо от других открыл селективный фотоэффект, концентрированную деполяризацию (1924), один из первых подтвердил эффект комбинационного рассеяния света (1928).

1881
Валентин Николаевич Серебренников (псевдонимы - Аргентов А., Горбунов Г.А.)
русский фольклорист. Родился в селе Андреевка Пермской губернии. Истинный подвижник своего дела, в поисках "меткого народного слова" прошедший Урал неоднократно вдоль и поперек. Собрал уникальную коллекцию записанных им произведений фольклора, до конца еще не разобранную и не обнародованную. Сам собиратель успел опубликовать немногое: "Частушки крестьян Оханского уезда" (Пермь, 1918), "Загадки как народное развлечение" (Пермь, 1918), "Прикамье. Из произведений народного словесного творчества" (Кунгур, 1925). Умер в перми 23 января 1943 года. Уже спустя мн. лет после его смерти была издана фундаментальная книга "Меткое слово. Песни. Сказки. Дореволюционный фольклор Прикамья" (Пермь, 1964). К фольклору С. относился как к "живой истории", в к-рой гл. деятелем и творцом был чел. труда. Большое внимание он уделял "мелким" жанрам фольклора - загадкам, скороговоркам, присказкам, пословицам и поговоркам, а также формам нар. красноречия - приветствиям, пожеланиям, приглашениям. За это С. называли "уральским Далем". Литература: Вершинин Т.И. Уральский фольклорист В.Н.Серебренников // Меткое слово... Пермь, 1964; Он же. Уральский Даль // Календарь-справочник Пермской области на 1963. Пермь, 1962.

1882
Дмитрий Фёдорович Сверчков
социал-демократ с 1898 (до 1920 меньшевик). Родился в слободе Талы Богучарского уезда Воронежской губернии в семье гусарского офицера. Русский, член ВКП(б), образование незаконченное высшее. Активный участник Революции 1905 в Санкт-Петербурге, он был членом совета рабочих депутатов, его президиума, исполнительного комитета и председательского бюро. В феврале 1907 его сослали в Обдорск Тобольской губернии (ныне Салехард), но в августе он бежал за границу. Заместитель директора Литературного института, проживал в Москве: улица Новая Басманная, дом 4, квартира 72. Арестован 11 августа 1937. Подписан к репрессии по первой категории (расстрел) в списке "Москва-центр" от 19 апреля 1938 на 327 человек, №248, по представлению начальника 8-го отдела ГУГБ НКВД И.И.Шапиро. Подписи: Сталин, Молотов, Каганович, Жданов. Приговорен ВКВС СССР 21 апреля 1938 по обвинению в участии в контр-революционной террористической организации правых. Расстрелян и похоронен на "Коммунарке" (Московская область) 21 апреля 1938 года. Реабилитирован 7 июля 1956 года..

1882
Сергей Юрьевич Судейкин
русский художник, представитель символизма, один из виднейших мастеров круга «Голубой розы». Родился в Санкт-Петербурге в семье жандармского полковника Г.П.Судейкина, убитого через год народовольцами. Занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897–1909); в 1902 был отчислен на один год за показ на студенческой выставке работ «непристойного содержания». В 1909 поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств, где учился в мастерской Д.Н.Кардовского (до 1911). Был одним из организаторов выставки «Голубая роза» (1907), а также одним из членов-учредителей возрожденного «Мира искусства» (1910). Помещал графику в журналах «Весы», «Аполлон», «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». Жил в Санкт-Петербурге, часто наезжал в Москву. В отличие от большинства других «голуборозовцев», Судейкин (не без влияния своего друга К.А.Сомова) исповедовал некий «иронический символизм», превращая свои картины в живописные лубки на темы искусства, фольклора либо «прекрасной старины» (Гулянье, 1906, Третьяковская галерея; В парке, 1907; Балет, 1910; обе работы – в Русском музее; серия собственно лубков Масленичные герои, середина 1910-х годов). Эти красочные, почти что кукольные мини-спектакли с подчеркнуто «ненастоящими» фигурками и антуражем стали связующим звеном между его живописью и сценографией. Активно работал в театре, начиная с оперной антрепризы С.И.Мамонтова в московском «Эрмитаже» (конец 1890-х годов). Оформил совместно с Н.Н.Сапуновым Смерть Тентажиля М.Метерлинка в постановке В.Э.Мейерхольда (студия на Поварской, 1905). Сотрудничал также с театрами: В.Ф.Комиссаржевской, Новым Драматическим, Малым и Камерным. В 1912–1913 принял участие в «Русских сезонах» С.П.Дягилева. Выступал и как иллюстратор, в частности, книг особенно творчески-близкого ему М.А.Кузмина (Куранты любви, 1912; и др.). В 1911 стал одним из устроителей и декораторов артистического кабаре «Бродячая собака». В 1917 уехал в Крым, а затем – в Тифлис (1919), где также оформлял литературные кафе («Химериони» и «Ладья аргонавтов»). В 1920 переехал из Батума в Марсель. Был сценографом кабаре «Летучая мышь» Н.Ф.Балиева в Париже. Вместе с этой труппой прибыл на гастроли в США (1922) и обосновался в Нью-Йорке. Участвовал как художник во многих спектаклях (постановки театра «Метрополитен-опера», Л.Ф.Мясина, М.М.Фокина, Дж.Баланчина и т.д.), плодотворно развивая традиции «живописного театра» модерна. Постоянно показывал на выставках и новые станковые вещи. Умер в Найаке (штат Нью-Йорк) 12 августа 1946 года.

 (614x699, 95Kb)
1883
Федор Андреевич Артём (настоящая фамилия - Сергеев)
советский государственный и партийный деятель. Член Коммунистической партии с 1901. Родился в селе Глебово Фатежского уезда Курской губернии, в крестьянской семье. В 1901-1902 учился в МВТУ; за участие в революционном движении исключен и арестован. По выходе из тюрьмы в 1902 эмигрировал в Париж. С начала 1905 возглавлял Харьковскую большевистскую организацию. В декабре 1905 руководил вооруженным восстанием в Харькове. Делегат 4-го съезда РСДРП (1906). В 1906 арестован, вскоре бежал. Возглавлял Пермский комитет РСДРП. Делегат 5-го съезда РСДРП (1907), в марте 1907 арестован и приговорён к пожизненной ссылке в Восточную Сибирь. В августе 1910 бежал через Корею и Китай в Австралию (в 1911), где работал грузчиком, батраком на фермах. В штате Квинсленд возглавил союз русских рабочих-эмигрантов; организатор и редактор русской социал-демократической газеты "Австралийское эхо" (1912). Вернулся в Россию в 1917 и возглавил большевистскую фракцию Харьковского совета. В июле 1917 избран секретарём бюро Донецкого областного комитета РСДРП (б), затем секретарём Харьковского областного бюро профсоюза металлистов. Делегат 6-го съезда РСДРП (б) (1917), на котором был избран член ЦК. Один из организаторов вооруженного восстания в Харькове и в Донбассе в октябре 1917. В ноябре1917 председатель Харьковского совета, председатель губернского ВРК. В декабре 1917, на 1-м Всеукраинском съезде Советов избран членом ЦИК Советов Украины, а последним избран народным секретарём по делам торговли и промышленности. С февраля 1918 председатель СНК и комиссар народного хозяйства Советской Донецко-Криворожской республики; член ЦК КП(б)У. Артём один из организаторов борьбы против войск контрреволюционной Центральной рады, казаков, атамана Каледина, австро-германских оккупантов.
 (525x700, 98Kb)
С января 1919 заместитель председателя Временного правительства Украины. Летом 1919 активный участник и руководитель борьбы против войск Деникина в Донбассе. В 1920 председатель Донецкого губисполкома, вёл работу по восстановлению угольного бассейна. На 8-м съезде партии (1919) избран кандидатом, а на 9-м съезде (1920) - член ЦК РКП (б). В июле 1920 делегат 2-го конгресса Коминтерна. В ноябре 1920-21 секретарь Московского комитета РКП (б), затем председатель ЦК Всероссийского союза горнорабочих. Был член ВЦИК. Погиб во время испытания аэровагона на Курской железной дороге 24 июля 1921 года, похоронен на Красной площади в Москве.

 (497x698, 63Kb)
1883
Йозеф Маттиас Хауэр (Hauer)
австрийский композитор и музыкальный теоретик. Родился в Винер-Нойштадт (предместье Вены) в семье тюремного надзирателя. Ещё во время учёбы в школе занимался игрой на фортепиано, органе, виолончели и цитре и хоровым пением; одновременно самостоятельно изучал теорию музыки. С 1902 г. работал учителем народной школы в Крумбахе, с 1904 - в Винер-Нойштадте. Одновременно служил органистом, хоровым дирижёром, виолончелистом в квартете, преподавал музыку в школе. В 1914 был ненадолго призван в армию, в 1915 переселился в Вену. С 1912 начал разрабатывать собственную систему двенадцатитоновой техники, его пьеса "Nomos" ор. 19, созданная в 1919 г., считается первым двенадцатитоновым произведением (следует отметить, что уже первые сочинения Хауэра были атональными). Техника двенадцатитоновых композиций Хауэра базировалась на 44 тропах (этому числу Хауэр не давал никакого рационального объяснения; биографы предполагают, что оно избрано по числу провинций, на которые тогда делился Китай - Хауэр был под сильным влиянием китайской философии). В 1930 году композитор (скорее всего, не добровольно) вышел на "почётную" пенсию. После распространения фашизма у Хауэра усиливаются антесемитские настроения, которые подогреваются его конкуренцией с Шёнбергом. Тем не менее после аншлюса Австрии в 1938 году его музыка была причислена к "выродившемуся искусству". Материальное положение композитора резко ухудшилось. Из осторожности до конца Второй мировой войны он ничего не издавал. В результате имя Хауэра забылось, и из сотен произведений, созданных им в последние 20 лет, при жизни композитора были изданы лишь единицы, а многие произведения остались неисполненными. "Возрождение" Хауэра началось в 1960-е годы. В отличие от Шёнберга, который не написал ни одного теоретического труда, посвящённого додекафонии (все его статьи, где затрагивались вопросы двенадцатитоновой техники, были посвящены либо проведению параллелей между нововенцами и классикой, либо анализу своих произведений и сочинений своих соратников), Хауэр шёл к музыкальной практике от теории. Через "теорию тембров", основанную на гётевском учении о цвете, он приходит к мыслям о "естественном" развитии звукового материала, и уже в 1920 г. излагает свою теорию о тропах в статье "Сущность музыкального", а в 1924 г. появляется его статья "Тропы". В тропах значительную роль играют не только соотношения звуков, нужно учитывать и тембры, и симметрию в построениях. Поэтому тропы Хауэра не 12-, а 6-звучны. Отдельно и до известной степени по классическим законам из тропов строились все элементы музыкальной ткани: кроме собственно построения рядов это были мелодия, гармония и даже тембровые характеристики. Всё это только образовывало материал, из которого затем строилось произведение; это напоминает технику сериализма. Начиная с 1940 года Хауэр пишет произведения, связанные с даосистской философией, согласно которой музыка является центром Космоса. Он перестаёт давать заглавия своим произведениям, обозначая их как "двенадцатитоновые игры" и нумеруя. Начиная с 1917 года Хауэр неоднократно пытался установить контакт с Шёнбергом, посвятил ему "Девять этюдов" ор.22; а Шёнберг одно время хотел написать книгу о додекафонии вместе с Хауэром, но все попытки сотрудничества разбивались об антисемитизм Хауэра. Умер в 1959 году. Хауэр был достаточно плодовитым композитором: ему принадлежат 2 оперы, 2 мессы, кантаты, оратории, множество вокальных циклов в сопровождении фортепиано, ансамбля или оркестра, симфония, симфониетта, 6 оркестровых сюит, 2 концерта и другие симфонические произведения, музыка для фортепиано (от одного до 9 исполнителей), камерные ансамбли, множество "двенадцатитоновых игр" для самых разных составов - от фортепиано до симфонического оркестра. Из 17 книг и 33 статей и эссе Хауэра следует выделить "О тембре" (191, "Учение об атональной мелодии" (1923), "От мелоса к литаврам" (1925), "Двенадцатитоновая техника. Учение о тропах" (1926), "Космическое завещание" в 3 частях (1937, 1941, 1945).

 (508x699, 126Kb)
1883
Уолтер Норман Хоуэрс (Walter Norman Haworth)
английский химик-органик и биохимик, член Лондонского королевского общества (1928). Родился в маленьком городке Чорли (графство Ланкашир, Великобритания), вторым сыном и четвертым ребенком Томаса и Ханны Хоуорс. Ему пришлось прекратить посещать школу, когда ему не было и 14 лет, и начать работу на фабрике по производству линолеума, которой управлял его отец. Знакомство с красителями, используемыми на фабрике, пробудило в нем интерес к химии. Он брал уроки у частного преподавателя из близлежащего г. Престона. После успешной сдачи вступительных экзаменов в Манчестерский университет Хоуорс в 1903 стал студентом известного ученого, ученика А. фон Байера (Нобелевская премия, 1905) Уильяма Генри Перкина-младшего (William Henri Perkin, 1860–1929) – декана химического факультета университета. Перкин впервые получил производные циклопропана и циклобутана, опровергнув теорию напряжения своего учителя. В 1906 он окончил университет с отличием и в течение трех последующих лет ассистировал Перкину в исследованиях терпенов – углеводородов, которые были обнаружены в некоторых растительных маслах и использовались в качестве растворителей. Стипендия дала Xоуорсу возможность в 1909 работать у Нобелевского лауреата О.Валлаха в Гёттингенском университете, где ему была присуждена докторская степень. По возвращении в Манчестер в 1911 он вторично получил степень доктора и был назначен на должность старшего демонстратора по курсу химии в научно-технологическом Империал-колледже в Лондоне. В следующем году он стал лектором по химии в Объединенном колледже Университета святого Эндрью в Шотландии. В этом колледже он познакомился с работой Томаса Парди (Thomas Purdie, 1843–1916) и Джеймса Колхауна Ирвина (James Colquhoun Irvine, 1877–1952), специалистов в области структурного анализа углеводов. Вскоре после прибытия в Университет святого Эндрью Xоуорс сместил свои интересы от терпенов к углеводам. Исследования Xоуорса были прерваны Первой мировой войной. В течение следующих четырех лет химическая лаборатория Университета святого Эндрью производила лекарства и химические реактивы, необходимые для британской армии. После заключения мира Xоуорс погрузился в прерванные исследования углеводов. В 1920 он стал профессором органической химии в Армстронг-колледже (ныне Кинг-колледж) в Дархемском университете (Ньюкасл), где возглавлял химический факультет в течение следующего года. В 1925 стал профессором химии Бирмингемского университета. В результате деятельности Хоуорса в конце 1920-х Бирмингем стал ведущим центром по исследованию углеводов. Хоуорс начинал с изучения структуры моносахаридов и олигосахаридов – более сложных молекул, образованных из небольшого числа молекул моносахаридов. В 1925 он показал, что молекула глюкозы, распространенного углевода, являющегося ключевым компонентом природных сахаров, представляет собой шестичленное кольцо. Его формула отличалась от ранее предложенной модели Э.Фишера (Нобелевская премия, 1902), который углеводы изображал в виде линейных молекул. Продолжая исследования углеводов в 1930-х, Xоуорс и его коллеги обратились к гексуроновой кислоте – веществу, которое было выделено Нобелевским лауреатом А.Сент-Дьёрдьи из надпочечников животных и из красного перца. К 1932 Xоуорс установил, что это производное состоит из 6 атомов углерода, 8 атомов водорода и 6 атомов кислорода и имеет пятичленную циклическую структуру с тремя короткими цепями. Xоуорс переименовал гексуроновую кислоту из-за ее противоцинготных свойств в аскорбиновую кислоту, или витамин С и синтезировал его. Оставаясь в Бирмингеме, он всячески способствовал оснащению химического факультета Манчестерского университета новым оборудованием. В 1937 Xоуорс был удостоен Нобелевской премии «за исследования углеводов и витамина С» и разделил ее с П.Каррером. В речи при презентации лауреатов председатель Нобелевского комитета по химии В.Пальмер (W.Palmaer) напомнил аудитории о важности исследований витаминов. Он сказал: «Исследования Xоуорса витамина С открыли путь к получению искусственным путем соединения, чрезвычайно важного витамина, который находится в природе в мизерных концентрациях. Сейчас витамин С уже производится в промышленных объемах, причем цена синтезированного витамина С значительно ниже, чем природного продукта». Таким образом, вторая задача специалистов по витаминам – налаживание производства этих необходимых человеку веществ. Следующая важная задача – установление строения и синтез всех известных витаминов. Эта задача успешно решалась усилиями многих химиков последующих десятилетий XX столетия. Венцом деятельности в этом направлении служит синтез витамина В12, выполненный в 1971 Р.Вудвордом (Нобелевский лауреат,1965) в США совместно с научной группой А.Эшенмозера (A.Eschenmoser) в Швейцарии. Их работа завершилась через 25 лет, после того как этот витамин был идентифицирован. В 1941 Хоуорс возглавил Британскую химическую комиссию по атомной энергии. В этой должности он руководил получением высокоочищенного урана и фторорганических соединений и в то же время был председателем Совета по химическим исследованиям при факультете научно-технологических исследований, а также активным организатором Исследовательской ассоциации производителей каучука и Исследовательской ассоциации колониальных товаров. С 1943 по 1946 – декан факультета в Бирмингемском университете, а с 1944 по 1946 – президент Британского химического общества. После возвращения в 1948 в Лондон из Бирмингема Xоуорс оставался активным членом нескольких правительственных и корпоративных советов и комитетов, был вице-президентом Лондонского королевского общества (1947) и в этом же году посвящен в рыцари. Был представителем Лондонского королевского общества на VII Тихоокеанском научном конгрессе в Новой Зеландии в 1949, а затем выступил с серией лекций в Аделаиде, Сиднее и Мельбурне. Очень замкнутый, Xоуорс был известен своим коллегам и друзьям как чуткий и добрый человек. Любовь к путешествиям Xоуорс совмещал с пополнением знаний в области античности, живописи и классической литературы. 19 марта 1950 года, через несколько дней после открытия конференции Британского химического общества Xоуорс умер в день рождения у себя дома в Барнт Грин, Бирмингем, от сердечного приступа.

1885
Лев Иванович Жирков
советский языковед. Родился в Москве. Занимался кавказскими (преимущественно дагестанскими) и иранскими языками. Исследовал вопросы общего, а также прикладного языкознания (создание алфавитов, орфографий, грамматик и словарей для языков народов СССР, интерлингвистика). Умер в Москве 4 декабря 1963 года. Сочинения: Грамматика аварского языка, Москва, 1924; Грамматика даргинского языка, Москва, 1926; Персидский язык, Москва, 1927; Аварско-русский словарь, Москва, 1936; Грамматика лезгинского языка, Махачкала, 1941; Лингвистический словарь, 2 издание, Москва, 1946; Табасаранский язык. Грамматика и тексты, Москва, 1948; Лакский язык, Москва, 1955.

1888
Джозеф (Йозеф) Альберс
художник и теоретик искусства, один из лидеров геометрической абстракции. Родился в Боттропе (Рурская область, Германия) 19 марта 1888 в семье ремесленника. В 1908–1913 и 1916–1919 работал учителем в начальных школах Рура, в том числе и в своем родном городе. В 1913–1916 занимался в берлинской Королевской школе искусств, а с 1919 – на курсах Ф. фон Штука в Мюнхене. В 1920 стал студентом высшей школы Баухаус в Веймаре. Его ранние ксилографии и литографии не выделяются над средним уровнем экспрессионизма. Под влиянием конструктивизма Баухауса (где одним из его главных наставников был Л.Мохой-Надь) перешел к гораздо более строгому абстрактно-геометрическому стилю, увлекаясь т.н. диафаниями, прозрачными композициями на стекле, исполненными с помощью пескоструйного аппарата. Переехав вместе со школой в Дессау (1925), был преемником М.Брейера на посту руководителя мебельной мастерской, а с 1930 – заместителем директора всей школы. Активно работал как дизайнер, создавая эскизы мебели, а также стеклянной и металлической утвари. После закрытия Баухауса нацистами (1933) архитектор Ф.Джонсон пригласил Альберса на работу в Америку в только что открывшийся колледж Блэк-Маунтин в Эшвилле (штат Северная Каролина), где мастер продолжал плодотворную преподавательскую деятельность вплоть до 1949 (среди его учеников были В.де Кунинг, Р.Мозеруэллл, К.Ноланд и Р.Раушенберг). В 1950 возглавил Школу искусств Йельского университета, где читал лекции до 1960. Его станковые серии (Цикл скрипичного ключа, конец 1930-х – начало 1940-х годов; Трансформации схемы, 1948–1952; Структурные созвездия, 1953–1958; и др.) с годами становились все более лаконичными, представляя собой цветовые вариации в пределах одной и той же геометрической сетки. В наиболее известном цикле Альберса (В честь квадрата, с 1950) главными модулями служат квадраты, как бы «вложенные» один в другой и составляющие разнообразные хроматические «фуги». В 1963 мастер опубликовал главный теоретический труд (Взаимодействие цветов), где изложил свои идеалы стерильно-чистой формы как необходимой первоосновы творчества. Оказал большое влияние на развитие оп-арта и пост-живописного абстракционизма. Умер в Нью-Хейвене 25 марта 1976 года. К концу 20 века его образы все чаще воспринималась в качестве ближайшего германо-американского аналога супрематизму К.С.Малевича.

1888
Дьюла Кабош
венгерский актер. В 1908 г. окончил театральную школу в Будапеште. Работал в провинциальных театрах. С 1913 г. – в столице. Был одним из крупнейших венгерских комедийных актеров, играл главным образом пештских мещан. В кино наибольшей популярностью пользовался в роли Шнейдера (фильм «Лакей Ипполит, 1931). В 1939 г. эмигрировал в США. Другие фильмы: «Пуши покупает ботинки» (1914), «Секейская кровь» (1922), «Летающее золото» (1932), «Лиловая акация» (1934), «Свадебное путешествие за полцены» (1936), «Рыцарское дело» (1937), «Решающий момент» (1938) и др.

1888
Хосе Сабогаль (Савогаль)
перуанский живописец и график. Учился в Европе (1909-1911) и в национальной Академии Художеств в Буэнос-Айресе (1912-1918). Испытал влияние Д.Риверы и X.К.Ороско. Основатель и глава индихенизма в живописи Перу. Писал лирические по характеру, декоративные по форме картины, посвященные жизни индейцев («Каноэ на Амазонке», «Индианка уанка»). Автор монументальных росписей и ксилографии.

1889
Ингвар Андерсон
шведский историк-медиевист, главный хранитель архивов Швеции (риксархивариус), член Шведской академии (по отделению литературы) (1950). В 1928-52 преподавал историю в Лундском университете. В 1939-46 сотрудник шведского радио. С 1947 издатель журнала "Нурдиск тидскрифт фёр ветенскап, конст ок индустри" ("Nordisk tidsskrift för vetenskap Konst Och industri"). С 1953 вице-президент Международного совета архивов.

 (600x486, 62Kb)
1889
Борис Петрович Герасимович
советский (российский) астроном. Родился в Кременчуге. В 1914 году окончил Харьковский университет. В юности был членом боевой организации эсеров, в течение двух лет был в заключении. В 1916 году стажировался в Пулковской обсерватории под руководством А.А.Белопольского и С.К.Костинского. В 1917—1922 приват-доцент Харьковского университета, с 1922 — профессор этого университета. В 1926—1931 находился в научной командировке в США, в Гарвардской обсерватории (Harvard College Observatory). С 1931 года заведующий отделом астрофизики Пулковской обсерватории, а с 1933 по 1937 годы — её директор. По обвинению в организации контрреволюционной группы пулковских астрономов («пулковское дело») арестован 28 июня 1937 и расстрелян в Ленинграде 30 ноября 1937 года. Реабилитирован посмертно (1956). Основные работы связаны с проблемами нестационарности звёзд, их внутреннего строения и эволюции, звёздной статистики, физики межзвёздной среды и планетарных туманностей, строения звёздных атмосфер, теоретической астрономии, физики Солнца. В 1927 совместно с В.Лейтеном определил расстояние Солнца от галактическй плоскости. В 1928 году совместно с Д.Мензелом (D.H.Mensel) выполнил пионерскую работу, рассматривающую процессы высвобождения энергии звёзд с точки зрения статистической механики. Первым среди астрономов серьёзно рассмотрел астрономические аспекты космических лучей. Подробно изучал Be-звёзды. Занимался изучением Солнца, принимал участие в нескольких экспедициях для наблюдения полных солнечных затмений. Именем Герасимовича названы лунный кратер и малая планета 2126, открытая Т.М.Смирновой 30 августа 1970 года в Крымской астрофизической обсерватории.

1891
Эрл Уоррен
американский юрист и главный судья Верховного Суда США (1953-1969). Губернатор Калифорнии (1943-1953). Как главный судья, выступал за умеренный либерализм судебной системы, против расовой дискриминации, называл сегрегацию в школах неконституционной. Возглавлял комиссию по расследованию убийства президента Кеннеди (1963-1964).

1891
Йозеф Шима
чешский художник.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку