-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 107853
Комментариев: 6801
Написано: 116323


28 февраля родились...

Понедельник, 28 Февраля 2011 г. 06:50 + в цитатник
 (560x700, 74Kb)
1155
Генрих-младший (Генрих Молодой Король; Henry the Young King; немецкое имя - Heinrich der Jьngere; испанское имя – Enrique "el Joven"; французское имя – Henri le Jeune; итальянское имя – Enrico il Giovane; польское имя– Henryk Mody Krуl; португальское имя - Henrique o Jovem)
второй из пяти сыновей Генриха II Английского и Элеоноры Аквитанской. Герцог Нормандский, граф Анжуйский. Номинальный король Англии в начале 1170-х годов. Воспитанник Томаса Бекета, Генрих был коронован в июне 1170 в возрасте 15 лет при жизни собственного отца, однако он никогда не правил самостоятельно и обычно не включается в число монархов Англии. Существует легенда о том, что на банкете, посвящённом коронации Генриха, его отец прислуживал ему и заметил, что это редкая честь, когда тебе прислуживает сам король. На это младший Генрих ответил, что сыну графа пристало прислуживать сыну короля. Ему было дано прозвище «Генрих Молодой Король», чтобы отличать его от его же племянника, Генриха III Английского. Он рассорился с отцом и заключил союз со своей матерью, Элеонорой Аквитанской и своими братьями, вместе с которыми пытался в затяжной гражданской войне 1173—1174 годов отобрать королевскую власть у своего отца. Говорят, что когда Генрих умер от дизентерии 11 июня 1183 года. в возрасте 28 лет, в разгар второго восстания, Генрих II сказал по поводу смерти сына: «Он дорого мне обошёлся, но как я хотел бы, чтобы он обошёлся мне ещё дороже, оставшись жить!». Генрих не особенно интересовался ежедневными заботами правителя или тонкостями военного искусства, предпочитая проводить большую часть своего времени на турнирах или же вмешиваясь в личные дела своих братьев. Британский историк У.Л.Уоррен писал о нём: «Молодой Генрих был единственным из своей семьи, кто был популярен в свои дни. С другой стороны, верно, что в то же время он был единственным, кто не продемонстрировал ни малейших признаков политической проницательности, полководческого таланта и даже просто ума…». В более поздней книге Уоррен развил мысль дальше: «Он был великодушен, милосерден, учтив и обходителен, воплощение щедрости и благородства. К сожалению, он также был глуп, тщеславен, легкомыслен, пустоголов, некомпетентен, недальновиден и безответственен». Он был женат (с 1160) на Маргарите Французской, имел от неё сына Джона (Уильяма) (1177), скончавшегося во младенчестве. Его младшие братья Ричард Львиное Сердце и Иоанн Безземельный впоследствии стали королями. Литература: Henry II, by W.L. Warren, ISBN 0520034945; The Young King Henry Plantagenet, 1155—1183, in history, literature, and tradition, by O.H.Mooreca.

 (641x699, 117Kb)
1533
Мишель Эйкем де Монтень (Michel Eyquem de Montaigne)
французский писатель, философ и шахматист. Родился близ Бордо. Его отец, Пьер Эйкем, принадлежал к верхушке среднего класса. В раннем детстве Монтень воспитывался по педагогической методе отца, схожей по духу со взглядами на воспитание Ф.Рабле. Наставник мальчика не говорил по-французски и беседовал со своим подопечным только по-латыни. В 6 лет Монтеня отдали в школу, а в 21 год, закончив изучение античных авторов, философии и права в Тулузском университете, он получил судейскую должность. Вскоре он подружился со своим коллегой – Этьеном де Ла Боэси. За всю жизнь у Монтеня не было человека ближе, и ранняя смерть Ла Боэси в 1563 оставила в его душе глубокий след. Какое-то время Монтень был не лишен политического честолюбия. Франция в ту пору погружалась в пучину религиозных войн; Монтень хотя и принял сторону католиков, но и по складу характера, и по жизненному опыту был приверженцем веротерпимости. Среди его ближайших родственников и друзей было немало гугенотов, и сам он одно время склонялся к религиозному компромиссу. Позднее он пришел к выводу, что принимать какие-то части католической доктрины и отбрасывать другие невозможно, поскольку церковное учение представляет собой единое целое. В 1565 Монтень женился на Франсуазе де Шассань; невеста принесла ему солидное приданое. После смерти отца в 1568 он получил в наследство родовое поместье Монтень. Здесь он поселился в 1571, продав свою судейскую должность и выйдя в отставку. Первым литературным трудом Монтеня был предпринятый по просьбе отца перевод латинского трактата, автор которого, испанский теолог Раймунд Сабундский, искал доказательства истинности католической веры в доводах человеческого, естественного разума. Такой подход был противоположен тому, что отстаивал Монтень, а именно: что вера – за пределами разума и выше его. Анализу воззрений испанского богослова и изложению собственных важнейших мыслей о религии посвящена Апология Раймунда Сабундского – самое обширное эссе Монтеня; работа над ним началась через семь лет после публикации перевода. Самые ранние из эссе Монтеня относятся к 1572 – году Варфоломеевской ночи и начала гражданской войны. Поначалу это были заметки о прочитанном. Любимые книги Монтеня в ту пору – послания Сенеки, Плутарх во французском переводе Ж.Амио, латинские поэты и несколько современных ему исторических и мемуарных сочинений. Более всего Монтеня занимали такие вещи, как управление государством, война и особенности человеческого поведения. Рассказы путешественников также вызывали его интерес. На одном из таких рассказов основано эссе О каннибалах, где Монтень за два века до Ж.Ж.Руссо развивает идею о «благородном дикаре». Первые две книги Опытов были опубликованы в 1580 в Бордо. Уже в этих ранних сочинениях личная тема начинает уступать место более общим и литературным вопросам. В 1577 Монтень перенес первый приступ мочекаменной болезни, а спустя три года отправился лечиться на воды – в Германию и Италию. Плодом этого путешествия стал Путевой дневник (Journal de Voyage). Тем временем Монтеня вторично избрали мэром Бордо. Второй срок его пребывания на этой должности был отмечен возобновлением Гражданской войны и посещением Бордо наследником престола, Генрихом Наваррскимени Монтень принимал принца и заслужил его расположение. Но к тому времени он уже утратил политическое честолюбие, стремился к уединению в своем замке, и мысли его были заняты работой над третьей книгой Опытов. Третья книга и добавления, которые сделал Монтень к первым двум, носят в основном автобиографический характер. Более всего его интересует собственный опыт – не потому, что представляется ему уникальным, а потому, что это единственное свидетельство, на которое он может опираться. В 1588 Монтень встретил в Париже Мари де Гурне, молодую девушку, пылкую почитательницу его идей. Она стала Монтеню как бы приемной дочерью и в 1595 выпустила посмертное издание Опытов. Последние годы жизни Монтеня были омрачены болезнями – камни в почках, подагра, ревматизм. Еще не достигнув шестидесятилетия, он чувствовал себя стариком. Несмотря на все недуги, он старался поддерживать активный образ жизни, однако от приглашения Генриха IV приехать к нему, сделанного в 1590, отказался. Умер близ Бордо 13 сентября 1592 года. Опыты Монтеня – это проверки, испытания, которым он подвергает собственные мнения по разным вопросам. Воспитание, дружба, родительская любовь, свобода совести, власть над собственной волей – все рассматривается с точки зрения личного опыта и подкрепляется цитатами. Монтень приходит к выводу об относительности всех вещей. Популярность Монтеня, возникшая еще при его жизни, продолжалась более полувека после его кончины. Д.Флорио перевел его труды на английский в 1613, но Шекспир, возможно, познакомился с ним десятью годами ранее. Подход Монтеня к религии был вскоре осужден Церковью, и популярность его упала. Однако в 17 в. он был излюбленным автором и для либертинов, и для Паскаля, который всю жизнь вел спор со здравомыслием Монтеня. Даже в период спада интереса к Монтеню, между 1669 и 1724, среди его поклонников был, например, Ж.Лабрюйер. 18 в. вновь оценил воззрения Монтеня, а 19 в. – тонкость его психологических рассуждений.

 (474x698, 139Kb)
1552
Йост Бюрги (Jost Buergi)
швейцарский математик, астроном и механик. Родился в Тогенбурге (Toggenburg). Не получил систематического образования. С 1579 г. был придворным часовщиком герцога Кассельского. Построил ряд инструментов, в частности астрономических. Производил наблюдения в Касссльской обсерватории. В 1603-1631 гг. работал в Праге придворным часовщиком императора Рудольфа II и расчетчиком И.Кеплера. В 1631 г. возвратился в Кассель. Исследования направлены на усовершенствование и облегчение арифметических вычислений. Составил таблицы чисел, упрощающие вычисления, по почти все экземпляры этой книги были утеряны. Предложил «ложное правило» в арифметике, приближенное вычисление корней алгебраических уравнений высших степеней. Умер в Касселе 31 января 1632 года

1606
Уильям Давенант (William Davenant, a.k.a. D'Avenant)
английский писатель, поэт, драматург XVII века. Отец английского экономиста Чарльза Давенанта. Наиболее известные произведения: драмы «Хитрецы» (1634), «Любовь и честь» (1634). В предисловии к пьесе "Покорение Гранады" ("The conquest of Granada"), опубликованной в 1672 году, Джон Драйден писал: "О героических пьесах мы впервые узнали от покойного сэра Уильяма Давенанта; во времена мятежа ему запрещали ставить трагедии и комедии, поскольку они содержали скандальные намеки на тех добрых людей, которым было легче лишить власти своего законного повелителя, чем выносить насмешки. Он был вынужден избрать другой путь: воспевать примеры нравственной добродетели, сочиняя стихи и превращая их в речитативы. Музыка и декорации, так украсившие его произведения, восходят к итальянской опере, но Давенант сумел сделать богаче характеры действующих лиц, полагаю, вдохновившись примером Корнеля и других французских поэтов. Его поэтическое творение оставалось в неизменном виде и после возвращения его величества. Лишь со временем, став более решительным, видимо, не без влияния общественного мнения, он переработал "Осаду Родоса", чтобы она исполнялась как обычная драма". Умер 7 апреля 1668 года.

1616
Каспар Фёрстер (немецкое имя - Kaspar Fцrster, также Caspar Foerster)
немецкий певец и композитор. Родился в Данциге, ныне Гданьск, Польша. Фёрстер учился музыке у своего отца, Каспара (1574-1652), а затем у Марко Скакки в Варшаве. Он пел басом и дирижировал хором при польском дворе в Варшаве с 1638 до 1643, затем служил капельмейстером у Фридриха III Датского в Копенгагене в 1652-1655. В это время (1655) там разразилась война между Данией и Швецией, и Фёрстер вернулся в в Данциг и работал там в качестве кантора в церкви Святой Марии. Он вернулся к Фридриху III Датскому и служил у него в 1661-1667. За это время он несколько раз посетил Венецию и сыграл свою роль во внедрениии итальянского музыкального стиля в Северную Европу. Он также учился у Кариссими в 1660-е годы. В конце своей жизни он некоторое время работал в Гамбурге, прежде чем вернуться на родину. Умер в Оливе, близ Данцига 2 февраля 1673 года. Сохранившиеся работы Форстера в большинстве являются духовными кантатами для трёх голосов, двух скрипок и continuo. Около 35 работ часто содержат очень низкие и трудные басовые части. Другие из его произведений включают две оратории, шесть трио сонат, и четыре светские кантаты.

 (493x699, 79Kb)
1655
Иоганн Бер (Johann Beer; так же: Bдhr, Baer, Bдr, Behr; псевдонимы - Jan Rebhu, Amandus de Amanto, Simplicius Simplicissimus, Jucundus Jucundissimus, Francisco Sambelle, HanЯ guck in die Welt, Zendorio а Zendoriis, Wolfgang von Willenhag, Antonio Caminera, Amando de Bratimero, Alamodo Pickelhering, Ursus, Ursinus; и т.д.. )
писатель, контратенор (альт), музыкант, композитор, музыкальный теоретик, художник. Рано обнаружив способности к музыке, Иоганна в возрасте 7 лет отправляют в бенедиктинский монастырь в Ламбахе, хотя ребенок происходил из семьи протестантов. Там его учат пению и игре на музыкальных инструментах. Его учителем был итальянский священник, который, по Маттезону, «был известный музикус». Бер продолжает свое музыкальное образование в монастыре Райхерсберг (Бавария). После ломки голоса учится в латинской школе в Пассау. 20 октября. 1670 Бер переезжает в Регенсбург, и в течение следующих 6 лет учится в «Gymnasium Poeticum» вместе с Иоганном Пахальбелем. Благодаря своим музыкальным способностям он получает бесплатное место в интернате для бедных, но талантливых учеников. Бер поет во время служб в церквях, на свадьбах и отпеваниях. Так же он пишет стихи и три комедии на латинском языке для школьного театра. Среди знакомых и друзей Иоганн слывет «несравненным рассказчиком». В 1674 учится искусству композиции у Вольфганга-Гаспар Принца (позже они станут врагами на литературном поприще). В 1676 Бер переезжает в Лейпциг, чтобы штудировать теологию. Там он знакомится со многими музыкантами, даже успевает застать Себастьяна Кнюпфера (1633–1676). 8 октября 1676 в Лейпциге пение 21-летнего певца-альта слышит герцог Август фон Саксен-Вайсенфельс. Желая заполучить его в свою придворную капеллу, герцог предлагает Беру сумму в 180 рейхсталеров содержания. Предложение настолько соблазнительно как в финансовом, так и в музыкальном отношении, что Бер бросает учебу и переезжает в Халле, как «придворный певец-альт», «потому что он чувствовал сильнейшее влечение к музыке и потому что он пел изысканнейшим альтом, а потом тенором, играл на скрипке и клавесине, и был композитором.» (с) Маттезон. В декабре. 1677 знаменитый музыкант и композитор Иоганн Филипп Кригер (1649–1725) прибывает в Халле. В 1678 году его назначают вице-капельмейстером двора. В 1677 году Бер начинает печатать свои романы, скрываясь за различными псевдонимами. Романы сатиричны, весьма фривольны и слава подобного писателя могла повредить его образу возвышенного музыканта и придворного. За 8 лет из-под его пера выходит около 20 романов, в том числе: «Авантюрный, чудесный и неслыханный рыцарь Хмель-Мешочный с Другой стороны сала.»; 4 части романа «Сиплицианский наблюдатель мироздания или приключения Яна Ребу.»; «Политический Развертыватель противопожарных стен» под псевдонимом Антонио Каминера; «Политический вертел жаркого» Амандо де Братимеро; «Немецкие зимние ночи», «Нескучные летние ночи»; «Принц Адитнантус и рыцарь Спиридон из Перусины», и другие. Псевдоним «Ян Ребу» (ребус) он использовал чаще всего.В 1679 Бер женится. Через год рождается его первый из 11 детей (пятеро умерли в младенчестве). В 1680 умирает герцог Август. Власть переходит к его сыну, Иоганну-Адольфу I. Резиденция меняется. Двор перебирается в Вайсенфельс, в пока еще недостроенный замок Августусбург. Из музыкантов «старого двора» новый герцог оставляет при себе пятерых: в том числе Бера и Кригера, последний к тому времени занимает пост придворного капельмейстера. Иоганн Бер поет в операх, концертах и зингшпилях, и конечно во время месс в церкви замка. Оперы при новом дворе пользуются большой славой. В 1684 по случаю женитьбы Кригера – Иоганн Бер пишет музыкально-сатирическую брошюру «Bellum musicum» (издана уже после его смерти, в 1701 г.). В 1685, на Пасху Иоганна Бера назначают концертмейстером. Чуть раньше ему поступило предложение от Кобургского двора, куда его приглашали на место придворного капельмейстера. Бер отклонил его. В ноябре 1686 Бер пишет оперу для двора герцога Альбрехта Саксонского в Кобурге (не сохранилась). В 1689 – 1691 пишет «Musicalische Discurse» - теоретический музыкальный трактат с большой долей юмора. Печатается сборник его очень известных едких эпиграмм. Бер пишет свою биографию, в которой перечисляет все свои работы, за исключением романов. В 1691 году король Дании предлагает Иоганну Беру место при своем дворе и содержание превосходящее то, что выплачивает герцог. Видимо положение Бера в Вайсенфельсе было настолько замечательным, что Бер отвечает королю категорическим отказом. В 1694 Бер пишет свои трио-сонаты. (утеряны). В 1695 Бер пишет музыкальный трактат „Schola-phonologica“. Маттезон сообщает о «самом лучшем из его ненапечатанных трудов». В 1697 к своей должности придворного концертмейстера Бер получает под контроль библиотеку в Вайсенфельсе. В 1697 ректор из города Гота, Готфрид Фокерот выпускает свою работу, направленную против светской музыки и оперы, задев и Бера (называет его "арлекином из Вайсенфельса"). Бер отвечает ректору серией статей, где не только возражает оппоненту по существу вопроса «Музыка не должна оцениваться по тому для какой цели или веры она написана, но лишь по тому уровню, которого сумел достичь композитор», но и издевается над ректором со всей силой сатиры на которую способен, выставляя Фокерота полным дураком. Он написал 4 статьи из которых были напечатаны только 2: «Ursus murmurat» ( Медведь рычащий) и «Ursus vulpinatur. List wider List oder musicalische Fuchs-Jagdt» (Медведь преследует лиса. Хитрость против хитрости или музыкальная охота на лис). 28 июля 1700 произошёл инцидент во время состязания стрелков (так называемая «Охота на птиц»). Легко представить: 1700 год, середина лета, группа аристократов собралась на лугу возле нового дворца Августусбург и забавляются стрельбой по мишеням, вырезанным из дерева. Это придворный праздник стрелков, так называемая «Охота на птиц» - мишени представлены в виде парящих лебедей, уток, пикирующих вниз соколов. Невдалеке столы: фрукты, жаркое, рислинг, траммер и другие вина Заале-Унштрут. Вельможи одновременно стреляют по мишеням, как вдруг один из стрелков падает, схватившись рукой за окровавленную шею. Это Иоганн Бер, – концертмейстер, певец и композитор герцогского двора, ему недавно исполнилось 45 лет. Один из придворных, гауптман Барт, выстрелил в него, как он потом говорил «случайно»… Какая насмешка судьбы. Не так ли давно вся Саксония следила за скандальным обменом «любезностями» на тему религиозной и светской музыки, которую сам Бер назвал «Музыкальной охотой» и вот он сам убит в реальности. Бера привозят домой, он все еще в сознании. Придворный хирург извлекает пулю из раны – но напрасно! – Иоганн умирает. Если бы тогда при дворе все еще находился замечательный хирург Георг Гендель (отец Георга Фридриха), то – как знать… Бер умирает 6 августа 1700 года. Бер оставил после себя несколько светских концертов и вокальные композиции (из последних, в подавляющем случае, до нас дошли только тексты). Кроме этого ему приписывается концерт для охотничьего рожка и две увертюрные сюиты – но авторство их сомнительно. Его любимые кводлибеты для которых он писал и тексты и музыку - не сохранились. Осталась его праздничная месса, известная сейчас под названием «Missa ursus murmurat», которая была переписана монахом бенедиктинского монастыря для смотрителя монастырской пинакотеки - отца Марцеллина Кноблаха, на чьем дне ангела она и была впервые исполнена 2 июня 1700 года. Отсюда ее второе название «Missa S. Marcellini»
 (451x699, 56Kb)
1663
Томас Ньюкомен (Thomas Newcomen)
английский изобретатель; один из создателей первого теплового (парового) двигателя. Родился в Дартмуте. Кузнец по профессии. В 1705 совместно с лудильщиком Дж.Коули построил паровой насос, опыты по совершенствованию которого продолжались около десяти лет, пока он не начал исправно работать (1712). В этой установке двигатель был соединён с насосом. Эта довольно эффективная для своего времени пароатмосферная машина использовалась для откачки воды в шахтах и получила широкое распространение в XVIII веке. Однако на своё изобретение Ньюкомен не смог получить патент, так как паровой водоподъёмник был запатентован ещё в 1698 Т.Севери, с которым Ньюкомен позднее сотрудничал.
Newcomen_atmospheric_engine_animation (290x419, 71 Kb)
Анимация паровой машины Ньюкомена. Пар показан розовым и вода синим.
Клапаны меняют цвет с зелёного (открыты) на красный (закрыты)
Паровая машина Ньюкомена не была универсальным двигателем и могла работать только как насос. Попытки Ньюкомена использовать возвратно-поступательное движение поршня для вращения гребного колеса на судах оказались неудачными. Однако заслуга Ньюкомена в том, что он одним из первых реализовал идею использования пара для получения механической работы. Его машина стала предшественницей универсального двигателя Дж.Уатта. Скончался в Лондоне 5 августа 1729 года. Имя Ньюкомена носит Общество историков техники Великобритании.

1675
Гийом Делиль (Guillaume Delisle)
французский . географ, картограф, член Парижской Академии Наук (с 1702). Родился в Париже. Брат Ж.Н.Делиля. В 1700—1714 издал всемирный атлас на основании новых материалов, критически пересмотрев картографические представления своего времени; полностью переработал карту Африки; впервые дал более верные пропорции Средиземного моря, устранив ошибку в долготе, которая сохранилась на географических картах еще со времен К.Птолемея (II в. н. э.). Интересовался русской картографией и использовал ее достижения в своих работах. По поручению Петра I составил карту Каспийского моря, на которой впервые дал его истинные положение и конфигурацию. При подготовке карты Татарии (1706) пользовался картой Н.Витсена, составленной на основе русских чертежей 17 в., в том числе карты Сибири русского картографа П.Годунова. Умер в Париже 25 января 1726 года. Литература: Салищев К.А., Основы картоведения, Москва, 1948.

1682
Франсиско Антонио Мелендес (Francisco Antonio Melйndez)
испанский художник. В год, когда родился Франсиско Антонио Мелендес, умер Мурильо, последний из знаменитых испанских мастеров XVII века, создателей национальной школы реалистической живописи. Причем в творчестве Мурильо испанский реализм получил свое логическое завершение: этому художнику прекрасно удавались жанровые сценки из жизни улицы, но когда он писал картины на сюжеты возвышенного содержания, то часто впадал в напыщенность и фальшь. Вплоть до рождения Франсиско Гойи в 1746 году в Испании не было столь крупного мастера, который сумел бы преодолеть национальный художественный кризис и вывести испанскую живопись на самостоятельную дорогу. Талантливые художники от Мурильо до Гойи, к числу которых принадлежит и Франсиско Антонио Мелендес, примыкали к традициям иностранного, в первую очередь итальянского искусства. Мелендес родился в Овьедо, живописи учился у своего брата Мигеле Якинто Мелендеса, придворного художника Филиппа V. С 1699 по 1717 год Франсиско находился в Италии, где совмещал деятельность художника с обязанностями военного (в это время в Европе шли так называемые войны за испанское наследство). Впечатления от искусства итальянского барокко определяют самую известную работу Мелендеса «Иоанн Креститель в пустыне», хранящуюся в Будапештском музее. На маленьком полотне написан романтический пейзаж. Зритель как бы помещается в глубине сумрачного грота. Он видит переднюю часть этого грота с выходом наружу, вздымающуюся кверху землю и небо, стесненное в раме скал. По правой стене грота сбегает маленький водопад, к нему припадает жаждущий человек. Внизу от водопада течет ручей, из которого пьет овца. Картина полна движения: стремителен подъем скал, клубятся облака, ручей в гроте начинается плещущим водопадом; Иоанн не просто пьет воду, но припадает к струе, перевесившись через камень и с трудом удерживаясь в напряженной позе. Но еще важней этого внешнего движения динамика внутренняя, биение пульса природы. Его выявляют свет и цвет. Пульсирующим светом сияет небо за неравномерной завесой облаков, скрытым внутренним свечением откликаются скалы, написанные тонкими, прозрачными слоями коричневых красок, в сумраке грота блещет вода, таинственно вспыхивают отдельными пятнами отсветы сияния дня, золотисто лучится обнаженная человеческая фигура. Многослойное письмо позволяет художнику сделать явственными неуловимые тональные и цветовые переходы. Так, фигура Крестителя в тенях горит тонкими, переходящими друг в друга почти незаметно, цветовыми оттенками, в которых преобладает красный — отзвук движения крови, отсвет тепла человеческого тела. А горы благодаря проникающему в их глубь свету лишены тяжести и жесткости и, как живые существа, изгибаясь, тянутся вверх, к небу, включаются в круговые ритмы клубящихся облаков. Свет и цвет связали сложную картину природы, от подземных ее глубин до небес, в единое целое; пройдя через разные вещества, через живое и кажущееся неодушевленным, они таинственными ритмами объединили камень, воздух, воду, разумного человека, несмышленую овцу, пронизали все могучей динамикой сложной жизни мироздания, в лоне которой покоятся все прочие, меньшие жизни. Возникает вопрос, почему же картина Мелендеса, посвященная жизни природы, ветру, звуку воды, красоте человеческого тела, картина, в которой слышится восторженная похвала мирозданию, названа «Иоанн Креститель в пустыне»? (Как известно, пророк Иоанн удалился в пустыню, где вел суровую жизнь аскета, проповедовал стекавшимся к нему людям скорое пришествие Христа, крестил их в реке Иордане и в ней же крестил впоследствии пришедшего к нему Иисуса.) Обычно, изображая этот сюжет, концентрировались на аскетическом, изможденном облике Иоанна или на его пророческой деятельности, или пастырском служении, или, наконец, на главном событии его жизни — крещении Христа. Если б не название картины Мелендеса, трудно было бы, кажется, в полуголом пастухе, забредшем в затерянный в горах маленький грот попить из источника, увидеть Иоанна Крестителя. Разве что овца, являвшаяся в христианскую эпоху привычным символом Христа — агнца, уготованного на жертву, могла бы служить намеком на литературную канву изображения. На поставленный вопрос трудно ответить однозначно. На поверхности лежит ответ: художник воспользовался религиозным сюжетом лишь как поводом для изображения романтического пейзажа, картина может служить свидетельством обмирщения церковной культуры в эпоху барокко. Однако за этим ответом можно признать лишь частичную правоту. Ибо, почему же художнику понадобился какой-то посторонний повод для изображения пейзажа в то время, когда пейзажная живопись уже была широко распространена в Европе? Очевидно, что для Мелендеса его картина была внутренне связана с избранным им сюжетом. Изображенная природа — не царство равнодушной материи, но живое, страстное создание, славословящее своего Творца, и вместе с тем как бы напоминание о рождении нового мира, омытого в волнах Иордана. Вот почему припавший к ключу пастух это именно пророк. По возвращении из Италии Мелендес поселился в Мадриде, где в 1726 году он был первым инициатором основания художественной Академии святого Фернанда. На родине мастер писал главным образом миниатюры для королевского двора. Умер художник в Мадриде в 1752 году. Творческое наследие Мелендеса невелико. Кроме будапештской картины, наибольшей известностью пользуются портрет первой жены испанского короля Филиппа V, хранящийся в Букингемском дворце в Лондоне, и рисунок из Национальной библиотеки в Мадриде.

 (592x699, 124Kb)
1683
Рене Антуан Реомюр (французское имя - Renй Antoine de Rйaumur)
французский естествоиспытатель; предложил температурную шкалу, названную его именем. Родился в Ла-Рошели в семье нотариуса. Получил образование в школе иезуитов в Пуатье; с 1699 года изучал право и математику в университете Бурже. В 1703 году продолжил изучение математики и физики в Париже. После опубликования первых трех работ по математике был принят в члены Парижской Академии Наук (1708). Научные труды Реомюра посвящены математике, физике, химической технологии, зоологии и ботанике. Разработал способ производства матового стекла. В 1715 году начал заниматься металлургией железа, проведя многочисленные эксперименты с целью объяснения процессов, протекающих при графитизации чугуна и цементации стали. Опубликовал несколько работ, из которых наиболее известны «Искусство превращения ковкого железа в сталь» и «Искусство умягчения литого чугуна»; в них были изложены научные основы термической обработки чугуна и стали, предложена первая теория закалки стали. Основные труды в области физики, зоологии и др. В 1730 описал изобретённый им спиртовой термометр, шкала которого определялась точками кипения и замерзания воды и была разделена на 80 градусов (Градус Реомюра). В области зоологии осветил вопросы биологии общественных насекомых и тлей, отношения насекомых к растениям; уточнил функции особей пчелиной семьи. В 1730 г. Реомюр предложил температурную шкалу, названную его именем. Один градус этой шкалы равен 1/80 разности температур кипения воды и таяния льда (то есть градус Реомюра равен 5/4 градуса Цельсия); шкала практически вышла из употребления. Реомюр взялся за это дело не первым. Существовал уже термоскоп Галилея, термометры флорентийских академиков и термометрическая шкала Фаренгейта. Мало того, существовала уже шкала Санкт-Петербургского академика Ж. Делиля, выбравшего в качестве реперной (опорной) точки одну-единственную величину — температуру кипения воды. Несмотря на перечисленные достижения, в термометрии оставался ряд недоработанных пунктов, связанных в основном с выбором реперных точек. Считалось, например, что даже при неизменном давлении вода может кипеть при разных температурах…Реомюр начал с того, что перед лицом авторитетной академической комиссии это заблуждение опроверг. Далее, анализируя выполненные в 1724 г. работы Фаренгейта, он остался недоволен расплывчатым выбором опорных точек (за нуль принималась температура охлаждающей смеси, за 100 градусов — температура человеческого тела). Не понравились Реомюру и ранее применявшиеся термометрические жидкости — вода или ртуть. Он остановился на винном спирте. Припаяв к круглой колбочке тонкую трубку, Реомюр залил в нее спирт, по мере возможности очищенный от воды и растворенных газов. В своем мемуаре он отмечает, что его жидкость содержала не более 5 процентов воды. Трубка не запаивалась — Реомюр лишь затыкал ее замазкой на основе скипидара. На самом деле опорная точка была у Реомюра всего одна: температура таяния льда. А величину градуса он определил вовсе не делением какого-то интервала температур на невесть откуда взявшееся число 80. В действительности он решил принять за один градус такое изменение температуры, при котором объем спирта возрастает или убывает на 1/1000. Таким образом, термометр Реомюра можно считать, по существу, большим пикнометром, точнее — примитивным прототипом этого физикохимического прибора, созданного Д. И.Менделеевым в 1859 году. Коэффициент объемного расширения 96%-ного спирта составляет 0,001081/ /град. «Град», стоящий в знаменателе наименования,— не что иное, как общепринятый ныне градус Цельсия. Градус же Реомюра — истинный градус! — можно получить, разделив 0,001 на 0,00108. Получается, что он равен 0,926 градуса Цельсия. А вовсе не 1,25. Стремясь удовлетворить возрастающий спрос, французские ремесленники приступили к массовому изготовлению термометров Реомюра. Но у них уже был опыт в изготовлении ртутных барометров, и они решили знакомую им технологию использовать при изготовлении новомодных приборов. Спирт заменили ртутью, термометры стали меньше и удобнее. В 40-е годы до Франции дошли образцы термометров Цельсия, в которых было две опорные точки. Изготовителям было гораздо проще разбить небольшое расстояние, на которое поднимался столбик ртути при переходе воды от замерзания к кипению, на некоторое количество частей, чем каждый раз рассчитывать уровни подъема термометрической жидкости (они же не учились у Вариньона!). Но каждый ремесленник твердо помнил, что шкала Реомюра заканчивалась числом 80 (выше начинал кипеть спирт). Поэтому, видимо, чтобы сохранить национальную самобытность, они обозначили точку кипения воды числом 80. Так и возникла «шкала Реомюра», которая дожила до середины XX века. Интерес к термометрии возник у Реомюра явно в связи с изысканиями, касавшимися черной металлургии. Для получения различных модификаций железа нужны разные степени нагрева, их надо сопоставлять. Но для решения этой задачи следовало поначалу прояснить вопрос об измерении, сопоставлении по определенной и воспроизводимой процедуре хотя бы небольших степеней нагретости или охлажденности тел. Первой его работой на эту тему была отдельная публикация, относящаяся, видимо, к 1725 г. и посвященная принципам конструирования термометров со сравнимыми шкалами. Еще при жизни Реомюра были проведены измерения точки кипения воды в градусах его шкалы (ведь со спиртовым термометром это было невозможно). Жан Тийе в присутствии Жана- Антуана Нолле получил значение 85. Но все последующие измерения дали величины от 100 до 110 градусов. Если использовать вышеупомянутые современные данные, то для точки кипения воды в градусах Реомюра получается значение 108. В 1772 г. в качестве стандартной была принята температура кипения воды, равная 110 градусов Реомюра. Но разнобой продолжался еще 22 года, до 1 апреля 1794 г., когда в связи с введением во Франции метрической системы, по предложению минералога и метеоролога Рене-Жюста Гаюи, было утверждено в качестве стандартного значение 100 — фактически, принято то, что уже называли шкалой Цельсия. Начиная с 1734 г. Реомюр в течение пяти лет публиковал отчеты об измерениях температур воздуха с помощью предложенного им прибора в различных местностях, от центральных районов Франции до индийского порта Пондишери, однако позднее термометрию забросил. Умер 17 октября 1757 года.

 (507x699, 78Kb)
1690
Алексей Петрович
русский царевич, старший сын Петра I от первой жены Е.Ф.Лопухиной. До 8 лет воспитывался у матери, во враждебной Петру I среде. Боялся и ненавидел отца, неохотно выполнял его поручения, особенно военного характера. Безволие и нерешительность Алексея Петровича использовались политическими врагами Петра I. В 1705—1706 вокруг царевича сгруппировалась оппозиция духовенства и боярства, противодействовавшая реформам Петра I. В октябре 1711 Алексей Петрович женился на принцессе Софье Шарлотте Брауншвейг-Вольфенбюттельской (умерла в 1715), от которой он имел сына Петра (впоследствии Петр II, 1715—1730). Петр I, угрожая лишением наследства и заточением в монастырь, неоднократно требовал, чтобы Алексей изменил свое поведение. В конце 1716, боясь наказания, Алексей бежал в Вену под защиту австрийского императора Карла VI. Скрывался в замке Эренберг (Тироль), с мая 1717 — в Неаполе. Угрозами и обещаниями Петр I добился возвращения сына (январь 1718) и заставил его отречься от прав на престол и выдать сообщников. 24 июня 1718 Верховный суд из генералитета, сенаторов и Синода приговорил Алексея к смертной казни. По существующей версии он был задушен приближенными Петра I в Петропавловской крепости 26 июня 1718 года.

 (483x699, 72Kb)
1707
Генрих Христиан Зенкенберг (Heinrich Christian, Freiherr von Senckenberg)
известный немецкий юрист XVIII века. Родился во Франкфурте-на-Майне. Сын врача, Зенкенберг предпочёл юридическую карьеру и в 1735 получил кафедру в Гёттингене, откуда в 1738 перешёл в Гиссен. Из его многочисленных произведений наибольшей известностью пользовались: «Selecta juris et historiarum tum anecdota tum jam edita et rariora» (Франкфурт, 1734—1742); «Corpus juris feudalis Germanici» или полное собрание немецких и лангобардских ленных прав (1740); «Corpus juris Germanici publici ас privati hactenus ineditum» (1760—1766). Весьма ценными для истории права являются его сочинение: «Gedanken von dem jeder Zeit lebhaften Gebrauche des uralten teutschen burgerlichen u. Staatsrechts in den nachherigen Reichsgesetzen u. Gewohnheiten» (1759). Кроме того Зенкенбергом был издан, в сотрудничестве с Е.А.Кохом, сборник решений имперского сейма, под названием: «Neuere und vollstandigere Sammlung der Reichsabschiede» (1847). Скончался 15 ноября 1772 года.

 (509x699, 91Kb)
1714
Джоаккино Конти (итальянское имя - Gioacchino Conti; по прозвищу Джидзиелло, Gizziello)
итальянский певец-кастрат (сопрано). Родился в Арпино. Он пел в итальянских городах, начиная с 1730, в частности, в операх Хассе, Винчи и Лео. Он также выступал в операх Генделя в Лондоне (1736-1737), а затем в Лиссабоне и Мадриде. Его высокое сопрано, он был одним из величайших певцов-кастратов своего времени, было блестящим и выразительным. Николо Конти (1733-1754), маэстро в нескольких церквях Неаполя и композитор опер и духовной музыки, возможно, был его отцом.Умер в Риме 25 октября 1761 года.

1735
Шарль Огюст Вандермонд (Вандермонд Александр Теофил; Charles Auguste Vandermond)
французский математик и политический деятель, член Французской Академии Наук (с 1771), Национального института (с 1795). Родился в Париже. Ученик А.Фонтена де Бертена. С 1782 г. - директор Консерватории искусств и ремесел. В 1795 г. преподавал в Высшей нормальной школе (Париж). Якобинец (с 1790). Основные работы посвящены алгебре. Установил (1771), что уравнения типа хn-1=0, где n - простое число, разрешимы в радикалах. Заложил (1772) основы теории детерминантов и выделил ее из теории линейных уравнений. Дал логическое изложение детерминанта с помощью миноров второго порядка и дополнительных миноров. Умер 1 января 1796 года.

1743
Рене Жюст Аюи (Рене Жюст Гаюи; французское имя - Rene Just Найу)
французский минералог и кристаллограф, член Парижской Академии Наук (1783), почетный член Санкт-Петербургской Академии Наук (1806). Родился в Сен-Жю-ан-Шоссе. В 1794-1802 гг. – профессор Горной школы (Париж) и Парижского университета (с 1802). Один из основоположников кристаллографического направления в минералогии. Наблюдения над кристаллами, особенно кальцитом, привели его к открытию (1784) одного из основных законов кристаллографии – закона рациональности параметров, названный его именем. На основании этого закона Аюи могут быть определены все возможные грани кристалла. Предложил теорию убывания числа молекул в слоях, последовательно формирующих кристалл. Его именем назван минерал гаюин состава 3NaAISiO4•CaSO4. Умер в Париже 1 или 3 июня 1822 года.

 (523x698, 121Kb)
1754
Георге Шинкай (румынское имя - Gheorghe incai; венгерское имя - Gyцrgy Sinkay)
румынский историк и просветитель; доктор теологии и философии. Обучался в учебных заведениях Рима, Вены и других городов. В 1782-1794 гг. – директор униатских начальных школ в Трансильвании. В исторических трудах («Хроника румын и других народов», тома 1-3, 1853-1854, и др.) отстаивал автохтонность румын на населенных ими территориях, выступал против крепостничества. Составил учебники «История природы» и «Естественное учение об изживании суеверий народа», в которых изложены достижения науки с позиций метафизического материализма. Умер в Кошице (ныне Словакия) 2 ноября 1816 года. Сочинения: Opere, v. 1, [Вис.], 1967.

 (473x699, 107Kb)
1760
Аполлос Аполлосович Мусин-Пушкин
русский химик и минералог, государственный деятель, почетный член Санкт-Петербургской Академии Наук (с 1796). Родился в Санкт-Петербурге. Получил домашнее образование. С 1791 г. – советник Горной экспедиции. Вице-президент Берг-коллегии (с 1796). Основные научные работы относятся к химии и технологии платины, палладия и хрома. Первым в России исследовал платиновые металлы и получил (1797) ряд «тройных» комплексных солей платины – хлороплатинаты магния, бария и натрия. Изучал растворимость в воде хлороплатината аммония. Получил (1797) амальгаму платины восстановлением хлороплатината аммония ртутью. Разработал (1800) новый способ получения ковкой платины прокаливанием ее амальгамы. Предложил метод отделения платины от железа. Впервые получил (1797) и описал соль металлической ртути. Открыл хромовые квасцы, получил ряд окислов хрома. Исследовал сплавы платины с медью и серебром, сернистую платину, возглавлял (1799-1805) Закавказскую экспедицию, изучавшую минеральные богатства Кавказа и Закавказья, способствовал развитию горного дела в этом районе. Член ряда академий наук и научных обществ. Умер 30 апреля 1805 года.

 (573x698, 75Kb)
1776
Жан-Пьер Буайе-Базеле (Jean-Pierre Boyer-Bazelais)
гаитянский государственный и военный деятель. В 1791-1803 гг. участник войны Сан-Доминго (западная часть острова) за независимость от Франции. Президент Гаити (30 марта 1818-13 марта 1843), обеспечивший к 1821 г. единство государства, а в 1822 г. присоединивший к нему восточную часть острова (Санто-Доминго). Был свергнут в марте 1843 г. Умер 9 июля 1850 года.

 (550x699, 107Kb)
1780
Фердинанд Карл Швайкарт (немецкое имя - Ferdinand Karl Schweikart)
немецкий правовед и математик. Родился в Эрбахе. В 1796—1798 гг. изучал право в Марбургском университете, одновременно слушая лекции по математике у Иоганна Карла Фридриха Хауфа. Затем защитил докторскую диссертацию в Йенском университете, некоторое время служил педагогом у детей князя Гогенлоэ-Ингельфингена, преподавал в Гейдельберге и Гисене. В 1807 г. опубликовал книгу «Теория параллельных с предложением их изгнания из геометрии», в которой предлагал формальную перестройку изложения Евклида. Пришел к выводу, что аксиому параллельных нельзя доказать логически и что можно построить геометрию, в которой сумма углов треугольника меньше 2d. В 1812—1816 гг. работал в России, профессор Харьковского университета (под именем Фердинанд Львович Швейкарт). Затем вернулся в Марбургский университет, в 1819 году был его ректором. В 1821—1827 гг. профессор Кёнигсбергского университета. С 1827 года советник Верховного суда Пруссии в Берлине. В настоящее время Швайкарт известен, однако, не как юрист, а как математик. В харьковский и марбургский периоды жизни он работал над проблемой создания неевклидовой геометрии и в 1818 году изложил свои соображения в письме, направленном Карлу Фридриху Гауссу; это письмо считается первым письменным документом, в котором содержится утверждение о возможности неевклидовой геометрии. Умер в Кёнигсберге 17 августа 1857 года. Увлечение неевклидовой геометрией унаследовал от Швайкарта его племянник Франц Адольф Тауринус.

 (501x699, 68Kb)
1783
Габриэль Россетти (итальянское имя - Gabriele Rossetti)
итальянский поэт и патриот, отец Данте Россетти, Уильяма, Марии и Кристины Россетти. Первоначально занимался живописью, был консерватором музея в Неаполе. Активно поддерживал революцию в Италии, при наступлении реакции скрылся на английском корабле, переодевшись английским офицером. Поселясь в Лондоне, он сделался профессором итальянского языка и литературы в Лондонском королевском колледже (King's College). Он предпринял комментарий к «Божественной Комедии» Данте (тома I—II, 1826—1827), в котором пытался доказать, что тот был проникнут антипапскими и реформаторскими тенденциями, вполне соответствующими стремлениям «Молодой Италии». Критика отнеслась к этой попытке враждебно, и Россетти не довел ее до конца. В защиту своих политических взглядов он издал: «Sullo spirito antipapale» (1830). При всей резкости своих нападок на светскую власть папы, Россетти проникнут был мягким религиозным миросозерцанием, как об этом свидетельствуют его стихотворения: «Iddio e l'uomo, salterio» (1833) и «L'arpa evangelica» (1852). Умер в Лондоне 24 апреля 1854 года. Полное собрание стихотворений Россетти, выдержавших много изданий, выпустил Кардуччи.

 (608x699, 93Kb)
1792
Карл Максимович Бэр
русский естествоиспытатель, основатель современной эмбриологии. Родился в имении Пийб (ныне Эстония). Окончил медицинский факультет Дерптского университета (ныне Тарту, Эстония), где в 1815 получил степень доктора медицины. В 1814–1817 изучал сравнительную анатомию в Вюрцбурге. В 1817 получил должность прозектора в Кёнигсбергском университете (ныне Калининград, Россия), в 1819 стал профессором зоологии в том же университете и возглавил организованный им Зоологический музей. В 1827 был избран членом-корреспондентом, а в 1828 – ординарным академиком Российской Академии наук. В 1834 переехал в Санкт-Петербург, где занимался анатомией и зоологией, был директором Академической библиотеки. В 1841–1852 – профессор Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге. Находясь в России, совершил ряд путешествий: посетил с экспедицией Новую Землю, побывал на Каспии, Чудском озере. В 1867 вернулся в Дерпт. Основные труды Бэра посвящены вопросам эмбриогенеза. Наибольшую известность получили его исследования по эмбриологии позвоночных. Он впервые описал яйцеклетку и хорду у млекопитающих (в том числе у человека). Изучая развитие зародышей птиц, пресмыкающихся, земноводных, рыб и млекопитающих, он предложил теорию зародышевых листков и сформулировал основные закономерности развития организма. Выделил у зародыша два основных, первичных слоя – эктодерму и энтодерму. Установил, что в ходе эмбриогенеза сначала появляются самые общие признаки типа, к которому относится животное, затем последовательно развиваются признаки класса, отряда, семейства, рода и т.д. Эти труды окончательно развенчали концепцию, согласно которой животное в сформированном виде незримо присутствует уже в сперматозоиде. Бэр основал Санкт-Петербургское географическое и этнографическое общество. Среди его наград – медаль Копли Лондонского королевского общества (1867). Основные труды ученого – Послание о развитии яйца млекопитающих и человека (Epistola de ovi mammalium et hominis genesi, 1827), История развития животных (Über die Entwickelungsgeschichte der Thiere, 1828; 1837), Исследование развития рыб (Untersuchungen über die Entwickelung der Fische, 1835). Умер в Дерпте 28 ноября 1876 года.

 (522x699, 62Kb)
1801
Мотеюс Валанчюс (Motiejus Valanius)
литовский писатель-просветитель, историк, епископ. Родился в крестьянской семье в дереане Насренай (ныне Кретингский район Литвы). Учился в школе в Жемайтийской Кальварии (1816—1821) и в духовной семинарии в Варняй (1822—1824), затем в семинарии в Вильне (1824—1828). С окончанием рукоположён в ксендзы и получил степень кандидата теологии. Служил вероучителем и капелланом в школе в Мозыре и Крожах. В 1836 получил степень магистра теологии. С мая 1840 адъюнкт виленской римско-католической Духовной академии, в августе 1842 переведённой в Санкт-Петербург; профессор академии. В 1845 вернулся в Литву, получив назначение на должность ректора варняйской духовной семинарии. По булле Папы Римского Пия IX и указу царя в марте 1850 стал католическим епископом Жемайтии (Тельшевская, Тельшяйская епархия). Вёл просветительную работу, организовал приходские школы и библиотеки, заботился об издании литовских книг, сам издавал много брошюр и книг духовного, религиозно-дидактического содержания. В декабре 1858 избран действительным членом Виленской археологической комиссии. С мая 1861 почётный член Ковенского губернского статистического комитета. Награждался орденами Святой Анны третьей степени (1847), Святого Владимира третьей степени (1859), Святого Станислава первой степени (1862). По инициативе епископа Валанчюса в 1858 в Юрбаркасе при костёле возникло общество трезвости. Вскоре трезвенное движение охватило большую всю Ковенскую губернию и начало распространяться в Виленской и Гродненской губерниях. В Литве общества трезвости включали ок. миллиона человек. Общества трезвости создавались при костёлах: мужчины клялись на алтаре или иконе Девы Марии не употреблять алкогольных напитков и следить за тем, чтобы этого не делали другие прихожане (нарушителей наказывали — запирали в колокольне, пороли и т. п.); в костёлах заводились книги со списками трезвенников. Общества трезвости образовывались без разрешения властей и в обход запрета давать какие-либо клятвы помимо присяги царю, нанесли значительный ущерб винокуренной промышленности (в Ковенской губернии в 1859 было закрыто 87 винокуренных заводов) и доходам казны (в литовских губерниях выплаченные сборщикам акциза жалования в 1860 превысили акцизные сборы от продажи алкогольных напитков), вызвали обоснованные опасения властей как форма гражданской самоорганизации. В 1848 издал двухтомное исторографическое исследование «Жемайтская епархия», составленное первоначально на польском языке, потом на литовском. Автор «Житий святых» в двух томах (лит. «Živatai šventųjų», 1858; (лит. «Gyvenimai šventųjų Dievo», 1868), «Библейской истории», «Катехизиса», «Друг жмудских детей», «Псалмы Давида» и др. Для курляндских католиков издал несколько книг на латышском языке. Перевёл на литовский язык «О подражании Христу» Фомы Кемпийского (1852). Издал сборник литовских пословиц (1867). Выпустил несколько сборников дидактических рассказов («Книжка для детей», 1864; «Книжка для взрослых», 1868). Наиболее значительное произведение — повесть «Юзе из Паланги» («Palangos Juzė», 1869). Литературное мастерство, богатство языка, красочные картины народного быта и нрава сделали Валанюса родоначальником литовской художественной прозы. Скончался в Ковне 29 мая 1875 года.

 (620x699, 171Kb)
1802
Эрнст Фридрих Цвирнер (немецкое имя - Ernst Friedrich Zwirner)
немецкий архитектор. Родился в Котларня. Цвирнер получил образование в строительном училище в Бреслау и в Архитектурной академии в Берлине. Несмотря на то, что в Берлине его основным наставником был приверженец классицизма Карл Шинкель, Цвингер тяготел к готическому стилю и, основательно изучив его по сохранившимся памятникам и в своём творчестве внёс большой вклад в его возрождение в Германии. Главный труд жизни этого зодчего — строительство Кёльнского собора, в котором он участвовал с 1833 г. и вплоть до самой своей смерти, когда его сменил его помощник Фойгтель. Наиболее известные сооружения Цвирнера — церковь святого Аполлинария в Ремагене, замок князя Фюрстенберга в Гердрингене, замок Мойланд близ Клеве, две церкви, в Эльберфельде и в Мюльгейме на Рейне, и синагога в Кельне. Умер в Кёльне 22 сентября 1861 года.

1804
Шарль Лагранж (Charles Lagrange)
французский политический деятель, демократ. Родился в Париже. Активно участвовал в Июльской революции 1830 г. Один из главных руководителей Лионского восстания 1834 г., после подавления которого был приговорён к тюремному заключению. В 1839 г. амнистирован. Руководил вооруженной борьбой в дни Февральской революции 1848 г. В июне 1848 г. избран депутатом Учредительного, а в мае 1849 г. — Законодательного собрания. После государственного переворота Луи Бонапарта (1851 г.) выслан из Франции. Умер в Лейдене 22 декабря 1857 года.

 (466x699, 41Kb)
1808
Альварс Элиас Пэрриш (Elias Parish Alvars)
английский арфист и композитор. Ученик Ф.Ж.Дици, Н.Бокса и Т.Лабарра. Концертировал. С 1847 г. — придворный арфист в Вене. Активно вводил в практику арфу С.Эрара. Автор пьес и переложений для арфы (в том числе этюдов Ф.Шопена). Умер в Вене 25 января 1849 года.

Berthold_Auerbach_1167309287122845 (505x699, 176 Kb)
1812
Бертольд Ауэрбах (Авербах; немецкое имя - Berthold Auerbach)
немецкий писатель. Родился в Нордштеттене, Вюртемберг, в еврейской семье мелкого торговца. Первоначальное образование получил в еврейской школе нового типа, проникнутой идеями Хаскалы, затем изучал круг традиционных еврейских религиозных дисциплин, готовясь к получению раввинского звания. В юности участвовал в студенческом движении. Сотрудничал в "Рейнской газете". Первые романы Ауэрбаха 30-х гг. - из еврейской жизни, объединены под названием "Гетто". В 1837 опубликовал роман "Спиноза" (русский перевод 1894). В "Шварцвальдских деревенских рассказах" (1843-1854; русский перевод под названием "Повести и деревенские рассказы", 1871) Ауэрбах создал яркие картины народного быта. Автор романов "Дача на Рейне" (1869, русский перевод 1869-1870, предисловие И.С.Тургенева), "На высоте" (1864. русский перевод 1867), «Поэт и купец» (1840). Оказал влияние на творчество Эжена Жана. Умер в Канне (Франция) 8 февраля 1882 года.

 (411x698, 116Kb)
1814
Эдмонд Фреми (Edmond Fremy)
французский химик, иностранный член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук (1856), член Парижской Академии Наук (с 1957). Работал вначале под руководством своего отца, Франсуа Фреми, профессора химии в сен-сирской военной школе, в 1839 г. сделался ассистентом Гей-Люссака, в 1842 г. назначен экстраординарным профессором естественноисторического музея. В 1846 г. занял кафедру химии в политехнической школе, а с 1850 до 1892 г. состоял ординарным профессором в естественноисторическом музее, занимая в то же время и пост директора его. В 1864 г. он учредил в музее, при содействии Шеврёля, первую бесплатную химическую лабораторию для научных исследований, которая привлекла огромное число занимающихся. Фреми открыл метасурьмяную кислоту, аммиачные соединения кобальта, олеиновую и пальмитиновую кислоты (1840), фтороводородную кислоту (1856), олеин и способ получения искусственных драгоценных камней. Другие его работы касаются исследования винной и молочной кислот, пектиновых веществ, целлюлозы, хлорофилла, состава костей, белка и мышц. Ему также обязаны открытием омыления жиров серной кислотой для приготовления стеарина и целым рядом других важных открытий в области производства стекла, цемента, железа, стали, искусственного удобрения и проч. Наконец, вместе с Эдмондом Беккерелем он открыл, что озон является аллотропией кислорода. Кроме многочисленных статей, напечатанных в "Annales de chimie", он издал в сотрудничестве со своим учителем Пелузом: "Trait й de chimie gйnйrale" (1854—1857), "Chimie йlй mentaire" и "Abr йgй de chimie", выдержавшие множество изданий. Кроме того, он вместе с другими учеными издавал "Encyclop й die chimique" (1881—1894). Из других трудов Фреми отметим: "Les volontai res de la science" (1868), "Confйrences sur l'oxygиne et l'ozone" (1866), "Le mйtal а canon" (1874), "Recherches sur la betterave а sucre" (1875) и "Sur la g йnйration des ferments" (1875). Умер в 1894 году.

 (601x699, 49Kb)
1819
Рышард Бервиньский (Ryszard Berwiski)
польский поэт. Участник революционного движения в Польше в 1840-х гг. Родился в Польвице на Познанщине. Сатирическая поэма "Познанский Дон-Жуан" (1844) направлена против обскурантизма и церкви; лучшие стихи Бервиньского проникнуты боевым революционно-демократическим духом (цикл стихов "Книга жизни и смерти" из сборника "Поэзия", 1844). Интерес к фольклору и прошлому славянства отразился в "Великопольских повестях" (1840). Умер в Константинополе 19 ноября 1879 года. Сочинения: Ksika эcia i mierci, Warsz., 1955.

 (346x698, 101Kb)
1820
Джон Тенниэл (John Tenniel)
английский художник, карикатурист; первый иллюстратор книг Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье», чьи иллюстрации считаются сегодня каноническими. Родился в Кенсингтоне, центральном районе Лондона. Он был младшим из трёх сыновей Джона Батиста Тенниела, выходца из рода французских гугенотов. Отец Тенниела был преподавателем фехтования и хотел, чтобы его сын выбрал военную карьеру. Однако Джон Тенниел с детства увлекся живописью и даже поступил в Королевскую Академию, но вскоре бросил её, так и не окончив. В 1836 году его работа была впервые экспонирована на художественной выставке в галерее на Саффолк-стрит, после чего он в течение пяти лет регулярно выставлял свои произведения в Королевской Академии. В 1840 году во время тренировки по фехтованию со своим отцом Тенниел потерял зрение на левом глазу. После этого несчастного случая он за редкими исключениями перестал заниматься живописью и полностью сосредоточился на графике. Особый интерес у него вызывала книжная иллюстрация, и в 1842 году он дебютировал в качестве автора иллюстраций для первого издания «Книги английских баллад» Сэмюэла Холла. В 1845 году Тенниел участвовал в конкурсе на роспись фресок в Палате лордов, представив монументальный эскиз композиции «Дух Правосудия», высота которого составляла 4.9 метра. Проект не был принят, но молодой художник получил поощрительную премию в 200 фунтов и заказ на фреску, изображавшую Святую Сесилию из произведения поэта-лауреата Джона Драйдена. В декабре 1850 года стал постоянным карикатуристом журнала «Панч». В 1865 создал иллюстрации к «Алисе в Стране чудес», в 1872 — к «Алисе в Зазеркалье». В 1893 году Джон Тенниел получил титул рыцаря благодаря благосклонному отношению премьер-министра Вильяма Гладстона. В 1901 году ушёл из «Панча». Сэр Джон Тенниел умер в Лондоне 25 февраля 1914 года. Тенниел познакомился с Льюисом Кэрроллом в 1864 году, когда книга «Алиса в Стране Чудес» была уже сдана в набор. Кэрролл хотел лично проиллюстрировать книгу, но техника его рисунка находилась на любительском уровне, поэтому издатель Александр Макмиллан порекомендовал ему обратиться к Джону Тенниелу. Ознакомившись с текстом, Тенниел согласился сделать к нему сорок две иллюстрации: Льюис Кэрролл настаивал именно на этом количестве. Условием Кэрролла было полное соответствие иллюстраций его авторскому видению, но Тенниел, поначалу согласившийся с этим требованием, вскоре изменил свое мнение и выступил в качестве полноправного автора концепции оформления книги. Например, Алиса, которая на рисунках Кэрролла была похожа на своего прототипа Алису Лиддел, темноволосую девочку с короткой стрижкой, на иллюстрациях Тенниела была изображена с длинными светлыми волосами: прототипом стала другая девочка, сфотографированная Кэрроллом. Работа Тенниела в качестве карикатуриста ведущего британского сатирического журнала нашла свое отражение в стилизации некоторых персонажей под английских политиков XIX века. Льва и единорога, двух символов Британии, художник изобразил похожими на премьера-консерватора Дизраэли и Гладстона, лидера либералов. Человек в бумажном костюме, который едет в поезде вместе с Алисой, был срисован Тенниелом с собственной карикатуры на Бенджамина Дизраэли, опубликованной ранее в «Панче». Увлечение Тенниела бальными танцами также повлияло на создание иллюстраций. Позы многих персонажей соответствуют классическим балетным позам. Также, в иллюстрациях Тенниела присутствовали различные исторические аллюзии. Так, например, прообразом Герцогини стала Маргарита Маульташ, а характерный средневековый стиль написания батальных сцен был спародирован в иллюстрации «Вся королевская конница, вся королевская рать». Эскизы своих иллюстраций Тенниел создавал на бумаге, но сами рисунки делал непосредственно на деревянных досках из самшита. Работу по гравировке досок издатель Александр Макмиллан поручил братьям Делзелам, которые в то время являлись лучшими граверами Лондона. Резкой форм занимался Эдвард Делзел. После окончания работы он посоветовал не портить уникальные клише, печатая иллюстрации непосредственно с деревянных форм, а использовать их гальванопластические слепки. С резных форм были сняты копии, с которых и был напечатан первый тираж книги. Однако качество печати иллюстраций не устроило ни Тенниела, ни Кэрролла. И весь тираж первого издания «Алисы в Стране Чудес», за исключением сигнальных экземпляров, был уничтожен. С печатных форм были сняты новые слепки, и следующий тираж, датированный 1866 годом, стал первым изданием, поступившим в широкую продажу. В 1870 году Тенниел приступил к работе над иллюстрациями к новой книге Кэрролла «Алиса в Зазеркале». Эта работа также проходила в постоянных спорах с Кэрроллом. Так, например, изображение Белого Рыцаря, которого Кэрролл считал своим alter ego, в итоге стало стилизованным автопортретом самого Тенниела. А созданное художником изображение Бармаглота Кэрролл счел слишком пугающим, но, после ряда консультаций со знакомыми, картинку было решено оставить без изменения, но убрать с фронтисписа книги. Помимо создания визуальных образов персонажей, Тенниел занялся редактированием книги, порекомендовав Кэрроллу полностью убрать главу «Шмель в парике», что и было сделано. Во всех последующих изданиях книг Кэрролла иллюстрации Тенниела перепечатывались с первого издания, где детальность изображения была снижена из-за использования гальванопластических слепков. Умер в Лондоне 25 февраля 1914 года. В 1988 году издательство Macmillan выпустило ограниченный тираж гравюр, сделанный с оригинальных деревянных форм. Этот тираж, составивший 250 экземпляров, на сегодняшний день является первым и единственным авторским изданием иллюстраций Тенниела к дилогии Льюиса Кэрролла о приключениях Алисы. Авторское издание иллюстраций Джона Тенниела к «Алисе в Стране Чудес» и «Алисе в Зазеркалье» было впервые экспонировано в России галереей InArtis в марте 2010 года. Выставка прошла в Москве в особняке Спиридонова.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку