-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 107738
Комментариев: 6801
Написано: 116208


25 февраля родились...

Пятница, 25 Февраля 2011 г. 11:39 + в цитатник
1543
Шараф-Хан (Шарафаддин ибн Шамседдин Битлиси)
курдский историк, государственный и военный деятель. Из семьи потомственных правителей Битлиса (восточная Анатолия). Воспитывался и получил образование при дворе иранского шаха Тахмаспа I. Был главным вождём курдских племён Ирана. С конца 70-х гг. - правитель Битлисского княжества. Написанное им в 1595-1596 гг. сочинение (на персидском языке) "Шараф-наме" - первый и основной источник по средневековой истории курдского народа; содержит сведения о происхождении курдов, истории курдских династий и племен, а также по истории Ирана и сопредельных стран. "Шараф-наме" - один из лучших памятников персидской исторической литературы 16 в. Умер в 1603 или 1604 году. Сочинения: Шараф-наме, том 1, перевод, предисловие, примечания и приложения Е.И.Васильевой, Москва, 1967. Литература: Стори Ч.А., Персидская литература. Био-библиографический обзор, перевод с английского, часть 2, Москва, 1972, страницы 1097-1100.

 (583x698, 112Kb)
1643
Ахмед II (османское имя - — Вhmed-i sвnо, турецкое имя - kinci Ahmet)
султан Османской империи (22 июня 1691—1695). Сын султана Ибрагима I, младший брат султанов Мехмеда IV и Сулеймана II. До вступления на престол более 40 лет провел в изоляции во дворце Топкапы (в т. н. «Клетке»). В правление Ахмеда II неудачно для османцев продолжалась война со Священной лигой. 19 августа 1691 г. османская армия была разгромлена в битве при Сланкамене имперскими войсками под командованием Людвига Баденского. В этом сражении погиб великий везир Фазыл Мустафа Кёпрюлю. Умер Ахмед II 6 февраля 1695 года.

 (429x698, 158Kb)
1682
Джованни Баттиста Морганьи (Giovanni Battista Morgagni)
итальянский врач. В 16 лет поступил в Болонский университет. Учился у известного анатома и хирурга А.Вальсальвы. В 1701 получил степени доктора философии и доктора медицины. Был профессором практической медицины Болонского (с 1706) и Падуанского (с 1711) университетов. Прославился исследованиями в области анатомии, результаты которых изложил в «Анатомических записках» (Adveraria anatomica omnia, 1719). Проводя вскрытия, описал многочисленные патологии, аномалии, опухоли разных органов. Стремился не только излагать основы патологических процессов, но и давать сведения о патогенезе, симптоматике и диагностике соответствующих заболеваний. Плодом его многолетних изысканий стал труд «О местонахождении и причинах болезней, выявленных анатомом» (De sedibus et causis morborum per anatomiam indigatis, 1761), в котором изложены основы патологической анатомии как науки. Морганьи впервые описал многие анатомические структуры, названные позже его именем. Умер в Падуе 5 декабря 1771 года.

 (581x699, 127Kb)
1707
Карло Гольдони (итальянское имя - Carlo Goldoni)
итальянский драматург, реформатор итальянского театра, создатель национальной комедии. Родился в Венеции.Сын врача. Сущность реформы Гольдони состояла в замене импровизированной комедии дель арте, или комедии масок, драматургией с устойчивым текстом, реальными человеческими характерами, содержанием, проникнутым просветительскими идеями, остроумной критикой пороков феодального общества. Основные теоретические принципы просветительской реформы итальянского театра изложены Гольдони в комедии-манифесте "Комический театр" (1750), в предисловии к первому изданию его комедий (1750), в "Мемуарах". Полностью Гольдони осуществил свою реформу в 1748-1753, когда создал комедии "Хитрая вдова", "Кофейная", "Лгун", "Бабьи сплетни", "Слуга двух господ", "Трактирщица ". В драматургии Гольдони утвердился тип просветительской семейно-бытовой комедии характеров. Однако, показывая на примерах нравственной деградации итальянской аристократии разложение всей феодальной системы ("Кавалер и дама", "Льстец" и др.), противоречия между дворянством и молодой буржуазией ("Семья антиквария"), Гольдони не ограничивался узко семейной проблематикой. Народ постепенно стал главным положительным героем его драматургии. В комедиях "Честная девушка" (1749) и "Добрая жена" (1749) Гольдони ещё наделял народную героиню буржуазно-мещанским добродетелями, но в комедии "Бабьи сплетни" (1751) коллективный образ венецианского простонародья вытеснил буржуазного моралиста Панталоне. Гольдони сохранил лучшие достижения комедии дель арте - жизнерадостность, динамизм в развитии сюжета. В середине 1750-х гг. Гольдони написал несколько комедий в стихах на венецианском диалекте, где действовали главным образом народные персонажи: "Кухарки" (1755), "Домовницы" (1755), "Перекрёсток" (1756), "Весёлые женщины" (1758). В них критика действительности велась с позиций народа и устами народа. Наиболее ярко глубина просветительского реализма Гольдони проявилась в комедиях в прозе на венецианском диалекте: "Самодурах" (1760) и "Синьоре Тодеро" (1762), где сатира приобрела отчётливо выраженный антибуржуазный характер. В "Кьоджинских перепалках" (1762) Гольдони вывел на сцену простых венецианских рыбаков и их жён. Это была подлинно новаторская для 18 в. комедия массового народного героя. Последний период творчества Гольдони протекал во Франции. Комедия Гольдони "Ворчун-благодетель" (1771, на французском языке ) принесла ему европейскую славу. Во Франции написаны "Мемуары Карло Гольдони..." (1784-1787). В общей сложности Гольдони создал 267 пьес. Реформа Гольдони была поддержана большинством просветителей как в Италии (П.Верри, Г.Гоцци и др.), так и за границей (Вольтер, Г.Э.Лессинг, И.В.Гёте), но встретила яростные нападки со стороны противников идей Просвещения, от лица которых выступил К.Гоцци. Гольдони оказал огромное влияние на развитие итальянской национальной драматургии. Ф.Де Санктис назвал его "Галилеем новой литературы". Русский читатель и зритель познакомился с Гольдони ещё в 18 в., когда были переведены на русский язык и поставлены "Слуга двух господ" (1789), "Истинный друг" (1794), "Лжец" (1796) и др. В 1827 появился первый русский перевод "Трактирщицы" А.А.Шаховского. "Кофейная" была переведена А.Н.Островским (1872). В советское время Гольдони переводили М.Л.Лозинский, А.К.Дживелегов, Т.Л.Щепкина-Куперник, С.С.Мокульский и др. На современной сцене с успехом идут многие пьесы Гольдони. Скончался в Версале 6 февраля 1793 года.

 (551x698, 104Kb)
1714
Рене Никола де Мопу Мопу (Rene-Nicolas-Charles-Augustin de Maupeou)
французский государственный деятель. Родился в Париже. В 1768 г. был назначен Людовиком XV канцлером. Защитник королевского абсолютизма, вступил в борьбу с парламентами (в известной мере отражавшими интересы верхушки буржуазии). В ночь с 19 на 20 января 1771 г. по его приказу было арестовано и лишено должностей значительное число членов парижского парламента, выступавших против королевского произвола. Вслед за этим он произвёл полную реорганизацию парламентов (ликвидировав некоторые из них). Его деятельность вызвала резкую оппозицию буржуазии. Вступивший на престол в 1774 г. Людовик XVI вынужден был в том же году отстранить его от дел и восстановить парламенты на старых основах. Мопу удалился в свои поместья в Нормандии. Умер в Тюи (Эр) 29 июля 1792 года.

 (600x650, 118Kb)
1725
Никола Жозеф Кюньо (Nicolas-Joseph Cugnot)
французский изобретатель. Родился в Вуа, департамент Мёз. Одним из первых пытался использовать паровую машину для нужд транспорта. В 1769-1770 гг. построил паровую повозку, которую предполагал использовать для перевозки орудий. Повозка не получила применения из-за несовершенства конструкции; с 1800 г. хранится в Музее искусств и ремёсел в Париже. Умер в Париже 2 октября 1804 года. Литература: Песоцкий Н., Самодвижущиеся экипажи, Санкт-Петербург. 1898.

 (560x700, 64Kb)
1727
Арман-Луи Куперен (Armand-Louis Couperin)
отличный органист; как композитор не имеет значения. Одна из центральных фигур знаменитого рода французских музыкантов. Родился в Париже. Племянник Куперена-великого и отец последнего (последних) поколения представителей славной династии. О детстве, юности и образовании музыканта известно немного. Мать умерла, когла ему было 17 месяцев от роду, а воспитывали его отец и дядя. К 21 году был известным виртуозом и, продолжив традицию, стал органистом церкви Сен-Жерве, а вместе с тем при придворной Sainte Chapelle, при St. Barthйlemy, Ste Marguerite и одним из четырех органистов Nфtre Dame, а также авторитетом при испытании новых органов. Супругой Армана-Луи стала Елизавета Антуанетта, урождённая Бланше (Elisabeth-Antoinette Blanchet), тоже музыкант - выдающаяся клавесинистка и органистка. Забежав в будущее, добавлю - трое из четверых детей этой пары также будут музыкантами. Благодаря женитьбе смог поправить материальное положение и собрать солидную по тем временам библиотеку, оставив наследникам 885 книг. При жизни считался одним из лучших органистов-импровизаторов. Авторское творчество Армана Луи Куперена составляют преимущественно композиции для клавесина, несколько мотетов, симфония (обратите внимание на исполнительский состав и послушайте в приведённой ниже подборке видеоклипов ) и др. Церковные произведения опубликованы не были. За несколько месяцев до Великой французской революции Арманд-Луи трагически погиб в пути, когда спешил из Капеллы (Sainte-Chapelle) к церкви Сен-Жерве 2 февраля 1789 года..

1728
Джон Вуд Младший (John Wood)
английский архитектор. Родился в Бате, Сомерсет, Англия. Его работы в Бате стали кульминацией палладианской традиции, начатой его отцом Джоном Вудом (называемым Старший и Вудом из Бата). Стал одним из наиболее прославленных достижений всестороннего городского планирования. Работал учеником у отца. Ему поручили завершение проекта биржи в Ливерпуле Вуда-старшего (1748-1755). После смерти отца в 1754 г. стал главным архитектором Бата. Завершил работы по цирку по проекту своего отца и проектировал Королевский полумесяц (1767-1775), этот проект представлял собой полукруг из 30 стоящих рядом домов, обращенных к большому парку. Известным сооружением, сделанным лично ним в Бате, являются Палаты ассамблеи (1769-1771), которые были частично разрушены во время бомбардировок 1942 г., но позднее подверглись значительной реконструкции в реставрации. Умер в Вейзистоне, Сомерсет 18 июня 1782 года.

 (579x699, 220Kb)
1735
Эрнст Вильгельм Вольф (Ernst Wilhelm Wolf)
Немецкий композитор. Был первым скрипачом в герцогской капелле в Веймаре. Позднее он давал уроки молодой герцогине и получил место начальника капеллы. Умер 29 или 30 ноября 1792 года. Он писал кантаты, оратории, оперы симфонии, концерты для клавесина, сонаты. Из сочинений Вольф о музыке известна книга: "Musicalischer Unterricht" (Дрезден, 1788).

 (700x698, 120Kb)
1768
Федор Павлович (Фридрих) Аделунг (немецкое имя - Friedrich von Adelung)
русский, немецкий историк, философ, библиограф, член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии наук. Родился в Щецине. Племянник Иоганна Кристофа Аделунга, отчасти продолжатель его научной деятельности, особенно в области языкознания. По окончании университетского курса в Лейпциге путешествовал по Европе и в 1794 г. приехал в Санкт-Петербург. С 1795—1797 служил в Митаве, потом в Санкт-Петербурге занимался коммерческими делами с придворным банкиром Александром Ралем, был цензором немецких книг и директором немецкого театра. С 1803 назначен в наставники великих князей Николая и Михаила Павловичей. В 1804 году основатель Харьковского университета Василий Каразин на благотворительные пожертвования приобрёл у Ф.П.Аделунга для только что созданного университета ценную графическую коллекцию в количестве 2477 экземпляров (в том числе 1297 гравюр и 59 акварельных рисунков, оригиналы произведений итальянских, немецких, голландских граверов XVI столетия, а также французских и английских мастеров XVI-XVIII столетий). Впоследствии на базе этого собрания в Харькове был создан Художественный музей. Составил с экономистом А.К.Шторхом положившее начало русской книжной статистике «Систематическое обозрение литературы в России в течение пятилетия с 1801 по 1806 г.» (части 1—2, 1810—1811). В 1809 г. Академия избрала его в члены-корреспонденты, университеты Харьковский и дерптский — в почетные члены. С 1819 г. на службе в Коллегии иностранных дел. В 1824 г. — управляющий, а в 1825 занимает должность начальника Учебного отделения восточных языков при Министерстве иностранных дел (в дальнейшем Института восточных языков), сменив уехавшего служить на Кавказ Г.М.Влангали. Создал при Учебном отделении музей, в который передавались рукописи, книги, а также найденные на Востоке и в Средней Азии древние и действующие монеты (в дальнейшем Румянцевский музей). Начальником Учебного отделения он прослужил почти 18 лет и в этой должности умер в Санкт-Петербурге 30 января 1843 года. Список его произведений обширен и разнообразен; писал он на немецком языке по русской археологии и обзору сказаний иностранцев о древней России, введя в широкий научный оборот, в частности, сочинение Сигизмунда Герберштейна и других авторов: Siegmund Freiherr von Herberstein (St. Petersburg 1818); August Freiherr von Meyerberg und seine Reisen in RuЯland (St. Petersburg 1827); Библиография иностранных карт России с 1306 по 1699 годы; Kritisch-literarische Ьbersicht der Reisenden in RuЯland bis 1700 (сводный труд, St. Petersburg 1846, 2 Bдnde; русский перевод: «Критико-литературное обозрение путешественников по России до 1700 г. и их сочинений» тома 1—2, Санкт-Петербург, 1864), изданная после смерти автора, была удостоена полной Демидовской премии, причем обычную в этих случаях рецензию писал натуралист академик К.М.Бэр. Помимо трудов по истории, Ф.П.Аделунгу принадлежат: Bibliotheca sanscrita (2. Aufl., St. Petersburg 1837), получившая всеевропейскую известность библиография санскритского языка; Ьbersicht aller bekannten Sprachen und ihrer Dialekte (St. Petersburg 1820). Сын Аделунг, Карл Фёдорович (1803—1829) — дипломат, второй секретарь русской миссии в Персии в 1828 г., погиб вместе с А.С.Грибоедовым и другими членами Русской миссии в Тегеране 11 февраля 1829 года. Сын Аделунг, Николай Фёдорович — издатель трудов отца, секретарь королевы Вюртембергской Ольги Николаевны; в службе с 1828 г., 1858 г. статский советник, время смерти неизвестно. Дочь Герингер, Мария Фёдоровна (урождённая Аделунг) — камер-фрау императрицы Александры Федоровны, жены Николая II. ГАРФ, ф. 625. ЦИАМ, ф. 1737, оп. 1, 65 ед.хр. (1859—1905).

 (578x699, 242Kb)
1778
Хосе де Сан-Мартин (испанское имя - Josй Francisco de San Martнn y Matorras)
один из руководителей Войны за независимость испанских колоний в Латинской Америке 1810-1826 гг., национальный герой Аргентины, генерал. Родился в небольшом городке Япею на территории современной аргентинской провинции Корриентес в семье состоятельных землевладельцев. Когда Хосе было 6 лет, его семья переехала в Испанию, где в 1785 году родители определили его в престижную мадридскую семинарию. Однако в 1789 году Сан-Мартин бросил семинарию, несмотря на протесты родителей, завербовался в испанскую королевскую армию и отправился в свой первый поход — в Африку. Впоследствии принимал участие в войнах с Францией, Англией, Португалией. В период оккупации Испании войсками Наполеона Хосе де Сан-Мартин командовал одним из партизанских отрядов на юге страны и проявил себя как блестящий военачальник, отличающийся личным мужеством. В 1812 г. вернулся на родину. В 1814 г. был назначен командующим Северной армии аргентинских патриотов, боровшихся против испанских колонизаторов. В 1816 г. после провозглашения независимости Объединенных провинций Ла-Платы (с 1826 г. – Аргентины) стал главнокомандующим Андской армией и совершил труднейший поход через Анды в Чили. В битвах при Чакабуко (февраль 1817) и Майпу (апрель 1818) разбил испанские войска, в результате чего Чили получила независимость. В 1820-1821 гг. совершил поход в Перу, изгнал оттуда испанцев и провозгласил независимость Перу. В качестве протектора возглавил первое правительство Перу, которое провело ряд реформ, укрепивших экономическое и военное положение страны. После встречи с Боливаром в Гуаякиле (июль 1822), во время которой Боливар отклонил его предложение о совместном выступлении их армий, отошел от военной и политической деятельности и уехал во Францию. Скончался 17 августа 1850 года.

 (408x699, 86Kb)
1790
Хуан Альварес Мендисабаль (Juan Alvarez Y Mendizabal)
испанский политический деятель. Родился в Кадисе. В 1820 участвовал в восстании возглавленном Р.Риего-и-Нуньесом. После поражения Испанской революции 1820-1823 эмигрировал в Великобританию. Вернувшись в 1835 в Испанию после объявленной амнистии, стал одним из руководителей прогрессистской партии. Во время Испанской революции 1834-4; был в сентябре 1835 - мае 1836 премьер министром; вышел в отставку под давлениением придворной камарильи, недовольной про водившимися им реформами (отмено! майората, сеньориальных прав, распродажей церковных земель и др.). В августе 1836 входил в правительство Х.М.Калатравы. В 1843 после победы контрреволюции, эмигрировал. Вернулся на родину в 1847. Умер в Мадриде 3 ноября 1853 года.

 (525x699, 66Kb)
1799
Зигфрид Вильгельм Ден (Siegfried Wilhelm Dehn)
немецкий теоретик музыки и педагог. Родился в Альтоне. Получил юридическое и музыкальное образование в Лейпциге. В 1837 выпустил собрание многоголосных вокальных композиций 16-17 вв. (12 тетрадей). С 1842 руководил музыкальным отделением Королевской библиотеки в Берлине, превратив его в крупное нотохранилище. Значительная работа Дена - учебник по гармонии (1840), развивающий теоретические принципы трактата по гармонии Ш.Кателя, а также курса контрапункта и фуги Л.Керубини и методику Б.Клейна. Умер в Берлине 12 апреля 1858 года. В 1859 вышел учебник Дена по контрапункту, канону и фуге, подготовленный к изданию его учеником Б.Шольцем. Ден - выдающийся педагог, среди его учеников: М.И.Глинка, А.Г. и Н.Г.Рубинштейны, П.Корнелиус и другие. Сочинения: Theoretisch-praktische Harmonielehre mit angefьgten Generalbassbeispielen, 2 Aufl, ., 1860; Lehre vom Contrapunkt, dem Canon und der Fuge, 2 Aufl, ., 1883. Литература: Асафьев Б. (Игорь Глебов), Глинка, Москва, 1947, страницы 288-292.

1800
Василий Иванович Рязанцев
даровитый русский актер-комик начала XIX века. Во время своего непродолжительного пребывания на сценическом поприще, успел сделаться любимцем театральной публики обеих столиц и, несмотря на крайнюю недостаточность образования, обещал быть блестящим украшением Императорской сцены. С.Т.Аксаков рассказывает в своих "Воспоминаниях", как Щепкин однажды шепнул ему про Рязанцева: "Это наш капитал!" Это был в полном смысле актер-самородок, с прирожденной комической жилкой, имевший неотразимую способность заражать публику свойственным ему веселым и шутливым настроением. Одного его появления на сцене было достаточно, чтобы возбудить в зрителях самый искренний и задушевный смех, в чем он имел так много общего с знаменитым комиком Московского Малого театра В.И.Живокини. Если Рязанцев не оставил по себе такого же громкого имени, то виною этого была слишком преждевременная смерть. При всем том надо удивляться, как мало о нем говорила печать; но это объясняется условиями того времени, когда он жил. Только в конце 30-х годов появился у нас первый театральный журнал, а в газетах и других изданиях предшествующей поры почти не было обыкновения говорить о деятелях сцены. Единственно этим можно объяснить и тот удивительный факт, что когда умер Рязанцев, то нигде не появилось никаких некрологов и воспоминаний о нем, и только в "Северной Пчеле", и то спустя некоторое время, была лаконически отмечена кончина этого даровитого артиста, — буквально только отмечена, и то не в некрологе или хотя бы кратком сообщении о нем, а в простом перечне умерших от холеры; лишь почти через десять лет является в журнале "Репертуар Русской Сцены" посвященная ему краткая биографическая заметка под громким заглавием: "Биография Василия Ивановича Рязанцева". Эта заметка, служившая потом и остающаяся доныне единственным источником, откуда почерпались сведения о талантливом артисте, повторенные в несколько сокращенном и перефразированном виде в "Иллюстрированной Газете" и в некоторых справочных изданиях, далеко не свободна от неточностей и ошибок... Родиной Рязанцева была Москва. Он происходил из податного сословия (Московский мещанин) и должен был пробивать себе дорогу сам, своим во всяком случае далеко недюжинным дарованием, решительно без всякой поддержки. Благоприятным обстоятельством для Рязанцева в чисто отрицательном смысле можно считать разве то, что во время его детства отцу его удалось получить отпускную от помещиков Усачевых и сделаться свободным человеком, что, по крайней мере, давало возможность нашему комику не зависеть от чужого произвола и распоряжаться своей личностью. Отец Рязанцева приписался к мещанскому сословию. О даровитости молодого человека громко говорит уже то обстоятельство, что, после безусловно потерянных для учения лет отрочества, он нашел свое поприще, начав учиться грамоте уже в том возрасте, в котором такие занятия не могли не считаться крайне запоздалыми даже в начале этого века; он познакомился с книгой только 18 лет, когда поступил в приходское училище на Большой Никитской. К сожалению, мы ничего не знаем, что побудило Рязанцева в такие годы сесть на школьную скамью рядом с малолетними ребятами; но трудно, кажется, сомневаться в том, что причина этого должна была иметь что-нибудь общее с его позднейшим влечением к сцене, что то и другое имело более или менее близкое отношение к его природной даровитости. По словам названной биографии, "несмотря на свой живой, резвый характер и на шалости, неразлучные с юношеским возрастом, он учился довольно прилежно". Но здесь мы наталкиваемся на недоумения, указывающие, по-видимому, на недостаточную достоверность "биографии". "В этом самом училище" — читаем дальше — "был в то время также и сын актера Куликова", с которым подружился Рязанцев. Между тем, Николай Иванович Куликов, о котором здесь идет речь, родился лишь в 1815 г. и, имея это в виду, нельзя уже с безусловным доверием отнестись к дальнейшим словам биографии: "Рязанцев подружился с Куликовым, хотя был старее его несколькими (?) годами и защищал его часто от обид других учеников". Вероятно, здесь неверен не самый факт, но есть какая-нибудь неточность в годах, так как по этим данным оказывается, что Куликову в год поступления Рязанцева в школу было только три года. Как же они могли быть товарищами? Надо предположить, что Рязанцев пробыл в училище несколько лет, и, может быть, в последний год своего пребывания там он сделался покровителем маленького Куликова, которому было суждено, в свою очередь, стать вскоре его благодетелем. Проверить приведенное в настоящее время едва ли могла бы представиться какая-нибудь возможность за неимением никаких более обстоятельных сведений о юности Рязанцева; проверить нечем, но сущность дела остается несомненной, потому что, благодаря Куликову, чувствовавшему признательность к своему великовозрастному школьному однокашнику-покровителю, Рязанцеву удалось попасть на представления театра любителей, бывшего также на большой Никитской улице, в доме князя Юсупова. Маленький Куликов, очевидно, мог в данном случае оказывать своему товарищу известную протекцию, как сын одного из актеров этого театра. Рязанцев был совершенно очарован театром и с нетерпением ждал случая попасть на представление; в нем тотчас же сказался прирожденный артист. Далее биограф Рязанцева рассказывает, что ввиду его успехов отец его, взяв (?) из Никитского Училища, определил в гимназию. Здесь мы впадаем еще в большее недоумение: спрашивается, скольких же лет Рязанцев поступил в гимназию, и что значит эта фраза, что отец "взял его из Никитского Училища": если до окончания курса, то как это согласить с фактом дружбы Рязанцева с Куликовым; ведь если последний поступил в училище даже пяти лет, то и в таком случае, через год, положим, Рязанцев уже должен был кончить курс. Как бы то ни было, оставив в стороне не поддающуюся проверке, за отсутствием иных сведений о Рязанцеве, путаницу в хронологических данных, последуем дальше за единственным биографом артиста. "В гимназии" — говорит он — "Рязанцев уже не имел товарища, который бы водил его даром в театр, а не имея денег, не мог даже в воскресные дни покупать себе билеты в раек". Пробывши в гимназии около двух лет, Рязанцев должен был оставить ее и определился сидельцем в одном из магазинов на Кузнецком мосту. Там, несмотря на вседневные занятия свои по торговле, он имел, однако же, довольно свободного времени, которым мог располагать по своему произволу. Помня, какое удовольствие доставляли ему театральные представления, в которые водил его Куликов, он познакомился с одним из актеров вольного театра, дававшего свои представления за Москвой-рекой, близ Калужских ворот, и стал ходить туда, не пропуская ни одного спектакля. Из всего этого безусловно достоверным можно считать лишь то, что после посещения представлений в театре на большой Никитской, Рязанцев страстно стремился к сценическим наслаждениям и, наконец, благодаря знакомству с актерами вольного театра, добился возможности посещать спектакли. Рязанцеву тем легче было завязать знакомства и дружеские отношения в театре любителей, что там принимали участие в представлениях преимущественно люди его круга, купцы и сидельцы. Через несколько времени Рязанцеву удалось добиться дебюта и вскоре он уже стал выступать в комедиях, драмах и трагедиях. Когда о сценических успехах Рязанцева дошло до одного из чиновников Московского Малого театра Сухопрудского, последний, желая дать надлежащее направление таланту даровитого самоучки, поместил его в Театральную школу. В то же время Рязанцеву было назначено жалованье 100 руб. в год, слишком ничтожное по современным понятиям, но в то время немаловажное для человека, вышедшего из простого звания и совершенно неприхотливого. Главное же было то, что Рязанцев, наконец, мог свободно вздохнуть, сознавая, что отныне для него открывается желанное поприще. Однако, на императорской сцене ему снова предстояли обычные терния; надо было мириться с так называемыми выходными ролями. Все это показывает, как много времени взяла у Рязанцева подготовительная ступень к артистической карьере, и как мало недолгая жизнь отвела ему простора для самостоятельного служения музам. Биограф находит хорошую сторону и в этих мытарствах — в том, что, "благодаря выходным ролям", Рязанцев выучился ходить по сцене, понимая это выражение в буквальном смысле, так как при покатости рампы это представляет немалые трудности. Нельзя, однако, не согласиться, что подобное соображение едва ли может иметь большую цену, когда речь идет об артисте с положительным дарованием; надо полагать, что такое приобретение было слишком ничтожно для Рязанцева и затрата на него около года времени была для него прискорбной и непроизводительной лотерей времени, — настолько это было ниже артистических средств хотя и неопытного, но чрезвычайно способного молодого артиста. Наконец, когда Рязанцеву однажды дана была роль вестника в пьесе "Густав Ваза", где он должен был произнести всего три слова: "датские драгуны приближаются!", он сумел так сказать это восклицание, что весь театр обратил на него внимание и проводил его дружными рукоплесканиями. Тут уже Рязанцеву удалось, наконец, пробить себе дорогу. Хотя и после этого ему снова пришлось еще, по выражению биографа, "долго отдыхать на лаврах", но все же он был замечен и мог надеяться на дальнейшие успехи: так трудно было отвоевать себе артисту достойное место в труппе Малого театра. Рязанцев еще выступил однажды с немалым успехом в роли Тарабара в опере "Русалка" (в те времена не было такого строгого разделения, как теперь, между артистами оперными и драматическими, а Рязанцев обладал также хорошим голосом и мог пользоваться успехами и в опере). И все-таки ему снова приходилось некоторое время заниматься преимущественно обучением людей его прежнего круга, купцов и сидельцев, танцевальному искусству, а в театре ждать "у моря погоды". Возможно, что ему снова пришлось бы долго напрасно мечтать о том, чтобы, наконец, ему дана была возможность проявить талант и чтобы ему дали ход, но его снова выручил счастливый случай. В 1823 г. в Москву приехала на гастроли оперная певица Сандунова. Она выбрала для первого спектакля оперу "Cosa Rara"; но ей недоставало артиста на роль Тита. Она сама отправилась в театральную школу, испытывала там голоса воспитанников и осталась видимо недовольна, пока наконец разборчивая артистка не обратилась к Рязанцеву, которого она перебила на первых же нотах, сказав: "Вот мой Тит; лучшего мне не надобно". И здесь уже, не имея протекции, столь всевластной в театральном мире, Рязанцев мог заявить себя во всем блеске; долгое ожидание было вознаграждено самым несомненным успехом. После этого его положение было обеспечено; оставалось кончить курс в Театральной школе, что имело место в 1824 г. Затем Рязанцев пробыл на Московской сцене около пяти лет, и хотя недостаток воспитания и постоянное пребывание в низменной среде наложили на него невыгодный отпечаток, сделав из него артиста, имевшего недостаточное понятие о значении своего призвания, мало работавшего и притом предавшегося позорному пороку пьянства, но при его несомненно крупном даровании слава его постоянно росла, и он завоевал себе симпатии публики, которые особенно обнаружились, когда ему было предложено перейти на Санкт-Петербургскую сцену, — это значило уже, что его дарование было вполне оценено и что Санкт-Петербургская Дирекция желала привлечь его в свою труппу. В Москве Рязанцев должен был дослужить обязательный срок службы за обучение в Театральной школе, после чего он решился перейти в Санкт-Петербург, где тогда были сосредоточены почти все лучшие силы русской сцены. Там же находился горячо полюбивший его и оценивший его дарование артист Сосницкий, отношения которого к Рязанцеву носили какой-то трогательный отпечаток. Московская публика с сожалением должна была уступить своего любимца Санкт-Петербургу. В конце февраля 1828 г. мы видим Рязанцева на Санкт-Петербургской сцене, где он был встречен восторженно и пожинал богатые лавры. Товарищ его П.А.Каратыгин (брат знаменитого трагика и также весьма даровитый актер) в своих "Записках" так говорит о нем: "В 1828 году перешел с Московской сцены на Санкт-Петербургскую актер Рязанцев и с первых же своих дебютов сделался любимцем публики. Это был, действительно, замечательный комик. Он был небольшого роста, толстенький, кругленький, краснощекий, с лицом, полным жизни, с большими черными выразительными глазами; всегда весел и натурален, всегда действовал он на зрителей. Такой непринужденной веселости и простоты не встречал я ни у кого из своих товарищей в продолжение моей службы. При появлении его на сцену, у всех невольно появлялась улыбка, и комизм его возбуждал в зрителях единодушный смех". Рязанцев, как и в Москве, продолжал играть в комедиях, операх, водевилях, занимал самые разнообразные, но непременно комические амплуа. К сожалению, он иногда относился к своим обязанностям до такой степени небрежно, что иногда совершенно не знал роли. П.А.Каратыгин рассказывает забавный случай, как Рязанцев однажды на репетиции взбесил своим отношением к делу инспектора драматической труппы Храповицкого, который поспешил довести об этом до сведения Директора театров, князя Гагарина, и просил последнего присутствовать на спектакле. Не ожидая такой энергичной меры, Рязанцев вечером прибыл на спектакль неприготовленный; как вдруг он узнает, что князь Гагарин в театре. Ему ничего не оставалось больше, как заставить суфлера как можно проворнее прочитать роль, пока сам Рязанцев одевался и гримировался. И что же? "Лишь только он вышел на сцену", — рассказывает Каратыгин, — "публика оживилась, симпатичность его вступила в свои права, — и дело пошло на лад; он играл молодцом, весело, живо, с энергией, не запнулся ни в одном слове. Публика была совершенно довольна, смеялась от души, вызвала его и других артистов, и комедия удалась вполне". Таков был этот актер-самородок. К сожалению, его блистательно начавшаяся сценическая карьера была рано и неожиданно прервана смертью от холеры в ночь на 10 июля 1831 года. Погребен он на Смоленском кладбище, на холерном участке. Рязанцев, веселый, развязный, приятный в обществе, любимец товарищей и начальства, шутник и остряк, привыкший ко всему относиться самоуверенно и беспечно, и в эту страшную годину, когда всеми овладел ужас, разъезжая по дачам, постоянно был в самом веселом настроении и отважно насмехался над эпидемией и людьми, трепетавшими за свою жизнь; он утверждал, что холеры ему бояться нечего и что такого здоровяка ей не скосить. Натура несдержанная, Рязанцев совершенно не хотел слышать ни о какой диете, ни о каких самых элементарных предосторожностях. На сцене он являлся таким же разбитным весельчаком, как всегда, и заставлял забывать об ужасном бедствии. 27-го июня он играл в последний раз "с обычной неподдельной веселостью, электрически действовавшей и на товарищей по сцене, и на публику — в ту печальную холерную пору довольно малочисленную", как рассказывал по дошедшим до него воспоминаниям покойный артист И.Ф.Горбунов. "По окончании спектакля — читаем мы в той же статье — придя в уборную, в которой с ним вместе одевался и Сосницкий, Рязанцев, сняв костюм и увидев у дверей квасника с большим жбаном ледяного квасу, с жадностью осушил два стакана. “Эх, Вася, — заметил Сосницкий, — можно ли, распотевши, в нынешнее время пить холодное, да еще такую кислую бурду?” — “А что? — сказал Рязанцев, не то с недоверием, не то с робостью: — Ничего... не в первый раз. Надобно же чем-нибудь освежиться в эту жару... я, брат, не трусливого десятка”". На другой день даровитого артиста не стало. 1-й исполнитель партий: Семена ("Правдивый лжец, или Никак не дадут солгать"), Ивана ("Деревенский философ"), Жоржа ("Проситель"), Ивана ("Хлопотун, или Дело мастера боится"), Вахмистра ("Бочонок пороху"), Миссуфа ("Забавы калифа, или Шутки на одни сутки"), Гассана ("Волшебный нос. или Талисманы и финики"), Роберта ("Пастушка, старушка, волшебница, или Что нравится женщинам"), Яна ("Керим-Гирей, Крымский хан"). Калибана ("Буря"), Касьяна ("Женщина-лунатик замужем"). Флере ("Средство выдавать дочерей замуж"), Насуфа ("Несколько часов царствования Нурмагалы"), Тони ("Пять лет в два часа, или Как дороги утки"); в моек. Большом театре — Личарда ("Князь-невидимка, или Личарда-волшебник"), Фанфана ("Фанфан-Тюльпан, или Давно пора бы догадаться"), Асмодея ("Жар-птица, или Приключения Ивана царевича"); в Санкт-Петербурге — Гикшы ("Пан Твардовский"): на русской сцене — Решимова ("Встарь и ныне"). Лучшие партии: Тороп, Шумский. Брант, Тарабар ("Русалка" К. Кавоса) Партнеры: Петр А, Булахов, В.Живокини, Н.Репина, А.Сабурова, Е.Сосницкая, М.Щепкин. Пел под управлением Ф.Шольца и др. 1-й исполнитель роли Фамусова ("Горе от ума" А.Грибоедова, 1831). Литература: Мунд Н. Биография Василия Ивановича Рязанцева// Репертуар русского театра. 1840. Книга 1. Страницы 1—4; Василий Иванович Рязанцев. Русский комик: Биография // Пантеон. 1840. № 10. Страницы 40—46. Михайловский В. Актер В.И.Рязанцев // Ежегодник императорских театров. Сезон 1899— 1900. — Санкт-Петербург, 1900. Приложений 2.

 (578x699, 60Kb)
1807
Игнацы Феликс Добжиньский (Ignacy Feliks Dobrzyski)
польский композитор, пианист и дирижер. Ученик своего отца, известного скрипача и автора полонезов; позднее учился вместе с Шопеном у Ю.Эльснера. С 1827г. концертировал в качестве пианиста и дирижера по городам Польши, Австро-Венгрии и Германии; с 1852г. был дирижером Варшавской оперы. В числе его лучших произведений - "Сельские песни" для голоса и фортепиано, написанные на польские народные темы, пьесы для фортепиано, некоторые камерные ансамбли. Умер 10 октября 1867 года. Сочинения: оперы - "Монбар, или Флибустьер" (постановка 1861 г.), "Крестоносцы, или Конрад Валленрод"; для оркестра - 2 симфонии, фантазия, 3 увертюры, концерт для фортепиано с оркестром; 2 фортепианных квинтета, 2 струнных квартета, фортепианное трио, соната для скрипки и фортепиано, танцевальная музыка - мазурки, полонезы, вальсы; песни. Литература: Dobrzynski В., I.F.Dobrzynski, Warszawa 1893.

1811
Карл Богданович Шуберт (немецкое имя - Carl Schuberth)
российский виолончелист и дирижёр немецкого происхождения. Родился в Магдебурге. Представитель разветвлённой музыкальной семьи, сын Готлоба Шуберта, брат Юлиуса и Людвига Шубертов. Дед искусствоведа Фёдора Шмита. Первоначальное музыкальное образование получил под руководством своего отца, в семилетнем возрасте начал учиться на виолончели у магдебургского музыканта Л.Гессе, уже через год выступил на публичном концерте. В 1825 г. отправился для продолжения занятий в Дрезден к виолончелисту Ю. Ф. Дотцауэру, под руководством которого занимался в течение двух лет. По возвращении в Магдебург Шуберт, как утверждается, с успехом принял участие в концерте знаменитой певицы Анджелики Каталани, но по настоянию брата Людвига вернулся к Дотцауэру и продолжал свои занятия с ним ещё несколько лет. В 1828 г. Шуберт совершил первую гастрольную поездку в Людвигслуст и Гамбург, на 1829 г. были запланированы концерты в Копенгагене и Гётеборге, по разным причинам не состоявшиеся (в частности, по дороге морем в Гётеборг во время бури виолончель Шуберта оказалась повреждена). После нескольких лет службы в оркестре Магдебургской оперы, в ходе которых появились первые крупные композиции Шуберта, в том числе виолончельный концерт си бемоль минор, он в 1833 г. вновь предпринял гастрольную поездку в Гамбург (в организации которой помогал брат Юлиус, основавший там музыкальный магазин) и успешно выступил в совместном концерте с Фридрихом Калькбреннером. Вдохновлённый успехом, Шуберт продолжил гастроли, выступив в Бремене, Ольденбурге, Дюссельдорфе, Кёльне, Ахене, Брюсселе, Антверпене и Париже; в 1834 г. последовали нидерландские гастроли, а в 1835 г. выступления в Лондоне, Кёнигсберге, Риге, Дерпте и Санкт-Петербурге, где после первого же концерта Шуберт был назначен солистом Его Величества и остался в России на 27 лет. Шуберт был директором Императорской придворной капеллы, в 1842 г. основал Симфонический оркестр господ профессоров и студентов Императорского университета, которым руководил более 20 лет, — согласно отзыву прессы, «оркестр отличался полнотою и исполнял своё дело очень хорошо. Конечно, в этом главная причина согласного исполнения — опытный отличный дирижёр, господин Шуберт». Кроме того, Шуберт исполнял обязанности инспектора по музыкальной части при Театральном училище. Одновременно Шуберт продолжал выступать как виолончелист, в том числе в составе струнного квартета с Генрихом Венявским, Иеронимом Вейкманом и Иваном Пиккелем. Из композиций Шуберта, созданных в России, современники выделяли Квинтет № 3, посвящённый Шпору, октет и струнный квартет № 4. Шуберт продолжал гастролировать в Европе как виолончелист: в частности, в 1847 г. он выступил в Веймаре, где, по отзыву «Neue Zeitschrift fьr Musik», ни один солист, кроме Ференца Листа, не имел такого успеха. Как отмечал Русский биографический словарь, оркестры под его руководством были так хорошо подготовлены, что одной репетиции перед концертом было обыкновенно вполне достаточно. <…> Его очень уважали при дворе, в течение 27-ми лет он был любимцем Санкт-Петербургского общества и имел многочисленных почитателей, к числу которых принадлежал и молодой Рубинштейн. Наконец, хор и оркестр Императорских театров высоко ценили Шуберта не только как талантливого руководителя, но и как в высшей степени гуманного и отзывчивого человека. Умер в Цюрихе 22 июня 1863 года.

 (567x699, 86Kb)
1822
Лев Александрович Мей
русский поэт, драматург, переводчик. Родился в Москве, сын обрусевшего немца, обедневшего дворянина, участника Отечественной войны 1812 (умер около 1827). Воспитывался в старомосковском доме бабки по материнской линии, в 1831 отдан в Московский дворянский институт, в 1836 за отличные успехи переведен на казенный счет в Царскосельский лицей, по окончании которого служил в канцелярии московского губернатора (1841–1849, с перерывами). В 1852–1853 – инспектор 2-й московской гимназии. В 1948–1853 активный член «молодой редакции» славянофильского журнала «Москвитянин», сблизился с А.Н.Островским, А.А.Григорьевым. С 1853 жил в Санкт-Петербурге, с середины 1850-х годов до 1861 занимался разбором древних документов и летописей в Археографической комиссии. Мягкий, ровный в общении и доброжелательный, Мей из-за несчастного пристрастия к спиртному постепенно нищал, тщетно пытаясь поправить свое положение литературными заработками в журналах «Отечественные записки», «Сын отечества», «Светоч», «Время», в газетах «Русский мир», «Иллюстрация», в «Энциклопедическом лексиконе» А.В.Старчевского, сам выступал как издатель (журналы «Россия, временник отечественных событий, словесности, науки, искусствв и художеств», «Листок для грамотного люда» и др.). В 1861 поэту оказал материальную помощь Литературный фонд, с 1862 жена Мея (с 1850; урождённая - С.Г.Полянская, 1820–1889) на одолженные у друзей деньги начала с успехом издавать иллюстрированный журнал для женщин «Модный магазин», однако это уже не могло спасти разрушенного здоровья поэта. Первые поэтические опыты Мея относятся к 1840: стилизованный под народную былину Вечевой колокол, воспевающий новгородскую вольницу (опубл. в Лондоне А.И.Герценом в 1857 анонимно), подражательно-романтические стихи (Гванагани из незаконченной поэмы Колумб; Лунатик). Интерес к специфике различных национальных культур, широкая эрудиция, редкое версификационное мастерство, точное чувство слова и богатая художественная интуиция помогли Мею создать высокие образцы поэзии во многих стиховых формах: удачно имитирующие русский фольклор баллады (Хозяин, 1849; Оборотень, 1858), былины (Песня про княгиню Ульяну Андреевну Вяземскую, 1858; Песня про боярина Евпатия Коловрата, 1859; Александр Невский, 1861), песни («Снаряжай скорей, матушка родимая...», «Ты – краса ли моя девичья, / Ты – коса ль моя трубчатая...», обе 1849, и др.), впечатляющие сцены из жизни Древнего Рима (поэмы Цветы, 1854; Кесарь Октавий Август и Юлия, 1861), импрессионистически выразительные и динамичные картины античного прошлого (стихотворение Плясунья из цикла Фрески, 1858), величаво и сложно ритмически организованные изложения древнегреческих мифов (Галатея, 1858), стилизации восточной цветисто-назидательной поэтической речи (Подражание восточным, 1856). Необычайное жанровое, стилистическое и интонационное разнообразие проявились и в исповедальной или ситуативной лирике Мея. Здесь и романтическая энергия своеобразных «песен моряка», традиционно уподобляющих человеческую жизнь морской стихии (Песня, 1841), и классическая ясность и печальная простота в духе пушкинской и лермонтовской любовной лирики («Когда ты, склонясь над роялью...», «Не знаю, отчего так грустно мне при ней?», оба 1844), и звучащий почти по-некрасовски стон угнетаемой творческой души («О господи, пошли долготерпенье!», 1855). Обращения к друзьям и воспоминания об ушедших близких, нежная привязанность и тягостные раздумья, ощущение радости бытия и недовольство существованием, любовь к русской природе и мечты о далеком прекрасном юге, литературные реминисценции и мысли об ответственности поэтического призвания, – все это нашло отражение в гибких, мелодичных строках Мея, нередко рассматриваемого современниками исключительно в русле «антологической» поэзии и «чистого искусства», а на деле во многом предвосхитившего поиски и достижения отечественной поэзии 20 в., особенно символистов, соперничая с В.Я.Брюсовым в свободном обращении с различными метрами и жанрами (Октавы, 1844; Сосна, 1845; Деревня, Колыбельная песня, оба 1849; Баркарола, 1849–1850; Секстина – первое введение этой стихотворной формы в русскую поэзию, 1851; Покойным, Муза, оба 1856; Ты печальна, Не верю, господи, чтоб ты меня забыл..., оба 1857; Сумерки, 1858; Полежаевской фараонке, Спать пора, Мимоза, Канарейка, все 1859; Памяти Гейне, Николаю Степановичу Курочкину, Знаешь ли, Юленька, все 1860; Милый друг мой, румянцем заката..., Зачем?, Четыре строки, все – 1861). Влюбленное и глубокое проникновение в русскую старину способствовало воскрешению поэтом не только языческих верований (поэтическое сказание Вихорь, 1856), но и истории Древней Руси (стихотворные драмы Царская невеста, 1849, и Псковитянка, 1849–1859, ставшие основой одноименных опер Н.А.Римского-Корсакова). Идеализация патриархального прошлого России, особый вкус к народным легендам и преданиям, убедительная живописность образов, создаваемых фантазией автора, сочетаются в творчестве Мея с широким использованием сюжетов, мотивов и символов мировой культуры, нередко призываемых в качестве поддержки неизменно патриотической гражданской позиции поэта (связанные с Крымской войной 1853–1856 поэма Юдифь, 1855; стихотворения Давиду – Иеремией, Слепорожденный, Псалом Давида... и др.). Мощный пласт творчества Мея составляют его переводы и переложения, по утверждению В.Г.Белинского, не только равные по художественным достоинствам оригиналу, но зачастую превосходящие его. Мей сделал органической частью русской культуры многие шедевры мировой поэзии (цикл Еврейские песни, 1856; стихи Анакреонта, Феокрита, Дж.Байрона, И.В.Гёте, Фр.Шиллера, Г.Гейне (в том числе знаменитое «Хотел бы в единое слово / Я слить мою грусть и печаль», 1859), П.Беранже. Еще в лицейские годы Мей занялся переводом Слова о полку Игореве (опубл. в 1850). Тонким проникновением в национальное художественное сознание отличаются его переводы славянских поэтов (украинцев Т.Г.Шевченко и Я.И.Щеголева, чеха В.Ганки, поляков А.Мицкевича и Л.Кондратовича) и славянских народных песен (моравских, волынских). Многочисленные музыкальные произведения на тексты Мея созданы П.И.Чайковским, М.И.Глинкой, А.П.Бородиным, Э.Ф.Направником, Н.А.Римским-Корсаковым, М.П.Мусоргским, С.В.Рахманиновым, М.А.Балакиревым, А.Т.Гречаниновым, Ц.А.Кюи и др. композиторами. Писал также прозу (охотничьи очерки Соборное воскресенье и Медвежья правда, оба 1850; рассказы Гривенник, Чубук, оба 1860; Батя, 1861, в которых ощутимо влияние бытовизма Островского и «фантастического реализма» Н.В.Гоголя). Умер в Санкт-Петербурге 28 мая 1862 года.

 (537x698, 100Kb)
1835
Масаеси Мацуката
японский политик, 4-й (6 мая 1891 — 8 августа 1892) и 6-й (18 сентября 1896 — 12 января 1898) премьер-министр Японии. Был рождён в семье самурая в Кагосиме, в княжестве Сацума (ныне префектура Кагосима). Начал свою карьеру со службы в родном клане, в частности, занимался покупкой военных кораблей для клана Сацума в Нагасаки у англичан. Большое влияние на Мацукату оказал Окубо Тосимити, ставший позднее выдающимся государственным деятелем. Активно участвовал в событиях реставрации Мэйдзи. В 1868 назначен губернатором провинции Хита. В 1870 стал административным советником, в 1871 советником казначейства, занимался земельной реформой. В 1881 становится министром финансов. Принимал участие в выпуске японских банкнот в 1884. Оказал огромное влияние на превращение Японии в современную индустриальную державу. В 1891-92 гг и в 1896-98 гг — премьер-министр. После введения аристократических титулов в 1884 г. Мацуката становится графом, в 1905 — маркизом, в 1922 — князем. Умер в Токио 2 июля 1924 года.

 (538x698, 73Kb)
1840
Алексис Холлендер (Alexis Hollдnder)
Немецкий дирижер и композитор. Родился в Ратиборе, ныне Рацибуж. Работал в качестве хорового директор в течение 32 лет (1870-1902), он дал в Берлине премьеру Немецкого реквиема Брамса, Семелы Генделя и Христа Листа. В его произведениях (в основном, пьесы для фортепиано и камерной музыки) ощутимо влияние Шумана. Умер в Бонне 5 февраля 1924 года.

 (529x698, 60Kb)
1841
Пьер Огюст Ренуар
французский живописец, график и скульптор, представитель импрессионизма. Светлые и прозрачные по живописи пейзажи, портреты, динамичные бытовые сцены воспевают чувственную красоту и радость бытия («Мулен де ла Галет», 1876, «Ж.Самари», 1877). Родился в Лиможе. Вскоре его семья переехала в Париж, где в 1862 он поступил в мастерскую С тринадцати лет подрабатывал в мастерской по росписи фарфора (1854), затем расписывал гербы, веера, шторы, по вечерам посещал Школу рисунка и прикладного искусства. Заработанные средства позволили Ренуару всерьез заняться живописью. С 1862 г. учился в Школе изящных искусств, посещает мастерскую Ш.Глейра, где знакомится с Базилем, Моне, Сислеем. Вместе с ними пишет пейзажи в окрестностях Парижа. В 1864 г. в Салон принимают его картину «Эсмеральда, танцующая с козочкой» (впоследствии им уничтожена). Знакомится с Курбе, его влияние можно заметить в «Харчевне матушки Антони» (1866, Национальный музей, Стокгольм), «Диане охотнице» (1867, Национальная галерея, Вашингтон). В отличие от большинства импрессионистов, главной темой которых стал пейзаж, Ренуара привлекает повседневная жизнь человека – сцены, увиденные в парке, кафе, на улице, на берегу реки, в купальне: «Семья Сислея» (1868, Вальраф-Рихарц-Людвиг музеум, Кельн); «Лягушатник» (1869, коллекция Оскара Рейхарта, Винтертур); «Портрет Моне» (1872, частная коллекция, Париж); «В саду» (1875, Музей изобразительных искусств, Москва); «После обеда» (1879, Штеделевский институт, Франкфурт-на-Майне); «Девушка за шитьем» (1879, Институт искусств, Чикаго); «Завтрак гребцов» (1881, галерея Филипс, Вашингтон). Ренуар участвует в первой выставке импрессионистов в 1874 г. («Танцовщица», Национальная галерея, Вашингтон); «Ложа», Институт Курто, Лондон), затем – во второй, третьей и седьмой. Ренуар – художник, влюбленный в жизнь, его восхищение красотой женщины, ее грацией, блеском глаз, перламутровым сиянием кожи, прелестью и непосредственностью детских лиц запечатлено в его картинах: «Обнаженная» (1876, Музей изобразительных искусств, Москва), «Мадам Жорж Шарпантье с детьми» (1876-1878, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Этюд к портрету Жанны Самари» (1877, Музей изобразительных искусств, Москва), «Девушка с веером» (около 1881, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Модели Ренуара далеки от классического идеала красоты; он отдавал предпочтение круглолицым миловидным женщинам с пышными формами, сильным торсом, крепкими руками – часто это были деревенские девушки – служанки, няни. Умер в своем доме в Кань-сюр-Мер 17 декабря 1919 года.

 (537x698, 76Kb)
1842
Карл Фридрих Май (немецкое имя - Karl Friedrich May)
немецкий писатель, поэт, композитор, автор знаменитых приключенческих романов для юношества (в основном вестернов), многие из которых экранизированы. Родился в Эрнсттале, Саксония. В 1861 году получил должность преподавателя при фабричных школах в Альткемнитце (Саксония). Двенадцать лет провел в тюрьмах Саксонии. До сих пор многие считают, что Карл Май начал писать свои романы в тюрьме. Первые рассказы — «Приключенческая поездка в Курдистане», «Караван смерти», «Стамбул» — опубликованы в 1881—1887. С 1892 г. публиковал рассказы о путешествиях в периодике, в том числе цикл «По пустыне». В 1893—1910 году Май опубликовал свой самый знаменитый цикл романов о благородном индейце Виннету. С 1895 года ежегодно продавались более 60 000 экземпляров его романов. Лишь в 1908 Май побывал в Америке, причём западнее Буффало не ездил. Ему принадлежат также романы, действие которых происходит на Ближнем Востоке, во владениях Османской империи. Май выступал как композитор и драматург. В 1960-е годы многие его романы были экранизированы совместно кинематографистами ФРГ и Югославии. Известно, что романы Карла Мая были любимыми книгами Адольфа Гитлера во время его учебы в школе. Умер в Радебойле 30 марта 1912 года. Библиография: Виннету; Белый брат Виннету; Золото Виннету; Чёрный мустанг; Наследники Виннету; Сын Охотника на медведей; Дух Льяно-Эстакадо; Шулики Льяно-Эстакадо; Сокровище Серебряного озера; Нефтяной принц; Верная рука; По дикому Курдистану; Через пустыню; В балканских ущельях. Карл Май писал музыку, был специалистом по нескольким музыкальным инструментам. Его версия Ave Maria была очень хорошо известна. Творчеству Карла Мая и образам Виннету и Шэттерхенда посвящена книга Андрея Шарого "Знак W: Вождь краснокожих в книгах и на экране" (2008)

 (578x699, 46Kb)
1844
Марио Раписарди (Mario Rapisardi)
итальянский поэт. Родился в Катанье. Долгое время был доцентом и профессором в Катанье. От монархических идей перешел к республиканским; был сторонником позитивистской философии и учения Дарвина. В поэзии Раписарди выступил противником Кардуччи, хотя и был к нему по характеру своего творчества довольно близок. Раписарди написал ряд философских поэм — «La Palingenesi» (Возрождение, 1868), «Lucifero» (Люцифер, 1877), «Giobbe» (Иов, 1884), «L’Atlantide» (Атлантида, 1894). В поэмах Р. заметно проступают социалистические тенденции; в «Углекопах» Раписарди изобразил положение рабочего класса, впервые коснувшись в итальянской поэзии этого вопроса. В своих поэмах Раписарди выводил титанов, стремился к монументальному искусству, к большим полотнам; его занимали вопросы реформы религии, свободы человеческого разума, проблема мировой истории. В творчестве Раписарди можно проследить влияние Гюго («Contempactions»), Виньи. Фашистская критика использовала творчество Р., считая его поэтом «родины, героизма и славы», и, сравнивая с зарубежными великими поэтами, находит, что равных ему в Италии нет. Сам Раписарди в сонете «Precipita la notte» относит к лучшим своим произведениям «Иова», «Poesie religiose» (Религиозные стихи, 1887), «Poemetti» (Маленькие поэмы, 1885—1907). Раписарди переведены на итальянский язык — «О природе вещей» Лукреция, (1880), «Освобожденный Прометей» Шелли (1892), оды Горация (1897), Катулл (1889) и другое. Умер в Катанье 4 января 1912 года. Библиография: Opere ordinate e corrette da esso, 6 vv., Katania, Giannotta, 1894—1897; Poemi, liriche e traduzioni di M. Rapisardi, Palermo, 1911; Niceforo R., M.Rapisardi, 1872; Carducci G., Opere, v. IV, Bologna, 1889; Croce В., La letteratura della nuova Italia, v. II, Bari, 1914—1915; Pascal C., L’opera poetica di M. Rapisardi, Catania, 1914 (переиздан в 1929); Samperisi G., La poesia di M. Rapisardi, Palermo, 1926; De Gubernatis A., M. Rapisardi, Milano, 1926; Di Rosa G., Il poeta dell’uman genio: M. Rapisardi, 1926; Perticone G., L’opera di M. Rapisardi, 1926; Rosina G., M. Rapisardi, 1926; Stazzone Russo A., Saggi sulle liriche di M. Rapisardi, Vibo Valentia, 1928; Rapisardi M. e Carducci G., Polemika, 5-a ed., Catania, 1928.

 (514x699, 90Kb)
1844
Лео Франкель (Leo Frankel)
деятель венгерского и международного рабочего движения. Родился в Обуде. С конца 1867 жил во Франции, был одним из руководителей Парижской федерации 1-го Интернационала. В 1869 в Лондоне познакомился с К.Марксом, влияние которого определило отход Франкеля от мелкобуржуазного социализма. Активный участник народного восстания 18 марта 1871 в Париже, один из руководящих деятелей Парижской Коммуны. С 26 марта член Коммуны от 13-го округа Парижа, с 29 марта член, с 20 апреля делегат (руководитель) Комиссии труда, промышленности и обмена и член Исполнительной комиссии, с 5 апреля член Комиссии финансов, участвовал в разработке социально-экономических мероприятий Коммуны (особенно декретов по труду). Раненный на баррикадах, в мае 1871 бежал в Швейцарию; заочно приговорён военным судом версальцев к смертной казни. В августе 1871 поселился в Лондоне, был введён в состав Генсовета 1-го Интернационала в качестве секретаря-корреспондента от Австро-Венгрии. Был тесно связан с Марксом и Ф.Энгельсом, выступал против бакунистов. В 1876 арестован в Вене и выдан венгерскому правительству. После освобождения участвовал в основании в Венгрии Всеобщей рабочей партии (1880). С 1889 жил в Париже. Сотрудничал во французской и немецкой социалистической печати, участвовал в первых трёх конгрессах 2-го Интернационала. Умер в Париже 29 марта 1896 года. Был похоронен на кладбище Пер-Лашез; в марте 1968 прах Франкеля перевезён в Будапешт. Литература: Ангран П., Неизвестные страницы биографии коммунара Лео Франкеля «Вопросы истории», 1956, № 3: Aranyossi М., Frankel Leo, Bdpst., 1952.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку