-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 107853
Комментариев: 6801
Написано: 116323


4 февраля родились...

Пятница, 04 Февраля 2011 г. 06:56 + в цитатник
 (473x699, 139Kb)
1505
Миколай Рей (польское имя - Mikołaj Rej)
польский писатель и музыкант, политик и общественный деятель эпохи Возрождения. Родился в Журавно близ Галича. Систематического образования не получил. Как писатель воспитывался на самостоятельном изучении латиноязычной литературы. В 1541 или 1548 перешёл из католичества в кальвинизм. Среди ранних сочинений наиболее значительное — «Krótka rozprawa między trzema osobami: Panem, Wójtem i Plebanem» («Краткая беседа между тремя особами: Паном, Войтом и Плебаном»; 1543), изданная под псевдонимом Ambroży Korczbok Rożek. После нескольких диалогов («Rozmowa Lwa z Kotem», то есть «Разговор Льва с Котом», и другими) создал «Żywot Józefa» («Жизнь Иосифа», 1545) и «Kupiec» («Купец», 1549), относимые к первым опытам польской драматургии. Автор «Psałterz Dawidów» («Псалтырь Давида», 1546) — прозаической переработки латинского перевода псалмов Давида, большого сборника проповедей «Postylla» («Постилла», 1557), дидактико-аллегорической поэмы «Wizerunk własny żywota człowieka poczciwego» («Подлинное изображение жизни достойного человека», 1558), пространного комментария к Апокалипсису (1565). В этих произведениях отразились кальвинистские воззрения Миколая Рея. Сборник «Źwierzyniec» («Зверинец», 1562) составили несколько сотен эпиграмм, в которых ярко проявился Рей как бытописатель, моралист, сатирик и юморист. Последнее крупное сочинение «Źwierciadło» («Зерцало», 1568) представляет собой сборник написанных прозой и стихами бесед, поучений, эпиграмм, к которым читатель-шляхтич мог бы возвращаться в различных ситуациях и в разных возрастах как к энциклопедии или учебнику. В «Зеркало» составной частью вошло и «Подлинное изображение жизни достойного человека». Считается «отцом польской литературы» — был одним из первых польских поэтов, писавших на польском языке (а не на латыни). Кроме того, Рей первым в польской литературе получил солидное вознаграждение за своё творчество — одну деревню ему подарил король Сигизмунд I Старый, другую — король Сигизмунд II Август. Умер между 8 сентября и 4 октября 1569 года. 2005 год широко отмечался в Польше как год 500-летия со дня рождения Миколая Рея, в частности выпуском почтовой марки и юбилейной монеты.

 (528x699, 79Kb)
1515
Николай Христофор Радзивилл (Николай Чёрный Радзивилл; белорусское имя - Мікалай Радзівіл Чорны; литовское имя - Mikalojus Radvila Juodasis; польское имя - Mikołaj Radziwiłł Czarny)
государственный деятель Великого княжества Литовского, князь, отец Николая Христофора Радзивилла Сиротки. Родился в Несвиже. Отец — трокский каштелян Ян Николай Радзивилл, мать Анна из рода Кишек. Первоначальное образование получил домашнее. Юность провёл при королевском дворе в Кракове, где сблизился с будущим великим князем литовским и королём польским Сигизмундом II Августом. После того, как 1544 году Сигизмунд Старый передал власть в Великом княжестве Литовском Сигизмунду II Августу, началось стремительное возвышение Николая Чёрного Радзивилла. Он получил должность земского маршалека и принимал участие в посольских миссиях. В 1547 году во время пребывания в Аугсбурге получил от императора Карла V право на титул князя Священной Римской империи. В 1549 году участвовал в боевых действиях против татар на Волыни. В 1550 году получил должность великого канцлера литовского. Руководил литовским отрядом при победе над русскими войсками в битве при Чашниках. Похоронен был первоначально в Вильне. В 1647 году останки были перенесены в Дубинки (Дубингяй). Благодаря его дипломатическим усилиям была осуществлена инкорпорация Ливонии в состав Речи Посполитой после ликвидации Ливонского ордена. Был сторонником сохранения самостоятельности Великого княжества Литовского в составе федеративного государства Речи Посполитой. Одним из первых среди влиятельных магнатов приняв кальвинизм, оказал значительное влияние на распространение и пропаганду реформационных идей. Под его покровительством и в его владениях действовали типографии в Бресте и в Несвиже, в которых при участии Симона Будного, Мацея Кавячинского и других просветителей печаталась не только религиозная и полемическая, но и светская литература. Умер в Вильне 29 мая 1565 года. Литература: Мысліцелі і асветнікі Беларусі. Энцыклапедычны даведник. Мінск: Беларуская энцыклапедыя, 1995. Страницы 112—114.

1549
Эсташ Дю Корруа (Eustache Du Caurroy, sieur de St. Frémin)
музыкант и французский композитор. Родился в Жерберуа. В 1569 певец королевской капеллы, позднее капельмейстер и в 1598 главный интендант королевской музыки в Париже; в свое время был высоко ценим как композитор. Сохранились его: заупокойная месса, 2 сборника молений (Preces), затем "Mélanges" (chansons, псалмы, рождественские песни) и фантазии. Умер в Париже 7 августа 1609 года.

1623
Франческо Чирильо (Francesco Cirillo)
Итальянский композитор и певец. Родился в Аверсе. Умер после 1667 года.

1639
Алессандро Мелани (Alessandro Melani)
итальянский композитор. Родился в Пистое в старинной музыкальной семье, последним ребёнком Доменико ди Санти д’Антонио, который в это время был звонарём кафедральной церкви. С раннего возраста был одарён музыкальными способностями, как и его шесть братьев и сестер, из которых каждый стал композитором, четверо стали сопранистами и один звонарём. О его музыкальном образовании известно мало, но он был зарегистрирован в соборе Пистои в качестве певца между годами 1650 и 1660. В течение следующих лет он работал как капельмейстером в Орвиете и Ферраре и в 1667 возвратился к Pistoia на ту же самую должность. Он перешёл в Рим в Сант Марии Мэджиоре и в 1672 перешел в S. Luigi dei Francesi, где и оставался до своей смерти 3 октября 1703 года. Эту последнюю должность он, вероятно , получил при посредничестве своего брата Атто, придворного певца и дипломата у Людовика XIV . В Риме Алессандро Мелани как композитор писал церковную музыку и оперы. Также играл роли в музыкальной сцене. Считается предшественником Алессандро Скарлатти. После нескольких лет застоя римские театры начали проявлять признаки жизни представлением Il girello в 1668 написанным Якопо Мелани, братом Алессандро. В следующем году была сначала выполнена первая поддающаяся датировке работа Алессандро, L’empio punito. Хотя не очень благоприятно принятая вначале, опера была повторно поставленаи во Флоренции и в Болонье. Это - первый музыкальный текст, на тему истории Дона Джованни. Его духовные работы составлены из церковных песнопений для восьми, девяти и десяти голосов, некоторые из которых были изданы в трех сборниках, в то время как многие другие могут быть найдены в разных коллекциях, некоторые напечатанные, некоторые в рукописи. Он написал восемь ораторий, среди которых теперь потерянная Lo scisma del sacerdozio. Это - свидетельство его связей с семьей Este, и в особенности Франческо II, который заказал часть работ в 1690.

1667
Алессандро Маньяско (Alessandro Magnasco)
итальянский художник, представитель «проторомантического» направления в искусстве барокко. Родился в Генуе в семье живописца С.Маньяско. Учился у отца, а затем в Милане у Ф.Аббьяти. Носил прозвище «Лиссандрино», образованное от его имени. Работал в Милане (до 1703 и в 1711–1735), Флоренции (1703–1711) и Генуе (в ранний период и с 1735). Испытал влияние С.Розы, Ж.Калло и, возможно, Дж.М.Креспи. Типическими, уже в ранний период, стали для него антично-мифологические (по сути, ироничные, пародийно-мифологические) мотивы и «низкие» жанры с фигурами разбойников и бродяг (Вакханалия, Привал бандитов; обе работы – 1710-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург); безликие человечки суетятся в этих картинах на фоне классических руин. Свойственное барокко острое чувство бренности всего земного претворяется у Маньяско в образы всеобщего затмения и распада, написанные нервным, крупным мазком в сумрачных, оливково-землистых красочных гаммах, сочетающихся с резкими вспышками более светлых тонов. К его саркастическим живописным гротескам или «капризам» («каприччи») добавились с годами и многочисленные сцены монашеской жизни, также трактованной как ирреальная суета (Монахи в комнате для занятий, 1710-е годы, Художественно-исторический музей, Вена). Свои наблюдения над текущим бытом неизменно превращал в полуфантастические видения (Синагога, Художественный музей, Кливленд; Свадебный банкет, Лувр, Париж; обе картины – конец 1710–1720-е годы). Часто сотрудничал с другими живописцами, вписывая фигуры в чужие архитектурные и пейзажные антуражи (например, в пейзажи С.Риччи). Позднее все чаще сам уделял большое внимание пейзажу, как в самоценных ландшафтах, так и в религиозных картинах, герои которых предстают у него частицами природных стихий (житийный цикл святого Антония Падуанского, 1730-е годы; в разных собраниях). Умер Маньяско в Генуе 12 марта 1749.

 (514x699, 188Kb)
1682
Йоганн Фридрих Бетгер (немецкое имя - Johann Friedrich Böttger)
немецкий алхимик. Родился в Шлейце близ Дрездена (Саксония). Получил домашнее образование. Учился на аптекаря в Берлине. Некоторое время занимался алхимическими опытами. В 1701 г. был вынужден покинуть Берлин и получил убежище в Саксонии у короля Августа Сильного. В 1705-1708 гг. был сотрудником известного математика и минеролога Эренфрида Вальтера фон Чирнхауза (1651-1708). О нём говорили, что он может делать золото. Чирнгауз отговорил Бёттгера от продолжения опытов по созданию золота и привлёк его внимание к открытию тайны фарфора. Август Сильный, который страдал всегда от недостатка денег, запер его в крепости Кёнигштайн. Основные научные работы посвящены поиску компонентов фарфоровой массы и их оптимального соотношения. После длительных экспериментов ему и Эренфриду Вальтеру фон Чирнгаузу в 1708 году удалось изготовить первые образцы фарфоровой массы, на основе которых было организовано кустарное производство красного саксонского фарфора, который и ныне производят как антикварный товар. Установил (1707) оптимальный состав исходных смесей и приготовил первый в Европе белый твердый фарфор; разработал технологию его производства и организовал (1710) в Мейсене (Саксония) мануфактуру, выпускавшую всемирно известный мейсенский фарфор. Разработал технологию его производства и основал (1710) в Майсене мануфактуру, выпускающую всемирно известный майсенский фарфор. Искал способы подглазурного декорирования фарфора синей краской (опыты завершились успехом только в 1719 году). Август возвратил ему свободу и передал руководство фарфорового завода в городе Майсен. Попытка Бёттгера продать тайну изготовления фарфора королю Пруссии кончилась его заключением в тюрьму. Умер в Дрездене 13 марта 1719 года.

 (604x699, 134Kb)
1688
Пьер Карле де Шамблен де Мариво (французское имя - Pierre Carlet de Chamblain de Marivaux)
французский драматург и романист, прославившийся комедиями, до сих пор радующими завсегдатаев «Комеди Франсез». Родился в Париже. Изучал право, входил в литературный кружок Б.Фонтенеля (1657–1757) и А.Удар де Ла Мота (1672–1731). После нескольких посредственных романов и неудачной пьесы он написал комедию Арлекин, любовью исправленный (Arlequin poli par l'amour, 1720), которую хорошо приняли в «Итальянском театре». Неизменным успехом пользовались почти три десятка его комедий, поставленных в «Комеди Франсез» и «Итальянском Театре», в том числе Сюрприз любви (La Surprise de l'amour, 1722), Двойное непостоянство (La double inconstance, 1723), Игра любви и случая (Le jeu de l'amour et du hasard, 1730), Безрассудные клятвы (Les Serments indiscrets, 1732), Мать-наперсница (La Mère confidente, 1735), Наследство (Le Legs, 1736) и Ложные признания (Les fausses confidences, 1737). Вдохновленный «Зрителем» Аддисона, издавал журналы «Французский зритель» («Le Spectateur français», 1721–1724), «Неимущий философ» («L'indigent philosophe», 1726–1727) и «Кабинет философа» («Le Cabinet du philosophe», 1734). Между 1731–1741 Мариво опубликовал два неоконченных романа – Жизнь Марианны (La Vie de Marianne) и Удачливый крестьянин (La Paysan parvenu), – обозначивших важный этап в эволюции французского романа и оказавших влияние на развитие английского романа 18 в. В этих тонких психологических романах Мариво точно и объективно отразил современные ему нравы. За приключениями, рассказанными от лица героя, встает парижское общество той эпохи. В 1742 Мариво был избран во Французскую Академию. Последние годы жизни он провел в Париже. Умер Мариво в Париже 12 февраля 1763 года.

 (643x699, 67Kb)
1693
Джордж Лилло (George Lillo)
английский драматург. Родился в Лондоне, в семье фламандского ювелира, женатого на англичанке. О жизни Лилло известно только, что он выучился отцовскому ремеслу и держался своего круга – торговцев среднего сословия. Первая пьеса Лилло, сентиментальная «балладная опера» Сильвия, или Сельские похороны (Sylvia, or The Country Burial, 1730), вовсе не предвещала его новаторской роли родоначальника мещанской драмы в прозе. В пьесе Лондонский купец, или История Джорджа Барнвелла (The London Merchant, or the History of George Barnwell, 1731) он не только порвал с принципами классицизма, согласно которым трагедия имеет дело лишь с великими мира сего и эпохальными событиями, но и поведал прозаическим слогом бесхитростно-трогательную историю об искушении, падении и гибели лондонского подмастерья. В той же среде разворачивается действие второй значительной пьесы Лилло, Роковое любопытство (Fatal Curiosity, 1736), написанной белым стихом; материал для нее он почерпнул из популярной в те годы книжки об убийствах. Менее значительны его пьесы Британия и Батавия (Britannia and Batavia, 1734), Герой-христианин (The Christian Hero, 1735), Марина (Marina, 1738) и Эльмерик, или Торжество справедливости (Elmerick, or Justice Triumphant, 1740). Умер Лилло в Лондоне 3 сентября 1739 года.

 (525x700, 88Kb)
1712
Георг Фридрих Шмидт (Georg Fridrih Schmidt)
один из отличнейших граверов на меди, в 1726 - 1730 гг. Родился в Шёнерлинду близ Берлина. Учился в берлинской академии художеств под руководством Г.-П.Буша, в 1736 г. отправился для дальнейшего своего усовершенствования в Париж, где занимался там у Лармессена, сблизился с Ланкре, Вилле и Прейслером и своей талантливостью обратил на себя внимание живописца Г.Риго, благодаря которому вошел в известность, и в 1742 г. за гравированный с этого художника портрет П.Миньяра был принят в члены парижской академии. В том же году прусский король назначил его своим придворным гравером. В 1757 г. Шмидт поступил на русскую службу, по контракту, сроком на 5 лет. Немедленно по своем приезде в Санкт-Петербург он был сделан мастером гравирования портретов при Академии Наук, а потом, когда в 1759 г. открылся гравировальный класс при новоучрежденной академии художеств, определен в него преподавателем, с титулом обер-гравера. Я.Штелин (в своих "Известиях об изящных художествах в России") замечает, что Шмидт, с самого прибытия своего в Санкт-Петербург начавший брать один за другим заказы, мало занимался с молодыми русскими граверами; тем не менее он успел образовать у нас несколько искусных учеников, из которых приобрели заслуженную известность Я.Васильев, Е.Виноградов, Алексей Греков, Д.Герасимов, И. Колпаков и высокодаровитый Е.Чемесов. В 1762 г. Шмидт возвратился в Берлин. С этой поры он гравировал преимущественно не резцом, а крепкой водкой и сухой иглой в манере Рембрандта. Всех досок, гравированных Шмидтом, насчитывается около 300; девятнадцать из этих гравюр исполнены в России. Особенно замечательным мастером он является в своих портретных работах, из которых наилучшими могут считаться портреты графа Эврие, Миньяра и архиепископа кнабреского, с Риго, князя Ангальтского, Антуана Песна и аббата Прево, с Песна, Баронессы Грапендорф, Эстергази, императрицы Елизаветы Петровны и графа К.Разумовского, с Токе, Рембрандта, Альгаротти, Парроселя, Г.-Ф.Генделя и самого художника. Резец Шмидта - тверд и плавен, гравировальная игла - легка и свободна; штрихи его, произведенные тем или другим способом, а иногда зараз всеми тремя способами, бюренем, травлением и сухой иглой, часто неправильны, но в своей совокупности блестящи и живописны. По части исполнения аксессуаров в портретах у него не было соперников. Кроме портретов, он награвировал много жанров, галантных сцен, исторических сюжетов, копий с Рембрандта и несколько пейзажей. Из берлинской его школы вышло несколько прекрасных граверов, в том числе Фике, А.Бек и Д.Бергер. Умер в Берлине 25 января 1775 года. Литература: Jacobi "Catalogue raisonne de l'oeuvre de G. F. Schmidt" (Лондон, 1789); Wessely "Georg Friederich Schmidt, Verzeichniss seiner Stiche etc." (Гамбург, 1887) и Apel "Das Werk von G. Fr. Schmidt" (Дрезден, 1887).

 (549x699, 73Kb)
1740
Карл Микаэль Бельман (шведское имя - Carl Michael Bellman)
шведский национальный поэт и композитор. Родился в Стокгольме в семье служащего Королевской Канцелярии Юхана Арндта Бельмана и Катарины Хермонии. В 16 лет он, проявив немалый поэтический талант, перевёл на шведский язык «Евангелические думы о смерти» Давида фон Швайдница. В течение последующих лет он написал несколько песен, которые, будучи во многом оригинальными, всё же отмечены влиянием Улофа Далина. В 1757 г. Бельман поступил на службу в Банк государственных сословий, однако в 1764 г. оставил службу. В 1765 г. он вновь устроился в Генеральную дирекцию таможен, где к 1770 г. дослужился до чина штатного канцеляриста, но в 1771 г. дирекция была упразднена. В это время он пишет сатирические стихи, которые затем были им анонимно опубликованы в виде сборника «Bacchanaliska qväden». За один из его стихов, напечатанный в газетах «Hvad nytt?» и «Dagligt Allehanda», стокгольмская городская консистория привлекла его к суду, расценив оный как выпад против духовенства. Однако всё ограничилось сделанным ему замечанием. В 1775 г. Бельман был назначен секретарём номерной лотереи с годовым жалованием 3000 далеров медью, а также получил титул гоф-секретаря. Скончался в Стокгольме 11 февраля 1795 года. Произведения: Tankar om Flickors ostadighet (1758); Månan (1760);. Bacchi Tempel (1783);. Zions högtid (1787);. Послания Фредмана (Fredmans epistlar; 1790); Песни Фредмана (Fredmans sånger; 1791).

 (520x698, 99Kb)
1746
Тадеуш Костюшко
польский политический и военный деятель. Родился в среднепоместной шляхетской семье. В 1755-60 в Любешове учился в школе монашеского ордена пиаров, в 1765-1769 - в Рыцарской школе в Варшаве, в 1769-1774 как королевский стипендиат - в военной академии в Париже. В 1774 вернулся в Польшу. В 1775 выехал в США, где участвовал (сначала в чине полковника, затем бригадного генерала) в Войне за независимость в Северной Америке 1775-1783. Первая крупная победа колонистов в битве под Саратогой (1777) во многом была заслугой Костюшко. В 1784 Костюшко снова в Польше. Не получил командной должности в польской армии из-за открыто высказанных им свободолюбивых взглядов и возмущения антинациональной политикой магнатов. Лишь в конце 1789 с проведением прогрессивных реформ Четырёхлетнего сейма (1788-1792) стал командиром бригады (в чине генерал-майора). Ввёл обучение на основе взаимодействия различных родов войск, новейшей тактики. Участвовал в военных действиях против реакционной Тарговицкой конфедерации (1792), после капитуляции перед ней польского правительства подал в отставку и уехал в Саксонию. Стал одним из руководителей польских патриотических сил, готовившихся к борьбе за возрождение Польши. В 1793 посетил Париж, безуспешно добивался поддержки у революционной Франции. 24 марта в Кракове провозгласил начало Польского восстания 1794. Был объявлен главнокомандующим национальными вооруженными силами. Под командованием Костюшко повстанцы одержали победу над царскими войсками под Рацлавицами (4 апреля), обеспечившую успешное развитие восстания. Стремился придать восстанию общенародный демократический характер. Издал (7 мая) Поланецкий универсал 1794, в котором крестьянам было обещано личное освобождение и некоторое уменьшение феодальных повинностей. 10 октября в бою под Мацеёвицами был тяжело ранен и взят в плен царскими войсками, а затем заключён в Петропавловскую крепость. В 1796 вместе с 12 тысячами пленных поляков освобожден Павлом I; выехал в США, в 1798 переехал в Париж. Сохраняя верность республиканским и демократическим принципам, Костюшко отказался принять командование польскими легионами, которые контрреволюционная французская Директория намеревалась использовать в своих целях; отверг предложения Наполеона I (1806) и Александра I (1814-1815) о сотрудничестве. Составленная Костюшко программа борьбы за независимость Польши (изложена в написанной его секретарём Ю.Павликовским брошюре "Могут ли поляки добиться независимости?", 1800) проникнута верой в освободительной силы польского народа. Скончался 15 октября 1817 года в Швейцарии, где жил последние годы; прах его перевезён на Вавель (Краков). Имя Костюшко было принято 1-й пехотной дивизией Войска Польского, созданной в 1943 в СССР. Костюшко воздвигнуты памятники во многих городах Польши, США. Именем Костюшко названа самая высокая гора Австралии.

1751
Блас де Ласерна (Blas de Laserna)
испанский композитор. Родился в Корелье. Дирижировал в мадридских театрах. Наряду с П.Эстеве Ласерна является одним из популярнейших авторов тонадильи 18в. В своих произведениях он использовал мелодии подлинных испанских песен. Наиболее известны тонадильи "Барселонское кафе" (1788) и особенно "Любовь к цыганочке" (1791). Многие тонадильи Ласерна имели злободневный характер ("Законы моды", "Современное воспитание" и др.). Написал также оперу "Идоменей" (постановка 1792г.). Умер в Мадриде 8 августа 1816 года.

Rimski-Korsakoff_Erixon (535x699, 132 Kb)
1754
Иван Николаевич Римский-Корсаков
генерал-адъютант, фаворит Екатерины II. Сын смоленского дворянина Николая Семёновича Римского-Корсакова, из захудалой смоленской ветви знатного дворянского рода (польского происхождения). Образование получил домашнее. Был определён сержантом в лейб-гвардии Конный полк, затем переведен в Кирасирский полк; участвовал в польской кампании 1768—1772 г. Будучи капитаном, познакомился с Г.А.Потемкиным, который искал тогда замену отставленному фавориту императрицы С.Г.Зоричу. Оценив красоту Римского-Корсакова, а также его невежество и отсутствие серьезных способностей (которые могли бы сделать его опасным соперником в борьбе за власть), Потемкин представил его императрице в числе четырех офицеров, для выбора (как официально считалось) флигель-адъютанта на место Зорича. 1 июня 1778 г. Римский-Корсаков был назначен флигель-адъютантом к императрице, а затем пожалован в действительные камергеры, генерал-майоры и в генерал-адъютанты, а польский король Станислав Понятовский пожаловал ему орден Белого Орла. Кроме того, Екатерина пожаловала фавориту дом на Дворцовой набережной (бывший Васильчикова), большое имение в Могилевской губ. в 6000 душ крестьян, 200000 рублей на путешествие, множество бриллиантов и жемчуга (на сумму до 400000 руб.) и т. д. Рассказывали, что, «попав в случай», Римский-Корсаков пожелал составить библиотеку и для этого послал за книгопродавцем. На вопрос последнего: какие книги ему нужны, он ответил: «Ну, знаете, большие тома внизу, а маленькие книжки вверху — как у Её Величества». Екатерина давшая ему прозвище «Пирр, царь Эпирский», так характеризовала его в письме Гримму: Прихоть? Прихоть? Знаете ли вы, что эти слова вовсе не подходят, когда речь идет о Пирре, царе Эпирском, который приводит в смущение всех художников и отчаяние скульпторов? Не прихоть, милостивый государь, а восхищение, восторг перед несравненным творением природы!(…) Никогда Пирр не делал жеста или движения, которое не было бы полно благородства и грации. Он сияет, как солнце, и разливает свой блеск вокруг себя. В нем нет ничего изнеженного; он мужественен и именно таков, каким бы вы хотели, чтобы он был; одним словом это Пирр, царь Эпирский. Все в нем гармонично; нет ничего, что бы выделялось; такое впечатление производят дары природы, особенные в своей красоте; искусство тут ни при чем; о манерности говорить не приходится. Он обладал приятным голосом и так играл на скрипке, что, по утверждению Екатерины, «все — не только люди, но и животные — заслушиваются его игрой». Екатерина II была более, чем привязана к нему, скучала без него, называла его своим другом, уверяла в сердечной привязанности, заказала для него копию со своего портрета работы Эриксона, убеждала его беречь себя для её счастья и т. д. Однако «случай» Римского-Корсакова продлился лишь год и завершился после того, как императрица застала его в объятиях графини Прасковьи Брюс (урожденной Румянцевой, сестры фельдмаршала П.А.Румянцева-Задунайского). В октябре 1779 г. он был удален от двора. Вскоре у него завязывается роман с графиней Екатериной Петровной Строгановой (урожденной Трубецкой), второй женой А.С.Строганова, которая была старше Римского-Корсакова на 10 лет и которую современники характеризуют как умную женщину и прекрасную собеседницу. Роман закончился её разводом, при чем Строганов наделил бывшую супругу домом, деньгами и имением Братцево. С воцарением Павла I Римский-Корсаков был выслан в Саратов, а затем переселился в Москву, где жил в уединении со своей гражданской женой Строгановой, которая к тому времени «лишилась движения ног», но сохраняла все свои блестящие умственные способности. После смерти гражданской жены в 1815 г. Римский-Корсаков стал жить на широкую ногу, главным образом в своем могилевском имении. Результатом было расстройство его финансовых дел. Умер 16 февраля 1831 года. Похоронен в Братцеве. Его сын от союза со Строгановой Василий Николаевич Ладомирский (1786-1847) получил от Павла I дворянство; впоследствии был московским уездным дворянским предводителем. Кроме сына были дочери: Зинаида (за князем Д.М.Голицыным) и Софья (за графом А.А.Апраксиным).

 (589x699, 138Kb)
1758
Пьер Габриэль Гардель (Gardel)
французский артист балета, балетмейстер. Родился в Нанси. Брат и ученик М.Гарделя. Ученик Ж.Ж.Новера. Учился в балетной школе театра "Парижская опера" (с 1771). Будучи учеником, дебютировал в 1772 в дивертисменте "Золотая свадьба" Лаборда на сцене "Парижской оперы". С 1780 - один из ведущих французских танцовщиков. Танец Гарделя отличался большой выразительностью, но некоторой холодностью. В 1787-1827 Гардель - главный балетмейстер и педагог "Парижской оперы", в 1799-1815- директор школы этого театра. Балетмейстерское искусство Гарделя наиболее плодотворно развилось в годы французской буржуазной революции 1789-1794. В эти годы Гардель поставил ряд хореографических зрелищ, в одном из которых ("Приношение свободы" Госсека, 1792) исполнялся танец на музыку Марсельезы. Гардель проводил реформу балетного костюма, расширял технические возможности танца (введение высоких полупальцев, вращений и др.). Лучшие балеты Гарделя: "Психея", "Телемак на острове Калипсо" Миллера (оба в 1790), "Суд Париса" Гайдна и Мегюля (1793) и др. В творчестве Гарделя преобладала анакреонтическая тематика, но он ставил также балеты и на сюжеты из современной жизни, что было для его времени новаторством: "Блудный сын" Бертона (1812), "Оправданная служанка" Крейцера (1818) и др. В комическом балете "Танцемания" Мегюля (1800) Гардель впервые ввёл в балетный спектакль вальс. В прощальный бенефис Гарделя в 1828 был поставлен его балет "Психея" с М.Тальони в заглавной роли. Умер в Париже 18 октября 1840 года. Литература: Бурнонвиль А., Моя театральная жизнь..., перевод с датского, в книге: Классики хореографии, Ленинград-Москва, 1937, страницы 249-327, 351; Худеков С.Н., История танцев, том 3, Петроград, 1915; Lifar S., Auguste Vestris, P., 1950. Ham. P.

 (524x699, 51Kb)
1758
Иван Прокофьевич Прокофьев
русский скульптор. Родился в Санкт-Петербурге. Учился в санкт-петербургской Академии Художеств (1764—1779) у Н.Ф.Жилле и Ф.Г.Гордеева. Пенсионер санкт-петербургской Академии Художествв Париже (1779—1784), где работал под руководством П.Жюльена. Преподавал в санкт-петербургской Академии Художеств (1784—1828, с 1785 — академик). В первых значительных произведениях Прокофьева («Актеон, преследуемый собаками», бронза, 1784, Третьяковская галерея), отмеченных динамикой композиции и изяществом силуэта, ещё заметно влияние рококо. Идиллические по духу рельефы в здании санкт-петербургской Академии Художеств (гипс, 1785—86) и во дворце в Павловске (гипс, 1785—1787) с их мерным и плавным ритмом знаменуют переход к классицизму. Зрелое творчество Прокофьева многообразно. Он создаёт декоративные статуи и группы для фонтанов Петергофа («Тритоны», бронза, 1800), созвучные своей бурной патетикой барочной архитектуре ансамбля, монументальный, полный драматизма рельеф «Поклонение медному змию» на аттике Казанского собора в Ленинграде (камень, 1805—1806), выполняет меткие по характеристике портреты (например, А.Ф. и А.Е.Лабзиных; оба — терракота, 1802, Русский музей, Ленинград), многочисленные фигуры и группы из гипса и терракоты, работает как рисовальщик. Умер в Санкт-Петербурге 22 февраля 1828 года. Литература: Ромм А., И.П.Прокофьев, Москва — Ленинград, 1948.

 (658x699, 133Kb)
1763
Жан Виктор Моро (французкое имя - Jean Victor Marie Moreau)
генерал Первой французской республики, сын адвоката. В 1791 поступил в национальную гвардию батальонным командиром; в 1793 отправлен со своим батальоном в армию Пишегрю, где скоро получил чин дивизионного генерала и назначен командующим правым флангом Северной армии, а до завоевании Голландии облечен главным начальством над той же армией. В 1796 поставлен был во главе Рейн-мозельской армии, которая вместе с Самбр-маасской армией Журдана предназначалась для действий против австрийцев. С июня до августа благодаря ряду побед Моро неприятель оттеснён был к Дунаю; а когда армия Журдана была разбита австрийцами, Моро совершил своё знаменитое 40-дневное отступление через Шварцвальдские теснины к Рейну. В 1799 он заменил Шерера в командовании французской армией в Северной Италии, но был побежден Суворовым при Кассано и отступил к Генуэзской Ривьере. Когда сменивший его генерал Жубер был убит в бою при Нови, отвёл во Францию остатки разбитой армии. В 1800 Бонапарт назначил его главнокомандующим Рейнской армией, с которою он, одержав несколько побед над австрийцами, занял Регенсбург и Мюнхен. 3 декабря одержал при Гогенлиндене решительную победу над австрийцами, а затем, подойдя на 75 верст к Вене, заключил с эрцгерцогом Карлом перемирие, за которым вскоре последовал Люневильский мир. Наполеон Бонапарт, видевший в Моро своего соперника, обвинил его в участии в заговоре Пишегрю и Жоржа Кадудаля. Генерал был приговорён к тюремному заключению, которое Наполеон заменил изгнанием. Прожив несколько лет в Северной Америке, он в 1813 вернулся в Европу по приглашению императора Александра I. Состоя в роли советника при главной квартире союзных монархов, в сражении под Дрезденом 15 (27) августа был смертельно ранен ядром. Согласно малодостоверному преданию, Моро во время сражения объезжал с большой группой офицеров передний край союзных войск. Наполеон, заметив выделяющуюся в общей массе сражения довольно большую в расшитых золотом мундирах группу противника, приказал канонирам обстрелять её. Выстрел, произведенный по приказу императора, стал для Моро роковым. Тело его отвезено в Санкт-Петербург и погребено в католической церкви святой Екатерины. Таким образом, два командующих враждебными армиями - Суворов и Моро - похоронены в одном городе и в районе одной его магистрали (Невский проспект), только на разных концах. Умер 2 сентября 1813 года.
Литература: Beauchamp. Vie politique, militaire et privée du général Moreau. Paris, 1814); Chateaunenf. Histoire de Moreau.

 (477x699, 89Kb)
1776
Готфрид Рейнхольд Тревиранус (Treviranus)
немецкий естествоиспытатель.Родился в Бремене. Брат Л.Тревирануса. Изучал медицину в Бремене. Доктор медицины (1796). Изучал анатомию и физиологию беспозвоночных животных, исследовал строение глаз и нервной системы различных животных. Наиболее интересен его шеститомный труд "Биология, или Философия живой природы" (1802-1821), в котором он выступал убеждённым сторонником эволюции органического мира; утверждал, что живые организмы произошли из бесформенной материи, а затем видоизменились под воздействием внешних условий. Эти идеи, однако, высказывались Т. больше в умозрительной форме и не подкреплялись фактами. Умер в Бремене.

 (589x699, 131Kb)
1778
Огюстен Пирам Декандоль (Де Кандо́ль; известный в науке под именем Декандоля-старшего;французское имя - Augustín Pyrámus (Pyráme) de Candólle)
швейцарский и французский ботаник, один из крупнейших ботаников всех времён, автор одной из первых систем растений. А.Н.Бекетов сказал о Декандоле: Де Кандоля можно считать ботаническим Кеплером. Иностранный член-корреспондент (1826) и почётный член (1835) Санкт-Петербургской Академии наук. Отец Альфонса Декандоля. Имя Декандоля упоминается в качестве автора или соавтора названия для 16 605 растений. Родился в Женеве. В 1796 году в Женеве прослушал курс ботаники Воше (французское имя - Jean-Pierre Vaucher), автора «Histoire physiologique des plantes de l’Europe», который произвёл на него такое сильное впечатление, что он решил посвятить себя ботанике. В 1797 году Декандоль в Париже слушал лекции Воклена и Кювье в Коллеж де Франс, познакомился в ботаническом саду с Ламарком и Дефонтеном. В том же году вышла в свет его первая ботаническая работа — о питании лишайников. В 1798 году Декандоль поселилися в Париже, посвятив большую часть своего времени ботанике: появились его первые статьи по систематике растений; он работал вместе с Ламарком над вторым изданием «Флоры Франции» («Flore françaises» (на французском языке)); французское правительство поручило ему изучение Франции и Италии в ботаническом и агрономическом отношениях, и в течение шести летних сезонов он совершал многочисленные путешествия, результатом которых явились первые мысли о теории земледелия, дополнительный том к французской флоре, эссе «О ботанической географии» и предложение — впоследствии осуществлённое с большим успехом — закреплять песчаные приморские дюны посадкой сосен. Декандоль занимался монографической обработкой многих групп растений, что способствовало глубине и основательности его последующих работ. К числу таких относится его «Astragalogia» (на латинском языке) — описание видов обширного рода Астрагал, изданное в 1802 году с 50 таблицами рисунков; затем история суккулентов («Plantarum historia succulentarum»(на латинском языке)), в 4 томах, 1799—1829) с 185 таблицами; монография о лилейных с 240 таблицами рисунков, исполненных знаменитым акварелистом Редуте («Les Liliacées peintes par Redouté»(на французском языке), 1802—1808). В 1804 году Декандоль получил степень доктора медицины и издал тезисы диссертации — «Essai sur les propriétés médicales des plantes»(на французском языке). В 1806 году переехал в Монпелье, где получил звание профессора на медицинском факультете местного университета (французское название - École de Médecine) и пост директора Ботанического сада. В 1810 году медицинский факультет был преобразован — под Декандоля — в кафедру ботаники факультета наук. В 1813 году издал Элементарную теорию ботаники (Théorie élémentaire de botanique (на французском языке)), в которой изложил принципы естественной системы — как предисловие к третьему изданию «Французской флоры». Особенность этой системы состояла в делении растений на сосудистые, или зародышевые, и на клеточные, или беззародышные, и в подразделении сосудистых на двудольные (exogenes) и однодольные (endogenes); основана эта система на неверном анатомическом предположении об образовании древесины у двудольных и однодольных. В 1814 году возвратился в Женеву, где на деньги меценатов и почитателей преобразовал Ботанический сад, создавал музей естественной истории, создал Conservatoire Botanique, вёл бурную общественную жизнь, а в 1816 году принял предложение властей кантона Женева занять кафедру естественной истории в Женевском университете, созданную специально для него. В 1818 году стало выходить главное из описательных сочинений Декандоля — «Regni vegetabilis systema naturae» ((на латинском языке), 2 тома, 1818—1821), которое впоследствии учёный, увидев, что для него невозможно завершить задуманное в полном объёме, продолжал в менее обширном виде под названием «Введение в естественную систему царства растений» («Prodromus systematis naturalis regni vegetabilis» (на латинском языке), тома 1—17, 1824—1839; также известное под его стандартным ботаническим сокращением Prodr. (DC.). Даже не полностью законченное автором (при его жизни вышло только семь томов из семнадцати; в дальнейшем оно было продолжено сыном Декандоля Альфонсом), это сочинение составило эпоху в науке. В нём предлагалась и осуществлялась новая естественная система, известная в науке под именем Декандолевой и до сих пор употребляемая с некоторыми изменениями. Основой этой системы служила естественная система Антуана де Жюссьё; но она была улучшена и впервые прилагалась к размещению и описанию всех известных видов цветковых растений. До этого издания общие систематические сочинения составлялись по искусственной системе Линнея. Кроме того, число видов с 10 000, известных Линнею, возросло до 75 000 и более. Декандоль решил заново изучить весь этот громадный материал и представить описание каждого из видов. Значение этого сочинения в области ботаники было такое же, какое имело «Царство животных» («Regne animal» (на французском языке)) Кювье для зоологии. Обширнейшие флористические сочинения, составленные по системе Декандоля, послужили основой последующих исследований: такова германская флора К.Коха, русская флора Ледебура, байкальско-даурская флора Турчанинова, британская флора Бентама и так далее. Декандоль издал ещё 2 сочинения, имевших также очень большое значение: «Органография растений» («Organographie végétale» (на французском языке), 1827) и «Физиология растений» («Physiologie végétale» (на французском языке), 1832), которые, особенно первое, дали новое направление морфологии растений, до того времени состоявшей преимущественно в терминологии. Декандоль особенно тщательно разработал учение о морфологическом значении частей цветка, основываясь на наблюдении переходных форм. В изложении Декандоля мысль Гёте о метаморфозе растений получила научное значение и легла с тех пор в основу изучения растительной морфологии. Целый ряд монографий семейств издан Декандолем: о таких как Бобовые, Миртовые, Меластомовые, Толстянковые, Кипрейные, Паронихиевые, Зонтичные, Лоринтовые, Валериановые, Кактусовые, Астровые («Essai sur les propriétés médicales des plantes» ((на французском языке), 1804), а в трактате о географии растений он представил флористическое разделение земной поверхности на области, из которых некоторые совпадают с областями знаменитого фитогеографа Скоу и соответствуют даже современному состоянию науки. Перу Декандолля принадлежат также работы по фитохимии, болезням растений, агрономии, о лекарственных растениях. В 1821 году написал воспоминания, изданные сыном в 1862 году ({"Mémoires et souvenirs de Augustin Pyramus de Candolle, écrits par lui même et publiées par son fils" (на французском языке). Умер в Женеве 9 сентября 1841 года. Память его сохраняется в его родном городе, где его имя присвоено улице (французское название - Rue de Candolle); там же установлен и его бюст. «Гербарий Декандоля» (до 80 000 видов) хранится в его бывшем доме. Сочинения: Plantarum historia succulentarum = Histoire des plantes grasses / par A.P. Decandolle; avec leurs figures en couleurs, dessinees par P.J. Redoute. Paris : A.J. Dugour et Durand, an VII [1799-1837]; Astragalogia, nempe astragali, biserrulae et oxytropidis :nec non phacae, colutae et lessertiae historia iconibus illustrata /Augustini-Pyrami Decandolle. Parisiis : sumptibus Joann. Bapt. Garnery, 1802; Les liliacees / par P.J. Redoute. Paris : Chez l’auteur, an 13-[24], 1805-1816 [i.e. 1802—1815]; Synopsis plantarum in Florâ gallicâ descriptarum, 1806 (на латинском языке); Essai élémentaire de géographie botanique, 1810 (на французском языке); Icones selectae plantarum quas in systemate universali :ex herbariis parisiensibus, praesertim ex Lessertiano /descripsit Aug. Pyr. de Candolle, ex archetypis speciminibus a P.J.F. Turpin delineatae et editae a Benj. De Lessert … Parisiis : [Apud Fortin Masson et Sociorum], 1820-1846;. Projet d’une flore physico-géographique de la vallée de Léman, 1821 (на французском языке);.Premier rapport sur les pommes de terre, 1822 (на французском языке); Prodromus systematis naturalis regni vegetabilis, sive enumeratio contracta ordinum generum specierumque plantarum huc usque cognitarium, juxta methodi naturalis, normas digesta; /Auctore Aug. Pyramo de Candolle. Parisii, Sumptibus Sociorum Treuttel et Wurtz, 1824-1873. в 17 томах, 24 книгах: I — 1824; II — 1825; III — 1828; IV — 1830; V — 1836; VI — 1838; VII (1) — 1838; VII (2) — 1839; VII — 1844; IX — 1845; X — 1846; XI — 1847; XII — 1848; XIII (1) — 1852; XIII (2) — 1849; XIV (1) — 1856; XIV (2) — 1857; XV (1) — 1864; XV (2.1) — 1862; XV (2.2) — 1866; XVI (1) — 1869; XVI (2.1) — 1864; XVI (2.2) — 1868; XVII — 1873; Considérations sur les forêts de la France, 1830 (на французском языке). Названы в честь Декандоля: семейство Candolleaceae F.Muell., синоним Stylidiaceae R.Br.; род Candollea Baumg., синоним Menziesia Sm.; род Candollea Labill., синоним Stylidium Sw. ex Willd.; род Candollea Mirb.; род Candollea Steud., синонимы: Decandolia T.Bastard, Agrostis L.; род Candolleodendron R.S.Cowan. Литература: Bishop of Norwich. Augustin-Pyramus DeCandolle. Proceedings of the Linnean Society of London, v. I:142-145. 1842.(на английском языке.); John Briquet. Biographies des Botanistes a Genève. Berichte der Schweizerischen Botanischen Gesellschaft, v. 50a:114-130. 1940.(на французском языке); George B. Emerson. A Notice of Prof. Augustin Pyramus DeCandolle. The American Journal of Science and Arts, v. 42:217-227. 1842.(на английском языке); Asa Gray. Augustin-Pyramus De Candolle. The Journal of Botany, v. I:107-120. 1863. (на английском языке); P. E. Pilet. Augustin-Pyramus De Candolle. Dictionary of Scientific Biography, v. III: 43-45. 1971.(на английском языке).

 (600x676, 50Kb)
1798
Джон Кокрейн (иногда Кохран, Кохрен; John Cochrane)
знаменитый шотландский шахматист, один из сильнейших в мире в 1840-х годах. Известен с 1820-х годов. Участник гандикап-турнира в Сен-Клу 1821 года, где неудачно сражался с французскими мастерами Лабурдонне и Дешапелем. В начале 1840-х годов в Лондоне выиграл серии партий против английских мастеров Уокера и Эванса, немецкого мастера Поперта, знаменитого Сент-Амана, но крайне неудачно играл с Говардом Стаунтоном. Кокрейн встречался и с сильнейшими шахматистами второй половины XIX века, в том числе с Цукертортом. Играл Кокрейн и в Индии, где находился по долгу службы с 1824 по 1869 годы. В теории имя знаменитого шотландского мастера носит один из вариантов королевского гамбита: 1. е4 е5 2. f4 ef 3. Kf3 g5 4. Cc4 g4 5. Ke5 Фh4+ 6. Kpf1 f3!? Большой интерес представляет и другой вариант, предложенный Кокрейном для белых в Русской партии: 1. e4 e5 2. Kf3 Kf6 3. K:e5 d6 4. K:f7?! Кокрейн много анализировал дебютные построения и знал некоторые варианты наизусть до 15-16 ходов, как современные шахматисты. Партии, в которых Кокрейн применял свой гамбит против шахматистов Индии, приводятся в дебютном руководстве Стаунтона. Умер 2 января 1878 года. Книги: A treatise on the game of chess, L., 1822. Литература: Шахматный словарь. Москва: Физкультура и спорт, 1964. Страница 261; Нейштадт Я. Некоронованные чемпионы. Москва: Физкультура и спорт, 1975. Шахматы: Энциклопедический словарь. Москва : Советская энциклопедия, 1990. Страница 180. ISBN 5-85270-005-3.

 (601x699, 83Kb)
1799
Алмейда-Гаррет Жуан Баптишта да Силва Лейтан (Almeida Garrett da Silva Leitao)
португальский писатель и государственный деятель. Родился в Порту. Юность провел на острове Терсейра (Азорские острова), куда его семья переселилась после вступления наполеоновских войск в Португалию. В 1816–1821 изучал право в университете в Коимбре. В 1823, с отменой демократической конституции 1822, был изгнан и жил в Англии и Франции. После возвращения в Португалию в 1836 занимал посты генерального инспектора театров, главного хрониста, был депутатом парламента и министром иностранных дел. В 1851 ему был пожалован титул виконта. Его ранние произведения, такие, как драма Меропа (Merope) и Катон (Catão, 1820), анакреонтические оды и поэма Портрет Венеры (O Retrato de Venus, 1821), стихи из сборника Лирика Жоана Минимо (Lyrica de João Minimo, 1829), выдержаны в манере псевдоклассицизма. Однако в годы изгнания на Алмейду произвели сильное впечатление творения и идеи романтиков. Его первая крупная поэма Камоэнс (Camões), написанная белым стихом, была опубликована в изгнании в 1825. Это неровное произведение окрашено в характерные тона saudade (порт. – печаль, которую португальцы полагают отличительной чертой национального характера) и патриотизма, отозвавшиеся потом в поэме Дона Бранка (Dona Branca, 1826). Те же мотивы он искал и среди сокровищ народной поэзии, собранных им в томах Романсейро (Romanceiro, 1851–1853). Под конец жизни Алмейда еще раз воспел любовь и печаль в стихотворном сборнике Опавшие листья (Folhas cahidas, 1852), где встречаются стихотворения поразительной красоты. Его двухтомный роман Арка святой Анны (O Arco de Sant'Anna, 1846; русcкий перевод 1985) обнаруживает сильное влияние школы В.Скотта.
 (528x698, 106Kb)
Кроме него, он оставил всего одно завершенное прозаическое произведение – Поездка на родину (Viagens na minha terra, 1846), собрание автобиографических заметок, суждений, впечатлений и зарисовок. Алмейда Гаррет неустанно трудился над тем, чтобы заложить основы национальной драмы, – он писал о театре, создал ряд оригинальных произведений для сцены. В поисках предмета изображения он вновь обратился к национальной истории и в пьесах Ауто о Жиле Висенте (Auto de Gil Vicente, 1838), Дона Филипа де Вильена (Dona Filipa de Vilhena, 1840), Оружейник из Сантарена (O Alfageme de Sanarém, 1841) и Племянница маркиза (A Sobrina do marquês, 1848) стремился обновить португальскую драматическую традицию последних 300 лет. Несомненно, лучшая его драма – Брат Луиш ди Соуза (Frei Luís de Sousa, 1844). Умер Алмейда в Лиссабоне 9 декабря 1854 года.

 (608x699, 145Kb)
1805
Уильям Гаррисон Эйнзуэрт (William Harrison Ainsworth)
английский писатель, автор романа "Ауриол, или Эликсир жизни". Умер в 1882 году.

 (527x698, 72Kb)
1808
Йосеф Каэтан Тыл (Josef Kajetán Tyl)
чешский драматург, театр. деятель, публицист. Один из основоположников чешского национального театра. Родился в Кутна-Гора. В гимназические годы участвовал в любительских театральных кружках. В 1829 вступил в бродячую немецкую труппу. В 1833 - редактор журнала "Инды и ныне", где начал деятельность театрального критика. Одновременно работал как актер Сословного театра в Праге. Вначале Тыл переводил и переделывал зарубежные пьесы, затем начал писать сам. В 1834 в Сословном театре была поставлена первая пьеса Тыла "Фидловачка". В этом же году Тыл создал из любителей театр в Каэтановом доме, где стремился утверждать патриотичнские просветительские идеи. С 1846 Тыл занимает должность "драматурга чеш. пьес" Сословного т-ра, где поставил свои лучшие пьесы, в том числе "Пражский кутила" (1846), "Дочь поджигателя" (1847), "Волынщик из Стракониц" (1847), "Кровавый суд, или Кутногорскпе рудокопы" (1848), "Ян Гус" (1848), "Видение Иржика" (1849), "Упрямая женщина" (1849), "Лесная дева" (1850). Тыл - участник революционных событий 1848. В 1851 по требованию властей был уволен из Сословного театра. С группой учеников Тыл начал гастролировать по стране, продолжая борьбу за развитие чешского национального театра. Тяжёлые материальные условия подорвали здоровье Тыла, он умер в Пльзене в нищете 11 июля 1856 года. Похоронен в Праге. Тыл писал пьесы: народно-бытовые ("Фидловачка", "Пражский кутила", "Дочь поджигателя", "Банкрот", "Бедный комедиант"), сказочные ("Волынщик из Стракониц", "Видение Иржпка", "Упрямая женщина", "Чёрт на земле", "Лесная дева"), исторические ("Кровавый суд, или Кутногорские рудокопы", "Ян Гус", "Кровавые крестины, или Драгомира и е„ сыновья", 1849, "Старый город и Малая страна", 1855). Пьесы Тыла широко ставились в чешских театрах и за рубежом ("Волынщик из Стракониц" поставлен в Центральном детском театре, 1950, и в других театрах Советского Союза). Творчество Тыла исполнено патриотизма, оно отражает прогрессивные идеи, общественную жизнь чешского народа. От просветительских (будовательских) взглядов драматург постепенно приходит к воззрениям, близким революц. демократам. Герои произведений Тыла - люди из народа. Исторические события и сказочные сюжеты приобретали романтическую окраску. Главная тема драматургии Тыла - гражданский долг, утверждение примата общественных, интересов над частными. В последних пьесах отчётливо проявилось стремление к реалистическому воспроизведению жизни. Театральгая деятельность Тыла способствовала становлению и развитию чешского нацтонального театра. В 1845 Тыл обратился в Сословный сейм с просьбой разрешить строительство театрального здания на средства, собранные народом. Эта идея Тыла была реализована позднее, при строительстве Национального театра в Праге (1883). Тыл воспитал плеяду выдающихся чешских актеров, положив начало национальной актерской школе. Выступал со статьями, заложившими основу чешской демократической театральной эстетики. Сочинения: Избранное, Москва, 1954; Избранное, Москва, 1956; Театральная Москва, 1957; Spisy, sv. 15, Praha, 1960; sv. 17, Praha, 1957; sv. 18, Praha, 1954; sv. 19, Praha, 1953; ?v. 20, Praha, 1954. Литература: Лещинская Г., И.К.Тыл, в его книге: Избранное, Москва, 1954; Очерки истории чешской литературы XIX- XX вв.. Москва, 1963, страницы 91-103; История западноевропейского театра..., том 4, Москва, 1964, страницы 388-400, 401-409; Кopecк у J., Knizka о Tylovi, Praha, 1959; Otruba M., Kacer M., Tvurci cesta J. K. Tyla, Praha, 1961. J]. Сол

 (571x699, 95Kb)
1811
Аристид Кавайе-Коль (Cavaillé-Coll)
известный французский строитель органов. Родился в Монпелье. Происходил из семьи потомственных органных мастеров, отец - Доминик Кавайе-Коль (1771 - 1862). В 11-летнем возрасте участвовал в реставрации органа в Ниме. С 1833 жил в Париже, строил органы в церквах Сен-Дени, Сен-Сюльпис, Мадлен, Нотр-Дам-де-Лорет, в Пантеоне и др. Инструменты работы Кавайе-Коля установлены в СССР (Большой зал Московской консерватории), Бельгии, Нидерландах, Испании и др. странах. Кавайе-Коль внёс значительные усовершенствования в конструкцию органа (впервые применил рычаг Ч.С.Баркера, различное давление воздуха для отдельных участков клавиатур и др.), достиг высокой индивидуализации тембров органных регистров, создал новый тип симфоний (т. н. романтического) органа. Его ученик и последователь Ш.Мютен. Умер в Париже 13 октября 1899 года. Сочинений: Йtudes experimentales sur les tuyaux d'orgues,…, R., 1895; De l'orgue et de son architecture, «Revue generale de l'architecture des travaux publics», 1856.

 (560x700, 91Kb)
1815
Йосип Юрай Штросмайер (хорватское имя - Josip Juraj Strossmayer или Štrosmajer)
хорватский католический епископ немецкого произхождения, теолог и меценат, выдающийся политический и общественный деятель. Хорватский народ его почитает как «отца родины». Родился в осиеке. мВ 1859 г. послал письмо папе Пию IX, в котором предлагал славянское богослужение для всех хорватских епархий, а также изучение глаголицы в семинариях Далмации. Как политик выступал за максимальную автономию Хорватии. Епископ Йосиф основал Югославскую академию наук и искусств в Загребе (1867) и на Хорватский университет в Загребе (1874). В честь Штросмайера названы улицы в Загребе и во многих других хорватских городах. Умер в Дяково 8 апреля 1905 года. Работы: A. Špitelak (Hrsg.), Reden, Vorschläge und Erklärungen auf dem Vatikanischen Konzil, Zagreb 1929; F. Šišić (Hrsg.), Korespondencija Raški-Štosmajer, 4 t., Zagreb 1928—1931; F. Šišić, Josip Juraj Štrosmajer, Dokumenti i korespondencija, I, Zagreb 1933. Литература: Vasilije Đ. Krestić, Biskup Štrosmajer u svetlu novih izvora, Zagreb 2002; Kosta Milutinović, Štrosmajer i jugoslovensko pitanje. Novi Sad, 1976 (Institut za izučavanje istorije Vojvodine. Monografije, 15); Юринич, С.Йосиф-Юрай Щросмайер, СбНУ, XXII—XXIII, 1906—1907, 1-71; Encyclopedic Dictionary of Religion, Philadelphia-Washington, D.C. 1979, p. 3403; V.Soloviev, Lettre à Strossmayer, Agram, 9-21 sept. 1886) // Е.Л.Радлов (изд.), Письма В.С.Соловева, Санкт-Петербург 1908, I, 183—190 [на немски: W. Solowjew, Una Sancta. Schriften zur Vereinigung der Kirchen und zur Grundlegung der universalen Theokratie, II (= W. Szylkarski, Hrsg., Deutsche Gesamtausgabe der Werke von Wladimir Solowjew, Freiburg 1954, III, 7-25)]. J.Urban, Korespondencja Solowjewa z Strossmayerem // Przeglad Powszechny, 1909, № 101; Ф.Гривец, Владимир Соловев и епископ Щросмайер // Вера и родина (август-сентябрь), 1925; Ch.Loiseau, La politique de Strossmayer // Le Monde Slave, NF, 4, 1927, № 1, 379—405; W.Szylkarski, Solowjew und Strossmayer // Ostkirchliche Studien, 1, 1952, № 2; E.Winter, Rußland und das Papsttum, Berlin 1961, II, 364 f., 382—390, 500—503; А.Теодоров, Миладиновските песни и Щросмайер. — Пер. сп., 1985, книга XVI, 82-97; Шишманов, Ив.Владика Щросмайер. Спомени от една лична среща. — Български преглед, V, 1899, книга 6, 77-78; М.Арнаудов, Братя Миладинови. Живот и дейност. С., 1969, 211—229; П.Хр.Петров и Ф.Шишич, Кореспонденция на българи с Щросмайер-Рачки. — Изв. на Инст. за история. Том 18, 1967, 247—288; Братя Миладинови. Преписка. Издирил, коментирал и редактирал Н. Трайков. С., 1964, страницы 241, 245; Епископ Йосип Щросмайер и българите. Хърватският интелектуален елит и София. С., 2009.

 (551x699, 90Kb)
1820
Барбора Немцова (Божена Немцова)
чешская писательница. Окончила начальную школу; занималась самообразованием. Сочувственно встретив революционные события 1848, вместе с мужем И.Немецем вела разъяснительную работу в деревне; выступала в прогрессивной печати. Подвергалась преследованиям властей. Литературную деятельность начала патриотическим стихотворением "Чешским женщинам" (1843) и книгой "Народные сказки и предания" (ч. 1-7, 1845-47; русский перевод 1898). Славу прозаика-реалиста принесли Немцовой рассказы и повести 1850-х гг. о простых людях: "Бабушка", "Дикая Бара", "В замке и около замка" и др.; наиболее популярна повесть "Бабушка" (1855; русский перевод 1866). Немцова собрала и издала в чешском переводе "Словацкие сказки" (1857-58). Первая опубликованная в русской печати статья о Немцовой и перевод её сказки "О двенадцати месяцах" принадлежат Н.С.Лескову (1863). Скончалась 21 января 1862 года.

1833
Джордж Хью Хепуэрт (George Hughes Hepworth)
американский священник, редактор и писатель, автор сборника "Очень странный энергичный человек и другие рассказы". Умер в июне 1902 года.

 (498x699, 54Kb)
1841
Адер Клеман (Clément Ader)
французский конструктор, один из пионеров авиации. Самоучка-механик, занимавшийся разработками телефонной связи и участвовавший в строительстве первой в Париже телефонной станции. В 1882 г. в обстановке секретности приступил к созданию самолета с паровым двигателем. В 1890 г. построил самолет "Эол", или "Авьон 1". Его крылья были сделаны из бамбуковых шестов, обтянутых плотной тканью, и настолько копировали крылья летучей мыши, что даже складывались вдоль корпуса. Самолет пролетел по прямой над парижским велотреком 50 м. В 1897 г. усовершенствованная модель продержалась около трехсот метров, но упала и разбилась. Военное министерство, израсходовав на опыты двести тысяч франков, отказалось от планов создания "воздушной армии". Удрученный неудачей, Адер больше не принимался за свои опыты. Но он дожил до 1926 года и видел эпоху бурного развития авиации, участие ее в первой мировой империалистической войне. Самолет Адера ныне хранится во французском музее авиации, а сам Адер во Франции считается изобретателем первого в мире самолета, хотя его «Авионы», сконструированные по тому времени, безусловно, талантливо, были мало похожи на современные самолеты. Самое главное – они были неуправляемы и потому не подвластны пилоту. Скончался 5 марта 1926 года.

 (544x698, 79Kb)
1842
Георг Морис Коген Брандес (датское имя - Georg Morris Cohen Brandes)
датский литературовед, публицист. Родился в Копенгагене, происходил из богатой еврейской семьи. Учился в Копенгагенском университете, где изучал право, а затем философию и литературу. Начало литературоведческой деятельности Брандеса относится к 1860-м годам. В сборниках «Эстетические наброски» (1868), «Критик и портреты» (1870) он рассматривал проблемы датской литературы в позитивистском ключе. Обоснование позитивистской методологии литературоведческого исследования было осуществлено ученым в его докторской диссертации «Французская эстетика в наши дни. Исследование эстетики И.Тэна» (1870). В 1871 г. Брандес приступает к чтению лекций по эстетике в Копенгагенском университете. В последующие 5 лет его блестящие курсы привлекли такое широкое внимание, что появилась идея сделать их достоянием печати. Так появился многотомный фундаментальный труд Брандеса «Главные течения европейской литературы XIX века» (1872–1890). В нем помимо развернутого анализа европейского литературного процесса была представлена своего рода апология натурализма, утверждалась связь искусства с действительностью, критике подверглись уходящие в прошлое романтические модели и штампы, модная концепция «искусства для искусства». Справедливо считается, что лекции Брандеса и его «Главные течения…» открыли новый этап в датской литературе, положив начало «Литературе прорыва» — движению последователей Брандеса, утверждавших тесную связь искусства с действительностью. В 1877 г. Брандес переезжает в Германию, путешествует по Европе. В 1887 г. он приезжает в Россию, что нашло отражение в очерках «Впечатления» (1888), статьях о русских писателях, привлекших к ним внимание скандинавских и — шире — европейских читателей. И сам Брандес приобретает большую популярность в России: в 1902–1903 гг. в Киеве вышло собрание его сочинений в 12 томах, в 1908–1910 гг. в Санкт-Петербурге — собрание в 20 томах, в 1906–1914 гг. в Санкт-Петербурге — второе издание 20-томного собрания его сочинений. Влияние Брандеса на литературный процесс в скандинавских странах огромно, его сравнивают с влиянием В.Г.Белинского на русскую литературу. Брандес о Шекспире. Брандес постепенно отходил от позитивизма и натурализма в сторону признания значимости личности и индивидуальности (работы «Серен Киркегор», 1877; «Аристократический радикализм», 1889, статья, обнаруживающая влияние Ф.Ницше). Под влиянием этих новых для себя идей Брандес создал цикл «монографий о героях», где воплотил представление о роли великой личности в истории: «Вольфганг Гёте» (1914–1915), «Франсуа Вольтер» (1916–1917), «Микеланджело» (1921) и др. Этот цикл открывался исследованием «Уильям Шекспир» (3 тома, 1895–1896) — в отличие от И.Тэна, противопоставившего свой метод исследования литературы биографическому методу Ш.О.Сент-Бёва, Брандес сосредоточил свое исследование на задаче воссоздания «внутренней биографии» Шекспира по его произведениям (термин Н.И.Стороженко. См.: Стороженко Н.И.Предисловие // Брандес Г.Шекспир: Жизнь и произведения. Москва, 1997. Страница 7). Таким образом, он вернулся к раскритикованному Тэном и его последователями биографическому методу литературоведения. Труд Брандеса начинается с сообщения сведений о родителях Шекспира, его детстве, образовании и воспитании (глава 2), женитьбе, семейной жизни (главы 3, 8, 19), окружении в Лондоне (главы 6, 7, 22 и др.), первых достижениях в драматургии (главы 7–18); есть в работе и характеристика отношения Шекспира к женщинам (главы 8, 18, 36, 65, 68), к любви (гл. 13), к богатству (гл. 20), к природе (гл. 21, 28); характеризуются его последователи (главы 47, 74) и враги (гл. 6), его эстетика и стиль (главы 17, 45, 77), отношение к живописи (глава 11), музыке (глава 21) — всё в духе концепции Сент-Бёва (перечислены лишь отдельные главы монографии). Но в то же время целые разделы посвящены характеристике политической, экономической жизни Англии времен Шекспира, ее быта и нравов, истории театра и т. д. (главы 4, 5, 15, 16, 31–34, 51, 60–64 и др.), что присуще культурно-историческому подходу; затронуты вопросы сравнительно-исторического и типологического анализа (главы 40, 67, 75 и др.). Таким образом, Брандес осуществил комплексное исследование, руководствуясь не каким-то одним методом, а группой научных методов, разработанных в литературоведении к концу XIX века. Тем самым его труд подводил итоги шекспироведения всего столетия и открывал путь в ХХ век, когда оно достигло расцвета. Впрочем, были и те, кто выступал против научного шекспироведения в брандесовском толковании. Например, Л.Шестов в книге «Шекспир и его критик Брандес» (1898 г.). Умер Брандес в Копенгагене 19 февраля 1927 года. Сочинения: Samlede skrifter. Bd. 1–18. Kbh., 1899–1910; Udvalgte skrifter. Bd. 1–9. Kbh., 1984–1987; Собрание сочинений Тома 1–20. Санкт-Петербург, 1906–1914; Русские впечатления. Москва, 2002. О Шекспире: Brandes G. William Shakespeare: Bd. 1–3. 1895–1896. Русский перевод: Брандес Г. Шекспир: Жизнь и произведения. Москва, 1997. (Гений в искусстве). [Переиздание перевода В.М.Спасской и В.М.Фриче — Москва, 1899]. Литература: Шестов Л.Шекспир и его критик Брандес. Санкт-Петербург, 1899; Неустроев В.П. Литература скандинавских стран (1870-1970). Москва, 1980; Коровин А. В.Брандес // Новая Российская Энциклопедия. Москва, 2007. Том 3 (1). Страница 432; Kristensen S. M. Georg Brandes: kritikeren, liberalisten, humanisten. Kbh., 1980; Werner T. Georg Brandes. Værk og skæbne. Kbh., 1999.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку