-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108653
Комментариев: 6801
Написано: 117124


9 сентября родились...

Четверг, 09 Сентября 2010 г. 06:56 + в цитатник
 (523x699, 85Kb)
1828
Лев Николаевич Толстой
великий русский писатель. Родился в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии, (ныне музей-усадьба в Тульской области) в одном из самых знатных русских дворянских семейств. Дальний предок Льва Николаевича, Петр Алексеевич Толстой – сподвижник Петра Великого, был жестокий, коварный и властолюбивый вельможа, человек большого государственного ума и огромной силы воли. За заслуги перед царем ему был пожалован графский титул. По материнской линии Лев Николаевич относился к древнему роду князей Волконских. Принадлежность к аристократии на протяжении всей жизни во многом определяла поведение и мысли Толстого. В юности и в зрелые годы он много размышлял об особом призвании старого русского дворянства, хранящего идеалы естественности, личной чести, независимости и свободы. На склоне лет его стало тяготить свое привилегированное положение и бытовой уклад, непохожий на быт трудового, простого народа. Первые годы жизни Толстого прошли в имении родителей Ясная Поляна недалеко от города Тулы. Очень рано, в полуторагодовалом возрасте, он потерял мать Марию Николаевну, женщину эмоциональную и решительную. Толстой знал много семейных рассказов о матери. Образ ее был овеян для него самыми светлыми чувствами. Отец, Николай Ильич, отставной полковник, дружил с декабристами Исленьевым и Колошиным. Он отличался гордостью и независимостью в отношениях с представителями власти. Для Толстого-ребенка отец был воплощением красоты, силы, страстной, азартной любви к радостям жизни. От него он унаследовал увлечение псовой охотой, красоту и азарт которой много лет спустя Толстой выразил на страницах романа Война и мир в описании травли волка гончими старого графа Ростова. Теплые и трогательные воспоминания о детстве были связаны у Толстого и со старшим братом Николенькой. Николенька научил маленького Левушку необычным играм, рассказывал ему и другим братьям истории о всеобщем человеческом счастье. В первой повести Толстого Детство ее герой Николенька Иртеньев, во многом биографически и душевно близкий автору, говорит о ранних годах своей жизни: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». Эти слова мог бы сказать о своем детстве и автор повести. В 1837 семья Толстого переезжает из Ясной Поляны в Москву. Закончилось безмятежное, радостное детство. Летом этого года неожиданно умирает отец, опекуншей осиротевших детей становится их тетка, сестра отца Александра Ильинична Остен-Сакен. Спустя четыре года она умерла. Толстые перебрались в Казань, где жила другая тетка, Пелагея Ильинична Юшковская. В Казани прошла юность Толстого. Здесь в 1844 он поступил на философский факультет университета. Учился несистематично, пропускал лекции и в результате не был допущен к переводным экзаменам. Не получив допуска к сдаче экзамена по истории, он в 1845 переходит на другой факультет – юридический. Но и на этом факультете преподавали историю, занятия которой ему казались скучны и неприятны. Вновь начинает пропускать лекции по истории. Предавался со всей страстностью светским увеселениям и кутежам. В это время с презрением относился к людям не светским, не аристократам. Брат Сергей называл его «пустячным малым». Но не только светские увеселения увлекали Толстого. Он много размышлял о судьбах человечества, о месте наук в жизни. Его нелюбовь к истории – не свидетельство ограниченности. Как-то Толстой-студент заметил в разговоре с собеседником: «История... – это не что иное, как собрание басен и бесполезных мелочей, пересыпанных массой ненужных цифр и собственных имен...». В науках молодой Толстой искал прежде всего практического смысла. Его не интересовали знания, которые не могли быть применены в повседневной жизни. Именно такой, «бесполезной» представляется ему история. Подобный взгляд на науку вообще характерен для многих людей новой эпохи, мировоззрение которых формировалось в 1840-е. Резкость и независимость суждений Толстого сохранялись на протяжении всей жизни. А отрицание традиционной исторической науки с новой силой проявилось в 1860-е в романе Война и мир. 12 апреля 1847 Толстой, разочарованный в университетском образовании, подал прошение об исключении из университета. Он отправился в Ясную Поляну, надеясь испробовать себя на новом поприще – благоустроить быт своих крепостных крестьян. Действительность разбила его замыслы. Крестьяне не понимали барина, отказывались от его совета и помощи. Толстой в первый раз остро ощутил огромную, непреодолимую пропасть, разделяющую его – помещика, господина – и простой народ. Социальные и культурные преграды между образованным сословием и народом стали одной из постоянных тем художественной прозы и статей Толстого. Свой первый неудачный опыт хозяйствования он описал спустя несколько лет в рассказе Утро помещика (1856), герой которого Нехлюдов наделен чертами самого Толстого. Вернувшись из Ясной Поляны, Толстой проводит несколько лет в Санкт-Петербурге и в Москве. Он подробно анализирует в дневниках свои поступки и переживания, стремится выработать программу поведения, достигнуть успехов в различных науках и сферах жизни, в карьере. Из самоанализа в дневниках вырастает его художественная проза. Толстой в дневниках 1847–1852 тщательно фиксирует различные переживания и мысли в их сложных и противоречивых сцеплениях. Он холодно анализирует проявление эгоистичных настроений в высоких и чистых чувствах, прослеживает движение, перетекание одного эмоционального состояния в другое. Наблюдения над собой чередуются с описаниями внешности, жестов и характера знакомых, с размышлениями о том, как создавать литературное произведение. Толстой ориентируется на опыт психологического анализа писателей-сентименталистов 18 в. Л.Стерна и Ж.-Ж.Руссо, усваивает приемы раскрытия переживаний в романе М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени. В марте 1851 Толстой пишет Историю вчерашнего дня – отрывок, в котором детально описывает свои чувства. Это уже не просто дневниковая запись, а художественное произведение. В апреле 1851 едет на Кавказ, где шла война между русскими войсками и чеченцами. В январе 1852 поступает на военную службу в артиллерию. Участвует в сражениях и работает над повестью Детство. Детство было напечатано под заглавием История моего детства (это название принадлежало Некрасову) в 9-ом номере журнала «Современник» за 1852 и принесло Толстому большой успех и славу одного из самых талантливых русских писателей. Спустя два года также в 9-ом номере «Современника» появляется продолжение – повесть Отрочество, а в 1-ом номере за 1857 была опубликована повесть Юность, завершившая рассказ о Николае Иртеньеве – герое Детства и Отрочества. Своеобразие Детства и Отрочества тонко подметил литератор и критик Н. Чернышевский в статье Детство и отрочество. Военные рассказы гр. Толстого (1856). Он назвал отличительными чертами толстовского таланта «глубокое знание тайных движений психической жизни и непосредственную чистоту нравственного чувства». Три повести Толстого – не последовательная история воспитания и взросления главного героя и рассказчика, Николеньки Иртеньева. Это описание ряда эпизодов его жизни – детских игр, первой охоты и первой влюбленности в Сонечку Валахину, смерти матери, отношений с друзьями, балов и учебы. То, что окружающим кажется мелким, недостойным внимания, и то, что для других является действительными событиями жизни Николеньки, в сознании самого героя-ребенка занимают равное место. Обида на воспитателя Карла Ивановича, который убил над головой Николеньки муху хлопушкой и разбудил его, переживается героем не менее остро, чем первая любовь или разлука с родными. Толстой подробно описывает чувства ребенка. Изображение чувств в Детстве, Отрочестве и Юности напоминает анализ собственных переживаний в дневниках Толстого. Намеченные в дневниках и воплощенные в этих трех повестях принципы изображения внутреннего мира персонажей перешли в романы Война и мир, Анна Каренина и во многие другие более поздние произведения Толстого. Тема простоты и естественности как высшей ценности жизни и «спор» с «парадным», красивым изображением войны выражена в очерках Севастополь в декабре (1855), Севастополь в мае (1855) и Севастополь в августе 1855 года (1856). В очерках описаны эпизоды героической обороны Севастополя от англо-французских войск в 1855. Толстой сам участвовал в обороне Севастополя и много дней и ночей провел в самом опасном месте – на четвертом бастионе, который нещадно обстреливала вражеская артиллерия. Севастопольские рассказы Толстого – это не панорамное описание всей многомесячной гигантской битвы за город, а зарисовки нескольких дней из жизни его защитников. Именно в деталях: в изображении будней солдат, матросов, сестер милосердия, офицеров, горожан – Толстой ищет подлинную правду войны. Ключевой мотив севастопольских рассказов – противоестественность и безумие войны. В очерке Севастополь в декабре Толстой описывает не впечатляющую правильность боя, а страшные сцены страданий раненых в госпитале. Он использует прием контраста, резко сталкивая мир живых и прекрасную природу с миром мертвых – жертв войны. Например, рассказывает о ребенке, собирающем полевые цветы между разлагающимися трупами и трогающем ногой вытянутую руку безголового мертвеца. 19 ноября 1855 приезжает в Санкт-Петербург. Его имя уже овеяно славой. На сотрудничество с Толстым надеялись писатели и журналисты разных направлений. Но литературная среда, дух литературных кружков и соперничества оттолкнул Толстого от новых знакомых. Их интересы кажутся ему мелкими и ничтожными, жизнь – суетливой и бессмысленной. Толстой отводил душу в кутежах с цыганами и в безудержной карточной игре. В мае 1856 покинул Санкт-Петербург и поселился в Ясной Поляне. Осенью 1859 открывает в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Он занимался с детьми историей, давал им темы для сочинений. В 1862 школа была закрыта после полицейского обыска. Причиной стали подозрения властей в том, что студенты, преподававшие в яснополянской школе, занимались антиправительственной деятельностью. Выводы из своей деятельности в яснополянской школе писатель сформулировал в статье со «скандальным» названием: Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят? По мысли Толстого, народное искусство и культура не ниже, а скорее выше культуры и искусства, признанных в образованном обществе. Крестьянские дети хранят душевную чистоту и естественность, утерянную в образованных сословиях. Их обучение ценностям «высокой» культуры, полагает Толстой, едва ли необходимо. Напротив, сам писатель, занимаясь с ними, оказался в роли не учителя, но учащегося. В 1862 вступает в брак с дочерью московского врача Софьей Андреевной Берс. Свадьбе предшествовали сомнения Толстого в силе и глубине своего чувства, в способности принести счастье будущей жене и найти самому успокоение и радость в новой, семейной жизни. После свадьбы молодые супруги уезжают в Ясную Поляну. 25 сентября Толстой записывает в дневнике: «Неимоверное счастье». Взаимное непонимание, тяжелые ссоры, отчужденность друг от друга – все это пока в далеком будущем. В 1863 Толстой публикует повесть Казаки, работать над которой начал еще в середине 1850-х. Повесть, как и многие другие его произведения, автобиографична. В ее основе лежат кавказские воспоминания, прежде всего – история его неразделенной любви к казачке, жившей в Старогладковской станице. Он избирает традиционный для романтической литературы сюжет: любовь охлажденного, разочарованного жизнью героя-беглеца из опостылевшего мира цивилизации к «естественной» и страстной героине. На этот сюжет были написаны поэмы А.С.Пушкина Кавказский пленник и Цыганы. Цыган Толстой перечитывал, работая над Казаками. Но Толстой придает этому сюжету новый смысл. Молодой дворянин Дмитрий Оленин лишь внешне напоминает романтического героя: его усталость от жизни неглубока. Он тянется к естественной простоте, стихийной жизни казаков, но остается им чужд. Интересы, воспитание, социальное положение Оленина отдаляют его от жителей казачьей станицы. Красавица казачка Марьяна предпочитает ему бесшабашного казака Лукашку. Оленин жадно впитывает нехитрые и мудрые мысли старого казака, охотника и бывшего вора дяди Ерошки: счастье, смысл жизни – в упоении всеми ее радостями, в плотских наслаждениях. Но он никогда не сможет стать таким простым, беззаботным, добрым и злым, чистым и циничным одновременно, как дядя Ерошка. С 1856 по 1863 работал над романом о декабристах. Корни событий 14 декабря 1825 он увидел в событиях Отечественной войны 1812 – времени духовного пробуждения русского народа, единения дворянства и простых людей в борьбе с иноземным врагом. Так возник замысел романа Война и мир. Роман писался и перерабатывался на протяжении 1863–1869 (издан в 1865–1869, в изданиях 1873 и 1886 в текст были внесены некоторые изменения). Война и мир мало похожа на классический роман. В нем нет традиционного любовного треугольника, любовного или социального конфликта как основы сюжета. Традиционно ключевыми элементами романа – кульминацией или развязкой – в то время, как правило, были дуэль, женитьба или смерть персонажей. Между тем, женитьба одного из главных героев, Пьера Безухова на пустой и безнравственной светской красавице Элен Курагиной мало влияет на последующие события его жизни. Дуэль Пьера с любовником Элен Долоховым не является пружиной действия. Умирает другой любимый толстовский герой, князь Андрей Болконский, а повествование продолжается. Пьер женится на Наташе Ростовой. Но роман заканчивается не описанием их свадьбы, а казалось бы случайной сценой – изображением сна Николеньки, сына князя Андрея. В этом сне соединились в одно лицо два главных героя – князь Андрей и Пьер Безухов, и сон предвещает бедствия Пьера – будущего декабриста. Этот странный, необычный роман имеет открытый финал – будущее семьи Пьера и Наташи неизвестно и лишь смутно угадывается. Не внешние перемены в судьбах героев, а их духовная эволюция, их нравственные поиски составляют подлинное содержание Войны и мира. Две основные линии Войны и мира – история двух друзей, Пьера Безухова и Андрея Болконского. Их объединяет образ юной графини Наташи Ростовой – невесты князя Андрея, позднее, после его смерти – жены Пьера. Пьер и особенно князь Андрей проходят через увлечение Наполеоном. Князь Андрей мечтает о великой славе. Во время сражения с армией Наполеона при Аустерлице, подхватив падающее знамя, он устремился навстречу врагу, желая увлечь за собой солдат. Внезапно его тяжело ранит. Он падает на землю и видит высоко над собой голубое небо. Это небо для князя Андрея становится символом высшей божественной гармонии и подлинного величия жизни. Он прозревает, освобождается от духовной слепоты: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал... совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал это наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Андрей Болконский постигает в эту минуту всю ложь наполеоновского величия и его тщеславных устремлений. Образы природы в Войне и мире – символы высшей гармонии, откровение о правде мира. Они противопоставлены суете, эгоистичности, низменности ложной жизни людей (прежде всего – людей высшего света), чуждых духовных стремлений. Возрождение опустошенного князя Андрея, утратившего смысл существования, потерявшего жену, символизирует старый засохший дуб, который весной пускает свежие молодые побеги. Схваченный французами, испытавший ужас расстрела Пьер Безухов постигает в плену, что главная, неподвластная никому его главная ценность – бессмертная душа. Это освобождающее чувство приходит к Пьеру, когда он созерцает ночное звездное небо. Красота бытия воплощена для героев Войны и мира – Пьера и князя Андрея – и в образе истинно поэтичной и душевной Наташи Ростовой. Случайно услышанный лунной ночью в имении Отрадное разговор восторженной Наташи с двоюродной сестрой Соней возвращает счастье молодости и непосредственность чувств князю Андрею. Черта любимых героев Толстого – способность к духовному росту. И Пьер, и князь Андрей освобождаются от ложных идей благодаря общению с простыми русскими людьми. Для князя Андрея это капитан Тушин и подчиненные ему солдаты-артиллеристы, с которыми он познакомился в сражении с Наполеоном при Шенграбене. Пьеру высшую ценность простоты открывают солдаты, которых он видит на Бородинском поле. Солдат Платон Каратаев помогает понять Пьеру, что смысл жизни – в ней самой, в ее простых и естественных радостях, в интуитивном доверии к жизни, в смиренном приятии выпадающих человеку бед и радостей. Естественность в романе противопоставлена ложной, поверхностной жизни. Проста и естественна Наташа Ростова – юная «графинечка», самозабвенно исполняющая русский народный танец. Просты, чужды актерства и фальши русские солдаты, совершающие подвиги по-будничному, без помыслов о славе. Прост русский полководец Кутузов, олицетворяющий, как и Платон Каратаев, полноту обретенного смысла жизни. К освобождению от мелких и эгоистических чувств движутся и Андрей, и Пьер. Андрей, смертельно раненный при Бородине, обретает бесконечную любовь ко всем людям, а затем, накануне кончины, – полную отрешенность от всех земных забот и волнений, высшую умиротворенность. Пьер находит покой и счастье в тихой семейной жизни с Наташей. Этим персонажам противопоставлен позер Наполеон, увлеченно играющий роль «великого человека». Его напоминают многочисленные «наполеоны» и «наполеончики» – русский император Александр I, сановник Сперанский, фрейлина Анна Шерер, семейство Курагиных, разыгрывающие любовь карьерист Борис Друбецкой и расчетливая Жюли Карагина и многие другие. Эти персонажи наделены преувеличенным представлением о собственном значении, они внутренне пусты и бесчувственны, испытывают жажду славу, чисто плотскую страсть, заботятся о карьере, любят красиво и много говорить. Но они не знают любви к ближнему, не чувствуют высшего смысла бытия. В романе уравнены в своем значении исторические сцены и сцены частной, семейной жизни. Толстой одинаково подробно описывает Аустерлицкое сражение, битву при Бородине, военный совет штаба русской армии в Филях и первый бал Наташи Ростовой, охоту старого графа Ростова и разговоры Пьера и Наташи о здоровье детей. «Исторические» главы в Войне и мире чередуются с «семейными». Толстой воспринимает происходящее именно с точки зрения частного, «постороннего» человека, а не с точки зрения полководца или государственного деятеля. Так, Бородинское сражение увидено глазами штатского человека – Пьера Безухова, ничего не смыслящего в военной науке. В представлении Толстого частная, семейная жизнь обыкновенных людей – такое же историческое событие, достойное внимания историка и писателя не меньше, чем переговоры царей и дипломатов или военные победы. Соединение «семейных» глав с развернутым описанием исторических событий, сопряжение нескольких сюжетных линий, включение в его текст многих десятков персонажей стали чертами, совершенно новыми для современного Толстому романа. Позднейшие исследователи назвали Войну и мир романом-эпопеей. В историко-философских главах Войны и мира Толстой раскрывает свое понимание смысла и законов истории. По его мнению, исторические события определяются совпадением множества причин, и потому люди не могут понять закономерностей истории. Толстой ожесточенно и язвительно полемизирует с мнением о решающей роли великих людей – царей, полководцев, дипломатов – в истории. Чем выше место человека в обществе и в государстве, тем с большим числом обстоятельств он должен считаться, – замечает он. Подлинно великий человек не вмешивается в таинственный, не постижимый умом ход истории. Он только ощущает сердцем ее законы и стремится содействовать ходу событий. Именно таков в изображении Толстого Кутузов, не заботящийся о военных планах, ведущий себя якобы пассивно и рассеянно накануне решающих сражений. Именно поэтому, убеждает писатель, победитель – Кутузов, а не Наполеон, тщательно разрабатывавший военные планы, но не ощущающий скрытого хода событий, забывший, что нравственная правота в войне 1812 года – на стороне русских. Толстой отвергал историческую науку, считая ее шарлатанством. Он допускал, что движение истории определяется не волей людей, а Провидением, Судьбой. В 1877 Толстой закончил свой второй роман — Анну Каренину (опубликован в 1876–1877). Его главная героиня, Анна Каренина, – натура тонкая и совестливая, с графом Вронским ее связывает настоящее, сильное чувство. Муж Анны, высокопоставленный чиновник Каренин – кажется бездушен и черств, хотя и способен к высоким, истинно человеческим, добрым чувствам. Толстой создает обстоятельства, казалось бы, оправдывающие Анну. Она открыта и честна, не скрывает своих отношений с Вронским и стремится добиться развода у мужа. И тем не менее Толстой видимо осуждает Анну. Расплатой за измену мужу оказывается самоубийство героини, при этом ее смерть, по замыслу автора, – проявление божественного суда. Недаром эпиграфом к роману Толстой выбрал слова Бога из библейской книги Второзаконие в церковнославянском переводе: «Мне отмщение, и Аз воздам». Кроме того, согласно Толстому, высшего суда заслуживает не только Анна, но и другие совершившие грех персонажи – прежде всего, Вронский. Вина Анны для Толстого – в уклонении от предназначения жены и матери. Связь с Вронским – не только нарушение супружеского долга. Она приводит к разрушению семьи Карениных: их сын Сережа теперь растет без матери, а Анна и ее муж борются друг с другом за сына. Любовь Анны к Вронскому, по мнению Толстого, – это не высокое чувство, в котором над физическим влечением преобладает духовное начало, а слепая и губительная страсть. Ее символ – яростная метель, во время которой происходит объяснение Анны и Вронского. В романе соединены три сюжетные линии – истории трех семей. Они одновременно и похожи, и различны. Анна выбирает любовь, губя семью. Долли, жена ее брата Стивы Облонского, ради счастья и благополучия детей примиряется с изменившим ей мужем. Константин Левин, женясь на юной и очаровательной сестре Долли, Кити Щербацкой, стремится создать духовный и чистый брак, в котором муж и жена становятся единым, сходно чувствующим и думающим существом. На этом пути его подстерегают искушения и трудности. История женитьбы Левина на Кити, их брака и духовных исканий Левина автобиографична. Она во многом воспроизводит эпизоды женитьбы и семейной жизни Льва Николаевича и Софьи Андреевны. Отличительная художественная особенность романа – повторы ситуаций и образов, выполняющие роль предсказаний и предвестий. Анна и Вронский знакомятся на железнодорожном вокзале. В момент первой встречи, когда Анна приняла знак внимания со стороны нового знакомого, сцепщика поездов раздавило составом. На железнодорожной станции происходит и объяснение Вронского и Анны. Образ железной дороги соотносится в романе с мотивами страсти, смертельной угрозы, с холодом и бездушным металлом. Смерть Анны и вина Вронского предугаданы в сцене конских скачек, когда Вронский из-за своей неловкости ломает хребет прекрасной кобыле Фру-Фру. Гибель лошади как бы предвещает судьбу Анны. Символичны сны Анны, в которых она видит мужика, работающего с железом. Его образ перекликается с образами железнодорожных служащих и овеян угрозой и смертью. В Анне Карениной Толстой неоднократно использует прием внутреннего монолога, описания хаотических, произвольно сменяющих друг друга наблюдений, впечатлений от окружающего мира и мыслей героини. Во второй половине 1860-х – в 1870-х Толстой переживает мучительный духовный кризис. В 1869 он отправился смотреть имение в Пензенской губернии, которое рассчитывал выгодно купить. По дороге заночевал в арзамасской гостинице. Заснул, но вдруг в ужасе пробудился: ему представилось, что он сейчас умрет. Свои чувства Толстой описал в незаконченной повести Записки сумасшедшего, над которой работал в 1885–1886. Страх смерти, ощущение пустоты и бессмыслицы жизни преследовали Толстого на протяжении нескольких лет. Он пытался искать утешения в философии, в православной вере и в других религиях. Но не получил ни от философов, ни от богословов понятного и близкого ему ответа о смысле жизни. Философия и существующие религии представились Толстому бессодержательными и ненужными. Его неоднократно посещали мысли о самоубийстве. Кризис был преодолен на рубеже 1870–1880-х. Толстой приходит к признанию внеразумной, интуитивной народной религиозности единственным ответом на вопрос о смысле жизни. В опрощении, в уподоблении себя людям из народа, крестьянам он увидел предназначение и долг дворян, интеллигентов – всех, кто входит в привилегированные сословия. При этом он не принял и не понимал народной веры в чудесное и потустороннее. Новая вера, которой учил Толстой в своих религиозно-философских сочинениях 1880-х и более позднего времени, была прежде всего нравственным учением. Бог для Толстого – это высшее, чистое начало в душе человека, воплощение нравственного принципа. Существующие христианские религии, в частности, православие, Толстой считал извращающими дух и сущность заповедей, вероучения Христа. Он не мог принять внерационального, сверхразумного в богословии (церковных догматов). Упрекал церковь в примирении с насилием или даже в оправдании насилия. По мысли Толстого, любое насилие недопустимо в человеческом обществе. Преодоление зла, победа над ним и осуществление христианского идеала всеобщего братства возможны только благодаря нравственному совершенствованию каждого человека. О преодолении духовного кризиса и о своей новой вере Толстой рассказал в Исповеди (написана в 1879–1882, опубликована в 1884). Толстой переосмыслил всю свою прожитую жизнь. Он приходит к мысли, что только жизнь простого народа близка к нравственным истинам. В статье Что такое искусство? (1898) он отвергает все в мировой культуре, созданное людьми из господствующих сословий и классов. По мысли Толстого, единственная истинная функция искусства – дать «знание различия между добром и злом», и эту функцию в полной мере исполняет только искусство, созданное простым народом. Бедность и страдания обездоленных мучительно переживались Толстым. Он был одним из организаторов общественной помощи голодающим крестьянам в 1891. Личный труд, прежде всего физический, отказ от богатства, от собственности, нажитой благодаря работе других, он считает необходимыми для состоятельных людей. Об этом он написал в публицистическом произведении Так что же нам делать?, над которым работал в 1882–1886. Толстой пришел к мысли о том, что частная собственность на землю противоестественна, что государство, прибегающее к насилию, к жестоким наказаниям, не должно существовать. В 1908 узнал о казни через повешение в городе Херсоне двенадцати крестьян, которые участвовали в действиях против помещиков и откликнулся на произошедшее статьей Не могу молчать. Идеи позднего Толстого напоминают социалистическое учение. Но в отличие от социалистов, он был убежденным противником революции. И путь к человеческому счастью видел прежде всего не в социальных и экономических переменах, а в нравственном самосовершенствовании каждого человека. Умеренность желаний, скромная жизнь, чуждая роскоши, освобождение от страстей, ограничение или подавление полового влечения – таковы, согласно Толстому, должны быть нравственные ориентиры. Позиция позднего Толстого – это позиция пророка, обличителя общественной и государственной неправды, провозглашающего вероучение всечеловеческой братской любви и труда. Толстой-публицист и учитель жизни приобрел огромную известность не только в России, но и во всем мире. Ясная Поляна становится местом паломничества: к Толстому за советом приходят люди из разных сословий, из многих стран. 22 февраля 1901 Синод – высший церковный орган в России того времени – вынес определение об отлучении Толстого от церкви, указав на антиправославный дух толстовского учения. Но отлучение не поколебало исключительного влияния Толстого на русское общество. На юге России его последователи – толстовцы – создали сельскохозяйственные коммуны, жили, совместно обрабатывая землю. В творчестве позднего Толстого ярко проявились стремление к простоте стиля и прямая назидательность. Он создал многочисленные произведения, написанные в подражание народным легендам и сказкам, в которых выразил свое понимание учения Христа, представления о достойной и праведной жизни и об идеальном обществе. Извращенность, неправильность жизни людей, устройства общества – основная тема творчества позднего Толстого. В повести Отец Сергий (Толстой работал над ней в 1890-х, опубликована после смерти в 1911) изображается история жизни князя Степана Касатского, становящегося монахом Сергием, человека крайне самолюбивого, приходящего через искушение славой к простой смиренной жизни нищего странника. В повести Крейцерова соната (1887–1889) Толстой представил половую любовь между мужчиной и женщиной низменным, недостойным человека чувством. В пьесе Живой труп (1900, опубликована посмертно, в 1911) в центре внимания автора – ненормальность законов и власти, принуждающих разлюбивших и готовых расстаться друг с другом супругов к продолжению совместной жизни. Главный герой пьесы, Федя Протасов, ощущает пустоту окружающего общества и находит выход в хмельном разгуле. Стремление развязать запутанный узел отношений с оставленной женой Лизой и с любящим ее честным, но ограниченным и не понимающим Протасова Виктором Карениным приводит главного героя к самоубийству. В рассказе Холстомер (1885, первый вариант – 1864–1865) уродство царящих среди людей отношений обнажено благодаря особому приему: все происходящее изображается в восприятии лошади – мерина Холстомера. Рассказ строится на контрасте: трагическая жизнь мудрого Холстомера – и история бессмысленного существования его прежнего хозяина, развратного и эгоистичного князя Серпуховского. Прозрение героя, нравственное, духовное преображение на пороге смерти – сюжет повестей Смерть Ивана Ильича (1881–1882, 1884–1886, опубликована в 1886) и Хозяин и работник (1894–1895). Смертельно больной крупный чиновник Иван Ильич убеждается, сколь пуста была его жизнь, в которой он следовал тем же правилам и привычкам, что и другие люди его круга. Повесть строится на контрасте новых представлений Ивана Ильича о жизни и мнений, свойственных его семье и сослуживцам. Герой второй повести, хозяин постоялого двора алчный и чуждый укорам совести Брехунов неожиданно для самого себя спасает ценой жизни своего работника Никиту. С 1889 по 1899 Толстой работал над своим последним романом — Воскресением. В основе сюжета Воскресения – нравственное возрождение богатого дворянина Дмитрия Ивановича Нехлюдова и проститутки Катюши Масловой, которую Нехлюдов когда-то соблазнил. В Воскресении Толстой отказывается от своего любимого приема – изображения переживаний героев – «диалектики души». Описание сложного движения противоречивых переживаний заменяется прямыми суждениями-оценками Нехлюдовым себя и окружающих людей. Толстой описывает парадоксальную, «перевернутую» ситуацию: Нехлюдов, виновный в нравственном падении Катюши Масловой, оказывается ее юридическим судьей. Он попадает в число присяжных заседателей, которые решают вопрос о виновности Масловой (Маслову подозревают в причастности к отравлению купца-посетителя публичного дома). Толстой изображает целую галерею персонажей из разных сословий – сановников, уголовных преступников, революционеров. Автор романа выступает в роли безжалостного судьи современного общественного и государственного устройства. В 1896–1904 Толстой написал повесть Хаджи-Мурат (впервые опубликована посмертно, в 1912). Ее сюжет – история перехода на сторону царя Николая I чеченца Хаджи-Мурата, жаждущего отомстить имаму Шамилю, сражавшемуся с русскими войсками. В отличие от других поздних произведений Толстого, в Хаджи-Мурате отсутствует очевидная авторская мораль. Поэтому не случайно Толстой не хотел издавать эту повесть. Хаджи-Мурат – тип «естественного героя», привлекавший внимание еще молодого Толстого. Жажда свободы – его основная черта. Хаджи-Мурату не чужды отрицательные качества. Но он, при всем своем вероломстве, простодушен и в этом отношению противопоставлен двум властителям-врагам – лицемерным Николаю I и Шамилю. Толстой прибегает к приему изобличения ненормальности, ложной жизни и нравов русского света и двора, изображая их через восприятие Хаджи-Мурата, подмечающего все странное, противоестественное. Повесть построена на приеме смысловой переклички событий. Похожи нравы при дворе Николая I и Шамиля. История Хаджи-Мурата, жертвы обмана русского царя и его окружения, соотнесена с судьбой несчастного русского солдата Авдеева. С начала 1880-х в отношениях между Толстым и его женой и сыновьями нарастает взаимное отчуждение. Толстой испытывал мучения и стыд из-за богатства, которым обладал. Разлад между учением, призывающим к отказу от богатства, и собственным поведением был для него нестерпимо тяжек. В 1880-х между Толстым и Софьей Андреевной возникает конфликт из-за имущества и доходов от изданий сочинений писателя. 21 мая 1883 он предоставил жене полную доверенность на ведение всех имущественных дел, спустя два года разделил все свое имущество между женой, сыновьями и дочерьми. Он хотел раздать нуждающимся все свое имущество, но его остановила угроза жены объявить его сумасшедшим и учредить над ним опеку. Софья Андреевна отстаивала интересы и благополучие семьи и детей. Толстой предоставил всем издателям право на свободное издание всех своих сочинений, вышедших после 1881 (этот год Толстой считал годом собственного нравственного перелома). Но Софья Андреевна требовала привилегии для себя на издание собрания сочинений мужа. 22 июля 1910 Толстой составил завещание, в котором предоставлял всем издателям право на издание своих произведений – как написанных после 1881, так и более ранних. Новое завещание обострило отношения с женой. Ощущая невозможность сохранения мира в семье и желая в полной мере последовать идеалу опрощения и трудовой жизни, Толстой в пять часов утра 28 октября 1910 вместе со своим доктором Д.П.Маковицким покинул Ясную Поляну. Через несколько дней к ним присоединилась дочь Льва Николаевича Александра Львовна. Толстой намеревался ехать на юг, потом, скорее всего, за границу. Думал начать крестьянствовать. В шесть часов тридцать пять минут вечера 31 октября поезд, следовавший в Ростов-на-Дону, прибыл на станцию Астапово Рязано-Уральской железной дороги. Толстой, у которого поднялась температура, был вынужден остановиться в домике начальника станции. Врачи определили воспаление легких. В шесть часов пять минут 20 ноября 1910 года Толстой умер. Сочинения: Полное собрание сочинений. Юбилейное издание: В 90 томах. Москва, 1928–1958; Указатели к Полному собранию сочинений Л.Н. Толстого. Москва, 1964; Л.Н.Толстой. Собрание сочинений: В 22 томах. Москва, 1978–1985.

1834
Joseph H Shorthouse
английский писатель (John Inglesant).

1840
Gentil T Antheunis
фламандский поэт, музыкант и композитор.

1841
Поль Эйшен
президент Правительства Люксембурга (1888-1915).

1843
Оскар Монтелиус
шведский археолог. Создал хронологическую классификацию неолита, бронзового и раннего железного веков Европы, базирующуюся на разработанном Монтелиусом типологическом методе. Метод Монтелиуса, помогающий установить относительную и абсолютную датировку археологических памятников, применяется и современными археологами. Однако Монтелиус, как и некоторые другие археологи-эволюционисты (например, Г.Мортилье), ошибочно полагал, что вещи развиваются по тем же законам, что и животные организмы.

1844
Александр Антонович Штукенберг
русский геолог и палеонтолог. Окончил Санкт-Петербургский университет (1867). С 1873 г. доцент, а с 1875 г. – профессор Казанского университета. Главные работы посвящены изучению геологического строения Урала и Поволжья. Выяснил в основных чертах стратиграфию каменноугольных и пермских образований этих районов. Автор монографий по фауне карбона Урала, Тимана и самарской Луки, ряда работ по региональной геологии Приуралья, Поволжья, Тимана и Печорского бассейна, по подземным водам Казани.

1845
Игнац Ачади
венгерский историк, член-корреспондент Венгерской Академии Наук (1888). Автор работ по социально-экономической истории феодальной Венгрии. Заслуга Ачади заключается в установлении преобладающей роли крупного землевладения в Венгрии 16 в. ("Землевладение в Венгрии 1494-1598", 1894, и др.). Итогом многолетней исследовательской работы явилась "История венгерского крепостного крестьянства" (1906, переизд. 1948, 1950; словацкий пер. 1955, русский перевод 1956). Работы Ачади, благодаря широте охвата источников и обилию фактического материала, сохранили своё значение до настоящего времени, несмотря на то, что автор в силу своих буржуазно-либеральных воззрений затушёвывал классовую борьбу и идеализировал феодальное государство.

 (547x699, 176Kb)
1846
Светозар Марковиц (Светозар Маркович)
сербский философ и литературный критик. Начальное образование получил в Сербии, затем обучался в России и Швейцарии. Активно принимал участие в общественной и политической жизни России. По своим взглядам примыкал к русским революционным демократам Н.Г.Чернышевскому, Д.И.Писареву. Работал в русской секции I Интернационала. В 1871-1872 гг. издавал в Сербии первую на Балканах газету социалистического направления «Работник», где защищал Парижскую коммуну, боролся против мещанства и такого литературного течения как романтизм в родной Сербии. На его философские взгляды большое влияние оказали идеи Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева, а позднее К.Маркса и Ф.Энгельса. Философ является автором многих произведений, наиболее популярные из которых «Реальное направление в науке и жизни» (1871), «Целокупна дела» (впервые опубликовано в 1892-1912). Всю историю человечества рассматривал с материалистических позиций. Основными отношениями в обществе считал экономические, а также различал ступени общественного развития и общественные классы, находясь под влиянием философии К.Маркса. В своих сочинениях выступал за идею общественного прогресса, вследствие умственного развития народа. В борьбе за освобождение народа преувеличивал роль интеллигенции, полагая, что философия и наука являются одним из основных орудий в этом процессе. Во взглядах на идеальное общество придерживался идей русских революционных демократов, считая его ячейкой сельскую общину. В политических взглядах на положение балканских народов он выступал за их равноправие и создание федерации балканских народов.

1850
Leopoldo Migues
композитор.

1850
Сергей Сергеевич Неждановский
конструктор и изобретатель летательных аппаратов тяжелее воздуха. С 1880 г. занимался решением вопроса осуществления полёта при помощи реактивного двигателя. Окончил физико-математический факультет Московского университета. С 1880-х гг. под руководством Н.Е.Жуковского (до 1920 г.) занимался разработкой конструкций и испытанием планеров, воздушных змеев, летающих моделей самолётов, глиссеров, аэросаней и изучением условий их продольной и поперечной устойчивости. С 1894 г. строил оригинальные летательные аппараты - змеи-планеры (прототип биплана). С 1904 г. работал в Аэродинамическом институте (в Кучино под Москвой), в 1919-1929 гг. - в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). Автор ряда изобретений: моторных саней (1924), гребного винта для моторного судна (1926) и др. Умер в 1940 году.

1850
Бхаратенду Харишчандра
индийский писатель. Писал на хинди. Зачинатель сатирического направления в драматургии хинди; основал в г. Бенаресе театральное общество, выступал в качестве режиссёра и актёра. Первые его драматические произведения являются вольными переводами с санскрита: "Видьясундар" (1868), "Справедливый Харишчандра" (1874) и др. Драма "Горе Индии" (1880) разоблачает в символической форме систему колониального угнетения. Ему принадлежит роман (неокончен), направленный против пережитков средневековья. Писал памфлеты, литературно-критические работы, очерки и путевые записки. Основал несколько литературно-публицистических журналов. С его именем связан период развития литературы хинди, называющийся "Бха-ратенду-юг".

1852
Джон Генри Пойнтинг
английский физик, член Лондонского королевского общества (с 1888), вице-президент в 1910-1911 гг. Окончил Лондонский (1872) и Кембриджский (1876) университеты. В 1876-1878 гг. раблотал в Манчестерском университете, в 1878-1880 гг. - в Кавендишской лаборатории. С 1880 г. - профессор Бирмингемского университета. Научные работы посвящены изучению электрических явлений, переноса энергии, теории излучения и давления света, радиации. Ввел в 1884 г. понятие о потоке электромагнитной энергии (вектор Пойнтинга). Поток этого вектора через замкнутую поверхность определяется так называемой теоремой Умова-Пойнтинга. Измерил 1891 г. плотность Земли, в 1893 г. - гравитационную постоянную. В 1903 г. высказал идею о торможении солнечным светом гелиоцентрического движения космических тел (эффект Пойнтинга-Робертсона). Этим же эффектом он объяснял поворот хвостов комет в другую сторону от Солнца.

1853
Пьер Мари (Pierre Marie)
французский невропатолог, внесший фундаментальный вклад в эндокринологию. Он обучался и работал в знаменитом Сальпетриере при Жане Шарко. У Мэри рано проявился интерес к нервным болезням. В своей докторской диссертации по базедовой болезни он описал характерный тремор рук и пальцев. В 1982 году он издал свои лекции, посвященные болезням спинного мозга. Он исследовал и был первым, кто описал феномен акромегалии. Открытие Мэри заключается в том, что нарушения роста связано с нарушениями функции гипофиза. Это стало его фундаментальным вкладом в эндокринологию. Скончался Пьер Мэри 13 апреля 1940 года.

 (441x698, 50Kb)
1855
Хьюстон Стюарт Чемберлен
английский писатель, социолог, философ, предтеча нацистской идеологии. Изучал естественные науки в Женеве, эстетику и философию в Дрездене. Стал ревностным поклонником Рихарда Вагнера. Женившись на дочери композитора, Еве Вагнер, Чемберлен в 1908 поселился в Байрейте, сделавшись куда большим фанатиком всего немецкого, нежели сами немцы. Во время 1-й мировой войны публиковал в немецкой прессе многочисленные антибританские статьи, получив за это на родине прозвище "английский перевертыш". Идеологические концепции Чемберлена позднее нашли продолжение в теориях Гитлера, изложенных в "Майн кампф". Умер Чемберлен 9 января 1927. Основная работа Чемберлена, принесшая ему скандальную известность, - "Основы XIX века" ("Die Grundlagen des neunzehnten Jahrhunderts") вышла в Мюнхене в 1899. Рационалистическая трактовка Чемберленом европейской истории объяснялась негативным отношением автора к христианству в целом, аристократическим презрением к массам и излишне романтизированным восприятием немцев как нации, предназначенной править миром. Поставив перед собой задачу раскрыть основы, на которых покоился XIX век, Чемберлен писал, что европейская культура явилась результатом слияния пяти компонентов: искусства, литературы и философии Древней Греции; юридической системы и формы государственного управления Древнего Рима; христианства в его протестантском варианте; возрождающегося созидательного тевтонского духа; и отталкивающе-разрушительного влияния евреев и иудаизма в целом. В 1-м томе своей книги Чемберлен рассматривает события до 1200 г., наследие античного мира. С эллинизмом наступил небывалый расцвет человеческого интеллекта, - пишет Чемберлен. - Греки творили всюду - в языке, религии, политике, философии, науке, истории, географии. Вершиной этого созидательного духа стал Гомер. Но в наследии эллинов оказались и темные стороны: жестокие недальновидные демократии, отсутствие высокой политики, устаревшая мораль и упадок религии. Мир в долгу перед римлянами, избавившими его от семитско- арабского порабощения и позволившими "индо-тевтонской Европе стать бьющимся сердцем и мыслящим мозгом всего человечества". Греция, в отличие от Рима, по мнению Чемберлена, тяготела к Азии. Но многих сбило с толку и озадачило то обстоятельство, что несмотря на двухтысячелетнее наследие, Рим не сумел противостоять распаду на своей огромной территории. "Опыт энергичной индоевропейской расы пересмотрели и блестяще воспользовались им смешанные западно-азиатские нации, что вновь привело к уничтожению единства ее характерных особенностей". Затем Чемберлен обратился к наследникам античности. Сразу же пришлось столкнуться, писал он, с изучение расовых проблем. Он говорил о том, что необходимо проявить смелость и предусмотрительность, чтобы благополучно проскочить "между Сциллой науки почти недосягаемого и Харибдой изменчивых и необоснованных обобщений". Рим сместил центр притяжения цивилизации в сторону Запада, неосознанно завершая акт мировой значимости. Но Рим оставил после себя невероятную мешанину различных типов и рас. Среди этого хаоса народов (Voelkerchaos) оказались и евреи - единственная раса, которой удалось сохранить чистоту крови. Силой же, противостоящей крошечной, но влиятельной еврейской нации, история избрала арийцев. "В настоящее время эти две силы - евреи и арийцы, - как бы не затуманил их будущее недавний хаос, остаются друг против друга, пусть уже не как враги или друзья, но, по-прежнему, как вечные противники". "Ничто не является более убедительным, - писал Чемберлен, - чем самосознание нации. Человек, принадлежащий определенной чистой расе, никогда не потеряет этого чувства. Раса поднимает человека над собой, наделяет его необычайной, почти сверхъестественной энергией, выделяет его как индивидуума из хаотического смешения народов, собранных со всех концов света. Густая кровь, незримо текущая в жилах, принесет бурный расцвет жизни, принесет будущее". Основной секрет истории в том, что чистокровная раса становится священной. Безродный и вненациональный хаос последних дней Римской империи стал пагубным, почти фатальным обстоятельством, и именно арийцам пришлось исправлять это гибельное положение. Во 2-м томе Чемберлен анализирует возрождение нового германского мира и борьбу величайших сил за мировое господство. В этой борьбе участвуют, по мнению Чемберлена, три, стремящихся доминировать, религиозных идеала: Восток (эллины), Север (арийцы) и Рим. На севере бывшей Римской империи арийцам удалось создать новую культуру, которая "несомненно является величайшим из всего, что было достигнуто человечеством до настоящего времени". Все, что не является арийским, - это чуждые элементы, которые необходимо изжить. Евреи сделались наследниками римского расового хаоса; арийская же раса оказалась в ответе за духовное спасение человечества. Все достижения науки, промышленности, политэкономии и искусства стимулировались и двигались вперед арийцами. Таким образом, XIX век опирался на прочный арийский фундамент. Через всю книгу Чемберлена проходят красной нитью две основные темы: арийцы - как творцы и носители цивилизации, и евреи - как негативная расовая сила, разрушительный и вырождающийся фактор истории. Идеализируя чистокровных арийцев, Чемберлен рассматривал их как единственную опору мирового развития. Завоевавшие гибнущую Римскую империю здоровые и мужественные дети природы - арийцы, возродили западную цивилизацию и привнесли в нее неведомое ранее представление о свободе. Как противоположность созидательному гению арийцев Чемберлен выдвигал грубую цивилизацию евреев, которые, по его мнению, были чужаками, грозившими в XIX веке занять непропорционально значительное место в жизни Германии. Евреи заслуживали приговора, но не с позиций низкой ненависти или подозрительности, а с позиций недосягаемых высот арийского превосходства. Почти все выдающиеся и истинно свободные люди, писал Чемберлен, от Тиберия до Бисмарка, рассматривали присутствие евреев в своей среде как социальную и политическую опасность. Чемберлен называет рождение Христа наиболее важной датой в истории человечества. "Ни войны, ни смены династий, ни природные катаклизмы, ни открытия не обладают и долей той значимости, которая могла бы сравниться с короткой земной жизнью Галилеянина". Но для всех должно быть очевидным, писал он, что Христос не был евреем, в нем не было ни капли еврейской крови, а называвшие его евреем, были просто невежественными или лицемерными людьми. "Основы" Чемберлена стали необычайно популярны в Германии после того, как император Вильгельм II назвал его работу монографией величайшей важности. Критики взахлеб восхваляли книгу за блестящее высочайшее красноречие, огромную эрудицию и необычайную проницательность автора. В Англии же эта книга подверглась яростным нападкам: ее либо высмеивали, либо поносили резкой бранью. Чемберлена называли "уличным проповедником, облачавшимся то в тогу римского оратора, то в рясу христианского священника". О его работе говорили, что это "похмельная отрыжка пьяного сапожника". Работу Чемберлена расценивали не больше не меньше как "ловкий синтез Шопенгауэра и Гобино, отражающий более грубое и наглое утверждение мистического родства арийцев и Божественного провидения". Американские приверженцы нордической школы провозгласили Чемберлена величайшим зодчим нордической теории, на что Теодор Рузвельт возразил, что теория Чемберлена исходит из глупой ненависти и что его "блестящие ляпсусы для нормального человека выглядят безусловным сумасшествием, отражением ненормальной психики... Ему нравится Давид, и на этом основании он тотчас делает его арийцем. Ему нравятся Микеланджело, Данте или Леонардо да Винчи, и он тут же сообщает, что они - арийцы. Он не любит Наполеона и потому утверждает, что Наполеон - истинный представитель безрасового хаоса". Расовые теории Гитлера, изложенные в "Майн кампф", во многом исходят из произвольных положений "Основ" Чемберлена. Хотя Гитлер нигде не упоминает его имени, и скорее всего не знакомился с его монографией, поскольку вряд ли был в состоянии проникнуть в хитросплетения метафизики автора, вполне вероятно, что он впитал теорию Чемберлена опосредованно. Так или иначе, тезисы о превосходстве арийской расы и "еврейской опасности", выраженные в более простой и грубой форме, стали лейтмотивом "Майн кампф".

1856
Винценз Груби (Vincenz Hruby)
чешский шахматист. Умер 16 июля 1917 года.

1860
Френк Морли (Френк Морлей)
английский математик. Почти всю свою жизнь прожил в США, хотя остался английским гражданином. Был профессором математики университета Джона Гопкинса в Балтиморе. Основные труды относятся к геометрии. Его именем названа теорема о трисектрисах треугольника (трисектрисы – прямые, делящие угол на три равные части).

1860
Франц Ниссль
немецкий невропатолог и психиатр. Предложил (1894) гистологический метод окраски нервной ткани, названный его именем. Также его именем названы разновидности клеток нервной системы и их компонентов, некоторые патологические изменения нервных клеток, форма нейросифилиса (Ниссль – Альцгеймера). Издал руководство по гистологии и гистопатологии головного мозга и патологической анатомии психических заболеваний (тома 1-6, 1904-1921, совместно с А.Альцгеймером).

1864
Дмитрий Иосифович Ивановский
физиолог растений и микробиолог, исследования которого возбудителя табачной мозаики привели к открытию вирусов.

1865
Edwin Lehare
композитор

1872
Josef Stransky
композитор.

1872
Эдуард Бёрлингем Хилл
американский композитор. В 1908-1937 гг. преподавал в Гарвардском университете (с 1918 г. профессор). Член Американской академии искусств и наук и Национальной академии искусств и литературы. В творчестве был близок к французским импрессионистам. Среди сочинений: для оркестра – 3 симфонии (1928-1937), 2 сюиты (1918, 1923), симфониетты, симфонические поэмы, в том числе «Сирени» (1927); концерт для скрипки с оркестром (1938); вокальные произведения и др.

 (563x699, 61Kb)
1873
Макс Рейнхардт (Max Reinhardt; настоящее имя – Макс Гольдман; Goldmann)
австрийский актер, режиссер и театральный деятель. Родился в еврейской семье, в Бадене. Начал театральную карьеру в возрасте 19 лет как характерный актер в Зальцбургском театре, в 1894 поступил в труппу Немецкого театра, в 1905 сменил О.Брама на посту его директора, предварительно сделав несколько постановок в артистическом кабаре «Шум и дым» и в Новом театре (1902–1905). Будучи руководителем Немецкого театра, в канун Первой мировой войны тяготел к образной системе неоромантизма и символизма, много экспериментировал, выпустив, например, четыре сценические версии Сна в летнюю ночь У.Шекспира. Внимание привлекли такие спектакли Рейнхардта, как средневековая мистерия Каждый человек (1920) в обработке Г.Гофмансталя, Миракль (1912), а также послевоенные массовые постановки социального звучания – Флориан Гейер по Г.Гауптману, Смерть Дантона по Г.Бюхнеру и др. В Большом драматическом театре Рейнхардт новаторски использовал вращающиеся сценические площадки, выдвинул авансцену в зрительный зал и вывел в него актеров, тем самым разрушив барьер между ними и публикой. В 1933 Рейнхардт покинул Германию и переехал сначала в Австрию, а затем в США, где поставил спектакль Вечная дорога (1937) по «еврейской хронике» Ф.Верфеля и в открытом театре Холливуд-Боул (Лос-Анджелес) – Сон в летнюю ночь. Основная режиссёрская деятельность связана с Немецким театром, который Рейнхардт возглавлял в 1905-33 (с перерывом). Рейнхардт выступал против театральной рутины и натурализма, поверхностного бытового правдоподобия. Его спектакли отличались изобретательностью и фантазией, виртуозным использованием декораций, световых и шумовых эффектов, музыки. Уделял внимание психологической разработке характеров, культуре сценической речи и пластической выразительности игры актёра, использовал пантомиму, танец, акробатику. Ставил спектакли и на арене цирка, в мюзик-холлах ("Царь Эдип" Софокла - Гофмансталя, 1910, "Нойе Мюнхенер Мюзик-холл", цирк Чинизелли, 1910; "Миракль" по "Сестре Беатрисе" Метерлинка, 1911, Олимпиа-холл, Лондон), на городских площадях (средневековая мистерия "Каждый человек", обработка Гофмансталя, 1920, Зальцбург). Осуществлял постановку пьес немецких классиков (в том числе редко ставившихся произведений - "Фауст", "Совиновные", "Ярмарка в Плузерсвейлене" Гёте, "Солдаты" Ленца, "Смерть Дантона" Бюхнера) и современных драматургов (Р.Зорге, Ф.Упру и др.). Ставил Мольера, Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана, "На дне" Горького (под названием "Ночлежка", 1903, "Малый театр"; играл Луку), "Плоды просвещения" (1903, Новый театр) и "Живой труп" (1913, Немецкий театр) Л.Н.Толстого, пьесы Б.Шоу, Р.Роллана и др. Рейнхардт создавал высокохудожественные спектакли, но кризис буржуазной культуры вызывал у него стремление к уходу от современных проблем; в ряде постановок звучали пессимистические и даже мистические мотивы. В 1920-1930-е гг. с Рейнхардтом работали молодые прогрессивные режиссёры (Э.Энгель и К.Х.Мартин) и драматурги (Б.Брехт и др.). Значительный успех имела постановка пьесы Г.Гауптмана "Перед заходом солнца" (1932). Рейнхардт был организатором (1928, Вена) "актёрского и режиссёрского семинара" - первой в Западной Европе школы для режиссёров, инициатором Зальцбургского театрального фестиваля (1920), воспитателем известных актёров (А.Моисси, Г.Эйзольдт, П.Вегенер, Э.Яннингс и др.). В 1933 Рейнхардт был вынужден покинуть Германию, работал в Австрии (до 1938), затем во Франции, США. Основал в Голливуде театральную школу, снимал фильмы. Его творчество оказало большое влияние на актёрское и режиссёрское искусство многих европейских стран, а также США. Скончался в Нью-Йорке 30 октября 1943 года.

1878
Серхио Осменья (Sergio Osmeña)
президент Филиппин. Родился в Себу. Учился в университете Санто-Томас в Маниле, получил диплом юриста в 1903. В 1904 стал губернатором провинции Себу, в 1907 – членом филиппинской Национальной ассамблеи, основал Национальную партию. Оставался ее лидером до 1921. В 1922 занял место в сенате. В 1931 был руководителем миссии на переговорах с США о предоставлении Филиппинам независимости, которые закончились принятием закона Хейера – Хоса – Каттинга. Закон был отвергнут Национальной ассамблеей. В 1934 Осменья поддержал закон Тайдингса – Макдаффи, предусматривавший в перспективе полную независимость Филиппин. В 1935 Осменья стал вице-президентом. Поскольку президент Кесон долгое время болел, обязанности и полномочия Осменьи на занимаемом им посту оказались весьма широкими, особенно в изгнании (в Вашингтоне) в годы Второй мировой войны. После смерти Кесона в августе 1944 власть официально перешла к Осменье. Спустя три месяца он лично наблюдал за высадкой американских войск под командованием генерала Макартура на побережье о.Лейте. В апреле 1946 уступил на выборах Мануэлю Рохасу. Умер Осменья в Маниле 19 октября 1961 года.

1878
Александр Петрович Смирнов
большевик, участник Революции 1905 в Твери и установления советской власти в Богородске. Родился в деревне Никола Васильевской волости Тверского уезда Тверской губернии в богатой крестьянской семье. В 1911–1914 он был в ссылке в Нарымском крае. Во время 1-й мировой войны служил в Персии, в г. Шехруте, в 8-й Сибирской дивизии (после Февральской революции возглавил дивизионный комитет). Являлся членом Учредительного собрания от Московского округа, а в 1923–1928 – генеральным секретарем Крестьянского Интернационала. Репрессирован как троцкист в 1937, расстрелян 9 февраля 1938 года.

1879
Константин Владимирович Дубровский (Кац)
сибирский поэт, журналист, этнограф, историк культуры Сибири. Родился в Иркутске. Он печатался в "Восточном обозрении", "Сибири", "Сибирской жизни", "Сибирском обозрении", "Омском слове", "Забайкальской нови", "Сибирском наблюдателе", "Сибирском студенте", "Ленских волнах", "Сибирском рассвете", "Сибирских записках", "Северной Азии". В 1918 издавал журнал "Автономная Сибирь". Умер в Челябинске 6 февраля 1943 года.

 (494x699, 101Kb)
1879
Макс Теодор Феликс фон Лауэ (Max Theodor Felix von Laue)
немецкий физик-теоретик. Родился в Пфаффендорфе. В юности заинтересовался физикой, посещал выставки и лекции в берлинском обществе популяризации науки – «Урании». В 1898, окончив гимназию, поступил в Страсбургский университет, затем учился в университетах Гёттингена, Мюнхена и Берлина. В 1903 защитил в Берлинском университете докторскую диссертацию, посвященную интерференции света в плоскопараллельной пластине; его научным руководителем был М.Планк. Два года Лауэ провел в Гёттингене, а в 1905–1909 работал ассистентом Планка в Институте теоретической физики в Берлине. Здесь он занимался полями излучения, применил понятие энтропии к распространению электромагнитного излучения. В 1911 перешел в Мюнхенский университет к А.Зоммерфельду. В 1911 опубликовал обстоятельную монографию, посвященную теории относительности А.Эйнштейна, которая в то время еще не была общепризнанной. В Мюнхене Лауэ сделал главное открытие своей жизни – он теоретически показал, что если рентгеновское излучение имеет электромагнитную природу, то его взаимодействие с кристаллами должно быть аналогично взаимодействию видимого света с дифракционной решеткой. Уже в апреле 1912 В.Фридриху и П.Книппингу удалось экспериментально получить дифракционную картину при прохождении пучка рентгеновского излучения через кристалл медного купороса – с тех пор такие дифракционные картины называются лауэграммами. В 1912 Лауэ перешел в Цюрихский университет, а еще через два года – во Франкфуртский университет. В 1914 ему была присуждена Нобелевская премия по физике «за открытие дифракции рентгеновских лучей на кристаллах». Физики сразу же оценили перспективность этого открытия, названного Эйнштейном «одним из самых красивых в физике» и позволявшего определять структуру кристалла, а при известной структуре – длину волны рентгеновского излучения. В том же году отец Лауэ получил потомственное дворянство, и недавний «приват-доцент» вдруг стал лауреатом Нобелевской премии профессором Максом фон Лауэ. Ряд работ Лауэ относится к оптике, кристаллофизике, сверхпроводимости, теории относительности, электромагнетизму, физике твердого тела. Он был активным популяризатором теории относительности, занимался историей физики. В годы Первой мировой войны Лауэ занимался усовершенствованием электронных ламп, применяемых в телефонии и телеграфии. В 1917 он был назначен заместителем директора Физического института кайзера Вильгельма в Берлине (директором в то время был Эйнштейн). В 1919 одновременно занял пост профессора физики Берлинского университете и оставался им до 1943. В 1930-х принимал участие в работах по исследованию поведения сверхпроводников в магнитном поле. В 1933 на съезде физиков в Вюрцбургском университете Лауэ выступил против смещения А.Эйнштейна с поста директора Института физики кайзера Вильгельма. Он сравнил гонения нацистов на Эйнштейна и на всю «еврейскую физику» с преследованиями церковью Галилея. Лауэ активно противодействовал тому, чтобы И.Штарк, нацист по убеждениям и «любимый физик» Гитлера, был принят в члены Прусской академии наук. Смещенный с ряда постов, Лауэ все же сохранил право преподавать и вести научно-исследовательские работы. Хотя он и не участвовал в ядерных исследованиях, в 1945–1946 он был интернирован союзниками. Уже в 1946 Лауэ одним из первых вернулся к научной работе и всемерно способствовал возрождению физики в Германии. В 1946 исполнял обязанности директора Института Макса Планка (бывшего Института кайзера Вильгельма), с 1951 возглавлял Институт физической химии и электрохимии в Берлине, в 1958 ушел в отставку. Лауэ был награжден медалью Макса Планка (1932), Большим крестом ордена «За заслуги» правительства ФРГ (1953). Был почетным доктором многих университетов мира, членом многих научных обществ, в том числе Американского, Германского и Французского физических обществ, и Венской академии наук. В 1930 был избран иностранным членом Академии наук СССР, а в 1948 – почетным президентом Международного союза кристаллографов. Умер Лауэ в Берлине 23 апреля 1960 года. Основные труды: Принцип относительности (Das Relativitätsprinzip, 1911); Теория относительности (Die Relativitätstheorie, 1921); История физики (Geschichte der Physik, 1946); Теория сверхпроводимости (Theorie der Supraleitung, 1947).

 (458x699, 71Kb)
1886
Эрвин Фёльми (Erwin Voellmy)
швейцарский шахматист и автор, трёхкратный чемпион Швейцарии в годах 1911-1922, .учитель математики. Умер 15 января 1951 года.

1889
Иван Михайлович Малышев
русский политический деятель, участник революционного движения и Гражданской войны 1918-1920 гг. на Урале. Учитель. С 1915 г. — член Екатеринбургского комитета РСДРП. С марта 1917 г. председатель временного комитета РСДРП(б) и заместитель председателя Совета в Екатеринбурге (ныне Свердловск). Один из первых организаторов профсоюзов на Урале. Делегат 6-го съезда партии. Участник установления Советской власти в Екатеринбурге. В 1918 г. — областной комиссар труда, председатель Уральского обкома партии и член облисполкома Советов Урала; комиссар верхнеисетской рабочей дружины и штаба по борьбе с белоказаками А.И.Дутова; военком, затем командующий Златоустовской группой советских отрядов, действовавших против белочехов (май - июнь). Захвачен белогвардейцами и расстрелян.

1890
Вилем Зитек
чешский оперный певец (бас), народный артист Чехословацкой Республики (1946). Ученик Ал.Вавры. С 1912 г. – солист Национального театра в Праге. Гастролировал в СССР в 1933 г.

1890
Курт Левин
немецко-американский психолог. В 20-х гг. представитель гештальт-психологии, экспериментального исследования воли и аффекта. С 1932 в США, разработал концепцию личности, в основе которой лежит понятие "поля" (заимствованное из физики) как единства личности и ее окружения. Один из основоположников экспериментального исследования мотивации и психологии групп (т.н. групповой динамики).

1892
Войтех Седлачек
чешский живописец

1892
Bruno Sturmer
композитор.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку