-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 111915
Комментариев: 6804
Написано: 120390


11 августа родились...

Среда, 11 Августа 2010 г. 07:43 + в цитатник
 (427x699, 119Kb)
1081
Генрих V (Heinrich V)
германский король и император Священной Римской империи с 1106 г., последний из Франконской династии, сын императора Генриха IV и Адельгейды.10 мая 1098 г. на собрании князей в Майнце Генрих был провозглашен королем (фактически наследником императорского престола) вместо своего брата Конрада, изменившего императору. Коронация состоялась 6 июня 1099 г. в Ахене. Но вскоре после коронации Генрих также присоединился оппозиции. Он скрылся от отца в Баварии и заручившись поддержкой папы Пасхалия II, собрал вокруг себя значительные силы. После отречения Генриха IV от престола 5 января 1106 г. германские князья принесли в Майнце присягу на верность новому королю — Генриху V. Окончательно утвердиться на престоле Генрих V смог после смерти Генриха IV 7 августа 1106 г. Однако, придя к власти, Генрих V продолжил политику своего отца, чем вызвал против себя враждебное отношение со стороны поддержавших князей и папы. Как и отец, новый монарх проводил курс на сближение с городскими общинами и укреплял свою власть на вновь приобретенных территориях, основывая там имперские города. В 1114 г. Генрих женился на Матильде, дочери английского короля Генриха I, заложив основу для долговременного союза с Англией. После распада княжеского союза, обеспечившего Генриху V германскую корону, крупные феодалы составили заговор, во главе которого встали саксонский герцог Лотарь и бывший канцлер империи майнцский архиепископ Адальберт. Император усмирил вспыхнувший в Саксонии мятеж, но так и не смог прийти к соглашению с непокорными князьями. Вскоре последовал новый мятеж князей, охвативший весь север Германии. В сражении с силами оппозиции в 1115 г. при Вельфесгольце Генрих V потерпел сокрушительное поражение, потеряв одного из лучших своих сподвижников, полководца графа Хойера фон Мансфельда. Конфликт империи и папства после смерти Генриха IV протекал в менее острой форме. Во время своего первого итальянского похода в 1110-1111 гг. Генрих восстановил императорскую власть в Италии. Выработанный папой Пасхалием II план, согласно которому германский король должен был отказаться от права инвеституры в обмен на императорские регалии, натолкнулся на противостояние недовольных папским проектом германских епископов. По договору в Понте-Маммоло от 11 апреля 1111 г. Генрих V оставил за собой право инвеституры епископов, и спустя два дня был увенчан императорской короной в Риме. В начале 1116 г. он вновь появился в Италии по случаю смерти маркграфини Матильды Тосканскойи вступил во владение ее наследством. Восшествие на апостольскую кафедру осенью 1119 г. давнего противника Генриха вьеннского архиепископа Ги, ставшего папой под именем Каликста II, обострило его отношения с папством в вопросе об инвеституре. Только, на состоявшемся по инициативе князей съезде в Вормсе 23 октября 1121 г. между Каликстом и Генрихом был заключен так называемый Вормсский конкордат. Император отказывался от инвеституры посохом и перстнем, но сохранял за собой возможность влияния на выборы епископов на территории Германии. Свои последние годы Генрих провел в Германии в борьбе с князьями. Он скончался, не оставив после себя наследника. Со смертью Генриха 23 мая 1125 года династия императоров из Салического дома пресеклась.

 (547x699, 279Kb)
1673
Ричард Мид (Richard Mead)
британский врач, который внес свой вклад в профилактическую медицину и помог становлению практики прививок от оспы. Он написал ряд работ по таким заболеваниям, как чума, оспа, корь и цинга. Его книга «Mechanical Account of Poisons» (1702) содержит наблюдения по действию яда гадюки на тело человека. Этот трактат позволил ему завоевать репутацию в медицинском мире. Чтобы смягчать последствия возможной вспышки чумы, он в 1720 году издал руководство «A Short Discourse Concerning Pestilential Contagion and the Methods to be Used to Prevent It», в котором разъяснял механизмы заражения чумой и способы избежать этого. Мид стал одним из известнейших врачей в Лондоне, лечил членов королевской семьи, палаты лордов и сэра Исаака Ньютона. Будучи богатым человеком, Мид собрал внушительную библиотеку книг и рукописей, коллекцию художественных произведений, которые не сохранились после его смерти, последовавшей 16 февраля 1754 года.

 (461x699, 155Kb)
1729
Шарль Боссю (Bossut Charles)
французский математик, иностранный почетный член Санкт-Петербургской Академии Наук c 28 сентября 1778, член Парижской Академии Наук (1768). Родился в Тараре (Рона). Основные труды по дифференциальному и интегральному исчислению, геометрии и гидродинамике. Пользовался известностью его 7-томный курс математики (1795) и 2-томная история матеаматики (1802). Умер в Париже 14 января 1814 года.

 (464x699, 110Kb)
1729
Понс Дени Экушар Лебрен (Ponce Denis Ecouchard Lebrun; прозвище – Лебрен-Пиндар)
французский поэт, член Французской академии (1803). Родился в Париже. Ученик Л.Расина, автор од, элегий, эпиграмм и незаконченной философской поэмы "О природе". Самой значительной частью его творческого наследия являются оды. Развивая традиции Ф.Малерба и Ж.Б.Руссо, Лебрен написал "Оду на бедствие в Лиссабоне" (1755), "Оду Бюффону" (1760), "Оду Вольтеру" (1760) и др. Антифеодальные, просветительские, антиабсолютистские настроения поэта усилились в преддверии Великой французской революции: ода "Короли" (1783, опубликована 1789); "Рассуждение в стихах по случаю собрания нотаблей" (1787). Лучшие произведения Лебрена посвящены революции ("Патриотическая ода на события 1792 года"; 1793; "Республиканские оды французскому народу", опубл. 1793); "Ода французам"). Ярким образцом гражданской лирики того времени может служить ода "О корабле "Мститель"", прославляющая французских моряков, погибших в морском бою с англичанами. Позже сочувственно относился к политики Наполеона Бонапарта ("Национальная ода"). Поэзию Лебрена ценили в России: А.С.Пушкин в своей оде "Вольность" упоминает о его "гимнах смелых" и называет "возвышенным галлом". Среди переводчиков его стихов на русский язык – К.Н.Батюшков, П.А.Вяземский, И.И.Дмитриев. Умер в Париже 31 августа 1807 года.

1734
Михаэль Топпелиус (Michael Toppelius).
финский художник-монументалист. Родился в небольшом финском городке Оулу. Навыки профессионального живописца он получил в Стокгольмской Академии художеств, но после завершения учебы в 1752 году возвратился в родные места, с которыми и была связана вся его дальнейшая творческая деятельность. С конца XVII века, после временного затишья, вызванного насильственным насаждением протестантизма в Финляндии, постепенно активизируется храмовое строительство и начинают возрождаться монументальные формы живописи, вступившей в середине следующего столетия в пору своего яркого расцвета. Несмотря на то что ведущая роль в храмовом строительстве XVIII века принадлежала каменной архитектуре, в небольших городках и особенно в деревнях церкви продолжали возводиться из традиционного материала северных областей-дерева. Традиции исконно местной культовой деревянной архитектуры, тесно связанные с народными традициями крестьянского строительства, особенно бережно сохранялись в Финляндии. С оформлением интерьеров именно таких храмов на территории Финляндии и была связана главным образом творческая деятельность Михаэля Топпелиуса, чье искусство знаменует высокий взлет в развитии монументальной живописи Финляндии второй половины XVIII-начала XIX века. Интерьеры культовых сооружений, расписанные Топпелиусом, несмотря на характерное для них стилевое единство, очень разнообразны. В оформлении одних видны пуританские традиции скандинавского средневекового искусства, в других-отразился опыт европейских мастеров пышного барокко, в третьих-нашли свое воплощение бережно сохранявшиеся и передававшиеся из поколения в поколение навыки народного художественного творчества. Стиль Топпелиуса-мастера монументальной росписи- окончательно сформировался к 60-м годам XVIII столетия и впервые в полной мере воплотился в таком замечательном памятнике этого времени, как роспись церкви в Пьексеменене. Интерьер этой церкви отличается строгой сдержанностью, столь же сдержанно и его художественное убранство. Наиболее интересны в общей декоративной композиции храма изобраясения апостолов-каждое изображение индивидуализировано, лица апостолов имеют углубленные портретные характеристики. В следующей работе Топпелиуса, в росписи церкви в Хаукипутаан, выполненной им с 1774 по 1779 год, со всей очевидностью проявились принципы барочной декорации. Сам интерьер этой постройки по своему характеру в большей степени похож на просторный зал дворца, чем на помещение культового сооружения. Декоративная композиция этого храма существенно усложняется по сравнению с предыдущей постройкой. Роспись в нем занимает не только почти полностью все пространство стен, но и своды храма. Здесь Топпелиус выступает как зрелый мастер, виртуозно владеющий различными композиционными и живописными приемами монументальной декорации. В своем стремлении создать единый живописный ансамбль художник пытался точно сочетать каждый изобразительный элемент с архитектурной конструкцией. Такой, например, казалось бы, 'неизобразительный' элемент, как окно или дверной проем, включался Топпелиусом как некая пространственная пауза в живописную композицию в сценах с изображением 'Крещения' и 'Евхаристии', действия которых развиваются по обеим сторонам проемов. Художник настолько свободно владел приемами живописной декорации, что не избегал помещать изображения прямо на архитектурных швах, соединяющих своды, как бы подчиняя архитектурную конструкцию своей композиционной идее. Центральное место в общей композиции интерьера принадлежит сцене 'Страшного суда', в принципах живописного решения которой со всей очевидностью проявился опыт европейского барокко-сцена пронизана бурным движением, развивающимся в различных направлениях. Расстановка цветовых акцентов росписи очень точно связывается Топпелиусом с архитектоникой-в нижних частях храма преобладают тяжелые цвета, в то время как верхние выполнены в светлых прозрачных тонах. В целом же колорит росписей очень звучный, Топпелиус активно включает в свои композиции открытые локальные цвета (красный, изумрудно-зеленый, золотистую охру)-эта любовь мастера к яркому нарядному колориту восходит, несомненно, к традициям национального искусства, и в частности, к росписям по дереву народных мастеров, так широко распространенным в Финляндии. Традиции народного искусства, с которыми тесно было связано искусство Топпелиуса, проявились не только в его использовании пластических приемов, но и в прочтении самих религиозных сюжетов, в непосредственности и некоторой наивности трактовки образов. Так, наполнен искренностью и непосредственностью образ убитого горем Адама в сцене 'Изгнания из рая', столь же характерен образ Христа в сцене 'Моления о чаше', лицо которого выражает скрытую надежду на спасение. Еще в большей степени тяготение к формам народного примитива отразилось в следующей работе Топпелиуса- оформлении церкви в Кемпелиине (1765). Библейские и евангельские персонажи, появляющиеся на стенах храма, лишены какой-либо внешней экстатичности. В коренастых полнокровных фигурах Марин, недоверчиво глядящей на Архангела Гавриила в сцене 'Благовещения', и волхвов в 'Поклонении волхвов', обступивших младенца Христа и с нескрываемым восхищением глядящих на божественного посланца, совершенно очевидно угадываются образы финских крестьян, так часто появлявшиеся в росписях на деревянных сундуках и в лубочных картинках, хорошо знакомых Топпелиусу с детства. Ансамбли росписей, которые составляют большую часть творческого наследия финского монументалиста, наглядно свидетельствуют о незаурядном таланте Топпелиуса, вписавшего своими работами яркую страницу в историю изобразительного искусства Финляндии. Умер 28 декабря 1821 года.

 (490x698, 107Kb)
1744
Томас Антониу Гонзага (Thomaz Antonio Gonzaga)
бразильский поэт. Родился в Порту, Португалия. Занимал судебные должности в Португалии, с 1782 г. – в Бразилии. Был связан с антиколониальным заговором, за что в 1789 г. приговорён к смертной казни, заменённой ссылкой в Мозамбик. Автор сборника стихов «Дирсеева Марилия». Для стихов 1-й части сборника (1792) характерны непосредственность, простота формы. Его пасторальная лирика сохраняла народный колорит, многие стихи его стали народными песнями. Во 2-й, глубоко трагической части (1799), написанной в тюрьме, ощутимы элементы предромантизма. Приписываемая им анонимная сатирическая поэма «Чилийские письма» (1788-1789) – блестящий образец просветительской сатиры. Одно из его стихотворений перевёл А.С.Пушкин («С португальского»). Умер на острове Мозамбик в феврале 1810 года. Сочинения: Obras completas, t. 1—2, Rio de J., 1957; в русском переводе — Лиры. — Чилийские письма. [Предисловие] И.Тыняновой, Москва, 1964. Литература: Алексеев М.П., Пушкин и бразильский поэт, «Научный бюллетень ЛГУ», 1947, № 14—15; Тертерян И.А, Антиколониальная сатира Т.А.Гонзаги и её роль в развитии реализма в Бразилии, «Известия Академии Наук СССР. ОЛЯ», 1961, том 20, выпуск 4.

 (659x699, 100Kb)
1748
Йозеф Шустер (Joseph Schuster)
немецкий композитор и дирижер. Родился в Дрездене. Учился у Иоганна Георга Шюрера, в 1765—1768 гг. вместе с Францем Зайдельманом и Иоганном Готлибом Науманом отправлен в счёт стипендии курфюрста в Италию, где занимался у Джироламо Перы. В 1773 г. поставил в Дрездене свою первую оперу буффа «Верность в любви» (итал. La fedeltà in amore). В 1774—1777 гг. вновь предпринял поездку в Италию, и в 1776 г. первая опера сериа Шустера «Покинутая Дидона» (La Didone abbandonata) на либретто Метастазио была поставлена в Неаполе и имела большой успех, который Шустер в том же году развил следующей оперой «Демофонт». Наконец, в 1778—1781 гг. Шустер в третий раз жил и работал в Италии, после чего уже практически не покидал Дрездена, возглавляя, вместе с Зайдельманом, придворный оперный театр. Помимо опер Шустер писал церковную и камерную музыку — в частности, ему принадлежат струнные квартеты, на протяжении полутора столетий приписывавшиеся Моцарту (так называемые «Миланские квартеты»), — их авторство установил только в 1966 г. Людвиг Финшер. Умер в Дрездене 24 июля 1812 года.

 (658x699, 133Kb)
1772
Жан Виктор Моро (Jean Victor Marie Moreau)
наиболее выдающийся после Бонапарта генерал Первой французской республики, сын адвоката. В 1791 г. Моро поступил в национальную гвардию батальонным командиром; в 1793 г. отправлен со своим батальоном в армию Пишегрю, где скоро получил чин дивизионного генерала и назначен командующим правым флангом Северной армии, а до завоевании Голландии облечен главным начальством над той же армией. В 1796 г. Моро поставлен был во главе рейн-мозельской армии, которая вместе с самбр-маасской армией Журдана предназначалась для действий против австрийцев. С июня до августа благодаря ряду побед Моро неприятель оттеснен был к Дунаю; а когда армия Журдана была разбита австрийцами, Моро совершил свое знаменитое 40-дневное отступление через Шварцвальдские теснины к Рейну. В 1799 г. он заменил Шерера в командовании французской армией в Северной Италии, но был побежден Суворовым при Кассано и отступил к Генуэзской Ривьере. Когда сменивший его генерал Жубер был убит в бою при Нови, Моро отвел во Францию остатки разбитой армии. В 1800 г. Бонапарт назначил Моро главнокомандующим Рейнскою армиею, с которою он, одержав несколько побед над австрийцами, занял Регенсбург и Мюнхен. 3 декабря Моро одержал при Гогенлиндене решительную победу над австрийцами, а затем, подойдя на 75 вёрст к Вене, заключил с эрцгерцогом Карлом перемирие, за которым вскоре последовал Люневильский мир. Бонапарт, видевший в Моро своего соперника, обвинил его в участии в заговоре Пишегрю и Жоржа Кадудаля; он был приговорен к тюремному заключению, которое Наполеон заменил изгнанием. Прожив несколько лет в Северной Америке, он в 1813 г. вернулся в Европу по приглашению императора Александра I. Состоя в роли советника при главной квартире союзных монархов, Моро в сражении под Дрезденом 27 августа был смертельно ранен. Тело его отвезено в Санкт-Петербург и погребено в католической церкви святой Екатерины. Литература: Beauchamp, "Vie politique, militaire et priv ée du géné ral M." (Париж, 1814); Chateaunenf "Histoire de M.".

 (535x698, 150Kb)
1778
Фридрих Людвиг Ян (Friedrich Ludwig Jahn)
основатель современной спортивной гимнастики - "отец гимнастики" (Turnvater). Изучал богословие и философию в Галле, Гёттингене и Грейфсвальде. Осенью 1806 г. он хотел поступить в прусскую армию, но это удалось ему только после сражения при Йене. С 1810 г. был учителем в одной из берлинских гимназий. Страдая за унижение Германии, в особенности Пруссии, Ян решил сделать задачей своей жизни поднятие народного духа путем развития физических и моральных сил населения. Наиболее подходящим средством для этого он считал гимнастику, а потому устроил в 1813 г. место для гимнастических упражнении близ Берлина. К той же цели он стремился и в качестве писателя. В феврале 1813 г. Ян поспешил в Бреславль, принял живое участие в формировании корпуса добровольцев под начальством Люцова (люцовский корпус), сам вступил в него в числе первых и сделался командиром батальона, в то же время неоднократно исполняя секретные поручения своего правительства. По окончании войны он читал в Берлине лекции о германском народе и получил должность учителя гимнастики. Способствовал основанию буршеншафта в Йене, хотя нельзя точно указать, в чем именно выразилось его участие. В нем заподозрили демагога, и его турнплац был закрыт. 14 июля 1819 г. он был арестован и отвезен сначала в Шпандау, затем в Кюстрин, откуда он в 1820 г. предстал перед особой следственной комиссией в Берлине. До решения его дела он содержался в крепости Кольберг; в 1824 г. последовало его присуждение к двухлетнему заключению в крепости. В 1825 г. он был освобожден, но ему было запрещено жить как в городах с университетом или гимназией, так и в окрестностях Берлина. Он выбрал местом для жительства Фрейбург (в Бадене), но в 1828 г. был выслан оттуда и только в 1835 г. получил разрешение вернуться в Фрейбург. Весной 1848 г. он был избран в германский парламент, где принадлежал к крайней правой. Умер в 1852 году. Учрежденная в 1863 г. в Лейпциге немецкими гимнастами пенсионная касса для учителей гимнастики и их жен и детей носит название "учреждения Яна" (Jahnstiftung). В 1894 г. выстроен немецкими гимнастами на старом кладбище Фрейбурга, на могиле Яна, гимнастический зал, с музеем в его память. Главные его труды: "Bereicherung des hochdeutschen Sprachschatzes" (1806); "Deutsches Volkstum" (1810, 2-е издание, 1817); "Runenbl ätter" (1816); "Neue Runenblä tter" (1828); "Merke zum deutschen Volkstum" (1833); "Selbstverteidigung" (1863). В сотрудничестве со своим учеником Эйзеленом он издал "Die deutsche Turnkunst" (1816). Полное собрание его сочинений издал Эйлер (3 тома, 1884-1887), а избранные сочинения - Гофмейстер (1890). Ср. биографии Яна: Прёле (2-ое издание, 1872), Ангерштейна (2-ое издание, 1861), Ротенбурга (1873), Эйлера (1881), Шультгейса (1894) а также Гильдебрандт-Штрелена, "Der alte Jahn in Freyburg a. d. Unstrut" (1889), и Фридриха, " Jahn als Erzieher" (1895).

1795
Иван Тимофеевич Спасский
доктор медицины, профессор Санкт-Петербургской медико-хирургической академии, из духовного звания.Учился сначала в семинарии, а затем в Санкт-Петербургской медико-хирургической академии, в которой, уже студентом, проявил недюжинные способности; окончил курс в 1815 г. с золотой медалью и, как первый по научным успехам из всего курса, удостоился внесения своего имени на мраморную доску академии. После этого он был оставлен адъюнктом при профессоре акушерства, судебной медицины и санитарии Громове и одновременно назначен ординатором Морского госпиталя. В 1818 году Спасский отправился за границу на 3 года на казенный счет для научного усовершенствования, с правом остаться там на четвертый год без содержания от казны. В течение этого срока он занимался зоологией, сравнительной анатомией, физиологией и другими биологическими науками, а вернувшись через 4 года в Санкт-Петербург, получил звание штаб-лекаря и должность адъюнкт-профессора при кафедре минералогии и зоологии, которую в то время занимал профессор Теряев; при этом он снова стал ординатором Морского госпиталя. В 1824 г. Спасский удостоен степени доктора медицины и в том же году заменил заболевшего профессора Теряева, а с выходом последнего в отставку в 1827 г., официально занял кафедру и произведен в звание ординарного профессора зоологии и минералогии. На этой кафедре он оставался до 1833 г. Ординаторство в госпитале он оставил, но с 1826 г. был младшим акушером Санкт-Петербургской, а с 1831 г. — Выборгской частей. В 1833 г. Спасский перешел на кафедру общей терапии и фармакологии с рецептурой; кроме того, он был врачом при департаменте народного просвещения, а с 1835 г. и врачом и профессором судебной медицины в училище правоведения. В следующем году он был одним из членов комитета, избранного в медико-хирургической академии для выработки плана и программ преподавания, в 1837 г. исполнял обязанности ученого секретаря академии и был избран в звание академика, а 28 ноября 1838 г., накануне перехода академии в военное ведомство уволен по прошению в отставку. В феврале 1839 г. ему был поднесен диплом почетного члена медико-хирургической академии и к степени доктора медицины добавлена, honoris causa, степень доктора хирургии. В 1840 г. Спасского послали в Вильну для обозрения местной медико-хирургической академии в ученом и учебном отношениях и для преобразования ее в медицинский факультет, по соглашению с местными властями; вернувшись, он состоял при министре народного просвещения для особых поручений. В 1845 г. он был командирован в Дерпт и Пернов для обсуждения мероприятий, относившихся к учреждению ветеринарного института и окончательному устройству фармацевтических заведений в Дерптском учебном округе. B 1858 г. он заболел душевным расстройством и скончался 25 января 1861 года. По складу своего ума и характеру деятельности, Спасский был энциклопедистом; живые способности его отличались разносторонностью; в нем уживались и теоретик и врач-практик; между прочим, он был врачом А.С.Пушкина, неоднократно лечил его, и поэт оставил ему на память свою трость с серебряным набалдашником. Почти все профессора того времени держали себя неприступно; Спасский представлял в этом отношении исключение и пользовался большой любовью студентов. Когда возник вопрос о допущении женщин к второстепенной медицинской деятельности, и варшавянка Мария Назон подала прошение об экзамене на звание дантиста, Спасский высказался за положительное разрешение этого вопроса. По отзывам своих современников, он был увлекающимся человеком, "многообразованным и хорошим латинистом", "одним из весьма дельных представителей медицины того времени", "одним из лучших русских профессоров, у которого студенты многому научились", "владел даром слова" а "пользовался заслуженной репутацией и в публике и между врачами". Этим отзывам противоречат мнения лейб-медика С.Вольского и неизвестного автора в "Медицинском Вестнике", но поверка фактических данных говорит против неблагоприятного освещения его личности. В царствование Александра І Спасский был масоном; он принадлежал к ложе "zu den dreyen Degen" в Галле, в чем и признался во время следствия, произведенного в медико-хирургической академии в 1822 г. Спасский много работал на научном поприще и оставил после себя многочисленные сочинения, очень разнообразные по содержанию. В архиве военно-медицинской академии хранится рукопись его "Обозрения общей терапии", представляющая собою одну из первых русских учебных программ по этому предмету. Научные труды его: "Entozoologiae historiae progressus et status hodierni brevis explicatio", диссертация на степень доктора медицины, Санкт-Петербург. 1824 г.; "Появление жаб в пищеприемном канале человека", "Военно-Медицинский Журнал" 1827 г., часть 9, отдел III.; "Внутреннее и наружное употребление опия", там же 1833 г., часть 21, отделы II и III; "Семиотика вообще и детская в особенности", там же, часть 22, отдел III; "Молоко и кумыс", там же 1834 г., часть 23, отдел II; "Достоинства и необходимость медицины и врачей", "Друг Здравия" 1834 г., № 2; "Дегтярная мазь против зуда", там же, № 42; "Письмо к издателю", там же, № 55, прибавлен перевод с немецкого Гуфеланд, "Лечение крупа", "Военно-Медицинский Журнал" 1834 г., часть 24, страницы 588—608; "Рафания в Вятской губернии и в земле Войска Донского", там же 1835 г., часть 25, отдел II; "Уравнивающий способ лечения", там же, отдел III; "Выгоды сложных рецептов", там же, отдел IV; "Лечение гонореи кубебами", "Др. Здр." 1835 г., № 17; "Козьмово средство в раке и мышьяк в костоеде", там же, № 20; "Краткий очерк врачебного действия бань", "Военно-Медицинский Журнал" 1835 г., часть 26, отдел I; "Бальзамирование у древних египтян", там же; "Болезнь, исцеление и лечение", там же; "Некоторые отрывки из общей терапии", там же, отдел III; "Краткое известие о 50-летннем юбилее Загорского", "Др. Здр." 1836 г., № 42; "Возрасты в антропологических и врачебных отношениях", там же 1838 г., № 1; "Обозрение общей терапий", " Военно-Медицинский Журнал" 1839 г., часть 33, отдел I; "О вторичном прививании коровьей оспы-вакцины", там же, отдел III; "Обзор судебной медицины для руководства воспитанников училища правовед.", Санкт-Петербург. 1839 г.; То же для воспит. ? и II класса., Санкт-Петербург. 1842 г.; "Чрезвычайное изобретение или история одной книжицы" (о Ганнемане), Санкт-Петербург. 1841 г. "Формул. список о службе и достоинстве статского советника Ивана Тимофеева сына Спасского" за 1848 г. — В.Верекундов, "Исторический очерк кафедры диагностики и общей терапии в И.В.- Медицинской академии", диссертация на степень доктора медицины, Санкт-Петербург 1898 г., страницы 34, 49—57, 80 и 136. — "История И. В.-Медицинской Академии", составлена комиссией, 1898 г., страницы 179, 182, 216, 219, 220, 229, 267, 272, 277, 278, 293, 322, и приложения, страница 203. — Л.Ф.Змеев. "Русские врачи-писатели", тетрадь II, Санкт-Петербург. 1886 г. 2 дополнение 1892 г. — Профессора П.П.Сущинский и С.Д.Костюрин, "Очерк истории кафедры фармакологии с рецептурой", Санкт-Петербург. 1898 г., страницы 21 и 24. — профессор Н.А.Холодковский, "Очерк истории каф. зоологии и сравнительной анатомии", Санкт-Петербург. 1897 г., страницы 11, 12 и 6. — Европин, "Историческийочерк кафедры судебной медицины", диссертация на степень доктора медицины, Санкт-Петербург. 1898 г., страниц 68. — А.И.Куценко, "Исторический очерк кафедры академической терапевтической клиники", диссертация на степень доктора медицины, Санкт-Петербург. 1899 г.

 (583x699, 431Kb)
1799
Йоахим (Жоакен) Барранд (Joachim Barrande)
французский палеонтолог и геолог, иностранный член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук (1877). Родился в Соге, Луара Верхняя. Слушал лекции в Парижском политехническом училище (1824), затем был воспитателем внука французского короля Карла X — графа Шамбора (Генриха V). После свержения французской монархии в июле 1830 года вместе с королевской семьёй уезжает в Шотландию, а затем в 1831 году в Чехию (Богемию), которая в то время входила в состав Австрийской империи. Барранд детально изучил нижнепалеозойские отложения Средней и Западной Чехии. Своим капитальным трудом «Systeme silurien du centre de la Bohème» (1852) положил прочное основание знакомству с фауной наиболее древних осадочных образований земной коры. Был сторонником «теории катастроф» по Кювье. Барранд умер там же, где и его воспитанник граф де Шамбор — в австрийском Фросдорфе, через месяц после него 5 октября 1883 года. В честь Йоахима Барранда был назван пригород Праги, где проводились исследования (ныне один из пражских районов) — Баррандов (1928), киностудия, мост в Праге и геологическая структура в Чехии — баррандиен. Значительная часть его геологических и палеонтологических коллекций входит в коллекции Пражского национального музея.

1801
Эдуард Девриент
Немецкий историк театра, либреттист, певец (баритон), актер

 (410x699, 92Kb)
1803
Владимир Федорович Одоевский
князь, русский писатель, журналист, издатель, музыковед. Родился в Москве. Последний потомок старинного княжеского рода. Отец его служил в должности директора Московского отделения Государственного банка, мать была крепостной крестьянкой. В 1822 Одоевский с отличием окончил Московский университетский благородный пансион, где ранее обучались П.Вяземский и П.Чаадаев, Никита Муравьев и Николай Тургенев. В студенческие годы на него оказали влияние профессора Московского университета философы-шеллингианцы И.И.Давыдов и М.Г.Павлов. С 1826 Одоевский служил в цензурном комитете министерства внутренних дел, был составителем нового цензурного устава 1828 года. По переходе комитета в ведение министерства народного просвещения продолжил службу в должности библиотекаря. С 1846 – помощник директора Императорской публичной библиотеки и заведующий Румянцевским музеем, тогда находившимся в Санкт-Петербурге. С 1861 – сенатор. Первым выступлением Одоевского в печати были переводы с немецкого, опубликованные в «Вестнике Европы» в 1821. Там же в 1822–1823 публикуются Письма к Лужницкому старцу, одно из которых, Дни досад, привлекло своим негодующим настроем внимание А.С.Грибоедова, который познакомился с Одоевским и оставался его близким другом до конца своей жизни. В юношеские годы Одоевский был дружен со своим старшим двоюродным братом, поэтом и будущим декабристом А.И.Одоевским, как о том свидетельствует его Дневник студента (1820–1821): «Александр был эпохою в моей жизни». Брат безуспешно пытался остеречь его от «глубокомысленных умозрений непонятного Шеллинга», однако кузен выказал твердость и независимость в суждениях. В начале 1820-х годов Одоевский бывал на заседаниях «Вольного общества любителей российской словесности», где главенствовал Ф.Глинка, и входил в кружок переводчика и поэта С.Е.Раича, члена Союза благоденствия. Сблизился с В.Кюхельбекером и Д.Веневитиновым, вместе с которым (и с будущим видным славянофилом И.Киреевским) в 1823 создал кружок «Общество любомудрия», став его председателем. Как вспоминал один из «любомудров», в «Обществе» «господствовала немецкая философия»: ее самым деятельным и вдумчивым разъяснителем Одоевский оставался более двух десятилетий. В 1824–1825 Одоевский с Кюхельбекером издают альманах «Мнемозина» (опубликовано 4 кн.), где печатаются, кроме самих издателей, А.С.Пушкин, Грибоедов, Е.А.Баратынский, Н.М.Языков. Участник издания Н.Полевой писал впоследствии: «Там были неведомые до того взгляды на философию и словесность... Многие смеялись над «Мнемозиною», другие задумывались». Именно «задумываться» и учил Одоевский; даже его опубликованный в альманахе горестный этюд светских нравов Елладий В.Г.Белинский назвал «задумчивой повестью». К открывшимся после событий декабря 1825 замыслам заговорщиков, со многими из которых Одоевский был дружен или близко знаком, он отнесся с грустным пониманием и безоговорочным осуждением. Однако николаевскую расправу с декабристами осудил гораздо резче, хотя и был готов безропотно разделить участь друзей-каторжников. Следственная комиссия не сочла его для этого «достаточно виновным», и он был предоставлен самому себе. В конце 1820-х – начале 1830-х годов Одоевский ревностно исполнял служебные обязанности, педантично пополнял свои необъятные знания, вырабатывал мировоззрение и создавал свой главный опыт в области художественной словесности – философский роман Русские ночи, завершенный к 1843 и изданный в 1844 в составе трех томов Сочинений князя В.Ф.Одоевского. Роман, по сути дела, представляет собой приговор немецкой философии от лица русской мысли, выраженный во внешне прихотливом и чрезвычайно последовательном чередовании диалогов и притч: европейская мысль объявляется неспособной разрешить важнейшие вопросы российской жизни и всемирного бытия. Вместе с тем роман Русские ночи содержит исключительно высокую оценку творчества Шеллинга: «В начале ХIХ века Шеллинг был тем же, чем Христофор Колумб в ХV, он открыл человеку неизвестную часть его мира... его душу». Уже в 1820-х годах, переживая увлечение философией искусства Шеллинга, Одоевский написал ряд статей, посвященных проблемам эстетики. Но увлечение Шеллингом в духовной биографии Одоевского далеко не единственное. В 1830-е годы он находился под сильным влиянием идей новоевропейских мистиков Сен-Мартена, Арндта, Портриджа, Баадера и др. В дальнейшем Одоевский изучал патристику, проявляя, в частности, особый интерес к традиции исихазма. Результатом многолетних размышлений о судьбах культуры и смысле истории, о прошлом и будущем Запада и России стали Русские ночи. «Односторонность есть яд нынешних обществ и причина всех жалоб, смут и недоумений», – утверждал Одоевский в Русских ночах. Эта универсальная односторонность, считал он, есть следствие рационалистического схематизма, не способного предложить сколько-нибудь полное и целостное понимание природы, истории и человека. По Одоевскому, только познание символическое может приблизить познающего к постижению «таинственных стихий, образующих и связующих жизнь духовную и жизнь вещественную». Для этого, пишет он, «естествоиспытатель воспринимает произведения вещественного мира, эти символы вещественной жизни, историк – живые символы, внесенные в летописи народов, поэт – живые символы души своей». Мысли Одоевского о символическом характере познания близки общей традиции европейского романтизма, в частности теории символа Шеллинга (в его философии искусства) и учению Ф.Шлегеля и Ф.Шлейермахера об особой роли в познании герменевтики – искусства понимания и интерпретации. Человек, по Одоевскому, в буквальном смысле живет в мире символов, причем это относится не только к культурно-исторической, но и к природной жизни: «В природе все есть метафора одно другого». Сущностно символичен и сам человек. В человеке, утверждал мыслитель-романтик, «слиты три стихии – верующая, познающая и эстетическая». Эти начала могут и должны образовывать гармоническое единство не только в человеческой душе, но и в общественной жизни. Именно подобной цельности не обнаруживал Одоевский в современной цивилизации. Считая, что США олицетворяют вполне возможное будущее человечества, Одоевский с тревогой писал о том, что на этом «передовом» рубеже происходит уже «полное погружение в вещественные выгоды и полное забвение других, так называемых бесполезных порывов души». В то же время он никогда не был противником научного и технического прогресса. На склоне лет Одоевский писал: «То, что называют судьбами мира, зависит в эту минуту от того рычажка, который изобретается каким-то голодным оборвышем на каком-то чердаке в Европе или в Америке и которым решается вопрос об управлении аэростатами». Бесспорным фактом для него было и то, что «с каждым открытием науки одним из страданий человеческих делается меньше». Однако в целом, несмотря на постоянный рост цивилизационных благ и мощь технического прогресса, западная цивилизация, по убеждению Одоевского, из-за «одностороннего погружения в материальную природу» может предоставить человеку лишь иллюзию полноты жизни. За бегство от бытия в «мир грез» современной цивилизации человеку рано или поздно приходится расплачиваться. Неизбежно наступает пробуждение, которое приносит с собой «невыносимую тоску». Отстаивая свои общественные и философские взгляды, Одоевский нередко вступал в полемику как с западниками, так и со славянофилами. В письме лидеру славянофилов А.С.Хомякову (1845) он писал: «Странная моя судьба, для вас я западный прогрессист, для Санкт-Петербурга – отъявленный старовер-мистик; это меня радует, ибо служит признаком, что я именно на том узком пути, который один ведет к истине». Изданию романа Русские ночи предшествовали многие творческие свершения: в 1833 были изданы Пестрые сказки с красным словцом, собранные Иринеем Модестовичем Гомозейкою (эту словесную маску Одоевский использовал до конца дней), которые произвели чрезвычайное впечатление на Н.В.Гоголя и предвосхитили образность и тональность его Носа, Невского проспекта и Портрета. В 1834 отдельно опубликован Городок в табакерке, одна из лучших во всей мировой словесности литературных сказок, выдерживающая сравнение с андерсеновскими и ставшая непременным чтением русских детей. Появились несколько романтических повестей, начиная с Последнего квартета Бетховена, опубликованного в 1831 в альманахе «Северные цветы». Гоголь писал о них: «Воображения и ума – куча! Это ряд психологических явлений, непостижимых в человеке!» Речь идет, помимо Квартета, о повестях Opere del Cavaliere Giambatista Piranese и Себастиан Бах – в особенности о последней. Впоследствии их дополнила, по выражению поэтессы К.Павловой, «российская гофманиана»: повести Сегелиель, Косморама, Сильфида, Саламандра. Правда, пригласив Одоевского к ближайшему сотрудничеству в затеянном журнале «Современник», Пушкин писал: «Конечно, княжна Зизи имеет более истины и занимательности, нежели Сильфида. Но всякое даяние Ваше благо». Княжна Мими (1834) и Княжна Зизи (1835) – светские повести Ооевского, продолжающие намеченную еще в Елладии линию «метафизической сатиры». Взяв на себя еще при жизни Пушкина хлопоты по изданию второй книги «Современника», Одоевский после его смерти единолично выпустил седьмую. «Современник» продержался до вмешательства Белинского только благодаря Одоевскому. Между тем Одоевский продолжает намеченное в Пестрых сказках и Городке в табакерке: изданные в 1838 Сказки и повести для детей дедушки Иринея становятся хрестоматийным детским чтением. Успех ободряет Одоевского, и он развивает его, предприняв в 1843 издание «народного журнала», т.е. периодического сборника «Сельское чтение»: в 1843–1848 опубликованы 4 книги, переизданные (до 1864) 11 раз. По свидетельству Белинского, Одоевский породил «целую литературу книг для простонародия». В статьях издания Одоевский под маской дяди (а позднее «дедушки») Иринея говорил о сложнейших вопросах простым народным языком, которым восхищался В.Даль. Из свершений Одоевского 1830-х годов надо отметить еще его пьесу Хорошее жалованье (1838) – сцены из чиновничьего быта, явственно предвосхищающие А.Н.Островского. В 1850–1860-х годах Одоевский занимается историей и теорией «исконной великоросской музыки»: впоследствии публикуются его работы К вопросу о древнерусском песнопении (1861) и Русская и так называемая общая музыка (1867). Его считают и утверждают поборником официозной «народности»; между тем он пишет: «Народность – одна из наследственных болезней, которою умирает народ, если не подновит своей крови духовным и физическим сближением с другими народами». Сказавший во всеуслышание эти слова сановник и князь-рюрикович был занят в ту пору составлением исторического исследования о царствовании Александра II О России во второй половине XIX века. Органическим (в духе Шеллинга) приобщением российской культуры к европейской и был всю жизнь занят Одоевский. За два года до своей смерти он ответил на статью-прокламацию И.С.Тургенева Довольно! скромной и твердой программой деятельности русского просветительства под названием Не довольно! Умер Одоевский в Москве 11 марта 1869 года.

1809
Николай Николаевич Муравьев-Амурский
граф, русский государственный деятель и дипломат, генерал от инфантерии, один из инициаторов присоединения к России Приамурского края. В 1846-1847 гг. – военный губернатор Тулы и тульский гражданский губернатор; в 1847-1861 гг. –генерал-губернатор Восточной Сибири. Один из первых почетных граждан г. Иркутска. В 2000 г. в Приморском крае учреждена премия имени первого губернатора российских восточных земель графа Николая Муравьева-Амурского, которая вручается ежегодно главам муниципальных образований за решение проблем образования и воспитания молодежи в районах и городах края.

 (485x699, 82Kb)
1810
Карл Майет (Carl Mayet)
немецкий шахматист. Умер 18 мая 1868 года.

1823
Charlotte Mary Yonge
английский писатель.

1826
Дэвис Эндрю Джексон
американский ясновидец и оккультист, основатель американского спиритизма.

 (524x699, 85Kb)
1836
Като Максимилиан Гульдберг (Cato Maximilian Guldberg)
норвежский физикохимик и математик. Основные работы – в области химической кинетики и термодинамики. Совместно с П.Вааге открыл (1864–1867) закон действующих масс и исследовал условия равновесия. Развил (1870–1872) представления о сущности неопределенных химических соединений, впервые сформулировал принцип подвижного равновесия. Ввел в практику описания фазовых равновесий уравнения состояния и уравнения связывающие внутреннюю энергию тела с параметрами состояния – давлением и температурой.

 (573x698, 89Kb)
1837
Мари Франсуа Сади Карно (Marie François Sadi Carnot)
французский государственный деятель. Он был сыном левого депутата Ипполита Карно, ярого противника июльской монархии (после 1830 года), и внуком графа Лазара Карно, знаменитого "Организатора Победы" Французской революции. В 1870 году Карно был назначен специальным уполномоченным в Нормандии, ответственным за организацию в этой провинции движения сопротивления в Франко-германской войне 1870-1871 гг. После короткого срока в качестве префекта департамента Приморская Сена, он был избран в Палату депутатов от департамента Кот-д`Ивуар. Заседая вместе с левыми республиканцами, Карно сконцентрировал все свои усилия на развитии сферы общественных работ и железных дорогах. В октябре 1978 года он был назначен заместителем министра общественных работ, а уже через год сам занял пост министра. Избранный вице-президентом Палаты депутатов в апреле 1885 года, он служил министром торговли и финансов. В 1887 г. Карно был избран президентом Французской республики, хотя и не показывал особого стремления к этому посту. Президентство Карно было отмечено появлением на политической сцене авантюриста генерала Жоржа Буланже, выступлениями рабочих, активизацией анархистских движений и скандалом с Панамским Каналом в 1892 году. И все-таки Карно сохранял свою популярность в то время, как сменились 10 различных правительств, сформированных в течение семи лет. 24 июня 1894 года после произнесения приветственной речи на выставке в Лионе Карно было нанесено смертельное ножевое ранение итальянским анархистом Санте Касерио. Этой же ночью президент скончался.

1838
Александр Константинович Шеллер
русский писатель. Учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета (1857-1861). Начал печататься в 1859 г. В «Современнике» опубликовал первые романы «Гнилые болота» (1864) и «Жизнь Шупова, его родных и знакомых» (1865). Его многочисленные последующие романы: «Господа Обносковы» (1868), «Вразброд» (1869), «Лес рубят - щепки летят» (1871), «Хлеба и зрелищ» (1875), «И молотом, и золотом» (1884), «Трудные годы» (1892) пользовались большой популярностью у молодежи.

1843
Пётр Александрович Вологдин
горный деятель, журналист, краевед. Из семьи крепостного Строгановых. Окончил в 1862 г. Московскую земледельческую школы. Более 20 лет проработал горным смотрителем на Кувинском заводе Соликамского уезда. Уже тогда проявил интерес к краеведению - собирал этнографический материал о коми-пермяках, фольклор. В 1880-е годы переехал в Пермь, где в 1887-1893 годах редактировал неофициальную часть газеты "Пермские губернские ведомости", активно занимался общественной деятельностью. В 80-90-е годы П.А.Вологдин был одним из ведущих краеведов Прикамья, состоял членом Учёной архивной комиссии. С конца 1890-х годов жил в Екатеринбурге, а затем в Сибири. Умер в Томске 18 декабря 1912 года.

1849
Джакомо Фавретто
итальянский живописец, ученик Мариано Фортуни. Сын Доменико Фавретто, небогатого столяра, и Анжелы Брунело, художник родился в Венеции. Первые уроки художественного мастерства Фавретто дал граф Антонио де Занетти и дядя последнего — художник Джероламо Астольфони. Однако бедность его семьи все увеличивалась, и вместо дальнейшего обучения, он был вынужден зарабатывать на жизнь подсобным рабочим в лавке канцелярских принадлежностей. Но и там врожденный талант раскрывался — в часы спокойствия он делал зарисовки карандашом и собрал коллекцию портретов клиентов, посещавших лавку. На эти эскизы однажды обратил внимание некий Винченцо Фавенца, антиквар. Последний настоял, чтобы юный Фавретто получил художественное образование. Получив базовые понятия о живописи в студии Антонио Вазона, он поступил в 1864 году в Академию художеств, и продолжал посещать ее вплоть до 1878 года, не смотря на то, что закончил обучение в 1870. Тем временем слава его таланте начинала распространяться за пределы Венеции. В 1874 году европейские ценители изобразительного искусства отмечали двоих заметно прогрессировавших мастеров: Джакомо Фавретто и Луиджи Ноно. Его краткая творческая карьера закончилась во время Венецианской выставки 1887 года, ставшей для него подлинным моментом триумфа и всеобщего признания. Он заболел и умер от лихорадки в Венеции 12 июня 1887 года. Фавретто преимущественно изображал сцены венецианской жизни XVIII столетия. Его манере была свойственна виртуозность кисти, блеск и роскошь гармоничных красок, решение творческих задач богатыми цветовыми схемами. От Мариано Фортуни его отличал более исправный рисунок, воздержанность от кричащих цветовых эффектов и большая верность натуре. Из картин Фавретто особенно известны: «Встреча на мосту Риальто», «Банк-лотто», «Венецианский продавец зелени», «Купанье», «Новейшая Сусанна и старцы», «Пятничный базар на Риальто», «Прогулка по каналу святой Маргариты» и «На Пьяцетте».

1851
Андрей Дмитриевич Торопов
русский книговед, библиограф. В 1876 г. открыл первую в Москве общедоступную детскую библиотеку. В 1889 г. основал Московский библиографический кружок (с 1900 г. – Русское библиографическое общество при Московском университете). Редактировал журналы «Книговедение» (1894-1897) и «Книжная летопись» (1907-1920)

1854
Рафаэлло Назини
итальянский химик. Окончил Пизанский университет (1878). В 1882-1891 гг. работал в Римском университете (с 1882-1887 гг. - ассистент С.Канниццаро), в 1891-1900 гг. - в Пуданском, с 1906 г. - в пизанском университетах. Основное направление научных работ - изучение природных соединений. Исследовал оптическую активность органических соединений и ее связь с химическим строением, а также электролитическую диссоциацию в органических растворителях. Изучал тосканскую буру вулканического происхождения, радиоактивность природных газов, минеральные воды.

 (491x699, 47Kb)
1855
Александр Александрович Кракау
русский химик. Ученик А.М.Бутлерова. Родился в Санкт-Петербурге. Окончил Санкт-Петербургский университет (1879). Работал там же, в 1881-1891 гг. — в Химической лаборатории Санкт-Петербургской Академии Наук, одновременно в 1880-1884 гг. преподавал на Санкт-Петербургских высших женских курсах. С 1886 г. — в Санкт-Петербургском техническом училище почтово-телеграфного ведомства (с 1891 г. — Санкт-Петербургский электротехнический институт; с 1892 г. — профессор). Основные научные исследования посвящены развитию органического синтеза. Открыл (1878) способность щелочных металлов возбуждать полимеризацию непредельных углеводородов, в частности полимеризацию стирола с металлическим натрием. Изучал (1885) изомерные производные бензола. Проводил исследования по электрохимии, в частности изучал электропроводность гидрида палладия (1892-1895) и возможность превращения переменного тока постоянным электрохимическим путем (1898). Умер 29 марта 1909 года.

1856
Людвиг Бахман (Ludwig Ernst August Bachmann)
шахматный историк. На русском языке издана только одна его книга "Шахматная игра в ее историческом развитии" (1925).Умер в Мюнхене 22 июня 1937 года.

 (507x699, 54Kb)
1858
Христиан Эйкман (Christiaan Eijkman)
голландский врач и эпидемиолог, выпускник амстердамского университета. Эйкман открыл первопричину смертельного заболевания японских моряков и заключенных. Если цинга косила европейцев отсутствием в рационе витамина С, то бери-бери (по сингальски - "крайняя слабость"), множественное воспаление нервов, оказалось связанным с недостатком витамина В1. Христиан Эйкман выяснил это, наблюдая за цыплятами в своей лаборатории при военном госпитале на Яве в Индонезии. Птенцы, которых кормили из военной кухни, т.е. полированным рисом, болели также как люди, а цыплята, которых кормили более дешевым неочищенным рисом, выздоравливали. Путь к этому открытию прошел через распространенные заблуждения об инфекционной природе всех болезней, в том числе и малярии, которой болел сам ученый. Однако сын директора и основателя общеобразовательной Заандамской школы, которая считалась в Нидерландах конца XIX века самой передовой, Христиан Эйкман смог отойти от стереотипов и успешно продолжил исследования в малоизученной области физиологии. В 1929 году ему и первооткрывателю другого важного для жизнедеятельности организма фактора глутатиона, англичанину Фредерику Хопкинсу была присуждена Нобелевская премия, Эйкман на церемонии вручения из-за болезни не присутствовал, а через год он умер - сказались последствия перенесенной малярии. Скончался 5 ноября 1930 года.

 (545x699, 532Kb)
1860
Отто Титус Блатны (Ottó Titusz Bláthy)
венгерский электротехник и шахматный комрозитор. Обладатель целого ряда патентов на электротехнические устройства.В 1885 г. совместно с К.Циперновским и М.Дери изобрел трансформатор с замкнутым магнитопроводом. В 1889 г. изобрел счетчик электрической энергии переменного тока, названный его именем. Проектировал генераторы, турбогенераторы, трансформаторы и другое электрическое оборудование для электростанций. Опубликовал более 500 шахматных этюдов. Особенно знаменит многоходовками, одна из них содержит 290 ходов. В 1889 году опубликовал книгу "Vielzugige Schachaufgaben". В альбомах ФИДЕ представено 6 его композиций. Умер 26 сентября 1939 года.

 (453x699, 81Kb)
1861
Джеймс Брайен Херрик (James Bryan Herrick)
американский терапевт, доктор медицины (1888). Окончил (1882) Мичиганский университет; медицинское образование получил в медицинском колледже Раш в Чикаго (1888), профессор там же (1900-1927). В 1910 г. описал своеобразную форму малокровия (синдром Херрика), названный впоследствии серповидноклеточной анемией. Пациентом был 20-летний студент из Вест-Индии, посещавший зубоврачебную школу в Чикаго. «Его болезнь началась с легкого недомогания, но затем появились боли в спине, в мышцах ног и рук. У пациента наблюдалась небольшая лихорадка и бледность кожных покровов, приступы тошноты и рвоты, прерывистого дыхания». В мазке крови присутствовали незрелые эритроциты (с ядрами, чего нет у нормальных эритроцитов), эритроциты неправильной формы и большое количество тонких, удлиненных, серповидных и имеющих форму полумесяца. Дал классическое описание прижизненных признаков тромбоза венечной артерии сердца (вслед за В.П.Образцовым и Н.Д.Стражеско) и провел дифференциацию клиники коронарного тромбоза и грудной жабы (1912), что положило начало современному учению об инфаркте миокарда; впервые (1919) описал электрокардиографические изменения у больного коронарным тромбозом. Президент Ассоциации американских врачей (1923, 1930). Почетный член Нью-Йоркской медицинской академии. Умер 7 марта 1954 года.

1862
Иван Иванович Иванов
российский математик, член-корреспондент Академии Наук СССР (1924). Окончил Санкт-Петербургский университет (1886), профессор Санкт-Петербургского политехнического института (с 1902). Установил (1891), что различные по форме теории алгебраических чисел Е.И.Золотарёва и Р.Дедекинда эквивалентны между собой. В докторской диссертации (1901) получил ряд результатов относительно распределения простых чисел.

1863
Георгий Михайлович
третий сын великого князя Михаила Николаевича, внук Николая I.

1864
Александр Николаевич Баранов
русский автор сказок "Три феи", "Охота", "Призрак" и др.

1868
Николай Дмитриевич Грязев
государственный деятель, действительный статский советник, губернатор Олонецкой губернии (1910–1912). Награждён орденами Святой Анны и Святого Станислава 2-й степени, Святого Владимира 3-й и 4-й степеней. Избирался почётным мировым судьей по Повенецкому уезду Олонецкой губернии.

1870
Василий Степанович Ершов
педагог. Родился в селе Полетаеве (ныне Пермской области). Учился у портного, служил в армии, потом отправился на заработки в Сибирь (Тюмень, затем Томск). Попал в изыскательскую партию, исследовавшую русло Оби. За хорошую работу получил в подарок фотоаппарат. Участвовал в русско-японской войне. В 1910 обосновался в селе Алтайском под Бийском и создал детский приют, который назвал "Муравейник". В 1921 приют был преобразован в детскую коммуну. Воспитанники разбили огород, первыми на Алтае научились выращивать помидоры, устроили пруд, где развели рыбу, построили электростанцию (мощности хватало, чтоб осветить дом), посадили фруктовый сад, завели виноградник. Были и своя пасека, швейная мастерская и фотолаборатория. Многие воспитанники носили фамилию Ершова, пользовались его материальной поддержкой. В 1935 коммуна была принята на полное государственное обеспечение и преобразована в детский дом (1937). В период с 1910 по 1937 гг. в "Муравейнике" воспитывалось около 1500 сирот. Умер 16 апреля 1957 года.

1872
Кидзюро Сидэхара
премьер-министр Японии (1945-1946).

1873
Рудольф Мариа Брейтхаупт
немецкий пианист-педагог и музыкальный писатель. Ученик Р. Тейхмюллера. Профессор консерватории Штерна в Берлине. Создал теорию т. н. весовой игры, сыгравшую значительную роль в развитии теории пианизма. Автор фортепьянных пьес, песен.

1876
Мэри Робертс Райнхарт
американская писательница. Она написала более 50 книг: 8 пьес (три из них шли на Бродвее), сотни рассказов, стихотворений, но наибольшую известность приобрела своими детективными произведениями. В свое время она была даже более популярным автором, чем Агата Кристи.

1878
Александр Ильич Мозжухин
русский певец (бас). Ученик М. Медведева. В 1912-1915 гг. солист Петроградского Театра музыкальной драмы. С 1920 г. выступал преимущественно как концертный певец. После 1925 г. уехал за границу.

1882
Кимон Георгиев
болгарский государственный и политический деятель. Окончил военную школу в Софии. Входил в политические партии и организации: Народный сговор (1921-1923), Демократический сговор (1923-1931), политическую группу «Звено» (1931-1934). В 1926-1928 гг. – министр транспорта, почт и телеграфа. В мае 1934 г. возглавил государственный переворот. В мае 1934 – январе 1935 гг. – премьер-министр. Его правительство установило (23 июля 1934) дипломатические отношения с СССР. В 1943 г. вместе с руководимой им политической группой «Звено» примкнул к антифашистским силам, объединенным в Отечественный фронт (ОФ). 9 сентября 1944 г. возглавил (до ноября 1946) образовавшееся в результате победы антифашистского вооруженного восстания первое правительство ОФ. В 1944-1949 гг. – председатель политической партии Народный союз «Звено». В ноябре 1946-1950 гг. и в декабре 1959 – марте 1962 гг. – заместитель председателя Совета Министров НРБ. В октябре 1946 - декабре 1947 гг. – министр иностранных дел. В декабре 1947 - марте 1959 гг. – министр электрификации и мелиорации. С марта 1962 г. – член Президиума Народного собрания НРБ, заместитель председателя Национального совета ОФ (1962). Дважды Герой Социалистического Труда НРБ (1962, 1967).

 (700x566, 123Kb)
1882
Родольфо Грациани (Rodolfo Graziani)
итальянский маршал (1937). В 1930-1934 гг. вице-губернатор Киренаики, в 1935 г. губернатор Итальянского Сомали. За участие в итало-эфиопской войне 1935-1936 гг. (командовал Южной армией) получил звание маршала и титул маркиза Негелли. В 1936-1937 гг. вице-король Эфиопии. В 1939-1940 гг. начальник штаба сухопутных войск. С июня 1940 г. главнокомандующий итальянскими войсками в Северной Африке. После поражения при Мерса-Матрух уволен в отставку. Во 1943-1945 гг. – военный министр «Итальянской социальной республики» Б.Муссолини, возглавлял борьбу против партизан. В 1950 г. приговорен к 19 годам тюрьмы, но в том же году амнистирован. С 1952 г. был почетным президентом неофашистской партии Итальянское социальное движение.

1884
Панаит Истрати (настоящее имя - Герасим Истрати)
румынский писатель. Писал на французском языке Благожелательный отзыв Ромена Роллана способствовал успеху его книг, сочувственно изображавших обездоленных и отмеченных несомненным даром живописца. Его книга о Советском Союзе "К другому пламени" (тома 1-3, 1929) представила советскую действительность в искажённом виде, что заставило отвернуться от Истрати всех подлинных друзей СССР.
сортировать по имени

1885
София Яковлевна Парнок (Парнах)
поэтесса.

1889
Андрей Михайлович Размадзе
российский математик, специалист по вариационному исчислению. Окончил Московский университет (1910). Принимал участие в организации Тбилисского университета (профессор — с 1918 г.). Опубликовал (1914) работу, содержащую решение задачи вариационного исчисления для кривых, один конец которых фиксирован, другой свободен. В докторской диссертации "О разрывных решениях в вариационном исчислении" (1925) исследовал задачи вариационного исчисления в случае разрывных функций. Р. принадлежат первые учебники по математическому анализу на грузинском языке ("Введение в анализ", 1920; "Теория неопределенных интегралов", 1922). В 1934 г. был посмертно издан его труд "Периодические решения и замкнутые экстремали в вариационном исчислении". Именем Размадзе назван Тбилисский математический институт Академии Наук Грузинской ССР.

 (520x699, 96Kb)
1892
Владислав Андерс
польский генерал. В 1-ю мировую войну служил в царской армии, после образования независимой Польши сражался с Красной Армией, в сентябре 1939 года противостоял фашистским и советским войскам. Был арестован последними, освобожден в августе 1941 для формирования польской армии (численностью до 80 000 человек), которую эмигрантское правительство перебросило на Ближний Восток и позже сражалась в Италии и Западной Европе. После войны остался в Великобритании и был одним из лидеров эмиграции.

 (553x699, 52Kb)
1892
Джузеппе Ди Витторио (Giuseppe Di Vittorio)
деятель итальянского и международного профсоюзного движения. Трудовую жизнь начал батраком. В 1908-1923 член Социалистической партии. В 1919-1926 руководил забастовочной и антифашистской борьбой в Апулии. В 1921 был арестован, но в том же году находившийся в заключении Ди Витторио был избран депутатом парламента от Социалистической партии и в связи с этим освобождён из тюрьмы. В 1924 вступил в компартию. В 1926, после установления в Италии фашистской диктатуры, эмигрировал во Францию. В Париже под именем Марио Николетти являлся одним из руководителей антифашистской борьбы итальянских эмигрантов. С 1931 руководил деятельностью подпольного центра Всеобщей конфедерации труда (ВКТ) в Италии. С 1930 член ЦК и Руководства Итальянской коммунистической партии. В 1936-1937 в качестве политического комиссара 11-й Интернациональной бригады участвовал в антифашистской войне в Испании. В 1938 во Франции редактировал антифашистскую газету итальянских эмигрантов "Воче дельи итальяни" ("La Voce degli italiani"). В феврале 1940 был арестован, в июле 1941 передан итальянским фашистским властям, которые сослали его на остров Вентотене. Освобождён в августе 1943 после падения фашистской диктатуры. В 1943-1945 активно участвовал в Движении Сопротивления (в августе 1943 - мае 1944 член Центрального комитета национального освобождения), один из создателей Всеобщей итальянской конфедерации труда (ВИКТ). В 1944-1947 один из генеральных секретарей, с 1947 генеральный секретарь ВИКТ. С 1945 член Исполкома ВФП, в 1945-1949 вице-председатель ВФП, в 1949-1957 председатель ВФП. Скончался 3 ноября 1957 года.

1892
Хьюз Макдиармид (К.М.Грив)
шотландский поэт, критик, переводчик. Первый сборник стихов — "Захмелевший глядит на чертополох" (1926). За ним последовали: "Первый гимн Ленину и другие стихи" (1931), "Второй гимн Ленину и другие стихи" (1935), "Битва продолжается" (1957) и др. Один из лидеров так называемого возрождения в шотландской поэзии. Собиратель и исследователь шотландской народной поэзии.

1895
Эгон Шарп Пирсон
Английский математик, член Лондонского королевского общества (1966). Окончил Кембриджский университет, в 1933—1960 профессор Лондонского университета. Основные труды по математической статистике. Один из основателей (совместно с Е. Нейманом) общей теории проверки статистических гипотез, занимался вопросами статистического контроля качества массовой продукции, большое внимание уделял составлению статистических таблиц. Умер в 1980 году.

1895
Чарлз Друммонд Эллис
английский физик, член Лондонского королевского общества. Окончил Военную академию в Вулвиче и Кембриджский университет, работал в Кавендишской лаборатории. В 1936-1946 г. – профессор Лондонского университета, в 1945-1965 гг. – директор «Финанс Корпорейшн Индастри». Научные работы посвящены атомной физике, радиоактивности, фотоэффекту. Совместно с У.Вустером выполнил (1927) измерения средней энергии электронов в бетараспаде (опыты Эллиса-Вустера). Измерил скорости фотоэлектронов, выбиваемых под действием излучения высокой частоты, и подтвердил закон фотоэффекта Эйнштейна в области высоких частот (для видимых и ультрафиолетовых лучей справедливость его доказал Р.Милликен).

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку