-Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Julis_Panic

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.08.2011
Записей: 72
Комментариев: 18
Написано: 554

Будь всегда на высоте!)


Хлеб наш поддельный. История борьбы с фальсификатом со времен царя

Четверг, 05 Февраля 2015 г. 13:29 + в цитатник

100 лет назад, в июне 1909 года, император Николай II одобрил создание Комитета по борьбе с фальсификацией пищевых продуктов. Ведь в России повсеместно подделывали все, что употреблялось в пищу. В молоко для увеличения жирности добавляли бараньи мозги, в сливки, чтобы они казались гуще,- мел. Муку делали из смеси зерновых с семенами ядовитых сорных трав. А в прокисшее пиво бросали известь, чтобы имитировать приличный вкус и вид. Но особенно доставалось дорогим привозным товарам.

Читать далее...

Метки:  

Нелестная слава известных картин

Воскресенье, 07 Сентября 2014 г. 01:35 + в цитатник

Со многими произведениями живописи связаны мистические истории и загадки. Более того, некоторые считают, что к созданию ряда полотен причастны темные и тайные силы. Основания для такого утверждения есть. Всех, кто с ними так или иначе соприкасается, преследует загадочный рок - в их жизни начинают происходить разнообразные несчастья и неприятности. И это отнюдь не вымысел, а исторически подтвержденные факты…

далее

Метки:  

И Че Гевара на груди

Среда, 03 Сентября 2014 г. 22:25 + в цитатник

s_chegevaroi_na_grudi (700x466, 183Kb)

Портрет мужчины из Старой Гаваны, с татуировкой одного из лидеров кубинской революции (1953-59 год) - Че Геварой. Фотография Диана Беджарано.

Революционные преобразования:

  • в начале 1959 года были снижены плата за жильё, электричество, газ, телефон и медицинское обслуживание;
  • 17 мая 1959 года был принят закон об аграрной реформе, в результате которой было произведено перераспределение земель сельскохозяйственного назначения: 60 % получили крестьяне, 40 % перешло в государственный сектор;
  • в несколько этапов была произведена национализация банков, кредитно-финансовых организаций и промышленных предприятий, первоначально, 6 августа 1960 года были национализированы телефонная компания «Кубан тэлэфон компани» (дочернее предприятие американской корпорации ИТТ), три нефтеперерабатывающих завода и 21 сахарный завод;
  • 17 сентября 1960 года были национализированы кубинские банки и 382 крупнейших промышленных и торговых предприятий, большинство которых принадлежали сторонникам Ф. Батисты и иностранным компаниям;
  • 14 октября 1960 года была проведена городская реформа - национализирован жилищный фонд, началось расселение кубинцев в дома и квартиры, ранее принадлежавшие иностранцам;
  • 24 октября 1960 года были национализированы ещё 166 предприятий, принадлежавшие американским компаниям.

В общей сложности, в результате проведенных реформ убытки 979 американских компаний и корпораций составили около 1 млрд долларов прямых капиталовложений, до 2 млн гектаров земель сельскохозяйственного назначения, три нефтеперерабатывающих и 36 сахарных заводов, значительное количество торгово-промышленных объектов и иной недвижимости.

http://cameralabs.org/


Метки:  

Классические картины, скрывающие на своих полотнах невероятные тайны

Среда, 27 Августа 2014 г. 23:34 + в цитатник

Кит на картине Хендрика ван Антониссена "Пляжная сцена"
После того как картина голландского художника 17 века попала в общественный музей, её держатель заметил в ней нечто необычное. С чего вдруг так много людей находятся на пляже без видимой на то причины? Во время снятия первого слоя картины правда вышла наружу. На самом деле изначально художник нарисовал на пляже тушу кита, которая в последствии была закрашена. Ученые считают, что она была закрашена в эстетических целях. Не многие бы захотели иметь у себя дома картину мертвого кита.

1 (650x318, 167Kb)

далее

Метки:  

Легенда Киевской Руси

Вторник, 26 Августа 2014 г. 12:46 + в цитатник

Фигура Вещего Олега – одна из самых загадочных в русской истории. Кем он приходился Рюрику, ходил ли на Царьград и, наконец, о какой его смерти «за морем» упоминают русские летописи – на все эти вопросы еще только предстоит ответить.

вещий олег (700x440, 380Kb)
 

далее

Метки:  


Процитировано 6 раз

Пожвольте пожнакомиться!

Суббота, 26 Июля 2014 г. 04:22 + в цитатник
Встретил жук в одном лесу
Симпатичную осу.
- Ах, какая модница!
Пожвольте пожнакомиться.

- Увазаемый прохозый,
Ну на сто з это похозе?!
Вы не представляете,
Как вы сепелявете! -

И красавица оса
Улетела в небеса.

Жук с досады кренделями
По поляне носится:

Это ж надо было так
Опроштоволоситься!
Чтобы вновь не окажаться
В положении таком,
Нужно шрочно заниматься
Иноштранным яжыком!
in_00055 (569x700, 55Kb)

Метки:  

Фотограф

Понедельник, 23 Июня 2014 г. 14:49 + в цитатник
Мгновения жизни летят слишком быстро
Мы часто за ними не можем успеть...
И кажутся чудом те краски и искры
Которым дозволено вечность гореть...

И нежный закат, и игривое солнце
Оставят на фото свой тайный узор
В тот миг, когда камера глянет в оконце...
Когда объектив обратит к небу взор...

Листая альбомы погрузишься в негу
Прекрасных мгновений волшебной зимы...
Окажешься там, где вовек бы ты не был-
То в море, а то на вершине горы...

И в каждой частице столь разного мира
Есть что-то такое,что всем не дано...
Свой звон дарит поля сокрытая лира,
И где-то в руках золотится перо...

Снимая туман и ловя все рассветы
Фотограф рождает свой маленький свет...
Сплетаются взгляды и чувства в портреты-
А раньше казалось, что тайн в мире нет!

То кажется, слезы вдруг брызнут рекою,
То смотришь - и смех заражает собой...
И хрупкость, и силу, и нежность раскроет
Лишь тот, для кого стали мысли игрой...

Ведь жизнь состоит из мельчайших эмоций,
Которым нельзя дать безбожно сгореть!
Улыбок вулкан непременно взорвется!
И жизнь нам позволит за ними успеть!..

Автор под ником palpitatio
Lz_0S8KS-w8 (498x497, 55Kb)

Метки:  

Песня старого фотографа

Понедельник, 23 Июня 2014 г. 14:41 + в цитатник
Меня Вы найдёте всегда и везде.
С облезлой треногой и ящиком старым.
Брожу по Москве и снимаю весь день.
Дома, переулки, дворы и бульвары.

Под красною лампой, над белой бумагой,
Я в полумраке замру в ожиданье,
И в старом тазу, словно в сказке о магах
Появятся улицы, скверы и зданья.

Я снова по ним прохожу не спеша,
Я им улыбаюсь, как старым знакомым.
У каждого дома есть тоже душа,
Я знаю, лицо есть у каждого дома.

Домам, как и мне, есть о чём рассказать
И есть, что оставить счастливым потомкам,
Они не хотят, как и я, умирать,
Ведь им, как и мне, неохота на сломку.

Стучат по асфальту мои каблуки.
С облезлой треногой и ящиком старым.
Я им улыбаюсь — "Привет, старики," —
Мои переулки, дворы и бульвары.

Юрий (Георгий) Аделунг
0_66d38_f4839b4a_XL (700x437, 109Kb)

Метки:  

Усадьба ОРЛОВЫХ «ОТРАДА»

Понедельник, 23 Июня 2014 г. 01:54 + в цитатник
Усадьба ОРЛОВЫХ «ОТРАДА» в с. Семеновском. Ступинского р-на. Московской области. Пьетро Тенерани. (Pietro Tenerani. 1798-1869 гг.)


1.
00249567 (700x492, 404Kb)
Фото №01. Мраморный барельеф «ОТРАДА» работы П. Тенерани или его мастерской ,был откопан вед. архитектором В.В. Хромеевым с сотоварищами под переходом, соединяющим дворец и оранжерею, возможно по наводке сторожил. Фотография выполнена сразу после извлечения из земли, до расчистки и консервации. Дальнейшая судьба барельефа, как и остальных трех, не известна.
В свете объективных причин нет возможности выложить материалы комплексных научно-исследовательских и реставрационных работ по уникальному памятнику архитектуры и истории, дворцовому ансамблю «ОТРАДА» сразу и в полном объёме.
В числе замечательной плеяды мастеров, творцов усадебного ансамбля, не последнее место занимает итальянский художник, скульптор европейского масштаба Пьетро Тенерани.


2.
00248d70 (480x700, 281Kb)
Фото №02. Репродукция с любительской фотографии. Увы, качество желает лучшего.
В самой Отраде сохранился мраморный пьедестал.
Выдающийся мастер работал для многих европейских дворов. Его мастерскую посещали монархи, представители великокняжеских семей, архитекторы, получившие заказ на создание дворцово-парковых ансамблей. С Россией, его связывали давние и плодотворные связи. И сегодня, после долгих лет разрухи и глумления над выдающимися художественными и архитектурными памятниками, мирового значения, с творчеством мастера можно познакомиться во многих российских музеях, и музеях бывших советских республик.
Увы, в самой «ОТРАДЕ», на реставрацию которой были затрачены значительные средства, можно увидеть лишь разруху и вандализм. И, даже в такой ситуации, сохраняется возможность научного возрождения ансамбля, с частичной, обоснованной реставрацией интерьеров дворца и их музеефикацией. Эта уверенность обусловлена объёмными научно – исследовательскими материалами семидесятых, восьмидесятых годов прошлого столетия. Главное, чтобы не были повторены столичные новоделы, некое бледное подобие былых роскошных декораций Мосфильма.
По различным источникам, за усадьбой числились четыре бюста представителей семейств Орловых и Орловых – Давыдовых. (Возможно и более, и не только бюстов, кроме того, надо учитывать, что отдельные произведения, как и предметы обстановки могли перемещаться по воле владельцев из одних владений в другие. В столь не отдаленные, феодальные времена, владетельные вельможи переезжали из замка в замок со всем имуществом).
Отдельной темой в истории отраднинского ансамбля является павильон – мемориум в западной оранжерее.
28 июня 1845 года Екатерина Владимировна Новосельцева продает имение своему племяннику Давыдову, Владимиру Петровичу. В истории усадьбы начинается новый этап, завершивший формирование современного образа дворцово-паркового ансамбля.
По заказу нового владельца, 19 декабря 1847 года, Михаил Быковский представляет рисунок на оранжерею. Господину Мартьянову поручается составить на будущий год смету, роспись работ и заказ материалов и подрядчиков.
В рукописном отделе ГРБ хранится договор на итальянском языке между В.П.Орловым – Давыдовым и скульптором П. Тенерани о выполнении памятника В.Г.Орлову. К договору был приложен карандашный рисунок проекта памятника. В те далёкие, памятные времена, переговоры с архивами, библиотеками и музеями длились годами и не всегда завершались успешно. Причины были как объективные, но по большей части, носили собственнический характер. При достаточно объёмном историко-архивном материале, полученном от искусствоведов Т.В. Бугаевой и Л.Р. Вайнтрауба, образовалась лакуна с иконографическими материалами. (За исключением общедоступных, опубликованных). Согласно существующей и общепринятой методики, была предпринята двухнедельная экспедиция в с. Семеновское и окрестности. (Леваков И.А., Ларионов Г.В., Хромеев В.В.) Опрошены десятки людей, в ходе чего были выявлены лица, хранители местной истории. (О.И.Разумовская и Д.М.Севастьянова из с. Семеновское и А.И.Тырыкина из г. Чехов). В последней четверти 19 века в усадьбе и с. Семеновском проживала и работала значительная группа интеллигенции, врачи, педагоги, землеустроители, лесничие, инженеры и т.д. В эти годы многие увлекались любительской фотографией. Специфическое население было крайне насторожено и требовало особого подхода. Выручал Геннадий Ларионов, имевший большой опыт хождения в народ. Иногда приходилось привлекать товарища в штатском, который больше добивался своим молодым обаянием, чем служебной корочкой. Впрочем, местные жители и не нуждались в удостоверениях. Они сходу определяли, кто, есть, кто. Со временем, когда начались значительные исследовательские и реставрационные работы, появилось доверие у местных жителей. Это принесло значительные успехи. Был возвращен «Черный ангел» установленный над фронтоном церкви-усыпальницы, после завершения реставрации. Мраморный герб Орловых, еще фотографии. Во времена разгула демократии ведущий архитектор В.В.Хромеев продолжал работу самостоятельно и добился многого. Увы, он рано ушел из жизни, но значительная частица его души сохраняется в возрожденных памятниках «ОТРАДЫ»: Успенской церкви-усыпальницы и Никольской церкви. Немало сил В. Хромеев вложил в разработку документации и реставрацию Троицкого Белопесоцкого м-ря. Кстати, Ивановскую церковь, которая также представляет собой тип храма-усыпальницы.
Ну вот, таким образом оранжереи были сооружены по проекту архитектора Михаила Быковского, исполнение которого осуществил архитектор Мартьянов. Фасады были украшены, богато декорированы терракотовыми барельефами работы К.Ф.Тика по эскизам К.Ф.Шинкеля. В центральном павильоне была размещена скульптура В.Г.Орлова работы П. Тенерани и четыре мраморных барельефа «ОТРАДА», «УСОЛЬЕ», «Академия наук», «ЗЕМЛЕДЕЛИЕ». В середине 19 века многие мозаики, раскрытые археологами, разрезались на самодостаточные фрагменты, недостающие детали восполнялись, обрамлялись стилизованными фризами и дублировались на новую основу. Иногда это были мраморные или шиферные (нат.камень) плиты. Иногда основа из дерева. Спрос породил предложение, и появились подделки или заказные копии. Что было, в данном случае установить не удалось, за исключением, что мозаики были на подобие из римских катакомб. И это хорошо. Следующие поколения продолжат исследовательские работы.

http://levakov.livejournal.com/37662.html

Pietro Tenerani
Venus with Cupid removing
a Thorn from her Foot
(1825)


7.
MoempV_iqkk (500x375, 94Kb)

8.
rdA7xeKhfrM (700x525, 212Kb)

9.
Hwx7pDwMTYw (500x479, 110Kb)

10.
wEvLBwo-i9Q (500x375, 107Kb)

11.
RCsM3wOaHMk (500x375, 97Kb)

Метки:  

Таня

Четверг, 12 Июня 2014 г. 22:21 + в цитатник
Громко рыдает Татьяна, горе её безутешно;
Вниз с розопламенных щек слёзы струятся рекой;
Девичьим играм в саду беззаботно она предавалась -
Мяч озорной удержать в тонких перстах не смогла;
Выпрыгнул резвый скакун, по склону вниз устремился,
С края утеса скользнув, упал в бурнопенный поток.
Милая дева, не плачь, утрата твоя исцелима;
Есть повеленье рабам - свежей воды привезти;
Стойки, отважны они, ко всякой работе привычны -
Смело пустятся вплавь, и мячик вернется к тебе.
78269344_large_x_86c268d5 (402x604, 107Kb)

Метки:  

Мистическая история писателя Евгения Петрова

Четверг, 12 Июня 2014 г. 22:15 + в цитатник
Мало кто знает, что писатель Евгений Петров, тот, который совместно с Ильей Ильфом написал «Двенадцать стульев» и «Золотого теленка», имел очень странное и редкое хобби: на протяжении всей жизни он коллекционировал конверты от своих же писем.
А делал он это так - писал письмо в какую-нибудь страну по вымышленному адресу, вымышленному адресату и через некоторое время ему приходило письмо обратно с кучей разных иностранных штемпелей и указанием «Адресат не найден» или что-то вроде этого. Но это интересное хобби однажды оказалось просто мистическим...
В апреле 1939-го Евгений Петров решил потревожить почтовое отделение Новой Зеландии. По своей схеме он придумал город под названием “Хайдбердвилл” и улицу “Райтбич”, дом “7” и адресата “Мерилла Оджина Уэйзли”.
В письме он написал по-английски: “Дорогой Мерилл! Прими искренние соболезнования в связи с кончиной дяди Пита. Крепись, старина. Прости, что долго не писал. Надеюсь, что с Ингрид все в порядке. Целуй дочку от меня. Она, наверное, уже совсем большая. Твой Евгений”.
С момента отправления письма прошло более двух месяцев, но письмо с соответствующей пометкой не возвращалось. Писатель решил, что оно затерялось и начал забывать о нем. Но вот наступил август, и письмо пришло. К огромному удивлению писателя это было ответное письмо.
Поначалу Петров решил, что кто-то над ним подшутил в его же духе. Но когда он прочитал обратный адрес, ему стало не до шуток. На конверте было написано: “Новая Зеландия, Хайдбердвилл, Райтбич, 7, Мерилл Оджин Уэйзли”. И все это подтверждалось, синим штемпелем “Новая Зеландия, почта Хайдбердвилл”!
Текст письма гласил: “Дорогой Евгений! Спасибо за соболезнования. Нелепая смерть дяди Пита, выбила нас из колеи на полгода. Надеюсь, ты простишь за задержку письма. Мы с Ингрид часто вспоминаем те два дня, что ты был с нами. Глория совсем большая и осенью пойдет во 2-й класс. Она до сих пор хранит мишку, которого ты ей привез из России”.
Петров никогда не ездил в Новую Зеландию, и поэтому он был тем более поражен, увидев на фотографии крепкого сложения мужчину, который обнимал его самого, Петрова! На обратной стороне снимка было написано: “9 октября 1938 года”.
Тут писателю чуть плохо не сделалось - ведь именно в тот день он попал в больницу в бессознательном состоянии с тяжелейшим воспалением легких. Тогда в течение нескольких дней врачи боролись за его жизнь, не скрывая от родных, что шансов выжить у него почти нет.
Чтобы разобраться с этими то ли недоразумением, то ли мистикой, Петров написал еще одно письмо в Новую Зеландию, но ответа уже не дождался: началась вторая мировая война. Е. Петров с первых дней войны стал военным корреспондентом “Правды” и “Информбюро”. Коллеги его не узнавали - он стал замкнутым, задумчивым, а шутить вообще перестал.
Закончилась эта история совсем уж не забавно.
В 1942 году Евгений Петров летел на самолете из Севастополя в столицу, и этот самолет был сбит немцами в Ростовской области. Мистика – но в тот же день, когда стало известно о гибели самолета, домой к писателю пришло письмо из Новой Зеландии.
В этом письме Мерил Уизли восхищался советскими воинами и беспокоился за жизнь Петрова. Среди прочего в письме были вот такие строчки:
“Помнишь, Евгений, я испугался, когда ты стал купаться в озере. Вода была очень холодной. Но ты сказал, что тебе суждено разбиться в самолете, а не утонуть. Прошу тебя, будь аккуратнее — летай по возможности меньше”.
По мотивам этой истории был снят фильм «Конверт» с Кевином Спейси в главной роли.
pic (700x529, 87Kb)

Метки:  

Женщины и Гоголь

Четверг, 12 Июня 2014 г. 06:06 + в цитатник
Гоголь, пожалуй, самый непонятный из всех русских писателей. Его не понимали современники, не понимали и некоторые более поздние исследователи. Еще в нежинском лицее ученики дали ему прозвище "таинственный карла". Если задуматься над причинами подобной репутации, то прежде всего приходит на ум, что "таинственность" Гоголя проистекала, должно быть, из противоречивости его суждений и взглядов. Противоречивость же эта объясняется тем, что он как огня боялся любой односторонности и, соответственно, полагал противоречия чертой самой действительности, самой жизни. "Односторонние люди и притом фанатики — язва для общества, беда той земле и государству, где в руках таких людей очутится какая-либо власть. У них нет никакого смирения христианского и сомнения в себе; они уверены, что весь свет врет и одни они только говорят правду" — так писал он А.П.Толстому в письме, посвященном театру.
В развернувшейся в свое время ожесточенной полемике между "западниками" и "славянофилами" Гоголь не пожелал примкнуть ни к тому, ни к другому стану, ибо слишком ясно видел достоинства и недостатки тех и других. Он писал об этих спорах: "...все они говорят о двух разных сторонах одного и того же предмета". И снова многие сочли суждения его противоречивыми. Может быть, отчасти отсюда родилось и еще одно обвинение, которое постоянно предъявлялось Гоголю и при жизни, и впоследствии: обвинение в неискренности и ханжестве. Сомнения такого рода вызывали даже самые задушевные, самые лирические его произведения, такие, например, как "Авторская исповедь" или "Ночи на вилле". Странно, удивительно. Почему, когда мы читаем воспоминания декабристов или Тургенева, даже Боборыкина, Горького наконец, почему нам и в голову не приходит усомниться в правдивости авторов. Хотя правдивость последнего (скажем, в воспоминаниях о Толстом или о Чехове) как раз вполне могла бы вызвать сомнения. Когда же дело доходит до Гоголя, все почти уверены, что он притворяется, хитрит, ханжит, в лучшем случае — фантазирует. Близко знавший Гоголя С.Т.Аксаков писал: "Безграничной, безусловной доверенности в свою искренность Гоголь не имел до своей смерти".

На подобное недоверие к Гоголю со стороны исследователей мы и наталкиваемся сразу же при переходе непосредственно к нашей теме: как Гоголь относился к женщинам?
Начнем с личной жизни, о которой известно очень и очень мало. В 1829 году Гоголь внезапно уезжает из Петербурга за границу. Исследователи ломают себе голову — почему? Зачем? Он достаточно ясно и романтически взволнованно пишет матери о причинах отъезда, но ему, как всегда, не верят. Публикатор и комментатор писем Гоголя Шенрок пишет: "Гоголь ссылается то на неудачу, то на любовь, то на болезнь, не заботясь даже о последовательности в объяснениях". А зачем нужна тут последовательность? Ему вторит протоиерей В.В.Зеньковский: Гоголь "...в объяснение этого поступка выдумывал потом всякие небылицы (о страстной любви и т.п.)". Между тем в письме ясно сказано, что влечет его в странствия некое существо; он просит мать: "Но ради Бога, не спрашивайте ея имени. Она слишком высока, высока!" И послана на жизненном пути, дабы "лишить меня покоя, расстроить шатко-созданный мир мой". Разве не естественно, не в стиле времени (вспомним хотя бы хронологически близкие письма Герцена к М.А.Захарьиной) представить себе, что юный провинциал-романтик, автор "Ганца Кюхельгартена" отчаянно влюбился в высокопоставленную светскую даму или девицу и в сердечном порыве очертя голову помчался вслед за ней за границу? Может быть, такой и должна быть первая любовь?

Прошли годы. В Петербурге Гоголь знакомится с семьей Виельгорских. Семья аристократическая, близкая ко двору. Мать, Луиза Карловна — подруга императрицы. Люди образованные и добрые, они сердечно приняли Гоголя, оценили его талант, уловили, по-видимому, "особость" "своеобычного молодого человека", как называет его П.В.Анненков в своих воспоминаниях. Особенно подружился Гоголь с младшей дочерью Виельгорских Анной Михайловной, прозванной в семье Нозинькой. Нозинька делится с ним своими стремлениями, сомнениями, надеждами, просит его советов по всем волнующим ее вопросам, во всех трудных или важных обстоятельствах. Случилось так, что Гоголь был в Риме в апреле-мае 1839 года, когда там на вилле княгини Зинаиды Волконской жил или, вернее, умирал от чахотки молодой Иосиф Виельгорский. Гоголь был последним, кто видел его живым, он проводил ночи у постели умирающего юноши и он же выехал навстречу матери его, Луизе Карловне, и первым сообщил ей горестную весть. Вполне возможно, что именно по просьбе семьи он описал последние дни жизни их любимого сына и брата ("Ночи на вилле"). Отрывок этот при жизни Гоголя никогда не печатался, но можно предположить, что рассказ этот, исполненный трагического лиризма, еще более сблизил Гоголя с семейством Виельгорских.

По утверждению Зеньковского, издатель писем и биограф Гоголя Шенрок "высказывал мысль на основании рассказов, которые не поддаются нашему анализу за их отсутствием, — что Гоголь делал предложение А.М.Виельгорской". Может быть, Гоголь в самом деле был влюблен в Нозиньку и на свое предложение получил отказ. При всем либерализме и простоте обращения Виельгорские все же вряд ли могли согласиться на брак дочери с небогатым и "худородным" малороссом. Такое родство могло к тому же не понравиться и императрице. Впоследствии Анна Михайловна вышла за Шаховского — фамилия говорила сама за себя, не чета Гоголю-Яновскому. Впрочем, мы уже говорили, что о личной жизни Гоголя почти ничего не известно.
Прошли еще годы. Гоголь познакомился и подружился с А.О.Смирновой-Россет. Когда-то одна из первых придворных красавиц, умница и очаровательница, Александра Осиповна была собеседницей и Жуковского, и Вяземского, и Пушкина. Последний так писал о ней в одном из стихотворений:

Она мила — скажу меж нами -
Придворных витязей гроза,
И можно с южными звездами
Сравнить, особенно стихами,
Ее черкесские глаза.
Она владеет ими смело,
Они горят огня живей...

Позднее Александре Осиповне пришлось покинуть двор и Петербург — муж ее Н.М.Смирнов был назначен губернатором Калуги. В "Выбранных местах из переписки с друзьями" Гоголь опубликовал в несколько переработанном виде некоторые свои письма к Александре Осиповне. Письма эти (как и другие из "Выбранных мест...") подвергались не раз осуждению и насмешкам. Даже такой деликатный человек, как И.С.Тургенев, и тот не удержался и вложил в уста Базарова следующие слова: "...я препакостно себя чувствую, точно начитался писем Гоголя к калужской губернаторше". Впрочем, Тургенев относился к герою "Отцов и детей" весьма двойственно и хотел лишь отразить настроения молодежи 60-х годов XIX в. (Тургенев, однако, ошибся: письмо к Александре Осиповне, о котором упоминает Базаров, датировано 6 июня 1846 г.; оно было изъято из книги Гоголя цензурой и напечатано под заглавием "Что такое губернаторша" только в 1860 году, в № 1 газеты "Современность и экономический листок". Базаров же ссылается на него в 1859 году).

Был ли Гоголь влюблен в Александру Осиповну? Многие в этом не сомневались, в частности Сергей Тимофеевич Аксаков. Он пишет: "Гоголь, несмотря на свою духовную высоту и чистоту, на свой строго монашеский образ жизни, сам того не ведая, был несколько неравнодушен к Смирновой, блестящий ум которой и живость были тогда еще очаровательны". Если и так, мудреного ничего нет — Александра Осиповна и в сорокалетнем возрасте, который считался в те времена старушечьим, была неотразима. Стоит прочитать письма Ивана Аксакова, человека умного и достаточно волевого, из которых довольно ясно видно, насколько была велика власть над ним Александры Осиповны. Но с Гоголем все было совсем по-другому. Если и была любовь, то совершенно иного рода, чисто духовная. Недаром одно из писем к Александре Осиповне (29 ноября 1842 г.) Гоголь подписывает так: "Любящий без памяти Вашу душу".

Итак, о личной жизни Гоголя известно немного. Попробуем теперь рассмотреть в свете интересующей нас темы его произведения.

Основная черта Гоголя как писателя — постоянное стремление к идеалу. С ранней молодости он воспринял это стремление от немецких романтиков. Потому и начал с романтической поэмы "Ганц Кюхельгартен". Стремление к идеалу, вера в его осуществление именно для России чувствуется почти во всех произведениях Гоголя. Еще в 1831 году опубликовал он в "Литературной газете" небольшую статью "Женщина". И вот что он там пишет: "Мы зреем и совершенствуемся; но когда? Когда глубже и совершеннее постигаем женщину". В "Мертвых душах" говорит он о "чудной русской девице, какой не сыскать нигде в мире, со всей дивной красотой женской души, вся из великодушного стремления и самоотвержения". Он старается убедить русских женщин в их высоком призвании, горячо, настойчиво доказывает, что женщина может положительно влиять на окружающих ее людей, на общество в целом. Он уверен даже, что для этого женщине не обязательно отличаться особым умом или знанием света. Достаточно красоты, "неопозоренного неоклеветанного имени" и чистоты душевной. Он утвержадет, что даже в делах государственных женщина может принести много пользы своим влиянием на мужа, служащего государству. "Душа жены — хранительный талисман для мужа, оберегающий его от нравственной заразы". А какой гимн красоте женщины пропел Гоголь в отрывке "Рим": "Все в ней венец создания".
Вершиной и воплощением идеала стала Улинька из второго тома "Мертвых душ". Ей отдает автор все лучшие свойства женщины: доброту, отзывчивость, готовность к самопожертвованию, на нее возлагает он все свои надежды на улучшение русского человека и тем самым на возвеличение России. Именно в ней, в чистой и прекрасной женщине, видит он пути к совершенству, что открываются перед Россией. К сожалению, образ Улиньки только намечен, он, как и весь второй том, неполон. Но достаточно и того, что сохранилось. Вспомним, например, как отнеслась Улинька к рассказу Чичикова о несчастном немце, которого обобрали плуты-чиновники: "Гнев отемнил прекрасный лоб ее". Улинька говорит, что бесчестные поступки "наводят на нее уныние". При этом стоит заметить, что Гоголь теперь уже гораздо меньше упоминает о красоте внешней. Его больше волнует внутренняя, душевная красота, и вот как описывает он внешность Улиньки: "Она была миловидней, чем красавица... стройней, воздушней классической женщины..."

Однако не стоит думать, будто Гоголь был всего лишь идеалистом. Во всем и всегда умел он различить "обе стороны медали". Оттого-то и казались некоторым противоречивыми его взгляды. И русскую женщину своего времени, ее положение в обществе, ее воспитание и характерные черты видел Гоголь, если можно так выразиться, всеохватно. Он верил в высокое предназначение русской женщины, она венец творения, она Улинька, то есть воплощение честности, доброты и чистоты. Все это так, но в то же время прекрасно видел Гоголь, насколько часто встречаются в жизни женщины, весьма далекие от его идеала. "О, как отвратительна действительность! Что она против мечты?" — восклицает художник Пискарев (а может быть, и автор) в "Невском проспекте".
Не кто иной, как Гоголь, создал незабываемые по своей яркости образы дамы просто приятной и дамы приятной во всех отношениях. Их диалог — кульминация глупости, пошлости и злобы. С какой яростью клеймят они ни в чем не повинную губернаторскую дочку: "Но каково же после этого, Анна Григорьевна, институтское воспитание! Ведь вот невинность!" — "Какая невинность! Я слышала, как она говорила такие речи, что, признаюсь, у меня не станет духа произнести их". Именно Гоголь нарисовал в "Невском проспекте" страшную картину гибели красоты "в когтях разврата". А дуреха Агафья Тихоновна из "Женитьбы", а не уступающая ей в глупости младшая сестрица Григория Григорьевича Сторченко (персонаж неоконченной повести "Иван Федорович Шпонька и его тетушка"), а неугомонная Агафья Федосеевна, та самая, что "откусила ухо у заседателя" ("Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем"), а бестолковая супруга Манилова из "Мертвых душ"... Словом, глупых, хитрых, сплетничающих женщин на страницах произведений Гоголя вполне достаточно.

Стоит отметить, однако, одну деталь: почти всегда в том же произведении или в том же цикле можно увидеть фигуру, полярно противоположную отрицательной. В "Сорочинской ярмарке" Хивре противостоит Параска, в "Ночи перед Рождеством" вероломной Солохе — милая своенравная Оксана, а наряду с дамами города N видим мы трогательно-наивную институтку, о которой даже прожженный плут Чичиков говорит: "Она теперь как дитя, все в ней просто, она скажет, что ей вздумается, засмеется, где захочет засмеяться".
Следует еще добавить, что с особым вниманием относился Гоголь к женскому воспитанию. Этот вопрос чрезвычайно волновал его. Были тут и личные причины: он очень любил своих сестер, неловких, застенчивых провинциалок, и очень хотел, чтобы они получили хорошее воспитание. Он поместил их в Патриотический институт в Петербурге, где они учились за казенный счет. Вот тут-то и пришлось, видимо, Гоголю близко ознакомиться с состоянием женского образования и воспитания. С.Т.Аксаков свидетельствует, что Гоголь "очень жаловался на юродство институтского воспитания и говорил, что его сестры не умеют даже ходить по-человечески". Недаром с таким блестящим юмором описал он, как воспитана была супруга Манилова: "Манилова воспитана хорошо. А хорошее воспитание, как известно, получается в пансионах. А в пансионах, как известно, три главные предмета составляют основу человеческих добродетелей: французский язык, необходимый для счастия семейственной жизни; фортепьяно, для доставления приятных минут супругу, и наконец, собственно хозяйственная часть: вязание кошельков и других сюрпризов. Впрочем, бывают разные усовершенствования и изменения в методах, особенно в нынешнее время; все это более зависит от благоразумия и способностей самих содержательниц пансиона. В других пансионах бывает таким образом, что прежде фортепьяно, потом французский язык, а там уже хозяйственная часть. А иногда бывает и так, что прежде хозяйственная часть, то есть вязание сюрпризов, потом французский язык, а там уже фортепьяно. Разные бывают методы". Результаты такого воспитания Гоголь описывает с особой язвительностью: на кухне готовится "глупо и без толку", в кладовой пусто, ключница ворует, слуги нечистоплотны и пьют горькую, дворня бездельничает. "В доме есть много других занятий, кроме продолжительных поцелуев и сюрпризов", — замечает автор.

Гоголь отлично видел все дурные стороны русских женщин его времени, понимал, что в большой степени они были следствием их "юродивого" воспитания, но никакого "противоречия", никакой непоследовательности здесь нет. Горячо веря в будущее цветение России, не сомневаясь в "несметном богатстве русского духа", Гоголь видит осуществление и воплощение своего идеала именно в женщине, в русской женщине.
1259169626.762054 (519x700, 69Kb)

http://www.ngogol.ru/women/

Метки:  

Поиск сообщений в Julis_Panic
Страницы: [4] 3 2 1 Календарь