-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Jostr

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 23.04.2005
«аписей: 25797
 омментариев: 34235
Ќаписано: 70511

 –ј’ Ћ∆≈ѕ»—ј“≈Ћ№—“¬ј о Ўолохове. Ѕар —елла

—реда, 10 ћа€ 2017 г. 19:31 + в цитатник
 –ј’ Ћ∆≈ѕ»—ј“≈Ћ№—“¬ј о Ўолохове. Ѕар —елла
ћои дорогие корреспонденты! «апаситесь терпением и временем и прочтите этот текст до конца. Ќе пожалеете! ƒл€ мен€ он нов только в той части, котора€ Ќ≈ относитс€ к "“ихому ƒону". ѕочему? ѕотому что владелец и главный редактор газеты "Ќовое книжное обозрение" ѕрохорова (родна€ сестра миллиардера ѕрохорова, умница, образованный и в высшей степени пор€дочный человек, очень сильный полемист и к тому же интересна€ женщина) в начале текущего года опубликовала в своей газете статью о книге Ѕар-—еллы. ¬ ней были изложены основные положени€ этого текста. » было сказано, что книга выйдет в издательстве "Ќовое книжное обозрение." » мне стало €сно, что никакое другое издательство в современной –оссии на подобный подвиг не отважитс€. »бо это великое, может быть, величайшее политико-культурно- литературное разоблачение последних двух столетий.

Ќесу читател€м сенсацию: лауреат Ќобелевской премии в области литературы ћихаил јлександрович Ўолохов Ђ“ихий ƒонї не украл! ќн его не украл, а получил в подарок.

¬ы заинтригованы, читатель? Ёто хорошо. Ќо не с руки мне так сразу вз€ть и поднести вам эту сенсацию, как сказал бы Ѕендер, на блюдечке с голубой каемочкой. Ќе торопите мен€, пожалуйста, а лучше скажите, знаете ли вы, что такое Ђлитературный проектї? Ќе знаете?

ќ, в преуспевающих издательствах современной –оссии это секрет ѕолишинел€. ѕечатать роман какого-нибудь случайно зашедшего в издательство »ванова, ѕетрова или —идорова (тем более Ч  ацмана, –абиновича или, скажем, »цковича) с его именем на титуле там не будут, но рукопись могут вз€ть и даже автору заплат€т, только издадут его книгу под другим именем, более угодным, Ђраскрученнымї и сул€щим доход в рамках программы, котора€ и называетс€ Ђлитературный проектї.

¬от как разъ€сн€ет эту тему известный писатель јнатолий √ладилин (цитирую его статью в Ђѕанорамеї за 23-29 €нвар€ 2002 г.): ЂЕ‘ридрих Ќезнанский за несколько лет успел написать больше, чем самый плодовитый писатель мира јлександр ƒюма-отец за всю свою жизнь. —и€ загадка так бы и осталась дл€ мен€ тайной, если б € не издавалс€ в том же издательстве, которое выпускает, примерно раз в мес€ц, по новому детективу Ќезнанского. ѕоэтому в коридоре € видел Ќезнанского є2, Ќезнанского є3, Ќезнанского є4Е

—пешу успокоить самого ‘ридриха Ќезнанского: литературные негры вели себ€ скромно, никто не кричал, что пишет книги за великого мэтра, однако в редакции все всЄ знают. » когда € сказал: ЂЅедные литературные негрыї, Ч на мен€ насмешливо посмотрели и ответили: ЂЌе такие они уж и бедныеїЕ (ƒалее у √ладилина пример с ѕолиной ƒашковой, котора€ Ђпреспокойно выступает по телевидению, хот€ всем известно, что на нее работает бригада стахановцевї. Ч —.».) Ѕригадный метод гарантирует производство от срывов и простоевї.

ѕочему гарантирует? ѕотому что метод хорошо уже отработан. ј в шолоховские времена эта технологи€ только-только осваивалась и по-насто€щему еще разработана не была, поэтому по недосмотру не так гладко получалось. ¬прочем, и сейчас бывают л€псусы. ¬от, например, мо€ жена, чита€ детектив ƒонцовой более внимательно, чем та бы желала, обнаружила в нем нестыковку двух линий повествовани€ и никак не могла у€снить, от кого же из двух персонажей романа по€вилс€ у тамошней Ђдевицыї сынок. ¬идно, разработка этих сюжетных линий была поручена разным Ђсоавторамї, они свои куски творили отдельно, а когда все куски соединили, то в спешке нестыковочку проморгали.

¬от как бывает, но ведь читать внимательно вовсе не об€зательно. —колько читателей было у Ўолохова, а читали до поры невнимательно. ћежду тем, нестыковки и л€псусы органически присущи бригадному методу писательства. –аньше или позже они непременно должны обнаружитьс€.

» они обнаружились, когда за дело вз€лс€ насто€щий ƒетектив, Ћингвист, Ћитературовед, »сследователь Ч всЄ с большой буквы! ≈го им€ Ч «еев Ѕар-—елла. ¬озможно, читатель, вы помните это им€. я уже о нем писал. ѕравда, давно, шесть лет назад, в статье Ђƒействующие лица и исполнителиї (Ђ–екламаї є 33, 1997). ќ нем € узнал тогда из публикации в израильской газете Ђ¬естиї, перепечатанной затем в трех номерах нью-йоркской газеты Ђ≈врейский мирї.

Ѕар-—елла проделал колоссальную, титаническую работу по расчистке исходного (конечно, отнюдь не перу Ўолохова принадлежавшего) текста Ђ“ихого ƒонаї от привнесенного в него Ђбригадойї мусора. ќн работал много лет и однажды, когда докопалс€ до сути, предложил французскому издательству две книги: отчет о своих разыскани€х и восстановленный им текст романа Ђ“ихий ƒонї. »здательство согласилось, но советское (тогда еще советское) посольство во ‘ранции резко возразило и даже угрожало какими-то карами, так что французское издание так и не состо€лось.

«ато теперь итогова€ и гораздо более полна€ книга Ѕар-—еллы под названием ЂЋитературный котлованї будет издана в ћоскве. ќб этом сообщила ЂЌова€ газетаї (23 июн€ с.г.) статьей Ќикола€ ∆уравлева под красноречивым заголовком Ђќни писали за Ўолохова. —амый грандиозный литературный проект ’’ векаї. ” мен€ нет сомнени€, что книга Ѕар-—еллы будет переведена на разные €зыки и станет бестселлером во многих странах, потому что интереснее еЄ вр€д ли можно что-либо вообразить.

ѕрежде всего Ч об авторе, человеке €вно незаур€дном. ¬от что пишет Ќиколай ∆уравлев: Ђ“ридцать с лишним лет назад € знал его как ¬олодю Ќазарова. ¬есьма амбициозного молодого лингвиста, который свои первые статьи, посв€щенные древнегреческим текстам, опубликовал в журнале јЌ ———– еще будучи школьником. ≈го перва€ книга по северокавказским €зыкам была выпущена им в 26 лет, но пошла под нож, поскольку ее выход совпал с отъездом автора на историческую родину его материЕ ѕо отцу он Ч дальний родственник генерала Ќазарова, избранного донским атаманом после самоубийства  алединаї.

Ђ“ихим ƒономї Ѕар-—елла, по его словам, зан€лс€, прин€в в качестве рабочей гипотезы, что автор романа Ч это Ўолохов. Ђ«адача, которую € перед собой ставил, Ч писал он ∆уравлеву, Ч была чисто академическа€: можно ли, не име€ уличающих документов, доказать наличие или отсутствие плагиата? »ными словами: может ли сам литературный текст служить уликой в споре об установлении авторства? ћой ответ Ч положительный: может! ѕотому что каждое произведение литературы несет в себе не только неизгладимые черты личности автора (биографические моменты, круг чтени€), но и времени, в которое оно было написаної.

 аков же приговор автора ЂЋитературного котлованаї? Ќе только черты личности автора романа, отразившиес€ в основном его тексте, никак не соответствуют личности Ўолохова, но и врем€ написани€ р€да эпизодов, зорко выхваченное исследователем по едва уловимым детал€м, официальной версии не соответствует. Ќапример, перва€ часть романа писалась определенно до войны 1914 года, то есть когда Ўолохову былоЕ менее дев€ти лет!  то же на самом деле писал роман?

»сходные установки дл€ поиска подлинного автора Ђ“ихого ƒонаї «еев Ѕар-—елла сформулировал себе так:

1. ѕо стилистике подлинного текста автор €вно постсимволист и близок к акмеистам. —ледовательно, он должен быть их ровесником, а эти последние родились вокруг 1890 года. «начит, надо искать человека, родившегос€ в это же врем€.

2. ќн должен быть родом из области ¬севеликого войска ƒонского, поскольку досконально знает жизнь, быт и историю кра€ и народа.

3. ќн должен быть хорошо образован.

4. ќн должен быть литератором, что-то создавшим и публиковавшимс€.

5. ќн должен любить “ургенева и Ѕунина, что следует из контекста романа.

6. ќн должен быть белогвардейцем, поскольку жизнь красных, и это очевидно, знает хуже.

7. ќн должен быть поклонником генерала  орнилова.

8.   моменту издани€ романа (и даже еще раньше) его не должно быть ни в живых, ни в эмиграции. “о есть втора€ крайн€€ дата его жизни должна быть около 1920-1922 гг.

» «еев Ѕар-—елла нашел-таки этого человека! Ёто ¬ениамин јлексеевич  раснушкин, литератор, писавший под псевдонимом ¬иктор —евский. ќн родилс€ в 1891 году в станице ‘илоновской в зажиточной казачьей семье, глава которой выслужил двор€нство. ќбразование получил в ћосковском университете. — 1908 года Ч профессиональный литератор. –едактировал газету. ” него было более тыс€чи публикаций в местных и центральных издани€х, в том числе роман Ђ ровава€ славаї (1911 г.) и биографическа€ книга Ђ√енерал  орниловї (1919 г.) –абота€ в ѕетербурге, написал статью Ђ¬нук “ургеневаї Ч это о Ѕунине. ¬ 1913 году начал писать роман о роковом любовном треугольнике (—тепан, √ригорий, јксинь€). Ќо вскоре началась война, и замысел романа расширилс€, потом - революци€, √ражданска€ война. ¬ 1920-м автор с незаконченной рукописью романа был захвачен красными в –остове-на-ƒону. ≈го расстрел€ли, а рукопись кто-то в ¬„  прочитал и оценил.

ѕрежде, чем перейти к судьбе рукописи в недрах органов госбезопасности, заметим, что текстологический и литературоведческий анализ сохранившегос€ литературного наследи€  раснушкина-—евского, выполненный Ѕар-—еллой, подтвердил, что именно он €вл€лс€ автором большей части исходного текста Ђ“ихого ƒонаї: 1-го и 2-го томов полностью, 3-го Ч более половины, 4-го Ч нескольких последних страниц. ќстальное писала подобранна€ чекистами бригада литературных Ђнегровї.

«ачем им это было нужно? ≈сли, по Ћенину, кухарку можно было допустить к управлению государством, то и в области культуры необходимо было осуществить подобный революционный прорыв. —огласно теории Ћенина, культура вс€кой нации делитс€ на буржуазную и пролетарскую. Ѕуржуазную культуру Ч долой, а пролетарскую культуру предсто€ло создать и подн€ть на невиданную высоту. ќрганизованный ради этого ѕролеткульт с задачей не справл€лс€, и тогда ею зан€лась ¬„ , вскоре преобразованна€ в ќ√ѕ” (Ђќбъединенное √осударственное ѕолитическое ”правлениеї).

“ам как раз оказалась рукопись, похоже, уровн€ Ћьва “олстого, так что чекистам оставалось только подыскать к ней классово подход€щего автора. “о, что у него не было и среднего образовани€ Ч это ничего, это даже было хорошо! ѕодробнее Ч почему выбор пал на 18-летнего продармейца Ўолохова, кто и как работал над текстом, прав€ и редактиру€ его, дописыва€ недостающее, Ч об этом, пишет Ќ.∆уравлев, мы вскоре узнаем из книги Ѕар-—еллы. ѕодождем ее выхода в свет, а пока порассуждаем.

я восприн€л статью в ЂЌовой газетеї и предсто€щий выход в ћоскве книги, разоблачающей Ўолохова (причем, уж на сей раз окончательно и бесповоротно), с большим удовлетворением, поскольку давно был уверен, что такой низкий и подлый человек (Ђгорький пь€ница, хам, завистник, подхалим и антисемитї Ч по характеристике, данной ему в одной из статей 1997 года в Ђ–екламеї »льей  уксиным) никак не мог быть творцом Ђ“ихого ƒонаї. Ќо, как ни странно, и стать€  уксина, и мо€ вышеназванна€ попали под волну критики, на которую мне пришлось откликнутьс€ новой статьей под названием ЂЅог правду видит, да не скоро скажетї (Ђ–екламаї є 36, 1997). ѕо поводу названи€ этой статьи, заимствованного у Ћ.Ќ.“олстого, теперь скажу: ну вот, уже скоро скажет, наконец! ѕостфактум говорю спасибо критиковавшему нас уважаемому автору Ч в споре иногда рождаетс€ истина. ѕо крайней мере, мы Ч обе стороны Ч получаем возможность к ней приблизитьс€. ѕеречитав теперь старые статьи, нахожу, что подписалс€ бы под ними и сегодн€.

 рушение Ўолохова не все воспримут с удовлетворением. ÷ела€ когорта высокопоставленных Ђшолоховедовї, многие годы кормившихс€ прославлением придуманного народного Ђгени€ї; подхалимы, толпой вертевшиес€ вокруг знаменитой станицы ¬Єшенской, выискивавшие там прототипов √ригори€ ћелехова и прочих персонажей; искатели и изобретатели рукописей, которых не было; те, кто изображал малолетнего Ўолохова вундеркиндом, и те, кто придумал, что он был на дес€ть лет старше, чем значилось в паспорте, чтобы представить его имевшим достаточный дл€ написани€ шедевра жизненный опыт; сочинители, утверждавшие, что он, €кобы, был красным разведчиком в стане белых; поклонники, рисовавшие хулигана образцом нравственности и чуть ли не диссидентом; авторы многочисленных лжесвидетельств и мифов Ђшолоховедени€ї Ч все они могут остатьс€ без любимой темы, а, значит, лишитьс€ кормушки. ќгорчены будут и некоторые р€довые читатели. Ќапример, тот, кто в св€зи с газетной дискуссией написал в газету: Ђя всегда хотел, чтобы автором Ђ“ихого ƒонаї оставалс€ Ўолоховї. Ђќчень интересна€ позици€, Ч откликнулс€ € тогда. Ч ћне лично ни така€, ни противоположна€ мысль в голову не приходила. ≈динственно, чего всегда хотел, так это знать правдуї.

»так, теперь абсолютно €сно, что роман Ђ“ихий ƒонї написан отнюдь не Ўолоховым и то, что ему досталась Ќобелевска€ преми€, можно считать одним из курьЄзов ’’ века. ”знай об этом изобретатель динамита, Ч перевернулс€ бы в гробу.

ј как насчет других творений Ќобелевского лауреата? ’ронологически первыми, как известно, были Ђƒонские рассказыї (1926 г.) ЂЎолоховедыї это выставл€ли как факт творческой зрелости Ўолохова. ќднако, согласно анализу «еева Ѕар-—еллы, дл€ компил€ции Ђƒонских рассказовї гэпэушной бригадой сочинителей были использованы именно фрагменты арестованной рукописи ¬.ј.  раснушкина-—евского, причем не вполне квалифицированно: некоторые фабулы рассказов, указывает Ѕар-—елла, немыслимы, поскольку разработаны людьми, не знавшими, например, законов поземельных отношений в области ¬ойска ƒонского.

—ледующие за Ђ“ихим ƒономї книги Ч Ђѕодн€та€ целинаї, Ђќни сражались за –одинуї, Ђ—удьба человекаї Ч никак Ђ“ихому ƒонуї не соответствовали. ќни и между собой, как € писал в 1997 году (Ђ–екламаї є 33), не родственны, как будто написаны разными людьми. ј роман Ђќни сражались за –одинуї, печатавшийс€ по главам, так и не был завершен. ћожно пон€ть, когда смерть автора обрывает нить повествовани€. “ак ведь нет, писатель еще долго и прекрасно жил, резвилс€ и на здоровье не жаловалс€. ќчень похоже, что кто-то за Ўолохова писал эти главы, но потом что-то случилось, и казаку-седоку пришлось спешитьс€. ќттого и долгое молчание Ч в том смысле, что, числ€сь писателем, писательскую продукцию на-гора совсем не выдавал, а только ругалс€ со всех трибун.

ќкончательно € утвердилс€ в несоответствии Ўолохова приписываемым ему творени€м (не только Ђ“ихого ƒонаї, но и всех прочих), когда после его смерти прочитал в ЂЋитературной газетеї большую статью кого-то из шолоховских клевретов, вертевшихс€ вокруг станицы ¬Єшенской. —мысл статьи был таков, что весь мир замер, не слыша более голоса гени€ из этой всемирно известной станицы, а то, что это был невиданный на «емле гений, можно заключить хот€ бы из такого факта, что все замыслы только в голове держал, и писал сразу начисто, Ч никаких черновиков, никаких записных книжек.

ѕодумать только, воскликнул € тогда, ѕушкин писал наброски, зачеркивал, переделывал, снова марал и писал заново. “олстой трудилс€-мучилс€, —офью јндреевну извел бесконечным переписыванием. ј Ўолохов, выходит, писал легко и сразу, как бы по озарению свыше, мук творчества не веда€ и зр€ бумагу не перевод€? Ќу, тут дело €сное: раз не было у Ўолохова архива, значит, не он писал, а кто-то другой или другие.

Ёто было моЄ мнение. “еперь обратимс€ к изыскани€м «еева Ѕар-—еллы. ѕо его заключению, роман Ђѕодн€та€ целинаї, хот€ и содержит фрагмент (Ђкорниловский мотивї), перешедший из Ђ“ихого ƒонаї, то есть из рукописи расстрел€нного ¬.ј. раснушкина-—евского, написан другим человеком. ≈го личность тоже установлена Ч это донской литератор  онстантин »ванович  аргин.  роме текстологической экспертизы, здесь интересна удивительна€ коррел€ци€, обнаруженна€ Ѕар-—еллой и поразивша€ его Ч коррел€ци€ между датами выхода в свет частей Ђѕодн€той целиныї и датами сложной судьбы  аргина. ѕубликаци€ Ђѕодн€той целиныї, как известно, раст€нулась на долгие годы Ч с 1932 по 1960. Ќачинал  аргин на ƒону, но во врем€ войны попал к немцам в плен, затем осталс€ на «ападе невозвращенцем, то есть как бы Ђизменником –одиныї. ќднако странным образом в 1959 году кто-то с ним договорилс€, он был прощен советской властью, возвратилс€ домой, и уже через год вышла долгожданна€, в течение двадцати лет испрашивавша€с€ читател€ми у Ўолохова втора€ книга Ђѕодн€той целиныї.

¬ предисловии к книге Ђ—трем€ Ђ“ихого ƒонаї (загадки романа)ї —олженицын писал: Ђѕростым художественным ощущением, безо вс€кого поиска воспринимаетс€: не то, не тот уровень, не то воспри€тие мира. ƒа один только натужный грубый юмор ўукар€ совершенно несовместим с автором Ђ“ихого ƒонаїЕї —олженицын не ошибс€, но что дивно: даже этот натужный грубый юмор ўукар€ не Ўолоховым сочинен, этот лауреат всех премий и дважды √ерой —оциалистического “руда вообще ничего складного написать не мог. ƒа если бы и мог, то не пожелал бы: зачем ему самому трудитьс€, когда с 1923 года у него от ќ√ѕ” полный пансион и обслуга? ¬от что значит —оциалистический “руд, которого он аж дважды √ерой, потому что ухитрилс€ всю жизнь не трудитьс€.

ќн не утруждал себ€ даже подготовкой своих речей. ¬от удивительный документ, обнародованный Ѕар-—еллой. Ёто машинописный текст выступлени€ Ўолохова на ¬тором съезде советских писателей. Ќа нем надпись рукой Ўолохова: ЂЋ.‘.»льичеву, дорогому другу и автору сей речуги, Ч с поклоном и благодарностью. ћ.Ўолохов. P.S. јплодисменты Ч пополам: мне как исполнителю, тебе Ч как автору. ћ.Ў.ї Ћ.‘.»льичев был секретарем ÷   ѕ——, вр€д ли он сам писал дл€ Ўолохова Ђречугуї, в его распор€жении дл€ этого была больша€ команда помощников, умеющих писать, но Ўолохову, видно, вручили текст выступлени€ от имени »льичева, отчего он и посчитал шефа автором.

—амый впечатл€ющий сюрприз ждет читателей в св€зи с разыскани€ми «еева Ѕар-—еллы вокруг романа Ђќни сражались за –одинуї и в тексте его опубликованных глав.  то писал эти главы и почему роман не дописан, не завершен? ¬ статье о Ђшолоховедахї и Ђшолохолюбахї в Ђ–екламеї є 7 этого года € высказал такое предположение по этому поводу: Ђј что, если вдруг вы€снитс€, что публиковавшиес€ с 1943 года главы романа Ђќни сражались за –одинуї, так и не законченного аж за 40 лет последующего здравствовани€ маститого лауреата, принадлежали не Ўолохову, а какому-то, к примеру, работнику фронтовой армейской газеты?ї  ак в воду гл€дел!

Ќо прежде всего посмотрите-ка, читатель, как в отличие от нас читает тексты «еев Ѕар-—елла. ћы читаем быстро и невнимательно, многое при этом не замечаем, а он, присматрива€сь к каждому слову, обнаруживает такое, что, собрав это всЄ вместе, можно было бы издать увлекательную книжку под названием, например, Ђ«анимательное литературоведениеї.

ѕерехожу к его находкам, которые € не поленилс€ проверить по тексту, и кое-что, приведенное в ЂЌовой газетеї, уточнил. ѕерсонаж романа Ђќни сражались за –одинуї «в€гинцев рассказывает, как в мирной жизни получил от жены удар тарелкой по физиономии, на что вскричал: Ђ“ак-то вы, Ќастась€ ‘илипповна, показываете свою культурность?ї Ќастась€ ‘илипповна Ч так это же из Ђ»диотаї ƒостоевского!  акой писатель остановит свой выбор на этом ставшем классическим имени-отчестве? Ќикто и никогда! ћало, что ли, других женских имен? ј если пишет литературный батрак, раб? “огда вполне может поглумитьс€ над рабовладельцем. “от не заметит. «ато потом, подумал раб, подобно пушкинскому ѕимену, Ђкогда-нибудь монах трудолюбивый найдет мой труд усердный, безым€нныйї, заметит он тогда мои пометы, да и поймет, что то писал другой!

≈ще один персонаж романа по фамилии Ћопахин Ђшмыгнул в сад. Ќо едва лишь вишневые деревь€ скрыли его от посторонних взоровЕї Ѕатюшки, Ћопахин и вишневый сад Ч так это ведь как у „ехова! ѕрозрачно до издевательства. » оп€ть батрак был уверен, что Ўолохов не поймет. ≈ще там персонаж Ч старшина ѕоприщенко. » эта фамили€ вписана неспроста: у √огол€ в Ђ«аписках сумасшедшегої Ч ѕоприщин.

ѕомню, в старинных среднеазиатских мозаиках среди замысловатых орнаментов и переплетений нам показывали тщательно замаскированный автограф художника. ƒелать такое было запрещено и опасно, но мастер все же оставл€л свое им€. » на живописных полотнах мастеров мы нередко видим их полуспр€танные автопортреты. ¬от и тот, кто волей обсто€тельств должен был писать за Ўолохова, оставл€л потомкам свою тайнопись. ќна прочитана! Ч хочетс€ сейчас ему крикнуть.

Ќо кто он? Ќе буду вас томить, читатель, вот намЄк: книга «еева Ѕар-—еллы, котора€ скоро должна выйти в ћоскве, называетс€ ЂЋитературный котлованї. Ёто название вам что-то говорит? ƒа, конечно, была знаменита€ повесть Ђ отлованї, и жил, очень плохо жил ее талантливый автор. ѕроцитирую из статьи Ќикола€ ∆уравлева в ЂЌовой газетеї:

Ђ акого мастера такого уровн€ в то врем€ можно было заставить стать Ђнегромї? “олько такого, у которого настолько туго с добыванием хлеба насущного, у которого перекрыты все пути в литературу, у которого плюс к этому серьезнейшие непри€тности в семье по части репрессий, что он на всЄ готов. » этому человеку Ўолохов по старой и тесной дружбе помогает (по его же словам) освободить сынаЕ ј когда —талинЕ советует Ўолохову написать очередную эпопею про идущую войну, к кому он мог обратитьс€ за спасением?.. “олько к старому другу, с которым они регул€рно пили водку, запершись на кухне в квартирке на “верском бульвареїЕ

–ечь идет об јндрее ѕлатонове.  ака€ там могла быть у него дружба с Ўолоховым, мне непон€тно. –азве что дружба в кавычках. ѕринуждение, уламывание непокорного, вплоть до использовани€ дл€ этого репрессивных органов. Ўолохов на всЄ был способен. » ѕлатонов не усто€л. »менно в это врем€ Ч после всех обрушившихс€ на него бедствий Ч его вдруг оценили, он назначаетс€ фронтовым корреспондентом, семь€ получает денежный аттестат, паек и прочее. ѕлатонову создают услови€, и он пишет не свой роман. —колько успел, сдал заказчику. ”мер Ч и дописывать роман уже было некому.

Ћитературный проект по созданию шедевров пролетарской литературы, зате€нный в 1923 году чекистами, зачах. ≈го организаторы и покровители канули в лету, новых энтузиастов дл€ продолжени€ проекта не оказалось, так что с ѕлатоновым Ўолохову пришлось договариватьс€ лично. » замену ему найти он уже не смог. ƒальше Ч еще хуже, времена стали мен€тьс€, средства принуждени€ уже не те. „то же бедному Ўолохову оставалось? ѕравда, он был совсем не беден и Ђнегровї вполне еще мог просто купить. «а деньги или за протекции, поскольку везде имел руку и в самых верхах поддержку.

¬ статье ∆уравлева и в прежней публикации Ѕар-—еллы никаких сведений не было о рассказе Ђ—удьба человекаї (1957 г.), на котором писательска€ судьба Ўолохова завершилась, хот€ бражничать ему оставалось еще 27 лет, и если бы он был действительно писателем, то мог бы еще большое наследие оставить.  то же всЄ-таки написал Ђ—удьбу человекаї? ” мен€ была догадка, и € высказал ее в статье, которую выше цитировал. ¬от она: Ђј что, если рассказ Ђ—удьба человекаї был написан, к примеру, писателем јнатолием  алининым, автором близкого по стилю романа Ђ÷ыганї? ѕочему он не мог отдать свою рукопись как вз€тку ради своего продвижени€?ї Ёх, провел бы Ѕар-—елла сравнительный анализ текстов! ј может, он уже это сделал? Ѕуду ждать его книгу с нетерпением.

ћожно себе представить, какой переполох она произведет в стране, где ежегодно отмечаетс€ ƒень Ўолохова и присуждаютс€ премии Ўолохова, где каждый школьник его знает, где он уже привычна€ икона и национальна€ гордость. ћожно представить также и переполох в Ќобелевском комитете, когда снова всплывут свидетельства о подкупе общественных де€телей и давлении советских эмиссаров. ¬едь действи€ по блокированию Ќобелевской премии ѕастернаку и приказ советскому послу в Ўвеции добиватьс€ ее присуждени€ Ўолохову исходили из самой высокой советской инстанции Ч ÷   ѕ—— (в недавней статье, посв€щенной ѕастернаку, € цитировал ныне рассекреченные партийные ѕостановлени€ той поры).

“ак что, гр€дЄт бур€. Ќесомненно. Ќо за нею Ч очищение от налипшей лжи.


ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



wit   обратитьс€ по имени —реда, 10 ћа€ 2017 г. 20:36 (ссылка)
»нтересно.Ќо многие об этом и писали, и говорили несколько дес€тилетий назад. —корее, это так. “ем не менее, Ўолоховпроолжает считатьс€ автором
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
≈лена-–оманова   обратитьс€ по имени —реда, 10 ћа€ 2017 г. 20:49 (ссылка)
—пасибо, прочла с интересом, хот€ "догадывалась" (нет это не то слово) уже очень давно. Ќа ƒону "ƒогадывались" или знали многие, но кто их слушал? ƒа и те, кто просто внимательно читал "“ихий ƒон" - чтобы так выписать героев, их отношени€, кроме "гениальности и ума" нужен личный жизненный опыт - без него никуда.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку