-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в janvaris2014

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.01.2014
Записей: 3494
Комментариев: 3
Написано: 3495


В таком случае и мы наименуемся чадами ископавших кладези - Авраама, Исаака и Иакова.

Четверг, 06 Марта 2014 г. 02:10 + в цитатник
В таком случае и мы наименуемся чадами ископавших кладези - Авраама, Исаака
и Иакова. А рва рыть не должно, чтобы не пасть нам в яму, по сказанному в
сем псалме, и не услышать написанного у Иеремии в укоризну грешников, где
Сам Бог говорит о них (как недавно приводили мы слова сии): Мене оставиша
источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушеныя, иже не возмогут
воды содержати (Иер. 2, 13).


Беседа на окончание четырнадцатого псалма и на ростовщиков


Вчера беседовал я с вами о четырнадцатом псалме, но время не дозволило
дойти до конца речи. Ныне являюсь, как признательный должник, чтобы отдать
вам оставшийся долг. А остальное, по-видимому, не продолжительно для
слышания, для многих же из вас, может быть, и не заметно, почему они и не
представляют, чтобы в псалме оставалось что-нибудь. Впрочем, зная, что
краткое сие изречение имеет великую силу в делах житейских, я не думал,
чтобы должно было оставить без исследования полезное.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-%D1%82...p;zone=all&wordforms=exact

В Божественном Писании находим, что ров берется не в очень хорошем смысле; как кладезь водный - не в худом

Среда, 05 Марта 2014 г. 20:10 + в цитатник
(16) Ров изры и ископа и. В Божественном Писании находим, что ров берется
не в очень хорошем смысле; как кладезь водный - не в худом смысле. Ибо был
ров, куда брошен Иосиф своими братьями. И когда Господь поражает - поражает
от первенца Фараонова до первенца пленницы, яже в рове (ср.: Исх. 12, 29).
И в псалмах сказано: Привменен бых с низходящими в ров (Пс. 87, 5), и у
Иеремии: Мене оставиша источника воды живы, и ископаша себе кладенцы
сокрушеныя, иже не возмогут воды содержати (Иер. 2, 13). Да и у Даниила
описан ров львиный, в который был ввержен Даниил.

А кладезь ископывает Авраам, ископывают также отроки Исааковы. При кладезе
успокоился ушедший из Египта Моисей (см.: Исх. 2, 15). И от Соломона
приемлет заповедь пить воды от своих сосудов и от своих кладенцев источника
(ср.: Притч. 5, 15). И Спаситель при кладезе беседует с самарянкою о
Божественных тайнах. А почему ров берется в худом значении, кладезь же в
хорошем, тому полагаем следующую причину: вода во рвах бывает пришлая,
падающая с неба, а в колодцах водяные жилы, засыпанные землею пока место не
разрыто, обнаруживаются, как скоро сняты покрывающие их глыбы земли или
лежащие сверху другие вещества, входящие в состав земли.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-%D0%91...p;zone=all&wordforms=exact

Не тетива напрягает Божий лук, но карающая сила, которая иногда напряжена, а иногда ослаблена.

Среда, 05 Марта 2014 г. 14:10 + в цитатник
Лук свой напряже и уготова и, (14) и в нем уготова сосуды смертныя. Не
тетива напрягает Божий лук, но карающая сила, которая иногда напряжена, а
иногда ослаблена. Посему слово грозит грешнику тем, что готово ожидающее
его наказание, если пребудет во грехе, потому что в луке уготованы сосуды
смертные, а сосуды смертные суть силы, потребляющие врагов Божиих.

Стрелы Своя сгараемым содела. Как огонь произведен для сгораемого вещества,
создан не для алмаза, который не расплавляется в огне, а для возгорающихся
дров, так и стрелы Божии соделаны для душ удобосгораемых, в которых собрано
много вещественного и годного к истреблению. Посему которые имеют уже в
себе предварительно разожженные стрелы диавола, те приемлют на себя и
стрелы Божии. Потому и сказано: Стрелы Своя уже сгараемым содела. Сожигают
же душу: плотская любовь, любостяжательность, распаленный гнев, скорби,
попаляющие и снедающие душу, страх, чуждый страха Божия. А кто не уязвлен
стрелами врага и облечен во всеоружие Божие, того не касаются и
смертоносные стрелы.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B5-...p;zone=all&wordforms=exact

Прав сердцем тот, чей рассудок не допускает ни излишества, ни недостатка в добродетели, но держится середины.

Среда, 05 Марта 2014 г. 08:10 + в цитатник
Спасающаго правыя сердцем. Прав сердцем тот, чей рассудок не допускает ни
излишества, ни недостатка в добродетели, но держится середины. Кто от
мужества уклонился в недостаток, тот совращается в робость, а кто простерся
в излишество, тот переходит в дерзость. Посему Писание называет строптивыми
(см.: Притч. 16, 28) людей, которые излишествами или недостатками выступают
из средины. Как черта делается кривою, когда прямое направление
преломляется то в выпуклое, то в вогнутое, так и сердце делается
строптивым, когда его то возвышает высокомерие, то унижают скорби и
тесноты. Посему Екклезиаст говорит, что развращенное не может исправитися
(Еккл. 1, 15).

(12) Бог судитель праведен и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на
всяк день. Кажется, что Пророк говорит сие, имея в виду тех, которые
смущаются иногда приключившимся, как бы для успокоения сих людей от
смущения, чтобы они не теряли веры в Промысл, о всем пекущийся, видя
неотмщенным восстание сына на отца и благоуспешный лукавый замысел
Авессаломов. Почему, исправляя, что в их умозаключениях неразумно,
засвидетельствовал им: Бог судитель праведен, и крепок, и долготерпелив, и
не гнев наводяй на всяк день. Не без причины бывает все то, что ни
случается. Напротив того, Бог возмеривает по мерам каждого, какими он
предварительно измеривал свои поступки в жизни. Поскольку сделал я
какой-нибудь грех, то и получаю, что заслужил. Итак, не глаголите на Бога
неправду (Пс. 74, 6), ибо Бог судитель праведен. Не думайте так низко о
Боге, чтобы почитать Его не имеющим сил отмстить, ибо Он и крепок. Какая же
причина тому, что не скоро налагает казнь на согрешающих? Та, что Он
долготерпелив и не гнев наводяй на всяк день.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D1%80%...p;zone=all&wordforms=exact

Поскольку Писание во многих местах слово "сердце" употребляет в значении владычественного в душе, а слово

Среда, 05 Марта 2014 г. 02:10 + в цитатник
Испытаяй сердца и утробы, Боже, праведно. Поскольку Писание во многих
местах слово "сердце" употребляет в значении владычественного в душе, а
слово "утроба" в значении вожделевательной ее силы, то и здесь значение
слов то же самое, именно: суди меня, Боже, в учениях, какие имею о
благочестии, и в движениях страстных, ибо Ты испытаяй сердца и утробы.
Пытание в собственном смысле есть допрос судией испытуемого, сопровождаемый
всякого рода истязаниями, чтобы утаивающие выпытываемое у них от боли по
необходимости вывели наружу утаенное. А на непогрешительных испытаниях
Судии как испытываются наши помышления, так испытываются и дела. Посему
никто не упреждай Праведного Судию и не суди прежде времени, дондеже
приидет Господь, Иже во свете приведет тайная тмы и объявит советы
сердечныя (1 Кор. 4, 5).

В испытании сердец и утроб Бог показывает Свое правосудие. Испытано было
сердце Авраама, от всей ли души и от всего ли сердца любит он Бога, когда
ему было повелено принести Исаака во всесожжение, дабы открылось, что он не
любит сына паче Бога. Испытан был и Иаков, когда терпел козни от брата,
дабы при таких согрешениях Исава просияло его неослабное братолюбие. Итак,
в них были испытаны сердца; а в Иосифе испытаны утробы, когда при безумном
воспламенении к нему похотливой госпожи честность целомудрия предпочел он
гнусному сладострастию. Испытан же был для того, чтобы зрители суда Божия
признали, насколько праведно воздана ему честь, когда среди великих
искушений просияла его чистота.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact

Суди ми, Господи, по правде моей, то есть по правде, какая удободостижима для людей и возможна для живущих

Вторник, 04 Марта 2014 г. 20:10 + в цитатник
Суди ми, Господи, по правде моей, то есть по правде, какая удободостижима
для людей и возможна для живущих во плоти; и по незлобе моей на мя: сим
особенно подтверждается, что расположение сказавшего весьма далеко от
фарисейского высокомерия. Ибо незлобою своею называет как бы простоту и
неопытность в том, что полезно знать; по сказанному в Притчах: Незлобивый
веру емлет всякому словеси (Притч. 14, 15). Поскольку мы, человеки, во
многих случаях неосторожно погрешаем по неопытности, то Пророк молит и
просит Бога даровать ему прощение по незлобе. А из сего видно, что
сказанное показывает более смиренномудрие, нежели высокомерие сказавшего.
Суди ми, Господи, говорит он, по правде моей, и суди меня по незлобе, какая
во мне. Праведные дела мои сравни с немощью человеческою и тогда суди меня.
Вникни в простоту моих нравов, вникни в то, что я необоротлив и
непроницателен в делах мирских, и тогда осуждай меня за прегрешения.

(10) Да скончается злоба грешных. Приносящий сию молитву явно есть ученик
евангельских заповедей; он молится за творящих напасть (ср.: Мф. 5, 44),
прося положить предел и конец злобе грешных, подобно тому, как если бы кто,
молясь о страждущих телесно, сказал: да скончается болезнь страждущих.
Чтобы грех, как пожирающий огонь в членах, распространяясь дальше и дальше,
не занял большего места, Пророк молит Бога остановить дальнейшее разлияние
греха и положить ему предел. Молит, ибо любит врагов своих, желает добро
творить ненавидящим его и потому молится за творящих напасть (ср.: Мф. 5,
44).

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D1%83%...p;zone=all&wordforms=exact

Подобным образом, кто с самого начала воспитывался в благочестии, избег всяких превратностей в учениях о Боге,

Вторник, 04 Марта 2014 г. 14:10 + в цитатник
Подобным образом, кто с самого начала воспитывался в благочестии, избег
всяких превратностей в учениях о Боге, был наставлен в законе Божием,
осуждающем грех и внушающем тому противное, тот, если впадет в
идолослужение, не будет иметь такого же извинения, как получивший
воспитание от родителей, не знавших закона, от язычников, с детства
наученных идолослужению. Господь судит людем - иначе судит иудея и иначе
скифа. Ибо иудей почивает на законе, хвалится о Бозе, разсуждает лучшая
(ср.: Рим. 2, 17-18). Он оглашен в законе и сверх общих всем понятий был
убеждаем и вразумляем писаниями Пророков и закона, и если окажется впадшим
в беззаконие, то сие вменяется ему гораздо в тягчайший грех. Скифы - народ
кочующий; они воспитаны в зверских и бесчеловечных обычаях, привыкли к
грабежам и взаимным насилиям, неукротимо предаются гневу, легко
раздражаются взаимными оскорблениями, привыкли всякий спор решать оружием,
приучены оканчивать ссоры кровопролитием; и ежели они окажут друг другу
сколько-нибудь человеколюбия и снисходительности, то своими услугами
уготовят нам жесточайшее наказание.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact

Но кажется, что слово "судить" берется в Писании иногда в значении "испытывать", а иногда в значении "осуждать

Вторник, 04 Марта 2014 г. 08:10 + в цитатник
Но кажется, что слово "судить" берется в Писании иногда в
значении "испытывать", а иногда в значении "осуждать". Так в
значении "испытывать", в словах: суди ми, Господи, яко аз незлобою моею
ходих, ибо здесь Пророк присовокупляет: искуси мя, Господи, и испытай мя
(Пс. 25, 1-2), и в значении "осуждать", в словах: аще бо быхом себе судили,
не быхом осуждени были (ср.: 1 Кор.11, 31). Это значит: если бы мы
испытывали самих себя, то не подверглись бы осуждению. Опять сказано, что
Господь судитися имать со всякою плотию (ср.: Иер. 25, 31), то есть при
исследовании жизни Господь Сам Себя подвергает суду всякого и Свои заповеди
противопоставляет делам грешников, в оправдание Свое приводя
доказательства, что Он сделал все от Него требовавшееся ко спасению
судимых, чтобы грешники, убедившись, сколько они виновны во грехах, и
приняв Божий суд, не без согласия терпели наложенное на них наказание.

Но слово "судить" имеет и иное значение, в котором Господь говорит: Царица
Южская востанет на суд и осудит род сей (ср.: Мф. 12, 42). О тех, которые
отвращаются Божественного учения, не радеют о чистоте нравов и совершенно
отвергли вразумляющие учения мудрости, Господь говорит, что они по
сравнению и сличению с их современниками, показавшими отличную ревность к
добру, понесут тягчайшее осуждение за не исполненное ими. А я думаю, что не
все, облеченные в сие земное тело, одинаково будут судимы Праведным Судиею,
потому что весьма различные внешние обстоятельства, встречающиеся с каждым
из нас, сделают, что и суд над каждым будет различен. Или делает более
тяжкими или облегчает наши грехи то, что от нас не зависит или стекается
вокруг нас не по нашей воле.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%BE-...p;zone=all&wordforms=exact

Слова сии можно относить и к тайне Воскресения, разумея так, что Пророк молит Судию востать и отмстить за

Вторник, 04 Марта 2014 г. 02:10 + в цитатник
И востани, Господи Боже мой, повелением, имже заповедал еси. Слова сии
можно относить и к тайне Воскресения, разумея так, что Пророк молит Судию
востать и отмстить за всякий грех и привести в действие предписанные нам
заповеди, а можно понимать под ними и тогдашнее состояние Пророка, который
молит Бога востать и отмстить за ту заповедь, какую Он дал. Богом же дана
была заповедь: Чти отца твоего и матерь (Исх. 20, 12), и ее преступил сын
Давидов. Почему для исправления его и для вразумления многих молит Бога не
долготерпеть, но востать гневом, востав, отмстить за Свою заповедь. Он
говорит: отмсти не за меня, но за пренебрежение заповеди, которую Сам Ты
дал.

(8) И сонм людей обыдет Тя. Известно, что по вразумлении одного
неправедного обращаются многие. Посему накажи его преступление, да великий
сонм людей обыдет Тя.

И о том на высоту обратися. За окружающий Тебя сонм, который приобрел Ты
благодатным снисхождением и домостроительством, возвратись на высоту той
славы, юже имех у Тебе, прежде мир не бысть (Ин. 17, 5).

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%BB%...p;zone=all&wordforms=exact

Да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой.

Понедельник, 03 Марта 2014 г. 20:10 + в цитатник
Да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой.
Душа праведника, отрешившись от соучастия в теле, имеет живот сокровен со
Христом в Бозе (ср.: Кол. 3, 3), так что может сказать с Апостолом: Живу же
не ктому аз, но живет во мне Христос. И еще: а еже ныне живу во плоти,
верою живу (Гал. 2, 20). Душа же грешника, живущего по плоти, погрязшего в
телесных удовольствиях, валяется в плотских страстях, как в тине. Враг,
попирая ее, старается еще более осквернить и, так сказать, погребсти,
наступив на падшего и ногами своими втаптывая его в землю, то есть жизнь
поползнувшегося - в тело.

И славу мою в персть вселит. Святых, которые имеют жительство на небесах и
сокровиществуют себе блага в вечных сокровищницах, - и слава на небесах; а
о людях перстных и по плоти живущих говорится, что и слава их вселяется в
персть. Кто славится земным богатством, кто домогается кратковременной
чести от людей, кто возлагает надежду на телесные преимущества, тот имеет у
себя славу, но она не восходит к небу, а пребывает в персти.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%94%D0%B0-...p;zone=all&wordforms=exact

гонящих, а там, во время испытания: Избави мя, да не когда похитит яко лев душу мою.

Понедельник, 03 Марта 2014 г. 14:10 + в цитатник
Посему Пророк молится о будущей и настоящей жизни. Здесь говорит: Спаси мя
от... гонящих, а там, во время испытания: Избави мя, да не когда похитит
яко лев душу мою. И сие можешь узнать от Самого Господа, Который пред
страданием говорит: Грядет... сего мира князь и во Мне не имать ничесоже
(Ин. 14, 30). Но Он, не сотворивший греха, сказал: Не имать ничесоже; для
человека же довольно, если осмелится сказать: "Грядет сего мира князь и во
мне имать не многое и маловажное". Опасно же, чтобы сие не случилось с
нами, когда нет у нас ни избавляющего, ни спасающего. Двум понятиям приданы
также два понятия: спаси мя от множества гонящих мя, и избави мя, да не
когда буду похищен, не сущу избавляющу.

(4) Господи Боже мой, аще сотворих сие, аще есть неправда в руку моею, (5)
аще воздах воздающим ми зла, да отпаду убо от враг моих тощ: (6) да поженет
убо враг душу мою, и да постигнет. Писанию обычно употреблять
слово "воздаяние", не только в общепринятом смысле, когда добро или зло уже
совершено, но и о чем-нибудь предначинаемом, как в следующем месте:
воздаждь рабу Твоему (Пс. 118, 17), вместо того чтобы сказать "даждь",
сказано "воздаждь". "Дать" значит положить начало благотворению, "отдать"
значит возмерить равным за сделанное себе добро, а "воздаяние" есть
какое-то второе начало и возвращение оказанного кому-нибудь добра или зла.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B3%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact

Подумаешь, что слова просты, что кому бы то ни было можно в прямом смысле сказать: Господи Боже мой, на Тя

Понедельник, 03 Марта 2014 г. 08:10 + в цитатник
(2) Господи Боже мой, на Тя уповах, спаси мя. Подумаешь, что слова просты,
что кому бы то ни было можно в прямом смысле сказать: Господи Боже мой, на
Тя уповах, спаси мя. А на деле, может быть, и не так. Кто надеется на
человека или насыщается чем-нибудь другим житейским, например, могуществом
или деньгами, или чем иным из почитаемого у людей блистательным, тот не
может сказать: Господи Боже мой, на Тя уповах. Ибо есть заповедь не
надеяться на князей, и сказано: проклят человек, иже надеется на человека
(Иер. 17, 5). Не должно воздавать как Божескую честь чему-либо кроме Бога,
так и надеяться на другого кроме Бога, Господа всяческих. Сказано: Крепость
моя и пение мое Господь (Пс. 117, 14).

Почему же Пророк молится, чтобы его сперва спасти от гонящих, а потом -
избавить? Знак препинания сделает речь ясною: спаси мя от всех гонящих мя,
и избави мя: (3) да не когда похитит яко лев душу мою. Что же за различие
между спасением и избавлением? То, что в спасении собственно имеют нужду
немощные, а в избавлении - содержимые в плену. Посему кто имеет в себе
немощь, но в себе же находит и веру, тот собственною верою направляется к
спасению, ибо сказано: Вера твоя спасе тя (Лк. 7, 50), и еще: Яко веровал
еси, буди тебе (Мф. 8, 13). А кто требует избавления, тот ожидает, чтобы
другие за него представили должную цену. Посему тот, кому угрожает смерть,
зная, что один Спаситель и один Искупитель, говорит: На Тя уповах, спаси мя
от немощи и избави мя от плена.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact

1) Псалом Давиду, егоже воспет Господеви о словесех Хусиевых, сына Иемениина.

Понедельник, 03 Марта 2014 г. 02:10 + в цитатник
Беседа на псалом седьмой


1) Псалом Давиду, егоже воспет Господеви о словесех Хусиевых, сына
Иемениина. Надписание седьмого псалма по видимому противоречит несколько
повествуемому в книгах Царств, где написано о Давиде, ибо там повествуется
о Хусии, первом друге Давидовом (см.: 2 Цар. 15, 32), и о сыне Арахиином, а
здесь Хусий, сын Иемениина. Но как этот Хусий не Иемениин сын, так из
упоминаемых там нет и другого Хусия, сына Иемениина. Не за то ли разве
назван сыном Иеменииным, что оказал великое мужество и доблестный подвиг,
когда под видом друга приходил к Авессалому и разорил совет Ахитофела,
предлагавшего мнение, приличное человеку весьма оборотливому и знающему
военное дело? Ибо сын Иемениин в переводе значит сын десницы. Когда же
Ахитофел советовал нимало не отлагать дела, но немедленно напасть на отца,
еще не готового к сражению, Хусий не допустил, чтобы принят был совет
Ахитофелов, яко да наведет, так сказано, Господь на Авессалома злая вся (2
Цар. 17, 14). Но напротив того, чтобы Давиду дать время собрать свои силы,
рассудил он уверить их в пользе отсрочки и замедления, чем и угодил
Авессалому, который сказал: Благ совет Хусия Арахиина, паче совета
Ахитофелева (2 Цар. 17, 14).

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=1)-%D0%9F%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%BC-%D0%94%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%83%2C-%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0%B6%D0%B5-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%82-%D0%93%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D0%B8-%D0%BE-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%B5%D1%85-%D0%A5%D1%83%D1%81%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D1%85%2C-%D1%81%D1%8B%D0%BD%D0%B0-%D0%98%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8%D0%BD%D0%B0.&site=®ion_name=&rstr=&zone=all&wordforms=exact

А подражающий лихоимцу или человеку, который другим каким-нибудь пороком достиг значительной власти в обществе,

Воскресенье, 02 Марта 2014 г. 20:10 + в цитатник
А подражающий лихоимцу или человеку, который другим каким-нибудь пороком
достиг значительной власти в обществе, стал правителем народов или
военачальником и потом предался самым постыдным страстям, - ужели
подражающий ему не приемлет в душу свою пагубы, обратив в свою
собственность порок того, кому подражает? Блистательное положение в свете
показывает вместе с собою и жизнь людей, поставленных на виду. Воины всего
чаще подражают военачальникам, живущие в городах берут для себя примеры с
начальствующих; и вообще, когда многие почтут достойным подражания порок
одного человека, тогда справедливо и прилично будет сказать, что от него
распространяется в жизни какая-то пагуба душ. Ибо грех в лице именитом
многих поползновенных привлекает подражать тому же. И поскольку один от
другого заимствует повреждение, то о таковых людях говорится, что они губят
души. Итак, не сиди на седалищи губителей, не участвуй в собрании людей,
повреждающих нравственность и пагубных, не оставайся в обществе советников
на зло!

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%90-%D0%BF...p;zone=all&wordforms=exact

А другой путь - тотчас по искушении бежать его, как удара, наносимого стрелком, по написанному у Соломона

Воскресенье, 02 Марта 2014 г. 14:10 + в цитатник
А другой путь - тотчас по искушении бежать его, как удара, наносимого
стрелком, по написанному у Соломона о злой жене: Но отскочи, не замедли...
ниже настави ока своего к ней (Притч. 9, 18). И теперь знаю таких, которые
в юности поползнулись в плотские страсти и до самой седины, по привычке к
злу, пребывают во грехах. Как свиньи, валяясь в тине, непрестанно более и
более облипают грязью, так и эти люди чрез сластолюбие с каждым днем
покрывают себя новым позором. Итак, блаженное дело - и не помышлять о зле.
Если же, уловленный врагом, принял ты в душу советы нечестия, не стой во
грехе. А если и тому подвергся, не утверждайся во зле. Посему не сиди на
седалищи губителей.

Если ты понял, какое седалище разумеет Писание, а именно называет так
продолжительное пребывание во зле, то исследуй, кого именует оно
губителями. О моровой язве люди, сведущие в этом, говорят, что она, если
прикоснется к одному человеку или скоту, чрез сообщение распространяется на
всех приближающихся. Таково свойство этой болезни, что все друг от друга
наполняются тою же немощью. Таковы и дела беззакония. Ибо, передавая друг
другу болезнь, все вместе страждут недугом и вместе погибают.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%90-%D0%B4...p;zone=all&wordforms=exact

Два есть пути, один другому противоположные, - путь широкий и пространный и путь тесный и скорбный.

Воскресенье, 02 Марта 2014 г. 08:10 + в цитатник
Два есть пути, один другому противоположные, - путь широкий и пространный и
путь тесный и скорбный. Два также путеводителя, и каждый из них старается
обратить к себе. На пути гладком и покатом путеводитель обманчив - это
лукавый демон, и он посредством удовольствий увлекает следующих за ним в
погибель; а на пути не гладком и крутом путеводитель добрый Ангел, и он
чрез многотрудность добродетели ведет следующих за ним к блаженному концу.
Пока каждый из нас младенец и гоняется за тем, что услаждает его в
настоящем, до тех пор нимало не заботится он о будущем. Но став уже мужем,
когда понятия усовершились, он как бы видит, что жизнь перед ним делится и
ведет то к добродетели, то к пороку; и часто обращая на них душевное око,
различает, что свойственно добродетели и пороку.

Жизнь грешников показывает в себе все наслаждения настоящего века. Жизнь
праведных являет одни блага будущего века. Путь спасаемых сколько обещает
благ будущих, столько представляет трудов в настоящем. А жизнь
сластолюбивая и невоздержная предлагает не ожидаемое впоследствии, но
настоящее уже наслаждение. Посему всякая душа приходит в кружение и не
может устоять среди помыслов. Когда приведет себе на мысль вечное, избирает
добродетель, когда же обратит взор на настоящее, предпочитает удовольствие.
Здесь видит прохладу для плоти, а там ее порабощение, здесь пьянство, а там
пост, здесь необузданный смех, а там обильные слезы, здесь пляски, а там
молитву, здесь свирели, а там воздыхания, здесь блуд, а там девство.
Поскольку же истинное благо удобопостижимо разумом только чрез веру (ибо
оно отдалено от нас - и око не видало его, и ухо о нем не слыхало), а
сладость греха у нас под руками, и наслаждение вливается посредством
каждого чувства, то тот блажен, кто не увлекся в погибель приманками
удовольствия, но с терпением ожидает надежды спасения и при выборе того или
другого пути не вступил на путь, ведущий ко злу.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%94%D0%B2%...p;zone=all&wordforms=exact

Как сидящие на корабле без всякого усилия несутся ветром к пристани, и хотя сами того не чувствуют, однако

Воскресенье, 02 Марта 2014 г. 02:10 + в цитатник
Как сидящие на корабле без всякого усилия несутся ветром к пристани, и хотя
сами того не чувствуют, однако же бег корабля приближает их к цели, так и
мы с протекающим временем жизни нашей, как бы некоторым непрерывным и
непрестанным движением в незаметном течении жизни, увлекаемся каждый к
своему пределу. Например, ты спишь, а время утекает от тебя. Ты
бодрствуешь, и мысль твоя занята, но вместе и жизнь тратится, хотя и
убегает это от нашего чувства. Все мы, человеки, бежим по какому-то
поприщу, и каждый из нас спешит к своей цели, поэтому все мы в пути. И
таким образом можешь составить себе понятие о сем пути. Ты путник в этой
жизни, все проходишь мимо, все остается позади тебя: видишь на пути
растение или траву, или воду, или другое что, достойное твоего зрения,
полюбовался недолго и пошел дальше. Опять встречаешь камни, пропасти,
утесы, скалы, пни, а иногда зверей, пресмыкающихся гадов, терние или иное
что, неприятное, поскорбел недолго и потом оставил.

Такова жизнь, она не имеет ни удовольствий постоянных, ни скорбей
продолжительных. Не твоя собственность этот путь, но и настоящее также не
твое. У путников такой обычай: как скоро первый сделал шаг, тотчас за ним
заносит ногу другой, а за этим и следующий. Смотри же, не подобна ли сему и
жизнь? Ныне ты возделывал землю, а завтра будет ее возделывать другой,
после же него еще другой. Видишь ли эти поля и великолепные здания? Сколько
раз каждое из них со времени своего существования переменяло имя!
Называлось собственностью такого-то, потом переименовано по имени другого,
перешло к новому владельцу, а теперь стало именоваться собственностью еще
нового. И так жизнь наша не путь ли, на который вступают то те, то другие и
по которому все один за другим следуют? Посему блажен, иже... на пути
грешных не ста.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9A%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact

Псалмопевец предложил нам три условия, требующие соблюдения: не ходить на совет нечестивых, не стоять на пути

Суббота, 01 Марта 2014 г. 20:10 + в цитатник
Псалмопевец предложил нам три условия, требующие соблюдения: не ходить на
совет нечестивых, не стоять на пути грешных, не сидеть на седалищи
губителей. Следуя естественному ходу дел, он внес этот порядок и в
сказанное им. Ибо сперва начинаем обдумывать намерение, потом подкрепляем
его, а после того утверждаемся в обдуманном. Посему первоначально должно
назвать блаженною чистоту наших помышлений, потому что корень телесных
действий составляют сердечные совещания. Так, любодеяние воспламеняется
сперва в душе сластолюбца, а потом производит телесное растление. Посему и
Господь говорит, что внутри человека оскверняющее его (см.: Мф. 15, 18).
Поскольку же грех против Бога называется в собственном смысле нечестием, то
никогда не допустим в себе сомнений о Боге по неверию. Ибо значит уже пойти
на совет нечестивых, ежели скажешь в сердце своем: "Есть ли Бог, всем
управляющий? Есть ли Бог, на Небе распоряжающийся всем порознь? Есть ли
суд? Есть ли воздаяние каждому по делам его? Для чего праведные живут в
нищете, а грешные богатеют? Одни немощны, а другие наслаждаются здравием?
Одни бесчестны, а другие славны? Не самослучайно ли движется мир? И не
случай ли неразумный без всякого порядка распределяет каждому жребий
жизни?" - Если так помыслил ты, то пошел на совет нечестивых. Посему
блажен, кто не дал в себе места сомнению о Боге, кто не впал в малодушие
при виде настоящего, но ожидает чаемого, кто о Создавшем нас не возымел
недоверчивой мысли.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D1%81%...p;zone=all&wordforms=exact

Почему псалмопевец называет блаженным не преуспевающего в добродетели, но не соделавшего греха?

Суббота, 01 Марта 2014 г. 14:10 + в цитатник
Но по связи понятий открывается нам и другое затруднение. Почему
псалмопевец называет блаженным не преуспевающего в добродетели, но не
соделавшего греха? В таком случае и конь, и вол, и камень могли бы
назваться блаженными. Ибо какое неодушевленное существо стояло на пути
грешных? Или какое бессловесное сидело на седалищи губителей? Но потерпи
немного, и найдешь врачевство. Пророк присовокупляет: Но в законе Господни
воля его (Пс. 1, 2). Поучение же в законе Божием принадлежит только
разумному существу. А мы скажем и то, что начало к усвоению доброго есть
удаление от злого. Ибо сказано: Уклонися от зла, и сотвори благо (Пс. 36,
27).

Итак, премудро и благоискусно приводя нас к добродетели, псалмопевец
удаление от греха положил началом добрых дел. А если бы он вдруг потребовал
от тебя совершенства, то, может быть, ты и замедлил бы приступить к делу.
Теперь же приучает тебя к более удобоприступному, чтобы ты смелее взялся за
прочее. И я сказал бы, что упражнение в добродетели уподобляется лествице,
той именно лествице, которую видел некогда блаженный Иаков, одна часть
которой была близка к земле и касалась ее, а другая простиралась даже выше
самого Неба. Посему вступающие в добродетельную жизнь должны сперва
утвердить стопы на первых ступенях и с них непрестанно восходить выше и
выше, пока, наконец, через постепенное преспеяние не взойдут на возможную
для человеческого естества высоту. Посему как первоначальное восхождение по
лествице есть удаление от земли, так и в жизни по Богу удаление от зла есть
начало преспеяния.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact

Но невежественные люди и миролюбцы, не зная природы самого добра, часто называют блаженным то, что не имеет

Суббота, 01 Марта 2014 г. 08:10 + в цитатник
Но невежественные люди и миролюбцы, не зная природы самого добра, часто
называют блаженным то, что не имеет никакой цены: богатство, здравие,
блистательную жизнь - все, что по природе своей не есть добро, потому что
не только удобно изменяется в противоположное, но и обладателей своих не
может сделать добрыми. Ибо кого сделало справедливым богатство или
целомудренным здоровье! Напротив того, каждый из сих даров
злоупотребляющему им часто способствует ко греху. Посему блажен, кто
приобрел достойное большей цены, кто стал причастным благ неотъемлемых. Но
по чему узнаем о нем сие? Это тот, иже не иде на совет нечестивых.

И прежде нежели скажу, что значит не идти на совет нечестивых, намерен я
решить для вас вопрос, здесь представляющийся. Спросите: для чего Пророк
берет одного мужа и его называет блаженным? Ужели из числа блаженных
исключил он жен? Нет, одна добродетель для мужа и жены, как и творение
обоих равночестно, а потому и награда обоим одинакова. Слушай, что сказано
в книге Бытия: И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и
жену сотвори их (Быт. 1, 27). Но в ком природа одна, у тех и действования
те же, а чьи дела равны, для тех и награда та же. Итак, почему же
псалмопевец, упомянув о муже, умолчал о жене? Потому что при единстве
естества почитал достаточным для обозначения целого указать на
преимущественное в роде.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%BE-...p;zone=all&wordforms=exact


Поиск сообщений в janvaris2014
Страницы: 175 ... 10 9 [8] 7 6 ..
.. 1 Календарь