-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в janvaris2014

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.01.2014
Записей: 4197
Комментариев: 3
Написано: 4198


(Мф.

Суббота, 19 Марта 2016 г. 11:14 + в цитатник

На единство трех Божественных Лиц указывает
заповедь о крещении, данная Господом ученикам по Воскресении:


<<Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и
Святого Духа>>

(Мф. 28, 19).

Этот стих комментирует свт. Амвросий Медиоланский:


<<сказал Господь: во имя, а не во имена, потому что один Бог; не
многие имена: потому что не два Бога, не три Бога>> [177].


<<Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и сии
три суть едино>>

(1 Ин. 5, 7).


Это место является спорным, поскольку в древних греческих
рукописях Евангелия этот стих отсутствует.

Кроме того, во многих местах Нового Завета говорится о единстве
и равном достоинстве Отца и Сына (Мф. 11, 27; Ин. 5, 17, 21, 26; Ин. 10,
15, 30, 38; Ин. 17, 10), а также о единстве и равном достоинстве Святого
Духа с Отцом и Сыном (Мф. 28, 19; 1 Кор. 2, 10; 2 Кор. 13, 13).


Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9C%D1%84....p;zone=all&wordforms=exact


mail_97675356_Na-edinstvo-treh-Bozestvennyh-Lic-ukazyvaet-zapoved-o-kresenii-dannaa-Gospodom-ucenikam-po-Voskresenii_------_Idite-i-naucite-vse-narody-kresta-ih-vo-ima-Otca-i-Syna-i-Svatogo-Duha_---- (400x209, 6Kb)

Троекратное обращение ко Господу можно рассматривать как прикровенное указание на троичность Божественных Лиц.

Суббота, 19 Марта 2016 г. 08:54 + в цитатник

Троекратное обращение ко Господу можно
рассматривать как прикровенное указание на троичность Божественных Лиц.

Пророк Исайя в Иерусалимском храме видел, как Серафимы, окружая
престол Бога, взывали:

<<Свят, Свят, Свят Господь Саваоф>>

. При этом пророк услышал глас Божий:

<<кого Мне послать, и кто пойдет для Нас?>>

. Таким образом, Бог говорит о Себе одновременно и в
единственном и во множественном числе (Ис. 6, 3, 8).


3.2.2. Учение Нового Завета


Указанием на троичность Лиц в Боге могут служить события
Крещения и Преображения Господня. Они в равной степени являются явным
Откровением человечеству о Троичности Божества. В. Н. Лосский пишет:


<<Поэтому и празднуется так торжественно Богоявление и
Преображение. Мы празднуем Откровение Пресвятой Троицы, ибо слышен был
голос Отца и присутствовал Святый Дух. В первом случае под видом голубя, во
втором -- как сияющее облако, осенившее апостолов>> [176].

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A2%D1%80%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97674031_Prorok-Isaja-v-Ierusalimskom-hrame-videl-kak-Serafimy-okruzaa-prestol-Boga-vzyvali_----_Svat-Svat-Svat-Gospod-Savaof_---. (400x209, 5Kb)

Без заголовка

Суббота, 19 Марта 2016 г. 08:34 + в цитатник


<<Подлинно странное пустословие -- утверждать, что кто-нибудь
сидит и сам себе приказывает, сам над собою надзирает, сам себя понуждает
властительно и настоятельно>> [174].


Когда патриарху Аврааму явился Бог в виде трех странников,
Авраам, выйдя им навстречу, поклонился и обратился к ним со словом
<<Господь>> (евр. Адонаи) (Быт. 18, 1-3), то есть в единственном числе.
Большинство свв. отцов считают, что это первое откровение человеку о
Триединстве Божества. Блж. Августин пишет:


<<Авраам встречает трех, поклоняется единому. Узрев трех, он
уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы единому, исповедал Единого
Бога в Трех Лицах>> [175].


Косвенным указанием на троичность Лиц в Боге является и
ветхозаветное священническое благословение:


<<Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на
тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице
Свое на тебя и даст тебе мир!>>

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%C2%AB%D0%9F%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97673953_Kosvennym-ukazaniem-na-troicnost-Lic-v-Boge-avlaetsa-i-vethozavetnoe-svasenniceskoe-blagoslovenie_------_Da-blagoslovit-teba-Gospod-i-sohranit-teba_ (400x209, 5Kb)

(Быт.

Суббота, 19 Марта 2016 г. 07:14 + в цитатник


<<Вначале сотворил Бог небо и землю>>

(Быт. 1,1).

Сказуемое <<бара>> (сотворил) стоит в единственном числе, а
подлежащее <<элогим>> -- во множественном и буквально означает <<боги>>. Свт.
Филарет Московский замечает:


<<В сем месте еврейского текста слово <<элогим>>, собственно Боги,
выражает некоторую множественность, между тем, как речение <<сотворил>>
показывает единство Творца. Догадка об указании сим образом выражения на
таинство Святой Троицы заслуживает уважения>> [173].


Аналогичные указания на множественность Лиц содержатся и в
других местах Ветхого Завета:


<<И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию
Нашему>>

(Быт. 1, 26);


<<И сказал Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло>>

(Быт. 3, 22);


<<И сказал Господь: ... сойдем же и смешаем там язык их>>

(Быт. 11, 6-7).

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%91%D1%8B%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97673594_Analogicnye-ukazania-na-mnozestvennost-Lic-soderzatsa-i-v-drugih-mestah-Vethogo-Zaveta_------_I-skazal-Bog_-sotvorim-celoveka-po-obrazu-Nasemu-i-po-podobiue-Nasemu_----Byt. (400x209, 5Kb)

Три Божественных Лица отличаются личными (ипостасными) свойствами.

Суббота, 19 Марта 2016 г. 06:44 + в цитатник

Три Божественных Лица отличаются личными
(ипостасными) свойствами.


3.2. Учение о Пресвятой Троице в Священном Писании


3.2.1. Учение Ветхого Завета


Учение о Троице в Ветхом Завете не было выражено с достаточной
ясностью. Свт. Григорий Богослов писал:


<<Небезопасно было прежде, нежели исповедано божество Отца, ясно
проповедыватъ Сына, и прежде, нежели признан Сын, обременять нас проповедью
о Духе Святом и подвергать опасности утратить последние силы, как бывает с
людьми, которые обременены пищею, принятою не в меру... надлежало же, чтоб
Троичный свет озарял просветляемых постепенными прибавлениями...>> [172].


Сообщение древним евреям учения о Пресвятой Троице во всей
полноте не было бы полезно, ибо явилось бы для них не чем иным, как
возвращением к многобожию. Несомненно Ветхий Завет создавался в контексте
определенной теологии, причем стержнем этой теологии являлся строжайший
монотеизм. Тем более удивительно обнаружить в тексте Ветхого Завета
достаточное число указаний на множественность или троичность Лиц в Боге.

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A2%D1%80%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97673525_Grigorij-Bogoslov-pisal_------_Nebezopasno-bylo-prezde-nezeli-ispovedano-bozestvo-Otca-asno-propovedyvat-Syna-i-prezde-nezeli-priznan-Syn-obremenat-nas-propovedue-o-Duhe-Svatom-i-podver (400x209, 9Kb)

Вера в единого Бога не является специфической особенностью христианства, в единого Бога веруют также мусульмане

Суббота, 19 Марта 2016 г. 06:34 + в цитатник

Вера в единого Бога не является
специфической особенностью христианства, в единого Бога веруют также
мусульмане и иудеи. В Символе веры рядом со словом <<Бог>> стоит собственное
имя <<Отец>>.


<<Сие должно понимать в отношении к таинству Святой Троицы,
потому что Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и
Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная>> [171].


Именно вера в Бога-Троицу отличает христианство от других
монотеистических религий. Учение о Пресвятой Троице дано в Божественном
Откровении. Этот догмат непостижим на уровне рассудка, поэтому ни одна
естественная философия не смогла возвыситься до учения о Триедином Боге.

Догмат о Пресвятой Троице является основанием всего
христианского веро- и нравоучения, в частности, учения о Боге -- Творце и
Промыслителе мира.

Учение о Триединстве Божества сводится к следующим основным
положениям:

Бог троичен, троичность состоит в том, что в Боге -- Три Лица
(Ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97673487_Sie-dolzno-ponimat-v-otnosenii-k-tainstvu-Svatoj-Troicy-potomu-cto-Bog-est-edin-po-susestvu-no-troicen-v-licah_-Otec-Syn-i-Svatoj-Duh-Troica-edinosusnaa-i-nerazdelnaa_-_171_. (400x209, 6Kb)

Без заголовка

Суббота, 19 Марта 2016 г. 06:14 + в цитатник


<<Священное Писание применяется в сем к обыкновенному языку
человеческому, а понимать сие надобно духовным и высшим образом...>> [168].


Антропоморфизмы следует понимать как указания на духовные
свойства и действия Божии, о которых мы можем судить, по словам св. Иоанна
Дамаскина, только


<<посредством образов, типов и символов, нам сообразных>> [169].


Ересь антропоморфитов, считавших, что Бог действительно есть
существо телесное, была осуждена Церковью. В Синодике в Неделю Торжества
Православия сказано:


<<глаголющим Бога не быти дух, но плоть анафема>> [170].





3. ДОГМАТ О ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕ


3.1. Догмат о Пресвятой Троице -- основание христианской религии

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%C2%AB%D0%A1%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97673422_Svasennoe-Pisanie-primenaetsa-v-sem-k-obyknovennomu-azyku-celoveceskomu-a-ponimat-sie-nadobno-duhovnym-i-vyssim-obrazom..._-_168_. (400x209, 5Kb)

Люди праведные, даже находясь в стесненных обстоятельствах, могут наслаждаться Царством Божиим, которое внутри

Суббота, 19 Марта 2016 г. 05:24 + в цитатник

Люди праведные, даже находясь в стесненных
обстоятельствах, могут наслаждаться Царством Божиим, которое внутри нас
есть (Лк. 17, 21). И напротив, человек, ведущий греховный образ жизни,
по-настоящему не может быть счастлив:


<<Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое>>

(Рим. 2, 9).

Всякий грех уже заключает в самом себе и наказание. В основании
мира лежит непреложный нравственный закон:


<<Что посеет человек, то и пожнет>>

(Гал. 6, 7).

Поэтому праведная жизнь всегда связана с предвкушением будущего
блаженства, а жизнь греховная -- с предвкушением будущих мучений [167].



2.3.5. Антропоморфизмы Священного Писания


Хотя Библия учит, что Бог есть Дух, тем не менее в Священном
Писании содержится множество так называемых антропоморфизмов (от греч.
ἄνθρωπος -- человек и
μορφ&


mail_97673371_Antropomorfizmy-Svasennogo-Pisania-------Hota-Biblia-ucit-cto-Bog-est-Duh-tem-ne-menee-v-Svasennom-Pisanii-soderzitsa-mnozestvo-tak-nazyvaemyh-antropomorfizmov-ot-grec. (400x209, 6Kb)

(Иак.

Суббота, 19 Марта 2016 г. 05:24 + в цитатник

<<Един Законодатель и Судия, могущий спасти
и погубить>>

(Иак. 4, 12).

Однако окружающая действительность порой заставляет усомниться
в том, что Бог есть существо, которому присуща абсолютная правда. В
частности, это проявляется в том, что грешники нередко благоденствуют, в то
время как люди праведные терпят различного рода лишения. На такого рода
недоразумения можно возразить следующее:


нельзя ограничивать правосудие Божие только пределами земной
жизни;

человек есть существо, обладающее свободной волей, поэтому
счастье и бедствия людей в значительной степени зависят от них самих;

с христианской точки зрения страдания не являются абсолютным
злом; будучи злом по своему существу, они могут приводить к благим
последствиям (покаянию, исправлению жизни и очищению души);

сравнение благоденствующих грешников и страдающих праведников
обычно производится по каким-либо внешним проявлениям, внутреннее состояние
людей при этом игнорируется.

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97673369_Na-takogo-roda-nedorazumenia-mozno-vozrazit-sleduuesee_------nelza-ogranicivat-pravosudie-Bozie-tolko-predelami-zemnoj-zizni_---celovek-est-susestvo-obladauesee-svobodnoj-volej-poetomu- (400x209, 12Kb)

(Пс.

Суббота, 19 Марта 2016 г. 04:34 + в цитатник

<<благ Господь ко всем, и щедроты Его на
всех делах Его>>

(Пс. 144, 9).

Со свойством благости Божией тесно связаны такие свойства, как
любовь и милость, представляющие собой частные аспекты свойства благости.

Любовь есть благость в отношении к личностным существам: людям
и ангелам.

Милость есть проявление благости к падшему человечеству, к
грешникам. Иначе говоря, милость -- это любовь по снисхождению к тем, кто
любви не заслуживает. Таким образом, милость сближается со свойством
долготерпения.


2.3.4.5. Правда



<<Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника>>

(Пс. 10, 7).

Бог есть полнота совершенства, и Он требует совершенства и от
Своего творения.


<<Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный>>

(Мф. 5, 48).

Для достижения этой цели Бог дает человеку нравственный закон,
ведущий исполняющих его к совершенству. При этом исполнение закона Богом
награждается, а нарушение наказывается. Таким образом, в правде Божией
различают две составляющие: правду законодательную и правду
мздовоздаятельную. Бог является одновременно и Законодателем, и Судией:

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D1%81....p;zone=all&wordforms=exact


mail_97673178_So-svojstvom-blagosti-Boziej-tesno-svazany-takie-svojstva-kak-luebov-i-milost-predstavlauesie-soboj-castnye-aspekty-svojstva-blagosti. (400x209, 5Kb)

2.

Суббота, 19 Марта 2016 г. 00:34 + в цитатник

2.3.4.3. Всеблаженство


Жизнь Бога есть гармоническое единство, деятельность всех сил
Божиих находится в гармонии, и ни одна из сил не превышает другую, ибо
каждая имеет признак беспредельности. Собственно, в этом и состоит
верховное благо. Любовь к благу в Боге совпадает с самим его обладанием, а
следовательно, Богу от вечности свойственно неизменное всеблаженство [165].


<<...блаженство в деснице Твоей вовек>>

(Пс. 15, 11).


<<Блаженным>>

называет Бога и ап. Павел (1 Тим. 1, 11; 6, 15).


2.3.4.4. Благость


Будучи всеблаженным, Бог открывает Себя и вовне существом
всеблагим и любящим, дарует тварям столько благ, сколько нужно для их
блаженства, сколько они могут принять по природе и состоянию [166].
Творение мира и все промыслительные о нем действия суть проявления благости
Божией.

Благость Божия распространяется на всё существующее без изъятия:

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=2.%20%D0%9F%D...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97672450_Blagost-------Buduci-vseblazennym-Bog-otkryvaet-Seba-i-vovne-susestvom-vseblagim-i-luebasim-daruet-tvaram-stolko-blag-skolko-nuzno-dla-ih-blazenstva-skolko-oni-mogut-prinat-po-prirode-i (400x209, 6Kb)

 (Пс.

Пятница, 18 Марта 2016 г. 23:44 + в цитатник


<<Бог творит все, все хочет...>>

(Пс. 134, 6).

Праотцу Аврааму Бог говорит о Себе:


<<Я Бог Всемогущий...>>

(Быт. 17, 1).

Всемогущество как свойство Божеского естества означает, что в
Боге нет расстояния между желанием и его осуществлением:


<<Он сказал, и сделалось; Он повелел, и явилось>>

(Пс. 32, 9).

Св. Иоанн Дамаскин утверждает, что Бог творит мыслью [164]. Это
означает, что в Боге разум и воля -- одно. Свойство всемогущества Божия с
древнейших времен пытались поставить под сомнение с помощью различных
софизмов, например такого: <<Может ли Бог создать нечто большее, чем Он
Сам?>> Подобные вопросы основаны на непонимании того, что всемогущество не
есть произвол, способность делать все что вздумается. Священное Писание не;
говорит, что Бог делает все, но только все,

<<чего хочет душа Его>>

(Иов. 23, 13). Всемогущество заключается не только в
способности совершать что хочешь, но также в способности не делать того,
чего не хочешь. Поэтому Бог, обладая полнотой совершенства, не может
согрешать или создавать несовершенные вещи.

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D1%81....p;zone=all&wordforms=exact


mail_97672264_Vsemogusestvo-kak-svojstvo-Bozeskogo-estestva-oznacaet-cto-v-Boge-net-rasstoania-mezdu-zelaniem-i-ego-osusestvleniem_------_On-skazal-i-sdelalos_-On-povelel-i-avilos_----Ps. (400x209, 5Kb)

(Евр.

Пятница, 18 Марта 2016 г. 21:04 + в цитатник


<<нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред
очами Его>>

(Евр. 4, 13).

Совершенное знание о делах предполагает и знание будущего:


<<Ему известно было все прежде, нежели сотворено было, равно как
и по совершении>>

(Сир. 23, 29).

Ведение Божие характеризуется свойствами независимости и
неизменности. Бог знает мир не так, как человек. Для человека познание --
внешний процесс, в то время как Бог в таком внешнем изучении вещей не
нуждается, ибо знает мир по Своим определениям о нем, которые охватывают
собой все бытие на всем протяжении его существования. Поэтому в
Божественном ведении не может быть никакого прогресса, никакого приращения
знания. Божественное всеведение заключает в себе все знание, сразу обо
всем [163]. Священное Писание говорит, что все дела ведомы Богу

<<от вечности>>

(Деян. 15, 18).


2.3.4.2. Всемогущество


Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%95%D0%B2%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97671592_Dla-celoveka-poznanie----vnesnij-process-v-to-vrema-kak-Bog-v-takom-vnesnem-izucenii-vesej-ne-nuzdaetsa-ibo-znaet-mir-po-Svoim-opredeleniam-o-nem-kotorye-ohvatyvauet-soboj-vse-bytie-na-v (400x209, 6Kb)

От неизменяемости Божественного существа следует отличать так называемую внешнюю изменяемость, которая касается

Пятница, 18 Марта 2016 г. 20:04 + в цитатник

От неизменяемости Божественного существа
следует отличать так называемую внешнюю изменяемость, которая касается не
самого существа Божия, а отношений между Богом и сотворенным Им миром. Эти
отношения действительно могут изменяться, примером чему служит Промысл
Божий о мире и человеке.



2.3.4. Духовные (катафатические) свойства Божии


2.3.4.1. Всеведение


Свойство всеведения означает, что

<<Бог... знает все>>

(1 Ин. 3, 20). Божественное всеведение включает в себя:

1) совершенное самосознание, знание Самого Себя, Своей природы:


<<Дух все проницает, и глубины Божии ... и Божьего никто не знает,
кроме Духа Божия>>

(1 Кор. 2, 10-11).

2) совершенное ведение о Своих делах: Богу


<<ведомы ... все дела Его>>

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D1%82-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97671349_Bozestvennoe-vsevedenie-vkluecaet-v-seba_---1-soversennoe-samosoznanie-znanie-Samogo-Seba-Svoej-prirody_------_Duh-vse-pronicaet-i-glubiny-Bozii-...-i-Bozego-nikto-ne-znaet-krome-Duha-Boz (400x209, 6Kb)

2.

Пятница, 18 Марта 2016 г. 18:54 + в цитатник


2.3.3.3. Неизменяемость


Этим свойством за Божественной природой отрицаются
видоизменения, являющиеся признаком относительного несовершенства.


<<Ибо Я -- Господь, Я не изменяюсь>>

(Мал. 3, 6).

Ап. Иаков говорит, что у Бога

<<нет изменения и тени перемены>>

(Иак. 1, 17).

Говоря о неизменяемости Божества, мы сталкиваемся с
психологической трудностью. Возникает искушение мыслить Бога как
безжизненный статичный абсолют, некий неподвижный кристалл. Но Священное
Писание говорит, что Бог есть

<<жизнь>>

(Ин. 14, 6). Жизнь -- одно из имен Божиих, но присущая Богу
полнота жизни не может быть выражена посредством понятий <<покоя>> и
<<движения>>. В произведении <<О божественных именах>> (VI в.) говорится, что
Бог


<<при всяком движении остается неизменным и неподвижным, вечно
двигаясь, Он остается в самом себе>> [162].


Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=2.%20%D0%9F%D...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97671025_Neizmenaemost-------Etim-svojstvom-za-Bozestvennoj-prirodoj-otricauetsa-vidoizmenenia-avlauesiesa-priznakom-otnositelnogo-nesoversenstva. (400x209, 4Kb)

[160].

Пятница, 18 Марта 2016 г. 17:44 + в цитатник

<<Бог во всем пребывает по Своей благости и
силе, вне же всего по Своему собственному естеству>> [160].


Как свободно-разумное существо, Бог личностно присутствует в
каждой частице мира. Но, будучи существом свободным, Бог волен по-разному
проявлять Себя в разных частях мира. Этим обусловлено существование мест
особого Божественного присутствия, в которых присутствие Божие переживается
человеком в большей степени. Согласно Священному Писанию, такими местами
являются:

-- небеса (Пс. 113, 24);

-- храм (3 Цар. 9, 3);

-- человек, который может стать, по выражению апостола, храмом
Божиим (2 Кор. 6, 16).

Могут быть и другие места особого присутствия Божия, так
называемые <<святые места>>.

Самый способ присутствия Божия в мире недоступен нашему
пониманию. Свт. Иоанн Златоуст говорит:


<<Что Бог везде присутствует, мы знаем, но как -- не постигаем:
потому что нам известно только присутствие <<чувственное>> и не дано разуметь
вполне естества Божия>> [161].

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%C2%AB%D0%91%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97670774_Ioann-Zlatoust-govorit_------_Cto-Bog-vezde-prisutstvuet-my-znaem-no-kak----ne-postigaem_-potomu-cto-nam-izvestno-tolko-prisutstvie-_cuvstvennoe_-i-ne-dano-razumet-vpolne-estestva-Bozia_ (400x209, 6Kb)

Этим свойством за Богом отрицается зависимость от пространства как формы существования изменчивого бытия.

Пятница, 18 Марта 2016 г. 15:34 + в цитатник

Этим свойством за Богом отрицается
зависимость от пространства как формы существования изменчивого бытия.


<<Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду
ли на небо, Ты там, сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари
и переселюсь на край моря>>

(Пс. 138, 7-10)

Вездеприсутствие как свойство существа Божия означает, Бог
проникает все существующее, ни с чем не смешиваясь, а Его не проникает
ничто.

Божественное вездеприсутствие не означает, что Бог <<разлит>> в
мире таким образом, что каждая частица Вселенной соответствует некой части
Божества. Бог пребывает вне мира. Св. Иоанн Дамаскин говорит, что


<<Все отстоит от Бога не местом, а природой>> [158].

<<Ибо велико и непроходимо расстояние, отделяющее несозданное
естество от всякой созданной сущности>> [159].


Однако запредельный миру по сущности, Бог во всем присутствует
в Своих действиях:

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%AD%D1%82%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97670201_138-7-10---Vezdeprisutstvie-kak-svojstvo-susestva-Bozia-oznacaet-Bog-pronikaet-vse-susestvuuesee-ni-s-cem-ne-smesivaas-a-Ego-ne-pronikaet-nicto. (400x209, 5Kb)

2.

Пятница, 18 Марта 2016 г. 14:14 + в цитатник

2.3.3.1. Вечность


Этим свойством отрицается зависимость Бога от условий времени
как формы изменчивого тварного бытия. Для Бога время не существует так,
как, например, оно существует для нас. Будучи Сам Творцом времени, Бог
пребывает вне времени. Такие понятия, как <<прежде>>, <<после>>, <<теперь>> и
тому подобное к Богу неприменимы, поскольку все связанные с этими понятиями
времени изменения для Бога не существуют, для Него -- все настоящее, Бог
всецело присутствует в каждом моменте времени.


<<...от века и до века Ты -- Бог>>

(Пс. 89, 3).


<<Ты, Господи, пребываешь, во веки>>

(Плач. 5, 19).


<<свят, свят, свят Господь Вседержитель, Который был, есть и
грядет>>

(Откр. 4, 8).

Ап. Павел говорит, что Евангелие было возвещено

<<по повелению вечного Бога>>

(Рим. 14, 25).


2.3.3.2. Вездесущие (Вездепристуствие)

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=2.%20%D0%9F%D...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97669488_Takie-ponatia-kak-_prezde_-_posle_-_teper_-i-tomu-podobnoe-k-Bogu-neprimenimy-poskolku-vse-svazannye-s-etimi-ponatiami-vremeni-izmenenia-dla-Boga-ne-susestvuuet-dla-Nego----vse-nastoasee (400x209, 6Kb)

[155].

Пятница, 18 Марта 2016 г. 14:04 + в цитатник


<<говорим о Боге утвердительно, показывает нам не естество Его,
но то, что относится к естеству>> [155].


Метод богословия, основанный на познании Бога по Его
многообразным проявлениям, называется катафатическим (положительным).

Апофатический и катафатический методы не только не отрицают
друг друга, но напротив, взаимодополняют. Свт. Василий Великий пишет:


<<Из имен же сказуемых о Боге, одни показывают, что в Боге есть,
а другие, напротив, чего в Нем нет. Ибо сими двумя способами, то есть,
отрицанием того, чего нет, и исповеданием того, что есть, образуется в нас
как бы некоторое отпечатление Бога>> [156]


<<Пространный Катехизис>> перечисляет следующие свойства Божии:

онтологические : (вечность, вездесущие, неизменяемость)

духовные : (благость, праведность, всемогущество, всеблаженство
или вседовольство) [157].


2.3.3. Онтологические (апофатические) свойства Божии

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%C2%AB%D0%B3%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97669441_Ibo-simi-dvuma-sposobami-to-est-otricaniem-togo-cego-net-i-ispovedaniem-togo-cto-est-obrazuetsa-v-nas-kak-by-nekotoroe-otpecatlenie-Boga_-_156_-------_Prostrannyj-Katehizis_-perecislaet (400x209, 8Kb)

2.

Пятница, 18 Марта 2016 г. 13:54 + в цитатник


2.3.2. Понятие об онтологических и духовных свойствах Божиих [154]


Онтологические свойства характеризуют совершенства
Божественного существа. Но Божественная природа абсолютна, и человеческий
язык не способен выразить полноту Божественного совершенства. Наш язык,
понятия и категории нашего мышления сформировались в процессе изучения
тварного мира, а тварные вещи несоизмеримы с нетварной абсолютной
сущностью. Поэтому говорить о совершенствах Божественной природы можно
только в отрицательных терминах.

Онтологические или апофатические (отрицательные) свойства --
это свойства, получаемые путем отрицания за Божественным существом
ограничений и недостатков, свойственных конечному, тварному бытию.

Метод богословия, основанный на отрицании за Богом всех качеств
и свойств, присущих тварному бытию, всего, что может быть рассудочно
познано и выражено словами, называется апофатическим (отрицательным).

Однако предметом богословствования может быть не только бытие
Бога в Его неприступной сущности, но и Его самообнаружения в действованиях,
благодаря которым мы можем нечто положительно утверждать о Боге. Бог -- не
только абсолютная сущность, но и свободно-разумное Существо, Личность,
которая благоволит открыть себя человеку. Свойства Божии, познаваемые нами
через Божественные действия, называются духовными или катафатическими
свойствами .

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=2.%20%D0%9F%D...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97669406_Metod-bogoslovia-osnovannyj-na-otricanii-za-Bogom-vseh-kacestv-i-svojstv-prisusih-tvarnomu-bytiue-vsego-cto-mozet-byt-rassudocno-poznano-i-vyrazeno-slovami-nazyvaetsa-apofaticeskim-otri (400x209, 6Kb)


Поиск сообщений в janvaris2014
Страницы: 210 ... 81 80 [79] 78 77 ..
.. 1 Календарь