-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в janvaris2014

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.01.2014
Записей: 4197
Комментариев: 3
Написано: 4198


Ап.

Вторник, 15 Марта 2016 г. 16:14 + в цитатник

Ап. Павел утверждает, что:


<<...никто не может назвать Иисуса Христа Господом, как только
Духом Святым>>

(2 Кор. 12, 3).

Значит, даже истинно исповедать Иисуса Христа своим Господом
может, только тот, на чье сердце предварительно воздействовал Святой Дух.
Поэтому, по словам свт. Филарета Московского,


<<Священное Предание -- это не только видимая и словесная
передача учений, правил, постановлений соборов, обрядов, но также и
невидимое и действенное сообщение благодати и освящения>> [41].


Таким образом, в едином и неразрывном потоке Предания можно
различать три уровня передаваемого:

а) передача богооткровенного учения и тех исторических
памятников, в которых это учение заключено;

б) передача опыта духовной жизни, который сообщается личным
примером, в соответствии с богооткровенным учением;

в) передача благодатного освящения, осуществляемая, прежде
всего, посредством церковных таинств.

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%90%D0%BF....p;zone=all&wordforms=exact


mail_97648670_Takim-obrazom-v-edinom-i-nerazryvnom-potoke-Predania-mozno-razlicat-tri-urovna-peredavaemogo_---a-peredaca-bogootkrovennogo-ucenia-i-teh-istoriceskih-pamatnikov-v-kotoryh-eto-ucenie-zak (400x209, 9Kb)

Таким образом, понятие включает в себя не только букву учения, передаваемую словом, но и опыт духовной

Вторник, 15 Марта 2016 г. 09:54 + в цитатник


<<...подражайте мне, как я Христу>>

(1 Кор. 4, 16), призывает коринфских христиан ап. Павел. Таким
образом, понятие <<Предание>> включает в себя не только букву учения,
передаваемую словом, но и опыт духовной жизни в соответствии с этим
учением, который может быть передан только личным примером.

Однако Господь Иисус Христос не только передал ученикам
богооткровенное учение, не только явил им пример Своей жизни и сообщил опыт
жизни в Боге. Он также повелел им принять Духа Святого, силу благодати,
которая единственно открывает путь к разумению Божественной истины.


<<...вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне
свидетелями>>

(Деян. 1, 8),

сказал Господь ученикам перед Своим Вознесением. Учение Господа
Иисуса Христа постигается только в свете Божественной благодати, и сам опыт
жизни во Христе есть опыт благодатный.


<<Священное Предание это не итог отвлеченных знаний,
передаваемый для запоминания. Передается живая истина для усвоения живым
сердцем. Это возможно при благодатной помощи, иначе говоря, при новом
частном богооткровении>> [40].

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A2%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97645308_Takim-obrazom-ponatie-_Predanie_-vkluecaet-v-seba-ne-tolko-bukvu-ucenia-peredavaemuue-slovom-no-i-opyt-duhovnoj-zizni-v-sootvetstvii-s-etim-uceniem-kotoryj-mozet-byt-peredan-tolko-licny (400x209, 6Kb)

Первой и центральной истиной Предания является тайна Откровения Бога в Иисусе Христе и спасения через Него

Вторник, 15 Марта 2016 г. 08:44 + в цитатник

(Ин. 20, 31). Первой и центральной истиной
Предания является тайна Откровения Бога в Иисусе Христе и спасения через
Него человеческого рода. Эта тайна,

«сокрытая от веков и родов, ныне же открытая святым»

(Кол. 1, 26), выступает в Предании как источник и основание
его внутреннего единства [38].


1.3. Три уровня Священного Предания


Священное Предание не может быть сведено к некоторому
преемственно передаваемому учению или к набору материальных памятников, в
которых это учение зафиксировано. Предание есть нечто большее, чем просто
передача информации. Предание говорит нам о Боге, о богопознание. Но
подобное, как отмечал еще Платон, познается подобным, и чтобы понимать то,
что собственно передается в Предании, предварительно необходимо иметь
некоторое представление и о Боге, и о богопознание, иначе говоря, иметь
личный опыт богообщения. Протопресвитер Иоанн Мейендорф († 1992)
утверждает, что


«…предание есть непрерывная последовательность не только идей,
но и опыта. Она предполагает не только интеллектуальную согласованность, но
и живое общение на путях постижения истины» [39].

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97644343_No-podobnoe-kak-otmecal-ese-Platon-poznaetsa-podobnym-i-ctoby-ponimat-to-cto-sobstvenno-peredaetsa-v-Predanii-predvaritelno-neobhodimo-imet-nekotoroe-predstavlenie-i-o-Boge-i-o-bogopozn (400x209, 6Kb)

(Ин.

Вторник, 15 Марта 2016 г. 05:04 + в цитатник


<<Слова, которые Ты дал мне, Я передал им, и они приняли и
уразумели истинно>>

(Ин. 17, 8).

Согласно Тертуллиану, учение веры <<церквами принято от
апостолов, апостолами от Иисуса Христа, Иисусом Христом от Бога>> [35].

Таким образом, Предание по своему содержанию полностью
совпадает с содержанием апостольской проповеди [36] и, следовательно,
представляет собой Богооткровенное учение, во всей полноте открытое во
Христе.


1.2. Божественное Откровение -- принцип единства Священного Предания


Хотя в Новом Завете (2 Фес. 2, 15) и в творениях свв.
отцов [37] иногда говорится о <<преданиях>> во множественном числе, Предание
нельзя рассматривать как совокупность отдельных истин веры, различных по
своему содержанию.

Принципом единства Предания является Божественное Откровение,
которым обусловлено как внешнее, формальное единство Предания с точки
зрения его происхождения, так и внутреннее единство со стороны его предмета
и содержания. Цель Божественного Откровения не сводится к сообщению людям
отдельных вероучительных, нравоучительных, исторических, канонических и так
далее истин, главная цель -- в том, чтобы все

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98%D0%BD....p;zone=all&wordforms=exact


mail_97643403_Principom-edinstva-Predania-avlaetsa-Bozestvennoe-Otkrovenie-kotorym-obuslovleno-kak-vnesnee-formalnoe-edinstvo-Predania-s-tocki-zrenia-ego-proishozdenia-tak-i-vnutrennee-edinstvo-so-st (400x209, 6Kb)

(1 Кор.

Вторник, 15 Марта 2016 г. 04:04 + в цитатник

«…я от Самого Господа принял то, что и вам
передал»

(1 Кор. 11, 23),

говорит ап. Павел.


1.1. Священное Писание о Священном Предании, понимание Священного
Предания у раннехристианских авторов


В книгах Нового Завета слово «предание» обозначает не процесс
передачи, а само передаваемое, в первую очередь передаваемое учение:


«…стойте и держите предания, которым вы научены или словом или
посланием нашим»

(2 Фес. 2, 15);


«Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предание
так, как я передал вам»

(1 Кор. 11, 2).

Такой же смысл в это слово вкладывают и ранние отцы Церкви.
Сщмч. Поликарп Смирнский († 15б) пишет «о преданном изначала слове» [33], а
сщмч. Ириней Лионский († 202) говорит о «предании, которое происходит от
апостолов и сохраняется в церквах через преемство пресвитеров», об
«апостольском предании», о «церковном предании от апостолов» [34].

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=1-%D0%9A%D0%B...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97643147_Svasennoe-Pisanie-o-Svasennom-Predanii-ponimanie-Svasennogo-Predania-u-rannehristianskih-avtorov-------V-knigah-Novogo-Zaveta-slovo-_predanie_-oboznacaet-ne-process-peredaci-a-samo-pere (400x209, 7Kb)

(Гал.

Вторник, 15 Марта 2016 г. 01:44 + в цитатник


<<...если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествоватъ вам не
то, что мы благовествовали вам, да будет анафема>>

(Гал. 1,8).




ГЛАВА II

ПОНЯТИЕ О СВЯЩЕННОМ ПРЕДАНИИ И СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ [30]


Согласно <<Пространному Катехизису>>, двумя способами сохранения
и распространения Божественного Откровения являются Священное Предание и
Священное Писание [31].


1. СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ



<<Под именем Священного Предания разумеется то, когда истинно
верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, и предки
потомкам, учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды>> [32].


Само слово <<предание>> (греч.
παράδοσι&


mail_97638617_GLAVA-II-PONATIE-O-SVASENNOM-PREDANII-I-SVASENNOM-PISANII-_30_-------Soglasno-_Prostrannomu-Katehizisu_-dvuma-sposobami-sohranenia-i-rasprostranenia-Bozestvennogo-Otkrovenia-avlauetsa-S (400x209, 7Kb)

3.

Понедельник, 14 Марта 2016 г. 22:34 + в цитатник

3.4. Полнота новозаветного Откровения


Во Христе мы имеем Божественное Откровение во всей полноте,
потому что Господь сообщил нам все необходимое для спасения. Ветхозаветные
пророки говорили

<<многократно и много образно>>

(Евр. 1, 1), поскольку каждый из них сообщал только ту малую
часть знания о Боге, которая ему лично открылась. Кроме того, в Ветхом
Завете Откровение было опосредованным, так как каждый из пророков
свидетельствовал о том, что ему как человеку было открыто о Боге. Во Христе
Откровение не фрагментарно, а целостно и полно, потому что Христос не
просто тот, кто нечто знает о Боге, а Сам Бог. Это уже не свидетельство
человека о своем опыте богопознания -- во Христе Сам Бог открывает нам
истину о Себе.

Господь говорил Своим ученикам, что Он сообщил им

<<все, что слышал от Отца>>

(Ин. 15, 15). Апостолы, проповедуя богооткровенное Христово
учение, возвещали людям

<<всю волю Божию>>

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=3.%20%D0%9F%D...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97637837_Polnota-novozavetnogo-Otkrovenia-------Vo-Hriste-my-imeem-Bozestvennoe-Otkrovenie-vo-vsej-polnote-potomu-cto-Gospod-soobsil-nam-vse-neobhodimoe-dla-spasenia. (400x209, 5Kb)

(Ин.

Понедельник, 14 Марта 2016 г. 17:04 + в цитатник

<<Бога не видел никто никогда; Единородный
Сын, сущий в недре Отчем, Он явил>>

(Ин. 1, 18);


<<...никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме
Сына, и кому Сын Хочет открыть>>

(Мф. 11, 27).


3.3. Универсальный характер новозаветного Откровения


Откровение Бога во Христе предназначено <<для всех человеков,
как для всех нужное и спасительное>> [29], потому что Бог хочет, чтобы

<<все люди спаслись и достигли познания истины>>

(1 Тим. 2, 4).

Незадолго до своего Вознесения на небо Господь Иисус Христос,
посылая апостолов на проповедь, говорит:


<<Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына
и Святого Духа, уча их соблюдать все, что я повелел вам; и се, Я с вами во
все дни до скончания века>>

(Мф. 28, 19. 20).

Таким образом, во Христе Божественное Откровение обращено ко
всем народам и предназначено на все времена.

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98%D0%BD....p;zone=all&wordforms=exact


mail_97636112_Nezadolgo-do-svoego-Voznesenia-na-nebo-Gospod-Iisus-Hristos-posylaa-apostolov-na-propoved-govorit_------_Itak-idite-naucite-vse-narody-kresta-ih-vo-ima-Otca-i-Syna-i-Svatogo-Duha-uca-ih (400x209, 7Kb)

Именно из Божественного Откровения [26].

Понедельник, 14 Марта 2016 г. 16:04 + в цитатник

Именно из Божественного Откровения
<<почерпается учение Православной веры>> [26].

Особое внимание следует обратить на слово <<спасительно>>.
Божественное Откровение имеет своей конечной целью спасение человека,
поэтому Бог открывает нам знание о Себе лишь в той мере, в какой это
необходимо для нашего спасения.


3.2. Провозвестники Божественного Откровения и завершение Откровения
во Христе


Поскольку <<по греховной нечистоте и немощи духа и тела>> не все
способны общаться с Богом <<лицом к лицу>>, то и <<не все человеки способны
непосредственно принять Откровение от Бога>>. Поэтому Бог


<<употребил особенных провозвестников Откровения Своего, которые
бы передали оное всем человекам, желающим принять оное>> [27].


К числу таких провозвестников принадлежат Адам, Ной, Авраам,
Моисей и все ветхозаветные пророки, проповедавшие <<начатки Откровения
Божия>>. Божественное Откровение -- не однократный акт, а процесс. В
ветхозаветные времена Бог постепенно открывал людям знание о Себе,
приспособляясь к способности восприятия дохристианского человечества. В
Новом Завете мы имеем завершение и исполнение ветхозаветного Откровения в
лице Господа Иисуса Христа, воплотившегося Сына Божия, Который во всей
необходимой для нашего спасения <<полноте ... и совершенстве принес на землю
Откровение Божие>> [28].

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98%D0%BC%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97635650_Provozvestniki-Bozestvennogo-Otkrovenia-i-zaversenie-Otkrovenia-vo-Hriste-------Poskolku-_po-grehovnoj-necistote-i-nemosi-duha-i-tela_-ne-vse-sposobny-obsatsa-s-Bogom-_licom-k-licu_-to- (400x209, 7Kb)

говорит свт.

Понедельник, 14 Марта 2016 г. 14:44 + в цитатник

говорит свт. Василий Великий.


3. СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ БОГОПОЗНАНИЕ


3.1. Познание Бога из Божественного Откровения


Естественное богопознание представляет собой лишь начальный и
весьма несовершенный способ богопознания, поскольку такое богопознание,
во-первых, может привести только к самым общим и неопределенным
представлениям о Боге как о Творце и Промыслителе Вселенной, а во-вторых,
возможно только при наличии у человека некоторых предварительных понятий о
Боге. Иными словами, естественное богопознание возможно только на основании
сверхъестественного, то есть такого способа богопознания, когда Бог Сам
непосредственно сообщает человеку некоторое знание о Себе. Этот способ
называется познанием из Божественного Откровения. По определению
<<Пространного Катехизиса>>,


Божественное Откровение есть <<то, что Сам Бог открыл человекам,
дабы они могли право и спасительно веровать в Него, и достойно чтить
Его>> [25].

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B3%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97635200_Poznanie-Boga-iz-Bozestvennogo-Otkrovenia-------Estestvennoe-bogopoznanie-predstavlaet-soboj-lis-nacalnyj-i-vesma-nesoversennyj-sposob-bogopoznania-poskolku-takoe-bogopoznanie-vo-pervyh (400x209, 8Kb)

(Прем.

Понедельник, 14 Марта 2016 г. 14:34 + в цитатник

<<подлинно суетны по природе все люди, у
которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли
познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника>>

(Прем. 13, 1-2),

поскольку


<<вечная сила Его и Божество, от создания мира через
рассматривание творений видимы>>

(Рим. 1, 20).

<<Мы никогда не назовем мудрецами тех, кто не может и не желает
познавать Бога из творений Его>>, -- учит прп. Максим Исповедник [20].

По словам свт. Василия Великого, не познать Творца из
созерцания мира -- значит ничего не видеть в ясный полдень [21].


б) Путь самопознания. Как учит св. Иоанн Дамаскин (VIII в.),
мысль о том, что <<Бог есть, Он Сам насадил в природе каждого>> [22],
<<знание, что Бог есть, нам от природы всеяно>> [23]. Поэтому


<<если внемлешь себе, ты не будешь иметь нужды искать следы
Зиждителя в устройстве вселенной, но в себе самом, как бы в малом каком-то
мире, усмотришь великую премудрость своего Создателя>> [24], --

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D1%80%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97635146_podlinno-suetny-po-prirode-vse-luedi-u-kotoryh-ne-bylo-vedenia-o-Boge-kotorye-iz-vidimyh-soversenstv-ne-mogli-poznat-Susego-i-vziraa-na-dela-ne-poznali-Vinovnika_----Prem. (400x209, 5Kb)

Конечно, человек может составить некоторое представление о Боге и через исследование тварного мира, ибо через

Понедельник, 14 Марта 2016 г. 13:04 + в цитатник

(Еф. 4, 6). Говоря философским языком, Бог
трансцендентен миру [18]. Конечно, человек может составить некоторое
представление о Боге и через исследование тварного мира, ибо через
рассмотрение произведений всегда возможно нечто узнать и о самом художнике.
Следовательно, возможно познание Бога через красоту, гармонию,
целесообразность, растворенные в мире. В сущности это есть не что иное, как
естественная реакция человеческой души, которая, по словам христианского
апологета Тертуллиана (II-III в.), по природе является христианкой [19].
Такое, опосредованное творением, познание Бога, называется естественным
богопознанием.


2. ДВА ПУТИ ЕСТЕСТВЕННОГО БОГОПОЗНАНИЯ


Различают два пути естественного богопознания.

а) Путь космологического умозаключения , когда человек через
созерцание тварного космоса восходит к уразумению того, что видимый мир
имеет Творца и Промыслителя. В Священном Писании можно найти немало
свидетельств того, что Бога можно познать через Его творения:

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9A%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97634615_Konecno-celovek-mozet-sostavit-nekotoroe-predstavlenie-o-Boge-i-cerez-issledovanie-tvarnogo-mira-ibo-cerez-rassmotrenie-proizvedenij-vsegda-vozmozno-necto-uznat-i-o-samom-hudoznike. (400x209, 5Kb)

В XX столетии появилось большое количество авторских катехизисов: епископа Александра (Семенова-Тянь-Шанского),

Понедельник, 14 Марта 2016 г. 12:54 + в цитатник

В XX столетии появилось большое количество
авторских катехизисов: <<Катехизис>> епископа Александра
(Семенова-Тянь-Шанского), <<Катехизис>> прот. Владимира Глиндского, семейный
катехизис <<Жив Бог>>, составленный группой православных христиан из Франции,
<<Основы Православия>> прот. Фомы Хопко и др., однако ни один из них по
степени своей авторитетности не может быть сопоставлен с <<Пространным
Катехизисом>>.



ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ПОНЯТИЕ О БОЖЕСТВЕННОМ ОТКРОВЕНИИ


ГЛАВА I

ПУТИ БОГОПОЗНАНИЯ


1. ЕСТЕСТВЕННЫЙ И СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЙ ПУТИ БОГОПОЗНАНИЯ


Естественнонаучные знания человек получает через исследование
природы путем наблюдения и эксперимента, исторические знания приобретаются
посредством изучения исторических памятников и документов. Каким образом
возможно для человека иметь знание о Боге? Материалистические учения
объясняют возникновение веры в Бога искаженным, фантастическим отражением в
сознании человека окружающей действительности. Однако такого рода теории не
выдерживают критики. В самом деле, человек может воспринимать
действительность искаженно, например, принять канат за змею, но только при
условии, что ему предварительно известно, что такое змея. Житель Крайнего
Севера, никогда не имевший дело с этими теплолюбивыми рептилиями, такой
ошибки никогда не совершит. Следовательно, для того чтобы увидеть в том или
ином природном явлении нечто сверхъестественное, необходимо уже
предварительно иметь понятие о сверхъестественном бытии. Поэтому источником
нашего знания о Боге может быть только Сам Бог. Однако объектом
познавательной деятельности человека может быть только тот мир, в котором
он существует, Бог же, будучи Творцом этого мира, Сам не является его
частью, но пребывает

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-XX-%D1...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97634440_ESTESTVENNYI-I-SVERHESTESTVENNYI-PUTI-BOGOPOZNANIA-------Estestvennonaucnye-znania-celovek-polucaet-cerez-issledovanie-prirody-putem-nabluedenia-i-eksperimenta-istoriceskie-znania-priob (400x209, 7Kb)

б) (в Русской Церкви известно под названием

Понедельник, 14 Марта 2016 г. 09:04 + в цитатник

б) <<Изложение Православной Веры Восточной
Церкви>> (в Русской Церкви известно под названием <<Послание Патриархов
Православно-кафолической Церкви о православной вере>>). Оно было составлено
Иерусалимским патриархом Досифеем и в 1672 г. одобрено архиерейским
совещанием в Иерусалиме. В 1725 г. <<Изложение>> было одобрено четырьмя
Восточными Патриархами. Тогда же к нему присоединилась и Русская Церковь.

Каково должно быть наше отношение к этим вероизложениям?
Несомненно, в целом они православны, однако их авторы сами были не вполне
свободны от влияния западного, латинского богословия, что и проявилось в
некоторых частных положениях. Очевидно, что <<Исповедание>> и <<Послание>> не
могут иметь общецерковного непреходящего значения, как, например,
догматические определения Вселенских Соборов. Несмотря на то что они
сохраняют для нас значительный авторитет, это не более чем исторические
памятники догматического характера.

Для Русской Православной Церкви особое значение имеет
<<Пространный Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви>>,
основную часть которого составил свт. Филарет (Дроздов). Однако этот
<<Катехизис>> нельзя рассматривать как авторский. Во-первых, он подвергался
редактированию. Во-вторых, <<Пространный Катехизис>> был единогласно принят
Святейшим Синодом Русской Православной Церкви и утвержден императором. Эти
решения до сих пор никем не были отменены.

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B1-%C2%AB...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97631973_Nesomnenno-v-celom-oni-pravoslavny-odnako-ih-avtory-sami-byli-ne-vpolne-svobodny-ot-vliania-zapadnogo-latinskogo-bogoslovia-cto-i-proavilos-v-nekotoryh-castnyh-polozeniah. (400x209, 5Kb)

3.

Понедельник, 14 Марта 2016 г. 07:44 + в цитатник


3. ПРАВОСЛАВНАЯ КАТИХИЗИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА


Приобретению человеком четкого догматического сознания служит
катихизическая литература.

Первоначально научение истинам веры осуществлялось изустно,
основанием для такого научения служили достаточно краткие Символы и
Исповедания веры. Позднее стали появляться более пространные изложения
вероучения, катехизисы в современном значении слова. Среди авторов
«катехизисов» были известные отцы и учители Церкви. В Православной Церкви
большим авторитетом пользуются «Огласительные слова» свт. Кирилла
Иерусалимского († 387), «Большое огласительное слово» свт. Григория
Нисского († ок. 394), Enchridition ad Laurentium… (Руководство для
Лаврентия…) блж. Августина († 430), «Катехизис» прп. Феодора Студита
(† 820) и др.

Помимо авторских книг, существуют катихизические произведения,
где изложение и истолкование вероучения предлагается от лица Церкви. Такие
книги, имеющие большой авторитет, иногда называют символическими книгами
Православия [17]. К их числу относятся:

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=3.%20%D0%9F%D...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97631605_Pervonacalno-naucenie-istinam-very-osusestvlalos-izustno-osnovaniem-dla-takogo-naucenia-sluzili-dostatocno-kratkie-Simvoly-i-Ispovedania-very. (400x209, 5Kb)

Поэтому в определении указывается, что это есть наставление именно в православной вере [13],

Понедельник, 14 Марта 2016 г. 07:04 + в цитатник

Поэтому в определении <<Катехизиса>>
указывается, что это есть наставление именно в православной вере [13], то
есть в истинной вере, свободной от каких-либо еретических искажений.


2.5. ЗНАЧЕНИЕ ВЕРОУЧИТЕЛЬНЫХ ИСТИН В ЖИЗНИ ХРИСТИАНИНА


Христианство чуждо какого-либо гностицизма, приобретение
богословских знаний никогда не рассматривалось Церковью как самоцель, ибо
знание вероучения, даже самое точное и глубокое, само по себе не спасает,
не приближает человека к Богу. По словам В. Н. Лосского, <<христианское
богословие, в конечном счете, всегда только средство>>, а <<христианская
теория имеет значение в высшей степени практическое>> [14]. Вероучительные
истины, в первую очередь догматы, суть духовные ориентиры, в соответствии с
которыми мы можем правильно организовывать нашу религиозную жизнь,
приобретать духовный опыт, сохранять его от возможных искажений. Таким
образом, вероучительные истины совершенно необходимы для <<благоугождения
Богу и спасения души>>, иными словами, они имеют сотериологическое
значение [15]. Не случайно свт. Кирилл Иерусалимский называл изучение
догматов <<величайшим приобретением>> [16]. Догматы веры являются фундаментом
духовной жизни. Попытки выстроить здание своей души, которые не
основываются на прочном догматическом основании, подобны строительству дома
на песке (Мф. 7, 24--27).

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97631225_ZNACENIE-VEROUCITELNYH-ISTIN-V-ZIZNI-HRISTIANINA-------Hristianstvo-cuzdo-kakogo-libo-gnosticizma-priobretenie-bogoslovskih-znanij-nikogda-ne-rassmatrivalos-Cerkovue-kak-samocel-ibo-zna (400x209, 8Kb)

Однако будучи выражением ложного духовного опыта, еретическое учение обладает и обратным действием: усвоенное

Понедельник, 14 Марта 2016 г. 04:04 + в цитатник

Ересь не есть результат чисто
теоретического заблуждения, практически всегда ересь является внешним
выражением повреждения в самом строе духовной жизни. Однако будучи
выражением ложного духовного опыта, еретическое учение обладает и обратным
действием: усвоенное человеческим сознанием, оно неизбежно искажает и саму
духовную жизнь, в большей или меньшей степени препятствует соединению
человека с Богом. Прп. Силуан предупреждает:


<<Догматическое сознание органически связано со всем ходом
внутренней духовной жизни. Измените в своем догматическом сознании
что-либо, и неизменно изменится в соответствующей мере и ваш духовный
облик, и вообще образ вашего духовного бытия>> [12].


Например, повреждение учения о Христе неизбежно приводит к
искаженному представлению об образе совершения Богом нашего спасения, а
следовательно и о путях достижения спасения человеком.

Примером того, как незначительные, на первый взгляд,
повреждения вероучения способны деформировать духовную жизнь огромных
церковных сообществ, могут служить римо-католичество и особенно
многочисленные направления современного протестантизма.

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D0%B4%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97630476_Primerom-togo-kak-neznacitelnye-na-pervyj-vzglad-povrezdenia-veroucenia-sposobny-deformirovat-duhovnuue-zizn-ogromnyh-cerkovnyh-soobsestv-mogut-sluzit-rimo-katolicestvo-i-osobenno-mnogo (400x209, 6Kb)

Например, он в принципе не способен понять, какое значение в духовной жизни имеет Церковь с ее таинствами,

Понедельник, 14 Марта 2016 г. 02:14 + в цитатник

Лишенный догматического сознания, человек в
духовной жизни оказывается совершенно дезориентированным, он подобен
слепцу, который вынужден прокладывать себе путь ощупью. Например, он в
принципе не способен понять, какое значение в духовной жизни имеет Церковь
с ее таинствами, какое место в деле спасения принадлежит собственно
человеческой активности.


б) для проверки доброкачественности нашего духовного опыта.
Ложное, искаженное догматическое сознание не менее опасно для духовной
жизни, чем полное его отсутствие.


2.4. ДОГМАТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ЕРЕСЬ


Искажение вероучения в христианском богословии получило
наименование <<ереси>>. По своей сущности ересь (от греч.
ἀίρεσι&


mail_97625434_7936_943_961_949_963_953_962_----vybor-predpoctenie-predstavlaet-soboj-predpoctenie-casti-istiny-celomu-v-rezultate-cego-odna-iz-granej-duhovnogo-opyta-vyryvaetsa-iz-obsego (400x209, 7Kb)

Без заголовка

Понедельник, 14 Марта 2016 г. 01:54 + в цитатник

<<Православное догматическое богословие --
наука, в систематическом порядке раскрываются содержание основных
христианских вероучительных истин (догматов), принимаемых всей полнотой
Православной Церкви>> [8].


По определению арх. Макария (Булгакова), догматы [9] суть


<<откровенные (то есть открываемые нам Самим Богом -- О. Д. )
истины, преподаваемые людям Церковью, как непререкаемые и неизменные
правила спасительной веры>> [10].


Вероучение, усвоенное человеком и составляющее предмет его
веры, называется догматическим сознанием. Наличие у человека догматического
сознания, знание хотя бы основ вероучения необходимо


а) для обобщения и систематизации духовного опыта, для
сообщения опыта тем, кто его не имеет. Архим. Софроний (Сахаров), ученик
прп. Силуана Афонского, передает следующие слова своего преподобного
учителя:


<<Никто из святых не стал бы искать словесного выражения своего
опыта..., если бы не стояла задача научить ближнего>> [11].

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%C2%AB%D0%9F%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97625387_Siluana-Afonskogo-peredaet-sleduuesie-slova-svoego-prepodobnogo-ucitela_------_Nikto-iz-svatyh-ne-stal-by-iskat-slovesnogo-vyrazenia-svoego-opyta...-esli-by-ne-stoala-zadaca-naucit-blizne (400x209, 6Kb)

Иными словами, приведение всей жизни человека в соответствие с волей Божией.

Понедельник, 14 Марта 2016 г. 01:24 + в цитатник

в) <<жизнь по вере и добрые дела>>

Иными словами, приведение всей жизни человека в соответствие с
волей Божией.

Необходимость в духовной жизни богообщения и исполнения воли
Божией не вызывает сомнения. Через личностное общение с Богом,
выражающееся, прежде всего, в молитве и в участии в церковных таинствах, мы
получаем освящающую нас благодать, необходимые для праведной жизни силы, а
через упражнение в добродетели достигаем духовно-нравственного
совершенства. Каково же место и назначение в духовной жизни теоретического
знания?


2.3. ПОНЯТИЕ О БОГОСЛОВИИ, ДОГМАТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ


Богопознание, жизнь с Богом -- опытный процесс, но духовный опыт
по мере накопления становится знанием, а знание, в свою очередь, требует
систематизации. Таким образом возникает наука -- богословие.

Слово <<богословие>>
(θεολογία, от
θεος -- Бог и λόγο&


mail_97625323_otcy-Pravoslavnoj-Cerkvi-ponimali-pod-_bogosloviem_-ucenie-o-Boge-v-Samom-Sebe-o-Presvatoj-Troice-a-vse-ostalnye-razdely-veroucenia-o-Boge-Tvorce-mira-o-Boge-Promyslitele-o-Voplosenii-S (400x209, 8Kb)


Поиск сообщений в janvaris2014
Страницы: 210 ... 77 76 [75] 74 73 ..
.. 1 Календарь