-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в janvaris2014

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.01.2014
Записей: 4124
Комментариев: 3
Написано: 4125


В XIII–XIV веках он еще приглашает к себе на соборы наших митрополитов или их уполномоченных  405, принимает

Понедельник, 12 Сентября 2016 г. 09:35 + в цитатник

Итак, к концу XV века константинопольский
патриарх поступился своим правом избрания митрополитов на Русь, которым так
дорожил в прежнее время. Рядом с этим шло ослабление и других его прав. В
XIII–XIV веках он еще приглашает к себе на соборы наших митрополитов или их
уполномоченных  405, принимает жалобы на митрополитов  406, наряжает суд
над ними (Романом, Алексием, Пименом), иногда вызывает на суд к себе
(Киприана) и низлагает, награждает русских епископов архиепископским саном
(Дионисия Суздальского и Феодора Ростовского); рассылает грамоты по
различным вопросам в пределы русской митрополии; русские сами обращаются к
нему нередко за разрешением недоумений; митрополиты являются иногда на
патриарших соборах (митрополит Максим, Киприан); некоторые монастыри
русские делаются ставропигиальными патриаршими (московский Симонов). Но все
это было или результатом неурядиц в русской митрополии, или традиционным
остатком старинного порядка. Поэтому, когда во 2–й половине XV века северо–
восточная митрополия освободилась от иерархических смут и когда там уже
подозрительно стали смотреть на патриарха, права его над нею автоматически
перестали существовать. Место его занял собор русских иерархов: он стал не
только избирать и поставлять, но и судить московского митрополита  407; во
всем же прочем этот последний стал полновластным главой Русской Церкви.
Осталась лишь номинальная зависимость его от константинопольского
патриарха, которую порвать предстояло следующему периоду. И тотлько в южной
части митрополии уцелела некоторая часть патриарших прав. Там митрополит
испрашивал себе благословения у патриарха, сносился с ним по делам
церковным, принимал от него грамоты, подвергался его суду и иногда
низлагался им. Это обусловливалось, с одной стороны, борьбой против
католической пропаганды и светских притязаний на церковные дела, так же как
и иерархическими неурядицами, побуждавшими искать опоры в личности
патриарха, с другой – бедностью южнорусских епархий, побуждавших их мало
благотворить в пользу константинопольской кафедры, а вместе с тем делавшей
патриарха менее обязанным пред ними и менее уступчивым, чем перед богатой
московской митрополией.

Книга:А.П. Доброклонский -РУКОВОДСТВО ПО ИСТОРИИ -РУССКОЙ
ЦЕРКВИ-От автора-Первые два выпуска моего Руководства

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-XIII%E...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100268339_V-XIII_XIV-vekah-on-ese-priglasaet-k-sebe-na-sobory-nasih-mitropolitov-ili-ih-upolnomocennyh-405-prinimaet-zaloby-na-mitropolitov-406-narazaet-sud-nad-nimi-Romanom-Aleksiem-Pimenom-inog (400x209, 13Kb)

Патриарх уговаривал Алексия помириться с князьями и посещать литовские епархии, подобные же примирительные

Понедельник, 12 Сентября 2016 г. 08:55 + в цитатник

Стремление южнорусских князей иметь своего
митрополита сказывается очень рано. После смерти митрополита Максима
(второго митрополита) явились два кандидата на вакантную кафедру: игумен
Геронтий, выставленный, вероятно, владимирским князем, и Ратский игумен
Петр, избранный галицко–волынским князем Георгием Львовичем. Оба они
приехали в Константинополь; только Геронтий несколько запоздал. Поэтому
патриарх Афанасий поставил митрополитом Петра (1308 г.). Итак, южнорусский
кандидат получил митрополичью кафедру в России, но он не остался в Галиче,
как хотелось бы князю Георгию, а переехал в Москву. Волей–неволей Георгий с
этим примирился. Но при Феогносте, преемнике святого Петра, снова
обнаруживается желание южнорусских епархий иметь своего митрополита.
Неизвестный по имени галицкий епископ получил митрополичьи права и открыл
особую митрополию в Галиче, подчинив ей все волынские епархии (т. е.
Владимиро–Волынскую, Холм–скую, Перемышльскую, Луцкую и Туровскую).
Московский митрополит и великий князь (Симеон) принесли жалобу
константинопольскому императору (Иоанну Кантакузену) и патриарху (Исидору
Бухиру). Те постановили закрыть митрополию в Галиче и волынские епархии
снова подчинить киевскому и всея России митрополиту (1347 г.); объявили об
этом как в Галиче, так и в Москве, и потребовали галицкого епископа на суд
в Константинополь  385. Чем кончилось дело епископа, неизвестно; только
Феогност действительно получил власть над волынскими епархиями и
воспользовался ею во время их осмотра (1348 г.). Однако желание иметь
особого митрополита продолжает твердо держаться в южнорусских областях.
Выражением этого может служить поступок инока Феодорита. Еще при жизни
Феогноста он (1352 г.) явился к константинопольскому патриарху и просил
поставить его на кафедру русской митрополии, уверяя, что Феогност
скончался. Патриарх (Филофей) предлагает ему подождать, пока он наведет
справки; тот не захотел быть обличенным в своем обмане, удалился в Болгарию
и там от терновского патриарха получил посвящение в сан митрополита.
Приехав в Россию, он сел на кафедре в Киеве и выдал себя за законного
митрополита, претендуя даже на подчинение себе некоторых северно–русских
епископов (например, новгородского). Патриарх вынужден был писать грозные
грамоты в Россию, чтобы здесь не признавали Феодорита митрополитом, самого
его лишил священного сана  386; но тот не скоро смирился, только при
митрополите Алексии, преемнике Феогноста (после 1354 г.), он сходит со
сцены. На место его выступает другой, более сильный противник московского
митрополита, именно Роман, поддерживаемый литовским князем Ольгердом. Этот,
узнав об избрании в Москве Алексия преемником Феогносту, захотел
противопоставить ему своего кандидата, чтобы или влиять через него на
восточную Русь, если ему удастся получить всероссийскую кафедру, или
крайнем случае, охранить литовские и русские земли, бывшие под его властью,
от влияния Москвы, если придется Роману только над ними получить
митрополичью власть. Оба кандидата, Алексий и Роман, встретились в
Константинополе (1354 г.) и получили здесь посвящение в сан митрополита.
Естественно, вслед за этим открылись несогласия. Еще из Константинополя и
тот, и другой посылали послов к тверскому епископу, требуя церковной дани;
по приезде же их в Россию»сотворися положительный мятеж во святительстве».
Алексий был принят в Москве, а Роман – в Литве и Волыни, но так как пределы
их митрополий не были определены, то оба претендовали на подчинение себе
всех русских епархий. Это заставило патриарха созвать в Константинополе
собор (1356 г.), который и постановил: Алексию считаться митрополитом Киева
и всей России, а Роману – литовским, последнему иметь под своей властью
епархии литовские и Волынские, а кафедру – в Новгороде Литовском. Но Роман
и после того продолжал врываться в пределы киевской митрополии, производить
там поборы, мятежи и даже кровопролитие. Чтобы усмирить его, патриарх
уступил ему еще Брянскую епархию; но это не удовлетворило Романа. Поэтому
патриарх нарядил следствие над действиями Романа. Однако Роман не дожил до
его окончания (1361 г.)  387. Алексий тогда сделался митрополитом всея
России. Но Ольгерд не мог смириться с ним. Он препятствовал ему объезжать
юго–западные епархии и раз даже схватил и ограбил его свиту, самого его
заключил в тюрьму и, может быть, умертвил бы, если бы тот не ушел
тайно  388. Во вражде к митрополиту Алексию сходился с Ольгердом его шурин,
тверской князь Михаил Александрович, боровшийся с Москвой. Оба они
отправили на митрополита жалобы к константинопольскому патриарху. Ольгерд
писал, что Алексий совсем не посещает южной России; а Михаил Тверской – что
будто бы по коварству Алексия великий князь Московский держал его в тюрьме
(1368 г.). Патриарх уговаривал Алексия помириться с князьями и посещать
литовские епархии, подобные же примирительные письма писал и к Ольгерду; но
ничто не помогало; Ольгерд к прежним жалобам прилагал еще новые, обвиняя
Алексия в том, что он будто бы принимает к себе и освобождает от присяги
литовских перебежчиков,«благословляет москвитян на пролитие крови», в
заключение же решительно требовал:«Дай нам другого митрополита на Киев, на
Смоленск, на Тверь, и Малую Россию, на Новосиль, на Нижний Новгород» –
т. е. на земли литовские и те из русских, которые были недовольны Москвой и
митрополитом Алексием (1371 г.)  389. В то же время и с подобным же
требованием обратился к константинопольскому патриарху еще польский король
Казимир III, в.^1 девший многими волынскими областями и Галицией. Он даже
отправил за митрополичьим саном епископа Антония с согласия князей и бояр
волынских. Патриарх должен был уступить и рукоположить Антония в галицкого
митрополита с подчинением ему Владимиро–Волынской, Перемышльской и Галицкой
епархий (1371 г.)  390. Скоро (1373 г.) было сдвинуто вперед и по жалобам
Ольгерда на митрополита Алексия. Патриарх (Филофей) для расследования дела
отправил в Росию инока Киприана, родом серба. Тот явился к митрополиту
Алексию, лестью снискал к себе его расположение и уговорил не беспокоиться
и обещал за него ходатайствовать перед патриаохом; а между тем втайне
стремился сесть на его место; для этого по из Москвы заручился
расположением Ольгерда и других князей, приготовил ложные обвинения на
Алексия, от лица литовских князей сам грамоты с просьбой поставить для них
митрополитом Киприана, с угрозой в противном случае отдаться римскому
престолу, и отправился в Константинополь. Патриарх и на этот раз уступил:
Киприан (1376 г.) сделан был митрополитом киевским и литовским, с правом на
всю Россию после смерти Алексия. Таким образом, на Руси появились
одновременно три митрополита: Алексий, Антоний и Киприан и три кафедры: в
Москве, Галиче и Киеве  391. Киприан, управляя литовскими и южнорусскими
епархиями, не хотел, однако, этим удовлетвориться: он домогался низложения
митрополита Алексия и объявлял о себе, что его патриарх благословил на
всерооссийскую митрополию Но замысел не удавался. В Москве, с целью
охранить северо–восточную митрополию от Киприана, еще при жизни святого
Алексия был избран преемником ему архимандрит Митяй (Михаил), духовник
великого князя Димитрия Донского; а по смерти Алексия получены были от
патриарха грамоты, где он требовал, чтобы никоим образом не принимали в
Москве Киприана, и предоставлял митрополичьи права Митяю. Этот последний
действительно стал пользоваться своими правами еще до рукоположения и своей
энергичной деятельностью возбудил против себя сильное недовольство в
духовенстве. Киприан задумал воспользоваться этим. Торжественно с большой
свитой он приехал в Москву, но после ругательств, насмешек и насилий был
позорно выпровожен отсюда (1378 г.). Митяй с огромной свитой и с бланками,
скрепленными княжеской печатью, отправился за рукоположением в
Константинополь, но по дороге помер. Свита избрала на его место
архимандрита Пимена, на одном из бланков написала акт об его избрании и
путем подкупов добилась его рукоположения (1380 г.). Киприан был лишен
киевской и всея России кафедры и получил себе лишь Литву и Малую Россию.
Когда в Москве узнали о поставлении Пимена, великий князь сказал:«Я не
посылал Пимена ставиться в митрополиты… Пимена я не принимаю и видеть его
не хочу»и послал звать в Москву Киприана. Тот явился и торжественно вступил
на кафедру; Пимен же был схвачен на дороге и вместе со своей свитой посажен
в монастырское заключение (1381 г.). Но, впрочем, и Киприан недолго
пользовался расположением великого князя. С одной стороны, грамоты
патриарха за Пимена, с другой – побег Киприана в Тверь во время нашествия
Тохтамыша на Москву настроили великого князя против Киприана, и он
решиельно объявил ему, что не хочет его на митрополии терпеть (1382 г.).
Был позван и с почетом принят митрополит Пимен. Но и этот не мог
утвердиться на кафедре. Через несколько месяцев был избран кандидатом на
его место Дионисий епископ Суздальский, отправлен в Константинополь, где и
получил там благословение от патриарха. Не пришлось, однако, ему сесть на
московской митрополии: по дороге он был захвачен киевским князем Владимиром
Ольгердовичем и умер в заключении (1385г.). Положение Пимена, ввиду
враждебного отношения к нему великого князя, было очень плохо – его осудил
даже на низложение Константинопольский собор. После его смерти
последовавшей вслед за этим, Киприан возвратился в Москву и получил такую
грамоту от Константинопольского собора и патриарха:«Настоящим сипа, дальным
деянием постановляем, чтобы митрополитом киевским и всея России, и был и
назывался кир Киприан, который до конца своей жизни да заведываб1. ею и
всеми областями ея… И все после него митрополиты всея России да такими же,
наследуя один после смерти другого. И это да сохранится нерушимо отныне
впредь во все веки… И никогда да не нарушится настоящее деяние и
постановление ни нами, ни преемниками нашими, ибо опытом удостоверились мы
в том, как велико зло – разделение и раздробление на части всей Церкви и
как велико добро иметь одного митрополита в целой этой епархии» 392. Под
властью Киприана объединились московская и киевская митрополии. Только
Галицкая и Перемышльская епархии, бывшие под властью Польши, не входили в
состав русской митрополии  393. Еще при жизни Киприана был назначен ему
преемник, Фотий, с правом на всю Россию и действительно по смерти Киприана
(1406 г.) был рукоположен в митрополита киевского и всея России (1408 г.).
Но как при рукоположении его, так и после дело не обошлось без попыток к
отделению южной митрополии. Узнав о смерти Киприана, литовский князь Витовт
послал к патриарху полоцкого епископа Феодосия с просьбою:«Поставьте его
нам митрополитом, чтобы он сидел на столе киевской митрополии». Патриарх
(Матфей) не исполнил просьбы. Витовт временно согласился принять Фотия, но
под условием, чтоб тот жил в Киеве. Когда же, полгода просидев здесь, он
ушел в 1410 году в Москву, Витовт опять стал подумывать об отделении южной
митрополии. И вот в 1414 году, вместе с подручными ему князьями, он отказал
Фотию в управлении литовскими епархиями, послал в Константинополь жалобу на
него и просил поставить митрополитом серба Григория Цамблака, или
Семивлаха, племянника Киприанова. Получив и на этот раз отказ со стороны
патриарха, Витовт созвал в Новгород–ке Литовском собор из духовных лиц, и
те после колебаний решили просить патриарха о том же; но, видя
медлительность патриарха, сами 15 ноября 1416 года рукоположили себе
митрополита Григория Цамблака, подчинив ему семь епархий: Полоцкую,
Черниговскую, Луцкую, Владимиро–Волынскую, Смоленскую, Холмскую и
Туровскую  394. Как собор, так и Витовт в своих грамотах старались
оправдать свой поступок указанием на церковные каноны, позволяющие собору
епископов рукополагать митрополита, на бывшие случаи такого рукоположения в
России, Болгарии и Сербии, на мзду, на которой поставляются в
Константинополе русские митрополиты и которая приводит к неурядицам в
церковной жизни. Как ни старался митрополит Фотий уничтожить состоявшееся
разделение русской митрополии, он не мог этого сделать до самой смерти
Григория (1419 г.). Только тогда он помирился с Витовтом и временно
объединил обе митрополии под своей властью. После его смерти (1430 г.),
хотя в Москве нарекли митрополитом рязанского епископа Иону, однако из
Константинополя пришел с патриаршей грамотой новый митрополит, бывший
смоленский епископ Герасим, поставленный не только для Литвы, но для всей
России (1433 г.), и, сев на смоленской кафедре, стал править Русской
Церковью как митрополит. Впрочем, скоро (1435 г.) он был сожжен литовским
князем Свидригайлом. На его место прибыл из Константинополя митрополит
Исидор (1437 г.). Но и этот, осужден собором русских епископов за участие
во Флорентийской унии (1441 г.), бежал в Рим. Тогда на московскую и всея
России кафедру рукоположен был в России прежде»нареченный»митрополит Иона
(1448 г.). Польский король и литовский великий князь Казимир IV, вместе с
другими юго–западными князьями, дал ему грамоту на правление и литовскими
епархиями (1451 г.). Но не долго пришлось русской митрополии наслаждаться
единством и покоем. В 1458 году римский папа Каллист III, переговорив с
Исидором, постановил разделить Русскую Церковь на две половины и одну из
них, состоящую из литовских епархий (Брянской, Смоленской, Перемышльской,
Туровской, Луцкой, Владимирской, Полоцкой, Холмской и Галицкой), отдать
особому митрополиту. В том же году патриарх константинопольский Григорий
Мамма, проживавший в Риме, рукоположил на эти епархии митрополита Григория
Булгара, ученика Исидорова, и этот, снабженный грамотами папскими и
патриаршими, появился в Польше. Как ни противился московский митрополит
Иона, однако Казимир принял Григория, и юго–западные епископы один за
другим входили с ним в общение; так что после смерти Ионы (1461 г.) или еще
при его жизни установилось окончательное разделение русской митрополии на
северо–восточную, или московскую, и юго–западную, или литовскую  395. В той
и другой со времени Ионы и Григория начался непрерывный ряд своих
митрополитов; московские перестали уже называться киевскими и сохранили
лишь титул»митрополитов всея России»; прежний же титул»киевский и всея
России»перешел к литовским митрополитам. И в той, и другой митрополии
устанавливаются некоторые особенности внутренней и внешней жизни.

Книга:А.П. Доброклонский -РУКОВОДСТВО ПО ИСТОРИИ -РУССКОЙ
ЦЕРКВИ-От автора-Первые два выпуска моего Руководства

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100266909_Patriarh-ugovarival-Aleksia-pomiritsa-s-knazami-i-posesat-litovskie-eparhii-podobnye-ze-primiritelnye-pisma-pisal-i-k-Olgerdu_-no-nicto-ne-pomogalo_-Olgerd-k-preznim-zalobam-prilagal-es (400x209, 13Kb)

Глава II.

Понедельник, 12 Сентября 2016 г. 06:25 + в цитатник

Глава II. Состояние церковного управления и
иерархии381


§ 5. Во время первого нашествия монголов пропал без вести
киевский митрополит Иосиф, родом грек. На его место, благодаря старанию
галицкого князя Даниила, избран был в России и получил рукоположение от
патриарха Кирилл III, родом русский (около 1246 г.). Митрополичий двор был
разорен, и новый митрополит стал искать себе нового жилья. Вслед за
движением южнорусских обывателей в северо–восточную Русь, в видах большей
безопасности от монголов, пошел и он во Владимирское княжество, занимавшее
там первенствующее место, Но, впрочем, хотя во Владимире он проживал чаще,
чем где–либо, однако он еще не перенес сюда своей кафедры, не перевел сюда
своих клирошан и большей частью тратил время на разъезды по южнорусским и
северо–восточным епархиям. Только его преемник Максим сделал Владимир своим
кафедральным городом (1299 г.), посадив владимирского епископа в Ростов.
Третий митрополит Петр, полюбивший московского князя Ивана Калиту, и, может
быть, сознавая возвышающееся значение Московского княжества, поселяется на
жительство в Москве (1325 г.), строит каменную церковь Успения Пресвятой
Богородицы, предуказывая на то, что город этот»будет славен между всеми
городами русскими, что святители будут в нем жить», и здесь предает свой
дух Богу. Но как при нем, так и при его ближайших преемниках Москва отнюдь
не считалась кафедральным городом. Кафедры митрополита лишь были в Киеве и
Владимире. Только с течением времени мало–помалу в Москве была заведена
недостающая кафедра. Константинопольские патриархи долго не могли освоиться
с этим перенесением митрополичьей кафедры на север России: в своих грамотах
они называли русского митрополита»Киевским и всея России»; а о владимирской
кафедре русского митрополита впервые говорят они лишь с 1354 года!«Соборным
деянием чрез нашу соборную грамату, – говорит константинопольский
патриарх, – повелеваем, чтобы как святейший митрополит России Алексий, так
и все его преемники пребывали во Владимире и имели Владимир своею кафедрою
неотъемлемо и неизменно навсегда. Но пусть и Киев числится их собственным
престолом и первою кафедрою архиерея, если останется целым. А после Киева и
с ним пусть будет второю кафедрою и местом пребывания и успокоения для
русского митрополита святейшая! епископия владимирская, в которой он
беспрепятственно… да совершает поставления чтецов и иподиаконов,
рукоположение диаконов и иереев и все прочее, что подобает… местному
архипастырю» 382. Подобное же читается в грамоте Константинопольского
собора 1380 года на имя митрополита Пимена:,«Он должен называться киевским
и вслед за тем Владимирским и всея России, по примеру прежнего митрополита
Алексия» 383. Ими Москвы до самого митрополита Герасима (1433–1435 гг.) не
встречается в титуле русского митрополита  384, и только после смерти
митрополита Ионы (1461 г.) он перестает называться киевским.

Книга:А.П. Доброклонский -РУКОВОДСТВО ПО ИСТОРИИ -РУССКОЙ
ЦЕРКВИ-От автора-Первые два выпуска моего Руководства

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%93%D0%BB%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100261903_Vsled-za-dvizeniem-ueznorusskih-obyvatelej-v-severo_vostocnuue-Rus-v-vidah-bolsej-bezopasnosti-ot-mongolov-posel-i-on-vo-Vladimirskoe-knazestvo-zanimavsee-tam-pervenstvuuesee-mesto-No-v (400x209, 12Kb)

С половины XVI века черкесские князья приезжали в Москву и принимали здесь крещение вместе со своими семействами;

Понедельник, 12 Сентября 2016 г. 03:05 + в цитатник

Сношения русских с Кавказом установились
главным образом благо; покорению Казани и Астрахани. Результатом этих
сношений являются успехи там христианской проповеди. С половины XVI века
черкесские князья приезжали в Москву и принимали здесь крещение вместе со
своими семействами; по просьбе их, а также кабардинских князей и
грузинского царя Александра посылались на Кавказ русские миссионеры и
церковная утварь; впрочем, насколько успешна была их деятельность, это еще
не успело обнаружиться  380.

Из истории распространения христианства в XIII – XVI веках
можно видеть, как широко действовала русская миссия. Объединение русских
областей под властью московского князя и политическая его сила много
способствовали успехам христианской проповеди. К этому нужно еще прибавить
обилие монастырей на глухом Севере, которые служили там центрами русской
колонизации и христианского просвещения. Иноки, проживающие в монастырях,
миссионеры, из них выходящие, русские поселенцы, приходящие на монастырские
земли, миссии, отправляемые русскими князьями и церковными иерархами,
непосредственная деятельность этих последних, торговые и политические
сношения и интересы – вот, в частности, благоприятные условия, в которые
поставлено было распространение христианства в России и ее окрестностях.

Книга:А.П. Доброклонский -РУКОВОДСТВО ПО ИСТОРИИ -РУССКОЙ
ЦЕРКВИ-От автора-Первые два выпуска моего Руководства

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1-%D0%BF...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100252179_Inoki-prozivauesie-v-monastyrah-missionery-iz-nih-vyhodasie-russkie-poselency-prihodasie-na-monastyrskie-zemli-missii-otpravlaemye-russkimi-knazami-i-cerkovnymi-ierarhami-neposredstvenn (400x209, 10Kb)

Так например, в 1526 году жители Каландашской губы (на Терском берегу) просили у великого князя Василия Ивановича

Понедельник, 12 Сентября 2016 г. 00:14 + в цитатник

Благодаря миссионерской деятельности
Соловецкой обители, преподобных Феодорита и Трифона, лопари в XVI веке уже
сами стали стремиться к христианской вере. Так например, в 1526 году жители
Каландашской губы (на Терском берегу) просили у великого князя Василия
Ивановича антиминса и священников; по поручению князя новгородский
архиепископ Макарий отправил туда священника и диакона; они и действительно
крестили многих лопарей и освятили построенную ими церковь. По просьбе
лопарей с мурманского берега, рек Колы и Тутоломы, тем же Макарием через 6
лет была послана туда миссия, которая крестила много туземцев за Святым
Носом и освятила две церкви. Около того же времени, по просьбе лопарей,
появляется миссия на реке Поное, строит там церковь в честь апостолов Петра
и Павла и крестит некоторых туземцев; в 1575 году, по просьбе их, эта
церковь была ремонтирована, а через 6 лет передана на попечение Троице–
Сергиеву монастырю. Лопари печенежские, когда Трифон основал Троицкую
обитель, сами приносили сюда деньги, жертвовали земли, озера и приморские
угодья и семена христианства передавали непросвещенным соседям. Только
шведы своими набегами ослабляли успехи христианской проповеди в Финляндии и
Лапландии  378.

Книга:А.П. Доброклонский -РУКОВОДСТВО ПО ИСТОРИИ -РУССКОЙ
ЦЕРКВИ-От автора-Первые два выпуска моего Руководства

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A2%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100251072_Tak-naprimer-v-1526-godu-ziteli-Kalandasskoj-guby-na-Terskom-beregu-prosili-u-velikogo-knaza-Vasilia-Ivanovica-antiminsa-i-svasennikov_-po-poruceniue-knaza-novgorodskij-arhiepiskop-Maka (400x209, 10Kb)

Святой Стефан усердно заботился и о внешнем благосостоянии зырян привозил хлеб из Вологды и Устюга и раздавал

Воскресенье, 11 Сентября 2016 г. 20:44 + в цитатник

Из Вологодского края христианство
передавалось и соседней Пермской области (Биармии), куда оно прежде едва
проникало. Просветителем ее считается святой Стефан  371. Он был сыном
соборного причетника в городе Устюге, рано выучился грамоте и пристрастился
к чтению книг. После нескольких лет службы в должности чтеца при соборной
церкви он удалился в ростовский монастырь святого Григория Богослова и
здесь постригся (1365 г.). Монастырская библиотека доставляла
удовлетворение книжной страсти молодого инока, а беседа с разумными,
опытными и духовными старцами давала пищу любознательной и стремящейся к
совершенству душе его. Впрочем, ему достаточно было совершенствовать лишь
себя; он хотел приносить пользу и ближним. Еще раньше в Устюге, куда
нередко приезжали зыряне (они принадлежали к чудскому племени и жили между
Печорой и Двиной), святой Стефан подумывал о способах к их крещению; теперь
он стал готовить себя к этому делу. В течение 13 лет своей монастырской
жизни он хорошо изучил греческий и зырянский языки, составил зырянскую
азбуку, перевел на зырянский язык необходимые священные и богослужебные
книги, собрал топографические и этнографические сведения о Пермской
области. Когда подготовка была окончена, святой Стефан явился в Москву;
епископ Коломенский Герасим удостоил его священства, снабдил антиминсами и
святым миром и благословил идти на проповедь, а князь дал охранную грамоту
(1379 г.). Из Устюга по Северной Двине святой Стефан спустился до устья
реки Вычегды, где стоял первое зырянское поселение. Окрестив здесь многих
жителей и построив Стефан продолжал путь по правому берегу реки Вычегды,
где стоял Котлас. первое зырянское поселение. окрестив здесь многих жителей
и построив храм, Стефан продолжал путь по правому берегу Вычегды, ставя
часовни, пока не остановился в Усть–Выме, главном поселении зырян (при
устье реки Выми). Его он избрал центром своей миссионерской деятельности.
Смело провозглашает здесь о Христе Спасителе и обличает невежество
язычников, вступал прения о вере с местными волхвами, строит церковь
Благовещения, срубает прокудливую березу, обожаемую туземцами, и сжигает
кумирницу с зырянскими идолами. Ревнители язычества ставят ему препятствия
и поднимают против него народ, крича Не оставляйте богов отеческих, не
слушайте московского бродяги. Может ли быть для нас из Москвы что–либо
доброе Не оттуда ли пришли на нас тяжкие дани и насильства, тиуны и
приставники Не раз жизнь Стефана была в опасности то вооруженные зыряне
окружают его с намерением убить, то обложат соломой, чтобы сжечь; но
кротость проповедника, сила его слова усмиряла врагов, и проповедь его
имела все больше и больше успеха. Наконец сила самих волхвов пала в лице
знаменитейшего кудесника и начальника волхвов, старого Пама, которого
зыряне чтили, как своего чародея и учителя. Долго он своим влиянием
удерживал зырян в язычестве и даже многих новокрещеных совращал в прежнюю
веру; часто он вел горячие и продолжительные прения со Стефаном, наконец
предложил испытать достоинство зырянской и христианской веры посредством
огня и воды; Стефан согласился. Раз при собравшемся народе подожжена была
одна одиноко стоящая храмина, и когда пламя охватила Стефан, призвав на
помощь Бога, взял за одежду волхва и смело пошел к огню; но Пам
сопротивлялся и наконец пал на землю, признавая свою немощь. Также
отказался он спуститься и в прорубь реки Вычегды; народ, возмущенный
слабостью и обманом Пама, готов был умертвить его, но святой Стефан спас
его и заставил выйти из пределов Биармии. Когда не стало стльной поддержки
для язычества, деятельность Стефана пошла успешнее. Он построил еще храм в
Усть–Выме, стал учить зырян азбуке и чтению книгам писывал книги, из
туземцев готовил ставленников на церковные должности и отсылал их за
поставлением к соседним епископам. Скоро в Усть–Выме стало нечего делать.
Тогда святой Стефан со своими учениками перенес деятельность в окрестные
поселения зырян идолы Воипеля и Золотой Бабы всюду падали, украшения капищ
сжигались, ставились христианские часовни и церкви, они снабжались книгами
и причтом. В четыре года христианство так широко распространилось среди
зырян, что можно было подумать об особом для них епископе, который бы сам
поставлял священнослужителей этой цели святой Стефан нарочито отправился в
Москву и там был ложен в епископы митрополитом Пименом (1383 г.).
Возвратившись в Усть–Вымь, он устроил здесь свой домовый Архангельский
монастырь, утвердил при нем свою кафедру и с еще большей ревностью взялся
за миссионерское дело. Появились новые монастыри и церкви, народ сам
отыскивал и истреблял кумиры, способствуя таким образом очищению страны от
язычества. Святой Стефан усердно заботился и о внешнем благосостоянии зырян
привозил хлеб из Вологды и Устюга и раздавал бедным во время голода, ездил
в Москву и ходатайствовал перед великим князем о нуждах и льготах зырян,
заступался за утесненных против насилий тиунов и бояр, жаловался
новгородскому вечу на новгородскую вольницу, опустошавшую Пермскую область,
и сам из своей архиерейской казны выдавал милостыню беднякам. Так
действовал он в продолжение 18 лет (+ 1396 г.) и успел за это время
крестить почти всю Старую, или Малую Пермь (по рекам Вычегде и Выме – в
нынешних уездах Сольвычегодском, Яренском, Усть–Сысрльском и отчасти
Мезенском). Преемникам его, Исаакию и Герасиму, оставалось поддерживать
сделанное им и распространять христианство в новой – Великой Перми (по
рекам Вишере, Каме и Чусовой – в нынешних уездах Чердынском, Соликамском и
отчасти Верхотурском и Оханском). Эту последнюю задачу взяли на себя
епископы Питирим и Иона. Первый, успевший крестить многих вогулов, живших
по притокам Печоры, погиб сам мученической смертью от руки мстивших
ревнителей язычества (1455 г.). Но второму (1462 г.) удалось крестить
самого князя Великой Перми и очень многих вогулов, поставить церкви и
священников в Великой Перми. Особенно заметны стали успехи христианства
здесь после 1472 года, когда Пермь подпала под власть московского князя.
Много также способствовало успехам христианской проповеди поселение
Строгановых в Пермской области. Кругом их усольев строилось много церквей и
монастырей, которые служили рассадниками христианского просвещения.
Особенно замечательны в этом отношении монастыри Пыскорский и Соликамский.
Из Пыскорскогс вышел в конце XVI века известный миссионер для пермских
вогулов и остяков Трифон Вятский. Он доходил до места теперешней Перми,
крестил остяцкого и вогульского князей с их семействами и многих туземцев,
основал на реке Чусовой Троицкий монастырь и 9 лет проповедовал близ него,
пока жители не прогнали его в Вятку, где он и скончался (1613г.). Впрочем,
несмотря на быстрые внешние успехи христианской проповеди в Пермском крае и
на старания пермских епископов (Филофей 1471 – 1501 гг.), зыряне и вогулы
мало были просвещены в истинах христианской веры. В начале XVI века многие
из крещенных не посещали храмы Божий, служили кумирам, Воипелю и болванам
молились по древнему обычаю, тризны творили идолам  372; а в лесах кое–где
даже попадались и идолы  373 (после 1526 г.)  374.

Книга:А.П. Доброклонский -РУКОВОДСТВО ПО ИСТОРИИ -РУССКОЙ
ЦЕРКВИ-От автора-Первые два выпуска моего Руководства

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%B2%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100250211_Svatoj-Stefan-userdno-zabotilsa-i-o-vnesnem-blagosostoanii-zyran-privozil-hleb-iz-Vologdy-i-Ustuega-i-razdaval-bednym-vo-vrema-goloda-ezdil-v-Moskvu-i-hodatajstvoval-pered-velikim-knaze (400x209, 12Kb)

) В ваших местах многие христиане заблудили от истинной веры, в церкви не ходят и к отцам своим духовным не

Воскресенье, 11 Сентября 2016 г. 20:34 + в цитатник

Крещение ижорцев (в Водской пятине) и
карелов, начавшееся и успешно ее в первый период, продолжалось и теперь.
Для карелов просветительным центром служил Валаамский монастырь (на
Ладожском озере), выходец из которого Арсений Коневский особенно много
содействовал крещению карелов. В Водскую и другие пятины христианство
передавалось из Новгорода и Пскова. Впрочем, православие прививалось здесь
очень поверхностно. Поэтому когда шведы захватывали Карелию в свои руки, то
успевали жителей склонять в латинство, а когда русские возвращали ее себе,
карелы снова обращались в православие. Как слабо было христианство в
Водской пятине, у в Копорских, Ямских, Ивангородских, Карельских и
Ореховских уездах, видно из послания новгородского архиепископа Макария к
тамошнему духовенству (1534г.) В ваших местах многие христиане заблудили от
истинной веры, в церкви не ходят и к отцам своим духовным не приходят,
молятся по скверным своим мольбищам деревьям и камням, и жертву и пития
жрут и пьют мерзким бесам и призывают на свои скверные мольбища арбуев
чудских; мертвых своих кладут в селах по курганам и коломищем с теми же
арбуями, а к церквам на погосты не возят хоронить; когда родится дитя, то
они к родильницам прежде призывают арбуев, которые младенцам имена нарекают
по своему… на кануны свои призывают тех же арбуев, которые и арбуют
скверным бесам… Чтобы все это вывести, Макарий послал было туда священника
с двумя боярскими детьми, приказав им скверные мольбища разорять и огнем
жечь, непослушных арбуев хватать и присылать в Новгород, а христиан
просвещать  368. Но, несмотря на это, прежние недостатки оставались идолы и
капища среди карелов и в Водской пятине стояли еще в начале следующего
периода  369.

Книга:А.П. Доброклонский -РУКОВОДСТВО ПО ИСТОРИИ -РУССКОЙ
ЦЕРКВИ-От автора-Первые два выпуска моего Руководства

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=-%D0%92-%D0%B...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100250141_-V-vasih-mestah-mnogie-hristiane-zabludili-ot-istinnoj-very-v-cerkvi-ne-hodat-i-k-otcam-svoim-duhovnym-ne-prihodat-molatsa-po-skvernym-svoim-molbisam-derevam-i-kamnam-i-zertvu-i-pitia-z (400x209, 12Kb)

Чтобы не возбудить неудовольствия в туземцах и чтобы не стали говорить, что христианский государь мусульман

Воскресенье, 11 Сентября 2016 г. 17:04 + в цитатник

В состав казанской архиепископии очень рано
вошло и Астрахани царство, покоренное вслед за Казанским (1556 г.).
Переходить в христианскую Церковь начали здесь татары сейчас же за их
покорением. Крестиллась даже их царица Ельякши со своим сыном (Юлиания и
Петр). Чтобы не возбудить неудовольствия в туземцах и чтобы не стали
говорить, что христианский государь мусульман изводит  363, Иоанн IV
предписывал употреблять в отношении к ним меры кротости. В 1568 году он
послал сюда игумена Кирилла для миссии. Трудами его построен был в
Астрахани монастырь во имя Пресвятой Троицы с 3 храмами, служивший,
вероятно, центром для христианского просвещения местного края. К началу
XVII века уже так успела здесь христианская проповедь, что открылось особая
Астраханская епархия

§ 4. В XIII–XVI веках, кроме татар, христианство проникало и к
другим народам, как вошедшим в состав русского государства, так и ним, а
вместе с тем распространялось и утверждалось там, куда успело проникнуть
еще раньше. Мы видим успехи православия в Литве, в Водской земле и Карелии,
в Пермской области, у лопарей, в Сибири и на Кавказе, не говоря о
внутренних областях России.

Книга:А.П. Доброклонский -РУКОВОДСТВО ПО ИСТОРИИ -РУССКОЙ
ЦЕРКВИ-От автора-Первые два выпуска моего Руководства

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A7%D1%82%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100249002_V-XIII_XVI-vekah-krome-tatar-hristianstvo-pronikalo-i-k-drugim-narodam-kak-vosedsim-v-sostav-russkogo-gosudarstva-tak-i-nim-a-vmeste-s-tem-rasprostranalos-i-utverzdalos-tam-kuda-uspelo- (400x209, 8Kb)

Баскаки, проживавшие в России, татары, становившиеся с русскими в ряды одного войска для борьбы с каким–нибудь

Воскресенье, 11 Сентября 2016 г. 15:14 + в цитатник

§ 3. При терпимом отношении монголов к
христианской вере возможны были значительные успехи христианской проповеди
между ними. Баскаки, проживавшие в России, татары, становившиеся с русскими
в ряды одного войска для борьбы с каким–нибудь князем, русские, являвшиеся
в Орду, пленники, захватываемые во время войны, дочери и сестры ханов,
выходившие за русских князей и принимавшие христианство  353, жены ханов–
христианки  354, наконец, многочисленные христианские миссии в Монголии
Орде  355 – все вместе способствовало успехам христианской проповеди. В
1261 году уже была открыта в Орде целая епархия с епископской кафедрой в
главном городе Сарае; с этого времени епископы сами должны были заботиться
христианской миссии, и она пошла настолько успешно, что крестились многие
татары даже в глухих местах, где трудно было достать воду для крещения  356
Древние памятники говорят нам и об отдельных лицах, принимавших
христианство. Таков например Петр, царевич ордынский, племянник хана Берге
Первым толчком к христианству послужило для него впечатление от бесед
Кирилла Ростовского, приходившего в Орду. Он рассказывал о святом Леонтии
Ростовском и чудесах, совершающихся при его мощах, также предложил
несколько христианских поучений; под влиянием услышанного Петр стал
размышлять о суетности богов монгольских и склонялся к христианству. Когда
Кирилл снова пришел в Орду и своими молитвами исцелил сына Берге, Петр
решился сделаться христианином; бежал в Ростов и через некоторое время
крестился. Долго он жил при епископской кафедре, усердно посещая храм Божий
и стараясь в жизни своей выполнить правила христианской нравственности;
построил монастырь во имя святых апостолов Петра и Павла и после нескольких
лет семейной жизни принял монашество в основанной им обители, где и
скончался (1288 г.)  357. Приняли крещение также Беклемиш (Михаил), сын
князя Бахмета, родоначальника Мещерских, со многими татарами; царевич Берка
(Иоанникий), родоначальник Аничковых; царевич Аредич, родоначальник
Белеутовых; князь Чет (Захария), родоначальник Годуновых; царевич Серкиз,
родоначальник Старковых; князь Олекса (Александр), родоначальник Глинских;
казанский царевич Кайдакулъ (1505 г. Петр); два сына хана Кульпы (Иоанн и
Михаил); мурза Атун, родоначальник Сабуровых; Кочев (Онисифор),
родоначальник Поливановых; Мурза (Спиридон), родоначальник Строгановы
Кичибей (Селиван), родоначальник Кичибеевых; баскак устюжский Буга (Иоанн)
и некоторые другие  358.

Книга:А.П. Доброклонский -РУКОВОДСТВО ПО ИСТОРИИ -РУССКОЙ
ЦЕРКВИ-От автора-Первые два выпуска моего Руководства

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%91%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100248273_Baskaki-prozivavsie-v-Rossii-tatary-stanovivsiesa-s-russkimi-v-rady-odnogo-vojska-dla-borby-s-kakim_nibud-knazem-russkie-avlavsiesa-v-Ordu-plenniki-zahvatyvaemye-vo-vrema-vojny-doceri-i (400x209, 12Kb)

После пристрастного суда на шею ему возложили тяжелую колоду и так водили за Узбеком во время охоты; на ночь

Воскресенье, 11 Сентября 2016 г. 12:14 + в цитатник

Михаил Ярославич Тверской вел борьбу с
Юрием Даниловичем Московским из–за великокняжеского престола. Раз татарский
воевода Кавгадый помогал Юрию, но он и жена этого последнего, Кончака–
Агафья, попали в плен к Михаилу. Кончака здесь умерла; Кавгадый же был
освобожден. Явившись в Орду, он вместе с Юрием обвинил Михаила в том, то он
отравил Кончаку и не слушается хана. Узбек, которому Кончака была сестрой,
рассердился и вызвал к себе Михаила. Как ни удерживали его бояре, он пошел
(1318 г.) в Орду, чувствуя, что идет на смерть. После пристрастного суда на
шею ему возложили тяжелую колоду и так водили за Узбеком во время охоты; на
ночь руки забивали в колодки; раз преданные ему лица приготовили все нужное
для его побега и уговаривали его воспользоваться случаем, но он отказался;
после публичных насмешек над ним Кавгадый, наконец, прислал палачей. Князь
заранее приготовился к смерти. Убийцы вскочили в вежу, где был князь,
разогнали слуг, схватили его за колоду и так ударили о стену, что вежа
проломилась; когда Михаил поднялся на ноги, его снова повалили на землю и
долго били пятами, пока Романец большим ножом не вырезал ему сердце (22
ноября 1319 г.). Тело его без всякого почета и даже с оскорблениями было
перевезено в Москву и погребено в Спасском монастыре  350.

Книга:А.П. Доброклонский -РУКОВОДСТВО ПО ИСТОРИИ -РУССКОЙ
ЦЕРКВИ-От автора-Первые два выпуска моего Руководства

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100247240_Posle-pristrastnogo-suda-na-seue-emu-vozlozili-tazeluue-kolodu-i-tak-vodili-za-Uzbekom-vo-vrema-ohoty_-na-noc-ruki-zabivali-v-kolodki_-raz-predannye-emu-lica-prigotovili-vse-nuznoe-dla- (400x209, 10Kb)

Вызванный Батыем в Орду и получив от епископа Иоанна наставление не поклоняться идолам и не выполнять языческих

Воскресенье, 11 Сентября 2016 г. 11:34 + в цитатник

Вызванный Батыем в Орду и получив от
епископа Иоанна наставление не поклоняться идолам и не выполнять языческих
монгольских обрядов, Михаил Черниговский отправился с внуком Борисом
Ростовским, боярином Феодором и др. По поручению хана жрецы потребовали от
Михаила, чтобы он прошел сквозь огонь и поклонился языческим идолам,
угрожая в противном случае смертью. Михаил отвечал Я готов поклониться
царю… но я христианин и не могу поклониться тому, чему поклоняются жрецы.
Напрасно уговаривали его и юный Борис, и ростовцы; поддерживаемый Феодором,
он твердо стоял на своем и Святым Причастием приготовился к смерти. Явились
палачи; схватили Михаила, растянули за руки и за ноги, били кулаками и
палками по груди, потом повернули лицом к земле и долго топтали ногами,
пока наконец какой–то отступник Доман не отрезал ему головы. Так же
поступили и с боярином Феодором, когда он отказался выполнить требуемое
жрецами (20 сентября 1246 г. Тела обоих мучеников брошены были на съедение
псам, но остались целы и перенесены христианами в Чернигов  348.

Книга:А.П. Доброклонский -РУКОВОДСТВО ПО ИСТОРИИ -РУССКОЙ
ЦЕРКВИ-От автора-Первые два выпуска моего Руководства

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D1%8B%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100246980_Vyzvannyj-Batyem-v-Ordu-i-poluciv-ot-episkopa-Ioanna-nastavlenie-ne-poklonatsa-idolam-i-ne-vypolnat-azyceskih-mongolskih-obradov-Mihail-Cernigovskij-otpravilsa-s-vnukom-Borisom-Rostovsk (400x209, 8Kb)

Период северно–русской митрополии (1237–1588 гг.

Воскресенье, 11 Сентября 2016 г. 01:34 + в цитатник


Период северно–русской митрополии (1237–1588 гг.)


Глава I. Распространение христианской веры342


§ 1. Подобно жестокой буре, пронеслись по России полчища татар.
Падали города, разграблялись, разрушались и сжигались храмы и монастыри,
уничтожались христианские святыни и богослужебные книги, убивались или
отводились в плен жители. Вместе с князьями, боярами и простолюдинами гибли
епископы, пресвитеры и иноки (Митрофан, епископ Владимирский, Симеон,
епископ Переяславский, Порфирий, епископ Черниговский, преподобные Лукиан и
Памво Печерские, Пахомий Богородицерождест–венский, архимандрит Феодосии,
игумен Спасский и др.). Иногда пленникам предлагали дружбу Батыя при
условии отречения их от христианской веры или исполнения языческих обрядов,
и когда те отказывались, умерщвляли их  343. Но все это не было следствием
религиозного фанатизма татар; скорее, это было выражением обычного для
восточных кочевников способа ведения войны. Поэтому–то, когда промчалась
буря и полчища осели на Волге, Русь снова вздохнула свободно, и как
гражданская, так и церковная жизнь в ней пошла по–прежнему. Монгольские
ханы предоставили ей свободное течение, только требовали себе дани,
вызывали к себе князей и митрополитов и изредка делали набеги на пределы
России. По отношению к христианской вере они были терпимы. К этому
обязывала их Яса или Книга запретов великого Чингис–хана, которая требовала
от всех ханов одинакового уважения к различным религиям и которую клятвенно
обещали исполнять все ханы из опасения в противном случае лишиться
престола. Поэтому–то монгольские императоры и ханы Золотой Орды никого не
принуждали к отступлению от христианской веры или закона 344, на глазах у
себя терпели христианское богослужение и перед дворцом своим христианскую
часовню, некоторые (Гаюк)даже выдавали содержание христианским священникам,
сами соблюдали обряды и присутствовали при богослужении христиан. О Кублае,
например, один очевидец рассказывает следующее в праздники Пасхи и
Рождеству Христова он приказывал христианам явиться во дворец с Евангелием,
окуривал их ладаном и, торжественно поцеловав, принуждал к тому же своих
приближенных  345 Сами относясь терпимо к христианской вере, ханы требовали
того же и от всех своих подданных; в своих ярлыках, выдаваемых русским
митрополитам, они заявляли Кто будет хулить веру русских, или ругаться над
нею, тот ничем не извинится, а умрет злою смертию  346. В этих же
предоставлялись русскому духовенству и все те привилегии, какими оно
пользовалось раньше – свобода от дани, неприкосновенность церковного суда и
пр. Такая веротерпимость замечается в монгольских ханах не только тогда,
когда они были язычниками, но и тогда, когда они приняли магометанство.
Магомета. Магометанин Берге с удовольствием слушал христианские рассказы
епископа Ростовского Кирилла, вторично пригласил его к себе для исцеления
своего сына и дозволил открыть в своей столице Сарае епископскую кафедру
(1261 г.); Узбек, вообще благосклонно относясь к христианству, не возбранил
своей сестре Кончаке не только выйти за московского князя Юрия Даниловича,
но даже принять крещение (с именем Агафьи); Чанибек же выдал ярлык
митрополиту Алексию, обращался к его помощи для исцеления своей жены
Тайдулы и вообще, по свидетельству летописи, был добр зело ко христианству
и многу льготу сотвори земле русской  347.

Книга:А.П. Доброклонский -РУКОВОДСТВО ПО ИСТОРИИ -РУССКОЙ
ЦЕРКВИ-От автора-Первые два выпуска моего Руководства

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100240572_O-Kublae-naprimer-odin-ocevidec-rasskazyvaet-sleduuesee-v-prazdniki-Pashi-i-Rozdestvu-Hristova-on-prikazyval-hristianam-avitsa-vo-dvorec-s-Evangeliem-okurival-ih-ladanom-i-torzestvenno- (400x209, 13Kb)

К игуменам часто обращаются князья, прося у них благословения на какое–либо предприятие, игуменов посылают

Воскресенье, 11 Сентября 2016 г. 01:14 + в цитатник

Что монахи не разрывали связи с миром, как
того требует восточный устав, видно и из того значения, какое имели
монастыри в домонгольский период. К игуменам часто обращаются князья, прося
у них благословения на какое–либо предприятие, игуменов посылают они, как и
епископов, в качестве официальных послов при переговорах друг с другом, от
игуменов принимают они советы и ходатайства: монастыри открывают богадельни
и частной милостыней помогают бедным (Киево–Печерский монастырь при
преподобном Феодосии); монастыри привлекают к себе народ на богомолье; из
монастырей выходят миссионеры (Кукша, Никон, Герасим и др.); в монастырях
открывают свои беседы с народом учительные монахи и просвещают целые толпы
(Авраамий Смоленский и Никита Печерский); монастыри заводят библиотеки и
дают своим инокам средства к просвещению. Путем пожертвований и
значительных трудов собираются иногда довольно большие библиотеки, как,
например в Киево–Печерском монастыре, так что иноки его могут приобретать
высокую начитанность и заниматься литературным делом. Пример первого
летописца ясно свидетельствует об этом. Из монастырских стен! за
домонгольский период вышло сравнительно много произведений  341.

Книга:А.П. Доброклонский -РУКОВОДСТВО ПО ИСТОРИИ -РУССКОЙ
ЦЕРКВИ-От автора-Первые два выпуска моего Руководства

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9A-%D0%B8...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100240546_K-igumenam-casto-obrasauetsa-knaza-prosa-u-nih-blagoslovenia-na-kakoe_libo-predpriatie-igumenov-posylauet-oni-kak-i-episkopov-v-kacestve-oficialnyh-poslov-pri-peregovorah-drug-s-drugom- (400x209, 12Kb)

) пожертвовал Киево–Печерскому монастырю три волости – Небльскую, Дерьвскую и Лучскую – и село около Киева

Воскресенье, 11 Сентября 2016 г. 00:24 + в цитатник

Содержание монастырей обеспечивалось как
трудами самих иноков, и, главным образом, добровольными приношениями мирян.
Князья и другие лица наделяли монастыри недвижимыми имениями, например
Ярополк Изяславич (XI в.) пожертвовал Киево–Печерскому монастырю три
волости – Небльскую, Дерьвскую и Лучскую – и село около Киева  334; дочь
его – 5 сел с челядью, Ефрем, епископ Суздальский, дал ему подворье в
Суздале с селами  335; Антоний Римлянин сам наделил основанный им монастырь
селом Волховским и тоней в Волхове, купив их на собственные деньги; то же
еде Варлаам Хутынский по отношению к своему монастырю. Князья иногда же
вовали в пользу монастырей и часть своих княжеских доходов; напри»Юрьеву
Новгородскому монастырю Мстислав Владимирович (XII в.) от»вено
вотское»(княжеские пошлины с браков в Вотской области) и»осей
полюдье»(осенний княжеский сбор с удела). Часты бывали денежные жертвования
и доходили иногда до крупных размеров: Глеб Всеславич, пример, дал Киево–
Печерскому монастырю 600 гривен серебра и 50 – золота (около 20 тысяч
рублей)  336; случались и вещественные приношения хлеба, вина и проч.  337.
Были, наконец, вклады – поминовенные и монашеские. Благодаря всему этому
некоторые монастыри, как, например Кие Печерский, сделались очень богатыми.

Книга:А.П. Доброклонский -РУКОВОДСТВО ПО ИСТОРИИ -РУССКОЙ
ЦЕРКВИ-От автора-Первые два выпуска моего Руководства

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=-%D0%BF%D0%BE...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100240449_-pozertvoval-Kievo_Pecerskomu-monastyrue-tri-volosti-_-Neblskuue-Dervskuue-i-Lucskuue-_-i-selo-okolo-Kieva-334_-doc-ego-_-5-sel-s-celadue-Efrem-episkop-Suzdalskij-dal-emu-podvore-v-Suzd (400x209, 12Kb)

Сюда стекались богомольцы из разных уделов и объединялись здесь, как члены одного русского государства; сюда

Суббота, 10 Сентября 2016 г. 22:24 + в цитатник

Отсюда и открылось сравнительно высокое
значение Киево–Печерского монастыря в тогдашней России. Сюда стекались
богомольцы из разных уделов и объединялись здесь, как члены одного русского
государства; сюда шли любители строгого подвижничества; отсюда часто
выбирались епископы для свободных кафедр (блее 50 епископов вышло в
домонгольский период из этого монастыря), отсюда брались настоятели для
других монастырей (Варлаам) или сами киево–печерские иноки, выходя отсюда,
основывали монастыри (Никон и др.); наряду прочих настоятелей игумен Киево–
Печерской обители занимал первое место  325; устройству ее старались
подражать и другие монастыри; таким образом ими был усвоен Студийский
устав. Поэтому–то Киево–Печерский монастырь и считался»старейшим»между
всеми монастырями  326.

§ 29. Киево–Печерская обитель, как видно из ее истории,
получила начало от одного святого отшельника, пришедшего к Киеву»без злата
и серебра», и постепенно созидалась трудами самих иноков при пособии
мирских добровольных приношений. Такое явление было исключительным для того
времени: обыкновенно монастыри строились на наличные деньги и потому работы
по их сооружению кончались сравнительно скоро. Большинство монастырей было
построено князьями; некоторые получили начало от княгинь и княжен (таковы,
например, монастыри Спасский (женский) и Богородицкий (мужской), основанные
полоцкой княжной Евфросиньей, дочерью Святослава Всеславича (XII в.), и
Успенский, построенный женой Всеволода Юрьевича Марией во Владимире–
Кляземском (XIII в.)); иные (особенно в Новгороде) – от богатых бояр;
некоторые, наконец – от монахов, но имевших у себя в распоряжении
достаточную сумму денег. Таков, например, монастырь Антония Римлянина (в
Новгороде), построенный и снабженный недвижимой собственностью на деньги
самого основателя. Монастыри ставились обыкновенно или в городах, или
поблизости их, но отнюдь не в глухих местах. Отсюда вытекала большая
готовность этих монастырей принимать общежительный устав, так как общинная
жизнь в городах дает себя знать значительно сильнее. Если верить
свидетельству первоначальной летописи, все монастыри ввели у себя общежитие
по уставу Феодора Студита  327; но только этот устав не везде так строго
выполнялся, как в Киево–Печерском монастыре при преподобном Феодосии.
Впрочем, в существенных чертах он всюду сохранялся, и поэтому внутренняя
жизнь монастырей носила однообразный характер. По каноническим правилам,
монастыри подлежали ведению местных епископов; во главе монастыря стоял
обыкновенно игумен или архимандрит (первый архимандрит в половине XII века
в Киево–Печерском монастыре); он выбирался или основателем монастыря (или
иноком, или князем, или боярами), или же коллективно – монахами; смещать
его также могли сами монахи с согласия епископа и иногда князя. В женских
монастырях управляла игуменья и редко игумен  328. Помощниками у них были
те же начальственные лица, какие и в Печерском монастыре.

Книга:А.П. Доброклонский -РУКОВОДСТВО ПО ИСТОРИИ -РУССКОЙ
ЦЕРКВИ-От автора-Первые два выпуска моего Руководства

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D1%8E%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100240101_Sueda-stekalis-bogomolcy-iz-raznyh-udelov-i-obedinalis-zdes-kak-cleny-odnogo-russkogo-gosudarstva_-sueda-sli-luebiteli-strogogo-podviznicestva_-otsueda-casto-vybiralis-episkopy-dla-svob (400x209, 12Kb)

Сам Феодосии внимательно наблюдал за выполнением этого устава: если находил у инока что–либо из частной собственности,

Суббота, 10 Сентября 2016 г. 17:34 + в цитатник

Сам Феодосии внимательно наблюдал за
выполнением этого устава: если находил у инока что–либо из частной
собственности, приказывал бросать в огонь, а иноку давал наставление в
нестяжательности; если кого–либо заставал беседующим после повечерия, делал
наутро выговор и одних прощал, других наказывал епитимией. В поучениях
своих часто указывал на обязанности братии и обличал замечаемые в ней
недостатки. Старался действовать иногда и своим собственным примером:
прежде всех приходил в церковь и н& монастырские работы, часто ходил в
пекарню и помогал готовить хлебы рубил дрова, носил воду и т. п.

Заботясь о внутренней организации монастыря, Феодосии старался
улучшить и внешнее его положение. В 1073 году он заложил великую каменную
церковь близ второй Антониевой пещеры. Но в следующем году он скончался;
церковь достраивали его преемники Стефан, Никон и Иоанн, при котором
монастырь и был переведен из прежнего места к новоосвященной церкви;
пещерный монастырь тогда сделался чем–то вроде кладбища.

Книга:А.П. Доброклонский -РУКОВОДСТВО ПО ИСТОРИИ -РУССКОЙ
ЦЕРКВИ-От автора-Первые два выпуска моего Руководства

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100238822_Sam-Feodosii-vnimatelno-nabluedal-za-vypolneniem-etogo-ustava_-esli-nahodil-u-inoka-cto_libo-iz-castnoj-sobstvennosti-prikazyval-brosat-v-ogon-a-inoku-daval-nastavlenie-v-nestazatelnost (400x209, 10Kb)

Пещерная церковь для нее стала мала; игумен Варлаам, с согласия Антония и братии, поставил небольшую открытую

Суббота, 10 Сентября 2016 г. 10:14 + в цитатник

Вскоре по удалении Антония из первой пещеры
произошли некоторые перемены во внешнем положении жившей здесь общины.
Пещерная церковь для нее стала мала; игумен Варлаам, с согласия Антония и
братии, поставил небольшую открытую церковь над пещерой во имя Успения
Божией Матери, а затем, когда число иноков еще увеличилось (до 20),
выпросил у великого князя Изяслава всю гору над пещерой, построил новую
большую церковь и близ нее много келий (вне пещеры) и оградил этот
новообразовавшийся в собственном смысле монастырь столпьем (тыном в 1062
г.). Таким образом, с внешней стороны монастырь был организован;
недоставало ему внутреннего строя. Об этом и позаботился преподобный
Феодосии, поставленный по совету Антония на место Варлаама, взятого
Изяславом на игуменство в княжеский монастырь святого Димитрия. Количество
братии при нем увеличилось до 100, так что нужда во внутренней организации
чувствовалась с большей силой. Он достал устав Студийского монастыря и
соответственно ему»устави в монастыри своем, как пения пети монастырския и
поклон как держати и чтения почитати и стояние в церкви и весь ряд
церковный и на трапезе седание и что ясти в кия дни» 322. С этого времени
монастырь Киево–Печерский сделался общежительным.

Книга:А.П. Доброклонский -РУКОВОДСТВО ПО ИСТОРИИ -РУССКОЙ
ЦЕРКВИ-От автора-Первые два выпуска моего Руководства

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100236481_Pesernaa-cerkov-dla-nee-stala-mala_-igumen-Varlaam-s-soglasia-Antonia-i-bratii-postavil-nebolsuue-otkrytuue-cerkov-nad-peseroj-vo-ima-Uspenia-Boziej-Materi-a-zatem-kogda-cislo-inokov-es (400x209, 12Kb)

В числе их были: Никон, облеченный пресвитерским саном и потому игравший видную роль между другими сподвижниками,

Суббота, 10 Сентября 2016 г. 09:14 + в цитатник

Преподобный Антоний (в миру Антипа) был
родом из Любеча, города Черниговской области (местечко в нынешней
Черниговской губернии, верстах в 120 от Киева.). Рано почувствовал он
призвание к иночеству и удалился на Афон, который в то время славился
своими подвижниками, там он постригся и начал свои подвиги. Игумен,
постригший его, посоветовал ему идти в Россию, благословил и изрек
предсказание, что от него»имеют произойти многие черноризцы». Антоний
прибыл в Киев, осмотрел несколько тамошних монастырей, но ни в одном из них
не захотел остаться. Облюбовал себе место на высоком берегу Днепра в трех
верстах от Киева и поселился в пустой Иларионовой пещере; расширил ее и
стал подвизаться в посте, бдении, труде и молитве (около 1051 г.). Скоро
узнали о нем и стали наделять его всем необходимым для жизни. Явились и
желающие подвизаться вместе с ним. В числе их были: Никон, облеченный
пресвитерским саном и потому игравший видную роль между другими
сподвижниками, преподобный Феодосий, впоследствии устроитель монастыря,
Варлаам, сын знатного киевского боярина, Ефрем, главный евнух великого
князя Изяслава, впоследствии переяславский епископ, Моисей Угрин и др.
Образовалась община человек в двенадцать или даже пятнадцать. Поселились
они в Антониевой пещере, расширив ее и устроив здесь частные кельи и
церковь. Непосредственное управление ими принадлежало преподобному Антонию.
Впрочем, скоро он поставил для них игуменом Варлаама, сам же затворился в
своей келье, а вскоре перешел в новую пещеру на соседнем холме (на
расстоянии 100 саженей от первой) и предоставил монастырь созидать другим.
Но и здесь не оставляли его в покое: братия приходила за советами, миряне –
за благословением и молитвой. Только однажды пришлось Антонию оставить свою
пещеру и на время укрыться в Черниговской области, в Болдиных горах, от
гнева князя Изяслава, подозревавшего Антония в содействии Всеславу
Полоцкому захватить киевский престол. Сколько времени пробыл там Антоний,
неизвестно; скончался же в (второй) киевской пещере (1073 г.).

Книга:А.П. Доброклонский -РУКОВОДСТВО ПО ИСТОРИИ -РУССКОЙ
ЦЕРКВИ-От автора-Первые два выпуска моего Руководства

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-%D1%87...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100235898_V-cisle-ih-byli_-Nikon-oblecennyj-presviterskim-sanom-i-potomu-igravsij-vidnuue-rol-mezdu-drugimi-spodviznikami-prepodobnyj-Feodosij-vposledstvii-ustroitel-monastyra-Varlaam-syn-znatnog (400x209, 10Kb)

Тот убил сына Владимирова (Изяслава); а он ему пишет:«Долго печальное мое сердце боролось с законом христианина,

Суббота, 10 Сентября 2016 г. 02:54 + в цитатник

§ 27. Были, конечно, примеры и широкого
влияния христианства на нравственность: истинно благочестивых людей можно
было встретить не только в среде иерархов и монахов, но и между князьями.
Из последних особенно замечательны в этом отношении Владимир святой, его
сыновья Борис и Глеб, Изяслав Ярославич, Владимир Мономах и его сын
Мстислав Великий. Владимир I–христианин, по изображению его в житии и
летописи, представляет во многом контраст с Владимиром–язычником: прежде
чрезмерно преданный чувственности, он стал вести целомудренную жизнь,
довольствуясь лишь одной Анной, с которой сочетался христианским браком;
прежде жестокий, мстительный и кровожадный до братоубийства он сделался
кротким, милостивым и мягким; кормил нищих, утешал больных, освобождал
рабов, выкупал должников, заступался за обиженных, считал за грех
наказывать даже разбойников и на свою прошлую жизнь смотрел как на грустное
заблуждение:«Господи! был я как зверь, жил я по–скотски, но Ты укротил
меня. Слава Тебе, Боже!» – взывал он нередко  320. Святые страстотерпцы
Борис и Глеб воспитались в духе своего благочестивого отца. Оба стремились
подражать святым, жития которых они так ревностно читали; оба были
целомудренны, милостивы, смиренны и любвеобильны. Когда предлагали Борису
выгнать Святополка из Киева и посадить его на великокняжеский престол, он
смиренно отвечал:«Не подниму я руки на брата старейшего; умер отец мой,
пусть он будет мне вместо отца»; когда же узнал о подосланных к нему братом
убийцах, так молился перед иконой:«Господи! Ты пострадал за грехи наши;
удостой и меня пострадать для Тебя. Умираю не от врагов, а от брата; не
поставь того ему во грех». Великий князь Изяслав предстает перед нами как
человек тихий, любящий правду и не мстительный; он, например, простил
киевлян, изгнавших его и разграбивших его дом, простил брата своего
Всеволода, участвовавшего в его изгнании, и даже, защищая его от врагов,
положил за него свою голову. Владимир Мономах постоянно помнил заповеди
Божий и их старался провести в жизнь: избегал лености и роскоши, свое
имущество тратил на бедных, на постройку храмов и на помощь духовенству,
был умерен в пище и питье, часто ходил в церковь и там умилялся до слез,
молился и дома, и вне его, чтобы отгонять худые мысли, наблюдал правду, не
превозносился, избегал кровопролития и удерживал от него других! князей.«Ни
праваго, ни виноватаго не убивайте и не повелевайте убить его», – пишет он
в своем поучении детям, написанном вообще с силой убеждения и в
христианском тоне. В послании же к Черниговскому князю Олегу еще рельефнее
обнаруживается мягкое сердце Владимира. Тот убил сына Владимирова
(Изяслава); а он ему пишет:«Долго печальное мое сердце боролось с законом
христианина, обязаннаго прощать и миловать; Бог велит братьям любить друг
друга… Убив моего сына и твоего собственного крестника, видя кровь сего
агнца, видя сей юный увядший цвет, ты не пожалел об нем, не пожалел о
слезах отца и матери, не хотел написать ко мне письма утешительнаго… Не
укоряю тебя безвременною кончиною любезнаго мне сына… Если имеешь совесть,
если захочешь успокоить мое сердце и напишешь ко мне грамату без всякаго
лукавства, то… обратишь к себе наше сердце и будем жить еще дружелюбнее
прежняго. Я не враг тебе и не хотел крови твоей…Захочешь ли умертвить моих
сыновей – твоя воля. Богу известно, что я желаю добра отечеству и братьям…
Не боязнь и не крайность заставляет меня говорить таким образом, но совесть
и душа, которая мне всего на свете драгоценнее» 321. Поучение отца
действительно стало настольною книгою для некоторых его сыновей, а пример и
влияние его – побудительной силой к подражанию. Таков, например, Мстислав:
пламенно ревнуя о славе Божией, он строит храмы, кормит нищих, сам ведет
простой образ жизни и, что особенно дорого, неизменно великодушен. Несмотря
на частые возмущения, несмотря на убийство Изяслава, Олег Черниговский
находил в нем своего ходатая перед великим князем Владимиром Мономахом, так
что этот последний сказал:«Сын юноша устыдил отца своим велико душием».
Нужно удивляться такому великодушию среди господствовавших в то время
мстительности и кровожадности! Немного наберется князей, имена которых
можно было бы поставить на одной доске с именами Владимира Мономаха и
Мстислава Великого.

Книга:А.П. Доброклонский -РУКОВОДСТВО ПО ИСТОРИИ -РУССКОЙ
ЦЕРКВИ-От автора-Первые два выпуска моего Руководства

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A2%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100229702_Tot-ubil-syna-Vladimirova-Izaslava_-a-on-emu-piset_Dolgo-pecalnoe-moe-serdce-borolos-s-zakonom-hristianina-obazannago-prosat-i-milovat_-Bog-velit-bratam-luebit-drug-druga_-Ubiv-moego-s (400x209, 13Kb)

Один араб X века пишет:«Русские предаются питью вина неразумным образом и пьют его целые дни и ночи; часто

Суббота, 10 Сентября 2016 г. 01:24 + в цитатник

в) Так же, если не более, обычно было
пьянство.«Руси есть веселие пити, не может без того быти», – замечает
повесть о крещении святого Владимира. До каких размеров доходило пьянство,
характерно говорят некоторые памятники того времени. Один араб X века
пишет:«Русские предаются питью вина неразумным образом и пьют его целые дни
и ночи; часто случается, что они умирают со стаканом в руке»; Феодосии
Печерский так говорит в одном из поучений:«Одни ползают на коленях, будучи
не в состоянии стоять на ногах другие валяются в грязи и навозе, ежеминутно
готовые испустить дух» 297. Пастыри церкви в своих проповедях ратовали
против этого порока, но безуспешно  298.

Перечисленные нравственные недостатки русского общества сами по
себе достаточно свидетельствуют о том, что христианство не проникло в самый
дух народа и не изменило его нравов. Принятое чисто внешним образом, оно
так же точно и влияло на общественную жизнь. Все более общие и крупные
черты, в каких выразилось это влияние, можно свести к понятию внешней
набожности или церковности.«Первое – к церкви», – пишет Владимир Мономах в
своем поучении к детям, давая этим знать, что храм должен служить центром
их жизни.«Рано, до восхода солнца, поднимайтесь с постели, – продолжает
он, – и идите в церковь воздать утреннюю хвалу Богу; так поступали отец мой
и все добрые мужи» 299. Чтобы удобнее выполнять такое требование, многие
князья и богатые люди имели домовые церкви и священников. Привычка к
богослужению была до того сильна, что священников князья брали с войском во
время походов  300 или во время плена выписывали в иноплеменную землю  301;
иногда возили с собой священников и бояре, когда разъезжали по волостям для
сбора княжеской дани  302. Бывало так, что за отсутствием
священнослужителей сами князья читали и пели обычные чинопоследования. За
пением утрени, например, застали святого Бориса подосланные к нему
убийцы  303. Частная домашняя молитва, как более удобная, была еще обычнее,
чем общественная. Владимир Мономах советует молиться пере; восходом и во
время восхода солнца, перед отходом ко сну, ночью и даже во время пути:
когда и на лошади сидите, да ни с кем не разговариваете, то если не умеете
других молитв, непрестанно повторяйте в уме лучшую из них: Господи,
помилуй!  304 Если так относились русские к молитве, то естественно, что
храм, нарочитое место молитвы, сделался особенно священным в их глазах.
Поэтому–то так много настроилось храмов, так роскошно украшались и богато
снабжались пожертвованиями многие из них; поэтому–то, наконец, храмы
ставились как бы в центре гражданской жизни (городской и удельной). Большим
уважением пользовались и христианские святыни. Святые иконы носились в
войске во время походов и выносились на городскую стену для защиты города
во время осады; крест целовался в свидетельство верности какого–нибудь
договора; иконы и раки святых мощей богато украшались на добровольные
приношения верующих; путешествия к святым местам сделались обычным явлением
во всех сословиях. Когда в 1115 году в Вышгороде совершалось перенесение
святых мощей Бориса и Глеба, там присутствовали князья, воеводы, бояре,
монахи, клирики и простой народ из различных областей и в громадном
количестве  305. Владимирко Галицкий, овладев (1150 г.), специально побывал
в Вышгороде для поклонения святым Борису и Глебу, в Киево–Софийском соборе,
Десятинном и Киево–Печерском храме святой Богородицы; Юрий же Долгорукий
ходил на богомолье вместе со детьми на реку Альту, где потерпел
мученическую смерть святой Борис и где в то время стояла церковь
(1151г.)  306. Предпринимались путешествия даже за пределы России: на Афон,
в Константинополь и в Палестину. Паломничество считалось за важный подвиг,
поэтому и особенно развилось. В Палестине для русских богомольцев в XII
веке существовал уже особый русский монастырь  307; паломничество в XII
веке отнимало от земледелия столько рук в простом народе, что причиняло
вред государству, как свидетельствует Нифонт Новгородский в»Вопрошании
Кириковом». Ввиду этого он ее священникам отговаривать народ от
путешествий, а архиепископ Иоанн определил даже налагать епитимию на того,
кто дает обет идти в Иерусалим  308. Кто не мог совершить путешествия, тот
с охотой слушал странников или читал описания. Поэтому–то»Паломник»игумена
Даниила и распространился по Руси в большом количестве списков. При
уважении к святыне храмов естественно появилось и уважение к служителям
церкви, выражавшееся в различных формах. Очень часто попадаются в летописях
такие стереотипные фразы о князьях:«бе иеролюбец и мнихолюбец»,«излиха
чтяху чернеческий чин и поповский»,«воздаяху честь епископом и
пресвитером»,«подаяху им яже на потребу, и примаху от них молитвы и
благословение» 309.. Благословение было в обычай получать особенно перед
началом похода. Ярославичи, например, отправляясь против половцев в 1068
году, приходили в пей преподобному Антонию просить его благословения и
молитв  310, о Святополке Изяславиче летопись прямо говорит:«Обычай он
имел, если шел на или еще куда, брал молитвенное напутствие у киево–
печерского игумена» 311. Уважение к иноческому сану доходило даже до того,
что многие члены княжеских и боярских фамилий сами поступали в число
монахов. Таковы, например, Святослав – Николай (Святоша) Черниговский,
Игорь Ольгович Киевский, Святослав Киевский, Давид Смоленский; Ирина –
Анна, жена слова I, Янка – Анна и Евпраксия Всеволодовны, Преслава
Святослав Евфимия и Мария, дочери Владимира Мономаха, Евфросинья, дочь
Святослава Полоцкого и др. К концу домонгольского периода у нас стал слагав
высших сословиях обычай перед смертью принимать пострижение в над угодить
этим Богу  312. Уважение к церкви и ее служителям побуждало общество также
заботливо относиться и к тому классу лиц, который состоял под особым
покровительством – к бедным и несчастным. Отсюда развивалась милостыня.
Святой Владимир распорядился, чтобы всякому нищему, приходящему на
княжеский двор, выдавалось, что ему нужно – пища, питие и деньги, а для
тех, кто, по немощи, не в состоянии прийти, чтобы развозились по городу:
хлеб, мясо, рыба, разные овощи, мед и квас; кроме того, Владимир выкупал
должников, освобождал содержащихся в рабстве, был»помощи вдовицам и
упокоением странников» 313. Подобным образом поступали очень многие
князья  314 и богатые люди  315. Владимир

Книга:А.П. Доброклонский -РУКОВОДСТВО ПО ИСТОРИИ -РУССКОЙ
ЦЕРКВИ-От автора-Первые два выпуска моего Руководства

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D0%B4%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100229612_Svatoj-Vladimir-rasporadilsa-ctoby-vsakomu-nisemu-prihodasemu-na-knazeskij-dvor-vydavalos-cto-emu-nuzno-_-pisa-pitie-i-dengi-a-dla-teh-kto-po-nemosi-ne-v-sostoanii-prijti-ctoby-razvozil (400x209, 11Kb)


Поиск сообщений в janvaris2014
Страницы: 206 ... 168 167 [166] 165 164 ..
.. 1 Календарь