-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в janvaris2014

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.01.2014
Записей: 4124
Комментариев: 3
Написано: 4125


Отец часто приневоливал сына или дочь вступить в нежелательный для их брак; сын или дочь осмеливались бить

Суббота, 10 Сентября 2016 г. 00:54 + в цитатник

Отец часто приневоливал сына или дочь
вступить в нежелательный для их брак; сын или дочь осмеливались бить отца и
мать; кулачные бои были любимой потехой русских; составлялись разбойничьи
шайки, поднимались народные бунты, и в полном разгаре были междоусобицы в
княжеском роде. Здесь особенно развернулись грубость и жестокость князей и
народа: забывались родственные связи – брат поднимал руку на брата и сын –
на отца, нарушались данные клятвы и оскорблялись святыни. Вот несколько
таких случаев. Ярослав I собирал варягов против своего отца Владимира  285;
Святополк руками подосланных убийц пролил кровь своих братьев: Бориса,
Глеба и Святослава  286. В 1097 году Давид Владимиро–Волынский, при участии
Киевского Святополка, ослепил Василька Теребовльского, несмотря на
заступничество киевских игуменов и на только что данную в Любече присягу
хранить мир со всеми князьями  287. В 1146 году киевляне, недовольные
Игорем Ольговичем, призвали к себе на княжеский стол Изяслава Мстиславича
Переяславского; Игорь был заключен в монастырь и по собственному желанию
пострижен в монахи. Между родственниками его и Изяславом открылась борьба.
Киевляне видели в Игоре злого врага и решили убить его (1147 г.). Ворвались
в монастырь и из церкви вывели молившегося там Игоря. Владимиру, брату
Изяслава, однако удалось кое–как освободить Игоря и запереть на княжеском
дворе. Толпа вломилась туда, умертвила Игоря и труп его с позором волочила
по улицам города. Злодеяние свершилось, труп лежал на площади, но народ,
виновный во всем этом, как будто не чувствовал за собой вины:«Не мы убили
Игоря, – говорил он, – а убили его его родственники тем самым, что
замыслили зло на нашего князя… но Бог за нашим князем и святая София» 288.
Подобное злодеяние свершилось в 1175 году в селе Боголюбове. На Андрея
Боголюбского составился заговор. Заговорщики ворвались в спальню; князь
упал под ударами мечей и копий; убийцы удалились, но услыхали стоны Андрея,
возвратились, покончили с ним и тело его выкинули в огород на съедение
собакам. К заговорщикам присоединились жители Боголюбова и много окрестных
поселян; начались грабежи и убийства по всей волости: дошла очередь и до
Владимира; только духовенству удалось прекратить здесь беспорядки  289. В
1217 году Рязанский князь Глеб с братом своим Константином задумали
умертвить всех братьев; зазвали их к себе на пир и здесь убили; пало»одних
князей шесть, а бояр и слуг княжеских – без числа  290. Захватывая силой
тот или другой город, князья с войском часто предавались необузданному
грабежу. Так, например, поступили суздальцы, под начальством Мстислава
Андреевича овладев Киевом (1168г.): три дня продолжался грабеж, пострадали
и церкви, и монастыри  291. Подобное же случилось здесь и немного позже –
когда Ярослав Изяславич (1175г.) вернулся в Киев после удаления оттуда его
врага, Святослава Ольговича Черниговского: в наказание киевлян он велел
грабить весь Киев, игуменов, попов, монахов, монахинь, иностранцев, даже
кельи затворников  292. Много таких примеров встречается и в жизни других
русских городов  293.

Книга:А.П. Доброклонский -РУКОВОДСТВО ПО ИСТОРИИ -РУССКОЙ
ЦЕРКВИ-От автора-Первые два выпуска моего Руководства

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D1%82%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100229580_Otec-casto-prinevolival-syna-ili-doc-vstupit-v-nezelatelnyj-dla-ih-brak_-syn-ili-doc-osmelivalis-bit-otca-i-mat_-kulacnye-boi-byli-luebimoj-potehoj-russkih_-sostavlalis-razbojnici-sajki (400x209, 9Kb)

Глава V.

Суббота, 10 Сентября 2016 г. 00:44 + в цитатник

Глава V. Религиозно–нравственное состояние
общества280


281§ 26. Обыкновенно бывает, что народ, принимая новую религию,
не от решается вдруг от прежней, с которой свыкся, но так или иначе
соединяет различные религиозные мировоззрения и религиозную практику. То же
случалось и с русским народом: приняв христианство, он продолжал
язычествовать. Этому способствовали некоторые местные условия: боязнь
княжеского гнева заставляла многих принимать христианство без убеждения в
его истинности и даже без знания о его сущности; нерадивость пастырей
церкви в деле учительства и низкий уровень просвещения мешали народу
разумно сопоставить христианство и язычество; домовый характер языческой
религии делал неудобным преследование ее светской и церковной властью;
наконец, неразвитость славянской религии и некоторые особенные черты ее
мифологии облегчала для простого народа совмещение этой религии с
христианством или, по крайней мере, сглаживали контраст между ними. По мере
давности христианства в России и по мере ознакомления с ним замечается
ослабление язычествования, но впрочем очень медленное. Сначала это
язычествование обнаруживается в самом грубом виде: народ рядом с
христианским Богом верит в прежних богов – Перуна, Хорса, Мокошь и др.,
собирается у колодцев, болот, рек и приносит жертвы своим богам, идолы
которых были разрушены; ставит трапезы в честь рода и рожениц; носит
больных детей к волхвам для совершения языческих треб, сам доверяет
волхвам, когда они восстают против христианства (в Новгороде), и по
требованию их приводит к ним женщин на мучения или сам убивает старух (в
Ростовской области); сохраняет языческие праздники, обряды и церемонии… И
со всем этим мирились часто вера в христианского Бога, празднование
христианских праздников, хождение в христианские храмы, совершение
христианских треб, приношение молитв христианскому Богу и святым! Таким
образом, на Руси было настоящее двоеверие. Не везде одинаково долго
существовало оно в таком именно виде; в глухих местах и особенно у
инородцев оно, конечно, держалось тверже. Сглаживалось оно постепенно.
Сначала именно в двоеверии преобладают языческие элементы, так что иногда
народ временно забывает о христианстве и христианском храме, идя на
языческие игрища  282 или группируясь около волхвов, с течением же времени
христианские элементы мало–помалу берут верх над языческими, и на род
приходит к сознанию того, что христианство – единая истинная религия, а
язычество – произведение дьявола и волхвы – его служители. Та кое сознание
иногда обнаруживается в фактах; о киевском волхве (1071 г) многие
говорили:«бес им играет на пагубу ему»; Новгород, в конце XI века так
решительно становившийся на сторону волхва и готовый убить епископа, в 1227
г. сжигает у себя 4 волхвов по подозрению в чародействе. Впрочем, это
сознание было не в силах изгнать из простого народа привычки к язычеству.
Следы ее на каждом шагу попадаются как в сфере воззрений так и в
практической жизни. На пророка Илию были перенесены черты Перуна; святые
Георгий и Власий стали в народном представлении покровителями скота, как
прежний бог скота – Волос. Черные языческие боги отождествились с
христианскими демонами, и поэтому последние стали представляться
виновниками зла как нравственного, так и физического. Вместе с верой в
черных богов сохранилась твердая вера в орудия, которыми они действуют в
человечестве – колдунов, ведьм, оборотней, упырей т. п.: народ прибегает к
волхованиям, гаданиям и суеверно наблюдает различные приметы. Продолжают
чествоваться языческие празднества, сливаясь иногда с христианскими. Таковы
святки, когда празднуется и языческий праздник коляды или новолетия и
христианский – двенадцатидневья (с Рождества до Богоявления); народные
обряды, игры и увеселения настоящего времени сохраняют языческую окраску;
тогда же она была еще заметнее (в Малороссии, Болгарии и Сербии и теперь
накануне Рождества Христова рождественский сочельник устраивается особая
обрядовая трапеза в честь Солнца и Перуна молитвой к ним о плодородии и
благополучии наступающего года). В масленицу праздновали весенний праздник
в честь Перуна и Солнца и поминали покойников (как было прежде в
язычестве  283. Слились также летний праздник Солнца с днем Ивана Купали
(Иоанна Предтечи), Волоса – с днем святого Георгия; совершались празднества
в честь Ярилы (в конце апреля и во всехсвятское заговенье), Лады (красная
горка и семик), Рода и Рожаниц (26 декабря); замечательно, что трапеза
честь последних освящалась тропарем Богородичным. Случаи домашней жизни
обыкновенно сопровождались языческими обрядами и церемониями; существовало
умыкание невест и совершение брака чрез плескание и обвождение вокруг
куста. Пастыри церкви не всегда должным образом относились к этим остаткам
языческой старины:«попове и книжницы – одни, видя деяния, слыша о них, не
хотят учить», другие поощряют их, третьи нее»сами приобщаются им и едят
моленое (языческое) брашно» 284.

Книга:А.П. Доброклонский -РУКОВОДСТВО ПО ИСТОРИИ -РУССКОЙ
ЦЕРКВИ-От автора-Первые два выпуска моего Руководства

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%93%D0%BB%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100229559_-sobiraetsa-u-kolodcev-bolot-rek-i-prinosit-zertvy-svoim-bogam-idoly-kotoryh-byli-razruseny_-stavit-trapezy-v-cest-roda-i-rozenic_-nosit-bolnyh-detej-k-volhvam-dla-soversenia-azyceskih- (400x209, 13Kb)

Их не отпевали каждого отдельно, а до седьмого четверга по Пасхе (семика) держали в общих»божедомках»или»скудельницах» –

Пятница, 09 Сентября 2016 г. 12:34 + в цитатник

К домонгольскому, вероятно, периоду
относится обычай хоронить особенным образом всех умиравших внезапно –
самоубийц и покойников, найденных на дороге или в поле. Их не отпевали
каждого отдельно, а до седьмого четверга по Пасхе (семика) держали в
общих»божедомках»или»скудельницах» – ямах (иногда с»молитвенными храмами»)
вне городов на вспольях, и тогда сразу отпевали общую панихиду.

В качестве особых обрядов существовали у нас настолование и
братотворние. Первое состояло в том, что новорукоположенного митрополита
или епископа другие епископы во время литургии возводили на стол или
кафедру, стоявшую посреди церкви, и паства торжественно приветствовала его,
как законного епископа, возглашением и целованием. Братотворение было
церковным освящением дружественного союза, заключаемого между мужчинами или
женщинами. В требниках последующего времени находятся два чина
братотворения: краткий состоял в чтении священником нескольких молитв над
вступающими в братство; полный же аналогичен с чином венчания: вступающие в
братство становились перед алтарем, клали руки на Евангелие; священник
опоясывал их поясом и давал по свече; затем читались ектении, молитвы,
Апостол и Евангелие; побратимы приобщались преждеосвященными Дарами и
обводились вокруг аналоя при пении тропарей.

Книга:А.П. Доброклонский -РУКОВОДСТВО ПО ИСТОРИИ -РУССКОЙ
ЦЕРКВИ-От автора-Первые два выпуска моего Руководства

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98%D1%85-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100225270_V-trebnikah-posleduuesego-vremeni-nahodatsa-dva-cina-bratotvorenia_-kratkij-sostoal-v-ctenii-svasennikom-neskolkih-molitv-nad-vstupauesimi-v-bratstvo_-polnyj-ze-analogicen-s-cinom-venca (400x209, 12Kb)

Если приступали к венчанию лица, раньше состоявшие в супружеском сожитии и прижившие детей, то последние становились

Пятница, 09 Сентября 2016 г. 12:14 + в цитатник

Относительно брака существовало в простом
народе мнение, что церковное освящение брака необходимо лишь для князей и
бояр, а для народа достаточно языческих обрядов – гудения и плясания;
поэтому церковные браки совершались сравнительно редко. Если приступали к
венчанию лица, раньше состоявшие в супружеском сожитии и прижившие детей,
то последние становились при венчании вместе с ними и таким образом
привенчивались; относительно возраста при вступлении в брак определенных
правил не было; случалось, что вступали в брак мальчики 10 (Константин
Всеволодович Ростовский 1196 г.) и девочки 8 лет (сестра его Верхуслава
1187 г.) Сам чин венчания во многом отличался от теперешнего.

Отличия эти, вероятно, те же, что и в XIV в. Тогда же они
состояли в следующем: нет вопросов жениху и невесте о»произволении благом»;
нет слов:«обручается раб Божий, и венчается раб Божий…», чтения Апостола и
Евангелия не положено, после»Отче наш»священник приобщает брачащихся
преждеосвященными Святыми Дарами, дает общую чашу; тропаря»Исайя, ликуй»и
обхождения вокруг аналоя нет; а после общей чаши священник сажает
брачащихся на лавку и произносит молитву на разрешение венцов.

Книга:А.П. Доброклонский -РУКОВОДСТВО ПО ИСТОРИИ -РУССКОЙ
ЦЕРКВИ-От автора-Первые два выпуска моего Руководства

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%95%D1%81%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100225161_Togda-ze-oni-sostoali-v-sleduuesem_-net-voprosov-zenihu-i-neveste-o_proizvolenii-blagom_-net-slov_obrucaetsa-rab-Bozij-i-vencaetsa-rab-Bozij_-ctenia-Apostola-i-Evangelia-ne-polozeno- (400x209, 12Kb)

Относительно крещения взрослых в»Вопрошании Кирика»дается такое наставление:«Болгарину, половчанину, чудину

Пятница, 09 Сентября 2016 г. 03:54 + в цитатник

Крещение младенцев обыкновенно совершалось
в 40–й день по рождению, в 8–й же день нарекали имя; впрочем, больное дитя
советовали крестить без промедления, чтобы не умерло»не свершенным»(Иоанн
II и Георгий). Относительно крещения взрослых в»Вопрошании Кирика»дается
такое наставление:«Болгарину, половчанину, чудину (словом – иноплеменнику)
перед крещением 40 дней поста (и оглашения), славянину – 8 дней, а молодому
отроку (также славянину) прямо крещение». Крещение взрослых совершалось
через троекратное погружение, а младенцев – иногда и через обливание  279.
Крещение обыкновенно совершалось перед литургией (если в этот день
служилась); новокрещенный младенец выносился, а взрослый сам шел впереди
служащих со свечами на великом входе. Относительно крещения отмечен в
летописи один замечательный случай: в правление Ярослава I были выкопаны из
земли и крещены кости Ярополка и Олега (1044 г.).

При миропомазании обыкновенно пользовались миром,
приготовленным в Константинополе, и нередко смешивали его с маслом.
Помазывались не всегда одни и те же части тела: по наставлению Нифонта –
чело, ноздри, уши, сердце и одна правая рука, по наставлению же Саввы –
мазались еще уста.

Книга:А.П. Доброклонский -РУКОВОДСТВО ПО ИСТОРИИ -РУССКОЙ
ЦЕРКВИ-От автора-Первые два выпуска моего Руководства

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D1%82%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100221219_Otnositelno-kresenia-vzroslyh-v_Voprosanii-Kirika_daetsa-takoe-nastavlenie_Bolgarinu-polovcaninu-cudinu-slovom-_-inoplemenniku-pered-kreseniem-40-dnej-posta-i-oglasenia-slavaninu-_-8-d (400x209, 9Kb)

В самой литургии более замечательны следующие особенности: сугубая ектения не та, что читается теперь; после

Пятница, 09 Сентября 2016 г. 01:44 + в цитатник

В самой литургии более замечательны
следующие особенности: сугубая ектения не та, что читается теперь; после
великого входа полагалось умовение рук священнослужащих и взаимное их
многолетствование; Символ веры и молитва Господня не пелись, а читались;
пред освящением Святых Даров не произносилась молитва:«Господи, иже
Пресвятого Твоего Духа…», а в молитве при освящении не было слов:«Преложив
Духом Твоим Святым». В служебнике преподобного Антония ничего не говорится
о вливании теплоты в потир; приобщение же священнослужащих по нему
совершалось так: священники, начиная с младшего, берут части тела Христова
и со словами:«Тело Христово дается рабу, имя рек», и пр., подают старшему,
а этот уже вручает им; подобным же образом причащаются и крови Христовой;
дьякона причащают – старший священник телом, а младший – кровию. Перед
приобщением и при самом приобщении читались не те молитвы, что теперь. В
литургии преждеосвященных Даров (по Варлаамовскому служебнику) вход с
кадилом творит дьякон без священника:«И шед диакон с кадильницею и тремя
свещами, глаголет: свет Христов просвещает»; возгласа:«со страхом Божиим и
верою приступите»не положено, а прямо после приобщения служащих
дьякон»кадит Святые Дары, глаголя:«Вознесися на небеса Боже», и священник
прибавляет:«Всегда и ныне и присно».

Книга:А.П. Доброклонский -РУКОВОДСТВО ПО ИСТОРИИ -РУССКОЙ
ЦЕРКВИ-От автора-Первые два выпуска моего Руководства

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-%D1%81...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100217106_V-samoj-liturgii-bolee-zamecatelny-sleduuesie-osobennosti_-sugubaa-ektenia-ne-ta-cto-citaetsa-teper_-posle-velikogo-vhoda-polagalos-umovenie-ruk-svasennosluzasih-i-vzaimnoe-ih-mnogolets (400x209, 11Kb)

известен целый двор доместиков за Десятинною церковью; греческих певцов можно найти в домонгольский период

Четверг, 08 Сентября 2016 г. 22:04 + в цитатник

Таким образом, богослужебная практика в
домонгольский период определялась богослужебными и каноническими
произведениями. Определялась она иногда и словесными указаниями
митрополитов, епископов и особенно певчих. Последние приходили к нам
сначала из Болгарии и вводили одноголосное (унисонное) пение; при Ярославе
же (около 1051 г.) пришли в Киев из Константинополя со своими семействами
три певца и ввели пение партесное, называвшееся в то
время»демественным»(от?????????? – регент хора певчих); вслед за ними
потянулись и другие, так что в Киеве в начале XII в. известен целый двор
доместиков за Десятинною церковью; греческих певцов можно найти в
домонгольский период во Владимире–Кляземском и Новгороде. Русские учились у
них пению и богослужебному строю.

§ 25. Впрочем, богослужебная практика и той же местности и
почти одному времени, значительно разногласят, и службы, как общественные,
так и частные, представляют немало особенностей в сравнении с нынешними еще
не успела окончательно определиться. Правила касательно нее не всегда
согласны между собой, служебники, даже принадлежащие одной

Книга:А.П. Доброклонский -РУКОВОДСТВО ПО ИСТОРИИ -РУССКОЙ
ЦЕРКВИ-От автора-Первые два выпуска моего Руководства

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B8%D0%B7%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100216461_Vprocem-bogosluzebnaa-praktika-i-toj-ze-mestnosti-i-pocti-odnomu-vremeni-znacitelno-raznoglasat-i-sluzby-kak-obsestvennye-tak-i-castnye-predstavlauet-nemalo-osobennostej-v-sravnenii-s-n (400x209, 8Kb)

От домонгольского времени сохранились следующие книги: Евангелия–апракосы (изборы евангельских чтений на праздники),

Четверг, 08 Сентября 2016 г. 18:34 + в цитатник

§ 24. Вводя у себя христианское
богослужение, русские, естественно, вводили готовые богослужебные книги и,
по вызову обстоятельств, иногда писали новые. От домонгольского времени
сохранились следующие книги: Евангелия–апракосы (изборы евангельских чтений
на праздники), богослужебная Псалтиръ, парамейник, служебники (Антония
Римлянина и Варлаама Хутынского), уставы, минеи месячные и праздничные,
триоди постные и цветные, стихирари (собрания повседневных стихир весь
год), кондакари (собрание кондаков и других церковных песнопений за целый
год), ирмолог, канонник (выбор праздничных канонов),«праздники»(собрание
песнопений на двунадесятые праздники). Были также в употреблении
богослужебные апостолы и требники, хотя не дошли до нашего времени.
Появление новых праздников и святых на Руси вызывало составление новых
чинопоследований и канонов. Таковы: служба в честь святых Бориса и Глеба,
написанная митрополитом Иоанном I  275, служба в честъ Феодосия Печерского,
принадлежащая неизвестно кому  276, какой Иоанна Ростовского в честъ
святителя Леонтия, несколько канонов Кирилла Туровского  277 и инока
печерского Григория (первой половины XII в.). Некоторыми из русских
писались и молитвы. Таковы молитвы митрополита Илариона»за князя и за все
православие», святого Феодосия Печерского: а)«за вся христианы»и б)
заупокойная, в XII в. влагавшаяся в руки умершего, и молитвы Кирилла
Туровского, приуроченные к дням недели  278.

Книга:А.П. Доброклонский -РУКОВОДСТВО ПО ИСТОРИИ -РУССКОЙ
ЦЕРКВИ-От автора-Первые два выпуска моего Руководства

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D1%82-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100215509_Ot-domongolskogo-vremeni-sohranilis-sleduuesie-knigi_-Evangelia_aprakosy-izbory-evangelskih-ctenij-na-prazdniki-bogosluzebnaa-Psaltir-paramejnik-sluzebniki-Antonia-Rimlanina-i-Varlaama- (400x209, 13Kb)

В своей грамоте к Андрею Боголюбскому патриарх по вопросу о посте согласился с мнением Нестора, подробно указав,

Четверг, 08 Сентября 2016 г. 17:24 + в цитатник

В Ростовской области при Андрее Боголюбском
очень многие, во главе с княжеским любимцем Феодором (впоследствии
епископом), разрешали пост в среду и пятницу для всех праздников
Господских, Богородичных, праздников в честь Святых и во все время от Пасхи
до Пятидесятницы. Епископ же Нестор соглашался разрешать пост лишь для двух
праздников в году – Рождества Христова и Богоявления. Ростовцы за это
прогнали его с кафедры (1157 г.); но митрополит Константин I и патриарх
Лука Хризоверг оправдали его. В своей грамоте к Андрею Боголюбскому
патриарх по вопросу о посте согласился с мнением Нестора, подробно указав,
для каких праздников можно ослаблять (но не разрешать) пост, и в заключение
посоветовал касательно некоторых (касательно тех праздников Господских и в
честь Святых, которые случатся в среду и пятницу между Пасхой и
Пятидесятницей) праздников»делать так, как велит епископ». Однако грамота
осталась без приложения. Ростовцы во главе с Феодором продолжали стоять за
прежнюю практику. Даже сам епископ Ростовский Леон, преемник Нестора, не
признавал обязательным для себя мнение патриарха: он не хотел разрешать
поста в среду и пятницу ни для каких праздников. Произошло и на этот раз
столкновение; результат был аналогичен; Леона прогнали с кафедры. Впрочем,
между тем как мнение Нестора еще находило защитников, вводимая Леоном
практика, наоборот, coвсем не прививалась на Руси, и мнение его касательно
поста было заклейменно именем ереси. Мнение Феодора таким образом взяло
перевес и на время восторжествовало в Ростове, особенно когда сам он
сделался епископом.

Книга:А.П. Доброклонский -РУКОВОДСТВО ПО ИСТОРИИ -РУССКОЙ
ЦЕРКВИ-От автора-Первые два выпуска моего Руководства

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-%D1%81...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100215203_V-svoej-gramote-k-Andreue-Bogoluebskomu-patriarh-po-voprosu-o-poste-soglasilsa-s-mneniem-Nestora-podrobno-ukazav-dla-kakih-prazdnikov-mozno-oslablat-no-ne-razresat-post-i-v-zakluecenie- (400x209, 11Kb)

, но установление его относится, по всей вероятности, к концу периода домонгольского, и русские, вспоминая

Четверг, 08 Сентября 2016 г. 10:44 + в цитатник

В воспоминание событий праздновались в
домонгольский период следующие дни: 1 октября, 9 мая, 1 августа, 27 ноября,
26 ноября и др. 1 октября воспоминается чудесное видение Божией Матери
Андреем Юродивым в константинопольской Влахернской церкви; в первый раз
праздник этот встречается в святцах второй половины XIII в., но
установление его относится, по всей вероятности, к концу периода
домонгольского, и русские, вспоминая бывшее Андрею видение Божией Матери в
Греции и помощь, оказанную Ею Константинополю, вместе с тем, вероятно,
возносили Божией Матери благодарность за все благодеяния, оказанные Ею
России, и таким образом расширяли содержание и значение празднуемого
события, придавая ему русский колорит. 9 мая воспоминалось перенесение
мощей святителя и чудотворца Николая из города Мир (в Ликии) в Бари (в
южной Италии) в 1087 г. Праздник этот явился вскоре после самого события и
стал праздником всей России, получив так же, как и праздник Покрова, чисто
русскую окраску: к воспоминанию о перенесении мощей святого Николая
присоединились воспоминания о благодеяниях, так щедро даруемых им русскому
народу; за этими воспоминаниями в народе даже забывался и повод к
установлению праздника. 1 августа 1164г. Андрей Боголюбский одержал победу
над камскими болгарами, Мануил Константинопольский – над сарацинами. Оба
приписывали свои победы помощи Всемилостивого Спаса, так как во время
благодарственного молебствия удостоились видеть огненные лучи, выходившие
от иконы Спасителя и покрывавшие их полки. С обоюдного согласия в память
этого они установили праздновать 1 августа, приурочив к этому дню и
поклонение Честному и Животворящему Кресту, которое прежде совершалось в
Константинополе вместе с крестными ходами в конце июля и начале августа в
продолжении нескольких дней. 27 ноября вспоминалось чудесное знамение от
иконы Божией Матери, бывшее в Новгороде при нападении суздальского войска в
1169 г. Празднование совершалось, вероятно, в одной Новгородской области 26
ноября чествовалась память Георгия Победоносца. Празднование было
установлено Ярославом I по случаю и в память построенной им монастырской
церкви святого Георгия. Вообще у нас было в обычае праздновать дни
освящения некоторых знаменитых церквей, например, Богородицкой Десятинной
церкви, Киево–Софийского собора и др. Иногда князья–строители сами
установляли такие праздники, и духовенство отмечало их в святцах. Чем выше
было значение церкви и шире ее слава, тем распространеннее было и
празднование ее освящения: день освящения частной приходской церкви,
естественно, был годовым праздником лишь для прихода.

Книга:А.П. Доброклонский -РУКОВОДСТВО ПО ИСТОРИИ -РУССКОЙ
ЦЕРКВИ-От автора-Первые два выпуска моего Руководства

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%2C-%D0%BD%D0...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100212610_-no-ustanovlenie-ego-otnositsa-po-vsej-veroatnosti-k-koncu-perioda-domongolskogo-i-russkie-vspominaa-byvsee-Andreue-videnie-Boziej-Materi-v-Grecii-i-pomos-okazannuue-Eue-Konstantinopolu (400x209, 11Kb)

, предки наши соблюдали не только главные празники – Господские, Богородичные и Святых, сохраненные до сих

Четверг, 08 Сентября 2016 г. 10:14 + в цитатник

§ 22. Вместе со многим другим Русь приняла
от Греции установленные там священные времена, т. е. праздники и посты. Как
свидетельствуют месяцесловы XI–XIII вв., предки наши соблюдали не только
главные празники – Господские, Богородичные и Святых, сохраненные до сих
пор Церковью, но и многие частные местные праздники греческой империи, ее
областей; и городов, впоследствии большей частью вышедшие из русской
церковной практики. Из таких местных праздников особенно чествовались на
Руси праздники в память Кирилла, первоучителя славянского (14 февраля) и
Климента, епископа римского (30 января), мощи которого лежали в Киевском
Десятинном храме. Появилось на Руси несколько и новых праздников. Все они,
за исключением одного, установлены были лишь Русской Церковью и стали ее
собственными, особыми от греческой церкви, праздниками. Одни из них были
общерусскими, другие – местными и устанавливались то церковной и
гражданской властью, то постепенно – путем практики. Причиной их
установления было желание почтить память новоявленных в Русской Церкви
святых или же – увековечить память о некоторых событиях русской и нерусской
истории.

Книга:А.П. Доброклонский -РУКОВОДСТВО ПО ИСТОРИИ -РУССКОЙ
ЦЕРКВИ-От автора-Первые два выпуска моего Руководства

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%2C-%D0%BF%D1...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100212254_-predki-nasi-sobluedali-ne-tolko-glavnye-prazniki-_-Gospodskie-Bogorodicnye-i-Svatyh-sohranennye-do-sih-por-Cerkovue-no-i-mnogie-castnye-mestnye-prazdniki-greceskoj-imperii-ee-oblastej_ (400x209, 9Kb)

Уважение к святым мощам выражалось в том необычном стечении народа, которым сопровождалось перенесение святых

Четверг, 08 Сентября 2016 г. 07:54 + в цитатник

Немало было у нас в домонгольский период
мощей святых и других реликвий. Еще святой Владимир привез с собою из
Корсуня и впоследствии положил в Десятинном храме мощи Климента, епископа
Римского, Фива и других святых. Греческий Восток во главе с Царьградом
доставлял нам мощи и в после–дующее время; например, дочь греческого
императора Алексея Комнина, жена великого князя Святополка–Михаила Варвара
принесла с собой в Россию мощи святой великомученицы Варвары и положила их
в Киево–Михайловском монастыре (1108 г.) [предположение, высказанное в
хронике игумена Златоверхо–Михайловского монастыря Феодосия Софоновича
(1655–1672 гг.). Мощи вмц. Варвары действительно попали в Киев при князе
Святополке (бывшем строителем Златоверхо–Михайловского монастыря), но
привезены были неизвестным лицом, так как дочери с именем Варвара у Алексея
Комнина не было – Прим. ред.]. Были у нас и такие реликвии, как например,
частицы и креста Господня, срачица святого Димитрия Солунского.
Открывались, наконец, мощи и русских святых. Таковы мощи святых мучеников,
князей Бориса и Глеба, преподобного Феодосия Печерского, святых Леонтия и
Исайи, епископов Ростовских, святого Игоря Ольговича, великого князя
Киевского, убитого киевлянами в 1147г., святого Всеволода–Гавриила,
псковского князя († 1138 г.), святого мученика болгарского Авраамия.
Уважение к святым мощам выражалось в том необычном стечении народа, которым
сопровождалось перенесение святых мощей из одного места в другое  269, в
тех путешествиях, которые предпринимали многие из отдаленных мест на
поклонение святым мощам, и в том усердии, какое прилагали к украшению рак
для святых мощей; например, суздальский тысяцкий Георгий, сын варяга
Шимона, прислал в Печерскую обитель для окования раки преподобного Феодосия
500 гривен серебра и 50 гривен золота (приблизительно на сумму 18 тыс.
руб.)  270. Владимир Мономах оковал раки святых мучеников Бориса и Глеба и
клетки, где они помещены, золотом и серебром, поставил перед ними
украшенные золотом подсвечники и повесил серебряные вызолоченные лампады,
так что многие из греков говорили, что такого украшения рак они нигде не
видели  271.

Книга:А.П. Доброклонский -РУКОВОДСТВО ПО ИСТОРИИ -РУССКОЙ
ЦЕРКВИ-От автора-Первые два выпуска моего Руководства

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A3%D0%B2%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100210923_Uvazenie-k-svatym-mosam-vyrazalos-v-tom-neobycnom-stecenii-naroda-kotorym-soprovozdalos-perenesenie-svatyh-mosej-iz-odnogo-mesta-v-drugoe-269-v-teh-putesestviah-kotorye-predprinimali-mn (400x209, 13Kb)

В качестве дарохранительницы в некоторых церквах был так называемый Иерусалим или»Сион», сделанный из дорогих

Среда, 07 Сентября 2016 г. 17:04 + в цитатник

§ 20. Храмы вмещали в себе различные
святыни. Сюда относились святые сосуды, крест, Евангелие, антиминс, иконы и
мощи святых. Сосуды, употреблявшиеся при литургии, – потир и дискос, были
металлические, каменные, стеклянные и деревянные; в богатых церквах, как,
например, во Владимирском Успенском соборе, они украшены были»каменьем
драгим и жемчугом великим». В качестве дарохранительницы в некоторых
церквах был так называемый Иерусалим или»Сион», сделанный из дорогих
металлов и украшенный иногда камнями; на престол, кажется, ставился он лишь
на время праздников; а в другое время стояла простая дарохранительница
различных форм. На престоле обыкновенно полагались Крест и Евангелие. И
тот, и другое пользовались у нас глубоким уважением. Кресты одинаково
употреблялись четвероконечные, пятиконечные, шестиконечные и
восьмиконечные. В церквах, не освященных епископами, требовалось иметь на
престолах освященные антиминсы (устав Георгия). Сохранившиеся экземпляры
дают знать, что то были небольшие (почти в четверть) квадратные холщовые
лоскуты без священных изображений (кроме начерченных крестов) и без
надписей, с маленькими частицами святых мощей.

Книга:А.П. Доброклонский -РУКОВОДСТВО ПО ИСТОРИИ -РУССКОЙ
ЦЕРКВИ-От автора-Первые два выпуска моего Руководства

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-%D0%BA...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100204303_V-kacestve-darohranitelnicy-v-nekotoryh-cerkvah-byl-tak-nazyvaemyj-Ierusalim-ili_Sion_-sdelannyj-iz-dorogih-metallov-i-ukrasennyj-inogda-kamnami_-na-prestol-kazetsa-stavilsa-on-lis-na-v (400x209, 9Kb)

Для этого или задняя половина церкви приподнималась над передней и назначалась для женщин (как бывало в некоторых

Среда, 07 Сентября 2016 г. 14:14 + в цитатник

Внутри храмы разделялись на алтарную
абсиду, солею, отделение для предстоящих мужчин и женщин. 1) Алтарная
абсида, обыкновенно возвышающаяся над другими частями, отделялась от них
перегородкой, уставленной рядами икон, и сама состояла из трех отделений:
собственно алтаря, жертвенника и диаконника (ризницы). В алтаре стоял
престол, устроенный то из камня, то из дерева, может быть, и из дорогих
металлов, как в Греции, и имел иногда над собою»многоценный»киворий
(«сень», или балдахин). Для сидения священнослужителей по стенам алтаря
были устроены скамьи. 2) Солея обыкновенно назначалась для стояния клириков
и имела амвон, нередко украшенный с особенной тщательностью. 3) Дальше
следовало отделение для мужчин. 4) Женщины стояли особо от них. Для этого
или задняя половина церкви приподнималась над передней и назначалась для
женщин (как бывало в некоторых деревянных церквах), или большей частью
делались особые галереи, то одноярусные, то двухъярусные, то по западной
стене, то по трем сторонам; входами в них служили наружные башни, где они
были, или же общие западные двери.

Книга:А.П. Доброклонский -РУКОВОДСТВО ПО ИСТОРИИ -РУССКОЙ
ЦЕРКВИ-От автора-Первые два выпуска моего Руководства

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%94%D0%BB%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100203045_Dla-etogo-ili-zadnaa-polovina-cerkvi-pripodnimalas-nad-perednej-i-naznacalas-dla-zensin-kak-byvalo-v-nekotoryh-derevannyh-cerkvah-ili-bolsej-castue-delalis-osobye-galerei-to-odnoarusnye (400x209, 10Kb)

Мастера для постройки и украшения церквей выписывались то из Греции, то с Запада: руками греческих мастеров

Среда, 07 Сентября 2016 г. 12:14 + в цитатник

Большинство церквей были деревянные: в
Киеве, например, на 600–700 церквей приходилось каменных лишь 20–30. Это
зависело, главным образом, от обычности, легкости и дешевизны деревянных
построек. Каменные строились по преимуществу князьями. Мастера для
постройки и украшения церквей выписывались то из Греции, то с Запада:
руками греческих мастеров были воздвигнуты, например, десятинная церковь
Богородицы  258 и Киево–Печерская монастырская  259, руками западных –
Владимирский Успенский собор и Боголюбовская Богородице–Рождественская
церковь  260. Находились, конечно, и свои собственные мастера.
Архитектурный стиль, так же как и многое другое, перешел к нам из Византии
и подвергся незначительным видоизменениям. Большинство церквей имело в
основе своей форму квадрата или удлиненного прямоугольника с полукруглой
алтарной пристройкой, иногда же – форму креста и редко – форму
многоугольника; к некоторым с трех сторон приделывались паперти, при иных
же в углу западной стороны – круглая башня. Редко где существовали
колокольни.

Книга:А.П. Доброклонский -РУКОВОДСТВО ПО ИСТОРИИ -РУССКОЙ
ЦЕРКВИ-От автора-Первые два выпуска моего Руководства

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9C%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100202260_Mastera-dla-postrojki-i-ukrasenia-cerkvej-vypisyvalis-to-iz-Grecii-to-s-Zapada_-rukami-greceskih-masterov-byli-vozdvignuty-naprimer-desatinnaa-cerkov-Bogorodicy-258-i-Kievo_Pecerskaa-mo (400x209, 10Kb)

Глава IV.

Среда, 07 Сентября 2016 г. 07:14 + в цитатник

Глава IV. Состояние богослужения247


§ 19. Вместе с христианством, естественно, должно было
переходить в Россию и христианское богослужение. Когда христианские общины
сделались значительными и свободно могли исповедовать свою религию
появилось общественное богослужение и общественные храмы как места для
богослужебных собраний. Это случилось еще до официального крещения Руси: во
времена Игоря стоял в Киеве»сборный»храм преподобного Илии, святая Ольга
будто бы построила здесь новый храм в честь Софии и оказывала помощь при
создании храмов вне Киева. При Владимире же, конечно, вместе с крещением
народа открылась надобность в большем количестве храмов; он
действительно»начал ставить их по городам» 248 и так много поставил что
древние писатели, восхвалявшие его, говорят:«По всей русской земли воздвиг
он церкви Христу» 249 или»всю землю русскую и грады вся украси святыми
церквами» 250. Им, например, построены были следующие церкви: 1) небольшая
деревянная церковь святого Василия в честь Ангела Владимирова (на месте ее
теперь стоит церковь Трех Святителей); 2) каменная и великолепная для того
времени церковь во имя Пресвятой Богородицы, названная десятинною (от
данной ей князем десятины) и стоящая на месте мученической кончины варягов
Феодора и Иоанна; 3) церковь в честь Ангела же Владимирова в Вышгороде, где
впоследствии были погребены мощи святых мучеников Бориса и Глеба; 4–6)
храмы в честь Спасителя в любимых князем предместьях Киева: Белгороде,
Берестове и Василеве. Церковь Преображения Господня в Василеве была
построена в один день (обыденкой) и послужила прототипом
для»обыденных»церквей последующего времени. Она была построена согласно
обету, данному князем во время битвы с печенегами за спасение от
преследовавших его врагов (997 г.) После Владимира сыновья его также
ставили церкви»во множестве не только по городам но и местечкам»251.
Мстислав построил каменную церковь в Тмутаракани во имя Пресвятой
Богородицы и заложил каменную же церковь в Чернигове во имя Преображения
Господня, оконченную впоследствии его племянником Cвятославом Ярославичем.
Из построенных Ярославом I храмов замечательны особенно Софийский
кафедральный собор и храм Благовещения на Златых воротах в Киеве. Первый
был заложен в 1037 г. в память победы над печенегами под стенами Киева
(1036 г.), построен по образцу Константинопольского Софийского храма и
украшен мозаикой, фресками, мрамором, гранитом, золотом, серебром и
драгоценными камнями, так что составлял предмет гордости и славы
киевлян  252. Второй поставлен был на главных городских воротах с той
мыслью, как замечает летописец,«да радость всегда будет граду тому святым
Благовещением Господним и молитвами святой Богородицы и Apxангела
Гавриила» 253. Сын Ярослава I Владимир создал (1045–1052 гг.) Новгородский
Софийский собор, который впоследствии украшался местными епископами. Но
богаче и красивее всех в домонгольский период были Успенский собор во
Владимире–Кляземском и Богородице–Рождественская церковь в Боголюбове,
построенные Андреем Боголюбским (XII в.). Сколько драгоценного металла
потрачено на украшение их и внутри, и снаружи! На позолоченной крыше в
различных местах стояли золотые птицы, вазы и флюгера; позолота видна на
наружных стенах, очень красиво сочетаясь с разноцветным мрамором и
полированными камнями; внутри – двери, обитые золотом, алтарная преграда с
целыми рядами икон, блещущих золотом, крупным жемчугом и другими
драгоценными камнями, перед ней – серебряный с позолотой амвон, по стенам –
живописные изображения с золотыми полями, испещренными также дорогими
камнями, узоры,«измечтанные всякою хитростию»и выведенные то золотом, то
яркими красками. И на все это бросают cвой свет всюду развешанные золотые и
серебряные поликандила и расставленные подсвечники; освещаемое блестит и
играет различными цветами, прекрасное зрелище! Недаром один современник
восклицает: никто из видевших эти церкви не может достаточно
описать»изрядной красоты»их254

Книга:А.П. Доброклонский -РУКОВОДСТВО ПО ИСТОРИИ -РУССКОЙ
ЦЕРКВИ-От автора-Первые два выпуска моего Руководства

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%93%D0%BB%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100199406_Im-naprimer-postroeny-byli-sleduuesie-cerkvi_-1-nebolsaa-derevannaa-cerkov-svatogo-Vasilia-v-cest-Angela-Vladimirova-na-meste-ee-teper-stoit-cerkov-Treh-Svatitelej_-2-kamennaa-i-velikol (400x209, 14Kb)

Митрополиты Георгий, Никифор I и монах Феодосии признают католичество»злою верою»и пагубной ересью, винят

Среда, 07 Сентября 2016 г. 04:14 + в цитатник

Видя, как часто латиняне пытаются отклонить
русских от православия, v чувствуя опасность для него, некоторые пастыри
Церкви в полемических сочинениях раскрывали и обличали отступления западной
церкви от истинного предания и давали советы, как православные должны вести
себя в отношение к латинянам. За исключением митрополитов Леонтия и Иоанна
II, все писатели–антикатолики доходили до крайности в своих суждениях о
западной церкви. Митрополиты Георгий, Никифор I и монах Феодосии признают
католичество»злою верою»и пагубной ересью, винят латинян в том, в чем они
или неповинны, или что должно считаться безразличным, запрещают вступать с
ними в общение не только церковное, но и житейское:«Вере латинской не
подобает прилучаться (прилепляться), ни обычая их держати… всякого учения
их не слушати, ни молитвы взимати (у них), своих дочерей не даяти за не, ни
поимати у них, ни братитися (дружиться) с ними, не поклонитися (им), ни
пити, ни ясти с ними из единаго сосуда, ни целовати их; над сосудом (в
котором дают им пищу или питье) измывше молитву сотворити». Такие советы,
по мысли предлагавших, должны были сделаться настольными правилами для
русских: митрополит Никифор, например, в своем послании к Владимиру
Мономаху замечает:«А ты, княже мой, прочитай послание сие не единожды, а
многократно, прочитай ты, пусть читают и сыны твои» 243. На самом деле,
однако, эти правила не сделались настольными. Во весь домонгольский период
католики свободно проживали в разных городах России, имели свои
костелы  244 и отправляли богослужение; русские не отталкивали их и даже
заключили с ними родственные союзы, отдавая за них своих дочерей и сами
женясь на католичках, причем дозволяли первым принимать латинство и иметь
при себе домовых священников или епископов (таков Рейнберг, епископ при
католичке–жене Святослава Владимировича, дочери Болеслава Польского). В
Новгороде даже бывало (в XII в), что православные женщины носили детей на
молитву к латинским священникам  245. Все это зависело от того, что русские
издавна привыкли уживаться в мире с иностранными купцами, не видя вреда от
них, и круто переменить отношение к ним, как хотелось грекам, было не
естественно, нужна была подготовка; она и совершилась постепенно отчасти
чтением антилатинских сочинений, отчасти враждебными столкновениями с
латинянами (венграми, ливонцами и др.) Результаты сказались в следующий
период  246.

Книга:А.П. Доброклонский -РУКОВОДСТВО ПО ИСТОРИИ -РУССКОЙ
ЦЕРКВИ-От автора-Первые два выпуска моего Руководства

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9C%D0%B8%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100198513_Mitropolity-Georgij-Nikifor-I-i-monah-Feodosii-priznauet-katolicestvo_zloue-veroue_i-pagubnoj-eresue-vinat-latinan-v-tom-v-cem-oni-ili-nepovinny-ili-cto-dolzno-scitatsa-bezrazlicnym-zap (400x209, 12Kb)

); известно посольство Иннокентия III к Галицкому князю Роману, замечательнейшему из русских князей XII–XIII

Среда, 07 Сентября 2016 г. 02:04 + в цитатник

§18. В домонгольский период католический
Запад старался ввести латинство в России; для этого завязывал с нею
официальные отношения и высылал от себя нарочитых миссионеров. Первая
попытка была сделана еще до окончательного разделения церквей германским
императором Отгоном I. Ревностно заботясь о распространении христианства,
особенно между славянами, он прислал в Россию при святой Ольге монаха
Адальберта, назначив его с 962 г. епископом русским; но здесь он не был
принят и должен был ни с чем вернуться назад. Неудача встретила и папских
послов при Ярополке (979 г.), Владимире (986, 988 и 998 гг) и Ярославе I
(1054 г) Только при Изяславе I на первых порах папе можно было рассчитывать
на успех. Согнанный с великокняжеского стола своими братьями (1073 г.),
обиженный польским королем Болеславом, не получив помощи от германского
императора Генриха IV, Изяслав отправил своего сына к папе Григорию VII,
прося у него заступничества и выражая готовность признать над собой его
власть. Со своей стороны, папа в ответном письме обещал содействие. Однако,
не дождавшись его и сам возвратив себе престол, Изяслав прекратил
переговоры с папой (1077 г) Надежды папы, таким образом, рушились; но
преемники Григория не думали окончательно отказаться от них. Они посылали
послания на Русь то к митрополиту то к князьям, то ко всему духовенству и
народу русскому Известно послание Климента III к митрополиту Иоанну II,
побудившее последнего отвечать также посланием (XI в.); известно посольство
Иннокентия III к Галицкому князю Роману, замечательнейшему из русских
князей XII–XIII в (в 1204 г) Папский легат говорил Роману о превосходстве
римского вероисповедания перед греческим, о политической силе папы, обещал
от его лица королевский титул и помощь папского меча, если князь примет
латинскую веру, но потерпел неудачу. Роман, обнажив свой меч, так отвечал
легату»Таков ли меч Петров у папы? Если такой, то он может брать им города
и дарить другим; но это противно слову Божию, ибо иметь такой меч и
сражаться им Господь запретил Петру. А я имею меч, от Бога мне данный, и
пока он при бедре моем, дотоле не имею нужды покупать себе города иначе,
как кровию, по примеру отцов и дедов моих, распространивших землю русскую».
Тот же Иннокентий III приготовил в 1207 году и, может быть, присылал на
Русь послание, показывающее, как далеко простирались замыслы и надежды
римского престола. Это послание, адресованное»ко всем архиепископам,
епископам, клирикам и мирянам в России», убеждает их воссоединиться с
истинной (римской) Церковью, глава которой есть римский епископ – преемник
святого апостола Петра, и, разумея взятие Константинополя латинами (1204
г.), замечает:«Греческая империя и почти вся греческая церковь возвратилась
к почитанию апостолького престола и смиренно приемлет его повеления; не
нелепо ли то, что часть (Русская Церковь) будет разногласить со своим целым
(Греческой Церковью) и что один член будет отделяться от всего тела?«В
таком же духе, но только с более дерзкими надеждами, писал послание»ко всем
князьям России»и Гонорий III в 1227 году:«Радуемся о Господе, – говорит
он, – что, как дошел до нас слух, вы готовы совершенно отказаться от всех
заблуждений, в которые впали», т. е. православия; далее утверждает князей
русских в этом намерении и предлагает им прислать грамоты и верных послов в
Рим, если действительно хотят соединиться с ним, наконец, под угрозой
разразиться гневом, требует от них, чтобы они жили в мире с ливонцами и
эстонцами, принявшими латинство. От самого конца домонгольского периода
известно еще послание Григория IX к Владимирскому великому князю Юрию
Всеволодовичу (1231 г.), где он склоняет князя к союзу с римским престолом
и догматическими доводами, и политическими, говоря о своей власти в церкви
в качестве преемника святого Петра и обещая оказать свою милость и
благоволение.

Книга:А.П. Доброклонский -РУКОВОДСТВО ПО ИСТОРИИ -РУССКОЙ
ЦЕРКВИ-От автора-Первые два выпуска моего Руководства

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%3B-%D0%B8%D0...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100193848_-izvestno-posolstvo-Innokentia-III-k-Galickomu-knazue-Romanu-zamecatelnejsemu-iz-russkih-knazej-XII_XIII-v-v-1204-g-Papskij-legat-govoril-Romanu-o-prevoshodstve-rimskogo-veroispovedani (400x209, 10Kb)

«Паломник»же Даниила, давая подобное описание палестинских святынь, мог заинтересовать русских и действительно

Среда, 07 Сентября 2016 г. 02:04 + в цитатник

К описательному отделу
относятся»Паломники»игумена Даниила (в начале XII в.) и архиепископа
Новгородского Антония (в конце XII или начале XIII в.)236. Первый
безыскусственно и довольно полно описывает Иерусалим с его святынями, а
также святые места по Иудее, Галилее и Самарии и пути, которыми ехал Даниил
от Константинополя до Иерусалима и обратно; наконец, в виде приложения,
помещает рассказ»о свете святым, како сходит с небесе к гробу Господню».
Второй  237 представляет собой сухой перечень достопопримечательностей
Константинополя: храмов, мощей, икон и пр., так что есть не описание в
собственном смысле, а лишь путеводитель по святым местам или указатель к их
обозрению. Понятно после этого, что он был интересен только для тех, кто
отправлялся в Константинополь, и совершенно бесполезен для тех, кто не
видел Константинополя; потому он и не читался ими.«Паломник»же Даниила,
давая подобное описание палестинских святынь, мог заинтересовать русских и
действительно читался охотно, поэтому распространился в большом количестве
списков (Произведения канонические – одни были указаны раньше, другие будут
указаны при обозрении богослужебного чина в домонгольский период, там же см
и богослужебный отдел литературы).

Книга:А.П. Доброклонский -РУКОВОДСТВО ПО ИСТОРИИ -РУССКОЙ
ЦЕРКВИ-От автора-Первые два выпуска моего Руководства

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%C2%AB%D0%9F%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100193846_Palomnik_ze-Daniila-davaa-podobnoe-opisanie-palestinskih-svatyn-mog-zainteresovat-russkih-i-dejstvitelno-citalsa-ohotno-poetomu-rasprostranilsa-v-bolsom-kolicestve-spiskov-Proizvedenia (400x209, 10Kb)

Оба эти произведения – Симоново и Поликарпове – впоследствии стали соединяться вместе и дополняться выписками

Среда, 07 Сентября 2016 г. 01:34 + в цитатник

Первым составителем житий является
черноризец (монах) Иаков, вероятно, современный Феодосию Печерскому (XI
в.). От него именно остались 1)«Память и похвала князю русскому Володимеру,
како крестися Володимер и дети своя крести и всю землю русскую от конца и
до конца, и како крестися баба Володимерова Ольга прежде Володимера»,
2)«Сказание страстей и похвала об убиении святого мученику Бориса и
Глеба» 226.«Память Владимиру»есть собственно историческое похвальное слово
и содержит в себе, после приступа, речь о крещении Владимира, похвалу ему
как крестителю Руси, вставочную похвалу Ольге, похвалу христианским
добродетелям Владимира, добавочную речь о гражданских делах Владимира и его
смерти. Содержание»Сказания о Борисе и Глебе»концентрируется около их
мученической кончины, но начинается краткою речью о сыновьях Владимира и
его смерти, заканчивается же подробной повестью о политических событиях,
имеющих связь с кончиной святых мучеников. В историческом отношении оба эти
произведения значительно, иногда даже до противоречия, расходятся с
первоначальной летописью. По типу своему это не полные жития, а лишь
рассказы об отдельных эпизодах из биографии святых. Писателем полных житий
выступает почти современник Иакова, преподобный Нестор, монах Киево–
Печерского монастыря (XI–XII в) Он написал 1)«Чтение о житии и о погублении
блаженую страстотерпцу Бориса и Глеба» 227 и 2) житие святого Феодосия
Печерского  228. Первое начинается краткой молитвой автора о подании ему
разума и исповеданием своего невежества; затем идет изображение
божественного домостроительства о спасении людей, обнаружившегося и в
русской земле, краткая речь о крещении Владимира, о детстве его сыновей,
Бориса и Глеба, и, наконец, рассказ о мученической их кончине без всякого
дополнения из гражданской истории, как то было у Иакова. Житие преподобного
Феодосия, начинаясь также пространным предисловием, подробно ведет
биографию святого подвижника с самого рождения до смерти, особенно много
останавливаясь на монашеской его жизни. И в том, и в другом житии можно
найти несколько разногласий с показаниями Иакова Черноризца и
первоначальной летописи. Со стороны формы бросается в глаза сходство с
греческими образцами; та же искусственность в построении приступов, то же
стремление вести биографию за все время жизни святого, хотя бы для этого
недоставало исторического материала, та же риторическая напыщенность, то же
обилие общих фраз и сравнений, способных, по мысли автора, восполнить собой
скудность фактического содержания. Особенно страдает такими недостатками
житие Бориса и Глеба, потому что относительно их автор не мог так много
узнать, как о Феодосии Печерском, который жил почти на глазах у него и
своей деятельностью выдавался в ряду своих современников. После Нестора по
его стопам в XIII в пошел преподобный Ефрем, ученик святого Авраамия
Смоленского, прославившегося юродством и учительством в XII–XIII в.
Принадлежащее Ефрему житие святого Авраамия  229 носит на себе явные следы
подражания Несторовым житиям: с них он списывает приступ; подобно им в
изложении старается вести полную биографию святого Авраамия за всё время
его жизни, впадает часто в общие фразы, не идущие к делу, отступления и
риторическое прикрасы. По стопам же Иакова Черноризца пошли в XIII в.
неизвестный по имени составитель сказаний о святом Леонтии Ростовском,
Симон, епископ Владимирский, и Поликарп, инок печерский. Сказание о святом
Леонтии  230 не есть полное житие, а рассказ о месте рождения святого
Леонтия, о двух его предшественниках по кафедре и о чуде, которым он
склонил ростовцев к христианству; в качестве приложения присоединено к
этому известие об открытии мощей святого Леонтия, об установлении
празднования его памяти, о совершившихся вскоре двух чудесах и похвальное
слово святому. Симон Владимирский написал обличительное послание к
Поликарпу Печерскому, который не уживался подолгу ни в одном монастыре, и,
чтобы побудить его навсегда остаться в Печерском монастыре, нарочито
приложил к посланию целый ряд сказаний о чудотворцах печерских (9 сказаний)
и о чудесах, бывших в самом монастыре при построении его главной церкви,
надеясь этим показать, как свято место, где в данное время пребывал
Поликарп. В подражание Симону и Поликарп написал сборник сказаний о других
подвижниках того же монастыря предпослав этому сборнику в качестве введения
письма к игумену печерскому Акиндину, где говорит об источниках своих
сведений касательно подвижников и о мотивах к составлению сказаний. Оба эти
произведения – Симоново и Поликарпове – впоследствии стали соединяться
вместе и дополняться выписками из первоначальной летописи о святом Антонии,
Феодосии и других подвижниках киево–печерских, а также некоторыми другими
статьями, к ним по содержанию; таким образом составился сборник, известный
под названием»Печерского Патерика»и существующий в нескольких более или
менее полных редакциях Древнейшие и важнейшие из них относятся к VI
веку  231.

Книга:А.П. Доброклонский -РУКОВОДСТВО ПО ИСТОРИИ -РУССКОЙ
ЦЕРКВИ-От автора-Первые два выпуска моего Руководства

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D0%B1%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100193786_Oba-eti-proizvedenia-_-Simonovo-i-Polikarpove-_-vposledstvii-stali-soedinatsa-vmeste-i-dopolnatsa-vypiskami-iz-pervonacalnoj-letopisi-o-svatom-Antonii-Feodosii-i-drugih-podviznikah-kiev (400x209, 13Kb)


Поиск сообщений в janvaris2014
Страницы: 206 ... 167 166 [165] 164 163 ..
.. 1 Календарь