-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в janvaris2014

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.01.2014
Записей: 4122
Комментариев: 3
Написано: 4123


Для нее находят посильную задачу - обеспечить комфортное функционирование людей-винтиков, приводящих в движение

Суббота, 27 Августа 2016 г. 19:34 + в цитатник


Религия без Бога современной западной цивилизации


Идеологи современной цивилизации не считают, что религию
пора сдавать в музей - нет, она еще может пригодиться! Для нее находят
посильную задачу - обеспечить комфортное функционирование людей-винтиков,
приводящих в движение цивилизацию потребления. Понятно, что в этом случае
религия воспринимается не более чем система психотерапевтической
профилактики. С этой точки зрения Э. Шостром и рассматривает религию: "Не
скажу ничего нового: религия, как и жизнь, может быть манипулятивной и
актуализационной. Манипулятивная религия - это та, которая заставляет
человека поверить в собственное несовершенство. Она вселяет в него
недоверие к собственной природе, после чего человек начинает испытывать
потребность во внешней религиозной системе".

Не только любая вещь, но и любое дело может быть
исполнено правильно и неправильно. Христианская традиция также усматривает
во взаимоотношении человека с Богом (то есть религии) различные уровни
правильности. Авва Дорофей, например, в соответствии с Писанием выделял три
типа отношения человека к Богу: раб, подчиняющийся Ему из-за страха
наказания; наемник, работающий за плату; и сын, которым руководит любовь к
Отцу. Третий уровень соответствует совершенству. По словам св. апостола
Иоанна Богослова: "В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет
страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви" (1
Ин. 4, 18). Если христианство и не отвергает "рабов" и "наемников", то
только потому, что рассматривает их устроение как путь к любви.

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%94%D0%BB%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100071038_Religia-bez-Boga-sovremennoj-zapadnoj-civilizacii------------Ideologi-sovremennoj-civilizacii-ne-scitauet-cto-religiue-pora-sdavat-v-muzej--net-ona-ese-mozet-prigoditsa_ (400x209, 5Kb)

Интересно было бы выяснить, в каком качестве шостромовский актуализирующийся священник, который, естественно,

Суббота, 27 Августа 2016 г. 19:24 + в цитатник

Интересно было бы выяснить, в каком
качестве шостромовский актуализирующийся священник, который, естественно, к
Богу может относиться только так же, как сам Шостром (то есть не признавать
в Нем Личность), должен "соучаствовать в жизни прихожан, развиваться и
расти вместе с ними"? Если для него не существует реальности общения с
Богом - традиционной области пастырства в христианстве, то в чем он может
быть консультантом? По-видимому, в каких-то жизненных экзистенциальных
проблемах. Но ему нельзя терять имидж "высшей власти" - без этого он
не "священник"! В таком случае, чем он отличается от Младшего Бога, то есть
священника-манипулятора? Едва ли на этот вопрос смог бы ответить даже сам
Шостром, который не ведает реальностей иных, чем собственная индивидуальная
личность. Для него не существует личности Бога как ценности самой по себе
(как, впрочем, и личностей других людей). Для Шострома ценно только то, что
может ему что-то дать.

Да, христианский священник не должен ощущать себя судьей
или "посвященным" над толпой, потому что его задача не в том, чтобы
распутывать житейские проблемы прихожан. Он поставлен служить делу единения
людей с Богом. Если у него не будет хоть сколько-нибудь собственного опыта
живой встречи с Богом, то он неминуемо становится "слепым вождем слепых"
(Мф. 15, 14), как Христос называл фарисеев. Критику клерикализма Шострома
отчасти нельзя не признать справедливой. В данном случае он выступает
против религиозной нетерпимости, безусловно распространенной во всех
христианских деноминациях, которую проще всего назвать новозаветным
словом "фарисейство". Ошибка Шострома здесь в том, что причастность
человека к религии он рисует как взаимоотношение с таинственным кланом
жрецов и священников, а не с Богом! На самом деле священник - это
не "полубог" из греческой мифологии, но такой же человек, как и все, с
присущим всем людям религиозным чувством и жаждой встречи с Богом, может
быть, чуть более обостренными, поскольку он решился взаимоотношение с Богом
сделать главным делом своей жизни.

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98%D0%BD%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100070989_Interesno-bylo-by-vyasnit-v-kakom-kacestve-sostromovskij-aktualiziruuesijsa-svasennik-kotoryj-estestvenno-k-Bogu-mozet-otnositsa-tolko-tak-ze-kak-sam-Sostrom-to-est-ne-priznavat-v-Nem-L (400x209, 7Kb)

"Манипулятор мнит себя Младшим Богом, которому позволено управлять жизнями других людей с помощью манипуляций,

Суббота, 27 Августа 2016 г. 16:54 + в цитатник

"Манипулятор мнит себя Младшим Богом,
которому позволено управлять жизнями других людей с помощью манипуляций, -
утверждает психолог и далее развивает свою мысль: - Актуализатор предлагает
гуманную веру в себя и при этом трезвую самооценку. И любовь к себе -
вопреки тем недостаткам, которые он в себе обнаружил. В очень глубоком
смысле актуализатор - это религиозная натура, которая убеждена, что работа
природы над его созданием заслуживает доверия и благодарности".

Манипулятор Шострома, безусловно, - неприятный тип. А вот
его актуализатор, которого он называет религиозной натурой? Кому или скорее
чему он благодарен за свое создание, когда говорит о Природе? Может ли
актуализатор Шострома обратиться к Тому, Кто его сотворил, как к Личности
Ты, если называет Его всего лишь природой? Понятно, что Бога-природу он не
может признать Личностным Существом, Тем, Кто сотворил мир и человека и
любит его больше, чем каждый человек может любить себя. Не может признать
Его Тем, радостная встреча с Которым является смыслом жизни. А если нет, то
как можно такого "актуализатора" называть религиозным человеком?
Мировоззрение, в котором весь мир в его материальной совокупности
объявляется Божеством, называется пантеизмом (от греческого "пан" (pan) -
всё и "теос" (theos) - бог). Пантеист ощущает себя частью божества,
поскольку является частью этого мира. А если он сам - внутри божества как
его часть, то и личностная встреча с божеством невозможна. Да пантеисты и
не считают, что Бог обладает качествами личности. Так что если актуализатор
Шострома испытывает благодарность и доверие к безличностной природе, то вот
она, его религия - пантеизм без встречи с Богом, а поэтому и без подлинной
встречи с человеком! Ведь священник-актуализатор Шострома "предлагает <-..>
веру в себя и <...> любовь к себе" даже вопреки своим явным недостаткам! В
конечном итоге пантеистическая вера обращается примитивным эгоцентризмом и
необузданной гордыней. Может ли такой человек быть открытым к подлинному
межличностному общению?..

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%22%D0%9C%D0%...p;zone=all&wordforms=exact


На службе обществу - неверующий священник?

Суббота, 27 Августа 2016 г. 16:24 + в цитатник



На службе обществу - неверующий священник?


И уж, конечно, психологи, ищущие пути оздоровления
общества, не могут пройти мимо такого мощнейшего христианского
установления, как институт пастырства. Христианство создало новый,
невиданный в древнем мире тип взаимоотношения между учениками и учителем.
До того как Христос сказал: "Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает
жизнь свою за овец" (Ин. 10, 11), - мир знал только один тип обучения.
Становясь учеником ремесленника, философа или гуру, юноша или взрослый
фактически принимал на себя функцию его раба, его слуги. В христианстве
учитель и руководитель становится не повелителем, а пастухом. Но он не
наемник, формально исполняющий свои обязанности, нет, каждая овца ему
дорога, к каждой овечке его сердце отзывается теплом и ласковой заботой.
Несмотря на то, что Реформация потрясла все основы христианства на Западе,
руководитель общины и в протестантизме по прежнему называется пастором. В
любой христианской деноминации церковное руководство не мыслится иначе как
пастырство.

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B0-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100070063_I-uz-konecno-psihologi-isusie-puti-ozdorovlenia-obsestva-ne-mogut-projti-mimo-takogo-mosnejsego-hristianskogo-ustanovlenia-kak-institut-pastyrstva. (400x209, 5Kb)

Видимо, Шостром имел дело только с теми "религиозными" людьми, которые даже когда хотят сделать доброе дело,

Суббота, 27 Августа 2016 г. 14:24 + в цитатник

Между тем христианское смирение,
блаженство "нищеты духовной" (Мф. 5, 3), - это признание не столько себе,
сколько - Богу в своем бессилии и неспособности выбраться из лабиринта
страстей... В каком случае, как говорит Шостром, религиозный человек чем
больше стремится быть смиренным, тем более гордым становится? Видимо,
Шостром имел дело только с теми "религиозными" людьми, которые даже когда
хотят сделать доброе дело, "помочь" Богу, то делают это исключительно
собственными силами, не озаботившись спросить Его, а нужна ли Ему такая их
помощь...

Это очень тонкий момент. В каком случае для христианина
создается опасность возгордиться от собственного смирения? Если он всячески
себя унижает и доволен своим успехом, даже не подумав обратиться за помощью
к Богу? Или, если, осознав всю свою неспособность выбраться из лабиринта
страстей, он признается в этом Богу и просит, чтобы Бог Сам вел его путями,
которые Он знает? Понятно, что в первом случае. Такие люди и в смирении
упражняются единственно под собственным надзором, не допуская Бога в их
личные проблемы. Смиряясь, они заставляют себя унижаться и при этом
испытывают необычайную гордость за свои успехи... И все это вместо того,
чтобы сказать; Господи, Ты видишь, что у меня ничего не получается, Ты
видишь, какой я! Одна у меня надежда, что Ты по-прежнему любишь меня...
Возможно, в протестантском большинстве американцев, среди которых
практиковал в качестве психотерапевта Шостром, это самый распространенный
тип верующего человека.

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D0%B8%...p;zone=all&wordforms=exact


Да и христиане, которым хорошо известно евангельское блаженство плачущих, вовсе не сотрясают воздух надрывным

Суббота, 27 Августа 2016 г. 13:04 + в цитатник

Вряд ли кто-то из неверующих всерьез
послушает Шострома и примется "продлять" свою жизнь профилактическими
слезами. Да и христиане, которым хорошо известно евангельское блаженство
плачущих, вовсе не сотрясают воздух надрывным плачем, а предпочитают
внутренне изливать свои горести перед Богом. Да и нужно ли это? Все-таки
надо немножко и об окружающих думать, о которых забывает американский
психолог, и пощадить их нервы. Ведь утешение приходит не оттого, что грудь
сотрясают скупые мужские рыдания, а оттого, что есть Кому утешить.



Смирение, или "снятие усилия"?


Не только плач, но и христианское смирение привлекло
внимание психолога Эверетта Шострома своими поистине универсальными
целебными свойствами для человеческой души. Об этой христианской
добродетели в перспективе психотерапии психолог рассуждает особо: ""Снятие
усилия", или смирение, Джеймс Бугенталь определял как "добровольное
согласие без усилия и старания, без нарочитой концентрации и без принятия
решений". Он считает, что "снятие усилия" - важнейшее условие для
актуализирования" (следует иметь в виду, что актуализатор по Шострому -
противоположность манипулятору: он видит смысл жизни не в манипулировании
людьми как вещами, а в личностном общении с ними). <...> В психотерапии,
например, продолжает Шостром, мы часто слышим об усилии пациента быть
естественным. Но чем больше он старается, тем фальшивее становится. Спустя
несколько часов безумных усилий он, как правило, не выдерживает и
заявляет: "С ума сойти! Я сдаюсь. Поверьте, мне просто не под силу быть
естественным". Надо ли добавлять, что в этот момент он предельно, как
никогда, естественен. Иначе выглядит религиозный пациент, - заключает
американский психотерапевт. - Чем больше он стремится быть смиренным, тем
более гордым становится".

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%94%D0%B0-...p;zone=all&wordforms=exact


Из-за того, что в детстве их обманул какой-то манипулятор, как думает Шостром, или от того, что им некому

Суббота, 27 Августа 2016 г. 05:34 + в цитатник

В самом деле, почему взрослые,
особенно мужчины, не плачут? Из-за того, что в детстве их обманул какой-то
манипулятор, как думает Шостром, или от того, что им некому изливать свои
горести, а в пустоту плакать бессмысленно? Ясно, что ребенок не стал бы
плакать в пустоту (и как только психолог может такое допустить!). Как
известно, на вопрос: ты почему плачешь? - ребенок порой может ответить: я
не тебе плачу, я маме плачу! Он плачет "по адресу"! Но ребенок плакать от
обиды может и в одиночестве. Обиженный глубоко страдает, ведь его лишили
того, на что - он уверен имеет право, лишили любви. Он все равно чувствует
Любовь, которую он заслуживает, а поэтому - свое величие; как можно унижать
меня, которого так любят, как они могут этого не понимать! Его обида и плач
обращены именно к этой Любви, которую он ощущает по отношении к себе, хотя
он не рефлексирует над тем, из какого она Источника.

Точно так же и взрослому бессмысленно плакать, ни к кому
не обращаясь. Да потому-то они и не плачут, что, увы, уже растеряли
первоначальное чувство присутствия Любви. Поэтому-то представители сильного
пола - мужчины, которые привыкли опираться только на себя и давать опору
женщинам рядом с ними, оставляют в себе невыплаканные причитания. А вовсе
не потому, что в детстве их ввел в заблуждение нехороший манипулятор.

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98%D0%B7-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100065495_Poetomu-to-predstaviteli-silnogo-pola--muzciny-kotorye-privykli-opiratsa-tolko-na-seba-i-davat-oporu-zensinam-radom-s-nimi-ostavlauet-v-sebe-nevyplakannye-pricitania. (400x209, 5Kb)

Оно побуждает нас вернуться в детство и вспомнить то состояние, когда мы везде и во всем искали защиты у матер

Суббота, 27 Августа 2016 г. 03:14 + в цитатник

"Обида - самое трудное в выражении
чувство. Оно побуждает нас вернуться в детство и вспомнить то состояние,
когда мы везде и во всем искали защиты у матери. Чем она могла нам помочь?
Как правило, тем, что выслушивала наши причитания. Это лучший способ
выражения обиды. Надо выговорить ее и выплакать. Женщины с этим справляются
лучше; мужчины же к этому совсем не расположены. Ну, так они и живут
меньше, и инфаркты у них чаще. Они надеются, что бег трусцой по утрам
продлит их жизнь. А им бы всплакнуть иногда... Когда-то в детстве какой-то
манипулятор говорил им: "Ну-ну, Джонни, большие мальчики не плачут". И в
результате у них просто не хватает мужества на то, чтобы расплакаться".

Прежде чем оценить, смогут ли психологи потихоньку
вынести привлекательный плод плача из христианского рая, зададимся
вопросом: станет ли ребенок изливать свою обиду человеку, любовь и
соучастие которого он не ощущает? Ведь мать выслушивает горестные жалобы
ребенка небезучастно. Происходит ее единение с ребенком. Мать глубоко
переживает горе ребенка, ставшее их общим горем.

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D0%BD%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100058252_Prezde-cem-ocenit-smogut-li-psihologi-potihonku-vynesti-privlekatelnyj-plod-placa-iz-hristianskogo-raa-zadadimsa-voprosom_-stanet-li-rebenok-izlivat-svoue-obidu-celoveku-luebov-i-soucas (400x209, 6Kb)

Бог и вера в жизни современного человека.

Суббота, 27 Августа 2016 г. 03:04 + в цитатник


Бог и вера в жизни современного человека.

Где прибежище от жестокости мира


Современная психология столкнулась с самой пугающей
проблемой века - превращением человека в робота. Вместе с потерей интереса
к другому как к личности, как к цели, а не средству, человек теряет
свою "человечность", превращается в машину, производящую товары и их
потребляющую. Это, однако, для него не проходит даром. И вот уже одним из
самых дефицитных товаров становится здоровье. Стрессы, депрессии,
психические и нервные расстройства, алкоголизм, наркомания выводят из строя
до того исправно вращавшиеся "живые винтики" глобальной экономической
машины.

Спрос рождает предложения, и вот в гигантском механизме
бизнеса заработал новый блок: психологи и психиатры ищут, как же все-таки
оздоровить больное общество. Поиски приводят их к тому, от чего
современная "бесконечно светская" цивилизация ушла, - к религии. "Научная
объективность" констатирует, что религиозная натура несравнимо богаче и
здоровее рядового потребителя современной бездуховной цивилизации. Задача,
которую ставит перед послушными психологами "заказчик", в следующем: как,
не меняя основ жизни, то есть не отказываясь от абсолютизированной ценности
удовольствия и потребления, воспользоваться терапевтическими возможностями
религии. Христианство, в котором образ жизни не отделим от покаяния,
смирения, "блаженства плача", таит неограниченные потенции исцеления и
катарсиса души - и психологи это хорошо понимают.

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%91%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


как горящее уголье, когда оно угаснет и будет собрано, может лежать несколько лет без повреждения, и даже,

Суббота, 27 Августа 2016 г. 01:54 + в цитатник



Что приходит на смену "пламени"


Метафора разгорания конфликта из "искры" смущения
в "пламя" гнева, казалось бы, исчерпана: что может быть страшнее бушующего
пламени? Что еще может быть после него? Однако авва Дорофей находит меткое
соответствие и для последней стадии, для злопамятности: "...как горящее
уголье, когда оно угаснет и будет собрано, может лежать несколько лет без
повреждения, и даже, если кто польет его водою, оно не подвергается
гниению: так и гнев, если закоснеет, обращается в злопамятность..."

Из уже упоминавшегося "медицинского" сравнения страсти с
раной преподобный Дорофей также делает развернутую аналогию. Гнев не может
слишком долго держать человека в возбуждении. Даже если он не искоренен
совсем, состояние вражды принимает другие, более "спокойные" формы. Тот, в
чьем сердце поселилась злопамятность, "...подобен человеку, имеющему рану и
положившему на нее пластырь, и хотя он в настоящее время заживил рану, и
она заросла, но место еще болезненно; и если кто-нибудь бросит в него
камешком, то место сие повреждается скорее всего тела и тотчас начинает
источать кровь. То же самое претерпевает и оный человек: была у него рана,
и он приложил пластырь, то есть сделал поклон, и, подобно первому, исцелил
рану, то есть гнев... Но она еще не совершенно зажила; есть еще остаток
злопамятности, который составляет верхнее закрытие раны, и от него удобно
возобновляется вся рана, если человек получит хотя легкий ушиб".

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100058121_podoben-celoveku-imeuesemu-ranu-i-polozivsemu-na-nee-plastyr-i-hota-on-v-nastoasee-vrema-zazivil-ranu-i-ona-zarosla-no-mesto-ese-boleznenno_-i-esli-kto-nibud-brosit-v-nego-kameskom-to-m (400x209, 6Kb)

"Также когда возгорится раздражительность, если он и замолчит, но будет продолжать смущаться и возбуждать

Суббота, 27 Августа 2016 г. 01:14 + в цитатник

"Также когда возгорится
раздражительность, если он и замолчит, но будет продолжать смущаться и
возбуждать себя, то он делается, как мы сказали, подобным тому, кто
подкладывает дрова на огонь..."

Итак, раздражение - это когда искру смущения раздувают и
разгорающийся огонь снабжают "топливом". Но это еще не все - далее на
третьей стадии последует гнев: что же приводит к нему? "Если же ты
продолжаешь смущать и смущаться, то уподобляешься человеку, подкладывающему
дрова на огонь и еще более разжигающему его, отчего образуется (много)
горящего уголья, и это есть гнев". Все те же "дрова", тот же горючий
материл, подбрасываемый в тлеющее раздражение, приводит к тому,
что "полыхнет" пламя гнева!

Что служит топливом для возгорания гнева? Из слов аввы
Дорофея явствует, что "когда возгорится раздражительность, если он "брат" и
замолчит, но будет продолжать смущаться и возбуждать себя, то он делается,
как мы сказали, подобным тому, кто подкладывает дрова на огонь, и они
горят, пока наконец образуется много горящего уголья". "Горючее" гнева -
это все те же смутительные помыслы, распаляющие в душе эту страсть.

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%22%D0%A2%D0%...p;zone=all&wordforms=exact


Для этого этапа развития греха авва Дорофей приводит и другой, уже упоминавшийся, весьма убедительный пример

Пятница, 26 Августа 2016 г. 23:24 + в цитатник

Для этого этапа развития греха авва
Дорофей приводит и другой, уже упоминавшийся, весьма убедительный пример из
окружающей природы: "...отсекайте страсти, пока они еще молоды... иное дело
- вырвать малую былинку и иное - искоренить большое дерево".


Кто подкладывает дрова в огонь...


Если первый этап развития конфликта авва Дорофей
сравнивает с тлеющим угольком, попавшим в воспламенимую среду, то нетрудно
угадать, о чем он будет говорить дальше. Однако опытный наставник
улавливает и эту тень разочарования на челе ученика, отгадавшего весь
замысел. От пламени, оживляющего очаг или взметнувшегося над костром, он
вдруг переходит к жару совсем другого рода: "...от сего самого стечения и,
так сказать, столкновения помыслов согревается и разгорается сердце, и
происходит воспламенение раздражительности..." "Не увлекайся и не забывай,
- как бы говорит он, - что и "искра смущения" и "огонь в сердце" да и само
слово "раздражительность" - это только метафоры, словесные модели духовных
состояний, которые иначе чем через внешние аналогии и не передашь..."

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%94%D0%BB%...p;zone=all&wordforms=exact


Смущение "дымится и бросает искры...

Пятница, 26 Августа 2016 г. 22:44 + в цитатник

"Педагогика" аввы Дорофея.
Смущение "дымится и бросает искры..."


Как опытный наставник авва Дорофей знает, что объяснить
что-либо на словах очень трудно и даже совсем невозможно, если у человека
нет хоть сколько-нибудь похожего собственного опыта. Особенно, если это -
внутренний опыт сопротивления искушениям. Тот, кто никогда этого не
испытывал, просто не поймет, о чем идет речь! Поэтому авва Дорофей
прибегает к параллелям, взятым из обыденности, с которой знакомы все.

Первый этап конфликта - смущение - авва Дорофей
сравнивает с раскаленным угольком, какой можно выгрести из догорающего
костра. Даже самый крошечный тлеющий уголек способен послужить причиной
большого пожара: "Кто разводит огонь, тот берет сначала малый уголек: это
слово брата, нанесшего оскорбление". Погасить эту искру пока еще совсем
нетрудно, да она и сама быстро погаснет, если не попадет в горючее
вещество: "Если бы ты перенес малое слово брата твоего, то погасил бы, как
я уже сказал, этот малый уголек". Но если, вместо того чтобы дать искре
погаснуть самой, бросить ее в легковоспламеняющийся материал, то от нее
разгорится пока еще слабый огонек: "Если же будешь думать: "зачем он мне
это сказал, и я ему скажу то и то, и если бы он не хотел оскорбить меня, он
не сказал бы этого, и я непременно оскорблю его", - вот ты и подложил
лучинки или что-либо другое, подобно разводящему огонь, и произвел дым,
который есть смущение".

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%BC%...p;zone=all&wordforms=exact


"Таким образом человек и молится за брата своего, а это есть знак сострадания и любви, - поучает авва Дорофей,

Пятница, 26 Августа 2016 г. 21:44 + в цитатник

Авва Дорофей сравнивает страсть с
раной на теле человека. Если извлечь максимальное назидание из такого
сравнения, то злопамятность - это рана, слегка зажившая лишь на
поверхности. Поэтому "...так должно подвизаться, - учит преподобный, -
чтобы очистить совершенно и внутренний гной... Молясь от всего сердца об
оскорбившем..." Вот теперь указано точное средство! Это молитва. Человек
ставит себя перед судом Божиим. Он сознает безмерность Божией любви к себе
и также к тому, из-за которого в силу мелочных ничтожных причин мое сердце
наполнилось тьмой огорчения, лишилось света и радости любви
Божией... "Таким образом человек и молится за брата своего, а это есть знак
сострадания и любви, - поучает авва Дорофей, - и смиряется, прося себе
помощи, ради молитв его: а где сострадание, любовь и смирение, что может
там успеть раздражительность, или злопамятность, или другая страсть?"

Насколько далеки от такого ощущения другой личности
современные психологи, которые говорят не только о неизбежности, но и о
необходимости конфликтов: "творческий конфликт почти всегда приводит к
творческим решениям". Для них личностное общение - это столкновение
суверенитетов; конфликты, как они считают, устанавливают границы личностной
суверенности и "нормализуют отношения". При этом они даже не подозревают,
что личность способна выйти за пределы своего индивидуализма и там обрести
радость не в себе, а в другом! Радость, безмерно превосходящую любовь к
себе, с которой эгоист боится расстаться. Для аввы Дорофея любой конфликт -
разрыв любви и не может быть "творческим".

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%22%D0%A2%D0%...p;zone=all&wordforms=exact


"Пролить кровь свою...

Пятница, 26 Августа 2016 г. 20:41 + в цитатник





"Пролить кровь свою..."


Но и здесь остается опасность. "Иной... сделав поклон,
исцелил этим гнев, - продолжает авва Дорофей, - ...была у него рана, и он
приложил пластырь... Но она еще не совершенно зажила". От малейшего
прикосновения рана возобновляется. И тогда "огонь" раздражения и гнева
может перегореть в "золу" злопамятности.

Злопамятность особенно опасна тем, что в ней уже нет бури
смятения, которую нельзя не заметить. В ней, напротив, всегда
остается "ровный" фон болезненной ненависти. К ней человек может
привыкнуть, ее может не замечать и не помнить, но, как только на горизонте
общения появится тот, кто явился предметом этой "злой памяти", она сразу же
даст о себе знать...

Страсть, которая уже сделалась привычной частью тебя
самого, изгнать из своей души особенно трудно. И преподобный авва Дорофей
прямо предупреждает, что от злопамятности "человек не освободится, если не
прольет крови своей". Что это значит, в чем должна состоять борьба со
страстью злопамятности? Предстоит действительно тяжелая борьба, для нее
нужно собрать все силы души. Для нее требуется сила духа воина,
продолжающего сражение, несмотря на ранения, - воина, который, не жалея
себя, "проливает кровь свою".

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%22%D0%9F%D1%...p;zone=all&wordforms=exact


Наука о духовной жизни аввы Дорофея поможет определить, на каком этапе, к каким средствам следует прибегать,

Пятница, 26 Августа 2016 г. 19:54 + в цитатник

Но если упущен самый начальный
момент, то есть момент, когда мучительная впоследствии страсть только
зарождается? Если "былинка" смущения, прежде чем была замечена, все же
успела вырасти и грозит превратиться в укоренившееся дерево злой страсти!
Освободиться от него все же, еще остаются средства, хотя это потребует
большего труда. Наука о духовной жизни аввы Дорофея поможет определить, на
каком этапе, к каким средствам следует прибегать, чтобы остановить
развивающуюся страсть.



Простить и примириться...


Однако возможна и иная ситуация: охваченный обидой
человек "замолчит, но будет продолжать смущаться и возбуждать себя..." -
так авва Дорофей рассматривает дальнейшее развитие страсти. Внешне
обиженный держит себя в руках, чтобы не наговорить лишнего, но душа не
обрела умиротворения. Какие усилия необходимы теперь, чтобы бороться
с "гневом", выросшим из раздражения и укрепившимся в душе?

Увы, каких-то "чудодейственных" средств, "снимающих" гнев
механически, без труда и внутренних усилий, здесь нет. Куда же должна быть
направлена внутренняя борьба с гневом? Советы преподобного в этом случае
также неновы и уже знакомы. Надо примириться. То есть действительно, на
самом деле принять в свое сердце человека, который вызвал в душе бурю
негодования.

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


через несколько времени после примирения, если тому опять случится сказать что-либо оскорбительное для него,

Пятница, 26 Августа 2016 г. 19:54 + в цитатник

"Иной... через несколько времени
после примирения, если тому опять случится сказать что-либо оскорбительное
для него, то он начинает вспоминать и прежнее, и смущаться не только о
втором, но и о прежнем".

Безусловно, есть сходство между начинающими учениками
аввы Дорофея и средним "воспитанным" человеком сегодня. Но есть и
принципиальное различие. Те пришли в монастырь, чтобы освободиться от
обуревающих их страстей, а наш современник едва ли задумывается, что
глубоко сам страдает от мстительности и злопамятности. К подобным страстям
современные люди относятся в большинстве своем как к одной из своих
естественных потребностей: возникло чувство голода - надо поесть; появилось
мстительное желание - надо отомстить...


Преодоление конфликтов. Замолчать и смириться...


Легче всего со страстью злопамятности бороться в самом
начале: остановить себя на уровне "смущения". Как это сделать? Самый
простой способ, как говорит авва Дорофей, когда между братиями произойдет
смущение или возникнет неудовольствие, - это попросить прощения. Надо
отметить, что преподобный даже и не собирается уточнять, кто именно должен
это сделать - тот ли, кто оказался причиной этого "неудовольствия",
или "пострадавший". Ясно, что искать виноватого - тупиковый путь,
пострадавшим считает себя каждый. "Один из них, - просто говорит авва, -
поклонится другому, прося прощения..." То есть тот, кто первый заметил в
своем сердце смущение, тот и должен поспешить первым от него освободиться.

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%87%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100056922_K-podobnym-strastam-sovremennye-luedi-otnosatsa-v-bolsinstve-svoem-kak-k-odnoj-iz-svoih-estestvennyh-potrebnostej_-vozniklo-cuvstvo-goloda--nado-poest_-poavilos-mstitelnoe-zelanie--nado (400x209, 5Kb)

В чем состоит "злопамятность"?

Пятница, 26 Августа 2016 г. 18:34 + в цитатник


В чем состоит "злопамятность"?


"Случается, что, когда между братиями произойдет смущение
или возникнет неудовольствие, - показывает развитие конфликтной ситуации
авва Дорофей, - один из них поклонится другому (прося прощения), но и после
сего продолжает скорбеть и иметь помыслы против брата. Таковый не должен
пренебрегать сим, но пресечь оные вскоре, ибо это есть злопамятность!"
Итак, злопамятность - это неизжитое затаившееся в душе зло на человека.
Злопамятность мучит и изматывает прежде всего самого того, в чьей душе она
поселилась. Все взаимоотношения с "предметом" мстительной памяти отравлены
немирным состоянием духа. Человек и хотел бы освободиться от этого
огорчающего его чувства, да не так-то это просто!

Проявления злопамятности, описанные аввой Дорофеем, опять
воспринимаются очень современно:

"Воздать же злом за зло можно не только делом, но и
словом, и видом, ...случается, что что-либо одним видом, или движением, или
взором смущает брата своего; ибо можно и одним взглядом или телодвижением
оскорбить брата своего... Другой... в сердце своем имеет неудовольствие на
брата своего и скорбит на него".

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-%D1%87...p;zone=all&wordforms=exact


Ярость и гнев в нынешнем "цивилизованном" обществе позорны не потому, что они по сути - покушения на заповедь

Пятница, 26 Августа 2016 г. 15:24 + в цитатник

Ясно, что гнев учеников аввы Дорофея
принимал иные, не столь ярко выраженные формы. Поэтому третий этап развития
конфликта он обозначает кроме "гнева" еще другим словом: "Раздражение же...
обращается в дерзость". Значит, дерзость, то есть внутренняя решимость
удовлетворить свою мстительность (не важно, будет ли она осуществлена) -
это одна из форм гнева. Об этом особенно хорошо следует помнить нам,
живущим в обществе, где также (правда, по другим причинам) слишком прямые
проявления гнева считаются неприличными. Ярость и гнев в
нынешнем "цивилизованном" обществе позорны не потому, что они по сути -
покушения на заповедь "не убий", а потому что открывают постыдную слабость
характера... А вот дерзость, то есть внутренне контролируемый гнев, в наше
время почитается прямо-таки доблестью.

Однако человек, одержимый любой формой гнева, как
подчеркивает преподобный Дорофей, претерпевает тяжелые мучения духа, он не
свободен, он "побеждается сею страстию...", то есть он страдает...

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%AF%D1%80%...p;zone=all&wordforms=exact


Во что перерастает раздражение?

Пятница, 26 Августа 2016 г. 12:24 + в цитатник



Во что перерастает раздражение?


Итак, во что далее переходит раздражение? "Когда
возгорится раздражительность, - объясняет переход от второго этапа
состояния конфликта к третьему авва Дорофей, - если он (то есть брат) и
замолчит, но будет продолжать смущаться и возбуждать себя, то он делается,
как мы сказали, подобным тому, кто подкладывает дрова на огонь, и они
горят, пока наконец образуется много горящего уголья, и это есть гнев".

После весьма красочного описания порывов ярости,
сделанного в свое время святителем Григорием Богословом, когда: "законы
отметались в сторону, врага, отца, жену и родных всех сметал стремительный
поток...", или же после описания гнева, оставленного свт. Тихоном
Задонским, когда человек "негодует и шумит, клянет и ругает сам себя,
терзает и бьет, ударяет по голове и лицу своему и весь трясется, как в
лихорадке" показ гнева аввой Дорофеем может показаться "бледноватым".

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D0%BE-...p;zone=all&wordforms=exact



Поиск сообщений в janvaris2014
Страницы: 206 ... 157 156 [155] 154 153 ..
.. 1 Календарь