-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в janvaris2014

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.01.2014
Записей: 4197
Комментариев: 3
Написано: 4198


Конечно, все, что он называет, в гораздо более тонкой и детальной разработке имеется в аскетических трудах

Среда, 24 Августа 2016 г. 09:04 + в цитатник



Как становятся манипуляторами


Эверетт Шостром предлагает свою типологию причин
манипуляции. Конечно, все, что он называет, в гораздо более тонкой и
детальной разработке имеется в аскетических трудах святых отцов
христианской традиции. Тем более интересно посмотреть, как ученый-психолог
середины XX века интерпретирует типы болезней человеческого духа. Всего
Шостром насчитывает пять основных причин, заставляющих людей манипулировать
друг другом. При этом, управляя людьми как вещами, и сами манипуляторы
неизбежно превращаются в роботов. Поэтому все пять причин обозначены
Шостромом с целью отыскать выход из ситуации, в которой человек становится
рабом самого себя.

Причина, которую Шостром называет первой, недоверие себе
и другим, приводящее к постоянному стремлению контролировать и управлять
ситуацией. На языке христианской традиции такое состояние человека обычно
определяется как недоверие Богу, неверие в Его заботу о человеке и мире.
Возможно ли в этом случае перестать быть манипулятором? Если это
христианин, то ему необходимо положиться на Бога и довериться Его Промыслу.
А что остается агностику, не знающему Бога, который, реалистично оценивая
других и себя, не видит ни в ком оснований для доверия? Как в этом случае
ему перестать контролировать ситуацию и управлять ею? Поистине, чтобы это
сделать, у него остается один выход - стать верующим...

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9A%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100021486_Kak-stanovatsa-manipulatorami------------Everett-Sostrom-predlagaet-svoue-tipologiue-pricin-manipulacii. (400x209, 4Kb)

Под манипулятором обычно подразумевают либо механизм для перемещения изделий или предметов, работающий, как

Среда, 24 Августа 2016 г. 07:14 + в цитатник

Под манипулятором обычно
подразумевают либо механизм для перемещения изделий или предметов,
работающий, как правило, в экстремальных условиях, где человек не может
находиться, например, в зоне повышенной радиации, либо фокусника в цирке.
Манипуляция изначально - это движение рук (от латинского слова manipulus -
горсть). Шостром критикует Карнеги за то, что разработанный им шаблон
поведения превращает человека в механизм, запрограммированный на
определенные функции. "Манипулятор, - иронично замечает Шостром, - видит
жизнь, как крысиные бега". Этим Шостром хочет сказать, что вместо того,
чтобы жить собственной жизнью, манипулятор все время "делает ставки" в
выдуманной им игре и пытается управлять ее исходом.

Эверетт Шостром выносит прямо-таки беспощадный приговор
современной культуре человеческих отношений, коренящейся в
западно-европейской и американской цивилизации: "Современный человек - это
манипулятор, кем бы он ни был - продавцом автомобилей уговаривающим нас
совершить покупку, отцом ли пятнадцатилетнего сына, уверенным в том, что
он, и только он, знает, какую карьеру следует делать сыну; подростком ли,
обрабатывающим взрослых ради 200-долларовых часов, или мужем, скрывающим
свою зарплату от жены... Манипуляторов - легион. В каждом из нас живет
манипулятор, который бесконечно применяет всяческие фальшивые трюки с тем,
чтобы добиться для себя того или иного блага".

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


Во лжи обвиняется современная цивилизация.

Среда, 24 Августа 2016 г. 06:44 + в цитатник


Во лжи обвиняется современная цивилизация. Человек или
манипулятор?


Карнеги без всякого смущения учил Америку оказывать
влияние на людей и в качестве рычагов и педалей управления использовать их
страсти и прежде всего гордость и тщеславие.

Но порой его откровенность все же переходит все
границы: "Каждое лето я езжу в Мэн на рыбную ловлю. Я лично очень люблю
землянику со сливками, но обнаружил, что по какой-то странной причине рыба
предпочитает червей.

Поэтому когда я еду на рыбалку, то не думаю о том, чего
сам хочу. Я думаю о том, чего хочет рыба. Я не насаживаю на крючок в
качестве приманки землянику со сливками, а подманиваю рыбу червяком или
кузнечиком, говоря: "Не хочешь ли попробовать?" Почему бы нам не поступать
столь же разумно, чтобы привлечь к себе людей?"

Может показаться, что Карнеги очень рискует, когда
привлечение к себе людей сравнивает с приманиванием рыбы на удочку, - ведь
читатели могут обидеться! Однако ничуть не бывало! Он все рассчитал. Зная
человеческое свойство оценивать себя завышено, он не боится сравнивать с
рыбалкой завоевание друзей... на свой крючок. Не боится, потому что уверен,
что каждый его читатель, затаив дыхание отыскивающий секреты влияния на
людей, конечно же отождествит себя не с рыбой, а с рыболовом и ему будет
втайне приятно встретить такое сравнение. Будучи сам таким, Карнеги уверен,
что каждый человек так же думает и чувствует. И уж можно быть уверенным, на
его крючок будет насажен не кузнечик и даже не земляника со сливками, а
льстивые слова и комплименты, которые всегда найдут отклик в душе
тщеславного человека...

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D0%BE-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100020411_Ne-boitsa-potomu-cto-uveren-cto-kazdyj-ego-citatel-zataiv-dyhanie-otyskivauesij-sekrety-vliania-na-luedej-konecno-ze-otozdestvit-seba-ne-s-ryboj-a-s-rybolovom-i-emu-budet-vtajne-priatno (400x209, 6Kb)

Помимо спорного тезиса о безмятежном счастье помутившихся рассудком людей он как американец делает из этого

Среда, 24 Августа 2016 г. 06:24 + в цитатник

Если всерьез отнестись к этим строкам
Дейла Карнеги, не лишенным традиционно грубоватого американского юмора, то
причиной помешательств он однозначно считает все ту же неутоленную гордыню.
Помимо спорного тезиса о безмятежном счастье помутившихся рассудком людей
он как американец делает из этого весьма оптимистичный вывод: "Если
некоторые так жаждут подобного сознания, что действительно сходят с ума,
чтобы обрести его, то, представьте себе, каких удивительных вещей мы с вами
можем достичь, давая людям подлинное понимание этой стороны безумия".

Как мы видим, не желание предостеречь своих читателей от
столь печального исхода и не сострадание к несчастным душевнобольным
побудило его вспомнить о них. Карнеги совсем не скрывает своего рода особое
удовольствие, что этой страстью можно легко манипулировать, он даже готов
поделиться этим удовольствием с читателями. Однако приведенный им факт
наводит и на серьезные размышления.

Потерявшие рассудок люди, как утверждает Карнеги, живут
в "созданном ими мире грез", что очень похоже на правду. Но в "мире грез"
живут не только пациенты психиатров. В соответствии с христианским
нравственно-аскетическим учением все, кто потерял свое собственное "я",
растворившись своими желаниями, страстями подозрениями и представлениями в
том, что вокруг, а не в них, - все обманывают себя. Где же тогда кончается
душевное здоровье и начинается болезнь? И кого в таком случае можно считать
здоровым? Все это очень точно соответствует учению святых отцов Церкви о
грехе как болезни человеческого духа: человек рождается зараженным этой
болезнью, но от него самого зависит, позволяет ли он развиваться и
прогрессировать греховной болезни в его душе.

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


Зигмунд Фрейд, основатель одного из самых модных направлений психологии XX века психоанализа - сократил число

Среда, 24 Августа 2016 г. 05:54 + в цитатник

Зигмунд Фрейд, основатель одного из
самых модных направлений психологии XX века психоанализа - сократил число
мотивов, лежащих в основе всех наших поступков, до двух: сексуальное
влечение и желание стать великим. А цитируемый Дейлом Карнеги американец
Джон Дьюи, один из основателей философии прагматизма, вообще считает самым
глубоким стремлением, присущим человеческой природе, "желание быть
значительным". "Запомните это выражение: "желание быть значительным", с
нескрываемым торжеством указывает Карнеги. - Это существенно. Вы много
прочтете об этом в данной книге".



Самая безотказная "педаль"


Итак, Карнеги нашел страсть, воздействуя на которую можно
безотказно добиваться искомого им результата. "Почти все желания
удовлетворяются, - замечает он, - все, кроме одного. Одно желание, почти
столь же сильное и властное, как желание пищи и сна, редко осуществляется.
Это то, что Фрейд называет "желанием быть великим", а Дьюи - "желанием
стать значительным"." Обычно Карнеги все свои утверждения иллюстрирует
примерами из жизни бизнесменов и президентов. Чтобы подчеркнуть силу этого
желания он обращается к аргументу, хотя неожиданному, но очень точно
соответствующему учению о страстях христианской аскетики, о чем он едва ли
подозревал сам. Карнеги показывает, к чему может привести страсть "быть
великим", если человек не сможет смириться с ее неосуществимостью. Он
говорит о душевнобольных:

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%97%D0%B8%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100020253_Zigmund-Frejd-osnovatel-odnogo-iz-samyh-modnyh-napravlenij-psihologii-XX-veka-psihoanaliza--sokratil-cislo-motivov-lezasih-v-osnove-vseh-nasih-postupkov-do-dvuh_-seksualnoe-vlecenie-i-z (400x209, 6Kb)

Те же три сферы человеческой жизни задействованы и в желаниях удовольствия, которое способно приносить удовлетворение

Среда, 24 Августа 2016 г. 03:24 + в цитатник

Те же три сферы человеческой жизни
задействованы и в желаниях удовольствия, которое способно приносить
удовлетворение реальных или мнимых потребностей человека. К уровню
биологического функционирования относится: желание сна, пищи, сексуального
удовлетворения. К душевно-эмоциональному уровню - желание денег и вещей,
которые можно приобрести за деньги. Наконец, к уровню духа и самосознания
относится желание сознавать собственную значительность.

Фундаментальная наука и христианская аскетика не считают
желания, мотивированные страхом, основными, подлинно руководящими
поведением людей. Окружающая жизнь сплошь и рядом показывает, что, когда
возникает коллизия между ними и желаниями удовольствия, люди легко приносят
их в жертву последним. Но Карнеги, как уже было сказано, писал не научное
исследование, а руководство, как завоевывать друзей и оказывать влияние на
людей, ему важны были не только ведущие, но и менее заметные мотивы.

Помимо собственной классификации мотивов человеческого
поведения, Карнеги приводит еще два варианта, принадлежащих ученым:
психологу Зигмунду Фрейду и философу Джону Дьюи. Мы можем все эти варианты
сравнить с тем, какой дает авва Дорофей. Собственно, классификация древнего
нравоучителя основана на Новом Завете и соответствует двухтысячелетней
христианской традиции: "Как всякий грех происходит или от сластолюбия, или
от сребролюбия, или от славолюбия, так и ложь бывает от этих трех причин".

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A2%D0%B5-...p;zone=all&wordforms=exact


Вопрос о том, какими мотивами люди руководствуются в своих поступках, особо интересен для Карнеги, поскольку

Среда, 24 Августа 2016 г. 00:14 + в цитатник


Какие мотивы поведения людей выделяют психологи


Вопрос о том, какими мотивами люди руководствуются в
своих поступках, особо интересен для Карнеги, поскольку он учит ими
пользоваться. В книге "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей"
он перечисляет следующие восемь "основных" желаний:

"Почти каждый нормальный взрослый человек хочет:

1) здоровья и сохранения жизни;

2) пищи;

3) сна;

4) денег и вещей, которые можно приобрести за деньги;

5) жизни в загробном мире;

6) сексуального удовлетворения;

7) благополучия своих детей;

8) сознания собственной значительности".

Не будучи специалистом ни в психологии, ни тем более в
богословии, Карнеги, как мы видим, с легкостью допускает смешение желаний,
мотивированных страхом что-то потерять с желаниями получить удовольствие,
которые и наука, и богословие обычно четко разделяют. Возможно, в своей
книге, рассчитанной на весьма популярный уровень, он решил не перегружать
читателя излишней четкостью определений. Однако если слегка подправить этот
недостаток, то получается вполне ясная картина.

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


Это, во-первых, сластолюбие, то есть стремление исполнить всякое свое желание: во-вторых, сребролюбие - стремление

Вторник, 23 Августа 2016 г. 18:24 + в цитатник

Авва Дорофей прямо называет три
причины. побуждающие людей лгать, которые также являются основой всякого
греха. Это, во-первых, сластолюбие, то есть стремление исполнить всякое
свое желание: во-вторых, сребролюбие - стремление к приобретению
материальных ценностей: и, в-третьих, славолюбие, которое в случае с
иноками аввы Дорофея выражалось в нежелании смириться.

Само собой разумеется, что отношение к лжи словом, как и
ко всякой лжи, у аввы Дорофея отрицательное. Хотя это и очевидно, об этом
приходится напоминать, потому что в мире, окружающем нас, ложь слишком
часто возводится в ранг добродетели. Американский "специалист в области
человеческих отношений" Дейл Карнеги, например, совсем по-другому трактует
то, что авва Дорофей называет ложью словом.

Дейл Карнеги с большим интересом отыскивает мотивы,
которыми люди руководствуются в своем поведении. Но, в отличие от аввы
Дорофея, он это делает не с целью указать причины лжи, а, напротив, с целью
воспользоваться человеческими слабостями. Карнеги не прочь поддержать людей
в их желании выдать желаемое за действительное, он с готовностью предлагает
им именно ту ложь, которой они хотят обманывать себя и других. Разумеется,
он это делает не бескорыстно, а с целью извлечь для себя определенную
пользу.

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%AD%D1%82%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100010834_Eto-vo-pervyh-slastoluebie-to-est-stremlenie-ispolnit-vsakoe-svoe-zelanie_-vo-vtoryh-srebroluebie--stremlenie-k-priobreteniue-materialnyh-cennostej_-i-v-tretih-slavoluebie-kotoroe-v-slu (400x209, 6Kb)

Из всего разнообразия лжи мыслью, то есть ошибочного принятия одной из своих "ролей" в жизни за подлинного

Вторник, 23 Августа 2016 г. 15:04 + в цитатник

Из всего разнообразия лжи мыслью, то
есть ошибочного принятия одной из своих "ролей" в жизни за подлинного себя,
маска "подозрительного судьи" распознается легче других. Здесь уже сам факт
присутствия в душе смутительных подозрений должен прямо сигнализировать
нам, что с нами не все в порядке. Надо исповедать это греховное состояние,
попросить у Господа прощения в нем и освобождения от него, а затем в
дальнейшем старательно избегать подобного. Но и все другие маски будут
распознаны и совлечены, если выполнять то, чему учат святые отцы, и
обращаться за помощью к Богу.



Зачем люди лгут.

"Ложь словом" по авве Дорофею и как к ней относится Дейл Карнеги


Если ложь мыслью в соответствии с 9-м поучением
преподобного аввы Дорофея состоит в непреднамеренной подмене себя
подлинного некоей "ролью", в которой человек хотел бы себя видеть, то ложь
словом - это уже сознательное искажение действительности. Поэтому, следуя
подходу преподобного Дорофея, можно было бы рассмотрение второго типа лжи
озаглавить вопросом; кому ложь выгодна?

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98%D0%B7-...p;zone=all&wordforms=exact


"Заполнить" бесконечность человеческой глубины не возможно никакими внешними развлечениями и удовольствиями,

Вторник, 23 Августа 2016 г. 14:44 + в цитатник

Случайно ли у митрополита Антония
подчеркнуто различение между "заполнением" душевной пустоты и встречей с
Богом? "Заполнить" пустоту - значит искать радость только для себя,
а "встреча" - радость взаимного общения. "Заполнить" бесконечность
человеческой глубины не возможно никакими внешними развлечениями и
удовольствиями, хотя люди очень спешат "забить" ими хранилища своей души.
Но все это оказывается мертвым ненужным грузом. Только встреча с Богом
никогда не обесценится в своей трепетности и живой радости, потому, что Он
- сама Красота и сама Любовь.

Трудно учиться жить собственной, а не чужой жизнью,
приходится заставлять себя даже несколько минут побыть наедине с собой. Но
на пути обратно к себе человек встречает не только преграды и трудности, он
встречает также и то, что неожиданно помогает ему. "Горе и радость, эти два
великих дара Божиих, часто бывают моментом встречи с самим собой, когда мы
оставляем все свои обезьяньи уловки и становимся неуязвимыми, недосягаемыми
для всей лжи жизни".

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%22%D0%97%D0%...p;zone=all&wordforms=exact


Возникает желание "отвлечься", чтобы внимание было чем-то захвачено, разумеется, - какими-то внешними впечатлениями,

Вторник, 23 Августа 2016 г. 14:14 + в цитатник

И как только человек пытается
углубиться в себя, ему становится скучно. Возникает желание "отвлечься",
чтобы внимание было чем-то захвачено, разумеется, - какими-то внешними
впечатлениями, - чтобы было интересно. Секунда - и включен телевизор,
музыка или открыт развлекательный роман! Как преодолевать это первое
препятствие на пути обратно в себя?

Митрополит Антоний не боится ответов честных, может быть
разочаровывающих надежду на быстрый успех. "Вы рискуете, конечно, в таком
случае, что вам будет скучно наедине с самим собой; ну что ж, пусть будет
скучно". Так уверенно можно говорить, если точно знаешь, что за скукой
откроется то, что вознаградит упорство! И особенно убедителен он, когда
поиск подлинного "я" в глубинах собственной души сравнивает с постепенным
раскрытием закрашенной фрески.

Даже если первая встреча с собой разочаровала, "это не
означает, что ничего не остается в нас, - обнадеживает он, - потому что в
глубине нашего существа мы созданы по образу Божию и это совлечение всего
ненужного очень похоже на расчистку прекрасной древней стенной живописи или
картины великого мастера, которую в течение веков, поверх подлинной
красоты, созданной мастером, закрашивали лишенные вкуса люди. Сначала чем
больше расчищаем, тем больше появляется пустоты, и нам кажется, что мы
только напортили там, где было хоть несколько красоты; пусть немного, но
хоть сколько-то. А затем мы начинаем открывать подлинную красоту, которую
великий мастер вложил в свое произведение; мы видим убожество, затем
промежуточную путаницу, но в то же время можем предугадать и подлинную
красоту".

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


Человеку так необходимы эти минуты, в которые он остается только наедине с собой, со своим внутренним миром,

Вторник, 23 Августа 2016 г. 09:24 + в цитатник

Человеку так необходимы эти минуты, в
которые он остается только наедине с собой, со своим внутренним миром, он
пытается разобраться, "навести порядок" в себе, разложить на "свои места"
все свои представления о жизни, влечения, обязанности, ответственность за
близких. "Слишком часто, - еще раз убеждает в необходимости такой
самопроверки владыка Антоний, - мы погружены в разные пустяки, которые
окружают нас: так вот, в течение этого времени, этих кратких минут
сосредоточенности надо оставить все, что не является жизненно важным".

Поэтому митрополит Атоний приглашает каждого к совершенно
конкретному шагу, чтобы начать необходимое для встречи с Богом возвращение
в себя: "Итак, давайте приступим к этому и каждый вечер в течение недели
будем молиться такими, очень простыми словами:

"Помоги мне. Боже, освободиться от всего поддельного и
найти мое подлинное "я"".



Преграды и помощь на пути к себе


Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A7%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


Это непросто, - подчеркивает митрополит Антоний Сурожский, - потому что мы настолько не привыкли быть самими

Вторник, 23 Августа 2016 г. 08:54 + в цитатник


Искать себя


Как найти в себе свое подлинное "я"? Для христианина этот
вопрос стоит особенно остро, поскольку требуется решить, "какая из наших
личностей должна выступить для встречи с Богом. Это непросто, -
подчеркивает митрополит Антоний Сурожский, - потому что мы настолько не
привыкли быть самими собой, что искренне не знаем, которая из всех
личностей и есть это подлинное "я"".

Кроме того, всегда остается опасность: во множестве
вариаций задавать вопрос "кто я на самом деле?" и при этом никак не
пытаться сдвинуться с места. Поэтому люди особенно ценят, когда перед их
глазами кто-то уже нашел путь и идет по нему, когда путь этот убеждает
своей конкретностью или по крайней мере тем, что по нему можно идти!
Владыка Антоний здесь, как всегда, находит самый прямой, хотя не самый
легкий путь: "Если бы мы посвящали несколько минут в день на то, чтобы
вдуматься в свои поступки и отношения с людьми, то, возможно, очень
приблизились бы к открытию этого; мы заметили бы, каким человеком мы были
при встрече с таким-то и таким-то и кем - уже совсем другим, - когда делали
то или это. И мы могли бы спросить себя: когда же я был действительно самим
собой".

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%AD%D1%82%...p;zone=all&wordforms=exact


Человек, страдающий ею, живущий чьей-то чужой, а не своей жизнью, в точности соответствует всему, что митрополит

Вторник, 23 Августа 2016 г. 06:24 + в цитатник

В нашем случае подозрительность как
никакая другая страсть, по слову аввы Дорофея, удаляет человека от Бога.
Человек, страдающий ею, живущий чьей-то чужой, а не своей жизнью, в
точности соответствует всему, что митрополит Антоний говорит о выдуманных,
неподлинных отношениях с Богом: "Мы думаем, что обращаемся к Богу, а на
деле обращаемся к образу Бога, созданному нашим воображением; и мы думаем,
что стоим перед Ним со всей правдивостью, тогда как на деле выставляем
вместо себя кого-то, кто не является нашим подлинным "я", - актера,
подставное лицо, театральный персонаж".

К сожалению, очевидно также и то, что люди, не
подверженные подозрительности в такой мере, все же не могут пребывать в
спокойствии за себя, они не могут быть уверены, что не лгут мыслью в чем-то
другом. "Каждый из нас, продолжает владыка Антоний, - представляет собой в
одно и то же время несколько разных личностей. Мы бываем различными в
зависимости от обстоятельств и окружения: разные лица, встречающиеся с
нами, знают в нас совершенно различных людей, по русской
пословице: "Молодец против овец, а против молодца и сам овца". Как часто
это бывает: каждый из нас может вспомнить среди своих знакомых даму,
которая сама любезность с чужими и сущая фурия у себя дома, или грозного
начальника, который в семейном кругу - воплощение кротости".

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A7%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


Он как в древнегреческом театре надевает на себя маску судьи и вдруг начинает видеть смысл своей жизни в изобличении

Вторник, 23 Августа 2016 г. 04:24 + в цитатник

Вернемся еще раз к внутреннему
состоянию человека, страдающего повышенной подозрительностью. Он как в
древнегреческом театре надевает на себя маску судьи и вдруг начинает видеть
смысл своей жизни в изобличении ошибок и грехов других людей.

Почему авва Дорофей мог смело сказать, что эта страсть
более других страстей удаляет человека от Бога? Святой отец подчеркивал
потерю внимания к своим грехам, которая неизбежна для подозрительного. Но
можно сказать и больше.

Подозрительный человек вообще перестает замечать самого
себя, поскольку всё его внимание, все его интересы сосредоточились не в
собственной душе, не в том, что реально составляет его жизнь, а в других.
Он как бесчувственный механизм, работающий от заведенной пружины,
единственная функция которого - выискивать в людях недостатки. Жизнь
других, заполнившая поле его сознания, на самом деле эфемерна, она не может
заменить ему собственной жизни, которую он "проскальзывает", не замечая.

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D0%BD-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100005489_Podozritelnyj-celovek-voobse-perestaet-zamecat-samogo-seba-poskolku-vse-ego-vnimanie-vse-ego-interesy-sosredotocilis-ne-v-sobstvennoj-duse-ne-v-tom-cto-realno-sostavlaet-ego-zizn-a-v-dr (400x209, 5Kb)

Обличить его - это и означает сорвать личину, скрывающую его демоническую сущность, то есть выявить действительные

Вторник, 23 Августа 2016 г. 01:24 + в цитатник

Посрамить диавола - значит раскрыть
обман "отца лжи" (Ин. 8,44). Обличить его - это и означает сорвать личину,
скрывающую его демоническую сущность, то есть выявить действительные истоки
семян подозрения - ведь сам-то брат, увлеченный поиском "преступников", был
уверен в полной своей правоте. То, что брат обманулся в саду, - результат
всей его настроенности на подозрительность. Однако, в свою очередь, ее
причина - в подмене подлинного предстояния перед Богом ложными целями,
которая в какой-то момент в нем произошла, когда вся его жизнь сузилась до
изобличения порока в других. Так что получается: подозрительность и
причина, и следствие лжи и самообмана. Это - порочный замкнутый круг.

Посрамить диавола поэтому и означает разорвать этот круг,
чтобы все, и в первую очередь брат, более других пострадавший от
диавольского обольщения, осознали смысл происшедшего. И тогда придет и
покаяние, и прощение, и помощь Божия.


Как найти свое лицо? Чьей жизнью живет подозрительный человек?

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D0%B1%...p;zone=all&wordforms=exact


Не пускаясь в небезопасные догадки, совершенно определенно можно сказать, что его решение было бы основано

Понедельник, 22 Августа 2016 г. 23:34 + в цитатник

Мы вполне можем допустить
противоположную ситуацию в том же монастырском саду. Игумен или сам авва
Дорофей мог действительно застать не мнимого, а реального "нарушителя",
соблазнившегося спелыми плодами. Как бы он поступил? Не пускаясь в
небезопасные догадки, совершенно определенно можно сказать, что его решение
было бы основано на сострадании к человеческой слабости и на трезвой оценке
размеров "преступления" и всех возможных путей его последующего осознания.

Во всяком случае, авва Дорофей дает нам пример
аналогичного игуменского решения. Но на этот раз, правда, "виновником"
оказался не "похититель смокв", а тот самый брат, одержимый страстью
подозрительности. Игумен, "созвав всю братию, по окончании литургии со
слезами рассказал им о случившемся и обличил брата пред всеми, (желая)
достигнуть сим троякой пользы: во-первых, посрамить диавола и обличить
сеющего такие подозрения; во-вторых, чтобы чрез сие посрамление был прощен
грех брата и чтобы он получил от Бога помощь на будущее время, и,
в-третьих, чтобы утвердить братию - никогда не верить своим мнениям".

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B5-...p;zone=all&wordforms=exact


Необходимость критического отношения к любому своему сложившемуся мнению авва Дорофей подчеркивает полушутливой

Понедельник, 22 Августа 2016 г. 23:14 + в цитатник

Необходимость критического отношения
к любому своему сложившемуся мнению авва Дорофей подчеркивает полушутливой
гиперболой: "И так с тех пор, когда помысл говорил мне о солнце, что это
солнце, или о тьме, что это тьма, я не верил ему..." Но этим он лишь еще
раз обращает внимание на то, сколь серьезна опасность "действительно видеть
вещи, коих нет и быть не может". Безусловно и то, что у аввы Дорофея речь
все время шла об опасности ошибиться не в физических, а в нравственных
вещах. Поэтому и здесь, когда он говорит о "тьме" и "солнце", то прежде
всего имеет в виду обычное для библейско-христианской символики обозначение
под этими понятиями зла и добра.


Подозрительность причина самообмана или самообман -
подозрительности?


Задумаемся над тем, чего, собственно, хотел добиться
брат, которого привел в пример авва Дорофей, в своем объяснении, что такое
ложь мыслью. Этот брат "однажды, вошедши в сад, высматривал, - ибо он
всегда подсматривал и подслушивал", - характеризует его рассказчик. В чем
он всех подозревал? О чем были его догадки? В каких предположениях он был
настолько уверен, что "ему казалось, что дело происходит непременно так,
как представляет ему помысл его, и не может быть иначе"? Войдя в пустой
сад, он очень хотел встретить "нарушителя" монастырского устава, который бы
там тайком ел смоквы. И он увидел то, что хотел...

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


Как всегда, с некоторой долей юмора авва Дорофей показывает, в чем проявляется состояние подозрительности,

Понедельник, 22 Августа 2016 г. 17:24 + в цитатник

Как всегда, с некоторой долей юмора
авва Дорофей показывает, в чем проявляется состояние подозрительности, как
теперь иногда говорят "закомплексованного" человека, которому кажется, что
все на него смотрят или потихоньку над ним посмеиваются. "...Такой, когда
видит, что кто-нибудь беседует с братом своим, делает свои догадки и
говорит: он обо мне беседует. Если прекращают беседу, он опять
предполагает, что ради него прекратили беседу. Если кто скажет слово, то он
подозревает, что оно сказано для оскорбления его. Вообще, в каждом деле он
постоянно, таким образом, замечает за ближним, говоря: он ради меня это
сделал, он ради меня это сказал, он это сделал для того-то. Таковой лжет
мыслею, ибо он ничего истинного не говорит, но все по одному подозрению, а
от сего происходят: любопытство, злословие, подслушивания, вражда,
осуждения".

Понятно, что подобное обостренное восприятие всех событий
через призму собственной персоны - плохой советчик в любых делах. Но
несчастный, зациклившийся на себе человек может этого не понимать и
принимать все свои фантазии за чистую монету. Авва Дорофей рассматривает и
такую ситуацию, когда новоначальный инок свою болезненную зависимость от
мнения всех и каждого пытается использовать для самоконтроля. Это тоже не
может привести ни к чему хорошему. "Бывает, что иной, желая, как он
говорит, исправлять себя, уже постоянно (за всем) замечает, думая: если
кто-нибудь говорит обо мне, то мне надобно знать, какое мое согрешение, за
которое он меня осуждает, и я буду исправляться. Во-первых, уже и начало
сего от лукавого, ибо он начал ложью: не зная подлинно, придумал то, чего
не знал; а как "может древо зло плоды добры творити?" (Мф. 7,18).

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9A%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


И далее, со свойственной ему ясностью мышления и склонностью к классификациям, он разделяет ложь на типы:

Понедельник, 22 Августа 2016 г. 15:44 + в цитатник

"Хочу вам, братия, воспомянуть
несколько о лжи, ибо я вижу, что вы не очень стараетесь удерживать язык
свой, отчего мы легко увлекаемся во многое зло", - начинает девятое
поучение авва Дорофей. И далее, со свойственной ему ясностью мышления и
склонностью к классификациям, он разделяет ложь на типы: "Есть три
различных вида лжи: иной лжет мыслею, другой лжет словом, а иной лжет самою
жизнею своею".



"Ложь мыслью" по авве Дорофею


В чем именно состоит ложь мыслью, подробно авва Дорофей
раскрывает на двух примерах. Первый - из его собственной жизни, когда в
начале иноческого пути у него вдруг появилось искушение "по движениям и по
походке человека заключать о его душевном устроении". Но он вовремя получил
вразумление от старца: "Никогда не верь своим догадкам, ибо кривое правило
и прямое делает кривым". Действительно, если сама человеческая природа
повреждена грехом, то ей опасно доверять. "Мнения людей (то есть те
заключения о других, которые могут быть сделаны только на основании
собственного опыта) ложны и вредят тому, кто предается им" - эту мысль
святого старца авва Дорофей усвоил сам и передал ученикам.

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98-%D0%B4...p;zone=all&wordforms=exact



Поиск сообщений в janvaris2014
Страницы: 210 ... 155 154 [153] 152 151 ..
.. 1 Календарь