-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в janvaris2014

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.01.2014
Записей: 3946
Комментариев: 3
Написано: 3947


Молитва, пост и другие добродетели святы и спасительны, но превозносящийся ими омрачает их и не приобретает

Вторник, 19 Июля 2016 г. 03:54 + в цитатник

Как перед началом брани обыкновенно
вооружают и приготовляют воинов, возбуждая в них усердие и мужество, так
Православная Церковь, приближаясь к Великому посту, приготовляет нас, своих
духовных воинов, к наступающей духовной брани во дни св. Четыредесятницы.
Первым условием для добродетели считая покаяние и смирение, а главным
источником греха и препятствием к добродетели гордость (Быт. 3, 5), Церковь
в первую приготовительную к Великому посту неделю предлагает для нашего
назидания притчу о мытаре и фарисее, которые оба молились Богу, но мытарь,
смиренный сборщик податей, сниде оправдан в дом свой паче фарисея – гордого
законника. Примером фарисея и мытаря Церковь внушает готовящимся к подвигам
поста, молитвы, покаяния и причащения, что исполнением закона и своею
праведностью надмеваться и хвалиться не должно, но при исполнении закона –
являть смирение перед Богом и ближними. Молитва, пост и другие добродетели
святы и спасительны, но превозносящийся ими омрачает их и не приобретает
оправдания ими, потому что он любуется собою, пристрастно и несправедливо
похищает себе похвалу, которую произносить нашим трудам есть долг не
служащих и трудящихся, но дело Бога и ближних, начальствующих над нами. Не
хваляй бо себе сей искусен (достоин), но его же Бог восхваляет (2 Кор. 10,
18). Кроме пристрастия и несправедливости, в превозношении заключается
неведение и заблуждение. Кто любуется и хвалится своими делами, тот не
ведает или забывает, что мы своими силами без помощи Божией не можем
исполнить всего закона и, следовательно, сделаться правыми пред Богом, и
самое исполнение есть не заслуга, а только долг наш (Лк. 17, 10). Так
гордость слагается из пристрастия к себе, неведения и заблуждения.

Книга:Григорий Сергеевич Дебольский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9C%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99483827_Molitva-post-i-drugie-dobrodeteli-svaty-i-spasitelny-no-prevoznosasijsa-imi-omracaet-ih-i-ne-priobretaet-opravdania-imi-potomu-cto-on-luebuetsa-soboue-pristrastno-i-nespravedlivo-pohisa (400x209, 8Kb)

Неделя о мытаре и фарисее.

Вторник, 19 Июля 2016 г. 02:14 + в цитатник


Неделя о мытаре и фарисее.

Фарисейски кто живет: Церкви далече бывает,

Христос бо внутрь, о смиреннии, приемлемый.376

Великопостная триодь и недели приготовительные (????????????) к
Великому посту начинаются неделею о мытаре и фарисее. Так называется первая
приготовительная к Четыредесятнице неделя по евангельской притче о мытаре и
фарисее, которая в эту неделю читается на Литургии в Евангелии (Лк. 18, 10–
14). Эта неделя посвящена Церковью назидательному для нас воспоминанию о
мытаре и фарисее с древних времен. В писаниях отцов Церкви 4 и 5 века, –
св. Иоанна Златоустого, Кирилла александрийского, Астерия амасийского мы
находим беседы на неделю о мытаре и фарисее. В слове св. Иоанна Златоустого
о мытаре и фарисее есть указание на церковный чин, по которому издревле
порядок Евангельских чтений начинается притчею о мытаре и фарисее. О беседе
Астерия, жившего в начале 6 века, писатели Церкви именно свидетельствуют,
что она говорена была в неделю о мытаре и фарисее. 377 В 9 веке Георгий,
митрополит никомидийский, написал канон на неделю мытаря и фарисея, и
теперь исполняемый Церковью в эту неделю.

Книга:Григорий Сергеевич Дебольский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99475845_Tak-nazyvaetsa-pervaa-prigotovitelnaa-k-Cetyredesatnice-nedela-po-evangelskoj-pritce-o-mytare-i-farisee-kotoraa-v-etu-nedelue-citaetsa-na-Liturgii-v-Evangelii-Lk. (400x209, 5Kb)

Семидесятидневный период Великопостной триоди, изображая Иисуса Христа среди пустыни в посте и молитве, в

Вторник, 19 Июля 2016 г. 01:24 + в цитатник

Семидесятидневный период Великопостной
триоди, изображая Иисуса Христа среди пустыни в посте и молитве, в
искушении от дьявола, в искупительных подвигах страданий и смерти
представляет особенно состояние унижения Господа и указывает на греховный
плен наш, от которого освобождаемся мы подвигами благочестия в продолжение
70 дней, подобно древнему Израилю, который некогда по прошествии 70 лет
избавился от тяжкого рабства вавилонского. Посему Церковь в некоторые из
приготовительных к Великому посту недель, подобно древнему Израилю,
оплакивает духовный плен грешников 136–м псалмом: на реках вавилонских,
тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона. И как Вавилонский плен
исправил древний Израиль от богопротивной наклонности к идолопоклонству,
подвергшей его постыдному и тяжкому плену, так семидесятидневный период
Великопостной триоди очищает и приготовляет нас к торжеству духовного
избавления от греха и смерти, доставленному нам воскресением Спасителя из
мертвых.


Книга:Григорий Сергеевич Дебольский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99475747_Semidesatidnevnyj-period-Velikopostnoj-triodi-izobrazaa-Iisusa-Hrista-sredi-pustyni-v-poste-i-molitve-v-iskusenii-ot-davola-v-iskupitelnyh-podvigah-stradanij-i-smerti-predstavlaet-osobe (400x209, 10Kb)

Посему недели и в продолжение года можно разделить на три последования, – на недели 1) Великопостной триоди,

Вторник, 19 Июля 2016 г. 01:04 + в цитатник

По неделям Четыредесятницы, заключающимся в
триоди, она разделяется на Великопостную и Цветную. Посему недели и в
продолжение года можно разделить на три последования, – на недели 1)
Великопостной триоди, 2) Цветной и 3) на недели вне триоди.

Недели Великопостной триоди.

Как Господь по Крещении Своем удалился в пустыню и там в
уединении, посте и молитве провел 40 дней, так Православная Церковь вскоре
после праздника Крещения своим богослужением начинает приготовлять нас к
подвигам Великого поста, со времени последования Великопостной триоди.
Триодь Великопостная содержит седмицы от недели мытаря и фарисея до Пасхи и
начинается постоянно за 70 дней до этого великого и светлого праздника. Но
как для празднования Пасхи положены 35 дней, в которые она попеременно
бывает, то и начало Великопостной триоди, зависит от времени празднования
Пасхи, бывает между числами 24 (11) января и 28 (15) февраля.

Сверх недель Великого поста триодь Великопостная заключает в
себе и четыре предшествующие ему недели, назначенные Церковью для
приготовления нас к подвигам св. Четыредесятницы – священными
воспоминаниями, руководствующими к истинному покаянию, и постепенным
водворением пощения, которое после сплошной, или первой приготовительной к
Великому посту, седмицы, на следующей начинается двумя постными днями, и
увеличивается на неделе сырной, или мясопустной. 372 Из приготовительных
недель первая, т. е. неделя мытаря и фарисея, принадлежит кругу триоди
только воскресным днем, а прочие дни ее стоят вне триоди, ибо она
начинается и оканчивается воскресным днем. Следовательно, полных
приготовительных к Четыредесятнице седмиц три и, по словам Симеона,
епископа солунского, установлены в честь Св. Троицы.373

Книга:Григорий Сергеевич Дебольский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99475709_Cetyredesatnicy-_-svasennymi-vospominaniami-rukovodstvuuesimi-k-istinnomu-pokaaniue-i-postepennym-vodvoreniem-posenia-kotoroe-posle-splosnoj-ili-pervoj-prigotovitelnoj-k-Velikomu-postu- (400x209, 7Kb)

Излагая дни богослужения, по возможности, в порядке церковном, мы и в настоящем сочинении следуем церковному

Вторник, 19 Июля 2016 г. 00:34 + в цитатник

Излагая дни богослужения, по возможности, в
порядке церковном, мы и в настоящем сочинении следуем церковному порядку
недель, который начинается после неподвижных, или непреходящих, дней
богослужения и дней постных, т. е. с триоди.


Триодь.


Зиждителю горних и дольних,

Трисвятую убо песнь от ангелов:

Трипеснец, же и от человеков приими.

Этими стихами начинается синаксарь на триодь. Триодь, или
триодион, по–гречески значит трипеснец,. Так названа книга, содержащая чин
богослужения в продолжение 18 недель, – 10 недель до Пасхи и 8 по Пасхе;
потому что в это время поются при богослужении каноны и трехпесные. В 9
веке Иосиф и Феодор Студиты собрали вместе все, что до них было писано,
привели в надлежащий порядок, присовокупили много стихир и канонов
собственного произведения. И тогда образовался церковно–служебный
молитвенник, заключающий в себе около ста шестидесяти служб, больших и
малых, начинающихся с недели мытаря и фарисея, и оканчивающихся Великою
Субботою. Они же, вероятно, дали своему собранию и название Триоди, хотя
триодионы были известны еще прежде Студитов (около 200 лет). Никифор
Каллист, писатель 14 века, объясняя значение триоди в синаксаре на неделю о
мытаре и фарисее, говорит:«В настоящий день с Богом начинаем триодь,
которую многие из святых и богоносных песнопевцев – отец наших, сложили
прекрасно и как достойно движимые св. Духом. Первый из всех придумал это,
т. е. три песни, великий песнопевец Косьма, 368 для Великой и Святой
седмицы страстей Господа и Бога – Спаса нашего Иисуса Христа, воспев в этих
песнях события страстей седмицы и изложив наименование почти каждого дня
этой седмицы в акростихах, 369 думаю, в образ Святые живоначальные Троицы,
и вероятно, из подражания песни ангельской, как можно заключить из стихов
на триодь. 370 По примеру его и прочие отцы, особенно же Феодор и Иосиф
Студиты, сочинивши трехпесные каноны для прочих недель святые
Четыредесятницы, передали сначала своей Студийской обители, более и более
сии песни распространяя и приспособляя. Поелику первый день недельный, как
воскресный, и начинает, и заключает собою седмицу, будучи первым, и осьмым,
и конечным, то во второй день (понедельник) положили первую песнь
(канонов), а в третий (вторник) – вторую; в четвертый (в среду) – третью; в
пятый (четверток) – четвертую; в шестый (пяток) – пятую, а в седьмой, т. е.
в субботу шестую и седьмую, а сверх того и прочие две (осьмую и девятую),
которые поются и во все прочие дни. Триодь не собственно именуется, ибо не
всегда имеет три песни; а предлагает также и полные каноны. Но я думаю, что
имя триодь взято в обширнейшем смысле или от большего числа трипеснцев, или
же от Великой седмицы, на которую в первый раз составлены трипеснцы».

Книга:Григорий Сергеевич Дебольский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98%D0%B7%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99475667_tri-pesni-velikij-pesnopevec-Kosma-368-dla-Velikoj-i-Svatoj-sedmicy-strastej-Gospoda-i-Boga-_-Spasa-nasego-Iisusa-Hrista-vospev-v-etih-pesnah-sobytia-strastej-sedmicy-i-izloziv-naimenov (400x209, 10Kb)

Посты однодневные седмичные.

Понедельник, 18 Июля 2016 г. 20:34 + в цитатник


глава отсутствует


Посты однодневные седмичные.


глава отсутствует




Часть IV. Дни богослужения церковные общие и преходящие


Недели и другие дни.


Неделею в Церковном Уставе называется и целая седмица, и
преимущественно первый день ее, в который Господь Наш Иисус Христос воскрес
из мертвых (Мк. 16, 1–6) и который Церковь в продолжение всего года
посвящает главным образом воспоминанию славного Воскресения Христова и
называет воскресным. Имя недели указывает на заповедь Божию, повелевающую
шесть дней делать, а седьмой не делать, т. е. посвящать на особенное
служение Богу и ближним, и следовательно, это имя принадлежит всякому
празднику, и собственно дню воскресному, который сообразно с четвертою
заповедью Божией заступил для христиан место ветхозаветной субботы.

Но принадлежа преимущественно воскресному дню, название недели
принадлежит также и целой седмице. Подобно ветхозаветной Церкви, которая
седмицу называла иногда субботою, именем седьмого и главного дня седмицы
(Лев. 23, 15; Лк. 18, 12), христиане называют также седмицу неделею, по
имени первого и главного из семи дней ее, на которые распространяется
священное воспоминание, совершаемое Церковью в день воскресный, или в
неделю, и таким образом все семь дней делает как бы одним днем
богослужения, или неделею. Название всей седмицы неделею внушает, что по
воскресении Иисуса Христа, избавившего нас от работы вражьей, настало
вечное субботство, – неисходный круг недель, т. е. не дел плотских и
суетных, но св. дел веры и благочестия (Евр. 4, 9).«Новый закон, – говорит
св. Иустин мученик, – хочет, чтобы мы хранили непрестанную субботу». 367
Таким образом, всякая неделя, по изменению луны в каждые семь дней образуя
известное продолжение времени, и относительно богослужения христианского
составляет особый круг церковного последования, еженедельно посвящаемого
воспоминанию Воскресения Христова, а вместе и иному особенному
воспоминанию. Ибо многие недели в Церкви Православной, кроме празднования
воскресению Христову, посвящены особенным воспоминаниям, например: неделя о
Фоме, неделя жен–мироносиц, Пятидесятницы и проч.

Книга:Григорий Сергеевич Дебольский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99474701_367-Takim-obrazom-vsakaa-nedela-po-izmeneniue-luny-v-kazdye-sem-dnej-obrazua-izvestnoe-prodolzenie-vremeni-i-otnositelno-bogosluzenia-hristianskogo-sostavlaet-osobyj-krug-cerkovnogo-pos (400x209, 8Kb)

Пост Апостольский.

Понедельник, 18 Июля 2016 г. 20:24 + в цитатник


Пост Апостольский.


глава отсутствует


Богородичный пост.


глава отсутствует


Пост перед праздником Рождества Христова.


глава отсутствует


Посты однодневные.


глава отсутствует


Книга:Григорий Сергеевич Дебольский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99474658_glava-otsutstvuet------Post-pered-prazdnikom-Rozdestva-Hristova. (400x209, 4Kb)

Пост страстной седмицы.

Понедельник, 18 Июля 2016 г. 19:04 + в цитатник

Пост страстной седмицы.


За св. Четыредесятницей, которая оканчивается пятницей шестой
седмицы Великого поста, непрерывно издревле следует пост Страстной
седмицы.360«Воскресение Лазареве, неделю Ваий и св. седмицу спасительных
страстей особенно от поста четыредесяти дней продолжаем, – говорит Симеон,
епископ солунский, – ради самых Господних светлейших страстей, которые за
нас претерпел Господь, бесстрастие нам даруя».361 Хотя день Лазарева
воскресения и Входа Господа в Иерусалим и не принадлежат Страстной седмице,
но они суть дни плача и составляют как бы врата к страданиям Спасителя. В
день воскресения Лазаря Господь возмутися Сам, прослезися и претя во Себе
прииде ко гробу, и от тою дне, иудеи совещаша, да убиют Его. Равно и в день
Входа в Иерусалим, Господь, видев град (Иерусалим), плакася о нем (Лк. 19,
14). Архиереи же и книжницы искаху Его погубити, по входе Господа в
Иерусалим (Лк. 19, 47). Как пост св. Четыредесятницы начался по примеру
Господа, 40 дней постившегося, так пост Страстной седмицы установлен по
заповеди Его: придут дние, егда отъят будет от них Жених, и тогда постятся
в тыя дни (Лк. 5, 35). В Апостольских постановлениях о посте Страстной
седмицы говорится:«Господь заповедал нам поститься в те шесть дней по
причине нечестия и злости иудеев, призывая сокрушаться и плакать о
погибаемых. Он и Сам плакал об них, что они не уразумели времени посещения
их. В среду и пятницу Господь установил поститься нам по причине предания и
страдания Его. Разрешать же пост предписал в седьмой день после пения
петуха, не потому, что надобно поститься в субботу, которая есть покой по
сотворении мира, но что только в одну эту субботу надобно поститься, в
которую Сам Творец был внутрь земли. Ибо в самый праздник свой иудеи взяли
Господа, дабы исполнилось написанное: положиша знамения своя посреде
праздника своего, и не познаша (Пс. 73, 4). Итак, нам должно плакать о них,
что они не уверовали в пришедшего Господа, но отвергли учение Его, явив
себя недостойными спасения.362 Посему поститесь в дни Пасхи (т. е.
Страстной седмицы), питаясь только хлебом и солью, овощами и водой:
воздержитесь в эти дни от вина и мяса: это суть дни плача, а не веселия. В
пяток и субботу пребудьте совершенно в посте, если вы крепки силами, –
можете снести так, чтобы совершенно ничего не вкушать до петелоглашения.
Если же кто не может провести двух дней в воздержании от пищи, тот да
сохранит по крайней мере субботу. Ибо Господь говорит о Себе: егда отъят
будет от них Жених, и тогда постятся в тыя дни. В сии?то дни Господь отнят
был от лжеиудеев и к кресту пригвожден и со беззаконными вменен».363 Св.
Дионисий, архиепископ александрийский, около 260 года писал:«До времени
воскресения Господа нашего надлежит постом смирять души; это все согласно
признают. Впрочем, и все шесть дней постных (дни Страстной седмицы) не все
равно и единообразно провождают: но одни проводят все эти дни без пищи,
другие же два дня, иные – три, иные – четыре, а иные и ни одного».364«Шесть
дней Пасхи (Страстную неделю), – говорит св. Епифаний кипрский, – весь
народ проводит в сухоядении, употребляя только хлеб с солью и водой, и то –
вечером; а ревностные к благочестию содержат пост по два, по три и четыре
дня, а некоторые и всю седмицу, до пения петухов в ночь на день
воскресения. В эту седмицу бывает шесть всенощных бдений и шесть Литургий
(????????), которые в Четыредесятницу продолжаются до вечера».365

Книга:Григорий Сергеевич Дебольский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99474173_Epifanij-kiprskij-_-ves-narod-provodit-v-suhoadenii-upotreblaa-tolko-hleb-s-solue-i-vodoj-i-to-_-vecerom_-a-revnostnye-k-blagocestiue-soderzat-post-po-dva-po-tri-i-cetyre-dna-a-nekotory (400x209, 7Kb)

Умерив в продолжение Великого поста духовные радости, которыми сопровождается празднование памяти святых,

Понедельник, 18 Июля 2016 г. 18:34 + в цитатник

Умерив в продолжение Великого поста
духовные радости, которыми сопровождается празднование памяти святых,
Церковь тем более заботилась и заботится, сколько возможно, отдалить на это
время все другие празднества, дабы удаление их сильнее возбуждало в душах
наших чувствования сердечного умиления и сокрушения о грехах. С этой
благочестивой целью Церковь во время св. Четыредесятницы запрещает
совершать браки, дни рождения,356 запрещает театральные зрелища, забавы и
увеселения,357 которые, согласно с постановлением Церкви, запрещает и наш
отечественный закон гражданский. Он запрещает давать публичные концерты в
течение первой и последней недели Великого поста, а во весь Великий пост
запрещает публичные маскарады и зрелища.358 Все эти забавы и увеселения
несовместны со священным временем Четыредесятницы, потому что поселяют в
нас чувствования и помыслы, несовместимые с подвигами поста и покаяния;
преданный забавам и увеселениям мирским бывает неспособен благоговеть перед
Богом и терпеть для славы Божией.«Известно, – говорит Тертуллиан, – что те,
кои долгое время наслаждались увеселениями, всегда почти изъявляли
чрезвычайную трудность умереть за Иисуса Христа. Все вещи сами по себе суть
благо и определены для услуг человеку. Но кто познает Бога только
посредством естественного света, а не посредством светильника веры, кто
взирает на Него издалека, а не вблизи, тот не совершенно Его знает. Он не
ведает, на какое собственно употребление должны мы по воле Божией обращать
Его творения, а притом не ведает и намерений того непримиримого и
невидимого врага, который побуждает нас употреблять дары Божий совсем не
так, как Бог хочет».359

Книга:Григорий Сергеевич Дебольский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A3%D0%BC%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99474000_Umeriv-v-prodolzenie-Velikogo-posta-duhovnye-radosti-kotorymi-soprovozdaetsa-prazdnovanie-pamati-svatyh-Cerkov-tem-bolee-zabotilas-i-zabotitsa-skolko-vozmozno-otdalit-na-eto-vrema-vse-d (400x209, 8Kb)

В продолжение Великого поста, изображая преимущественно грехопадения и уклонения наши от предназначенной цели

Понедельник, 18 Июля 2016 г. 18:24 + в цитатник

В продолжение Великого поста, изображая
преимущественно грехопадения и уклонения наши от предназначенной цели бытия
и руководствуя нас, падших в грех, к духовному благодатному обновлению и
блаженному бытию, во Иисусе Христе, Церковь ежедневно обличает нас в грехах
и угрожает за них правосудием Божиим, а кающимся и обращающимся к Богу
обещает благодатные плоды покаяния, читая ежедневно на шестом часе слова
пророка Исайи по порядку книги от первой главы. А на вечерни ежедневно
произносит паремии из книги Бытия, а на страстной седмице из Исхода,
начиная чтение о сотворении мира и продолжая до первой ветхозаветной Пасхи,
установленной при исходе евреев из Египта, в память избавления их от
рабства египетского, внушая этими паремиями, что как создание мира
совершилось, так и наше освящение и исшествие из рабства греха совершается
благодатью Божией. Чтение книги Бытия при богослужении в Четыредесятницу
сохраняется с первых времен христианства; св. Златоуст в 4 веке говорил об
этом чтении, как уже о бывшем издревле.352 К паремии из книги Бытия
ежедневно присовокупляется паремия из книги Притчей, внушающих любить и
приобретать более всего Божественную премудрость, для которой создан
человек и которая есть сам Господь. На Литургиях в субботние и воскресные
дни св. Четыредесятницы Церковь большею частью произносит Евангелие от
Марка, которое краткостью своего радостного благовестия особенно
соответствует дням сокрушения о грехах.

Книга:Григорий Сергеевич Дебольский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-%D0%BF...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99473974_V-prodolzenie-Velikogo-posta-izobrazaa-preimusestvenno-grehopadenia-i-uklonenia-nasi-ot-prednaznacennoj-celi-bytia-i-rukovodstvua-nas-padsih-v-greh-k-duhovnomu-blagodatnomu-obnovleniue- (400x209, 10Kb)

Освещение храмов слабее, каждение фимиамом и отверстие царских врат реже; церковная обрядность Великого поста

Понедельник, 18 Июля 2016 г. 12:34 + в цитатник

Самая внешность храмовых действий с
наступлением Великого поста ощутительно изменяется, сообразно времени
покаяния. Церковное облачение священнослужителей бывает проще и печальнее
обыкновенного; а часто употребляется одна только эпитрахиль. Освещение
храмов слабее, каждение фимиамом и отверстие царских врат реже; церковная
обрядность Великого поста приведенная в возможную степень простоты, с одной
стороны выражает истинное свойство поста, с другой живо напоминает и как бы
осязательно представляет Иорданскую пустыню, в которой Господь Искупитель
наш постился сорок дней и тем положил основание святой и великой
Четыредесятнице.340

В заключение обо всех обрядовых особенностях Великого поста
Церковь говорит:«И сия проходящий, получим милость Божию зде, и в будущем
веце царство небесное, о Христе Иисусе Господе нашем».341

Сообразно печали, яже по Бозе, и чтобы содействовать нам к
соблюдению поста,342 Церковь издревле постановила в эти дни, кроме суббот,
воскресных дней и праздника Благовещения, совершать Литургию неполную –
преждеосвященных даров,343 чтобы радостное священнодействие полной
Литургии, за которой в первые времена тотчас следовала и радостная вечеря
любви (Деян. 2, 46), не умаляло сокрушения о грехах и пощения, потребных в
дни Великого поста.344 Постановление Церкви совершать полную Литургию по
воскресным дням и субботам Великого поста издревле освящено примером Церкви
первенствующей, непрерывно в каждую субботу и в каждый воскресный день
приносившей бескровную Богу жертву благодарения – в субботу в воспоминание
создания мира,345 а в день воскресный – в воспоминание искупления его,
запечатленного воскресением Христовым (Деян. 2, 46).346 Но по субботам
Четыредесятницы, когда обыкновенно бывают многие причастники тела и крови
Христовых, торжествуя с ними и согласно с этим великим торжеством доставляя
им покой от седмичных трудов поста и стояния, Церковь совершает более
краткую Литургию св. Иоанна Златоустого. Разделив же с причастниками
духовную радость и покой по субботам, в воскресные дни Великого поста,
кроме Вербного, в который бывает дванадесятый праздник, Церковь совершает
пространнейшую Литургию Василия Великого, внушая, что в самые воскресные
дни Четыредесятницы прилично нам продолжительнейшее стояние на молитве при
богослужении. Посему самый пост в воскресные и субботние дни
Четыредесятницы издревле ослабляется.347 На ослабление поста в эти дни
Церковь указывает также и богослужением полной Литургии и без соединения с
вечернею. Так дни субботний и воскресный во время Великого поста издревле
служат днями отдохновения от седмичных подвигов поста. Св. Златоуст
говорит:«Премудрое устройство по отношению к нам имеет св. Четыредесятница.
Как на больших дорогах есть постоялые дворы и гостиницы, в которых
утомившиеся путники могут отдохнуть и успокоиться от трудов, чтобы потом
продолжать путь; как на море есть берега и пристани, где мореходы могут
несколько отдохнуть, чтобы потом опять начать плавание, так и в настоящее
время св. Четыредесятницы вступившим на путь поста Господь даровал эти два
дня (субботний и воскресный) в седмице, как бы гостиницы, как бы берега и
пристани для краткого отдохновения, чтобы они, и тело успокоив несколько от
трудов поста и душу одобрив, опять по прошествии этих двух дней, с усердием
вступали на тот же путь и продолжали это прекрасное и спасительное
путешествие».348

Книга:Григорий Сергеевич Дебольский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D1%81%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99471117_Osvesenie-hramov-slabee-kazdenie-fimiamom-i-otverstie-carskih-vrat-reze_-cerkovnaa-obradnost-Velikogo-posta-privedennaa-v-vozmoznuue-stepen-prostoty-s-odnoj-storony-vyrazaet-istinnoe-sv (400x209, 9Kb)

«Подобает ведати, – говорит правило церковное, – яко вящшии уставы и обычаи повелевают после:«и даждь нам

Понедельник, 18 Июля 2016 г. 12:14 + в цитатник

К великопостным поклонам относится вержение
долу и коленопреклонение, или стояние на коленях. Повергаемся на землю в
конце великого повечерия, при произнесении последней вечерней
молитвы.«Подобает ведати, – говорит правило церковное, – яко вящшии уставы
и обычаи повелевают после:«и даждь нам Владыко», пасти всем на землю и
глаголати священнику велегласно молитву:«Владыко многомилостиве, Господи
Иисусе, Христе Боже наш»331 и проч. Повергаемся ниц на Литургии
преждеосвященных, когда бывает ход со святыми дарами.«Когда Божественныя
преносятся Тайны, вси людие поклонение Богоподобное, и певцы, ниц падше,
Христу Богу, в тайнах сущему, творят».332 Стоим на коленях также на
Литургии преждеосвященных в то время, когда поются молитвенные стихи
Давидовы:«да исправится молитва моя, яко кадило перед Тобою»333 и проч.

Богослужение в Великий пост, как во время, преимущественно
посвященное Богу, бывает продолжительнее, нежели в прочие дни. Ежедневно, в
Великом посту, кроме дней субботних и праздничных бывает великое повечерие.
В составе великопостного богослужения многократно повторяется
коленопреклоненная молитва св. Ефрема Сирина. Псалтирь в Великий пост
еженедельно прочитывается при богослужении дважды.334 На простодневных
службах Четыредесятницы положено гораздо более, чем в другие времена года,
поучительных чтений, заимствованных из книг богослужебных и церковно–
поучительных. Так, кроме Псалтири, паремий, канонов и молитв, указано
Уставом на утренях два чтения из бесед Ефрема Сирина – одно после первой
кафисмы, другое после второй; два чтения из Лавсаика – одно по третьей
кафисме, другое по третьей песни канона: чтение либо из Синаксаря, либо из
Пролога по шестой песни; оглашения Студитовы по окончании первого часа.335
На часах положены три чтения из Лествицы св. Иоанна Лествичника;336 на
утренях суббот и недель указано читать беседы Иоанна Златоуста на
шестоднев.337

Книга:Григорий Сергеевич Дебольский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%C2%AB%D0%9F%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99471041_Tak-krome-Psaltiri-paremij-kanonov-i-molitv-ukazano-Ustavom-na-utrenah-dva-ctenia-iz-besed-Efrema-Sirina-_-odno-posle-pervoj-kafismy-drugoe-posle-vtoroj_-dva-ctenia-iz-Lavsaika-_-odno-p (400x209, 8Kb)

«Тем же, елико есть от вас хотяй кто святых отец предания хранити, и во святей Церкви благочинно управити

Понедельник, 18 Июля 2016 г. 12:04 + в цитатник

Молитвенные поклоны во время Великого поста
Церковь разделяет на великие и малые: великий поклон бывает в землю, –
«елико мощи главою до земли довести»; легкий, или малый, поклон – в
пояс,«елико может человек право (прямо) стоя поклониться, не падая коленми,
ниже главу преклоняти до земли». Количество же дненощных, бываемых в церкви
поклонов, суть 300, кроме полунощницы.329 Значительнейшая часть поклонов
относится к чтению молитвы св. Ефрема Сирина:«Господи и Владыка живота
моего»и пр. Эту краткую и умилительную молитву Церковь издавна особенным
законоположением определила, изъяснив как образ чтения ее, так и совершения
поклонений.«Не бо туне, ни якоже прилучися, – сказано в Уставе о святых
поклонах и молитве, – умыслиша святии Отцы, и Церкви Устав предаша; но
разум (т. е. глубокое значение), имущее во святых поклонех и молитве». И
далее:«От древних харатейных святых книг списавше и от ведущих в сие искус
(имеющих в этом деле опытность) испытахом, что глаголются великия поклоны,
и кий образ имеют творения, егда с молитвою святого Ефрема творятся». Чтобы
предупредить шум и суетливое движение, могущее произойти при поклонениях,
особенно в том случае, когда в храме есть много молящихся, церковное
законоположение учит произносить молитву и покланяться косно, не спеша, и
соображаясь с действиями священнослужителя.«Егда время приблизится святым
великим поклоном быти, тогда, кийждо воздев руце, и купно чувственныя и
умныя очи к Богу, стоя прямо и неуклонно зря к Богу душевне и телесне,
должен начать с умилением и страхом Божиим, а у кого, есть дарование слез,
то и со слезами первую часть молитвы:«Господи и Владыко живота моего»и
проч. По прочтении первой части сотворить большой поклон. После того,
поднявшись от земли, стать в прежнем положении и с прежним чувством
умиления и страха Божия произносить вторую часть молитвы:«Дух же
целомудрия»и проч., и опять великий поклон. Таким же образом надлежит
совершить и третью часть молитвы:«ей, Господи царю», – и положить третий
поклон великий. Творя далее двенадцать поклонов малых (и последний
великий), надобно сперва произносить краткую молитву:«Боже очисти мя,
грешного, и помилуй мя», а потом кланяться, и все должно производить с
благоговейною тихостью, приличием и благочинием. Устав никому не позволяет
отступать от предписанного порядка молитвы и поклонения Господу и Владыке
жизни нашей.«Тем же, елико есть от вас хотяй кто святых отец предания
хранити, и во святей Церкви благочинно управити (совершать) молитву и
поклоны: аще ли предстоятель, да не нерадит нимало о сих; аще ли причетник,
или людянин да внимает: идеже написано:«великий поклон», да творят великий,
неспешно по изглаголании святые молитвы, со страхом Божиим; а идеже просто
поклон написан, да творят просто поклон: и не вкупе с молитвою, но прежде
молитву, и по молитве поклон».

Книга:Григорий Сергеевич Дебольский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%C2%AB%D0%A2%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99471011_Tem-ze-eliko-est-ot-vas-hotaj-kto-svatyh-otec-predania-hraniti-i-vo-svatej-Cerkvi-blagocinno-upraviti-soversat-molitvu-i-poklony_-ase-li-predstoatel-da-ne-neradit-nimalo-o-sih_-ase-li- (400x209, 9Kb)

Если бы от богослужения и необходимых, безгрешных занятий житейских оставалось у нас еще свободное время,

Понедельник, 18 Июля 2016 г. 10:14 + в цитатник

Еще большего благоговения, смиренного и
молитвенного настроения духа Церковь требует от христиан во время
присутствия в храме Господнем при богослужении.«Не имать кто власти, –
заповедует она, шепты творити, ниже плюнути, или харкнути: но паче внимати
от псаломника глаголемым: руце имуще согбены к персам, главы же преклонены,
и очи имуще долу, сердечныма очима зряще к востоком; молящеся о гресех
наших, поминающе смерть и будущую муку и жизнь вечную». Хотя это правило
преимущественно относится к слушанию шестопсалмия,323 но дух его может и
должен простираться на все время пребывания нашего в храме, от начала и до
конца того или другого богослужения. Надобно присовокупить к сему, что
благочестивым отшельникам заповедуется молчание, возбраняется шептать и
разговаривать даже в то время, когда они из храма возвращаются в смиренные
келий или идут для исполнения каких?либо общежительных служений и
потребностей.«По отпущении же исходяще из церкве, идем со всяким безмолвием
в келий своя или на службу; и не подобает нам беседы творити друг со другом
на монастыре, в пути; удержано бо (запрещено) ею от святых отцев».324
Весьма было бы полезно, если бы и никто из христиан не исключал себя из
этого мудрого правила, которое направлено к тому, чтобы смягчить наши души,
ввести нас – сколько можно глубже – в самих себя, возбудить искренние
чувства раскаяния. Вместо напрасных слов и пустых разглагольствий Церковь
советует постоянно заниматься чтением или слушанием душеспасительных книг,
пением псалмов Давидовых, повторением церковных молитв. Так, для
отшельников она положила правило,«чтоб после утрени и первого часа они
оставались до известного времени в притворе церковном и слушали богомудрые
огласительные поучения преподобного Феодора Студита».«По отпусте же (по
окончании первого часа) исходим в притвор, – говорит правило Устава, – и
там глаголются обычные молитвы (т. е. совершается лития), и читаются
оглашения преподобного отца нашего Феодора Студита;325 читаются же
непременно во всякую среду и пяток святые Четыредесятницы – от настоятеля
или екклисиарха; после этого уже бывает совершенный отпуст.326 По окончании
великого повечерия не только отшельники, но и каждый христианин, идя из
храма Божия в дом свой, должен мысленно возноситься к Богу и читать про
себя трогательную прощальную молитву церковную:«Ненавидящих нас прости,
Господи человеколюбче».«Отходим в келий наши, – предписывает правило
Устава, – глаголюще молитву эту, яже и от всякого человека глаголется:
ненавидящих и обидящих нас.«Сей чин бывает во всю святую Четыредесятницу в
повечериях». Если бы от богослужения и необходимых, безгрешных занятий
житейских оставалось у нас еще свободное время, в таком случае Церковь,
кроме храмового, указывает на домашнее чтение Псалтири и в образец приводит
палестинских отшельников, говоря:«Прияхом же в Палестине, и в своих келиях
коемуждо пети псалтир: и могущий убо совершают ю дненощно: овии же трижды в
седмице, овии же дважды».327 Имея попечение о спасении душ наших, св.
Церковь всеми мерами и правилами желает привести нас в такое положение,
чтобы мысль наша, хотя однажды в году, вся была постоянно устремлена внутрь
себя и возносилась горе к Богу Спасителю нашему.

Книга:Григорий Сергеевич Дебольский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%95%D1%81%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99469851_Esli-by-ot-bogosluzenia-i-neobhodimyh-bezgresnyh-zanatij-zitejskih-ostavalos-u-nas-ese-svobodnoe-vrema-v-takom-slucae-Cerkov-krome-hramovogo-ukazyvaet-na-domasnee-ctenie-Psaltiri-i-v-ob (400x209, 9Kb)

Богослужение в Четыредесятницу имеет немало обрядовых особенностей, которыми Церковь старается затворить входы

Понедельник, 18 Июля 2016 г. 07:04 + в цитатник

Богослужение в Четыредесятницу имеет немало
обрядовых особенностей, которыми Церковь старается затворить входы страстям
нашим, отнять у нашей плоти и чувственности все, что сколько?нибудь могло
бы поблажить и льстить ей, и возбудить в сердце нашем сокрушение о грехах.

Поскольку подвиг молитвенных стояний великопостных
утомительнее, нежели в иное время, то в Церковном Уставе постановлено во
время великопостного богослужения для иноков:«Отныне учиненный монах
начинает возбуждати братию во всю св. Четыредесятницу: обходит же тихо и
презирает на спящих и восставляет к слышанию».320

Зов к великопостному богослужению бывает коснее и медленнее
обыкновенного; само число звуков определено Церковным Уставом при известных
случаях. Так, при начале чтения третьего часа»кандиловжигатель взем
благословение у настоятеля и, сотворив поклон, изшед ударяет в кампан
(колокол) трижды; пред шестым часом шесть крат, при начале девятого часа,
изшед, ударяет девять крат, перед великим повечерием бьет в било двенадцать
раз».321 В простые дни Великого поста, кроме Литургии преждеосвященных,
церковный благовест всегда производится в один колокол – средний, или
простодневный. И можно заметить, что унылое, одинаковое и протяжное
стенание храмового колокола наводит на нашу душу, преданную страстям,
смущение, невольно напоминая нам о последней трубе и вечности.

Книга:Григорий Сергеевич Дебольский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%91%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99468391_Tak-pri-nacale-ctenia-tretego-casa_kandilovzigatel-vzem-blagoslovenie-u-nastoatela-i-sotvoriv-poklon-izsed-udaraet-v-kampan-kolokol-trizdy_-pred-sestym-casom-sest-krat-pri-nacale-devato (400x209, 7Kb)

Богослужение в св.

Понедельник, 18 Июля 2016 г. 06:54 + в цитатник

Богослужение в св. Четыредесятницу.

Соединяя с постом телесным пост духовный, древние христиане
ежедневно в продолжение св. Четыредесятницы собирались во храмы для
молитвы, слушания слова Божия и пастырских поучений. Св. Афанасий Великий,
архиепископ александрийский, в своем защитительном слове к императору
Констанцию говорил о собраниях христиан 4 века для богослужения во время
Четыредесятницы:«Поверь мне, государь, – я клянусь тебе в этом самою
истиною, – что во время молитвенных собраний в Четыредесятницу, от
невместимости церквей и от многочисленного стечения народа, была такая
теснота, что нередко уносили домой задавленными весьма много детей, немало
молодых женщин, также весьма много старцев, и немало отроков и отроковиц,
хотя по милости Божией и никто не умер». Св. Златоуст беседовал к народу
при богослужении в Четыредесятницу:«Настоящий пост доставляет нам не малое
утешение; уже то самое, что мы каждый день собираемся здесь, наслаждаемся
слушанием Божественного писания, видим друг друга, вместе скорбим, молимся,
получаем благословение, – это одно отнимает у нас большую половину
скорби».317 Но еще недостаточно ежедневно ходить в церковь, постоянно
слушать поучения и поститься всю Четыредесятницу. Если мы не будем
побеждать страстей и всякого зла, рождающегося в нас, то хотя бы мы
ежедневно собирались сюда, постоянно слушали поучения и постились, какое
для нас оправдание!»318 Августин, внушая христианам слушать ежедневное
чтение Писания во храме во время Четыредесятницы, советует также, чтобы»они
перечитывали это Писание дома – у себя, дабы, как питается плоть наша, так
оживлялась и душа наша словом Божиим, и чтобы человек всецело, внутренний и
внешний, насыщался святой и спасительной трапезой. Если же только одна
плоть питается: то значит, что насыщается служанка, а госпожа удручается
голодом. Итак с усердием должны вы читать и слушать Божественное Писание,
чтобы и в жилищах своих, и всюду, где бы ни случилось быть вам, могли вы
пересказывать его и другим и назидать их, чтобы слово Божие, как плоть
чистых животных, непрестанным размышлением усваивая себе, могли вы из него
извлечь для себя полезный сок, т. е. духовное чувство и для себя, и других,
при помощи Божией».319

Книга:Григорий Сергеевич Дебольский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%91%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99468367_Afanasij-Velikij-arhiepiskop-aleksandrijskij-v-svoem-zasititelnom-slove-k-imperatoru-Konstanciue-govoril-o-sobraniah-hristian-4-veka-dla-bogosluzenia-vo-vrema-Cetyredesatnicy_Pover-mne (400x209, 12Kb)

Освящая и возвышая душу свою во время поста для обновления и укрепления жизни в Боге, мы в это время преимущественно

Понедельник, 18 Июля 2016 г. 06:34 + в цитатник

Особенно дела милости и благотворения
ближним во время поста, по словам учителей Церкви, приличны ему и возвышают
его. Освящая и возвышая душу свою во время поста для обновления и
укрепления жизни в Боге, мы в это время преимущественно должны отказаться
от многих мирских приятностей и прихотей и поэтому не имеем столько нужды
во благах земных, как в дни непостные. Отказывая себе в пище, питии и в
прочих удовольствиях, по установлению Церкви, мы тем более обязываемся
питать неимущих – остатками, сберегаемыми подвигом поста. Древние
христиане, творя дела христианского благочестия, особенно в пост,
действительно раздавали бедным пищу, которую надлежало бы во время
Четыредесятницы приготовлять к своему столу, но которая сберегалась при
посте.311 Ориген называет блаженным того, кто,«постясь, питает нищего: ибо
такой пост весьма приятен Богу».312«Не говори мне, – беседует св.
Златоуст, – столько?то дней я постился, не ел того или другого, не пил
вина, ходил в рубище; но скажи нам, сделался ли ты из гневливого тих, из
жестокого благосклонен. Если ты исполнен злобою, для чего тебе истощать
плоть? Если внутри тебя зависть и любостяжание, что пользы в том, что ты
пьешь воду? Если душа – госпожа в теле – заблуждает, то для чего
наказываешь рабыню ее – чрево? Не показывай поста бесполезного: ибо один
пост телесный не восходит на небо, без сопровождения сестры своей –
милостыни, которая есть не только его спутница и союзница, но и его
колесница. Откуда это известно? Из слов Ангела Корнелию: молитвы твоя и
милостыни твоя взыдоша на память перед Бога (Деян. 10, 4)».313«Ты
постишься! Докажи мне это своими делами. Какими, говоришь, делами? Если
увидишь нищего, подай милостыню; если увидишь своего друга счастливым, не
завидуй. Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки,
и все члены нашего тела.314 Постящемуся более всего надобно быть выше
денежных расчетов; в милостыне показывать великую щедрость, изгонять из
души злобу на ближнего».315 Св. Григорий Двоеслов говорит:«Господу приятен
такой пост, который соединен с милосердием к нищим и любовью к ближним.
Посему все то, что будешь отнимать у себя во время поста, ты должен уделять
нищей братии, дабы то, чем будешь обуздывать плоть свою, послужило в пользу
бедного. Кто не уделяет неимущим, тот подлинно один ест и пьет; равным
образом не для Бога постится, кто не раздает бедным ту пищу, которой лишает
себя во время поста и которая есть общий дар Творца, но хранит ее до
времени для своего чрева».

Книга:Григорий Сергеевич Дебольский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D1%81%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99468207_Osvasaa-i-vozvysaa-dusu-svoue-vo-vrema-posta-dla-obnovlenia-i-ukreplenia-zizni-v-Boge-my-v-eto-vrema-preimusestvenno-dolzny-otkazatsa-ot-mnogih-mirskih-priatnostej-i-prihotej-i-poetomu- (400x209, 7Kb)

Сообразно строгому воздержанию, предписываемому Православною Церковью в Великий пост внушается ей в это особенно

Воскресенье, 17 Июля 2016 г. 23:14 + в цитатник

Сообразно строгому воздержанию,
предписываемому Православною Церковью в Великий пост внушается ей в это
особенно время и высший духовный пост, состоящий в делах любви к Богу и
ближним, – в Богомыслии, чтении слова Божия, в молитве, целомудрии,
благотворении и удалении от рассеяния для беспрепятственного духовного
стяжания. Церковь называет дни Четыредесятницы положенными к очищению душ и
телес, к воздержанию от страстей, к надежде воскресения.

Предписывая правила о голодании и сухоядении, Церковь постоянно
старается внушить нам, что один пост телесный, без духовного, одно
воздержание от пищи и пития без воздержания от страстей, без истинной
молитвы, строгого покаяния, целомудрия и других добродетелей не приносит
постящемуся никакой пользы.«От брашен постящися, душе моя, – сказано в
одной песне церковной, – и страстей неочистившися, всуе радуешися
неядением; аще бо не вина ти будет ко исправлению, яко ложная,
возненавидена будеши от Бога, и злым демоном уподобившися, николи же
ядущим».

Книга:Григорий Сергеевич Дебольский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99459151_Soobrazno-strogomu-vozderzaniue-predpisyvaemomu-Pravoslavnoue-Cerkovue-v-Velikij-post-vnusaetsa-ej-v-eto-osobenno-vrema-i-vyssij-duhovnyj-post-sostoasij-v-delah-luebvi-k-Bogu-i-bliznim- (400x209, 8Kb)

Древние православные христиане до того простирали в Четыредесятницу воздержание свое от мясных и молочных

Воскресенье, 17 Июля 2016 г. 21:04 + в цитатник

Древние православные христиане до того
простирали в Четыредесятницу воздержание свое от мясных и молочных яств,
что и самая нужда не могла заставить их нарушить церковных правил поста.
Св. Златоуст о строгом хранении поста своих современников говорит:«Иной,
хотя бы кто в наступивший пост тысячу раз заставлял и принуждал пить вино
или вкусить чего?либо неположенного в посты, скорее решится потерпеть все,
чем прикоснуться к запрещенной пище».304 Однажды император Юстиниан, по
случаю недостатка в съестных припасах, бывшего в Византии, велел продавать
во вторую седмицу Великого поста мясо. И хотя это допущено было по
необходимости, однако ж народ по своему благочестию не покупал и не ел,
желая лучше терпеть, нежели отступить от отеческих обычаев и преданий.305 В
слове Феодора Студита на 3 неделю Четыредесятницы, в начале 9 века
писанном, упоминается об избиении болгарами христиан за несогласие питаться
во время поста мясною пищею.306

Примеры строгого хранения св. Четыредесятницы отечественная
история представляет из прошедших времен во всех сословиях. Царь Алексей
Михайлович во время Великого поста обедал еженедельно трижды – в четверг,
субботу и воскресенье. Рыбу вкушал только дважды в пост. Кроме того, он не
употреблял в пищу ничего мясного по понедельникам, средам и пятницам.307
Доселе уважение к Великому посту и высокое его преимущество сохранилось в
наименовании понедельника, в который начинается св. Четыредесятница –
чистым.

Книга:Григорий Сергеевич Дебольский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%94%D1%80%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99458682_Drevnie-pravoslavnye-hristiane-do-togo-prostirali-v-Cetyredesatnicu-vozderzanie-svoe-ot-masnyh-i-molocnyh-astv-cto-i-samaa-nuzda-ne-mogla-zastavit-ih-narusit-cerkovnyh-pravil-posta. (400x209, 5Kb)

Поведение благочестивых христиан в Четыредесятницу.

Воскресенье, 17 Июля 2016 г. 20:14 + в цитатник

Поведение благочестивых христиан в
Четыредесятницу.

Правила пощения, предписываемые Церковью в св. Четыредесятницу,
древние христиане ревновали исполнять во всей их силе и строгости, считая
св. Четыредесятницу преимущественным временем говения и богатения в
Бога.296 Дни св. Четыредесятницы были с древности совершенно отличными от
дней, предшествующих и последующих ей. Перед наступлением поста
Четыредесятницы св. Златоуст поучал:«Светлый сегодня у нас праздник, и
собрание торжественнее обыкновенного. Какая же тому причина? Это действие
поста, и поста еще не наступившего, но ожидаемого. Он собрал нас в
отеческий дом; он сегодня привел в материнские объятия и тех, которые
доселе были небрежны. И если только ожидаемый пост возбудил в нас столько
ревности: то сколько благочестия он породит в нас, когда явится и
наступит».297

При наступлении поста св. Четыредесятницы св. Златоуст
беседовал:«Нигде нет сегодня ни шума, ни крика, ни разделывания мяса, ни
беганья поваров; все это прекратилось, и наш город теперь походит на
честную, скромную и целомудренную жену. Когда подумаю о внезапной перемене,
произошедшей сегодня и вспомню о беспорядках вчерашнего дня: то изумляюсь
силе поста, как он, вошедши в совесть каждого, изменил мысли, очистил ум не
только у начальствующих, но и у частных людей, не только у свободных, но и
у рабов, не только у мужчин, но и у женщин, не только у богатых, но и у
бедных. Но что говорить о начальствующих и частных людях? Пост склонил даже
совесть того, кто облечен диадемою, к одинаковому с прочими послушанию.
Сегодня не увидишь различия между столом бедного и богатого; но везде пища
простая, чуждая изысканности и приправ; и к простой трапезе приступают с
большим удовольствием, чем прежде, когда предлагалось множеством изысканных
яств и вин».298 В другом своем слове, которое произнес святитель после
Великого поста, беседует:«Какое благо не происходит для нас от поста? везде
тишина и чистая ясность; и жилища не свободны ли от шума, беготни и всякой
тревоги? Но прежде еще жилищ дух постящихся вкушает спокойствие; да и город
весь являет такое благочиние, какое бывает в духе и жилищах; ни вечером не
слышно поющих, ни днем суетящихся и нетрезвых; не слышно ни крику, ни ссор;
но везде великая тишина. А теперь не так; с самого раннего утра – крик, шум
и беготня поваров, и как в жилищах, так и в душах великой чад, от того что
забавами поджигаются внутри нас страсти и раздувается пламень порочных
вожделений. Поэтому должны мы жалеть о прошедшем посте, ибо он все это
обуздывал; если самый подвиг поста мы сложили с себя, но не прекратим любви
к нему и не изгладим памяти о нем».299

Книга:Григорий Сергеевич Дебольский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99458258_Kogda-podumaue-o-vnezapnoj-peremene-proizosedsej-segodna-i-vspomnue-o-besporadkah-vcerasnego-dna_-to-izumlaues-sile-posta-kak-on-vosedsi-v-sovest-kazdogo-izmenil-mysli-ocistil-um-ne-tol (400x209, 7Kb)


Поиск сообщений в janvaris2014
Страницы: 197 ... 137 136 [135] 134 133 ..
.. 1 Календарь