-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в janvaris2014

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.01.2014
Записей: 4129
Комментариев: 3
Написано: 4130


Древле двенадцатидневное празднование Святок [128] подтверждается Церковным Уставом преподобного Саввы Освященного,

Пятница, 15 Июля 2016 г. 19:34 + в цитатник

Святки

Двенадцать дней после праздника Рождества Христова обыкновенно
называются святками, т. е. святыми днями, потому что эти двенадцать дней
освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления, которых
празднование вероятно было короче, когда праздники Рождества Христова и
Богоявления соединены были в один день[125]. По разделении же их
празднование распространилось на все дни, промежуточные от, 7 января (25
декабря) до 19 (6) января, и чрез то составляющие как бы один день
праздника. Эти дни называются и св. вечерами, потому что христиане по
древнему обычаю свои дневные занятия прекращают вечером, может быть, в
воспоминание событий Рождества и Крещения Спасителя, бывших в ночное или
вечернее время[126]. Святить двенадцать дней после праздника Рождества
Христова Церковь начала с древних времен. Некоторое указание на священие
этих дней можно находить в 13 беседах св. Ефрема Сириянина, произнесенных
им в 13 дней – от 7 января (25 декабря) по 19 (6) января; в словах св.
Амвросия медиоланского и св. Григория Нисского. Св. Амвросий
говорит:«Господь рождением своим на земле принес свет и людям и дням»[127],
св. Григорий Нисский в слове на день Р. X. размышляет:«Ныне мрак начинает
умаляться и свет, увеличиваясь более и более, сокращает пределы ночи.
Гибельная ночь греха, возросшая до последней крайности и беззакониями
всякого рода доведенная до крайней степени нечестия, ныне перестает
умаляться и редеть». Из этих слов можно заключить, что дни после праздника
Рождества Христова особенно знаменательны для христианина: при явлении
Солнца правды они должны вести нас к свету, освящению и достижению полноты
благодатного озарения во Иисусе Христе. Древле двенадцатидневное
празднование Святок [128] подтверждается Церковным Уставом преподобного
Саввы Освященного, умершего в 530 году, изложенным по древнему
чиноположению, по которому во дни святок»никакоже пост, ниже
коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях», и возбранено
совершать священнодействие брака[129]. Подтверждается также кодексом
Юстиниана, изданным в 535 году. По сказанию Кедрина Юстиниан 12 дней Святок
проводил с особенным благоговением к Богу и разделял щедрую милостыню
бедным, как бы в знамение увеличения света духовного, именем коего
называются добрые дела (Лат 5, 16). Вторым Туронским Собором в 567 году все
дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными[130].

Книга:Григорий Сергеевич Дебольский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%94%D1%80%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99428885_Drevle-dvenadcatidnevnoe-prazdnovanie-Svatok-_128_-podtverzdaetsa-Cerkovnym-Ustavom-prepodobnogo-Savvy-Osvasennogo-umersego-v-530-godu-izlozennym-po-drevnemu-cinopolozeniue-po-kotoromu- (400x209, 9Kb)

Это день, в который Бог снисшел к грешникам, да устыдится же праведник превозноситься пред грешником; это

Пятница, 15 Июля 2016 г. 18:24 + в цитатник

К достойному празднованию в день Рождества
Христова Церковь и закон гражданский призывают всех нас. Древле, как и
ныне, в этот праздник христиане оставляли мирские и житейские дела. Места
присутственные освобождались от присутствия; рабам давалась свобода от
трудов. Все спешили во храмы Божий к общественному богослужению, во время
которого причащались св. тайн и слушали пастырские поучения[121]. После
богослужения занимались делами благочестия, согласно с постановлениями
гражданскими и внушениями св. Отец. Так некогда в день Рождества Христова
поучал св. Ефрем Сириянин:«Ныне воссиял день милости, да не преследует же
никто ближнего своего мщением за нанесенную им обиду; настал день радости,
да не будет никто виною печали и скорби для другого. Это день безоблачный и
ясный, да обуздается же гнев, – возмутитель мира и спокойствия. Это день, в
который Бог снисшел к грешникам, да устыдится же праведник превозноситься
пред грешником; это день, в который Господь твари сошел к рабам, да не
стыдится же господин с подобною любовию снизойти к слугам своим; это день,
в который Богатый обнищал нас ради, да не устыдятся богатые разделять свою
трапезу с бедными»[122]. Благоговение русского царя Алексея Михайловича в
день Рождества Христова и в другие праздники простиралось до того, что
некоторые преступники освобождаемы были из темниц и бедные получали
вспоможение[123]. Напротив, издревле запрещены в великие праздники
Рождества Христова общественные игры, зрелища и увеселения, нарушающие
святость праздника.

Книга:Григорий Сергеевич Дебольский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%AD%D1%82%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99428615_Eto-den-v-kotoryj-Bog-snissel-k-gresnikam-da-ustyditsa-ze-pravednik-prevoznositsa-pred-gresnikom_-eto-den-v-kotoryj-Gospod-tvari-sosel-k-rabam-da-ne-styditsa-ze-gospodin-s-podobnoue-lue (400x209, 8Kb)

Чтобы быть нам достойными этого высокого вечного общения и союза, чтобы не отвергнуть от себя Господа, пришедшего

Пятница, 15 Июля 2016 г. 18:14 + в цитатник

Прославляя в родившемся Богочеловеке
истинное соединение Бога с человеками, праздник Рождества Христова
нравственно поучает нас святой жизни, достойной родившегося Господа. Своим
рождением на земле Он преискренне, приобщися плоти и крови нашей, и не
стыдится братию нарицати нас (Евр. 2, 14); своим вочеловечением Он вступил
в благодатное сродство и братство с нами. Чтобы быть нам достойными этого
высокого вечного общения и союза, чтобы не отвергнуть от себя Господа,
пришедшего к нам, как некогда отвергли его иудеи, во своя прииде и свои его
не прияша (Ин. 1, 11): нам надобно удаляться от тьмы греха и приближаться к
свету веры, благочестия и добрых дел. Кое бо причастие правде к беззаконию;
или кое общение свету ко тьме; кое согласие Христови с велиаром (2 Кор. 6,
14–15).«Кто является в день Рождества Христова нечистым и оскверненным, –
говорит св. Амвросий медиоланский, – тот не чтит Рождества Христова, тот,
хотя телом и присутствует при торжестве Господнем, но духом своим далек от
Спасителя. Ибо нечистый не может иметь общения со Святым, скупый с
Милосердым, растленный с Девственным»[120] и проч.

Книга:Григорий Сергеевич Дебольский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A7%D1%82%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99428321_Ctoby-byt-nam-dostojnymi-etogo-vysokogo-vecnogo-obsenia-i-soueza-ctoby-ne-otvergnut-ot-seba-Gospoda-prisedsego-k-nam-kak-nekogda-otvergli-ego-iudei-vo-svoa-priide-i-svoi-ego-ne-priasa-I (400x209, 5Kb)

Празднованием Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа по плоти Церковь торжественно и всенародно

Пятница, 15 Июля 2016 г. 17:24 + в цитатник

Празднованием Рождества Господа Бога и
Спаса нашего Иисуса Христа по плоти Церковь торжественно и всенародно
утверждает веру нашу в тот важный православный догмат, который произнес и
исповедал четвертый Вселенский Собор в 451 году:«Поучаем исповедати единого
и тогожде Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенна в божестве и
совершенна в человечестве: истинно Бога и истинно человека: единосущна Отцу
по Божеству и единосущна тогожде нам по человечеству: рожденна прежде век
от Отца по Божеству, в последние же дни тогожде, ради нас и ради нашего
спасения, от Марии Девы Богородицы, по человечеству»и проч. Поэтому
праздник Рождества Христова служит к обличению лжеучителей, которые считали
Сына Божия простым человеком: таковы были в век Апостольский Керинф и
Евион[114]; в IV веке ариане, осужденные на первом Вселенском Соборе; в V
веке несториане, разделявшие во Иисусе Христе два естества и осужденные в
431 году третьим Вселенским Собором, бывшим в Ефесе, и другие. Служит также
к обличению и тех лжеучителей, которые, считая недостойным Божества
рождение Господа по плоти, учили, что тело Его было только мнимое,
призрачное, таковы были докеты[115], возникшие при апостолах и обличенные
св. Иоанном Богословом (1 Ин. 4, 2–3; 2 Ин. 1, 7)[116], в V веке евтихиане,
сливавшие вопреки Несторианам два естества во Иисусе Христе и называемые
монофизитами[117], осужденные четвертым Вселенским Собором, и другие.

Книга:Григорий Сергеевич Дебольский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D1%80%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99427931_Prazdnovaniem-Rozdestva-Gospoda-Boga-i-Spasa-nasego-Iisusa-Hrista-po-ploti-Cerkov-torzestvenno-i-vsenarodno-utverzdaet-veru-nasu-v-tot-vaznyj-pravoslavnyj-dogmat-kotoryj-proiznes-i-ispo (400x209, 12Kb)

Подобно Ангелам, которые возвестили радость велию вифлеемским пастырям и пели хвалу Богу, священнослужители

Пятница, 15 Июля 2016 г. 16:44 + в цитатник

Торжественное прославление Рождества
Христова после богослужения в храмах Божиих вносится Церковию в жилища
верующих. Подобно Ангелам, которые возвестили радость велию вифлеемским
пастырям и пели хвалу Богу, священнослужители по древнему обыкновению
возвещают и поют славу Богу и родившемуся Спасителю в домах прав, христиан,
начиная это славленые в доме Божием, к навечерие праздника, после Литургии.
По окончании ее»постановлено вжигать свещник и поставлять его посреди
церкви; а ликам стать вкупе среди храма и петь возгласно:«Рождество твое,
Христе Боже наш, воссия мирови свет разума»и проч.;«Дева днес
Пресущественного рождает»и проч.

На другой день праздника, 8 января (26 декабря), Церковь
созывает нас для богослужения в честь Пресвятой Богородицы, от которой
благоволил родиться Спаситель по человечеству, а следующую неделю, если она
будет ранее нового года, посвящает памяти св. Богоотец Иосифа обрученника,
Давида Царя и Иакова брата Божия, союзом родства по плоти соединенных с
родившимся Богочеловеком. Попразднество праздника Рождества Христова
оканчивается 13 января (31 декабря).

Книга:Григорий Сергеевич Дебольский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99427779_Podobno-Angelam-kotorye-vozvestili-radost-veliue-vifleemskim-pastyram-i-peli-hvalu-Bogu-svasennosluziteli-po-drevnemu-obyknoveniue-vozvesauet-i-pouet-slavu-Bogu-i-rodivsemusa-Spasitelue (400x209, 8Kb)

Вместо»Святый Боже»поют:«елице во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», в назидание новопросвященных,

Пятница, 15 Июля 2016 г. 14:14 + в цитатник

Божественную Литургию в праздник
постановлено совершать»порану труда ради бденного». Антифоны на Литургии
произносятся из Псалмов 110, 111 и 109, изображающих дивные дела Божий в
благодатном царстве Сына Божия. Вместо»Святый Боже»поют:«елице во Христа
крестистеся, во Христа облекостеся», в назидание новопросвященных, которые
приняли таинство крещения в навечерие праздника Богоявления, с которым
древле соединялся и праздник Рождества Христова. Чтение Апостола на
Литургии возвещает о благодатном нашем усыновлении Богу верою во Иисуса
Христа, Искупителя мира (Гал. 4, 4–7), а Евангелие благовествует о
поклонении волхвов новорожденному Царю иудейскому (Мф. 2, 1–12).

После Литургии Церковь совершает благодарственное молебствие
Господу Богу об избавлении Церкви и Державы Российской от нашествия
французов и с ними двадесяти язык, к 1812 году[110]. После сего славного
избавления, Богом даровавшего благословенной России, Прав. Церковь, всегда
молитвенно помогающая Отечеству, и особенно в годину испытания своими
молитвами содействовавшая славной победе, увековечила эту победу ежегодным
торжественным в праздник Рождества Христова благодарением Господу –
Защитнику правды. Торжественное благодарение Богу начинается пением
пророческих слов Исайи:«С нами Бог, разумейте языцы и покоряйтеся: яко с
нами Бог»и проч. Все последование молебного пения поучительно внушает нам,
что судьбы вселенной в деснице Вышнего: яже Бог Святый совеща, кто разорит:
и руку Его высокую кто отвратит»(Ис. 14, 27)[111]; что тот,«иже во яслех
вифлеемских, яко агнец возлег, сопротивных крепость, яко лев сокрушает и
верные овцы своя на путь правды, спасения и мира наставляет и
упасает»[112]; что, наконец, вера и верность есть самая надежная защита
царств и народов.«Слава в вышних Богу и на земли мир, – поет Церковь, – се
бо агнец Вифлеемск льва и змия нами поправ, миру мир дарова». В паремии мы
поучительно слышим слова пророка Исайи о гордыни, до небес превозносившейся
и до ада низверженной:«Ты рекл еси во уме твоем: на небу взыду, и выше
звезд небесных поставлю престол мой, сяду на горе высоце, на горах высоких,
я же к северу. Ныне же во ад снидеши. Видевший тя удивятся и рекут: сей
человек раздражаяй землю, потрясаяй цари, положивый вселенную всю пусту и
грады ее рассыпа, – будет в попрание»(Ис. 14, 1–32). Чтение Апостола
указует на патриархов, судей и пророков народа Божия, иже верою победиша
царствия, быша крепцы во бранех, обратиша в бегство полки чуждых. И внушает
нам: терпением да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на начальника
веры Иисуса (Евр. 11, 32; 12, 2). Чтение Евангелия благовествует: услышати
имате брани, зрите не ужасайтеся: подобает бо всем сим быти. Восстанет бо
язык на язык, и царство на царство: и будут глади и пагубы и труси по
местом. Избранных же ради прекратятся дние оны (Мф. 24, 6; 7, 21–22). В
коленопреклоненной, исполненной высокого назидания молитве Церковь,
благодаря Господа, вещает:«Ты глаголал еси древле сыновом Израилевым, яко
аще не послушают гласа твоего, наведеши на них язык бесстуден лицем, иже
сокрушит их во градех их (Втор. 28, 15; 50; 52). И мы видехом, яко прииде
глагол страшный сей на ня и на отцы наши. Обаче, прещения Твоего не
убоявшеся, оставихом путь правды Твоея, и отеческая предания ни во что же
вменивше, прогневахом Тя о чуждих. Их же ради, якоже древле сынов
Израилевых, тако и нас объят лютое обстояние и о их же ревновахом
наставлениих, этих врагов имеяхом буиих и зверонравных (2 Мак. 4, 15–16).
Даждь нам Господи память сего славного Твоего посещения тверду и не
престанну имети в себе, яко да в тебе утверждении сыновним страхом и твоею
крепостью ограждении, выну славословим имя твое». Молебствие оканчивается
возглашением многолетия благополучно царствующему государю императору и
всему его дому; умилительным пением:«вечная память»сокрушившему врага
императору Александру I и возглашением многолетия христолюбивому,
всероссийскому, победоносному воинству.

Книга:Григорий Сергеевич Дебольский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D0%BC%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99426961_Molebstvie-okancivaetsa-vozglaseniem-mnogoletia-blagopolucno-carstvuuesemu-gosudarue-imperatoru-i-vsemu-ego-domu_-umilitelnym-peniem_vecnaa-pamat_sokrusivsemu-vraga-imperatoru-Aleksand (400x209, 7Kb)

1, 1–14), духовно внушающая, что новорожденный Царь иудейский Иисус Христос есть Тот,«Им же вся быша»; вторая

Пятница, 15 Июля 2016 г. 12:24 + в цитатник

В полдень навечерия, если оно будет не в
субботу и не в день воскресный, совершается Литургия св. Василия Великого,
предваряемая вечернею[107]. На вечерне произносятся 8 паремий: первая о
сотворении мира (Быт. 1, 1–14), духовно внушающая, что новорожденный Царь
иудейский Иисус Христос есть Тот,«Им же вся быша»; вторая содержит
пророчество Валаама о славе и могуществе царства Христова (Чис. 24, 2–18);
третья прорекает, что Христос воцарится в горе Сионстей отныне и во веки:
изыдет из Вифлеема, еже быти в князя во Израили: исходи же его из начала от
дней века (Мих. 4, 6–8; 5, 2–4). По прочтении трех паремий, чтец возглашает
тропари с припевом:«С ними же (волхвами) помилуй нас». После тропарей
продолжается чтение паремий. Четвертая предсказывает о благодатном мире в
царстве Христовом, в котором пастися будут вкупе волк с агнцем и рысь
почиет с козлицем (Ис. 11, 1–10). Пятая содержит пророчество Варуха,
указанное выше на 3 часе, о вочеловечении Сына Божия и житии Его на земле.
Шестая – пророческое видение Даниила о царстве Христовом, которое во веки
не истлеет (Дан. 2, 31–45). После этих трех паремий чтец опять возглашает
тропари с припевом:«Жизнодавче, слава Тебе». Наконец, произносятся
последние паремии: седьмая (Ис. 9, 1–21), бывшая на 9, и восьмая (Ис. 7, 1–
25; 8, 1–22), бывшая на 6 часах навечерия. Апостол (Евр. 1, 1–10) на
вечерне читается тот же, которой мы слышали на 1 часе, Евангелие (Мф. 1, 18–
25) – на 3 часе навечерия.

Книга:Григорий Сергеевич Дебольский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=1%2C-1%E2%80%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99426280_1-1_14-duhovno-vnusauesaa-cto-novorozdennyj-Car-iudejskij-Iisus-Hristos-est-Tot_Im-ze-vsa-bysa_-vtoraa-soderzit-prorocestvo-Valaama-o-slave-i-mogusestve-carstva-Hristova-Cis. (400x209, 6Kb)

В Евангелии от Луки Церковь благовествует о путешествии Иосифа и Марии, по случаю народной переписи, из Назарета

Пятница, 15 Июля 2016 г. 09:44 + в цитатник

На 3 часе в псалмах 66 и 86[103] Церковь
произносит пророчественную песнь Давида о грядущем спасении всех народов и
служении Богу истинному и о будущей славе Сиона. В паремии словами пр.
Варуха Церковь вещает, что Спаситель есть Бог наш. На земле явися и с
человеки поживе (Вар. 3, 36–38; 4, 1–4)[104]. Чтение из Послания к Галатам
проповедует об усыновлении нашем Богу верою о Христе Иисусе (Гал. 3, 23–
29). В Евангелии от Луки Церковь благовествует о путешествии Иосифа и
Марии, по случаю народной переписи, из Назарета в Вифлеем и о
преестественном здесь рождении Спасителя (Лк. 2, 1–19).

На 6 часе в псалмах 71 и 131[105] Церковь произносит
пророчество о принесении даров и поклонении народов Спасителю, яко Богу:
царие Фарсийстии и острови дары принесут: царие Аравстии и Сава дары
приведут: и поклонятся Ему вcu царие земстии, вcu языцы поработают Ему. И
благословятся в нем вся колена земная. В паремии мы внимаем пророчеству
Исайи (7–8) о пречистой Деве Матери Еммануилеве: се дева во чреве приимет и
родит сына и нарекут ему имя Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог.
Чтением Апостола Церковь прославляет божественную вечную славу Спасителя
яко Сына Божия (Евр. 1, 10–14; 2, 1–3); Евангелие благовествует о
поклонении волхвов новорожденному Царю иудейскому (Мф. 2, 1–12).

Книга:Григорий Сергеевич Дебольский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-%D0%95...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99424730_Na-6-case-v-psalmah-71-i-131_105_-Cerkov-proiznosit-prorocestvo-o-prinesenii-darov-i-poklonenii-narodov-Spasitelue-ako-Bogu_-carie-Farsijstii-i-ostrovi-dary-prinesut_-carie-Aravstii-i-S (400x209, 7Kb)

Издревле в Церкви Православной в навечерие[97] совершаются часы, называемые Царскими[98], потому что древле

Пятница, 15 Июля 2016 г. 09:34 + в цитатник

Навечерие пред праздником Рождества
Христова совершается с древних времен. В IV веке было уже определено
Церковью правило, кав праздновать навечерие, если оно будет в воскресный
день[95]. В V веке Синезий, епископ птолемаидский[96], в VI – Григорий
Двоеслов в навечерие Р. X. говорили поучения. Св. Григорий в навечерие
Рождества Христова говорил:«Намереваясь с Божиею помощью совершить
предстоящее торжество, я не намерен сегодня утомлять вашего внимания
пространною беседою»и проч. Издревле в Церкви Православной в навечерие[97]
совершаются часы, называемые Царскими[98], потому что древле с особенным
благоговением присутствовали при сем богослужении цари, поклоняясь
новорожденному Царю Царей, и им возглашалось тогда, как и ныне возглашается
в знатнейших храмах многолетие, с произношением полного царского
титула[99]. Царские часы начинаются и совершаются при открытых царских
вратах, среди храма, пред Евангелием, положенным на аналой, как бы в
знамение того, что ныне Спаситель уже не таится, как некогда во мраке
вертепа, но сияет всем языкам. Пред Евангелием воскуряется кадильный фимиам
в воспоминание ливана и смирны, принесенных с востока волхвами
новорожденному Царю иудейскому. На часах 1, 3, 6 и 9 Церковь воспоминает
пророчества и события, относящияся до Рождества Спасителя по плоти, –
новорожденного Царя иудейского, потомка Давидова. С чтением пророчеств
Церковь соединяет на часах глаголы ап. Павла и евангелистов, свидетельствуя
чтением Апостольским и Евангельским об исполнении пророчеств. Священные
чтения сопровождаются торжественными песнопениями, изъясняющими чтения.

Книга:Григорий Сергеевич Дебольский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98%D0%B7%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99424650_Izdrevle-v-Cerkvi-Pravoslavnoj-v-navecerie_97_-soversauetsa-casy-nazyvaemye-Carskimi_98_-potomu-cto-drevle-s-osobennym-blagogoveniem-prisutstvovali-pri-sem-bogosluzenii-cari-poklonaas-n (400x209, 9Kb)

84, 12), в нем же служащие звездам (волхвы), звездою учахуся, Тебе кланятися солнцу правды, и Тебе ведети

Пятница, 15 Июля 2016 г. 09:24 + в цитатник

Прав. Церковь о величии праздника Рождества
Христова возглашает:«Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет
разума (Пс. 84, 12), в нем же служащие звездам (волхвы), звездою учахуся,
Тебе кланятися солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока[92]: Господи,
слава Тебе».

Продолжение и богослужение праздника.

Подобно важному гражданскому событию, о котором обыкновенно
слух далеко разносится между людьми, событие великого праздника Рождества
Христова распространяется на многие дни. В пределах предпразднества и
попразднества праздник Рождества Христова продолжается 12 дней. Впрочем, на
все богослужение Прав. Церкви, совершаемое ею с сентября – начала древнего
церковного года – до дня праздника, можно взирать как на время Ветхого
Завета, в котором многие верою видели и ожидали Мессию (Евр. 11, 1). В это
пространство времени с сентября до праздника при богослужении своем Церковь
преимущественно воспоминает ветхозаветных пророков, Праотцев и Отцев и
события, предварившие рождение Иисуса Христа. Сии события и преставления
многих ветхозаветных праведников Промысл так расположил, что воспоминания
их в Прав. Церкви, предваряя праздник Рождества Христова, приготовляют нас
к торжеству этого праздника. Так, 14 (1) сентября Церковь воспоминает
праведного Иисуса Навина, который за 1445 л.[93] до Р. X. своим именем
Иисус[94] предзнаменовал Иисуса Христа; в 4 день – Боговидца Моисея, за
1500 л. до Р. X. верою проразумевшего Христа (Евр. 11, 25–29) и бывшего
преобразованием его (Втор. 18, 18; 34, 10; Ин. 5, 46; Деян. 3, 22); 18 (5)
сентября – праведных Захарию и Елисавету – св. родителей Предтечи Христова;
в 21 (8) сентября – Рождество Пресвятой Богородицы; в 22 (9) сентября –
праведных ее родителей Иоакима и Анну; 5 октября (22 сентября) – Пророка
Иону, за 800 л. до Р. X. бывшего преобразованием погребения и воскресения
Христа (Иона. 2, 1; Мф. 12, 41); 6 октября (23 сентября) – Зачатие Предтечи
Христова; 11 октября (23 сентября) – Пр. Варуха, за 600 л. до Р. X.
провидевшего явление Господа на землю и житие Его с человеками (Вар. 3,
38); 22 (9) октября – праведного Авраама праотца, за 2150 лет до Р. X. с
радостью видевшего исполнение данных ему обетовании (Евр. 11, 13); 30 (17
октября) – Пр. Осию, за 822 г. до Р. X. прозревшего воскресение Спасителя в
третий день по смерти Его и победу Его над смертию (Ос. 6, 3; 13, 14); 1
ноября (19 октября) – Пр. Иоиля, за 800 л. до Р. X. провидевшего излияние
Св. Духа на всякую плоть воскресшим и вознесшимся Господом (Иоил. 2, 28;
Деян 2, 33). С 28 (15) ноября Церковь установила пост приготовительный к
единению с родшимся Богочеловеком. Со дня Введения Богородицы во храм
Церковь на утренних богослужениях начинает прославлять самое событие
грядущего праздника пением:«Христос рождается, славите»и проч. 2 декабря
(19 ноября) воспоминает пр. Авдия, пророчествовавшего около 900 л. до
Христа; 14 (1) декабря пр. Наума, около 700 л. до Р. X.; 15 (2 декабря) –
пр. Аввакума, около 600 л. до Р. X. утешавшего себя пришествием Спасителя
(Авв. 1, 5; 4 Цар. 21, 10); 16 (3) – пр. Софонию, за 640 л. до Р. X.
предзревшего время Нового Завета; 22 (9) – Анну – матерь Пресвятой Девы
Марии за 15 л. до Р. X.; 29 (16) – пр. Аггея, около 470 лет до Р. X.
провидевшего будущую славу второго храма Иерусалимского (Агг. 2, 10); 30
(17) – пр. Даниила и трех отроков Ананию, Азария и Мисаила, за 600 лет до
Р. X. видевших царство грядущего Мессии (Дан. 2, 31–45; 9, 24–27), и
других. Кроме того, Церковь воспоминает ветхозаветных праведников, всех
вместе, за две недели до праздника Рождества Христова, называя этот день
воспоминания неделею св. Праотец (Евр. 11, 1), а в последнюю неделю пред
праздником прославляет св. Отец, от которых по плоти родился Господь наш
Иисус Христос (Рим. 9, 3–5).

Книга:Григорий Сергеевич Дебольский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=84%2C-12%2C-%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99424597_V-eto-prostranstvo-vremeni-s-sentabra-do-prazdnika-pri-bogosluzenii-svoem-Cerkov-preimusestvenno-vospominaet-vethozavetnyh-prorokov-Praotcev-i-Otcev-i-sobytia-predvarivsie-rozdenie-Iisu (400x209, 6Kb)

Так Рождество Христово, как событие высочайшее и чрезвычайное, сопровождалось дивной вестью пастырям и волхвам

Пятница, 15 Июля 2016 г. 07:14 + в цитатник

День Рождества Христова издревле причислен
Церковью к великим и дванадесятым праздникам, согласно с Божественным
свидетелеством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим,
всерадостнейшим и чудесным. Се благовествую вам. Ангел глаголал вифлеемским
пастырям, радость велию, яже будет всем людям. Яко родися вам днесь Спас,
иже есть Христос Господь, во граде Давидове. И се вам знамение: обрящете
Младенца повита, лежаща в яслех. Тогда же внезапу бысть со Ангелом
множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и
на земли мир, во человецех благоволение. Вси слышавший дивишася о
глаголанных от пастырей о родившемся Спасителе, и сами пастыри
возвратишася, славяще и хваляще Бога о всех, яже слышаша и видеша (Лк. 2,
10–20). Так Рождество Христово, как событие высочайшее и чрезвычайное,
сопровождалось дивной вестью пастырям и волхвам о всемирной радости для
всех людей, яко родися Спас, Ангельским славословием родившемуся Спасу,
поклонением Ему пастырей и волхвов, благоговейным удивлением многих,
слышавших слова пастырей о родившемся Отрочати, славою и хвалою Его от
пастырей.

Книга:Григорий Сергеевич Дебольский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A2%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99423310_Tak-Rozdestvo-Hristovo-kak-sobytie-vysocajsee-i-crezvycajnoe-soprovozdalos-divnoj-vestue-pastyram-i-volhvam-o-vsemirnoj-radosti-dla-vseh-luedej-ako-rodisa-Spas-Angelskim-slavosloviem-ro (400x209, 8Kb)

И не только пастухи и волхвы узнали и исповедали Христа Спасителя, но и каждая тварь, по изречению Церкви,

Пятница, 15 Июля 2016 г. 05:14 + в цитатник

И не только пастухи и волхвы узнали и
исповедали Христа Спасителя, но и каждая тварь, по изречению Церкви,
принесла родившемуся Господу дар: Ангелы – пение, небеса – звезду,
пастыри – чудо, волхвы – дары, земля – вертеп, пустыня – ясли, люди –
матерь Деву, язычество – начаток христианства в своих волхвах. Так в
вифлеемском вертепе и сквозь уничижение рождшегося Спаса просияла
божественная слава!

Древность и важность праздника.

В воспоминание рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа
установлен Церковью праздник. Начало его относится ко временам апостолов. В
Апостольских постановлениях говорится:«Храните, братия, дни праздничные, и,
во–первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25 день
десятого месяца»(decembri)[74]. Там же, в другом месте, сказано: день
Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам
рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру»[75]. Во II столетии
на день Рождества Христова 25 декабря указывает Климент
Александрийский[76]. В III веке о празднике Р. X., как о бывшем прежде,
упоминает св. Ипполит, назначая чтение Евангелия в этот день из 1 главы
Евангелия от Матфея[77]. Во время гонения христиан Диоклитианом, в начале
IV века, в 303 году, никомидийские христиане в самый праздник Рождества
Христова сожжены были во храме в числе 20 000 [78]. В том же веке, когда
Церковь после гонений получила свободу вероисповедания и сделалась
господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова находим во
всей Вселенской Церкви, как можно видеть это из поучений св. Ефрема
Сириянина, св. Василия Великого, Григория Богослова, св. Григория нисского,
св. Амвросия, Златоустого и других Отцов Церкви IV века на праздник
Рождества Христова. Св. Златоуст в слове своем, которое он говорил в 385
году, называет праздник Рождества Христова древним и очень давним. В том же
веке на месте пещеры вифлеемской, прославленной рождением Иисуса Христа,
равноапостольная царица Елена соорудила храм, о великолепии коего много
старался державный ее сын[79]. В кодексе Феодосия, изданном в 438 году, и
Юстиниана – в 535 году, излагается закон о всеобщем праздновании дня
Рождества Христова[80]. В этом смысле, вероятно, Никифор Каллист, писатель
XIV века, в своей истории говорит, что император Юстиниан в VI веке
установил праздновать Рождество Христово по всей земле[81]. В V веке
Анатолий, патриарх константинопольский, в VII веке Софроний и Андрей
иерусалимские, в VIII веке св. Иоанн Дамаскин, Козьма маиумский и Герман
патриарх цареградский, в IX преподобная Кассия и другие, которых имена
неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные
песнопения, употребляемые ныне Церковью для прославления светлопразднуемого
события.

Книга:Григорий Сергеевич Дебольский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98-%D0%BD...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99422791_I-ne-tolko-pastuhi-i-volhvy-uznali-i-ispovedali-Hrista-Spasitela-no-i-kazdaa-tvar-po-izreceniue-Cerkvi-prinesla-rodivsemusa-Gospodu-dar_-Angely-_-penie-nebesa-_-zvezdu-pastyri-_-cudo-vo (400x209, 8Kb)

В бессловесных яслях Тя полагает Дева, Божие Слово безначальное, мое бо разрешити бессловесие грядеши, еже

Пятница, 15 Июля 2016 г. 04:34 + в цитатник

Безлетный Младенец, повитый пеленами,
положен был в ясли, – в знамение глубокого уничижения, до которого ниспал
человек–грешник, имеющий крайнюю нужду в небесной помощи Богочеловека.«Во
яслех восклонися Господь, да бессловество человечества исправит[59]. В
бессловесных яслях Тя полагает Дева, Божие Слово безначальное, мое бо
разрешити бессловесие грядеши, еже подъях завистию змииною: пеленами же
повитися, яко да рассторгнеши пленицы прегрешений моих»[60].

Но Божественная слава Богомладенца не утаилась в ночном мраке,
в вертепе, в яслях и пеленах, – в этих первых образах Его смирения и
уничижения. О рождении Спасителя тотчас узнали на земле, в разных странах
мира, – вифлеемские пастухи и восточные мудрецы, – узнали и простые и
мудрые. На поле близ вертепа, в коем родился Спаситель, находились
вифлеемские пастухи, содержавшие ночную стражу у стада. Им явился Ангел и
слава Господня осияла их. Се благовествую вам радость велию, яже будет всем
людем, вещал им Ангел, яко родися вам днесь Спас, иже есть Христос Господь.
И се вам знамение: обрящете младенца повита: лежаща в яслех (Лк. 2, 10–12).
И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, хвалящее
Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех
благоволение (Лк. 2, 14). Пастыри по отшествии от них Ангелов на небо,
поспешили в Вифлеем, нашли Марию, Иосифа и лежащего в яслях Младенца–
Господа и первые поклонились Ему. Возвестив Марии и Иосифу, что видели и
слышали о Богомладенце, пастыри возвратились на место свое, славя и хваля
Бога. А Мария соблюдаше вся глаголы сия, слагающи в сердцы своем (Лк. 2,
19).

Книга:Григорий Сергеевич Дебольский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-%D0%B1...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99422688_V-besslovesnyh-aslah-Ta-polagaet-Deva-Bozie-Slovo-beznacalnoe-moe-bo-razresiti-besslovesie-gradesi-eze-podah-zavistiue-zmiinoue_-pelenami-ze-povitisa-ako-da-rasstorgnesi-plenicy-pregres (400x209, 6Kb)

Часть I.

Пятница, 15 Июля 2016 г. 03:44 + в цитатник


Часть I. Праздники и дни церковные непреходящие


Праздники и дни Господни и Пресвятой Богородицы


глава отсутствует


Праздники Господни


Рождество Христово. 7 января (25 декабря)


Событие Рождества Спасителя.

За 5508 лет до рождества Христова сам Бог, за преступление
заповеди Его изгоняя наших прародителей из рая, по своему великому
милосердию обещал им Спасителя (Быт. 3, 15), и сие обещание неоднократно
повторял (Быт. 22, 18; 2 Цар. 7, 12–13), чтобы приготовить людей к принятию
Его. Все преобразования и пророчества, относившиеся к воплощению Сына
Божия, исполнились. Седмины Данииловы оканчивались. Наступило четвертое
железное царство Рима. Скипетр князя и вождя из колена Иудина, согласно
предсказанию патриарха Иакова (Быт. 49, 10), наконец отнят был навсегда из
дома Иудова со времени покорения Иудеи римлянами. В мире водворился
всеобщий мир, предзнаменовавший, по предречению пророков Исайи (Ис. 2, 4) и
Михея (Мих. 4, 3; 5, 5), пришествие Ходатая, имевшего примирить небо и
землю. Многолетний опыт свидетельствовал о крайней немощи человеков без
помощи Божией в познании и почтении Бога, особенно в исполнении Его св.
законов и в примирении с Ним.«Мудрый Создатель, – говорит Церковь, – опять
восстановляет человека, который, быв сотворен по образу Божию, растлел от
преступления, весь подвергся повреждению и лишился высшей божественной
жизни»[53]. Можно сказать, что вся вселенная[54], на основании
божественного Откровения и вследствие живого сознания своих немощей,
ожидала небесного Искупителя, Который сделался чаянием и утехою языков
(Быт. 49, 10; Лк. 2, 25; 38).

Книга:Григорий Сергеевич Дебольский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A7%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99422371_Prazdniki-i-dni-cerkovnye-neprehodasie------Prazdniki-i-dni-Gospodni-i-Presvatoj-Bogorodicy------glava-otsutstvuet------Prazdniki-Gospodni------Rozdestvo-Hristovo. (400x209, 5Kb)

Церковь как за несколько дней предначинает в богослужении своем предвозвещать об ожидаемом великом празднике,

Пятница, 15 Июля 2016 г. 03:04 + в цитатник

Церковь как за несколько дней предначинает
в богослужении своем предвозвещать об ожидаемом великом празднике, так по
прошествии дня праздничного не тотчас прекращает, но продолжает
воспоминания событий праздников наутриями и попразднествами, или отданиями.

В продолжение благоговейного празднования Прав. Церковь после
торжества в честь некоторых великих священных событий в хвалебных и
благодарственных песнях своих прославляет иногда в наутрия праздников
избраннейшие орудия Промысла, чрез которые празднуемые события совершились.
Так, в наутрие после праздника Рождества Богородицы Церковь прославляет
праведных Иоакима и Анну; после праздника Благовещения Богородицы –
Архангела Гавриила; на другой день после Рождества Христова собирается
восхвалять Матерь Спасову; после Сретения Господня – Симеона Богоприимца и
Анну пророчицу; на другой день после Крещения Господня – Иоанна Крестителя,
и проч.

Воспоминания событий праздников великих Церковь оканчивает
попразднествами, или отданиями, которые бывают через несколько дней после
праздников и которые приняты Церковью подобно ветхозаветной, имевшей по
внушению божественному особенные заключения праздников (Лев. 23, 35–36).

Книга:Григорий Сергеевич Дебольский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A6%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99414550_Tak-v-nautrie-posle-prazdnika-Rozdestva-Bogorodicy-Cerkov-proslavlaet-pravednyh-Ioakima-i-Annu_-posle-prazdnika-Blagovesenia-Bogorodicy-_-Arhangela-Gavriila_-na-drugoj-den-posle-Rozdest (400x209, 9Kb)

Начало и окончание дневного празднования для православных христиан.

Пятница, 15 Июля 2016 г. 02:14 + в цитатник

Начало и окончание дневного празднования
для православных христиан.

Каждый великий праздник Прав. Церкви начинается всенощным
бдением, которое состоит из вечерни и утрени и освящает навечерие и утро
празднуемого дня; поэтому прав, христианину должно начинать с вечера свое
благоговение, свойственное празднику. Конечно совершенно неприлично, вместо
всенощного бдения с Церковью, тратить время в суетных бдениях для
удовольствий, которые, начинаясь не по–христиански, нередко продолжаются и
оканчиваются несогласно с правилами Прав. Церкви. Навечерием начавши
благоговение к празднику, вечером же должны и оканчивать священие
праздника. Св. Иоанн Златоуст и после участия в богослужении не советует
тотчас предаваться делам житейским.«Вышедшим из церковного собрания, –
говорит святитель, – не следует тотчас по приходе домой приниматься за
дела, удаленные от духа сего собрания, но надлежит взять в руки Библию,
призвать к себе жену и детей и беседовать с ними о том, что произнесено
было во храме. Если никто по выходе из бани не захочет прямо идти на
торжище, чтобы не повредить полезному действию бани торжищными занятиями,
то тем паче выходящим из церковного собрания не следует поступать подобным
образом». 51 О начинании и продолжении священного празднования в древней
грамоте Варлаама, митрополита ростовского и ярославского, писанной игумену
Кириллобелозерского монастыря Антонию в 1647 году на основании указа царя
Алексея Михайловича и Соборного уложения, сказано:«В субботу преставати от
всякого дела, как начнут благовестить в соборной церкви к вечерни, за три
часа до ночи, и торговати покинуть, и ряды затворити, и в домах, по то же
время оставить дело, а наутрее в воскресный день до пятого часа по полудни
рядов не отпирать, а как 4 часа дня минует, и в то время всякими товарами и
харчем торговать, и ряды отворити; того ради да не соединитися православным
христианам с жиды, потому что жидове в воскресный день не торгуют, но
постятся; а скотской корм, овес и сено продавать по вся дни невозбранно; а
в господские праздники тоже творите, как и в воскресные дни».52

Книга:Григорий Сергеевич Дебольский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99414451_51-O-nacinanii-i-prodolzenii-svasennogo-prazdnovania-v-drevnej-gramote-Varlaama-mitropolita-rostovskogo-i-aroslavskogo-pisannoj-igumenu-Kirillobelozerskogo-monastyra-Antoniue-v-1647-god (400x209, 13Kb)

Согласно с постановлениями Вселенской Церкви, наш отечественный закон гражданский предписывает всем нам посвящать

Пятница, 15 Июля 2016 г. 00:24 + в цитатник

Согласно с постановлениями Вселенской
Церкви, наш отечественный закон гражданский предписывает всем нам посвящать
известные праздничные дни, церковные и гражданские,«отдохновению от трудов
и набожному благоговению».42

Запрещая в праздники обыкновенные и для временной жизни
полезные труды, Церковь с большей еще ясностью и строгостью запрещает в
праздники нескромные и соблазнительные увеселения, которые поселяют в уме и
сердце нашем мысли и чувствования, несовместные с христианским
благоговением, приличным священному празднованию Церкви Христовой.
Запрещение мирских забав и веселостей в праздники можно видеть частью в
Отеческих поучениях и Соборных правилах, частью в Императорских
постановлениях. 43 Отцы Церкви в своих сочинениях многократно внушают,
чтобы мы в праздники, прекращая дела житейские, не предавались роскоши и
неге, подобно иудеям или язычникам, но праздновали духовно и свято, проводя
время трезво, скромно, целомудренно, поучаясь в слове Божием и благотворя
ближним. 44 Св. Григорий Богослов говорит:«Празднует иудей, но по писмени:
ибо он, гоня закон телесный, в закон духовный не постиже (Рим. 9, 31).
Празднует язычник, но по плоти и внушению своих богов и демонов, из которых
последние, по собственному признанию язычников, суть виновники порочных
страстей, а первые почтены были богами за оные; поэтому и праздники их
состоят в любострастии, дабы самый грех, как бы некое достохвальное дело,
служил в честь того, под чью защиту прибегает постыдная страсть. Празднуем
и мы, но так, как угодно Св. Духу; а ему угодно, чтобы мы говорили и делали
что?нибудь доброе. В этом и состоит наше празднование, т. е. в стяжании для
души вечных и постоянных благ, а не проходящих и гибнущих», 45 и пр. Отцы
африканской Церкви, бывшие на карфагенском поместном Соборе в 418 году,
определили:«Подобает просить христианских царей, да воспретится
представление позорищных игр в день воскресный и в прочие светлые дни
христианской веры, тем более, что в продолжение восьми дней св. Пасхи народ
охотнее собирается на конористалище, нежели в церковь. Должно применить
определенные для позорищ дни, когда они встречаются с праздничными, и
никого из христиан не надобно принуждать к сим зрелищам». 46
Благочестивейшие государи, вполне понимая важность священных дней и
прошений пастырей, обязывали своих подданных к непременному хранению дней
священных. В кодексе Феодосия 2 касательно христианского хранения священных
дней постановлено:«В праздники никто из судей не должен быть ни на зрелище,
ни в цирке, ни на травле зверей, разве только во дни нашего рождения и
восшествия на престол. Никто в день солнца не должен давать зрелища народу
и, удаляясь от торжества Церкви, нарушать набожное благоговение. 47 В день
воскресный, который есть первый в седмице, в день Рождества Христова и
Богоявления, также во дни Пасхи и Пятидесятницы во всех городах должно
удалять от народа всякую забаву зрелищ и цирков и заботиться о том, чтобы
все мысли христиан заняты были делами богоугодными. Если кто еще доселе
увлекается или неразумием иудейского нечестия, или грубым заблуждением и
безумием язычества, тому да будет известно, что есть особенное время для
молитвы, и особенное для увеселения. Да будет ведомо, что и во дни нашего
рождения и восшествия на престол приносится подданными честь нашей кротости
наиболее тогда, когда всей империей воздается слава совершенствам и
благодеяниям Бога всемогущего». 48 В кодексе Юстиниана сказано:«В праздники
ничего не должны усвоять себе ни театральные сцены, ни плачевные зрелища
травли».49

Книга:Григорий Сергеевич Дебольский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99414215_Prazdnuet-azycnik-no-po-ploti-i-vnuseniue-svoih-bogov-i-demonov-iz-kotoryh-poslednie-po-sobstvennomu-priznaniue-azycnikov-sut-vinovniki-porocnyh-strastej-a-pervye-pocteny-byli-bogami-za (400x209, 8Kb)

Древние христиане святили праздничные дни не одним участием в богослужении, но и делами христианского благотворения

Четверг, 14 Июля 2016 г. 23:34 + в цитатник

Древние христиане святили праздничные дни
не одним участием в богослужении, но и делами христианского благотворения и
милосердия, и как все члены Церкви Христовой, – каждый порознь по своему
усердию и силам, так самое правительство своими благотворениями меньшей
братии Христовой подавало верующим высокий образец евангельской любви,
особенно приличной священным дням. Христианские государи, вообще запрещая
отправлять в праздники дела судебные, от сего запрещения исключали
судопроизводство по делам благотворения и милосердия к ближним Константин
Великий первый из государей постановил, чтобы в судилищах его империи во
дни праздничные производимы не были дела судебные, кроме дел христианской
любви, например, отпущения рабов на волю.«Сколь не достойно, – говорил
равноапостольный царь, – в день солнца, всеми чтимый, заниматься тяжбами и
спорами, столь приятно и утешительно в этот день исполнять особенно то, что
должно быть посвящено Богу. Итак, пусть все в праздничный день пользуются
правом, одни – приобретать себе свободу, а другие – давать; кроме же этих
дел, других не совершать в праздник». 35 Самое провозглашение отпущения
рабов на волю, как дело богоугодное, совершалось и освящалось древле в
Церкви. 36 Императоры Валентиниан 1 (364–375) и Валент (364–378) строгость
хранения св. праздников простерли до того, что не позволяли в оные, под
угрозою наказания, взыскивать никакого долга, ни казенного, ни частного. 37
Онорий (395–423) и Феодосии 2 (408–450), предписывая долг христианского
человеколюбия, дозволяли еще в праздники судопроизводство по делам морских
грабителей, расхищавших жизненные припасы, привозимые из Африки в Рим,
потому что такое расхищение было весьма гибельно для благосостояния целого
Рима, а преследованием хищников нельзя было медлить. 38 Онорий и Феодосии 2
предписывали судьям, чтобы они в праздничные дни посещали узников и
выведывали от них: оказывают ли им темничные стражи предписанный законами
долг человеколюбия. Также предписывали водить узников в праздники под
верной стражей в бани и снабжать их, равно и других, не имевших насущного
хлеба, необходимым пропитанием, выдавая тем и другим деньги на ежедневное
необходимое содержание. За неисполнение этих священных обязанностей
милосердия и человеколюбия к узникам и нищим судьи подвергались денежному
взысканию. 39 В кодексе Феодосия и Юстиниана постановлено
было:«Судопроизводство прекращать в священные дни Пасхи (недель страстной и
светлой), которые седмичным числом ей предшествуют и последуют; также во
дни Рождества Христова и Богоявления; во дни воспоминания св. апостолов,
страдания которых назидают христиан: в эти святейшие дни не дозволять и
зрелищ. Для подобного хранения причислить и дни солнца, еженедельно
возвращающиеся, которые предки справедливо назвали Господними. В сии дни
всем необходимо иметь одинаковое благоговение, так чтобы во время их не
было разбирательства тяжеб у стряпчих, определенных судиями и добровольно
избираемых; равно и во дни нашего рождения и восшествия на престол. В
продолжение 15 дней Пасхи прекращать и подвоз годовых съестных припасов и
взыск общественных и частных долгов».40

Книга:Григорий Сергеевич Дебольский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%94%D1%80%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99413949_Drevnie-hristiane-svatili-prazdnicnye-dni-ne-odnim-ucastiem-v-bogosluzenii-no-i-delami-hristianskogo-blagotvorenia-i-miloserdia-i-kak-vse-cleny-Cerkvi-Hristovoj-_-kazdyj-porozn-po-svoem (400x209, 9Kb)

Оставаясь дома или находясь в другом месте, удаленном от места христианских собраний, они проводили часы,

Четверг, 14 Июля 2016 г. 23:24 + в цитатник

О ревности первых христиан к общественному
богослужению во дни праздничные свидетельствуют древние писатели 2 века:
св. мученик Иустин, Тертуллиан 29 и даже Плиний – язычник, живший в 1 веке.
30 Иустин говорит, что»в день недельный, или воскресный, бывает у нас
собрание в одно место всех живущих по городам и селам». 31 Благочестивой
ревности древних христиан быть в праздники при богослужении не силен был
ослабить даже страх гонений. Если днем не могли они без опасности сходиться
для общественного богослужения, то собирались ночью. 32 Только тяжкая
болезнь, тюремное заключение, ссылка или другая подобная крайность
удерживала их от участия в общественном богослужении. Но и в таком случае
они не лишались вовсе духовного общения с верными, бывшими во храме Божием.
Оставаясь дома или находясь в другом месте, удаленном от места христианских
собраний, они проводили часы, назначенные для богослужения, в молитвах, и,
если можно было, получали от Церкви св. дары, над которыми во время
богослужения совершено благодарение. 33 Таким образом древле все христиане
духовно соединялись в праздники и бывшие, и не бывшие, при общественном
богослужении.

Книга:Григорий Сергеевич Дебольский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D1%81%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99413911_Ostavaas-doma-ili-nahodas-v-drugom-meste-udalennom-ot-mesta-hristianskih-sobranij-oni-provodili-casy-naznacennye-dla-bogosluzenia-v-molitvah-i-esli-mozno-bylo-polucali-ot-Cerkvi-sv. (400x209, 6Kb)

Если чувство благодарности к благодетелям нашим обязывает нас оставлять свои дела и жилища и являться к ним

Четверг, 14 Июля 2016 г. 22:44 + в цитатник

Светло торжествуя в великие праздники,
Прав. Церковь внушает нам иметь непременное участие в ее торжестве –
быванием при ее богослужении и вообще поведением, достойным священного
времени. В праздники, особенно великие, она внушает нам освобождаться от
ежедневных работ и занятий своего звания, для беспрепятственного,
радостного общения с Богом, святыми, между собою и для освящения себя. Если
чувство благодарности к благодетелям нашим обязывает нас оставлять свои
дела и жилища и являться к ним лично в известные дни для
засвидетельствования своей признательности, то не более ли мы, всегда
обязанные благодарить Верховного своего Благодетеля, призываемся, особенно
во дни воспоминания великих Его благодеяний для нас, оставлять свои
житейские дела и являться в дом Божий для общего и единодушного славословия
Господа и святых и духовного веселия с Церковью? С духовным веселием
несовместна ни житейская заботливость, ни телесное утомление, ни
зависимость от нужд, а тем более от прихотей плоти: поэтому в праздники мы
должны, сколько можно, иметь ослабу и покой от дел житейских, и духовное
господство во имя Господа – над всеми телесными трудами, нуждами, заботами,
а особенно страстями, отлагая это земное бремя и духом пребывая и
успокоиваясь в Боге. Господство духа, проистекающее в праздники из
духовного общения с Господом, заключается в делах во славу Божию, для
нашего освящения и для блага ближних, а именно: в молитве, Богомыслии,
чтении Священного Писания и писаний св. Отец, в благочестивых разговорах и
в делах любви христианской, распространяющих благодатное утешение, особенно
приличное праздникам. Может нисходить даже до употребления лучшей одежды,
на что Церковь указывает светлым облачением храма и священнослужителей при
праздничном богослужении; до употребления лучшей пищи, как многократно
позволяет в праздники Церковный Устав; и телесного покоя во дни праздничные
большего, нежели в работные, особенно»труда ради бденного»в праздники
великие.

Книга:Григорий Сергеевич Дебольский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%95%D1%81%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99413788_Esli-cuvstvo-blagodarnosti-k-blagodetelam-nasim-obazyvaet-nas-ostavlat-svoi-dela-i-zilisa-i-avlatsa-k-nim-licno-v-izvestnye-dni-dla-zasvidetelstvovania-svoej-priznatelnosti-to-ne-bolee- (400x209, 10Kb)


Поиск сообщений в janvaris2014
Страницы: 206 ... 134 133 [132] 131 130 ..
.. 1 Календарь